Ведомственным нормативным актом является. Ведомственный нормативный правовой акт

Ведомственный нормативный правовой акт

(англ. departmental act) - в РФ традиционное понятие теории права, означающее федерального органа исполнительной власти, изданный на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федерального органа исполнительной власти в пределах его компетенции. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены приказом Министра юстиции РФ от 14.07.1999 г. № 217.

В.н.п.а. издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание таких правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Акты, изданные в ином виде, напр., указания и др., не должны иметь нормативного характера.

Структурные подразделения и органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать В.н.п.а.

В.н.п.а. может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Проект В.н.п.а. подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством РФ, а также если в готовящемся акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся др. министерств и ведомств. Согласование В.н.п.а. оформляется визами. Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства) или его заместителя и личную визирующего, расшифровку подписи и дату.

Структура В.н.п.а. должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия В.н.п.а., то в проекте дается вступительная часть -преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему В.н.п.а. могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

В.н.п.а. подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Подписанный (утвержденный) В.н.п.а. должен иметь следующие реквизиты: наименование органа (органов), издавшего ; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер; наименование должности и лица, подписавшего акт. В.н.п.а., изданный совместно с др. федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату. См. также ведомственных нормативных актов.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Ведомственный нормативный правовой акт" в других словарях:

    Ведомственный нормативный правовой акт - (англ. departmental act) в РФ традиционное понятие теории права, означающее нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, изданный на основе и во исполнение … Энциклопедия права

    Нормативный правовой акт - (англ normative act) вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий… … Энциклопедия права

    Письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н.п.а. издаются в форме конституций, уставов,… … Большой юридический словарь

    Подзаконный правовой акт - (англ. by law) правовой акт, изданный гос ным органом исполнительной власти в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. П.п.а. производны от законов, призваны обеспечивать их … Энциклопедия права

    - (англ. by law) правовой акт, изданный гос ным органом исполнительной власти в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. П.п.а. производны от законов, призваны обеспечивать их реализацию, но могут также… … Большой юридический словарь

    - (от лат. ministro служу, управляю) родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Впервые были образованы в Западной Европе в XVI XVII вв. В России учреждены в 18Q2 г. В 1917… … Большой юридический словарь - см. Ведомственный нормативный правовой акт … Энциклопедия права

    норма права - ▲ правило официальный, поведение человека норма права форма выражения права. нормативный акт. закон установленное государством и обязательное для всех правило; официальная норма поведения (# регулирует). законодательство. законоположение.… … Идеографический словарь русского языка

В рамках реализации норм федеральных законов и постановлений (распоряжений) Правительства РФ, федеральные органы исполнительной власти(ФОИВ) могут принимать нормативные правовые акты, определяющие порядок действий по определённым вопросам государственного регулирования и распространяющиеся на неопределённый круг лиц. Возможные виды нормативных актов: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения . При этом ключевой особенностью является процедура государственной регистрации вМинюсте России, только после прохождения которой нормативный правовой акт считаетсяимеющим силу. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющиегосударственную тайну, или сведения конфиденциального характера .

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе самостоятельно издавать нормативные правовые акты.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти имеют право принимать ведомственные акты ненормативного характера. Их регистрация в Минюсте России не требуется, но подобные акты воздействуют на ограниченный круг лиц, прямо определённый в документе.

Акты федеральных органов исполнительной власти могут быть приостановлены или отменены Правительством РФ.

Особенности принятия ведомственных актов

Правительством РФ определён порядок разработки и принятия ведомственных актов, а также их приостановления и отмены. В ряде случаев, проект нормативного правового акта ФОИВ должен быть перед государственной регистрацией согласован с другими ведомствами , и/или пройтиоценку регулирующего воздействия.

Конституции и уставы субъектов рф

Согласно статьи 66 Конституции РФ, существует два вида высших правовых документовсубъектов РФ: конституция республики и устав. Статус республик определяют Конституция РФ и конституции республик, а статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего региона.

Кроме того, автономным областям и округам предоставлено право инициировать принятие соответствующего федерального закона об их статусе. Также отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти округа и субъекта РФ в состав которого они входят.

Конституции республик и уставы иных видов субъектов РФ принимаются законодательными органами регионов, а порядок их изменения осуществляется в порядке установленными конституциями и уставами.

Законы субъектов рф

Законы субъектов РФ могут издаваться по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в соответствии с федеральными законами, и по вопросам, отнесённым к исключительной компетенции регионов. При этом законы субъектов не могут противоречить федеральным законам, если принимаются по вопросам относящимся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ; и не могут противоречить Конституции РФ, если принимаются по вопросам, отнесённым к ведению исключительно субъектов РФ.

Законы субъектов РФ имеют юридическую силу исключительно в пределах принявшего их региона.

Правом принятия законодательных актов субъектов РФ обладают региональные парламенты, действующие в соответствии с Конституцией РФ и конституциями и уставами регионов.

Важную часть нормативной базы подготовки и оформления документации составляют нормативно-правовые акты межведомственного и ведомственного характера, издаваемые министерствами, государственными комитетами, федеральными комиссиями и другими федеральными органами исполнительной власти: Росархивом; Минфином; Минюстом России и др.

Наиболее полным общеотраслевым документом, регламентирующим работу с документами, является "Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ)". Данный документ одобрен коллегией Главархива СССР 27.04.88 и утвержден приказом Главархива СССР от 25.05.88 № 33

В настоящее время в соответствии с федеральной целевой программой ведется разработка новой редакции ГСДОУ - системы положений, определяющих основные правила работы с документами в организациях. Система ориентирована и на коммерческие структуры. Она будет состоять из двух частей: нормативной и методической. В нормативной части определяются основные задачи и функции, правовое регулирование деятельности службы документационного обеспечения в организации, ее примерная структура, порядок подготовки и оформления документов; все этапы работы с ними: доставка, прохождение, обработка, учет, регистрация, контроль исполнения, информационно-справочная работа, оперативное хранение документов, поиск документов и информации; защита информационно-поисковых систем; подготовка документов в архив; порядок проведения экспертизы ценности документов; организация хранения документов.

Главное отличие новой системы заключается в том, что она будет представлять собой единый комплекс автоматизированного документирования на базе современных текстовых редакторов, автоматизированного документооборота (включая электронную почту), баз данных и автоматизированного хранения и использования документов (в том числе автоматизированные номенклатуры дел, описи дел и т.д.).

Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти утверждена приказом Росархива от 27 ноября 2000 г. № 68 и зарегистрирована в Минюсте Российской Федерации 26 декабря 2000 г. регистрационный № 2508.

Инструкция устанавливает порядок подготовки и оформления:

" проектов законодательных актов Российской Федерации;
" проектов актов президента Российской Федерации;
" проектов актов Правительства Российской Федерации;
" проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Российской федерации,

а также особенности подготовки отдельных видов документов: приказов, распоряжений, положений, правил, инструкций, протоколов. В ней расписана процедура организации документооборота и исполнения документов, построение поисковых систем для справочной работы, организация контроля исполнения документов, порядок составления и работы с номенклатурой дел, формирование дел, составление описей дел, оперативное хранение дел и передача их на архивное хранение. В приложении даны образцы бланков отдельных видов документов (постановление, приказ, распоряжение, бланк письма, протокол), формы номенклатуры дел, описей, акты о выделении документов к уничтожению.


Данная инструкция отражает практически все вопросы организации делопроизводства. Она предназначена в первую очередь для министерств и ведомств, но ею могут пользоваться и службы документационного обеспечения управления организаций и учреждений любой формы собственности. Положения, закрепленные, в инструкции могут быть использованы при разработке инструкции по делопроизводству конкретной организации.

Основные правила работы ведомственных архивов, одобренные коллегией Главархива СССР 28.08.85 и утвержденные приказом Главархива СССР от 05.09.85 № 263, в большей своей части предназначаются архивным работникам. Данный нормативный документ состоит из 14 разделов. В разделах 2-4 детально освещены следующие вопросы

" виды номенклатур дел, основные требования к их составлению, порядок составления и утверждения номенклатуры дел организации;
" порядок формирования дел в делопроизводстве;
" нормативно-методическая основа проведения экспертизы ценности документов;
" организация и порядок проведения экспертизы ценности документов в организации;
" оформление дел (подшивка, нумерация листов дела, составление описи документов дела, оформление обложки и т.д.) к передаче на архивное хранение;
" составление и оформление описей дел в делопроизводстве организации при передаче их на хранение в ведомственный архив. В разделах с 5-14 подробно раскрывается работа с документами в архиве.
Несколько иным справочником, но также имеющим нормативный характер, является "Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организация, с указанием сроков хранения", утвержденный руководителем Федеральной архивной службы России 6 октября 2000 года.

Данный документ предназначен для использования в качестве основного нормативного документа при определении сроков хранения, отборе на хранение и уничтожение управленческих типовых документов в деятельности организации (учреждения) и распространяется на все организации, независимо от того, поступают их документы на хранение в государственные, муниципальные архивы или же не поступают.

Перечень построен по функциональному принципу и включает 12 разделов, которые отражают основные направления деятельности организаций.

Правильное, документационное обеспечение работы в учреждении основывается на соответствующей нормативно-методической базе - комплексе правовых документов организационного, инструктивного, методического характера. Нормативные и методические документы по делопроизводству в каждом учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и нормативных актов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какими нормативно-методическими документами регламентируется современное делопроизводство?
2. Каким документом регламентируется делопроизводство в федеральных органах исполнительной власти?
3. Какой ГОСТ устанавливает единые требования к организационно-распорядительным документам?
4. В каком документе закреплены требования к составлению номенклатуры дел и формированию дел?

Ведомственные нормативные акты

3. Формы ведомственных нормативных правовых актов

Современная система форм ведомственных актов является закрытой и включает: 1) постановления; 2) правила; 3) инструкции; 4) положения; 5) приказ; 6) распоряжения.

1) Постановление представляет собой широко распространенную разновидность правовых актов. Этот многозначный термин используется для обозначения актов Правительства РФ, прокурора, суда, палат Федерального Собрания, министерств и ведомств федерального уровня и субъектов РФ, муниципальных органов. Постановления как форма международного документа используется в практике правотворчества Союзного государства России и Белоруссии Постановление Коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 31 марта 2003 года Приложение к Письму ГТК РФ от 08.07.2003 № 01-06/27129/ Документ опубликован не был. - К+. . Для Правительства РФ постановление - это «акт управления общенормативного содержания, издаваемый в пределах его компетенции» Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. .

Несмотря на многозначность, имеются некоторые общие требования к постановлениям. Филологические и юридические определения слова «постановление» сходятся на том, что это официальный документ коллективного органа власти Русский толковый словарь. М., 1998. , принимаемый в коллегиальном порядке Керимов Д.А. Источники советского социалистического права. Дисс… канд. юрид. наук. Л., 1950. С. 303. , «коллективно выработанное и сформулированное общее мнение о необходимости каких-нибудь действий». Таким образом, основные свойства постановления с точки зрения порядка принятия состоят в коллегиальной процедуре. С точки зрения содержания постановлениями регулируются управленческие вопросы. Постановления принимаются в порядке обсуждения, согласования, одобрения.

Несмотря на то, что органы исполнительной власти используют данную форму, ее теоретическая, концептуальная разработка в контексте ведомственного правотворчества отсутствует. С точки зрения законодательной техники и теории нормативных правовых актов, использование формы постановлений министерствами и ведомствами не в полной мере соответствует природе данного акта. Постановление отражает коллективную позицию, тогда как министерства и ведомства являются органами единоличного руководства.

С учетом сказанного, издание ведомственных актов в форме постановлений нецелесообразно по двум причинам: 1) единоличный порядок управления органами; 2) использование акта с одним наименованием на двух уровнях - правительство и ведомства - вредит иерархичности и системности как актов, так и органов.

2) Правила представляют собой подзаконные правовые акты, «устанавливающее порядок чего-нибудь» Русский толковый словарь. Они отражают последовательность и содержание каких-либо действий Словарь русского языка / Под редакцией Н.Ю. Шведовой. М., 1986. . Наиболее точным синонимом слова «правило» является «порядок», т.е. при помощи правил (наименование акта, форма) закрепляется порядок (содержание документа).

Близок к правилам акт под названием инструкция, но имеются различия. Правила описывают поведение субъектов права, их взаимодействие. Инструкция же описывает поведение субъектов по поводу предметов материального мира: например, инструкция по заполнению, по сбору и т.п.

Таким образом, правила - это нормативный правовой акт, детально регулирующий порядок осуществления какой-либо операции, специальной деятельности.

3) Инструкция - «(лат. instuctio - наставление, устройство) один из видов административно-правовых актов подзаконного характера, издаваемых с целью разъяснить и определить порядок применения законодательного акта органами исполнительной власти. Особенность инструкций состоит в том, что органы исполнительной власти, как правило, не видят в ней самодостаточного документа, что ведет к образованию разных сочетаний инструкций с другими актами. Например, имеют место инструкции, утвержденные приказами. Эта практика за долгие годы советского и российского правотворческого опыта стала практически нормой.

Нормативная природа инструкции и ее самостоятельное значение следует из текста Постановления Правительства № 1009.

Следует отметить, что еще в 1950 году Д.А.Керимов подчеркивал, что «инструкции носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, уточняя подробности исполнения актов вышестоящих органов» Керимов Д.А. Указ. соч. С. 304. .

Таким образом, инструкция - это разновидность самостоятельного нормативного акта, издаваемого в порядке уточнения (разъяснения) реализации положений вышестоящего нормативного акта. Предметом регулирования данного акта выступают отношения, одной из которых является субъект права, т.е. она устанавливает последовательность совершения лицом определенных действий, поступков.

4) Положение представляет собой акт, регламентирующий правовой статус органов, учреждений, организаций, системы однородных органов Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 1289; .

Нормотворческие органы в выборе формы кодифицированного акта должны руководствоваться выработанными наукой критериями разделения таких видов как положение, правила и инструкция. Из них только положение представляет собой разновидность кодифицированного акта, а другие могут использоваться для решения технических, процедурных вопросов, не требующих объемного регулирования.

5) Приказ представляет собой «официальное распоряжение руководителя, начальника подчиненным» Российская юридическая энциклопедия. С. 513. или «официальное распоряжение того, кто облечен властью» Словарь русского языка. С. 512. . В энциклопедических определениях данного термина подчеркивается, что он служит отражением власти одного лица над другими, находящимися от него в зависимости. Приказ - это «правовой документ, принимаемый правомочным на то должностным лицом (фед. министром, начальником УВД, директором завода и т.п.) в порядке осуществления единоначалия» Российская юридическая энциклопедия. С. 811. . Единство приведенных определений состоит во внутриорганизационном предназначении приказов.

Представляется, что отнесение приказов, как впрочем и распоряжений, к разновидности нормативных правовых актов является ошибочным. Как следует из литературы, в том числе словарей разного характера, приказ - документ локального характера. Приказ должен использоваться для осуществления власти должностного по отношению к лицам, зависимым от него в силу трудовых, служебных отношений. Он имеет дисциплинарный характер, что предопределяется наличием властно-подчиненных отношений. С гражданами органы власти в такого рода отношениях не состоят, что, впрочем, не лишает их возможности при помощи других актов издавать нормативные предписания для сторонних, т.е. независимых субъектов. Тем не менее, приказная практика выходит за узковедомственные границы, чему имеется огромное количество доказательств.

Отмечу, что некоторые ученые оправдывают возможность наличия нормативных приказов, которые по их мнению, отличаются «неконкретностью адресатов, возможностью неоднократного применения правового предписания». Высказывается мнение, что приказы могут носить и надведомственный характер, т.е. регулировать отношения федерального органа власти и граждан. Отмечается, что федеральные органы исполнительной власти принимают, как правило, смешанные акты, содержащие разнородные по юридической природе предписания - как нормативные, так и индивидуальные, в связи с нецелесообразностью применения нескольких актов, регулирующих один и тот же вопрос. Ограничиться констатацией фактов такого рода симбиоза не представляется возможным. Правилами законодательной техники установлен запрет на включение в нормативные правовые акты разовых (индивидуальных) норм.

Таким образом, форма приказа предполагает, что он адресован тем, кто непосредственно подчинен издавшему лицу, входит в соответствующую систему органа. Использование формы приказа в качестве нормативного правового акта, адресованного гражданам, организациям и учреждениям, недопустимо.

С другой стороны, запрет при помощи приказа регулировать отношения с участием независимых от органа субъектов права предполагает, что приказы как внутренние документы не должны регистрироваться в Минюсте России. Регистрация приказов является доказательством: 1) отнесения данного документа к разновидности нормативных правовых актов и 2) регулирования приказами отношений с участием граждан.

Таким образом, приказ - это акт, при помощи которого руководитель органа организует реализацию возложенных на него обязанностей. Приказы являются актами исключительно правоприменительными.

6) Распоряжение - это акт, который издается разнообразными органами, в числе которых Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти. Вне зависимости от издавшего органа, эти акты представляются как ненормативные Правовые акты. С. 158. . Распоряжения «обычно содержат конкретные предписания, т.е. являются актами индивидуальными» Теория государства и права / Под ред. А.С.Пиголкина. М., 2007. С. 248. . В целях единообразного сложившегося понимания природы и предназначения распоряжений в системе актов органов государственной власти не следует издавать в данной форме нормативные предписания. Таким образом, распоряжения органов исполнительной власти - это индивидуальный правоприменительный акт, предназначенный для решения оперативных вопросов руководства.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: Необходимо усиление роли классификации по основанию: сфера применения, адресаты. Использование данного основания позволит отделить акты локальные (предназначенные служащим органа) от нормативных (не имеющих ограничений в адресате предписания).

Сложившееся научное мнение стоит на признании распоряжений актами ненормативными и, следовательно, правоприменительными, индивидуальными. Соответственно, из списка нормативных правовых актов в пункте 2 Постановления № 1009 их следует исключить. Приказ также является актом локальным, внутриорганизационным. Он должен быть ограничен с одной стороны субъектами - лицами, подчиненными должностному лицу, с другой, содержанием - быть правоприменительным. С учетом сказанного, к локальным относятся приказы и распоряжения, а к нормативным - правила, порядки, инструкции, положение.

Порядок принятия актов внутри органа государственной власти способствует делению актов на коллегиальные и индивидуальные (единоличные). К коллегиальным однозначно относятся постановления. Использование данного наименования исключительно для актов высшего органа исполнительной власти будет содействовать иерархичности актов, будет выгодно выделять правительственные акты из общей системы подзаконных актов.

Ведомственное нормотворчество

На данный момент система форм ведомственных нормативов является закрытой и включает в себя: - постановления; - правила; - инструкции; - положения; - приказ; - распоряжения...

Ведомственные нормативные акты

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации...

Ведомственные нормативные акты

Ведомственные нормативные акты

В ряде положений о федеральных органах исполнительной власти содержится запись, согласно которой на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, ФКЗ, ФЗ...

Конституция как основной нормативно-правовой акт

· нормативный характер · это правовой акт · является результатом правотворчества · общеобязательность · оформление в виде официального документа · определённый порядок группировки правовых норм · носит государственно-властный...

Нормативно-правовой акт в системе источников права

Нормативный правовой акт - это именно акт нормативного характера. По своему непосредственному содержанию он является носителем, местом пребывания, фактическим источником юридических норм. Короткие определения обречены быть неполными...

Производство по делам, возникающим в сфере публично-правовых отношений

В ст. 251 ГПК РФ предусматривается оспаривание любых нормативных правовых актов. Нормативными правовыми актами называются акты, принятые компетентными органами, устанавливающие правила поведения неопределенного круга лиц. Акты...

Процедурность, принципы, функции права. Виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение...

Система правовых средств прокурорского надзора: теоретико-правовые основы

На основании ч.2 ст.1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актовФедеральный закон от 17. 07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21. 10...

Формы (источники) права

ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ - подзаконный акт министерства, государственного комитета, ведомства, адресованный организациям, учреждениям и предприятиям данного министерства (ведомства), изданный в пределах компетенции соответствующего органа на основе и во исполнение законов и постановлений правительства. Это властные волеизъявления государственных органов и других субъектов государственного управления, устанавливающие, изменяющие, отменяющие правовые нормы и изменяющие сферы их действия. К таким актам относятся подзаконные акты министерств и иных ведомств, адресованные организациям, учреждениям и предприятиям данного министерства (и ведомства), а в некоторых случаях и иным организациям и гражданам, изданные в пределах компетенции соответствующего органа на основе и во исполнение законов и постановлений правительства. Несмотря на усиливающееся влияние роли закона в системе законодательства, массив ведомственных нормативных актов остается достаточно значительным.

Ведомственные акты действуют в форме устных велений или документов, содержащих соответствующие веления (предписания). Такие акты издают ведомства в установленном порядке на основе и во исполнение законов в процессе осуществления функций государственного управления.

ВЕДОМСТВЕННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ (англ. departmental act) - в РФ традиционное понятие теории права, означающее нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, изданный на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федерального органа исполнительной власти в пределах его компетенции. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены приказом Министра юстиции РФ от 14.07.1999 г. № 217.

В.н.п.а. издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание таких правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Акты, изданные в ином виде, напр., указания и др., не должны иметь нормативного характера.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать В.н.п.а.

В.н.п.а. может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Проект В.н.п.а. подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством РФ, а также если в готовящемся акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся др. министерств и ведомств. Согласование В.н.п.а. оформляется визами. Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.

Структура В.н.п.а. должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия В.н.п.а., то в проекте дается вступительная часть -преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему В.н.п.а. могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.



 

Возможно, будет полезно почитать: