Правовой режим денег, ценных бумаг, товарораспорядительных документов в торговом обороте. Объекты гражданских прав предпринимателей

15. Деньги и безналичные деньги как объект гражданских прав.

Статьей 128 ГК РФ к объектам гражданских прав отнесены вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Указанная статья относит к объектам гражданских прав: в первую очередь вещи и иное имущество. При этом непосредственно указано, что к вещам наряду с прочим относятся наличные деньги и документарные ценные бумаги, а к иному имуществу - безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права. Как в первоначальной редакции комментируемой статьи, так и в прежней редакции данной статьи (т.е. в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ) также указывалось на вещи и иное имущество, но при этом отмечалось лишь то, что к вещам наряду с прочим относятся деньги и ценные бумаги, а к иному имуществу - имущественные права.

Таким образом, можно сделать вывод, что деньги (наличные) относятся к вещам, безналичные деньги – это не вещи, а имущественные права.

Согласно положениям ст. 140 ГК РФ, рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.

Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке.

В данной статье содержатся общие положения о деньгах (валюте). Как говорилось выше, статья 128 среди видов объектов гражданских прав отдельно называет наличные деньги и безналичные денежные средства.

Часть 1 п. 1 статьи 141 ГК РФ устанавливает, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ. Соответственно данному положению в п. 1 ст. 317 «Валюта денежных обязательств» гл. 22 «Исполнение обязательств» части первой ГК РФ предусмотрено, что денежные обязательства должны быть выражены в рублях. Пункт 2 названной статьи указывает, что в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. Как предусмотрено там же, в этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Основа для изложенного регулирования закреплена в ч. 1 ст. 75 Конституции РФ, предусматривающей следующее: денежной единицей в России является рубль; денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России; введение и эмиссия других денег в России не допускаются. Данные конституционные положения воспроизведены и детализированы в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», согласно положениям ст. 27 - 30 которого: официальной денежной единицей (валютой) России является рубль; один рубль состоит из 100 копеек; введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются (ст. 27); официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается (ст. 28); эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России; банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ; их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону (ст. 29); банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами; банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ (ст. 30).

В части 2 п. 1 статьи 140 ГК РФ указано, что платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Расчеты регламентированы положениями гл. 46 части второй ГК РФ, которую открывает статья 861, содержащая следующие положения о наличных и безналичных расчетах: расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке (п. 1); расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке; расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (п. 2); безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов (п. 3).

Пункт 2 ст. 140 ГК РФ предусматривает, что случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ определяются законом или в установленном им порядке. Соответственно данному положению в п. 3 упомянутой выше ст. 317 части первой ГК РФ указано, что использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории РФ по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.

Исходя из п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ под законом в п. 2 рассматриваемой статьи подразумеваются данный Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы, регулирующие отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса. Основным соответствующим актом является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», целью которого согласно его преамбуле является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Понятие «иностранная валюта» определено в п. 2 и 4 ч. 1 ст. 1 названного Закона следующим образом: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Ст. 141 ГК РФ раскрывает понятие валютных ценностей. Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле. Права на валютные ценности защищаются в Российской Федерации на общих основаниях.

Соответствующим актом в настоящее время является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Положение п. 5 ч. 1 ст. 1 названного Закона определяет понятие «валютные ценности» как иностранная валюта и внешние ценные бумаги. При этом в пунктах 2 и 4 ч. 1 указанной статьи данные понятия определены следующим образом: иностранная валюта: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах; внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в т.ч. в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с названным Законом к внутренним ценным бумагам. В свою очередь понятие «внутренние ценные бумаги» определено в п. 3 ч. 1 указанной статьи как: а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в России; б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ.

Часть 2 статьи 141 ГК РФ устанавливает, что права на валютные ценности защищаются в России на общих основаниях. Тем самым правообладателям в отношении данного вида имущества гарантирована точно такая же правовая защита, что и правообладателям в отношении иных видов имущества. Приведенное положение уточнено изменением, внесенным Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ. В прежней (первоначальной) редакции указанного положения устанавливалось, что на общих основаниях в России защищается лишь право собственности на валютные ценности. Соответственно, изменением уточнено, что речь идет не только о праве собственности. Согласно пункту 1 ст. 216 части первой ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; сервитуты; право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что гражданское законодательство относит деньги к движимым вещам (ст. 128, п. 2 ст. 130 ГК). Как правило, они рассматриваются в качестве вещей, определяемых родовыми признаками (хотя возможна и их индивидуализация), а также потребляемых. Из этого видно, что речь идет о денежных знаках (купюрах) и монетах, т.е. о наличных деньгах . В Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции наличные деньги выпускаются (эмитируются) только Центральным банком (Банком России) в виде бумажных банкнот (банковских билетов) и металлической монеты Банка России. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль.

Главная функция денег - служить средством платежа. В гражданском обороте деньги оцениваются количеством выраженных в них единиц, а не числом банкнот или монет. Рубль является единственным законным средством наличного платежа на территории РФ, и потому выражающие его платежеспособные банкноты и монеты обязательны к приему во все виды платежей по их нарицательной стоимости. Иначе говоря, в этом своем качестве наличные деньги способны погашать любой денежный долг.

Для поддержания данного свойства денег публичная власть не только устанавливает монополию государственного (центрального) банка на их эмиссию, но и объявляет их безусловным обязательством такого банка, обеспечиваемым всеми его активами (ч. 1 ст. 30 Закона о Центральном банке). При этом содержание данного обязательства законом не раскрывается (когда-то оно состояло в обмене наличных денег на соответствующее количество драгоценных металлов, изготовленных из них монет или иных банковских активов, но отпало в связи с прекращением золотого или иного обеспечения эмитированных наличных денег). Данное обстоятельство исключает возможность признания наличных денег (купюр, банкнот) ценными бумагами, ибо никакого права в отношении выпустившего их эмитента они в себе более не заключают.

Вместе с тем деньги могут выступать и в роли особого товара - самостоятельного предмета некоторых сделок, например займа и кредита (ибо последний по сути представляет собой торговлю деньгами). Наличные деньги не могут быть истребованы от их добросовестного приобретателя (п. 3 ст. 302 ГК), в том числе и при условии их индивидуализации.

В развитом имущественном обороте большинство расчетов осуществляется в безналичном порядке, с использованием денежных средств, числящихся на банковских счетах и во вкладах (депозитах). Безналичные деньги также широко используются в обороте и в качестве платежного средства, и в качестве особого товара. Они сравнительно легко переводятся в наличные деньги (обладая, как говорят финансисты, высокой степенью ликвидности) и во многих случаях с готовностью принимаются контрагентами-кредиторами в уплату долга. Тем самым они выполняют обычные функции денег. Поэтому в экономическом смысле под деньгами понимается не только наличность, но и средства, числящиеся на банковских счетах и в депозитах.

Однако по своей юридической (гражданско-правовой) природе безналичные деньги являются не вещами, а правами требования (для их обозначения гражданское законодательство обычно использует термин "денежные средства"). Они не могут считаться законным (т.е. общеобязательным) платежным средством. В Российской Федерации в ряде случаев ограничена возможность их перевода в наличную форму, а само использование допускается с соблюдением установленной законом, а не владельцем очередности платежей (ст. 855 ГК). К тому же имеется риск неплатежеспособности банков, за которыми числятся соответствующие суммы (а ценность безналичных денег в этих условиях не может соответствовать ценности той же суммы наличных) <1>. В качестве прав требования безналичные деньги могут включаться в понятие имущества и даже в состав таких объектов, как имущественные комплексы (предприятия). Однако их гражданско-правовой режим как объектов обязательственных , а не вещных прав исключает возможность их отождествления с вещами.

Согласно ч. I ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссии осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается.

Согласно данным актам, организации хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Учет безналичных денежных средств осуществляется организациями на счетах "Расчетный счет" и "Специальные счета в банках".

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Прием денежной наличности банками от обслуживаемых предприятий осуществляется по правилам, установленным "Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации"(утв. Банком России 24 апреля 2008 № 318-П) .

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банков. В кассах организаций могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе определяется ежегодно всем организациям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности. При наличии у хозяйствующего субъекта нескольких счетов в различных учреждениях банков организация по своему усмотрению обращается в один из банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. Если организация не представила расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность - сверхлимитной. Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в банки.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии, причем не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения денег в учреждениях банка. Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные действующим законодательством.

Режим работы с наличными денежными средствами утвержден Указанием Банка России от 11 марта 2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" .

В соответствии со ст. 142 ГК РФ расчеты совершаются в наличном и безналичном порядке. Для экономической сферы государство пропагандирует безналичные расчеты. В соответствии с п.6 Указания Банка России от 07 октября 2013 № 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (далее - предельный размер наличных расчетов). Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Правовой режим денежных средств Современное законодательство различает наличные, безналичные и электронные денежные средства. В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 4 Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также устанавливает правила осуществления расчетов в РФ. Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории России осуществляются исключительно Банком России. Совет директоров Банка России принимает решения о выпуске банкнот и монеты нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. В правовом режиме наличных денег можно выделить следующие ограничения: 1) обязанность всех организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применять контрольно-кассовую технику - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"; 2) обязанность юридических лиц хранить наличные деньги на банковских счетах в банках сверх лимита остатка наличных денег в кассе - Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" Под безналичными деньгами (или денежными средствами) следует понимать кредитовые остатки различных счетов клиентуры в банках, на которые распространяется действие гл. 45 ГК РФ. Из смысла Указания Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" следует, что расчеты между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на сумму свыше 100 000 в рамках одного договора либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов. Электронные деньги, правовое регулирование: Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и Положении Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" Электронные деньги являются ограниченными в обращении: они могут использоваться в качестве платежа в рамках платежной системы и между ее участниками, однако не могут быть использованы в качестве средства расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Электронные деньги не являются средством накопления и сбережения денежных средств и не эмитируются, поскольку используются взамен предоставленных денежных средств. Вместе с тем на них распространяются те правовые механизмы, которые применяются в рамках налоговых и иных публично-правовых отношений к безналичным денежным средствам, находящихся на банковских счетах (взыскание, приостановление операций, запрос остатка). Законодатель устанавливает особый правовой режим иностранной валюты, под которой принято понимать:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (п. 2 ст. 1 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ"О валютном регулировании и валютном контроле"). Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации Капиталы, фонды и резервы (далее - капиталы и резервы), в отличие от имущества (активов), являются источниками этого имущества. Общим для капиталов и резервов является то, что они, поскольку не относятся к активам, не имеют материально выраженной формы, и как определенные расчетным путем величины отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Уставный (складочный капитал) представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций) учредителей (участников) организации по номинальной стоимости. Хозяйственное общество обязано: 1) осуществлять контроль за соотношением чистых активов организации и размером уставного капитала. 2) вести бухгалтерский учет, отражая в учете и отчетности размер зарегистрированного уставного капитала, все изменения (увеличение и уменьшение) уставного капитала. Организация вправе: а) увеличить размер своего уставного (складочного) капитала. Какого-либо предела для этого не установлено; б) уменьшить размер уставного (складочного) капитала. Уставный (складочный) капитал имеет важное значение, выполняя функции: а) стартового капитала. Учредители вносят в качестве вкладов в уставный (складочный) капитал имущество, включая денежные средства, создавая тем самым материальную основу для начала осуществления предпринимательской деятельности; б) уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов; в) определяет доли (акции) учредителей (участников) в уставном капитале; г) является основой для расчета финансового резерва; д) является определенным ограничителем при решении вопроса о выпуске акционерным обществом облигаций и выплате дивидендов Акционерное общество вправе выпускать облигации только после полной оплаты уставного капитала. Акционерное общество не имеет право объявлять и выплачивать дивиденды: - до полной оплаты всего уставного капитала; - если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов. В производственных кооперативах за счет паевых взносов учредителей формируется паевой фонд, который делится на паи членов кооператива. Уставом кооператива может быть предусмотрено создание неделимых фондов.

При создании государственных и муниципальных унитарных предприятий, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения, формируется уставный фонд предприятия. Уставный фонд предприятия неделим: ни члены трудового коллектива, ни третьи лица долей в уставном фонде не имеют. Имущество, закрепленное государством, муниципальным образованием за предприятием, а также созданное, приобретенное им в процессе осуществления предпринимательской деятельности принадлежит на праве собственности соответствующему публично-правовому образованию. Из прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов (чистой прибыли), могут создаваться различные фонды: Резервный фонд (финансовый резерв) в акционерном обществе создается в обязательном порядке в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5% от его уставного капитала (п. 1 ст. 35 Закона об АО). Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. Указанный фонд предназначен для покрытия убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа обществом собственных акций в случае отсутствия других средств. Для иных целей это фонд использоваться не может. Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Поскольку устав унитарного предприятия утверждает в пределах своей компетенции орган государственной, муниципальной власти, создание фонда является для предприятия обязательным. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия. Уставом акционерного общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования его работников. Средства фонда расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых его акционерами, для последующего размещения его работникам (п. 2 ст. 35 Закона об АО). При возмездной реализации работникам общества акций, приобретенных за счет средств фонда акционирования работников общества, вырученные средства направляются на формирование указанного фонда. Резервы, формируемые путем равномерного включения отчислений на их создание в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат. К таким резервам относятся: 1) резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию; 2) резерв предстоящих расходов на ремонты основных средств; 3) резерв на предстоящие выплаты ежегодных вознаграждений работникам за выслугу лет, на оплату отпусков, вознаграждений по итогам работы за год. Поскольку формирование указанных резервов влияет на размер прибыли, а значит, и на налог на прибыль, эти отношения регулируются не только законодательством о бухгалтерском учете, но и НК РФ. Создание указанных резервов - право, а не обязанность организации. У нее есть выбор: создавать резервы или включать соответствующие затраты в себестоимость по соответствующим направлениям затрат по мере их совершения (в состав расходов на оплату труда, прочих расходов). Этот выбор реализуется в учетной политике организации. Резерв сомнительных долгов формируется за счет включения соответствующих сумм в состав внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ). Указанный резерв может быть использован организацией только на покрытие убытков от безнадежных долгов, т.е. нереальных ко взысканию (например, в связи с истечением срока исковой давности). Создание резерва сомнительных долгов является элементом учетной политики организации. Добавочный капитал создается по факту переоценки внеоборотных активов организации (основных средств и нематериальных активов), если их стоимость в результате переоценки увеличилась. На этом же счете учитывается суммовая разница между продажной и номинальной стоимостью акций, полученной при формировании уставного капитала акционерного общества, а также при последующем увеличении уставного капитала и связанной с этим дополнительной эмиссии акций. Средства добавочного капитала используются также для увеличения уставного капитала.

В действующем законодательстве и правоприменительной практике широко используются такие термины, как "деньги", "денежные средства". Причем законодатель нередко вкладывает разный смысл в содержание рассматриваемых понятий.

В силу ст. 128 ГК РФ деньги (наряду с иными объектами) относятся к вещам. Однако под "вещами", как уже отмечалось, Кодекс понимает и имущественные права. Это означает, что в рамках данной статьи законодатель поставил знак равенства между понятиями "деньги" и "денежные средства". Но это один из взглядов на правило ст. 128 ГК РФ.

В юридической литературе существует множество точек зрения на природу денег. Начнем с того, что ряд ученых предлагают различать понятия "деньги" и "денежные средства". Распространено мнение, согласно которому деньги - объект вещных прав, а безналичные денежные средства являются разновидностью имущественных прав. Иначе говоря, деньгами называются только наличные денежные суммы, в то время как средства на банковских счетах именуются денежными средствами.

Представители такой точки зрения (Е.А. Суханов, Л.А. Новоселов, В.С. Шишкина, Р.З. Загиров и другие ученые) считают, что безналичные денежные средства, находящиеся на расчетном счете хозяйствующего субъекта или внесенные гражданином (юридическим лицом) на счет в банке в качестве банковского вклада (депозита), являются объектами обязательственного права и представляют собой имущественное право. Такого рода активы не обладают вещно-правовыми признаками, хотя и признаются имуществом в широком смысле этого слова.

Иного взгляда на природу безналичных денежных средств придерживаются Л.Г. Ефимова, О. М. Олейник, К. Трофимов, по мнению которых безналичные денежные средства являются объектами вещных прав.

Указанные научные позиции базируются в основном на толковании одних и тех же норм Гражданского кодекса (ст. 128, 140 и др.), однако различные ученые приходят к диаметрально противоположным выводам. Такое явление нередко встречается в юридической науке по проблемным вопросам, на что мы уже обращали внимание на страницах данного исследования. Поэтому вряд ли стоит этому удивляться.

Справедливости ради отметим, что в науке гражданского права дает о себе знать и третья точка зрения на природу денег, включая и безналичные денежные средства. Деньги (равно как и ценные бумаги) не являются телесными вещами. Они (деньги) есть разновидность документов.

Данная точка зрения не является новой. Так, С. Тараканов рассматривает деньги как документированную информацию (информационные ресурсы), которая подпадает под действие Закона об информатизации. Правда, в заключение названный автор все-таки не удержался и склонился к общему выводу: наличные деньги и безналичные денежные средства следует признать в качестве вещей в контексте ст. 128 ГК РФ.

О принадлежности денег к информации писал проф. Л.А. Лунц, критикуя взгляды немецких ученых (Кнаппа, Бендиксена). По выражению Бендиксена, деньги - ордера на получение товара; они лишены ценности и лишь отражают ценность хозяйственных операций. По этому поводу проф. Л.А. Лунц (не без сарказма) спрашивает: "Но если деньги - документ на получение товара, то нет оснований их изготавливать из дорогостоящего материала. Никому ведь не придет в голову изготовить из золота театральные билеты!" Действительно, хорошая идея!

С.А. Зинченко, В.А. Лапач, Д.Ю. Шапсурова считают, что деньги и безналичные денежные средства не являются вещами, так как не обладают потребительной стоимостью. В то же время их нельзя отнести и к информации в связи с тем, что они закрепляют лишь абстрактный труд, выраженный в товарной стоимостной форме. По мнению ученых, наличные и безналичные деньги являются самостоятельной имущественной разновидностью объектов гражданских прав.

На наш взгляд, природа денег и ценных бумаг имеет схожий характер. Деньги также являются товаром особого свойства, т.е. выступают лишь как стоимость товара. "Как стоимость, товар есть деньги", - писал К. Маркс. У денежной массы отсутствует потребительская стоимость, но есть меновая стоимость. В этом качестве деньги выполняют роль универсального средства расчетов за приобретаемые товары, работы, услуги. Наряду с платежной функцией, деньги выполняют и такие функции, как мера стоимости, средство накопления, средство обращения.

Ученые-экономисты не отрицают принадлежность денежной массы к товару, несмотря на их специфику. Напротив, экономическая сущность денег выводится через товарное производство. Сомнения (причем большие) возникают у юристов; некоторые из них уже не видят экономических свойств денег (как наличных, так и безналичных). Для них деньги - это прежде всего объект гражданских прав.

С позиции права денежные средства обладают общим правовым режимом. К числу элементов такого режима относятся следующие: а) деньги являются самостоятельным объектом ряда гражданско-правовых обязательств (например, могут быть предметом займа, дарения, кредитного договора); б) на денежные средства может быть обращено взыскание по обязательствам; в) признание денежных средств имуществом влечет обязанность их владельцев вести бухгалтерский учет этого имущества; г) включение денежных средств в состав активов их владельцев - коммерческой организации означает их участие в расчете величины (показателя) чистых активов хозяйственных обществ и товариществ; д) денежные средства в составе имущества могут быть признаны объектом налогообложения.

В рамках общего режима существуют специальные режимы наличных денег и безналичных денежных средств. Эта градация режимов получила закрепление в правовом регулировании денежной массы.

В сравнительном плане следует провести аналогию между бездокументарными ценными бумагами и безналичными денежными средствами. Несмотря на существенные различия между ними (что вряд ли стоит оспаривать), эти видимые различия могут оказаться, как это ни парадоксально, сходством. Прежде всего можно утверждать, что бездокументарные ценные бумаги и безналичные деньги - это определенные фикции. Действительно, на определенном этапе развития общества произошла замена реального золота знаками стоимости - бумажными деньгами, материальными символами (одна фикция). Затем бумажные деньги вытесняются безналичными денежными средствами (вторая фикция).

То же самое происходит и с ценными бумагами. Классические ценные бумаги возникли в виде документа на бумаге. В условиях развития фондового рынка классическая документарная форма ценных бумаг потеснена бездокументарной (правовая фикция).

Сошлемся в качестве доказательства на ранее приведенное арбитражное дело N А41-К1-11933/03. Арбитражный суд Московской области в Постановлении указал следующее. Действующее законодательство распространяет на бездокументарные ценные бумаги правила, установленные для правового регулирования документарных ценных бумаг, т.е. вещей, в частности положений о праве собственности. Фиксация прав по бездокументарной ценной бумаге осуществляется по правилам, установленным для ценных бумаг в документарной форме, если иное не вытекает из особенностей фиксации (ст. 149 ГК РФ). Далее, отмечается, что "изложенное позволяет отнести бездокументарные ценные бумаги к области вещных прав вне зависимости от особенностей их формы, так как отраженные на счете клиента бездокументарные ценные бумаги являются его собственностью". В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ права владения, пользования, распоряжения имуществом принадлежат собственнику данного имущества. Как видно, Арбитражный суд признал запись на счете клиента фактом, свидетельствующим о принадлежности бездокументарных ценных бумаг к объектам собственности.

С этой же точки зрения счета, выписки с расчетного счета, не являясь титулом собственности, выполняют те же функции, что и сертификат на бездокументарные акции, не являющийся ценной бумагой.

Поэтому, на наш взгляд, безналичные денежные средства - это тоже деньги, которые (с экономической позиции прежде всего) ничем не отличаются от наличных денег. В свою очередь, безналичная форма денежных средств не влияет на экономическую сущность и юридическую природу денег. Безналичные деньги, находящиеся на банковском счете, не отрываются от собственника. Нельзя согласиться с мнением о том, что когда клиент сдает деньги в кассу банка для зачисления на свой расчетный счет, то такие деньги поступают в собственность банка. В данном случае нет никакой трансформации вещных прав на деньги в обязательственные права. Причем указанная трансформация правоотношений не предусмотрена действующим законодательством.

Правильнее здесь говорить о прекращении права собственности на деньги, однако возникает вопрос об основании такого прекращения. Статья 235 ГК РФ (п. 1) содержит перечень оснований прекращения права собственности. В частности, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.

В рассматриваемой ситуации деньги не отчуждаются собственником, а передаются на условиях заключенного договора банковского счета (гл. 45 ГК РФ), который включает обязанности банка принимать и выдавать денежные средства клиента и проводить операции по его счету. В таком договоре не закрепляется (и не может быть закреплен) порядок утраты клиентом права собственности на принадлежащие ему деньги и приобретение так называемого "права требования".

Едва ли можно признать убедительными доводы ученых о том, что в результате такой передачи право собственности на безналичные деньги утрачивается и у банка, и у клиента. Весьма странная картина: безналичные денежные средства - это ничейное имущество.

Считаем неубедительными аргументы о прекращении права собственности - отсутствие индивидуализированного вещного объекта, невозможность возврата банком тех же самых купюр и другие причины физического характера. "Будучи родовыми вещами, деньги... определяются в гражданском обороте не по своим физическим свойствам, а исключительно по числовому отношению к определенной абстрактной единице..." Конечно, деньги можно индивидуализировать по номерам и серии. Но едва ли в этом есть необходимость при передаче наличных денег в кассу банка либо при перечислении денежных средств.

В силу физических и экономических свойств деньги (наличные и безналичные) существуют как универсальное средство платежа. Будучи движимой вещью, деньги характеризуются такими свойствами, как заменимость и делимость. И здесь не имеет принципиального значения форма денег (последняя не определяет содержания явления).

Применительно к безналичным денежным средствам ярко прослеживается дуализм вещного и обязательственного права: с одной стороны, деньги есть вещь, с другой - по поводу денег возникают имущественные правоотношения (в рамках договора о банковском счете). Тесное переплетение вещно-правовых и обязательственно-правовых начал не лишает исследователей основания утверждать, что деньги (в том числе безналичные) относятся к вещам (ст. 128 ГК РФ).

Законным платежным средством, обязательным к приему по его нарицательной стоимости на всей территории России, является рубль - валюта России. Условия и порядок использования иностранной валюты на территории России определяются Законом о валютном регулировании. Следовательно, правовые режимы валюты России и иностранной валюты различны. В частности, продажа товаров за иностранную валюту на территории России требует лицензии. Порядок использования средств на валютных счетах, открытых в российских банках, определяется специальными правилами.

Различен правовой режим также наличных и безналичных денег. Наличные деньги - это объекты вещных прав, вещи особого рода, служащие мерилом ценности другого товара при обмене. Безналичные деньги - это объекты относительных прав (права требования). Находящиеся на банковских счетах безналичные деньги означают право владельца счета на получение наличных денег или на перечисление безналичных денег на другие счета. Этому праву требования, обращенному к банку, корреспондирует соответствующая обязанность банка. Безналичные денежные средства, т. е. записи на банковских счетах об объеме и характере обязательственных прав банка и его клиентов, - это не вещи, а права требования.

Характеризуя правовой режим денежных ресурсов предпри-шателя в целом (в наличных и безналичных деньгах), следует 1сходить из правила, что денежные ресурсы предпринимателя находятся в его полном распоряжении и изъятию не подлежат, кроме случаев, предусмотренных законом. Например, гл. 25 НК РФ предусмотрена система обязательных платежей в бюджет, а

1 См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 4 ноября 2002 г. № 70 «О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2003. Специальное приложение к № 10. С. 166.

220 Раздел II. Правовые формы предпринимательской деятельности

также порядок формирования и распределения прибыли, который сводится в основном к следующему: 1)

из выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других поступлений (например, дивидендов) коммерческая организация исключает затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг). При этом под затратами, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг), понимаются: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления (на восстановление основных производственных фондов) и др.; \ 2)

прибыль, оставшаяся после возмещения затрат (валовая прибыль), является объектом налогообложения. Из нее исчисляется налог на прибыль; 3)

прибыль, оставшаяся после исключения из валовой прибыли налога на прибыль (чистая прибыль), является базой для формирования финансовых результатов коммерческой организации (денежных фондов). Коммерческие организации по своему усмотрению распределяют чистую прибыль, определяют виды, размеры и направления использования денежных фондов (внутреннее финансовое планирование), если иное не предусмотрено законом и локальными нормативными правовыми актами, например положениями о том или ином фонде. В коммерческой организации за счет чистой прибыли могут создаваться фонд накопления (фонд развития производства, науки и техники), фонд потребления (фонд социального развития, фонд оплаты труда и материальной помощи), резервный фонд, ремонтный фонд, валютный фонд и др.

В частности, фонд накопления формируется из чистой прибыли, а также доходов от продажи неиспользуемого имущества, поступлений арендной платы, амортизационных отчислений (если они не обособляются в отдельном ремонтном фонде), средств, полученных от передачи научно-технических достижений, и т.

П. Фонд предназначен для финансирования мероприятий по обеспечению расширенного воспроизводства, т. е. на обновление и расширение основных производственных фондов (зданий, сооружений, оборудования и т. п.), на финансирование научно-исследовательских работ (далее - НИР) и опытно-конструкторских работ (далее - ОКР), на прирост собственных оборотных средств и т. п. Ни источники формирования, ни направления расходования этого фонда законом не регламентированы, что соответствует принципу самостоятельности ком-

Глава 6. Правовой режим имущества предпринимателей

мерческой организации в распоряжении чистой прибылью. В то же время законодатель стимулирует направление денежных средств на развитие производства, например может освобождать от налога часть прибыли, направляемой на развитие производства, науки и техники.

Фонд потребления коммерческой организации также формируется за счет чистой прибыли. Возможные направления расходования - заработная плата, материальная помощь, жилищное строительство для работников, ссуды работникам, проведение культурно-массовых мероприятий, развитие базы отдыха и т. п.

Резервный фонд создается по усмотрению коммерческой организации, а в случаях, предусмотренных законом, такой фонд создается в размере не менее того, который предусмотрен законом. Например, в АО создается резервный фонд в размере не менее 5% уставного капитала (ст. 35 Закона об АО). Фонд предназначен для покрытия непредвиденных затрат (убытков от аварий и т. п.). За счет него может производиться страхование имущества коммерческой организации и других ее рисков.

В коммерческой организации может быть создан ремонтный фонд. Источниками его формирования являются чистая прибыль и амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов. Используются средства этого фонда для всех видов ремонта, включая текущий.

В коммерческих организациях, осуществляющих внешнеторговую деятельность и имеющих валютные поступления, создается валютный фонд, особенности образования и использования которого определяются валютным законодательством. В частности, средства валютных фондов организации могут использоваться для целей импорта, покупки рублей по рыночному курсу или иных целей, не запрещенных законодательством.

Коммерческие организации могут создавать и другие денежные фонды, правовой режим которых определяется в принимаемых ими положениях о том или ином фонде.

Гражданское законодательство содержит и иные правила, определяющие правовой режим денежных ресурсов предпринимателя. Например, в ГК РФ установлены правила об очередности погашения требований по денежному обязательству (ст. 319), о валюте денежного обязательства (ст. 317), об ответственности за неисполнение денежного обязательства (ст. 395), об очередности списания денежных средств со счета (ст. 855) и др. Банковским

222 Раздел II. Правовые формы предпринимательской деятельности

законодательством определяются правила хранения наличных денег, ведения кассовых операций, инкассации наличных денег, проведения расчетов и др.

4. Для решения вопроса о правовом режиме безналичных денежных средств, отчуждаемых или приобретаемых по договору комиссии, из четырех основных точек зрения на их правовую природу (вещи - аналог наличных денег, документированная информация, обязательственное право владельца счета к банку, учетная запись - фикция наличных денег4) будем исходить из последней, согласно которой безналичные денежные средства представляют собой результаты особых математических операций - учетные записи в банковских бухгалтерских регистрах, выполняющие экономическую функцию денег и являющиеся средством платежа (погашения денежного долга). Обладателем безналичных денежных средств является лицо, на счете которого имеется кредитовая учетная запись. Передача данных денежных средств осуществляется посредством списания - внесения изменений (записей) на счетах плательщика и получателя.

В целом, правовой режим безналичных денежных средств по договору комиссии схож с правовым режимом вещей, определяемых родовыми признаками, с той лишь особенностью, что при «передаче» безналичных денежных средств не происходит перемещения каких-либо объектов материального мира, а сама передача осуществляется через банк. При комиссии покупки вопрос об их принадлежности решается в зависимости от того, участвует ли комиссионер в расчетах или нет. В первом случае комитент перечисляет (передает) безналичные денежные средства комиссионеру для приобретения какого-либо имущества, соответствующая запись заносится на счет комиссионера,

который становится обладателем безналичных денежных средств и может свободно ими распоряжаться с условием, что поручение комитента будет выполнено. Комитент же приобретает обязательственное право требования к комиссионеру обратного перечисления (передачи). По второй схеме безналичные денежные средства перечисляются (передаются) комитентом непосредственно контрагенту комиссионера. Соответственно обладателем безналичных денежных средств до момента их зачисления на счет получателя является комитент. В комиссии продажи складывается аналогичная ситуация. В случае участия комиссионера в расчетах, он становится обладателем безналичных денежных средств, перечисленных третьим лицом. У комитента с момента зачисления этих денежных средств на счет комиссионера в силу ст. 999 ГК РФ возникает обязательственное право требования перечисления денежных средств на свой счет. Если комиссионер в расчетах не участвует - третье лицо перечисляет (передает) безналичные денежные средства непосредственно комитенту, последний становится обладателем безналичных денежных средств, минуя комиссионера.

Какого-либо противоречия пункту 1 ст. 996 ГК РФ в этих случаях нет, поскольку безналичные денежные средства не относятся к вещам, режим которых регулируется данной нормой.

При определении правового режима бездокументарных ценных бумаг по договору комиссии будем считать, что последние представляют собой не вещь и не имущественное право, а способ фиксации прав, удостоверяемых документарными аналогами данных ценных бумаг (ст. 149 ГК РФ)Бездокумеитарные акции и облигации существуют в виде записей в системе ведения реестра или счетов депо, которые позволяют определить их обладателя.

Здесь нет отдельно ценной бумаги - документа и отдельно прав, которые она

удостоверяет, - они сливаются друг с другом. Фактически при отчуждении бездокументарной акции или облигации путем осуществления соответствующих записей в реестре или системе счетов депо происходит уступка соответствующей совокупности прав. Законодательство же распространяет на данную совокупность прав действие некоторых правил, регулирующих оборот вещей - аналогичных документарных ценных бумаг. Поэтому правовой режим бездокументарных акций и облигаций по договору комиссии аналогичен правовому режиму их классических аналогов. Однако особый способ фиксации избавляет от необходимости осуществлять фактическую передачу бумаг - она происходит одновременно с передачей удостоверяемых ими прав посредством внесения записей в реестр или на счета депо.

Подводя итог исследованию правового режима имущества, отчуждаемого и приобретаемого по договору комиссии, необходимо отметить, что определяющее значение для данного договора имеет совершение комиссионером по поручению и в интересах комитента сделок от своего имени и за счет комитента, а не принадлежность комиссионного имущества комитенту или комиссионеру. Данный признак не является конституирующим для договора комиссии. Поэтому неверно считать, что положения п. 1 ст. 996 ГК РФ определяют его правовую природу. Императивное правило о собственности комитента на комиссионное имущество не соответствует современному хозяйственному обороту и необоснованно сужает сферу применения института комиссии. Оно вряд ли способно избавить от возможных злоупотреблений со стороны комиссионера. Поэтому с учетом особенностей современных объектов договора комиссии целесообразно изменить редакцию данного пункта, установив следующее правило: «Имущество, поступившее к комиссионеру от комитента или приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из характера имущества».

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что в связи с развитием и усложнением экономических отношений, введением в торговый оборот новых объектов и расширением сферы применения института комиссии традиционные обязанности сторон договора комиссии приобретают новое звучание, а также появляются новые обязанности. Указанное влечет за собой необходимость внесения изменений в текущее законодательство о договоре комиссии, В частности, требуется уточнить нормы об обязательности указаний комитента, основаниях и условиях отступления от них, о порядке сдачи имущества на комиссию и возврата его комиссионером, основаниях ответственности за несохранность комиссионного имущества. Кроме того, целесообразно закрепить в законе рассмотренные дополнительные информационные обязанности комиссионера и комитента, предусмотреть возникновение преддоговорного комиссионного обязательства и последствия его неисполнения, более четко урегулировать вопрос освобождения комиссионера от обязательств перед третьими лицами, принятых в ходе исполнения комиссионного поручения, а также пересмотреть положения, регулирующие правовой режим имущества, отчуждаемого (получаемого) по договору комиссии.

Еще по теме Правовой режим безналичных денежных средств:

  1. Глава 45 Денежный оборот. Правовое регулирование безналичного и налично-денежного обращения
  2. § 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов
  3. § 5. Правовой режим государственных отраслевых денежных фондов
  4. Глава 9. Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов § 1. Понятие, значение, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных денежных фондов


 

Возможно, будет полезно почитать: