Социологическая теория происхождения права кратко. Основные теории (концепции) происхождения государства и права

Социологическая концепция права

Социологическая теория права - базируется на понимании права как фактического уклада жизни общества, тех отношений, которые имеют место быть в действительности. Ключевая категория социологическая теория права "живое право", то есть то, что отражает сложившийся порядок в обществе. Сторонники социологической теория права требуют отдавать приоритет "живому праву, а не системе официальных норм.

В этой области анализа и обобщений наибольшую известность получили концепции солидаризма (О. Кант, Э. Дюркгейм, Л. Дюги ),свободного судейского усмотрения (Е. Эрлиха ),социальной инженерии в праве (социологическая юриспруденцияР. Паунда ).

а) Школа свободного права Евгения Эрлиха (1862 -1922)

В начале ХХ века в Австрии, Германии, Франции и других европейских странах широкое распространение получили теории свободного права . Их называют также движением свободного права. Появление этого движения было вызвано тем, что законодательство времени свободной конкуренции оказалось тесным для монолистической эпохи.

Законы имели пробелы, на практике надо было заполнить пробелы. Поэтому закон не есть единственный источник права (правосознание судей, правосознание общества).Главным органом , который "находит" свободное право, объявлялся суд.Применение права подчинено не только логике, но и чувству, эмоциям, усмотрением судьи.

Австрийский правовед Е. Эрлих в своей работе "Основы социологии права " (1913 г.) выдвинул теорию "живого права союзов ", в которой акцент делался на правовой плюрализм и на расширение свободы судебного и административного правотворчество.

Социология права , по Е. Эрлиху, в противоположность догматической юриспруденции,исследует право эмпирически , как опытный факт, во взаимодействии с иными социальными явлениями.

Исходная точка права , согласно его теории, лежит не в законодательстве, юриспруденции или судебной практике, а в самом обществе. Поэтомуисточник познания права - прежде всего непосредственное наблюдение жизни, поступков, изучение обычаев и документов конкретного осуществления права (договоры, завещания, сделки и т.п.). Юрист должен наблюдать и взвешивать отношения и поведения людей.

Пример: Бартолиус (средневековой юрист) своих учеников тренировал следующим образом: брали решения дела интуитивно, а затем искали подтверждение в законе. Любой юрист, листая дело, понимает к чему клонится оно и подводит законы.

Е. Эрлих поставил вопросы о необходимости системного и функционального изучения права, его взаимосвязи с обществом, обусловленности права фактическими, общественными, в том числе экономическими отношениями .

Право целиком , полагал Е. Эрлих, никогда не содержится в текстах законов. Более того, имеетсясущественное расхождение между правом, как оно выражено в законе, и "живым правом" , т.е. правом фактически действующим на практике. "Живое право есть внутренний порядок человеческих союзов" (государства, семьи, корпорации, товарищества и т.п.).Исходные начала самого права следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, община и самого государство.

Концепция Эрлиха получила название концепции "свободного права" , поскольку для нее стал характерным "свободный подход к праву", которой согласно Эрлиху, можно обнаружить впрактике судебного разбирательства , где имеет место свобода судейского усмотрения.

б) Социологическая теория Роско Паунда

Роско Паунд - один из крупнейших юристов Америки. Он был преподавателем в американских университетах, большее время - в Гарвардском университете. Был деканом гарвардской школы права.

Главный труд - пятитомная "Юриспруденция " (1959 г.) Как и Е. Эрлих, видел задачу социологии права в том, чтобы объяснить возникновение, развитие, действие, эффективность права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями.Суть нового подхода в том , что упор делается на исследование права в действии, функций права с позициифилософии прагматизма .

Прагматизм исходит из того, что знания должны быть научны, построены на реальности. Всякое знание имеет значение, если связано с практической значимостью.

Социология права , определял Паунд, есть изучение юридической системы функционально, в свете преследуемых его социальных целей.

Само право воспринималось им как "инструмент социального контроля" для согласования компромиссов интересов. В связи с этим Р. Паунд большое внимание уделялпроблеме интереса в праве и характеризовал ее как эффективное и безопасное обеспечение всех потребностей индивида и общества.

Цель права - в достижении компромисса между личностью и обществом.

Функции права - социальное регулирование, достижение социальной гармонии.

В самом праве различал три основных аспекта права.

    Право , как правопорядок (т.е. право не только нормативное предписание, но и как совокупность уже сложившихся реальностей).

    Нормативная сторона права (т.е. право составляют нормативные предписание).

    Процессуальная сторона права (т. е. право как судебный и административный процесс, отправление правосудия).

в) Теория солидаризма Леона Дюги

В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859 -1928) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.

Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности . В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являютсяузами социальной солидарности .

Общество делится на классы , каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Этисоциальные связи основаны на разделении труда.Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций.

Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости : "не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.

Юридическая норма - это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством.Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей.Законодатель лишь констатирует, но не создает ее . В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией.

Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.

Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.

Большое многообразие факторов, влияющих на формирование права связано с наличием различных подходов к пониманию права, а это приводило к появлению различных правовых теорий. Каждая научная теория преувеличивает одну какую-то сторону права в ущерб другим. В видоизмененной форме не-которые из них сохраняются и в настоящее время. Среди наиболее распространенных в теории права подходов можно назвать следующие.

1. Теория естественного права.

Контуры этой теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, за-ложенные самой природой человека.

На-пример, Цицерон говорил, что закон государства, противо-речащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

Логически завершенную форму и распро-странение эта концепция получи-ла в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.

Фундаментальную разработку эта теория по-лучила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепят-ственно осуществляться, источник прав человека находит-ся не в законодательстве, а в самой природе человека.

2. Историческая школа пра-ва

Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народно-го духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.

3. Теория нормативистского права

Нормативистская концепция права получила рас-пространение в первой трети XX в. Её авторами считают-ся X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев - русский ученый правовед.

По мнению Кельзена, право представляет собой строй-ную иерархическую пирамиду во главе с «основной нор-мой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основа-нии пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации.

Г.Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и пред-ставлять собой «чистую науку». Право — это система дол-жного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном норма-тивном акте, обеспеченном принудительной силой государ-ства.

Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В насто-ящее время широкое признание получило требование соот-ветствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности.


4. Социологическая теория права

Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторо-вич, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др.

Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни.

Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка. Эта школа имеет широкое распространение в Англии.

Разновидности социологической теория права

Теория солидаризма. Основоположником этого направления является Леон Дюги. Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внеш-него выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.

Примирительная теория. Очень популярная на Западе примирительная теория происхождения права. Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Время от време-ни между отдельными родовыми группами случались конфлик-ты. Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут унич-тожены последние члены конфликтующих групп. Чтобы из-бежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старей-шин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возник-ло так называемое примирительное право. Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а за-тем были оформлены государством в форме законов, предусмат-ривающих санкции за их нарушение.

Реалистическая школа. Её основателем является Рудольф Иеринг. Она определяет право как защи-щенный государством интерес личности. Государство выступа-ет необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой).

5. Психологическая теория права

Эта теориялогически завершенную форму получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и др. По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущ-ность права определяются не через деятельность законо-дателя, а через правовые эмоции, переживания людей.

Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитив-ное . Позитивное — право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право — результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей.

Интуитивные переживания (интуитивное право) высту-пает регулятором поведения человека и потому рассмат-ривается как реальное, действительное право. Оно выс-тупает критерием оценки позитивного права.

В разладе между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений. Право выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой переживание людей и включает в себя правовое сознание.

6. Марксистская теория права

Эта теория зародилась во вто-рой половине XIX - начале XX в. и являлась господ-ствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.

Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).

В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господству-ющего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-норма-тивное выражение. Право — явление производ-ное от государства, в полной мере определяется его волей.

Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отноше-ний. Оно не могло быть выше, чем экономический и куль-турный строй, породивший его.

Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.

7. Интегральный (интегративный) подход к пониманию права.

Мы рассмотрели различные теории права. Каждая из них односторонне, несовершенно раскрывает сущность права. Но вообще вряд ли мыслимо вполне совершенное право. В действительности оно всегда в чем-то неудовлетворитель-ное, несовершенное, требующее разных измерений и нео-динаковой трансформации в зависимости от условий, места и времени. Поэтому следует приветствовать различные подходы к пониманию права, ибо на этом пути решаются многие практические вопросы: основания права, источни-ков права, пределов правового воздействия, эффективности права, разрешения противоречий права и др.

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Это "вечно" протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что "юристы до сих пор ищут свое определение права". В силу того что право находится как бы на "перекрестке" удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.

Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие.

Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.

Достоинства:

это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Недостатки:

данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;

такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Историческая школа права сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.

Основные идеи названной доктрины:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.

Позитивные моменты:

впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Негативные моменты:

данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя;

ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки:

представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Положительные моменты:

в связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;

обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.

Недостатки:

преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества;

излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д.

Достоинства:

обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;

акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

Недостатки:

представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

в связи с тем, что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;

3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

К плюсам данной теории относятся:

она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;

фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;

хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты. И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.

На исходе XIX века стала формироваться социологическая юриспруденция, когда социология уже самостоятельно выделилась в отдельную отрасль знаний. Социологические теории права складывались двумя путями: с одной стороны, путем создания правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой - в результате применения социологических понятий и методов в области юридических наук. Социологическая школа права является, как и нормативизм, позитивистской теорией. Ее представители стремятся отказаться от ценностного подхода к праву, избегать моральных оценок, принимать право таким, каково оно есть. Однако в отличие от юридического позитивизма, придающего первостепенное значение норме права, то социологическая школа - практике, реальному действию права. Предтечей социологической теории явилась «школа свободного права», представителями этой школы были Е. Эрлих в Германии, С.А. Муромцев в России. Они выступали за живое право народа, основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей. Социальная школа, внешне противоположная нормативизму и выступающая с его критикой, сложилась в первой трети XX в., первоначально в Европе, позже получила наибольшее распространение в США. Критикуя принципы формально-догматической юриспруденции (Иеринг окрестил ее «юриспруденцией понятий»), сторонники подчеркивали недостаточность нормативного подхода к праву. Они рассматривали общество как целостный организм, все части которого подчинены единым законам, и призывали изучать право взаимодействии с другими элементами социальной системы. Последователи социологического направления противопоставили концепциям юридического позитивизма понимание права как «живого», динамичного правопорядка.

Представителями этого направления являются Д. Дью, Р. Паунд, Д.Фленк, К. Ллевеллин и др. В их понимании понятие «право» включает в себя административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц, правоотношение, а также и юридические нормы, значение которых в ряду названных правовых средств воздействия на поведение людей принижается. Социологическая школа исходит из того, что право должно рассматриваться не иначе как в действии, в процессе применения, анализа реальных правовых отношений. Джон Дью писал: «Право есть деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность. Что касается правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли, она лишь клочок бумаги, наполняемый содержанием в каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных судебных или административных актов». К. Ллевеллин делает особый акцент на управленческой деятельности: «Право - это не только судебная, но и управленческая деятельность. Центральное звено права нужно видеть не только в том, что делает судья, но и в том, что любой носитель государственной должности, например, чиновник налогового управления, делает в таковом качестве».

На развитее социологической юриспруденции значительное влияние оказал американский юрист Роско Паунд. Мировоззренческой основой учения Паунда послужили идеи прагматизма - ведущего направления в философии США начала XX в. В основе прагматизма лежит суждение о том, что любые теоретические построения необходимо оценивать с точки зрения их практического значения или пользы. Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов не ограничиваться изучением «права в книгах» и обратиться к анализу «права в действии». Юридическая наука, считал он, призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей. Противостояние «права в книгах» и «права в действии» со временем слало лозунгом всей прагматистской юриспруденции в США. Социологическая направленность концепции Паунда наиболее ярко проявилась в трактовке права как формы социального контроля. Согласно взглядам ученого право является одним из способов контроля за поведением людей наряду с религией, моралью, обычаями, домашним воспитанием и др. Такой подход ориентировал юридическую науку на изучение права в контексте социальных отношений, требовал учитывать взаимодействие правовых норм с иными регуляторами общественной жизни. Паунд подчеркивал, что юристу необходимо знать смежные научные дисциплины и уметь применять их методы при исследовании права. «Давайте посмотрим фактам человеческого поведения в лицо… давайте обратимся к экономической теории, социологии, философии и перестанем считать, что юриспруденция является самодостаточной наукой». Социологическая школа охватывает понятием «право» наряду с законом еще и следующие компоненты: это 1) судебные или административные решения; 2) юридические факты; 3) право различных объединений (союзов). Сильная сторона социологической школы - это ориентация на практику. Социологическая школа поднимает очень важную, уже вышеупомянутую проблему соотношения «права в книгах» и «права в жизни», привлекает внимание к изучению важных факторов, влияющих на содержание и применение права.

То обстоятельство, что право существует только как социальный феномен, служит исходным аргументом для разворачивания социологических теорий обоснования права, которые исходят из того, что общество является средой, в которой следует искать «тайну права». Наиболее значительными из социологических теорий права являются концепции М. Вебера, Р. Иеринга, Э. Эрлиха и Л. Дюги.

Макс Вебер (1864- 1920) считается одним из основоположников современной социологической теории. Ядро его социологической доктрины составляет понятие «социального действия», через которое определяется предмет социологии: «Социология...есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие» (см.: Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. С. 602). Социальным Вебер считает такое действие, которое по предполагаемому действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Следовательно, любая форма социальности для Вебера есть не что иное, как определенные виды деятельности людей: «государство», «сообщество», «феодализм» - это только вид человеческого поведения особого рода. Главным здесь является смысловая соотнесенность поведения.

Вебер специально оговаривает, что слово «смысл» имеет у него не метафизическое, а эмпирическое значение. Социолог не может надеяться, что есть какой-то скрытый смысл, который определяет деятельность общественного человека и который нужно «открыть». Социология вообще этим вопросом не занимается, ибо это компетенция философии. Социологический дискурс права задается таким вопросом: «Что фактически происходит в обществе из-за того, что существует шанс, что участвующие в совместном социальном действии люди, особенно те, действие которых особенно влиятельно в обществе, субъективно рассматривают определенный порядок как обязательный и практически действуют исходя из этого, то есть ориентируют свои действия на него» (см.: Weber М. Rechtssoziologie. - Neuwied, Hermann Luchterhand Verlag, 1960. S. 53).

Для того, чтобы знать, какими внутренними побуждениями руководствуются субъекты социального действия, необходимо, по мнению Вебера, доказать наличие устойчивых форм социального взаимодействия. Вебер попытался сделать это посредством выделения в «социальном действии» ряда компонентов, содержание которых определяется их источником - феноменом «порядка». Основой социального действия в границах порядка является «господство», под которым Вебер понимает возможность обеспечить послушание данной группы приказам определенного содержания. Основным признаком господства является способность аппарата управления гарантировать порядок на данной территории путем угрозы или реального применения психического или физического насилия. Важнейшим условием успешного осуществления господства является его легитимность. Вебер говорит о внутренней и внешней гарантии легитимности порядка. Внутренняя легитимация порядка гарантируется за счет:

  • эмоциональной преданности;
  • через веру в абсолютную значимость порядка в качестве выражения нравственных, эстетических и иных ценностей.

К внешне легитимированным порядкам Вебер относит условность и право. Условность - это обычай, который считается в определенном кругу людей значимым, и нарушитель которого подвергается порицанию. Право - это порядок, внешне гарантированный возможностью принуждения, осуществляемого специальной группой лиц, задачей которых является охрана порядка или предотвращение его нарушений посредством применения силы. Таким образом, право рассматривается Вебером как важнейший элемент в системе господства, связанный с ней отношениями легитимности.

Сущностной чертой права Вебер считает наличие специальной группы лиц, которой дана монополия на применение насилия в интересах сохранения определенной формы господства. Чтобы оттенить эту черту права, Вебер приводит пример других видов социальных норм. Среди них - нравы, под которыми понимается единообразное социальное поведение внутри определенного круга людей, основанное на простой привычке. Одним из примеров нравов может быть названа мода. Если эти привычки фактически укоренились и действуют в течение длительного времени, их называют обычаем. Обычай не опирается на меры внешнего принуждения, а основывается сугубо на доброй воле человека.

То обстоятельство, что социальные отношения перерастают в право только тогда, когда возникает специальный аппарат принуждения, гарантирующий его эмпирическую значимость, красноречиво характеризует суть веберовской концепции права. М. Вебер не допускает никакой иной основы права, кроме отношений господства в чистом виде. У него отсутствует легитимационный дискурс права, и речь идет только о действующем праве, что является признаком правового позитивизма.

Рудольф Иеринг (1818-1892) считал право совокупностью условий социальной жизни. Специфика права состоит в том, что оно опирается на мощь государства, прежде всего на средства принуждения. Основные элементы права по Иерингу: связь с принуждением; нормативность и цель.

Специфика принуждения, осуществляемого правом, состоит в том, что оно легитимировано со стороны государства. Свои собственные правила или законы могут устанавливать различные ассоциации: церковь, политическая партия, общество защиты животных, однако эти правила и законы соблюдаются добровольно, а не принудительно. Если верующий не выполняет необходимые предписания, он может быть исключен из лона церкви, однако гражданин, нарушающий закон, не может быть «исключен» из общества.

Отличие правовой нормы от моральной состоит в ее императивности и обязательности. Эти нормы устанавливаются государством и реализуются государственными институтами.

Евгений Эрлих (1862-1922) утверждал, что во все времена центр тяжести в развитии права находился не в законодательстве и не в учении о праве, а в самом обществе. В общественной среде происходит стихийный процесс образования права, и это «живое» право является предметом изучения науки и философии. Отсюда и та роль, которую играют в изучении права методы эмпирического исследования: наблюдение конкретных правовых явлений, юридически значимого поведения людей и общественных организаций. По мнению Эрлиха, люди рассматривают свои права исходя не из юридических положений, а как нечто, непосредственно вытекающее из социальных взаимосвязей. Внутренний порядок человеческих союзов и исторически, и логически предшествует правовым установлениям и поэтому является фундаментом, на котором строится право. Внутри социальных союзов действуют правила поведения, которые люди признают в качестве общеобязательных. К этим правилам Эрлих относит нормы права, морали, искусства, моды. Юридические нормы имеют ту же природу, что и все остальные. Элемент принуждения присущ не только правовым, но и другим социальным нормам. Государство представляет лишь один из многих правовых союзов, существующих в социальном пространстве, наряду с семьей, церковью, хозяйственными корпорациями. Поэтому правовым нормотворчеством занимается не только государство, но и указанные выше объединения.

Нормы права, по Эрлиху, вытекают из объективных общественных фактов, коренящихся в убеждениях людей, объединенных в общественные союзы. Этими фактами Эрлих считает востребованность, господство, владение и проявление воли. Государственное принуждение в процессе образования норм права вовсе необязательно, за исключением лишь норм судебного приговора. Правовые нормы возникают в контексте «живого» права, действующего в обществе и идущего всегда впереди государственного права. В этом пункте позиция Эрлиха легко уязвима, ибо не дает возможности отличить право от обычаев и традиций. Кроме того, не видно, как решается основная задача права - сглаживание противоречий между частными и общими интересами.

В центре внимания социологической концепции права Леона Дюги (1859-1928) находится проблема общественной солидарности, которую он считает основополагающим фактом социальной жизни. Солидарность - это закон общественного организма, в соответствии с которым этот организм функционирует. Из того, что солидарность является фактом общественной жизни, Дюги выводит три правила поведения человека:

  • никто не должен препятствовать достижению цели солидарности, а напротив, все должны сотрудничать в достижении этой цели;
  • индивид должен воздерживаться от поступков, противоречащих цели солидарности;
  • каждый должен делать все, что в его силах для усиления общественной солидарности.

Право считается одним из аспектов общественной солидарности, участвующим в ее сохранении. Поскольку солидарность является объективным фактом, то Дюги полагает возможным установить норму объективного права, свободную от всякой субъективности. Государство, по его мнению, не является Левиафаном, подавляющим человеческую свободу, а есть лишь проявление индивидуальной воли правителей, задача которых состоит в выполнении определенной социальной функции - организации деятельности общественных структур и контроля за ними. Дюги считает общественную солидарность настолько важной, что предоставляет судьям право аннулировать постановления властных органов, которые могут нанести ей ущерб.

Концепция Дюги странным образом колеблется между анархизмом и тоталитаризмом. С одной стороны, он говорит о необходимости строгого контроля за государственным аппаратом, рекомендует самоуправление и децентрализацию, а с другой - отвергает необходимость индивидуальных прав, поскольку общественная солидарность «снимает» в себе все индивидуальные притязания. Тем самым он подрывает государственный суверенитет, игнорирует права личности.

Психологическая теория права

В основе психологического подхода к объяснению природы права лежит концепция реальности как совокупности физических и психических феноменов. Воображаемые, абстрактные объекты не имеют самостоятельного существования в качестве независимой реальности. Основным методом изучения всех явлений физического и психического мира считается наблюдение. Наиболее продуктивной формой наблюдения является самонаблюдение (интроспекция), позволяющее познавать свои собственные ощущения тех или иных объективных процессов и вещей. Можно наблюдать не только свои собственные переживания, но и переживания других людей, проявляющиеся в речи, жестах, мимике. Соединение внутреннего и внешнего наблюдения образует объективный метод познания психических явлений.

Право также может быть объектом психологического метода, ибо правовые феномены проявляются в сознании человека, когда он переживает ощущения, связанные с воздействием на него права в конкретный момент времени. Объектом исследования становятся не правовые нормы и принципы, а механизмы человеческого сознания, испытывающего чувство долга и правоты своих требований. Право и мораль рассматриваются в психологической теории как психологический опыт человека, содержащий позитивную или негативную оценку в осознании долга. Негативная оценка происходит тогда, когда при наблюдении или размышлении над каким-либо действием мы испытываем отсутствие желания его совершать. Положительная оценка вызывает обратную эмоцию, то есть стремление совершить указанное действие. Поэтому право и мораль можно рассматривать как проекцию нашего правового или морального эмоционального опыта.

Наиболее последовательно психологический подход к праву реализован в учении Л.И. Петражицкого (1867-1931). Он исходил из того, что право и мораль являются психическими феноменами и различаются между собой по типу эмоций. Под «эмоциями» Петражицкий понимал не только чувства удовольствия и страдания, но и другие двигательные стимулы и импульсивные побуждения. Он выделял два вида эмоций: во-первых, это эмоции, направленные к конкретному объекту, который нас привлекает (голод, секс, жажда) или отвращает (страх); во-вторых, это абстрактные эмоции, которые проявляются в качестве стимула различных действий. Правовые, моральные и эстетические эмоции относятся ко второму виду.

Отличие правовых эмоций Петражицкий видел в их императивноатрибутивный характере, а в правовое пространство включал такие области, как игры, спорт, поведение учителей, правила гостеприимства и этикета, религиозное право, отношения между друзьями. На основе императивно-атрибутивного опыта Петражицкий делит право на две категории: интуитивное (автономное) и позитивное (гетерономное) право; официальное и неофициальное право.

Особенно важно различие интуитивного и позитивного права. Содержание интуитивного права определяется индивидуальными условиями личности и поэтому имеет индивидуальное разнообразие. Позитивное право обладает единой структурой правил для всего сообщества. Предписания интуитивного права соответствуют индивидуальным обстоятельствам конкретной человеческой жизни, в то время как указания позитивного права игнорируют индивидуальные особенности. Интуитивное право более динамично и адаптивно, а позитивное право часто отстает от общественных изменений. Права и обязанности позитивного права являются временными и локальными, а права и обязанности интуитивного права - универсальными.

Интуитивное право является важнейшим фактором личного поведения и общественной жизни. В общении с членами семьи, друзьями, коллегами люди руководствуются не позитивным, а интуитивным правом. В правовой психологии можно выделить ряд каузальных тенденций, которые ведут к установлению прочной системы общественного поведения, квалифицируемой как правовой порядок. К таким тенденциям относятся:

  • стремление к исполнению закона, безотносительно к желанию лица, взявшего на себя обязательства;
  • рост репрессивности в праве из-за его атрибутивного характера;
  • стремление к созданию унитарной позитивной структуры общих правил с целью предотвращения недоразумений и конфликтов;
  • тенденция к конкретности содержания и объема юридических обязанностей и прав;
  • тенденция к тому, чтобы обосновывать права и обязанности на верифицируемых фактах.

Право, по Петражицкому, выполняет две общественные функции - дистрибутивную (распределительную) и организационную. Большую надежду он возлагает на политику права, которая призвана очищать психику людей от асоциальных склонностей и направлять их поведение в сторону общего блага. Политика права должна ввести в сознательное русло те стремления, которыми человек руководствуется спонтанно.

Критика концепции Петражицкого является частным случаем критики «психологизма» в общественных науках. Психологизм абсолютизирует роль психо-эмоциональной сферы в мотивации человеческого поведения, что влечет за собой умаление социальных факторов. Понятие «права» используется Петражицким слишком свободно, для обозначения феноменов, далеко отстоящих друг от друга.

Предпринятый анализ основных типов обоснования права дает повод утверждать, что в их основе лежат различные философские традиции - рационально-метафизическая и эмпирическая. Первая исходит из того, что начала права существуют объективно, и задача философии состоит лишь в том, чтобы их обнаружить и артикулировать. Вторая считает, что источником права является человеческий опыт, накапливаемый в ходе истории. В основе своей эти две традиции совершенно несовместимы.

Метафизическая традиция отстаивает принцип универсальности права, а из традиции эмпиризма можно при желании сделать вывод, что значение той или иной социальной формы не простирается за пределы определенного пространства и времени. В современном мире, в связи с плюрализмом общественных и культурных форм, стала весьма актуальной потребность в поисках таких практических и теоретических моделей общественного порядка, которые могли бы совместить стремление к обособлению социальных групп с необходимостью сохранения единого социального целого. Попытки решить эту проблему в рамках дихотомии «естественного/позитивного» права не удается, и поэтому появляются принципиально новые, на первый взгляд, решения. Одно из них основывается на постмодернистской парадигме.

Философия права в постмодернистской парадигме

Когда речь идет о постмодернизме, то следует иметь в виду, что этот термин используется в трех основных значениях. Во-первых, постмодернизм понимается как стиль в искусстве, прежде всего в таких его видах, как литература, архитектура, театр. Во-вторых, постмодернизм часто используется как «ярлык» для обозначения современной эпохи. И, наконец, в-третьих, постмодернизм понимается и используется как методология, то есть как совокупность концептуальных установок, методов и принципов изучения объектов, которые чаще всего ассоциируются с деконструктивизмом.

Для постмодернизма как методологии характерны два основных момента, из которых вытекают и все остальные. Постмодернизм отказывается от целостного и связного описания, масштабного теоретизирования, систематизации. Для него свойственно утверждение плюрализма, принципиальной равноценности всех возможных точек зрения на изучаемые явления. Реальность при этом рассматривается как совокупность слабо связанных между собой фрагментов. Связность и целостность - это либо видимость, искусственный продукт описания, либо результат действия конкретных сил, то есть, опять-таки искусственный продукт. Постмодернизм отказывается проводить четкую границу между субъектом и объектом, рассматривая возможности субъекта оберегать статус и объект.

Методом, которым пользуется постмодернизм, является метод деконструкции. Деконструкция - это процесс «разборки» текста или дискурса на составляющие элементы, проделывание всех шагов в обратном направлении, с подробным выяснением оснований, по которым каждый из этих шагов был сделан. Хотя деконструкция первоначально была задумана как метод анализа текстов в постструктуралистской парадигме, ее распространили на исследование внелингвистических объектов.

Любое целое (общество, язык, право, политика, культура) подвергается в деконструктивизме «разборке» на самые элементарные фрагменты и элементы, которые при этом лишаются того смысла, который они имели в составе целого. К примеру, в деконструированном тексте каждая фраза анализируется на предмет выявления ее внутренних возможностей, которые не были использованы в самом тексте и оказались «обрезаны», преднамеренно подавлены или замаскированы. В частности, в известных классических произведениях осуществляется перестановка персонажей и их переоценка, второстепенные фигуры выдвигаются на первый план, а главные герои отодвигаются в тень.

Применительно к праву постмодернистский подход заключается в использовании большинства приемов, характерных для постмодернистской методологии в целом.

Прежде всего, постмодернизм утверждает, что под внешней целостностью права скрывается противоречивый набор фрагментов, отношения между которыми являются неоднозначными и неопределенными. Инстанции, уполномоченные заниматься правовым творчеством, искусственно придают этой неопределенной совокупности четкую форму: одни интересы и ценности заглушают, другие усиливают, выдвигая их на передний план. Отсюда - несправедливость права. Для того, чтобы указанной выше несправедливости избежать, необходимо сконцентрировать внимание не на поиске общего знаменателя или интегрирующего символа, а на различии. Внимание к Различию, Иному и означает справедливость в современных условиях. Согласно постмодернизму, правовой полицентризм является единственно возможным решением в условиях культурного плюрализма и рассматривает основную проблему права как проблему отношения между различными группами, придерживающимися особых правил поведения.

Единое правовое пространство, считает постмодернизм, возможно не через принуждение, а через согласие, консенсус. Поиском точек соприкосновение для такого консенсуса и должна заниматься философия права. Согласие, если и достигается, может иметь временный характер, по принципу: «Здесь и сейчас». «Завтра и в другом месте» необходима новая работа по выработке новых условий компромисса.

Постмодернизм не является апологией хаоса и не настаивает на том, что единство в современных условиях невозможно. Он выступает лишь против таких форм и способов единства, которые предполагают подавление всякой индивидуальности и самобытности.

Самым уязвимым местом постмодернистской модели права является ее субъективизм. На первый план выходит искусство манипулирования разнородными нормативными системами, и успех зависит от людей, осуществляющих политику в области права.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Охарактеризуйте философскую концепцию «естественного права».
  • 2. Космологическое естественное право.
  • 3. Антропологическое естественное право.
  • 4. Рациональное естественное право.
  • 5. Становление и развитие естественного права.
  • 6. Фома Аквинский о взаимосвязи вечного, естественного и человеческого права.
  • 7. Становление и развитие эмпирико-позитивистской концепции права.
  • 8. Социологические концепции права.
  • 8. Психологическая концепция права.
  • 10. Философия права в парадигме постмодернизма.


 

Возможно, будет полезно почитать: