Административная ответственность за нарушение правил охраны труда. КоАП о размерах штрафов. Объективная сторона: характеристика

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

УК РФ предусмотрена ответственность за действия, которые грубо попирают положения законодательства о труде и охране труда, либо которые повлекли за собой значительные негативные последствия, например причинение вреда здоровью, либо гибель людей.


К числу уголовных преступлений, нарушающих законодательство об охране труда можно отнести следующие:

Как уже упоминалось выше, Суд считает, что необходимо иметь «конкретное нарушение» прав «конкретного лица», разрешающее таким образом, чтобы оно понималось в тех случаях, когда какое-либо лицо или группа лиц фактически были затронуты действием или мерой состояние. Следовательно, Суд отклоняет претензии в абстракте, касающиеся законов, которые не затрагивают права лиц в соответствии с Конвенцией.

С другой стороны, Европейская конвенция требует, чтобы заявитель был жертвой, не обращая внимания на петиции в аннотациях в отношении внутреннего законодательства. Однако требование жертвы было расширено с помощью понятия «потенциальная жертва», которая открывает возможность для Комиссии и Суда рассматривать законы, которые еще не были выполнены или не соблюдались. Европейский суд разработал понятие «потенциальная жертва» в некоторых случаях, когда даже в тех случаях, когда мера не применяется, лицо подвергается риску из-за простого существования закона или административной меры.

  1. статья 143 УК РФ нарушение правил охраны труда;
  2. статья 215 УК РФ Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики;
  3. статья 216 УК РФ. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ;
  4. статья 217 УК РФ. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах;
  5. статья 218 УК РФ. Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий;
  6. статья 219 УК РФ. Нарушение правил пожарной безопасности.

Спецификой уголовной ответственности является то, что, в отличие от гражданско-правовой и административной, к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица. К таковым относятся руководители организаций, лица, ответственные за соблюдение тех или иных правил безопасности, простые работники. Организации к уголовной ответственности в рамках российского уголовного права привлечены быть не могут.

В деле «Класс» Европейский суд счел, что наличие законодательства в Германии, разрешающего тайный перехват почтовых служб и телекоммуникаций людей, даже если такие меры не были применены в рассматриваемом случае, удовлетворяет требованию жертвы. За той же линией последовала Европейская комиссия в деле Кэмпбелл и Косаны, где она считала, что система телесных наказаний в школах в Шотландии нарушает права детей, посещающих такие школы, несмотря на то, что предполагаемые жертвы еще не были наказаны, По мнению Комиссии, применение телесных наказаний, применяемых к детям, с тем чтобы их можно было считать жертвами, было бы чрезмерно ограничивать их права.


Статья 143 УК РФ:


«1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Понятие жертвы Межамериканского суда, как он считает, следует судебной практике Европейского суда. Хотя верно, что Европейский суд отказывается от доносов абстрактно, подход Межамериканского суда еще не ясен в отношении понятия потенциальной жертвы. При разработке этих понятий Суд не дал четких указаний относительно того, как концепция жертвы будет действовать в таком случае. Согласно тесту Межамериканского суда, телесные наказания могут потребовать от правительства дополнительных действий для воздействия на правовую сферу личности, что было бы сомнительным заключением.


2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».


Субъектами (виновными лицами) по данному преступлению могут быть лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению, непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, в случае если они не приняли меры к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или не обеспечили соблюдение тех или иных правил (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 1991 года №1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ»).

Несмотря на это, еще предстоит выяснить, каким образом дело будет рассматриваться Межамериканским судом. В тех немногих случаях, когда эти вопросы были подняты, Межамериканский суд принял ограничительную позицию, когда ему было предложено заявить о несовместимости внутреннего законодательства с Конвенцией. Кроме того, было указано, что такое несоответствие в реферате может быть объявлено через его консультативную юрисдикцию. Позже, в решении по существу дела по делу Джинэ Лакайо, Суд установил, что, хотя декреты были в силе на момент уголовного разбирательства, они не были в полной мере применены по делу, и, следовательно, Конвенция не была нарушена.


К таким лицам относятся:

  1. индивидуальный предприниматель без образования юридического лица;
  2. руководитель организации, его заместители,
  3. должностные лица организаций или учреждений: главные инженеры, главные специалисты предприятий.

За нарушение законодательства об охране труда должны быть в первую очередь привлечены лица, отвечающие в организации за обеспечение охраны труда на участке работ, где произошел несчастный случай. Руководители организации, должностные лица в подобных случаях могут быть привлечены к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или халатность (статья 293 УК РФ).

Комитет требует, чтобы предполагаемая жертва была «в настоящее время и лично пострадала». Позиция Комитета, так же как и Межамериканского суда, также имеет тенденцию быть ограничительной. Тем не менее некоторые авторы считают, что Комитету и, следовательно, Суду было бы поучительно следовать опыту европейской системы в этом вопросе.

Гватемала, ссылаясь на понятие жертвы, Комиссия получила ходатайство, в котором утверждалось, что ряд положений Гватемальского гражданского кодекса, предусматривающих больше супружеских прав для мужа, чем для жены, нарушают Конвенцию. Первоначально заявители просили Комиссию декларировать те положения, которые несовместимы с Конвенцией в абстрактном виде. Кроме того, заявители предоставили Комиссии имя жертвы, Комиссия с неохотой рассмотрела это дело в реферате и поэтому постановила, что обращение к конкретному лицу позволит Комиссии сосредоточить обсуждение на конкретной жертвы в отношении существования и последствий норм Гражданского кодекса.


Ответственность по данному преступлению предусмотрена за неосторожное действие (бездействие), в результате которых при нарушении правил охраны труда был причинен тяжкий вред здоровью. Неосторожная вина может быть в форме легкомыслия или небрежности. Согласно статье 26 УК РФ легкомыслием является, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий, а небрежностью - если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Комиссия далее заявила, что «актуальность» и «воздействие» правил Гражданского кодекса должны быть изучены на существенной стадии. Этот случай может стать важным прецедентом для лучшего понимания характера «немедленного применения» закона. Комиссия сочла, что заявитель не имел активного статуса, поскольку она должна была стать жертвой доступа к Комиссии. Суть утверждения предполагала, что правила спортивного соревнования дискриминируют женщин, принося более низкие призы победителям женского пола.

Заявитель, спортсмен, решил не участвовать в конкурсе по этой причине. Комиссия решила, что, не участвуя в гонке, она не может считаться жертвой. С другой стороны, факты петиции представили достаточные элементы, чтобы составить приемлемое требование в целях приемлемости. Однако Комиссия, очевидно пытаясь защитить свою юрисдикцию от петиций абстрактно, объявила это дело неприемлемым. Другая концепция, связанная с понятием жертвы, - это «косвенная жертва». Эта концепция сложилась в обстоятельствах, когда родственники исчезнувшего лица заявляют о нарушении своих прав и требуют компенсации.


При квалификации преступлений по статьям 143, 215-219 УК РФ необходимо знать, что данные преступления могут быть совершены только по неосторожности. При наличии косвенного или прямого умысла на совершение преступлений, предусмотренных статьями 143, 215-219 УК РФ, содеянное будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное уже другими статьями УК РФ.

Ярким примером является случай Блейка, где Суд установил, что Гватемала нарушила права родственников исчезнувшей жертвы. Суд счел, что право на надлежащую судебную процедуру и право на моральную неприкосновенность родственников г-на Блейка были косвенно нарушены. Комиссия последовательно придерживалась той же позиции в отношении подобных дел.

В ситуациях, когда жертва не может подать жалобу, как при произвольных казнях или насильственных исчезновениях лиц, это правовое понятие допускает немедленное «представительство» лица, которого оно предотвращает. Разумеется, такое представительство можно также признать без представителя, являющегося жертвой. Однако этот аспект имеет меньшее значение в межамериканской системе, учитывая широко признанную легитимность. Кроме того, концепция косвенной жертвы признает, что в определенных ситуациях воздействие на их права в соответствии с Конвенцией затрагивает не только непосредственно затронутое лицо, но и другие лица, связанные с ним лично.


При разграничении составов преступлений, предусмотренных нормами статей 215-219 УК РФ и статьей 143 УК РФ, имеет значение личность потерпевшего. Потерпевшим от преступления, ответственность за которое предусмотрена по статье 143 УК РФ, может быть только лицо, имеющее трудовые отношения с работодателем, а потерпевшим при совершении преступлений, предусмотренных статьями 215-219 УК РФ - любое лицо, вне зависимости от наличия трудовых отношений у него с данной организацией (работодателем).

Комиссия также обладает юрисдикцией объявить несовместимость внутреннего законодательства с Конвенцией. Суд фактически признал специальную, исключительную и, следовательно, весьма санкционированную юрисдикцию Комиссии объявить в контексте отдельного дела или общего доклада, что внутреннее законодательство несовместимо с Конвенцией.

Комиссия компетентна заявить о несовместимости законов, затрагивающих независимость и беспристрастность судебных органов или законов об амнистии, когда такие законы применяются в отдельном случае. Комиссия далее отметила, что эту амнистию следует отменить. Однако в отдельных случаях определение заинтересованного лица всегда присутствовало при декларировании несовместимости закона в рамках Конвенции.

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми дого­ворами, или препятствующие деятельности представителей ор­ганов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного кон­троля, несут ответственность в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации.

Новаторские обвинения. В целях соблюдения такого стандарта Комиссия в целом должна рассмотреть достоинства ходатайства, прежде чем его можно будет отклонить. В случае с Луисом Бертелло Маспери против. Коста-Рика, ходатайство было отклонено как явно необоснованное из-за утверждений, которые не были обоснованы. Комиссия оправдывала это решение на том основании, что в заявлении было полное отсутствие доказательств. Конвенции в качестве правовой основы для признания жалобы неприемлемой. Конвенции. Формула четвертого экземпляра.

Комиссия разработала «формулу четвертой инстанции», в которой она считает, что решения независимых и независимых внутренних трибуналов не подлежат проверке в соответствии с Американской конвенцией. Характер этой функции также является основой так называемой «формулы четвертого экземпляра», применяемой Комиссией, что согласуется с практикой европейской системы прав человека. Основная предпосылка этой формулы заключается в том, что Комиссия не может рассматривать решения, вынесенные национальными судами, действующими в пределах своей юрисдикции, и применяя надлежащие судебные гарантии, если только она не считает, что было совершено нарушение закона.

В зависимости от тяжести нарушений наступает дисцип­линарная, административная, материальная и уголовная ответст­венность. Дисциплинарная ответственность. Согласно статье 214 Трудового кодекса Российской Федерации, работники обязаны соблюдать требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Статья 192 Трудового кодекса Российской Федера­ции предусматривает следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение. Административная ответственность. Административ­ную ответственность устанавливает Кодекс Российской Федера­ции об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ. В статье 3.2 кодекс определяет виды административных на­ казаний , которые включают :

Комиссия компетентна объявить ходатайство приемлемым и принять решение по существу, когда оно ссылается на национальное судебное решение, вынесенное вне надлежащей правовой процедуры или которое, по-видимому, нарушает любое другое право, гарантированное Конвенцией. Если, с другой стороны, он просто утверждает, что решение было неправильным или несправедливым само по себе, ходатайство должно быть отклонено в соответствии с приведенной выше формулой. Функция Комиссии заключается в обеспечении соблюдения обязательств, взятых на себя государствами-участниками Конвенции, но она не может выступать в качестве апелляционного суда для рассмотрения предполагаемых ошибок закона или фактов, которые могут быть совершены национальными судами, которые действовали в пределах своей компетенции.

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;
  5. лишения специального права, предоставленного физи­ческому лицу;
  6. административный арест;
  7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация.

В зависимости от тя­жести правонарушения наказание виновных лиц штрафом до 25 минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацией на срок от 6мес до 3 лет. Материальная ответственность. Материальная ответст­венность должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда состоит во взыскании с них - полностью или час­тично - сумм, выплаченных предприятием работникам, пострадавшим от несчастных случаев и профессиональных заболева­ний. Уголовная ответственность. Уголовный кодекс Россий­ской Федерации от 13.06.96, № 63-ФЗ устанавливает уголовную ответственность за преступления против конституционных прав человека и гражданина, общественной безопасности и здоровья населения. Статьями кодекса предусмотрена уголовная ответст­венность за:

Конвенции отклонить требования, касающиеся исключительно судебной ошибки. Однако эта формула не применяется, если есть нарушение надлежащей процедуры, дискриминации или явное нарушение других прав, признанных в Конвенции. Аргентина бывший работник, который потребовал у своего работодателя выплаты за компенсацию за трудоспособность, утверждал, что аргентинские суды ошибочно применяли законы, регулирующие трудовые споры. Комиссия сочла, что она не может рассматривать предполагаемую судебную ошибку, и, следовательно, ходатайство было объявлено неприемлемым.

  1. нарушение правил охраны труда;
  2. нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики;
  3. нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ;
  4. нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах;
  5. нарушение правил пожарной безопасности;
  6. нарушение санитарно-эпидемиологических правил;
  7. сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

В зависимости от характера и тяжести последствий нару­шений, допущенных гражданами, должностными и юридиче­скими лицами, их уголовная ответственность может быть опре­делена в виде:

Объясняя формулу четвертой инстанции, Комиссия также полагалась на юриспруденцию Комиссии и Европейского суда по правам человека. Европейская комиссия последовательно отклоняет ходатайства, в которых утверждается, что внутренний суд ошибочно толковал внутреннее законодательство или не принял соответствующие фактические или основанные на доказательствах решения, если только такие ошибки не могут стать нарушением Европейской конвенции о правах человека.

Аргентина играет важную роль в эволюции стандартов системы, учитывая нынешнюю тенденцию в полушарии перехода к демократии. Формула ясно указывает, что государства с судебными системами, действующими надлежащим образом в демократическом обществе, получат выгоду от степени уважения, которую Комиссия предоставляет национальным судам. Напротив, в авторитарных режимах или государствах, где независимость или беспристрастность судебной власти под вопросом, решения внутренних судов будут подвергаться более строгой проверке со стороны Комиссии.

  1. наложение штрафа в размере от 100 до 700 минималь­ных размеров оплаты труда;
  2. лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет;
  3. исправительных работ на срок 6 месяцев до 2 лет;
  4. ограничения свободы на срок от 3 до 5 лет;
  5. лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Помимо этих видов ответственности законодательство предусматривает также ответственность предприятий и организаций за выпуск и поставку продукции не соответствующей требованиям ОТ.



 

Возможно, будет полезно почитать: