Характер участия членов общества в управлении его делами.

Это право общего характера представляет собой суть данной группы прав и свобод, но в таком общем виде оно формулируется в конституциях редко. Так, ст. 23 Конституции Испании провозглашает право граждан участвовать в публичных делах непосредственно или через выборных представителей, а также право на равный доступ к публичным функциям и должностям в соответствии с требованиями, указанными в законах. Подобные нормы содержатся в части первой ст. 33 Конституции Литовской Республики 1992 года: «Граждане имеют право участвовать в управлении своей страной как непосредственно, так и через демократически избранных представителей, а также имеют право на равных условиях поступать на государственную службу Литовской Республики». Примечательна в данной связи и часть вторая указанной статьи, гарантирующая гражданам право критиковать работу государственных учреждений или должностных лиц, обжаловать их решения и запрещающая преследование за критику.
Обычно же данное право содержится в конституциях в виде совокупности различных прав и свобод и сопровождается подчас установлением соответствующих обязанностей.
В ряде стран, переживших период тоталитаризма, введен институт люстрации (от лат. lustratio – очищение путем искупления). Это означает чистку органов и аппарата публичной власти, а также образовательных и подчас иных публичных учреждений от лиц, которые в условиях тоталитарного режима занимали руководящие должности в политическом аппарате власти или служили в репрессивных учреждениях. Как отметил М.В. Баглай, «люстрация... выступает как форма личной политической ответственности за участие в правонарушающей деятельности государственной власти»*. В Германии после Второй мировой войны эти меры именовались денацификацией. Законы о люстрации, принятые в 90-х годах в Чехословакии (после ее распада в 1993 г. закон применен только в Чехии, хотя формально не отменен и в Словакии), Польше, Венгрии, Эстонии, разнятся между собой по кругу органов и организаций, прежняя служба в которых влечет ограничение политических прав, по объему и срокам этого ограничения.
* Конституционное право зарубежных стран. С. 96.
Действующий в Чехии Закон о люстрации 1991 года предусматривает выяснение, не имели ли влиятельные лица в политике или экономике связей с коммунистической службой государственной безопасности. Типы сотрудничества первоначально были поделены на три категории – А (агенты, информаторы или владельцы конспиративных квартир), В (сознательно ставшие «доверенными лицами») и С (кандидаты на сотрудничество, подвергавшиеся вербовке). Последняя категория в 1992 году была отменена. Для рассмотрения жалоб на применение закона создана Независимая апелляционная комиссия из депутатов Парламента и сотрудников министерств внутренних дел и обороны и новой службы безопасности и разведки. Срок действия закона был установлен в пять лет, но затем продлен до конца 2000 года. Решения о законе, включая продление его действия, были приняты вопреки возражениям Президента Вацлава Гавела, считавшего, что закон вводит коллективную ответственность. По этому же основанию протест против закона выразил Международный Хельсинкский комитет. Международная организация труда сочла, что закон нарушает ст. 111 Конвенции МОТ о дискриминации по месту работы*.
* См.: Сиклова Й. Люстрация, или чешский способ проверки благонадежности//Конституционное право: восточноевропейское обозрение (далее – КПВО), 1996. № 2 (15). С. 27-29.
Итальянская Конституция, предусмотрев в п. XII Переходных и заключительных положений для ответственных руководителей фашистского режима на срок до пяти лет ограничение законом избирательных прав, в п. XIII установила, что члены и потомки Савойской династии не могут избирать и занимать выборные и официальные должности, а бывшим королям этой династии, их супругам и потомкам по мужской линии был вообще запрещен доступ на национальную территорию и пребывание на ней. Это явилось ответственностью за сотрудничество последнего итальянского короля с фашистским режимом Бенито Муссолини. Подобные меры против свергнутых династий предусматриваются и конституциями некоторых других стран.

Предполагается, что каждый из членов социальной организации должен вносить тот или иной вклад в выработку и принятия управленческих решений, оказывающих влияние на их жизнь. Однако масштабы этого вклада, равно как и механизмы его реализации, существенно меняются от одного общества к другому. Наиболее разнообразны формы участия 75 в примитивном обществе . Хотя вряд ли вызовет сомнение, что там они носят относительно прямой, хотя и слабо организованный, неупорядоченный, спонтанный характер. Во многом это связано с тем, что функции управления попадают в руки отдельных членов общины (вожаков, старейшин, вождей) на основе случайных факторов и исполняются непрофессионально, чаще всего, так сказать, "на общественных началах". Общепризнанных и постоянных механизмов отбора "элиты" еще не сложилось. В одних случаях все зависит от физической силы; в других решающим фактором является возраст и связанный с этим жизненный опыт; иногда -- внешние данные, пол или же чисто психологические (например, волевые) черты. Описываются и случаи физического уничтожения лидера по истечении какого-то заранее оговоренного и освященного обычаем периода. Ясно одно: члены родоплеменной общины в гораздо большей степени, нежели когда-либо позднее, информированы об общем положении дел, и каждый из них может внести более весомый и реальный вклад в принятие управленческих решений по сравнению со своими отдаленными потомками.

Выше мы вкратце описывали механизмы социальных изменений, связанных с развитием профессионализма управленческой сферы в традиционном обществе . Эта профессионализация, в сочетании с формированием института моногамной семьи и наследования, ведут к возникновению элиты, обособленной от остальной части общества. Возникновение института государства и права одновременно обусловливает возникновение политики как таковой и развитие политической сферы жизнедеятельности. Эта сфера, как и все другие, тесно вплетена во всю систему социальных отношений. В чем это выражается?

В частности, в том, что в Европе вплоть до ХХ века абсолютное большинство взрослых людей (в том числе -- практически все жен-щины) находились в экономической и юридической зависимости от главы того семейства, к которому они принадлежали, поскольку именно семья составляла основную производственную единицу как в сельскохозяйственном, так и в ремесленном производстве. И только главы этих семейств могли рассматриваться как более или менее полноценные личности в системе взаимоотношений местного -- общинного -- самоуправления. Уровень государственного управления можно было вообще не принимать в расчет, поскольку оно всецело находилось в компетенции тех, кто принадлежал к меньшинству правящей элиты. Все остальные, даже будучи формально свободными, занимали в общине третьеразрядное положение, а возможно, и ниже.

Индустриальное общество , как единодушно отмечают большинство историков и философов, для своего свободного развития нуждается в максимальном развитии демократии: именно эта форма государственного устройства позволяет наиболее надежно производить своевременную и сравнительно безболезненную для экономики корректировку правового и политического пространства в соответствии с изменяющимися требованиями экономики.

Вместе с развитием индустриальной революции, постепенно, на протяжении всего XIX века, происходит трансформация гражданских условий существования общества. Этот процесс, хотя и достаточно стремительный по историческим меркам, тем не менее, занимает жизнь не одного поколения. Во всяком случае, всеобщее избирательное право (как право всех, независимо от пола и социального происхождения, взрослых людей, достигших 21 года, избирать и быть избранными в представительные органы хотя бы местного самоуправления) было введено в той же Англии только после Первой мировой войны. Но, так или иначе, доля членов общества, получивших доступ если не к управлению, то к участию в политической жизни, вместе с успехами индустриальной революции существенно возрастает -- за счет женщин, более молодых и менее самостоятельных экономически.

Реализация демократии всегда требует более или менее активного участия членов демоса в политической жизни -- прежде всего в электоральном процессе. Мы не будем затрагивать здесь возможностей манипуляции общественным мнением, давления, в той или иной форме оказываемого противоборствующими в предвыборной борьбе сторонами на его формирование. Ясно, однако, что одно дело, когда весь демос (или, выражаясь современным языком, электорат) состоит из нескольких десятков тысяч человек, и совсем другое -- если в него входят сотни тысяч или даже миллионы. А именно такая ситуация складывается в ходе первого из рассматриваемых нами процессов индустриализации -- формирования крупных национальных государств. Здесь для эффективной борьбы за власть уже необходимо, во-первых, привлечение средств массовой коммуникации (которые предстоит создать и основательно развить), поскольку без их использования фактически невозможно постоянное и массированное воздействие на общественное мнение. Во-вторых, требуется инструмент организационного обеспечения предвыборной борьбы; таким инструментом и оказываются массовые политические партии. Формирование же у граждан более или менее устойчивых политических ориентаций, аттитюдов, симпатий и антипатий предполагает достаточно длительное и устойчивое усвоение ими целого комплекса как элементарных, так и более сложных знаний, намерений и ориентаций различных политических сил, их реальных возможностей, выявление своих интересов и предпочтений, механизмов собственного участия в предвыборной борьбе и т.д.

Усвоение такого рода знаний наращивается исподволь, активные участники политической борьбы не жалеют средств на развитие этой своеобразной системы "политического образования", которая органически вплетена в ткань социального процесса индустриализации. Знаменитая ленинская фраза относительно того, что неграмотный человек стоит вне политики, лишь резюмирует многолетний опыт кропотливой и длительной работы многих различных партий по привлечению на свою сторону политических симпатий как можно большей части населения. И эта (нередко даже иногда помимо собственной воли и желания) вовлеченность все большей части населения в политические игры пусть даже в качестве пассивных участников, своеобразного "весового фона", бесспорно, оказывает свое влияние на повышение общего интеллектуального уровня общества.

Мы видим, что в соответствующей рассматриваемому параметру строке таблицы 5.1, в клетке постиндустриального общества стоит пробел (точнее, вопросительный знак). Действительно, мы пока затрудняемся резюмировать изменения, которые происходят в этой сфере в жизни современных продвинутых обществ. Вряд ли можно отнести к такого рода социальным изменениям снижение электоральной активности, в которой проявляется политическая апатия и снижение интереса значительной части граждан к сфере политики. Возможно, здесь процессы социальных изменений развиваются несколько медленнее и еще не успели выступить на поверхность и стать в достаточной степени отчетливо наблюдаемыми.

Господствующий характер экономических отношений. В примитивных обществах вряд ли можно говорить о сколько-нибудь значительном развитии экономики как таковой. Вплоть до аграрной революции уровень, до которого развиваются орудия труда и технология, не позволяет возникнуть в заметных масштабах производству, т.е. переработке природных продуктов в продукты труда, пригодные для дальнейшего непосредственного использования. Производство (если не считать таковым термообработку пищи) ограничивается здесь изготовлением простейших орудий лова и одежды, главным образом, для личного употребления. Отсутствие прибавочного продукта, а вследствие этого -- невозможность возникновения частной собственности и товарного обмена не вызывают необходимости в развитии более сложных производственных отношений, делая их попросту бессмысленными. Хозяйство этого периода является в полном смысле этого слова натуральным, когда все, что производится, потребляется без остатка самим производителем и членами его семьи.

Традиционное общество складывается одновременно с появлением прибавочного продукта, а следовательно, возникновением частной собственности и товарного обмена. Частная собственность остается господствующей на протяжении всего периода развития традиционного, а затем и индустриального обществ. Можно говорить лишь об изменении главного объекта ее в разные периоды. В рабовладельческой формации главным объектом частной собственности являются люди, в феодальной -- земля, а в капиталистической -- капитал.

Вследствие сравнительно низкого уровня развития производительных сил в различных производственных отраслях традиционных обществ (и прежде всего -- в сельском хозяйстве) преобладает так называемая экономика пропитания 76 . Экономика пропитания, именуемая также "самодостаточной" или "естественной" экономикой, характеризуется следующими моментами. (1) Производственная единица производит, главным образом, для своего непосредственного потребления (а наиболее распространенной производственной ячейкой в традиционном обществе выступает крестьянская семья; в несколько меньшей степени это относится к мастерской ремесленника, также организуемой обычно в рамках семьи. (2) Эта единица в своем потреблении довольно слабо зависит от рынка; во всяком случае, непосредственно на рынок поступает лишь небольшая часть производимого продукта. (3) В ней складывается чрезвычайно слабая специализация или разделение труда. Это уже не совсем натуральное хозяйство, однако все же ближе к нему, нежели к коммерциализированному производству. Экономику пропитания рассматривают как типичную для докапиталистического периода развития. Она определяется слабым развитием экономического обмена. Конечно, реально все эти так называемые самодостаточные хозяйства фактически и покупают, и продают на рынке. Так что речь идет лишь об относительной доле прибавочного продукта, предназначенного для продажи или товарного обмена.

Напротив, одной из наиболее характерных черт индустриального общества является практически полная коммерциализация производства. В то время как в традиционном обществе на рынок поступает сравнительно небольшая доля производимого продукта, а остальное потребляется самими производителями, абсолютное большинство экономических единиц индустриального общества львиную долю своего продукта, если не весь его объем, производят именно для рынка; и на рынке же приобретают все, что им необходимо и для производительного процесса, и для личного потребления. В ходе индустриальной революции экономика пропитания исчезает или на какое-то время сохраняется для периферийных регионов, куда капитализм еще не проник.

Стержневой основой всех производственных (и не только производственных) отношений в индустриальном обществе становится частная собственность на капитал, который Маркс определил как "самовозрастающую стоимость". Колоссальный рост оборота, естественно, предполагает наличие высокоразвитой и надежной финансово-кре-дитной и денежной системы. И становление такой системы, и поддержание бесперебойного функционирования, и тем более развитие ее предполагают наличие достаточно большого (и все возрастающего) числа занятых в ней специально подготовленных людей. Такая подготовка сама по себе ведет к наращиванию и социального, и индивидуальных интеллектов, не говоря уже о совершающейся благодаря этому общей рационализации всей общественной жизни.

В постиндустриальном обществе господствующую роль играет уже не столько частная в чистом виде, сколько корпоративная и институциональная собственность на средства производства. Акционирование большинства сколько-нибудь крупных предприятий, тенденция которого наметилась еще во времена Маркса, в зрелом индустриальном обществе приобретает решающее значение. Акции, символизирующие отношения собственности, становясь ценными бумагами, существенно интенсифицируют общий процесс обращения капитала.

Однако основным признаком постиндустриального общества его теоретики считают перенос центра тяжести с отношений собственности как того стержня, вокруг которого складывались все общественные отношения в предшествующие эпохи, на знания, информацию 77 . Например, Олвин Тоффлер усматривает здесь основное отличие от той экономической системы, которая господствовала в индустриальном обществе, в способе создания общественного богатства. "Новый способ принципиально отличается от всех предыдущих и в этом смысле является переломным моментом социальной жизни" 78. Одновременно складывается суперсимволическая система создания общественного богатства, основанная на использовании информационных технологий, т.е. на использовании интеллектуальных способностей человека, а не его физической силы. Понятно, что в такой экономической системе способ производства должен быть основан, прежде всего, на знаниях.

По мере развития сервисного и информационного секторов экономики, богатство утрачивает то материальное воплощение, которое в аграрной цивилизации ему придавала земля, а в индустриальной (хотя и в несколько трансформированной форме) -- капитал. Интересно, что, по мнению того же Тоффлера, возникновение в постиндустриальной цивилизации новой -- символической -- формы капитала "подтверждает идеи Маркса и классической политэкономии, предвещавшие конец традиционного капитала"

Основной единицей обмена становятся уже не только и не столько деньги -- металлические или бумажные, наличные или безналичные, -- сколько информация. "Бумажные деньги, этот артефакт индустриальной эпохи, отживают свой век, их место занимают кредитные карточки. Некогда бывшие символом формировавшегося среднего класса, кредитные карточки теперь распространены повсеместно. На сегодняшний день (начало 90-х гг. -- В.А.) в мире насчитывается около 187 млн. их владельцев" 80. Экспансия электронных денег в мировой экономике начинает оказывать все более серьезное влияние на давно установившиеся взаимосвязи -- в условиях конкуренции со стороны частных компаний, оказывающих услуги по предоставлению кредита, начинает колебаться незыблемая прежде власть банков.

Общий характер организационно-технологического уровня. Жизнь примитивного общества вплоть до аграрной революции зиждется на добывании средств к жизни практически непосредственно из природы. Главные, если не исключительные занятия членов общества -- это собирательство пригодных в пищу растений, плодов и кореньев, а также охота и рыбная ловля. Поэтому основными продуктами труда являются применяемые в этих промыслах орудия. Понятно, что орудия эти, равно как и инструменты для их изготовления, столь же примитивны, как и вся жизнь общества.

Кооперация членов общества проявляется, главным образом, в совместных действиях, в виде простого сложения физических сил, в крайнем случае -- в элементарном распределении обязанностей (например, при загонной охоте). В одном из подстрочных примечаний в "Капитале" имеется ссылка на французского историка и экономиста Симона Ленге, который называет охоту первой формой кооперации, а охоту на людей (войну) -- одной из первых форм охоты. При этом, как констатирует Маркс,

" Та форма кооперации в процессе труда, которую мы находим на начальных ступенях человеческой культуры, например, у охотничьих народов или в земледельческих общинах Индии, покоятся, с одной стороны, на общественной собственности на условия производства, с другой стороны -- на том, что отдельный индивидуум еще столь же крепко привязан к роду или общине, как отдельная пчела к пчелиному улью" 81 .

Бесспорно, разнообразие орудий труда в традиционных обществах , особенно на достаточно зрелых стадиях развития, неизмеримо шире, а уровень технологий неизмеримо выше. Искусство ремесленников здесь иногда отличается такими достижениями, которые не всегда удается повторить даже с помощью современных технических средств. Однако, как мы уже говорили, социология, будучи "генерализирующей" наукой, проявляет интерес, прежде всего, к общим чертам, характерным для традиционной эпохи в целом. В контексте рассматриваемого вопроса таких общих моментов можно было бы отметить два.

Во-первых, следует отметить, что одной из причин существования отмеченного Уолтом Ростоу пределов увеличения выработки продукции на душу населения традиционного общества является использование в производительном процессе в качестве источника энергии исключительно или главным образом мускульной силы человека и животных. Можно было бы буквально по пальцам перечислить те сферы, где применяются неодушевленные источники энергии: энергия падающей воды (для вращения мельничного колеса), ветра (движение парусных судов или вращение того же мельничного вала).

Во-вторых, в качестве основной хозяйственной единицы на всем протяжении традиционной эпохи выступает, как мы уже упоминали, семья, домашнее предприятие 82 . В феодальном сельскохозяйственном производстве во главе группы домашних хозяйств стоял помещик, его отношения с домашними слугами и с крестьянами строились на принципах патернализма, по патриархальной модели. Далее по иерархии шли члены его семьи, управляющие хозяйством, слуги, затем -- крестьяне. Наиболее распространенной первичной ячейкой производства была крестьянская семья во главе с крестьянином и состоявшая из его чад и домочадцев, которые, как уже упоминалось, находились в той или иной степени зависимости от главы семейства, а все семейства общины -- от помещика, владельца земли и сельскохозяйственных угодий. При этом поле их деятельности (в прямом смысле) находилось, так или иначе, в непосредственной близости от жилища.

И в ремесленном производстве во главе мастерской находился мастер-ремесленник; непосредственными работниками выступали, как правило, члены его семьи -- жена и дети, неженатые ученики и подмастерья, вольнонаемные (тоже чаще всего неженатые) ремесленники. Обычно почти все они жили под одной крышей, как правило, той же самой, под которой работали, именно на правах членов семьи. Можно было буквально по пальцам пересчитать профессии, представители которых трудились вдали от дома -- моряки, рыбаки, рудокопы, извозчики.

Положение коренным образом изменяется в индустриальном обществе . Здесь вступают в действие два взаимосвязанных фактора. (1) Господство машинного производства, на основе механизации, которая означает, прежде всего, приложение неодушевленных источников энергии к механизации производства -- паровых двигателей на первых этапах индустриализации, электричества и двигателей внутреннего сгорания на последующих. Возможности наращивания мощности при этом практически не ограничены. Кроме того, процесс индустриализации оказывается тесно связанным с постоянным внедрением в производство технических и технологических инноваций и быстрым моральным устареванием (которое все чаще опережает чисто физический износ) действующих станков, механизмов, оборудования и производственных технологий. В результате все участники производительного процесса, вне зависимости от своего желания, должны постоянно осваивать все новые и новые виды техники и технологий -- так проявляет свое действие упоминавшийся выше закон перемены труда. Это, в свою очередь, требует от них постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, а многих -- в значительно большей степени и в большем числе, нежели в традиционном обществе, -- побуждает заниматься и техническим творчеством.

(2) Реорганизация производства на фабричной основе. Она тесно связана с общим процессом нарастания концентрации капитала и отражает ее. Множество людей, машин и механизмов концентрируется на пространственно ограниченных площадях. Создается плотность контактов и обмена информацией (причем, информацией специальной, носящей в значительной степени научно-технический характер), совершенно немыслимая в прежнем традиционном обществе с его преимущественно сельскохозяйственным производством и внутрисемейной или внутрицеховой замкнутостью в производстве ремесленном.

Резкое снижение роли того, что в современной терминологии именуется "малым семейным бизнесом", ведет к тому, что лишь очень узкий круг профессий позволяет зарабатывать средства к жизни, оставаясь в пределах своего дома -- независимые фермеры, мелкие торговцы, писатели, художники. Место работы всех остальных расположено в большей или меньшей удаленности от их жилищ, поскольку характер современного производства требует концентрации техники и рабочей силы в довольно ограниченно локализованном пространстве. Даже труд ученых сегодня невозможен вне библиотек и технически оснащенных лабораторий, сосредоточенных в университетах и исследовательских центрах.

Все эти изменившиеся социальные условия в колоссальном объеме увеличивают плотность профессиональных и личностных контактов и непосредственных взаимодействий, в которые теперь приходится вступать между собою людям в течение рабочего дня и всей жизни. Причем, эти контакты в абсолютном большинстве носят отнюдь не родственный характер. По некоторым данным, общее число такого рода контактов, приходящееся сегодня на одного "среднестатистического" члена общества в течение одного календарного года, примерно равно их объему за целую жизнь сто лет назад. Ясно, что соответствующим образом возрастает и общий объем циркулирующей в обществе информации, в том числе (и, может быть, даже особым образом) носящей научный характер.

В постиндустриальном обществе намечаются новые тенденции. Большинство его теоретиков (Д. Белл, З. Бжезинский) считают признаком новой системы резкое сокращение численности "синих" и рост численности "белых" воротничков. Тоффлер же утверждает, что расширение сферы офисной деятельности есть не что иное, как прямое продолжение индустриализма. "Офисы функционируют по образцу фабрик со значительной степенью разделения труда, монотонного, оглупляющего и унижающего" 83 . В постиндустриальном же обществе (которое О. Тоффлер называет "третьей волной"), напротив, наблюдается возрастание количества и разнообразия организационных форм. Громоздкие и тяжеловесные бюрократические структуры все чаще замещаются небольшими, мобильными и временными иерархическими союзами. Информационные технологии уничтожают прежние принципы разделения труда и способствуют возникновению новых союзов владельцев общей информации.

Одним из примеров таких "гибких" форм может служить возвращение на новый виток "спирали" прогресса малого семейного бизнеса. "Децентрализация и деурбанизация производства, изменение характера труда позволяют возвратиться к домашней индустрии на основе современной электронной техники" 84 . Тоффлер считает, что "электронный коттедж" -- надомная работа с использованием компьютерной техники, мультимедиа и телекоммуникационных систем будет играть в трудовом процессе постиндустриального общества ведущую роль. Он утверждает также, что домашний труд в современных условиях имеет целый ряд преимуществ: (1) Экономические. Стимулирование развития одних отраслей (электроника, коммуникации) и сокращение других (нефтяная, бумажная). Экономия транспортных расходов, стоимость которых превышает стоимость установки телекоммуникаций на дому. (2) Социально-политические. Усиление стабильности в обществе. Сокращение вынужденной географической мобильности. Укрепление семьи и соседской общины (neighbourhood). Оживление участия людей в общественной жизни. (3) Экологические. Создание стимулов к экономии энергии и использованию дешевых альтернативных источников ее. (4) Психологические. Преодоление монотонного, чрезмерно специализированного труда. Повышение личностных моментов в трудовом процессе.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Это право общего характера представляет собой суть данной группы прав и свобод, но в таком общем виде оно формулируется в конституциях редко. Обычно же данное право содержится в конституциях в виде совокупности различных прав и свобод и сопровождается подчас установлением соответствующих обязанностей.

В ряде стран, переживших период тоталитаризма, введен институт люстрации (от лат. lustratio – очищение путем искупления). Это означает чистку органов и аппарата публичной власти, а также образовательных и подчас иных публичных учреждений от лиц, которые в условиях тоталитарного режима занимали руководящие должности в политическом аппарате власти или служили в репрессивных учреждениях. Как отметил М.В. Баглай, «люстрация... выступает как форма личной политической ответственности за участие в правонарушающей деятельности государственной власти». В Германии после Второй мировой войны эти меры именовались денацификацией. Законы о люстрации, принятые в 90-х годах в Чехословакии (после ее распада в 1993 г. закон применен только в Чехии, хотя формально не отменен и в Словакии), Польше, Венгрии, Эстонии, разнятся между собой по кругу органов и организаций, прежняя служба в которых влечет ограничение политических прав, по объему и срокам этого ограничения.

Действующий в Чехии Закон о люстрации 1991 года предусматривает выяснение, не имели ли влиятельные лица в политике или экономике связей с коммунистической службой государственной безопасности. Типы сотрудничества первоначально были поделены на три категории – А (агенты, информаторы или владельцы конспиративных квартир), В (сознательно ставшие «доверенными лицами») и С (кандидаты на сотрудничество, подвергавшиеся вербовке). Последняя категория в 1992 году была отменена. Для рассмотрения жалоб на применение закона создана Независимая апелляционная комиссия из депутатов Парламента и сотрудников министерств внутренних дел и обороны и новой службы безопасности и разведки. Срок действия закона был установлен в пять лет, но затем продлен до конца 2000 года. Решения о законе, включая продление его действия, были приняты вопреки возражениям Президента Вацлава Гавела, считавшего, что закон вводит коллективную ответственность. По этому же основанию протест против закона выразил Международный Хельсинкский комитет. Международная организация труда сочла, что закон нарушает ст. 111 Конвенции МОТ о дискриминации по месту работы.

Итальянская Конституция, предусмотрев в п. XII Переходных и заключительных положений для ответственных руководителей фашистского режима на срок до пяти лет ограничение законом избирательных прав, в п. XIII установила, что члены и потомки Савойской династии не могут избирать и занимать выборные и официальные должности, а бывшим королям этой династии, их супругам и потомкам по мужской линии был вообще запрещен доступ на национальную территорию и пребывание на ней. Это явилось ответственностью за сотрудничество последнего итальянского короля с фашистским режимом Бенито Муссолини. Подобные меры против свергнутых династий предусматриваются и конституциями некоторых других стран.

ГК РФ, ФЗ об АО и ФЗ о РЦБ не раскрывают понятие «управление», В юридической литературе наиболее полный анализ понятия «управление» при­менительно к акционерным обществам дает С.Д. Могилевский, который иод процессом корпоративного управления понимает «деятельность органов хозяй­ственных обществ по выработке (подготовке и принятию) конкретного управ­ленческого решения, его исполнению (реализации) и проверке его выполне­ния» .

Право акционера на участие в управлении делами общества слагается из ряда правомочий, рассматриваемых диссертантом далее.

Право акционера требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. Требовать проведения внеочередного общего собрания вправе ак­ционер или ряд акционеров, являющихся владельцами не менее 10% голосую­щих акций общества на дату предъявления требования.

Если в течение пяти дней с латы предъявления акционером требования совет директоров не примет решение о созыве внеочередного собрания или примет решение об отказе в его созыве, акционер может самостоятельно со­звать внеочередное собрание. Закон в этом случае наделяет акционера всеми необходимыми полномочиями для созыва и проведения внеочередного собра­ния (п. 8 ст. 55 ФЗ об АО).

Следует обратить также внимание на тот факт, что самостоятельный со­зыв и проведение собрания акционером зачастую связаны с наличием корпора­тивного конфликта в обществе. Ранее на практике в целях противодействия проведению собрания акционеров широко использовались обеспечительные меры, запрещающие акционерам проводить собрание или фактически озна­чающие запрет на его проведение, как-то: запрет созывать общее собрание, со­ставлять список акционеров, имеющих право участвовать в общем собрании, рассылать бюллетени для голосования, подводить итоги голосования по вонро-

сам повестки дня. В этой связи вначале Верховный Суд РФ (постановление от 10 октября 2001 г. № 12 «О вопросе, возникающем при применении Федераль­ного закона «Об акционерных обществах» ), а затем Высший Арбитражный Суд РФ (постановление от 9 июля 2003 г. № 11 «О практике рассмотрения ар­битражными судами заявлений о принятии обеспечительных мер, связанных с запретом проводить общее собрание акционеров» ) дали разъяснение, что суд не вправе запрещать проведение общего собрания акционеров, поскольку это фактически означает запрет акционерному обществу осуществлять свою дея­тельность в той части, в какой она осуществляется посредством принятия ре­шений общим собранием акционеров. Кроме того, запрет проведения общего собрания акционеров противоречит ст, 31 Конституции РФ, гаран тирующей гражданам РФ право собираться мирно, без оружия, проводить собрания и де­монстрации, шествия и пикетирования, а также нарушает право других акцио­неров. предоставленное нм ФЗ об АО (ст.ст. 31,32).

Право акционера формировать повестку дня общего собрания ак­ционеров. Акционер или ряд акционеров, владеющих в совокупности не менее чем 2% голосующих акций, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров (доля голосующих акций определяется на дату внесения такого предложения). В настоящее время закон нс ограничивает коли­чество вносимых акционером вопросов, тогда как согласно первоначальной ре­дакции ст. 53 ФЗ об АО акционер был вправе внести нс более двух предложе­ний в повестку дня годового общего собрания акционеров. Кроме того, акцио­нер вправе самостоятельно формировать повестку для, требуя созыва внеоче­редного общего собрания акционеров.

Право акционера выдвигать кандидатов в органы управления и кон­троля. Акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, обладают правом:

Предложить для избрания на годовом собрании акционеров кандидатов в сове с директоров;, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную ко­миссию и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на долж­ность единоличного исполнительного органа;

Предложить для избрания на внеочередном собрании акционеров кан­дидатов в совет директоров общества.

Право акционера принимать участие в собрании акционеров. ФЗ об АО в первоначальной редакции устанавливал, что право акционера на участие в собрании нс зависит от количества и категории акции, которыми он владеет. С учетом этого владельцы привилегированных акций имели право на участие в собрании даже в тех случаях, когда они не голосовали по вопросам повестки дня.

Действующая редакция ФЗ об АО предусматривает что список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, должен содержать данные о количестве и категории (типе) акций, правом голоса по которым об­ладает данное лицо (п. 3. ет, 51 ФЗ об АО). Следовательно, в настоящее время акционеры-владельцы привилегированных акций моїут принимать участие на общем собранно только в том случае, если принадлежащие им ценные бумаги являются голосующими по вопросам повестки дня собрания. Акционеры- владельцы обыкновенных акций имеют право участвовать во всех общих соб­раниях акционеров.

ФЗ об АО предусматривает, что между датой составления списка участ­ников собрания и датой проведения собрания должно пройти определенное время. Приобретение акций в данный период несет в себе существенные риски для инвестора. В указанном случае согласно п. 2 ст. 57 ФЗ об АО и п. 2.12 По­ложения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и про­ведения общего собрания акционеров (утв. постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. № 17/пс) прежний владелец акций, включенный в список, обя­зан голосовать на общем собрании в соответствии с указаниями каждого при­
обретателя акций и/или выдать каждому приобретателю акций доверенность на голосование, указав в такой доверенности число акций, голосование по кото­рым предоставляется данной доверенностью.

Па несовершенство п. 2 ст. 57 ФЗ об АО указывали многие авторы . В ча­стности, отмечалось, что данная норма не соответствует положению п. 1 ст. 142 ГК РФ, согласно которому с передачей ценной бумаги переходят все удостове­ряемые сю права в совокупности. 11о сути, если следовать логике кодекса, то прежний владелец не может ни выдать доверенность на право голосования, ни голосовать лично, поскольку реализовать уже несуществующее право невоз­можно, Однако ФЗ об АО говорит об обратном,

Риски инвестора в данном случае заключаются в том, что прежний владе­лец может уклоняться от выдачи доверенности или не принять участия в общем собранно акционеров. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 188 ГК РФ лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить ее. Поэтому интересы инвестора остаются незащищенными.

Вопрос о порядке определения лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, решается в законодательстве зарубежных стран по- разному. Например, Акционерным законом ФРГ предусмотрено составление списка акционеров, владеющих именными акциями, но специальный список к собранию не составляется. Установлено, что по отношению к акционерному обществу в качестве акционера рассматривается таг, кто включен в журнал. То есть право голоса на собрании имеют тс. кто являются акционерами на дату проведения собрания . Согласно ст. 399 Торгового кодекса Республики Польша владельцы именных акций имеют право на участие в собрании, если они вписа­ны в журнал акционеров не позднее чем за одну неделю до собрания*".

Диссертант поддерживает позицию Д.А. Макарова" и Г.В. Цепова , кото­рые предлагают внести в законодательство изменения, предоставляющие инве­стору, приобретшему акции после даты составления списка участников собра­ния и до даты его проведения, возможность участия в собрании и голосования иа нем. Основанием для регистрации такого акционера в качестве участника собрания должна служить запись в рееезре акционеров или специальный доку­мент, удостоверяющий право акционера на голосование, выданный регистрато­ром по состоянию на день, предшествующий дате проведения собрания. Функ­ции по включению акционера в список должны быть возложены на счетную комиссию (регистратора).

Право голоса на общем собрании акционеров. Основное «управленче­ское» правомочие - ого право голоса 3 . .Акционеры -* владельцы обыкновенных акций общества - моїуг участвовать в общем собрании акционеров с нравом голоса по всем вопросам его компетенции. Акционеры - владельцы привилеги­рованных акций - как правило, не имеют права голоса на общем собрании ак­ционеров, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ об АО.

Исключение предусмат­ривается лишь для проведения кумулятивного голосования. В соответствии е действующим законодательством кумулятивное голосование применяется при выборах членов совета директоров общества. В этом случае число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые долж­ны быть избраны в совет директоров общества, и акционер вправе отдать полу­ченные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя к более кандидатами.

Право требовать проведеним внеочередной ревизии и право требо­вать от органов управления и н\ членов возмещения убытков. Акционер (акционеры) общества, владеющий в совокупности нс менее чем 10% голосую­щих акций общества, вправе в любое время инициировать проведение внеоче­редной проверки деятельности общества ревизионной комиссией (п. 3 ст. 85 ФЗ об АО).

Статья 71 ФЗ об АО наделяет акционера (акционеров), владеющего в со­вокупности ие менее чем 1% размешенных обыкновенных акций общества, правом обращаться н суд с иском к члену совета директоров, единоличному ис­полнительному органу, временному единоличному исполнительному органу, члену коллегиального исполнительного органа общества, равно как и к управ­ляющей организации (управляющему) о возмещении убытков, причиненных обществу их виновными действиями (бездействием). Таким образом, акционер наделен правом подачи гак называемого косвенного иска, то есть иска, посред­ством которого права лица, обратившегося в суд с таким иском (права акционе­ра), защищаются посредством защиты прав другого лица (прав общества) . Иными словами, происходит одновременная защита прав двух лиц, причем права акционера окажутся защищенными только в том случае, если ему удастся достичь защиты прав акционерного общества. Соглашаясь с О.С. Иоффе, мож­но сказать, что принцип полного возмещения убытков со стороны управляю­щих призван исполнить две задачи: восстановительную, которая обеспечивает восстановление нарушенных отношений, а также воспитательную, осуществ­ляемую путем оказания имущественного воздействия на участников отноше­ний? Данное обстоятельство имеет важное значение для развития акционерных отношений и защиты прав акционеров.

Право акционера обжаловать в суд решение, принятое обшпм собра­нием акционеров. Возможность обжалования актов, принятых органами юри­дических лиц, в частности общим собранием акционеров, в ст. 12 ГК РФ не упоминается среди способов защиты прав, однако на основании п. 7 ст. 49 ФЗ об АО акционеры вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собрани­ем акционеров. Это является важным механизмом защиты нрав и законных ин­тересов акционеров-инвесторов.

Условиями признания судом решения общего собрания акционеров не­действительным являются: 1) принятие обжалуемого решения с нарушением требовании ФЗ об АО, иных правовых актов РФ, устава общества; 2) неучастие акционера в собрании или его голосование против принятия решения: 3) нару­шение решением прав и законных интересов данного акционера. Однако даже при наличии указанных условий суд вправе оставить в силе обжалуемое реше­ние, если голосование акционера, подавшего иск, не могло повлиять на резуль­таты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и ре­шение не повлекло причинения убытков данному акционеру.

Вместе с тем Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил, что если при рас­смотрении дела судом установлено, что решение общего собрания акционеров принято с нарушением компетенции общего собрания (п. 3 ст. 48 ФЗ об АО), в отсутствие кворума для проведения общего собрания или принятия решения (пп. 2, 4 ст. 49 и пп. 1-3 ст. 58 ФЗ об ЛО) либо по вопросам, не включенным в повестку дня собрания (п. 6 ст. 49 ФЗ об АО), суд должен, независимо от того, было оно оспорено кем-либо из акционеров или пет, оценить такое решение как не имеющее юридической силы и разрешить спор, руководствуясь нормами за­кона (п. 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 но­ября 2003 г. № 19). Таким образом, согласно позиции, высказанной Высшим Арбитражным Судом РФ, решение собрания, принятое с названными наруше­ниями, ничтожно с момента его принятия .

Акционеры реализуют право управления обществом посредством участия в общем собрании акционеров, которое является высшим органом управления обществом. Наличие данного органа обусловлено самой сущностью акционер­ного капитала: «участие и роль акционера в управлении делами акционерного общества адекватны количеству и сумме принадлежащих ему голосующих ак­ций, причем конкретный объем правомочий акционера зависит и первую оче­редь от категории принадлежащих ему акций»’.

Участвуя в органах управления обществом, инвестор может управлять инвестиционным риском. С учетом отмеченной особенности правового статуса акционера (возможность управлять инвестиционным риском путем участия в органах управления общества) связано деление акционеров на мажоритарных и миноритарных. Мажоритарные управляют инвестиционным риском через уча­стие в органах управления общества. Они принимают решения о развитии об­щества. выплате дивидендов по акциям, совершении крупных сделок и т.д. или оказывают влияние на их принятие. Причем чем больший пакет голосующих акций аккумулирует мажоритарий, гем больше у него возможности контроли­ровать инвестиционный риск. Инвестиционный риск миноритарных инвесторов несоизмерим с их правом оказывать влияние иа управление акционерным об­ществом. Акционер, владеющий незначительным пакетом акций, не может по­влиять на решения органов управления общества по вопросам его производст­венной деятельности. Следовательно, миноритарные акционеры несут больший инвестиционный риск, нежели мажоритарные, поскольку у миноритариев от­сутствует возможность управлять инвестиционным риском путем участия в ор­ганах управления (принимать решения или оказывать влияние иа их принятие).

В этой связи в акционерном законодательстве должны предусматривать­ся особые способы защиты прав миноритарных акционеров.

В частности, можно выделить следующие нормы ФЗ об АО, направлен­ные на защиту прав миноритарных акционеров:

Право акционера требовать выкупа обществом принадлежащих ему ак­ций (ст. 75 ФЗ об АО). Когда голосование миноритарного акционера не может повлиять на содержание принимаемых общим собранием акционеров решений по важнейшим вопросам деятельности общества, миноритарий, несогласный с принятым решением, «праве выйти из общества, получив справедливое возме­щение стоимости принадлежащих ему акций;

Право акционера требовать выкупа принадлежащих ему акций лицом, которое приобрело более 95% акций общества (ст. 84.7 ФЗ об АО). Данное по­ложение защищает интересы миноритарных акционеров, предоставляя право продать принадлежащие им акции и выйти из общества, в котором право кон­тролировать деятельность общества принадлежит одному лицу;

Осуществление выборов членов совета директоров с использованием механизма кумулятивного голосования (п. 4 ст. 66 ФЗ об АО), который позво­ляет добиться избрания в совет директоров кандидатов, выдвинутых минорита­риями, и является и настоящее время обязательным в любом акционерном об­ществе независимо от числа акционеров;

В целях недопущения конфликта интересов определенные акционеры лишаются права гол-оса по вопросу об одобрении сделки, в совершении которой имеется их заинтересованность (ст. 83 ФЗ об АО).

ФЗ о РЦБ установлены достаточно жесткие требования к эмитенту по раскрытию информации, что также является механизмом защиты прав минори­тарных акционеров (ст. 30).

Кроме гою, специальные положения по защите прав миноритарных ак­ционеров могут включаться в устав общества:

Установление ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 99 ГК РФ. п. 3 ст. 11 ФЗ об АО).

Установление требований о принятии общим собранием акционеров решении квалифицированным большинством голосов в случаях, когда такая возможность предусмотрена законом (пп. 3.4 ст. 39 Ф"З об АО).

Таким образом, механизмы защиты прав миноритарных акционеров на­правлены на пресечение злоупотреблений со стороны мажоритариев, связанных с реализацией ими своих интересов в ущерб интересам мелких акционеров. Включение в устав, общества специальных положении, защищающих права мелких акционеров и представляющих собой дополнительные гарантии помимо тех, которые предусмотрены ФЗ об АО, можно рассматривать как результат со­глашения между акционерным обществом и миноритарными акционерами и в целях достижения баланса интересов.

Управление производственными системами носит многоцелевой характер и осуществляется на основе сочетания разнообразных по своей природе механизмов управления. Эффективность управления достигается проектированием целостной системы управления применительно к конкретному объекту управления. Основой метода проектирования системы управления является достижение взаимного соответствия категорий управления.

В акционерном законодательстве не установлены правовые институты и нормы формирования и функционирования системы управления акционерными обществами. В существующей практике установление таких норм относится к области внутризаводского (внутрифирменного) нормотворчества. Законодательством установлены лишь состав, компетенция и правила организации высших звеньев управления обществом: общего собрания акционеров, совета директоров и правления. В акционерных обществах, крупные пакеты акций которых принадлежат государству, подсистема высшего руководства дополняется управляющим (коллегией управляющих), который представляет интересы государства в рамках компетенции по управлению государственным имуществом.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления общества. Оно собирается ежегодно по окончании финансового года (годовое собрание). Внеочередное общее собрание акционеров проводится по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы, требования ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, а также акционера (акционеров), являющегося владельцем не менее чем 10 процентов голосующих акций общества на дату предъявления требования.

На годовом общем собрании акционеров решаются вопросы: об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора), об утверждении аудитора, годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также о распределении прибыли, в том числе выплате (объявлении) дивидендов, и убытков общества по результатам финансового года. Решение по этим вопросам не может быть принято путем проведения заочного голосования (опросным путем).

Общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Федеральным законом об акционерных обществах. Мотивы установления законом такой нормы не вполне ясны, поскольку:

  • такая норма противоречит общепринятым принципам демократии в управлении: высший орган управления организацией не может быть лишен права рассмотрения и принятия решения по любому вопросу деятельности организации (на то он и высший орган);
  • современный период социально-экономического и научно-технического развития характеризуется повышением нестабильности внешней среды организации, что порождает неожиданные проблемы, не имеющие аналогов в прошлом. Законодатель не может их предвидеть;
  • для выявления наиболее значимых функций и задач управления, решение по которым целесообразно возложить на высший орган, необходимо спроектировать систему управления организации в целом, что не практикуется в рамках законотворчества. Укажем, в частности, на отсутствие в перечне вопросов, принятие решения по которым входит в компетенцию общего собрания акционеров или совета директоров, задач стратегического управления обществом.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.

В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50, устав общества может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.

К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся следующие вопросы:

  1. определение приоритетных направлений деятельности общества;
  2. созыв годового и внеочередного общего собрания акционеров (в случае, если в течение установленного законом срока советом директоров общества не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров или принято решение об отказе в его созыве, внеочередное общее собрание акционеров может быть созвано органами и лицами, требующими его созыва. Эти органы и лица обладают предусмотренными законом полномочиями, необходимыми для созыва и проведения общего собрания акционеров);
  3. утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
  4. определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, и другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров, отнесенные к компетенции совета директоров;
  5. увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
  6. размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг, если иное не предусмотрено уставом общества;
  7. определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных законом;
  8. приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных законом;
  9. образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом это отнесено к его компетенции;
  10. рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций, а также определение размера оплаты услуг аудитора;
  11. рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
  12. использование резервного и иных фондов общества;
  13. утверждение внутренних документов общества за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;
  14. создание филиалов и открытие представительств общества;
  15. одобрение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества;
  16. одобрение сделок при наличии заинтересованности в совершении обществом сделки;
  17. утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;
  18. иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом об акционерных обществах и уставом общества.

Вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.

Члены совета директоров избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового собрания акционеров. Членом совета директоров общества может быть только физическое лицо. Член совета директоров общества может не быть акционером общества. Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четверти состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров общества. Минимальный состав совета директоров - 7-9 человек.

Выборы членов совета директоров в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более одной тысячи осуществляются кумулятивным голосованием. Такой же порядок голосования может быть установлен уставом общества и при меньшей численности акционеров.

При проведении кумулятивного голосования на каждую голосующую акцию общества должно приходиться количество голосов, равное общему числу членов, совета директоров общества. Акционер вправе отдать голоса по принадлежащим ему акциям полностью за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами.

Председатель совета директоров избирается членами совета из их числа.

Следует отметить, что совет директоров имеет широкие властные полномочия, выходящие за границы наблюдения за деятельностью общества. В акционерном законодательстве некоторых зарубежных стран (например, ФРГ, Франции) установлено, что наблюдательный совет выполняет контрольные функции. Правление (дирекция), осуществляющее управление обществом, согласовывает с наблюдательным советом решения лишь по отдельным вопросам (например, заключение крупных сделок). Состав наблюдательного совета ряда акционерных обществ ФРГ в соответствии с законом об участии работников в управлении образуется не только из числа акционеров, но и из числа работников предприятия. В Российском законодательстве такой порядок установлен для народных предприятий.

Требования, предъявляемые к лицам, избираемым в состав совета директоров общества, целесообразно изложить в уставе общества и во внутреннем Положении о совете директоров.

Этими требованиями могут быть:

  • подготовленность лица, избираемого в состав совета, к решению вопросов и наличие опыта в области организации и технологии производства, а также в области управления производственной и коммерческой деятельностью, научно-техническим развитием производства, качеством продукции и управления персоналом;
  • глубокие знания закономерностей рыночной экономики;
  • умение формировать хозяйственные правоотношения в соответствии с законодательством и обычаями делового оборота;
  • умение работать коллективно.

Соответствие кандидатов в члены совета директоров этим требованиям должно устанавливаться на основании испытаний, предусмотренных внутренним положением о совете директоров, по тестам, разработанным компетентной организацией по заказу общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет правление, председателем которого является генеральный директор (директор), или единолично генеральный директор (директор). Однако, помимо правления, в практике предприятий управление текущей деятельностью осуществляют штатные органы управления и линейные руководители производственных подразделений. Организация управления строится на основе внутренних документов (положений, стандартов, регламентов).

Полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору доверительного управления имуществом другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Организация доверительного управления регламентируется Гражданским кодексом РФ (см § 3.4). В случае передачи функций исполнительного органа общества доверительному управляющему целесообразно уставом общества усилить контрольные функции совета директоров как наблюдательного совета.



 

Возможно, будет полезно почитать: