575 гк рф комментарии.

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей: 1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями; 2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан; 3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей; 4) в отношениях между коммерческими организациями. 2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность. Статья 576. Ограничения дарения 1. Юридическое лицо, которому вещь принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, вправе подарить ее с согласия собственника, если законом не предусмотрено иное. Это ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимости. 2. Дарение имущества, находящегося в общей совместной собственности, допускается по согласию всех участников совместной собственности с соблюдением правил, предусмотренных статьей 253 настоящего Кодекса. 3. Дарение принадлежащего дарителю права требования к третьему лицу осуществляется с соблюдением правил, предусмотренных статьями 382-386, 388 и 389 настоящего Кодекса. 4. Дарение посредством исполнения за одаряемого его обязанности перед третьим лицом осуществляется с соблюдением правил, предусмотренных пунктом 1 статьи 313 настоящего Кодекса. Дарение посредством перевода дарителем на себя долга одаряемого перед третьим лицом осуществляется с соблюдением правил, предусмотренных статьями 391 и 392 настоящего Кодекса. 5. Доверенность на совершение дарения представителем, в которой не назван одаряемый и не указан предмет дарения, ничтожна.

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:

  • от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;
  • работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
  • лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
  • в отношениях между коммерческими организациями.

2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Комментарии к ст. 575 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает запрет на дарение в определенных случаях. Надо сказать, что данная статья претерпела серьезные изменения, которые были внесены Федеральным законом от 24.04.2008 N 49-ФЗ и от 25.12.2008 N 280-ФЗ. Ранее стоимость обычных подарков ограничивалась пятью минимальными размерами оплаты труда. В настоящее время она составляет три тысячи рублей. На подарки, не превышающие указанную стоимость, запреты не распространяются.

2. Положение подпункта 1 указывает на то, что законные представители недееспособных граждан могут от имени последних делать подарки в пределах установленной суммы. Однако это входит в некоторое противоречие со статьями 28 и 37 ГК РФ, которыми установлен запрет на распоряжение опекуном или попечителем имуществом подопечного без предварительного согласия органов опеки.

3. Пунктом вторым установлено исключение на запрет дарения, если одной из сторон сделки выступают лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственные служащие, муниципальные служащие, служащие Банка России. Если подарок получен в ходе какого-либо протокольного официального мероприятия, он может быть принят таким лицом, однако право собственности на такой подарок возникает у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалитета соответственно. Дар должен быть передан лицом, его получившим, по акту в орган, в котором данное лицо состоит на службе.

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:


1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;


2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;


3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;


4) в отношениях между коммерческими организациями.


2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.




Комментарии к ст. 575 ГК РФ


1. Комментируемая статья устанавливает запрет на дарение в определенных случаях. Надо сказать, что данная статья претерпела серьезные изменения, которые были внесены Федеральным законом от 24.04.2008 N 49-ФЗ и от 25.12.2008 N 280-ФЗ. Ранее стоимость обычных подарков ограничивалась пятью минимальными размерами оплаты труда. В настоящее время она составляет три тысячи рублей. На подарки, не превышающие указанную стоимость, запреты не распространяются.

2. Положение подпункта 1 указывает на то, что законные представители недееспособных граждан могут от имени последних делать подарки в пределах установленной суммы. Однако это входит в некоторое противоречие со статьями 28 и 37 ГК РФ, которыми установлен запрет на распоряжение опекуном или попечителем имуществом подопечного без предварительного согласия органов опеки.

3. Пунктом вторым установлено исключение на запрет дарения, если одной из сторон сделки выступают лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственные служащие, муниципальные служащие, служащие Банка России. Если подарок получен в ходе какого-либо протокольного официального мероприятия, он может быть принят таким лицом, однако право собственности на такой подарок возникает у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалитета соответственно. Дар должен быть передан лицом, его получившим, по акту в орган, в котором данное лицо состоит на службе.

Законодательство допускает совершение различных сделок с имуществом. Одним из вариантов отчуждения ценностей является дарение. При этом для совершения любой сделки должны быть соблюдены определенные требования. имущества может осуществляться с учетом ограничений, предусмотренных нормой 575 ГК РФ.

Запрещение дарения

Законодательство не допускает безвозмездное отчуждение имущества:

  1. От имени малолетних и лиц, признанных судом недееспособными, их представителями.
  2. Сотрудникам медицинских, образовательных организаций, структур, предоставляющих социальные услуги, учреждений для сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, гражданами, пребывающими в них во время лечения, воспитания, содержания, а также их супругами и родственниками.
  3. Лицам, находящимся на государственных постах федерального или регионального уровня, занимающим являющимся служащими ЦБ, в связи с выполнением ими своих обязанностей.
  4. В рамках отношений между коммерческими предприятиями.

Исключение из указанных правил предусмотрено для материальных ценностей, рассматриваемых как обычные подарки, стоимость которых менее 3 тыс. р. Кроме этого, предписания, предусмотренные в части первой нормы 575 ГК РФ для служащих и должностных лиц, не распространяются на случаи безвозмездной передачи имущества в связи с протокольными мероприятиями, командировками и прочими аналогичными событиями. Материальные ценности, стоимость которых больше 3 тыс. р., принятые указанными лицами, переходят в собственность государства. Имущество должно быть передано органу, в котором субъект занимает свою должность.

Норма 575 ГК РФ: комментарии

Используемая в законодательстве категория "обычный подарок" характеризуется, в первую очередь, своей стоимостью. Из этого следует, что под нее не подпадают коллекционные изделия, прочие дорогостоящие ценности. Кроме этого, "обычность" предусматривает традиционность условий, в которых передается вещь. Обычно, это общепринятая реакция на какое-либо событие - юбилей, удачное окончание какого-либо мероприятия и пр. При решении допустимости передачи вещи в рамках нормы 575 ГК РФ, стоимость ее будет являться доминирующей характеристикой. При этом даже если предмет соответствует прочим признакам "обычности", но его цена больше 3-х тыс. р., субъекты, определенные законом, не могут его принять. Стоит обратить внимание на то, что статья 575 ГК РФ заменяет ранее использовавшийся размер стоимости вещи. В прежней редакции нормы указывалось, что ее цена не может быть больше 5 МРОТ. В настоящее время сумма является фиксированной.

Защита интересов подопечных

Она предусматривается в первую очередь 37 нормой Кодекса. В пункте втором устанавливается, что опекун не может совершать сделки, связанные с отчуждением, в том числе по дарению, обмену имущества его подопечного, сдаче в аренду, залог, безвозмездное пользование, заключать иные договора, влекущие уменьшение объема материальных ценностей без получения на это согласия уполномоченных органов. Правило, установленное в ст. 575 ГК РФ, необходимо применять с учетом этого предписания. Соответственно, передать что-то по собственному волеизъявлению без получения разрешения органов попечительства и опеки могут от имени малолетнего исключительно его родители. При этом норма 575 ГК РФ не допускает безвозмездное отчуждение имущества подопечного, признанного недееспособным, на сумму больше 3 тыс. р., даже если согласие указанной структуры было получено.

Ограничения для некоторых категорий работников

ФЗ № 49 уточняет перечень организаций, сотрудники которых не могут принимать в дар предметы, которые не квалифицируются как "обычные". В рассматриваемой норме Кодекса речь идет о работниках социальных, образовательных, медицинских учреждениях, домах для сирот и детей, не имеющих родительского попечения. Соответствующие положения призваны распространить запреты на ситуации, в которых субъекты не занимают должностей, предусмотренных п. 3. При этом следует учесть важный нюанс. Работники организаций, определенных подпунктом вторым, могут одновременно выступать в качестве муниципальных или госслужащих. Это, в свою очередь, повлечет для них дополнительные ограничения, предусмотренные нормой 575 ГК РФ .

Правила для должностных лиц

По мнению ряда юристов, в трактовке предписаний, касающихся служащих в норме 575 ГК РФ присутствуют неоправданные крайности. На практике иногда правила рассматриваются как позволяющие принимать ценности вне зависимости от подоплеки, главное, чтобы их стоимость не была выше 3 тыс. Вместе с этим выдвигаются предложения запретить вообще принимать любые подарки от сторонних лиц, в том числе по случаю дня рождения, памятного события и пр. Достаточно специфической является и позиция международных организаций, ведущих борьбу с коррупцией, с которыми Россия сотрудничает ввиду своих обязательств. Они считают, что наличие в законодательстве государства такой "лазейки" провоцирует взяточничество, завуалированное под подарки.

"Официальные мероприятия"

В дискуссию внесло ясность положение о "протокольных" предметах, стоимость которых больше 3 тыс. В тексте нормы указано, что запреты не действуют в ситуациях, связанных с "официальными мероприятиями". Соответствующие сделки нельзя квалифицировать как ничтожные, а действия субъектов, соответственно, как неправомерные. Кроме того, логическое и текстуальное толкование положений дает основание полагать, что полученные подарки в рамках официальных событий служащие могут оставить у себя. Следуя этому подходу, нельзя не признать правомерность передачи обычных предметов сторонними субъектами (коллегами, знакомыми и пр.) в связи с памятными датами, если из смысла таких действий явно следует, что какая-либо взаимосвязь со служебными обязанностями принимающего гражданина. Во всяком случае, это будет справедливо для вещей, стоимостью меньше 3 тыс. р.

Отношения между коммерческими юрлицами

В п. 4 ст. 575 ГК РФ установлено ограничение на передачу и принятие вещей от одной организации другой. Оно представляется вполне оправданным в рыночных условиях. Дело в том, что установленное предписание позволяет предотвратить различные финансовые махинации, злоупотребления в рамках хозяйственной деятельности субъектов. Вместе с тем на практике можно допустить возможность безвозмездной передачи предпринимателями материальных ценностей некоммерческим структурам, некоторым гражданам, категориям потребителей и в виде подарков, и в качестве предоставления льготных условий по оплате работ, продукции, услуг, освобождения от ряда обязанностей и пр.

Нюансы

Особое внимание приобретает в последнее время оборот вещных прав. Невключение в соглашения оговорок о возмездности передачи имущества в форме уступки требования, принятия задолженности, прощения или освобождения от обязательств далеко не во всех случаях указывает на отсутствие встречного предложения от другого участника. Ясность в ситуацию вносит 423 статья ГК (п. 3). Соответствующие договоры могут квалифицироваться как сделки дарения только тогда, когда презумпция их возмездности может быть опровергнута. Далеко не любое или иная форма освобождения от обязательств может быть отнесена к числу таких соглашений. Основным признаком дарения выступает стремление лица создать для получателя имущественную выгоду, которая не обуславливается встречным предоставлением.


1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:

1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;

2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

4) в отношениях между коммерческими организациями.

2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Комментарии к статье 575 ГК РФ

1. Статья, ограничивая стоимость обычных подарков стоимостью 5 установленных законом МРОТ, не распространяет на них запрет дарения от имени малолетних и других недееспособных граждан. Это представляется не только нецелесообразным, но и не согласуется со ст. ст. 28 и 37 ГК РФ, которые установили, что доходы подопечного, в т.ч. полученные от управления его имуществом, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного (ст. 37 ГК РФ), и запрещают им распоряжаться этими доходами без предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Исключение составляют затраты, необходимые для содержания подопечного. Однако к ним нельзя отнести подарки другим лицам.

2. Установленные в п. п. 2 и 3 комментируемой статьи запреты исходят из этических норм и стремления избежать злоупотреблений при выполнении должностными лицами и служащими своих служебных и трудовых обязанностей. Вопрос о запрете подарков государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей еще в более категоричной форме решен в Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (СЗ РФ, 2004, N 31, ст. 3215). Согласно ст. 17 Закона государственный служащий не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей. Следовательно, запрет распространяется и на обычные подарки. Государственные служащие вправе принимать подарки, не связанные с исполнением ими своих должностных обязанностей.

3. Установленный в п. 4 комментируемой статьи запрет дарения в отношениях коммерческих организаций, за исключением обычных подарков, обусловлен, как отмечает А.Л. Маковский, тем, что безвозмездные имущественные отношения между организациями, само существование которых обусловлено целью извлечения прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ), противоречат этой цели и могут использоваться в ущерб интересам их кредиторов и государства (см. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 2. М., 1996. С. 312).

В Постановлении Президиума ВАС РФ по делу от 09.10.2001 N 817/01 указано, что договор купли-продажи ценных бумаг, заключенный Акционерным банком "Инкомбанк" с РАО "ЕЭС России", не предусматривает оплату передаваемых ценных бумаг. Поскольку дарение между коммерческими организациями запрещено, совершенная сделка является ничтожной в силу ст. 168 ГК РФ. Там же указано, что в соответствии со сложившейся практикой и обычаями делового оборота банк как кредитное учреждение не заключает договоры дарения со своими клиентами, т.к. это противоречит основным целям деятельности, определенным его уставом (Вестник ВАС РФ, 2002, N 1, ст. 45).

В другом конкретном деле суд признал ничтожным договор дарения доли в праве собственности на автозаправочную станцию, заключенный между индивидуальными предпринимателями (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.02.2005). Это решение правильное, т.к. в силу ст. 23 ГК РФ к индивидуальным предпринимателям применяются правила, регулирующие отношения между юридическими лицами - коммерческими организациями. Однако, если договор дарения совершается между индивидуальными предпринимателями не в связи с коммерческой деятельностью, а, например, основан на их родственных отношениях, он должен быть признан действительным, т.к. запрет означал бы ограничение правоспособности гражданина, что не допускается ст. 22 ГК РФ.

4. Запрет на договоры дарения между коммерческими организациями не относится к предоставлению другой стороне имущественных прав путем отказа от иска, заключения мировых соглашений, предусмотренных ст. 49 АПК (см. коммент. к ст. 572). Такой отказ может относиться только к существующей, но не к будущей обязанности.



 

Возможно, будет полезно почитать: