Что такое тру по 44 фз. Административная практика по использованию ктру

2.2. Народнохозяйственный кругооборот

Модель народнохозяйственного кругооборота это модель экономической системы, описывающая потоки товаров и услуг, которыми обмениваются экономические субъекты, сбалансированные потоками денежных платежей.

В макроэкономике различают два типа количественных переменных: запасы и потоки.

Запас – показатель, измеряемый как количество на данный момент. Поток – величина, измеряемая как количество в единицу времени.

Например, запас – имущество потребителя, поток – его доходы и расходы; запас – количество безработных, поток – количество людей, теряющих работу; запас – накопленный капитал в экономике, поток – объем инвестиций; запас – государственный долг, поток – дефицит бюджета.

В теории макроэкономики различают три основные модели кругооборота.

Модель кругооборота в закрытой экономике, в которой участвуют только две группы экономических субъектов: домашние хозяйства и фирмы (рис. 2.1).


В этой модели отсутствуют государство и внешний мир, т. е. предполагается замкнутая экономическая система, где доходы одних экономических субъектов показываются как расходы других экономических субъектов. Например, расходы фирм на ресурсы в то же время выступают как доходы домашних хозяйств, а поток потребительских расходов составляет доход фирм от продажи готовой продукции. Модель предполагает, что объем продаж фирм равен объему доходов домашних хозяйств. Потоки «доходы-расходы» и «ресурсы-продукция» совершаются одновременно в противоположных направлениях и постоянно возобновляются.

Чтобы в данной модели наблюдалось равновесие, необходимо следующее:

Национальный доход должен быть равен расходам на его приобретение: Y = потребительские расходы + плановые инвестиции. Если же кроме запланированных инвестиционных расходов существуют неплановые инвестиции, то экономическая система выходит из равновесия;

Соблюдение тождества инвестиций и сбережений на финансовом рынке: С +I = С + S или I = S, поскольку расходы на ВНП и доходы, полученные в результате его производства, равны.


Государство участвует в регулировании экономики тремя основными способами (рис. 2.2):

Собирает налоги и осуществляет социальные выплаты определенным категориям граждан: тем, кто «еще» не работает (например, стипендии), и тем, кто «уже» не работает (пенсии, пособия). Налоги государство собирает и с предприятий, и с отдельных граждан, но в модели кругооборота предполагается, что экономические субъекты разделены по функциональному назначению и собственники фирм, уплачивающие налоги, находятся в сфере домохозяйства. Поэтому домохозяйства уплачивают налоги, получая трансферты, разница между ними образует чистые налоги;

Выступает в качестве покупателя на рынке благ, где осуществляются государственные закупки товаров и услуг. Государственные закупки – это закупки на строительство и содержание школ, дорог, армии и государственного аппарата управления. Помимо затрат на товарном рынке государство осуществляет расходы на оплату труда государственных служащих, поэтому эти расходы также входят в государственные закупки;



Оказывает косвенное воздействие на экономику, регулируя количество денег в экономике. Государственные расходы по закупке и налоги, как правило, не совпадают по величине. Разница между чистыми налогами и государственными расходами образует сбережения государства. Если сбережения государства – величина положительная, то они составляют бюджетный избыток, если отрицательная – бюджетный дефицит, который может быть профинансирован эмиссией денег или облигаций. Сбережения государства, как и сбережения домохозяйств, направляются в сектор имущества.

Модель кругооборота с участием заграницы (рис. 2.3). Еще сложнее становится модель, когда в нее вводится иностранный сектор, который замкнутую систему превращает в открытую экономику. Иностранный сектор (внешний мир, заграница) связан с экономической системой тремя способами:

Через импорт товаров и услуг;

Через экспорт товаров и услуг;

Через международные и финансовые организации.


Реальный и денежный потоки совершаются свободно, если совокупные расходы домашних хозяйств, фирм, государства и внешнего мира равны совокупному объему производства.

Разница между экспортом и импортом образует чистый экспорт, который направляется на рынок благ, но не поступает в сектор имущества.



Если экспорт не покрывает импорта, то разница должна быть оплачена посредством займов у иностранных финансовых посредников или путем продажи реальных или финансовых активов иностранным покупателям. Такие операции называются чистым притоком капитала.

Приток капитала – чистая величина, полученная посредством займов у иностранных финансовых посредников, а также посредством продажи реальных или финансовых активов иностранным покупателям.

Отток капитала – чистая величина кредитов, выданных иностранным заемщикам, и средств, использованных для покупки реальных или финансовых активов у иностранных продавцов.

В рыночной экономике расход одного субъекта является доходом другого субъекта, и наоборот. В связи с этим все бюджеты экономических субъектов взаимосвязаны, а в экономике страны возникает кругооборот денег. С этих позиций кругооборот представляет собой совокупность бюджетов всех экономических субъектов в их взаимосвязи.

Народно-хозяйственный кругооборот может быть представлен четырьмя способами:

Уравнением;

Таблицей (матрицей);

Диаграммой (схемой);

Бухгалтерским счетом, который используется для построения системы национального счетоводства.


Бюджет будет сбалансирован, если суммарные значения указанных потоков будут равны у всех экономических субъектов: Домашние хозяйства:

Y = С + Т + S.


Y + Z = C + I + G + E.


Государство:

G = T +(G – T).


Заграница:

Z = E + (Z – E),


где (Z – Е) – сальдо торгового баланса.

Основные потоки народно-хозяйственного кругооборота представлены в виде схем (рис. 2.1–2.3). В открытой экономике с государственным вмешательством из потока «доходы-расходы» происходят «утечки» и одновременно вливания дополнительных средств в виде «инъекций».

«Утечки» – это доход, который не используется семейными хозяйствами для покупки произведенной внутри страны продукции. Они выступают в виде сбережений, налоговых платежей и импорта (S + Т+ Z).

«Инъекции» – расходы на финансирование национального продукта – инвестиции, государственные закупки, расходы на экспорт (I+G+E).

Исходя из равенства национального продукта и национального дохода имеем:

C + I+G + (E-Z) = C+T + S.

После преобразования уравнения получим: I+G + E = S + T + Z,

т. е. общая сумма «инъекций» равна общей сумме «утечек». Уравнение «утечек» и «инъекций» можно представить в виде:


I+(G-T)=S + (Z-E),

где S – внутренние сбережения; 2-Е– чистый импорт, финансируемый притоком капитала.

Глава 3. Рынок товаров и услуг

3.1. Совокупный спрос и его составляющие

Совокупный спрос (AD) – это суммарные расходы макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике в течение определенного периода времени. AD включает в себя следующие элементы:

Потребительские расходы домохозяйств (С);

Инвестиционные расходы фирм (I);

Государственные закупки (G);

Чистый экспорт (NE).


Потребление. Как известно, объем потребления (С) прежде всего определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Динамика потребления в долгосрочном периоде связана с величиной доходов, имущества и уровнем цен. Анализ совокупного спроса концентрируется главным образом на факторах реального потребления (номинальной стоимости потребления, разделенной на индекс цен).

Инвестиции. Инвестиции (I) включают в себя частные закупки недвижимости, оборудования и запасы. Объем инвестиций определяется в основном уровнем выпуска, стоимостью капитала, ожиданиями будущей конъюнктуры.

Государственные закупки. Государственные закупки товаров и услуг (G) включают в себя, например, покупку правительством оружия, строительного оборудования, финансирование государственных школ.

Чистый экспорт. Чистый экспорт (NE) равен разности между стоимостью экспорта и импорта. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт определяется доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом.

Таким образом, совокупный спрос может выражен:

AD = С + I + G + NE.

На совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Важнейшей детерминантой совокупного спроса выступает цена.

Кривая совокупного спроса (AD) показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено при каждом данном уровне цен.

Изменение объема совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой AD. Согласно количественной теории денег:

Y d = MV/P,

где Р – уровень цен в экономике, Y d – реальный объем дохода; М – количество денег в экономике; V– скорость обращения денег.


На рис. 3.1 приведены различные сочетания P и Y (при постоянном предложении денег).

На оси абсцисс – реальный ВНП, или реальный объем производства, на оси ординат – уровень цен, или дефлятор, т. е. не абсолютный, а относительный показатель.

Кривая AD направлена вниз, так как рост цен (Р ) сокращает реальные запасы денежных средств (М/Р).

Следовательно, спрос на товары и услуги сокращается (Y↓). Этим объясняется обратная зависимость между величиной AD и уровнем цен (при условии, что предложение денег и скорость их обращения фиксированы).

Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя эффектами:

эффектом Кейнса (эффектом процентной ставки);

эффектом Пигу (эффектом реальных кассовых остатков, или эффектом богатства);

эффектом импортных закупок.


Эффект Пигу (реальных кассовых остатков, или богатства) означает уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, что приводит к сокращению потребления и, следовательно, совокупного спроса:

Р , => M/P ↓, => C , => AD ↓.


Эффект импортных закупок заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта. Следовательно, сокращается совокупный спрос в национальной экономике:

Помимо вышеперечисленных ценовых факторов на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы, которые вызывают изменение характера совокупного спроса.

Изменение спроса приводит к смещению кривой AD. К неценовым факторам AD относится все то, что влияет:

на потребительские расходы домохозяйств (благосостояние потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге);

на инвестиционные расходы фирм (процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, налоги на бизнес);

на государственные расходы (государственная политика);

на чистый экспорт (колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т. д.).

Кроме того, важно помнить еще два неценовых фактора: предложение денег и скорость обращения денег (вспомним количественную теорию денег).

Изменение совокупного спроса иллюстрируется на рис. 3.2.

На рис. 3.2 показано отклонение кривой AD вправо от AD – > AD 2 . Данный сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг увеличивается. Сдвиг кривой AD влево от АВ Х – > AD 3 показывает сокращение совокупного спроса, означающее, что индивиды будут приобретать меньший объем товаров и услуг, чем прежде при различных уровнях цен.


Изменение в объеме AD наблюдается при условии, что изменяется один или несколько факторов, влияющих на AD, которые прежде предполагались неизменными.

3.2. Потребительский спрос. Концепции потребительского выбора

Потребительский выбор на макроуровне зависит от решений экономических субъектов, как распорядиться своим доходом: какую часть потратить сегодня, а какую отложить на будущее.

Все концепции потребительского выбора можно разделить на две группы:

Величина дохода выступает как экзогенный параметр (модели Дж. М. Кейнса, Ф. Модильяни, М. Фридмена);

Величина дохода выступает как эндогенный параметр (неоклассическая модель).

Кейнсианская концепция потребления

В своей концепции потребления Дж. М. Кейнс исходил из гипотезы абсолютного дохода. Он обратил внимание на то, что субъекты формируют свое потребление в зависимости от полученного ими текущего дохода.

В отличие от представителей классической школы Кейнс считал, что распределение дохода на потребление и сбережение зависит не от процентной ставки, а от предпочтений потребителя. Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, характеризующий поведение потребителей, склонных, как правило, увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере, в какой растет их доход.

Желание людей сберегать часть дохода обусловлено:

Стремлением обеспечить резерв на случай непредвиденных обстоятельств;

Стремлением обеспечить свою старость, дать образование детям, необходимостью содержать иждивенцев;

Желанием обеспечить доходы в форме процента;

Желанием наслаждаться чувством независимости;

Намерением обеспечить необходимые средства для коммерции;

Желанием оставить наследство;

Просто скупостью.

К такому выводу Кейнс пришел исходя из «знания человеческой природы» и «детального изучения прошлого опыта».

Психологический фактор отражается в средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению.


Средняя склонность к потреблению (АРС) – это выраженная в процентах доля любого общего дохода, которая идет на потребление:



Средняя склонность к сбережению (APS) – это выраженная в процентах доля любого общего дохода, которая идет на сбережения:



Но величина дохода меняется: растет или сокращается. Реакцию потребителя на изменение дохода выражают предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению.

Термин «предельный» используется для обозначения дополнительных, добавочных величин.

Предельная склонность к потреблению (С Y ) – доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода:



где ∆С – прирост расходов на потребление; ∆Y


Предельная склонность к сбережению (S Y ) – доля прироста сбережений при любом изменении располагаемого дохода:


где ∆S – прирост сбережений; ∆Y – прирост располагаемого дохода.


Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению для любого изменения дохода после уплаты налогов всегда равна единице:


С Y +S Y = 1.

Основные положения теории Дж. М. Кейнса следующие:

1. Потребление – функция от располагаемого дохода:

где Y V – располагаемый доход, который равен Y – Т.


2. Предельная склонность к потреблению характеризует прирост потребительских расходов на единицу прироста располагаемого дохода:

0<С Y <1.


3. По мере роста дохода доля дохода, направленная на потребление, уменьшается, поскольку богатые склонны больше сберегать, чем те, кто беден:


Таким образом, кейнсианская функция потребления будет иметь следующий вид:


С = С 0 + С Y Y V ,


где С 0 – величина автономного, не зависящего от располагаемого дохода, потребления.

Автономное потребление характеризует минимальный уровень потребления, необходимый людям. В случае отсутствия дохода люди будут брать в долг или сокращать размер имущества. На рис. 3.3 изображена кейнсианская функция потребления, которая поднимается на некоторую величину автономного потребления над осью абсцисс. Соответственно функция сбережений будет иметь вид:


S = S 0 + S Y Y V ,


где S Y – предельная склонность к сбережению.


Теория Кейнса была проверена в 1942 г. на статистических данных за 1929–1941 гг. На основе этих сведений функция потребления выглядела следующим образом:

С= 47,6 + 0,73 Р.


Исследователи пришли к выводу, что данная формула приемлема только для краткосрочного анализа.


В 1946 г. американский ученый С. Кузнец на основе обработанных данных за 1869–1940 гг. пришел к выводу, что по мере роста дохода средняя склонность к потреблению оставалась постоянной. Это открытие на протяжении ряда лет оставалось загадкой для исследователей.

Экономисты стремились узнать, почему теория потребления Кейн-са подтверждалась на данных бюджетов домохозяйств при анализе краткосрочных временных рядов и оказалась неприемлемой для долгосрочного периода. Существует целый ряд концепций, объясняющих эту загадку.

Межвременной потребительский выбор И. Фишера

Ирвинг Фишер выдвинул гипотезу о том, что при принятии потребительских решений рациональные экономические субъекты учитывают не только текущий, но и будущий доход, получаемый на протяжении жизни, и поставил проблему межвременного потребительского выбора.

Уравнение межвременного бюджетного ограничения потребителя показывает все возможные сочетания потребления в 1-м и во 2-м периодах. Факторами, определяющими функции потребления и сбережения, являются доход и процентная ставка.

Функция потребления И. Фишера отражает зависимость потребительских расходов от текущей (денежной) стоимости дохода за все периоды жизнедеятельности.

Проблема выбора стоит перед потребителем, живущим в двух временных периодах: молодость (доход Y l ) и старость (доход Y 2).

В первый период индивид потребляет и сберегает:

Y l = C 1 + S 1 (3.1)


C 1 = Y l – S 1 ; S 1 = Y l – C 1 , (3.2)


где C 1 – потребление 1-го периода; S 1 – сбережения 1-го периода.


Если разница между Y l и C 1 – отрицательная величина, то экономический субъект вынужден заимствовать. В дальнейшем он выплачивает долг и проценты по нему.

Во втором периоде индвивид имеет доход Y 2 . Он потребляет, но не сберегает, однако пользуется сбережениями (включая процент по ним), сделанными заблаговременно в первый период жизни. Тогда:


С 2 = Y 2 + S 2 (1 + r ) = Y 2 + (Y 1 – C 1)(1 + r )), (3.3)


где r – реальная ставка процента.

Раскроем скобки в выражении (3.3) и перенесем влево элементы потребления. В результате получим:



Разделим обе части уравнения (3.4) на 1+r , тогда:



Мы получили уравнение межвременного бюджетного ограничения потребителя, которое показывает, какой суммой средств должны располагать потребители в течение двух жизненных периодов.

Предпочтения потребителя между потреблением в 1-м и 2-м периодах представлены с помощью кривых безразличия.

Каждая кривая безразличия характеризует равный уровень полезности для потребителя разных наборов потребления сегодня и в будущем. Для потребителя предпочтительны более высокие кривые безразличия, так как они обеспечивают большее потребление.

Потребители, максимизируя свою полезность, стремятся достичь более высокой кривой безразличия. Однако их стремления ограничены межвременным бюджетным ограничением.

Оптимальное сочетание потребления 1-го и 2-го периодов достигается в точке О, где наивысшая кривая безразличия, которую может достичь потребитель, является касательной к линии бюджетного ограничения (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Оптимум потребителя


Наклон кривой безразличия выражает предельную норму замещения (MRS).


Наклон линии бюджетного ограничения равен 1 + r. Следовательно, в точке О: MRS = 1 + r.


На потребление оказывают влияние:

Рост дохода;

Изменение уровня процентной ставки.


Рост дохода в 1-м или 2-м периодах сдвигает линию бюджетного ограничения вправо. Если потребление в 1-м и 2-м периодах– нормальные блага, то рост дохода увеличивает потребление в обоих периодах.

Изменение реальной процентной ставки. С ростом процентной ставки потребление в первом периоде сократится, а во втором увеличится.

Влияние роста реальной ставки процента выражается в эффекте дохода и эффекте замещения.

Эффект дохода – изменение в потреблении, вызванное переходом к более высокой кривой безразличия.

Эффект замещения – изменение в потреблении, вызванное изменением относительной цены потребления в оба периода. Если ставка процента повышается, то потребление 2-го периода становится более дешевым по сравнению с потреблением в 1-м периоде.

Из изложенного вытекает, что потребление зависит от текущей стоимости дохода в данном периоде и дисконтированной стоимости будущего дохода:


Если существуют ограничения по заимствованию, т. е. С 1 ≤ Y 1 , размер потребления зависит только от уровня текущего дохода, т. е. С 1 = Y 1 .

Ограничение по заимствованию (ограничение ликвидности) – это предельная величина кредита частным лицам, предоставляемая финансовыми учреждениями, чтобы уменьшить заблаговременное расходование будущих доходов.

Теория «жизненного цикла» Ф. Модильяни

Начиная с 1950-х гг. ученые сосредоточили свое внимание на построении модели формирования потребления в зависимости от дохода как единственного фактора. Модели «жизненного цикла» Ф. Модильяни и «перманентного дохода» М. Фридмена основаны на положении, согласно которому потребление в каждом периоде жизни зависит не от текущего дохода, а дохода, ожидаемого на протяжении всей жизни.

Согласно теории «жизненного цикла» Ф. Модильяни, доход колеблется на протяжении жизни человека:

В молодости люди берут в долг, рассчитывая на высокие заработки в зрелости. После выхода на пенсию потребление обеспечивается накопленными сбережениями предыдущего периода;

Основной причиной колебания дохода является выход на пенсию, когда происходит значительное снижение доходов. Поэтому, чтобы не снизить резко уровень потребления, большинство людей откладывают средства к моменту выхода на пенсию. Таким образом, весь ожидаемый за годы жизни поток денежных доходов равномерно распределяется для текущего потребления.

Рассмотрим, как влияет стимул к сбережению на функцию потребления.

Допустим, что некий потребитель предполагает:

Прожить лет – T ;

Располагает богатством – W;

Ожидает получить доход – Y;

До момента выхода на пенсию планирует проработать лет – R.

Ресурсы, которыми потребитель располагает на протяжении жизни, складываются из начального богатства (W ) и (R х Y ) дохода. При этом мы не учитываем процент на сбережения, т. е. отвлекаемся от ставки процента.

Поскольку W + (R х Y ) распределяются равномерно по Т годам, то ежегодно потребляется:

Можно записать, что функция потребления для рационального потребителя выглядит как:

Совокупная функция потребления для экономики страны выглядит так:


где α – предельная склонность к потреблению по накопленному богатству; β – предельная склонность к потреблению по доходу.

Модель была проверена на статистических данных в 1963 г., и функция потребления для экономики страны выглядела следующим образом:

С = 0,06 W +0,7 Y.


Франко Модильяни за свой вклад в науку получил в 1985 г. Нобелевскую премию. Нобелевская лекция Модильяни называлась «Жизненный цикл, сбережения граждан и богатство нации».

Функция потребления Модильяни в течение жизненного цикла предполагает, что средняя склонность к потреблению:

Результаты, полученные Модильяни и Андо, были обнадеживающими, однако в дальнейшем выяснилось, что старики не расходуют сделанные сбережения полностью.

Экономисты выделяют следующие причины, побуждающие стариков оставлять наследство: из альтруизма (Роберт Барро); как инструмент влияния на детей (Бернхейм, Шлейфер и др.); непреднамеренностью наследства, так как людям неизвестно, сколько лет они проживут; богатство не ради будущего потребления, а ради престижа.

Из гипотезы жизненного цикла был сделан важный вывод о том, что программы социального обеспечения (например, доплаты к пенсиям) приводят к уменьшению сбережений людей среднего возраста, поскольку им не нужно будет много сберегать, чтобы обеспечить адекватный уровень потребления в старости.

Теория перманентного дохода М. Фридмена

Милтон Фридмен предложил для объяснения поведения потребителей гипотезу постоянного (перманентного) дохода, которая была им сформулирована в 1957 г. (FridmanM.A. Theory of Consumption Function (Princeton, N 3: Princeton University Press, 1957). Теоретическими предпосылками гипотезы послужили:

1. Идея Ф. Модильяни о том, что на протяжении жизни субъекты стремятся поддерживать стабильный уровень потребления.

2. Теория межвременного выбора И. Фишера.

В основе гипотезы перманентного дохода М. Фридмена лежит положение о том, что субъекты формируют свои потребительские расходы в зависимости не от текущего (как у Дж. Кейнса), а от постоянного (перманентного) дохода, стремясь, таким образом, обеспечить равный уровень потребления на протяжении жизни.

Перманентный доход – это доход, ожидаемый потребителями за длительный промежуток времени (это может быть несколько лет или вся жизнь). Этот доход детерминирован всем богатством человека: располагаемыми средствами (акциями, облигациями, недвижимостью) и человеческим капиталом (запас здоровья, способности, уровень квалификации и т. д.) – всем, что обеспечивает заработок субъекта. Под перманентным доходом понимается средневзвешенная величина из всех доходов, которые субъект ожидает получить в будущем, это некий средний доход. Таким образом, текущий доход (Y ) будет равен:


Y=Y p +Y t ,


где Y p – перманентный доход; Y t – временный доход.


Постоянный доход (Y p ) – это часть дохода, которая согласно ожиданиям людей сохранится в будущем, это уровень дохода, который будут получать домашние хозяйства, когда устранятся воздействия временных и преходящих факторов, таких как погодные условия, краткосрочный экономический цикл и непредвиденные прибыли или убытки.

Временный доход (Y t) – это та часть дохода, которую экономические субъекты не ожидают сохранить в будущем. Это временное случайное отклонение от дохода.

Существуют три вида шоков (отклонений) от дохода, вызывающих разную реакцию потребителя: временные (случайные), перманентные и ожидаемые в будущем.

Временные (случайные) – это такие шоки, при которых хотя текущий доход 1-го периода изменится, но это почти не повлияет на потребление, поскольку значительная часть дохода будет направлена на сбережения. Например, если рациональный субъект выиграл в лотерею крупную сумму денег, то наиболее вероятно, что он не потратит их, а распределит на длительный период времени.

Перманентные – это такие шоки, при которых растет (уменьшается) доход 1-го и 2-го периодов. В этом случае в той же пропорции изменится и потребление. Примером может служить получение более высокой должности.

Ожидаемые в будущем – это такие шоки, когда доход в 1 – м периоде не изменяется, а во 2-м периоде происходит изменение потребительских расходов. Так, если субъект ожидает повышение по службе, то есть вероятность, что он будет заимствовать денежные средства.

Потребление, по Фридмену, пропорционально постоянному (перманентному) доходу:


C=а Y p


где а – коэффициент, имеющий постоянное значение.

Важнейший вывод, вытекающий из гипотезы перманентного дохода Фридмена, касается средней склонности к потреблению. Разделим обе части уравнения на У и получим, что:


т. е. средняя склонность к потреблению зависит от отношения постоянного дохода к текущему. Таким образом, годы высокого дохода характеризуются низкой средней склонностью к потреблению, и наоборот. Следовательно, можно сказать, что Фридмену удалось разгадать «загадку» Кузнеца.

Фридмен оценил соотношение перманентного дохода и потребления за период с 1905 по 1967 г. и получил С = 0,88Рl , что в общем совпадает с результатом, полученным С. Кузнецом.

Неоклассическая функция потребления

Исходными предпосылками при построении функции потребления являются:

Теория межвременного потребительского выбора И. Фишера;

Концепция эндогенного дохода, согласно которой экономические субъекты не сталкиваются с ограничениями на рынке труда, поэтому сами определяют величину своего дохода исходя из критерия максимизации полезности, состоящей из двух благ: дохода и свободного времени. Функцию полезности можно представить:

maxU(Y, F),


где Y – доход; F– свободное время.


Доход экономических субъектов определяется по формуле:

Y=w xN+rV,

где w – реальная ставка заработной платы; N – количество отработанного времени; V– величина имущества; r – доходность имущества.


На рис. 3.5 функция полезности представлена семейством кривых безразичия (U 1 , U 2 ,U 3), которые показывают, что каждый дополнительный час труда будет сопровождаться ростом дохода (кривые безразличия имеют положительный наклон и выпуклые к оси абсцисс). Субъекты стремятся достичь более высокой кривой безразличия, но наталкиваются на бюджетное ограничение, определяемое по формуле: Y = w х N + rV. Точка касания с одной из кривых безразличия определяет величину рабочего времени (N*), необходимого для получения оптимального дохода (Y*).


Теперь исходя из теории межвременного потребительского выбора И. Фишера, определим оптимальные объемы потребления в первом и втором периодах в 2-периодной модели потребительского выбора.

На рис. 3.6 точка касания бюджетного ограничения с одной из кривых безразличия показывает объемы потребления 1-го и 2-го периодов.



Рост дохода сдвигает бюджетную линию вверх. Следовательно, субъект может достичь более высокой кривой безразличия и обеспечить более высокий уровень потребления в обоих периодах.

Рост ставки процента приводит к увеличению дохода от имущества (rV). В этом случае экономическим субъектам предоставляется возможность меньше работать, увеличивая свободное время. При повышении ставки процента тот же уровень полезности будет обеспечен сокращением текущего и увеличением будущего потребления.

Таким образом, объем потребления домохозяйств есть убывающая функция от ставки процента:


С(r) = С 0 + Y V -Сr,


где С 0 – автономное потребление, не зависящее от дохода и ставки процента; Y V – располагемый доход; Сr – параметр, показывающий, на сколько единиц изменится потребление, если процентная ставка изменится на один процентный пункт.


Правительства РФ;5) особенностей применяемых способов закупок;6) описания предмета закупки, в том числе указания на товарные знаки;7) особенностей конкурентных закупок среди СМСП. Итак… 1. Типовое положение о закупкеТиповое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении своих положений заказчиками:1) порядок подготовки/осуществления закупки;2) способы закупок и условия их применения;3) срок заключения договора по результатам конкурентной закупки. Оно также должно предусматривать особенности участия СМСП в закупкахТиповое положение и изменения в него размещаются в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения.Изменение в типовое положение – обязательно для применения всеми заказчиками, у которых положения о закупке утверждены в соответствии с типовым.

Краткий обзор изменений по 223-фз

Внимание

В декабре 2017 года на финальном заседании Правительства России был принят ряд поправок в 223-ФЗ. Обновление законопроекта было подготовлено еще в 2015 году, но одобрение получило только сейчас.


Важно

Нововведения в основной массе вступят в силу с июля 2018 года, однако ознакомиться с новшествами участники закупок имеют возможность уже сейчас. Конкурентные закупки В законе появится термин «конкурентная закупка».


Он предполагает выбор поставщика из нескольких участников путем проведения выбранной конкурсной процедуры. Одновременно с этим появится описание базовых способов приобретения продукции и услуг: аукционов, конкурсов, запросов котировок и предложений.
Для каждого определен порядок их реализации и регламентированные сроки. За заказчиком сохранится право самостоятельно выбирать тот или иной способ определения поставщика.
Разрешено использовать и дополнительные этапы, например, переторжки.

Важные изменения в 223-фз с 2018 года

Это значит, что точка зрения, высказанная ранее Минэкономразвития РФ, получила законодательное подтверждение. Причем будет исключена возможность ее другого толкования.


2. Перечень отношений, на которые действие Закона № 223 не распространяется, расширится. В частности, в этот список войдут закупки, проводимые у юридических лиц, которые в соответствии с Налоговым Кодексом России взаимозависимы с заказчиком.
Перечень таких компаний необходимо будет не только отразить в положении о закупке, но и представить обоснование причин включения в это положение каждой компании. 3. В типовом положении нужно будет приводить дату, до наступления которой указанные предприятия и учреждения обязаны привести своё положение о закупках в полное соответствие с типовым.
Утвержденное положение надо будет размещать в ЕИС. Изменения такого положения будут размещаться в этой системе аналогичным образом. 4.

Изменения по 223-фз с 1 января 2018 года

Старая форма отчета больше приниматься не будет. В связи с этим заказчикам следует внимательно изучить новую структуру документа. Закрытые закупки Правительству России предоставлено право определять перечень закупок, которые реализуются в закрытом режиме.

Инфо

Для этих целей будут приобретаться отдельные торговые площадки. Перечень конкретных ЭТП еще окончательно не сформирован и в любой момент может быть скорректирован.


Пройти регистрацию на такой площадке смогут только определенные организации. Для этого они должны будут иметь соответствующее персональное приглашение. Обжалование действий Корректировки внесены и в перечень действий, разрешенных к обжалованию. Обращаться в ФАС теперь могут только те компании, которые подавали заявки на участие в рассматриваемой закупке.

Компания

Теперь в список действий входят:

  1. Нарушения, которые допустил заказчик при проведении закупки.
  2. Отсутствие в ЕИС положения о закупке отдельного заказчика, а также прочей информации обязательной к размещению.
  3. Предъявление заказчиком избыточных требований к участникам.
  4. Приобретение заказчиком товаров или услуг при отсутствии утвержденного положения о закупке.

С июля этого года обжаловать можно будет и действия операторов торговых площадок. Рассмотрение всех поступающих жалоб будет проводиться на основании только тех доводов, которые отвечают предмету рассматриваемого вопроса. При этом оспорить решение ФАС на том основании, что вопрос не входит в ее компетенцию будет крайне сложно.

223-фз. обзор основных изменений 2018 года

  • Заказчики, заключившие за прошедший год контрактов на общую сумму менее 50 миллионов рублей.
  • Все выявленные в ходе мониторинга нарушения будут фиксироваться. По результатам проверки наложат соответствующее взыскание.
  • Обновление формы отчета о закупках Уже с января 2018 года будет изменена форма отчета о закупках. Среди основных нововведений отмечают:
  1. Сведения о договорах, заключенных с представителями малого бизнеса будут вноситься в отдельные графы.
  2. Появится строка, в которую нужно внести информацию об общем объеме закупок за год. При этом приобретение товаров и услуг у МСП выносится отдельно. После эти две цифры суммируются.
  3. Для каждой категории договоров нужно, как и раньше, указать общую стоимость и количество реализованных контрактов. Отдельно отображается число контрактов, срок исполнения которых более года.

Типовое положение о закупках по 223-фз с учетом последних изменений

Установлено правило о том, что при рассмотрении жалобы антимонопольный орган будет ограничен лишь доводами, которые составляют предмет обжалования. Другие положения законопроекта 1. В документации и извещении вместо информации о начальной цене договора может быть установлена цена единицы товара (услуги, работы), максимальная цена договора или формула определения цены контракта, а также её максимальное значение.

2. Перечень закупок, информацию о которых заказчик будет иметь право не размещать в ЕИС, расширился. Так, были добавлены:

  • закупки финансовых услуг, включая услуги по размещению депозитов и получению кредитов;
  • закупки, касающиеся исполнения договоров аренды, субаренды, купли-продажи, договоров управления муниципальным либо государственным имуществом и других договоров, которыми предусматривается переход прав владения (пользования) недвижимостью.

Важные изменения в регулировании закупок по закону № 223-фз

Договор по результатам конкурентной закупки с участием СМСП заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью. Предусматривается возможность составления протокола разногласий и обязанность заказчика указывать причины отказа учесть замечания.Разумеется, формат данного обзора позволяет указать и прокомментировать лишь ключевые изменения, упуская технические подробности и частные моменты нововведений. Вполне возможно, что некоторые из отмеченных проблем еще будут устранены до вступления соответствующих норм в силу, в чем мы тоже постараемся принять участие.Так же, другим законом (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/261318-7), устанавливаются особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) рядом заказчиков-субъектов 223-ФЗ.
Электронные закупки В 223-ФЗ будет введено понятие «Электронной формы закупки». Так именуются все процедуры приобретения товаров и услуг, реализуемые посредством функционала ЭТП. В законе появится точное определение торговой площадки, основные требования, предъявляемые к ней, а также ответственность оператора за нарушение норм. Теперь заказчики обязаны проводить закупки в электронной форме. Перечень исключений из этого правила должен быть приведен в положении о закупках. Выбор электронной торговой площадки также остается правом заказчика. Все участники закупки обязаны использовать усиленную квалифицированную подпись. Поправки в действующее законодательство расширят и полномочия Правительства России. Теперь оно может формировать список ЭТП, которые отвечают установленным требованиям. Кроме того, Правительство будет определять правила ведения электронного документооборота.

Перечень изменений в положение о закупках тру по 223 ap в 2018г

Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Заявка на участие в электронных конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из 2 частей: описание продукции (без раскрытия сведений об участнике закупки, за раскрытие – отклонение заявки (до последних изменений в законе №44-ФЗ формулировки были мягче – там не предполагались санкции за раскрытие подобной информации и в первой части заявки. Хотя очевидно, что ничто не мешает заинтересованному участнику закупки и сейчас неофициально информировать о своем участии заказчика (от прямого сообщения до характерных информационных пометок в заявке (нюансы форматирования и др.).)); сведения об участнике (включая соответствие единым квалификационным требованиям), окончательном предложении и других условиях исполнения договора. 10.
Как изменятся нормы Закона № 223 об обжаловании С начала 2018 года стало можно обжаловать действия или бездействие не только заказчиков, но и операторов ЭТП, а также закупочной комиссии. Расширился перечень случаев, при возникновении которых возможно обращение с жалобой в антимонопольный орган. В этот перечень добавлены новые пункты:

  • проведение заказчиком закупок с нарушением положения о закупке или (и) норм Закона № 223;
  • нарушение оператором ЭТП Закона № 223 при проведении закупки (вступает в силу с 01.07.2018 г.).

2. Появилась норма, на основании которой при совершении обжалуемого действия либо бездействия после окончания установленного срока подачи заявок, их может обжаловать лишь подавший заявку участник закупки. 3.
Это значит, что к нему будут в полной мере относиться правила контрактной системы, а именно необходимость: Типовое положение о закупках Скачать образец (файл) -обосновывать начальную цену договора с единственным поставщиком; — выбирать способ закупки; — проводить закупки у СМП и СОНО; устанавливать требования к участникам, оценивать их заявки; — создавать комиссию по закупкам; — направлять в ФАС сведения о недобросовестных исполнителях для включения в РНП. Однако заказчикам по-прежнему не нужно будет согласовывать с антимонопольной службой закрытые процедуры выбора поставщика, а также направлять уведомления о закупках у единственного поставщика, которые не состоялись. Как будет выглядеть типовая форма положения по 223-ФЗ с новыми изменениями Структура похожа на ту, что существовала раньше, однако есть ряд изменений.

Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.

  1. (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
  2. (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
  3. (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик). Детально статью 34 можно изучить здесь;
  4. (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
  5. (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
  6. (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
  7. (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
  8. (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.

В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.

Основные моменты

Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):

  • соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
  • компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
  • деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
  • у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
  • у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
  • по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
  • компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.

Условия проведения госзакупок:

  • Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
  • Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
  • Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
  • По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.

Разница между ФЗ 44 и ФЗ 223

Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.

Требования к заказчикам в обоих законах разные.

По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать:

  • государственные бюджетные учреждения;
  • муниципальные.

По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:

  • предприятия, где есть доля государства больше 50%;
  • организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
  • организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
  • бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).

Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?

Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:

  • изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
  • подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
  • подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
  • разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
  • назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.

Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.

Скачать текст закона

По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:

  • конкурсы;
  • аукционы (электронное размещение заказов);
  • котировки;
  • госзакупка у единственного поставщика.

Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по .

В статье читайте о том, что такое КТРУ по 44-ФЗ, где найти каталог в единой системе и как им пользоваться, приведем пошаговую инструкцию по применению.

КТРУ что это в госзакупках

Расшифровка КТРУ выглядит так: каталог товаров, работ и услуг. О нем говорится в ч. 6 ст. 23 Закона 44-ФЗ. Это список товаров, работ, услуг, которые закупают для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Он сформирован на основе общероссийского классификатора ОКПД2. Для чего нужен КТРУ по 44-ФЗ? Чтобы описание объектов закупок у разных заказчиков было приведено к единому образцу, а сами заказчики не включали в него дополнительные характеристики, которые могут ограничить конкуренцию.

Что включает позиция онлайн каталога КТРУ на 2019 год:

  • характеристики товара с конкретными значениями;
  • сведения о технических регламентах;
  • производитель;
  • цена;
  • условия поставки;
  • спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые модели.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В карточке можно увидеть дату, с которой применения информации обязательно, срок действия, код по ОКПД2, описание товара, работы или услуги, документы, различные характеристики.

Рассмотрим содержание позиции КТРУ на примере мороженой сельди. Код позиции КТРУ - 10.20.13.121-00000001, код по ОКПД2 - 10.20.14.110: Филе пресноводной рыбы мороженое. Единицы измерения - килограмм. Дата начала обязательного применения - 15.02.2019, срок - бессрочно.

Как правильно пользоваться каталогом ТРУ: пошаговая инструкция

Каталог товаров, работ и услуг - это подсистема в ЕИС, которую вы используете для описания объекта закупки. Информацию из КТРУ вы применяете в плановых документах, в извещении, документации о закупке, в контракте. Мы составили пошаговую инструкцию, которая поможет вам правильно пользоваться каталогом. Смотрите, когда его применяют и как найти в нем информацию.

Из статьи вы узнаете :
◈ Когда применяют каталог ТРУ;
◈ Что сделать, чтобы найти позицию в каталоге;
◈ Как описать объект закупки в три шага;
◈ Как добавить позицию из каталога в план закупок в ЕИС.

Пошаговая инструкция

Постановление о КТРУ

КТРУ по 44-ФЗ посвящено Постановлении Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. Этот документ содержит две части. В первой перечислены правила формирования и ведения каталога, а во второй - правила его применения. Из постановления можно узнать, в каких документах нужно использовать позиции из каталога, что именно необходимо включать в описание, как выглядит позиция КТРУ и другое.

Где найти КТРУ в ЕИС

Сайт госзакупок не так давно подвергся редизайну и пользователи иногда с трудом находят нужные разделы. Чтобы найти каталог ТРУ, в верхнем меню выберите раздел «Дополнительная информация» и кликните по первой ссылке в нем «Каталог товаров, работ, услуг» .

Чтобы найти позицию, воспользуйтесь быстрым или расширенным поиском. Быстрый поиск ищет позиции по коду и наименованию. В расширенном можно выбрать следующие критерии:

  • статус позиции - включена в КТРУ или справочник лекарств (ЕСКЛП);
  • код по ОКПД2;
  • классификация;
  • дата включения в каталог;
  • дата начала обязательного применения.

Как пользоваться КТРУ в ЕИС

Рассмотрим применение КТРУ. Информация из каталога используется при формировании следующих документов:

  • планы и планы-графики;
  • формы обоснования закупок;
  • извещения;
  • приглашения;
  • документацию о закупке;
  • контракты;
  • реестр контрактов;
  • отчеты об исполнения контрактов.

Для каждой позиции каталога указана дата, с которой ее применение обязательно. Как правило, этот момент наступает через месяц после появления позиции в ЕИС. Но заказчики могут использовать информацию и раньше этого времени.

Если позиция есть в каталоге и наступила дата ее обязательного применения, заказчики должны использовать при описании объекта закупки только те характеристики, которые указаны в КТРУ. Применение дополнительных характеристик необходимо обосновать.

Административная практика по использованию КТРУ

Рассмотрим два примера из административной практики. В первом случае участник пожаловался, что заказчик установил в описание объекта закупки параметр, не включенный в КТРУ. Во втором случае жалоба касалась того, что заказчик вовсе не использовал позицию КТРУ при описании объекта закупки.

Первый пример - Решение Рязанского УФАС России по делу № 669-03-2/2018 от 25.12.2018. Рязанский Областной клинический кардиологический диспансер закупал поставку стентов для коронарных артерий. Один из участников пожаловался в ФАС, указав, что заказчик исключил альтернативный материал стента (сталь) из описания объекта закупки, неверно указал уникальное лекарственное покрытие медицинского изделия, а также установил в описание объекта закупки параметр, не включенный в КТРУ.

УФАС выяснило, что в каталоге позиции КТРУ соответствует код 32.50.13.190-02270. Она содержит такую изменяемую заказчиком характеристику, как лекарственное покрытие. На выбор предоставлено 2 варианта:

  • сиролимус и (или) паклитаксель;
  • зотаролимус и (или) эверолимус и (или) биолимус А9.

В описании объекта закупки заказчик указал: лекарственное покрытие - эверолимус или зотаролимус или биолимус А9. Таким образом он использовал свое право на выбор одной из двух позиций. Здесь нарушения со стороны заказчика нет.

Однако в описание он включил характеристику, не предусмотренную КТРУ. Вот как выглядела запись в документации: «Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство: Стерильная нерассасывающаяся металлическая трубчатая сетчатая структура, покрытая нерассасывающимся полимером и лекарственным средством из группы лимусов, предназначенная для имплантации с помощью катетера для доставки в коронарную артерию (или в трансплантат из подкожной вены) для поддержания ее проходимости, как правило, у пациентов с симптоматической атеросклеротической болезнью сердца». Характеристика «стерильная нерассасывающаяся металлическая трубчатая сетчатая структура, покрытая нерассасывающимся полимером» каталогом действительно не предусмотрена. Эту часть жалобы антимонопольное ведомство признало обоснованной и выдало предписание.

Второй пример - Решение Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-5-2019 от 06.03.2019. Заказчик закупал строительно-монтажные работы. Один из участников пожаловался, что объект закупки описан без использования позиций КТРУ. Однако жалобу признали необоснованной. И вот почему. В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ применять позиции каталога заказчики должны с указанной даты.

Для позиции «41.20.40.000-000 работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)» такой датой является 01.07.2019. При этом извещение было опубликовано заказчиком 06.02.2019, а значит на тот момент у него не было обязанности использовать описание из КТРУ.

Вложенные файлы

  • Руководство пользователя каталога КТРУ.pdf
  • Как заказчику применять в своей работе каталог ТРУ.pdf


 

Возможно, будет полезно почитать: