Был опубликован преступление и наказание. Значение эпизодических лиц в произведении

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок - послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених - расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу - никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать...»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле - рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» - «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона - и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», - не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни - Бога, творца единого по природе человечества, - и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу - Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним - пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни - единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца - к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Раскольников на Сенной площади. Иллюстрация Дементия Шмаринова. Из фондов Музея-квартиры Ф. М. Достоевского Фотохроника ТАСС

Роман начинается следующей фразой:

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…»

Достоевский начал работу над романом в 1865 году. В сентябре он сообщил подробности замысла Михаилу Каткову, редактору «Русского вестника», где планировалось опубликовать текст. Среди прочего он упомянул, что в романе «действие современное, в нынешнем году». 1865-й запомнился жителям Пе-тербурга аномальной жарой. По данным городских измерительных станций, 9 июля температура достигла максимума — 24,8 градуса по шкале Реомюра (31 градус по Цельсию); уже больше недели в городе не было дождя.

В первой части романа, рассказывая о своей жизни Раскольникову, Мармеладов сообщает, что принес домой жалованье шесть дней назад. Чиновники получали плату традиционно первого числа каждого месяца. Следовательно, разговор героев приходится на 7 июля. Убийство происходит через день после этого — 9 июля, то есть в самый жаркий день того лета. Соотнести дальнейшие собы-тия романа и реальную хронологию не составляет труда:

— 10 июля Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Вечером у него начинается бред, в котором герой проводит четыре дня, о чем по про-буждении ему сообщают собравшиеся в квартире друзья и родственники, то есть с 11 по 14 июля.

— 15 июля Раскольников приходит к Соне и просит почитать ему Евангелие, про воскрешение Лазаря.

— 16 июля умирает Катерина Ивановна, после чего Раскольников теряет счет времени на два-три дня: «…точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение».

— 19 июля герой выходит из этого состояния: в этот день проходят похороны Катерины Ивановны (согласно действовавшим тогда законам хоронить усопшего можно было только спустя трое суток после смерти). Тогда же происходит последний разговор героя с Порфирием Петровичем.

— В ночь на 20 июля стреляется Свидригайлов, а вечером того же дня Рас-кольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, а потом отправ-ляется в полицейскую контору и сознается в убийстве.

В первый раз 20 июля мы видим Раскольникова у дома, где остановились его мать и сестра. Герой пришел прощаться:

«Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от устало-сти, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою».

Судя по всему, Раскольников попал под дождь, и неспроста: 20 июля по ста-рому стилю — Ильин день. Считается, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице, грохочет гром, сверкают молнии: так святой поражает бесов и преступивших закон Божий людей. Дождь в этот день очищает от зла.

Получается, что точная датировка событий «Преступления и наказания» помогает раскрыть глубинный смысл как минимум одной детали — дождя в день, когда Раскольников сдался полиции.

2. Тайна «первого раза» Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова. Иллюстрация Дементия Шмаринова.
1935-1936 годы
De Agostini Picture Library / Getty Images

Рассказывая о жизни своего семейства, Мармеладов особенное внимание уделяет тому вечеру, когда Соня впервые выходит на панель:

«…Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».

Целковый — это один серебряный рубль, а 30 рублей по меркам 1865 года — сумма колоссальная. Мать Раскольникова получала пенсию по смерти мужа 120 рублей в год. На 9 рублей 50 копеек Разумихин купил поношенной одежды: фуражку, брюки, сапоги, рубашки и белье. А сотрудницы «Малин-ника», самого известного публичного дома в Петербурге того времени, полу-чали по 30-50 копеек за ночь. Могли ли молодой девушке в первый раз столько заплатить?

Скорее всего, нет. Скорее всего, дело в том, что Достоевскому была важна тут библейская символика: 30 серебряных рублей — это 30 сребреников, за кото-рые Соня продает и предает саму себя. Число 30 еще несколько раз встречается в романе в «предательских» контекстах. Последние 30 копеек забирает у Со-не-чки «на похмелье» Мармеладов. За «30 тысяч сребреников» выкупила Свидри-гайлова из долговой тюрьмы его будущая жена Марфа Петровна, а потом не раз попрекала его этой суммой. Такую же сумму Свидригайлов предлагает Дуне Раскольниковой, чтобы она бежала с ним.

3. Тайна франта с папиросой

В блужданиях по Петербургу накануне убийства Раскольников замечает на бульваре пьяную девушку и мужчину средних лет, который ее преследует. Раскольников считает, что «франт» хочет ею воспользоваться, подбегает к городовому и призывает его как-то вмешаться в ситуацию:

«Вон он теперь отошел маленько, стоит, будто папироску сверты-вает… Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, — подумайте-ка!»

Городовой отреагировал на уговор Раскольникова. Почему? Он проникся сочув-ствием к девушке, или его смутило что-то в поведении франта? Вспомним, что происходило в Петербурге в описываемое время. Из-за аномальной жары и участившихся пожаров Сенат выпустил постановление, запрещающее курить на улицах города. 3 июля был опубликован документ, в котором, впрочем, содержались достаточно общие фразы. Но полицейские стали присматриваться к каждому курильщику, а жители города не рисковали закуривать в обществен-ных местах.

Чтобы решение Сената вступило в реальную силу и были утверждены штраф-ные меры, соответствующее распоряжение должен был выпустить глава сто-личной полиции — обер-полицмейстер. Это произошло 30 июля. В новом доку-менте присутствовали уточнения, что курить нельзя возле складов с легко-воспламеняющимися веществами, около Зимнего дворца и близ всех городских церквей, а в остальных местах — можно. В описываемые дни (7-20 июля 1865 года) герои об этих послаблениях еще не знают, но к потенци-альным нарушителям уже присматриваются.

4. Тайна канавы

Канал Грибоедова. 1969 год РИА «Новости»

После убийства старухи-процентщицы Раскольников размышляет, как изба-виться от украденных вещей:

«Куда же идти? Это было уже давно решено: „Бросить всё в канаву, и концы в воду, и дело с концом“».

Всё та же канава встречается Раскольникову по дороге к дому Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую часть, куда он идет сознаваться в преступ-ле-нии. Получается, канава — одна из главных локаций романа наряду с ули-цами и площадями. Это слово упоминается в романе более 20 раз — и всегда в важ-ном контексте. На канаву выходит дом процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой. По набережной канавы бежит сумас-шедшая Катерина Ивановна, в ней на глазах у Раскольникова топится мещанка Афросиньюшка.

Что же это за канава? Все, кто хоть раз бывал на обзорной экскурсии по Петер-бургу, знают, что в городе есть несколько небольших каналов, которые назы-ваются канавками, но вот именно канава в городе была одна. Так петер-буржцы называли Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова). В первые деся-тилетия XVIII века на его месте текла маловодная речка Кривуша, или Глухая речка. Ее решили облагородить и включить в систему городских каналов — начались работы по расширению и углублению. Но даже после облагора-жи-вающих процедур канал какое-то время продолжал использоваться для слива сточных вод, фактически выполняя функцию канавы. С одной стороны, ис-пользуя в большинстве случаев именно это название Екатери-нинского канала, Достоевский передает отношение к нему местных жителей. С другой — слово «канава» как нельзя лучше подходит для описания особой атмосферы петер-бургских трущоб.

5. Тайна географии Петербурга


«План столичного города С. Петербурга, вновь снятый в 1858 году и гравированный при Военно-топографическом депо в 1860 году. Исправлен по 1865 год» (фрагмент). 1865 год На плане указаны границы полицейских частей, участков и околотков. etomesto.ru

На следующий день после убийства старухи-процентщицы Раскольников идет в полицейскую контору, куда его вызвали после жалобы хозяйки, которой он должен за квартиру. Там он встречает поручика Илью Петровича Пороха и письмоводителя Заметова. Эти сотрудники полицейского участка еще появятся на страницах романа. Заметова Раскольников увидит в трактире: письмоводитель еще скажет «в нашей-то части старуху-то убили». Пороха в конце романа герой снова встретит в полицейской конторе, когда придет с повинной:

«Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: „Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил“. Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбе-жались. Раскольников повторил свое показание».

Кажется, что во встречах Раскольникова со служителями закона нет ничего странного. Однако в реальной жизни они не могли произойти, и вот почему. Как мы помним, Раскольников живет и не платит за квартиру в Казанской полицейской части, а убивает Алену Ивановну — в Спасской. Значит, он дол-жен был оказаться в разных конторах и общаться с разными полицейскими Всего в Петербурге было 12 полицейских частей, каждая из них делилась на несколько районов со своими полицейскими конторами. Они занимались расследованием разного рода нарушений и преступлений на подве-домственной им территории. .

Откуда мы об этом знаем? В начале романа Раскольников дважды проходит по маршруту от своего дома к месту, где живет старуха-процентщица. Достоев-ский в деталях описывает его маршрут, упоминая, что герой переходит канаву (как мы выяснили выше, Екатерининский канал), которая разделяла две поли-цейские части.

Почему Достоевский проигнорировал административное деление города? С одной стороны, ради художественных целей: для концентрации напряжения ему нужно было сократить количество действующих лиц. Раскольников дол-жен был чувствовать себя загнанным в угол: испугаться вызова в поли-цейскую контору сразу после преступления, а потом еще и отбиваться от подозрений Заметова. С другой стороны, Достоевскому было важно поселить своих героев по разные стороны канавы и создать маршрут, по которому Раскольников пере-ходил символическую водную границу.

Помимо этого, у такого распоряжения географией романа есть и другой смысл. В середине 1860-х Достоевский сам жил недалеко от предполагаемого дома Раскольникова в Столярном переулке в Казанской части. В начале 1865 года он познакомился с издателем Федором Стелловским, с которым позже заключил кабальный для себя контракт на издание собрания сочинений Писатель должен был предоставить ему но-вый, ранее нигде не публиковавшийся роман. Это произведение должно было стать визит-ной карточкой нового собрания сочинений и привлечь покупателей. Без нового романа контракт не считался бы выполненным, и До-стоевский на девять лет потерял бы право печатать свои произведения. Эта возмож-ность всецело перешла бы к Стелловскому. . Жил издатель напротив Юсуповского сада — недалеко от предполагаемого дома старухи-процентщицы на Средней Подьяческой улице. Через эти места Раскольников возвращается к себе после убийства. Этим же путем летом 1865 года писатель ходил от издателя и мог осознанно вписать его в роман под влиянием собственного отрицательного опыта.

6. Тайна Алены Ивановны и процентов

Раскольников и Алена Ивановна. Иллюстрация к роману РИА «Новости»

Процентщица Алена Ивановна объясняет Раскольникову свою финансовую политику:

«Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с».

Много это или мало? Гривной, или гривенником, называли 10 копеек. То есть навар старухи с каждой выплаты составляет 10 %. Если бы Достоевский описы-вал не лето 1865 года, а чуть более раннее время, то герой мог бы пожаловаться на процентщицу в полицию. Ростовщичество практиковалось в царской России долгие годы. Власти периодически выпускали официальные документы, кото-рые регламентировали и ограничивали деятельность тех, кто давал взаймы под проценты. В частности, важным вопросом был размер этих процентов. В 1830-е годы было введено ограничение для частных лиц — не более 6 % в ме-сяц. За нарушения этих правил выносились устные преду-преждения. После повторной жалобы следовал штраф или арест. В 1864 году был выпущен новый законодательный акт, разрешивший брать с закладчиков до 10 % в месяц. Этого требовало развитие экономики, рост потребностей населения и сокращение их доходов. Поэтому Алена Ивановна в каком-то смысле знак времени. Ста-рушка становится выразителем новой эко-номической реальности и этим вызы-вает у своих клиентов негодование.

7. Тайна белой горячки и ипохондрии

Практически первое, что мы узнаем о герое, — это его плохое состояние:

«…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию».

Медицина в XIX веке, как и сейчас, понимала под ипохондрией чрезмерное внимание к своему здоровью и постоянные опасения за свою жизнь. Даже из этой короткой цитаты понятно, что это классическое определение вряд ли применимо к Раскольникову. А вот как Достоевский описывает собственную ипохондрию в письме к своему знакомому Тотлебену: «…был слишком раздра-жителен… со способностью искажать самые обыкновенные факты и придавать им другой вид и размеры». Получается, Раскольников страдает вовсе не меди-цинской, а «достоевской» ипохондрией.

Это, впрочем, не единственная загадочная болезнь героя. После убийства Рас-кольников видит кошмарные сны, и хозяйская служанка Настасья подозревает, что в нем «кровь кричит»: «Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…» В XIX веке болезни с такими загадочными симптомами лечили кровопусканием — буквальным прокалыванием вен и сли-вом «лишней» крови. Однако Достоевскому важно не столько то, что кровь запекаться начала, а то, что она «кричит». Это отсылка к Библии, например к обращению Бога к Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне». Крик или вопль о преступлении, поднимающийся к небе-сам, — достаточно популяр-ный ветхозаветный образ. Он используется приме-нительно к страшным зло-деяниям, которые впоследствии обязательно будут наказаны.

По словам нескольких персонажей, Раскольников страдает белой горячкой. Вот что говорит его мать, ссылаясь на хозяйскую служанку Настасью:

«Говорит она нам вдруг, что ты лежишь в белой горячке и только что убежал тихонько от доктора, в бреду, на улицу и что тебя побежали отыскивать».

В XIX веке понятие «белая горячка» было довольно широким, в том числе так называли внезапные и краткосрочные помешательства, не обязательно выз-ванные пьянством. Это отражено как в энциклопедических словарях того вре-мени, так и в словаре Даля. Так же понимали значение белой горячки и рецен-зенты «Преступления и наказания». Критики изданий «Русский инвалид» и «Гласный суд» обижались на то, что писатель изобразил пред-ставителя моло-дого поколения так, будто у него «все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду». Но ни разу не упрекнули Достоевского в том, что он сделал Раскольникова пьяницей.

Источники

  • Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Книга для учителя.
  • Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. Т. 7.
  • Тихомиров Б. Н. «Лазарь! Гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении. Книга-комментарий.

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского — объёмное классическое произведение, поднимающее вопросы о нравственной природе человека, его взаимоотношениях с окружающим миром, наличие моральных ценностей и норм.

В конце рассказа о жизни Родиона Раскольникова доносится мысль, что никакие идеи не могут оправдать убийство человека. Именно это отображено в статье с кратчайшим содержанием великого романа.

Вы можете ознакомиться с кратким содержанием по главам и частям романа «Преступление и наказание».

Часть 1

  1. Студент Родион Раскольников задолжал квартирной хозяйке большую сумму денег за жильё. Для того, чтобы найти средства на оплату долга, Раскольников решает убить старуху – процентщицу Алёну Ивановну.

    Он обдумывает «загадочное дело», пытаясь ответить на вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Взяв с собой вещи для залога, Раскольников поднимается в квартиру старухи и внимательно осматривается, пытаясь запомнить обстановку.

    Терзаясь мыслями, что задуманное им «грязно и гадко», юноша идёт в распивочную.

  2. Собутыльником Раскольникова становится чиновник Мармеладов. Он жалуется студенту на своё положение, но уточняет, что «бедность не порок», а вот нищета – «нищета – порок-с», за которой «метлой выгоняют из общества».

    Чиновник рассказывает о своей семейной жизни – о жене, которая имеет троих детей от прошлого брака и пошла за Мармеладова по безысходности, и о своей родной дочери Сонечке, вынужденной зарабатывать на панели из-за отсутствия средств к существованию.

    Мармеладов напивается, и Родион отводит его домой, где становится невольным свидетелем семейного скандала.

  3. Раскольников находится в своей комнате, «крошечной клетушке», где читает письмо от матери. В нём женщина жалуется, что родная сестра Родиона Дуня была беспочвенно оскорблена и уволена Марфой Петровной Свидригайловой, у которой работала гувернанткой.

    Однако, после честного признания Аркадия Свидригайлова своей жене, бывшая хозяйка извинилась перед Дуней и представила её всем как девушку честную и благоразумную. Эта история привлекла внимание советника Петра Лужина, который посватался к Дуне.

    Между ними нет любви, да и разница в возрасте велика (Лужину 45 лет), но наличие у него «небольшого капитала» решает дело. Мать пишет, что скоро приедет вместе с Дуней в Петербург для подготовки к свадьбе.

  4. Письмо матери производит на Родиона сильное впечатление. Он бесцельно шатается по улицам, размышляя о судьбе своей сестры. Он понимает, что причиной брака является только бедственное положение его родных и ищет пути, как помочь Дуне.

    Его размышления вновь приводят его к идее убийства процентщицы. Во время прогулки студент видит отвратительную сцену – к молоденькой пьяной девочке – подростку пристаёт какой-то хам.

    Раскольников вступается за неё, но его не отпускает мысль о том, что такая судьба ожидает многих бедных девушек. Студент направляется к своему другу по университету Разумихину за советом и помощью.

  5. Разумихин обещает помочь Раскольникову найти частные уроки. Но Родион решает заняться этим после, «когда уже то будет кончено и когда все по-новому пойдет».

    По пути домой юноша заходит в харчевню перекусить и выпить рюмку водки, из-за которой пьянеет и засыпает прямо на улице под кустом. Дальше описывается «Сон Раскольникова про лошадь».

    Проснувшись в холодном поту, студент решает, что не готов к убийству – это ещё раз доказал его кошмар. Но по дороге он встречает Лизавету – нездоровую сестру Алёны Ивановны, с которой они проживают вместе.

    Раскольников слышит, как Лизавету зовут в гости и понимает, что завтра её дома не будет. Это приводит его к мысли, что наступает удачный момент для исполнения его «тайного дела» и что «все вдруг решено окончательно».

  6. В главе рассказывается об истории знакомства Раскольникова с процентщицей. Его друг Покорев когда-то дал ему адрес старухи на случай, если понадобится что-то заложить за деньги.

    С первой же встречи процентщица вызывает у Раскольникова отвращение, ведь она наживается на людях, попавших в беду. Тем более он узнаёт о несправедливом отношении старухи к своей сестре, которая не здрава рассудком.

    Сидя в трактире, студент слышит разговор, где один из незнакомцев заявляет, что готов убить «старую ведьму», но не из-за наживы, а «из-за справедливости», и что такие люди недостойны жить на земле.

    Вернувшись в свою каморку Родион обдумывает своё решение и засыпает. Утром он встаёт с полной готовностью выполнить задуманное. Юноша пришивает к изнанке пальто петлю, чтобы можно было спрятать топор.

    Сам топор он крадёт в дворницкой. Достаёт спрятанный «заклад», который должен стать предлогом похода к старухе и решительно направляется в путь.

  7. Раскольников дома у старухи. Процентщица, ничего не подозревая, пытается рассмотреть папиросницу, которую студент принёс для заклада и становится ближе к свету, спиной к своему убийце. В это время Раскольников поднимает топор и бьет им ей по голове.

    Старуха падает, а студент обшаривает карманы её одежды. Он достаёт ключи от сундука в спальне, открывает его и начинает собирать «богатства», набивая карманы своего пиджака и пальто. Внезапно возвращается Лизавета. Раскольников, не раздумывая, бросается на неё с топором.

    Только после этого юношу охватывает ужас от содеянного. Он пытается уничтожить следы, смывает кровь, но слышит, как к квартире кто-то подходит. В дверь звонят. Раскольников не отвечает. Пришедшие понимают, что у старухи что-то случилось и уходят за дворником.

    Переждав, пока на лестнице никого не останется, Раскольников направляется домой, где оставляет топор на прежнем месте, а сам бросается на кровать и впадает в беспамятство.

Часть 2

  • Только в три часа дня Раскольников приходит в себя. Он близок к помешательству. Замечая, что на нём остались капли крови, Родион замывает испачканный сапог и придирчиво осматривает себя. После этого прячет украденные вещи, а сам вновь засыпает.

    Будит его стук дворника в дверь – юношу вызывают в полицию. В панике от ожидания обвинения в убийстве, студент направляется в отделение, однако там оказывается, что его вызвали по жалобе квартирной хозяйки из-за долга за жильё.

    В это время рядом происходит разговор об убийстве процентщицы. Услышав подробности, Родион падает в обморок.

  • Вернувшись домой, Раскольников решает избавится от старухиных драгоценностей, «нагружает ими карманы» и идёт по направлению к Неве. Однако, опасаясь свидетелей, не выбрасывает их в воду, а находит глухой двор и прячет всё под камнем.

    При этом юноша не берёт ни копейки из кошелька, считая это «гадким». Раскольников идёт в гости к Разумихину. Тот замечает, что друг болен, находится в возбуждённом состоянии и предлагает помощь.

    Но Родион отказывается и в бреду возвращается домой, чуть не попав под коляску.

  • Проведя в бреду несколько дней, Родион приходит в себя и видит в своей комнате Разумихина, кухарку квартирной хозяйки Настасью и незнакомого парня в кафтане. Парень оказывается артельщиком, который принёс перевод от матери – 35 рублей.

    Разумихин рассказывает, что во время болезни Раскольникова осматривал студент – медик Зосимов, однако ничего серьёзного не нашёл. Юноша волнуется, не сказал ли он чего лишнего в бреду и заставляет друга пересказывать свои высказывания.

    Поняв, что никто ни о чём не догадался, Раскольников вновь засыпает, а Разумихин решает купить на полученные деньги новую одежду для друга.

  • Для очередного осмотра больного приходит Зосимов. Во время визита речь заходит об убийстве старухи и её сестры. Раскольников очень плохо реагирует на эти разговоры, но пытается это скрыть, отвернувшись к стене.

    Тем временем выясняется, что арестован красильщик Николай, который работал на ремонте соседской квартиры. Он принёс для расплаты в распивочной золотые серьги из сундука старухи.

    Николая задерживают по подозрению в убийстве процентщицы, но достоверных улик у полиции нет.

  • В гости к Родиону заявляется Лужин – жених сестры Дуни. Раскольников упрекает мужчину в том, что тот хочет воспользоваться бедственным положением девушки и насильно женит её на себе.

    Лужин пытается оправдаться. Во время разговора поднимается и тема преступности. Происходит ссора. Лужин уходит, а друзья замечают, что Родиона ничего особо не волнует, «кроме одного пункта, от которого из себя выходит: убийство…».

  • Оставшись один, Раскольников решает выйти на улицу. Надев новое платье, молодой человек бродит по улицам, заходит в трактир и встречает там Заметова – письмовыводителя в полицейском участке, который присутствовал при обмороке Родиона.

    Раскольников ведёт себя очень странно, хохочет, кривляется и почти напрямую признаётся в убийстве старухи. Выйдя из трактира, студент продолжает бесцельную прогулку по городу.

    Сам того не замечая, молодой человек подходит к дому старухи, где начинает вести разговоры о произошедшем и уходит только после окрика дворника.

  • Раскольников видит толпу – лошадь раздавила человека. Родион узнаёт в пострадавшем старого Мармеладова. Очутившись у чиновника дома, Раскольников посылает за доктором и знакомится с Сонечкой.

    Доктор ничем не может помочь и, попросив прощения у дочери, Мармеладов умирает. Раскольников отдаёт вдове все оставшиеся деньги и возвращается домой, где его встречают приехавшие в гости мать и сестра. При виде их юноша теряет сознание.

Часть 3

  1. Мать, обеспокоенная состоянием сына, хочет остаться ухаживать за ним. Но Родион не разрешает и начинает уговаривать Дуню не выходить за Лужина.

    Разумихин, который всё это время был в гостях, покорён красотой и грацией Дуни. Он обещает хороший уход за их сыном и братом и уговаривает женщин вернуться в гостиницу.

  2. Разумихин не может забыть Дуню и направляется к ним в номера. Во время его визита заходит разговор о Лужине. Мать показывает письмо, в котором будущий жених просит о встречи, настаивая на отсутствии на ней Родиона.

    Также Лужин жалуется, что тот отдал все деньги матери Сонечке Мармеладовой, «девице отъявленного поведения». Женщины, вместе с Разумихиным, отправляются к Раскольникову.

  3. Молодой человек чувствует себя лучше. Он сам рассказывает историю о погибшем Мармеладове и его дочери, а мать показывает ему письмо Лужина.

    Родиона обижает такое отношение Петра Петровича, но он советует родне поступать по своему разумению. Дуня признаётся в симпатии к Разумихину и настаивает на присутствии его и брата на встрече с Лужиным.

  4. Соня Мармеладова приходит в комнату к Раскольникову, чтобы поблагодарить его за помощь и пригласить на похороны отца. Мать и Дуня знакомятся с девушкой. Соня выглядит жалко и чувствует себя смущённой.

    Раскольников соглашается прийти и предлагает проводить девушку домой. За всем этим наблюдает незнакомый мужчина, который оказывается её соседом Свидригайловым. Раскольников возвращается домой и, вместе с Разумихиным, направляется к следователю Порфирию Петровичу.

    У него друзья хотят узнать о судьбе серебряных часов Разумихина, которые были в закладе у убитой старухи. Раскольников, прекрасно зная, где часы, опять впадает в нервное возбуждение, громко смеётся и ведёт себя странно.

  5. У следователя друзья застают Зосимова. Тот чем-то смущён и смотрит на Раскольникова в замешательстве. В процессе беседы выясняется, что Родион также входит в круг подозреваемых, так как был клиентом процентщицы.

    Следователь пытается выяснить, когда Родион последний раз посещал квартиру старухи. Разумихин отвечает, что тот был у неё три дня назад и друзья уходят. «Раскольников глубоко перевел дыхание…»

  6. Возвращаясь домой друзья обсуждают встречу со следователем и его обвинения в адрес Родиона. Разумихин возмущён. Раскольников понимает, что Порфирий «не так глуп». Расставшись, Разумихин направился в гостиницу к Дуне, а Родион — домой.

    Он решает проверить, точно ли он всё перепрятал и не осталось ли чего от украденных вещей. Возле дома ему встречается незнакомец, который внезапно кричит в лицо «Убийца!» и скрывается.

    Раскольников поднимается в комнату, где начинает размышлять над содеянным и вновь заболевает. Проснувшись, обнаруживает в комнате мужчину, который представляется ему Аркадием Ивановичем Свидригайловым.

Часть 4

  1. Свидригайлов рассказывает о смерти жены, и что она завещала Дуне три тысячи.

    Аркадий Иванович просит Раскольникова помочь встретится с сестрой, так как он хочет предложит ей свою руку и компенсацию за причинённые волнения. Раскольников отказывает в просьбе, и Свидригайлов уходит.

  2. Раскольников и Разумихин идут на встречу в гостиницу. Туда же прибывает и Лужин. Он возмущён, что женщины не прислушались к его просьбе, отказывается обсуждать при Родионе свадьбу и упрекает Дуню в неблагодарности.

    Заходит разговор и о Свидригайлове. Лужин рассказывает некрасивую историю, в которой из-за того погибла молодая девушка. Называет Свидригайлова «самым развращенным и погибшим в пороках человеком из всех подобного рода людей».

    После, речь вновь заходит о Дуне, которую Лужин заставляет выбирать между собой и братом. Они ссорятся, и Лужин уходит.

  3. После ухода Лужина все находятся в приподнятом настроении. Разумихин откровенно рад и уже строит планы на счастливую совместную жизнь с Дуней, тем более, что у неё теперь появились средства.

    Дуня не против. Родион простит друга приглядывать за матерью и сестрой и уходит к Сонечке.

  4. Соня живёт очень бедно, однако на столе в её комнате Родион замечает «Новый завет». Девушка и юноша разговаривают о будущем, которое ждёт Соню. Её самопожертвование, кроткий нрав и вера в добро настолько поражают Раскольникова, что тот кланяется ей в ноги.

    Поступок смущает девушку, но Родион объясняет, что «я всему страданию человеческому поклонился». Перед уходом Раскольников обещает в следующий раз рассказать об убийстве старухи. Эти слова слышит Свидригайлов.

  5. С утра Раскольников направляется в участок и требует встречи с Порфирием Петровичем – он хочет вернуть свои вещи, бывшие в залоге у старухи.

    Следователь вновь пытается допросить молодого человека, чем приводит того в бешенство. Раскольников требует прекратить его преследования или предъявить доказательства виновности.

  6. В кабинет заходит странный человек. Это красильщик Николай. Видно, что он измучен и запуган и сразу признаётся в убийстве Алёны Ивановны и Лизаветы. Раскольников решает отправиться на поминки к Мармеладовым.

Часть 5

  • Лужин зол на Родиона и винит того в срыве свадьбы. Его самолюбие уязвлено, и он решает во чтобы то ни стало отомстить юноше.

    Через своего соседа Лебезятникова Лужин знакомится с Сонечкой и предлагает ей деньги – червонец. Пока его план неясен, но понятно, что он задумал что-то подлое.

  • Поминки у Катерины Ивановны прошли неспокойно. Вдова поссорилась с квартирной хозяйкой из-за «неправильных гостей» и та требует, чтобы Мармеладовы съезжали с квартиры. Во время ссоры появляется Лужин.
  • Петр Петрович заявляет, что Сонечка украла у него сто рублей и это засвидетельствует его сосед Лебезятников. Девушка смущена и показывает деньги, пытаясь объяснить, что Лужин сам ей дал деньги и не сто, а лишь десять рублей.

    Однако девушку обыскивают и находят в кармане сотенный. Разгорается скандал. Лебезятников уверяет, что Лужин сам подсунул купюру девушке, вдова плачет, Лужин злится, хозяйка требует немедленного освобождения квартиры.

    Раскольников объясняет поступок Лужина желанием поссорить его с матерью и сестрой и, тем самым, заставить Дуню выйти за него.

  • Раскольников разрывается между желанием открыться Соне и страхом наказания. В конце концов он говорит, что знаком с убийцей и что всё произошло случайно.

    Девушка догадывается обо всём, но обещает никогда не бросать Раскольникова и, в случае необходимости, даже пойти за ним на каторгу. Соня говорит, что Родиону нужно «страдание принять и искупить себя им» — то есть во всём признаться. В это время стучат в дверь.

  • Это Лебезятников. Он рассказывает, что Катерине Ивановне отказали в помощи, она на грани нервного срыва и собирается побираться на улице вместе с детьми. Все выбегают на улицу, где находят вдову в возбуждённом состоянии.

    Она не слушает ничьи уговоры, кричит, бегает и, в итоге, падает с горловым кровотечением. Катерину Ивановну уносят в комнату Сонечки, где она и умирает. Свидригайлов обещает опеку над осиротевшими детьми, а Родиону признаётся, что слышал его разговор с Соней.

Часть 6

  1. Раскольников понимает, что близится катастрофа. Вся его жизнь проходит как в тумане. Катерину Ивановну похоронили, Свидригайлов сдержал слово и всё оплатил. Разумихин просит объясниться Родиона по поводу его отношений с матерью и сестрой, но тот живёт только мыслями о своём разоблачении.
  2. Следователь наносит визит Раскольникову. Он прямо заявляет, что подозревает юношу в убийстве, но даёт ему шанс прийти с повинной. Оказывается, это именно по наущению Порфирия Петровича незнакомец крикнул в лицо Раскольникову «Убийца!».

    Следователь хотел испытать реакцию подозреваемого. Уходя, Порфирий даёт ему два дня на размышления.

  3. Раскольников встречается со Свидригайловым в трактире. Разговор заходит о покойной жене Свидригайлова, о Дуне и о том, что у него уже есть другая – молоденькая девушка, почти подросток.

    Тут же Аркадий Иванович хвастается связью с ещё одной девочкой, чем вызывает у Раскольникова недоумение и отвращение. Раскольников решает проследить за Свидригайловым.

  4. Догнав Аркадия, Раскольников узнаёт, что тот подслушивал под дверью Сонечки и знает кто убийца. Свидригайлов советует Родиону бежать, предлагает даже денег на дорогу. Они расстаются. На улице Свидригайлов встречает Дуню и зовёт её к себе под предлогом рассказать ей что-то интересное.

    Зайдя в квартиру, Аркадий прямо говорит Дуне, что её брат убийца, но он может спасти его взамен на любовь и отношения. Авдотья не верит Свидригайлову и пытается уйти.

    Тот запугивает девушку и запирает комнату на ключ. Дуня достаёт пистолет и стреляет в мужчину. Происходит осечка, Свидригайлов отдаёт девушке ключ, забирает её револьвер и уходит.

  5. Свидригайлов всю ночь провёл в трактирах, а утром заявился к Сонечке. Он дарит девушке три тысячи рублей для того, чтобы та устроила свою жизнь и говорит, что теперь Раскольникову либо смерть, либо на каторгу.

    Сонечка берёт деньги и просит Аркадия не рассказывать о своих подозрениях. Свидригайлов отправляется в гостиницу, пьёт и впадает в полубредовое состояние, где ему видится покончившая с собой по его вине девушка и остальные несчастные, которых он развратил.

    Аркадий просыпается, выходит на улицу и стреляется из пистолета Дуни.

  6. Раскольников навещает сестру и мать, просит у них прощения, признаётся в своей любви и прощается с ними. Дуня соглашается, что нужно признаться в убийстве и, тем самым «смыть грех».

    Однако Родион не считает, что совершил преступление, так как поступил по — справедливости. Раскольников просит сестру не бросать мать и быть с Разумихиным и уходит.

  7. Соня весь день ждёт Родиона, волнуясь, как бы он не сделал что-то с собой. Вечером юноша приходит к ней. Он просит нательный крестик и Сонечка надевает ему на шею свой простой, деревенский крест. Она собирается сопровождать его в пути.

    Однако Раскольников не хочет этого и отправляется один. Он идёт на перекрёсток, смешивается с толпой, падает на землю, плачет и целует её, как советовала ему Соня. После этого молодой человек идёт в полицейский участок и признаётся в двойном убийстве.

Эпилог

Федор Михайлович Достоевский - один из самых значимых творцов не только русской литературы, но и мировой, общечеловеческой. Романы великого писателя по сей день переводятся и издаются на все новые и новые языки. пропитано состраданием и безграничной любовью к обычным людям. Уникальный талант показывать самые глубинные качества человеческой души, которые каждый так старательно скрывает от всего мира, - вот, что привлекает людей в произведениях великого писателя.

Федор Достоевский: "Преступление и наказание" - год написания и отзывы читателей

Пожалуй, самый противоречивый роман Достоевского - это "Преступление и наказание". Написанный в 1866 году, он произвел неизгладимое впечатление на почтенную публику читателей. Как это всегда бывает, мнения разделились. Одни, поверхностно пролистав первые страницы, возмущались: "Избитая тема!" Те, кто принимался читать что угодно, лишь бы подчеркнуть свой статус и похвастаться самим фактом прочтения, а не пониманием мысли автора, искренне жалели честного убийцу. Третьи бросали роман, восклицая: "Какое мучение - эта книга!"

Таковы были самые распространенные отзывы. настолько ценное в литературном мире, не сразу нашло должное признание. Однако оно в корне изменило весь уклад общественной жизни девятнадцатого века. Теперь на светских приемах и модных вечерах была дежурная тема для разговора. Заполнить неловкое молчание можно было обсуждением Раскольникова. Те, кто имел несчастье не сразу прочитать произведение, быстро

Ложное представление о романе "Преступление и наказание"

Понять, что должен был донести до читателя роман Достоевского, тогда смогли немногие. Большинство видело лишь верхушку айсберга: студент убил, студент сошел с ума. Версию о сумасшествии поддерживали и многие критики. В описанной ситуации они видели только абсурдные представления о жизни и смерти главного героя. Однако это не совсем так: нужно смотреть вглубь, в душу, уметь уловить тонкие намеки на истинное положение дел.

Проблемы, поднятые Ф. М. Достоевским

Главную проблему, поднятую автором, трудно выделить из всех остальных - слишком уж многоплановым вышло "Преступление и наказание". Книга содержит проблемы нравственности, а точнее, ее отсутствия; социальные проблемы, которые порождают неравенство между одинаковыми на первый взгляд людьми. Не последнюю роль играет тема неправильно расставленных приоритетов: писатель показывает, что случается с обществом, одержимым деньгами.

Вопреки популярному мнению, главный герой романа Достоевского "Преступление и наказание" не олицетворяет того времени. Многие критики восприняли этот персонаж в штыки, решив, что Раскольниковым автор выразил презрение популярному в конце девятнадцатого века течению - нигилизму. Однако эта теория в корне неверна: в бедном студенте Достоевский показал лишь жертву обстоятельств, человека, который сломался под натиском общественных пороков.

Краткое содержание романа "Преступление и наказание"

Описываемые события происходят в 60 гг. 19 века, в мрачном Петербурге. Родион Раскольников, бедный молодой человек, в прошлом студент, вынужден ютиться на чердаке многоквартирного дома. Устав от нищеты, он отправляется к старухе-процентщице, чтобы заложить последнюю ценность. Знакомство с пьянчугой-Мармеладовым и письмо матери, которая описывает их с дочерью нелегкую жизнь, наталкивают Родиона на страшную мысль - об убийстве старухи. Он считает, что деньги, которые он сможет забрать у процентщицы, смогут облегчить жизнь если не ему, то хотя бы его семье.

Мысль о насилии противна студенту, но он решается на преступление. Понять собственную помогут цитаты из "Преступления и наказания" Достоевского: "За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!" "Не то что великие, - считает студент, - но и немного из колеи выходящие люди по природе своей должны являться преступниками, - более или менее, разумеется." Такие мысли побуждают Родиона проверить себя, осуществив задуманное. Он убивает старуху топором, забирает кое-что ценное и скрывается с места преступления.

На почве сильного потрясения Раскольникова одолевает болезнь. Все оставшееся время повествования он недоверчив и отчужден от людей, чем вызывает подозрения. Знакомство Родиона с - проституткой, которая вынуждена работать на благо нищей семьи, - приводит к признанию. Но, вопреки ожиданиям убийцы, глубоко верующая Соня жалеет его и убеждает в том, что мучения прекратятся, когда он сдастся и понесет наказание.

В итоге Раскольников, хоть и убежденный в своей правоте, сознается в содеянном. Вслед за ним на каторгу устремляется и Соня. Первые годы Родион холоден к ней - он также отчужден, неразговорчив, подозрителен. Но со временем искреннее раскаяние приходит к нему, и в душе начинает зарождаться новое чувство - любовь к преданной девушке.

Главные герои романа

Составить однозначное мнение о том или ином персонаже невозможно - каждый здесь реален настолько, насколько реален сам читатель. Даже по маленькому отрывку текста легко понять, что это Федор Достоевский - "Преступление и наказание." Главные герои совершенно неповторимы, характеры требуют долгого и вдумчивого анализа - а это признаки настоящего психологического реализма.

Родион Раскольников

Самого Раскольникова до сих пор преследуют неоднозначные отзывы. "Преступление и наказание" - творение очень многоплановое, объемное, и сразу понять даже такую обыденность, как характер персонажа, сложно. В начале первой части описывается внешний вид Родиона: высокий, стройный молодой мужчина с темно-русыми волосами и темными выразительными глазами. Герой определенно красив - тем резче он контрастирует с насилием и нищетой, которой полон мир серого Петербурга.

Характер Родиона очень неоднозначен. По мере развития событий читатель узнает все новые и новые аспекты жизни героя. Гораздо позже совершения убийства оказывается, что Раскольников как никто другой способен на сострадание: когда он застал уже знакомого пьяницу Мармеладова, задавленного каретой, отдал последние деньги его семье на похороны. Такой контраст между нравственностью и убийством вызывает в читателе сомнения: а так ли ужасен этот человек, как казалось вначале?

Оценивая поступки Родиона с христианской точки зрения, автор утверждает: Раскольников грешен. Однако главный его проступок - не самоубийство, не то, что он преступил закон. Самое ужасное, что есть в Родионе - то, в чем заключается его теория: деление людей на тех, кто "право имеет" и тех, кого он считает "тварью дрожащей." "Все равны, - утверждает Достоевский, - и все имеют одинаковое право на жизнь."

Сонечка Мармеладова

Не менее пристального внимания заслуживает Вот как описывает ее Достоевский: невысокого роста, худенькая, но достаточно хорошенькая блондинка восемнадцати лет с прекрасными голубыми глазами. Полная противоположность Раскольникову: не очень красивая, неприметная, смирная и скромная, Сонечка, как называл ее автор, тоже преступала закон. Но и здесь не нашлось сходства с Родионом: она не была грешна.

Такой парадокс объясняется просто: Соня не делила людей на хороших и плохих; она искренне любила каждого. Работа на панели давала возможность ее семье выжить в ужасных условиях бедности, и сама девушка, забыв о собственном благополучии, посвятила жизнь служению родным. Жертвенность искупила факт преступления - и Сонечка осталась невиновной. 

Критические отзывы: "Преступление и наказание"

Как уже было сказано выше, оценить детище Достоевского по достоинству удалось не всем. Люди, далекие от искусства слова, в формировании собственного мнения опирались больше на отзывы влиятельных критиков; те, в свою очередь, видели в произведении каждый что-то свое. К сожалению, многие, разбираясь в смысле романа, ошиблись - а их ошибки повлекли за собой заведомо ложные мнения.

Таким образом, например, А. Суворин - достаточно влиятельный человек, который с анализом "Преступления и наказания" выступил в известном печатном издании "Русский вестник", заявлял: вся суть произведения трактуется "болезненным направлением всей литературной деятельности" Федора Достоевского. Родион, по мнению критика, вообще не является воплощением какого-то направления или склада мыслей, усвоенного множеством, а есть лишь совершенно больной человек. Он даже назвал Раскольникова нервной, свихнувшейся натурой.

Такая категоричность нашла своих сторонников: П. Страхов, человек, близкий Достоевскому, заявлял: первостепенная сила писателя не в определенных разрядах людей, а "в изображении положений, в умении глубоко схватывать отдельные движения и потрясения человеческой души." Подобно Суворину, П. Страхов не обращал внимания на трагические судьбы героев, а рассматривал произведение как глубочайшее извращение понимания нравственности.

Достоевский - реалист?

Наиболее точно увидеть в Достоевском писателя-реалиста смог Д. И. Писарев, написав об этом ценные отзывы. "Преступление и наказание" было тщательно рассмотрено в статье "Борьба за жизнь": в ней критик поднял вопрос о нравственном развитии общества, окружавшего преступника. Очень важная мысль о романе сформулирована именно этим автором: та доля свободы, которая находилась в распоряжении Раскольникова, была совершенно ничтожна. Истинными причинами преступления Писарев видит бедность, противоречия русской жизни, нравственное падение окружавших Раскольникова людей.

Истинная ценность любви

"Преступление и наказание" - книга настоящей русской жизни. Характерной особенностью искусства Федора Михайловича Достоевского является его способность безгранично любить не только "положительно прекрасных" людей, но и павших, сломленных, грешных. Именно мотивы человеколюбия нашли свое отражение в знаменитом романе "Преступление и наказание". Содержание по главам, абзацам, строкам, включает в себя горькие слезы автора, проливаемые над судьбой русского народа, над судьбой самой России. Он отчаянно призывает читателя к состраданию, ведь без него в этом грязном, жестоком мире, жизни - равно как и смерти, - нет, не было, и никогда не будет.

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главные герои – персонажи сложные и противоречивые. Их судьба тесно связана с условиями жизни, средой, в которой протекает жизнь, индивидуальными особенностями. Дать характеристику героям «Преступления и наказания» Достоевского возможно только исходя из их поступков, так как голоса автора в произведении мы не слышим.

Родион Раскольников – главный герой романа

Родион Раскольников – центральный персонаж произведения. Молодой человек обладает привлекательной внешностью. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Незаурядный ум, гордый характер, больное самолюбие и нищенское существование – причины преступного поведения героя. Родион высоко оценивает свои способности, считает себя исключительной личностью, мечтает о великом будущем, но материальное положение действует на него угнетающе. Ему нечем платить за обучение в университете, не хватает средств рассчитаться с квартирной хозяйкой. Одежда молодого человека привлекает внимание прохожих своим потрёпанным и старым видом. Пытаясь справиться с обстоятельствами, Родион Раскольников идёт на убийство старухи процентщицы. Тем самым он пытается доказать самому себе, что относится к высшему разряду людей и может переступить через кровь. «Тварь ли я дрожащая или право имею», – думает он. Но одно преступление влечёт за собой другое. Гибнет ни в чём не повинная убогая женщина. Теория героя о праве сильной личности заводит в тупик. Лишь любовь Сони пробуждает в нём веру в бога, возрождает к жизни. Личность Раскольникова состоит из противоположных качеств. Равнодушный жестокий убийца отдаёт последние гроши на похороны малознакомого человека, вмешивается в судьбу юной девочки, пытаясь спасти её от бесчестия.

Второстепенные персонажи

Образы героев, играющих главную роль в повествовании, становятся полнее и ярче в результате описания их отношений с другими людьми. Члены семьи, друзья, знакомые, эпизодические лица, возникающие в сюжете, помогают лучше понять идею произведения, разобраться в мотивах поступков.

Чтобы облик действующих лиц романа стал понятнее читателю, писатель использует различные приёмы. Мы знакомимся с подробным описанием героев, вникаем в детали тоскливого интерьера квартир, рассматриваем унылые серые улицы Петербурга.

Софья Мармеладова

Софья Семёновна Мармеладова – юное несчастное существо. «Соня была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Она молода, наивна и очень добра. Пьяный отец, больная мачеха, голодные сводные сёстры и брат – вот окружающая среда, в которой живёт героиня. Она стеснительная и робкая натура, неспособная постоять за себя. Но это хрупкое создание ради близких людей готово жертвовать собой. Она продаёт тело, занимаясь проституцией, чтобы помочь семье, отправляется вслед за осуждённым Раскольниковым. Соня – добрый, бескорыстный и глубоко верующий человек. Это даёт ей силы справиться со всеми испытаниями и обрести заслуженное счастье.

Семён Мармеладов

Мармеладов Семён Захарович – не менее значимый персонаж произведения. Он бывший чиновник, многодетный отец семейства. Слабый и безвольный человек решает все свои проблемы с помощью алкоголя. Мужчина, уволенный со службы, обрекает на голод свою жену и детей. Они живут в проходной комнате, в которой почти нет обстановки. Малыши не ходят в школу, не имеют сменного белья. Мармеладов способен пропить последние деньги, забрать у своей старшей дочери заработанные копейки, для того, чтобы напиться и уйти от проблем. Несмотря на это образ героя вызывает жалость и сострадание, так как обстоятельства оказались сильнее его. Он сам страдает от своего порока, но не может справиться с ним.

Авдотья Раскольникова

Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Девушка из бедной, но честной и достойной семьи. Дуня умна, хорошо образованна, воспитанна. Она «замечательно хороша собой», чем, к своему несчастью, привлекает внимание мужчин. Чертами характера «она была похожа на брата». Авдотья Раскольникова – натура гордая и независимая, решительная и целеустремлённая, была готова выйти замуж за нелюбимого человека ради благополучия брата. Чувство собственного достоинства и упорный труд помотают ей устроить свою судьбу и избежать непоправимых ошибок.

Дмитрий Вразумихин

Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – единственный друг Родиона Раскольникова Бедный студент, в отличие от своего товарища, не бросает учёбу. Он зарабатывает на жизнь всеми доступными средствами и не перестаёт надеяться на удачу. Бедность не мешает ему строить планы. Разумихин благородный человек. Он бескорыстно старается помочь другу, заботится о его семье. Любовь к Авдотье Романовне Раскольниковой окрыляет молодого человека, делает сильнее и решительнее.

Пётр Лужин

Пётр Петрович Лужин – почтенный, уважаемый человек средних лет приятной наружности. Он успешный предприниматель, счастливый жених Дуни Раскольниковой, богатый и уверенный в себе господин. На самом деле под маской добропорядочности скрывается низкая и подлая натура. Воспользовавшись бедственным положением девушки, он делает ей предложение. В своих поступках Пётр Петрович руководствуется не бескорыстными мотивами, а собственной выгодой. Он мечтает о жене, которая была бы рабски покорна и благодарна до конца своих дней. Ради собственных интересов он притворяется влюблённым, пытается оклеветать Раскольникова, обвинить в воровстве Соню Мармеладову.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов Аркадий Иванович – один из самых загадочных лиц в романе. Хозяин дома, где работала Авдотья Романовна Раскольникова. Он хитёр и опасен для окружающих. Свидригайлов – порочный человек. Будучи женатым, пытается соблазнить Дуню. Его обвиняют в убийстве жены, совращении малолетних детей. Страшная натура Свидригайлова способна, как ни странно, и на благородные поступки. Он помогает оправдаться Соне Мармеладовой, устраивает судьбу осиротевших детей. Родион Раскольников, совершив преступление, становится похожим на этого героя, так как переступает нравственный закон. Неслучайно в разговоре с Родионом он говорит: «Мы одного поля ягоды».

Пульхерия Раскольникова

Раскольникова Пульхерия Александровна – матушка Родиона и Дуни. Женщина бедная, но честная. Человек добрый и отзывчивый. Любящая мать, готовая ради своих детей на любые жертвы и лишения.

Некоторым своим героям Ф. М. Достоевский уделяет совсем немного внимания. Но они необходимы в ходе повествования. Так, процесс расследования невозможно себе представить без умного, хитрого, но благородного следователя Порфирия Петровича. Лечит и разбирается в психологическом состоянии Родиона во время болезни молодой доктор Зосимов. Важным свидетелем слабости главного героя в полицейском участке является помощник квартального надзирателя Илья Петрович. Возвращает доброе имя Соне и разоблачает лживого жениха приятель Лужина Лебезятников Андрей Семёнович. Незначительные на первый взгляд события, связанные с именами этих героев, играют важную роль в развитии сюжета.

Значение эпизодических лиц в произведении

На страницах великого произведения Фёдора Михайловича Достоевского мы встречаемся и с другими действующими лицами. Список героев романа дополняют эпизодические персонажи. Катерина Ивановна, жена Мармеладова, несчастные дети-сироты, девочка на бульваре, жадная старуха-процентщица Алёна Ивановна, больная Лизовета. Их появление неслучайно. Каждый, даже самый незначительный образ, несёт свою смысловую нагрузку и служит воплощению замысла автора. Важными и необходимыми являются все герои романа «Преступление и наказание», список которых можно продолжить и дальше.

Тест по произведению



 

Возможно, будет полезно почитать: