Определение о признании потерпевшим по административному делу. Уточненные разъяснения пленума вс рф о порядке применения судами коап рф

<*> Закон и право. 2005. N 2.

В соответствии со ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим признается гражданин или юридическое лицо, которым вследствие административного правонарушения причинен физический, имущественный или моральный вред.

Размер причиненного вреда, иные последствия являются критериями отграничения административного правонарушения от преступления. КоАП РФ предусматривает такие критерии не во всех случаях. Например : для юридической квалификации хищения чужого имущества по ст. 7.27 КоАП как мелкого хищения надо установить, что стоимость похищенного не превышает одного минимального размера оплаты труда, установленного на день совершения данного правонарушения; для признания административным правонарушением нарушения Правил дорожного движения на основании ст. 12.24 КоАП надо установить, что такое нарушение ПДД повлекло причинение легкого вреда здоровью потерпевшего и повлекло расстройство здоровья на срок до 21 дня.

В иных случаях размер вреда, даже сам факт его причинения определяются с учетом рекомендаций, выработанных правоприменительной практикой, содержащихся в руководящих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, данных по материалам обобщения гражданских и уголовных дел и дел об административных правонарушениях соответствующих категорий.

Сущность морального вреда и порядок его компенсации выражены в ст. 151 ГК РФ: "Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред".

Содержание указанных выше нематериальных благ раскрыто в ст. 150 ГК РФ. К ним относятся: жизнь и здоровье человека, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или по закону.

Правовой институт морального вреда в российском законодательстве существенно развивается в процессе правоприменительной практики и нашел отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда". Разъяснено, что к неимущественным правам относятся: право на пользование именем, охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, временное ограничение или лишение какого-либо права, физическая боль либо повреждение здоровья, связанное с заболеванием, перенесенным вследствие нравственных страданий.

Размер морального вреда определяется в денежном выражении в порядке гражданского судопроизводства.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ (п. п. 2, 7, 10 названного Постановления).

Потерпевший как объект противоправного посягательства устанавливается при выявлении признаков административного правонарушения, и необходимые данные о потерпевшем, а также сведения о характере причиненного ему вреда записываются в протоколе об административном правонарушении.

В производстве по делу об административном правонарушении о признании потерпевшим не принимается специального решения в виде отдельного постановления или определения. При указанных в ч. 1 ст. 25.2 КоАП обстоятельствах статус гражданина или юридического лица в качестве потерпевшего записывается в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и указанным лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.2 КоАП.

КоАП предусматривает широкие процессуальные права потерпевшего, который вправе знакомиться со всеми материалами дела, участвовать в рассмотрении его, то есть давать объяснения, представлять доказательства и высказывать по ним свои суждения, заявлять ходатайства об истребовании документов, назначении экспертизы, вызове свидетелей, заявлять отводы должностным лицам и составу коллегиального органа, рассматривающим дело, пользоваться юридической помощью представителя, услугами переводчика, просить об отложении рассмотрения дела, обжаловать вынесенные по делу постановления, определения либо иные решения.

Такой процессуально-правовой статус потерпевшего в ст. 25.2 КоАП закреплен только по существу, краткой формулой, содержание которой раскрывается в ряде других статей Кодекса: право получать копии протокола и постановлений (ч. 6 ст. 28.2, ч. 2 ст. 29.11, ч. 2 ст. 30.1); об ознакомлении с материалами дела (ч. 4 ст. 26.4); об участии в решении вопросов о назначении экспертизы (ст. 26.4) и продлении срока рассмотрения дела (ч. 2 ст. 29.6); о заявлении отводов (ст. 25.13, ч. 4 ст. 26.4, ч. 2 ст. 29.3); о заявлении ходатайств (ст. 24.4); об обжаловании определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 30.1); об обжаловании постановления по делу и решения по жалобе на постановление (ч. 1 ст. 30.1, ст. 30.9).

При наличии оснований гражданин либо юридическое лицо могут быть признаны потерпевшими на стадии рассмотрения дела по существу. Во всяком случае, позиция потерпевшего (или его представителя) должна быть отражена в постановлении по делу об административном правонарушении. Недостаточно указания о потерпевшем в протоколе об административном правонарушении и даже во вводной части постановления по делу. Полагаем, что соответствующее постановление о признании заинтересованного лица потерпевшим было бы целесообразно, и в нем можно было бы указать права и обязанности потерпевшего. Будет практически полезно и целесообразно на последней странице обложки дела об административном правонарушении воспроизвести тексты ст. ст. 25.1 и 25.2 КоАП РФ - о правах и обязанностях лица, привлекаемого к ответственности, и потерпевшего с установлением отметки об ознакомлении с материалами дела. Это исключило бы многие вопросы и недоразумения при рассмотрении дела по существу, а также при рассмотрении жалоб на постановление по делу.

Рассмотрение дела проходит с участием потерпевшего, о чем он извещается своевременно и достоверно. В отсутствие потерпевшего дело об административном правонарушении может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о том, что потерпевший не заявляет ходатайство об отложении рассмотрения дела либо в случае, если такое ходатайство (в зависимости от причин) отклонено коллегиальным органом или должностным лицом, на рассмотрении которых находится дело. Недопустимо рассматривать дело при отсутствии сведений о неуважительности причин неявки потерпевшего. Несостоятельными в ряде случаев являются ссылки на то, что "может, по почте не дошло извещение".

По смыслу ч. 6 ст. 28.2 КоАП, не должно ограничиваться временем и какой-либо стадией производства право потерпевшего на получение копии протокола об административном правонарушении: это право абсолютное, безусловное.

В соответствии со ст. 25.2 КоАП статус потерпевшего по делу об административном правонарушении существенно расширен. Особое внимание теперь следует уделять праву потерпевшего быть активным участником процесса непосредственного разбирательства по делу, что предусматривается ч. 3 ст. 25.2 КоАП.

Установленные ст. 25.2 КоАП нормы о статусе потерпевшего по делу об административном правонарушении в полной мере корреспондируют с нормами ст. 52 Конституции Российской Федерации о правовой охране и защите прав потерпевшего от преступления, и в соответствующих случаях конституционные положения следует применять как нормы закона прямого действия на основании ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Лицо (физическое или юридическое), признанное потерпевшим по протоколу об административном правонарушении, вправе обращаться к соответствующему органу с заявлениями о возмещении имущественного или морального вреда, об отложении рассмотрения дела и т.п. В соответствии со ст. 4.7 КоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении судья вправе решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, если отсутствует спор о его размере. В других случаях, в том числе при рассмотрении дела иными органами и должностными лицами, вопрос о взыскании имущественного ущерба рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, во всех случаях рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Верховный Суд Российской Федерации последователен в соблюдении установленных законом требований о необходимости надлежащего извещения участников рассмотрения дела об административном правонарушении. Несоблюдение таких условий признается основанием для отмены постановлений о применении административных наказаний <1>.

<1> См., напр.: БВС РФ. 1996. N 8. С. 7 - 8; 1997. N 10. С. 3 - 4.

Есть необходимость для регламентации в КоАП оснований для отмены постановлений по делам об административных правонарушениях при существенных нарушениях процессуальных прав участников административного производства, а ненадлежащее извещение таких лиц о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении признать существенным нарушением требований процессуального законодательства.

При опросе потерпевший не предупреждается о юридической ответственности за ложную информацию. Но по решению коллегиального органа или должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля. В таких случаях потерпевший приобретает процессуальный статус свидетеля, предусмотренный ст. 25.6 КоАП, и предупреждается об административной ответственности за заведомо ложные показания. За такое правонарушение ст. 17.9 КоАП предусматривает штраф в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Напомним, что расчетной ставкой является сумма в 100 рублей.

На потерпевшего, как и на каждого гражданина, распространяются установленные ст. 51 Конституции Российской Федерации правовые нормы о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Являющееся потерпевшим физическое лицо вправе не давать объяснений, чтобы избежать свидетельств против себя.

В связи с трансформацией статуса потерпевшего в статус свидетеля на практике приходится решать вопрос о применении привода в отношении такого лица в соответствии со ст. 27.15 КоАП. Однозначного суждения по этому поводу не имеется, так же как и по поводу возможного привлечения потерпевшего к административной ответственности в качестве свидетеля на основании ст. 17.9 КоАП. Мы полагаем, что применение привода в указанных случаях правомерно, но считаем, что по указанным вопросам необходимо официальное разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Надо иметь в виду, что доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются с учетом объективного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 КоАП).

Права потерпевшего распространяются на законного представителя юридического лица, законного представителя и представителя физического лица (ст. ст. 25.4, 25.5 КоАП) в части, касающейся участия в процессе разбирательства по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 25.5 КоАП представителем потерпевшего по делу могут быть адвокат или иное лицо. Они также участвуют в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении.

Участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении социально важно и находится под защитой государства. В соответствии со ст. 25.14 КоАП потерпевшему возмещаются расходы, связанные с его участием в производстве по делу об административном правонарушении.

В п. 1 ч. 1 ст. 24.7 КоАП нет указания об отнесении к издержкам по делу об административном правонарушении денежных сумм, взыскиваемых в пользу потерпевших. На практике правоприменителей это не смущает, но отмеченную коллизию закона целесообразно устранить посредством включения слова "потерпевшим" в указанную правовую норму.

Потерпевший является активным участником производства по делу об административном правонарушении. Поэтому государство принимает на себя издержки, связанные с возмещением потерпевшим расходов по явке в суд, коллегиальный орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении (ст. 24.7 Кодекса).

Порядок и размеры указанных выплат регламентированы Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда (утв. Постановлением Правительства от 4 марта 2003 года РФ N 140.

Лицам, не работающим по найму, выплачивается вознаграждение за отвлечение их от обычных занятий в размере командировочных расходов.

Потерпевшим оплачивается проезд к месту явки и обратно по представлении проездных документов. В исключительных случаях возможна оплата проезда без представления документов по минимальной стоимости проезда.

Оплата проезда регламентирована названным Положением. Проезд к месту явки и обратно к месту постоянного жительства оплачивается на основании проездных документов, но не выше установленных размеров на всех видах транспорта (железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном), кроме такси.

При предъявлении соответствующих документов возмещаются страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов и затраты за пользование в поезде постельными принадлежностями.

При отсутствии проездных документов оплачивается минимальная стоимость проезда от места жительства к месту явки.

Размеры выплаты командировочных и оплаты расходов по найму жилья индексируются в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов" и на 1 января 2003 г. составляют: оплата найма жилого помещения - не более 550 рублей в сутки, а при отсутствии документов - 12 рублей в сутки; оплата суточных - 100 рублей за каждый день пребывания в командировке (см. Приказ Минфина России от 6 июля 2001 г. N 49Н с изменениями от 9 сентября 2001 г.).

В заключение выскажем некоторые суждения по совершенствованию нормативно-правового закрепления статуса потерпевшего и усилению правовых гарантий обеспечения защиты его прав и законных интересов.

По смыслу ч. 2 ст. 25.2 КоАП, потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении на всякой стадии производства по делу. Полагаем, что это действие должно обязательно проводиться по инициативе должностного лица, в производстве которого находится дело, до направления дела на рассмотрение, с обязательной отметкой об этом в справочном листе дела, под роспись потерпевшего. Здесь же должна делаться подобная отметка об ознакомлении с материалами дела лица, привлекаемого к административной ответственности (см. ч. 1 ст. 25.1 КоАП). Раньше этого момента такому лицу, привлекаемому к ответственности, по крайней мере нельзя знать адреса потерпевшего, чтобы исключить воздействие на него. Есть недопустимые примеры. Так, в нарушение Правил дорожного движения, на пешеходной дорожке между детским садом и книжным магазином мотоциклист, проезжая без сигнала, забрызгал грязной водой пешехода и ребенка, создав опасную ситуацию. Потерпевший обратился в ГАИ-ГИБДД с заявлением, но домой к потерпевшему заявился водитель мотоцикла - амбал с внешностью байкера-хирурга, чтобы выяснить: "Ну, че там, типа, было?".

В целях исключения процессуальных осложнений следовало бы признать недопустимым рассмотрение дела об административном правонарушении без ознакомления с ним потерпевшего и в его отсутствие по не предусмотренным КоАП основаниям. Несоблюдение таких условий в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП должно признаваться существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления.

По общему правилу юридическая помощь по делам об административных правонарушениях оказывается за плату, размеры которой (платы) определяются в зависимости от сложности дела и длительности участия в нем адвоката. Конкретный размер устанавливается в соглашении об оказании юридической помощи либо в отдельном договоре. Деньги вносятся в кассу адвокатского образования. Гражданам Российской Федерации юридическая помощь оказывается бесплатно, если среднедушевой размер доходов в их семье ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством, либо если у одиноко проживающего гражданина РФ доходы ниже указанной величины <1>.

<1> См.: ст. ст. 25, 26 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" в редакции от 28 октября 2002 г., 22 августа 2003 г. // СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2102; 2004. N 35. Ст. 3607.

В связи с отмеченным представляются уместными и полезными включения в типизированную форму протокола об административном правонарушении таких реквизитов: расписку о получении его копии; о разъяснении потерпевшему процессуальных прав; о подписи протокола потерпевшим; о праве потерпевшего получить копию протокола; о решении, принятом по протоколу <1>.

<1> См.: Дугенец А.С. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности / ВНИИ МВД России. М., 2002. С. 42 - 93.

Безусловную практическую помощь правоприменителям оказала бы инструкция МВД о производстве по делам об административных правонарушениях, обновление которой задерживается. Потребность в таком акте возрастает в связи с принятием региональных законов об административной ответственности, для правильного применения которых работниками милиции общественной безопасности будут полезными методические установки инструкции МВД, в том числе по составлению процессуальных документов и оформлению материалов и дел об административных правонарушениях.

Непредставление потерпевшему копии протокола об административном правонарушении либо отсутствие в нем сведений о потерпевшем (адреса или указания о месте пребывания) исключает его участие в производстве по делу, что приводит не только к нарушению прав потерпевшего, но и к невыполнению задач производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном рассмотрении дел в соответствии с требованиями закона и об обеспечении исполнения вынесенного постановления (ст. 24.1 КоАП).

В ч. 3 ст. 25.2 КоАП содержится категорическое предписание: "Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения". Из этого следует, что недостаточно для рассмотрения дела в отсутствие потерпевшего только справки о высылке потерпевшему соответствующего извещения (повестки). Несостоятельны также ссылки некоторых работников правоохранительных органов на то, что извещения повсеместно посылаются не заказной, а простой корреспонденцией - закон конкретен: "Если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего". Такими данными могут быть личная расписка адресата либо иного получателя извещения (повестки), представленная соответствующему органу (должностному лицу) и подтвержденная в установленном порядке непосредственно при рассмотрении дела - в сообщении руководителя жилищного органа либо при опросе в качестве свидетеля лица, передавшего извещение (повестку) потерпевшему.

В протоколе об административном правонарушении надо предусмотреть такие реквизиты: сведения о потерпевшем, размере имущественного вреда с возможным приложением соответствующих справок; об ознакомлении его с материалами дела и разъяснении ему прав и обязанностей; о времени получения копии протокола и расписки об этом. Такое положение связано с тем, что потерпевший, участвуя при рассмотрении дела, способствует акцентированию внимания на существенных обстоятельствах и доказательствах, которые могут быть предметом анализа и при рассмотрении дела по жалобе потерпевшего. Отсутствие в материалах дела, и прежде всего в протоколе по делу об административном правонарушении, необходимых сведений о потерпевшем лишает его права в установленный срок обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в так называемом порядке административного производства. Пересмотр постановлений в надзорном порядке теперь усложнен и допускается только по протесту прокурора субъекта Российской Федерации либо по протесту Генерального прокурора РФ и их заместителей. Такие протесты вправе рассматривать только председатели судов субъектов РФ, Председатель Верховного Суда РФ и их заместители, а также Высший Арбитражный Суд в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 30.11 КоАП).

Непреодолимая сила инерционности "должностной правоты" здесь усугубляется тем, что отказы в пересмотре постановлений по делам об административных правонарушениях "формируются" теми работниками правоохранительных органов, которые склонны подтверждать только свою правоту. В этом отношении характерно дело о мелком хулиганстве в отношении И., рассмотренное федеральным судьей Московского района г. Твери.

В продолжение трех месяцев И. многократно в вечернее время разбивала стеклянные банки и бутылки о металлическую дверь соседей по лестничной площадке пятиэтажного дома, сквернословила, высказывала угрозы в адрес всех соседей по подъезду, в связи с чем однажды был вызван наряд милиции. И во время проверки, проводившейся отделом внутренних дел и районной прокуратурой, до и после отобрания у И. объяснений она повторяла угрозы, пыталась "разобраться" с соседкой. В возбуждении уголовного дела было отказано, а на неработающую И. был наложен административный штраф, который остался не взыскан.

В кратком до непонятного постановлении судьи (воспроизводится дословно) указано: "И. 18 декабря 2002 г. в 19 час. 30 мин., 4 февраля 2003 г. в 15 час., 12 февраля 2003 г. в 19 час. 30 мин., находясь в состоянии СИЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ (выделено мной. - М.М.), кричала, била стеклянную посуду на лестничной площадке, 2 этаже, бросала ее в пролет между этажами... (указан адрес). И. вину свою признала, не отрицает фактов, изложенных в протоколе об административном правонарушении, объясняя свое поведение нервным срывом.

Вина И. подтверждается не административным материалом, А ОБЪЯСНЕНИЯМИ (так в постановлении. - М.М.) свидетелей А., С., Х., К., К., Т.".

Потерпевший с протоколом и другими материалами дела не был ознакомлен. Судья А. рассмотрела дело в отсутствие потерпевшего и свидетелей, которые при отобрании у них объяснений, естественно, о юридической ответственности не предупреждались, никакой экспертизы по делу не проводилось, а объяснения свидетелей (даже в их числе не назван заявитель) оказались нечитаемыми из-за плохого качества ксерокопий.

Исключенный из участников процесса, заявитель просил прокурора Тверской области принести протест на постановление судьи и отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении И. при признаках в ее действиях реальной угрозы, что подпадает под юридическую квалификацию ее действий как уголовно наказуемого хулиганства. Но заявление было направлено только прокурору района, где конечно, ничего не нашли и даже не сообщили заявителю о мотивах отказа в пересмотре дела. Последующее заявление Генеральному прокурору, аналогичное ранее направленному областному прокурору, было по трафаретной схеме переслано областному прокурору. Из областной прокуратуры - с сопроводительным письмом начальника отдела заявление опять ушло в районную прокуратуру... Порочный круг замкнулся. Между тем со дня вынесения судьей постановления прошло более трех месяцев. Постановление осталось неисполненным, к закрытой двери И. время от времени приезжают врачи, чтобы, как пишет заместитель районного прокурора, провести "недобровольное освидетельствование" И. А соседи с обреченностью заложников ждут - "рванет или не рванет" подъезд, так как угрозы "всех сжечь" продолжаются.

В целях обеспечения надлежащей социальной эффективности законодательства об административной ответственности необходим систематический анализ практики применения федерального и регионального законодательства. Это будет способствовать принятию в недалекой перспективе раздельных Российского кодекса об административной ответственности и Российского административно-процессуального кодекса, более совершенных и современных.

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 25.2 КоАП РФ

1. Физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и т.д.

2. Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Из контекста статьи 151 ГК РФ под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на личные неимущественные права либо на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

3. Потерпевший обладает правом на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, что является важной гарантией обеспечения и защиты его прав и законных интересов. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснил, что право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

4. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Другой комментарий к статье 25.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 151 ГК под моральным вредом (физическими или нравственными страданиями) понимается вред, причиненный лицу действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Под физическим (телесным) вредом по смыслу КоАП подразумевается легкий вред здоровью, причиненный административным правонарушением (см. комментарий к ст. 12.24). Причинение противоправным деянием тяжкого вреда здоровью человека, а также средней тяжести вреда здоровью, как правило, несовместимо с административной ответственностью и квалифицируется как преступление в случаях, предусмотренных УК .

3. Противоправным деянием может быть причинен вред (ущерб) движимым имущественным объектам или недвижимости, находящимся у потерпевшего в собственности или на иных законных основаниях. Вред, причиненный в указанных случаях, по смыслу ст. 4.7 КоАП является имущественным ущербом. Вред или имущественный ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица административным правонарушением, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; об особенностях его возмещения см. комментарий к ст. 4.7.

При причинении потерпевшему физическому лицу одновременно морального, телесного вреда и имущественного ущерба компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

4. Потерпевший должен присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении; его обязанность явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, предусмотрена только в случае опроса потерпевшего как свидетеля (см. комментарий к ст. 25.6).

5. Потерпевший вправе обжаловать постановление о назначении административного наказания, а также постановление о прекращении производства по делу. Порядок обжалования и рассмотрения жалобы определен ст. 30.1 - 30.8 КоАП.

О праве потерпевшего и других лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, заявлять ходатайства см. комментарий к ст. 24.4.

Потерпевший вправе пользоваться услугами переводчика в случаях, предусмотренных ст. 24.2 КоАП (см. комментарий к этой статье).

Согласно ч. 2 ст. 25.5 КоАП представителем потерпевшего может быть адвокат или иное лицо (см. комментарий к указанной статье).

А также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя , прокурора или суда (ст. 42 п. 1 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Показания потерпевшего – это вид источников доказательств . В делах частного обвинения он выступает как частный обвинитель, а при предъявлении (им, его представителем) гражданского иска – как гражданский истец.

В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель (ч. 9 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Используя предоставленные ему права, потерпевший может:

  1. доказывать, что преступление совершено и этим преступлением ему причинен вред;
  2. доказывать, что преступление совершил данный обвиняемый, т. е. подсудимый;
  3. доказывать, что обвиняемый виновен в совершении преступления;
  4. отстаивать свою позицию по вопросу об уголовно-правовой квалификации действий обвиняемого (подсудимого), а в суде – и о мере наказания .

Кроме того, потерпевший вправе требовать возмещения имущественного и компенсации причиненного ему преступлением морального вреда.

Потерпевший, его законный представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого. Для участия в этом потерпевший использует права, предоставленные ему ст. 42 Уголовно -процессуального кодекса РФ.

Когда последствием преступления явилась смерть потерпевшего, права потерпевшего (предусмотренные положениями ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ) переходят к одному из его близких родственников. В этом случае близкий родственник должен быть признан потерпевшим.

Помимо прав, законодатель предусмотрел несколько обязанностей для потерпевшего. Потерпевший не вправе:

  1. уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя, прокурора и в суд;
  2. давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний;
  3. разглашать данные предварительного расследования (ч. 5 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

За неисполнение данных обязанностей законодатель предусмотрел ответственность потерпевшего: за дачу заведомо ложных показаний (в соответствии со ст. 307 и ст. 308 УК РФ) и за разглашение сведений предварительного расследования (в соответствии со

СТ 25.2 КоАП РФ

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 25.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

3. Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. Однако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что признание лица потерпевшим от правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, причем как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела.

4. Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба (при отсутствии соответствующего спора между потерпевшим и лицом, совершившим административное правонарушение) одновременно с наложением административного взыскания вправе судья в процессе рассмотрения дела. Возникшие же споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом только в порядке гражданского судопроизводства. Другие субъекты административной юрисдикции не наделены правом решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате правонарушения. Вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

5. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу (см. комментарий к ст. ст. 24.4, 25.5, 25.13, 26.2, 26.3, 30.1 КоАП РФ), пользоваться иными процессуальными правами. Так, законодатель установил обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело по административному правонарушению, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, либо являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода (ст. 25.10 КоАП).

О законных представителях физических и юридических лиц см. соответственно комментарий к ст. ст. 25.3 и 25.4 КоАП РФ.

6. Одно из важнейших прав потерпевшего - заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта (см. комментарий к ст. 26.4 КоАП РФ). Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

7. Как отмечалось, потерпевшему предоставлено право давать объяснения. Формально в комментируемой статье ничего не говорится об обязанности потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, однако указывается, что потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным ст. 25.6 КоАП РФ для свидетеля (см. комментарий к ст. 25.6 КоАП РФ).

Представляется, что в праве опроса потерпевшего в качестве свидетеля имеется серьезное законодательное противоречие. С учетом положений ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, очевидна возможность отказа потерпевшего от дачи показаний в качестве свидетеля. Потерпевший вправе считать, что все необходимое он уже изложил в ранее данных объяснениях, а его ответы в процессе опроса как свидетеля будут истолкованы не в его пользу и лишь улучшат положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

8. Комментируемой статьей установлено, что дело об административном правонарушении разбирается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В конце декабря 2013 года было скорректировано Постановление Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года № 5 " " (далее – Постановление). Помимо чисто технических изменений, связанных с тем, что законодательство с момента принятия постановления ушло вперед, документ дополнен рядом разъяснений, которые могут быть полезны всем участникам производства по делам об административных правонарушениях.

В частности, пересмотрены и дополнены положения, связанные с вопросами территориальной подсудности, оформления полномочий защитника и представителя, квалификации правонарушений, обжалования постановлений об административных правонарушениях, конфискации орудий и предметов правонарушений, а также спецификой рассмотрения отдельных составов административных правонарушений. Ниже рассмотрены наиболее важные изменения.

Правила определения подсудности

При этом дела об иных правонарушениях, отнесенных к компетенции судей () и не указанных в абзацах 4-5 , подсудны судьям судов общей юрисдикции независимо от характера административного правонарушения и статуса лица, привлекаемого к ответственности. В том числе неважно, совершены правонарушения юридическими лицами, гражданами или индивидуальными предпринимателями (пп. "е" п. 3 ).

Также разъяснен вопрос об определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности . В таких случаях необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со . Однако подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов , в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены (абз. 3 пп. "з" п. 3 ). При этом КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника) (абз. 4 пп. "з" п. 3 ).

Также подчеркивается, что лицо, подающее ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства, не обязано указывать причины, по которым оно просит об этом и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин, так как это не предусмотрено КоАП РФ. Однако судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов. К таким случаям, в частности, относятся:

  • возражение потерпевшего , обладающего процессуальными правами, аналогичными правам лица, в отношении которого ведется производство по делу, привлечение которого к участию в деле является обязательным. Удовлетворение ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства в данном случае может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;
  • недобросовестное пользование своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В частности речь идет о последовательном заявлении ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по различным основаниям, а впоследствии – о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства;
  • возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения . Из положений , следует, что такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В определении об отказе в удовлетворении названного выше ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (см. абз. 5-10 пп. "з" п. 3 ).

"Таким образом, закреплен дополнительный элемент защиты от произвольного отказа в удовлетворении ходатайства", – комментирует описанные изменения адвокат Московской коллегии адвокатов "Юстиция" Александр Дасаев .

Также Пленумом ВС РФ разъяснен порядок определения территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта и т.п.). В таком случае, исходя из положений дело подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения структурного подразделения , проводившего административное расследование (абз. 13 пп. "з" п. 3 ).

Территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа. Аналогичный порядок применяется при определении территориальной подсудности рассмотрения жалоб на решения вышестоящих должностных лиц, вынесенные в порядке, предусмотренном (абз 2 п. 30 ).

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в вышестоящий суд общей юрисдикции. Необходимое условие – они привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности . Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. (абз. 2 п. 33 ).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

В новой редакции Постановления закреплено, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим. Это обусловлено тем, что такое определение исключает возможность дальнейшего движения дела и затрагивает право указанных лиц на судебную защиту. Также оно может быть опротестовано прокурором (абз. 5. п. 4 ).

Согласно уточненным разъяснениям Пленума ВС РФ, КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования определения о возвращении протокола об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол (абз. 6 п. 4 ). При этом передача на рассмотрение судье дел об административных правонарушениях, перечисленных в , осуществляется на основании определения органа или должностного лица, к которым поступило такое дело (). Определение должно отвечать требованиям и в частности, содержать мотивы принятого решения . Тем не менее, отсутствие соответствующих мотивов не может являться основанием для возвращения протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми они составлены (абз. 7 п. 4 ).

Если при подготовке дела к судебному разбирательству в материалах одного дела имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, то каждый протокол принимается для рассмотрения в отдельном производстве . Постановление выносится по каждому совершенному правонарушению в соответствии с (абз. 8 п. 4 ). Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам , то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления (абз. 9 п. 4 ).

Разъяснен ряд случаев, когда лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения . В том числе, это ситуации, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения. При этом должны быть соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года № 343. (абз. 2 п. 6 ).

Вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении , согласно разъяснениям Пленума ВС РФ, должен быть решен применительно к общим положениям ч. 2-3 (абз. 2 п. 8 ). Это связано с тем, что КоАП РФ не регулирует соответствующие вопросы. При этом если лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо потерпевший в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя, то он должен быть допущен к участию в деле без представления доверенности (абз. 3 п. 8 ).

Тем не менее, ряд прав представителя все равно должен быть специально оговорен в доверенности (абз. 4 п. 8 ):

  • право на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление на постановление по делу об административном правонарушении, на отказ от таких жалоб;
  • право на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела, на получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола , которое подлежит обязательному рассмотрению на основании ч. 1. . Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу и оформляется мотивированным определением (абз. 3 п. 9 ). Участники производства по делу об административном правонарушении вправе знакомиться с протоколом судебного заседания в случае его ведения. При несогласии с содержанием протокола указанные лица вправе изложить свои замечания в жалобе на принятое по делу постановление (абз. 4 п. 9 ).

Также как и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении (новое) не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях они не вправе заявлять ходатайства, отводы . Тем не менее, не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов при рассмотрении административных дел, а также по жалобам и протестам на постановления по таким делам (п. 10 ).

Также Пленумом ВС РФ разъяснены особенности применения норм . Так, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, судья вправе назначить лишь основное наказание (абз. 2 п. 25 ).

Обжалование постановлений об административных правонарушениях

Право обжаловать вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий суд имеет любое должностное лицо органа, выявившего правонарушение, и уполномоченное в соответствии со составлять протоколы о данных правонарушениях. При этом такое право имеет как лицо, непосредственно составившее этот протокол, так и его не составлявшее (абз 2 п. 10 ). Тем не менее, названные должностные лица не обладают правом на обжалование указанного постановления в порядке надзора ().

Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, вправе обжаловать в вышестоящий суд решение судьи по жалобе на это постановление, в том числе в порядке надзора ( , ). Однако не наделяет такими полномочиями должностных лиц коллегиальных органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении (абз. 5 п. 10 ).

Квалификация правонарушений

Однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ . Например, совершение лицом, подвергнутым административному наказанию за нарушение по ч. 2 , правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного ч. 4 (абз 2 п. 16 ). Данное разъяснение дано Пленумом ВС РФ в контексте "Обстоятельства, отягчающие административную ответственность".

В случае обнаружения в протоколе об административном правонарушении неправильной квалификации совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать его на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства. Согласно содержащимся в Постановлении изменениям, данное правило может применяться даже в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов (ранее позиция была прямо противоположная). Однако назначаемое при этом наказание не должно ухудшать положение лица, в отношении которого ведется производство по делу (абз. 2 п. 20 ).

Если лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, отбывает этот вид административного наказания по другому делу, то срок отбывания наказания по данному делу начинает течь со дня вынесения постановления об административном аресте одновременно с неотбытой частью срока административного ареста по другому делу (абз. 3 п. 23 ).

Административное выдворение из страны

Указание на форму административного выдворения из страны в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным (абз. 1 п. 23.1 ). Если форма, в которой должно исполняться административное наказание в виде выдворения, не была указана в постановлении о назначении этого административного наказания, то указанный вопрос может быть разрешен судьей , вынесшим постановление об административном выдворении. На основании ч. 3 соответствующим заявлением в суд может обратиться орган, должностное лицо, приводящих постановление в исполнение, а также лицо, в отношении которого оно вынесено.

Данный вопрос также может быть разрешен судьей при рассмотрении жалобы, протеста прокурора на не вступившее в законную силу постановление об административном выдворении без его отмены. Необходимое условие – из материалов дела должно усматриваться, что судьей, вынесшим постановление, была определена форма административного выдворения, но она не отражена в постановлении (например, судьей на основании иностранный гражданин (лицо без гражданства) был помещен в специальное учреждение до его выдворения).

Следует также учитывать, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни , гарантированное п. 1 . Поэтому судья должен исходить из действительной необходимости применения такой меры ответственности и ее соразмерности целям административного наказания. Таким образом, должен быть достигнут справедливый баланс публичных и частных интересов.

Конфискация орудия или предмета правонарушения

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ (абз. 1 п. 23.2 ).

Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией. В данном случае предполагается лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно и не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности (абз. 3 п. 23.2 )

Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, п.1 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ " ") (абз. 4 п. 23.2 ).



 

Возможно, будет полезно почитать: