Оспаривание виновности в дтп. Как определяется виновник аварии

Виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия гражданина может признать только суд. До тех пор, пока он этого не сделает, будет действовать презумпция невиновности и с водителя нельзя будет взыскать средства по регрессному иску от страховой компании. Как оправдать себя перед сотрудниками ГИБДД? Что стоит и чего не стоит делать после совершения ДТП? Может ли быть признана виновность одного из участников аварии до передачи дела в суд?

Действия водителя после аварии

Пункт 2.5 Правил дорожного движения определил, что после совершения ДТП водитель, причастный к аварии, должен остановить свое транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Несоблюдение данных требований влечет за собой наложение административного взыскания в соответствии со статьей 12.27 Кодекса административных правонарушений. Так, если водитель скрылся с места ДТП, ему грозит арест до 15 суток или лишение водительских прав сроком до полутора лет. Если же он просто отъехал в сторону, не выставил знак или не включил «аварийку», на него может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.

Также после ДТП водитель должен убедиться в том, не было ли нанесено серьезных повреждений иным участникам аварии и при необходимости вызвать экстренные службы (скорую помощь и пожарную), а также оказать доврачебную помощь пострадавшим. Кроме того, в обязательном порядке на место дорожно-транспортного происшествия должны быть вызваны сотрудники ГИБДД. Только после совершения всех указанных действий водитель может предпринимать шаги, которые будут способствовать определению его невиновности в совершении аварии:

  1. Взять контактные данные у свидетелей происшествия (ГИБДД зачастую приезжает только через несколько часов, очевидцам аварии нет резона ждать их на месте ДТП так долго).
  2. Сохранить материалы с камеры видеорегистратора, если таковая имеется в автомобиле.
  3. Попробовать найти данные с видеорегистраторов иных автомобилей, которые в момент аварии находились рядом.
  4. Зафиксировать положение транспортных средств, деталей кузова (если они разлетелись по дороге) и повреждений с помощью фото и (или) видеокамеры если таковая имеется.
  5. Самостоятельно составить схему дорожно-транспортного происшествия с соблюдением габаритов, максимально точно передав все детали аварии.
  6. Вызвать на место ДТП юриста или аварийного комиссара, которые проконсультируют по поводу заполнения документов сотрудниками ГИБДД и помогут с составлением схемы ДТП.

По приезду сотрудников ГИБДД им необходимо показать все собранные материалы (фото, видео, схему ДТП, контакты свидетелей и т.д.) и изложить свое видение ситуации. Сотрудники ГИБДД, прибывшие на место аварии, должны собрать максимальное количество сведений о ДТП, после чего передать их группе разбора, которая составит протокол, где будет указано лицо, нарушившее ПДД, что повлекло за собой аварию. В случае если установить таковое лицо они не могут или авария произошла в силу каких-либо внешних факторов, данная информация будет отражена в том же протоколе.

После составления протокол будет предложен на подпись обеим сторонам дорожно-транспортного происшествия. Если водитель не согласен с информацией, отраженной в протоколе, он может отказаться его подписать, о чем в документе делается соответствующая запись. Если сотрудники ГИБДД составили протокол, в котором указали, что один из водителей нарушил Правила дорожного движения, что и привело к аварии, и данный водитель подпишет документ - он будет считаться добровольно признавшим свою вину в аварии.

Что делать после составления протокола?

Водитель, который был определен группой разбора ГИБДД как виновник аварии, вправе не соглашаться с данным постановлением и не подписывать его. Чтобы доказать свою невиновность он может обратиться к независимым экспертам и заказать автодорожную и трасологическую экспертизы. Первая изучает состояние дорожного покрытия и наличие (отсутствие) дорожных знаков и разметки в момент совершения аварии, вторая изучает оставшиеся на дороге и на транспортных средствах следы от аварии.

На основании проведенных исследований эксперты выдают свое постановление о причинах и виновнике случившейся аварии. Данное постановление не является бесспорным, на его основании водитель может лишь обратиться в суд или подать жалобу вышестоящему сотруднику ГИБДД. В любом из случаев на оспаривание постановления, вынесенного группой разбора ГИБДД, у него есть 10 суток. Если ни иска, ни жалобы подано не было, водитель считается добровольно признавшим свою вину и на него возлагается вся ответственность за совершение ДТП.

Ежедневно в стране происходят сотни тысяч аварий и не всегда удается точно установить виновную сторону. Как найти виновника ДТП и как быть, если ты не согласен с постановлением ГИБДД и хочешь оспорить свою виновность?

В таких ситуациях очень важен порядок действий, которые предпринимает водитель в первые моменты после аварии.

Очень часто единственное нарушение, которое совершают добропорядочные водители за всю свою жизнь – это ситуация, когда он не уступил дорогу пешеходу. Но случаются и такое, когда ты становишься поневоле пострадавшей стороной в дорожной аварии, а сам ее виновник предпочитает немедленно исчезнуть с места происшествия, чтобы не понести наказания. Как найти виновника ДТП в случае, если он скрылся? Неважно, участник ДТП иностранец или же гражданин России – его все равно будут искать. Группа поиска практически всегда находит безответственных водителей, причем поспособствовать тому, что они будут найдены, может даже пострадавший. Для этого:

  1. Нужно постараться отыскать любых очевидцев аварии, будь то прохожие, водители других автомобилей или работники расположенных рядом магазинов, кафе или иных учреждений. Следует сразу взять их контакты, а после предоставить эту информацию инспекторам ГИБДД.
  2. Сохраните запись с видеорегистратора. Если у вас такого устройства в машине нет, обязательно спросите у других водителей-очевидцев, не была ли авария записана на их авторегистраторы.
  3. Если регистраторов ни в одном находящемся рядом авто не было, ищут любые места рядом, где могли быть установлены видеокамеры. Очень часто ими снабжаются входы в магазины и т. д.
  4. Нужно разместить объявления в интернете о поиске любых очевидцев, если на месте происшествия никакие свидетели не были найдены. Очень часто такие действия дают результаты.

Конечно, сообщение в полицию в случае, когда виновник поспешил скрыться с места ДТП, обязательно. Именно при наличии соответствующего заявления этот орган ищет скрывшееся лицо. Кстати, установить его по номеру машины на данный момент довольно просто, поскольку все больше устанавливается дорожных камер. В итоге автомобиль, на котором скрылся участник аварии, могут даже объявить в розыск.

Скрываться с места ДТП строго запрещено, конечно, если только не было жертв или пострадавших (легкие ушибы, в том числе у ребенка, не являются уважительной причиной отъезда), и при помощи скорой их доставить в больницу невозможно. Следует вызвать экипаж ДПС, дождаться их приезда и по всем правилам оформить аварию.

Порядок установления виновника аварии

Может ли ГИБДД разобраться в том, кто является виновником аварии и куда обращаться для этого? Чтобы разобраться в данном вопросе, вначале рассмотрим порядок определения лица, спровоцировавшего ДТП:

  1. Как только материалы о произошедшей аварии поступят в ГИБДД, будет создана группа разбора, которая занимается поиском виновника.
  2. Стороны, ставшие участниками ДТП, получают документы (постановление), в которых указывается нарушитель. Никакой информации о том, кто стал виновником, там не прописано. На основании постановления нарушившему лицу выписывается штраф.
  3. Слов одного из лиц часто хватает для того, чтобы признать одну из сторон виноватой.

Далее вместе с документами каждая из сторон отправляется в свои страховые фирмы, где у пострадавшей стороны оценивается степень повреждения автомобиля, нанесенные ему травмы. На основании этого делается выплата. Точное установление виновника происшествия происходит только в суде, поэтому сторона, признанная постановлением ГИБДД нарушителем, может подать иск об установлении виновности в суд.

Может ли потерпевший стать виновником?

А что будет, если за рулем был несовершеннолетний? В такой ситуации чаще всего рассчитывать на компенсацию не приходится. Более того, именно тогда несовершеннолетний может стать, по сути, виновником, поскольку его родителям придется отвечать перед страховой фирмой по регрессным требованиям. Если же малолетний не спровоцировал аварию, а пострадал в ней, виновнику выплачивать сумму не придется. Но и на восстановление машины ее собственник ничего не получит. Если, конечно, автомобиль не был угнан.

Стать виновной пострадавшая сторона способна и после вынесения решения суда о признании ее таковой. Подобное происходит, если нарушитель решает оспорить постановление ГАИ. Кстати, виновным пострадавший может быть признан только в части, подробнее этот случай мы рассмотрели далее.

Что делать, если в справке №154 не указан виновник

Ранее справка о ДТП №154 обязательно выдавалась обеим сторонам аварии и, если в ней не указан был виновник, требовалось обращаться в суд. Несмотря на то, что сам Приказ МВД №154, утверждающий форму справки о ДТП, отменен не был, в обновленном Приказе МВД №664 (он же Административный регламент) не предусмотрена выдача этого документа. То есть теперь он не просто не устанавливает виновную сторону аварии (это теперь прерогатива исключительно суда), но и вообще исключен из списка бумаг, выдаваемых на месте происшествия.

На данный момент взамен справки №154 требуют протокол и определение либо постановление. Именно здесь сотрудник ГИБДД обязан отразить все важные данные, которые ранее указывались в справке о ДТП. Ее, кстати, страховщики требовать теперь не вправе.

С 2017 года в справке о ДТП не указан виновник, и она более не выдается. Вместо нее требуйте выдачи копии протокола или постановления о правонарушении.

Установление вины в суде

В установлении виновника ДТП через суд участвует собственник одного из автомобилей. Именно заявление об установлении вины является основанием для начала судебного разбирательства, иначе ее степени будут устанавливаться в ходе расследования. Зачастую обратиться в суд приходится той стороне, которая считает, что в постановлении ГИБДД неправильно определено лицо, спровоцировавшее аварию.

Если одна из сторон обратилась с суд, она должна предоставить максимально возможное количество доказательств, указывающих на свою невиновность. Например, заранее можно сделать трасологическую экспертизу, чтобы эксперты исследовали образцы шин, следов от них и т. д. Во внимание будут приняты такие детали, как:

  • оправданы ли действия каждого из автомобилистов;
  • каково состояние ТС в момент происшествия;
  • видны ли на месте аварии знаки, разметка или они вовсе отсутствуют;
  • состояние дороги на месте происшествия.

Судья определяет вину одного из участников ДТП, изучая указанные выше факты и, если их недостаточно, назначает дополнительные экспертизы. Такое возможно даже когда при административном расследовании они уже проводились. Повторные исследования исключат ошибки.

Вот список (примеры) документов, которые следует приложить к иску об установлении виновника:

  • видео- и фотоматериалы;
  • данные свидетелей;
  • справка о ДТП или постановление об административном правонарушении;
  • протокол и схема происшествия;
  • результат мед. освидетельствования;
  • данные экспертиз.

Обоюдная вина

Может случиться и ДТП без определенного виновника. Такая ситуация значит, что в аварии виновен не один водитель, так как действия обоих привели к возникновению происшествия. Несмотря на то, что юридического термина «обоюдная вина» не существует, он широко применяется как страховыми фирмами, так и сотрудниками ГИБДД при составлении документов.

Неважно, гражданин обращается сам в ГАИ или сотрудниками самостоятельно организуется административное расследование. Результаты его могут быть таковы:

  1. Виновной становится одна сторона. В данном случае компенсация может быть выплачена только пострадавшему.
  2. Вина распределяется пополам. Такое часто случается, если показания путаные и невозможно восстановить полноценную картину происшествия. Тут страховщики руководствуются ст. 1083 ГК , которая определяет, что если невозможно точно установить степени виновности, то она признается равной. Выплаты, соответственно, производятся тоже пополам.
  3. Вина установлена пропорционально. Размер компенсации будет зависеть сугубо от степени виновности.
  4. Прекращение дела. Такое происходит, если установление человека, спровоцировавшего аварию, невозможно, либо вышел срок давности.

Степени вины участников ДТП может определить суд, если водители не согласны с результатами расследования. Судья распределяет вину между водителями и иными участниками дорожного движения на основании экспертиз, справок и иных документов, которые относятся к аварии. Так, одна из сторон может быть признана виновником ДТП в большей степени (например, на 80%), а другая – в меньшей. Пропорционально вине будет распределяться и страховая выплата.

Как получить возмещение, если виновник неизвестен

Итак, определить виновника ДТП в ходе всех разбирательств не удалось, что дальше, куда обращаться? Проще всего, если пострадавший имеет полис КАСКО — в таком случае вообще степень виновности никак не влияет на то, получит ли он компенсацию или же нет. Но чаще всего потерпевший имеет только полис ОСАГО.

Если виновник ДТП не установлен, то этот факт является прямым поводом для получения возмещения, но только не со стороны страховщика, а от РСА. Основание для выплаты самое что ни на есть законное, а установлено оно в ст. 18 ФЗ «Об ОСАГО» . Поэтому все документы и заявление необходимо посылать в Союз автостраховщиков.

Виновника нашли

Случается и так, что спустя некоторый промежуток времени виновное лицо при ДТП находят. Если нашли скрывшегося, то далее может быть несколько вариантов развития событий:

  1. Если возмещение от РСА уже было получено, то потерпевший может не переживать, так как никто не потребует у него обратно вернуть средства. Все требования касательно возмещения ущерба РСА предъявит виновному водителю и дальнейшие разбирательства вас, скорее всего, не коснутся вообще.
  2. У виновника имеется ОСАГО – это хорошая новость для вас, поскольку можно брать все необходимые данные и обращаться к его страховщику. Необходимая сумма после всех экспертиз будет выплачена потерпевшему, а после СК взыщет ее со спровоцировавшей дорожное происшествие стороны.
  3. Случай, когда у найденного сбежавшего водителя полиса нет, грозит стать для вас очень проблемным и длительным разбирательством. Само судебное решение может быть вынесено довольно быстро, но вот получить необходимую сумму бывает очень сложно.

Обжалование виновности в ДТП

Если вы не согласны с предъявляемым к вам требованиям, то не забывайте, что вы всегда вправе не соглашаться с выдвигаемым против вас иском. Вину можно как оспорить, так и уменьшить. В зависимости от итога дела удастся или уменьшить стоимость иска, или вовсе предотвратить выплаты по нему. Возможно, вам помогут несколько наших советов для такой ситуации:

  1. Изучите абсолютно все документы, которые были составлены в ходе разбирательства по дорожной аварии. В этот перечень входят различные протоколы, экспертизы, освидетельствования, схема ДТП и др. Возможно, в них будет противоречащая действительности информация.
  2. Любые ошибки, связанные с происшествием, в том числе и процессуальные, сыграют вам только на руку. Например, если при составлении протокола сотрудник ДПС не обеспечил наличие нескольких понятых, то уже можно исключить его из доказательной базы, поскольку официальные бумаги, составленные с ошибками, суд во внимание не примет.
  3. Отправьте транспортное средство на экспертизу. Проконсультируйтесь со своим автоюристом по вопросу о том, сколько и какие экспертизы лучше проходить.

К сожалению, наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности отнюдь не гарантирует полной защиты ваших прав. Сколько аварий случается ежедневно, и виновник предпочитает попросту «сбежать» с места совершенного ДТП. Стать жертвой такого водителя могу я, вы или любой другой законопослушный гражданин, поэтому всегда будьте готовы отстаивать свои права даже в суде.

В любом дорожно-транспортном происшествии всегда есть две стороны: пострадавший и виновник. От того, кем именно был водитель во время аварии, напрямую зависят выплаты от страховой компании, наличие штрафов и привлечение к уголовной ответственности.

Но в некоторых случаях автомобилист, который соблюдал все правила дорожного движения, соглашается принять на себя вину другого человека. Сделать это можно по нескольким причинам: из-за близких отношений с виновником, из-за стресса.

В дальнейшем можно восстановить справедливость и оспорить документы о дорожно-транспортном происшествии. Сделать это можно в суде, представив доказательства отсутствия нарушений правил дорожного движения.

Как происходит определение виновника аварии

Виновность в дорожно-транспортном происшествии может быть определена двумя различными типами: совершение проступка по неосторожности и умышленное нарушение правил дорожного движения.

Умышленная вина

Совершение умышленного нарушения правил дорожного движения редко предполагает наличие у виновника желания причинить кому-либо вред. Как правило, водитель нарушает правила, предполагая, что он успеет выполнить маневр или обогнать медленно движущееся транспортное средство.

Причинение вреда по неосторожности

Неосторожности, которые привели к дорожно-транспортному происшествию, не являются основанием для снятия ответственности с виновника аварии. Однако выявление такого факта позволяет смягчить наказание.

Порядок установления виновника аварии

Определение, кто именно из участников происшествия является пострадавшим, а кто виновников, должно проводиться в несколько этапов.

В первую очередь сотрудники дорожной инспекции рассматривают протокол, чтобы таким образом установить виновника произошедшего. В результате проведения первичного осмотра, сотрудники ГИБДД выносят постановление о дорожно-транспортном происшествии, выдают участникам аварии справки, где указан виновник произошедшего.

В соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, виновный в аварии должен получить уведомление о необходимости уплатить штраф за ДТП.

Если было установлено, что в дорожно-транспортном происшествии нет виновников, всем участникам выдается соответствующая справка об отсутствии виновной стороны.

Если одна из сторон не согласна с полученным решением, у нее есть 10 дней на обращение в суд для . Обжаловать документы нужно в нескольких случаях:


Назначение экспертиз – прерогатива судебного органа. После проведения всех исследований и судебного разбирательства, судья выносит постановление о виновности автомобилиста или его невиновности.

Если суду не удается решить, кто именно является виновником произошедшего, выносится постановление о признание виновности за обеими сторонами. В таком случае оба водителя могут рассчитывать на получение страховой выплаты.

Как оспорить вину в ДТП

Иногда сотрудники дорожной инспекции из-за своей неопытности или нежелания разбираться в дорожно-транспортном происшествии при заполнении протокола о ДТП указывают в качестве виновного не то лицо.

Конечно, водитель, который считает, что он невиновен в произошедшем, сразу же принимает решение об обжаловании протокола. Результат оспаривания документа напрямую зависит от действий автомобилиста после аварии.

Первое, на что обращают внимание при определении виновника аварии – рапорт сотрудника дорожной инспекции. Поэтому водитель должен соблюдать некоторые правила, чтобы не оказаться виновной стороной, по мнению сотрудников ГИБДД.


Письменные показания свидетелей

Если свидетели готовы ответить на некоторые вопросы, лучше всего взять у них письменные показания и приложить их к протоколу о ДТП. В показаниях должно быть указано:

  1. Примерная скорость автомобилей в момент дорожно-транспортного происшествия.
  2. Была ли между транспортными средствами безопасная дистанция.
  3. Была ли попытка остановиться, чтобы предотвратить ДТП.
  4. Есть ли тормозной путь на дороге, где произошло дорожно-транспортное происшествие.
  5. Погода в момент происшествия, какая была видимость.

Проведение независимой экспертизы

Еще один способ доказать свою невиновность – проведение независимой экспертизы. Во время проведения такого дополнительного исследования, автомобилисту даются ответы на несколько вопросов:

  1. Исследование обстоятельств, которые стали причиной дорожно-транспортного происшествия.
  2. Исследование авто в момент аварии.
  3. Исследование следов на транспортном средстве и дороге в месте, где произошло столкновение.
  4. Исследование состояния дорожного полотна и погодных условий, которые были в момент аварии.

Все проводимые исследования направлены на определение причин, по которым произошло дорожно-транспортное происшествия и виновника аварии.

Проведение экспертизы осуществляется за счет средств автомобилиста, заинтересованного в определении виновника происшествия. Однако если в ходе проведения такой экспертизы будет установлено, что водитель был обвинен несправедливо, он может потребовать уплаты услуг экспертов от виновника аварии.

Если лицо, виновное в ДТП, отказывается уплачивать услуги экспертов добровольно, можно взыскать с него денежные средства через суд.


Куда обратиться, чтобы оспорить виновность в ДТП

Чтобы обжаловать решение сотрудника ГИБДД о виновности автомобилиста в аварии, водитель может обратиться к вышестоящему должностному лицу в ГИБДД или сразу написать исковое заявление в суд.

Обращение к вышестоящему руководству редко заканчивается желаемым результатом. Однако в некоторых случаях дело рассматривается в пользу заявителя и тогда такой способ позволяет снять обвинение без длительного судебного разбирательства.

Чтобы обжаловать решение сотрудника дорожной инспекции, необходимо подать ходатайство. Сделать это необходимо в течение 10 дней с момента получения постановления о ДТП.

Если автомобилист решил обжаловать свою вину по истечении 10 дней, необходимо обращаться в суд.

Как оспорить виновность в суде

Чтобы оспорить постановление сотрудника ГИБДД о виновности, автомобилист может обратиться в суд и подать заявление с просьбой провести независимую экспертизу.

Заявление в суд может быть подано по истечении 10 дней с момента получения постановления о ДТП, но не более чем через 2 месяца с момента происшествия.

Допускается увеличение срока для обжалования, если у водителя были уважительные причины для его пропуска, к примеру, если он находился на стационарном лечении. В таком случае, автомобилист должен приложить к заявлению документ, являющийся доказательством для пропуска срока обжалования по уважительной причине.

Порядок обжалования виновности в ДТП

Автомобилист, желающий оспорить свою виновность в ДТП в судебном порядке, должен помнить о том, что в Российской Федерации действует презумпция невинности. Данный признак означает, что водитель должен доказывать свою невиновность (можно привлечь для этого адвоката), а сотрудники правоохранительных органов должны заниматься поиском доказательств его виновности.

То есть, водителю не нужно доказывать, что в аварии был виновен другой автомобилист. Все, что ему необходимо сделать, найти доказательства, что в момент аварии он соблюдал правила дорожного движения.

Ходатайство об отмене ошибочно вынесенного постановления должно подать лицо, в отношении которого было возбуждено административное дело о ДТП.


Если человек понимает, что в ДТП не было его вины, он должен внимательно следить за правильностью заполнения всех документов о происшествии. Если в ходе оформления протокола или будут допущены ошибки, водитель может быть признан виновным в аварии, и доказать свою непричастность к нарушениям правил дорожного движения будет практически невозможно.

Чтобы не оказаться в такой непростой ситуации, автомобилист должен до приезда сотрудников ГИБДД найти свидетелей произошедшего, взять у них письменные доказательства, которые позднее можно будет приложить к протоколу и договориться с другими водителями о возможности взять у них записи с камер видеорегистраторов.

Дорожную аварию, следствием которой становится гибель или ранение людей, повреждение автомобиля и нанесение иного ущерба, принято называть ДТП. При этом определение виновного в аварии зависит от многих факторов. Как показывает практика, обычно виновным признают водителя, в отношении которого составляется протокол о нарушении. Правда, такое решение не всегда оказывается верным – ведь даже нарушение правил ПДД не всегда говорит о вине водителя в аварии. Кто должен устанавливать виновника, каков порядок этой процедуры, и действует ли ОСАГО в случае, когда виноватые не определены?

Когда виновника определяет ГИБДД, а когда спасает только суд?

До 2002-го года сотрудники ГАИ обладали полномочиями на «вынесение приговора». То есть, попавшему в ДТП водителю выдавалась справка о том, что он виновен в аварии, а дальше уже автовладелец сам решал – идти ли в суд возмущаться или добровольно возмещать ущерб.

С июля 2002-го года в КоАП были внесены определенные коррективы, основывающиеся на том, что определить вину человека может только суд. Одним из изменений стало устранение права сотрудников ГАИ устанавливать виновных в ДТП.

Конечно, на практике изменения несущественные: ГИБДД по-прежнему выписывает подобные справки о ДТП, но вот о вине водителя в них теперь ни слова. То есть, протокол – это документ о нарушении водителем ПДД (которое тоже можно оспорить), и не более того.

Схема установления виновного обычно примерно следующая:

  1. Группой разбора ГИБДД устанавливается водитель-нарушитель ПДД.
  2. По данному факту выносится постановление, а соответствующие справки выдают обоим участникам аварии. Виновник ДТП в справках не указывается – только нарушитель ПДД.
  3. В соответствии с КоАП, на нарушителя накладывают штраф.
  4. Либо после рассмотрения дела сотрудниками ГИБДД выясняется, что водители не виноваты оба, и дело прекращается по ст.24.5 КоАП. Штрафов никому не выносят, а на руки участникам аварии выдают постановления (справки) об отсутствии виновников.
  5. При несогласии с постановлением водитель имеет право подать в суд, чтобы найти истинного виновника ДТП (или вообще найти виновника, если обоих сочли невиноватыми).
  6. К судебному иску прикладывается, как постановление ГИБДД, так и документы, которые подтверждают ущерб, а также доказательства (при их наличии) вины или невиновности, которые могут помочь в поиске справедливости.
  7. Судом осуществляется разбирательство. При необходимости суд имеет право затребовать все материалы дела из ГИБДД.
  8. Суд может не согласиться с решением ГИБДД об отсутствии виновников, после чего назначить дополнительное расследование ДТП, автотехническую/трасологическую экспертизу, опросить свидетелей и пр.
  9. На основании результатов экспертизы/расследования и выносится решение о виновности либо невиновности.
  10. С решением суда на руках можно обращаться к страховой компании.
  11. При признании судом обоюдной вины каждый участник ДТП имеет право (в соответствии со степенью вины) на частичное возмещение ущерба.

Памятка водителю:

  1. Видеорегистратор – один из лучших инструментов для установления виновника ДТП. При его отсутствии не теряйте времени – сразу «ловите» пешеходов или других водителей и записывайте их в свидетели. Их данные следует в обязательном порядке указать в «Объяснении» протокола.
  2. Отказ инспектора в возбуждении административного дела (без которого, в свою очередь, сложно докопаться до истины) – это потеря возможности для обоих сторон ДТП воспользоваться ОСАГО (без копии постановления о нарушении, оформленном на оппонента, получить страховку затруднительно). Его можно обжаловать (ст.30.1 ч.4 КоАП) в вышестоящем ГИБДД либо в районном (по месту нахождения службы) суде в течение 10-ти дней.

Можно ли компенсировать ущерб от ДТП по ОСАГО, когда виновник не установлен?

К сожалению, не редкость случаи, когда инспектор ГИБДД, не в силах разобраться в обстоятельствах аварии, выдает участникам ДТП соответствующие документы. И в ситуации, когда нанесен серьезный вред, факт неустановления виновника лишает пострадавших права возместить полученный ущерб с помощью ОСАГО.

Действует ли страховка ОСАГО, если не определен виноватый в аварии?

При рассмотрении дела о ДТП всегда есть две стороны: пострадавшая и виновная. От того, какое участие водитель принял в аварии, зависят выплаты страховой компании, наложение штрафов и, в некоторых случаях, уголовная ответственность.

Но иногда автолюбитель, соблюдающий правила дорожного движения, признается виновным в аварии, принимая на себя ответственность второго участника ДТП. Восстановить справедливость можно в судебном порядке, доказав отсутствие нарушений со своей стороны.

Как определяется виновник аварии

Согласно юридической литературе, вина – это психическое отношение к лицу, свершившему противоправное деяние. В ДТП это носится к водителям, нарушившим правила дорожного движения умышленно, имея информацию о возможных последствиях.

Виновность в ДТП определяется двумя типами: по неосторожности и умышленно . Большинство случаев происходит по второму виду. Умышленное нарушение ПДД не всегда предполагает причинение вреда другим участникам движения, чаще водителем ожидается успешное завершение маневра или обгона. К сожалению, результатом данных действий часто становится причинение вреда чужому автомобилю, жизни и здоровью людей.

Вина «по неосторожности» не снимает ответственность с водителя, но помогает смягчить наказание.

И если доказать свою невиновность не получается, стоит добиться установления непреднамеренного нарушения ПДД.

Установление виновной и пострадавшей стороны происходит в несколько этапов.

  1. Группой инспекторов ГИБДД рассматривается протокол о произошедшей аварии для установления виновника.
  2. По факту аварии выносится постановление, а участникам ДТП выдаются справки с указанием нарушителя правил дорожного движения.
  3. В соответствии с кодексом административных правонарушений на виновного водителя налагается штраф с выдачей уведомления.
  4. Если в процессе разбора протокола выясняется, что нет виновных в аварии, то водителям выдаются справки об отсутствии виновной стороны.
  5. При несогласии с вынесенным постановлением водитель имеет право обратиться в суд для оспаривания документа. Это необходимо для снятия вины с себя или определения виновника (необходимо для получения выплат от страховой компании).
  6. Суд проводит разбирательство, назначает экспертизы, если в этом есть необходимость.
  7. После рассмотрения дела судом выносится решение о признании виновности или невиновности водителя.

Судебная практика дел о нарушении правил ДД, повлекших за собой ДТП, часто сталкивается с невозможностью определения степени вины. Если такое происходит, выносится решение о признании виновности обеим сторонам. Это позволит получить от страховой компании частичную выплату на ремонт авто.

Как правильно обосновать невиновность

Виновника ДТП определяет сотрудник ГАИ на месте происшествия. Но из-за недостатка опыта или ошибок в проведении анализа произошедшей аварии водителя признают лицом, нарушившим ПДД, хотя он сам стал пострадавшей стороной. Снять с себя вину можно грамотным отношением к делу.

При составлении рапорта о ДТП во внимание берутся показания свидетелей, изучение схемы происшествия.

И в самом начале нужно учитывать несколько важных деталей.

  1. Схема происшествия может быть составлена неправильно. Изучение документа на месте позволит сразу устранить ошибки. А чтобы оспорить вину в ГИБДД, рекомендуется сфотографировать аварию, чтобы было видно расположение автомобилей, дорожных знаков, разметок и других внешних факторов, спровоцировавших ДТП.
  2. Водитель справе самостоятельно вписать в рапорт дополнения, если они могут повлиять на решение сотрудников правоохранительных органов при определении вины.
  3. Можно записать данные свидетелей, готовых отрицать вину водителя. Ими могут стать пассажиры автомобиля.
  4. Снять запись с видеорегистратора своего автомобиля или находившихся рядом транспортных средств. Если на текущей улице установлены камеры видеонаблюдения, то через правоохранительные органы можно сделать запрос на рассмотрение видеозаписи.

По необходимости, может быть проведена независимая экспертиза. На ней нужно настаивать при некоторых нюансах, которые не были учтены составителем протокола.

Экспертиза позволяет решить ряд возникших вопросов:

  • исследование обстоятельств, ставших причиной ДТП;
  • исследование состояния автомобиля на момент аварии;
  • исследование следов на автомобиле и дороге в месте ДТП;
  • исследование состояния дорожного полотна и погодных условий на момент ДТП.

Каждое из исследований направлено на определение причины аварии и виновника. Оплачивать экспертизу придется из собственных средств, но несправедливо обвиненный водитель вправе потребовать компенсацию для покрытия расходов со второго участника ДТП. Сделать это можно в судебном порядке.

Куда обращаться?

Виновность в ДТП можно оспорить у вышестоящего должностного лица ГИБДД или в суде. Обращение в правоохранительные органы редко приводит к желаемому результату. Но этот способ позволяет снять обвинение без длительной судебной волокиты.

Ходатайство подается в районное управление в течение 10 дней с момента происшествия. Этот срок необходим для регистрации постановления и предписания нарушителю наказания. После 10 дней обращаться в правоохранительные органы не имеет смысла. И снять обвинение можно только в судебном порядке.

На мнение представителей правоохранительных органов влияет рапорт инспектора ГАИ. Составляется он долго, после детального изучения места происшествия, опроса свидетелей. Поэтому для оспаривания решения придется подыскать достоверные доказательства своей невиновности. Но лучше повлиять на исход событий в самом начале, при составлении рапорта. Необходимо рассказать полицейскому о своих действиях, о причинах ДТП, снять записи с видеорегистратора. Эти моменты обязательно отражаются в рапорте.

Оспаривание виновности в ДТП в суде: основные моменты

Граждане, признанные виновными в ДТП и не предпринявшие попытки оспорить нарушение в ГИБДД (или действие не дало результатов), могут исправить ситуацию. Для этого потребуется обратиться в суд с исковым заявлением и просьбой провести независимую экспертизу. Оспаривание возможно даже при вступлении в силу Постановления об административном нарушении.

Исковое заявление в суд должно быть подано в течение 2 месяцев с момента ДТП . Увеличение срока возможно по уважительным причинам (например, стационарное лечение водителя). Для обжалования постановления прикладывается справка с медицинского учреждения или другие документы, подтверждающие временную недееспособность.

Для судебного разбирательства потребуется копия или оригинал постановления и подробное описание причин, повлекших ДТП. Водителю нужно быть готовым к доказательству своей невиновности. При этом во внимание принимаются только существенные основания. Не подойдет отговорка вроде «не увидел знака» или «кошка пробежала».

Недостаточно и слов, нужны показания свидетелей, фотографии с места аварии. Если суд сочтет нужным, то будет назначена независимая экспертиза.

Разбирательство в рамках гражданского процесса (в суде) может занять достаточно много времени. Нередко такие дела длятся больше года, особенно в сложных ситуациях, когда доказать свою невиновность без экспертиз невозможно.

Порядок

Водитель должен помнить о существующей презумпции невиновности в России. Это означает, что свою невинность нужно доказывать самостоятельно (с привлечением адвоката), а задачей правоохранительных органов является найти доказательства вины участника ДТП.

Ходатайствовать за отмену постановления должен гражданин, против которого возбуждено административное дело. Разрешено привлечение адвоката.

И для благополучного исхода событий потребуется соблюсти порядок оспаривания вины.

  1. Внимательно изучить дело об . Следует уточнить, какие факторы учитывались для привлечения к ответственности. Водитель имеет право изучить: протокол с места ДТП, справку об аварии, схему ДТП, заключение независимых экспертов. Если при изучении материалов будут найдены ошибки, то отменить решение о возбуждении административного дела отменить значительно проще.
  2. Обнаруженные в документах ошибки должны быть устранены, дело пересмотрено. На основании недостоверных сведений признавать виновность водителя неправомерно.
  3. Если правоохранительными органами не была назначена автотехническая экспертиза, то ее нужно провести самостоятельно. Она позволяет прояснить ситуацию, когда виновность водителя остается под сомнением. Экспертиза позволяет увидеть причиненный вред, а также выяснить возможные причины ДТП.
  4. Провести исследование дорожных условий. Причиной аварии могла стать неблагоприятная погода и повреждения дорожного полотна.

При возникновении спорных ситуаций стоит получить консультацию у юриста, чтобы определить дальнейшие действия и убедиться в собственной невиновности.

По результатам судебного разбирательства выносится решение об удовлетворении или отмене жалобы. Просьба может быть удовлетворена частично. В этом случае истцу потребуется подать еще один иск для получения материальной компенсации от страховой компании виновной стороны.

Если виновник не установлен

Иногда определить виновника не удается даже после экспертиз. В этом случае обеим сторонам выдается соответствующая справка о ДТП. Этот документ лишает водителей права на получение компенсации от страховой компании по ОСАГО.

Выплаты производятся только при наступлении и только при условии, что водитель невиновен в ДТП. В иных случаях оплата ремонта не предусмотрена. Решить проблему можно в судебном порядке, подав ходатайство с просьбой установить виновного и потерпевшего. За время разбирательства можно отремонтировать автомобиль за собственные средства, а после получения справки подать заявку в страховую компанию для выплаты компенсации.

Если виновная сторона без страховки ОСАГО, то выплаты производятся пострадавшему водителю физическое лицо, то есть второй участник ДТП. На практике добиться возмещения ущерба удается не всегда, даже в судебном порядке. Но уже является нарушением и в отношении водителя, управляющего автомобилем без страховки, будет возбуждено дело об административном правонарушении.

Став участником ДТП, важно следить за правильностью составления документов. Это поможет в дальнейшем избежать наказания за виновность в аварии. И дело не только в назначении штрафа за несоблюдение правил дорожного движения, но и в отказе страховой компании от выплаты компенсации. Бороться за справедливость нужно до конца, доказывая свою невиновность имеющимися фактами и свидетельскими показаниями.



 

Возможно, будет полезно почитать: