Упрощенные процедуры банкротства. Банкротство отсутствующего должника

Одним из основных недостатков ранее действовавшего законодательства о банкротстве следует назвать одномерный подход ко всем категориям должников при применении к ним процедур банкротства. Закон не делал никаких различий между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным (зачастую единственным в населенном пункте) предприятием и посреднической организацией, не обладавшей собственным имуществом; торговым предприятием и крестьянским (фермерским) хозяйством; промышленным предприятием и кредитной организацией.

Одинаковыми были и признаки банкротства таких должников, и применяемые к ним процедуры, и порядок рассмотрения дел арбитражными судами. Новый Федеральный закон в полной мере учитывает специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства.

Речь идет о таких категориях должников, как должники - юридические лица: градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, банки и иные кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также должники-граждане, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Рассмотрим особенности банкротства некоторых категорий должников:

1. Банкротство градообразующих организаций . Под градообразующими организациями в Законе понимаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст. 132). Определяя особенности банкротства градообразующих организаций. Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления.

В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника - градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами. Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года.

Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест.

В исключительных случаях срок внешнего управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии, что должник и его поручитель приступят к расчетам с кредиторами к. позже чем через два с половиной года после введения внешнего управления (ст. 135).

Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

В процессе внешнего управления должником – градообразующей организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями которого станут сохранение рабочих мест для не менее чем семидесяти процентов работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия. Положения о банкротстве градообразующей организации будут применяться также и к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

2. Банкротство сельскохозяйственных организаций . Банкротство сельскохозяйственных организации имеет отличительные особенности: во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения) и, во-вторых, с сезонным характером их работы.

Согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видов деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее пятидесяти процентов общей суммы выручки (ст. 139).

Суть первого специального правила, регулирующего банкротство сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделаются иные сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение земельных участков может осуществляться в той мере, в какой их участие в обороте допускается земельным законодательством.

Второе специальное правило состоит в увеличении срока внешнего управления сельскохозяйственной организацией с учетом сезонного характера ее работы я необходимости дождаться окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Принимая во внимание также возможные сроки реализации выращенной (произведенной) продукции, законодатель счел возможным увеличить срок внешнего управления до 1 года и 9 месяцев. Кроме того, если в период внешнего управления имели место стихийные бедствия, эпизоотии и т. п., срок внешнего управления сельскохозяйственной организацией - должником может быть увеличен арбитражным судом еще на один год. Таким образом, максимальный срок внешнего управления может составить до 2 лет и 9 месяцев.

В остальном процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций должны проходить по общим правилам.

3. Банкротство кредитных организаций . Процедуры банкротства банков и иных кредитных организаций будут осуществляться в соответствии со специальным федеральным законом "О несостоятельности и банкротстве кредитных организаций". Нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применяются субсидиарно при отсутствии специальных правил. Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка.

Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроений среди кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.

В то же время ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников.

Один из способов решения этой проблемы – исключение из числа кредиторов, предъявляющих заявления о банкротстве банков, граждан- вкладчиков путем гарантирования (либо обязательного страхования) банковских вкладов.

Другой путь, намеченный в проекте федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", – введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде. Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры рассмотрения Центральным банком заявления кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка.

Таким образом, финансовое состояние банка-должника будет определяться Центральным банком с учетом всего комплекса показателей, характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Центральный банк откажет в отзыве лицензии. Тем самым исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового обязательства. При наличии таких признаков Центральному банку представится возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем введения временной администрации либо предложить его учредителям (участникам) реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте.

И только после принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве неплатежеспособного банка. Названные вопросы решены в проекте федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" с учетом всех особенностей, присущих этой категории должников.

4.Особенности банкротства ликвидируемого должника . Каковы же особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника. При подтверждении в ходе рассмотрения дела неспособности должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме и наличия решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника или органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия о ликвидации, арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего.

Конкурсным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора (пункт 1 ст. 19 Закона).

Особенностью назначения конкурсного управляющего при банкротстве ликвидируемого должника является то, что обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены арбитражным судом на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего. Права и обязанности конкурсного управляющего определены в статье 20 Закона. Конкурсный управляющий несет ответственность согласно статье 21 Закона о банкротстве.

Анализ Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что при банкротстве ликвидируемого должника конкурсным управляющим может быть назначено лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Ведь председатель ликвидационной комиссии нередко будет являться физическим лицом, не занимающимся предпринимательской деятельностью.

Хотелось бы обратить внимание на иной срок предъявления требований кредиторов к ликвидируемому должнику. В течение месячного срока, в отличие от срока, установленного статьей 100 Закона о банкротстве, после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства, кредитор вправе предъявить к нему свои требования.

Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника не применяются в том случае, если дело о банкротстве возбуждено по заявлению собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, поданному до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора).

В указанном случае применяются правила главы VI Закона. В случае выявления органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 174 Закона о банкротстве, т.е. при установлении, что стоимость имущества ликвидируемого юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, была недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, а ликвидация не была произведена в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, указанный орган отказывает ликвидируемому должнику во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица.

Для юридического лица, как уже отмечалось, банкротство наступает, когда оно неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (статья 3 Закона). Это правило применяется и к отсутствующему должнику.

Основанием для признания гражданина банкротом признается неспособность исполнить им в течение трех месяцев денежные обязательства или уплатить налоги и иные обязательные платежи в связи с превышением суммы имеющихся долгов над стоимостью принадлежащего ему имущества. В отношении отсутствующего должника-гражданина данное положение применяется.

5. Банкротство отсутствующего должника . Проблема банкротства отсутствующего должника нашла свое отражение и решение в §2 главы Х Закона о банкротстве. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности. К отсутствующим должникам Закон о банкротстве относит юридические лица, которые фактически прекратили свою деятельность, в том числе не проводят текущие платежи в течение длительного времени, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.

Под отсутствующим должником-гражданином Закон о банкротстве понимает физическое лицо, которое прекратило заниматься предпринимательской деятельностью, отсутствует по месту жительства и местонахождение его неизвестно. Положения, предусмотренные §2 главы Х Закона, применяются и в том случае, если имущество должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве.

Арбитражный суд может установить отсутствие или недостаточность имущества для покрытия указанных расходов из баланса должника, представленного по запросу суда государственной налоговой службой. Кроме того, указанные положения применяются и в случае отсутствия операций по счетам должника в течение 12 месяцев. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд конкурсного кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором.

Как правило, арбитражный суд в трехмесячный срок с момента принятия к производству заявления о признании должника банкротом его рассматривает и принимает решение по делу (статья 47 Закона). В отношении отсутствующего должника Закон предусматривает сокращенный срок рассмотрения дела - двухнедельный, так как в отношении отсутствующего должника не вводится процедура наблюдения и внешнего управления. Государственный орган по банкротству и финансовому оздоровлению обязан в недельный срок после поучения решения арбитражного суда о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства представить кандидатуру конкурсного управляющего, отвечающую требованиям, предусмотренным статьей 19 Закона.

Вместе с тем, арбитражный суд, в случае отсутствия такой кандидатуры, вправе назначить конкурсным управляющим сотрудника государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Размер вознаграждения конкурсному управляющему устанавливается в порядке, предусмотренном статьей 22 Закона. Если обязанности конкурсного управляющего; осуществляет сотрудник государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, то размер и порядок выплаты ему вознаграждения, видимо, должен быть определен правовыми актами Российской Федерации или в установленном ими порядке.

Следует отметить, что порядок, предусмотренной для назначения конкурсного управляющего (пункт 1 статья 99), в отношении отсутствующего должника не применяется. Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника. Указанные кредиторы в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования.

Как представляется, конкурсный управляющий, помимо указанного уведомления, должен публиковать сведения о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии со статьей 100 Закона о банкротстве, поскольку у управляющего нередко будут отсутствовать сведения о кредиторах. Установление размера требований кредиторов производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 75 Закона о банкротстве.

Если в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий обнаружит имущество (как минимум имущество должника - юридического лица должно позволить покрыть судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения конкурсному управляющему) должника, то он вправе ходатайствовать о прекращении упрощенной процедуры и переходе к общим процедурам банкротства. При наличии такого ходатайства арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства. При наличии имущества у отсутствующего должника, конкурсный управляющий осуществляет расчеты с кредиторами.

Практика показывает, что имущество у такого должника, как правило, отсутствует. При обнаружении конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника и после его продажи, прежде всего вырученная сумма идет на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему. После чего, требования кредиторов в отношении отсутствующих должников - юридических лиц удовлетворяются в очередности, предусмотренной статьей 106 Закона о банкротстве.

Требования кредиторов в отношении отсутствующих граждан-должников удовлетворяются в порядке очередности, предусмотренной статьей 161 Закона о банкротстве. Кредиторы вправе оспорить в арбитражном суде полное или частичное отклонение конкурсным управляющим заявленных ими требований, либо очередность их удовлетворения, но до момента утверждения ликвидационного баланса. Возникает вопрос о том, кто будет утверждать составленный конкурсным управляющим ликвидационный баланс. Ответа нет, так как собрание (комитет) кредиторов при банкротстве отсутствующего должника не созывается, а на арбитражный суд такой обязанности не возложено Законом.

Расчеты с кредиторами должника - юридического лица и должника- гражданина осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 107 - 111 настоящего Федерального закона. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий представляет определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение десяти дней с момента вынесения указанного определения. Полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а отсутствующий должник - юридическое лицо ликвидированным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Градообразующие организации. К градообразующим относят органи­зации, численность работников которых составляет не менее 25% чис­ленности работающего населения соответствующего населенного пункта.Нормы о градообразующих организациях применяются также и к юридическим лицам, численность работников которых превышает 5 тыс. человек. При таком количестве работников даже если организа­ция и не является градообразующей, необходимо особо учитывать воз­можные последствия в случае, например, проведения массовых уволь­нений с целью минимизации негативных социальных явлений.

Для указанных организаций законом предусмотрены дополнитель­ные возможности поддержки и сохранения производства. Например, в тех случаях, когда собрание кредиторов не приняло решения о необхо­димости введения внешнего управления, арбитражный суд вправе при­нять такое решение по собственному усмотрению, по обшим основани­ям, предусмотренным Законом о банкротстве, а также по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к делу о банкрот­стве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предо­ставления поручительства по обязательствам должника.

По новому Закону о банкротстве продление фи­нансового оздоровления или внешнего управления возможно лишь на один год при условии предоставления поручительства вышеназванных органов.

Поручительством в данном случае является односторонняя обязан­ность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполне­ние последним всех его обязательств перед кредиторами. Поручитель­ство оформляется в письменном виде и должно содержать сумму обя­зательства должника перед кредиторами и график погашения соответствующей задолженности. К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручитель­ству в соответствующий бюджет на дату предоставления поручитель­ства.

Некоторые особенности предусмотрены и для продажи имущества градообразующей организации. В частности, в случае признания ее банкротом первоначально на продажу должно быть выставлено пред­приятие как имущественный комплекс, и только если его продажа не состоится, имущество градообразующей организации может быть рас­продано по частям в общем порядке.

При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного федерального органа исполнительной власти, или орга­на исполнительной власти субъекта РФ существенным условием дого­вора купли-продажи предприятия может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников в течение определенного срока, не превышающего 3 лет.

В ходе внешнего управления наличие данного ходатайства опреде­ляет обязательность первоначального предложения к продаже имуще­ственного комплекса (предприятия) градообразующей организации.

Сельскохозяйственные организации (рыболовецких артелей (колхозов)).

Как и все коммерческие организа­ции, они вправе осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности с целью извлечения дохода.

Статус «сельскохозяйственная организация» или «рыболовецкая ар­тель (колхоз)» не является организационно-правовой формой юриди­ческого лица. Это характеристика организации, отражающая ее пре­имущественный вид деятельности, для определения которого оценива­ется структура полученной ею выручки. В целях применения специальных норм Закона о банкротстве сельскохозяйственными ор­ганизациями признаются юридические лица, не менее 50% выручки которых получено от производства или производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а рыболовецкими артелями (колхо­зами) признаются организации, не менее 70% выручки которых полу­чено от реализации произведенной или произведенной и переработан­ной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) вод­ных биологических ресурсов.

При продаже имущества и имущественных прав данных организа­ций на первые торги должно быть выставлено предприятие в целом. При этом для владельцев соседних участков, также занимающихся сельским хозяйством, установлено преимущественное право приобре­тения указанного имущества.

При проведении анализа финансового состояния сельскохозяй­ственных и приравненных к ним организаций принимаются во внима­ние сезонность производства и его зависимость от природно-климати- ческих условий, а также возможность удовлетворения требований кре­диторов за счет доходов, которые могут быть получены по окончании периода сельскохозяйственных работ.

Соответственно срок финансового оздоровления или внешнего управления помимо прочего также обусловливается периодом сельско­хозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, выловленной) продукции. Указанный срок может быть продлен на один год, если в течение этого времени были спад и ухудшение финансового положения в связи со стихийны­ми бедствиями, эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями.

Кредитные организации. 25 февраля 1999 г. был принят специальный Федеральный закон «О несостоятельности (банк­ротстве) кредитных организаций». Им, в частности, установлены:

Комплекс мер по предупреждению банкротства, к которым отно­сятся: финансовое оздоровление кредитной организации, назна­чение временной администрации по управлению кредитной орга­низацией, реорганизация кредитной организации. В качестве ос­новных мер по финансовому оздоровлению должника - кредитной организации выделяют: оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, изменение структуры активов и пассивов кредитной организации, изменение ее организационной структуры, а также приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала). Эти меры осущест­вляются в случаях, установленных данным Законом, по инициати­ве самой кредитной организации, ее учредителей (участников), а также по требованию Банка России;

Признаки банкротства и условия возбуждения производства по делу о банкротстве кредитной организации. Дело может быть возбужде­но только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Размер задолженности в совокупности должен превышать 1 тыс. М РОТ и срок неисполнения быть более 14 дней, либо если после отзыва у кредитной организа­ции лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами;

Сокращенный перечень возможных процедур банкротства. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется только конкурсное производство. На­блюдение, внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитных организаций не применяются. Назначение временной администрации по некоторым позициям напоминает процедуру внешнего управления (назначение новых органов управления без согласования с участниками (акционерами) кредитной организа­ции, иные ограничение полномочий органов управления, введение моратория на исполнение денежных обязательств и обязательных платежей и др.), но является досудебной мерой;

УчастиеБанка России в качестве одного из основных участников производства по делу о банкротстве кредитных организаций. Банк России осуществляет нормативное регулирование в данной сфере, надзор за деятельностью кредитных организаций, участвует в ар­битражном процессе по делу о банкротстве, даже если заявление о признании кредитной организации банкротом подано иным лицом, назначает временную администрацию, осуществляет ряд иных полномочий и функций;

Круг требований к кандидатуре арбитражного управляющего. Ему необходимо соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь выданный им аттестат;

Изменение очередности удовлетворения требований кредиторов. В первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета, требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Иные финансовые организации. В Законе о банкротстве объединены особенности банкротства кредитных и страховых организаций, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг. В числе ос­новных особенностей, установленных для проведения процедур банк­ротства страховых организаций, можно отметить следующие:

Участие в арбитражном процессе по делу о банкротстве государственного органа РФ по надзору за страховой деятельностью. В настоящее время этим органом является Министерство финансов РФ;

Покупателем имущественного комплекса страховой организации может быть только страховая организация. Данное требование обусловлено особенностями состава имущественного комплекса страховой организации. Такой имущественный комплекс включает определенный объем обязательств по договорам страхования и имеет ценность именно для страховой организации. Поэтому его возможно передавать только другой страховой организации, кото­рая должна в свою очередь взять на себя определенные обязательства должника. При этом в Законе определено, что у нее должно быть достаточно собственных активов для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования;

Продажаимущественного комплекса страховой организации воз­можна только при условии, что покупатель согласен принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не на­ступил до момента признания страховой организации банкротом. Покупатель имущественного комплекса должника – страховой организации принимает на себя обязательства страховщика по всем договорам, по которым еще не наступил страховой случай. По до­говорам страхования, по которым страховой случай уже наступил, страхователи (выгодоприобретатели) становятся кредиторами по денежным обязательствам в размере страховой суммы и получают удовлетворение из средств, вырученных от продажи имущества должника. Остальные договоры страхования в случае признания страховой организации банкротом подлежат прекращению. В этом случае страхователи (выгодоприобретатели) имеют право требова­ния возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора стра­хования и сроком, в течение которого действовал договор страхо­вания;

Определение очередности удовлетворения требований кредиторов третьей очереди. С учетом вышеизложенного анализа очередности удовлетворения кредиторов третьей очереди («очередь внутри оче­реди») можно указать, что в данном случае речь идет о дальнейшем определении очередности кредиторов «третьей-второй» очереди. Иначе говоря, устанавливается «очередь внутри подочереди». В соответствии со ст. 186 Закона о банкротстве удовлетворяются:

в «третью-вторую-первую» очередь - требования застрахо­ванных лиц и выгодоприобретателей по договорам обяза­тельного личного страхования;

в «третью-вторую-вторую» очередь - требования выгодопри­обретателей и страхователей по иным договорам обязатель­ного страхования;

в «третью-вторую-третью» очередь - требования кредиторов по договорам личного страхования, в том числе прекращен­ным в связи с признанием страховой организации банкро­том;

в «третью-вторую-четвертую» очередь - требования прочих кредиторов «третьей-второй» очереди.

При этом требования кредиторов, обеспеченные залогом, удовле­творяются таким же образом, как это было описано выше примени­тельно к «третьей-первой» очереди.

Большую роль в правовом обеспечении проведения процедур банк­ротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также защите прав и интересов их клиентов играет государственный орган РФ по регулированию рынка ценных бумаг.

Особенностью данной категории дел является необходимость разде­ления сделок должника с собственным имуществом и имуществом (ценными бумагами) клиентов. На сделки с ценными бумагами клиен­тов, совершаемые по поручениям клиентов, подтвержденным после возбуждения дела о банкротстве, не распространяются установленные Законом о банкротстве общие ограничения на совершение сделок в ходе процедур банкротства. Указанное имущество, находящееся в рас­поряжении участника рынка ценных бумаг, признанного банкротом, не включается в конкурсную массу и подлежит возврату клиентам. Если же требования клиентов превышают количество ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии), находящихся в распоряжении должника, возврат осуществляется про­порционально требованиям клиентов. Требования в неудовлетворенной части признаются денежными требованиями и удовлетворяются или погашаются в общем порядке, установленном законом.

Стратегические предприятия и организации. К указанной категории должников отнесены две группы организаций.

1. Организации оборонно-промышленного комплекса - производ­ственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и др., осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

2. Федеральные государственные унитарные предприятия и откры­тые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (ра­бот, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения оборо­носпособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Определение этой группы представляется довольно нечетким, позволяющим подвести под данную категорию широкий спектр должников.

Точный перечень стратегических предприятий и организаций ут­вержден Правительством РФ.

Для названных организаций изменен признак банкротства: срок не­исполнения обязательств, дающий право на обращение в суд с заявле­нием о банкротстве, увеличен с 3 до 6 месяцев. Также увеличен размер этих неисполненных обязательств до 500 тыс. руб.

Расширен состав лиц, участвующих в деле о банкротстве: добавлен федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализа­цию единой государственной политики в отрасли экономики, в кото­рой осуществляют деятельность соответствующие стратегические пред­приятие или организации.

К арбитражным управляющим, участвующим в делах о банкротстве данной категории должников, Правительство РФ вправе установить пе­речень дополнительных требований.

На 20% снижен размер обеспечения, в том числе государственных гарантий, предоставление которых необходимо для введения финансо­вого оздоровления.

Определенные особенности вытекают из характера деятельности должников указанной категории: например, внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с вы­полнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечени­ем федеральных государственных нужд в области поддержания оборо­носпособности и безопасности РФ, а также отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав, которые входят в состав иму­щественного комплекса должника, предназначенного для осуществле­ния данной деятельности.

Целевой характер имущественного комплекса должника подлежит обязательному учету и при продаже предприятия. Обязательными усло­виями конкурса должно быть обеспечение сохранения целевого назна­чения предприятия и имущества мобилизационного назначения, в том числе принятие на себя выполнения работ по государственному обо­ронному заказу и т.п. При этом Российская Федерация имеет право преимущественной покупки такого предприятия. Более того, у государ­ства установлено право «перехватить» данное предприятие у победителя конкурса в течение месяца с даты его проведения и купить предприятие на тех же условиях, на которых конкурс был выигран. Для участия в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица, в отличие от общего порядка продажи предприятия, установлен­ного Законом о банкротстве.

Банкротство ликвидируемого должника. Статья 224 Закона о банкрот­стве устанавливает обязанность ликвидационной комиссии (ликвида­тора) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании долж­ника банкротом, если у должника, в отношении которого уполномо­ченным органом управления принято решение о ликвидации, недостаточно имущества для удовлетворения всех требований кредито­ров. Аналогичная обязанность возлагается на собственника имущества должника – унитарного предприятия, учредителей (участников) и ру­ководителя должника, если недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов выявлена после принятия ре­шения о ликвидации, но до создания ликвидационной комиссии (на­значения ликвидатора).

Попытка ликвидационной комиссии (ликвидатора) пренебречь сво­ей обязанностью обратиться в арбитражный суд с заявлением должника является основанием для отказа во внесении в единый государствен­ный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица по окончании ликвидационных процедур.

Нарушение ликвидационной комиссией (ликвидатором), собствен­ником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) и руководителем должника обязанности по обращению в арбитражный суд влечет для них применение ответственности в форме субсидиарной ответственности по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

При поступлении в арбитражный суд заявления о признании ликви­дируемого должника банкротом процедуры наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления не вводятся. Арбитражным су­дом сразу принимается решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В ходе конкурсного производства кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца (а не двух месяцев) с даты опубликования объявления о признании ликвиди­руемого должника банкротом.

Если дело о банкротстве возбуждено на основании поданного до со­здания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия, учре­дителя (участника) или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по общим правилам без учета отмеченных особенностей.

Банкротство отсутствующего должника. Наиболее активную работу по инициированию дел о банкротстве в отношений отсутствующих должников проводят налоговые органы. При этом п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве установил, что заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования проце­дур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банк­ротства в отношении отсутствующих должников определены Прави­тельством РФ.

Для признания должника отсутствующим необходимо наличие од­новременно двух признаков: 1) организация фактически прекратила свою деятельность; 2) руководитель должника отсутствует и установить его местонахождение не представляется возможным.

Нормы, касающиеся банкротства отсутствующего должника, приме­няют также в следующих случаях:

Когда имущество должника не позволяет покрыть судебные расхо­ды по делу о банкротстве;

Когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника;

При наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

В указанных случаях дело о банкротстве отсутствующего должника возбуждается арбитражным судом при наличии признаков банкротства и условий, позволяющих применить к должнику нормы о банкротстве отсутствующего должника. При этом кредитором для подтверждения его статуса кредитора должны быть представлены доказательства нали­чия прав требования к должнику в любом размере.

Дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается су­дьей единолично. В течение двух недель с момента принятия заявления кредитора или иного уполномоченного лица арбитражный суд прини­мает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наблюдение, финансовое оздо­ровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего долж­ника не применяются.

Конкурсный управляющий письменно уведомляет известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в месячный срок (он сокращен по сравнению с общим сроком) могут предъявить ему свои требования. В случае если конкурсный управляющий обнаружит доста­точное количество имущества отсутствующего должника, он может хо­датайствовать перед арбитражным судом о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным Законом о банкротстве.

Под градообразующими организациями в Законе понимаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности населения соответствующего населенного пункта (ст.132).

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника - градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами.

Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии, что должник и его поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже чем через два с половиной года после введения внешнего управления (ст.135).

Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

В процессе внешнего управления должником - градообразующей организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями которого станут сохранение рабочих мест для не менее, чем семидесяти процентов работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия.

Глава VIII. Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц

§ 1. Общие положения

Статья 131. Общие положения

К отношениям, связанным с банкротством градообразующих, сельскохозяйственных, страховых организаций, а также кредитных организаций, применяются правила настоящего Федерального закона, регулирующие банкротство должников - юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящей главой.

§ 2. Банкротство градообразующих организаций

Статья 132. Статус градообразующих организаций

1. Для целей настоящего Федерального закона градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

2. Правила, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Статья 133. Рассмотрение дела о банкротстве градообразующей организации

1. При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.

2. В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Доказательства, подтверждающие статус градообразующей организации или наличие у организации соответствующей численности работников, должны быть представлены арбитражному суду должником.

Статья 134. Введение внешнего управления под поручительство

1. Если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.

2. Орган местного самоуправления или привлеченный к участию в деле о банкротстве соответствующий федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представившие поручительство по обязательствам должника, вправе предложить арбитражному суду кандидатуру внешнего управляющего.

3. В случаях, когда внешнее управление введено в порядке, предусмотренном настоящей статьей, поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.

Статья 135. Продление внешнего управления по ходатайству органа местного самоуправления

1. Внешнее управление градообразующей организацией может быть продлено арбитражным судом на срок не более одного года при наличии ходатайства органа местного самоуправления.

2. Основанием для продления внешнего управления градообразующей организацией на срок, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, может служить план финансового оздоровления градообразующей организации. План финансового оздоровления градообразующей организации может предусматривать инвестирование в ее деятельность, трудоустройство ее работников, создание новых рабочих мест и иные способы восстановления платежеспособности должника - градообразующей организации.

3. По ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника срок внешнего управления градообразующей организацией может быть продлен до десяти лет. Должник и его поручитель в этом случае обязаны приступить к расчетам с кредиторами не позднее сроков, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Несоблюдение требований, предусмотренных настоящим пунктом, является основанием для признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

Статья 136. Погашение требований кредиторов в процессе судебной санации

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице их уполномоченных органов вправе в любое время до окончания внешнего управления градообразующей организацией рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам иным способом, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

2. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, установленной статьей 106

3. В случае удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 настоящей статьи, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

Статья 137. Продажа предприятия

1. В целях удовлетворения требований кредиторов в ходе внешнего управления может быть осуществлена продажа предприятия.

2. При наличии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации продажа предприятия производится путем проведения конкурса.

3. Обязательными условиями конкурса являются:

сохранение рабочих мест для не менее чем 70 процентов работников, занятых на предприятии на момент его продажи;

обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить или трудоустроить указанных работников.

Иные условия конкурса могут быть установлены исключительно с согласия собрания кредиторов в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 138. Продажа имущества должника, признанного банкротом

1. При продаже имущества должника , признанного банкротом, арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие как единый имущественный комплекс.

2. Если имущество должника не было продано в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, продажа имущества должника осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 87 настоящего Федерального закона.

§ 3. Банкротство сельскохозяйственных организаций

Статья 139. Общие положения

1. Для целей настоящего Федерального закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки.

2. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки.

3. При продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.

4. В случае ликвидации вследствие банкротства сельскохозяйственных организаций их земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.

Статья 140. Наблюдение и внешнее управление

1. В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

2. Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Указанный срок не может превышать сроки, установленные пунктом 4 статьи 68 настоящего Федерального закона, более чем на три месяца.

В случае, если в течение срока внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок внешнего управления может быть продлен на один год.

§ 4. Банкротство кредитных организаций

Статья 141. Регулирование банкротства кредитных организаций

К отношениям, возникающим при неспособности должника - кредитной организации удовлетворить требования кредиторов, настоящий Федеральный закон применяется в части, не урегулированной федеральным законом

Статья 142. Основания признания кредитной организации банкротом

1. Основания признания кредитной организации банкротом определяются федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

2. Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Статья 143. Процедуры банкротства кредитных организаций

1. По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято решение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства или решение об отказе в признании кредитной организации банкротом.

2. В случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом конкурсное производство осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

§ 5. Банкротство страховых организаций

Статья 144. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации

1. При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе, признается государственный орган Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью.

Статья 145. Продажа имущественного комплекса страховой организации

1. Продажа имущественного комплекса страховой организации может быть осуществлена в ходе внешнего управления по правилам, предусмотренным статьей 86 настоящего Федерального закона.

При осуществлении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом.

2. Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация.

3. В случае продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления к его покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил.

Статья 146. Право требования страхователей в случае банкротства страховых организаций

1. В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил до даты принятия указанного решения, прекращаются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 145 настоящего Федерального закона.

2. Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, прекратившимся по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства , имеют право требовать выплаты страховой суммы.

Статья 147. Удовлетворение требований кредиторов пятой очереди

В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов пятой очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

в первую очередь - требования кредиторов по договорам обязательного личного страхования;

во вторую очередь - требования кредиторов по иным договорам обязательного страхования;

в третью очередь - требования иных кредиторов-страхователей (выгодоприобретателей), в том числе требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 146 настоящего Федерального закона;

в четвертую очередь - требования прочих кредиторов.

§ 6. Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг

Статья 148. Регулирование банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг

1. При рассмотрении дела о банкротстве организации или гражданина, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, лицом, участвующим в арбитражном процессе, признается государственный орган Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг.

2. Особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, не урегулированные настоящим параграфом, а также меры по защите прав и интересов клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг могут быть предусмотрены федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

3. Порядок предупреждения банкротства и проведения досудебных процедур восстановления платежеспособности профессиональных участников рынка ценных бумаг устанавливается федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 149. Требования к арбитражному управляющему

Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь лицензию арбитражного управляющего , а также аттестат, выдаваемый государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг.

Статья 150. Особенности наблюдения

1. Ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по поручениям клиентов, подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве.

2. Временный управляющий обязан в десятидневный срок с момента его назначения направить клиентам, передавшим должнику - профессиональному участнику рынка ценных бумаг в управление принадлежащие им ценные бумаги, извещение о возбуждении дела о банкротстве и вступлении в права временного управляющего. В указанном извещении указываются реквизиты лицензии арбитражного управляющего и вид и реквизиты аттестата, выданного государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг, а также предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

Статья 151. Особенности внешнего управления и конкурсного производства

3. Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество указанных ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, возврат указанных ценных бумаг клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов.

Градообразующие организации . Градообразующие организации -- наследие экономики советского типа, когда предпочтительным считалось создание и развитие крупных государственных предприятий. После строительства крупного промышленного предприятия вокруг него формировался населенный пункт и, естественно, практически весь персонал такого предприятия проживал в этом же населенном пункте. Понятие градообразующей организации установлено в нашем законодательстве только применительно к процедуре несостоятельности, -- это организация, численность работников которой превышает 25% от числа работающих жителей данного населенного пункта. Аналогичные правила применяются к организациям с численностью работников более 5 тыс. человек.

Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления градообразующими организациями вводятся под поручительство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Продажа имущественного комплекса (предприятия) проводится при условии, что покупатель обязуется сохранить 50% рабочих мест.

Сельскохозяйственные организации . К ним относятся организации, для которых производство, переработка сельскохозяйственной продукции составляют 50% от общей суммы выручки предприятия. Такие же правила применяются к рыболовецким артелям, в которых выручка от реализации водных биоресурсов составляет 75% от общей суммы выручки. Все процедуры банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций вводятся с учетом сезонности производства. Преимущественное право покупки имущества должника имеют другие сельскохозяйственные организации, владеющие прилегающими земельными участками.

Финансовые организации . Это кредитные организации, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Среди основных особенностей банкротства финансовых организаций можно назвать следующие. Дело о банкротстве кредитной организации начинается только после отзыва Центральным банком РФ ее лицензии и включает две процедуры: наблюдение и конкурсное производство. При этом кредиторами первой очереди для кредитной организации выступают вкладчики -- физические лица.

Кредитная организация уже не может выполнить обязательства перед другими кредиторами.

Банкротство индивидуального предпринимателя . Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Упрощенные процедуры банкротства . Упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника применяется, если после принятия решения о ликвидации юридического лица оказывается, что не хватает имущества для исполнения требований всех его кредиторов. В этом случае председатель ликвидационной комиссии должен подать в арбитражный суд заявление о признании юридического лица банкротом. Упрощенный порядок банкротства заключается в том, что в отношении должника применяется только одна процедура -- конкурсное производство.

Еще одной упрощенной процедурой считается банкротство отсутствующего должник. Должник (гражданин или руководитель юридического лица) признается отсутствующим, если он фактически прекратил свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным. Положения об отсутствующем должнике применяются и еще в двух случаях: если имущество должника -- юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев не проводились операции по банковским счетам должника. Возможно также наличие иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Если впоследствии будет обнаружено имущество отсутствующего должника, арбитражный суд может по ходатайству конкурсного управляющего вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к обычным процедурам, предусмотренным законом.



 

Возможно, будет полезно почитать: