Наставление по агентурной работе милиции. Экскурс в историю: что мешало советской милиции

Формирование системы работы с агентами-осведомителями в СССР закончилось к 40-м годам ХХ века. В нее входили доверенные лица, секретные осведомители, квалифицированные агенты и резиденты. Доверенных лиц в количественном отношении было больше всего. Они не вербовались милицией, плату за предоставляемые сведения не получали. Стукачами становились словоохотливые и услужливые граждане, сообщавшие милиционерам о чем-либо или о ком-либо подозрительном. Участковый на своей территории должен был иметь как можно больше таких информаторов, а в многоквартирном доме и по нескольку.
У секретных осведомителей дела были поважнее. Они отслеживали конкретный круг личностей: ранее судимых граждан, которые не собирались завязывать с криминалом, тех, кто не сидел, но общался с уголовниками, вел антиобщественный образ жизни. Осведомители также наблюдали за общественными местами – рынками, гостиницами, вокзалами и ресторанами – за всеми объектами и территориями, где появлялся и концентрировался уголовный элемент.
Сексотами становились официанты, продавцы, чистильщики обуви. Работа секретных осведомителей вознаграждалась – им платили, выделяли продукты.
Самой серьезной группой добровольных помощников милиции считалась квалифицированная агентура - резиденты. Как правило, это были бывшие зэки, которые легко находили общий язык в среде блатных, запросто выдавая себя за своих. Их внедряли в преступные сообщества с целью получения важной информации, которая была необходима для выявления и раскрытия преступлений. Такой резидент мог ежемесячно получать от милиции до 300 рублей. Элитой подобной резидентуры являлись «агенты-маршрутники», им поручали самые важные дела, посылали в «командировки» по всему Союзу для внедрения в состав особо опасных группировок.
Один из таких «маршрутников» в 1945 году в Ленинградской области помог разоблачить воровскую шайку, промышлявшую квартирными кражами и похищением домашнего скота, второй сдал в руки милиции банду воров, сколоченную из красноармейцев-дезертиров.
Большой минус в привлечении подобных агентов был в том, что они подчас переходили грань дозволенного и сами шли на преступления или же покрывали их. К середине 50-х годов вскрылись массовые нарушения в оперативной работе с такими агентами, что нанесло серьезный ущерб деятельности органов МВД.

Сергей Михайлов

Агентурная работа как средство уничтожения личности

Ещё до публикации в № 49 "Саратова" статьи "Резидент выходит на связь. Агентурная работа: как это делается" я предвидел, что начатая тема должна быть продолжена.

В той статье была пересказана лишь только механика агентурной работы в органах внутренних дел без фактов и конкретных подробностей, со ссылкой на совершенно секретный приказ В. Бакатина от 7 июля 1989 года № 0015. Было рассказано о технике агентурной работы, о том, как происходит вербовка агентов и резидентов, о способах передачи информации, о системе действия конспиративных и явочных квартир, об оплате и льготах агентам.

Всё это, безусловно, было написано не ради "жареного" факта, чтобы в очередной раз удивить и попугать читателя очередной "жутью".

Теперь имеет смысл развить эту тему и рассказать о том, что известно немногим – как на самом деле агенты используются органами внутренних дел в раскрытии преступлений, как с их помощью реализуются, иначе не скажешь, грязные замыслы.

Начинал работу в милиции в оперативной группе по поимке карманников. Своими учителями считает таких асов уголовного розыска, как Николай Вихарев и Игорь Моргунов. Но главным учителем в этой работе была следователь Валентина Ивановна Степунина, которой он будет благодарен всю жизнь.

В то время он сам лично и в группе за два года поймал 142 преступника, из них 48 особо опасных рецидивистов. Из последней служебной аттестации: "В сложной оперативной обстановке быстро ориентируется, способен принимать правильные решения, проявляя при этом сообразительность, настойчивость и инициативу. Обладает профессиональной интуицией".

Личная жизнь его непроста: три года назад умерла жена, воспитывает двоих детей. Беспартийный. Вышел из КПСС в декабре 1989 года, публично заявив на партсобрании о своих принципиальных расхождениях в понимании взаимоотношений партии и правоохранительных органов. Дважды увольняли, восстанавливался, боролся, проигрывал и побеждал, но всегда последовательно отстаивал свою позицию, если был уверен в своей правоте.

Я думаю, именно поэтому Игорь согласился тогда на беседу со мной и откровенно поделился своим мнением об оперативной работе. Кстати, о спокойном и медлительном течении нашей жизни и "оперативных" способностях руководства. В статье не была названа его фамилия, но через несколько дней он и другие причастные к публикации были оперативно установлены. Лыков, в частности.

Он был вызван к заместителю начальника Управления Приволжского УВД на транспорте Г. Спирину. Вот о чём была беседа со слов Лыкова: "Когда я зашёл в кабинет, Спирин пригласил начальника особой инспекции (инспекция, работающая по личному составу. – С.М. ).

Как живёшь?

Нормально.

Как дети, что кушают? Не женился?

А как же ты воспитываешь детей?

Этот вопрос меня оскорбил своим лицемерием, три года он мне никем из руководства не задавался. Это было началом "доверительной беседы". Меня спросили, читал ли я статью в "Саратове" об агентурной работе. Я сказал, что читал. Спросили, знаю ли я корреспондента Михайлова. Я сказал, что знаю. Спросили, о чём я разговаривал с корреспондентом. Ответил, что высказал своё отношение к оперативной работе". И механизм системы был пущен в ход. Так называемое расследование началось, со слов Игоря, как обычно, с нарушения закона – сбора компромата. Но неудачно...

Игорь решился рассказать многое о том, что известно ему, о так сказать, "теневой" стороне агентурной работы. Он многим рискует. Многим, если не всем. Но он идёт на это. Сознательно. Почему, я думаю, вы поймёте, если всё прочитаете до конца.

- Игорь, статья в "Саратове" об агентурной работе вызвала переполох. Из Москвы из МВД России приехали два высокопоставленных оперативных работника, чтобы выявить лиц, которые поставили мне информацию: а именно приказ № 0015 и ряд агентурных сообщений. С их точки зрения (а у меня была встреча с ними), эта статья расценивается как предательство интересов дела.

О самой агентурной работе было написано очень много и подробно. Вспомним хотя бы книгу В. Понизовского "Ночь не наступит" - настольная книга для сыщиков по агентурной работе. А книга "Журналист для Брежнева" Ф. Низнанского и Э. Тополя рассказывает о негласной работе милиции. Игорь, как твои коллеги и ты сам восприняли появление публикации статьи в "Саратове"?

Я могу подробно прокомментировать каждый абзац этой статьи, но хочу начать с цитаты... Сталина: "Людей нужно заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево". Вспомните такую ситуацию. Девочка жалуется воспитательнице: "А Петя разбил вазу". "Молодец, Машенька, - гладит по головке девочку воспитательница. – Петя, иди в угол". Потом подобные "невинные" доносы в школе, в институте, на предприятии... Это наша система поощряла всегда. Воспитывался дух доносительства. И вот цепочка: ябеда, стукач, агент. А есть ли разница между изменником Родины и предателем?

"Оперативная" работа, проводимая в домашних условиях, в детском саду, в школе, подготовила уродливую почву к доносительству. Это стоило миллионов жизней в период репрессий, искалеченных и погубленных жизней в наше время. Тому примером может служить "витебское дело", когда не могли найти настоящего преступника и осуждали невиновных: 13 неправедных приговоров и один человек был расстрелян. Эти люди сознавались в несовершённых преступлениях потому, что к ним применяли меры физического воздействия как в камерах, так и в кабинетах. Об этом писали газеты. А "свердловское дело", где тоже один был приговорен к расстрелу, а другие осуждены к длительным срокам. А в Саратове, вспомните, два года ловили насильника (с 1979 по 1981 г.): по школам ходили, предупреждали, но ведь нигде не писали, что, прежде чем поймать насильника настоящего, поймали псевдонасильника, который вначале признался в этих преступлениях. Но, слава Богу, потерпевшие его не опознали. Почему он признавался? Потому что "помощники" оперативников очень хорошо работали в камерах, а сами оперативники – в кабинетах.

Когда ты пришёл ко мне с копией приказа и с агентурными сообщениями, я мало удивился. Утечка информации вполне возможна: сколько из органов было уволено оперативных работников. Но дело не в этом. Сами по себе агентурные сообщения ни о чём секретном не говорят, у меня тоже, как и у любого другого опера, их полный сейф. Между прочим, тебя неверно информировали. То, о чём писал "источник", сообщение которого ты цитировал в газете, не подтвердилось, преступления такого не было.

Я предлагаю поговорить о психологии агентурной работы, о её смысле, о её нужности. Давай лучше говорить о вещах конкретных: я тебе дам информацию, так сказать в "цвет", то есть подлинную.

- Тогда, при нашей встрече, ты сказал, что инструкции приказа об агентуре резко расходятся с тем, как это делается на самом деле.

Да, главное требование приказа – это иметь количественный аппарат агентов и, конечно, качественный, который даёт надёжную информацию. Но в жизни это, как правило, ерунда.

Несколько лет назад я разрабатывал ("разрабатывать" - оперативным путём получать информацию об "объекте") и задержал агента под псевдонимом, скажем "Олень", который занимался спекуляцией и распространением наркотиков. Взят он был с поличным – морфий, эфедрин, холодное оружие. Короче говоря, весь набор. Ему "светило" до 10 лет. Так вот этот "Олень" был на связи у "лучшего" опера, которого нам всегда ставили в пример. У него на связи было... 33 агента. Как он "успевал" их отрабатывать (то есть проверять их агентурные сообщения), для меня, понятно, липа. Его агенты были "липовые" на бумаге: для отчёта руководству. Сколько я знал этого опера, но не видел, чтобы он сам раскрывал преступления, он просто делал "палочки" или отрабатывал готовый, раскрытый уже материал.

В отношении этого "Оленя" было возбуждено уголовное дело. Но оно было прикрыто. Спросишь, почему я сам не вмешался? Это особый разговор и касается он моего второго увольнения из органов. Начинать придётся издалека.

История агента КГБ "Жени".

В 1987 году я разрабатывал начальников: одного из отдела УВД облисполкома, и поныне работающего там, и из ГУВД. Один агент этих работников, "Женя", работал на КГБ.

"Женя", молодая женщина, назову её Иванова, была агентом московского и саратовского КГБ. Но вся ужасная суть в том, что Иванова была осуждена к этому времени за валютные махинации и взятку к трём годам "химии". Она была отправлена из Москвы для отбывания наказания в Горький. Но оттуда её за интимные связи с иностранцами перевели на "химию" в Саратов. Здесь её передали на связь КГБ и милиции.

Вот что писал в своей жалобе в Москву в КГБ СССР невинно осужденный, друживший с "Женей" некто Б. (он же и был с помощью провокации со стороны "Жени" и её покровителей посажен в тюрьму): "Иванова рассказала мне, что в Москве сотрудничала с работниками КГБ (их фамилии опускаются. – С.М. ). Рассказывала о своих связях с иностранцами, в частности, с работниками посольства США Майклом Арминакисом по кличке "Гейш", Вилли Элдоном, Марвином Киевским. В Саратове она тоже имела контакты с работниками КГБ (их имена также опускаются. – С.М. ). Она передавала информацию об иностранцах.

Встречи с работниками КГБ происходили в номерах 30 и 33 гостиницы "Волга". Иванова рассказывала, что несколько раз из здания КГБ по телефону разговаривала с работниками посольства США в Москве Арминакисом и Элдоном. При разговоре присутствовали работники КГБ, разговор записывался на плёнку и сразу переводился находившимся тут же переводчиком. Сама Иванова хорошо владела английским и французским языками.

В апреле 1986 года Иванову пригласили работники КГБ в гостиницу "Волга" и предложили ей принять участие в подготовке задержания и разоблачения американского журналиста Николоса Данилоффа. В начале июня Иванову вызвали в Москву. В поезде её сопровождали два человека".

Известно из центральной печати, что Данилофф был задержан и его потом обменяли на нашего гражданина, по-моему, по фамилии Захаров. Посредством Ивановой и организованной ею провокации при помощи сотрудников милиции этот самый Б., написавший жалобу в КГБ СССР, был арестован за хранение наркотиков и посажен на два года.

А Иванова продолжила свою провокационную деятельность уже в отношении гражданина Ф., молодого человека, бывшего с ней в близких отношениях и знавшего её дело. Однажды из саратовского аэропорта Иванова улетала в Москву вместе с ним (находясь на "химии", она часто летала туда). Там она передала ему при посадке пакетик якобы с лекарствами для мамы, так как она была без сумки и в одном платье. Ну, тот и взял. А потом взяли и его. Страховал всю операцию её "шеф", один из начальников отдела УВД, чьим агентом она была. Операция по задержанию планировалась заранее. А сама Иванова спокойно улетела в Москву. Позже она, выйдя замуж за коммерсанта, уехала в ФРГ. Я не буду описывать ход следствия, судебных процессов, называть все нарушения закона, это просто займёт много времени. Хочу только отметить одно обстоятельство весьма специфического характера – на свидетеля по делу Ф., гражданина М., было совершено покушение. Его пытались сбить автомашиной "москвич" двое неизвестных, несколько позже трое неизвестных встретили его в подъезде дома, от них он сумел убежать. У адвоката, защищавшего Ф., были похищены все документы, переданные мною ему и относящиеся к уголовным делам Б. и Ф. Документы эти подтверждали причастность к этим делам и виновность "шефа" из органов и самой Ивановой. На судебном процессе один свидетель, инспектор уголовного розыска, в открытую рассказал, как происходило задержание Б. и кто такая Иванова. На судебных заседаниях Иванову постоянно охраняли сотрудники уголовного розыска. И вот на этом процессе я "прокололся" с другим агентом – К. Когда в перерыве в доверительной беседе он рассказывал мне, как сбывал сухой эфедрин, привозил его килограммами и продавал один грамм за 30 рублей, я тайно записывал это на магнитофон, но агент почувствовал меня, случайно задев рукой карман пиджака, в котором находился магнитофон, и говорить прекратил. Впоследствии этот агент, используя свои связи в Москве, взял крупную ссуду в банке и скрылся в ФРГ. А сотрудника ГУВД, чей это был агент, перевели на повышение в Москву.

Чего боялись работники КГБ и милиции? Они покрывали преступницу, которая была их агентом. И я об этом доподлинно не только знал, но и доказал фактами. Хотя бы тем, что была сделана оперативная запись на магнитофонную плёнку разговора Б. с начальником отдела УВД облисполкома, чьим агентом являлась Иванова – "Женя". Сам Б. передавал эту запись в прокуратуру области, но расследования не проводилось.

Своей оперативной разработкой я хотел показать преступную работу высокопоставленных работников с использованием агентуры. Но история, связанная с агентом "Женей", коснулась и меня...

(Продолжение следует )

75% агентов советской милиции, как показала проверка, проведенная в 1954 году, либо прямо отказались продолжать тайную деятельность, либо прервали связь с оперативниками другими способами. Во многих случаях, как и в предыдущие годы, это происходило из-за того, что неумелые милиционеры сами проваливали своих агентов. Нередко случалось и так, что завербованные преступники ловко пользовались получаемой от сыщиков информацией для совершения новых преступлений.

В те далекие уже времена, когда о грядущем глобальном прослушивании мобильных телефонов и контроле местонахождения их владельцев не догадывались даже выдающиеся писатели-фантасты, уголовный розыск и борцы с хищениями социалистической собственности для выявления готовящихся преступлений или уже совершивших их лиц пользовались главным образом агентурой. Конечно, в расследовании преступлений немаловажную роль играли эксперты-криминалисты. Однако в 1930-1950-х годах их методы еще оставляли желать лучшего, да и хорошо оснащенные лаборатории в системе органов внутренних дел можно было пересчитать по пальцам одной руки.

Именно поэтому руководители НКВД, МВД и МГБ, в состав которых входила милиция, постоянно обращали внимание подчиненных на необходимость тщательного подбора агентуры и серьезной, внимательной и разумной работы с ней.

Однако, несмотря на многочисленные приказы, циркуляры и рекомендации, ситуация с агентурой оставалась, мягко говоря, неудовлетворительной. В 1954 году в ходе ознакомления с деятельностью областных управлений милиции проверяющие обнаружили факты, удивившие руководство Главного управления милиции МВД СССР. К примеру, в отчете о работе милиции Калининградской области говорилось:

«Агентурная работа в органах милиции области находится в запущенном состоянии. Агентурно-осведомительная сеть малочисленна и неработоспособна. Например, в 6 отделении милиции Калининграда из 12 осведомителей 6 ч. выбыли из города, 3 ч. не желают работать... Аналогичное положение и в других отделениях милиции».

Похожая, если не худшая, ситуация наблюдалась и в других областях и республиках СССР.

Можно было бы предположить, что главная причина отказа агентов от сотрудничества с милицией заключалась в переменах в жизни страны: умер Сталин, арестовали и расстреляли Берию, изменились порядки и настрой людей. Однако эти события лишь ускорили процессы, которые давно шли в милицейской осведомительской сети. Как свидетельствовали документы, агенты и осведомители уклонялись от исполнения негласных обязанностей из-за того, как ими руководили оперативники.

В ориентировке «О мерах устранения неправильных методов работы с агентурой», разосланной в отделения милиции, отмечалось:

«Главное управление милиции МВД СССР указанием N150 от 2 октября 1952 года требовало от всех органов милиции решительного улучшения руководства агентурной работой, устранения фактов провала, расконспирации агентуры и умелого вывода ее из агентурных разработок.

Некоторыми органами милиции эти указания не выполняются, вследствие чего в работе с агентурой допускаются извращенные методы.

Все еще имеют место факты, когда оперативные работники, совершенно не заботясь о выводе агентов из агентурных разработок, дают им прямые задания на активное, непосредственное участие в преступлениях, хотя известно, что агентуре разрешается принимать лишь косвенное участие в тех или иных преступлениях и только тогда, когда этого требуют интересы разоблачения замаскированных или крупных хищений, взяточничества, организованных бандитских, разбойных или других преступных групп и когда при этом всесторонне продуманы мероприятия по выводу агентуры из разработок».

Как следовало из примеров, приведенных в ориентировке Главного управления милиции (ГУМ), многие оперативники подталкивали подопечных к участию в преступлениях, ни на минуту не задумываясь о последствиях:

"Выполнение агентами и осведомителями прямых заданий по активному участию в преступлениях приводит к тому, что они привлекаются к уголовной ответственности вместе с разрабатываемыми преступниками.

Начальником отделения БХСС Артемовского горотдела милиции Приморского края тов. Ниловым от осведомителя "Орлова" было получено донесение о том, что заведующий базой ОРСа треста "Артемуголь" Кузюков предложил реализовать оказавшийся на базе излишек ниток через магазин, которым заведовал "Орлов". Тов. Нилов обязал последнего нитки от Кузюкова принять, стоимость их оплатить и проследить, внесет ли он полученные деньги в кассу ОРСа. Выполняя это задание, "Орлов" принял от Кузюкова свыше 70 кг похищенных ниток на сумму 5777 рублей, перевез их в свой магазин, а затем письменно сообщил об этом тов. Нилову, указав, что Кузюков деньги в кассу ОРСа не внес.

Об этом донесении "Орлова" было известно начальнику горотдела милиции тов. Калганову, который, однако, не принял мер к предотвращению неправильных действий начальника ОБХСС тов. Нилова. В результате прокурором гор. Артемовска "Орлов" был арестован вместе с Кузюковым и впоследствии судом приговорен к лишению свободы по ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4.VI-1947 года "Об уголовной ответственности за хищение государственной и общественной собственности"".

Иногда, как говорилось в том же документе, оперативники проваливали агентуру, чтобы исправить свои промахи и довести дело до суда:

«Осведомитель ОБХСС Управления милиции Узбекской ССР „Александрова“ сообщила, что в ее отсутствие начальник отдела снабжения завода „Лакокраска“ Ципкин незаконно, без наряда, отпустил 4 тонны белил, из коих две тонны Главхимснабу и две Ташгорпромсоюзу, через некоего Житомирского, за что получил от последнего 3,000 рублей взятку. Позднее Житомирский дважды заходил к ней, первый раз на завод, второй - на квартиру и просил ее отпустить без наряда еще 5 тонн белил. За незаконный их отпуск предложил „Александровой“ взятку по 1,500 рублей за каждую тонну.

Получив такое донесение, заместитель начальника ОБХСС тов. Чапрасов заставил „Александрову“ пойти поздно вечером к Житомирскому на квартиру и дать согласие на безнарядный отпуск белил за взятку. На следующий день, когда Житомирский приехал на завод за белилами, он был задержан работниками ОБХСС. При личном обыске у него было изъято 6 тысяч рублей.

Такие необдуманные действия не могли привести к положительным результатам, однако тов. Чапрасов вместо исправления допущенной ошибки допустил новую, которая привела к провалу агентурной разработки и осведомителя. Не располагая против Житомирского уликовыми данными, он решил добыть их путем допроса „Александровой“. Последняя дала показания, уличающие Житомирского во взяточничестве, а затем на очной ставке с ним, которую проводил прокурор, рассказала о своем сотрудничестве с милицией».

Череду подобных примеров можно было продолжать и продолжать.

Оперативные ленивцы

Однако худшие происшествия с агентурой, как указывало в ориентировке руководство ГУМ, случались, когда оперативники, по сути, переставали выполнять свои обязанности:

«В ряде случаев агентура расшифровывается и привлекается к уголовной ответственности вместе с разрабатываемыми ею преступниками потому, что оперативные работники плохо руководят агентами в процессе агентурных разработок, не воспитывают их, не определяют линию их поведения в разработке, не обеспечивают вывод из разработок.

Оперуполномоченным Вешняковского отделения Ухтомского райотдела милиции Московской области тов. Торгашевым с санкции бывшего заместителя начальника Управления милиции Московской области тов. Прокудина был завербован агентом для разработки двух активно действовавших бандитских групп - „Зубов“, ранее привлекавшийся к уголовной ответственности за кражу и допускавший хулиганские действия.

„Зубов“ охотно включился в разработку этих групп и в короткий срок дал ряд ценных донесений об их преступных действиях, наличии оружия и местах, куда они выезжали на грабежи.

Начальник Вешняковского отделения милиции тов. Кравченко и оперуполномоченный тов. Торгашев не приняли своевременных мер к ликвидации бандгрупп, чем дали им возможность безнаказанно продолжать разбойные нападения на граждан.

Тов. Торгашев, у которого состоял на связи „Зубов“, не занимался его воспитанием. Давая ему задания глубже входить в доверие разрабатываемых лиц и больше находиться в их среде, он тщательно не инструктировал и не контролировал его действий, в результате чего „Зубов“ самовольно бросил работу на заводе, перестал бывать дома, прекратил встречи с оперативными работниками, сжился с бандитами и стал вместе с ними участвовать в разбойных нападениях.

Через некоторое время „Зубов“ вместе с другими участниками преступной группы был задержан работниками Перовского горотдела милиции во время ограбления граждан, купавшихся на Кусковском пруду.

При задержании он заявил работникам Перовского горотдела, что является агентом Вешняковского отделения милиции, по заданию которого и влился в преступную группу. Одновременно подробно рассказал о всех преступлениях, совершенных группой.
Сообщенные им данные оказались решающими в разоблачении преступников, на основании этих данных было арестовано и впоследствии осуждено 15 особо опасных преступников.

Вместо того чтобы принять необходимые меры к выводу „Зубов“ из дела, бывший заместитель начальника Управления милиции Московской области тов. Прокудин распорядился арестовать его и привлечь к уголовной ответственности вместе с выявленными и разоблаченными им преступниками на том основании, что он якобы двурушничал и участвовал в грабежах.

Отдавая такое распоряжение, тов. Прокудин не ознакомился с личным и рабочим делом „Зубов“, не изучил материалы агентурных разработок, поэтому и пришел к неправильному выводу о его двурушничестве, между тем из агентурных разработок было видно, что «Зубов» выполнял задания оперативных работников, у которых состоял на связи.

Если бы тов. Прокудин не отнесся к „Зубов“ формально и вник в существо дела, ему стало бы ясно, что „Зубов“ являлся ценным агентом, честно выполнявшим задания по разработке преступников, а его неправильные действия явились результатом неумелого руководства и плохого воспитания со стороны оперативных работников.

Работники Следственного отдела Управления милиции, проводившие расследование по делу бандгруппы, не приняли мер к выделению материалов на „Зубов“ в отдельное производство для рассмотрения его на Особом Совещании.

При рассмотрении дела в Московском областном суде „Зубов“ заявил, что участие в преступной группе он принимал по заданию сотрудников милиции, которых систематически информировал о ее преступных действиях. В связи с таким заявлением „Зубов“ был избит подсудимыми в зале суда, а затем вторично - в тюрьме.

Определением суда дело на „Зубов“ было выделено в отдельное производство и впоследствии прекращено, но из-за безответственного и формального отношения указанных работников к служебному долгу он не только был провален как ценный агент, но и расконспирированы методы работы наших органов перед преступниками».

Проваленные явки

Однако самыми поразительными в ориентировке ГУМ оказались примеры того, как милиционеры из-за лени и просто не думая ни о чем проваливали своих агентов и осведомителей:

«Вследствие неосторожных действий отдельных оперативных работников, безответственного отношения к агентурной работе и потери бдительности допускаются многочисленные случаи расшифровки агентуры.

При проведении операции работники УБХСС УМ гор. Москвы товарищи Назаров и Абрамов в присутствии задержанной с похищенными товарами Синяевой допустили в отношении осведомителя „Московской“, выходившей вместе с ней с фабрики, неосторожный разговор о том, что „Московскую“ нельзя обыскивать. На следующий день Синяева рассказала на фабрике, что ее задержали по донесению „Московской“, и таким образом она была расшифрована.

О безответственном отношении к агентурной работе свидетельствуют и случаи, когда оперативные работники милиции нарушают элементарные требования конспирации, вызывают агентов и осведомителей на явки почтовыми открытками, посылая их по месту жительства или работы, принимают агентуру в служебных помещениях милиции и в многолюдных местах, не обеспечивая ограждения ее от расшифровки.

Начальник ОБХСС Автозаводского РОМ г. Горького тов. Дубровский, завербовав для разработки директора магазина „Рыбсбыт“ осведомителя „Цветкову“, назначил ей явки в райотделе милиции. Вскоре о посещении „Цветковой“ милиции стало известно по месту ее работы в магазине. Работники магазина заподозрили ее в сотрудничестве с милицией, в результате чего она была расшифрована и никакой пользы в разработке принести не смогла.

Оперуполномоченный УБХСС УМ г. Москвы т. Назаров, потеряв связь с осведомителем „Артемовой“, послал ей на квартиру повестку. Эту повестку получила дочь „Артемовой“ и отнесла ей на завод. На заводе повестка прошла через многие руки, в том числе через разрабатываемых „Артемовой“ лиц, в связи с чем она была заподозрена в сотрудничестве с милицией. Разрабатываемые лица создали ей невыносимые условия, в результате чего ей пришлось уволиться с завода».

Случались и совершенно комические ситуации, когда агента разоблачала ревнивая жена или неудачная маскировка оперативника:

«Бывший начальник отделения тов. Елисеев, завербовав агента „Орлова“, передал ему записанный на листе бумаги адрес явочной квартиры, который обнаружила у него его жена. Во время явки с „Орловым“ она пришла на явочную квартиру и учинила там скандал. Явочная квартира была расшифрована.

Ст. оперуполномоченный уголовного розыска Управления милиции Тюменской области т. Бакланов, несмотря на жаркую погоду, пошел на явку с агентом „Ивановой“ в демисезонном пальто, а чтобы прикрыть милицейскую гимнастерку с погонами, закутался теплым шарфом. В таком виде он резко отличался от всех граждан, и его как работника милиции при выходе на явочную квартиру опознали нежелательные лица.

В Краснодарском крае работники отдела уголовного розыска принимают агентуру в помещении Управления милиции, причем делается это так: агент приходит в сквер и садится на скамейку против Управления, сотрудник наблюдает в окно и, как только увидит агента, выходит на улицу и проводит его в помещение управления».

Чтобы предотвратить подобные нарушения, руководство ГУМ МВД СССР приказывало:

«Начальникам управлений милиции республик, краев, областей и городов организовать строгий контроль за работой оперативного состава по воспитанию и руководству агентурой.

Установить порядок, чтобы начальники органов милиции лично изучали каждое агентурное донесение, своевременно указывали оперативным работникам на непродуманные и неправильные задания, даваемые ими агентуре, помогали в разработке линии поведения агентов и способов вывода их из разработок и своевременно реагировали на перспективные по предупреждению и вскрытию преступлений зацепки, содержащиеся в агентурных донесениях.

Запретить прием агентуры в служебных помещениях милиции и в других местах, не обеспечивающих конспирации, а также оперативным работникам, одетым в форменную или смешанную одежду. Принимать агентуру, как правило, только на конспиративных или явочных квартирах, пригодных для этих целей и исключающих возможность расшифровки агентуры.

В сельской местности в отдельных случаях разрешать принимать агентуру вне явочных и конспиративных квартир, но в таких местах и в такое время, которые могут обеспечить безусловную конспирацию».

Предлагались и другие меры, о которых следовало знать только ведущим агентурную работу оперативникам. Впоследствии появлялось много других указаний и распоряжений. К примеру, в 1953 году наложили запрет на вербовку уголовных преступников, если они не дадут полных и исчерпывающих показаний о своих деяниях и сообщниках. В 1954 году милиции запретили вербовать агентов и осведомителей младше 18 лет и вести оперативные разработки в школах и фабрично-заводских училищах. Однако, как показали проверки областных управлений милиции в 1954 году, лучше не стало.

Бессмысленная зачистка

В 1955 году Главное управление милиции в «Обзоре недостатков и ошибок, допускаемых некоторыми органами милиции в работе с агентурой» подвело итоги проделанной работы:

«В соответствии с приказом МВД СССР N 00718-54 года органами милиции проделана значительная работа по укреплению агентурного аппарата, очищению его от двурушников, лиц, расшифровавшихся и не приносящих пользы в борьбе с преступностью. Исключена из сети несовершеннолетняя агентура. Использование агентуры для наблюдения за преступным элементом, лицами, ведущими подозрительный образ жизни, и раскрытия преступлений стало наиболее целеустремленным.

Вместе с тем некоторыми органами милиции в ходе пересмотра агентурного аппарата были допущены серьезные недостатки и ошибки. Эти органы к выполнению приказа подошли поверхностно, кампанейски. Исключив большое количество агентуры, они без учета практической целесообразности произвели новые многочисленные вербовки. Вновь вербуемые достаточной проверке и изучению не подвергались.

Так, органами милиции Украинской ССР по приказу МВД СССР N00718 в течение двух месяцев было исключено 3035 человек, в том числе 86 резидентов, 508 агентов и 2441 осведомитель. Вновь завербовано 1,121 человек.

Органами милиции Саратовской области исключено более 40% всех агентов и осведомителей, а в отдельных районах (Воскресенский, Терновский, Ширококарамышский, Приволжский) до 60%. Начальники органов милиции длительное время не встречались с агентурой и, когда стали пересматривать ее по приказу МВД СССР N00718, большинство агентов и осведомителей безосновательно зачислили в „балласт“ и исключили как неработоспособных...

В органах милиции Кабардинской АССР исключено из сети свыше 50% всей агентуры. Некоторые органы милиции остались совершенно без агентуры и всю работу по борьбе с преступностью перенесли исключительно на гласные формы, поэтому преступления не предупреждают, а совершенные раскрывают плохо».

При внимательном рассмотрении агентурной сети выявилась еще более серьезная проблема: немалое число завербованных использовали положение агента для совершения новых преступлений:

«Характерным для ряда органов милиции оказалось наличие в агентурной сети двурушников, дезинформаторов и лиц, занимавшихся преступной деятельностью. Основной причиной этого явилось невыполнение требований приказа МВД СССР N0202 1953 года, которым запрещается вербовать в агентурную сеть лиц из числа преступников, не признавшихся полностью в совершенных преступлениях и не выдавших все свои преступные связи.

Сарапульским горотделом милиции Удмуртской АССР был завербован агентом „Русаков“, в прошлом неоднократно судимый за разбойные нападения и освобожденный по амнистии. Прибыв в город Сарапул, он организовал преступную группу из 4 человек и стал заниматься разбойными нападениями. Поймав на одном из этих преступлений, работники ОУР вместо привлечения к уголовной ответственности завербовали его, хотя он не признался во всех преступлениях и не выдал свои преступные связи. Будучи завербованным, „Русаков“ никаких материалов на преступников не давал, от явок уклонялся, но это не беспокоило оперативных работников. Пользуясь бесконтрольностью и отсутствием требовательности, „Русаков“ организовал вторую преступную группу, вовлек в нее агента уголовного розыска „Яковлева“ и вместе с ним вновь стал заниматься разбойными нападениями. В последующем при совершении грабежа они были задержаны гражданами и доставлены в милицию.

Расследованием было установлено, что большинство дерзких преступлений, имевших место в городе Сарапуле во второй половине 1953 г. и в первой половине 1954 года, было совершено разбойными группами под руководством „Русакова“».

Преступления не для наказания

Похожие истории происходили по всей стране:

«Работниками Петровского РОМ Новгородской области был завербован агентом „Соколов“, в прошлом судимый и многократно подвергавшийся приводам. Не дав подробных показаний о своей преступной деятельности и своих преступных связях, „Соколов“ сразу же после вербовки повел себя недисциплинированно, явки срывал, задания не выполнял, а при вызовах в милицию сообщал дезинформационные материалы. В июле „Соколов“ установил связь с вором Румянцевым и стал заниматься кражами. В сентябре 1954 г. он был задержан с крадеными вещами участковым уполномоченным и только после этого арестован.

Работниками Шадринского горотдела милиции Курганской области без проверки и признания своей преступной деятельности был завербован агентом уголовник „Бакалдин“. Несмотря на то что с первых дней „сотрудничества“ с органами милиции он стал дезинформировать их, в проверку через другую агентуру взят все же не был.
Пользуясь бесконтрольностью и прикрываясь связью с милицией, „Бакалдин“ в течение двух месяцев совершил в городе пять разбойных нападений на граждан и разоблачен был не работниками горотдела, а ОУР Управления милиции, которые были командированы в город Шадринск для оказания практической помощи милиции по раскрытию грабежей.

В городе Алма-Ата оперуполномоченный одного из отделений милиции завербовал агентом уголовного преступника „Алексеева“. При вербовке „Алексеев“ в совершенных преступлениях не сознался и свои преступные связи не выдал. Будучи завербованным, от выполнения заданий уклонялся и двурушничал, однако оперативный работник и начальник отделения тщательно не перепроверяли его сообщений и не установили за ним наблюдения. Пользуясь бесконтрольностью, „Алексеев“ установил связь с преступниками и совместно с ними совершил одно убийство с целью ограбления, изнасилование и ряд других преступлений. Задержан был гражданами на месте преступления».

Мало того, опытные воры с легкостью обводили оперативников вокруг пальца:

«Начальник отделения уголовного розыска линейного отдела милиции ж.д. ст. Куйбышев Константинов, нарушив требования приказа МВД СССР N 0202-53 года, без проверки и изучения в целях вербовки в агентурную сеть освободил задержанного за кражу уголовника-рецидивиста по кличке „Володя Грек“, при этом выдал ему денежное вознаграждение из ст. 9 за обещание выявить группу.

Спустя несколько дней на состоявшейся „сходке“ воров „Володя Грек“ рассказал им о своем задержании и объяснил, что за совершенную кражу он подлежал аресту, но благодаря „хитрости“, заключающейся в обещании работнику милиции сообщить о ворах, выпутался из дела.

„Сходка“ воров решила, что „Володя Грек“ ради получения „свободы“ поступил правильно, но в целях предосторожности предложила ему покинуть город Куйбышев.
Так в силу безответственного отношения к порученному делу, несоблюдения элементарных правил вербовки агентуры были расшифрованы основные методы работы органов милиции по выявлению и разоблачению преступников и освобожден безнаказанно рецидивист-преступник, совершивший после этого ряд преступлений».

Руководство Главного управления милиции вновь и вновь призывало оперативников внимательнее следить за агентурой из числа преступников, проверять и перепроверять их. Однако в 1958 году разразился громкий скандал, показавший, что немало преступлений агентуры совершается с ведома и согласия оперативников.

После многочисленных жалоб выяснилось, что в самом центре Москвы, на улице Горького, существовал воровской притон, где совершались самые разнообразные преступления - изнасилования несовершеннолетних, нанесение тяжких телесных повреждений и, возможно, убийства. Причем районный отдел милиции не давал хода всем этим делам.

Как оказалось, притон содержал милицейский агент, которому оперативники позволяли совершать преступления, чтобы он оставался своим в воровской среде и продолжал информировать о крупных кражах и ограблениях. Начальник отделения и некоторые его работники оказались на скамье подсудимых, но в работе с агентурой это практически ничего не изменило.

Когда в конце 1980-х, в эпоху гласности, в печати в числе прочих прежде закрытых тем стал обсуждаться вопрос о том, нужна ли милиции агентура, высокопоставленные руководители МВД и рядовые оперативники были едины во мнении. Если информация от агента дает значительно больше пользы, чем ущерб от его преступлений, то государство и общество от этого только в выигрыше. Однако теперь, в эпоху глобального электронного контроля, все это стало давней и почти забытой историей.


Если ты агент МВД, то за тяжкое преступление ты никогда не получишь пожизненного срока. А наказание в виде лишения свободы не может быть назначено агенту на срок больший, чем половина максимального срока лишения воли, предусмотренного законом за это преступление.

Штатные негласные сотрудники, офицеры-нелегалы. Кто такие АГЕНТЫ, как их вербуют и как они работают.

Об этой дикой истории, случившейся в поселке Дымер Киевской области, писали многие СМИ. Поднимаясь по лестнице в многоэтажке, где снимал квартиру, 33-летний киевский чиновник разрядил в четырех девочек-подростков травматический пистолет.
13-летней Вике пуля попала в голову. Чудо, что девочку удалось спасти — считают киевские медики. Сам подонок проявил явное знание юридической грамоты: сработал на опережение, первым сообщив о случившемся в милицию. Дескать 14-летние девченки сами на него напали, а он был вынужден обороняться.

Поведение сотрудников милиции шокировало всех жителей дома, где произошло ЧП: правоохранители поговорили с ним и... отпустили. Даже не взяв подписку о невыезде. Мотив: якобы, уголовное дело возбуждено по факту, а потому подозреваемого задерживать нет оснований. Гражданин тут же сменил место жительства. После того как скандал стал публичным, МВД подала гражданина в розыск.

Как выяснилось, уроженец города Прилуки Черниговской области Карпенко Андрей Викторович, 1978 года рождения, имеет на руках удостоверение сотрудника правоохранительных органов. Именно по этой причине, возможно, милиция не предоставляет СМИ его фотографию и не указывает приметы разыскиваемого.
Еще один «оборотень»? Почему бы и нет. Инструкция МВД об оперативно-розыскной деятельности — индульгенция для самых кровожадных душегубов в новейшей истории Украины.

«3. ШТАТНЫЕ НЕГЛАСНЫЕ РАБОТНИКИ И ЛИЦА, КОНФИДЕНЦИАЛЬНО СОТРУДНИЧАЮЩИЕ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

3.1. Для решения задач оперативно-розыскной деятельности оперативным подразделениям органов внутренних дел предоставлено право иметь гласных и негласных штатных и внештатных работников, а также устанавливать конфиденциальное сотрудничество с лицами на принципах добровольности.

Запрещается установка конфиденциального сотрудничества с военнослужащими и служащими кадрового состава разведывательных органов Украины.
3.2. Запрещается привлекать к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности медицинских работников, священнослужителей, адвокатов, если лицо, относительно которого они должны выполнять эти задачи, является их пациентом или клиентом.

3.3. Лица, которые привлекаются к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, находятся под защитой государства. На лиц, конфиденциально сотрудничающих с оперативными подразделениями, распространяются социальные и правовые гарантии, предусмотренные статьями 12 и 13 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности».

3.4. Штатные негласные сотрудники.

3.4.1. Штатный негласный сотрудник — это лицо начальствующего состава оперативного подразделения, которое выполняет долгосрочные (стратегические) задачи по борьбе с преступностью на основе конспирации.

3.4.2. Офицер-нелегал — это лицо начальствующего состава оперативного подразделения, которое для выполнения тактических задач с законспирированной принадлежностью к оперативным подразделениям кратковременно внедряется в организованную группу или преступную организацию.

3.4.3. Условия прохождения службы, правовая и социальная защита штатного негласного сотрудника и офицера-нелегала регламентируются отдельным Положением, утвержденным Кабинетом Министров Украины. Порядок отбора и организации работы со штатными негласными сотрудниками и офицерами-нелегалами регламентируется отдельным нормативным актом МВД Украины.

3.5. Лица, которые конфиденциально сотрудничают с оперативными подразделениями органов внутренних дел, исходя из характера сотрудничества и задач, делятся на агентов, резидентов, содержателей конспиративных или явочных квартир, информаторов.
Право давать разрешение на привлечение к конфиденциальному сотрудничеству и его прекращения имеют:
— Министр внутренних дел Украины, первые заместители Министра, первый заместитель Министра — начальник ГУБОП, заместитель Министра — начальник криминальной милиции;
— Начальники ГУМВД Украины в Автономной Республике Крым, г. Киеве и Киевской области, УМВД Украины в областях, г. Севастополе и на транспорте, их первые заместители, первые заместители — начальники управлений, (отделов) БОП, заместители — начальники криминальной милиции;
— Начальники городских, районных, линейных органов внутренних дел, их первые заместители, заместители — начальники криминальной милиции.

3.6. Агент.

3.6.1. Агент — это дееспособное лицо не моложе 18 лет, по своим деловым качествам, разведывательными возможностями систематически выполняет задачи оперативного подразделения по получению и предоставлению информации по предупреждению, разоблачению, раскрытию преступлений и лиц, к ним причастных, розыска преступников, без вести пропавших и другой информации, которая имеет значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, на основании добровольно данной подписки (приложение № 2) о конфиденциальном сотрудничестве за ежемесячную денежную награду.

Как агент к конфиденциальному сотрудничеству может быть привлечено лицо на основании добровольно данной подписки, но без обязательного ежемесячного денежного вознаграждения.

3.6.2. Работники оперативного подразделения исходя из состояния оперативной обстановки и поставленных оперативных задач, подбирает кандидата для конфиденциального сотрудничества в качестве агента. Кандидат может подбираться из числа информаторов, а также лиц, которые способны предоставлять информацию, имеющую значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

З.6.3. Кандидат для конфиденциального сотрудничества проверяется по учетам лиц, конфиденциально сотрудничающих с оперативными подразделениями органов внутренних дел, оперативно-справочным учетам, а в случае необходимости — дактилоскопическими и другими учетам органов внутренних дел, по нынешнему и прежнему местам жительства. Через подразделение оперативной службы и другие оперативные возможности изучается образ его жизни и связи.

3.6.4. В процессе проверки кандидата, изучение его разведывательных возможностей ему предоставляются разовые поручения по освещению образа жизни лиц, в отношении которых получена информация об их причастности к противоправным действиям, ознакомление с содержанием определенных документов и тому подобное. Результаты выполнения таких поручений оформляются справками.

3.6.5. Результаты изучения кандидата для установления конфиденциального сотрудничества работник оперативного подразделения докладывает рапортом соответствующему руководителю, указанном в п. 3.5 Инструкции. В рапорте указываются: установочные данные, личные и деловые качества кандидата, его разведывательные возможности, содержание полученной от него информации и результаты ее проверки, предложения по целесообразности установления конфиденциального сотрудничества, какие задачи будут решаться.

3.6.6. Руководитель изучает материалы проверки кандидата, ее полноту и соответствие возможностей кандидата выполнению тех задач, для решения которых с ним устанавливается конфиденциальное сотрудничество. Признав проведенную проверку достаточной и согласившись с необходимостью установления конфиденциального сотрудничества, руководитель дает письменное разрешение работнику оперативного подразделения на проведение специальной беседы с кандидатом и определяется с необходимостью личного участия в ней.

3.6.7. Получив разрешение, работник оперативного подразделения под официальным (разумным) предлогом приглашает кандидата в орган внутренних дел для проведения с ним специальной беседы.

Специальная беседа с кандидатом проводится, как правило, сотрудником оперативного подразделения, который осуществлял его подбор и проверку, с глазу на глаз, с шифрованием цели приглашения перед другими работниками оперативного подразделения.

3.6.8. В ходе специальной беседы сотрудник оперативного подразделения устанавливает с кандидатом доверительные отношения, подчеркивает важность полученной от него информации, выясняет его отношение к органам внутренних дел, борьбы с преступностью и необходимости негласной работы для выполнения определенных задач и т.п..

Если кандидат проявит открытость и понимание необходимости негласной работы, ему предлагается конфиденциально сотрудничать с оперативным подразделением. В случае согласия от него принимается подписка о конфиденциальном сотрудничестве, оговаривается сумма денежного вознаграждения, он выбирает себе псевдоним, которым будет подписывать сообщения, обсуждается способы экстренной связи, разъясняется необходимость соблюдения конспирации.
В случае, если кандидат во время беседы избегает искреннего разговора, проявляет нежелание его продолжать или выражает отрицательное отношение к участию граждан в борьбе с преступностью, предложение о конфиденциальном сотрудничестве ему не делается, а беседа заканчивается выяснением вопросов, которые были поводом для приглашения.

3.6.9. Результаты специальной беседы сотрудник оперативного подразделения докладывает согласованным с непосредственным руководителем рапортом, к которому приобщаются материалы проверки и подписка кандидата, соответствующему руководителю, указанном в п. 3.5 Инструкции. После их рассмотрения руководитель, в случае согласия, утверждает установление конфиденциального сотрудничества с гражданином и подписывает соответствующие учетные документы.

Если принято решение о нецелесообразности установления конфиденциального сотрудничества, материалы проверки кандидата приобщаются к номенклатурному делу по переписке по привлечению к конфиденциальному сотрудничеству.

3.7. Учитывая разведывательные и другие возможности, агенты могут использоваться для:

3.7.1. Разработки лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

3.7.2. Выполнения маршрутных заданий.

3.7.3. Разработки лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания (ИВС), приемниках-распределителях, спецприемниках, комнатах для задержанных.

3.7.4. Обеспечения оперативного прикрытия и шифрования предприятий, квартир и т.д., которые функционируют под легендой и используются для оперативных целей (как собственники таких предприятий, содержатели квартир-ловушек и т.д.).

3.8. С помощью агентов решаются задачи:

3.8.1. Проникновение в организованные группы и преступные организации или оперативная разработка отдельных лиц для установления их преступной деятельности, а также фактов совершения преступлений, их связей.

3.8.2. Выявление лиц, склонных к совершению преступлений, изучение их образа жизни, выявления преступных намерений и действий с целью предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.

3.8.3. Изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, выявления нарушений, злоупотреблений и противоправных действий в сфере экономики.

3.8.4. Выявления латентных преступлений и лиц, их совершивших.

3.8.5. Получение и фиксации фактических данных, которые могут быть использованы как доказательства в уголовных делах.

3.8.6. Розыска преступников и установление безвестно отсутствующих.

3.8.7. Установка мест хранения оружия, наркотиков и похищенного имущества, обеспечение возмещения убытков, причиненных преступлениями.

3.8.8. Выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.
3.8.9. Решение других задач оперативно-розыскной деятельности.

3.9. Агент, который сообщил информацию, которая способствовала раскрытию резонансного преступления или решению сложных задач оперативно-розыскной деятельности, может дополнительно поощряться денежным вознаграждением.

3.10. Агент, который входит в состав организованной группы или преступной организации, не имеет права подстрекать, провоцировать их членов к совершению преступлений.

3.11. В случае привлечения в качестве агента к разработке организованной группы или преступной организации лица, совершившего противоправное деяние в составе этой организованной группы или преступной организации, руководитель соответствующего органа внутренних дел может подать ходатайство о смягчении приговора этому лицу или об освобождении от уголовной ответственности, если:

3.11.1. Представленная лицом информация способствовала предупреждению, пресечению или раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных отдельным лицом, организованной группой или преступной организацией.

3.11.2. Информация не могла быть получена из других источников.

3.12. Сотрудничество с агентом носит конспиративный характер.

3.13. Сотрудник оперативного подразделения учит агента:
— Методам установления и поддержания доверительных отношений и контактов с лицами, которые могут быть причастны к совершению противоправных деяний;
— Выявлению признаков подготовки и совершения преступлений;
— Способам распознавания лиц, принадлежащих к преступной среде, по внешним признакам и поведению;
— Особенностям общения с лицами, склонными к совершению правонарушений;
— Действиям в случае осложнения ситуации при выполнении задач, возникновении в преступной среде подозрения о его конфиденциальном сотрудничестве с оперативным подразделением, осуществления проверки, в частности провокаций, или предложения двурушничества или участия в преступлении, совершении преступлений разрабатываемыми лицами в присутствии агента;
— Поведению в случае задержания агента в качестве подозреваемого, предложения сотрудничать с другими сотрудниками оперативных подразделений;
— Способам применения отдельных технических средств и приемов конспирации.

3.14. Агенты, как правило, не должны знать друг друга.

3.15. С целью шифрование лица, конфиденциально сотрудничающего с оперативным подразделением, ему могут выдаваться документы прикрытия.

3.16. Агент для получения трудового стажа может оформляться на работу на действующее по легенде предприятие, созданное оперативным подразделением.

3.17. Составление, регистрация, хранение, передача (пересылка) и уничтожение документов, содержащих сведения о лицах, привлекаемых или планируемых к привлечению, или ранее привлекавшихся к конфиденциальному сотрудничеству с целью выполнения задач оперативно-розыскной деятельности и о результатах их работы осуществляются по правилам секретного делопроизводства.

Все рукописные документы, за исключением тех, которые пишутся непосредственно лицами, привлеченными к конфиденциальному сотрудничеству, составляются на траницах спецблокнотов или листах (бланках), предварительно учтенных в режимно-секретных органах (приложение № 27).

Запрещается написание с применением копировальной бумаги агентурных сообщений и снятие с них копий.

Все материалы, полученные в результате осуществления негласной оперативно-розыскной деятельности, регистрируются в режимно-секретных органах.

В журналах учета оперативной информации (приложение № 7) регистрируются агентурные сообщения, оперативные заметки, выписки из них, рапорты оперативных работников о полученной информации от информаторов и лиц, указанных в п. 3.5.4 настоящей Инструкции. Регистрация других подготовленных рапортов, планов, справок, справок-меморандумов, регистрационных листов, требований на проверку по оперативным учетам, задач, отчетов, заключений, сообщений, анкет, списков, постановлений, а также заполненных и подписанных карт (учетных, информационно-поисковых, карт-характеристик, оперативного учета, на ОРД) осуществляется в журнале учета исходящих и внутреннего оборота документов органа (подразделения) внутренних дел.

Материалы, которые позволяют установить анкетные данные лиц, привлеченных к конфиденциальному сотрудничеству, или лиц, которые разрабатываются по оперативно-розыскными делами, пересылаются в другие оперативные подразделения с пометкой «Лично».

Регистрация, конвертирование таких материалов, ведение номенклатурных дел с перепиской в отношении лиц, конфиденциально сотрудничающих с оперативными подразделениями органов внутренних дел, осуществляют лично начальники отделений (отделов) документального обеспечения и режима УМВСТ, начальники режимно-секретных секторов (частей) структурных подразделений МВД Украины, начальники режимно-секретных отделений (частей) структурных подразделений ГУМВД, УМВД, городских, районных управлений, горрайлинорганов, а в случае их болезни, отпуска — работники, специально определенные приказами руководителей органов внутренних дел.

Распечатывание конвертов производится только теми должностными лицами, которым они адресованы.

Регистрация других материалов, полученных в результате осуществления, негласной оперативно-розыскной деятельности, проводят работники режимно-секретных органов.

3.18. Сотрудник оперативного подразделения получает информацию от агентов во время личных встреч, как правило, на конспиративной или явочной квартире, в условленном месте. Встречи или связь с агентом осуществляется по отдельному графику, но не менее одного раза в месяц.

Прием агента в помещении органа внутренних дел или оперативного подразделения допускается в случае крайней необходимости, с обязательным легендированием встречи.

3.19. Встречи или связь с агентом в случае его болезни, угрозы расшифровки, задержания или ареста, длительного отсутствия, препятствующих выполнению им задач, по мотивированному рапорту сотрудника оперативного подразделения и с разрешения руководителя органа внутренних дел или оперативного подразделения могут быть прекращены на срок до четырех месяцев.

После окончания срока прекращения встреч или связи с агентом работник оперативного подразделения изучает возможность их возобновления и целесообразности дальнейшего сотрудничества с агентом, о чем докладывает руководителю, который позволил такое прекращение. В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на четыре месяца.В таких случаях денежные выплаты агенту не прекращаются.

3.20. Встреча или связь с агентом, как правило, осуществляет тот работник оперативного подразделения, который привлек его к конфиденциальному сотрудничеству. Передача агента на связь другому работнику оперативного подразделения осуществляется с разрешения соответствующего руководителя органа внутренних дел или оперативного подразделения с согласия агента.

3.21. На период отпуска, обучение, длительной командировки, болезни работника оперативного подразделения встречи с агентами, которые находятся у него на связи, с их согласия, осуществляются руководителем оперативного подразделения или, по его решению, другим работником этого подразделения.

При отсутствии работника оперативного подразделения более трех месяцев, а также при переводе его на работу, не связанную с оперативно-розыскной деятельностью, увольнении из органов внутренних дел по указанию руководителя органа внутренних дел или оперативного подразделения агент (резидент, держатель явочной квартиры), с его согласия, может передаваться на временную или постоянную связь другому работнику оперативного подразделения.

3.22. Во время выполнения агентом маршрутного задания или его участия в разработке лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, приемниках-распределителях, специальных приемниках другого органа внутренних дел, а также в случае выезда на длительный период в другую местность этот агент, в случае согласия, без пересылки личного и лужебного дел (приложения № № 3, 4) передается на временную связь руководителю соответствующего оперативного подразделения по месту своего пребывания. В таких случаях агент инструктируется о способе установления связи.

3.23. Полученная от принятого на временную связь агента информация не позднее пяти дней после оформления, регистрации в журнале учета оперативной информации и осуществления (при необходимости) выдержек из нее направляется в оперативное подразделение, в котором агент находится на постоянной связи, как приложение к справке о результатах выполнения им задачи.

3.24. Для выполнения сложных задач по разработке лиц, подозреваемых в совершении тяжких, особо тяжких преступлений, либо в связи с участием в разработке агента, ранее внедренного в организованную группу или преступную организацию, с письменного разрешения руководителя органа внутренних дел или оперативного подразделения допускается (при условии обоюдного письменного согласия) взаимная расшифровка агентов друг перед другом. В личных делах этих агентов делается отметка о такой расшифровке. Связь со спаренными агентами осуществляют руководители или наиболее опытные сотрудники оперативных подразделений.

3.25. Запрещается давать агенту задание на провоцирование лица (лиц), в отношении которых заведено оперативно-розыскное дело, или других лиц к совершению противоправных действий, в том числе при непосредственном участии агента, за исключением инициирования определенных действий в связи с проведением оперативных комбинаций, связанных с оперативной закупкой, контролируемой поставкой т.д., и позволять хранить при себе или дома, по месту работы или службы предметы, документы, фотографии, указывающие на его конфиденциальное сотрудничество с оперативным подразделением.

3.26. Агент, как правило, собственноручно, в произвольной форме, от третьего лица, в присутствии работника оперативного подразделения или резидента письменно описывает результаты выполнения задания. При этом он отмечает: когда, от кого и при каких обстоятельствах ему стала известна информация, кто еще и в какой степени с ней знаком. Агент к своему сообщению, при наличии, может включать образцы сырья или изделий, документы, фотографии, зарисовки и т.д., которые учитываются как приложения к сообщению (оперативной заметке) в журнале учета оперативной информации.

На основании анализа полученной информации работник оперативного подразделения или резидент дает агенту следующее задание, разъясняя порядок его выполнения и способ передачи полученной информации, обусловливая время и место следующей встречи. Предоставленную информацию, и полученное задание агент подписывает своим псевдонимом.

3.27. Полученную информацию работник оперативного подразделения оформляет в служебном кабинете агентурным сообщением (приложение № 5), отмечая в нем меры для ее проверки. Если во время встречи с агентом работник оперативного подразделения не имел возможности оформить в письменной форме представленную информацию, она оформляется агентурной запиской (приложение № 6). Содержание сообщений не должно раскрывать данных о личности агента. Сотрудник оперативного подразделения принимает меры к установлению лиц, проходящих по информации агента, излагает сведения о них в форме справки на его сообщение и планирует мероприятия по проверке полученной информации.

3.28. Агентурное сообщение или агентурная записка после оформления регистрируется в журнале учета оперативной информации (приложение № 7) и в течение суток докладывается руководителю органа внутренних дел или оперативного подразделения.

3.29. Ответственность за своевременность, полноту учета, качество заполнения учетных документов, недопущение утечки информации возлагается на руководителей оперативных подразделений. Журналы учета лиц, конфиденциально сотрудничающих с оперативными подразделениями, и полученной оперативной информацией ведет и лично вносит в них записи работник оперативного подразделения, ведающего учетам.

3.30. Информация, оформленная агентурным сообщением или агентурной запиской, присоединяется к служебному делу агента, а копии (выписки из них) вместе с материалами их проверки — к оперативно-розыскному делу или делу контрольного производства.

Извлечение регистрируется под отдельным номером в журнале учета оперативной информации, при этом на оригинале сообщения (агентурного сообщения, агентурной записки) и в журнале учета оперативной информации указывается количество выполненных выписок, к какому делу они приобщены или куда были переданы.

3.31. Срок проверки полученной информации не должен превышать десяти дней, и при необходимости может быть продлен руководителем оперативного подразделения, но не превышать сорока пяти дней.

3.32. Полученная от лиц, конфиденциально сотрудничающих с оперативными подразделениями органов внутренних дел, оперативная информация, имеющая значение для предотвращения, раскрытия преступления или розыска преступника на территории обслуживания другого оперативного подразделения или относящаяся к компетенции Службы безопасности Украины, других подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, направляется им по решению руководителя органа внутренних дел или оперативного подразделения в форме выписки с сопроводительным письмом с рекомендацией о мерах безопасности и недопущения расшифровки источников информации. На оригиналах сообщений и в журнале учета оперативной информации указывается количество таких выписок, куда и каким исходящим номером они отправлены.

3.33. Агент, который был внедрен в организованную группу или преступную организацию с целью предупреждения или выявления ее преступной деятельности, подлежит уголовной ответственности только за совершение в ее составе умышленного особо тяжкого преступления, сопряженного с насилием над потерпевшим, либо умышленного тяжкого преступления, связанного с причинением тяжкого телесного повреждения потерпевшему или наступлением иных тяжких или особо тяжких последствий. Он не может быть приговорен к пожизненному лишению свободы, а наказание в виде лишения свободы не может быть назначено ему на срок больший, чем половина максимального срока лишения воли, предусмотренного законом за это преступление.
3.34. Сотрудничество с агентом прекращается в случае:

3.34.1. Отказа агента от дальнейшего сотрудничества.

3.34.2. Болезни агента (более шести месяцев подряд), которая не дает возможности решать задачи оперативного подразделения.

3.34.3. Призыва на службу в Вооруженные Силы, выезда за границу для постоянного проживания, обучения, устройства на работу в правоохранительные органы, прокуратуру, суд.

3.34.4. Потери агентом возможности оказывать негласную помощь.

3.34.5. Систематического уклонения агента от конфиденциального сотрудничества, игнорирование взятых на себя обязательств по выполнению задач оперативного подразделения.

3.34.6. Если информация о конфиденциальном сотрудничестве агента стала известна третьим лицам.

3.34.7. Двурушничества или умышленной дезинформации со стороны агента.

3.34.8. Умышленного разглашения агентом известных ему форм и методов оперативно-розыскной деятельности и информации, которая может быть использована для совершения противоправных действий.

3.34.9. Осуждение агента к лишению свободы.

3.34.10. Грубого нарушения агентом требований конспирации.

3.34.11. Смерти агента.

3.35. Прекращение сотрудничества с агентом оформляется рапортом сотрудника оперативного подразделения, у которого он находился на связи, с добавлением, при необходимости, соответствующих материалов о причине прекращения сотрудничества, согласовывается и утверждается соответствующим руководителем, указанным в подразделе 3.5 Инструкции.

3.36. Принятию решения о необходимости прекращения конфиденциального сотрудничества работника оперативного подразделения с агентом может предшествовать встреча руководителя этого оперативного подразделения с агентом. Руководитель во время беседы с агентом выясняет обоснованность необходимости прекращения конфиденциального сотрудничества и неразглашение сведений, которые им стали известны во время сотрудничества.

Прекращение конфиденциального сотрудничества оформляется заключением, которое утверждается руководителем, давшего разрешение на установку такого сотрудничества (приложение № 12).

Его личные и рабочие дела в месячный срок передаются в архив МВД Украины, ГУМВД, УМВД.

3.37. Если в связи с выполнением задач оперативного подразделения наступила инвалидность или смерть агента, на него или его близких родственников распространяются льготы, предусмотренные в таких случаях для работников оперативных подразделений."
(Продолжение следует — Кто такие резиденты и информаторы. Их задачи. Как содержать конспиративную квартиру и что с ней делать, если она «спалилась»).

Приказа о том, какие подразделения ведомства смогут заниматься агентурной работой.

В известной песне "Наша служба и опасна, и трудна" есть маленькая недоговоренность. В строчке: "и на первый взгляд как-будто не видна" замалчивается важный нюанс: некоторые грани полицейской работы и не должны быть видны - ни на первый взгляд, ни на третий, ни на любой другой.

Сколько агентов оперативники внедрили в преступные группировки? Какие телефоны стоят на прослушке? За кем установлена слежка? Все это важная государственная тайна. Но все мы знаем, что полиция занимается такой работой. Без оперативно-розыскных полномочий служба правоохранителей была бы не только опасна и трудна, но и во многом безнадежна. Зачастую именно тайные методы часто позволяют вывести преступника на чистую воду, хотя, конечно, и работать в открытую - гласными методами - правоохранители тоже должны уметь.

Далеко не все сотрудники МВД имеют право заниматься секретной работой. Допустим, участковый уполномоченный не может внедрять в банду местных алкоголиков своего человека. Если и сделает это, то не в рамках закона об оперативно-розыскной деятельности.

Не вправе приставить "хвоста" к гражданам и начальник паспортного стола - даже при всем желании. Следователь, между прочим, тоже не внедряется в банды, он как раз занимается процессуальной работой. Поэтому в министерстве внутренних дел есть масса сотрудников и подразделений, чья работа проходит вне конспиративных квартир.

Перечень подразделений, имеющих право на секретную работу, в соответствующих ведомствах существовал всегда. Но в МВД сейчас заканчивается реформа, многие структуры изменились, да и в целом сейчас перерабатывается вся нормативная база ведомства. Поэтому министерство разработало приказ, четко определяющий список подразделений и должностных лиц, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

В подготовленном перечне 13 подразделений. При этом у одних из них есть право заниматься оперативной работой в полном объеме, установленном соответствующим законом, у других четко обговорены конкретные формы работы.

Например, в центрах и отрядах спецназа полиции должны быть специально выделенные сотрудники, занимающиеся оперативной работой. Они вправе проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия: "опрос", "наведение справок", "наблюдение", "отожествление личности", "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств"; использование конфиденциального содействия граждан. Нетрудно догадаться, что таким способом оперативники из подразделений спецназа смогут выделять, скажем, зачинщиков во время беспорядков. Кстати, многие машины спецотрядов, включая автомобили-водометы, оснащены видеокамерами и микрофонами. Они записывают все, что творится вокруг. Потом эти данные могут стать доказательством при суде. И пока одни спецназовцы будут силой успокаивать разбушевавшуюся толпу (например, разгоряченных футбольных болельщиков), другие будут вычислять вожаков и самых рьяных. Мало получить фото, надо еще узнать имя человека.

В списке есть хорошо известные названия - угрозыск, службы собственной безопасности, национальное бюро Интерпола. В полном объеме секретной работой могут заниматься подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Нет в приказе, и это ожидаемо, ГИБДД, лицензионно-разрешительных подразделений. Они никогда не входили в подобные перечни, у них гласная работа.



 

Возможно, будет полезно почитать: