Комиссия по приему-передаче материальных ценностей. Для каких должностей необходим приказ о передаче дел

Начало финансового года – это возможность организовать работу бухгалтерской службы наилучшим образом. Кроме Положения об учетной политике, руководству организаций всех форм собственности следует позаботиться о юридическом обосновании функционирования всевозможных внутренних комиссий. И одна из них – Комиссия по или Комиссия по поступлению основных средств. Как не странно, но о таком органе компании очень мало информации. Поэтому давайте знакомиться ближе.

Порядок формирования

Комиссия по оприходованию (поступлению) основных средств (далее – Комиссия) создается отдельным приказом руководителя предприятия, где четко персонализируется ее состав:

  • Председатель (Ф.И.О.);
  • Секретарь (Ф.И.О.);
  • Отдельные члены (Ф.И.О.).

Количество людей определяется потребностями компании и зависит от:

  • Организационной структуры предприятия;
  • Наличия удаленных структурных подразделений;
  • Численности персонала;
  • Количества и структуры основных средств;
  • Частоты движения внеоборотных активов.

Во главе Комиссии находится председатель. В его обязанности входит:

  • Осуществление общего руководства;
  • Распределение обязанностей и раздача поручений отдельным членами;
  • Обеспечение коллегиальности обсуждения вопросов (особенно сложных и спорных);
  • Подпись протоколов заседания Комиссии.

Секретарь документирует работу Комиссии путем ведения протоколов. В государственных и муниципальных учреждениях протоколы по поступлению активов являются неотъемлемой частью плана закупок.

Внимание! Если позволяет штат, то главой Комиссии лучше не назначать руководителя предприятия. Это избавит от лишних вопросов со стороны налоговых и других контролирующих органов, поскольку руководитель организации утверждает Акт приема-передачи основных средств. Лучше, когда за составление акта отвечает один человек (глава Комиссии), а за его утверждение – совершенно другой (руководитель предприятия).

Определение состава

Членами Комиссии являются сотрудники предприятия. В состав обязательно включаются:

  • Работники бухгалтерии, знающие правила документирования, оценки и учета основных средств;
  • Эксперты – технические специалисты (инженеры, строители, энергетики, механики, наладчики и т.д.), специальные знания и опыт которых помогут оценить физико-техническую пригодность объекта для дальнейшего использования.

Допускается в приказе введение в состав экспертов по видам деятельности, который будет присутствовать в особых случаях. Например, «При вводе в эксплуатацию объектов компьютерной / вычислительной техники привлекать к работе программиста Маркина А. И.».
В случае отсутствия на предприятии нужного эксперта, в особых случаях возможно привлечение на основе хозяйственного договора стороннего эксперта:

  • Профильного специалиста (физическое лицо);
  • Специализированной организации (юридическое лицо).

Так, если предприятие имеет дело с высокоточным, сверхсложным или экспериментальным оборудованием, то для его маркировки возможно включение в состав Комиссии представителя научного объединения или специализированной госструктуры

Для изменение состава необходим отдельный указ руководителя фирмы с нормативным обоснованием.

Если физическое лицо — предприниматель не имеет наемных работников, то в создании Комиссии нет смысла. В остальных случаях рекомендуется ее создать, даже если членами будут являться не специалисты узкого профиля (например, бухгалтер, уборщица и сторож).

Учтите: экспертом не может выступать лицо, ответственное за сохранность материальных ценностей.


Полномочия и обязанности

Цель этого органа внутреннего контроля – принятие коллегиального решения о постановке на баланс предприятия и передаче на ответственное оберегание материально-ответственному лицу движимого и недвижимого имущества.

При поступлении нового имущества в компетентность Комиссии входит принятие таких решений:

  • Относится ли конкретное имущество к основным средствам на основании учетной политики предприятия?
  • Можно ли заключить, что поступающий объект технически исправен, полностью укомплектован и пригоден для дальнейшей эксплуатации?
  • Обладает ли основное средство признаками, по которым его следует считать особо ценным имуществом?
  • Сопровождается ли конкретный актив всеми необходимыми первичными документами от поставщика (подрядчика)?
  • Какой срок полезного использования следует установить для конкретного объекта?
  • К какой группе аналитического учета будет относиться актив и какой код по ОКОФ ему нужно присвоить?
  • Какова первоначальная стоимость приобретенных или созданных собственными силами основных средств?
  • Какова справедливая рыночная стоимость внеоборотных активов, которые были выявлены как излишки во время инвентаризации, а также стоимость объектов, полученных безвозмездно?
  • В какое структурное подразделение направляется актив?
  • Кто из сотрудников предприятия будет назначен материально ответственным лицом за сохранность поступившего имущества?

Также эта Комиссия будет рассматривать целесообразность и обоснованность изменения стоимости основных средств и срока их полезного использования. Такая необходимость может возникнуть при изменении учетной политики или первоначальных технических показателей функционирования объекта (в т.ч. в случаях реконструкции, модернизации или достройки).

Совет: нанесение инвентарного номера на основное средство следует произвести в присутствии уполномоченного члена Комиссии и материально ответственного лица, чтобы в будущем избежать споров и недоразумений.

Регламент работы

Комиссия по оприходованию основных средств действует на постоянной основе. Регламент работы регулируется Положением о Комиссии. Периодичность заседания – минимум один раз в месяц. Время на рассмотрение документов на оприходование долгосрочных активов устанавливается в зависимости от графика документооборота. Рекомендуется, чтобы срок на принятие решений в отношении каждого объекта не превышал 14 дней.

Для признания решения правомочным необходимо присутствие 2/3 общего количества членов. При отсутствии председателя, заседание не может состоятся.

  • Решение считается принятым, если за него проголосует больше половины присутствующих;
  • Если мнение членов Комиссии разделяются поровну, то голос председателя считается решающим;
  • В случае несогласия председателя с решением большинства, его особое мнение может быть отражено в протоколе, но не может изменить принятое решение, принятое большинством

Практическая рекомендация: чтобы упростить создание распорядительной документации, можно создать единый документ «Положение о Комиссии по поступлению, выбытию и инвентаризации нефинансовых активов». В нем можно в отдельных пунктах расписать состав, порядок формирования и полномочия каждой из трех перечисленных комиссий, которые будут контролировать сохранность и движение как оборотных, так и внеоборотных активов.

И помните: чем подробнее будут расписаны правила для всех участников, тем легче бухгалтеру обосновывать свои действия. Делегировать полномочия – это разделять ответственность за принятия решений. Это мудро.

1.1. Положение о порядке работы постоянно действующей комиссии по проведению инвентаризации денежных средств и имущества [наименование организации], а также по приему, передаче и списанию основных средств и материальных запасов (далее по тексту - положение) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определяет порядок создания, функции, задачи, регламент работы комиссии по проведению инвентаризации денежных средств и имущества [наименование организации], а также по приему, передаче и списанию основных средств и материальных запасов (далее по тексту - комиссия).

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказом Минфина Российской Федерации от 01 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению", Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26-н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года N 91н, [указать иные локальные нормативные акты].

2. Образование и состав комиссии

2.1. Комиссия является коллегиальным органом [наименование организации], основанным на постоянной основе. Персональный состав Комиссии утверждается руководителем организации.

2.2. В состав Комиссии входят не менее [значение] человек - председатель Комиссии, заместитель (заместители) председателя Комиссии, члены Комиссии, секретарь Комиссии.

2.3. Председатель Комиссии избирается членами Комиссии из их числа большинством голосов от общего числа членов комиссии.

2.4. Председатель Комиссии организует ее работу, созывает заседания Комиссии и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, подписывает протокол заседания Комиссии и иные документы, исходящие от ее имени.

2.5. В случае отсутствия председателя Комиссии его функции осуществляет заместитель председателя Комиссии.

2.6. Председатель Комиссии несет ответственность за деятельность Комиссии, своевременность, обоснованность и объективность принятых Комиссией решений.

2.7. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует [вписать нужное].

3. Задачи и функциональные обязанности

3.1. Основной задачей Комиссии является проведение инвентаризации денежных средств и имущества [наименование организации], выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств, подготовка документов по списанию основных средств и материальных запасов.

3.2. Основными функциональными обязанностями комиссии являются:

Производство осмотра объектов, подлежащих списанию, установка факта непригодности их к восстановлению и дальнейшему использованию, используя при этом необходимую техническую документацию, данные бухгалтерского учета;

Установка причины списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция объектов, нарушение нормальных условий эксплуатации, аварии и др.);

Выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

Определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производство их оценки в соответствии с правилами бухгалтерского учета;

Осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств годных деталей, узлов и материалов;

Оформление актов на списание основных средств установленной формы.

4. Порядок работы комиссии

4.1. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем [наименование организации], кроме случаев, предусмотренных в пункте 4.2 настоящего Положения.

4.2. Проведение инвентаризаций обязательно:

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 01 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года;

При смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);

При установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

В случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

При ликвидации (реорганизации) организации перед составлением передаточного акта и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Минфина России.

4.3. Заседание Комиссии проводится по мере поступления документов.

4.4. Заседания Комиссии открываются и закрываются председателем Комиссии, в отсутствие председателя - заместителем председателя.

4.5. При списании средств вычислительной техники и оборудования прикладывается техническое заключение независимого эксперта о состоянии объектов основных средств с указанием конкретных причин выхода из строя объекта.

4.6. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комиссии.

4.8. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании. В случае несогласия с принятым решением член Комиссии вправе письменно изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к акту приема-передачи или списания материальных запасов.

4.9. Решения, принимаемые на заседании Комиссии, оформляются протоколом, который подписывает председатель Комиссии, в его отсутствие - заместитель председателя, и секретарь.

Необходимость в приеме-передаче дел и документов между работниками возникает довольно часто, но упоминание о такой процедуре во внутренних документах организаций встречается редко. Более того, этот вопрос не нашел должного отражения и в нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения, хотя именно в этой сфере проблемы, возникающие вследствие ненадлежащего оформления приема-передачи дел и документов, более чем актуальны.

Как и когда должны происходить прием и передача дел между работниками? Кто может участвовать в процессе приема и передачи дел и документов? Какими документами регламентируется процедура приема и передачи дел и документов? Каковы основные этапы приема и передачи дел и документов? Как оформляется прием и передача дел и документов? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

В соответствии с ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» документ - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (п. 3), дело - это совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку (п. 71). Как видно, «дело» и «документ» - не одно и то же, несмотря на то, что принято говорить о передаче дел в целом. Однако в ситуациях, когда передаются и дела, и документы, это не вполне корректно. Поэтому по тексту статьи используется словосочетание «прием-передача дел и документов».

Зачем нужно передавать и принимать дела?

Дела и документы передают:

    чтобы рабочий процесс не прерывался;

    чтобы трудовые обязанности отсутствующего работника выполнялись надлежащим образом;

    чтобы можно было оценить объем работы работника, принимающего дела;

    чтобы можно было поделить зоны ответственности.

    В основном необходимость передачи дел прямо или косвенно возникает в следующих распространенных для большинства работников ситуациях:

    уход в отпуск (включая отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком и пр.);

    длительная командировка;

    временная нетрудоспособность;

    перевод на другую работу;

    увольнение (по различным основаниям);

    в иных случаях, когда работнику предстоит длительное время отсутствовать либо вовсе покинуть организацию.

    Отметим, что довольно редко можно стать свидетелем полноценной передачи дел и документов уходящим работником. Даже если это и происходит в отдельных случаях, то практически никогда не оформляется должным образом.

    С одной стороны, зачем оформлять передачу дел в случае, когда работник уходит в отпуск, уезжает в командировку или болеет? Ведь в период такого временного отсутствия его обязанности будут выполнять другие работники, специально назначенные приказом руководителя организации или в ином порядке, установленном в организации. Представим, например, ситуацию, когда временно отсутствует секретарь, в обязанности которого входит:

    прием, экспедиционная обработка входящей корреспонденции, поступающей по различным каналам связи, проверка документов на бумажных носителях на предмет правильности доставки, целостности вложений; регистрация входящих документов в электронном журнале установленной формы, направление их на рассмотрение руководства и в структурные подразделения организации;

    прием от работников организации исходящих документов, проверка правильности их оформления, наличия и комплектности приложений, регистрация в электронном журнале установленной формы;

    формирование дел в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечение их сохранности.

Очевидно, что такая работа должны выполняться своевременно. Если в организации не один секретарь, то все легко решается: другой секретарь, выполняющий те же обязанности, временно будет работать с двойной нагрузкой. Но если секретарь в организации один, то без передачи дел и документов не обойтись, иначе лицо, которое не в полной мере знакомо с обязанностями секретаря, просто не справится, из-за чего может пострадать не только конкретный участок работы, но и деятельность организации в целом.

Кто обычно передает и принимает дела?

Инициатором передачи дел и документов является обычно либо работник, их принимающий, либо руководитель структурного подразделения, в рамках которого эти дела и документы передаются. Передаются они, соответственно, временно отсутствующим или увольняющимся работником, а принимаются либо новым работником, либо специально назначенным руководством лицом.

Казалось бы, ничего сложного в этом нет. Однако на практике бывают случаи, когда увольняющийся работник ввиду конфликта или каких-либо других неблагоприятных обстоятельств передавать дела и документы не собирается, особенно если это не входит в его обязанности. Ведь далеко не все люди увольняются с работы по собственному желанию, не все стараются до последнего момента сохранять хорошие отношения с руководством. Что делать в такой ситуации новому работнику?

Прежде всего, данный факт следует зафиксировать актом . Затем вновь принятый работник во избежание риска возложения на него ответственности за чужие ошибки, возможно, допущенные в документах, составленных его предшественником, может составить односторонний документ - опись принимаемых документов (Пример 2).

Обратите внимание . Отказ работника от передачи дел и документов при увольнении не является для работодателя поводом не осуществлять с ним расчет и не выдавать трудовую книжку - независимо от того, закреплена ли данная обязанность в трудовом договоре и/или должностной инструкции.

ПРИМЕР 2

Опись принимаемых документов

Опись дел и документов, принятых корпоративным секретарем Мироновой А.П.

При приеме дел и документов мной выявлено:

1. Отсутствует подлинник протокола Общего собрания акционеров от 16 января 2011 года № 1/2011, имеется копия данного документа.

2. Отсутствует подлинник протокола Общего собрания акционеров от 20 апреля 2011 года № 5/2011 (копии нет).

Настоящая опись подтверждает прием вышеперечисленных дел и документов по состоянию на 03 мая 2012 года.

Корпоративный секретарь Миронова А.П. Миронова

Согласовано:

Маслова Е.Д. Маслова

В какой момент следует передавать дела и документы?

Иногда случается, что дела и документы новый работник принимает у своего предшественника еще до выхода на работу. Заметим, что это довольно рискованно, поскольку новый работник, приняв дела, может по каким бы то ни было причинам не выйти на работу. Тогда логичен вопрос: в какой момент следует передавать эти дела и документы?

Дела и документы передаются, как правило, в день увольнения в связи с тем, что до последнего дня работник выполняет свои должностные обязанности. Особо ответственные работники делают это постепенно, разбивая процесс на несколько этапов, осуществляемых заблаговременно, в течение нескольких дней. В этом случае лучше передать дела не непосредственно новому работнику, а лицу, назначенному руководителем структурного подразделения, в котором работал работник. Если увольняется главный бухгалтер, то дела лучше передать непосредственно руководителю организации, поскольку он несет ответственность за правильность ведения бухгалтерского учета.

Бывает, что руководитель просит увольняющегося работника приехать в офис в день выхода на работу нового сотрудника, чтобы передать дела непосредственно ему, или, наоборот, человека, который еще не оформлен на работу, - прийти и принять дела у своего предшественника до выхода на работу. По нашему мнению, это неверно, поскольку прием и передача дел и документов осуществляются в рамках трудовых отношений. Следовательно, данная процедура должна осуществляться в рабочий день и в рабочее время как для передающего дела и документы, так и для принимающего их.

Чем регламентируется прием-передача дел?

Как уже было отмечено выше, нормативными правовыми актами вопрос приема-передачи дел и документов не регулируется. Это не удивительно, поскольку единую процедуру приема-передачи дел прописать невозможно, ведь в разных организациях требования к документообороту различны исходя из множества факторов. Есть лишь некоторые рекомендации на этот счет:

Извлечение

(утверждены приказом Росархива от 23.12.2009 № 76)

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ

3.1. Общие положения

[…] Инструкцией по делопроизводству предусматривается, что:

[…] при уходе в отпуск, выезде в командировку, на время болезни или в случае увольнения и перемещения по службе работники обязаны передать все находящиеся у них документы работнику, ответственному за делопроизводство структурного подразделения, или другому работнику по указанию руководителя подразделения, при увольнении работника или переводе по службе передача документов и дел осуществляется по акту.

Однако несмотря на отсутствие в законодательных нормах правил приема-передачи дел, организация может самостоятельно установить их в локальных нормативных актах, учитывая специфику деятельности, численный состав работников, их обязанности, ответственность, а также другие факторы, влияющие на необходимость приема-передачи дел и документов во избежание их утери и утраты. В этом случае соблюдение порядка приема-передачи дел будет обязательным для всех работников, ознакомленных с данным локальным нормативным актом в установленном порядке под личную подпись.

Положения о приеме и передаче дел и документов могут быть включены:

Кроме того, обязанность по передаче и/или приему дел и документов в специально оговоренных случаях рекомендуется закрепить в должностной инструкции и/или трудовом договоре.

Если же в организации отсутствует хоть какое-нибудь упоминание о необходимости приема-передачи дел в локальных нормативных актах, то в конкретных случаях можно предусмотреть это в приказе (Пример 3) или распоряжении.

ПРИМЕР 3

Приказ об организации приема-передачи дел и документов

Закрытое акционерное общество «Метрополь Инвест»

ПРИКАЗ

16.04.2012 № 10-К

Об организации приема-передачи дел и документов

В связи с увольнением Смирновой П.Т. с должности корпоративного секретаря 30 апреля 2012 года

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Корпоративному секретарю Смирновой П.Т. передать, а заместителю начальника канцелярии Масловой Е.Д. принять дела и документы по Акту приема-передачи дел и документов в помещении канцелярии в срок до 30 апреля 2012 года.

2. Утвердить форму Акта приема-передачи дел и документов (Приложение 1).

3. Для надлежащей проверки передаваемых дел и документов и участия в их приеме-передаче создать комиссию в составе:

председатель - начальник кадровой службы Журкова Н.Г.

члены комиссии:

главный бухгалтер Макарова Н.Т.

начальник канцелярии Петрова М.И.

начальник юридической службы Макаров А.Д.

4. Секретарю Михальченко П.И. довести настоящий приказ до сведения лиц, указанных в п. 1 и 3 приказа, под личную подпись в срок не позднее одного рабочего дня с даты издания приказа.

5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Основание: заявление об увольнении Смирновой П.Т. от 16.04.2012

Генеральный директор Скворцов А.И. Скворцов

С приказом ознакомлены:

Начальник кадровой службы

Журкова Н.Г. Журкова

Главный бухгалтер

Макарова Н.Т. Макарова

Начальник канцелярии

Петрова М.И. Петрова

Начальник юридической службы

Макаров А.Д. Макаров

Заместитель начальника канцелярии

Маслова Е.Д. Маслова

Корпоративный секретарь

Смирнова П.Т. Смирнова

Порядок передачи и приема дел и документов

Как уже было отмечено выше, порядок передачи и приема дел не может быть единым для всех организаций. Однако чтобы представлять последовательность действий по передаче и приему дел и документов, условно разделим этот процесс на 3 этапа.

■ Этап 1: проверка дел и документов.

Обратите внимание. Принимаемые дела и документы по своей форме и содержанию должны соответствовать нормам действующего законодательства, в том числе в области делопроизводства и документооборота.

Этап 2: подготовка дел и документов к передаче.

■ Этап 3: оформление приема-передачи дел и документов.

Обязательные реквизиты акта

В соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», а также практикой составления актов в организациях для акта приема-передачи документов обычно используют бланк со следующими характеристиками:

    формат А4 (210 × 297 мм);

    каждый лист документа должен иметь поля не менее: 20 мм - левое; 10 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее;

    из белой бумаги или бумаги светлых тонов;

    ориентация страницы - книжная;

    если акт имеет две и более страницы, вторую и последующие страницы нумеруют (номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа).

На бланке документа располагают необходимые реквизиты:

● эмблему организации;

● наименование организации;

● наименование вида документа;

● дату документа;

регистрационный номер документа;

● место составления документа;

● гриф утверждения;

●заголовок к тексту документа.

● текст документа.

● отметку о наличии приложения.

● подписи.

Хранение актов

Акт подлежит хранению в месте, определенном локальным нормативным актом, например в канцелярии, кадровой службе в личном деле работника или в структурном подразделении, работники которого передают и принимают дела, в течение срока, определенного Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558:

В заключение отметим, что даже если процедура приема дел и документов будет оформлена должным образом, это отнюдь не решит проблем, которые могут возникнуть у работника, принявшего на себя такой ответственный «груз». Однако это убережет работника как от нареканий руководства в отношении документов, составленных не им, так и от возможной ответственности за чужие ошибки.

( Дается в сокращении. Всю статью читайте в печатной версии журнала.)

И.И. Куролес,
ведущий юрисконсульт ЗАО «СПАР РИТЭЙЛ»

Не важно, с каким настроением кадровик увольняется с предприятия, правопреемнику отдел он должен передать в рабочем состоянии, чтобы не оставить о себе нехорошего впечатления и не выказать непрофессионализм . Однако на практике приём – передача дел отдела кадров не всегда оформляется как надо, а иногда и не производится совсем, ведь нет чётких правил, регулирующих эту процедуру. Определённый порядок всё же сложился, и он не противоречит законодательству, а значит, что вполне может применяться при смене кадрового работника.

Приём передача кадровой документации

Ни отношения с директором, ни отрицательные мотивы увольнения не должны отражаться на работе. Нельзя кадровику вот так просто всё бросить и уйти . А ведь в практике были и такие случаи, что увольняющийся не только не передавал дела, но и умышленно их уничтожал. Представляете, какое мнение о нём осталось? Тут ни о каких положительных рекомендациях не может идти речь.

А если всё будет оформлено как надо, и отдел кадров будет работать по графику даже с новым работником , о предыдущем кадровике останутся только положительные впечатления.

Между тем, процедура передачи дел не так уж и сложна, алгоритм её таков:

  • создаётся комиссия по передаче дел;
  • проверяются кадровые документы;
  • составляется акт приёма-передачи.

А теперь всё по порядку и подробно.

Создаём комиссию

Основанием к созданию комиссии и вообще начала процедуры передачи дел, конечно, должен быть приказ . В приказе нужно отразить:

  • для чего нужна комиссия;
  • её состав;
  • задачи.

При этом в члены комиссии обязательно нужно включить и увольняющегося кадровика.

Начинаем проверку документов

В срок, отведённый приказом, комиссия должна проверить и оценить:

  • полноту и состав кадровых дел;
  • порядок регистрации документов (журналы регистрации);
  • систему хранения документов и подготовки их к сдаче в архив;
  • программное обеспечение.

Большим подспорьем в работе комиссии будет номенклатура дел ОК: там ведь перечислены все обязательные папки, которые должны быть в отделе. Перечень может быть указан и в Положении об ОК. Если же номенклатуры в отделе нет, переписывать документы и их состояние придётся повально – «от шкафа к шкафу».

Обязательно нужно проверить кадровые документы организации, а именно наличие:

проверяем наличие документов

Это список не закрытый, ведь в вашей фирме могут отсутствовать одни документы и присутствовать другие.

После проверки нужно все документы занести в акт.

Акт приёма передачи кадровой документации

Это основной документ, которым завершается трудовая деятельность кадровика.
Оформляется документ так:

  • прописывается название фирмы, место и дата составления акта;
  • вставляется гриф утверждения директора;
  • пишется – кто кому передаёт документы;
  • заполняется таблица;
  • проставляются визы всех членов комиссии.

Примерный акт передачи дел можете .

В таблицу можно занести столбцы:

  • номер подпункта;
  • название документа (или дела);
  • количество листов;
  • период времени документов;
  • данные об отсутствии или повреждении документов или дел.

внимание!

Важно: в последнем столбце можно указать на то, что документ не исполнен, например, не подписан сотрудником или директором.

Внимание: к трудовым книжкам нужен отдельный подход, чтобы не упустить нарушений, ведь пока они в ходу, ответственность за правильное оформление несёт работающий кадровик. Поэтому лучше оформить книжки отдельным документом.

Акт приёма передачи трудовых книжек

Этот документ должен содержать данные всех имеющихся трудовых книжек :

  • ФИО работника;
  • серия и номер книжки (и вкладыша);
  • наличие записи о работе.

Можно включить в акт сведения:

  • о невостребованных трудовых;
  • о наличии бланков книжек и вкладышей.

Пример акта .

Если документы передать некому

Допустим, вы устраиваетесь кадровиком, а приём передача дел никем не
оформлена. Как снять с себя ответственность за чужие ошибки?
Действовать нужно так:

  • точно так же приказом создать комиссию по приёму дел;
  • проверить наличие документов;
  • составить вышеприведённые акты.

Только в этом случае передавать документы будет не уволившийся кадровик, а другой член комиссии, например, бухгалтер.

внимание!

Важно: после подписания актов обязательно нужно издать приказ, что вы несёте ответственность с момента принятия дел.

В таком случае, если вдруг нагрянет ГИТ с проверкой, от ответственности вы освобождаетесь . Но порядок в делах всё же нужно будет навести.

Заключение

Описанная выше процедура может применяться и в том случае, когда увольняется не единственный кадровик фирмы, а один из работников отдела кадров. Тогда учитывать нужно не все документы ОК, а только те, которые передаются . Например, если увольняется табельщик, проверить нужно только табеля учёта времени – их заполнение и соответствие законам.

Основанием процедуры передачи документов обычно служит приказ о назначении состава комиссии, который в свою очередь часто может быть составлен на основании приказа по личному составу о назначении, переводе, увольнении работника или обусловлен иной практической необходимостью. В комиссию следует включать не менее трех человек. Перечень передаваемых дел удобно оформлять в виде таблицы (как на образце). Таблица так же заполняется в произвольной форме (изменяйте как хотите), тем не менее, из нее должен быть понятен состав документов. Если требуется передать ограниченное количество документов, то таблицу можно изменить по такому образцу: №п/п Дата Номердокумента Наименование документа Примечания … 8 04.08.2014 12-24/01268-р Письмо Администрации г.

Основными нормативными актами, регламентирующими порядок оформления кадровых документов, являются: - ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»; - Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»; - Трудовой кодекс.
Примечание. Для проверки реального отражения наличия документов можно сравнить несколько случайно выбранных документов с соответствующими записями в журнале регистрации. Обратите внимание! Проверке трудовых книжек нужно уделить особое внимание, поскольку они являются основными документами о трудовом стаже и деятельности работников.

Оформление приема-передачи кадровых документов

Оформление акта приема-передачи документов не является строго обязательной процедурой. Однако в некоторых случаях передача документов между контрагентами сопровождается его подписанием. Акт приема-передачи документов имеет юридическое значение, поэтому при возникновении каких-либо спорных ситуаций и разногласий между подписавшими его сторонами он имеет доказательную силу и может быть использован в суде.


Акт приема-передачи документов создается и внутри предприятий – например, при передаче кадровой, бухгалтерской и пр. документации при смене сотрудников. В этом случае документы должны пройти предварительную проверку на их содержание и полноту, чтобы впоследствии принимающий документы работник не столкнулся с неожиданными неприятностями.

Акт приема-передачи документов

Помещено в тему: Образцы актов В процессе ведения делопроизводства могут возникать ситуации, когда необходимо провести передачу документов. Значит необходимо составить акт приема-передачи документов (образец как всегда приводится в статье). Данный акт служит целям снятия ответственности с принимающего дела сотрудника, а так же позволяют достоверно оценить положение дел в определенный момент времени.

Причиной чаще всего могут служить увольнение или перевод на другую должность ответственного за отдельное направление работы сотрудника, реорганизация или ликвидация подразделения, или любая иная практическая необходимость. Прежде всего, необходимо узнать определен ли нормативными документами порядок передачи и непосредственно сама форма акта. Если нет (таковых большинство), то оформляйте в произвольной форме акт на основании приведенного здесь образца.

Передача дел в кадровой службе

Как правило, такие акты составляются в тех случаях, когда список передаваемых документов или особо ценен, или довольно внушителен, поэтому лучше всего оформить их список в виде таблицы. В первый столбик нужно внести порядковый номер передаваемого документа в данной таблице, во второй – полное наименование, в третий – дату его составления, в четвертый – номер документа по внутреннему документообороту. В пятом столбце надо указать оригинал или копия (заверенная) передается второй организации, а шестой столбик – количество содержащихся в документе листов.


При необходимости таблицу можно расширить, внеся в нее какую-либо дополнительную информацию. Под таблицей следует написать, сколько экземпляров акта было составлено и сколько получили на руки заинтересованные стороны, а также поставить подписи руководителей обоих предприятий.

Акт приёма-передачи документов

Внимание

Общество с ограниченной ответственностью «Луч» (ООО «Луч») Приказ 20.05.2009N 90 О назначении комиссии по проверке и приему-передаче кадровой документации В связи с введением в штатное расписание должности специалиста по кадрам и необходимостью передачи обязанностей по ведению, регистрации, хранению кадровой документации специалисту по кадрам Петровой П.П., принятой на работу 19.05.2009, Приказываю: 1. Назначить рабочую комиссию по проверке и приему-передаче кадровой документации ООО «Луч» в составе: — Председатель — директор Иванов И.И. — Члены комиссии: Главный бухгалтерИгнатова А.П. ЮрисконсультСомов С.О. СекретарьФилина О.С. БухгалтерСмирнова С.С.


Специалист по кадрамПетрова П.П. 2. Проверке подлежит имеющаяся по состоянию на 20.05.2009 в ООО «Луч» кадровая документация. 3. Сроки проверки: с 20.05.2009 по 30.05.2009. 4.

Приказ о создании комиссии по приему-передаче кадровых документов

Акт приема-передачи кадровых документов — образец 2016 года может быть полезен юристам, а также специалистам, ведущим кадровое делопроизводство, в качестве шаблонной документации. О том, когда пригодится акт приема-передачи кадровых документов и каково его основное содержание, расскажет эта статья. В каких случаях оформляется акт приема-передачи кадровых документов? Образец акта передачи кадровых документов: основное содержание В каких случаях оформляется акт приема-передачи кадровых документов? Оформление акта приема-передачи кадровой документации всегда должно сопровождать смену ответственного за кадровое делопроизводство сотрудника.

Комиссии по приему передаче документов

Инфо

Перед работодателем часто встает проблема организации передачи хранящихся в кадровой службе дел и находящихся в работе документов новому работнику, который будет принят в отдел кадров и в дальнейшем отвечать за кадровую документацию. Конечно, идеальным вариантом был бы прием нового сотрудника до увольнения прежнего кадровика. Но на практике такое вряд ли возможно - новичок может приступить к работе только после увольнения прежнего работника, иначе может быть нарушена штатно-финансовая дисциплина.


Итак, процедура передачи кадровых документов при смене лица, ответственного за ведение кадрового делопроизводства, не регламентирована нормативно-правовыми актами. Тем не менее на практике сложились определенные правила ее проведения.

Комиссия по приему передаче документов

Принимая трудовые книжки, сотрудник, ответственный за их ведение, должен убедиться в наличии в организации запасных бланков трудовых книжек и вкладышей в них. Об обязательности такого запаса бланков говорится в п. 44 Правил ведения и хранения трудовых книжек. 3. Проверяем систему регистрации. Практически всегда кадровики используют журналы для регистрации документов - журнал учета приказов по личному составу, журнал ознакомления с локальными нормативными актами и пр. Регистрация документов - важный элемент кадрового делопроизводства, так при проведении мероприятий по контролю и надзору кадровику будет легко доказать, что тот или иной документ не составлен задним числом (ведь журналы учета прошиваются, страницы в них нумеруются). Важным элементом проверки является установление наличия документов-оснований, например, заявления к приказам: иногда ссылка на них есть, а самих документов нет. 4.
Образцы



 

Возможно, будет полезно почитать: