Требования к оформлению информационных стендов. Что должно быть в уголке потребителя: перечень документов

Каждая организация и ИП, занимающиеся оказанием возмездных услуг граждан либо розничной торговлей, согласно законодательству РФ, обязаны иметь информационный стенд «Уголок потребителя» или «Уголок покупателя». Такой стенд должен содержать всю информацию, которая может быть полезной клиенту, а именно:

1. Текст Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I (далее - ЗЗПП)
Рекомендуется приобрести типографическую версию закона в одном из книжных магазинов, а не распечатывать версию из интернета, чтобы избежать сомнений в правильности текста проверяющими органами.
2. Копии документов о госрегистрации организации или ИП (п. 1 ст. 9 ЗЗПП)
3. Информацию об адресе организации или ИП (п. 1 ст. 9 ЗЗПП)
4. Копии лицензий, если деятельность организации подлежит лицензированию (п. 2 ст. 9 ЗЗПП)
5. Информацию о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан
6. Копию заключения Роспотребнадзора о соответствии товаров и услуг требованиям СанПиН
7. Копии НПА, регламентирующих соответствующую деятельность
8. Список услуг и их стоимость
9. Информацию о запрете продажи отдельных видов продукции несовершеннолетним гражданам
10. Информацию с наименованиями, адресами и телефонами контролирующих организаций.

Список контролирующих органов для уголка потребителя составляется в зависимости от конкретной сферы деятельности той или иной компании, но стандартно к ним относятся:
Роспотребнадзор;
Госторгинспекция;
Госсанэпиднадзор и т. д.

Кроме этого, в доступном для потребителя месте необходимо разместить

1. Номера телефонов служб экстренного вызова: пожарной службы; полиции; скорой помощи; аварийной службы газовой сети.
2. Подробный эвакуационный план. Закон не содержит ссылку на обязательное размещение эвакуационного плана на уголке потребителя. Однако, если эвакуационный план отсутствует в доступном для потребителя месте или на доске во время проверки инспектором ГПН МЧС, возможна выписка предписания об устранении этого минуса.
3. Книга отзывов и предложений, содержащая в себе данные о руководителе фирмы. Ее помещение на информационный стенд также не является обязательным, но предоставление книги отзывов и предложений потребителям должно осуществляться по первому их требованию. (п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, далее - правила № 55).

Какая информация должна быть на уголке потребителя для ООО и ИП

Организации, зарегистрированные как ООО или ИП, обязаны размещать на уголках потребителя те же списки информации, представленные выше, т. к. они носят универсальный характер.

Какая информация должна быть на уголке потребителя в кафе

Если речь идет о кафе или других заведениях общепита, то из нормативных правовых актов на стенд добавляются Правила оказания услуг общепита, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036.
Организациям, работающим в сфере общепита, также необходимо разместить тексты СанПиН СП 2.3.6.1079-01, СП 2.3.6.1066-01, утвержденных постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 и от 07.09.2001 № 23 соответственно.

Какая информация должна быть на уголке потребителя в аптеке

Копия лицензии на фармацевтическую деятельность;
сведения о лице, несущем ответственность за лекарственное обеспечение инвалидов ВОВ;
сведения о сроках хранения медпрепаратов, изготовленных в аптеке, и др.

Требования к содержанию уголка покупателя в аптеке достаточно обширны и регламентируются:

Пп. 8–10, 16, 73 правил № 55;
п. 10 Правил ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865;
п. 3 ст. 63 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ.

Какая информация должна быть на уголке потребителя в парикмахерской или салоне красоты

Уголок потребителя в парикмахерской или салоне красоты, помимо прочих документов, должен содержать прейскурант на оказываемые услуги и сертификаты и лицензии на ведение отдельных видов медицинской деятельности и используемые препараты.

Законодательного определения места размещения уголка потребителя нет. Информационный стенд может располагаться в любом месте, быть любого размера и с любым количеством карманов. Необходимо соблюдать одно общее правило: вся информация на информационном стенде должна быть доступна потребителю для самостоятельного ознакомления (например, пп. 8–10 правил № 55, п. 2 ст. 8, п. 3 ст. 9 ЗЗПП).

Требования к оформлению уголка потребителя

Уголок потребителя необходим для клиентов организаций, с целью донесения нужной информации.

Такой стенд должен висеть в каждом учреждении, которое занимается предоставлением любых услуг, в том числе торговлей.

Разместите информацию в доступном для потребителей месте на специализированном стенде, называемом «Уголок потребителя». Стенд включает в себя информацию, соответствующую действительности, относительно исполнителя.

Что содержит стенд потребителя?

  1. Закон, регламентирующий защиту прав клиента . Этот закон не должен быть распечатанным текстом из интернета. Инспектор редко доверяет такой информации. Купите литературу в специализированном или книжном магазине.
  2. Книга жалоб, предложений и отзывов.
  3. Эвакуационный план, в случае чрезвычайных ситуаций.
  4. Правила безопасности при пожаре.
  5. Правила, по которым предоставляются услуги (в том случае, когда предприятие оказывает таковые).
  6. Цены на услуги.
  7. Номера телефонов служб контроля и экстренных ситуаций.
  8. Список категорий граждан , которые обслуживаются без очереди.
  9. Сведения о запрете продаж некоторых видов продукции (сигареты, алкоголь) лицам, не достигшим совершеннолетия.
  10. Санитарные требования (необходимые для торговых точек и организаций общественного питания).
  11. Требования, регулирующие деятельность организации.

Информация, размещенная на доске потребителей

В документы, которые нужно разместить для потребителей входят следующие категории:

  1. Санитарные правила . Нужны в том случае, если организация реализует пищевые продукты или деятельность в сфере общественного питания.
  2. Нормативные акты. Закон о защите прав потребителей и постановление правительства об установлении правил реализации некоторых категорий товаров.
  3. Информация об организации. Регистрационное свидетельство (копия), лицензии, если это необходимо в зависимости от сферы деятельности. Местная власть может установить свои правила. В некоторых торговых точках должны быть размещены заключения Санитарной эпидемиологической службы (должно быть указанно, что продавец соответствует санитарным требованиям).
  4. Книга отзывов и предложений. Согласно требованиям, книгу нужно предоставлять клиенту по требованию. На уголке для потребителей размещать ее не обязательно.
  5. Если организация реализует весовой товар, то в доступном месте для потребителя должны находиться весы, либо контрольный метр.
  6. Контактные данные инстанций контроля и служб экстренных ситуаций (УВД района, департамент по защите прав потребителей, управление Госторгинспекции и др. органы). Если в торговой точке продается табак и/или алкоголь, на стенде обязательно должно быть сообщение о том, что торговля такими товарами несовершеннолетним запрещена.
  7. План эвакуации магазина.
  8. Правила безопасности в случае пожара.

Объем информации в уголке потребителя зависит от осуществляемой деятельности предприятия. К примеру, в аптеках могут находиться документы об отпуске жизненно-важных лекарственных средств. А для салонов красоты нужны санитарные нормы к оборудованию и помещению.

Обязательные документы в уголке потребителя:

  1. Имеющиеся лицензии (в том случае если деятельность организации должна быть лицензирована).
  2. Копия ОГРН (ОГРНИП) продавца.
  3. Свидетельство о пройденной государственной регистрации организацией.
  4. Заключение о соблюденных санитарно-эпидемиологических нормах.
  5. Книга жалоб и предложений (она должна быть пронумерована, прошита с информацией о руководителях торговой точки). Размещение на стенде не обязательно, но она предоставляется посетителям организации по первому требованию.
  6. Подробный план эвакуации.
  7. Должны быть правила бытового обслуживания граждан (для занимающихся оказанием бытовых услуг).
  8. Правила торговли для того вида деятельности, которым занимается фирма (ресторан, общепит и т.п.).
  9. Правила реализации алкоголя (если в этом месте есть его продажа).
  10. КоАП.
  11. В медицинских организациях , например, в аптеке, должно быть Постановление Правительства «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми лекарственными средствами…», а уголок потребителя в частной клинике должен иметь лицензии на виды предоставляемых услуг.
  12. Здесь разместите информацию о проводимых акциях в торговой точке.

В точках продаж с широкой специализацией (продажа продуктов продовольственного и непродовольственного типа) должны находиться и такие нормативные документы:

  • правила розничной торговли продукцией питания , утвержденные приказом Минэкономики;
  • правила торговли в розницу товарами непродовольственного типа , которые утверждены приказом Минэкономики.

Это основные документы, которые находятся на информационном стенде в любой организации.

Какие выдвинуты требования к информационной доске клиента?

Для оформления стенда используйте типографические правила, приобретенные в книжном магазине . Хотя Законодательство не обязует делать именно так, но такой, красиво оформленный стенд вызовет намного больше доверия у граждан и контролирующих органов.

Вопросы по оформлению уголка для клиентов и ответы на них:

  • Возможно ли разместить все документы в папке возле прилавка, а не на отдельно стоящем стенде?

Законодательство не установило определенное место и внешний вид уголка для посетителей. Основным условием является предоставление всей информации в доступном виде.

Необходимо разместить всю эту информацию так, чтобы клиент мог сам с ней ознакомиться.

Не стоит размещать документы в стеклянных витринах закрытого вида , так как доступность будет нарушена.

Чаще всего уголок оформляют в виде стенда с карманами для листов бумаги. Можно использовать и папку для документов, но она должна находиться у всех на виду и иметь надпись: «Информация для потребителя».

  • Если Закон о защите прав потребителей повесить на информационный стенд в распечатанном виде, будет ли это считаться нарушением?

Требований особых по этому поводу никаких нет, поэтому никаких штрафов соответственно не будет.
Но лучше выглядят документы из типографии. Сделайте распечатку Закона их правовой официальной базы, которая указывается на всех документах автоматически.

  • Должны ли быть журналы о результатах ревизии и проверок на стенде?

Нет, на стенде их располагать не обязательно. Документы такого рода должны быть в торговой точке.

Перечень документов для отдельных категорий предприятий

Документы необходимые для магазинов:


Следующая информация предоставляется клиенту по первому его требованию:

  • Прайс лист на алкоголь (с названиями и ценами);
  • Необходимые сертификаты;
  • Сведения о гос. Стандартах , которые предъявляются к спиртосодержащей продукции

Документы необходимые для аптек:

  1. Копия государственной лицензии;
  2. Телефон и контакты территориального вышестоящего органа, который осуществляет контроль фармацевтического вида деятельности;
  3. Журнал предложений и отзывов;
  4. Номер телефона фармацевтической службы;
  5. Сведения о сроках хранения изготовляемых в аптеке лекарств (для тех аптек, у которых есть право на изготовление);
  6. Объявление о запрете продажи лекарственных препаратов детям;
  7. Объявление о запрете продаж препаратов без рецепта врача (для тех лекарственных средств, которые отпускаются по рецепту врача);
  8. Еcли аптека отпускает бесплатные или на льготные лекарства , то стенд содержит наименования таких препаратов.

В торговом зале аптеки поставьте витрину или информационный стенд для предоставления всей этой информации. Изготовьте листовки со сведениями о профилактике заболеваний.

Телефоны, указанные в уголке потребителя

  1. координаты контролирующего органа по защите прав потребителей;
  2. телефоны экстренных служб: ФСБ, ГУВД, ЧС, ГО.
  3. телефоны прочих органов контроля , в том числе Роспотребнадзора и отдела торговли;
  4. телефоны Администрации района или города – отдела, контролирующего потребительский рынок;
  5. юридический адрес организации и номера телефонов руководителей.

Где разместить информационный стенд?

Законом не установлено определенное место для размещения доски для потребителя.

Также не указано количество и размер ячеек.

Для начала определитесь с количеством и перечнем документов и посчитайте нужное количество карманов для них. Затем правильно оборудуйте стенд.

Законодательные аспекты оформления уголка покупателя

Все ИП и предприятия, оказывающие населению услуги, обязаны оформить такой уголок.

Это установлено 9-й статьей Закона Российской Федерации.

Распространенные названия информационной доски:

  1. уголок потребителя;
  2. информация для покупателей;
  3. уголок покупателя;
  4. информационный стенд.

По той же статье Закона предприятия доводят до клиента информацию о названии регистрирующего органа и об имеющейся государственной регистрации продавца, аккредитацию и лицензии (если фирма должна иметь лицензию).

Какие штрафы налагаются при отсутствии уголка покупателя?

Из-за отсутствия уголка клиента или при нарушениях в оформлении налагается штраф:

Кто будет накладывать штраф?

Такие вопросы решает вышестоящий территориальный орган – Роспотребнадзор.

В статье указаны основные требования к уголку потребителя. Возможны изменения в Законодательстве, поэтому во время меняйте нормативные документы и проверяйте информационную доску. Если клиент не обнаружит хотя бы один такой акт, то он имеет право пожаловаться в Роспотребнадзор.

ПОЛОЖЕНИЕ о единых требованиях и типовых формах информационных стендов служб "одного окна" Информация для заявителя должна размещаться на настенных информационных стендах или на напольных информационных стойках. Информационный стенд - это конструкция для размещения различной справочной информации. Информационные стенды выполняются на пластиковой, деревянной или металлической основе, с текстом нанесённым методом аппликации или полноцветной печати. Изображения на стенде выполняются самоклеющимися пленками или методом шелкографии. На стендах предусматриваются карманы или планшеты для размещения раздаточного материала. Информационные стенды являются неотъемлемой частью оформления помещения службы "одного окна". Информационные стойки - это информационные стенды с напольным держателем с карманами для печатной продукции. Информационные стойки бывают разных размеров и видов, различаются количеством и видами карманов для печатной продукции, наличием или отсутствием рамки и т. д. Стойка обычно изготавливается из пластика, ламинированной фанеры, металла, оргстекла или композитного материала. Информационные стенды (стойки) в службах "одного окна" размещаются в помещении для заявителей на видном, доступном месте и призваны обеспечить каждого посетителя исчерпывающей информацией о работе службы "одного окна". В верхней части стенда размещается заголовок: "служба "одного окна". Ниже размещается подзаголовок с указанием наименования держателя "одного окна". При оформлении заголовка используются заглавные буквы шрифта размера не менее 200, а подзаголовка - заглавные буквы шрифта размера не менее 100. Стенды (стойки) должны быть выполнены в едином стиле с общим оформлением помещения, информация должна быть выполнена черным шрифтом на белом фоне, заголовок и подзаголовок выделен синим, важная информация - красным. Информация, содержащаяся на стендах, должна быть напечатана шрифтом размера не менее 24, на стойках - не менее 14, увеличение размера шрифта зависит от масштаба стенда (стойки). Размер каждого стенда (стойки) определяется держателем службы "одного окна" самостоятельно, высота размещения должна быть рассчитана на средний рост заявителя (не выше 170 см не ниже 140 см). Количество стендов или информационных стоек определяется количеством необходимой для размещения информации и количеством посетителей в службах "одного окна". Для удобства заявителей допускается дублирование информации на нескольких стендах (стойках). На стенде (стойке) в обязательном порядке должна быть размещена следующая информация: 1. Режим работы службы "одного окна". 2. Должности, фамилии, инициалы руководителя и сотрудников службы. 3. Контактные телефоны: - службы "одного окна"; - руководителя службы "одного окна"; - руководителя органа исполнительной власти города, государственного учреждения и государственного унитарного предприятия города Москвы - держателя службы "одного окна"; - городской горячей линии (777-77-77); - организации, осуществляющей контроль за работой служб "одного окна" по городу Москве (Госгоринспекции). 4. Почтовый адрес и адрес электронной почты службы "одного окна". 5. Ссылка на сайты Правительства Москвы (www.mos.ru) и держателя "одного окна". 6. Перечень документов, выдаваемых службой <одного окна> в соответствии с Единым реестром документов (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.12.2004 г. N 949-ПП) с указанием сроков исполнения документа, основы выдачи документа (возмездная/безвозмездная), стоимости документа (выдаваемого на возмездной основе), ссылок на нормативные документы, а также перечень документов, выдаваемых службой "одного окна" в соответствии с п. 3 постановления Правительства Москвы от 06.12.2005 г. N 990-ПП с указанием сроков исполнения документа, основы выдачи документа (возмездная/безвозмездная) и стоимости документа (выдаваемого на возмездной основе, со ссылкой на нормативный документ). 7. Перечень документов, выдаваемых держателем <одного окна> на уровне города, административного округа и района города Москвы, в соответствии с Единым реестром документов (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.12.2004 г. N 949-ПП) с указанием сроков исполнения документа, основы выдачи документа (возмездная/безвозмездная), утвержденных расценок (при возмездной основе), ссылок на нормативные документы. 8. Перечень документов, необходимых для предоставления заявителями в службу "одного окна" для оформления каждого конкретного конечного документа. 9. Список служб "одного окна" в других территориальных подразделениях держателя службы "одного окна" с указанием адреса фактического местонахождения, телефонов, должности, фамилия, инициалы руководителя, адреса электронной почты. 10. Информацию о возможности обжалования отказа от выдачи документов заявителю в службе "одного окна" (любой отказ может быть обжалован у руководителя службы "одного окна", у руководителя держателя "одного окна" либо в суде), в соответствии с п. 7 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 01.06.2004 г. N 361-ПП. 11. Справочные телефоны, адреса местонахождения, фамилии, инициалы руководителей, названия официальных сайтов, адреса электронной почты органов исполнительной власти и городских организаций, участвующих в подготовке (согласовании) документов для заявителей данного держателя службы "одного окна". 12. Образцы заполнения заявлений по каждому выдаваемому документу. Бланки заявлений и перечни документов, представляемых заявителем на каждый, выдаваемый держателем "одного окна" документ должны быть помещены в карманы для печатной продукции, предусмотренные на стендах (стойках). Бланки и перечни документов являются раздаточным материалом, сотрудники служб "одного окна" должны обеспечивать постоянное их наличие на стендах (стойках). Сотрудник службы "одного окна" по требованию заявителя обязан ознакомить его с нормативными документами, регламентирующими работу данного органа исполнительной власти в режиме "одного окна". Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 14 марта 2006 года N 168-ПП

Как показывает практика и поступающие к нам вопросы от управляющих организаций, не все УК в курсе, что определённый перечень информации они должны доводить до сведения собственников посредством размещения её на досках объявлений в подъездах МКД. А между тем, за отсутствие информационных досок в подъездах жилых домов или за неразмещение на них информации УК могут оштрафовать. О том, какую информацию нужно размещать на этих досках, сегодня и поговорим.

Чем отличаются информационные стенды в офисах от информационных досок в подъездах МКД

Многие УК, возможно, схватятся за голову, прочитав верхний абзац статьи. Ведь их итак нагрузили раскрытием информации сразу в нескольких источниках. Одновременно им нужно заполнять портал Реформа ЖКХ, сайт УК (ПП РФ №731 от 23.09.2010), с 1 июля 2016 года добавится ГИС ЖКХ (ФЗ №209 от 21.07.2014).

В каких-то субъектах страны есть региональные сайты, на которых местная администрация или ГЖИ обязывает УК дополнительно размещать информацию по Стандарту раскрытия. Ещё всю информацию необходимо дублировать в печатном виде на информационных стендах в офисе УК.

Поэтому не удивительно, что управляющие организации под час находятся в неведении о необходимости размещения информации для собственников помещений в МКД на информационных досках в подъездах жилых домов.

Здесь возникает вопрос, зачем дублировать информацию ещё в одном месте, когда она итак размещена одновременно в четырёх источниках? Но существуют серьёзные различия. Так, согласно Стандарту раскрытия информации УК должна размещать определённый перечень сведений о себе и управляемых МКД. Останавливаться подробно на этом не будем, так как у нас в блоге достаточно статей на данную тему.

Что же касается информационных досок в подъездах МКД для собственников помещений в доме, то перечень сведений, подлежащих размещению, представляется иным. Этот перечень, как и само требование, размещены в разделе IV Права и обязанности исполнителя Постановления Правительства №354 от 06.05.2011 года .

Что нужно размещать УК на досках объявлений в подъездах МКД

Подпункт “п” п.31 Правил предоставления коммунальных услуг (ПП РФ №354 от 06.05.2011) утверждает, что управляющие организации должны “предоставить потребителю (путём указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:

  • сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
  • адреса и номера телефонов диспетчерской , аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
  • размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
  • информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
  • порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
  • показатели качества коммунальных услуг , предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
  • наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;
  • в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):
  • сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;
  • информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
  • сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).”
  • Это исчерпывающий список информации, которая должна быть размещена на досках объявлений в подъездах жилых домов или на придомовой территории, на которой расположен МКД. За невыполнение данного требования грозит административный штраф как за нарушение лицензионных требований.

Напоминаем, что все Постановления Правительства РФ, регламентирующие деятельность УК по управлению МКД, автоматически попадают под лицензионные требования . Нарушение этих требований, включая

Оформление уголка потребителя и перечень документов для ИП регламентируется законодательством РФ. Информационный стенд должен содержать всю исчерпывающую информацию, которая необходима покупателю или может понадобиться ему в экстренной ситуации. Государственное законодательство выставляет предпринимателям четкие требования, касающиеся оформления уголка потребителя. Официальные стандарты и нормы предполагают целый перечень документов, которые ИП обязан использовать при создании информационного стенда в 2018 году.

Создавать данную информационную базу для клиентов обязаны индивидуальные предприниматели, которые работают в сфере оказания услуг или занимаются розничной торговлей. Отсутствие точной информации и всех необходимых бумаг на стенде торговой площадки считается грубым нарушением государственных стандартов в сфере предпринимательства. Законодательство РФ предусматривает разные виды наказаний за отсутствие необходимой клиенту информации. Метод наказания определяется на основе уровня отклонения от норм и правил государства в той сфере предпринимательской деятельности, в которой ИП был официально зарегистрирован. В данном случае свидетельство индивидуального предпринимателя и справка ОКВЭД являются главными идентификаторами направленности бизнеса.

Наличие уголка потребителя регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителя». Основными мотивами введенного для ИП обязательства по созданию и поддержанию в актуальном состоянии уголка потребителя, выступает необходимость предоставить потребителю (покупателю) полную информацию о предпринимателе, о его квалификации, о регистрационных данных, о лицензировании его деятельности и т.д.

Особых правил по оформлению уголка или его наименованию нет. Индивидуальный предприниматель может назвать стенд информационным, или стендом для покупателя, или уголком потребителя, не важно. Главное – выдержать требования законодательства по содержанию уголка. При этом надо помнить, что законодательство РФ – это постоянно дополняющийся и изменяющийся организм. Следствием этого является частое обновление законов, в том числе касающихся защиты прав потребителей, налогообложения, лицензирования, кодов и т.д. Поэтому очень важно следить за обновлениями в законодательстве и своевременно приводить уголок потребителя в соответствие с последними модификациями закона.

По месту расположения уголка нет четких требований закона. Иногда, во время проверок контролирующие органы предъявляют претензии по поводу того, что уголок находится в затемненном месте, или плохо доступен для ознакомления с ним. Однако ни один законодательный акт в 2018 году не предусматривает ответственности за неправильное расположение информационного стенда.

Любой индивидуальный предприниматель, который не хочет иметь проблем с законом, обязан знать все требования к созданию и оформлению информационного стенда для потребителя в 2018 году. Перечь необходимых документов и правил создается государством на основе самых главных потребностей клиентов, стандарты и нормы призваны защитить интересы потребителя и уберечь его от риска приобретения некачественной продукции, а также предостеречь покупателя от опрометчивых решений в процессе приобретения товаров и услуг.
В 2018 году ИП обязан предоставлять своим клиентам следующий перечень документов:

  • распечатка законопроекта «О защите прав потребителя» Российской Федерации, актуального на сегодняшний день. Текст закона должен содержать свежую информацию и все правки, внесенные государством;
  • список действующих лицензий, которые предприятие имеет на сегодняшний день;
  • оригинал или копия свидетельства о государственной регистрации определенного вида экономической деятельности;
  • копия документа, свидетельствующего о нормальных санитарных и эпидемиологических условиях помещений, которые задействованы в процессе предоставления услуг или продажи товаров;
  • специальная книга предложений и жалоб для клиентов предприятия;
  • подробный план эвакуации из торгового зала или помещения для предоставления услуг;
  • стандарты и правила обслуживания граждан в сфере бытовых услуг (для отдельного вида предприятий);
  • контакты, номера телефона и юридический адрес того ведомства Роспотребнадзора, в котором данное предприятие находится на учете;
  • контакты, телефоны и юридический адрес служб экстренного вызова;
  • список групп населения, которые имеют право обслуживаться вне очереди на торговой площади данного предприятия;
  • вывеска или объявление, содержащие информацию о запрете продажи алкоголя лицам, которые не достигли своего совершеннолетия;
  • общие правила соблюдения санитарных и эпидемиологических норм, обеспечение гигиены сотрудников на рабочем месте (требования касается заведений общественного питания и розничных магазинов);
  • указание на местонахождение контрольных весов, на которых потребитель может проверить вес купленного товара.

Очень важно красиво и правильно оформить информацию из закона «О защите прав потребителей». Именно на эту часть уголка потребителя чаще всего обращают внимание, особенно, представители Роспотребнадзора.

Обратите внимание! Лучше всего купить готовую, красиво оформленную версию закона. Самостоятельно распечатанная информация может не соответствовать всем требованиям читабельности и эстетичности. Правильно подобранный шрифт, оптимальная жирность текста и рациональный интервал между строк повысят доверие клиентов и инспекторов уполномоченных органов контроля.

Если ИП занимается продажей алкогольной или другой подакцизной продукции, тогда наличие лицензии в уголке потребителя является обязательным требованием. Данный документ будет выступать главным аргументом в пользу повышения доверия к торговой точке. А вот инспекторы при осуществлении контроля запросят данную бумагу в первую очередь.
Особое внимание необходимо уделить книге жалоб и предложений, инспекторы буду проверять этот элемент стенда с повышенными требованиями. Основные требования к созданию и оформлению данного атрибута любой торговой точки выглядят следующим образом:

  • книга должна быть прошита, все страницы пронумерованы в обязательном порядке;
  • документ должен содержать основную информацию о владельце предприятия;
  • книга должна предоставляться клиенту сразу же после первого запроса;
  • лучше разместить тетрадь предложений и жалоб внутри информационного стенда, так книга всегда будет на видном месте, в результате чего доверие клиентов будет возрастать.

ИП имеет право не помещать подробный план эвакуации в случае чрезвычайных происшествий в уголок потребителя, однако его наличие в торговом зале является государственным требованием. Отклонение от этого правила может расцениваться, как нарушение. Инспектор будет обязан проверить выполнение рекомендаций во время последующих проверок.

Законодательство Российской Федерации предусматривает создание дополнительных требований для ИП, наличие на торговой площадке таких документов выставляются местными органами власти. К дополнительным бумагам могут относиться:

  • прайсы с точным указанием цен на определенные товары или услуги;
  • сертификаты качества и соответствия;
  • другие документы, по которым возможно идентифицировать качество и происхождение товарной продукции.

Очень часто такие дополнительные требования выставляются товарам, которые по государственному законодательству должны иметь фиксированные цены. Органы власти играют важную роль при формировании ценообразования таких категорий товаров.

Обратите внимание! Наличие на информационном стенде дополнительных данных не освобождает индивидуального предпринимателя от размещения основной информации, обязательной для всех форм организации.

Уголок потребителя должен максимально отвечать на все актуальные вопросы клиента, так как удовлетворение потребностей является главной задачей любого предпринимательства.

Владельцам частных клиник и аптек необходимо уделить особое внимание оформлению информационного стенда. Медицинская сфера имеет свои особенности и нюансы, поэтому уголок потребителя необходимо дополнять следующими бумагами:

  • выписка из закона Российской Федерации, которая гарантирует всем гражданам возможность получения лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизни;
  • сертификаты;
  • лицензии на каждый вид услуги, процедуры или проведение исследования.

Государственное законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за отсутствие информационного стенда. Уголок потребителя может быть оформлен с явными недостатками и упущениями, в данном случае предприниматель также не сможет избежать ответственности. Грубыми нарушениями может считаться отсутствие копии лицензии на совершение определенного вида деятельности и данных о владельце компании, неправильное оформление книги жалоб или выписки из закона РФ.

Предупреждение и выписка рекомендаций, которые являются обязательными, выступают самыми мягкими мерами наказания, которые имеют место при негрубых нарушениях стандартов. Государство использует также четкую систему штрафов, которые применяются при грубых нарушениях порядка:

  • физические лица – от 1 500 до 2 000 рублей;
  • должностные лица – от 3 000до 4 000 рублей;
  • юридические лица – от 30 000 до 40 000 рублей.

Данные расценки регламентированы административным кодексом Российской Федерации и не подлежат рассмотрению или изменению.

Заявления и жалобы о несоблюдении правил оформления информационного стенда, отхождения от норм прав потребителей рассматриваются в территориальных органах Роспотребнадзора.

Каких-либо сведений о том, в каком конкретном месте должен располагаться информационный стенд для клиента, в государственном законодательстве нет. Лучше всего, если данной вывеске будет отведено центральное место на территории торговой площадки. Индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно принимать решение о выборе размера и типа стенда, размещать необходимые бумаги можно также по своему усмотрению.

При оформлении уголка потребителя необходимо выделить отдельное место информации о скидках и акциях магазина или торговой организации. Отлично, если стенд будет иметь привлекательный и эстетичный вид, но не слишком вызывающий. Необходимо позаботиться, чтобы все важные документы и бумаги были легкодоступными для покупателей, при этом нужно учитывать физические особенности людей с ограниченными возможностями, разный рост клиентов и другие нюансы. Лучше всего дополнить стенд ручкой, которой клиент всегда сможет воспользоваться при заполнении книги жалоб и предложений.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.



 

Возможно, будет полезно почитать: