Идеал кондитерская фабрика беларусь. Шоколад «Идеал» вернется в продажу? Репортаж с фабрики, которая не работает

Валентина Леснова, WildLife.by

Экологический форум, предшествующий заключительной конференции проекта «Восстановление магистрального водного пути E-40 на участке Днепр-Висла» в Люблине, - одно из самых эмоционально насыщенных мероприятий, на которых случалось бывать. В декабре около 70 специалистов из Беларуси, Польши и Украины обсудили перспективы развития воднотранспортного соединения Е-40 с точки зрения влияния на окружающую среду. Чем результаты исследования насторожили защитников природы и какой позиции придерживаются исполнители проекта, читайте в материале.

Три варианта возрождения

Е-40 представляет собой водный путь длиной более 2 тысяч км, который проходит по территории Польши, Беларуси и Украины и соединяет Балтийское и Черное моря. Он хоть и рассматривается как международный путь первой категории, но фактически несудоходен между Варшавой и Брестом. Еще один такой непроходимый участок Западного Буга затрагивает территории NATURA 2000, поэтому и проведение строительных работ здесь довольно проблематично. На Висле также присутствуют узкие места, требуют замены устаревшие гидротехнические сооружения. Это препятствует прохождению крупных судов, не защищает местность от наводнений.

Схема международного пути Е-40

Морской институт в Гданьске взял на себя устранение всех этих препятствий. Почти 913 тысяч евро, 90 процентов которых выделил Евросоюз, было направлено на подготовку приоритетного сценария преобразования путь Е-40 в судоходный. На эту работу отводилось два года - с декабря 2013 по ноябрь 2015-го. Исполнители действовали в рамках проекта «Восстановление магистрального водного пути E-40 на участке Днепр-Висла», который осуществлялся через Программу трансграничного сотрудничества «Польша-Беларусь-Украина 2007-2013». В марте 2014-го в Бресте был образован координирующий орган - Комиссия по вопросам развития воднотранспортного соединения Е-40 на участке Днепр-Висла. В ее состав вошли ученые, представители местных властей, бизнесмены и экологи из Беларуси, Польши и Украины.

Партнерами проекта стало шесть государственных и негосударственных организаций: фонд «Интеракция», Брестский областной исполнительный комитет, Администрация маршалка Люблинского воеводства (Польша), Общество регионального и местного развития «Прогресс» (Польша), Волынское областное управление водных ресурсов (Украина), ОО «Волынская ассоциация ученых и инноваторов» (Украина), РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь».

В результате изысканий комиссия остановилась на трех вариантах трассы, где предлагают проложить канал. Все варианты касаются территории Польши и различаются только местом прохождения канала, соединяющего Западный Буг с Вислой:

  • Вариант I. Северная трасса: Водохранилище Дембе (Зегжинское озеро) - Долина нижнего течения р. Западный Буг - Воломинская равнина - Седлецкая возвышенность - Луковская равнина - Ломаское углубление - Коденская равнина - Брестское Полесье - р. Западный Буг в окрестностях г. Тересполя - устье р. Мухавец.
  • Вариант II. Промежуточная трасса : устье р. Вильги в р. Вислу - Долина средней Вислы- Гарволинская равнина - Желеховская возвышенность - Луковская равнина - Древняя долина р. Вепш - Быстшица - Парчевская равнина - Канал Вепш - Кшна - Ломаское углубление - Коденская равнина - Брестское Полесье - р. Западный Буг в окрестностях г. Тересполя - устье р. Мухавец.
  • Вариант III. Южная трасса: устье р. Вепш в Вислу - Долина средней Вислы - Древняя долина р. Вепш - Парчевская равнина - Ломаское углубление - Коденская равнина - р. Западный Буг в окрестностях г. Тересполя - устье р. Мухавец.

Белорусская часть водного пути представлена в одном варианте: проходит через Мухавец (бассейн Балтийского моря), Пину и Припять (бассейн Черного моря), а также Днепровско-Бугский канал. Этот участок рассматривается как связующее звено от Бреста до Киевского водохранилища.

Белорусский участок международного водного пути E-40

Но помимо создания канала также планируется провести работы на белорусском и украинском участках. В Украине требуется модернизировать гидротехнические сооружения на Днепре и сооружения Белоозерской водопроводящей системы. На белорусской территории предлагается построить ряд гидроузлов на Припяти для регулирования ее стока, а также завершить реконструкцию судоходных шлюзов на восточном склоне Днепровско-Бугского канала. Упоминалось и о выпрямительных работах.

Зачем возрождать Е-40?

Как отметил директор фонда «Интеракция» Иван Щедренок , восстановление водного пути Е-40 даст стимул для развития белорусской, украинской и польской экономик благодаря активизации торговли между этими странами, а также ЕС и странами Восточного партнерства. Речь идет о перевозке до 4 млн тонн грузов ежегодно.

Кроме того, оно гарантирует долгосрочное развитие приграничных регионов. Инвестирование в инфраструктуру приведет к созданию большого числа новых рабочих мест, и регионы могут стать новыми «торговыми воротами» в ЕС и ЕЭАС. При реконструкции обещают также решить вопрос с наводнениями на протяжении пути Е-40. Развитие получат туризм и гидроэнергетика.

Преимуществом был назван переход к более экологичным перевозкам грузов. По расчетам Морского института в Гданьске, эмиссия CO2 от внутреннего водного транспорта в 1,5 раза меньше железнодорожного и в 5 раз меньше автомобильного грузового.

Представитель Морского института в Гданьске во время презентации социально-экономических аспектов проекта отметил, что в случае одобрения предложенного сценария восстановления пути на будущие мероприятия будет выделено около 2 млрд евро. По расчетам института, средства окупятся через 30 лет.

«Эта инвестиция положительно скажется на экономике трех стран. Но даже говоря о пользе, нужно помнить о затратах и отрицательном эффекте, которые последуют. Например, компенсационные выплаты» , - добавил он к вышесказанному.

«От выбора трассы зависит, как повлияет на окружающую среду восстановление Е-40»

Документ, от которого отталкивались во время обсуждения проекта в Люблине, именуется ОВОС. Однако до настоящей оценки воздействия на окружающую среду он не дотягивает. Даже в своем выступлении эксперт проекта Томаш Кучыньски предупредил, что рапорт носит предварительный характер и не является полным. Возникает вопрос, зачем было запутывать присутствующих, называя его ОВОСом.

По словам представителя Центрального НИИ комплексного использования водных ресурсов Минприроды Беларуси и Cети экологических организаций Zoi (Швейцария) Константина Титова , прежде чем написать экологическое заключение, необходимо провести серьезную работу. ОВОС должна определить положительные и отрицательные воздействия предполагаемого проекта на окружающую среду, показать кратко-, средне- и долгосрочные эффекты. При оценке нужно определить технические и экологические меры для минимизации негативных последствий, а также оценить необходимые затраты на компенсационную экологическую деятельность. В таком проекте нужно было оценить также водообеспеченность на всем протяжении Е-40, определить состояние и прогноз изменения количественных и качественных характеристик водных объектов, учесть риск загрязнения поверхностных вод, изменения гидрогеологического режима прилегающих территорий. Оценить воздействие дноуглубительных и выпрямительных работ, выбросы загрязняющих веществ в воздух и уровень шумов, выбросы СО2, эрозию берегов, потерю биологического разнообразия (флора и фауна), изменения миграции птиц и рыб и другое.

Но такая оценка была проведена поверхностно или частично. Поэтому и исполнители проекта не смогли ответить на конкретно поставленные вопросы экологов.

«Тем не менее была применена методика, которая используется при более детальном анализе. Рассмотрели проект с точки зрения запретов, узнали состояние воды, отметили, что есть ценного на этой территории, какие имеются археологические и исторические ценности. Кроме того, обратили внимание на места гнездования, флору и фауну непосредственно вдоль прохождения пути. Была сделана оценка положительного и отрицательного влияния в долгосрочной и краткосрочной перспективе» , - отметил Томаш Кучыньски при представлении основных выводов Технико-экономического обоснования по ОВОС для польского участка соединения. Его группа оценивала влияние трех вариантов соединения системы Днепра и Вислы - на польской территории, где требуется прокладка канала.

По его словам, работы в значительной степени повлияют на окружающую среду. Однако все будет зависеть от технологий, которые применят в процессе строительства и во время эксплуатации. «Сейчас пока сложно точно оценить потери, но сразу могу сказать, что худшим вариантом был бы первый - Северной трассы. Все три варианта повлияют на состояние воды приблизительно одинаково. Но на основе предварительных данных нам кажется, что вариант № 2 наименее конфликтный, когда речь идет о биоразнообразии» ,- отметил он.

Строительство канала скажется и на гидрологическом режиме и изменении растительного покрова, из-за чего под угрозой окажутся места обитания болотных птиц. Естественно, могут пострадать и другие представители фауны того польского региона, привыкшие к определенным условиям. В таком случае хотелось бы услышать, на какие виды и как повлияет создание канала, но поверхностный анализ не дает ответов на эти важные вопросы.

«Что касается животных, есть решения, которые могут минимизировать отрицательные эффекты», - добавил он.

По словам выступающего, окончательные выводы по воздействию восстановления Е-40 можно делать только тогда, когда будет определена трасса.

Е-40 проходит через важные природоохранные территории Беларуси

При оценке белорусского участка отталкивались от того, что тот проходит через территорию Припятского Полесья, где располагаются национальный парк «Припятский», 10 заказников республиканского и 13 заказников местного значения, 30 памятников природы. В них обитает около 60 видов зверей, 260 видов птиц, 20 видов амфибий и рептилий, 54 вида рыб. Около 70 видов включено в Красную книгу Республики Беларусь и охраняется в соответствии с международными обязательствами.

Фото Сергея Плыткевича

К тому же ООПТ Припятского Полесья играют важную роль в сохранении биологического разнообразия Европы и мира. Заказник «Средняя Припять», непосредственно прилегающий к Е-40, является Рамсарской территорией - водно-болотным угодьем международного значения. Вместе с НП «Припятский» заказник «Средняя Припять» имеет статус территории, важной для охраны птиц. Такой же статус имеет и Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, который в соответствии с действующим законодательством не относится к особо охраняемым природным территориям. Национальный парк «Припятский» помимо этого имеет статус ключевой ботанической территории - территории, характеризующейся исключительным ботаническим богатством.

Фото Сергея Плыткевича

На экофоруме были озвучены некоторые риски, с которыми сопряжены работы на белорусской части:

  • Основным антропогенным фактором воздействия на водные экосистемы будет обвалование, а также спрямление русла рек.
  • Вызовет незначительные последствия на изменения в миграции птиц и рыб.
  • Отсыпка грунта и создание песчаных насыпей при дноуглублении создаст благоприятные условия для гнездования птиц, строящих гнезда на песке у береговой линии (крачки, кулики и др.).
  • В ходе восстановления водного пути Е-40 не ожидается необратимых воздействий на чувствительные земли при условии разработки и выполнения требований ОВОС строительных проектов. При разработке и выполнении требований ОВОС строительных проектов возможны положительные воздействия на чувствительные земли и другие компоненты природной среды;
  • Работы по восстановлению водного пути Е-40 не приведут к проблемам орошения и оборотного водопользования. При условии комплексного подхода в экологизации транспортного пути Е-40 возможны новые благоприятные перспективы для орошения.
  • При условии реализации задач по трансграничному управлению и прогнозированию качества речных вод отрицательные воздействия от восстановления Е-40 будут минимизированы. Развитие водного транспорта в ходе восстановления водного пути Е-40 создает технические возможности для решения актуальных проблем в пойме р. Припяти и Днепровско-Бугского канала: пересыхания пойменно-русловых проток; экспансии малоценных кустарников; восстановления традиционного природопользования; снижения рисков заморов.
  • Береговая эрозия рек неизбежна при интенсификации водномоторного движения, но ее масштабы технически управляемы.
  • В ходе усиления транспортного движения по воде ожидается эквивалентное снижение химической и других видов нагрузок на почвы по мере нагрузки сухопутных транспортных путей региона.
  • В ходе обустройства технических объектов и эксплуатации водного пути E-40 последуют изменения в уровнях внешнего шума, загрязнения поверхностных вод и некоторые иные физические и биологические последствия.

Как отмечается в разработке Морского института в Гданьске, критические уровни и отрицательные воздействия физических и биологических факторов будут снижены или минимизированы благодаря специально разработанным рекомендациям.

И, несмотря на то, что путь проходит через важные природные территории, главный вывод Техническо-экономического обоснования по ОВОС для белорусского и украинского участков соединения водного пути, которое озвучил эксперт проекта Антоний Стаськевич , был следующим: при вмешательстве в белорусско-украинские реки больших последствий не будет, что показалось представителю АПБ Павлу Пинчуку довольно спорным:

«Припять сформировалась за счет весенних паводков. Поэтому утверждение о том, что вмешательство не повлияет на пернатых, выглядит очень смелым. Кроме того, остается неизвестным влияние на мигрирующих птиц. В пойме Припяти во время миграции останавливается около 1,5 млн птиц, и для ряда видов Припять - важна. И если она исчезнет, мы потеряем порядка 30 -40% мировой популяции» .

Антоний Стаськевич пояснил, что при реализации проекта за водотоками будет организован лучший уход, нежели в настоящее время. Так, наоборот, улучшится их состояние. Однако и не дал стопроцентной гарантии, что абсолютно никакой вид не погибнет.

«Речь идет не о том, чтобы загубить что-то, а о том, чтобы совместно создать условия для транспортной составляющей, экологической, совместной работы. В том числе помочь избавиться от паводков весной» , - высказался другой представитель Морского института в Гданьске.

Однако, по словам Павла Пинчука, весенние паводки как раз-таки и формируют пойму Припяти. Например, низкий паводок в мае-июне 2015 года привел к тому, что как такового пика пернатых не было. Здесь же можно рассматривать и еще одну проблему: в последние годы в белорусских реках наблюдается такой низкий уровень воды, что по них на лодках не всегда пройдешь, не говоря уже про корабли или баржи.

Как ни пытался Морской институт в Гданьске убедить присутствующих, что его интересует экологический аспект, эффект получался прямо противоположный. У присутствующих на форуме экологов возникало еще больше вопросов и возражений.

Одна из представителей института во время обсуждения возразила, что это не проект, который касается исключительно экологии. Она попросила посмотреть на него комплексно.

«Природа точно так же важна, как экономика. Вода должна рассматриваться как средство экономики. Но в этой цепочке человек должен быть самым важным, а природа служить человеку, экономике. Это позиция представителей польских органов власти в Министерстве охраны природной среды», - заявила сотрудник Морского института в Гданьске.

Тем не менее, несмотря на настороженность представителей общественности по отношению к этому проекту, Минприроды Беларуси надеется на его успешную реализацию.

«Восстановление водного пути Е-40 дает толчок нашей стране для развития новых торговых отношений, транспортного туризма и международного диалога.

Беларусь находится в благоприятных условиях водообеспеченности. Наши водные ресурсы достаточны для удовлетворения как современных, так и перспективных потребностей.

Вместе с тем водные ресурсы находятся во взаимодействии с остальными компонентами экосистемы. Поэтому потребуется подробный анализ не только сложившейся водно-хозяйственной обстановки на участках Е-40, но и воздействия водного пути на окружающую среду, в том числе на ООПТ и биологическое разнообразие» , - отметила представитель Минприроды Беларуси Виктория Воронова .

«Корабли нужно приспосабливать под реку, а не реку под корабли»

Оценку исследованию, проведенному Морским институтом в Гданьске, дали и представители общественных организаций. Эксперт охраны водных ресурсов WWF в Польше Пшемыслав Навроцкий отметил, что проект в этом виде является серьезной угрозой для рек Вислы и Припяти. Кстати, подобной точки зрения придерживаются также белорусские и украинские экологи.

«Припять - одна из наикрасивейших, практически не урегулированных европейских рек, которая является достоинством для всей Европы. И поэтому к белорусским рекам нужно применять те же принципы, что и к европейским» , - отметил он.

По его мнению, в так называемом ОВОСе не прописаны угрозы для биоразнообразия и водотоков, неправильно сделана стратегическая и вступительная оценка влияния, которая стоила почти 1 млн евро.

«Открытие судоходства не должно рассматриваться обществом как главная цель, которая автоматически перечеркивает осуществление экологических директив по охране окружающей среды. Вопросы должны быть поставлены по-другому: не как открыть эту дорогу, а как уменьшить эмиссии СО2, стимулировать развитие экономики благоприятным способом. Но не стоит отодвигать на другой план развитие железнодорожной инфраструктуры. Это может стать альтернативой как в контексте выбросов в атмосферу, так и развития экономики. Если внесем на данные цели 2 млрд евро, получим те же эффекты без таких существенных экологических последствий. Железнодорожная сеть существует, но она используется на 20% своего потенциала. Нужно рассмотреть Е-40 не в качестве пути по транспортировке грузов, а как туристский маршрут » , - подчеркнул он.

По его словам, необходим такой проект, который обеспечивает сотрудничество, а не вмешательство. И такие инициативы должны начинаться с нуля - применяться новаторские решения.

«Каждую часть реки нужно рассматривать индивидуально, нельзя использовать те же технологии, что и на других реках. Разница между Вислой, Припятью и Дунаем (WWF разрабатывала обоснование для них. - Р ед. ) очень существенна, если мы посмотрим на величину этих рек, объем воды. Когда касаемся вопросов судоходства, неправильно сравнивать реки Польши, Беларуси с австрийскими или немецкими» , - отметил представитель WWF в Польше.

По его словам, нужно провести анализ эффективности этой дороги: соотнести предположительные затраты и прибыль и лишь тогда определить, нужен ли обществу судоходный водный путь Е-40. В мире была такая практика, когда оказывалось, что проведение работ того не стоит. Например, Франция отказалась от судоходного водного пути на Луаре в пользу охраны природы. Там решили корабли приспособить к реке, а не реку к кораблям.

«В связи с этим еще далека дорога к тому, чтобы иметь в руках такую разработку, которая позволила бы ответить, что данный проект имеет смысл. То, что я услышал, вызвало у меня больше сомнений и вопросов, чем было до этого» , - поставил точку в выступлении Пшемыслав Навроцкий.

Реконструкция водного пути Е-40 не начнется без финансирования и одобрения со стороны трех стран. Однако именуемый ОВОСом документ, который представил общественности Морской институт в Гданьске и в котором пишется про отсутствие серьезных рисков, может положительно повлиять на решение инвесторов. А это уже полдела. Поэтому по инициативе экологов в резолюцию было внесено предложение провести глубокий экологический аудит, чтобы заранее оценить все риски, связанные с восстановлением пути Е-40. И, несмотря на завершение проекта, Комиссия по вопросам развития воднотранспортного соединения Е-40 продолжит вести данную работу. Лишь после этого можно будет говорить, стоит ли того перспектива путешествовать по Припяти на корабле.

В материале использовались фотографии фонда «Интеракция», Сергея Плыткевича и изображения из презентаций выступающих

Уже долгое время брестчане не могут отыскать на прилавках продукцию с некогда широко известным торговым брендом «Идеал». Шоколадные плитки и конфеты, столь любимые многими покупателями, исчезли из торговли, казалось бы, безвозвратно. Ведь СООО «Первая шоколадная компания» остановило свое производство еще в марте прошлого года. А спустя несколько месяцев экономический суд Брестской области в отношении предприятия возбудил дело о банкротстве. Вскоре был назначен антикризисный управляющий - минская компания ООО «Далайна». Тогда ситуация и сдвинулась с мертвой точки. Благодаря профессиональному подходу и проведенному глубокому анализу столичными аналитиками в конце туннеля забрезжили первые лучики света, а у компании появилась надежда избежать ликвидации и обрести второе дыхание.


Финансово-экономическое положение на предприятии действительно было тяжелым, - рассказал «Заре» представитель антикризисного управляющего ООО «Далайна» Денис Плетенев. - Этому поспособствовал целый комплекс причин. Компания после вхождения в состав концерна «Белгоспищепром» стала наращивать объемы производства, однако не всю продукцию удавалось реализовать. Ее запасы постепенно накапливались на складе, шоколад терял вкусовые качества - все это негативно отражалось на финансовых показателях. Нехватка оборотных средств заставила руководство привлекать недешевые кредитные ресурсы со стороны. Таким образом, образовалась большая задолженность на общую сумму в 34 миллиарда неденоминированных белорусских рублей.

Тем не менее, несмотря на непростую ситуацию, антикризисный управляющий задался целью вновь поставить предприятие на ноги. В результате длительных переговоров с кредиторами удалось убедить последних в жизнеспособности шоколадной компании и намерении ее собственников сохранить производственный профиль. Свою лепту в положительное решение вопроса внесла и местная власть. Так, заместитель председателя Брестского облисполкома Михаил Серков помог наладить диалог с одним из банков - основным кредитором предприятия. В итоге все заинтересованные стороны пришли к компромиссу. В декабре СООО «Первая шоколадная компания» заключило мировое соглашение с кредиторами. Подписание состоялось на общем собрании кредиторов, а документ утвержден экономическим судом Брестской области. Согласно условиям соглашения, предполагается рассрочка погашения задолженности на длительный период - в течение 7 лет, продажа неиспользуемого имущества, выполнение взятых обязательств в соответствии с утвержденным графиком.


Читать полностью в источнике с фото:

В настоящее время полным ходом идет подготовка предприятия к возобновлению производства. Эта работа достаточно кропотливая и скрупулезная: необходимо осуществить наладку оборудования и технологического процесса, провести техническое обслуживание, получить согласование санстанции, заключить договоры на сырье и т.д. После почти годичного простоя стали активно возвращаться прежние работники. Всего планируют приступить к работе почти 90 человек, штат уже укомплектован на 75 процентов. Первое поступление продукции на склад предприятия ожидается уже в этом месяце.

Чтобы выйти на безубыточный уровень, необходимо выпускать порядка 60-65 тонн готовой продукции в месяц, - дает оценку Денис Плетенев.- Но уже поступают заявки на вдвое большие объемы. Заказы направляют не только белорусские торговые организации, интерес проявляют российские и даже две немецкие компании. Впрочем, для выхода на рынок Европейского союза нужно обновить сертификацию: там предъявляются высокие требования и существует огромная конкуренция. Если говорить об ассортименте, то мы отобрали из прежней сотни наименований 19 наиболее востребованных и маржинальных продуктов, которые отражены в плане санации и будут запущены в производство.

Следует отметить, что компания делает ставку на выпуск продукции высокого качества. Это было отличительной особенностью предприятия долгие годы, не собираются отходить от данных принципов и сейчас. Не секрет, что в нынешних условиях некоторые производители стараются удешевить продукцию, заменяя натуральные составляющие определенными суррогатами. Но «Первая шоколадная компания» намерена производить шоколад и конфеты по исходным классическим рецептам, чтобы предложить потребителю высокое качество по разумной цене. Это позволит предприятию занять свою нишу на рынке и оправдать ожидания потребителей, которые, вполне возможно, будут не прочь вернуться к покупке любимого продукта. Тем более в сентябре нынешнего года компания отпразднует свое 20-летие, и хочется надеяться, что она сделает это на мажорной ноте.

В последнее время «Первая шоколадная компания» работала с перебоями, сотрудников часто отправляли в вынужденные отпуска. Предприятие вело переговоры с потенциальными инвесторами, но обсуждения не увенчались успехом. 23 мая в экономический суд Брестской области поступило заявление о признании предприятия банкротом. Дело было назначено к рассмотрению на 29 июня. Но за это время собственники передумали и решили пойти по пути ликвидации предприятия, пишет «Вечерний Брест».

- Если бы собственниками принималось решение о ликвидации по обычной процедуре - с установлением защитного периода, - рассказывает заместитель председателя экономического суда Брестской области Нина Деркач, - то у предприятия был бы шанс пройти через процедуру санации, т. е. работать и, возможно, восстановить свою платежеспособность. В этом же случае в отношении должника может быть принято только решение о ликвидации. Значит, надо увольнять работников, оставив только тех, которые будут заниматься процедурой ликвидации. Но если в процедуре ликвидации будет установлено, что у предприятия достаточно имущества, чтобы рассчитаться с долгами, суд прекращает производство по делу о банкротстве и отдает его на усмотрение собственников: либо продолжайте ликвидацию, либо отменяйте и работайте дальше.

У «Первой шоколадной компании» разница между долгами и стоимостью имущества не настолько велика: 39 млрд рублей долгов в «старых» деньгах и 34 млрд - стоимость имущества. Ее участь облегчает и то, что основная сумма (порядка 26 млрд руб.) - это долги перед банком. Но кредиты у них в основном в белорусских рублях, т. е. они не будут критически расти за счет курсовых разниц. А с открытием конкурсного производства сумма будет зафиксирована на эту дату и не станет расти, как снежный ком.

«Первая шоколадная компания» была зарегистрирована в СЭЗ «Брест» в 1997 году под «счастливым» номером 7. Вначале предприятие называлось «Белорусская кофейная компания». Свое нынешнее название оно получило в 2005 году. Первая продукция была выпущена в апреле 1998 года. Это было всего три вида стограммового плиточного шоколада. В дальнейшем ассортимент расширялся за счет различных сортов шоколада с добавлением орехов и цукатов, шоколадных конфет (весовых и расфасованных в коробки). В 2006 году ассортимент конфет составлял 29 наименований. В 2000 году состоялись первые экспортные поставки продукции.

По какому именно варианту будут развиваться события, сегодня сказать трудно. Не исключается, что предприятие может быть реанимировано и продолжит функционировать.

Ситуация прояснится, когда на чашу весов будут положены с одной стороны требования кредиторов и с другой - стоимость имущества. Если все же будет принято решение о ликвидации и имущества окажется недостаточно, чтобы рассчитаться по долгам, то разница может быть взыскана с учредителей предприятия (их трое).

Если «Идеал» исчезнет с рынка, это будет логическим завершением кейса «шоколадное производство в Беларуси». По мере роста цен на сырье и невозможности адекватно отреагировать ценами на внутреннем рынке, преимущество получили те кондитеры, кто производил не только шоколад, но и менее «какаопродуктоемкие» изделия. Строящаяся вокруг шоколада бизнес-модель «Идеал» не прогнулась, а сломалась. Об этом сотрудники «Первой шоколадной фабрики» с опаской говорили еще несколько лет назад.

Это не что иное, как положительная динамика в длительном и непростом процессе возрождения брестской «шоколадки». Для возвращения на рынок исчезнувшего бренда потребовалось урегулировать сложные финансовые вопросы, договориться с поставщиками сырья, выстроить дистрибуцию после распада собственной торговой сети.


Какими видятся на сегодняшний день перспективы «Первой шоколадной компании», «Вечерке» рассказал директор предприятия Василий ЯНЧУК .

Антикризисному управляющему - компании «Далайна», - отмечает руководитель, - удалось уравновесить баланс предприятия, убедить кредиторов и экономический суд, что оно состоятельно и может вести производственную деятельность, так как сохранены имущественный комплекс, оборудование и костяк кадров. Мировое соглашение с кредиторами готовилось долго и трудно. Оно предполагает погашение всех 85 % долгов основному кредитору - «Приорбанку» - до 2021 года. В 2021-2024-м мы должны рассчитаться с остальными кредиторами. С банком получается вести конструктивный диалог. Несмотря на все сложности, ведутся выплаты. Когда предприятие остановилось, оставался Торговый дом «Идеал» с 5 филиалами. В основном это движимое имущество - автомобили, которые развозили продукцию по регионам. Оно было реализовано, что позволило частично рассчитаться с банком по условиям мирового соглашения, закрыть долги по зарплате сотрудникам (а это 54 000 деноминированных рублей), уплатить земельный налог и налог на недвижимость. На сегодняшний день предприятие не имеет долгов по расчетам с бюджетом и выплате заработной платы.

Но приступить к производству продукции с весны 2017 года, как планировалось, не получилось...

Причина в отсутствии финансирования. Все-таки работаем на импортном сырье... В конце концов, благодаря финансовой поддержке со стороны акционеров, сырье было закуплено и выпущена первая партия продукции. С 23 декабря по 10 января произведено 36 тонн шоколада 6 видов. Сейчас получаем второй транш финансирования и в феврале наладим выпуск конфет-драже с фундуком и с миндалем. Это наш бренд, монопродукт, который не производят другие кондитерские фабрики. Его запрашивают торговые сети. Задержка только с упаковкой (фантиком). Такую упаковку производят в Индии и только на заказ: технология не предполагает длительного хранения. При устойчивой работе в апреле планируем поставить в торговлю конфеты «Арабелла» и «Мирабелла», чуть позже - «Сливку» и другую продукцию.

Мы ставим цель - вернуть качество и репутацию продукции «Идеал», какими они были в начале 2000-х гг. Для этого в первую очередь необходимо сырье наивысшего качества. Такое сырье - какао тертое, какао-порошок и какао-масло - получаем из Голландии. В горьких сортах шоколада содержание какао доходит до 70 %. С белорусскими производителями есть договоры на поставку сыворотки, цельного и обезжиренного сухого молока, сахара.

Мы понимаем, что по цене нам сложно конкурировать с такими производителями, как «Коммунарка», которая производит тысячи тонн продукции в месяц. Но, тем не менее, качеством поступаться не намерены.

Торгового дома «Идеал» больше нет. Как собираетесь организовать продажи?

Наш основной дистрибьютор - база «Бакалея»: как по оптовым продажам, так и по сетевым ретейлерам. «Бакалея» входит в состав республиканского холдинга, и у нее есть филиалы во всех областях. Дистрибьютор уже заключил договоры на тестовые продажи продукции «Идеал» в таких крупных сетях, как «Евроопт» и «Алми». Достигнута договоренность с «Короной», прорабатывается вопрос с «Сантой» и другими сетями.

Cтограммовая плитка горького шоколада с разным содержанием какао в Бресте продается:

«Идеал»:

80-процентный - 2р. 49 к.;

62-процентный - 2. р. 32 к.

«Коммунарка»:

75-процентный - 1 р. 83 к.

«Спартак»:

56-процентный - 1 р. 69 к.

На этой долгой дороге людей не растеряли?

Сейчас в штате предприятия порядка 30 человек. Пока производственный процесс цикличный, приходится время от времени отправлять людей в отпуск без содержания. Хотя сейчас, к примеру, необходимо проверить и прочистить оборудование, подготовить к запуску конфетную линию и довести до нужной кондиции сырье. Если на линии не хватает рабочих рук - обращаемся за помощью к тем, кто у нас когда-то работал. И специалисты откликаются. Для них «Первая шоколадная компания» - больше, чем просто запись в трудовой книжке.

Найти специалистов по изготовлению кондитерских изделий «на стороне» проблематично. Их придется длительное время учить. Наш коллектив как создавался? В свое время (в конце 90-х) набирались люди, которые ушли с других предприятий: с БЭМЗа, «Цветотрона»... Они вырастали от мастера смены до главного инженера, директора фабрики.

Что все-таки с той самой итальянской линией, из-за которой фабрика села на мель?

Эта линия в рабочем состоянии. Под нее были разработаны рецептуры конфет, более того - на этой линии было выпущено около 190 тонн продукции. Ее производительность - до 350 тонн шоколадных изделий в месяц (конфет с начинкой, шоколадных батончиков, шоколада с наполнителями и без них). Но, чтобы запустить такую высокотехнологичную линию, надо четко наладить все звенья производственного процесса. И это - следующий этап.

После того, как мы обозначим свое присутствие на рынке, будем выходить со своими проектами и предлагать интересную продукцию напрямую сетевому ретейлу и оптовым организациям (и не только в Беларуси). За нами - значимая торговая марка «Идеал». И вкус нашей продукции покупатели, к счастью, не забыли.

Хроника ИДЕАЛьного возвращения

1997 год. «Первая шоколадная компания» зарегистрирована в качестве резидента СЭЗ «Брест». Первая продукция - три вида стограммового плиточного шоколада.

2000 год. Первые отгрузки продукции на экспорт. География поставок - Россия, Кыргызстан, Молдова, США, Литва, Израиль, Канада, Туркменистан.

2006 год. На фабрике значительно расширили линейку продукции. Только конфет выпускалось 29 наименований. Продукция брестской «шоколадки» удостаивалась Гран-при международных отраслевых конкурсов.

2014 год. Началась полоса невезения. Покупка в кредит итальянской линии привела к вымыванию оборотных средств. Повлияли падение курса рубля и курсовые разницы при расчете с поставщиками какао-продуктов, падение покупательной способности населения и, как следствие, объемов производства.

2016 год. В марте сошла с конвейера последняя продукция торговой марки «Идеал». В экономический суд Брестской области поступило заявление о банкротстве, и над предприятием нависла угроза ликвидации. Но не столь существенная разница между долгами предприятия и стоимостью имущества (соответственно 39 млрд и 34 млрд «старыми») позволила заключить мировое соглашение с кредиторами. Появилась возможность возобновить производство и постепенно рассчитываться по долговым обязательствам.

«Я начинал работу начальником смены. Тогда у нас было производство только плиточного шоколада. Делали три вида: горький, молочный, десертный. Всё, больше ничего. Была одна линия, один упаковщик и две конш-машины для подготовки шоколадных масс. Ну и небольшое складское помещение. С этого все и начиналось», - рассказывает заместитель гендиректора по производству СООО «Первая шоколадная компания» Геннадий Кишко.

На брестской «шоколадке» он работает практически с первых дней ее появления. На его глазах фабрика вставала на ноги, росла, развивалась, влезала в долги, прощалась с сотрудниками и почти на 10 месяцев останавливала работу.

В декабре Геннадий Леонидович сможет засвидетельствовать очередной важный этап в истории «шоколадки» - ее второе рождение.

С Геннадием Кишко мы гуляем по пустым цехам некогда крупнейшего предприятия региона. Кажется, совсем недавно шоколад «Идеал» можно было найти в любом магазине, а из телевизоров убеждали, что «за этот подарок вам стыдно не будет». Сначала пропала реклама, потом ушли в вынужденные отпуска рабочие, а со складов исчезла последняя продукция. Место «Идеала» на полках магазинов заняли другие бренды, а «лучший подарок и в праздник, и в будни» просто пропал. Будто и не было. Станки завесили пленкой, а большой рекламный щит «Идеал», который висел в городе, сняли, обмотали пленкой и оставили в цеху упаковки. О былом величии на фабрике сейчас напоминает лишь шоколадно-карамельный запах. Однако, как заверили на предприятии, скоро в цеха вновь вернется жизнь.

«Сначала был только шоколад»

«С чем фабрика ассоциируется? - ностальгирует замгендиректора. - С людьми, которые тут работали. Некоторые приходили и уходили, но костяк оставался. Практически все, с кем начинал, здесь оставались. Производство постоянно развивалось. Сначала был только шоколад. Потом конфеты, драже. Все эти этапы я прошел, прочувствовал».

Геннадий Леонидович молодым специалистом пришел на «Цветотрон», а затем решил попробовать свои силы в производстве шоколада. Так тут и остался. Начинал с начальника смены, затем работал главным механиком, главным инженером. О продукции, которую выпускали на «шоколадке», собеседник рассказывает с любовью:

«Так как я начинал с шоколада, мне он и нравился. Больше горький. Детям моим нравилось. Они сравнивали то, что продается в магазинах других производителей, но ценили именно нашу продукцию. Гордились, что папа работает здесь».

Новая надежда

«Покупка новой линии для производства шоколада и конфет с жидкими начинками повлекла за собой вымывание оборотных средств предприятия, и это как раз совпало по времени с падением курса рубля и возникновением курсовых разниц при расчете за поставленные какао-продукты, - объяснил причины сложной ситуации на предприятии представитель антикризисного управляющего компании „Далайна“ Денис Плетенев . - Кроме того, падение покупательной способности населения привело к невозможности продаж ранее заявленных объемов производства, что повлекло в отказе кредитования со стороны кредитующих организаций и, как следствие, невозможность своевременного расчета за поставляемые ингредиенты для производства и энергоресурсы».

Несмотря на сложности, «Первая шоколадная компания» продолжала бороться за выживание. Как писала газета «Вечерний Брест», 23 мая текущего года в экономический суд Брестской области поступило заявление о признании предприятия банкротом, а уже в конце октября было объявлено, что «Первая шоколадная компания» планирует возобновить свою деятельность.

«Изначально планировалась ликвидация предприятия собственником. Однако после первого общего собрания кредиторов стало ясно, что за ликвидацию голосует один лишь банк, доля которого составляет 85% от общего количества долга, собственниками предприятия (основной - Николай Куц . - Прим. TUT.BY ) и антикризисным управляющим была проделана работа по реструктуризации долгов и возможности восстановления работы предприятия. После того как банк отказался от предложенного в отступное залога третьих лиц, возникла реальная возможность заключения мирового соглашения с банком и перезапуска производства», - сообщил Денис Плетенев.

Как рассказали на предприятии, выпуск продукции может быть начат уже в декабре при условии подписания мирового соглашения с основным кредитором. Данную позицию сегодня поддерживает руководство Брестского облисполкома и свободной экономической зоны «Брест», а также концерн «Белгоспищепром», членом которого является «Первая шоколадная компания».

«На сегодняшний день собственниками предприятия и антикризисным управляющим достигнута договоренность по поставкам сырья и материалов для выпуска продукции без первоначальных финансовых вложений, а также достигнута договоренность с логистическими организациями по поставкам продукции в торговые организации. На начальном этапе ассортимент продукции будет сужен, выпускаться будут наиболее рентабельные и быстро оборачиваемые сорта шоколада и конфет, особый упор будет сделан на те позиции, которые не освоены отечественными и иностранными производителями», - отметил Денис Плетенев, добавив, что на начальном этапе выпускать планируется 19 видов продукции.

Людям - работу

На «шоколадке» решение кредиторов встретили с энтузиазмом.

«Радует то, что производство возобновится. Если все заработает, будет очень хорошо. Мы всё знаем, еще не забыли производственный цикл», - отметил Геннадий Леонидович.



 

Возможно, будет полезно почитать: