Теория государства и права: методы и функции. Теории происхождения государства

Экзамен - проверочное испытание по какому-нибудь учеб­ному предмету (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М, 1991. С. 903) Это ϲʙᴏеобразный "венец", конечная форма изуче­ния определенного предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса.

Цель экзамена - завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему по­нятий и отметить степень полученных знаний. Отметим, что тем самым экза­мены содействуют решению главной задачи высшего образова­ния - подготовке квалифицированных специалистов.

Основные функции экзаменов: обучающая, оценивающая и воспитательная.

Обучающее значение экзаменов состоит по сути в том, что студент в период сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники ин­формации. Стоит заметить, что он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. В первую очередь, именно во время экза­менов "старые" знания обобщаются и переводятся тем самым на качественно новый уровень - на уровень системы как упо­рядоченной совокупности данных, что позволяет студенту по­нять логику всего предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложен­ных для самостоятельного изучения, новейшей научной лите­ратуры (монографий, статей и т. п.} и нормативной базы (зако­нов и т. п.)

Оценивающая функция экзаменов состоит по сути в том, что они не только обучают, но и подводят итоги как знаниям сту­дентов (что выражается в конкретной оценке), гак и в опреде­ленной степени всей работе по данному предмету.

В случае если экзамены принимаются объективно и доброжелатель­но, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, от­ветственное отношение к делу, развивают чувство справедли­вости, уважения к науке и преподавателям.

Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, име­ет ϲʙᴏи нюансы, тонкости, аспекты, кᴏᴛᴏᴩые студенту необхо­димо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, кᴏᴛᴏᴩых нет в экзаменационных билетах, но на кᴏᴛᴏᴩые студенту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к эк­замену; по каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия; каким образом в максимальной степени ис­пользовать программу курса и т. п. Попытаемся дать ответ на данные и некᴏᴛᴏᴩые другие вопросы.

Перед экзаменом на консультациитрадиционно спраши­вают: нужно ли заучивать учебный материал? И да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Прежде всего необходи­мо запоминать определение понятий, так как именно в нем фикси­руются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других.

Исключая выше сказанное, студент-юрист в процессе заучивания опреде­лений конкретных понятий "наращивает" ϲʙᴏю правовую куль­туру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙую­щей юридической деятельностью. Всякая наука, в т.ч. теория государства и права, имеет ϲʙᴏю систему понятий, и студент-юрист через усилия, запоминание конкретной учебной информации приобщается к данной системе, "поднимается" до ее уровня, говорит на ее языке, а не пытается объяснить суть той или иной категории с помощью обыденных слов. Это может исказить содержание рассматриваемых проблем, что недопус­тимо.

При этом преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как сту­дент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать за­ученную дефиницию ϲʙᴏими словами. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что для экза­менов крайне важно разумное сочетание запоминания и понима­ния, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.

Следует иметь в виду, что некᴏᴛᴏᴩая учебная информация поддается так называемому "условно-гарантированному" запо­минанию, т. е. запоминанию в расчете на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и приемов. Речь, на­пример, идет о той информации, кᴏᴛᴏᴩая содержится в про­грамме курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдель­ных наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т. п.) Учитывая, что программа курса долж­на обязательно лежать на столе экзаменующегося, ему необхо­димо научиться максимально использовать сведения, содержа­щиеся в ней. Это обеспечивает студенту информационный ми­нимум.

Следует распространить ϶ᴛᴏт метод запоминания и на не­кᴏᴛᴏᴩые классификационные критерии: предмет и метод пра­вового регулирования, время и сфера действия, содержание и форма, характер и последствия, функциональная роль и струк­тура и т. п. Помня о том, что они повторяются, классифицируя юридические понятия, их можно использовать в виде ϲʙᴏеоб­разной схемы, специфического универсального набора.

Нужно помнить, такие "палочки-выручалочки" не только позволяют облег­чить, упростить, разгрузить сам процесс запоминания, не те­ряя при ϶ᴛᴏм той информации, кᴏᴛᴏᴩую крайне важно запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления, сообразитель­ности, ассоциативности, творческого отношения к анализу кон­кретного учебного материала.

Психологи для улучшения запоминания предлагают опре­деленные способы. Важно заметить, что один из них - использование ассоциаций. Ассоциация в психологии - ϶ᴛᴏ связь, образующаяся при оп­ределенных условиях между двумя или более понятиями, пред­ставлениями и т. д. Иначе говоря, ϶ᴛᴏ такой психический процесс, в результате кᴏᴛᴏᴩого одни понятия или представле­ния вызывают появление в уме других. "С чем большим коли­чеством фактов мы ассоциировали данный факт, - повествовал из­вестный психолог У. Джеймс, - тем более прочно он задержан нашей памятью. Отметим, что каждый из элементов ассоциации есть крю­чок, на кᴏᴛᴏᴩом факт висит и с помощью кᴏᴛᴏᴩого его можно выудить, когда он, так сказать, опустился на дно... Тайна хоро­шей памяти есть, таким образом, искусство образовывать мно­гочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, ко­торый мы желаем удержать в памяти" (Джеймс У. Психология. М., 1091. С. 194)

Для того, ɥᴛᴏбы быть уверенным на экзамене, необходимо подготовить и тезисно записать ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы. Запись включает дополнитель­ные (моторные) ресурсы памяти.

В идеале, к экзаменам крайне важно начинать готовиться с начала учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т. п.) По большому счету возможности для ϶ᴛᴏго преподавателями создаются. При этом далеко не все студенты сразу хотят "включаться" в такую долгосрочную подготовку.

Зачастую студенты выбирают "штурмовой метод", когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и исключительно для того, ɥᴛᴏбы "свалить" экзамен. При этом они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими поня­тиями. По϶ᴛᴏму знания, приобретенные с помощью подобного методатрадиционно менее прочны и надежны.

Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в различных контекстах, освещенный с разных точек зре­ния, связанный ассоциациями с другими событиями и неодно­кратно подвергавшийся обсуждению, образует качественные системные знания.

Не стоит забывать, что важно иметь в виду высказывание Л. Н. Толстого о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилия­ми ϲʙᴏей мысли, а не памятью.

При подготовке к экзамену следует особое внимание уде­лить конспектам "живых" лекций, а уж затем учебникам, кур­сам лекций и т. п. печатной продукции. Дело в том, что "живые" лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, ил­люстрированны и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую "свежую" научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие ау­диторию в данный момент вопросы. Стоит сказать, для написания же и опуб­ликования печатной продукции нужно время. Отсюда изложе­ние некᴏᴛᴏᴩого учебного материала (особенно в эпоху перемен) быстро устаревает. К тому же объем печатной продукции прак­тически всегда ограничен.

На консультациях подчас задают вопросы: каким пользо­ваться учебником при подготовке к экзамену? Важно заметить, что однозначно от­ветить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различ­ных школ, научных направлений, по-разному интерпретирую­щих философские проблемы государства и права и т. п., и по­϶ᴛᴏму в каждом из них есть ϲʙᴏи достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Отсюда для сравнения учебной ин­формации и полноты картины желательно использовать два или более учебных пособий.

Отвечая на конкретный вопрос, крайне важно исходить из принципа плюрализма, согласно кᴏᴛᴏᴩому допускается много­образие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с услови­ем ее достаточной аргументации.

При подготовке к экзамену важно наряду с "живыми" лек­циями, учебниками и т.п. максимально использовать и про­грамму курса. Ведь она содержит в себе разделы, темы и основ­ные проблемы предмета, в рамках кᴏᴛᴏᴩых и формируются во­просы для экзамена. По϶ᴛᴏму студент, заранее посмотрев про­грамму курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему помо­жет программа и в какой последовательности (ɥᴛᴏбы структу­рировать знания, построить их в определенную систему) учить ответы на вопросы.

Программа окажет содействие, напомним, и на самом экза­мене. Не стоит забывать, что важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет ϲʙᴏю логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в кᴏᴛᴏᴩой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смы­словой соподчиненности. Студент же, учитывая то, где распо­ложен экзаменационный вопрос (в каком разделе, теме, абза­це), как он связан и соотносится с другими вопросами и приме­няя приемы, так сказать, "систематического и логического тол­кования", сможет гораздо увереннее и грамотнее построить ϲʙᴏй ответ.

На экзамене преподаватель может задать студенту допол­нительные и уточняющие вопросы. В случае если первые задаются по­мимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как прави­ло, с плохим ответом, то вторые - в рамках билета и направле­ны на уточнение мысли студента.

Иногда студент сознательно пытается "вырыть яму" для преподавателя. Так называют ситуацию, когда студент заведо­мо в ϲʙᴏем ответе опускает какую-либо деталь, ɥᴛᴏбы препода­ватель задал ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий вопрос. Блестящий ответ на уточ­няющий вопрос исключительно усиливает эффект общего ответа студен­та. Но здесь есть и негативные стороны, в результате действия кᴏᴛᴏᴩых студент сам может попасть в "вырытую им яму". Речь, например, идет о какой-либо неоднозначной проблеме, дискус­сионном аспекте, слаборазработанном понятии и т. п.

Можно выделить следующие критерии, кᴏᴛᴏᴩыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене:

правильность ответов на вопросы (верное, четкое и дос­таточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.);

полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;

умение связывать теорию с практикой, творчески при­менять знания к неординарным ситуациям;

логика и аргументированность изложения;

грамотное комментирование, приведение примеров, ана­логий;

культура речи.

Это значит, что преподаватель оценивает как знания дан­ного предмета (содержания), так и форму изложения их сту­дентом (об экзаменах подробнее см.: Фарбер И. Е. Очерки ву­зовской педагогики. Саратов, 1984. С. 230-249)

Изучение теории государства и права призвано вооружить будущих юристов современными достижениями общетеоретической мысли, сформировать политико-правовое мышление, включающее идеи приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, господства права.

Задачей курса, традиционной для фундаментальной академической дисциплины, является выработка ценностных ориентации в жизни на базе превращения теоретических знаний в убеждения и движущую силу поведения обучающихся.

Поэтому в процессе преподавания теории и истории государства и права важнейшим считается вопрос: как преподавать. Полагая, что ответ находится на поверхности, мы ошибаемся. Методы и приемы преподавания теснейшим образом связаны с содержанием предмета. А само содержание определяется конкретным способом разрешения основной методологической проблемы: об отнесенности теории государства и права к гуманитарной парадигме.

«Нет ничего практичнее хорошей теории». Эта крылатая фраза не является убедительной для значительного числа студентов, если речь вести об уровне преподавания. В том случае, если преподаватель предлагает массу теоретических установок, которые непонятны студенту, то надеяться на то, что это вызовет встречное качественное восприятие учебного материала, не приходится.

Не является секретом то, что подавляющее большинство студентов в отношении данной учебной дисциплины любовью не пылают, и откровенно побаиваются, и соответственно слушать и читать учебный материал не спешат. В ряде случаев обучение сводится к вынужденной зубрежке. А сдача экзамена превращается в настоящее испытание. В чем же причина подобного положения дел и чем необходимо руководствоваться в этих случаях?

На наш взгляд, в процессе преподавания теории государства и права преподаватель обязан четко осознавать, на какие принципы он должен опираться как специалист.

Основной принцип - ориентация на четкость и ясность постановки проблемы (научной или практической) как со стороны содержания, так и по форме.

В процессе изучения курса теории государства и права используются различные организационные формы обучения: лекция, семинар, индивидуальное собеседование, коллоквиум, конференция, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзамены. В качестве методов педагогического контроля успеваемости студентов могут использоваться, в частности, опрос, контрольные задания, проверка преподавателем конспектов рекомендованной литературы, рецензирование курсовой работы, тестирование и другие способы и приемы, направленные на проверку знаний обучающихся по широкому кругу вопросов, предусмотренных программой обучения.

Все формы обучения призваны одновременно выполнять ряд педагогических функций: обучающую, развивающую, образовательную, воспитательную и дополнительные - направляющую, активизирующую, организующую. Повышение эффективности обучения непосредственно связано со стремлением преподавателя реализовать максимальное число функций.

Все указанные формы по своей структуре имеют вводную, основную и заключительную части. Во вводной части в общем случае проверяется присутствие обучающихся, объявляется тема, цель, задачи и общая организация занятия, проверяется готовность обучающихся к занятию, разъясняются задачи, стоящие перед ними, и способ действий. Основная часть - изложение или отработка вопросов, составляющих содержание занятия. Заключительную часть составляют ответы на вопросы, дополнительные разъяснения, разбор итогов (групповых и индивидуальных), оценки, задания обучающимся на самостоятельную работу и подготовку к следующему занятию.

Подготовка к занятиям предполагает: продумывание целей, задач и функций занятия; отбор содержания, его структурирование и запоминание (или оживление в памяти); продумывание методики, отбор (изготовление) средств обеспечения; разработку плана, тезисов, конспекта; непосредственную подготовку места занятия.

Лекция. Лекция - ведущая форма обучения. Ведущей она является потому, что с нее начинается учебная дисциплина, раздел и большинство тем, предусмотренных учебной программой. Лекция является составной частью учебного процесса и представляет собой систематическое, последовательное изложение лектором программного материала. Лекция - это одна из основных и наиболее важных форм учебной работы студентов.

В преподавании учебного предмета (теории государства и права), имеющего своим содержанием теоретические установки, перед преподавателем ставится задача сделать его доступным пониманию неподготовленной аудитории, адаптировать его к уровню научной компетенции данных слушателей. Эту задачу преподаватель должен решить при подготовке к лекции. Естественно, что перед ним встают вопросы: какими приемами и методами, способами и средствами необходимо пользоваться, чтобы содержание лекции по теории государства и права было изложено доходчиво и интересно для студента. Вопрос состоит в том, что лекция не должна повторять учебник. Лекция должна дополнять учебный материал самыми последними данными науки, порой даже неопубликованными, но известными преподавателю, фактами из жизни, личным пониманием и отношением его к излагаемому. Один из первых вопросов, которые необходимо решить в процессе чтения лекции, - как довести до сознания слушателей научное содержание основных понятий темы. К примеру, возьмем дефиницию понятия «государство». Государство представляет собой властно-политическую организацию общества. В этом определении студен- ту-первокурснику могут быть непонятны слова «властно-политическая организация» (что под ним подразумевается?). И далее, обладающая государственным суверенитетом (что стоит за понятием «суверенитет», как он достигается?). Таким образом, содержание данной дефиниции должно быть объяснено студентам. Разъяснение содержания дефиниций в лекции должно присутствовать всегда, в противном случае все дальнейшее изложение темы может оказаться неэффективным.

Другой не менее важный методический вопрос лекции - это доказательность изложения. Как показывает практика, доказательность по значимости намного опережает другие показатели, такие, как эмоциональность, популярность, связь теории с жизнью, культуру речи и т.д. Доказательность представляет собой логические рассуждения, обоснованные аргументы. Никакого шаблона в этом нет. Каждое доказательство имеет свою специфику, которая определяется характером тезиса и имеющихся доводов. Например, историческую необходимость создания государства как социального института доказать быстро невозможно. Тем не менее логика находит нечто общее, что характерно для любого доказательства, - это его структура: тезис (положение, которое требуется доказать), аргумент (аксиома или ранее доказанный тезис) и вывод (результат доказательства).

Для методики лекции имеет важное значение информативность содержания, отсутствие в нем банальных утверждений, примитивных примеров, общих рассуждений. Если примеры будут простыми, то теряется понимание важности и необходимости изучения данной науки.

В заключение, следует отметить, что в лекции по теории государства и права учебный материал необходимо оживить в речи преподавателя, представить его в эмоциональном и доступном изложении. Живая речь преподавателя, его поведение, общение со студентами способны существенно дополнить положения учебника, научных публикаций, сделать их интереснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее. Лекция - это произведение научной мысли, эстетики слова, глубокого понимания преподавателем того, о чем он говорит.

  • 1. Познавательная. Она выражается в вооружении студентов научным, цивилизованным пониманием государственно-правовой действительности и юридической деятельности, всесторонне осмысленных способов обеспечения ее эффективности и совершенствования. Лекция призвана давать целостное, систематизированное, доказательное, современное представление о вопросах правовой действительности и предстоящей слушателям практической деятельности в правоохранительных органах, в качестве юрисконсультов. В лекции теория всегда должна соотноситься с практикой. В этом случае достигается цель занятия.
  • 2. Развивающая. Важно, чтобы лекция была ориентирована не на память студентов, а на мышление, учила их не запоминать, а думать, понимать. Она призвана будить и направлять мысль, и тогда она сможет аккумулировать научную мысль, а студенты станут в этом случае ее соучастниками. Студенты, слушая преподавателя и следя за ходом его мысли, повторяя их, мысля в резонанс с преподавателем, перенимают манеру и способы его мышления. Если преподаватель мыслит логично, доказательно, четко, то так приучаются мыслить и студенты. Противоположные характеристики мышления, воплощенные в речевых высказываниях, сказываются, естественно, отрицательно. Преподаватель, который передает содержание лекции нелогично, шаблонно, неубедительно и при этом не высказывает своего мнения по острым, злободневным вопросам, оказывает негативное влияние на студентов. Практика свидетельствует, что в повседневном и интенсивном упражнении студентов в научном мышлении, в живом и непосредственном приобщении к научным источникам и состоит ценность лекции.
  • 3. Воспитательная. Основные воспитательные возможности лекции связаны с усвоением слушателями ее содержания. От умения преподавателя зависит заинтересованность студентов излагаемой проблемой, способами ее решения, рассуждениями и обоснованиями. В этом случае необходимо умение преподавателя говорить профессионально, свободно, вдохновенно, убежденно, ярко, живым языком.

Основными задачами обучения и воспитания в процессе чтения лекции следует считать:

  • формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права;
  • формирование уважения к государству, праву и законности;
  • привитие навыков правомерного поведения;
  • воспитание у студентов активной гражданской позиции, нетерпимости к различного рода правонарушениям;
  • формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы государства, общества, личности.
  • 4. Организующая. Данная функция связана с чтением установочных, вводных и обзорных лекций. В ходе этих лекций особенно важно установить психологический контакт с аудиторией, захватить внимание студентов, что будет способствовать их развивающему и воспитательному воздействию.

В практике преподавания теории государства и права выработано несколько разновидностей лекций. Рассмотрим их кратко.

Вводная лекция читается для студентов, которые еще не знакомы с предметом изучения. Она направлена на ознакомление студента с предметом науки теория государства и права. Задача такой лекции - возбудить у студента интерес к общетеоретическим юридическим дисциплинам.

Установочные лекции читаются для студентов, приступающих к изучению дисциплины. Их цель - ознакомить студентов с основными и наиболее сложными вопросами учебного курса, дать рекомендации методического характера для самостоятельной работы над материалом в межсессионный период.

Обзорные лекции читаются с целью привести знания, полученные студентами во время самостоятельного изучения, в определенную систему, показать взаимосвязь различных государственно-правовых явлений. Они содержат анализ наиболее типичных ошибок, допускаемых студентами при изучении дисциплины, информируют о новейших достижениях в теории государства и права.

Перед лекцией студенту рекомендуется самостоятельно прочитать раздел учебника, соответствующий теме предстоящей лекции, что позволит более осознанно воспринимать информацию, полученную от лектора. Важно зафиксировать основные, принципиальные положения и выводы, раскрывающие тему лекции, а также оригинальную иллюстративную информацию к ней.

Возникающие в процессе лекции вопросы обязательно следует сформулировать на полях тетради и задать их преподавателю в конце лекции. После лекции целесообразно еще раз просмотреть конспект и при необходимости внести соответствующие исправления и дополнения. Качественный конспект лекции окажет большую пользу при написании контрольной работы, подготовке к семинарским занятиям, зачету и экзамену.

Информативно-проблемные лекции читаются в связи с необходимостью передачи новой для студентов научной информации на основе отбора новейшего и важного материала, сопряженного с элементами научного опережения, прогнозирования.

Семинар. Характерная особенность его - в групповом обсуждении студентами под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретического, проблемного). Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний студентов, полученных в ходе лекции по определенной теме, и при подготовке к семинару по заданию преподавателя. Эффективным следует считать семинар, имеющий дискуссионный характер. Вмешательство преподавателя в дискуссию должно быть минимальным: он должен тактично направлять ее ход, чтобы не допускать отклонений от обсуждаемых вопросов, ведущих к потере времени и темпа, предоставлять возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить сообщать их самому. Если ему хочется высказаться, то лучше сделать это, подводя итог некоторому рубежу обсуждения, либо в конце семинара.

Семинары проводятся для закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельного изучения дисциплины. На них вырабатываются и развиваются самостоятельность мышления, умение формулировать выводы, увязывать теоретические положения с зарубежной и отечественной практикой государственноправового регулирования, отрабатываются культура речи, навыки публичных выступлений и ведения полемики.

Рассматриваемые в рамках лекционных и семинарских занятий вопросы полноценно раскрываются и освещаются не только благодаря аудиторным занятиям, но и в результате самостоятельной работы студентов с указанной в программе учебной и научной литературой.

Конференция. Конференция похожа на большой семинар, но основные выступления на ней заранее распределяются между студентами и тщательно подготавливаются. Творческий, дискуссионный характер их программируется. Обсуждение получается более основательным, полным, чем это удастся на семинаре. Обычно конференции проводятся на кафедре или на факультете.

Метод «круглого стола». В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в курсе теории государства и права. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования накопленных теоретических знаний. Обмен мнениями позволяет находить какие-то точки соприкосновения, чтобы в дальнейшей работе они могли служить отправными для поиска общих выводов - получения научной истины. Такие занятия рекомендуется организовывать и проводить в конце курса обучения или на последнем курсе обучения при изучении проблем теории государства и права.

Метод «круглого стола» может иметь самые разнообразные формы реализации в обучении теории государства и права. Важно помнить о главном условии и его неукоснительном соблюдении - это осознание необходимости разностороннего, разноаспектного рассмотрения теоретической проблемы с разных позиций и точек зрения на ее практическое воплощение в жизнь. Если такой необходимости нет или она есть, но не осознана всеми сторонами, то круглый стол превратится в обычный семинар, где каждый будет говорить что-то свое, и консенсус (общий, согласованный вывод) не получится.

Такие занятия призваны обеспечить развитие творческого мышления, познавательной мотивации и последующего профессионального использования знаний. Профессиональное использование знаний - это свободное владение языком науки теории государства и права, научная точность оперирования формулировками, понятиями, определениями. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.

Важное место в процессе обучения занимают индивидуальные и групповые консультации студентов. Они могут быть устными и письменными, по вопросам самих слушателей либо по вопросам, предложенным преподавателем.

Групповые консультации проводятся по расписанию занятий в связи с подготовкой к зачету, курсовому или государственному экзамену.

Устные индивидуальные консультации даются студентам в дни и часы, предусмотренные графиком кафедры.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны приобрести знания:

  • 1) основных положений современной теории, относящихся к государству, праву и власти;
  • 2) основных закономерностей происхождения и функционирования государства и права;
  • 3) места и роли основных закономерностей среди других форм общественного сознания, социальных учреждений и институтов;
  • 4) сущности задач, функций, форм государства и права и их типологий;
  • 5) соотношения взаимосвязей между государством и правом, социальной обусловленности различных правовых и государственных институтов;
  • 6) единства и взаимодействия различных правовых категорий в механизме правового регулирования общественных отношений;
  • 7) важности правосознания и правовой культуры;
  • 8) сущности законности и правопорядка, их роли в жизни общества, механизма их обеспечения, в том числе и применительно к деятельности правоохранительных органов.

В процессе изучения теории государства и права студенты должны приобрести умения и навыки:

  • 1) использования в практической деятельности, а также в аналитических и прогностических исследованиях возможностей методологии;
  • 2) самостоятельного выделения в нормативных юридических актах логических норм права, определения их структуры;
  • 3) самостоятельной работы с нормативными актами, научной юридической литературой, периодическими изданиями;
  • 4) сравнительно-правового анализа правовых норм и институтов различных национальных правовых систем;
  • 5) составления правоприменительных актов, относящихся к деятельности правоохранительных органов.

Современные интенсивные технологии в юридическом образовании

Мы живем в эпоху, когда успехов в любой области и в соперничестве с другими достигают те, кто владеет более совершенными технологиями, позволяющими при тех же или меньших затратах времени и средств получать более значимые результаты. Следовательно, побеждает тот, кто создает интенсивные технологии и использует их, ускоряя общественный прогресс.

Сфера образования стремительно развивается и, следовательно, не может отставать от требований современной жизни. В педагогике разработано достаточное количество усовершенствованных технологий образования. Их особенностью является психолого-педагогический характер, позволяющий на деле избежать субъективизма, волюнтаризма и авантюризма в процессе обучения.

Таким образом, использование наиболее свойственных специфике юридического образования современных интенсивных технологий - реальный инновационный ресурс сегодня.

Нам часто приходится слышать мнения о том, что «не тот студент пошел». Сегодняшний студент действительно не тот: он более развитый, более информированный, более требовательный, более раскованный. Данные обстоятельства лишь повышают требования к профессионализму преподавателя. Доказано, что причинами равнодушия студентов к учебе становятся нередко недостатки профессионализма преподавателей, неумение пользоваться интенсивными технологиями. Поэтому внедрение современных технологий является кардинальным путем развития образования.

К значимым и актуальным для юридического образования относятся:

а) технология формирования и поддержания готовности студента к овладению содержанием занятия; б) технология обеспечения интереса студентов к занятию; в) технология педагогического сотрудничества; г) технология проблемного обучения; д) технологии компьютерного обучения; е) технология гуманизации и демократизации обучения;

Рассмотрим кратко их содержание применительно к теории государства и права.

Технология формирования и поддержания готовности студента к овладению содержанием занятия. Занятие требует не только активности преподавателя, но и усилий студента. Определяющим фактором в этом будет желание студента к повседневной творческой работе по овладению знаниями. Невозможно научить студента равнодушного, сонного, скучающего, у которого нет желания познавать новое, совершенствовать свои знания. Необходимо добиваться, чтобы на занятии каждый студент хотел качественно усвоить все то, чему его учат, был психологически активен, старался и напряженно трудился, т.е. находился в состоянии готовности к овладению учебным материалом от начала до конца занятия. Такое состояние объединяет усилия преподавателя и студента, открывая для студента новые горизонты.

Готовность студента к овладению содержанием занятия, обучению на каждом занятии имеет многофакторную обусловленность. Многое зависит от особенностей занятия, на котором он присутствует: его содержания, организации, методики, действий преподавателя. Возможности преподавателя достаточны для организации и проведения занятия. Общее мнение состоит в том, что все преподаватели делятся на три группы: а) на тех, кого невозможно слушать;

  • б) на тех, кого можно слушать;
  • в) на тех, которых нельзя не слушать.

Педагогическая культура и мастерство последних, состоит в том, что они покоряют любую аудиторию, подчиняют ее своему влиянию, даже если она изначально была не настроена слушать.

Основные особенности технологии этой работы таковы:

  • а) занятие может дать максимальный эффект в том случае, если преподаватель не сводит свою задачу к изложению учебного материала, а одновременно, параллельно с ней ориентирован на решение задачи формирования и поддержания готовности студентов к овладению учебным материалом на каждом занятии;
  • б) занятие необходимо проводить с полной самоотдачей и хорошим настроем на него, которые, в свою очередь, транслируются на студенческую аудиторию. Если у преподавателя отношение к занятию как к тяжелой повинности, если его мысли заняты другими заботами, если он чем-то расстроен, то все это неизбежно отразится на выражении его лица, глаз, общем виде, тоне голоса и одновременно на настрое студентов,
  • в) занятие должно быть интересным;
  • г) постоянно привлекать и удерживать внимание студентов.

К.Д. Ушинский сравнивал внимание с «дверью души»: есть внимание - «дверь» открыта, нет - «дверь» закрыта и в сознание слова преподавателя не проникают. А.Ф. Кони писал: «Чтобы лекция имела успех, надо 1) завоевать внимание слушателей; 2) удержать внимание до конца речи».

Достигается это на всех занятиях:

  • а) подбором привлекающего внимание содержания, сведений, примеров, рекомендаций;
  • б) разнообразием и комбинированием характера учебного материала (не только теоретических положений, но и доказательств, цифр, таблиц, примеров их практики, данных научных исследований, цитат, практических рекомендаций, выводов и др.);
  • в) разнообразием и комбинированием методов на каждом занятии (рассказ, разъяснения, разбор, показ, вопросы к аудитории, ответы на вопросы, обсуждения, проверка усвоения, упражнения обучающихся, изменения учебной обстановки, контрольные меры, задания и др.);
  • г) богатством используемых речевых и неречевых приемов (изменение громкости голоса, интонаций, ударений, темпа и ритма произнесения слов, выразительность мимики и жестов, изменение позы и места нахождения в учебном помещении и т.п.). Иногда преподаватель обнаруживает, что важное положение, которое он разъяснял, не привлекло внимания студентов, и часть студентов не записывало его в конспект. Стоит повторить его, произнося с расстановкой, словно проводя диктант;
  • д) стилем конспектирования лекции. Конспектирование на занятиях нормативно не обязательно. Вместе с тем необходимо поощрять конспектирование, особенно в тех случаях, когда учебника нет или он устарел. Достоин поощрения стиль, отличающийся строгой логикой изложения, четким структурированием, выделением переходов от одной структурной единицы к другой. При удачном изложении материала преподавателем сами студенты убеждаются, насколько хорош и полезен краткий, содержательный и четко структурированный конспект;
  • е) управление вниманием осуществляется прямыми обращениями к аудитории («Обратите внимание на...»), использованием указки, периодическими расслаблениями, избавляя тем самым от необходимости напряженно конспектировать. В этой ситуации преподаватель приводит и описывает примеры, задерживаясь на детальном рассмотрении какого-то вопроса, обращается к аудитории, используя шутки и тем самым устраняя причины, отвлекающие студентов. Говорить необходимо достаточно громко, чтобы все слышали, и достаточно тихо, чтобы слушали;
  • ж) выбором форм, организации и методов проведения занятия, стимулирующих внимание. Общее правило: чем меньше студент сидит, подперев голову рукой, и чем больше он что-то делает (пишет, рассматривает, берет в руки, размышляет и пр.), тем он внимательнее, тем лучше усваивает учебный материал.

Технология обеспечения интереса студентов к занятию. Никакой материал не может быть усвоен хорошо, если он не интересен. Интерес мобилизует возможности, обеспечивает внимание, а отсюда - и лучшее понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне успешно. Идея интересной школы - одна из идей в развитии мировой педагогики.

Интерес- положительное познавательно-эмоциональное отношение человека к новому, неизвестному, сопровождающееся стремлением разобраться в нем. Он может быть поверхностным (любопытство, реакция на новое, наглядное) и глубинным (пытливость, интерес к содержанию, пониманию, причинам, идеям, доказательствам), неустойчивым, ситуативным и устойчивым, личностным (качеством человека). Общая стратегия его развития у студентов: от повседневного, ситуативного - к содержательному, глубинному познавательному интересу, а от него - к интеллектуальной потребности, профессиональному интересу как качествам личности юриста.

В технологии обеспечения интереса студентов на занятии можно выделить ряд особенностей.

Необходимо постоянное и выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию, увлеченности им. Если от него веет скукой, то почему должно быть интересно студентам?

Человеку интересно всегда то, что имеет для него значение. Поэтому нужно постоянное раскрытие студентам значения изучаемого: в начале занятия, при переходе к изучению очередного основного вопроса плана темы, при изложении отдельных положений и советов. Нельзя ограничиваться только словами - «это важно», «это очень важно». Понимание важности студентами достигается разъяснениями, что это дает студенту, для чего потребуется в предстоящей жизни и практической работе, как повлияет на успех и оградит от промахов, ошибок и неприятностей. При этом хорошо бы почаще иллюстрировать разъяснения примерами из практики, ссылаться на опыт, рассуждать от противного («Предположим, решая определенную задачу, вы пренебрегли этим, забыли, не учли. Давайте посмотрим, к чему это приведет...»).

При отборе и раскрытии содержания темы преподавателю необходимо учитывать, что вызывает интерес студентов:

  • а) актуальность темы и ее содержания, ее новизна; нельзя сводить содержание лекции к элементарным основам, из которых не найти ответа на трудные вопросы курса теории государства и права;
  • б) строгое подчинение отобранного материала теме и целям занятия, его четкое структурирование, логика изложения;
  • в) глубина и интересное изложение содержания, обоснованность и доказательность, постоянная связь с практикой;
  • г) смелость и самостоятельность суждений преподавателя, а не уклончивость при ответах на вопросы студентов.

Следует активно пользоваться обоснованными и проверенными педагогической практикой методическими приемами возбуждения и удержания интереса студенческой аудитории:

  • а) приемами наглядности, т.е. показа;
  • б) приемами конкретизации - перехода от теоретических рас- суждений к конкретным событиям, почерпнутым из жизни, практики;
  • в) приемами персонификации - упоминания фамилий, конкретных регионов, организаций, обращение к личному опыту студентов, персональные обращения к кому-нибудь в аудитории;
  • г) приемами соучастия - приглашения обучающихся к совместному поиску ответов на вопросы («давайте подумаем...», «как вы считаете?»), предложение им мысленно превратиться в участника определенного события («представьте, что вы находитесь...», «поставьте себя на место... и подумайте...»), яркое раскрытие чьих-то или собственных впечатлений и переживаний и т.п.;
  • д) приемами создания проблемной ситуации;
  • е) приемами включения студентов в решение практических задач;
  • з) приемами активизации самостоятельности и творчества.

Педагогическая практика подтверждает, что большинству студентов интереснее самостоятельно разобраться, придумать, решить конкретную задачу. Поэтому важно поощрять студентов к самостоятельным и творческим проявлениям и ценить, учитывать их мнение, предлагая одновременно обосновать его, по возможности тактично подправить ошибки и неточности.

Технология педагогического сотрудничества. Педагогическое взаимодействие - неотъемлемый и очень важный элемент педагогической системы образовательного процесса.

Анализ опыта ряда педагогов свидетельствует о том, что при всем разнообразии организации и методик проведения занятий есть и общее: умение построить и провести занятия так, что на них царит атмосфера подъема, увлеченности, интереса, высокой активности, взаимопонимания преподавателя и обучающихся, деловой доброжелательности. Занятие при этом превращается из мероприятия по передаче информации в дружную совместную работу по высокоэффективному достижению образовательных целей. Вместо зрительного и слухового контакта между обучающим и обучающимися функционирует межличностное взаимодействие, которому присущи:

  • а) стремление и преподавателя и студентов к единой цели;
  • б) взаимное понимание преподавателем и обучающимися друг друга, осознание общности интересов и необходимости взаимной поддержки;
  • в) доброжелательное, доверительное отношение друг к другу, удовольствие от общения и совместной работы;
  • г) взаимная добросовестность, усердие, самоотдача;
  • д) «культ учебы», эмоциональный подъем, интерес, хороший настрой, увлеченность занятием, упорство и настойчивость в решении задач занятия;
  • е) взаимопомощь в преодолении трудностей;
  • з) объективность во взаимных оценках, справедливость, культура взаимоотношения и общения.

Взаимодействие преподавателя и студентов получило название педагогического сотрудничества.

Исходной предпосылкой реализации технологии педагогического сотрудничества выступает задача понимания и принятия ее для реализации преподавателем. Педагогическая практика подтверждает, что это условие и способ достижения высоких результатов:

  • 1) стимулирующие добросовестное отношение студентов к учебе;
  • 2) приносящие существенную прибавку в овладение ими учебным материалом на занятиях;
  • 3) развития необходимых профессиональных качеств.

Для достижения педагогического сотрудничества преподавателю следует:

  • а) занять в отношении к студентам позицию старшего товарища и наставника, которому свойственна доброжелательность, открытость, доступность, готовность помогать, откровенность, принципиальность;
  • б) постоянно стремиться к завоеванию авторитета у студентов. Для этого преподавателю следует на каждом занятии проявлять увлеченность и самоотдачу, высокий профессионализм и мастерство, уважение и внимание к студентам, не совершать ошибок, подрывающих его собственный авторитет.

Преподавателю необходимо:

  • а) строить рациональные взаимоотношения со студентами, которые должны быть взаимно уважительными, отличаться взаимопониманием, взаимными симпатиями, принципами гуманности. Тенденциозность, субъективность и односторонность в оценках студентов («все они бездельники» и т.п.) искажают взаимоотношения, ведут к утрате взаимоуважения и понимания;
  • б) проявлять культуру, вежливость, щедрость на доброе слово, умение высказывать советы и замечания, достигая нужного педагогического результата. Ошибки в общении очень часто имеют тяжелые психолого-педагогические последствия;
  • в) ставить перед собой задачу достижения психологического контакта с аудиторией, с отдельными студентами. Психологический контакт особый вид коммуникативного настроения, особая атмосфера общения, характерная сопряженностью намерений, мыслей, чувств, искренностью, вниманием к тому, что говорит собеседник, готовностью к пониманию его и принятию его доводов.
  • г) постоянно проявлять педагогический такт, руководствуясь определенными правилами: не подавлять активность студентов своей активностью (практика свидетельствует, чем активнее преподаватель, тем пассивнее его слушатели); быть требовательным, но справедливым и уважительным; проявлять настойчивость, твердость, решительность во влиянии на студентов, но без подавления их воли, самостоятельности, инициативы.

Технология проблемного обучения. Суть проблемных технологий обучения заключается в регулярном решении обучающимися проблемных ситуаций: познавательных, деятельностных, поведенческих. Проблемная ситуация характерна не тем, что она требует от обучающегося воспроизведения в памяти и приложения к данной ситуации знаний, но и обязательно анализа, оценки, размышлений, проявления активности, самостоятельности, творчества, настойчивости. Систематическое проявление таких качеств способствует их развитию.

Главная психолого-педагогическая цель проблемного обучения - развитие профессионального проблемного мышления. Подготовка студента должна сформировать у специалиста необходимые творческие способности:

  • возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;
  • способность выдвинуть гипотезу, найти способ ее проверки;
  • собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;
  • способность сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов;
  • способность увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе - определить меру личного участия каждого в ее решении.

В профессиональном юридическом образовании проблемные технологии используются, прежде всего, для развития профессиональных качеств будущего юриста.

Практика свидетельствует об эффективности применения проблемных технологий во всех сегментах образовательного процесса.

В процессе занятий по теории государства и права возможны варианты:

  • а) преподаватель обращается с проблемным вопросом к аудитории и дает ответ на него;
  • б) преподаватель ставит проблемный вопрос в конце занятия и предлагает студентам найти ответ на него при самоподготовке;
  • в) преподаватель осуществляет проверку знаний и уровень подготовленности студентов преимущественно постановкой проблемных вопросов.

В процессе подготовки юристов получили распространение разные типы проблемных ситуаций («юридических казусов»): ситуация - юридический анализ, ситуация - правовая квалификация, ситуация - юридическое решение, ситуация - юридическое исполнение.

Техника обучения с применением проблемных ситуаций может строиться с привлечением коллективных усилий группы или индивидуально каждого и в общем случае предполагает:

  • а) осмысление существа проблемы, ее природы, значения (теоретического и практического), ее разрешения;
  • б) установление причин и условий возникновения проблемы;
  • в) разработку комплекса вариантов решения проблемы (научных и практических версий);
  • г) исследование каждой версии, ее плюсов, минусов, оценки возможного результата решения проблемы, надежности варианта (в плане затрат времени, привлечения сил и средств, расходов), а также имеющихся возможностей;
  • д) сопоставление разных версий и выбор лучшей; детальную проработку решения проблемы на основе отобранной версии и достижения наилучшего итогового результата.

Высший уровень проблемного обучения достигается при привлечении студентов к научно-исследовательской работе. Проблемной должна быть и тема курсовой работы по теории государства и права.

Технологии компьютерного обучения

Развитие современных информационных технологий, массовое распространение персональных компьютеров, распространение Интернета открывает принципиально новые возможности обучения. Не случайно за рубежом функционируют вузы, которые перешли на обучение с помощью компьютеров и обучение перевели на индивидуальное (компьютеры задают программы, открывают возможности индивидуализации их изучения, осуществляют рубежный и итоговый контроль, оценивают уровень достижений студента и пр.). Преподаватели заняты разработкой программ и обеспечивают обучающихся учебным материалом, а также консультируют студентов. Сегодня можно уверенно утверждать, что через небольшой промежуток времени образование в основном будет осуществляться на базе информационных сетей и люди смогут получать его по месту жительства, находясь в своих квартирах, выбирая индивидуальный темп и сроки обучения, пользуясь при этом неограниченным объемом учебной информации, не только слушая, но и видя на дисплее лектора, получая ответы на вопросы, консультируясь, сдавая зачеты и экзамены. Проблемным пока остается вопрос получения полного объема практических навыков и умений. Но, полагаем, решение и этого вопроса не за горами.

Сейчас трудно говорить о сложившихся технологиях компьютерных обучающих программ. В настоящее время компьютерные обучающие программы основываются на идеях и правилах программированного обучения, а именно: предоставление текста для изучения, - контрольный вопрос, - набор ответов для выбора, один из которых является правильным, - при затруднениях получение справки, дополнительных материалов для изучения, - вновь вопрос - выбор ответов - оценка и разрешение продолжать изучение либо возвратиться к дополнительному изучению и т.д.

Сегодня с учетом прогресса в развитии информационных сетей в каждом образовательном заведении компьютеры используются для:

  • а) компьютерного контроля усвоения знаний студентами (например, по итогам каждого занятия);
  • б) охвата ежедневным контролем успеваемости всех студентов;
  • в) обеспечения объективности оценок;
  • г) улучшения информационного обеспечения деятельности, как преподавателей, так и студентов;

В процессе использования компьютерных технологий:

  • нельзя обольщаться внешними эффектами, а постоянно вникать в процесс обучения, интересоваться, как учится студент, с какой глубиной усваивает учебный материал, может ли применять знания, какие качества и способности развивает при этом? Эти вопросы первостепенны. Педагогические технологии должны основываться на «живой работе» преподавателя со студентами, быть нацелены на решение не только задачи обучения, но и образования, воспитания, развития;
  • необходимо искать возможности использования компьютеров не только для овладения знаниями, но и для практического обучения студентов, формирования у них части профессиональных навыков и умений (например, анализа и оценки обстановки, осуществления наблюдения, идентификации предметов и лиц и др.).

Технология гуманизации и демократизации обучения

Выдающийся педагог прошлого Л. Дистервег (1790-1866) писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжение . Федеральный закон «Об образовании» квалифицируют обучающихся, студентов в качестве субъектов деятельности в системе образования, а не пассивных объектов педагогических воздействий. Это предполагает активный характер их позиции, их заинтересованность в процессе и результате овладения образовательными программами и в становлении как профессионалов.

Положения федеральных законов отражают объективные закономерности формирования человека, образованного профессионала. Народная мудрость гласит: каждый образован настолько, насколько занимался сам. Никто не может сделать человека таким, каким он не хочет быть. Человек сознательно или бессознательно выбирает свой путь в жизни и сам ответствен за то, какова есть и будет его судьба, благополучие, достаток. В том, в какой степени студент выступает как субъект образовательного процесса - активным или пассивным, идущим в ногу с ним или живущим интересами, находящимися вне его, использует ли он выпавший в жизни шанс стать образованным человеком, личностью, профессионалом или упустит его и бездарно проведет годы в юридическом образовательном учреждении, - зависит в решающей степени от самого студента.

Отношение к учебе в профессиональном образовательном учреждении - это профессиональная проба студента: каков студент в учебе, таким, скорее всего, он будет и юристом. Наивно надеяться, что ленивый студент после выпуска вдруг станет добросовестным юристом, мало знающий - тонким профессионалом, бездарный - интеллектуалом, безответственный ответственным должностным лицом. Практика подтверждает, что студенты, которые не научились самостоятельно работать, редко становятся высококвалифицированными специалистами. Только интенсивное учение каждого студента со всеми проявлениями положительных личностных потенций и усилий может сформировать полноценного профессионала Поэтому нельзя откладывать проблему, задачу формирования личности на потом. Ее надо обязательно решать сегодня.

Известный российский юрист С.С. Алексеев подчеркивает особую значимость становления личности юриста у молодых людей, обучающихся в юридическом вузе . С первых же дней учебы в вузе студент активно «входит в роль» настоящего юриста. Обучаясь, он уже юрист, хотя пока не подготовлен в полной мере и не имеет право занимать ответственные юридические должности (старшекурсники уже привлекаются к участию в практической работе). Сам студент с первого курса должен чувствовать себя юристом и окружающие должны относиться к нему как к юристу, чем определяются и повышенные требования к его работе над собой.

Все это должен понимать и делать сам студент, занимаясь своим формированием.

В конечном итоге само понятие «студент», латинское по происхождению, означает «усердно работающий, жаждущий знаний». И чтобы добиться этого, надо желать знаний. Только желающий преодолеет трудный путь образования и принесет пользу себе и другим. Эта истина стара, но именно в ней и скрыт весь механизм познания.

Теория государства и права представляет собой одну из основополагающих юридических дисциплин, предмет которой составляют общие закономерности различных правовых систем, а также возникновения, становления и развития форм государственного устройства. Не менее важным элементом этой науки является изучение особенностей и методов функционирования государственных и правовых институтов. Такое определение обуславливает структуру теории государства и права как науки.

Структура

Конструкция этой науки базируется на существовании двух крупных блоков. Каждый из них подразделяется на более мелкие элементы, а основные, это: теория государства и теория права.

Эти блоки являются взаимодополняющими, в них обнаруживаются общие закономерности и проблемы (например, происхождение и эволюция государственных и правовых норм, методология их изучения).

При разборе сущностных элементов теории права необходимо учитывать конкретное содержание получаемого знания. С этой точки зрения в нем можно выделить следующие элементы:

  • философия права, которая по мнению некоторых исследователей (С. С. Алексеев, В. С. Нерсесянц) представляет собой изучение и осмысление самой сути права, его соответствие основным философским категориям и понятиям;
  • социология права, то есть его применимость в реальной жизни. Этот элемент включает в себя проблемы эффективности правовых норм, их границы, а также изучение причин возникновения правонарушений в различных обществах;
  • позитивная теория права, занимающаяся вопросами создания и претворения в жизнь правовых норм, их трактования и механизмами действия.

Версии происхождения государства

На разных этапах своего развития человечество пыталось осмыслить, каким образом возникли те или иные руководящие их жизнью правовые нормы. Не меньший интерес для мыслителей представлял вопрос о происхождении государственного строя, в котором они живут. Оперируя современными понятиями и представлениями, философы древности, Средневековья и нового времени сформулировали ряд теорий происхождения государства и права.

Философия томизма

Известный христианский мыслитель Фома Аквинский, давший свое имя философской школе томизма, разработал на базе трудов Аристотеля и Святого Августина теологическую теорию. Суть ее состоит в том, что государство создано людьми по воле Бога. Это не исключает возможность, что власть может быть захвачена злодеями и тиранами, примеры чего можно найти в Священном писании, но в этом случае Бог лишает деспота своей поддержки, и его ожидает неминуемое падение. Такая точка зрения не случайно сформировалась в XIII веке - эпохе централизации в Западной Европе. Теория Фомы Аквинского придавала государству авторитет, соединяя высокие духовные идеалы с практикой отправления власти.

Органические теории

Несколькими веками позже с развитием философии появился корпус происхождения государства и права, базировавшихся на представлении о том, что любой феномен можно уподобить живому организму. Подобно тому, как сердце и мозг выполняют более важные функции в сравнении с другими органами, так и государи со своими советниками имеют более высокий статус в сравнении с крестьянами и купцами. Более совершенный организм имеет право и возможности поработить и даже уничтожить слабые образования, как сильнейшие государства завоевывают слабейшие.

Государство как насилие

Из органических теорий выросла концепция насильственного происхождения государства. Знать, обладающая достаточными ресурсами, подчиняла себе бедных соплеменников, а затем обрушивалась на соседние племена. Из этого следовало, что государство появилось не в результате эволюции внутренних форм организации, а в силу завоевания, подчинения и принуждения. Но эта теория практически сразу была отвергнута, поскольку, учитывая лишь политические факторы, она совершенно игнорировала социально-экономические.

Марксистский подход

Этот недостаток был устранен Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Все виды и формы конфликтов как в древних, так и современных обществах они свели к теории классовой борьбы. Ее базисом является развитие производительных сил и производственных отношений, в то время как политическая сфера жизни общества представляет собой соответствующую надстройку. Факт подчинения слабых соплеменников, а за ними слабых племен или государственных образований с точки зрения марксизма детерминирован борьбой угнетенных и угнетаемых за средства производства.

Современная наука не признает главенства какой-то конкретной теории, используя комплексный подход: из концепций каждой философской школы берутся наиболее значимые достижения. Представляется, что государственные системы древности действительно были построены на угнетении, и существование рабовладельческих обществ в Египте или Греции не подвергается сомнению. Но при этом учитываются и недостатки теорий, вроде характерного для марксизма преувеличения роли социально-экономических отношений при игнорировании нематериальной сферы жизни. Несмотря на обилие мнений и взглядов, вопрос о происхождении государственно-правовых институтов представляет собой одну из проблем теории государства и права.

Методология теории

Каждая научная концепция обладает своей методологией анализа, позволяющей приобретать новые знания и углублять уже имеющиеся. Теория государства и права в этом отношении не исключение. Поскольку эта научная дисциплина занимается изучением общих государственно-правовых закономерностей в динамике и статике, конечным итогом ее анализа является выделение понятийного аппарата юридической науки, как-то: право (а также его источники и отрасли), государственный институт, законность, механизм правового регулирования и так далее. Используемые для этого теорией государства и права методы можно разделить на всеобщие, общенаучные, частнонаучные и частноправовые.

Всеобщие методы

Всеобщие методы разрабатываются философской наукой и выражают единые для всех областей знания категории. Наиболее существенными приемами в этой группе являются метафизика и диалектика. Если для первой характерен подход к государству и праву, как к вечным и неизменным категориям, связанным друг с другом в незначительной степени, то диалектика исходит из их движения и изменения, противоречий как внутренних, так и с другими явлениями социальной сферы жизни общества.

Общенаучные методы

К общенаучным методам, в первую очередь, относятся анализ (то есть выделение составных элементов какого-либо крупного явления или процесса и последующее их изучение) и синтез (объединение составных частей и их рассмотрение в совокупности). На разных этапах исследования могут применяться системный и а для проверки полученных ими сведений - метод социального эксперимента.

Частнонаучные методы

Существование частнонаучных методов обусловлено развитием теории государства и права в связи с другими науками. Особое значение играет социологический метод, суть которого состоит в накоплении посредством анкетирования или наблюдения конкретных сведений о поведении государственно-правовых субъектов, их функционировании и оценки обществом. Социологическая информация обрабатывается при помощи статистических, кибернетических и математических методов. Это позволяет определить дальнейшие направления исследования, выявить противоречия теории и практики, обосновать, в зависимости от ситуации, возможные пути дальнейшего развития или амортизации последствий апробированной теории.

Частноправовые методы

Частноправовые методы представляют собой непосредственно юридические процедуры. К таковым, например, относится формально-юридический метод. Он позволяет уяснить существующую систему правовых норм, определить границы ее интерпретации и способы применения. Суть сравнительно-правового метода состоит в изучении сходств и различий, существующих в разных обществах на различных этапах их развития, правовых систем с целью выявления возможностей применения элементов чуждых законодательных норм в данном обществе.

Функции теории государства и права

Существование любой отрасли научного знания предполагает использование ее достижений обществом. Это позволяет говорить о конкретных функциях теории государства и права, в числе которых наиболее значимыми являются:

  • объяснение базовых закономерностей в государственно-правовой жизни общества (объяснительная функция);
  • прогнозирование вариантов развития государственно-правовых норм ;
  • углубление существующих знаний о государстве и праве, а также приобретение новых (эвристическая функция);
  • формирование других наук, в частности, юридических (методологическая функция);
  • вырабатывание новых идей с целью позитивного преобразования существующих форм государственного устройства и правовых систем (идеологическая функция);
  • позитивное воздействие теоретических разработок на политическую практику государства (политическая функция).

Правовое государство

Поиск наиболее оптимальной формы политико-правовой организации общества является одной из наиболее важных задач теории государства и права. Правовое государство на данный момент представляется в этом отношении главным достижением научной мысли, что подтверждается очевидными практическими выгодами от реализации его идей:

  1. Власть должна быть ограничена неотчуждаемыми правами и свободами человека.
  2. Безусловное верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  3. Зафиксированное в Конституции разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
  4. Существование взаимной ответственности государства и гражданина.
  5. Соответствие законодательной базы конкретного государства принципам международного права.

Значение теории

Итак, как следует из самого предмета теории государства и права, - эта наука, в отличие от других юридических дисциплин, ориентирована на изучение существующих систем законодательных норм в самом абстрактном виде. Получаемые методами этой дисциплины знания ложатся в основу правовых кодексов, формируют представление о функционировании законов, намечают пути дальнейшего развития общества. Это и многое другое позволяет с уверенностью говорить о центральном положении теории государства и права в общей системе юридического знания и более того, играть в ней объединяющую роль в силу взаимосвязи с другими гуманитарными науками.

1. Государство это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальными органами управления и принуждения (аппарат государства), издаёт обязательные правовые веления и обладает суверенитетом.

Признаки :

¾ наличие территории;

¾ публичный характер власти;

¾ нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений;

¾ наличие специальных органов управления и принуждения (наличие аппарата государства);

¾ налогообложение населения;

¾ обладание суверенитетом.

2. Право это система нормативных установок, опирающаяся на идеи человеческой свободы и справедливости, закреплённая большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Признаки :

¾ право исходит от государства;

¾ закрепляется в официальных актах государства – нормативно-правовых актах;

¾ выражает волю и интересы либо большинства, либо некоторой части населения (элиты находящейся у власти);

¾ характеризуется принудительностью;

¾ регулирует широкий круг общественных отношений.

Свойства :

¾ нормативность;

¾ формальная определённость;

¾ системность;

¾ принудительность;

¾ волевой характер права;

¾ динамизм права.

3. Теория государства и права это теоретическая наука, которая изучает государственно-правовые явления и процессы общественной жизни и складывающиеся между ними связи и отношения .

Как наука она изучает – общие (основные) закономерности возникновения, становления,

функционирования и развития государства и права и связанных с ними явлений и процессов.

4. Государственная власть разновидность публичной и политической власти, обладающая монопольным правом изъявления своей воли и силы, принимающая общеобязательные для субъектов веления в виде юридических установлений и предписаний, опирающаяся на специальный аппарат управления и государственное принуждение с целью обеспечения и поддержания стабильности и порядка в обществе.

5. Форма государства это единство трёх основных элементов формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

6. Форма правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними ;

7. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями; между центральными и местными органами государственной власти.


8. Политический (государственный) режим это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

9. Монархия это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично (царь, король, шах) и передаётся, как правило, по наследству.

10. Республика это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми народом на определённый срок.

11. Федерация (объединение, союз) – сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью.

12. Унитарное государство это единое (цельное) независимое государство территориальные образования которого не обладают суверенитетом.

13. Конфедерация это временный юридический союз суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определённых целей (военных, экономических, внешнеполитических и др.)

14. Функции государства это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом в присущих ему формах и методах.

15. Механизм (аппарат) государства это целостная, иерархическая система государственных органов и учреждений осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

16. Орган государства это составная часть (элемент) механизма государства, участвующая в осуществлении задач и функций государства и наделённая для этого властными полномочиями.

17. Типология (типы) государства это учение о типах государства (это группировка государств по типам).

В результате типологии определяется - тип государства.

Тип государства это общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности или группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

18.Политическая система общества это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определённые политические функции в соответствии с правовыми и иными социальными нормами либо вопреки им.

19.Партия это общность людей объединённых организационно и идеологически, имеющая целью в результате выборов или иными путями (переворот, восстание) взять в свои руки управление государственными делами для того, чтобы использовать государственную власть для защиты выражаемых ею социально-классовых, религиозных, национальных и иных интересов.

20.Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества компетентного органа (лица), имеющий официальный (государственно-властный) характер, письменную форму выражения, содержащий в себе норму права и регулирующий общественные отношения.

21. Закон – это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государства, обладающий высшей юридической силой, содержащий в себе первичные (изначальные) юридические нормы и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

22. Подзаконные акты - это изданные на основе законов акты, содержащие правовые нормы и участвующие в правовом регулировании общественных отношений.

23. Систематизация законов - это упорядочение действующих законов и других нормативно-правовых актов, приведение их в стройную согласованную систему.

24. Кодификация это вид систематизации права, при котором изменяется содержание правовых предписаний, принимаются новые и отменяются устаревшие нормы, создаётся единый нормативно-правовой акт.

25. Инкорпорация это вид систематизации, при которой действующие нормативно-правовые акты упорядочиваются внешне без изменения и переработки их содержания.

26. Система права это его внутреннее строение (структура), которая выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и разделением права на отдельные самостоятельные части (отрасли; институты права).

27. Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений, поведения субъектов с помощью норм права и других правовых средств (договоров; актов правоприменения).

28. Механизм правового регулирования это взятые в единстве и во взаимодействии все правовые средства (элементы) с помощью которых осуществляется правовое регулирование (нормы права; правоотношение, акты реализации прав и обязанностей; применение и акты применения права; правосознание).

29. Социальные нормы это установленные обществом общеобязательные правила поведения, определяющие устойчивость взаимоотношений людей в различных сферах их жизнедеятельности.

30. Норма права (юридическая норма) это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующая общественные отношения.

31. Гипотеза нормы это часть нормы права, описывающая определенные условия (обстоятельства) , в результате которых у субъектов возникают предусмотренные нормой юридические права и обязанности.

32. Диспозиция нормы это часть нормы права, указывающая каким может быть или должно быть поведение субъектов при наличии условий (обстоятельств) предусмотренных гипотезой.

33. Санкция нормы это часть нормы права, в которой определяются те неблагоприятные последствия , которые должны наступить в случае нарушения диспозиции.

34. Институт права это часть отрасли права, состоящая из норм регулирующих определённый вид (сторону) однородных общественных отношений.

35. Отрасль права это часть системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений, своим особым методом.

36. Подотрасль права совокупность родственных правовых институтов .

37. Правотворчество это специфический вид государственной деятельности направленный на выработку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.

38. Правотворческий процесс это творческая технология издания нормативно-правовых актов и доведения их до адресатов.

39. Юридическая (законодательная) техника – это совокупность правил, приемов, способов подготовки , оформления , публикации и систематизации нормативно-правовых актов , обеспечивающих их совершенство и эффективное использование.

40. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение субъектов к праву и правовым явлениям общественной жизни.

41. Правовая культура общества – это совокупность прогрессивных ценностей созданных в сфере права в процессе исторического развития человечества.

42. Правовая культура личности – это степень и характер прогрессивного развития личности, обеспечивающий правомерное поведение этой личности.

43. Правоотношения это общественные отношения, урегулированные нормой права, участники (субъекты) которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности.

44. Объект правоотношения это материальные и нематериальные блага, ценности на которые направлены действия субъектов правоотношения (это то по поводу чего субъекты вступают между собой в правовые связи).

45. Субъекты правоотношения это индивиды и организации (физические и юридические лица), которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

46. Субъективное право это вид и мера возможного (дозволенного) его поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

47. Юридическая обязанность это предписанная обязанному субъекту мера должного (необходимого) поведения.

48. Правоспособность это предусмотренная нормами права (законом) способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

49. Дееспособность - это предусмотренная нормами права способность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их.

50. Юридические факты это фактические жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

51. Фактический состав это совокупность юридических фактов необходимых для наступления правовых последствий предусмотренных нормой права.

52. Толкование норм права это интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смыла и содержания применяемых правовых норм, для более правильной их реализации.

53. Способы толкования - это специальные приёмы, правила, средства познания смысла юридических норм используемые субъектом для получения ясности относительно правовых явлений.

54. Акты официального толкования (интерпретационные акты ) – это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результаты официального толкования.

55. Реализация права это претворение правовых предписаний и установлений в жизнь, т.е. в поведение и деятельность субъектов (граждан; организаций).

56. Применение права это осуществляемая компетентными государственными органами, должностными лицами или негосударственными органами государственно-властная, организующая, протекающая в процедурно-процессуальной форме деятельность, состоящая в вынесении на основе норм права и соответствующих фактических обстоятельств дела индивидуально-конкретного правового предписания в форме акта применения права .

57. Аналогия закона это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) применяет к конкретным общественным отношениям нормы, регулирующие сходные (аналогичные) отношения к рассматриваемому делу.

58. Аналогия права это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) при рассмотрении конкретного дела исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства.

59. Акт применения права это изданный компетентными государственными органами (негосударственными органами), должностными лицами правовой акт , содержащий в себе индивидуальное, т.е. персонально-определеное правовое предписание и имеющий определенную специфическую форму.

60. Законность это режим общественно-политической жизни основанный на строгом и неукоснительном исполнении и соблюдении всеми субъектами политической и правовой систем требований норм права .

61. Правопорядок это состояние упорядочения общественных отношений основанное на праве и законности.

62. Правомерное поведение это поведение, соответствующее предписаниям норм права .

63. Правонарушение это осознанное, волевое, противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное деликтоспособным субъектом, нарушающего норму права, наносящее вред (ущерб) общественным отношениям и влекущего за собой юридическую ответственность.

64. Правовая система это совокупность взаимосвязанных, согласованных, взаимодействующих правовых средств , регулирующих общественные отношения, а также совокупность правовых элементов характеризующих уровень развития той или иной страны.

65. Правовые системы «семьи» это совокупность национальных правовых систем , объединённых :

¾ общностью исторического формирования,

¾ структуры и источников,

¾ ведущих отраслей и правовых институтов,

¾ правоприменения,

¾ методов и способов развития.

66. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти , которой свойственны :

¾ демократический режим конституционного правления и законности;

¾ развитая прогрессивная правовая система;

¾ разделение властей и их взаимоконтроль;

¾ признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

¾ взаимная ответственность государства и личности;

¾ демократическое гражданское общество.

67. Гражданское общество это система общественных отношений, в которых находятся между собой субъекты, обладающие реальными правами и свободами и находящиеся под покровительством государства.

Составил: Савватеев А.И.

21 июня 2013

Поступив в вуз, на первых порах новоиспеченный студент может несколько растеряться от того, сколько совершенно новых и неизвестных учебных предметов придется изучать. Представители технических специальностей сконцентрируются на математике, физике и химии, гуманитарии - на социологии, языках и обществоведении, а юристы - на политологии, теории государства и права и изучении законодательства.

Почему вместе?

Многих может интересовать вопрос, почему же государство и право нужно изучать вместе, ведь по отдельности их можно рассмотреть лучше и детальнее? Дело в том, что закономерности касательно возникновения и развития права и государства практически одинаковы. Они изменяются в зависимости друг от друга, а также от преобразований той социально-экономической формации, которой они принадлежат. Можно сказать, что совмещенное понятие теории государства и права органично, т.к. связывает два элемента, трудно отделимых друг от друга.

Общая информация

В основе предмета «Теория государства и права» лежит обобщенная система знаний о принципах возникновения и развития государств на различных этапах истории, а также о их правовых особенностях в разный исторический период. Студенту необходимо знать, что теория государства и права - это вводная дисциплина, которая призвана всего лишь ознакомить с основами юриспруденции. Однако качественно освоив вступительную часть юридических наук, с легкостью можно будет разобраться и в более сложных предметах юридической отрасли.

Основное о предмете

Чтобы понять, что же представляет собой теория государства и права, нужно выделить объект и предмет данной науки. Объектом, как и во всех общественных науках, тут является само общество со всеми его изменениями и закономерностями развития. Предмет же должен рассказывать, что на самом деле изучает данная наука. Исходя из названия, легко можно сделать вывод, что предметом ТГП являются различные государственно-правовые явления на разных уровнях их возникновения и трансформации.

Что изучает ТГП

Из всего курса можно выделить особо важные пункты, на изучение которых будет уходить львиная доля времени студента. В первую очередь, это функциональная составляющая государства и права как раздельно, так и в тандеме. Также теория государства и права направлена на изучение социальных закономерностей, благодаря которым и происходят изменения в самом государстве, а также в его правовой составляющей. Очень важным пунктом при изучении предмета будет ознакомление с различными, довольно-таки сложными правовыми категориями, с которыми и далее будет работать будущий юрист. Важно разобраться и во всех классических примерах возникновения и развития государств и их правовой базы. Это может очень помочь студенту, т.к. зная, что история имеет свои циклы, которые со временем повторяются, можно определить закономерности возникновения и даже этапы развития различных государств. И при этом можно научиться немного прогнозировать, с юридической точки зрения, ситуацию даже в своей стране.

Источник: fb.ru

Актуально



 

Возможно, будет полезно почитать: