Тест по "основам права" в курсе обществознания. Сторонами трудового договора являются

ЮРГИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

ОСНОВЫ ПРАВА

методические указания по выполнению

внеаудиторной самостоятельной работы

Составитель: преподаватель Рудко И.П.

Пояснительная записка…………………………………………………………………..3

Методические указания ……………………………………………..…………………...4

Задания для самостоятельной работы

  1. Домашние практические работы………….…………………………………..6


  2. Работа над терминами………………………………………………………….6

  3. Тестовые задания

    1. Тестовые задания по курсу дисциплины………………………………….7

    2. Тестовые задания по теме 1.4 «Система права.
Основные отрасли российского права»…………………………………32

    1. Словарь терминов…………………………………………………………41
  1. Ситуационные задачи…………………………………………………………45


  2. Образец искового заявления………………………………………………….51
Литература……………………………………………………………………………….52

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно требований государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса техникума каждый студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для студентов специальностей:

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.

Целью самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы права» является:


  • увеличение кругозора и овладение правовой культурой;

  • приобретение способности к самостоятельному поиску истины;

  • развитие навыков применения полученных знаний при работе с конкретными нормативно – правовыми актами;

  • развитие навыков анализа различных жизненных ситуаций с точки зрения их соответствия нормам права, распознавания случаев нарушения правовых норм и наступления юридической ответственности.
Рабочей программой дисциплины «Основы права» предусмотрены следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Выполнение домашних практических заданий.

  2. Работа над терминами.

  3. Выполнение тестовых заданий.

  4. Решение ситуационных задач.

Самостоятельные работы выполняются в специальной тетради (12 листов). Каждая работа начинается с нового листа и имеет соответствующее название.

Критериями оценки результатов внеудиторная самостоятельной работы студентов являются:


  1. Уровень усвоения студентом учебного материала.

  2. Умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

  3. Сформированность общеучебных умений.

  4. Обоснованность и четкость изложения ответа.

  5. Аккуратность при оформлении ответов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


  1. Выполнение домашних практических заданий

Практические задания взяты из учебника: Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2003. – 256 с.

Текст каждой главы этого учебника состоит из нескольких частей: теоретический материал, словарь, вопросы для самоконтроля и практикум. С теоретическим материалом и определениями из словаря необходимо ознакомиться, прежде чем переходить к выполнению практических заданий. Перечень заданий из практикума для самостоятельного выполнения приводится в таблице следующего раздела.


  1. Работа над терминами

Термин – это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие какой – либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.п.

Термин применительно к языку права понимается как слово или словосочетание, имеющее юридическое значение, выражающее правовое понятие, применяемое в процессе познания и освоения явлений действительности с точки зрения права. Так, по подсчетам специалистов, лексика уголовного права терминирована почти на 50%. Это связано с тем, что язык права не допускает инотолкования, каких – либо кривотолков.

Различают два вида правовых понятий:


  1. Относительно – правовые – используются не только в правовой, но и в других сферах деятельности. Например, понятия «закон», «следствие», «факт» и др.

  2. Специально – правовые – отражают только правовые качества объекта. Например, «истец», «ответчик» и др.
Для более точного выражения правового смысла предпочтение следует отдавать специально – правовым понятиям.

Специально – правовые понятия, используемые во всех отраслях права, в свою очередь, подразделяются на два подвида:


    1. Общие правовые понятия вырабатываются общей теорией права, являющейся методологической основой отраслевых разделов. Например: «правопорядок», «законность» и др.

    2. Специфические специально – правовые понятия выражают особенности конкретной отрасли права. Например: «умышленное убийство», «письменные сделки» и др.
Устойчивость и определенность правовым понятиям придает то, что они закрепляются в законе. Возведенные в юридический закон понятия становятся для субъектов познания единственными и обязательными. Никто не должен употреблять понятие, указанное в законе, в ином смысле, чем это предусмотрено законодательством. Например, понятие любого конкретного состава преступления (убийства, кража, клевета и т.д.) включает строго определенную совокупность существенных признаков, которая не может быть ни увеличена, ни сокращена.

Профессиональный язык права является общепринятым в мировой практике и однозначно воспринимаемым всеми органами права, стоящими на охране закона


  1. Выполнение тестовых заданий

Тестовые задания составлены как в целом по курсу дисциплины, так и по отдельной теме 1.4 «Система права. Основные отрасли российского права».

При выполнении тестовых заданий следует обращать внимание на текст вопроса. При его формулировке в единственном числе и ответ будет однозначным, а при формулировке во множественном числе – следует отыскивать все правильные ответы. При отсутствии какого – либо весь ответ считается неправильным.

Выбранный (е) ответ (ы) следует по возможности обосновывать ссылкой на первоисточник или на статьи соответствующего нормативно – правового акта.


  1. Решение ситуационных задач

Решение ситуационной задачи преследует цель практического применения теорети­ческих положений дисциплины и содержания нормативных актов.

Выполнение этого задания предполагает работу студента с литературными источниками, последующее обобщение и систематизацию материала.

Ответы на вопросы, поставленные в задачах, должны объясняться и обосновываться в соответствии с законами. Законодательные акты следует называть полностью, указывать, кем и когда они были утверждены. Все ответы должны быть пронумерованы в порядке поставленных в задаче вопросов.

Последним заданием каждой задачи является написание искового заявления согласно ситуации и в соответствии с подсудностью. Особое значение при его написании имеет принятая в практике форма. Для упрощения данной задачи приведен пример искового заявления (образец). Обратите внимание на присутствие ссылок на нормативные положения и наличие перечня приложенных документов в исковом заявлении. Перечень прилагаемых документов составляется примерный, исходя из условий задачи.

Критериями оценки ответа являются полнота и правильность представленных на проверку материалов, умение логично, кратко и аргументировано излагать существующие точки зрения и собственную позицию, формулировать выводы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


  1. Домашние практические задания

Раздел 1 Основы теории права

Тема

Задание

Стр.

Тема 1.1 Право в системе социального регулирования

2, 6, 7

14

Тема 1.2 Формы (источники) права

1, 4, 5

30

Тема 1.3 Правовые нормы и их система

1, 3, 5

48

Тема 1.4 Система права. Основные отрасли российского права

1, 2, 6

59

Тема 1.5 Правоотношения

2 - 6

73

Тема 1.6 Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

3, 7

96

Раздел 2 Личность, право, государство

Тема 2.1 Конституция РФ – Основной закон государства. Основы конституционного строя РФ

4

117

Тема 2.2 Основы правового статуса человека и гражданина в РФ

7

141

Тема 2.3 Система органов государственной власти в РФ

1

160

Тема 2.4 Судебная система РФ

1,4

175

Тема 2.5 Правоохранительные органы в РФ

2

199

  1. Работа над терминами

Данный вид самостоятельной работы заключается в ознакомлении со словарными словами, взятыми из учебника: Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2003. – 256 с.

Контроль этого вида самостоятельной работы осуществляется при помощи тестового опроса дважды в семестр после изучения каждого из разделов рабочей программы. В первый тестовый контроль входят словарные слова из первых шести глав учебника; во второй – из остальных глав.

Усложненной формой работы является классификация словарных слов по системе, изложенной в методических указаниях по выполнению самостоятельной работы.


  1. Тестовые задания
3.1 Тестовые задания по курсу дисциплины
Вариант № 1
Указать правильный вариант ответа
1. К принципам гражданского права не относится:

A) презумпция невиновности;

Б) равенство правового режима для всех субъектов;

B) неприкосновенность собственности.

A) журнале «Закон»;

Б) газете «Правда»;

B) «Российской газете».

3. Брак может быть признан недействительным в случае, если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие:

A) первого фактического брака;

Б) детей от первого брака, на которых оно уплачивает алименты;

B) ВИЧ- инфекции.

4. Срок для заявления претензий кредиторов ликвидируемого юридического лица должен составлять:

A) не менее 6-ти месяцев;

Б) не менее 2-х месяцев;

B) не более 6 месяцев.

5. Общий срок исковой давности:

6. Может быть признан эмансипированным гражданин достигший:

7. Какие из перечисленных отношений являются не имущественными:

A) отношения собственности;

B) отношения по аренде имущества.

8. Размер ограниченной материальной ответственности установлен:

А) в пределах среднего месячного заработка;

Б) в пределах двух месячных окладов должностного лица;

В) среднего заработка за время вынужденного прогула.

9. При сокращении штатов необходимо уволить одного из ниже перечисленных работников. Кого именно:

A) женщину, имеющую трех детей;

Б) специалиста, имеющего наивысшую квалификацию;

B) женщину, имеющую длительный стаж работы на данном предприятии.

10. Большую юридическую силу имеют:

A) Указы Президента РФ;

Б) Федеральные конституционные законы;

B) Федеральные законы.

3.2 Тестовый материал по теме 1.4 «Система права. Основные отрасли российского права»

Гражданское право

1. Какие из перечисленных отношений не регулируются гражданским правом?

а) отношения по продаже вещей через магазин;

б) отношения по уплате штрафа за появления в общественном месте в состоянии алко­гольного опьянения;

в) отношения совместной собственности;

г) отношения по защите деловой репутации.

2. Является источником гражданского права:

а) обычай делового оборота;

б) разъяснение адвоката;

в) научный труд юриста;

г) решение суда.

а) журнале «Закон»:

б) газете «Правда»;

в) журнале «Государство и право»;

г) «Российской газете».

4. Осуществление гражданских прав не ограничивается требованиями:

а) разумности;

б) добросовестности;

в) защиты прав других лиц;

г) всеобщей полезности.

5. Совершать мелкие бытовые, сделки может гражданин, достигший:

а) трех лет;

б) шести лет;

в) восьми лет;

г) двенадцати лет.

6. Дееспособность гражданина может быть ограничена по решению суда:

а) попечителя;

в) врачебной комиссии;

г) прокурора.

7, Опека устанавливается:

а) над всеми гражданами;

б) над малолетними гражданами;

в) над несовершеннолетними гражданами;

г) над ограниченно дееспособным человеком.

8. Одним из признаков юридического лица является:

а) наличие печати;

б) наличие обособленного имущества;

в) наличие органа управления;

г) наличие средств.

9. Реорганизация юридического лица предполагает его:

а) ликвидацию;

б) преобразование;

в) банкротство;

г) принудительную ликвидацию.

10. Филиал является:

а) юридическим лицом;

б) структурным подразделением;

в) представительством;

г) ведомством.

11. Срок для заявления претензий кредиторов ликвидируемого юридического лица должен
составлять:

а) не менее шести месяцев;

б) не менее двух месяцев;

в) не более шести месяцев;

г) не более двух месяцев.

12. Не может быть банкротом:

а) государственное предприятие;

б) акционерное общество;

в) казенное предприятие;

г) некоммерческая организация.

13. К условиям действительности сделки не относятся:

а) единство воли и волеизъявления;

б) соблюдение требуемой законом формы;

в) соответствие требованиям закона содержания сделки;

г) экономическая целесообразность сделки.

14. Сделка признается недействительной:

а) если этого требует одна из сторон;

б) если этого требуют две стороны;

в) если сделка не соответствует требованиям закона;

г) если сделка соответствует закону.

15. Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки:

а) сделка признается недействительной;

б) стороны приводятся в первоначальное имущественное положение;

в) не допускаются свидетельские показания для подтверждения факта совершения сделки;

г) сделка признается действительной.

16. Представительство - это действие представителя в интересах:

а) представляемого;

б) третьего лица;

в) в своих;

г) государства.

17. Доверенность без дат:

а) недействительна;

б) действует в течение одного года;

в) действует в течение трех лет;

г) требует нотариального удостоверения.

18. Срок исковой давности исчисляется:

а) со дня заключения договора;

б) со дня возникновения права на иск;

в) со дня подачи иска;

г) с момента исполнения обязательств.

19. Последствия истечения срока исковой давности:

а) утрата права на иск в процессуальном смысле;

б) утрата права на иск в материальном смысле;

в) невозможность для должника исполнить обязательство;

г) возникновение право на иск.

20. Право пользование включает:

а) право отчуждения имущества;

б) право извлечения из имущества его полезных свойств;

в) право передачи имущества в аренду;

г) право уничтожить имущество.

21. Наиболее полно может распоряжаться, владеть и пользоваться имуществом лицо, обладающее им на праве:

а) хозяйственного ведения:

б) оперативного управления;

в) собственности;

г) пользования.

22. Виндикационный иск - это:

а) иск о признании права собственности;

б) иск о защите права владения;

в) иск об обязании исполнить договор;

г) иск об устранении препятствий в пользовании имуществом.

23. Для осуществления перевода долга необходимо:

а) согласие должника;

б) согласие кредитора;

в) уведомление должника;

г) уведомление кредитора.

24. Способ обеспечения исполнения обязательств, не зависящий от обеспечиваемого требования:

б) задаток;

в) поручительство;

г) банковская гарантия.

25. Предметом залога может быть:

а) право на имя;

б) право на возмещение вреда здоровью;

в) право па пользование земельным участком;

г) деловая репутация.

26. Существенными считаются условия договора:

а) определенные законом или договором;

б) определенные законом и договором;

в) установленные заинтересованными лицами;

г) третьими лицами.
4. Ситуационные задачи

Задача 1

25 июля акционерное общество «Витязь» арендовало у ЖСК помещение на первом этаже жилого дома под офис сроком на одни год. 12 декабря следующего года в результате неправильной установки жильцами санитарной техники произошло затопление офисного помещения, в результате чего пришли в негодность паркетное покрытие, стеновые панели и частично мебель офиса.

Акционерное общество предъявило ЖСК претензию о возмещении убытков, понесенных в результате восстановления отделки офиса, платы за временную аренду другого помещения, а также упущенной выгоды, так как АО не могло работать с клиентами. ЖСК отказался от выплаты указанной суммы, мотивируя это тем, что срок договора истек, и никакие требования к нему предъявить нельзя.

АО «Витязь» обратилось с иском в суд.

1. Дайте понятие договора аренды.


  1. Что такое убытки и каков порядок их взыскания?

  2. На основании чего и кому АО «Витязь» должно предъявить требования?

  3. Какой орган будет рассматривать спор?

  4. Какое решение должно быть верным в данной ситуации?

  5. Напишите исковое заявление от имени АО «Витязь».

В учебнике рассмотрены основные понятия теории права, раскрыты важнейшие положения Конституции Российской Федерации, определяющие основы конституционного строя, правовой статус личности в РФ, систему высших органов государственной власти России, дан обзор судебной системы и правоохранительных органов РФ. Для активного усвоения содержания в конце каждой главы предлагаются вопросы для собеседования, задачи и практические задания к курсу. Наглядный графический материал удачно дополняет текстовую часть книги. В приложении приведен полный текст Конституции РФ.
Учебник написан в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Примерной программой учебной дисциплины и предназначен для студентов техникумов и колледжей.

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Слово «норма» происходит от латинского «norma», что означает правило, образец, стандарт. На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе и т. д. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы.

Первую группу составляют правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм, т. е. таких правил, выполнение которых помогает человеку безвредно использовать в своей деятельности достижения техники, работать с естественными (природными) и искусственными объектами. Примерами технических норм могут служить правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья и т. п.

Ко второй группе правил относятся нормы, регулирующие общественные отношения. Их называют социальными нормами. Под социальными нормами понимаются общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе. Социальные нормы разнообразны. Одни из них воплощают в себе интересы отдельных социальных групп, другие носят всеобщий характер, выражают ценностные ориентации, свойственные всем людям. Последние нормы оказывают особенно большое воздействие на жизнь общества.

СОДЕРЖАНИЕ
От авторе 3
Глава 1. Право в системе социального регулирования 5
Глава 2. Формы (источники) права 17
Глава 3. Правовая норма 39
Глава 4. Система российского права 53
Глава 5. Правоотношения 63
Глава Б. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность 79
Глава 7. Конституция РФ - основной закон государства. Основы конституционного строя РФ 103
Глава 8. Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации 121
Глава 9. Система органов государственной власти в Российской Федерации 147
Глава 10 Судебная система РФ 163
Глава 11. Правоохранительные органы Российской Федерации 185
Список литературы 202
Приложение 1. Конституция РФ 203
Приложение 2. Всеобщая декларация прав человека 244
Приложение 3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (извлечение) 250.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы права, Румынина, 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

1. Состояние законности в обществе выражает понятие:

А) система права;

Б) норма права;

В) правовое поведение;

Г) правовая культура.

2. Источником государственного права является:

А) Указ Президента;

Б) Конституция;

В) закон, принятый Государственной Думой;

Г) постановление правительства.

3. Правотворчество — это деятельность по:

А) подготовке правовых актов;

Б) изданию правовых актов;

В) совершенствовани ю правовых актов;

Г) все вышеперечисленно е.

4. К нормативно-право вым актам не относится:

А) приказ министра;

Б) Конституция;

В) обычай;

Г) указ президента.

5. Правосознание — это:

А) совокупность взглядов, установок, целостных ориентаций, выражающих отношение отдельных людей и социальных групп к праву;

Б) правовое воспитание, формирующее правовые установки, отношения, мотивы деятельности в сфере, регулируемой правом;

В) совокупность поступков, соответствующих нормам права;

Г) система идеальных элементов, относящихся к сфере действия права.

6. Право возникает одновременно с появлением:

А) религиозных воззрений;

Б) общественных институтов;

В) человека современного типа;

Г) государства.

7. К признакам права не относятся:

А) официальная форма правовых норм;

Б) охрана норм государством;

В) поддержка обществом правовых норм;

Г) обязательность норм для населения государства.

8. Судебный прецедент — это:

А) норма права, содержащаяся в законе;

Б) решение по конкретному делу, имеющее силу правовой нормы;

В) правило поведения, сложившееся в силу повторяемости;

Г) решение по делу, принятое государственными органами.

9. Гражданское правонарушение — это:

А) нарушение правил дорожного движения;

Б) несоблюдение правил пожарной безопасности;

В) неисполнение взятых обязательств;

Г) прогул без уважительных причин.

10. Административный проступок — это:

А) нарушение общественного порядка;

Б) нарушение порядка деятельности трудового коллектива;

В) нарушение воинской дисциплины;

Г) проступки, связанные с выполнением служебных обязанностей.

А) гражданском;

Б) уголовном;

12. Отношение между частными лицами регулирует право:

А) семейное;

Б) финансовое;

В) гражданское;

Г) частное.

13. Отношения между человеком и исполнительной властью регулирует право:

А) конституционное;

Б) гражданское;

В) административное;

Г) публичное.

14. Гражданское право относится к:

А) обычному праву;

Б) публичному праву;

В) частному праву;

Г) правам человека.

15. Гражданское право — это отрасль права, которая:

А) регулирует общественные отношения, возникающие в деятельности государственного управления;

Б) определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для общественных отношений;

В) регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные имущественные отношения;

Г) регулирует основы социально-эконом ического, политического, территориального устройства.

16. С какого возраста можно с согласия с родителей заниматься предпринимательс кой деятельностью:

А) с 14 лет;

Б) с 15 лет;

В) с 16 лет;

Г) с 18 лет.

17. С какого возраста человек может принимать в подарок ценную вещь:

А) с рождения;

Б) с 14 лет;

В) с 16 лет;

Г) с 18 лет.

18. Гражданин П., находясь в затруднительном финансовом положении, решил возвратить взятые в долг у гражданина К. деньги по частям, что не было предусмотрено долговым обязательством. Желая получить всю сумму сразу, гражданин К. обратился в суд. Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения дела в суде?

А) Гражданского;

Б) Административног о;

В) Уголовного;

Г) Кооперативного.

19. Соглашения двух или более лиц, санкционирующее возникновение, изменение или прекращение правоотношений, называют:

А) прецедентом;

Б) нормативным актом:

В) традицией;

Г) договором.

20. Что из перечисленного ниже правильно характеризует связь между Конституцией и другими нормативными актами:

А) Конституция принимается в соответствии с другими нормативными актами;

Б) нормы Конституции равны по значению нормам других нормативных актов;

В) все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией;

Г) нормативные акты принимаются без согласования с положениями Конституции.

Ключ к тесту.

Основы права. Румынина В.В.

М. : 2005. - 2 56 с.

В учебнике рассмотрены основные понятия теории права, раскрыты важнейшие положения Конституции Российской Федерации, определяющие основы конституционного строя, правовой статус личности в РФ, систему высших органов государственной власти России, дан обзор судебной системы и правоохранительных органов РФ. Для активного усвоения содержания в конце каждой главы предлагаются вопросы для собеседования, задачи и практические задания к курсу. Наглядный графический материал удачно дополняет текстовую часть книги. В приложении приведен полный текст Конституции РФ.

Учебник написан в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Примерной программой учебной дисциплины и предназначен для студентов техникумов и колледжей.

Формат: pdf / zip

Размер: 4 ,9 Мб

Скачать: ifolder.ru

Onlinedisk

СОДЕРЖАНИЕ
От авторе 3
Глава 1. Право в системе социального регулирования 5
Глава 2. Формы (источники) права. 17
Глава 3. Правовая норма 39
Глава 4. Система российского права 53
Глава 5. Правоотношения 63
Глава Б. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность 79
Глава 7. Конституция РФ - основной закон государства. Основы конституционного строя РФ 103
Глава 8, Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации 121
Глава 9. Система органов государственной власти в Российской Федерации 147
Глава 10 Судебная система РФ 163
Глава 11. Правоохранительные органы Российской Федерации 185
Список литературы 202
Приложение 1. Конституция РФ 203
Приложение 2. Всеобщая декларация прав человека 244
Приложение 3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (извлечение).... 250



 

Возможно, будет полезно почитать: