Мероприятия проводимые для охраны окружающей среды. Природоохранные мероприятия по предотвращению ущерба окружающей среде

Под разделом Охрана окружающей среды (ООС) понимают осуществление детализированной оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую среду.

Разработка раздела «Охрана окружающей среды» (ООС) в составе проектной документации предусмотрена ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г).

Основанием для разработки ООС в составе проекта является требования СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» и пр. действующими нормативно - правовыми документами РФ.

Данный раздел является неотъемлемой и обязательной частью проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию и т.п. хозяйственного или промышленного объекта.

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться только по проектам, в составе которых имеется данный раздел ООС.

В разделе "Охрана окружающей среды" (проект ООС) рассматриваются вопросы экологической безопасности в связи с намечаемой хозяйственной деятельностью. Он сдержит проектные разработки по охране окружающей природной среды с элементами экологического нормирования (проектов ПДВ, ПДС, ПНООЛР, СЗЗ), которые необходимо учитывать при проектировании, реализации и контроле за намечаемой хозяйственной деятельностью. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Особое место в вопросе ООС играет функционирование и строительство объектов, которые занимаются самыми различными видами деятельности. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации при строительстве таких объектов необходимо включать в их проектную документацию обязательный раздел об ООС. Чтобы проектируемый объект в период своего строительства, эксплуатации и возможной будущей реконструкции не оказывал негативного воздействия на окружающую среду, в раздел ООС включается ряд превентивных мер, способствующих предотвращению, смягчению или полному исключению вредоносных последствий.

Таким образом, разработка раздела охраны окружающей среды может включать в себя различные виды работ, такие как, например, характеристика состояния окружающей среды проектируемой территории на сегодняшний день и прогнозирование возможных её изменений; составление географических и ботанических описаний, схем, карт территории, для которой составляется проект; внесение предложений по озеленению территории, в том числе компенсационному; планирование различных мероприятий по санитарной очистке проектируемой территории; составление выводов и рекомендаций, которые помогут избежать негативного воздействия сверх нормы проектируемого объекта на окружающую среду во время его строительства и эксплуатации и другие работы.

Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Раздел «Охрана окружающей среды» разрабатывается на основании: — утвержденного ТЭО строительства; — схем и проектов районной планировки городов и населенных пунктов; — схем генеральных планов промышленных объектов с учетом требований территориальных схем охраны природы; — бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; — материалов инженерно-экологических изысканий, выполненных для подготовки проекта.

Порядок разработки и содержание раздела «Охрана окружающей среды» (ООС)

Раздел охрана окружающей среды разрабатывается в составе проектной документации и включает следующие основные разделы:

  • оценка природно-климатических характеристик района размещения проектируемого объекта;
  • определение зоны возможного влияния объекта на состояние окружающей среды и состав реципиентов;/li>
  • подготовка краткого описания объекта строительства, намечаемой деятельности и пр.;
  • обеспечение охраны атмосферного воздуха;
  • обеспечение охраны водных ресурсов;
  • организация мероприятий по обращению с опасными отходами производства и потребления;
  • разработка мероприятий по снижению воздействия вредных физических факторов (шум, ЭМИ и пр.);
  • обоснование размера расчетной санитарно-защитной зоны;
  • охрана земельных ресурсов, растительного и животного мира;
  • анализ сценариев возможных аварийных ситуаций на объекте;
  • организация мониторинговых исследований;
  • осуществление вариантной комплексной оценки экологических и социальных последствий строительства и эксплуатации проектируемого объекта, оценки эколого-экономической эффективности предлагаемых средозащитных мероприятий.

Раздел ООС должен содержать:
— проектные разработки по охране окружающей природной среды с элементами экологического нормирования;
— комплекс предложений по рациональному использованию природных ресурсов в строительстве;
— комплекс технических решений по предупреждению негативного воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду, которые необходимо учитывать при проектировании, реализации и контроле за намечаемой хозяйственной деятельностью.

Раздел ООС включает в себя:
— определение условий природопользования. Согласование ООС с органами Министерства природных ресурсов РФ, санитарно-эпидемиологического надзора, государственного контроля и надзора, участвующих в определении условий природопользования, и другими заинтересованными организациями и ведомствами, землепользователями; — определение технических условий присоединения объекта к существующим инженерным сетям и коммуникациям, — определение условий рекультивации земель, — вариантные проработки как по размещению и генплану участка, так и по принятию технических и технологических решений с экологической точки зрения;
— характеристику природных условий местности;
— общую характеристику экологической ситуации на площадке строительства (уровень загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, существующие уровни шума, электромагнитные излучения и иных физические факторы, уровень радиационного загрязнения, загрязненность и нарушенность почвенного покрова, состояние растительного покрова);
— выявление в районе строительства территорий с ограничительным режимом пользования (заповедники, заказники, санитарно-защитные и водоохранные зоны и т.д.);
картографический материал (обзорная ситуационная схема размещения объекта с нанесенными на ней границами соседних землепользований и планировочных ограничений;
— генплан площадки строительства, природоохранная схема, план благоустройства и озеленения участка) на топографической основе.

Согласование раздела «ООС»

Согласование раздела ООС осуществляется при подаче всей необходимой документации в органы, осуществляющие государственную экспертизу проектной документации (Мосгорэспертиза). Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды. Экспертная оценка экологических экспертиз проводится с учетом соответствия проектных решений заданию на проектирование, основным направлениям охраны окружающей среды, законодательным актам и нормативным документам по охране условий жизни и здоровья населения и окружающей среды и другим требованиям. На основе проведенного анализа и оценки проектных решений Общественной и Государственной экологическими экспертизами делается вывод о целесообразности и допустимости строительства (расширения, реконструкции) с социально-экологических позиций и даются рекомендации с учетом замечаний и предложений. Положительное заключение на раздел ООС в составе проектной документации является основанием для выдачи Разрешения на производство строительно-монтажных работ, его отсутствие не позволяет проводить строительные работы. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться только по проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, выразившемся в создании препятствий организации и проведению экологической экспертизы, осуществлении деятельности без положительного заключения Государственной экологической экспертизы несут уголовную и административную ответственности согласно законодательству Российской Федерации. Следует отметить, что в настоящее время происходят некоторые изменения в законодательстве и правоприменительных документах, касающиеся как содержательной части, так и процедуры экспертизы природоохранной документации в составе проектов строительства и реконструкции объектов различного назначения. Раздел проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" (ПМООС)

Раздел проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" предусмотрен ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г).

На основании Постановления Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г. п. 25. Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" должен содержать:

в текстовой части:

а) результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружаю-щую среду;

б) перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий:

— результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам;

— обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод;

— мероприятия по охране атмосферного воздуха;

— мероприятия по оборотному водоснабжению — для объектов производственного назначения;

— мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова;

— мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;

— мероприятия по охране недр — для объектов производственного назначения;

— мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания (при наличии объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, отдельно указываются мероприятия по охране таких объектов);

— мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона;

— мероприятия, технические решения и сооружения, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов, а также сохранение водных биологических ресурсов (в том числе предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения) и среды их обитания, в том числе условий их размножения, нагула, путей миграции (при необходимости);

— программу производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях;

в) перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат;

в графической части:

г) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, рекреационных зон, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, мест обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, а также мест нахождения расчетных точек;

д) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, расположения источников выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и устройств по очистке этих выбросов;

е) карты-схемы и сводные таблицы с результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ с суммирующимися вредными воздействиями — для объектов производственного назначения;

ж) ситуационный план (карту-схему) района с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием контрольных пунктов, постов, скважин и иных объектов, обеспечивающих отбор проб воды из поверхностных водных объектов, а также подземных вод, — для объектов производственного назначения.

Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» разрабатывается в составе проектной документации на строительство объектов в соответствии с требованиями "Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений", СНиП 11-01-95. «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» отвечает на вопросы экологической безопасности в связи с намечаемой хозяйственной деятельностью. Он сдержит проектные разработки по охране окружающей природной среды с элементами экологического нормирования (проектов ПДВ, ПДС, ПНООЛР, СЗЗ), которые необходимо учитывать при проектировании, реализации и контроле за намечаемой хозяйственной деятельностью. Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» регламентирует проведение следующих работ:
. Покомпонентная оценка существующего положения окружающей среды:
— оценка современного состояния природной среды и уровня техногенной нагрузки района размещения объекта (экологический и санитарно-гигиенический анализ функционального использования территорий и баланса территорий):
— зоны санитарной охраны, охранные зоны историко-культурных объектов, особо охраняемые природные территории и их границы;
атмосферный воздух;
водные объекты; отходы и санитарная очистка территорий;
физические факторы воздействия;
санитарно-экологическая оценка почв;
оценка геологических и гидрогеологических условий.
— определение уровня воздействия объекта на окружающую природную среду при различных вариантах реализации проекта;
— оценка изменения природной среды в результате планируемого воздействия;
— оценка последствия воздействия на окружающую среду, социально-бытовые и хозяйственные условия жизни населения;
— определение экологического ущерба;
— мероприятия по предотвращению или снижению возможных неблагоприятных воздействий на среду по основным принимаемым решениям и оценка их эффективности и достаточности;
— мероприятия по организации мониторинга за состоянием окружающей природной среды.
. Благоустройство, озеленение территорий или рекультивация нарушенных территорий.
. Покомпонентная оценка изменений по принятым решениям, оценка воздействия объекта строительства на окружающую среду (ОВОС):
атмосферный воздух, водные объекты.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ПРОЕКТА «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ».

I. Исходно-разрешительная документация.

1. Постановление Главы Администрации на начало проектирования (копия).

2. Заключение Комитета по архитектуре и градостроительству.

3. Заключение Роспотребнадзора по проекту строительства и проекту санитарно-защитной зоны объекта.

4. Согласование Москомзема, ЦГСЭН, Москомприроды на стадии отвода участка.

5. Свидетельство о государственной регистрации права на аренду земельного участка для проектирования объекта (Договор аренды земельного участка).

6. Акты и технические условия природоохранного характера:

Заключение Государственного инспектора Гостехнадзора (Госприроднадзора) по выбору земельного участка.

Справка ФГУП «Геоцентр-Москва» об отсутствии полезных ископаемых.

Справка отдела культуры (города, района) об отсутствии памятников культуры на участке.

Материалы по опросу общественного мнения по размещению объекта с гражданами и общественными организациями, согласованные с Администрацией.

При размещении объекта в 1-м поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ЗСО) - заключение Мособлводхоз, заключение Роспотребнадзора в г. Москва, технические условия МГУП «Мосводоканал» на водоотведение.

При размещении объекта во 2-м и 3-м поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ЗСО) - заключение Мособлводхоз, заключение Роспотребнадзора по Московской области, технические условия МГУП «Мосводоканал» на водоотведение.

При размещении объекта в Государственном лесном фонде: Акт технического обследования лесных площадей Мослеспроект, Расчет потерь лесного хозяйства, Гарантийное письмо или договор о возмещении потерь лесного хозяйства, материалы обсуждения размещения с жителями и организациями.

При размещении объекта на территории земель сельскохозяйственного назначения: заключение Министерства сельского хозяйства и продовольствия по МО, Расчет потерь с/х, Гарантийное письмо или договор о возмещении потерь с/х, материалы обсуждения размещения с жителями и организациями. При наличии зеленых насаждений необходим Акт обследования зеленых насаждений Мослеспроект.

Для районов, являющихся источниками питьевого водоснабжения г. Москвы (Красногорский, Истринский, Волоколамский, Дубнинский и др.) необходимо согласование МособлЦГСЭН и Мособлводхоз.

7. Заключение ГУП "Мосгоргеотреста" на площадку проектируемого строительства.

8. Материалы инженерно-геологических и экологических изысканий.

9. Справка о фоновых концентрациях вредных веществ в районе строительства.

10. Справка краткой климатической характеристики района строительства.

11. Справка НИиПИ Генплана об интенсивности движения транспортных средств на прилегающих магистралях района расположения объекта.

II. Проектная документация.

1. Генеральный план М 1:500.
2. Ситуационный план места расположения объекта (М 1:10000, 1:2000) с указанием ближайшей жилой застройки. 3. Проект организации строительства.
4. Общая пояснительная записка.
5. Генеральный план и транспорт (пояснительная записка)
6. Архитектурно-строительные решения (пояснительная записка)
7. Технические условия на подключение объекта к инженерным сетям (водоснабжение, канализация, ливнесток) 8. Технологические решения (пояснительная записка)
9. Инженерные сети и системы (пояснительная записка):
— водоснабжение и канализация;
— отопление и вентиляция;
— электроснабжение и электрооборудование.
10. Шумовые характеристики применяемой приточно-вытяжной вентиляции.
11. Дендроплан.
12. Баланс территории застройки (S уч = S застр. + S тверд.покр. + Sзел.).
13. Технико-экономические показатели: характеристика застройки, наличие инженерных объектов в составе проекта (ЦТП, трансформаторные, АЗС), наличие жилых помещений в зданиях и их экспликация, количество сотрудников, посетителей;

при наличии объектов торговли или складских помещений — схема транспортного обслуживания (периодичность, марки автомобилей), местоположение погрузочно-разгрузочных площадок, торговая площадь и специализация объекта торговли, технология, часы работы.
14. Баланс водопотребления и водоотведения (включая нежилые помещения; данные указать отдельно по потребителям), характеристики очистных сооружений ливнестока и моек машин, моечных агрегатов.
15. Решение по уборке твердых отходов. Предполагаемое количество использования люминесцентных и ртутных ламп (по маркам). Предполагаемое количество использования ЭВМ.

В мире сегодня есть множество экологических проблем. Они различны, от исчезновения видов животных и растений до угрозы вырождения человечества. На данный момент существует множество теорий, большое внимание в которых уделяется нахождению рациональных путей решения всех этих проблем, предлагаются различные мероприятия по охране окружающей среды. На бумаге, к сожалению, все гораздо проще, чем в реальности.

Во многих странах на первом месте стоит проблема экологии. Однако в России, особенно раньше, ей не уделяется должного внимания. Сейчас на эту проблему стали обращать больше внимания. Начинают проводиться различные мероприятия по охране окружающей среды. Однако этого недостаточно, необходимо лучше заботиться о природе.

Что такое охрана окружающей среды?

Это совокупность региональных, государственных и международных правовых актов, стандартов и инструкций, которые доводят до конкретного загрязнителя общие юридические требования и обеспечивают заинтересованность его в их выполнении, осуществлении различных природоохранных мероприятий. Только в случае, когда эти части по темпам развития и содержанию соответствуют друг другу, то есть складываются в некую единую систему охраны природной среды, можно рассчитывать на успех.

Так как задача охраны природы от пагубного воздействия человека не была вовремя решена, сегодня все чаще ставится проблема защиты людей от воздействия изменившейся окружающей среды.

Объекты охраны

В России был принят закон "Об охране окружающей природной среды". В соответствии с ним следующие объекты подлежат защите:

Охрана вод

Очень важной является проблема охран вод. Основной задачей здесь является регулирование отношений для обеспечения нужд хозяйства и населения. Существуют также и другие задачи:

Ликвидации и предупреждения вредного воздействия вод;

Охрана их от истощения, засорения и загрязнения;

Улучшение состояния различных водных объектов;

Укрепление законности в сфере водных отношений, охрана прав учреждений, организаций, предприятий и граждан.

Кроме того, регулируется строительство, проектирование, размещение, ввод в эксплуатацию сооружений, предприятий и иных объектов, которые влияют на состояние вод. Следует следить за тем, как осуществляются эти мероприятия по охране окружающей природной среды.

В эксплуатацию запрещается вводить:

Реконструированные и новые агрегаты, цеха, предприятия, коммунальные и иные объекты, которые не обеспечены устройствами, предохраняющими воды от засорения и загрязнения;

Обводнительные и оросительные системы, каналы и водохранилища до проведения мероприятий, предусмотренных проектами по предотвращению эрозии почв, засоления земель, заболачивания, подтопления, затопления и др.;

Осушительные системы, до того как будут готовы водоприемники и иные сооружения, которые утверждены проектами;

Выполненные без рыбозащитных устройств водозаборные сооружения в соответствии с проектами;

Буровые скважины без их оборудования специальными водорегулирующими устройствами, а также в случае отсутствия зон санитарной охраны в соответствующих случаях;

Гидротехнические сооружения, до того как будут готовы устройства для пропуска рыбы и паводковых вод в соответствии с предусмотренными проектами;

Нельзя также наполнять водохранилища до того, как будут осуществлены мероприятия по подготовке ложа, предусмотренные проектами.

Воды в обязательном порядке подлежат охране от истощения, засорения и загрязнения, способных причинить вред здоровью людей и повлечь за собой ухудшение условий водоснабжения, уменьшение запасов рыбы и иные неблагоприятные явления, вызванные изменениями биологических, химических и физических свойств воды: ограничение способности их к естественному очищению, а также нарушение гидрогеологического и гидрологического режима вод. Запрещается сброс в них бытовых, производственных и иных видов отбросов и отходов.

Мероприятия по охране окружающей среды при строительстве

Большое значение имеет также выбор территории, предназначенной для строительства новых городов или иных населенных пунктов и расширения уже существующих. Нужно выбирать места на землях, имеющих несельскохозяйственное назначение либо непригодных для ведения сельского хозяйства, либо использовать сельскохозяйственные земли наихудшего качества в случаях, если для освоения их нужно осуществлять специальные инженерные мероприятия.

Земли, свободные от застройки, которые находятся в пределах установленных для данного города или иного населенного пункта границ, подлежат первоочередному освоению.

Требования к застройке и планировке населенных пунктов

Нужно отметить, что следует добиваться исполнения санитарных требований, которые предъявляются к застройке и планировке населенных пунктов. Перечислим основные из них.

1) Застройка и планировка должны предусматривать создание максимально благоприятных для здоровья и жизни людей условий.

2) Промышленные предприятия, жилые массивы и иные объекты должны быть размещены так, чтобы не допустить неблагоприятного воздействия вредных факторов на санитарно-бытовые условия жизни и здоровье населения.

3) При строительстве и проектировании поселков городского типа и городов должны быть предусмотрены: канализация, водоснабжение, озеленение, устройство уличных покрытий, обеспечение санитарной очистки, а также иные виды благоустройства.

4) Необходимо обязательное заключение санэпидемслужбы при предоставлении под строительство земельных участков, утверждении проектов застройки и планировки населенных пунктов, вводе промышленных предприятий, жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и др.

Проблема здравоохранения

Из всех названных выше проблем вытекает главная - проблема здравоохранения. За ущерб, который мы приносим ежедневно природе, она нам платит в двойном размере. Очень трудно сейчас найти абсолютно здорового человека. Необходимо проводить мероприятия по охране труда и окружающей среды, направленные на обеспечение санитарной охраны атмосферного воздуха, почвы и водоемов, на оздоровление внешней среды и др.

Введение.

1. Фактическое содержание окружающей среды.

2. Мероприятия по охране окружающей среды.

3. Мои предложения по улучшению качеств окружающей среды.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение.

Чрезвычайно важным фактором, существенно влияющим на территориальную организацию всей социально-экономической жизни и эффективность производства, является экологическая обстановка. В последние десятилетия в Украине она существенно ухудшилась. Одним из основных факторов, повлиявших на экологическую обстановку, является развитие добывающей и перерабатывающей промышленности при устаревших технологиях и связанная с этим чрезмерная урбанизация многих районов, прежде всего Донбасса.

Донбасс – это крупный промышленный регион Украины, в котором насчитывается несколько тысяч крупных промышленных предприятий, производственно-промышленных объединений и предприятий топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей, металлургической, химической промышленности, тяжёлого машиностроения, строительной отрасли, а также агропромышленного комплекса. Донбасс обеспечивает большую часть промышленного производства Украины, причём в наиболее экологически опасных отраслях.

Высокая концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортной инфраструктуры, в сочетании с высокой плотностью населения, создали чрезвычайно высокую техногенную и антропогенную нагрузку на биосферу – наивысшую в Украине и Европе. Суммарная техногенная нагрузка на единицу территории региона в 4 раза выше среднего по Украине. Донбасс обладает запасами почти всех химических элементов. Главным природным богатством региона являются месторождения каменного угля. Его запасы только в Донецкой области оцениваются в 25 млрд. т, что может удовлетворить потребности Украины не на одно десятилетие вперёд.

Несмотря на спад производства, в результате которого общее количество выбросов и сбросов существенно уменьшилось, нагрузка на биосферу Донбасса по-прежнему остаётся одной из наибольших в Европе. Предприятия региона выбрасывают около трети суммарного объема загрязняющих веществ на Украине. Высокие скорости и масштабы техногенных процессов, громадные перемещения горных масс обуславливают большие объёмы рассеивания многих химических элементов (прежде всего углерода и тяжелых металлов), вызывают накопления в окружающей среде соединений химических элементов в несвойственных природе сочетаниях.

Из вышесказанного видно, что Донбасс относится к наиболее критическим по экологической обстановке регионам Украины. Острейшими проблемами региона являются: загрязнение атмосферного воздуха, водного бассейна и почв.

1. Фактическое содержание окружающей среды.

На территории Донецкой области, которая составляет 4,4% площади государства, сосредоточена пятая часть промышленного потенциала Украины. Высокая концентрация промышленной и сельскохозяйственной промышленности, транспортной инфраструктуры, большая плотность населения создали тут огромную нагрузку на биосферу – наивысшую на Украине и в Европе. Донецкая область является регионом с критическим состоянием окружающей природной среды. Экологические проблемы накопились в Донеччине на протяжении длительного времени, а негативные изменения, что произошли в окружающей среде, приближаются к необратимым.

Так, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, размещение отходов, сбросы загрязняющих стоков в водоемы составляют соответственно 31%, 30% и 25% от обще украинских. Именно здесь сосредоточено 55,5% промышленных токсичных отходов всей страны. В течение года на один квадратный километр территории области выбрасывается в атмосферу 70 тонн загрязняющих веществ, что в семь раз превышает среднеукраинский уровень, а гранично-допустимое загрязнение атмосферного воздуха в большинстве промышленных городах классифицируется как "опасное" и "чрезвычайно опасное".

Общая масса накопленных в области индустриальных отходов составляет 4 млрд. тонн. В то же время в области недостаточны и истощенные природные ресурсы. Леса занимают только 7% ее территории против 17% по Украине. Обеспечение речным стоком на одного жителя в 5 раз меньше, чем в целом по Украине, обеспеченность сельскохозяйственными угодьями – меньше в 2 раза. Распашка угодий составляет 80%. Почва эродирована на целых 70%. С 247 малых рек области – 230 рек деградированы. Постоянный источник техногенной нагрузки на один квадратный километр территории области с разными опасными факторами в 5-7 раз выше средне украинских.

Сложная экологическая ситуация негативно влияет на состояние здоровья населения области. Снизился показатель рождаемости – с 10,2 до 6,1 на тысячу населения (по Украине – 7,8) и увеличилась общая смертность населения с 12,7 до 17 на тысячу населения (по Украине – 15,3). Особенно высокая смертность населения в работоспособном возрасте, которая составляет 24% от всех умерших в регионе (по Украине – 11%). Ежегодно 30% детей рождаются с врожденными отклонениями развития, часто несовместимыми с жизнью (по Украине – 24%).

Коэффициент восстановления населения Донеччины самый низкий в стране – 0,413, тогда как в Украине в целом он составляет 0,519. Чрезвычайно высокая концентрация технически и химически потенциально опасных производств приводит к значительному количеству техногенных аварий с тяжелыми экологическими последствиями и гибелью людей. В области количество случаев фиксирования профессиональных заболеваний составляет 40% от общего количества в Украине.

Т.к. каждый четвертый работник промышленности, занятый на вредном производстве, трудится в Донецкой области, то на этот регион приходится 40% потерпевших на производстве от всей Украины, 22% – потерпевших с смертельным исходом.

Проблемы охраны лесов Донецкой области связаны с их рекреационным использованием. Потребность Донетчины в рекреационных ресурсах обеспечивается лишь на 13.6%. В связи с экологическим упадком Южной рекреационной зоны (Приазовте) основная нагрузка ложится на леса Северной зоны (Придонцовье) и пригородные леса, создавая угрозу для них. Рекреационные нагрузки характеризуются крайней неравномерностью (от полного отсутствия рекреантов до 400 чел/га). В лесных массивах наиболее притягательны естественные, старовозрастные, разреженные, с развитым травяным покровом, хорошо просматриваемые насаждения в свежих и влажных типах леса вблизи реки или озера. В байрачных лесах рекреанты располагаются на опушках, а в глубине леса – на ровных полянах по тальвегу, не задерживаясь на склонах с густым подлеском. В искусственных лесных массивах на плакоре рекреанты переполняют берега прудов, скапливаются вдоль широких просек, но избегают густых посадок в глубине кварталов.

Одна из самых больших экологических проблем Донецкой области – это дефицит питьевой воды и опасный уровень загрязнения природных водных источников.

Опасный уровень загрязнения водных источников региона связан с большими объёмами сточных вод. Ежегодно объёмы сточных вод в Донецкой области составляют около 2 млрд. куб. м, причём на угольную промышленность приходится более 50% всех стоков. Шахтные воды отличаются высоким содержанием взвешенных веществ (до 0,1 г/л), повышенной минерализацией (содержание солей до 3 г/литр приходится на 70% всех шахт, от 3 до 7 г/литр на 26% всех шахт), из-за чего в водоёмы и реки ежегодно сбрасывается более 3 млн. т минеральных солей и веществ. Это привело к повышению в ряде случаев минерализации поверхностных водных источников в Донецкой области до 2 – 2,9 г/л, увеличению содержания в водоёмах тяжелых металлов и заиливанию водных объектов. Особенно острой проблема загрязнения водных источников угольными предприятиями становится в связи с закрытием нерентабельных шахт. При закрытии шахт их водопритоки перераспределяются чаще всего на работающие шахты.

Вторичное использование шахтных вод ограничивается, в первую очередь, их высокой минерализацией на ряде горнодобывающих предприятиях региона. Наиболее распространёнными методами, использующимися при опреснении сточных вод, являются: дистилляция (выпаривание), электородиализ и обратный осмос.

Начиная с 1997 года в области в составе Программ экономического и социального развития разрабатываются разделы по охране окружающей среды. В настоящее время внедряется экологическая Программа области на 2001-2005 годы, разработана и принята Программа научно-технического развития

Донецкой области до 2020 года, которая получила высокую оценку со стороны Президента Украины. Однако, такой подход в решении вопросов экологической безопасности позволяет только сдерживать дальнейший рост техногенной нагрузки на окружающую среду. Возможности предприятий и денег, что поступают из местных фондов охраны окружающей среды, недостаточно для того, чтобы как следует финансировать мероприятия, направленные на снижение чрезмерной экологической опасности и деградации природных ресурсов области.

2. Мероприятия по охране окружающей сред ы.

Очевидно, что сегодня наиболее актуальной задачей городского совета является подъем экономики города и, соответственно, уровня жизни жителей Донецка. Однако, стоит помнить, что экономия на экологии губительна для экономики, поскольку индустриальная мощь и промышленный потенциал города ограничены состоянием природных ресурсов, а здоровье и трудовой потенциал города в конечном счете зависят от состояния окружающей среды и уровня благосостояния. В основе всего этого лежат здоровая окружающая среда и рациональные методы использования природного потенциала.

Крупным мегаполисам, таким как Донецк, необходимо становиться на путь гармоничного, устойчивого развития общества, в котором экономика (благосостояние людей), экология (окружающая среда и природные ресурсы) и человеческий капитал – категории не разделенные и равнозначные, которые взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Системное согласование и сбалансированность этих трех составляющих - задача огромной сложности. В частности, взаимосвязь социальной и экологической составляющих приводит к необходимости сохранения одинаковых прав сегодняшних и будущих поколений на использование природных ресурсов. Взаимодействие социальной и экономической составляющих требует достижения справедливости при делении материальных благ между людьми и предоставления целенаправленной помощи бедным слоям общества. И, наконец, взаимосвязь природоохранной и экономической составляющих требует стоимостной оценки техногенных влияний на окружающую среду и системы возмещения реального ущерба, который обусловлен этим влиянием. Решение этих задач - главный вызов сегодняшнего дня для нашей страны в целом, регионов и крупных городов в частности.

Экологическая политика на современном этапе должна обеспечивать эффективные взаимосвязи между рыночными и демократическими преобразованиями и реформированием системы охраны окружающей природной среды, сориентированной, прежде всего на децентрализацию системы. Для достижения этой цели необходимо внедрить более эффективные природоохранные стратегии и институты, обеспечить инвестиции в природоохранную инфраструктуру, а также развитие соответствующих

кадрового и институационального потенциалов.

Экологические перспективы города на ближайшие 10-15 лет в значительной мере зависят от того пути экономического развития, который будет избран. Поскольку главным загрязнителем окружающей среды в городе на сегодня остается промышленность (особенно тяжелая) и коммунальное хозяйство, вклад которых в загрязнение в последние годы составляет 70-75% для атмосферного воздуха, 55-60% для поверхностных водоемов, 80-85% для образования отходов, именно эти направления экономической активности города будут определять уровни загрязнения окружающей среды на протяжении ближайших лет.

Учитывая, что базовыми активно развивающимися отраслями экономики в нашем городе являются металлургическая, коксохимическая, машиностроительная и горно-добывающая, именно этим отраслям необходимо уделить наибольшее внимание с точки зрения влияния на окружающую среду. В то же время, для этих отраслей промышленности присущи высокая материалоемкость и низкая энергоэффективность производства, которые обеспечивают высокий уровень воздействия на окружающую среду. Нужно отметить также высокий уровень износа основных средств производства, крайне недостаточную обеспеченность очистными сооружениями, использование устаревших технологий и оборудования наиболее загрязняющими окружающую среду предприятиями.

Намерения руководства города существенно повысить конкурентоспособность городской экономики и обеспесить экономический рост опережающими темпами в ближайшие десять-пятнадцать лет определяют приоритеты экономической политики. Мировой опыт экономического развития свидетельствует, что обеспечить конкурентоспособность как отдельных производителей, так и экономики в целом невозможно без учета экологических последствий запланированного экономического роста, без ограничений, которые основываются на ресурсных возможностях и природном потенциале.

Экологическая политика города должна быть направлена на формирование такого нормативно-правового поля, управленческих и регуляторных рычагов и системы контроля за поведением загрязнителей, которые бы ограничивали возможности избыточного использования природных ресурсов, исключали достижение недопустимых уровней загрязнения и гарантировали экологически безопасную жизнедеятельность населения.

Сегодня отмечается прямая связь между повышением экономической активности и ростом уровней загрязнения окружающей среды. Избежать этой связи возможно лишь при условии реализации эффективной экологической политики, которая базируется на соответствующих принципах и действенных инструментах внедрения.

Принципы и инструменты экологической политики должны обеспечивать внедрение новых экологически безопасных технологий, снижения ресурсо- и энергоемкости экономики, устранение причин загрязнения вместо ликвидации последствий загрязнения, реальную экологическую ответственность и возмещение в полной мере ущерба, который нанесен окружающей среде, внедрение социальной ответственности бизнеса и привлечение широкого круга общественности для принятия экологически взвешенных решений.

Таким образом, для экологической политики на сегодня одним из наиболее важных заданий является обеспечение условий для стабилизации техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую природную среду с последующим его уменьшением за счет устранения прямой связи между экономическим ростом и загрязнением окружающей среды.

В соответствии с указанными подходами экологическая политика должна базироваться на таких принципах:

· принцип равноправия трех составляющих развития (экономической, экологической, социальной) – требует ориентирования на приоритеты устойчивого развития, учет экологических следствий принимаемых экономических решений;

· принцип интеграции экологической составляющей в секторные политики – экологические цели секторной политики должны находиться на том же уровне, что экономические и социальные цели;

· принцип экологической ответственности - требует внедрения неуклонной ответственности за любые нарушения экологического законодательства;

· принцип предупреждения или предотвращения - предусматривает анализ и прогнозирование экологических рисков, которые основаны на результатах проведения государственной экологической экспертизы и осуществляемого экологического мониторинга;

· принцип "Загрязнитель и пользователь платят полную цену"- требует от загрязнителя сокращать уровень негативного влияния на окружающую среду, обеспечивает полную ответственности загрязнителя или пользователя за прямое или опосредствованное влияние его деятельности на состояние окружающей среды и состояние предоставленных ему в пользование природных ресурсов;

· принцип межсекторного партнерства и привлечения к реализации политики широкого круга заинтересованных сторон – отмечает, что лишь благодаря привлечению всех секторов общества к решению общих проблем возможно обеспечить реализацию успешной экологической политики.

Реализация эффективной экологической политики предполагает также использование новых инструментов политики, среди которых:

Усиление ответственности загрязнителей: повышение ставок платежей действующей системы нормативов сбора за загрязнение окружающей естественной среды к уровню, который стимулирует субъектов ведения хозяйства сокращать объемы загрязнения; повышение финансовой ответственности нарушителей законодательства, расширение базы налогообложения, разработка новых правил оценки ущерба на основе фактических расходов на восстановительные мероприятия.

Реформа системы выдачи разрешений: переход к выдаче комплексных разрешений для больших загрязнителей по принципу единого окна, упрощение процедуры для малых и средних предприятий.

Повышение производительности ресурсов: внедрение экологически эффективного производства, стимулирование загрязнителей внедрять ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, широкое применение эколого-экономических инструментов, активное применение экологического управления, аудита и сертификации.

Стратегическая экологическая оценка: использование СЭО для планов и программ предприятий разных секторов экономики, а также местных планов и программ, использование выводов экологической оценки при составлении и оценке заявок предприятий на получение необходимых разрешений.

Оценка экологических рисков: анализ и прогнозирование экологических рисков с целью обеспечения принципа предотвращения загрязнения окружающей среды.

Оптимизация стандартов качества окружающей среды: установление реалистичных стандартов на основе концепции управления рисками и признанных международных норм.

Укрепление системы экологического мониторинга: координация мониторинга и управления данными в рамках функционирования муниципальной системы мониторинга как основы принятия управленческих решений.

Создание эффективного механизма межведомственного сотрудничества для разработки и реализации политики, включая процедуры для работы в сферах, которые представляют общий интерес, усовершенствование деятельности межведомственных координирующих органов.

Развитие международного сотрудничества: привлечение иностранных инвестиций, позитивного опыта и наилучших практик в отрасли реализации эффективной природоохранной политики.
Формирование корпоративной социальной ответственности бизнеса: долгосрочное обязательство компаний содействовать экономическому развитию, одновременно улучшая качество жизни работников и их семей, общества и общества в целом, включая качество окружающей среды.

Таким образом, для реализации эффективной экологической политики в ближайшие годы в первую очередь необходимо:

· усилить контроль за загрязнителями и их финансовую ответственность за нанесенные убытки окружающей среде;

· усилить роль эколого-экономических инструментов с целью увеличения мотиваций загрязнителей внедрять экологически безопасные технологии;

· усилить межведомственное взаимодействие местных органов исполнительной власти с целью стабилизации антропогенной нагрузки на окружающую среду путем инновационного перевооружения главных загрязнителей на первом этапе реализации новой экологической политики (до 2020 года) и обеспечения снижения уровней загрязнения за счет структурной перестройки экономики в сторону наукоемкого высокотехнологичного производства и увеличения сектора услуг (после 2020 года);

· вовлечь широкие круги общественности в принятие экологически значимых решений.

Целью экологической политики города является стабилизация и улучшение состояния окружающей среды на территории города путем утверждения экологической политики как интегрированного фактора социально-экономического развития для обеспечения перехода к устойчивому (экологически сбалансированному) развитию.

Для эффективного решения накопившихся проблем окружающей среды необходимо обеспечить последовательную реализацию разработанной городским советом «Программы охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности до 2015 года» с целью уменьшения отрицательного воздействия основных предприятий-загрязнителей на окружающую среду с обязательным внедрением новых технологий, направленных на вывод из обращения устаревшего оборудования, обновление основных средств производства и реализация других мероприятий, а также разработать Стратегию реализации городской экологической политики до 2020 года.

Экологическая ситуация в городе на сегодня характеризуется как сложная и требует последовательной реализации комплекса инновационных, организационных, технических и других мероприятий экологической направленности. С учетом этого на 2008 год и на период до 2011 года установлены такие приоритетные направления природоохранных мероприятий:

· мероприятия по разработке документов стратегического уровня с целью повышения эффективности реализации экологической политики города Донецка;

· мероприятия по улучшению состояния атмосферного воздуха путем реализации природоохранных программ главных предприятий-загрязнителей металлургической, коксохимической и угледобывающей промышленности;

· мероприятия по улучшению системы очистки сточных вод;

· мероприятия по улучшению состояния и расчистке балок и водохранилищ города;

· мероприятия по сохранению и созданию новых зеленых насаждений на территории города;

· мероприятия по созданию системы мониторинга окружающей среды в городе с целью улучшения системы принятия экологически значимых решений;

· мероприятия по внедрению более эффективной системы управления отходами в городе;

· мероприятия по созданию эффективной системы информирования общественности о состоянии окружающей среды и привлечению к принятию экологически значимых решений, формирование социального партнерства власть-общественность-бизнес, поддержка сдвигов в направлении устойчивого развития города.

3. Мои предложения по улучшению качеств охранной среды.

Эколого-геохимические исследования почв, рек, растений, аэрозольных выпадений и медико-биологические исследования промышленных агломераций Донбасса свидетельствуют о нахождении его в состоянии экологического кризиса. Без поисков и научных проработок вариантов выхода из кризиса и практических шагов по улучшению экологической ситуации она может стать катастрофической.

Согласно этой концепции были определены следующие приоритеты:

1. Уменьшение и уничтожение опасных отходов;

2. Утилизация и уничтожение отходов промышленного комплекса;

3. Снижение сбросов загрязнённых вод от промышленных предприятий и в коммунальном секторе;

4. Развитие природно-заповедного фонда области;

5. Экологическое образование, работа с общественными организациями, международное сотрудничество в области экологии.

Заключение

Таким образом, создавшаяся крайне неблагоприятная экологическая ситуация в Донбассе требует принятия соответствующих мер по ее улучшению, а также более тщательного изучения природных геологических условий, обусловливающих, и не в последнюю очередь, экологическое состояние региона. В июне 1998 г. в г. Орхусе (Дания) министры защиты окружающей среды разных стран мира подписали конвенцию "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды". Ратификация Орхусской конвенции и ее практическое осуществление имеет очень важное значение для Донбасса и Украины в целом. Однако для улучшения создавшейся в регионе негативной обстановки необходимо не только знать современные экологические реалии, но и активно участвовать в практическом осуществлении природоохранных мероприятий, что будет способствовать устойчивому экологически безопасному развитию Донбасса и Украины.

Приложение

П О Л О Ж Е Н И Е

об управлении экологической безопасности

Донецкого городского совета

1. Общие положения

1.1. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА (далее - «управление») является исполнительным органом городского совета.

1.2. Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба Украины, другие печати и штампы со своим наименованием, соответствующие бланки и другие реквизиты.

1.3. Компетенцию управления составляют полномочия исполнительных органов совета в сфере охраны окружающей природной среды.

1.4. Управление в своей работе руководствуется Конституцией Украины, Законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины, указами Президента Украины, нормативно-правовыми актами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, решениями Донецкого городского совета и его исполнительного комитета, распоряжениями городского головы, Положением о городском фонде охраны окружающей природной среды, а также этим Положением.

1.5. Управление подотчетное и подконтрольное городскому совету, его исполнительному комитету, городскому голове.

1.6. Управление решает положенные на него задачи с учетом предложений постоянных комиссий городского совета, общественных организаций.

1.7. Управление имеет самостоятельный баланс, регистрационные и лицевые счета в учреждениях Государственного казначейства Украины.

1.8. Финансирование затрат управления осуществляется за счет средств бюджета города в соответствии утвержденной смете затрат.

1.9. Штатная численность и ассигнования на удержание аппарата управления утверждаются городским советом.

1.10. Юридический адрес: 83050, г.Донецк, ул. Артема, 98.

1.11. Ликвидация и реорганизация управления осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

2. Основные задачи управления

Разработка и реализация экологической политики города Донецка.

Подготовка и представления на утверждение городского совета местных

экологических программ, разделов «Охрана окружающей природной среды» и «Использование отходов как вторичного сырья» Программы экономического и социального развития города, организация их выполнения, представление отчетов о ходе и результаты выполнения этих программ.

Выполнение функций по охране окружающей природной среды в пределах полномочий органов местного самоуправления.

Обеспечение экологической безопасности, реализация решений городского совета, его исполнительного комитета по вопросам охраны окружающей природной среды, улучшение экологического состояния города.

Координация деятельности специально уполномоченных государственных органов управления в области охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города, независимо от форм собственности и подчинения.

Согласование и контроль выполнения текущих и перспективных планов работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей природой среды и использование природных ресурсов.

Организация просветительской деятельности, направленной на повышение экологического сознания, предоставление экологической информации населению города.

3. Управление в соответствии с возложенными на него задачами:

Осуществляет разработку и реализацию экологической политики города, предложений, которые обеспечивают экологически эффективное управление при реализации Генерального плана города, внедрение новых технологий при производстве товаров и услуг.

Разрабатывает предложения по продвижению города по пути устойчивого развития в части экологической составляющей, учету экологических последствий принимаемых городским советом решений.

Готовит проекты распоряжений городского головы, решений городского совета и исполнительного комитета, направленные на охрану окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, принимает участие в организации их выполнения.

Организует разработку предложений, направленных на усовершенствование системы управления окружающей природной средой в городе, в том числе организует разработку предложений по минимизации влияния промышленных предприятий на окружающую природную среду, внедрение стандартов качества на предприятиях, систем экологического менеджмента и аудиту, экономических инструментов управления окружающей средой.

Осуществляет разработку и контроль выполнения мероприятий раздела «Охрана окружающей природной среды», «Использование отходов как вторичного сырья» ежегодной Программы экономического и социального развития города, осуществляет совместно со специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов, контроль за реализацией мероприятий Программы.

Осуществляет подготовку и представление на утверждение городского совета Положение о городском фонде охраны окружающей природной среды.

Осуществляет подготовку и представление на утверждение городского совета ежегодную «Программу природоохранных мероприятий местного значения г.Донецка», организует и контролирует выполнение бюджетного финансирования мероприятий Программы.

Готовит проекты договоров на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой природоохранных мероприятий местного значения и сметой расходования средств фонда охраны окружающей природной среды городского бюджета.

Рассматривает заявления о намерениях в составе материалов оценки влияния на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений.

В пределах своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения.

Предоставляет разрешения на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами на территории города в порядке, определенном законом.

В пределах своей компетенции принимает участие в выявлении и учете бесхозяйных отходов на территории города, подготовке предложений относительно комплексного использования таких отходов, соблюдении условий обращения с ними и предотвращении их отрицательного влияния на окружающую природную среду.

Принимает участие в определении территорий для складирования производственных и других отходов в соответствии с законодательством.

Принимает участие в рассмотрении материалов для строительства или реконструкции объектов обращения с отходами на территории города в порядке, определенном законом.

Принимает участие в управлении коммунальными предприятиями, подчиненные исполкому городского совета и управлению, готовит предложения

по улучшению деятельности предприятий.

Готовит предложения городскому совету о создании новых, реорганизации, ликвидации, перепрофилировании коммунальных предприятий.

Осуществляет контроль за сохранением и рациональным использованием имущества, которое находится в хозяйственном ведении коммунальных предприятий, которые подчинены управлению.

В пределах своей компетенции: осуществляет подготовку и внесение на рассмотрение совета предложений относительно принятия решений об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий, которые подлежат особой охране.

В пределах своих полномочий осуществляет контроль за выполнением требований Правил благоустройства города, соблюдением природоохранного законодательства при планировании и застройке территории города.

Принимает участие в создании территорий зеленых насаждений общего пользования и осуществлении контроля за их использованием, а также сохранением природных ландшафтов, других природных комплексов и объектов.

В пределах своей компетенции осуществляет контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов, в том числе за созданием водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также соблюдением режима использования их территорий.

Принимает участие в проверках соблюдения природоохранного законодательства предприятиями города.

Рассматривает текущие и перспективные планы природоохранных мероприятий предприятий города, готовит предложения по улучшению природоохранной деятельности предприятий.

Формирует систему мониторинга окружающей природной среды города, координирует действия предприятий и организаций, анализирует данные организаций, которые осуществляют государственный мониторинг окружающей природной среды с целью подготовки решений городского совета, его исполнительного комитета и распоряжений городского головы по улучшению состояния окружающей природной среды.

Создает и сопровождает экологические базы данных, базы данных предприятий города для осуществления контроля за деятельностью, которая отрицательно влияет на окружающую природную среду.

Предоставляет консультативную помощь предприятиям в области охраны окружающей природной среды, использование инновационных технологий.

Рассматривает обращения граждан в установленном порядке.

Организовывает мероприятия, направленные на повышение экологического сознания общественности, экологическое воспитание, информирование и привлечение в процесс принятия экологически весомых решений.

Взаимодействует со средствами массовой информации, информирует общественность о состоянии окружающей природной среды, принятых решениях, которые осуществляют влияние на состояние окружающей природной среды.

Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Украины.

Список литературы

1. Б.С.Панов, О.А.Шевченко, А.М.Дудик, С.А.Дудик, С.Ю.Селяков. "Современные экологические проблемы Донецкого Бассейна.", Геофизический журнал, 2003 г.

2. А.М.Дудик, С.Ю.Селяков и др. "Эколого-геохимическая инвентаризация компонентов окружающей среды г.Донецка и прогнозирование их изменений", ИГЭПД, Донецк, 1995г.

3. С.А.Дудик, научный руководитель О.А.Шевченко. "Особенности техногенных изменений почв Донецко-Макеевской ПГА.",сборник докладов Международной научной конференции, апрель 2002 г.

4. http://www.lukyanchenko.donetsk.ua

В мире сегодня есть множество экологических проблем. Они различны, от исчезновения видов животных и растений до угрозы вырождения человечества. На данный момент существует множество теорий, большое внимание в которых уделяется нахождению рациональных путей решения всех этих проблем, предлагаются различные мероприятия по охране окружающей среды. На бумаге, к сожалению, все гораздо проще, чем в реальности.

Во многих странах на первом месте стоит проблема экологии. Однако в России, особенно раньше, ей не уделяется должного внимания. Сейчас на эту проблему стали обращать больше внимания. Начинают проводиться различные мероприятия по охране окружающей среды. Однако этого недостаточно, необходимо лучше заботиться о природе.

Что такое охрана окружающей среды?

Это совокупность региональных, государственных и международных правовых актов, стандартов и инструкций, которые доводят до конкретного загрязнителя общие юридические требования и обеспечивают заинтересованность его в их выполнении, осуществлении различных природоохранных мероприятий. Только в случае, когда эти части по темпам развития и содержанию соответствуют друг другу, то есть складываются в некую единую систему охраны природной среды, можно рассчитывать на успех.

Так как задача охраны природы от пагубного воздействия человека не была вовремя решена, сегодня все чаще ставится проблема защиты людей от воздействия изменившейся окружающей среды.

Объекты охраны

В России был принят закон "Об охране окружающей природной среды". В соответствии с ним следующие объекты подлежат защите:

Охрана вод

Очень важной является проблема охран вод. Основной задачей здесь является регулирование отношений для обеспечения нужд хозяйства и населения. Существуют также и другие задачи:

Ликвидации и предупреждения вредного воздействия вод;

Охрана их от истощения, засорения и загрязнения;

Улучшение состояния различных водных объектов;

Укрепление законности в сфере водных отношений, охрана прав учреждений, организаций, предприятий и граждан.

Кроме того, регулируется строительство, проектирование, размещение, ввод в эксплуатацию сооружений, предприятий и иных объектов, которые влияют на состояние вод. Следует следить за тем, как осуществляются эти мероприятия по охране окружающей природной среды.

В эксплуатацию запрещается вводить:

Реконструированные и новые агрегаты, цеха, предприятия, коммунальные и иные объекты, которые не обеспечены устройствами, предохраняющими воды от засорения и загрязнения;

Обводнительные и оросительные системы, каналы и водохранилища до проведения мероприятий, предусмотренных проектами по предотвращению эрозии почв, засоления земель, заболачивания, подтопления, затопления и др.;

Осушительные системы, до того как будут готовы водоприемники и иные сооружения, которые утверждены проектами;

Выполненные без рыбозащитных устройств водозаборные сооружения в соответствии с проектами;

Буровые скважины без их оборудования специальными водорегулирующими устройствами, а также в случае отсутствия зон санитарной охраны в соответствующих случаях;

Гидротехнические сооружения, до того как будут готовы устройства для пропуска рыбы и паводковых вод в соответствии с предусмотренными проектами;

Нельзя также наполнять водохранилища до того, как будут осуществлены мероприятия по подготовке ложа, предусмотренные проектами.

Воды в обязательном порядке подлежат охране от истощения, засорения и загрязнения, способных причинить вред здоровью людей и повлечь за собой ухудшение условий водоснабжения, уменьшение запасов рыбы и иные неблагоприятные явления, вызванные изменениями биологических, химических и физических свойств воды: ограничение способности их к естественному очищению, а также нарушение гидрогеологического и гидрологического режима вод. Запрещается сброс в них бытовых, производственных и иных видов отбросов и отходов.

Мероприятия по охране окружающей среды при строительстве

Большое значение имеет также выбор территории, предназначенной для строительства новых городов или иных населенных пунктов и расширения уже существующих. Нужно выбирать места на землях, имеющих несельскохозяйственное назначение либо непригодных для ведения сельского хозяйства, либо использовать сельскохозяйственные земли наихудшего качества в случаях, если для освоения их нужно осуществлять специальные инженерные мероприятия.

Земли, свободные от застройки, которые находятся в пределах установленных для данного города или иного населенного пункта границ, подлежат первоочередному освоению.

Требования к застройке и планировке населенных пунктов

Нужно отметить, что следует добиваться исполнения санитарных требований, которые предъявляются к застройке и планировке населенных пунктов. Перечислим основные из них.

1) Застройка и планировка должны предусматривать создание максимально благоприятных для здоровья и жизни людей условий.

2) Промышленные предприятия, жилые массивы и иные объекты должны быть размещены так, чтобы не допустить неблагоприятного воздействия вредных факторов на санитарно-бытовые условия жизни и здоровье населения.

3) При строительстве и проектировании поселков городского типа и городов должны быть предусмотрены: канализация, водоснабжение, озеленение, устройство уличных покрытий, обеспечение санитарной очистки, а также иные виды благоустройства.

4) Необходимо обязательное заключение санэпидемслужбы при предоставлении под строительство земельных участков, утверждении проектов застройки и планировки населенных пунктов, вводе промышленных предприятий, жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и др.

Проблема здравоохранения

Из всех названных выше проблем вытекает главная - проблема здравоохранения. За ущерб, который мы приносим ежедневно природе, она нам платит в двойном размере. Очень трудно сейчас найти абсолютно здорового человека. Необходимо проводить мероприятия по охране труда и окружающей среды, направленные на обеспечение санитарной охраны атмосферного воздуха, почвы и водоемов, на оздоровление внешней среды и др.

Кроме платежей, налогов для защиты окружающей среды применяются различные проекты, как предприятиями, так и гражданами страны. Это такие мероприятия как высадка леса, различные "субботники" и различные акции. Важное значение имеет экологическое воспитание детей в школах и детских садах. В России развивается экологическое предпринимательство. Большое значение имеет программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Она направлена на защиту окружающей среды всего мира, собирается информация, и принимаются решения, разрабатываются проекты. Мерами по защите окружающей среде являются: ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки, создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов, ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов, ограничение несанкционированного выброса мусора.

Эколого-экономическую эффективность проекта можно вычислить двумя способами:

1) на основе сопоставления природоохранного эффекта по виду воздействия, на который ориентирован проект, и затрат на его реализацию:

охрана загрязнение природа экологический защита

2) на основе сопоставления предотвращенного экологического ущерба от загрязнения окружающей природной среды и затрат на осуществление проекта:

Выводы

Подведем итог изложенному выше материалу. Итак, наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - аэрозольные и газообразные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете.

Вызывает тревогу и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже, по подсчетам экологов, 1/10 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо и водообмена между гидросферой и атмосферой.

Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

В последнее время все чаще в печати, на радио, телевидении одной из главных тем становится экологическая. Широкая общественность, зная о критическом состоянии окружающей среды, должна активно действовать. "Экологизация" законодательной и исполнительной власти сейчас особенно важна, поскольку первоочередная задача -- сделать экологически чистые производства выгодными и, наоборот, экономически невыгодным любое пренебрежение экологическими нормами. Без этого призывы к рядовым гражданам беречь природу будут выглядеть демагогическими и вряд ли достигнут цели. Вместе с тем необходима и самая широкая просветительская работа среди граждан всех возрастов.

В конце XX века мировая цивилизация вступила в такой этап своего развития, когда на первое место выдвинулись проблемы выживания и самосохранения человечества, сохранения окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Современный этап развития человечества обнажил проблемы, вызванные ростом населения Земли, противоречиями между традиционным хозяйствованием и нарастающим темпом использования природных ресурсов, загрязнением биосферы промышленными отходами и ограниченными возможностями биосферы к их нейтрализации. Эти противоречия тормозят дальнейший научно-технический прогресс человечества, становятся угрозой его существования.

Только во второй половине XX века благодаря развитию экологии и распространению экологических знаний среди населения стало очевидным, что человечество является непременной частью биосферы, что покорение природы, бесконтрольное использование ее ресурсов и загрязнение окружающей среды - тупик в развитии цивилизации и в эволюции самого человека. Поэтому важнейшее условие развития человечества - бережное отношение к природе, всесторонняя забота о рациональном использовании и восстановлении ее ресурсов, сохранении благоприятной окружающей среды.

Однако многие не понимают тесной взаимосвязи между хозяйственной деятельностью людей и состоянием окружающей природной среды. Широкое эколого-природоохранное просвещение должно помочь людям в усвоении таких экологических знаний и этических норм и ценностей, отношений и образа жизни, которые необходимы для устойчивого развития природы и общества.

В данной работе мы проанализировали правовое обеспечение экологической ситуации страны, рассмотрели виды загрязнений и их вклинение на здоровье человека. Мы достигли поставленной цели и показали всю значимость защиты окружающей среды.




 

Возможно, будет полезно почитать: