Положение о паспортах. У кого не было паспортов

Вопрос стоит так: люди не могут найти полный текст постановления Совета Министров от 21 октября 1953 с "Положением о паспортах".
Это в догонку к теме о почти полувеке советского крепостничества на селе - паспортизация в которой играла одну из основных ролей.

Предыдущий пост по этой теме дополнил: лишь 35 лет назад (1974!) выдали колхозникам паспорта (но справки от колхоза всё равно требовали)

Начало темы: Паспорт СССР - это напоминание о голодоморе 1932-33, это бумажка, которой убивали тысячи людей

Какой смысл в этой истории с паспортами? Очень простой - она пересекается сразу с двумя темами - голодом и рабством - тем, что дала советская власть русскому народу. Как раз в момент расширения и усиления голода в голодомор 1932-33 и была введена паспортная система для очистки городов от беглых голодных крестьян - в это время Москву и Ленинград "очистили" от сотен тысяч людей - отправив их умирать с голода по месту жительства или в концлагеря.

Паспорта - это то, что сохранилось до сих пор - Положение о паспортной системе СССР 1974 до сих пор действует, хоть и с изменениями. Всеобщая паспортизация 1976-81 - это то, что стало началом уравнивания в правах горожан и селян, а до того более 60 млн селян были поражены в правах.

Что же принесла русским людям советская власть?
1) ГОЛОД . Лишь к 1970м годам подушевой валовый сбор с/х продукции стал стабильно превышать показатели 1913 ( , ).
2) РАБСТВО . О крепостничестве на селе я ссылки уже привёл ( , ) - лишь в 1976-81 была снята большая часть ограничений прав десятков миллионов сельских жителей с выдачей им паспортов. А было в 1940-56 и рабство рабочих, служащих и принудительно мобилизованных фзушников ().
3) ВЫМИРАНИЕ . Красный террор - около 1.5 млн, голодоморы: ленинский 1921-23 - 5 млн, первый сталинский 1932-33 - 7 млн, послевоенный 1946-48 - 1,5 млн + кампании коллективизации, раскулачивания, репрессирования - итого порядка 20 млн при Ленине-Сталине. При последующих - в период разрешения абортов 1955-91 их было сделано 240 млн ()

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 1962 г. N 428
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О ПАСПОРТАХ

Во изменение Положения о паспортах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1953 г. N 2666-1124, и Постановлений Совета Министров СССР от 3 декабря 1959 г. N 1347 и от 22 июня 1960 г. N 653-266 Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Изложить раздел IV Положения о паспортах в следующей редакции:

"IV. Ответственность за нарушение Положения о паспортах

33. Подделка паспорта в целях использования самим подделывателем или другим лицом либо сбыт такого документа, а равно использование заведомо подложного паспорта влекут за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством союзных республик.
34. Должностные лица учреждений, предприятий и организаций за прием граждан на работу без паспортов или с непрописанными паспортами подвергаются в административном порядке штрафу в размере до 10 рублей.
35. Управляющие домами, коменданты и другие ответственные за прописку лица, а также домовладельцы и квартиросъемщики за допущение проживания без прописки, без паспортов или с просроченными паспортами подвергаются в административном порядке штрафу в размере до 10 рублей. За допущение указанных нарушений в г. Москве должностные лица подвергаются в административном порядке штрафу в размере до 20 рублей.
36. Должностные лица учреждений, организаций и предприятий, ответственные за прием граждан на работу, управляющие домами, коменданты и другие ответственные за прописку лица, а также домовладельцы и квартиросъемщики не несут ответственности, предусмотренной статьями 34 и 35 настоящего Положения, когда принимаемые на работу или проживающие в домах граждане не обязаны иметь паспорта.
37. Граждане СССР, обязанные в соответствии со статьей 1 настоящего Положения иметь паспорта, за проживание без паспорта или с просроченным паспортом, а также лица, проживающие без прописки, подвергаются в административном порядке штрафу в размере до 10 рублей. Такую же ответственность несут лица, утерявшие паспорта.
37.1. Лица, нарушившие правила въезда в пограничную зону или пограничную полосу, а также правила проживания или прописки в них, подвергаются в административном порядке штрафу в размере до 10 рублей.
38. За злостное нарушение паспортных правил, а также правил въезда в пограничную зону или пограничную полосу и правил проживания или прописки в них виновные лица привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с законодательством союзных республик.
39. Штрафы за нарушение Положения о паспортах налагаются административными комиссиями при исполнительных комитетах районных, городских Советов депутатов трудящихся, которые вправе вместо наложения штрафа сделать нарушителю предупреждение либо передать в отношении его материал в товарищеский суд или общественные организации по месту его работы или жительства для применения мер общественного воздействия".

2. Не подлежит оглашению.

Председатель
Совета Министров Союза ССР
Н.ХРУЩЕВ

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
Г.СТЕПАНОВ


Примечание к документу: Утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина СССР от 08.09.1990 N 907
А вот в каком виде статья 192а из старого УК попала в УК-60 - т.е. в тюрьму за проживание в городе без паспорта и прописки можно было попасть уже не на 2 года, а лишь на год, и не на 2й раз, как попался, а уже на 3й:

Статья 198. Нарушение паспортных правил
Злостное нарушение паспортных правил в местностях, где введены специальные правила проживания и прописки, если это нарушение выразилось в проживании без паспорта или без прописки и если ранее лицо за это уже было дважды подвергнуто административному взысканию, -
наказывается лишением свободы на срок до одного года , или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до пятидесяти рублей.

Интересное постановление, в котором перечислены законодательные акты по вопросу прописки:

В Консультанте+ (из него ссылка есть лишь на одно постановление 1962 года, которое я привёл выше):
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=8634;fld=134;dst=100017;div=LAW
Источник публикации: Документ опубликован не был

Лента моих постов про большевизм:

Лента постов людей пишущих на антибольшевицкую тему.

С 1933 г. тайно (в особых учетных формах милиции), а с 8 августа 1936 г. тайно и явно (в учетных формах милиции и в паспорте) делалась отметка о судимости. Найти хорошую работу в СССР человеку, которого советская власть отнесла к «социально-чуждому элементу» или сама насильственно превратила в «уголовный элемент», было трудно. Для миллионов людей путь домой, к семьям был закрыт. Всю оставшуюся жизнь они были вынуждены скитаться по родной стране, каждый день их могли уволить с работы без какого- либо объяснения причины.

О том, что истинное существо паспортной системы в СССР и ее потаенный смысл не всегда понимали представители высшего государственно-партийного аппарата, свидетельствуют многие факты. Приведем некоторые. Как отмечалось, паспортная система прямо способствовала прикреплению крестьян к колхозным работам. Для колхозников был установлен обязательный минимум трудодней, которые они должны были выработать.

В апреле 1942 г. этот минимум был повышен для всех колхозников и распространен на членов их семей- подростков в возрасте от 12 до 16 лет. За не выработку «без уважительных причин» обязательного минимума все виновные подлежали уголовной ответственности: исправительно-трудовым работам в колхозах с удержанием от оплаты трудодней до 25% в пользу колхоза. Постановление Совмина СССР от 31 мая 1947 г. названный закон оставляло в силе. Ухудшение деревенской жизни после войны привело к усилению бегства из деревни, 8

которое не могли остановить паспортные ограничения. В этой связи правительственные чиновники предлагали усилить репрессии в отношении беглецов. «Одни суды считают, - доносил министр юстиции СССР К.П. Горшенин 25 декабря 1950 г. секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову,- что по действующему законодательству самовольный уход колхозников в отход не наказуем в уголовном порядке и выносят в таких случаях оправдательные приговоры.

Другие выносят в этих случаях обвинительные приговоры. Министерство юстиции СССР считает, что колхозники, не выработавшие обязательного минимума трудодней в связи с самовольным, без разрешения колхоза, уходом в отход, должны нести ответственность по указу от 15 апреля 1942 г. за тот период, в течение которого они ушли из колхоза, с Отбыванием наказания по месту работы»36.

Такие же точно суровые меры министр предлагал и в отношении детей колхозников, достигших 16-летнего возраста, даже «в случаях, когда их членство в колхозе не оформлено». Советские порядки в отношении закрепощения крестьян своей жестокостью превосходили законодательство «крепостнической России» XVIII-первой половины XIX вв. Для упорядочения судебной практики и избавления своего ведомства от ненужной, с его точки зрения, волокиты и проволочек в таком важном деле, министр вносил следующее предложение: «Министерство юстиции считает, что следовало бы установить определенный порядок оформления членства членов семей колхозников, достигших 16-летнего возраста, с тем, однако, чтобы это не было связано с проведением какой-либо сложной процедуры». Предложение принято не было. Сохранялась все та же система - внешне противоречивая, но цельная по содержанию, которая поддерживала в стране иллюзию возможной свободы и никоим образом не давала ее.

Об этом свидетельствует и другой факт. 3 марта 1949 г. на Бюро Совмина СССР рассматривались вопрос о введении паспорта нового образца и проект нового положения о паспортной системе в СССР. Разработка велась МВД СССР по личному указанию и инициативе заместителя председателя Совмина СССР, члена Политбюро ЦК ВКП(б) Л.П. Берия37. Предложение мотивировалось тем, что «во время войны значительная часть бланков действующих паспортов и инструкций по применению положения о паспортах попала в руки врага и уголовно-преступного элемента, чем была в значительной мере расшифрована техника паспортной работы в СССР».

Утверждалось, что действующий паспорт был «недостаточно защищен от подделки» и это «облегчает преступному элементу возможность укрываться от преследования». Важнейшим отличием предлагаемого проекта было то, что положение о паспортной системе в СССР предусматривало «выдачу паспортов не только городскому, но и сельскому населению». Не следует рассматривать эту попытку как действительную либерализацию советского режима. Скорее наоборот.

Паспортизация всего населения страны в возрасте 16 лет и старше в тех условиях означала абсолютно полный контроль за жизнью каждого: ведь владение паспортом создавало только видимость прав человека - гражданина СССР, т.к. главным в определении его судьбы по прежнему оставались бы «компрометирующие данные», которые хранились в кустовых и Центральном адресных бюро. Переход к полной паспортизации населения страны сулил немалые выгоды Министерству внутренних дел и лично его куратору Л.Ц. Берия, поскольку выросло бы значение министерства, что давало дополнительные шансы в борьбе за власть.

С точки зрения государственной - полный контроль за жизнью каждого члена общества - имелись все резоны принять предложение. Но оно было отклонено со следующей формулировкой, не объясняющей причин отказа: «Предложено МВД доработать на основе мнений на Бюро». Больше к вопросу о наделении паспортами всего сельского населения (включая колхозников) не возвращались до 1974 г., хотя после смерти И.В. Сталина было принято новое положение о паспортах в октябре 1953 г.

Отклонение бериевского проекта вызывает недоумение, т.к. он долго готовился и был согласован во всех соответствующих министерствах. Еще в январе 1948 г. по распоряжению министра внутренних дел СССР С.Н. Круглова была создана авторитетная комиссия по рассмотрению проекта положения о паспортной системе в СССР. В нее вошли: начальники главных управлений милиции и погранвойск, управления войск по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог, ГУЛАГа, тюремного управления, спецотделов, которые ведали особым учетом населения, отдела по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, отдела спецпоселений.

Проект был согласован с министром юстиции и генеральным прокурором СССР. И всетаки он не прошел. И это вопреки прямой поддержке Л.П, Берия, считавшегося в те годы всесильным.
Итак, два высокопоставленных государственных чиновника пытались унифицировать закон: один - порядок оформления членства в колхозе совершеннолетних детей колхозников и судебную практику, определяющую ответственность за невыработку минимума трудодней, а другой- паспортный режим в стране.

В данном случае высокие профессиональные качества служили только помехой: не могло быть никакого единообразия там, где применение закона по замыслу его истинных создателей не подлежало единому судебному толкованию. Ведь именно эта двусмысленная и неопределенная ситуация создавала для людей ловушку. Что же говорить об исполнителях рангом ниже, местных работниках?

Одни суды судили колхозников жестче, потому что исполнители были вполне советскими, прошедшими суровую школу отбора и были взяты из той же народной массы - такие особенно рьяны, злы и опасны. Другие, у кого оставалась капля совести и сострадания, пытались быть помягче. За такими строго следили и примерно наказывали, чтобы другим было неповадно. Срабатывал воспитательный момент - всем исполнителям настойчиво и ежедневно внедрялась в сознание мысль - лучше перегнуть палку, чем недогнуть ее.

Единственное, чего удалось добиться JI.П. Берия во время пика карьеры, когда в марте 1953 г. он был назначен первым заместителем председателя Совмина СССР и вернул себе пост министра внутренних дел, - успеть протолкнуть до своего ареста и расстрела в правительство проект постановления «О сокращении режимных местностей и паспортных ограничений» Докладная на имя нового председателя Совмина СССР Г.М. Маленкова за подписью Л.П. Берия была отправлена 13 мая 1953 г. Соответствующие копии докладной были посланы всем членам Президиума ЦК КПСС - В.М. Молотову, К.Е. Ворошилову, Н.С. Хрущеву, Н.А. Булганину, JI.M. Кагановичу, А.И. Микояну, М.З. Сабурову, М.Г. Первухину38. 21 мая 1953 г. представленный проект быт утвержден в качестве постановления Совмина СССР № 1305515 сс.

Основные изменения сводились к исключению из числа режимных около 150 городов и местностей, всех железнодорожных узлов и станций (режимные ограничения сохранялись в Москве и 24 районах Московской области, в Ленинграде и пяти районах Ленинградской области, во Владивостоке, Севастополе и Кронштадте); уменьшению размеров запретной пограничной полосы (за исключением полосы на границе с Турцией, Ираном, Афганистаном, Карельском перешейке); сокращению перечня преступлений, судимость за которые влекла запрещение проживать в режимных местностях (сохранялись все «контрреволюционные преступления», бандитизм, хулиганство, умышленное убийство, повторные кражи и разбой). Но задуманное Л.П.Берия реформирование паспортной системы, как отмечалось, имело более глубокий смысл. Это подтверждают многочисленные справочные материалы (в том числе о паспортной системе Российской империи), подготовленные аппаратом МВД в апреле 1953 г.

Изданный в развитие правительственного постановления приказ Министерства внутренних дел № 00375 сс от 16 июня 1953 г. за подписью Л.П.Берия, которым упразднялись паспортные ограничения, дышит прямо отеческой заботой о нуждах бывших заключенных и их семей: «При существующем положении граждане, отбывшие наказание в местах заключения или ссылки и искупившие тем самым свою вину перед обществом, продолжают испытывать лишения (...)

Наличие в стране широких паспортных ограничений создает трудности в устройстве не только для граждан, отбывших наказание, но и для членов их семей, которые также в связи с этим оказываются в затруднительном положении»39. Далее отмечалось, что «режим и паспортные ограничения, введенные в этих районах (режимной зоне, которая простирается на сотни километров вглубь страны.-В.П.), тормозят их экономическое развитие». Именно эти основания были изложены в приказе для объяснения смягчения паспортного режима в стране.
После устранения Л.П. Берия из руководства страны постановлением Совмина СССР № 26661124 с от 21 октября 1953 г. вводится новое положение о паспортах, которое без особых принципиальных изменений действовало до 1974 г.

Оно вводило одно изменение большой важности. Из первого пункта, определяющего, граждане каких территорий страны обязаны иметь паспорта, «исчезли», т.е. не были упомянуты, в отличие от положения 1940 г., граждане СССР, проживающие в населенных пунктах, где были расположены МТС, и работающие в совхозах40. Это никак не задевало тех совхозных рабочих и служащих, жителей поселков машинно-тракторных станций, которые уже имели паспорта, но серьезно ограничивало возможности подрастающего поколения.

К чему приводило на практике это «изъятие», если обратиться к последующим событиям в деревне? Со второй половины 50х и в 60е годы происходит рост совхозной системы: совхозы в массовом порядке образовывались на базе так называемых экономически слабых колхозов или создавались вновь в районах освоения целинных и залежных земель. Бывшие колхозники, ставшие в результате реорганизации совхозными рабочими, ничего не выигрывали в плане получения паспортов.

В 1958 г. в стране проводится реорганизация МТС, работники которых, по мысли авторов «реформы», должны были перейти работать в колхозы, купившие технику машиннотракторных станций. Но в этом случае дети бывших работников МТС с достижением 16-летнего возраста также не могли получить паспорта. Поэтому реорганизация МТС привела к новому витку бегства людей из деревни. Получается, что названное паспортное нововведение не столько ограничивало свободу передвижения по стране, сколько способствовало усилению стихийной миграции.

Однако правительство отвергло ходатайство МВД СССР о наделении сельских жителей паспортами, поданное министром С.Н. Кругловым в октябре 1953 г. А.И. Микояну и Н.А. Булганину41. Предложение исходило от начальника паспортно-регистрационного отдела Главного управления милиции МВД СССР Подузова, который принимал активное участие в подготовке проекта паспортного положения при Л.П. Берия. В секретной докладной записке от 24 сентября 1953 г.

Подузов писал министру: «В разработанном проекте положения о паспортах (утверждено Совмином СССР 21 октября 1953 г. - В.П.) предусмотрено, что жители сельских местностей страны паспортов иметь не обязаны... В связи с вытекающими из решений сентябрьского Пленума ЦК КПСС задачами МТС и совхозов, в частности заменой сезонных кадров постоянными - не следует ли внести в проект положения дополнение о том, что постоянные местные жители сельских местностей, работающие в МТС и совхозах на штатных должностях, обязаны иметь паспорта. Тем самым постоянные кадры рабочих МТС и сохозов в отношении документирования личности будут приравнены к рабочим городских предприятий.

Кроме того, это ликвидирует существующее положение, при котором постоянные кадровые работники, прибывшие в МТС и совхозы из городов, имеют паспорта, а местные постоянные работники паспортов не имеют»42. Трудно сказать точно, какими истинными мотивами руководствовался Подузов, скорее всего он стремился использовать шанс для служебной карьеры, угадывая по решениям сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС, что подули ветры «оттепели».

Пометы на документе свидетельствуют, что записка Подузова была первый раз послана А.И. Микояну еще 25 сентября 1953 г. Мы не располагаем документами, по которым можно было бы установить, кто конкретно из членов правительства, отвечающих за подготовку нового положения о паспортах, наложил вето на предложение МВД, и каковы были причины запрета. Но жизненная ситуация свидетельствовала, что своего главного врага - русского крестьянина - советская власть продолжала держать на паспортном «крючке».

И, по положению о паспортах от 21 октября 1953 г., в сельских местностях (за исключением режимных) продолжали проживать без паспортов. Если они привлекались временно сроком не более чем на один месяц на сельхозработы, лесозаготовки, торфоразработки в пределах своей области, края, республики (не имеющей областного деления), им выдавалась справка сельсовета, удостоверяющая их личность и цель выезда.

Такой же порядок сохранялся для деревенских жителей непаспортизированных местностей, если они выезжали в санатории, дома отдыха, на совещания, съезды, в командировки. Если выезжали за пределы своего района в другие местности страны на срок свыше 30 дней, они были обязаны получить паспорта «в органах милиции по месту жительства»43. Таким образом, процедура получения паспорта для сельского населения непаспортизированных районов не изменилась по сравнению с 30ми годами.

После смерти И.В. Сталина крестьянину как будто жить стало легче: в 1953 г. изменен порядок обложения крестьянских хозяйств сельхозналогом, с 1958 г. отменены обязательные поставки всех сельхозпродуктов с хозяйств колхозников, мартовская (1953 г.) амнистия прекращала исполнение всех без исключения приговоров; по которым колхозники осуждались к исправительнотрудовым работам за невыработку обязательного минимума трудодней44. Для тех, кто постоянно работал в колхозе, амнистия являлась значительным облегчением жизни. Колхозники, ушедшие в «отход» без разрешения правлений колхозов, в связи с амнистией почувствовали себя свободными. Это был самообман, т.к. в правовом положении колхозника не произошло никаких существенных перемен: продолжал действовать примерный устав сельхозартели, в годовом отчете колхоза «отходники» продолжали учитываться государством как рабочая сила, числящаяся за колхозами. Следовательно,

По закону в любой момент всех, кто самовольно ушел в «отход», правительство могло принудительно вернуть в колхозы. Меч был занесен над головами, но не рубил, его как бы «забыли» опустить. Отменяя судебное решение о преследовании колхозников за нарушение ими постановления об обязательном минимуме трудодней, советский режим стремился создать в обществе надежды на возможные перемены к лучшему и психологически подготовить людей к хрущевской «оттепели»: крестьянство вновь «подталкивалось» в города.

Наряду с указанными послаблениями продолжали сохраняться ограничения в паспортных правах для сельских жителей, их «второсортность» хотя и стала менее заметной, но сохранялась властями сознательно, продолжала уязвлять народную душу. Так, в секретном циркуляре № 42 с от 27 февраля 1958 г. министра внутренних дел СССР Дудорова, адресованном министрам союзных республик предписывалось: «Не допускать направления граждан из сельской непаспортированной местности за пределы области, края, республики (не имеющей областного деления) на сезонные работы по справкам сельских Советов или колхозов, обеспечивая выдачу этой категории граждан краткосрочных паспортов на срок действия заключенных ими договоров (выделено мною. - В.П.)»45. Таким образом, юридически паспортные ограничения для колхозников 50х годов не отличались от таковых в 30е годы. Возможно, приведенный циркуляр в сочетании с практикой выдачи краткосрочных паспортов послужили основой для создания устойчивого мифа о том, что «раскрепощение» колхозников началось еще при Н.С. Хрущеве.

Так велика сила общественного мнения, замешанная на предрассудках о незнании важнейших фактов отечественной истории. Имеется и психологический подтекст - для тех, кому удалось убежать из деревни в город в годы «оттепели» и получить паспорт,7этот вопрос потерял всякую остроту и перестал замечаться как один из основных в сельской жизни. В действительности только 28 августа 1974 г. постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР» принимается решение о введении с 1976 г. паспорта гражданина СССР нового образца46.

Новое положение о паспортной системе 1976 г. устанавливало, что «паспорт гражданина СССР обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16летнего возраста». Выдача и обмен новых паспортов должны были проводиться с 1976 по 1981 гг. Почему крестьяне были уравнены в правах с остальными гражданами страны спустя более сорока лет после введения паспортной системы в СССР? Потому что именно такой срок понадобился для переделки русского народа в советский.

Этот исторический факт и оыл зафиксирован в преамбуле Конституции СССР (принята 7 октября 1977 г.): «В СССР построено развитое социалистическое общество... Это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность - с о в е т с к и й н а р о д»47. В то время как села России уничтожались, города росли и развивались, пока своими размерами и смешением языков не стали напоминать древний Вавилон. Основная масса людей переместилась в города и стала пленниками этих каменных мешков с присущей им «цивилизацией». Национальная русская культура, питающаяся соками деревенской жизни, сохранилась преимущественно в литературе. Появились невиданные ранее ни при каких гулагах возможности управлять жизнью, сознанием и душами людей.

Василий Попов, кандидат исторических наук

ПРИМЕЧАНИЯ

36 ГАРФ. Ф.5446. Оп. 60. Д. 6990. Л. 21-27.
37 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 53. Д. 5020. Л. 1-28.
38 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1. Д. 4155. Л. 170-181.
39 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 233. Т. 3. Б.н.
40Там же. Д. 233. Т. 3. Б.н.
41 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 1440. Л. 227-236.
Там же. Д. 1440. Л. 227-227 об. Как и в предшествующие годы, для большинства сельских жителей получение паспорта в период хрущевской «оттепели» попрежнему зависело от произвола местных органов. Так. приказ министра внутренних дел СССР С.Н. Круглова №0240 от 24 апреля 1954 г., объявлял инструкцию о порядке применения положения о паспортах 1953 г., в которой имелся следующий пункт: «В виде исключения разрешается выдавать паспорта по месту жительства также лицам, хотя и являющимся постоянными жителями сельской местности, но работающим в учреждениях, на предприятиях, в МТС и совхозах (выделено мною. - В.П.)». См.: ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 233. Т. 3. Б.н.
43 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 233. Т. 3. Б.н.
44 ГАРФ. Ф. 9492. Оп. 1. Д. 284. Л. 5.
45 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 233. Т. 2. Б.н.
46 СП СССР. 1974. № 19 Ст. 109.
47 Кукушкин ЮС, Чистяков ОМ. Очерк истории Советской Конституции. 2е изд. М., 1987. С. 316. В 70е годы вышло множество книг, брошюр, статей советских историков, философов, социологов, которые на большом фактическом материале доказывали реальное существование «советского народа».


23
Реферат:
«История российского паспорта»

Введение

Одна из важных примет сегодняшнего времени
- возрождающийся интерес наших современников к поиску своих корней. История большой страны складывается из истории каждой семьи. В судьбе любой семьи, как в капле, отражается судьба целой страны…
ХХ век был трагическим для России. Горели архивы, уничтожались документы, скрывались факты. Войны, революции, террор и репрессии почти лишили нас прошлого. Но никогда не поздно связать разорванные нити!
Безусловно, сведения об истории развития паспортной системы в России имеют значение для генеалогических исследований, потому что в каком бы веке это не происходило, паспорта, выдаваясь, оставляли следы в документах, которые можно найти в архивах и изучить.

1. До 1917 года…

1.1 Начало паспортной системы


Основные принципы паспортной системы в Российской Империи были установлены еще в начале 18 века.
В 1719 в связи с введением подушной подати и рекрутской повинности были введены проезжие грамоты .
В 1724 установлены правила об отлучках крестьян и введены покормежные и пропускные письма , в них были описаны рост, лицо и приметы отпущенного. Первые выдавались крестьянам, уходившим из сел на заработки в пределах своих уездов, помещикам и приказчикам. Вторые - лицам, отправляющимся в другие уезды. За передвижением населения надзирали местные административные органы и полиция. Крестьян, обнаруженных без документов, подвергали телесным наказаниям и отправляли к их владельцам.
С 1763 паспортполучил значение как средство сбора паспортной пошлины .
С 1803 вместо прокормежных и пропускных писем для купцов, мещан и крестьян ввели печатные паспорта , действительные только в России.
В 1894 паспортные пошлины были оставлены только для привилегированных сословий; в 1897 окончательно отменены.
С 30-х гг. и до конца XIX века основным законом, определявшим права и обязанности полиции по осуществлению паспортного режима в империи, являлся «Устав о паспортных и беглых». Главное правило Устава (ст. 1) гласило, что никто не может отлучаться от места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта .
Закон обязывал всех лиц предъявлять паспорта при переезде из одной губернии в другую на установленных в городах заставах, а по прибытии на место - полиции. Не служившие на государственной службе дворяне могли не иметь паспортов, для них документом являлась грамота на дворянское достоинство.
Для крестьян и мещан было установлено три категории паспортов, выдаваемых в зависимости от удаления лица от основного места жительства и срока их действия (максимально до 3 лет).
Паспортная книга составлялась частными приставами, на крестьян - в волостных правлениях. Там фиксировались проезжие грамоты, подорожные листы, паспорта, виды на жительство и др. В них содержались следующие сведения: фамилия, имя, отчество, звание, возраст, вероисповедание, семейное положение - состав семьи. Встречаются и другие варианты паспортных книг, где указаны такие данные: номер дома, фамилия, имя, отчество, звание, откуда прибыл, когда дан паспорт, в чьем доме живет, вид на торговлю, ремесло, когда и куда убыл. Они хранятся в региональных архивах: фондах частных приставов, волостных правлений. Система выдачи паспортов менялась; общим были кратковременные сроки их действия.
С 1883 домохозяева непременно должны были извещать полицию о всех прибывших и выбывших во всех городах, посадах и местечках, представляя в полицию их паспорта для регистрации.

1.2 Положение о видах на жительство 1894


Положение 3 июня 1894 о видах на жительство, законом 2 июня 1897 было распространено на всю империю, кроме губерний бывшего Царства Польского и Финляндии, лиц, состоящих на действительной военной и морской службе, лиц войскового сословия казачьих войск, финляндских обывателей, иностранных подданных, проживающих в империи, на лиц, отбывающих за границу и оттуда возвращающихся, лиц римско-католического духовенства, инородцев, приисковых рабочих, скопцов, ссыльнопоселенцев и состоящих под полицейским надзором, учреждаемым по распоряжению административных властей. По отношению ко всем этим лицам, а также к обывателям губерний Царства Польского, сохранили свою силу прежние узаконения о паспортах.
С 1 января 1895 началась выдача новых по форме документов. Книги записи (учета) паспортов заводились в местах выдачи паспортов: по месту службы лиц, состоящих на государственной службе, духовенству - духовных учреждениях, полицейских управлениях, мещанских и ремесленных управах и т.д. В паспорт вносились приметы его владелица (при отсутствии фотографии), а также место жительства, сословная принадлежность, вероисповедание; графы о национальности не было.
В местах постоянного проживания паспорт не требовался, кроме городов объявленных на положении чрезвычайной и усиленной охраны.
Там, где действовали правила надзора за промышленными заведениями, рабочие также обязаны были иметь паспорта. Не требовалось паспортов при отлучках в пределах уезда и за его пределами - не более, чем на 50 верст и не более, чем на 6 мес., а от лиц, нанимавшихся на сельхозработы, - и на больший срок, но лишь в волостях, смежных с уездом постоянного жительства.
В паспорт вносились жены, сыновья и опекаемые до 18 лет, дочери до 21 года и находящиеся на содержании владельца паспорта лица преклонного возраста. Мужчины до 17 лет и девицы до 21 года могли получать вид на жительство лишь по просьбе родителей или опекунов, замужние женщины - только с согласия мужа. Паспорт мог быть выдан по распоряжению начальства и женам лиц, находящихся в безвестной отлучке или страдавших умопомешательством.
Установлены точные правила о том, в каких случаях общества и домохозяева в праве отказывать в выдаче или возобновлении паспортов отлучающимся членам обществ или крестьянских дворов.
Неотделенным членам крестьянских семейств, даже и совершеннолетним, вид выдавался только с согласия хозяина крестьянского двора или по распоряжению земского начальника (мирового посредника).
Дворянам не служащим, лицам, уволенным от государственной службы, офицерским чинам и чиновникам запаса, почетным гражданам, купцам и разночинцам видами на жительство служат бессрочные паспортные книжки, выдаваемые полицейскими управлениями (в столицах - участковыми приставами).
Лицам, состоящим на гражданской службе, и духовенству всех исповеданий, кроме римско-католического, эти книжки выдаются по месту служения или от подлежащих духовных властей. Такие же книжки выдаются вдовам и достигшим совершеннолетия дочерям означенных лиц.

1.3 Устав о паспортах 1903 (с дополнениями 1906- 1 909)

В 1903 был издан Устав о паспортах (с изменениями и дополнениями 1906-1909 гг.), принципиально не отличавшийся от положения (1894 г.). Устав закреплял различия в правах и документировании отдельных групп населения в зависимости от их сословия, рода занятий, имущественного положения и национальности.

Вводились ограничения на поселения и получение документов как общего порядка (например, «черта оседлости» для еврейского населения, ограничения для цыган, запретная зона вокруг столиц и губернских округов) так и для лиц, судимых и находящихся под надзором полиции. Отбывшие наказание в исправительно-арестантских отделениях, тюрьмах и крепостях в соответствии с Уложением о наказаниях (в отдельных случаях по решению Особых Совещаний при министре внутренних дел) находились под особым полицейским надзором. Этим лицам паспорта выдавались только с разрешения полиции, а в них делалась отметка о судимости владельца и производилась запись, ограничивающая места проживания.

Царский указ от 5 октября 1906 представлял крестьянам одинаковые в отношении государственной службы права с другими сословиями и свободу избрания места постоянного жительства, без чего было невозможно проводить столыпинскую реформу Столыпинская аграрная реформа (Реформа крестьянского надельного землевладения в России. Разрешение выходить из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 09.11.1906), принудительное землеустройство (законы 1910 и 1911 гг.) и переселенческая политика имели целью ликвидацию малоземелья….Реформа потерпела неудачу. Переселенчество - перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности (Сибирь, Дальний Восток). Было основным средством внутренней колонизации. .

С 5 октября 1906 официальный документ, удостоверяющий личность граждан в России, стал называться Паспортной книжкой . В ней указывались фамилия владельца, его имя и отчество, семейное положение, дети, особые приметы и место жительства.

1.4 Паспорта иностранцев и заграничный паспорт для русских

В России приезд иностранцев был обставлен разными ограничениями уже в московском периоде; пограничные воеводы могли пропускать иностранцев в пределы государства лишь с разрешения высшего правительства.

Самый ранний документ полицейского учета иностранцев - проезжая грамота, официально введенная указом 1719. Содержала сведения: имя, фамилия, откуда выехал, куда направляется, место жительства, характеристика его рода деятельности, сведения о членах семьи, которые ехали вместе с ним, иногда сведения об отце и родителях. Сохранились они только в личных фондах федеральных и региональных архивов.

Более поздний документ полицейского учета иностранцев - подорожная. Исполняла ту же функцию, как и проезжая грамота. Выдавалась на проезд в Россию иностранцев высшими должностными лицами. В документе указывались имена и фамилии иностранцев, состав семьи, если они выезжали с семьей, чин, звание, место назначения, цель поездки. Подорожные хранятся в региональных архивах в фондах полицейских управлений.

По положению 1894 г. иностранцев допускали в Россию только по паспортам Российских миссий и консульств или по засвидетельствованным ими иностранным паспортам; в противном случае иностранцы подлежали высылке, а если страна их подданства отказывалась их принимать, то их рассматривали как бродяг.

Иностранцам паспорта выдавали только на 1 год. Иностранцы, жившие в крупных городах, должны были сдавать свои паспорта в полицмейстерскую канцелярию. Оттуда паспорта после проверки отправляли в специальные коллегии. Чтобы уехать из страны, нужно было ждать, пока канцелярия не проверит, не должен ли кому в России отъезжающий. Только после согласования с Коллегией иностранных дел давалось разрешение на выезд. Паспорта тех, кто плыл из страны морем или на судах, выходящих из российских портов, регистрировали в Адмиралтейской коллегии.
В Соборном уложении 1649 есть глава «О проезжих грамотах в иные государства». Такие грамоты выдавали по преимуществу купцам, которые везли свои товары за рубеж. «А будет кому случится ехать из Московского государства для торгового промыслу или иного какого своего дела в иное государство, с Московским государством мирное, тому на Москве бити челом государю; а в городах воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездить». Потом появилась так называемая «опасная грамота». Давали такую грамоту на время жизни и работы за рубежом. Грамота «опасала» (или оберегала) русских от любых недоразумений за границей.
В 18 веке для того, чтобы уехать за рубеж, нужно было получить «пашпорт» («пас»), который выдавала Коллегия иностранных дел за плату (кроме выезда по государственным делам) в размере восьми алтын и двух денег.
Заграничные паспорта выдавали сначала беспрепятственно, но Павел IС 1796 по 1801 правил Павел I (1754 - 1801). Сын Петра III и Екатерины II. Убит заговорщиками - дворянами. воспретил поездки молодых людей за границу для учебы. В 1_й трети 19 в. выезд был свободным и неограниченным, но в 1831 установили, что молодежь от 10 до 18 лет непременно должна воспитываться в России под угрозой потери права на государственную службу; исключения допускались лишь по Высочайшему соизволению. Пребывание за границей дольше указанного в паспорте срока и отказ на требование вернуться рассматривались как государственное преступление.
По закону 18 февраля 1831 заграничные паспорта выдавали главные начальники края: губернаторы, градоначальники, после того, как полиция удостоверяла благонадежность лица. Удостоверение полиции могло заменить ручательство благонадежных лиц. Паломники, ехавшие на богомолье в Иерусалим, должны были получить разрешение Синода.
Русским подданным разрешалось пребывать за границей 5 лет, русским купцам, торгующим на Востоке - 7 лет. В паспорте содержались следующие данные: фамилия, имя, отчество, возраст, вероисповедание, занятие, место жительства, сведения о семье Не всегда, приметы, цель и место путешествия. В учреждениях, выдававших паспорта, оставались их дубликаты. Их можно найти в региональных архивах: фондах канцелярий генерал-губернаторов, полицейских управлений, личных фондах.
С 1834 заграничные паспорта для дворян выдавали не более, чем на 5 лет, для других сословий - на 3 года; в 1851 срок пребывания за границей для дворян сократили до 2 лет, для прочих - до 1 года. Паспорта выдавали после троекратной публикации в газетах об отъезде и уплате пошлины в 250 руб. за каждое полугодие. При Александре II C 1855 по 1881 правил Александр II . (1818 - 1881). Старший сын Николая I. На его жизнь был совершен ряд покушений (1866, 1867, 1879, 1880). Убит народовольцами в 1881 г. пошлины и публикации отменили, срок дозволенного пребывания за границей увеличили до 5 лет. Заграничные паспорта выдавали губернаторы и градоначальники по удостоверении полицией отсутствия законных препятствий к отъезду или по ручательству благонадежных лиц.
Лицам, жившим в приграничных местностях, в т.ч. владевшим землей в сопредельном государстве, выдавали особые сроком на 3 и 8 месяцев пропускные легитимационные билеты с указанием переходных пунктов, где таможенники свидетельствовали каждый переход.

2. После 1917

С 1918 документом, удостоверяющим личность гражданина РСФСР, начали считаться трудовые книжки. С 1924 стали выдаваться удостоверения личности сроком на три года. С 1927 юридическая сила подобных документов распространилась на метрические выписки о рождении или браке, справки домоуправлений и сельсоветов о проживании, служебные удостоверения, профсоюзные, военные, студенческие билеты…

2 .1 Постановление о единой паспортной системе и обязательной прописке и выписке

27 декабря 1932 в Москве председателем ЦИК СССР М.И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В.М. Молотовым и секретарем ЦИК СССР А.С. Енукидзе было подписано постановление №57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов»

Положение о паспортах устанавливало, что все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны иметь паспорта. В паспортизированных местностях паспорт являлся единственным документом, удостоверяющим личность владельца. Все прежние удостоверения, ранее служившие видом на жительство, отменялись. Вводилась обязательная прописка паспортов в органах милиции не позднее 24 часов по прибытии на новое местожительство. Обязательной стала и выписка - для всех, кто выбывал из пределов данного населенного пункта совсем или на срок более двух месяцев; для всех, покидающих прежнее местожительство, обменивающих паспорта; заключенных; арестованных, содержащихся под стражей более двух месяцев.

Помимо кратких сведений о владельце (имя, отчество, фамилия, время и место рождения, национальность) в паспорте указывались: социальное положение («рабочий», «колхозник», «крестьянин-единоличник», «служащий», «учащийся», «писатель», «художник», «артист», «скульптор», «кустарь», «пенсионер», «иждивенец», «без определенных занятий»), постоянное местожительство и место работы, прохождение обязательной военной службы и перечень документов, на основании которых выдавался паспорт.

2.2 Режимные территории

Предприятия и учреждения должны были требовать от принимаемых на работу паспорта (или временные удостоверения), отмечая в них время зачисления в штат. Первоначально предписывалось проведение паспортизации с обязательной пропиской в Москве, Ленинграде (включая стокилометровую полосу вокруг них), Харькове (включая пятидесятикилометровую полосу) в течение января - июня 1933. Их территории со стопятидесятикилометровыми полосами вокруг объявлялись режимными . В том же году предполагалось закончить работу в остальных регионах страны, подпадавших под паспортизацию.

Постановлением Совнаркома СССР №861 от 28 апреля 1933 «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории СССР» к режимным были отнесены города Киев, Одесса, Минск, Ростов-на-Дону, Сталинград, Сталинск, Баку, Горький, Сормово, Магнитогорск, Челябинск, Грозный, Севастополь, Сталино, Пермь, Днепропетровск, Свердловск, Владивосток, Хабаровск, Никольско-Уссурийск, Спасск, Благовещенск, Анжеро-Судженск, Прокопьевск, Ленинск, а также населенные пункты в пределах стокилометровой западноевропейской пограничной полосы СССР. В этих местностях запрещалось выдавать паспорта и проживать некоторым лицам, которые под контролем органов милиции подлежали выдворению в другие и т.д.................

В 1953 постановлением Совмина СССР №1305-515 были исключены из числа режимных около ста пятидесяти городов и местностей, все железнодорожные узлы и станции. Режимные ограничения сохранялись в Москве и в двадцати четырех районах Московской области, в Ленинграде и пяти районах Ленинградской области, во Владивостоке, Севастополе и Кронштадте. Уменьшились размеры запретной пограничной полосы (за исключением полосы на границе с Турцией, Ираном, Афганистаном, на Карельском перешейке). Сокращен перечень преступлений, судимость за которые влекла запрещение проживать в режимных местностях (сохранялись все контрреволюционные преступления, бандитизм, хулиганство, умышленное убийство, повторные кражи и разбой).

По положению о паспортах от 21 октября 1953 жители сельских местностей (за исключением режимных) продолжали жить без паспортов. Если же они привлекались временно, сроком не более чем на один месяц, на сельхозработы, лесозаготовки, торфоразработки в пределах своей области, края, республики, им выдавалась справка сельсовета, удостоверяющая их личность и цель выезда. Такой же порядок сохранялся для деревенских жителей непаспортизированных местностей, если они выезжали в дома отдыха, на совещания, в командировки. Если же они отправлялись за пределы своего района в другие местности страны на срок свыше тридцати дней, то обязаны были прежде всего получить паспорт в органах милиции по месту жительства.

С октября 1953 паспорта выдавались: бессрочные - лицам, достигшим сорокалетнего возраста, десятилетние - лицам в возрасте от 20 до 40 лет, пятилетние - лицам в возрасте от 16 до 20 лет. Выдавался еще одни тип паспорта - краткосрочный (на срок не более шести месяцев) - в случаях, когда люди не могли представить все необходимые для получения паспорта документы, при утрате паспортов, а также выбывающим из сельской местности на сезонные работы (в «отход»). Последние получали краткосрочные паспорта на срок действия договоров и могли обменять их лишь в случае перезаключения ими договоров.

В сентябре 1956 объявлялась амнистия советским воинам, осужденным за сдачу в плен врагу в период Отечественной войны. Органам милиции предписывалось обменять ранее выданные паспорта (с ограничениями), отныне они могли ехать на постоянное жительство в любой район страны, включая режимный. В январе 1957 было разрешено проживание и прописка калмыкам, балкарцам, карачаевцам, чеченцам, ингушам и членам их семей в местностях, из которых их ранее выселили.

28 августа 1974 постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР» принимается решение о введении с 1976 паспорта гражданина СССР нового образца. Это положение устанавливало, что паспорт гражданина СССР обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16-летнего возраста. Выдача и обмен новых документов должны были проводиться с 1976 по 1981.

Сельским жителям паспорта не выдавались. Они были приписаны к своим колхозам. Считалось, что поскольку колхозники редко выезжают за пределы своего населенного пункта, отдельный документ им не требуется.
Если житель сельской местности собирался поехать куда-нибудь дальше райцентра, он обязан был получить в сельсовете особую справку, срок действия которой составлял 30 дней. Причем выдавалась она только с разрешения председателя колхоза, а тот мог и не разрешить человеку уехать. Поэтому существовавший порядок впоследствии назвали «крепостным правом». Власти опасались, что, получив свободу передвижения, крестьяне не захотят и дальше за гроши надрываться на полях и фермах и сельское хозяйство будет разрушено.
Многие колхозники стремились еще в 14-15 лет отправить детей учиться в город, в фабрично-заводские училища и техникумы. В колхоз в добровольно-принудительном порядке записывали только с 16 лет. Если подросток оставался до этого возраста в городе, то он автоматически получал паспорт. Сельские парни, отслужив в армии, не возвращались в родные места, а устраивались работать на заводы, стройки, в милицию, лишь бы попасть в город.
Паспортов лишали и тех, кто работал на тяжелых работах. Например, шахтерам вместо паспортов в отделах кадров выдавали специальные удостоверения, с которыми они не могли ни уйти с работы, ни устроиться на другое место, ни даже покинуть определенное им место проживания.
Для военнослужащих паспорт заменяло удостоверение личности. Выдавались такие удостоверения только офицерам или прапорщикам на весь период нахождения их на военной службе. В них указывались номер войсковой части, воинское звание и должность, отметки о личном оружии, группе крови, дактилоскопии и т. д. Гражданский паспорт сдавался при поступлении на военную службу и выдавался после увольнения из рядов Вооруженных сил в обмен на сдачу удостоверения.



 

Возможно, будет полезно почитать: