Построенная с учетом территориального устройства государства совокупность. Основные формы государственно-территориального устройства

1. Понятие формы государственного устройства.

Форма государственного устройства - это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями.

2. Виды форм государственного устройства.

Классификация форм государственного устройства:

Унитарная форма государственного устройства.

Федеративная форма государственного устройства.

Конфедерация.

3. Федеративная форма государственного устройства.

Федеративная форма государственного устройства, характеризуется наличием сложного по своему устройству государства, с низким уровнем централизации, при наличии признаков определенного суверенитета у составных частей данного государства.

4. Признаки федеративной формы государственного устройства.

Можно выделить следующие характерные признаки федеративной формы государственного устройства:

Территория федерации состоит из территорий её субъектов.

В федеративном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. -

Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается конституцией.

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций присутствует единое гражданство и гражданство федеральных единиц.

Внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют государственные органы федеральной власти. Они официально представляют федерацию в отношениях между государствами.

Наличие двухпалатного парламента.

5. Разновидности федеративной формы государственного устройства (Виды федераций).

Выделяются следующие виды федераций:

Симметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены равным конституционно-правовым статусом.

Ассиметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены различным конституционно-правовым статус.

Также можно отметить, что федерации могут строиться на территориальных, национальных или на территориально-национальных началах и принципах.

6. Унитарная форма государственного устройства.

Унитарная форма государственного устройства, характеризуется наличием единого государства, без признаков суверенитета у его составных частей.

7. Признаки унитарной формы государственного устройства (Признаки унитарного государства).

Можно выделить следующие признаки государства с унитарной формой государственного устройства:

Наличие единого для всего государства учредительного нормативного правового акта, нормы которого имею верховенство на всей территории страны.

Наличие единых для всего государства высших органов власти.

Наличие единой системы законодательства в государстве.

Наличие единого гражданства в государстве.

Наличие единой денежной единицы в государстве.

Составные части унитарного государства не обладают признаками наличия суверенитета.

8. Разновидности государств с унитарной формой государственного устройства (виды унитарных государств).

Различают унитарные государства централизованные и децентрализованные. С одной автономией, с многими автономиями, а также, с разноуровневыми автономиями.

9. Конфедерация.

Конфедерация - это союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических или военных целей.

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями Безруков А.В. Конституционная модель разделения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Рос. юрид. журн. 2001. № 3..

Государственная территория - часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которого оно осуществляет свое территориальное верховенство.

Территория - неотъемлемый признак государственности, пространственный предел государственной власти. Конституция устанавливает, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию в рамках Государственной границы.

Государство распоряжается своей территорией. Территориальное верховенство - это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории.

Однако использование государством своей территории не является юридически неограниченным. Государство обязано распоряжаться территорией только в интересах проживающего на ней населения.

Территория Российской Федерации включает в себя территории ее 89 субъектов. Каждый субъект Федерации обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. В основополагающих актах субъектов Федерации констатируется, что их территория не может быть изменена без согласия субъекта.

Следует различать сухопутную, водную и воздушную территорию государства.

Сухопутной территорией Российского государства является вся суша, находящаяся в пределах его границ.

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства -- конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Форма государственного устройства показывает:

  • - из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • - каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
  • - как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;
  • - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства государство может быть унитарным (простым) и федеративным (сложным).

Унитарная форма государственного устройства является преобладающей (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран). Основные признаки:

  • - единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений;
  • - единая система высших органов государственной власти;
  • - единое гражданство;
  • - единая система права;
  • - единая судебная система;
  • - территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Присущая унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени. Различия в степени и формах контроля со стороны центральной администрации над местными органами самоуправления дают определенные основания для деления унитарных государств на централизованные (Франция, Турция, Япония) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия). В настоящее время существует несколько унитарных государств, которые характеризуются наличием административной автономии для некоторых структурных подразделений территории (Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, области Италии, Аландские острова в Финляндии и др.).

Унитарное государство -- это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении -- центра и местных представительных органов.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Республика Аргентина, Бразилия, Республика Венесуэла, Мексиканские Соединенные Штаты, ФРГ, Австрия, Индия, Федерация Малайзия и др.)

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Характерные признаки:

  • - территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого и состоит из территорий субъектов федерации;
  • - субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (имеет право принятия собственной конституции);
  • - субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов;
  • - субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;
  • - наличие двойного гражданства (союза и соответствующего государственного образования);
  • - двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм)

Федеративная форма в молодых государствах отличается высокой степенью централизации.

В некоторых зарубежных странах в том или ином виде существует административная автономия, предоставляемая их структурным подразделениям, обладающим существенными национальными, этническими, географическими или историческими особенностями (Дания, Испания, Финляндия, Португалия, Шри-Ланка, Индия). Обычно это страны с унитарной формой государственного устройства.

Общие положения об автономии устанавливаются конституциями соответствующих стран и специальными парламентскими законами.

Отличительные особенности:

  • - более широкие права, чем у муниципальных органов обычных административно-территориальных единиц;
  • - представительные учреждения и органы более самостоятельны по отношению к центральной власти, чем обычные муниципалитеты;
  • - объем полномочий значительно меньше, чем у субъектов федерации.

Федеративное государство (федерация) -- сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою "самостоятельность" и в чем они ее утратят»

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы -- законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов -- федерации в целом и ее субъектов -- вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.

В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 3-е. изд. исп., доп. М., 2001. 776 с..

Конфедерация -- это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств -- членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Слово “конфедерация” в переводе на русский язык означает - союз, объединение. Применительно к рассматриваемому вопросу, это означает постоянный, а чаще - временный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей политического, военного или таможенного характера. В конфедерации образуются только те органы, которые необходимы для решения общих задач в пределах делегированных им полномочий. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Решения этих органов, хотя и принимаются по принципу единогласия, подлежат осуществлению только с согласия органов власти соответствующего государства, которому принадлежит также право нуллификации, т.е. право отказа в признании либо в применении актов союзной власти на своей территории.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства -- США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

Я считаю, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него -- и к федеративному всеевропейскому государству.

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2632

Различают следующие формы территориального устройства:

1) унитарная (простая форма ) – единое госуд-во, составные части которого не обладают суверенитетом; в нем сущест­вует единая система высших органов и единая система законода­тельства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Особенности:

1. Все органы формируются по единой системе

2. Единая территория

3. Единое гражданство

4. Одноканальная налоговая система

5. Единые ВС

6. Единое законодательство

Унитарные государства бывают :

Строгоцентрализованные децентрализованные

По составу

Автономии бывают: территориальные (административные, политические), национально-территориальные (в состав Дании входит Гренландия), корпоративные, персональные (малая народность имеет право формировать законосовещательные органы), областные (в составе регионалистских гос-в) – гос-во, состоящие из одних автономий (Испания - каталонцы, баски, орагонцы, итальянцев нет как таковых)

2) федеративная (сложная ф.) - союзное государство, части которо­го (субъекты) обладают некоторыми признаками суверенитета, реализуемого при условии сохранения целостности страны. Особенности:

1. Двухуровневый гос. аппарат: федеральный и региональный

2. Территория складывается из ее субъектов

3. Двухуровневое законодательство



4. Единое гражданство

5. Двухканальная налоговая система (2 боюджета)

Виды Фед. по составу субъектов:

Национальные (субъект состоит из нац-х образований – Бельгия)

Территориальные (по географ. признаку – США)

Смешанные (террит. и нац-е субъекты – Россия)

В настоящее время в мире существуют 24 федеративных госу­дарства.

3) конфедерация (сложная ф.) – союз (как правило временный) суверенных гос-в, созданный на добровольной основе для достижения политических, экон-х и военных целей(форму объединения, государств, сохраняю­щих свой суверенитет). В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения кото­рых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Особенности:

1. Отсутствует единый гос аппарат

2. Нет единой территории

3. Нет единой налог. системы

4. Нет единого гражданства

5. Нет единых ВС

Кон­федерация представляет собой непрочные государственные обра­зования и существует сравнительно недолго: они либо распадают­ся (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные го­сударства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815- 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения - содружество государств . Примером может яв­ляться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.


Унитарное государство

Форма территориального (государственного) устройства - это элемент формы госу­дарства, характеризующий территориальную организацию власти (распределения власти в центре и на местах)

унитарная (простая форма ) самая распространенная – единое госуд-во, составные части которого (администр. единицы) не обладают суверенитетом, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Особенности:

2. Все органы формируются по единой системе

2 Единая территория

3 Единое гражданство

4 Одноканальная налоговая система

5 Единые ВС

6 Единое законодательство

Виды унитарных гос-в: по степени централизованности :

Строгоцентрализованные (нет местного самоуправления – Тайланд), децентрализованные (функции местного госуд. управления осущ. органы местного самоуправления, крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы – новая Зеландия), относительно децентрализованные (сочетание местного управления и местного самоуправления – Франция)

По составу : однородные (все админ. единицы обладают одинаковыми полномочиями) и неоднородные – единицы с привилегиями (автономии)

Автономии бывают:

административно-территориальные - может быть и так, когда автономные образования входят не напрямую в унитарное государство, а в состав административно-территориальных единиц, в наименовании административно-территориальной единицы отражаются чаще всего географический фактор, название главного города соответствующей территории. Административно-территориальные единицы не имеют признаков государства или государственного образования, хотя и могут обладать значительной самостоятельностью в решении вопросов жизни соответствующей территории.

Подразумевает способ его административно-территориальной организации. Такое государство может иметь единые органы правления или же складываться из множества территорий, каждая из которых будет подчинена собственному локальному правительству, имеющему широкие полномочия.

Унитарная форма государственно-территориально устройства

Унитарная форма имеет достаточно широкое распространение. Такое государство характеризуется единством всех правительственных органов, правовой системы и конституции, которые распространяются без каких-либо ограничений или оговорок на территорию всей страны. Такими странами являются Швеция, Италия, Польша, множество и Азии.

Федеративная форма государственно-территориально устройства

В противовес унитарной, федеративная форма подразумевает достаточно сложное образование, которое включает в свой состав единицы, менее масштабные своих размеров и юридической международной значимости. Входящие в него субъекты могут именоваться по-разному: штаты, земли, кантоны, эмираты, провинции и так далее. Но неизменно федеративная форма государственно-территориально

устройства предполагает, что такие - локальные - субъекты передают часть собственного суверенитета в пользу центральных правительственных органов. Таким образом, здесь фактически существует два уровня высший - федеральный, власть которого распространяется на всю страны, и власть территориальных субъектов федерации - она распространяется лишь в пределах земель каждого субъекта. Подобным образом и законы могут разделяться на те, которые подлежат обязательному выполнению лишь в пределах ограниченных территорий субъектов (как в американских штатах), и на всеобщие - федеративные. Федеративная форма государственно-территориально устройства преобладает, как правило, в странах, этнически неоднородных (Бельгия), странах, возникшим путем объединения ранее независимых территорий (как Швейцария, Германия, США), а также имеющих очень масштабную территорию или большое количество населения (например, по этой причине в России тоже федеративная устройства).

Характерные особенности федеративного устройства:

  1. Государство состоит из множества отдельных субъектов, которые имеют свои властные органы.
  2. Парламенты обязательно являются двухпалатными, поскольку одна из палат является общефедеральной, а другая состоит из представителей земель. Впрочем, следует отметить, что двухпалатный парламент может функционировать и в унитарном государстве, не обязательно являясь признаком именно федерации.
  3. Во многих федерациях существует понятие локального для республик и общего.
  4. Внешнеполитические сношения в таких странах являются исключительной прерогативой центральных органов правления.


 

Возможно, будет полезно почитать: