Причины и последствия банкротства градообразующей организации. Банкротство градообразующих предприятий и организаций в россии

— это юридическое понятие, которое означает неспособность компании выполнять свои финансовые обязательства перед клиентами, сотрудниками и кредиторами. Несостоятельность градообразующих организаций — тема, требующая отдельного рассмотрения.

Особенности банкротства градообразующих организаций

Ухудшение финансовых показателей предприятий градообразующего типа может происходить по нескольким причинам:

  • специальное доведение предприятия до банкротства с целью дальнейшего получения контроля над ним. Этот метод используется в российском бизнесе и является одним из способов рейдерского захвата компании;
  • падение спроса на продукцию предприятия . Экономический кризис в во всех отраслях либо какой-то определенной часто приводит к нежелательным последствиям в виде банкротства предприятий;
  • неразумная и непрагматичная финансово-кредитная политика руководства градообразующего предприятия. Компания взяла кредиты на большую сумму и не рассчитала сможет ли их вернуть.

Основные признаки банкротства юридического лица согласно норм ст.3 ФЗ «О банкротстве (несостоятельности)» такие:

  • неспособность проводить платежи по кредитам более 3 месяцев. Задолженность перед кредиторами должна составлять не менее 100 тысяч рублей;
  • значительные просрочки платежей за поставленный товар или предоставленные услуги другими компаниями;
  • рост задолженности по выплате заработной платы сотрудникам;
  • задолженность по платежам в государственный и местный бюджеты, перед Пенсионным фондом.

Любая из вышеперечисленных причин должна быть доказана истцом дела о банкротстве компании, поэтому как доказательство надо предоставлять официальные неоплаченные счета.

Процедура признания несостоятельности

Российское законодательство четко регулирует процедуру признания несостоятельности градообразующих предприятий на всех ее этапах.

Решение о начале

Процедура банкротства юридического лица в любом случае после вынесения соответствующего решения арбитражным судом, который расположен ближе всего к месту нахождения потенциального банкрота. Данное решение принимается на основе фактов, изложенных в исковом заявлении. Эти данные должны соответствовать требованиям по банкротству предприятий, которые изложены выше.

Составление заявления

  • органы прокуратуры;
  • органы Федеральной налоговой службы;
  • кредиторы компании;
  • представители руководящих органов или .

Для правильного составления искового заявления нужно знать его структуру. Итак, истец должен указать такую информацию:

  • наименование судебного органа, в который предоставляется заявление;
  • полные данные про истца (ФИО или название компании, местонахождение, контактные данные);
  • изложение сути вопроса с указанием конкретных сумм и сроков невыполнения компанией обязательств перед истцом;
  • документальное подтверждение своей правоты.

Этапы

Реальная процедура банкротства градообразующего предприятия будет очень длительной, потому что все стороны процесса будут прикладывать максимальные усилия, чтобы спасти предприятие, на котором работает огромное количество людей.

Наблюдение

Любая подобная процедура начинается с этапа наблюдения. Длительность процесса анализа деятельности предприятия и выявления причин негативной ситуации на предприятии не должна превышать 6 месяцев. Задачи этапа такие:

  • проверка финансовой отчетности;
  • выявление заведомо убыточных для компании сделок;
  • проверка наличия резервов для выведения компании из кризиса.

Финансовое оздоровление

Второй этап процедуры касательно градообразующих предприятий — ключевой. Речь идет о процессе финансового оздоровления. Основные методы восстановления платежеспособности градообразующего предприятия таковы:

  • выделение средств из бюджетов разных уровней;
  • проведение реструктуризации в самой компании;
  • оптимизация структуры компании;
  • оптимизация и жесткая экономия средств предприятия.

Оздоровление компании градообразующего типа может проводиться более длительный период времени, чем предусмотренный в законе максимальный срок длительности этого этапа — 24 месяца.

Особенности финансового оздоровления градообразующих организаций

Процедура внешнего управления

Процедура внешнего управления, которая наступает вслед за оздоровлением, также очень важна. В процессе наблюдения обязательно будут выявлены моменты, которые мешают оздоровлению компании:

  • наличие убыточных ;
  • слишком раздутый штат сотрудников;
  • использование устаревшего энергозатратного оборудования.

На этапе внешнего управления важно продолжить увеличение показателей компании и вместе с этим обеспечить:

  • продажу убыточных филиалов предприятия;
  • отказаться от устаревшего оборудования и постепенно заменить его модернизированным;
  • оптимизировать штатную .

Срок внешнего управления на градообразующем предприятии может определяться в зависимости от конкретной необходимости.

Поручительство и конкурсное производство

Для спасения градообразующих предприятий используется специальный этап, наличие которого не предусмотрено в стандартной процедуре банкротства — поручительство. В качестве поручителей могут выступать исключительно органы власти. На это этапе заключаются дополнительные соглашения с кредиторами и устанавливается отсрочка по кредитам.

В случае нарушения поручителем своих обязательств перед кредиторами вводится конкурсное производство. На этом этапе производится продажа предприятия другому собственнику. Имущественный комплекс реализовывается сразу полностью, потому что для региона важно сохранить функционирование предприятия.

После получения средств от продажи производится удовлетворение требований кредиторов. Важно отметить специфику :

  1. ликвидация негативных последствий для региона от банкротства предприятия;
  2. погашение задолженности по заработной плате;
  3. выплата различных компенсаций и выходных пособий сотрудникам;
  4. погашение задолженности по кредитам (законодательство допускает списание части долгов, если средств на их полную выплату после выполнения обязательств перед регионом и сотрудниками недостаточно).

Последствия

Выделяется несколько групп последствий банкротства градообразующих предприятий.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт государственного управления и права

Кафедра государственного и муниципального управления


КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Антикризисное управление»

на тему: «Особенности банкротства и финансового оздоровления градообразующих организаций»


Выполнил: студент ГМУ-10, 3 курс __________Соболевский В.А.

к.э.н., доцент__________И.В.Милькина


Москва, 2012


ВВЕДЕНИЕ

Сущность, порядок формирования, функционирования и взаимодействия с органами местного самоуправления градообразующих предприятий

Особенности банкротства и проблемы развития градообразующих организаций

2 Проблемы развития градообразующих организаций

Особенности банкротства и проблемы развития градообразующих организаций на примере ОАО «АвтоВА?З»

2 Проблемы ОАО "АвтоВАЗ" в результате кризиса 2008-2009 гг. и способы оздоровления предприятия

3 Разработка предложений по финансовому оздоровлению ОАО «АВТОВАЗ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Проблема признания банкротами крупных предприятий становится все более актуальной. Ученые справедливо отмечают, что «в ряде случаев вокруг какого-либо нового производства (например, золотодобывающего предприятия, электростанции, шахты и др.) образуются населенные пункты, большинство жителей которых трудоустроены в данной, как правило, единственной организации».

Актуальность указанной проблемы связана, во-первых, с тем, что крупных предприятий, с деятельностью которых связано значительное количество людей, в России очень много, во-вторых, с тем, что некоторая их часть является нерентабельной, поскольку само их появление было следствием экстенсивного пути развития экономики. При этом многие предприятия-гиганты действовали в течение нескольких десятилетий без какой-либо модернизации (зачастую, на протяжении всего этого времени являясь убыточными), что, естественно, делает маловероятной возможность их функционирования в условиях рыночной экономики.

С другой стороны предпринимательская деятельность по определению связана с риском. Предприниматель, участвуя в хозяйственном обороте, как правило, одновременно выступает в качестве должника по отношению к другим субъектам (в том числе государству по обязательным платежам) и в качестве кредитора.

Поэтому постоянно существует риск либо возникновения проблем с платежеспособностью твоих должников, либо потери собственной платежеспособности.

И в том, и в другом случае предпринимателю может угрожать банкротство: либо в качестве несостоятельного должника, либо в качестве кредитора несостоятельного должника.

Тем не менее процедура оздоровления градообразующих предприятий должна проводиться рационально и взвешено, стратегия оздоровления должна быть направлена на не только на увеличение налоговых поступлений в местный бюджет, а также на сохранение и увеличение рабочих мест на данном предприятии.

Цель курсового проекта: разработка предложений по финансовому оздоровлению градообразующего предприятия во внесудебном процессе.

Задачи курсового проекта:

Провести анализ организационно-правовой базы особенностей банкротства и финансового оздоровления градообразующих организаций;

Определить наиболее значимые аспекты финансового оздоровления градообразующих организаций;

Доказать значимость выбранных аспектов финансового оздоровления градообразующих предприятий.

1. Сущность, порядок формирования, функционирования и взаимодействия с органами местного самоуправления градообразующих предприятий


Для того, чтобы определить причины банкротства и способы финансового оздоровления градообразующих предприятий, сначала необходимо дать их определения, каким образом они формируются, иными словами определить сущностные характеристики градообразующим предприятиям.

Градообразующее предприятие - производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, поселка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы. Города с монопрофильной экономикой, в которых расположены градообразующие предприятия, также называются моногородами.(Векипедия)

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. (Лекционный материал)

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002)

Статья 169 трактует градообразующие предприятия следующим образом:

Для целей настоящего Федерального закона градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

Необходимо подчеркнуть особую роль градообразующих предприятий, их высокую социальную ответственность: данные предприятия обеспечивают занятость населения, формируют доходы большинства семей, имеют на своем балансе объекты социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры, формируют бюджет города. Однако в определении статуса «градообразующая организация» нет четкости и однозначности. Согласно статье 275.1, абзацу 10 Налогового кодекса РФ]6, налогоплательщики, которые являются градо-образующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной сферы, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.

В Налоговом кодексе указывается на то, что в состав градообразующих организаций могут входить социально значимые для субъекта объекты, в котором расположены эти организации. Численность работников градообразующей организации является неполным критерием, так как это изменяющийся показатель и он является важным только в момент принятия арбитражным судом определения об открытии производства по делу о банкротстве.

Определение градообразующих предприятий должно содержать количественные и качественные характеристики: численность работников составляет не менее 25% работающего населения соответствующего населенного пункта; имеют на балансе объекты социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры; расположены в границах одного муниципального образования, администрация которого обязана оказывать поддержку его развитию; обеспечивает формирование муниципального бюджета в размере не менее 20% доходной части.

В настоящее время отсутствует нормативно закрепленная классификация градообразующих предприятий. Градообразующими могут быть как производственные (промышленные), так и непроизводственные (научно-исследовательские) предприятия. Особое значение в системе градообразующих организаций имеют крупные промышленные корпорации (акционерные общества) - бизнес-группы с объемами продаж, превышающими 500 млн долларов, занимающие ведущие позиции в своих отраслях. Спецификой территорий присутствия градо-образующих организаций в Российской Федерации является наличие монопрофильных (моноотраслевых) городов и районов, т. е. городов и районов, имеющих одно направление специализации и, как следствие, одно или несколько градообразующих предприятий в данной сфере.

Социально-экономическая среда моногородов формируется непосредственно градообразующими предприятиями, уровень развития и качественные характеристики ее оказывают значительное влияние на уровень жизни населения. В свою очередь, развитие инженерной, экономической, социальной инфраструктуры, политика муниципалитета и региональных властей, инвестиционная привлекательность территории и другие факторы формируют среду функционирования градообразующего предприятия, внешние условия, оказывающие существенное воздействие на бизнес. Таким образом, стратегия развития моногородов, да и региона в целом главным образом зависит от деятельности градообразующих предприятий.

С формированием рыночной экономики, сменой собственников большинства предприятий, существенным изменением внешней среды практически все рассматриваемые организации и соответствующие моногорода и их население испытывают большие трудности, которые в значительной степени усугубились с развитием мирового финансово-экономического кризиса. Проблема существования, функционирования градообразующих предприятий приобрела стратегическое значение не только для отдельных городов и регионов, но и для экономики России в целом.

Как было отмечено выше, что градообразующие предприятия являются зачастую единственным предприятием в городе, в результате чего сам город или муниципальное образование приобретает статус моногорода или монопрофильного города (что по сути одно и то же). По мнению экспертов, город можно называть монопрофильным, если присутствуют следующие признаки

·наличие в городе одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли, или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка, притом, что остальные предприятия города обслуживают только внутренние нужды города или проживающих в нем людей;

·наличие в городе цепочки технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих внутренние нужды города;

·значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;

·низкая диверсификация сфер занятости населения города (однородный профессиональный состав);

·значительная удаленность города от других, более крупных населенных пунктов (что снижает возможности мобильности жителей), при наличии в городе первых двух признаков или отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром (дороги автомобильные и железные, телефонная сеть и т.д.).

По данным Экспертного института на сегодняшний момент моногородами можно назвать 332 поселка городского типа и 467 городов. В них проживают порядка 25% всего городского населения страны (25 млн. чел.).

Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны. Причем последнее несет на себе не только экономическую, но и социальную нагрузку, в преобладающей мере обеспечивая условия жизнедеятельности в населенном пункте. При такой ситуации расходы на содержание социальной инфраструктуры включаются в себестоимость продукции, делая продукцию во многих случаях неконкурентоспособной. Большинство предприятий моногородов производят отрицательную сравнительную стоимость и нуждаются в скорейшей реструктуризации, поскольку их экономические проблемы повлекут за собой проблемы в городе и социальное напряжение.

Сложность задачи заключается в том, что из-за лежащей на нем социальной нагрузки к градообразующему предприятию не всегда применимы критерии, которые необходимо использовать для неградообразующих предприятий. Градообразующее предприятие нельзя рассматривать в отрыве от того населенного пункта, в котором оно расположено и без учета социально-экономического положения, дальнейших судеб и возможного поведения людей, в нем проживающих. Поэтому, говоря о проблеме реструктуризации такого предприятия, нужно параллельно анализировать возможность реструктуризации и моногорода в целом.

В результате данная задача из чисто экономической превращается в междисциплинарную, требующую решения также социальных, психологических, правовых и даже политических проблем. Это очевидным образом усложняет поиск приемлемых схем и моделей реструктуризации экономики моногородов. Необходимо понять, в чем причины задержки реструктуризации предприятий, наметить возможные пути усиления и улучшения эффективности общественного управления, обеспечения условий для финансирования коммунальных и социальных услуг на муниципальном уровне и возможные стратегии преобразования градообразующих предприятий, а также ускорения развития форм экономической активности и альтернативной занятости в монопрофильных городах.

Несмотря на свою остроту, до настоящего времени эта проблема не была исследована достаточно глубоко. Отсутствуют обоснованные рекомендации по сокращению экономического и социального ущерба и оценке рисков, как своеобразной "профилактики" кризисных ситуаций. Для изменения этой ситуации Экспертный институт, по заказу Правительства РФ, проводит комплексный анализ проблемы. В ходе проекта были проведены как национальное монографическое исследование, так и пилотные исследования непосредственно в моногородах.

В основном же градообразующие предприятия формировались по территориальному признаку с учетом природно-климатической зоны, наличием природных ископаемых.


2. Особенности банкротства и проблемы развития градообразующих организаций


1 Особенности банкротства градообразующих предприятий


Особенности градообразующих предприятий:

}обеспечивают занятость большей части трудоспособного населения;

}формируют существенную долю местного бюджета (до 70% и более).

Последствия несостоятельности градообразующих предприятий могут подразделяться

}по характеру:

?экономические (падение ВРП, замедление темпов роста, структурные изменения из-за высокой вероятности перепрофилирования производства, снижение налогового потенциала территории);

?социальные (безработица, падение уровня жизни);

Экологические;

}по масштабу проявления: непосредственно на предприятии; на локальной территории или районе; в конкретной отрасли; в регионе;

}по месту и времени проявления:

?при первых признаках неплатежеспособности (например, неплатежи в бюджет и внебюджетные фонды, задержки заработной платы и т.п.);

?в процессе реорганизации предприятия (во время досудебной санации и внешнего управления);

?в случае ликвидации предприятия (добровольной или принудительной);

по длительности проявления: кратковременные; продолжительные.


2.2 Проблемы развития градообразующих организаций


Проблема рыночной адаптации градообразующих предприятий и моногородов: расходы на содержание социальной инфраструктуры включаются в себестоимость продукции градообразующего предприятия, что зачастую делает его продукцию неконкурентоспособной. Поэтому большинство предприятий моногородов в процессе перехода к рынку производят отрицательную сравнительную стоимость и нуждаются в скорейшей реструктуризации, поскольку их экономические проблемы влекут за собой проблемы в городе и социальное напряжение.

Сложность задачи заключается в том, что из-за лежащей на нем социальной нагрузки к градообразующему предприятию не всегда применимы критерии, которые необходимо использовать для неградообразующих предприятий. Поэтому, говоря о проблеме реструктуризации градообразующего предприятия, нужно параллельно анализировать возможность реструктуризации и моногорода в целом, в результате данная задача из чисто экономической превращается в междисциплинарную, требующую решения также социальных, психологических, правовых и даже политических проблем.

Выведение в устойчивый режим работы и развития градообразующих предприятий (если это возможно в принципе при исходных предпосылках данного предприятия) требует их реструктуризации, которая должна включать: мероприятия, направленные на погашение долгов; создание управленческих предпосылок успешной реструктуризации предприятия; создание механизмов реструктуризации предприятия; подготовку графика первоочередных мероприятий по реструктуризации.

В связи с нынешним положением большинства градообразующих предприятий вопрос стоит скорее не столько в улучшении его состояния, сколько в сохранении тех его частей, которые могут существовать самостоятельно, превратившись в новые очаги деловой активности - малые предприятия, которые в современных российских условиях имеют более высокий потенциал развития.

Способом поддержки реструктуризации градообразующих предприятий в направлении создания на их базе сети новых мелких фирм могут стать совместные усилия федеральных и региональных органов управления, направленные на создание региональных или отраслевых бизнес-сетей как той благоприятной среды, в которой можно ускорить процесс реструктуризации градообразующих предприятий. Основой такой деятельности должны служить региональные программы промышленной политики. При всей индикативности и ресурсной необеспеченности такого рода документов они все же способны заметно помочь менеджерам в уточнении приоритетов коммерческой политики на будущее и обнаружении наиболее перспективных ниш рынка.

Международные опыт решения проблем моногородов основывается на фискальном или рыночном подходе, или иногда на их комбинации. Фискальное решение проблем моногородов представляет собой набор выплат выходных пособий, компенсаций по безработице, более раннего выхода на пенсию, и при необходимости некоторые субсидии по переезду в другое место. Но, как общее правило, международный опыт преимущественно указывает на рыночное решение: или корпоративный сектор своими силами или с помощью моногорода прежде всего меняет свою производственную специализацию, сохраняя рабочих и население города, или рабочие используют экономические возможности рынков рабочей силы и жилья и переезжают в другую местность, руководствуясь рыночными стимулами.

3. Особенности банкротства и проблемы развития градообразующих организаций на примере ОАО «АвтоВА?З»


1 Создание ОАО "АвтоВАЗ" и этапы развития


ОАО «АвтоВА?З» - российская <#"justify">3. Разработка предложений по финансовому оздоровлению ОАО «АВТОВАЗ»


Проанализировав государственную и корпоративную антикризисную стратегию по оздоровления ОАО «АВТОВАЗ» можно убедиться в том, что меря, принятые на государственном уровне сработали и предприятия было спасено от банкротства и полного разорения.

В результате проведенных мероприятий большая часть работников предприятия сохранила за собой рабочие места, а город сохранил соответствующие налоговые поступления в бюджет, т.е. основную доходную часть бюджета Тольяти.

Тем не менее ОАО «АВТОВАЗ» все же значительно отличается от большинства градообразующих предприятий и по количеству рабочих мест и по своему статусу, так как далеко не все предприятия получили статус предприятий стратегического значения. Это связано также с многолетними программами поддержки российского автопрома на государственном уровне.

По моему мнению все мероприятия по финансовому оздоровлению ОАО «АВТОВАЗ» были согласованы и реализованы в полном объеме:

·государственная поддержка;

·субсидирование рабочих мест;

·маркетинговая политика (производство новых моделей, автопробег с участием первого лица страны на автомобиле Lada Kalina)

·реструктуризация долгов;

·оптимизация расходов;

·продажа непрофильных и убыточных дочерних предприятий и активов.

В итоге предприятие продолжает свою деятельность, расширяет производственную линейку, наращивает продажи и осваивает новые рынки сбыта.

Тем не менее, по моему мнению были использованы не все варианты финансового оздоровления предприятия. К сожалению, не все предложенные мной меры по финансовому оздоровлению применимы в рамках и компетенциях городской администрации, но применительно к ОАО «АВТОВАЗ» синергитический эффект был бы значительно выше.

На государственном уровне:

Разработка и реализация программы по обеспечению государственных и муниципальных учреждений автомобилями, произведенными ОАО «АВТОВАЗ».

Данная программа должна была быть направлена не только на обеспечение обеспечению государственных и муниципальных учреждений автомобилями АВТОВАЗа, но контроль и штрафные санкции для организаций, приобретающих автомобили других марок.

Замена материальных выплат по грантам и другим государственным наградам автомобилями ОАО «АВТОВАЗ» (по аналогии с материнским капиталом).

Предоставление налоговых каникул сроком не менее 5 лет по налогу на прибыль.

Отмена экспортных пошлин.

Уменьшения НДС для автодилеров, реализующих автомобили ОАО «АВТОВАЗ».

Отмена дорожного налога для владельцев автомобилей ОАО «АВТОВАЗ».

Частичное субсидирование стоимости 1 литра бензина для автомобилей ОАО «АВТОВАЗ».

На муниципальном уровне:

Приватизация (администрацией города) не профильных активов ОАО «АВТОВАЗ» в зачет налоговых поступления.

Снижение тарифов на электроэнергию.

Выступить гарантом ОАО «АВТОВАЗ» для привлечения инвестиций (гарантию обеспечить землей)

Заключение


На основание проведенной работы можно сделать следующие выводы:

градообразующее предприятие - на котором занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города, либо имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населенном пункте, предприятие несет на себе и экономическую и социальную нагрузку, предприятие и город - неразрывны;

история возникновения градообразующих предприятий и развития моногородов связана с возможностью удовлетворения ими вызова общества; при этом после цикла развития градообразующего предприятия, город или переходит в инерционный цикл или после реформирования градообразующего предприятия начинает свой новый цикл развития с другими целями и задачами, а если их нет - умирает;

особенности градообразующих предприятий заключаются в том, что они обеспечивают занятость большей части трудоспособного населения; формируют существенную долю местного бюджета (до 70% и более); содержат на своем балансе значительную долю коммунальной и социально-бытовой инфраструктуры;

проведя анализ антикризисной программы по оздоровлении ОАО "АВТОВАЗ", можем признать, что программа была реализована, а меры, принятые в рамках данной программы, были эффективны;

были разработан и предложен перечень мероприятий, которые позволили бы увеличить синергитический эффект по финансовому оздоровлению ОАО "АВТОВАЗ"

Итак, все задачи, поставленные во введении решены, следовательно, цель курсовой работы достигнута.


Список литературы


1.Гражданский кодекс Российской Федерации.

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации.

.Налоговый кодекс Российской Федерации.

.Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

.Лекционный и презентационный материал.

.Итернет (Векипедия, официальный сайт ОАО "АВТОВАЗ")

.Информационная база "Консультант плюс"

.Курсовые работы по схоже тематике.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

3.3. БАНКРОТСТВО ГРАДООБРАЗУЮЩИХ

ОРГАНИЗАЦИЙ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ДОКТРИНА, СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Ершова Инна Владимировна, доктор юрид. наук, профессор. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Подразделение: кафедра предпринимательского и корпоративного права. E-mail: [email protected]

Аннотация: в статье представлен специальный режим несостоятельности (банкротства) градообразующих организаций. Проанализировано понятие градообразующей организации. Рассмотрены особенности признания таких организаций банкротами, касающиеся круга лиц, участвующих в деле о банкротстве, возможности предоставления поручительства по обязательствам должника, порядка введения и проведения процедур банкротства, продажи имущества градообразующей организации.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, градообразующая организация, поручительство, внешнее управление, финансовое оздоровление, имущество.

BANKRUPTCY OF TOWN-FORMING ORGANIZATIONS: LEGISLATION, DOCTRINE, JUDGE-MADE LAW Ershova Inna Vladimirovna, doctor of juridical sciences, professor. Position: heard of the Chair. Place of employment: of Kutafin Moscow State Law University. Division: Chair of Entrepreneurial and Corporate Law. E-mail: [email protected]

Annotation: In the article is presented the special order of insolvency (bankruptcy) of town-forming organizations. The notion of a town-forming organization has been analysed. Peculiarities of identifying of such organizations as bankrupts have been examined, considering persons, taking part in the case of bankruptcy, possibilities of getting guarantee about debtors" commitments, the order of enforcement of bankruptcy"s procedures, disposal of property of a town-forming organization.

Keywords: bankruptcy, insolvency, a town-forming organization, guarantee, external control, property, financial recovery.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) создает в рамках общего режима специальные режимы признания несостоятельными (банкротами) отдельных должников1. Необходимость такой правовой дифференциации предопределяется различными факторами, среди которых основными являются вид деятельности, социальная и экономическая значимость хозяйствующих субъектов.

Среди особых категорий должников - юридических лиц Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»2 (далее - Закон о банкротстве) выделяет градообразующие организации. Особенности процедур банкротства таких организаций установлены исходя из необходимости пре-

1 Подробнее о банкротстве отдельных категорий должников см.: Ершова И.В. Предпринимательское право. Учебное пособие. -М.: Юриспруденция, 2008. С. 93-100.

2 СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

дотвращения негативных социальных последствий, связанных с возможностью признания их несостоятельными и ликвидацией.

Специальные нормы, применяемые в отношении градообразующих организаций, Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»3 не содержал. Специфика правового статуса таких предприятий в отсутствие законодательных положений обуславливала появление подзаконных нормативных правовых актов, определявших особенности банкротства таких субъектов4.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»5 (далее - Закон о банкротстве 1998 г.), в структуре которого имелась глава об особенностях банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц, содержала соответствующий параграф, определявший специальный режим банкротства градообразующих организаций.

Отметим, что само понятие градообразующей организации последовательно претерпевало изменения.

Так, согласно Положению о порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими к градообразующим предприятиям-должникам относились:

а) предприятие-должник, на котором занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города (поселка);

б) предприятие-должник, имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% населения города (поселка).

Наличие последнего критерия, как представляется, определялось особенностями формирования инфраструктуры населенных пунктов в период социалистического хозяйственного строительства, когда крупные государственные предприятия являлись не только работодателями, но и балансодержателями инфраструктуры городов и сел. В совокупности ликвидация таких предприятий в процессе банкротства приводила к комплексу проблем, на предотвращение которых и было направлено специальное регулирование.

Закон о банкротстве 1998 г. признавал градообразующими организациями юридических лиц, численность работников которых с учетом членов их семей составляла не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Поскольку в Законе о банкротстве 1998 г. не содержалось определения круга лиц, относящихся к членам семьи работника, возникала необходимость обращения к иным нормативным правовым актам. Последние, в свою очередь, раскрывали понятие «члены семьи» применительно к иным общественным отношениям: жилищным7, семейным8.

3 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 1. Ст. 6.

4 Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 "О продаже государственных предприятий- должников" // СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 592; Постановление Правительства РФ от 29 августа 1994 г. № 1001 "О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими" // СЗ РФ. 1994. № 19. Ст. 2217.

5 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 1097.

1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1.

Специальные правила признания несостоятельными градообразующих предприятий, предусмотренные Законом о банкротстве 1998 г., применялись также к иным организациям, численность работников которых превышала пять тысяч человек.

В целом можно согласиться с мнением В.Н. Ткачева, согласно которому «с точки зрения законодательства о несостоятельности не имеют значение не родственные связи работника градообразующей организации, ни совместное проживание с ним других лиц. Значение имеют лишь трудовые отношения, существующие между данной организацией и работником и соответственно численность лишь работников данной организации»9.

В силу действующего Закона о банкротстве градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

Сохраняя преемственность, Закон о банкротстве также предусматривает, что положения о банкротстве градообразующих организаций применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Комментируя данную норму, В.Н. Ткачев указывает на нелогичность правовой регламентации, которая ученому видится в том, что «по сути, речь идет о распространении статуса градообразующих на юридические лица с количеством работников более 5000 человек, а просто не о применении к ним соответствующих норм10». С такой трактовкой сложно согласиться. Как представляется, Законом о банкротстве специальный правовой режим банкротства градообразующих организаций распространен и на крупные предприятия, что вовсе не означает отождествление их правового статуса.

Следует отметить, что согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. При этом ТК РФ не допускает заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном ст. 19.1 ТК РФ, были признаны трудовыми, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. Применительно к рассматриваемым общественным отношениям последствием такого признания является учет граждан, работавших на основе гражданско-правовых договоров, в числе работников градообразующей организации.

Среднесписочная численность работников градообразующих организаций определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Росста-та11.

Ткачев В.Н. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России: учебное пособие. - М.: ИД Городец, 2006. С. 211.

10Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. - М., 2007. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

11 См.: Приказ Росстата от 24 сентября 2014 г. № 580 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий". См. также Приказ Федеральной службы государственной статистики

Проблема исчисления численности работников градообразующей организации, имеющей филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, была устранена разъяснениями Высшего Арбитражного Суда РФ в период действия Закона о банкротстве 1998 г.12

В условиях изменившегося законодательства представляется правильной позиция, высказанная, в частности, В.В. Витрянским13, В.Н. Ткачевым, согласно которой при квалификации организации в качестве градообразующей необходимо учитывать всех ее работников, в том числе и занятых в филиалах, представительствах и иных обособленных подразделениях, независимо от места их проживания.

Вопрос об установлении процентного отношения работников организации к численности работающего населения определенного населенного пункта в практике возникал в связи с определением порядка применения ст. 275.1 НК РФ. Согласно разъяснениям Минфина России14, расчет процентного отношения работников организации к численности работающего населения определенного населенного пункта производится исходя из общего количества работников организации с учетом всех филиалов и иных обособленных подразделений и численности работающего населения того населенного пункта, в котором расположен объект обслуживающих производств и хозяйств. Что касается показателя "численность работающего населения", то, по мнению Департамента Минфина России, он соответствует показателю "численность занятого населения", представляющему собой составную часть экономически активного населения. По данным Росстата (письмо от 12.04.2013 N МД-08-2/1168-ДР) информация о численности занятого населения по всем населенным пунктам собирается при проведении Всероссийских переписей населения один раз в 10 лет.

Согласно ч. 3 ст. 170 Закона о банкротстве, при рассмотрении обоснованности требований кредиторов арбитражному суду должны быть предоставлены доказательства, подтверждающие, что организация соответствует признакам градообразующей.

Действующий закон о банкротстве не определяет субъекта, обязанного доказывать статус должника. По мнению М.В. Телюкиной15, это может быть любое заинтересованное лицо16. При этом, признавая достаточно разумной норму Закона о банкротстве 1998 г., возлагавшую обязанность предоставления таких дока-

нению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", № П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" // http://www.gks.ru.

12 См.: П. 32 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. № 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике" // Вестник ВАС РФ. 1999. № 10.

13 Постатейный комментарий Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. В.В. Витрянского. М., 2003. С. 701 - 702.

14 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 февраля 2014 г. N 03-03-06/1/6142.

15 Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Законодательство и экономика. 2003., N 3 - 12.

16 Аналогичной позиции придерживаются и другие специалисты.

См.: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 ок-

тября 2002 г. N 127-Ф3 «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный). М.: Деловой двор, 2014. Доступ из СПС Гарант.

зательств должником, ученая отмечает, что на практике это влекло за собой возникновение проблем, связанных с не предоставлением руководителем должника соответствующих документов в суд.

В.Н. Ткачев уточняет, что соответствующие доказательства могут быть предоставлена арбитражному суду не только должником, но и иными лицами, участвующими в деле и в процессе по делу о банкротстве: местными органами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, представителем учредителей (участников) должника либо собственника имущества должни-ка-унитарного предприятия, представителем работников должника17. При этом мы солидарны с мнением автора о том, что доказательства могут быть предоставлены на любой стадии дела о банкротстве, а не только при рассмотрении обоснованности требований кредиторов, как это указано в ч. 3 ст. 170 Закона о банкротстве.

В качестве доказательств, подтверждающих статус градообразующей организации, судом принимаются данные статистической и иной отчетности предприятия, статистические данные по населенному пункту, учредительные документы, подтверждающие местонахождения организации и наличие у нее структурных подразделений и др. Такие доказательства оцениваются арбитражным судом, принимающим решение о признании либо непризнании организации градообразующей. Приведем примеры из судебной практики.

Первый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 16 октября 2012 г. N 01АП-4014/11 указал: «Из материалов дела следует, согласно справке от 22.06.2012 количество работающих в Колхозе на 01.06.2012 составляет 19 человек, а справка Администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское от 21.06.2012 N 935 свидетельствует о том, что в населенном пункте с. Филипповское по состоянию на 20.06.2012 количество зарегистрированных жителей составляет 637 человек, из них трудоспособное население: женщин - 178 человек; мужчин - 190 человек. При этом, письмо от 01.06.2012 Межрайонного отдела по сбору и обработке статин-формации Владимирстата в Киржачском районе подтверждает, что по состоянию на 01.01.2012 численность работающих в муниципальном образовании сельское поселение Филипповское, по объектам, попавшим в статистическое наблюдение, составляет 75 человек, Колхоз не вошел в список хозяйствующих субъектов, подлежащих статистическому обследованию в 2011 году, поэтому в общую численность работающих в муниципальном образовании сельское поселение Филипповское число работников Колхоза не вошло. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что должник не соответствует признакам градообразующей организации, предусмотренным ст. 169 Закона о банкротстве, поэтому обоснованно ввел процедуру конкурсного производства на общих основаниях»18.

В другом случае «Апелляционным судом дана оценка приобщенному к материалам дела письму Даге-станстата от 27.06.2014 N АР-05-02/127 о среднесписочной численности работающего населения по г. Каспийску. Согласно указанного письма среднеспи-

17 Ткачев В.Н. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России: учебное пособие. - М.: ИД Городец, 2006. С. 215.

18 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2012 г. N 01АП-4014/11.

сочная численность работников по полному кругу организаций составляет на 2010 год - 11922 человек, на 2011 год - 12086 человек. Из сведений о среднесписочной численности работников общества следует, что среднесписочная численность работников общества на 01.01.2012 составляет 2409 человек. Таким образом, с учетом норм... Закона «О несостоятельности (банкротстве)» общество не является градообразую-

щим предприятием» .

Отметим, что нормой ч. 3 ст. 170 Закона о банкротстве не конкретизировано, на какую дату учитываются сведения о численности работников организации и, соответственно, о количестве трудоспособного населения, проживающего в населенном пункте, где расположена организация.

Позиция по данному вопросу представлена в судебной практике: «Представляется, что в целях объективного разрешения этого вопроса, численность работников организации должна определяться на дату не ранее возбуждения дела о банкротстве, поскольку до этого момента организация осуществляет нормальную хозяйственную деятельность, предоставляя жителям населенного пункта рабочие места. Из материалов обособленного спора и обжалованного судебного акта усматривается, что банк и учредитель должника представили в суд сведения о численности работников организации по состоянию на дату введения наблюдения и на дату введения конкурсного производства в отношении должника. Данное обстоятельство, во-первых, привело к тому, что информация, представленная указанными лицами от одних и тех же органов, является противоречивой, во-вторых, не отражает объективно те сведения, которые могут позволить сделать выводы в отношении того, является ли должник градообразующей организацией. Ввиду вышеизложенных обстоятельств выводы суда по данному вопросу нельзя признать объективными»20.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что специальный режим несостоятельности (банкротства) градообразующих организаций предусматривает особенности, которые касаются:

Круга лиц, участвующих в деле о банкротстве, их процессуальных прав и обязанностей;

Возможности предоставления поручительства по обязательствам должника;

Порядка введения и проведения процедур банкротства;

Продажи имущества градообразующей организации.

Так, Законом о банкротстве предусмотрено привлечение соответствующего органа местного самоуправления в качестве лица, участвующего в деле о банкротстве. Что же касается привлечения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, то это решение является прерогативой арбитражного суда. Указанные органы местного самоуправления и органы государственной власти наделены законом дополнительными процессуальными правами, реализуемыми в процессе проведения процедур банкротства.

19 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2014 г. N 16АП-1270/14. См. также Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июня 2015 г. N Ф04-18551/15 по делу N А27-6566/2014.

20 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2015 г. N 15АП-6651/15. Доступ из СПС Гарант.

Под поручительством Законом о банкротстве понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. В литературе справедливо предлагается отличать поручительство, предусмотренное Законом о банкротстве от гражданско-правового поручительства как способа обеспечения исполнения обязательств, предусмотренного ст. 361-367 ГК РФ21, и делается вывод о том, что рассматриваемое поручительство следовало бы именовать гарантией22.

Поручительство по обязательствам должника - градообразующей организации может быть дано РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов. Порядок и условия представления поручительства определены Законом о банкротстве (ст. 173) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 115, 15.2-117). Отметим, что к поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату предоставления поручительства. Законом о банкротстве предусмотрены: письменная форма поручительства; необходимость указания в заявлении о поручительстве суммы обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей, а также графика погашения задолженности.

Особенности процедуры внешнего управления, по нашему мнению, заключаются в:

Наличии специальных оснований введения процедуры. Внешнее управление градообразующей организации может быть введено по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника. При введении внешнего управления в указанном порядке поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.

Праве органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве градообразующей организации соответствующего федерального органа исполнительной власти, или орган исполнительной власти субъекта РФ, представивших поручительство, определять требования к кандидатуре внешнего управляющего и направлять их в СРО арбитражных управляющих;

Возможности продления внешнего управления арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника;

21 См.: Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2012. С. 339.

22 См.: Ткачев В.Н. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России: учебное пособие. -М.: ИД Городец, 2006. С. 219; Бушев А.Ю., Городов О.А., Ковалевская Н.С. [и др.] Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / под ред. В.Ф. По-пондопуло. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. Доступ из СПС Гарант.

Праве РФ, субъекта РФ или муниципального образования в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным Законом о банкротстве способом;

Наличии особенностей продажи предприятия градообразующей организации.

Наличии основания для досрочного прекращения внешнего управления при нарушении поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих 1/3 частью всех требований к должнику. В этом случае должник признается банкротом и открывается конкурсное производство.

К особенностям процедуры финансового оздоровления, как представляется, следует относить:

Возможность продления финансового оздоровления арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника;

Право РФ, субъекта РФ или муниципального образования в любое время до окончания финансового оздоровления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным Законом о банкротстве способом;

Обязанность должника и поручителя (если при финансовом оздоровлении предоставлено поручительство), приступить к расчетам с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренным поручительством. В случае если должник не исполнит требования кредиторов и уполномоченных органов в порядке и в сроки, которые предусмотрены графиком погашения задолженности, кредиторы и уполномоченные органы вправе предъявить к поручителю требования о взыскании невыплаченных сумм в общем порядке, предусмотренном АПК РФ;

Наличие основания для досрочного прекращения финансового оздоровления при нарушении поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих 1/3 частью всех требований к должнику. В этом случае должник признается банкротом и открывается конкурсное производство.

Кроме того, Законом о банкротстве определены особенности продажи предприятия градообразующей организации как в ходе внешнего управления или конкурсного производства. Под предприятием в данном случае понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 110 Закона о банкротстве, ст. 132 ГК РФ).

При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ предприятие градообразующей организации может быть продано на торгах в форме конкурса.

При этом существенным условием договора купли-продажи может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступле-

ния договора в силу. Иные условия могут быть установлены по предложению указанных органов и исключительно с согласия собрания кредиторов в порядке, предусмотренном ст. 15 Закона о банкротстве.

Так, в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2012 г. N 14АП-2469/12 указано следующее: «Как следует из материалов дела, Администрация в порядке ст. 175 Закона о банкротстве ходатайствовала включить в договор купли-продажи Комбината в качестве обязательных следующие условия: сохранение не менее 50 % рабочих мест на дату продажи предприятия в течение трех лет после вступления договора в силу; продажа предприятия Комбината в целом как имущественного комплекса; сохранение целевого назначения предприятия Комбината как имущественного комплекса; погашение кредиторской задолженности, с первоочередным погашением задолженности по заработной плате и выходного пособия работникам предприятия».

В другом случае Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 17 июля 2012 г. N Ф01-2564/12 по делу N А17-630/2008 указал следующее: «Письмом от 16.05.2011 администрация Колобовского городского поселения ходатайствовала включить в договор купли-продажи предприятия должника условия: сохранение не менее 50 процентов рабочих мест на дату продажи предприятия в течение трех лет после вступления договора в силу; сохранение 90 процентов рабочих мест на дату продажи предприятия и в течение одного года с момента вступления договора в силу. Поскольку администрацией Колобовского городского поселения заявлены вышеуказанные требования, то суд первой инстанции обосновано согласился с доводами конкурсного управляющего о том, что продажа имущества Общества должна быть осуществлена на первых торгах единым имущественным комплексом путем проведения конкурса».

В случае неисполнения покупателем условий, договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа, по ходатайству которых проводился конкурс. Последствиями расторжения договора являются: возмещение покупателю за счет соответствующего бюджета средств, затраченных на покупку предприятия и инвестиций, осуществленных в период действия договора; передача предприятия муниципальному образованию.

В случае если не было подано ходатайство о продаже предприятия на условиях конкурса или на указанных условиях предприятие не было продано, оно подлежит продаже на торгах в форме аукциона (ст. 110, 111, 139 Закона о банкротстве).

Особенностью продажи имущества градообразующей организации, признанной банкротом, является обязанность конкурсного управляющего выставить на продажу на первых торгах в форме конкурса предприятие должника как имущественный комплекс.

Как указал Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 31 октября 2014 г. N 17АП-14351/14, «из содержания положений Закона о банкротстве следует, что существенной особенностью продажи имущества должника - градообразующей организации в период конкурсного производства является обязанность конкурсного управляющего организовать публичные торги (конкурс) для продажи всего имущественного комплекса (предприятия) градообразующей организации. Таким образом, Законом предусмотрено, что на торги должно быть выставлено все

имущество должника - градообразующей организации в составе единого лота».

В том случае, если предприятие не будет продано в указанном порядке, продажа имущества градообразующей организации может быть осуществлена по частям в соответствии с правилами ст. 111 Закона о банкротстве.

Из постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 мая 2013 г. N Ф01-8380/13 по делу N А39-939/2007: «Существенной особенностью продажи имущества должника - градообразующей организации в период конкурсного производства является обязанность конкурсного управляющего организовать публичные торги (конкурс) для продажи всего имущественного комплекса (предприятия) градообразующей организации. Только в том случае, если попытка продажи предприятия градообразующей организации окажется неудачной, конкурсный управляющий может приступить к продаже имущества должника по частям. При этом продажа имущества градообразующей организации должна осуществляться в порядке, предусмотренном для продажи части имущества должника в процедуре внешнего управления по правилам ст. 111 Закона о банкротстве (п. 2 ст. 176 Закона о банкротстве)».

В заключении отметим, что в настоящее время законодательством определен достаточно стройный специальный правовой режим несостоятельности (банкротства) градообразующих организаций. Выявляемые пробелы и противоречия восполняют доктрина и судебная практика.

Список литературы

1. Ершова И.В. Предпринимательское право. Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2008.

2. Ткачев В.Н. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России: учебное пособие. - М., 2006.

3. Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. - М., 2007.

4. Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие. - М., 2012.

List of reference

1. Ershova I.V. Business law. School-book. - M.: Jurisprudence, 2008.

2. Tkatchoev V.N. Bankruptcy law: legal régulation of insolvency (bankruptcy) in Russia: school - book. - M., 2006.

3. Tkatchoev V.N. Insolvency (bankruptcy) of special categories of subjects of bankruptcy law: theoretical and practical problems of legal regulations. - M., 2007.

4. Popondopulo V.F. Bankruptcy. Legal regulations: theoretical and practical school-book. - M., 2012.

Рецензия

на статью И.В. Ершовой «Банкротство градообразующих организаций: законодательство, доктрина, судебная практика».

Статья д.ю.н., профессора И.В. Ершовой посвящена актуальной проблеме признания несостоятельными (банкротами) градообразующих организаций. Актуальность проблематики заключается в том, что современной России «по наследству» от социалистической экономики досталось большое число крупных предприятий, вокруг которых исторически формировались населенные пункты. Очевидно, что банкротство таких

хозяйствующих субъектов влечет за собой тяжелые социальные последствия.

Важно, что в статье представлены как теоретические положения по ряду позиций, в первую очередь спорных, так и примеры из судебной практики.

Совокупность анализа законодательства, доктрины, правовых позиций судов позволяет рекомендовать статью широкой читательской аудитории: студентам, аспирантам, преподавателям, судьям, практикующим юристам.

Советник ЗАО «Группа компаний Ренова» доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РСФСР Ю.С. Цимерман.

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (иные организации, численность работников которых превышает 5000 человек ).

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве , признается соответствующий орган местного самоуправления (ст. 170 ФЗ).

В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены

  • федеральные органы и
  • органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление, а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ . Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами (поэтому на практике введение внешнего управления с поручительством маловероятно).

Поручительство по обязательствам должника может быть дано:

  • Российской Федерацией,
  • субъектом РФ,
  • муниципальным образованием

в лице их уполномоченных органов.

Под поручительством в данном случае понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве должны быть указаны:

  1. сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  2. график погашения задолженности.

Органы власти, представившие поручительство по обязательствам должника, определяют требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляют их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника .

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих 1/3 всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным настоящим Федеральным законом способом.

Расчеты с кредиторами производятся в порядке очередности, установленной статьями 134 - 138 Федерального закона.

В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.

При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием



 

Возможно, будет полезно почитать: