Правовое регулирование деятельности человека в политической сфере. Нормативно-правовое регулирование в сфере услуг

Информационные технологии управления - это совокупность методов и средств поиска, сбора, обработки, хранения, передачи и защиты информации и знаний для решения задач управления на базе программного обеспечения и средств вычислительной и телекоммуникационной техники. В современном управлении все чаще используются автоматизированные информационные технологии, т.е. управленческие технологии, реализуемые с применением технических и программных средств.

Основные функции современных информационных технологий управления предприятиями - поиск, сбор, обработка, хранение необходимых данных, выработка новой информации, решение оптимизационных задач (рис. 15.1). При этом ставится задача не только автоматизировать трудоемкие, регулярно повторяющиеся рутинные операции переработки большого количества данных, но и путем переработки данных получить принципиально новую информацию, необходимую для принятия эффективных управленческих решений.

Разработке информационных технологий управления организацией предшествуют детальное обследование и анализ управляемого объекта, задач и структуры управления, содержания и потоков информации. На основе этого анализа разрабатывается информационная модель управления организацией, фиксирующая связь между задачами обработки данных и новыми потоками информации. Затем производится выбор технических средств и разрабатывается соответствующая информационная технология.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль в управлении развитием фактически любого социально-экономического процесса. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ. Именно поэтому добавленная стоимость - продукт информационных трансформаций. Однако не следует думать, что информационные технологии

Рис. 15.1.

исчерпываются технической стороной дела (вычислительные машины, телекоммуникации, Интернет, мультимедийные технологии и пр.). Главное в новых информационных технологиях - не сети и технические возможности, а желание персонала привнести что-то новое в свою организацию, а также приверженность к сотрудничеству со стороны партнеров, потребителей и контрагентов.

В экономике любой развитой страны или региона управление информацией становится базисом любого улучшения, любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты - это одновременно фактор, индикатор и результат развития страны или региона. Информационные и коммуникационные возможности страны или региона становятся движущей силой их развития. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня являются тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, - катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация, знания сегодня - важнейший ресурс развития любой социально-экономической системы, а зрелость информационных технологий, технологий освоения, передачи и использования знаний определяет темп развития.

Информационные технологии в значительной степени расширяют возможности управления, поскольку предоставляют в распоряжение управленцев новейшие методы обработки и анализа экономической и социальной информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.

Использование информационных технологий значительно сокращает затраты других видов ресурсов общества. При этом информационные технологии не только позволяют экономить ресурсы, но и приводят к принципиально новым решениям, которые начинают составлять суть общественной жизни. Многие виды современной деятельности не могут осуществляться вне информационных технологий. Значительная часть людей, запятых в общественном производстве, использует в своей работе компьютеры. В то же время компьютеры вошли в нашу жизнь относительно недавно. Люди постарше еще помнят, как в крупных организациях были машбюро, в которых специально обученные машинистки на пишущих механических машинках набирали тексты.

В современной трудовой деятельности люди все чаще пользуются Интернетом как универсальным средством поиска нужной информации и обмена ею. Они также используют мобильные телефоны с их функциями выхода в Интернет.

Информационные технологии изменили содержание труда многих людей. Например, финансовый консультант не может осуществлять свою деятельность, не следя за мировыми финансовыми трендами в режиме онлайн. В деятельности супермаркета значительный удельный вес составляет переработка информации о движении товарной массы, о движении запасов и о колебаниях спроса на те или иные товары.

В настоящее время в практике управления коммерческими фирмами используются разнообразные системы, которые предлагаются производителями программного обеспечения. Среди них наиболее часто встречаются следующие.

  • Системы планирования ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning) . Это класс интегрированных систем управления, представляющий собой унифицированную централизованную базу данных, единое приложение и общий пользовательский интерфейс для управления финансово-хозяйственной деятельностью. Они охватывают такие области деятельности предприятия, как планирование и прогнозирование, управление продажами, управление запасами, управление производством, закупками, финансами и пр. (ремонты, управленческая отчетность, консолидация).
  • Системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM (Customer Relationship Management). Это класс систем управления внешними отношениями предприятия. Системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM включают в себя методы управления, позволяющие повысить эффективность продаж. В таких системах нашли отражение многие достижения современного маркетинга. Они обеспечивают управление взаимоотношениями компании с ее клиентами (заказчиками), партнерами, дилерами и внешним миром. Это средство для автоматизации работы отделов маркетинга, продаж и обслуживания клиентов, а также набор дополнительных сервисов в виде корпоративных порталов, call-центров, онлайновых справочных бюро для клиентов, корпоративных баз знаний и пр. Системы информационной поддержки аналитической деятельности BI (Business Intelligence). Эти системы служат хранилищем аналитических данных; они также включают в себя набор средств обработки информации. Они представляют собой хранилище данных с набором инструментов для получения данных из ERP и других систем и методы последующего анализа собранных данных. Современные информационные технологии имеют существенную особенность: если на заре их появления средства автоматизации обработки информации в основном применялись к уже существующим процедурам управления, то в последнее время ситуация в корне изменилась. Информационные технологии становятся своеобразным катализатором распространения передового управленческого опыта и современных технологий управления. При этом они оптимизируют бизнес-процессы в соответствии с последними достижениями теории и практики менеджмента.

Главный результат, который получает заказчик, -эффективная система управления предприятием, основанная на сетевых компьютерных технологиях. За счет оптимизации бизнес-процессов, механизмов поддержки принятия управленческих решений удается получить дополнительные ресурсы для развития и серьезные конкурентные преимущества.

Не всегда это сложные и разветвленные системы, иногда они помогают людям в весьма обычных и рутинных видах деятельности. Для примера рассмотрим информационную систему в гостиницах сети Grecotel. Эта система была создана к Олимпиаде, проводимой в Греции, и получила дальнейшее развитие при се эксплуатации во многих отелях этой сети.

Отели сети Grecotel - крупные отели, большинство из них позиционируется как отели для отдыха на побережье. Во время обеда в ресторане одновременно оказывается несколько сотен людей, каждый из которых рассчитывает на персональное обслуживание. И каждый гость получает именно такое обслуживание - быстрое, эффективное, персонализированное.

У каждого официанта вместо блокнота имеется компактный персональный компьютер, связанный с помощью беспроводной системы связи Wi-Fi с центральным сервером гостиницы. После того как официант принял от клиента заказ, он мгновенно передается на специальные интерфейсы на кухне и в буфете, где комплектуются заказы. Затем сформированный заказ поступает в зал ресторана с указанием столика клиента. При этом в автоматическом режиме формируется счет, который клиент оплачивает в конце срока проживания в отеле. С помощью этой информационной системы в режиме онлайн также можно узнать, когда поселился клиент, когда он собирается покинуть отель, пользовался ли он ранее услугами этой сети отелей, где он постоянно проживает, какие услуги получил в отеле и сколько должен за них заплатить.

Система решает сразу несколько задач. Во-первых, заказ выполняется намного быстрее, чем при использовании традиционной технологии. Также повышается точность выполнения заказов. Уменьшается количество необходимых официантов, рационализируется вся работа ресторана. Возникает возможность ежедневного контроля деятельности не только всего отеля, но и отдельно ресторанов и баров. Более того, в режиме онлайн можно проконтролировать деятельность сразу всей сети отелей.

Данную систему можно отнести, с одной стороны, к системе ERP, а с другой - к системе CRM, поскольку она обладает функциями сбора персональной информации о каждом клиенте с целью индивидуализации обслуживания.

Данный пример весьма показателен также тем, что система, будучи в 2004 г. достаточно новой, перестала быть таковой к 2010 году. На одной из площадей Берна летом 2010 г. в небольшом ресторанчике, ориентированном на быстрое индивидуальное обслуживание туристов, можно было увидеть подобие той системы, которая была предметом гордости менеджеров одной из лучших гостиничных сетей всего лишь 6 лет назад. Другими словами, информационные технологии управления быстро развиваются и быстро морально устаревают. Инновации в управлении сегодня настолько быстро нарастают, что по темпам они могут сравниться с инновациями в нанотехнологиях или в генной инженерии.

Информационные системы управления активно используются не только в управлении корпорациями, но и в государственном и муниципальном управлении, в управлении университетами, государственными и общественными организациями. В рамках так называемого электронного правительства каждый житель города может через Интернет не только получить необходимую информацию о работе городских организаций, но и послать запрос, распечатать тот или иной документ, поучаствовать в опросе жителей. Другими словами, информационные технологии, используемые в городском управлении, содействуют демократии и приближают городские власти к жителям городов.

Системы, обеспечивающие применение новых информационных технологий управления, активно внедряются в практику деятельности российских организаций. Россия за счет высоких темпов развития информационных технологий в последнее десятилетие смогла обеспечить сокращение отставания от развитых стран но уровню информатизации экономики и общества.

ВВЕДЕНИЕ

За последние несколько лет в экономике России произошли кардинальные изменения. Предприятия, ранее бывшие государственными, стали работать в совершенно новой для себя рыночной среде. Образовались частные компании, крупные холдинги и корпорации. Но методы управления, которые применяются на многих предприятиях до сих пор уходят своими корнями во времена централизованной экономики. Чтобы можно было достичь мирового уровня конкурентоспособности российским предприятиям необходимо использовать методы управления подходящие современной экономической среде. Современное управление бизнесом требует тщательного сбора и анализа информации обо всех фактах хозяйственной деятельности предприятия. Организации или фирмы. Наличие полной, достоверной, своевременной и объективной информации является залогом принятия обоснованных решений по управлению производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия. При больших объемах управленческой информации, существующей в любом хозяйствующем субъекте, оперативно решать вопросы управления предприятием, организацией или фирмой можно лишь используя преимущества автоматизированных информационных технологий, базирующихся на применении компьютеров и средств коммуникации. Поэтому везде на предприятиях, в организациях, фирмах создаются автоматизированные информационные системы (АИС).

Постоянно растущая конкуренция заставляет руководителей организаций искать такие методы управления, которые смогли бы обеспечить и расширить присутствие на рынке, повысить рентабельность деятельности, внедрить новые методы управления производством и маркетингом. Важную роль здесь играют информационные технологии. Они обеспечивают поддержку всех нововведений. Часто новшества в управлении организациями ориентированы на возможности современных информационных технологий и практически не работают без использования компьютерных систем.

1.ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ. ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ УПРАВЛЕНИИ

На сегодняшний день предприятия и фирмы - это сложноорганизованные системы, включающие в себя основные и оборотные фонды, материальные и трудовые ресурсы и др. Постоянное изменение и сложное взаимодействие этих систем, а так же их функционирование в условиях рыночной экономики, поставили новые цели по совершенствованию управленческой деятельности.

Деятельность организаций, предприятий и фирм в условиях рыночной экономики влечет за собой рост объема и усложнения вопросов и задач, которые необходимо решать в сфере организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции. Оперативное решение этих задач уже невозможно представить без организации современной автоматизированной информационной системы.

Информационная система управления (ИС) - это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных и других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

В функции информационной системы управления входит решение задач стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления организацией. Основная масса задач, куда входят бухгалтерский и материальный учет, налоговое планирование, контроль и т.д. решается посредством вторичной обработки данных оперативного управления. Такой учет является обязательным дополнительным средством контроля.

Использование информационных систем управления позволяет:

.За счет оперативного сбора, передачи и обработки информации повысить степень обоснованности принимаемых решений;

.В условиях рыночной экономики обеспечить своевременное принятие решений по управлению организацией, предприятием, фирмой;

.Путем своевременного предоставления информации руководителям всех уровней добиться роста эффективности управления.

.Согласовывать решения, которые принимаются на различных уровнях управления и в различных подразделениях;

.Поднять рост производительности труда, сократить непроизводственные потери и т.д.

Классификация информационных систем зависит от следующих параметров: а) виды процессов управления; б) уровни управления; в) области функционирования экономического объекта и его организация; г) степень автоматизации управления.

К основным классификационным признакам автоматизированных информационных систем управления относятся:

Уровень в системе государственного управления. По этому классификационному признаку автоматизированные системы управления подразделяются на: федеральные, территориальные и муниципальные ИС. Данные ИС являются информационными системами высокого уровня управления. Информационные системы федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления. Такие системы функционируют во всех регионах страны. Соответственно, территориальные ИС предназначены для решения информационных задач управления административно территориальными объектами, они действуют во всех регионах страны, муниципальные ИС - для решения информационных задач управления органов местного самоуправления.

Сфера функционирования экономического объекта. Классификация по такому признаку направлена на производственно-хозяйственную деятельность организаций и предприятий различного типа. Сюда входят автоматизированные информационные системы промышленности и сельского хозяйства, транспорта, связи, банковские ИС и др.

Виды процессов управления. К этому классификационному признаку относятся: информационные системы управления технологическими процессами; информационные системы управления организационно-технологическими процессами; информационные системы организационного управления; интегрированные информационные системы; корпоративные информационные системы; информационные системы научных исследований; обучающие информационные системы.

Степень автоматизации информационных процессов. По такому параметру информационные системы принято делить на ручные информационные системы и автоматизированные информационные системы.

Главной составляющей частью автоматизированных информационных систем являются информационные технологии (ИТ), развитие и функционирование которых тесно связано с деятельностью информационных систем.

Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.

Главной задачей автоматизированной информационной технологии является получение информации нового качества, которая достигается путем переработки первичных данных и на основе которой принимаются оптимальные управленческие решения. Информацию нового качества получают посредствам интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости.

Информационная технология помогает справиться с большими объемами информации и сокращает сроки ее обрабатывания. ИТ - это одна из важнейших составляющих использования информационных ресурсов в процессе управления. Информационная технология является процессом, который состоит из упорядоченных правил выполнения операций над информацией, действующей в информационной системе. ИТ зависит от определенных факторов, которые складываются в систему по следующим классификационным признакам:

.Степень централизации технологического процесса;

.Тип предметной области;

.Степень охвата задач управления;

.Класс реализуемых технологических операций;

.Тип пользовательского интерфейса;

.Способ построения сети.

Классификационные признаки информационных технологий представлены в рис. 1.

.ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

Поскольку информационная технология представляет собой основную составляющую информационной системы организационного управления, то она напрямую связана с особенностями функционирования организации, предприятия или фирмы.

Вид организации автоматизированной технологии определяется несколькими факторами:

.Сфера деятельности предприятия или организации;

.Тип предприятия или организации;

.Производственно-хозяйственная или иная деятельность;

.Модель управления предприятия или организации;

.Задачи и цели в управлении

.Существующая информационная инфраструктура и т.д.

Основным фактором для выбора стратегии построения информационной технологии является сфера деятельности экономического объекта. На рис. 2 представлены группы, на которые разделяются организации в соответствии с этим фактором.

Организации, предприятия, фирмы оделяться на три группы - малые, средние и большие (крупные).

Информационные технологии на малых предприятиях (организациях, фирмах) предназначены для решения задач бухгалтерского учета, накопления информации по различным видам бизнес-процессов, создания информационных баз данных по виду деятельности организации (предприятия, фирмы), а так же организации телекоммуникаций для связи пользователей между собой и другими предприятиями и организациями.

Для малых предприятий наиболее эффективна организация комбинированной информационной технологии, так как она включает в себя распределительную обработку данных, а так же централизацию информационных ресурсов в автоматизированном банке данных.

Комбинированная информационная технология - это интеграция процессов решения функциональных задач на местах, с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации в авторизованном банке данных.

Комбинированная сетевая организация автоматизированной информационной технологии обладает определенными преимуществами: экономит эксплуатационные расходы, позволяет эффективно реализовать архитектуру «клиент-сервер», хорошо адаптируется к требованиям пользователей благодаря широкому спектру вариантов сочетания аппаратных и программных средств.

Для управленческого звена средних организаций (предприятий, фирм) огромное значение имеет функционирование электронного документооборота и привязка его к бизнес-процессам. Для таких организаций (предприятий, фирм) характерно расширение круга решаемых задач, которые связаны с деятельностью фирмы, организация автоматизированных хранилищ и архивов информации, что позволяет накапливать документы в разных форматах, предполагает наличие их структуризации, возможностей поиска и защиты информации и т.д. Происходит расширение возможностей различных форм организации хранения и использования информации - разграничение доступа, расширение средств поиска, иерархия хранения, классификация и т.д.

Средние предприятия в своей деятельности используют несколько серверов. Локальная вычислительная сеть средних организаций является двухуровневой вычислительной сетью. На верхнем уровне организована коммуникационная среда для обмена информацией между локальными серверами, а на нижнем уровне подключение локальных вычислительных сетей различной топологии каждого функционального подразделения к локальному серверу для обеспечения пользователям взаимного обмена информацией и доступа к корпоративным ресурсам.

В крупных организациях (предприятиях, фирмах) информационная технология основывается на современном программно-аппаратном комплексе и включает в себя телекоммуникационные средства связи, развитую архитектуру «клиент-сервер», применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей. В крупных предприятиях корпоративная информационная технология имеет трехуровневую иерархическую структуру. Такая структура организовывается в соответствии со структурой территориально разобщенных подразделений предприятия: центральный сервер системы устанавливается в центральном офисе, локальные серверы - в подразделениях и филиалах, станции клиентов, организованные в локальные вычислительные сети структурного подразделения, филиала или отделения - у персонала компании.

.КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Малые предприятия и фирмы в экономически развитых странах занимают не последнее место. В после время их число стало заметно увеличиваться. Мировая практика показала, что такие организации предприятия и фирмы обладают рядом преимуществ перед крупными организациями. Для малых фирм и предприятий характерна гибкость и оперативность действий; приспособляемость к местным условиям; более быстрая реализация идей; быстрая оборачиваемость капитала; интеграция хозяйственных процессов по сбыту и материально технического снабжения в границах одной фирмы; достаточно простая организация автоматизированной информационной технологии управления и невысоки расходы по ее содержанию.

Современные рыночные отношения позволили сформироваться и развиться крупномасштабному бизнесу, для которого свойственны объединения предприятий и фирм в совокупные структуры. К их числу относятся корпорации, концерны холдинговые компании и т.д. Это объясняется стремлением к росту эффективности функционирования за счет снижения издержек производства и сбыта продукции, введения современных технологий и т.д.

Объединения и корпорации функционируют в промышленной отрасли, транспорте, коммунальном обслуживании, торговле и т.д. так же подобную организационную структуру имеют некоторые банки, биржи, страховые компании, органы власти, налоговые системы.

Для крупных предприятий и организаций характерны две формы управления - централизованная и децентрализованная.

Организации и предприятия, для которых характерна централизованная форма управления, имеют жесткую координацию производственно-хозяйственной деятельности в аппарате управления.

Организации и предприятия с децентрализованной формой управления имеют внутри себя стратегические единицы бизнеса или центры прибыли, функционирование которых имеет собственное планирование и бюджет. Аппарат правления таких организаций имеет широкие полномочия и несет ответственность за результаты своей деятельности и конкурентоспособность продукции компании. Высшее звено руководства таких компаний имеет действительную возможность заниматься долгосрочными планами и развивать внешние контакты.

Для обоих видов управления корпоративность системы основывается на организационных, технологических. Информационных и иных связях, которые объединяют территориально рассредоточенные отделения. Такие отделения базируются на различных технологических платформах по горизонтали и вертикале.

Отличие же централизованного управления от децентрализованного заключается в организации автоматизированной информационной технологии.

Для централизованного управления характерна технология, ориентированная на концентрацию информационных ресурсов в главном отделении предприятия, с жесткими ограничениями доступа к информационным данным.

Для децентрализованного управления характерна концентрация информации в корпоративных хранилищах данных с выделением сегментов для локальной вычислительной сети каждого филиала или отделения.

Чтобы управлять крупными предприятиями, которые имеют большое количество филиалов, функционирует корпоративная вычислительная сеть, на базе которой формируются информационные связи межну локальными вычислительными сетями отдельных филиалов или структурных подразделений.

Корпоративная вычислительная сеть - это интегрированная, многомашинная, распределенная система одного предприятия, имеющего территориальную рассредоточенность, состоящая из взаимодействующих локальных вычислительных сетей структурных подразделений и подсистемы связи для передачи информации.

Главным фактором, влияющим на построение корпоративной вычислительной сети и организацию информационных связей между филиалами и структурными подразделениями является простота доступа к информации. Поэтому базовым современным подходом к техническому решению построения информационной технологии для крупных корпоративных систем является архитектура «клиент-сервер».

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Организации и предприятия различных видов деятельности - это бизнес - система, в которой экономические ресурсы с помощью разных организационных, технических и социальных процессов превращаются в товары и услуги.

В ходе деятельности любой бизнес - системы на нее оказывают влияние внешние и внутренние факторы, которые являются результатом принятия того или иного управленческого решения.

Информационная система и автоматизация информационной технологии организации (предприятия, фирмы), а так же вид обрабатываемого и производимого информационного продукта зависит от цели и характера деятельности этой организации.

В организациях различного типа в условиях действия информационных технологий эффективность принятия управленческих решений объясняется использованием различных инструментов анализа финансово-хозяйственной деятельности. Существует четыре области задач, которые решаются организациями:

.Первая область задач - предоставление экономической информации внешним пользователям, таким как инвесторы, налоговые службы и т.д. В этом случае анализ производится по показателям, которые получают на основе данных стандартной бухгалтерии и статистической отчетности и из других источников информации.

.Вторая область задач вязана с анализом, предназначенным для выработки управленческих решений развития бизнеса. В этом случае информационная база должна быть больше, но в большинстве случаев достаточно показателей, характеризующих главные тенденции развития отдельной организации и фирмы.

.Четвертая область задач - задачи оперативного управления экономическим объектом согласно его функциональными подсистемами. Чтобы решить такие задачи необходима текущая оперативная информация.

Управленческий аппарат организаций, предприятий или фирм осуществляет анализ ситуаций во внутренней и внешней среде, а так же принимает решения по стратегического и краткосрочному планированию. Реализация задач стратегического и краткосрочного планирования реализуются на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях. Каждому уровню требуется определенная информационная поддержка, которая реализуется на базе информационной технологии. Для каждого уровня принятия решения в работе информационной технологии можно выделить: долгосрочное стратегическое планирование, среднесрочное тактическое планирование и оперативное регулирование деятельности организации.

Стратегический уровень предназначается для руководителей высшего звена. Основными целями стратегического уровня управления являются: определение системы приоритетов развития организаций; оценка перспективных направлений; выбор и оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Тактический уровень принятия решений основывается на автоматизированной обработке данных и реализации моделей, которые помогают решать определенные задачи, такие как принятие решений об инвестициях, рынках сбыта и т.п. К числу главных целей тактического уровня руководства относится: обеспечение устойчивости жизнедеятельности организации в целом; обеспечение создания потенциала развития организации; создание и корректировка основных планов работ и графиков реализации заказов.

Оперативный (операционный) уровень принятия решений основывается на автоматизированных информационных технологиях. Для такого уровня характерно выполнение огромного количества текущих задач экономического объекта. Оперативное управление ориентируется на выполнение задач, которые были сформулированы на стратегическом уровне. К основным целями оперативного уровня можно отнести: получение прибыли за счет реализации запланированных заранее мероприятий с использованием накопленного потенциала; регистрацию, накопление и анализ отклонений хода производства от запланированного; выработку и реализацию решений по устранению или минимизации нежелательных отклонений.

вычислительная сеть операционный система

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование и развитие рыночных процессов в экономике страны, а так же научно-технический прогресс резко ускорили процессы внедрения во все области социальной и экономической жизни современного общества последних достижений в области информатизации.

Для того чтобы экономика страны заняла место полноправного партнера в мировой экономической системы, а так же ее деятельность приносила результате и внутри страны, необходимо использовать современные информации технологии.

Область применения информационных технологий в управлении и экономике основывается на базе современных компьютеров и развитых коммуникационных средств, она достаточно обширна и разнообразна. Это позволяет организациям предприятиям и фирмам получать нужную информацию вовремя и в полном объеме.

Информационные процессы, которые происходят в хозяйствующих субъектах, базируются на использовании разных технологических решений, благодаря чему на сегодняшний день, информация является важным, ценным и дорогостоящим ресурсом, экономящем трудовые затраты и финансовые средства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Информационные технологии управления: Учеб. Пособие для вузов Под ред. проф. Г.А. Титоренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 439 с.

.Автоматизированные информационные технологии: Учебное пособие/Под ред. Т.В. Воропаевой, В.Б. Либермана, А.И. Никифорова. - М.:Финансовая академия при Правительстве РФ, 1997.

.Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности: Учеб. пособие/ Под ред. Г.А. Титоренко. - М.: Финстатинформ, 1997.

Бизнес-план инвестиционного проекта: Учеб.-практ. пособие /Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 1997.

Бизнес-\\лдй\". методические материалы /Под ред. Р.Г. Маниловского. -М.: Финансы и статистика, 1999.

Болдырев М. Нейросети: современное оружие финансовых баталий/ / РЦБ. - 1996. - № 19.

Бригхэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс: В 2 т. - СПб.: Экономическая школа, 1997.

Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.И., Рыбников А.И., Титовский И.Н. Автоматизация управления предприятием // М.: ИНФРА-М, 2000, -239с.

Введение в информационный бизнес/Под ред. В.П.Тихомирова, А.Хорошилова. - М.: Финансы и статистика, 1996.

Волчков С.А. Мировые стандарты управления промышленным предприятием в информационных системах (ERP-системах). - Воронеж: Международная академия науки и практики организации производства Организатор производства, № 1, 1999. - С. 43.

Волчков С.А., Балахонова И.В. Использование современных стандартов управления предприятием (MRPII, ERP, CSRP, ISO 9000) для непрерывного улучшения бизнес-процессов (BPI) // Организатор производства. 2001. № 1 (региональный выпуск).

Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II, Спб: Питер, 2003

Гарусов В., Стратегическое управление компанией и требования к информационным системам, "Корпоративные системы", №20 (37), 30 октября 2001 г., стр. 25


Муртазин Д.Р.

студент 2 курса экономического факультета

Научный руководитель: Ильин В.В., канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой математики, информатики и естественно-научных дисциплин Западно-Уральский институт экономики и права

Пермь)

Новая экономическая ситуация ставит перед предприятиями ряд задач, которые ранее ими не рассматривались. Среди наиболее важных задач выделяют: повышение конкурент- ной борьбы, требование выпускать продукцию в соответствии с текущими заказами поку- пателей, а не с долгосрочными перспективными планами, необходимость оперативного принятия решений в сложной экономической ситуации.

В конкурентной борьбе побеждает только тот, кто быстрее других реагирует на изме- нения в бизнесе и принимает более верные решения. Именно информационные техноло-

гии помогают руководителям промышленных предприятий в решении этих сложных за- дач. Наиболее распространенные методы управления производства формализованы в виде

стандартов управления, которые являются основой разработки функциональной структу- ры информационных систем :

1. Планирование потребности в материалах (Material Requirement Planning – MRP I). MRP I предполагает формирование календарного плана-графика снабжения сырьем, мате-

риалами и комплектующими; управление складским хозяйством; учет оборотных средств.

Для планирования потребности в материалах используют следующие входные дан- ные: о независимом спросе на готовые изделия, полуфабрикаты и запчасти, продаваемые

на сторону; запасах товарно-материальных ценностей на складе; конструкторском составе изделий и технологических нормах расхода сырья и т.д. В результате планирования по-

требности в материалах формируются: плановые заказы – в них определены размер заказа,

отчетов для реализации функций контроля и анализа поставок материалов и имеет след у-

ющие преимущества: возможность оптимизации времени поступления материалов и вы- пуска продукции; снижение уровня складских запасов; более точная информация для про-

изводственного учета.

Недостатком метода МRP является учет ограниченного перечня производственных факторов. Поскольку при планировании объем производственных ресурсов считается не

ограниченным, МRР – системы не гарантируют обязательность выполнения сформиро-

ванного плана. Кроме того, не производятся вариантные расчеты плановой потребности в материалах, и поэтому анализ типа «Что если?» невозможен в принципе.

2. Планирование потребности в производственных мощностях (Capacity Resource

Planning – CRP). Система выполняет планирование и балансировку загрузки рабочих цен- тров с учетом ресурсных ограничений и планов выпуска готовой продукции. При плани-

ровании учитывается последовательность выполнения технологических операций изго-

товления продукции на рабочих центрах.

Для каждого рабочего центра рассчитывается плановая загрузка, учитывается ограни- чение производственной мощности, выдается сообщение обо всех расхождениях между их плановой потребностью и имеющейся мощностью. Это позволяет своевременно предпри-

нимать регулирующие действия, направленные на выравнивание загрузки рабочих цен- тров за счет перераспределения потоков операций или, в крайнем случае, за счет измене- ния производственной программы. При этом системы СRР не обеспечивают оптимизацию загрузки рабочих центров, оставляя эту интеллектуальную процедуру человеку. В резуль- тате получается производственная программа, которая соответствует реальным возмож- ностям загрузки рабочих центров – производственным мощностям. Эта производственная программа становится основной для планирования материальных потребностей в МRР- системе .

Для планирования потребности производственных мощностей используют исходные данные: календарного плана производства; о рабочих центрах; о технологических марш- рутах изготовления готовой продукции. Недостатком СRР-систем является учет ограни- ченного перечня производственных факторов, а также отсутствие средств моделирования и оптимизации загрузки рабочих центров.

3. Замкнутый цикл планирования материальных ресурсов (CL MPR).

В конце 1970-х гг. появился метод замкнутого цикла МRР (СL МPR), являющийся дальнейшим развитием метода планирования потребностей в материальных ресурсах. Ос-

новная идея нового метода – налаживание обратных связей, обеспечивающих отслежива-

ние текущего состояния, поддержание мониторинга выполнения плана снабжения и про- изводства. В результате применения нового метода значительно повышен уровень досто-

верности и точности плановых показателей. Дополнительно новый метод позволил авто-

матизировать функции управления: укрупненное технико-экономическое производствен- ное планирование; разработку главного календарного плана производства и т.д. После за-

вершения фазы укрупненного планирования система замкнутого цикла MRP поддержива-

ет фазы детального планирования и учета выполнения планов: формирование подробных

графиков выпуска готовой продукции, поставок сырья, материалов и комплектующих для поставщиков; учет входного/выходного материального потока и т.д.

4. Планирование ресурсов производства (Manufacturing Resource Planning – MRP II).

Система MRP II обеспечивает поддержку следующих функций управления предприятием:

бизнес-планирование; планирование продаж и операций; планирование производства;

формирование главного календарного плана производства и т.д. .

Детальные производственные планы и планы снабжения находят свое стоимостное

отражение в калькуляции себестоимости продукции, учете реализации, учете снабженче- ских и производственных операций.

В МRР II-системе реализуется три базовых принципа: иерархичность построения ИС

– разделение функций планирования на уровни, соответствующие сферам ответственно- сти разных органов управления; интеграция функций управления ИС – единое информа-

ционное пространство для различных сфер деятельности, связанных с материальными и

финансовыми потоками в пределах горизонта планирования; интерактивное взаимодей- ствие управленческого персонала для моделирования управленческих решений в ИС.

Система имеет следующие основные преимущества: возможность планирования оп-

тимальной потребности в материальных и производственных ресурсах; достоверный учет движения различных видов материальных ценностей от момента поступления материала

на склад до отгрузки продукции потребителю; предотвращение дефицита или избытка ма-

териальных запасов.

К недостаткам MRP II-систем относятся: отсутствие интеграции с процессами управ- ления финансами и персоналом; ориентация на существующие заказы; слабая интеграция

с системами проектирования и конструирования.

6. Планирование ресурсов предприятия (MRP II & FRP (Finance Resource Planning), Enterprise Resource Planning – ERP I). С 1990-х гг. МRР II-системы интегрируют с модулем

финансового планирования и системой бизнес-планирования. В результате сформирова- лась система класса предприятия (ЕRР), которая позволяет эффективно планировать ком-

мерческую деятельность предприятия. Особенностью систем MRP II и ЕRР является ос-

новополагающий принцип системности и функциональной целостности системы управле- ния. Подобные системы могут применяться для управления предприятиями различного

масштаба, но в первую очередь – крупными фирмами, ведущими активный бизнес.

Cистемы MRP II и ЕRР позволяют: оптимизировать бизнес-процессы для снижения из- держек на производство и реализацию продукции, работ и услуг; использовать оптималь-

ные методы планирования и управления запасами материальных ценностей; обеспечить

управление себестоимостью продукции и т.д. .

7. Оптимизации управления ресурсами (ERP II). ЕRР II-системы создаются для отрас- лей и отдельных направлений бизнеса, модель открытого взаимодействия обеспечивает

интеграцию с другими приложениями, поддержку многочисленных стандартов и протоко- лов межплатформенного взаимодействия (языки Java, ХМL, АSР, технологии Corbа,

СОМ, система электронной документации ЕDI и т.д.).

В ЕRР II-системы включены функциональные компоненты электронного бизнеса, ре- ализованные как веб-приложения : 1) SRМ – система управления взаимоотношениями с

поставщиками (снабжение) для закупок ресурсов; 2) CRM – система управления связями с

клиентами для сбыта и реализации продукции; 3) SCM – система управления виртуаль- ными логистическими цепочками для доставки ресурсов или продукции; 4) ВI – система

бизнес-аналитики для формирования аналитических отчетов и оценки бизнес-процессов;

5) РLМ – система управления жизненным циклом продукта; 6) НRМ – система управления человеческими ресурсами; 7) Financials – система управления финансами со стороны раз-

личных участников процесса (финансового директора, менеджера, инвестора, сотрудни-

ка); 8) Моbile Business (мобильный бизнес) – система обеспечения прозрачности местопо- ложения участников бизнеса в мировом масштабе; 9) КМ – система управления знаниями

о бизнесе.

8. Менеджмент как сотрудничество (Customer Relationship Management – CRM, Cus- tomer Synchronized Relationship Management – CSRM). В 1990-х гг. возникло направление

в менеджменте под названием «сотрудничество» – Management by Collaboration (МВС), которое базируется на следующих положениях: провозглашение совместных целей, кото- рые должны быть достигнуты всеми участниками бизнеса; организация динамичных ра- бочих коллективов для решения проблем, направленных на достижение этих целей; под- держание духа сотрудничества на взаимовыгодной основе (на уровне отдельных исполни- телей, отделов и даже компаний); создание мотивации к труду и росту профессионализма работников.

Список использованных источников

1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учеб, для

студ., обуч, по экон. спец.: рек. УМО вузов по спец. Прикл. информатика (по областям) / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов; под ред. В. В. Трофимова. – М.: Высшее обра-

зование, 2008. – 430 с.

2. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Г.Н. Смирно- ва, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; Под ред. Ю.Ф. Тельнова. – Финансы и статистика, 2003.

3. Абалкин Л.И. В поисках новой стратегии. Избранные труды. В IV т. М.: Экономи- ка, 2000

4. Воронцова Г.В. Основные направления оценки эффективности управленческих ре-

шений // Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика», №2 (13), 2004

Еще по теме Применение информационных технологий в управлении предприятием:

  1. 1.2.1. Управление, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информационный продукт и другие понятия
  2. Глава 1.2. Основные понятия отрасли информационных технологий. Проблемы информационных систем, информационных ресурсов, информационных технологий
  3. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
  4. 6.3. Основные объекты применения информационных технологий к оптимизации бизнес-процессов
  5. 16.4. Применение информационных технологий при выполнении услуг, сопутствующих аудиту
  6. 12.3. Новые информационные технологиив АСУДП предприятий
  7. 16.3. Применение информационных технологий при проведении аудиторской проверки
  8. § 2. Информационно-правовое регулирование общественного контроля в контексте развития новых информационно - коммуникационных технологий
  9. 4.5. Информационная поддержка управления бюджетом предприятия
  10. Бородулин А.Н., Заложнев А.Ю., Шуремов E.Л.. Внутрифирменное управление, учет и информационные технологии. Учебное пособие. М.: ЗАО «ПМСОФТ», 2006 - 340 е., 2006
  11. Информационная технология; технология информационного процесса
  12. 9 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ИНФОРМАЦИОННОМ УРОВНЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА
  13. 3.3. ПРИМЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕММЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА КОНЕЧНЫХ ПРИРАЩЕНИЙ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право -

Информационная технология – 1) это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; 2) вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Информационные технологии в управлении – это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надёжную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

Цель информационной технологии – производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Инструментами информационных технологий являются: текстовые процессоры; издательские системы; электронные таблицы; системы управления базами данных; электронные календари; информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, маркетинговые и т. д.) и другие инструменты.

В литературе, рассматривающей процессы информатизации различных сфер деятельности, широко раскрывается классификация видов информационных технологий.

Основные виды информационных технологий в управлении представлены на рис. 1.1.

Рисунок 1.1 - Виды информационных технологий, применяемых в управлении организацией

Информационные технологии обработки данных применяются для решения хорошо структурированных задач на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации постоянно повторяющихся операций управленческого труда.

Информационные технологии управления используются для информационного обслуживания всех работников организации, связанных с принятием управленческих решений.

Информационные технологии автоматизированного офиса дополняют существующую систему связи персонала предприятия средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

Информационные технологии поддержки принятия решений предназначены для выработки управленческих решений, позволяют автоматизировать процесс принятия решений и выбор альтернативы.

Информационные технологии экспертных систем дают возможность менеджерам получать консультации по проблемам, о которых в этих системах накоплена информация.

Для выработки эффективных управляющих воздействий в организациях требуется создание соответствующих алгоритмов управления и переработка значительных объёмов разнообразной информации. Для того чтобы снизить или полностью исключить степень участия человека в осуществлении той или иной функции управления, требуется создание автоматизированной системы управления.

Автоматизированная система управления – это комплекс действий и мероприятий технического, организационного и экономического характера, предназначенный для получения результатной информации, необходимой для информационного обслуживания специалистов и оптимизации процесса управления в различных сферах деятельности организации. Она состоит из нескольких составляющих:

    аппарата управления;

    технико-экономической информации;

    методов и средств обработки этой информации.

При едином использовании вышеуказанных элементов в информационном процессе образуется автоматизированная информационная технология управления .

Структура этой технологии состоит из следующих процедур:

    сбора и регистрации данных (происходит при выполнении различных хозяйственных и управленческих операций);

    передачи информации (осуществляется различными способами с помощью средств коммуникаций);

    машинного кодирования (формирование информации в электронном виде путем ввода первичной информации и её обработки);

    обработки информации (производится с помощью различных программных средств, в итоге формируются результатные сводки, которые отображаются на экране или бумаге);

    хранения и накопления информации (осуществляется в информационных базах (банках данных) на машинных носителях в виде информационных массивов);

    поиска информации (т. е. выбор нужных данных; выполняется автоматически с помощью программных средств на основе запроса, составленного пользователем);

    принятия решения (осуществляется специалистом на основе тщательного анализа результатной информации).

Обязательными элементами обеспечения автоматизированной информационной технологии управления являются:

информационное обеспечение (совокупность проектных решений по объёмам, размещению, формам организации информации);

техническое обеспечение (включает комплекс используемых технических средств, методические и руководящие материалы, техническую документацию и обслуживающий персонал);

программное обеспечение (включает общесистемные и специальные программы, инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и обслуживающий персонал);

математическое обеспечение (совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач);

лингвистическое обеспечение (совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала со средствами вычислительной техники);

организационное обеспечение (комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала автоматизированной информационной технологии управления в условиях функционирования автоматизированной системы управления);

правовое обеспечение (совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при её создании);

эргономическое обеспечение (совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования автоматизированных информационных технологий для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности персонала в ней и её быстрейшего освоения).

Автоматизированная информационная технология и автоматизированная система управления позволяют реализовать решение функциональных задач управления, составляющих функциональную часть деятельности организации как системы. Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональных подсистем, задач и их комплексов устанавливаются с учётом цели функционирования организации.

Таким образом, применение информационных технологий значительно повышает эффективность систем управления. В настоящее время наблюдается увеличение производительности компьютерной техники, развитие средств связи и телекоммуникационных сетей, совершенствуется комплексная система автоматизированного управления организацией.

Право является продуктом общественного развития. Оно регулирует общественные отношения. Без права невозможно существование цивилизованного общества.

Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех.

Правовые нормы подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются законодательными органами государства или народом в результате референдума и обладают высшей юридической силой.

Подзаконные акты – это правотворческие акты компетентных органов.

Есть акты общего действия, распространяющиеся на всех, акты ограниченного действия (например, на должностных лиц), акты исключающего действия (при военных действиях, стихийных бедствиях).

Нормы права бывают императивные (от правил которых отступать нельзя) и диспозитивные (которые могут быть изменены по усмотрению сторон).

Следует различать понятие права и закона.

Право древнее закона. У древних народов имели место естественные нормы правового поведения, но, конечно, никто не издавал законов.

Право и законы формировались постепенно непосредственно из обычаев в виде установления. Это не имело ничего общего с подлинным правом и законом периода сложившейся государственности.

По своей сути право и закон связаны с чувством порядка и сознанием долга, т. е. нравственными принципами.

Моральность соответствует природе человека, но ее мало. Для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование общества, необходим принудительный закон: принудительная обязательность явлений. Это является одним из существенных отличий норм права от нравственных норм. Право является выражением законопорядка в обществе.

В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы – законы. Они предписывают, что можно делать, а от чего воздержаться. Незнание закона не освобождает от необходимости его исполнять. Но законы, не обеспеченные механизмом реализации, остаются мертвой буквой: действительное право есть то, которое заключает в себе условия своего существования, т. е. ограждает себя от неосуществления или преступного игнорирования. Поэтому существенным фактом права является его признанность народом и доверие к данной системе права, строгое соблюдаемое и регламентируемое самим государством.

61. Соотношение права и закона

Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда. Суть данной проблемы кратно сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и считаются «правовыми законами» . Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям, а, значит, с правом не совпадают. В данном случае для разрешения проблемы соотношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении государства и права, сталкиваются два различных подхода.

Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права и что все то, о чем говорит государство через свои законы, это и есть право.

Другой подход основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, в качестве естественного права, социально-исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях. В данном случае государство и право признаются относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами. Право при этом определяется, как форма свободы в реальных отношениях, реальная мера этой свободы. При таком правопонимании государство не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, и наоборот, само объявляется связанным или, по крайней мере, значительно ограниченным правом в своих действиях. Оно представляется в качестве института, который не только устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей экономической, социально-политической и иной действительности. Государство, в этом случае, творец и источник законов, но не права. Государство монополизирует законотворческую, а не правотворческую деятельность.

Но в этом случае возникают вопросы: каков критерий «правовых законов»? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нет? Какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых?

В литературе в качестве критерия для разграничения права и закона предлагалась «общая воля», моральные основания – справедливость, добро, гуманность, зло. В этих целях использовалось и понятие – правовой идеал, «закон законов». Но все это все-таки не способствует решению проблемы соотношения права и закона. В настоящее время констатируется факт нерешенности, но в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права и закона для правовых систем.

Основное место в системе источников права занимает закон.

Содержание закона рассматривается в расширительном смысле как синоним права, а точнее – законодательства . Законами называются все нормативно-правовые акты, исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под законом понимается норма, е.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Из такого рода рассуждений следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный характер. Но в юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле. Закон – это принятый в особом порядке «первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, выражающий государственную волю и обладающий высшей юридической силой. Правда мнение, что закон а отражает интересы общей воли подвергается сомнению. Еще в начале ХХ в. французский ученый М. Ориу требовал отказаться от иллюзий непогрешимости закона. Ибо на самом деле закон является «делом воли большинства, существующей в законодательном органе страны. Следовательно, говорить об «общей воле» можно не как о факте, а как о способности и потенциальной возможности адекватно отражать и полностью выражать «общую волю» народа или всего общества.

Законы издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Основным законом является Конституция страны. К законам относятся кодифицированные законы – кодексы (своды законов), например Гражданский, Уголовный, Таможенный, Семейный . По некоторым отраслям права действуют Основы законодательства. Для регулирования ряда отношений принимаются отдельные законы.

Законы тесно связаны и взаимодействуют с другими источниками права. Среди них выделяются правовой обычай и правовой договор.

Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и одним из важнейших для ранних правовых систем источников права. Правовые обычаи в основном совпадают с обычаями, с той разницей, что первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае нарушения государственным принуждением. В то время как обычаи, не обладая юридической силой, обеспечиваются общественным мнением.

Правовой договор содержит в себе правило общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. Этим он отличается от обычных договоров, заключаемых в различных сферах общественной деятельности.

63. Отрасли права

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли.

1. Государственное (конституционное) право . Это отрасль права, регулирующая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

Нормы административного права регулируют общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

2. Финансовое право – совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

3. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов.

4. Гражданское право – наиболее объемная отрасль в системе права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. п.

5. Трудовое право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права, например, определяют условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности труда.

6. Семейное право регулирует брачные отношения, устанавливает условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

7. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

8. Уголовное право – кодекс норм, устанавливающих, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления, устанавливают виды преступлений и размеры наказаний за преступные деяния. Уголовно-процессуальное право определяет порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

9. Исправительно-трудовой право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Они устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

64. Правотворчество

Среди многообразия правовых явлений, охватываемых понятием правовая система, правотворчество занимает одно из центральных мест. От того, в какой мере действующие нормы права – от закона до инструкции – выражают потребности и интересы общества, эффективно воздействуют на людей, зависит и достижение целей, на которые направлены нормы. Нормотворческая деятельность образует начальный этап процесса правового регулирования, к которому относятся также правореализация и правоприменение.

В буквальном смысле слова правотворчество – это процесс создания правовых норм, получающих закрепление в издаваемых правомочными органами законах и подзаконных актах.

Часто понятие правотворчества связывается, прежде всего, с процедурно-процессуальной деятельностью различных государственных органов. Но не менее распространено мнение, согласно которому правотворчество охватывает весь процесс создания правовой нормы, начиная от зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовой регламентации соответствующих общественных отношений и кончая ее принятием и введением в действие.

Надлежащая организация правотворчества – необходимое условие качества и эффективности результатов правотворчества – законов и подзаконных актов.

В идеале перед законодателем в процессе правотворчества всегда стоит задача максимально точного отражения в нормативных правовых предписаниях явлений общественной жизни и правильного реагирования на возникающие проблемные ситуации.

Качественные характеристики декларативных нормативных правовых актов и законов наиболее ущербны. Специфика всех декларативных законов и норм с правовой точки зрения состоит в том, что они не снабжены механизмом их реализации. Более того, значительная часть декларативных норм вообще не обладает регулятивными свойствами, поскольку представляет собой переложенные на язык закона политические лозунги и программы. Наряду с «нормами-целями» многие декларативные нормы провозглашают закрепление за гражданами и организациями больше прав и возможностей, чем политическая, экономическая и социальная действительность страны может в данный период представить и гарантировать.

Часто недостаточное внимание уделяется обеспечению внутренней согласованности, беспроблемности и научной обоснованности принимаемых нормативных правовых актов. Законы и подзаконные акты могут расходиться с положениями конституции – основного закона страны.

В этих условиях возрастает роль юридической науки в деле оптимизации правотворчества и повышения качества его результата – законов и подзаконных актов.

65. Юридическая ответственность

Юридической ответственностью называется применение мер государственного принуждения к правонарушителям для восстановления нарушенного правопорядка и наказания лица, совершившего правонарушение.

Без налаженной системы юридической ответственности право становится бессильным и ненадежным, не оправдывает возлагаемых на него социальных ожиданий. Правовые нормы, а равно проистекающие из них права и обязанности членов общества превращаются в благие пожелания, если власть не способна организовать восстановление нарушенных прав, принуждение к исполнению обязанностей, наказание нарушителей правовых запретов. С другой стороны, государственное принуждение, с помощью которого охраняются право и правопорядок, более всего затрагивает личность, ее интересы, права и свободы. Если оно применяется для защиты несправедливого права, вне права и вопреки праву, проблема социального взаимодействия права и государственного принуждения становится особенно острой.

На протяжении многих веков человеческой истории принуждение нередко применялось произвольно, по усмотрению власть имущих, а сами меры государственного принуждения часто были несоразмерно правонарушению предельно жестоки.

Круг норм и общественных отношений, образующих содержание, сферу юридической ответственности, сложился исторически. Современные принципы ответственности стали возникать в сознании общества и в действующем праве в период низвержения феодального строя. В процессе борьбы с феодальным режимом утверждались основные положения современной теории права и практики законотворчества относительно принципов применения мер принуждения за совершение правонарушений.

Основным и главным принципиальным положением стало то, что принуждение как способ, средство охраны права не должно нарушать само право, а может осуществляться только на основе и в пределах права.

Другим достижением политико-правовой теории и законодательства об ответственности стало стремление урегулировать правом деятельность государственных органов, применяющих принуждение, подчинить эту деятельность специальному контролю и проверке.

Для предупреждения и пресечения необоснованных и незаконных актов и решений об ответственности практика, законодательство и теория определяют два средства. Во-первых, лицо, обвиняемое в правонарушении, наделяется комплексом «прав на защиту», в числе которых возможность пользоваться услугами адвоката, добиваться смягчения ответственности. Во-вторых, большое внимание уделяется совершенствование процедуры обеспечения законности.



 

Возможно, будет полезно почитать: