Исключительные права на произведение автора передача.

  • 5.Субъекты права интеллектуальной собственности и их характеристика.
  • 6.Распоряжение исключительным правом путем отчуждения права. Распоряжение исключительным правом путем отчуждения права.
  • 7.Распоряжение исключительным правом путем заключения лицензионного договора.
  • 8.Защита интеллектуальных прав: субъекты, форма, способы защиты исключительных и неимущественных прав, ответственность за нарушение. Защита интеллектуальных прав
  • Специальные меры ответственности за нарушение исключительных интеллектуальных прав
  • 9.Понятие и принципы авторского права. Понятие и принципы авторского права.
  • 1. Понятие и функции авторского права
  • 11.Международно-правовая охрана авторских прав. Международно-правовая охрана авторских прав
  • 14.Произведения, не являющиеся объектами авторского права. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
  • 15.Субъекты авторского права и их характеристика. Соавторство. Субъекты авторского права и их характеристика. Соавторство.
  • 16.Правовое положение организаций по коллективному управлению правами. Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.
  • Правовое положение организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами
  • 17.Личные неимущественные права автора и их характеристика. Личные неимущественные права автора и их характеристика.
  • Исключительное право
  • Особенности:
  • Защита исключительных прав
  • Личные неимущественные права
  • Защита личных неимущественных прав авторов
  • 18.Исключительное право на произведение и другие имущественные права, их характеристика. Исключительное право на произведение и другие имущественные права
  • 20.Формы реализации права автора на вознаграждение. Формы реализации права автора на вознаграждение.
  • 21.Свободное использование произведений: условия, случаи
  • 22.Срок действия авторского права. Срок действия авторского права
  • 23.Особенности договоров о передаче авторских прав. Особенности договоров о передаче авторских прав.
  • Договоры в сфере авторского права
  • 24.Понятие, формы и способы защиты авторских прав.
  • 25.Особенности правовой охраны программ для эвм и баз данных. Особенности правовой охраны программ для эвм и баз данных.
  • 26.Понятие и содержание прав, смежных с авторскими Понятие и содержание прав, смежных с авторскими.
  • 28.Объекты смежных прав.
  • 29.Субъекты смежных прав.
  • 30. Право на исполнение и его характеристика. Право на исполнение и его характеристика.
  • 31.Право на фонограмму и его характеристика. Право на фонограмму и его характеристика.
  • 32. Право на организацию эфирного и кабельного вещания. Право организаций эфирного и кабельного вещания.
  • 33. Право изготовления баз данных Права изготовителей баз данных
  • 34. Право публикатора.
  • 35. Свободное использование объектов смежных прав. Свободное использование объектов смежных прав по законодательству Российской Федерации
  • 36. Срок действия смежных прав.
  • 37. Особенности защиты смежных прав. Особенности защиты смежных прав.
  • 38. Ответственность за нарушение авторских и смежных прав.
  • 39. Понятие, функции и принципы патентного права. Понятие, функции и принципы патентного права.
  • 41. Система патентования.
  • 42. Понятие и значение патента. Приоритет. Понятие и значение патента. Приоритет.
  • 43. Международное и евразийское понятие. Международное и евразийское патентование.
  • 44. Объекты патентных прав. Объекты патентных прав.
  • Понятие объектов патентного права
  • Объекты патентного права:
  • Не могут быть объектами патентных прав:
  • Признаки объектов патентных прав:
  • Изобретение
  • Не считаются изобретениями:
  • Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретений:
  • Полезная модель
  • Не предоставляется правовая охрана в качестве полезных моделей:
  • Промышленный образец
  • Не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца:
  • 45. Понятие и условия патентоспособности изобретения. Объекты, не являющиеся изобретениями. Понятие и условия патентоспособности изобретения. Объекты изобретения. Правовая охрана изобретения.
  • 47. Понятие и условия патентоспособности промышленного образца. Объекты, которым не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца.
  • 48. Субъекты патентного права и их характеристика. Патентные права и их характеристика.
  • 49. Патентные права и их характеристика. Патентные права и их характеристика.
  • 50. Распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец
  • Распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец.
  • 51. Ограничения патентных прав. Ограничения патентных прав.
  • 52. Сроки действия на изобретение, полезную модель и промышленный образец. Сроки действия на изобретение, полезную модель и промышленный образец.
  • Досрочное прекращение действия
  • 53. Распоряжение исключительным право на изобретение, полезную модель и промышленный образец.
  • 54. Получение патента, этапы и их содержание.
  • Получение патента, этапы и их содержание.
  • 55. Особенности защиты прав авторов и патентообладателей. Защита прав авторов и патентообладателей. Ответственность за нарушение прав авторов и патентообладателей.
  • 56. Прекращение и восстановление действия патента.
  • 60. Право на секрет производства (ноу-хау): понятие, ноу-хау, характеристика, ответственность за нарушение.
  • Обозначения, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарною знака
  • 64. Исключительное право на товарный знак, срок его действия, случаи прекращения.
  • 65. Государственная регистрация товарного знака и ее этапы. Конвенционный и выставочный приоритет. Государственная регистрация товарного знака и ее этапы. Конвенционный и выставочный приоритет.
  • 66. Распоряжение исключительным правом на товарный знак.
  • 67. Признание правовой охраны товарного знака недействительной. Досрочное прекращение правовой охраны товарного знака. Прекращение правовой охраны товарного знака
  • 68. Особенности защиты права на товарный знак. Особенности защиты права на товарный знак.
  • Нормативные основы защиты прав на товарные знаки
  • Защита в административном порядке
  • Судебные действия
  • 69. Ответственность за нарушение исключительных прав на товарный знак. Ответственность за нарушение исключительных прав на товарный знак (знак обслуживания).
  • Нарушение прав на товарный знак - Ответственность за незаконное использование товарного знака.
  • 70. Право на наименование места происхождения товара.
  • 71. Государственная регистрация наименования места происхождения товара, этапы и их характеристика. Государственная регистрация наименования места происхождения товара, этапы и их характеристика.
  • Оспаривание и признание недействительным предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара
  • Ответственность за нарушение прав на наименование места происхождения товара
  • 73. Использование наименования места происхождения товара.
  • Наименование места происхождения товара
  • Ответственность за незаконное использование средств индивидуализации
  • Использование наименования места происхождения товара
  • 74. Особенности защиты права на наименование места происхождения товара. Особенности защиты права на наименование места происхождения товара.
  • Основная цель гражданско-правовой индивидуализации:
  • Содержание прав на средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг)
  • Прекращение прав на средства индивидуализации
  • 23.Особенности договоров о передаче авторских прав. Особенности договоров о передаче авторских прав.

    Статья 30 Закона предусматривает, что принадлежащие автору исключительные права могут передаваться им другим лицам только по авторскому договору. Данную формулировку принято толковать расширительно. В российском гражданском праве определяющее значение имеет не название, а содержание договора. Таким образом, не столь уж важно, как именно будет называться договор, по которому передаются авторские права, – «авторский договор», «договор о передаче авторских прав», просто «договор», «соглашение», «контракт» или иначе. Главное, чтобы в нем содержались все условия, которые необходимы для заключения авторского договора.

    По своей сути авторские договоры – это обычные гражданско-правовые договоры, в отношении которых законодательство об авторском праве устанавливает некоторые дополнительные требования, объясняемые как особенностью передаваемых в соответствии с ними прав, так и необходимостью дополнительной защиты «слабой стороны» – авторов.

    Гражданско-правовые сделки могут содержать элементы авторского договора. Например, получила относительно широкое распространение передача авторских прав учредителями в качестве взноса в уставный капитал юридических лиц.

    Крайне желательно оформлять условия о передаче прав в качестве приложения к трудовому договору, заключаемому с работниками организации, а также включать их при необходимости в положения договоров на выполнение работ, оказание услуг и т. д.

    На практике, к сожалению, во многих случаях договоры о передаче авторских прав не заключаются или формулируются так, что оказывается невозможным дать однозначное толкование предусматриваемых ими положений.

    Условие об исключительности прав, передаваемых по авторскому договору

    Условия о возможности дальнейшей передачи прав, полученных по авторскому договору

    Договоры в сфере авторского права

    Правообладатели исключительных прав и авторы произведений могут распоряжаться своими нравами на договорных началах. В числе юридических оснований по распоряжению своими правами закон упоминает договор об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионный договор о предоставлении права использования произведения, договор авторского заказа. Данные сделки отличаются направленностью действий сторон и содержанием обязательств, порождаемых такими действиями. Рассмотрим понятия и особенности каждого договора.

    По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ). Данный договор является двусторонним и консенсуальным. При этом он может быть как возмездным, так и безвозмездным. Такая сделка заключается в письменной форме и направлена на передачу в собственность исключительного права на произведение и, соответственно, прекращение такого права за автором или правообладателем, его передающим. В этом заключается самое важное отличие. Сторонами в данном договоре могут быть как- физические, так- и юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

    По лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (п. 1 ст. 1286 ГК РФ). Лицензионный договор характеризуется как двусторонний и консенсуальный. Так же как и договор об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионный договор может носить как возмездный, так и безвозмездный характер.

    В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения. В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме. Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений. Такие ставки установлены постановлениями Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства"; от 17 мая 1996 г. № 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)"; от 29 мая 1998 г. № 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.".

    Лицензионный договор, как правило, заключается в письменной форме, но договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программы или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие па заключение договора.

    Особой разновидностью данного договора является издательский лицензионный договор. По договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором или иным правообладателем (лицензиар) с издателем (лицензиат), последний обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. Специфика данного договора заключается в субъектном составе участников договорных отношений. Лицензиатом является издательство, т.е. лицо, на кото-рос в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение.

    Издательскую деятельность может осуществлять юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" уведомили органы власти об осуществлении издательской и полиграфической предпринимательской деятельности. Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.

    Издатель может выступать в качестве учредителя СМИ, редакции, распространителя, собственника имущества редакции. В качестве особых условий издательского лицензионного договора в ст. 1287 ГК РФ названы условия о выплате вознаграждения лицензиару и срок исполнения обязанности лицензиатом. В случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков.

    Договор авторского заказа - это договор, в силу которого одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме (ст. 1288 ГК РФ). В обязанности автора входит обязательная передача материального носителя произведения.

    Договор авторского заказа в зависимости от содержания может быть нескольких видов: договор авторского заказа с передачей заказчику в собственность материального носителя; договор, предусматривающий передачу произведения во временное пользование; договор авторского заказа, предусматривающий отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах; смешанный договор.

    Договор авторского заказа является возмездным, двусторонним, консенсуальным. Существенными условиями такого договора являются его предмет и срок исполнения договора. Произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.

    Договор авторского заказа отличается особыми правилами, применяемыми в случае, когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, а автор не предоставил результата. При необходимости и при наличии уважительных причин в рамках ст. 1289 ГК РФ автору для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок. По истечении льготного срока заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа. Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

    Как уже говорилось, у автора могут быть как исключительное право (имущественные права), так и личные неимущественные права. Личные неимущественные права тесно связаны с личностью самого автора. А раз так, то переход их к другому лицу невозможен. Исключительное право может переходить от одного лица к другому, оно может переходить от работника к работодателю, если работником создано произведение в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение). Переход исключительного права возможен также по наследству. Автор и сам может распорядиться своим исключительным правом, передав его на основании договора.

    Передача авторских прав оформляется договором. Автор может передать свои права на время или распорядиться ими посредством отчуждения. Различие между передачей прав и отчуждением состоит в том, что в первом случае автор предоставляет все или часть прав на время, меньшее срока охраны авторского права. Во втором же случае автор передает исключительное право на все время его действия. С определенной долей условности можно передачу прав сравнить с арендой (арендованное имущество рано или поздно вернется к арендодателю), а отчуждение - с продажей (при продаже имущество выбывает из собственности продавца навсегда).

    Автору, как известно, принадлежит широкий круг правомочий (см. ст. 1270 ГК РФ). Автор может предоставить другому лицу либо одно из прав, либо несколько сразу. Возможно огромное количество вариантов объема и условий передаваемых прав.

    Кроме того, предоставляемые права распространяются на определенную территорию. К тому же, в силу различных международных соглашений права автора охраняются не только на территории России. Например, автор может передать одному лицу право на воспроизведение своей книги на территории России и одновременно заключить соглашение с иностранным лицом о передаче права на перевод на территории другой страны.

    Надо отметить, что не только автор может заключать договоры о предоставлении прав. Стороной в договоре, предоставляющей права, может быть не автор, а иной правообладатель (в случаях, когда исключительное право автора уже кому-то им передано).

    ГК РФ в ст. 1273-1280 предусматривает ограничения исключительного права, то есть случаи, когда любое лицо может использовать произведение без согласия правообладателя на такое использование, без выплаты вознаграждения. Однако данные случаи нельзя рассматривать в качестве передачи прав - это лишь исключения, при которых бездоговорное использование произведений не будет признаваться нарушением. Никаких имущественных прав у лиц, пользующихся этими исключениями, не появляется.

    ГК РФ различает три вида договоров, посредством которых можно распорядиться исключительным правом (следует отметить, что для них предусмотрена обязательная письменная форма, за исключением возможности заключить в устной форме договор об использовании произведения в периодическом печатном издании).

    • 1. Договор об отчуждении исключительного права на произведение, по которому автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права. По такому договору приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. Это означает, что в договоре должно быть однозначное указание на его безвозмездность или возмездность; в последнем случае необходимо четко указать либо сумму вознаграждения, либо порядок ее исчисления;
    • 2. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения, по которому автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензионный договор может предусматривать:
    • 1. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия );
    • 2. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия ).

    Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

    Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

    В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусмотрено иное.

    По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. Лицензионный договор должен предусматривать:

    • 1. предмет договора путем указания на произведение, право использования которого предоставляется по договору;
    • 2. способы использования произведения.

    В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.

    3. Договор авторского заказа , по которому одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Такой договор является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное. В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила ГК РФ о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное. В свою очередь, если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения ГК РФ о лицензионном договоре.

    Естественно, что правообладатель не может передать прав больше, чем имеет сам. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае если это прямо предусмотрено договором (ст. 1238 ГК РФ). Имеется в виду, что сторона в договоре, получившая от автора некоторые права, может заключить еще один договор с третьим лицом о передаче тех же прав лишь в случае если такое право предоставлено ей самой первоначальным договором.

    Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем (что следует из содержания ст. 1259 ГК РФ). Таким образом, все договоры, в которых предусматривается, что автор предоставляет другой стороне не только права на уже существующие произведения, но и на все те, которые он создаст в будущем, не действительны, то есть не порождают каких-либо правовых последствий. Однако автор может взять на себя обязательство создать конкретное произведение и передать права на него по авторскому договору заказа.

    ГК РФ защищает и будущее творчество автора: «Условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, ограничивающие право гражданина создавать результаты интеллектуальной деятельности определенного рода или в определенной области интеллектуальной деятельности либо отчуждать исключительное право на такие результаты другим лицам, ничтожны» (ст. 1233 ГК РФ). Точно так же и все другие условия авторского договора, противоречащие положениям ГК РФ, являются недействительными, то есть не порождают правовых последствий.

    Договор на использование программы для ЭВМ или базы данных также заключается в письменной форме, хотя имеет некоторые особенности. Согласно ст. 1286 ГК РФ заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программы или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.

    Договоры о полной или частичной передаче исключительного права на произведение не нуждаются в каком-либо государственном утверждении или регистрации. Исключением являются договоры о передаче исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных. Их стороны обязаны зарегистрировать такой договор в Роспатенте, если сама программа для ЭВМ была в нем ранее зарегистрирована. Статья 1262 ГК РФ вводит право на государственную регистрацию. Сведения об изменении правообладателя на основе зарегистрированного договора вносятся в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и публикуются в официальном бюллетене Роспатента.

    В число наиболее сложных произведений, подлежащих авторско-правовой охране, входит интернет-сайт. В договоре о его создании желательны условия о промежуточных и конечных сроках исполнения, возможность заказчика следить за ходом работы. Стороны, как правило, составляют техническое задание, в котором оговаривается структура сайта, оптимизация под конкретные браузеры, используемые службы, сервисы и технические решения (флэш, php, апплеты) и т.п. Часто на исполнителе также лежит обязанность разместить сайт в Интернете и даже периодически обновлять его содержание. Исполнитель может также выполнять роль хостинг-провайдера. Окончание работ оформляется, как правило, актом сдачи-приемки. Возможно проведение испытания сайта в реальных или приближенных к ним условиях. Если обнаружены недостатки, исполнитель должен их устранить.

    Установленная законодательством ответственность по авторскому договору дифференцируется в зависимости от характера правонарушения. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Если автор не предоставил заказное произведение в соответствии с условиями авторского договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику. Согласно ст. 15 ГК РФ убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. Реальный ущерб - это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. Упущенная выгода - это неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Указанные меры ответственности применяются в случае нарушения каких-либо договорных обязательств, при нарушении же исключительных авторских прав, не связанном с исполнением условий договора, возможно применение более жестких санкций, а также уголовной или административной ответственности.

    Отдельно следует рассмотреть получившее широкое распространение за рубежом, а последнее время и в нашей стране, так называемую GPL (General Public License).

    Общий смысл GPL и подобных «открытых» лицензий (LGPL, BSD, MIT) заключается в расширении полномочий пользователя программы и одновременном возложении на него некоторых обязанностей, которые не свойственны традиционным авторским договорам. И все это в совокупности представляет собой качественно новое явление во взаимоотношениях автора и пользователя. Важно сразу отметить, что открытые лицензии никак не влияют на личные неимущественные права авторов программ - они имеют дело лишь с некоторыми имущественными правами. Скорее наоборот, авторы программ, распространяемых на основе открытых лицензий, осознают особую важность неимущественных прав. Проставление знака охраны, года первого опубликования и имени (наименование) автора (или иного правообладателя) является установившейся практикой при распространении программ по таким лицензиям.

    Иногда «открытая» лицензия ассоциируется с бесплатными программами (так называемое «freeware»), но это заблуждение. Если употребляется слово «free» в GPL-лицензии и ей подобных, то речь, как правило, идет не о цене (free означает в переводе с английского не только «бесплатный», но и «свободный»), а о свободе использования. Программа же может распространяться согласно GPL-лицензии как платно, так и бесплатно.

    Вообще, GPL-лицензия больше ориентирована на профессиональных пользователей компьютеров, особенно на программистов. Она предусматривает свободу воспроизведения программы, распространения и переработки (модификации, адаптации - термины ГК РФ).

    Все программы, распространяемые на основании GPL-лицензии, содержат прикрепленный исходный текст программы. Пользователь может свободно воспроизводить и распространять программу и ее текст. При этом пользователь может брать плату за воспроизведение программы. Однако возлагается и обязанность. Распространение программы должно сопровождаться и распространением с ней ее исходного текста. Часто такие программы называются «open-source программами» (программами с открытым кодом). Дальнейшее воспроизведение, распространение программы не могут быть на иных условиях, чем те, по которым пользователь приобрел программу, то есть пользователь не может каким-либо образом приобрести больше имущественных прав на программу, чем те, которые получены им по GPL-лицензии. Это не происходит даже в том случае, если пользователь разработал свою программу на основе распространяемой по GPL-лицензии.

    Исходный текст прилагается к программе с тем, чтобы можно было ее перерабатывать (модифицировать, адаптировать). Имея исходный текст, пользователь может устранять ошибки («баги») а также убедиться в том, что в программе нет так называемых лазеек или шпионских модулей (backdoor, spyware).

    Использование «свободной» программы означает, что ее можно переработать и создать свою программу - «производное произведение» в терминах ГК РФ. Однако при распространении программы необходимо информировать о том, что некоторые файлы первоначальной программы были изменены. Это нужно для того, чтобы не нанести ущерб авторам первоначальной программы, в случае если производная программа окажется некачественной и нефункциональной. Более того, распространять свою производную программу автор должен на условиях GPL-лицензии, что логично, поскольку вторая программа появилась на свет благодаря программе, распространяемой именно на таких условиях.

    В рассматриваемой сфере широкую известность получило судебное дело между SCO и IBM по поводу операционной системы Linux (SCO утверждает, что в Linux содержится часть кода от Unix, права на которую принадлежат SCO). IBM парирует тем, что SCO распространяла части кода от UNIX (которые есть и в Linux) по свободной лицензии GNU GPL. SCO основывает свою позицию на том, что GPL сама по себе не является юридически корректной. Доводы юристов базируются на том, что концепция неограниченного копирования идет вразрез с законом США об авторском праве, допускающим создание лишь одной резервной копии на каждого пользователя программного обеспечения.

    Есть и противоположные подходы к GPL. Так, например, немецкий суд обязал компанию выполнить предписанные в лицензии GNU GPL требования. Случай затрагивает «Netfilter» - сетевое программное обеспечение с открытым кодом, используемое для защиты сети от нежелательного трафика. Один из авторов «Netfilter» подал иск на голландскую компанию «Sitecom», обвинив ее в использовании программного обеспечения в беспроводном сетевом продукте без соблюдения правил лицензии GPL. В итоге мюнхенский суд одобрил требования авторов программы по прекращению поставки продукта без выполнения требований GPL и запретил немецкому подразделению «Sitecom» распространять «Netfilter», не снабдив его текстом лицензии GPL и свободно распространяемыми исходными кодами «Netfilter».

    В нашей стране GPL не совсем вписывается в действующее законодательство, поэтому приступать к использованию программного обеспечения по лицензии GPL нужно крайне осторожно.

    Естественно, что любой автор заинтересован в том, чтобы получить достойное вознаграждение за свой труд. Традиционно программы распространялись на носителях информации за деньги, которые пользователь уплачивал при покупке экземпляра программы. Однако во многом благодаря распространению пиратства разработчики стали искать новые способы получения вознаграждения. Так появилось явление «shareware» - условно бесплатные программы. Программа бесплатна в течение определенного периода времени, в течение которого пользователь может определить, нужна ли она ему или нет. Затем программа перестает функционировать до уплаты пользователем определенной суммы разработчикам. Возможен также другой вариант: программа бесплатна, но ее функциональность ограничена. Если же нужен более профессиональный вариант, то за такую версию программы необходимо заплатить.

    Еще один вариант: «adware» - программа, содержащая рекламу. Сама программа распространяется бесплатно, а автор получает вознаграждение от рекламодателей за размещение рекламы и от пользователей, которые заинтересованы в том, чтобы рекламы не было.

    Наиболее радикальным способом получения вознаграждения является «система чаевых». В этом случае программа распространяется бесплатно. Однако если пользователю она нравится и он заинтересован в том, чтобы автор продолжил работать над ее улучшением, пользователь может заплатить любую сумму либо определенную автором минимальную цену. Но сознательность общества еще не достигла того уровня, чтобы всерьез говорить об этом способе авторского вознаграждения. Известный писатель-фантаст С. Кинг пробовал через сеть Интернет распространять свой роман «Растение». При этом скачать его можно было бесплатно, и если он понравится читателю, то ему предлагалось заплатить 1 доллар. Как только писатель «накапливал» определенную сумму, он садился за написание продолжения. И хотя эксперимент не удался, такой способ получения оплаты за труд нельзя признать абсолютно безнадежным.

    Данный вид договора является возмездным, однако стороны могут предусмотреть его безвозмездность, зафиксировав данное условие в самом договоре.

    За невыполнение такого договора может быть предусмотрена ответственность автора, однако она имеет свои ограничения: заказчик может потребовать взыскание аванса, а также неустойки, предусмотренной договором.

    Ответственность за нарушения и защита авторских и смежных прав

    • Плагиат . Нарушение неимущественных прав автора, в том числе права на имя.
    • Пиратство (контрафакция) . Нарушение имущественных прав автора, которое осуществляется с целью получения коммерческой выгоды без получения на это согласия правообладателя. В отличие от плагиата, при производстве и распространении контрафакта имя автора чаще всего не изменяется. Больше всего пиратству подвержены произведения, получившие известность и являющиеся популярными.

    Так, пиратством (контрафакцией) будет считаться ввоз, продажа или сдача в прокат , а также любое другое незаконное использование произведений, которые еще не перешли в народное достояние. Плагиатом же будет считаться «присвоение» авторства на чужие произведения.

    Существует несколько способов защиты прав на произведение. В зависимости от специфики нарушения, а также размера ущерба, нарушитель может быть привлечен к административной, гражданской или уголовной ответственности.

    • восстановления прежнего положения, характерного для периода до нарушения
    • признания прав автора или иного правообладателя
    • прекращения действий лиц, которые нарушают права автора или создают угрозу такого нарушения
    • публикации решения суда о допущенном нарушении

    Привлечение к гражданско-правовой ответственности проходит в судебном порядке Конфискации оборудования, материалов, используемых или предназначенных для производства контрафакта.

    Административная защита авторских прав распространяется на защиту произведения при ввозе, продаже, сдаче в прокат или при любом другом незаконном использовании. При нарушении авторских прав на нарушителя - организацию может быть наложен штраф до 40 000 рублей. Хотя сумма штрафа достаточно невелика, факт привлечения к административной ответственности поможет эффективно бороться с правонарушителем, в том числе привлечь его к гражданско-правовой ответственности.

    Обязательным условием, которому должно соответствовать нарушение, для привлечения к административной ответственности является то, что нарушение права автора или правообладателя должно быть совершено с целью извлечения дохода.

    Защита авторских прав в административном порядке - действенная мера, ведь с помощью данного рычага можно пресечь нарушение. Однако, помните, что привлечение нарушителя к административной ответственности не исключает привлечение его к гражданско-правовой ответственности!

    Уголовная ответственность за нарушение авторских прав регулируется Уголовного кодекса Российской Федерации. Так в случае присвоения авторства произведения, если это причинило автору или правообладателю крупный ущерб, наказывается штрафом, обязательными работами или сроком ареста до 6 месяцев. При нарушении же выпуска, распространения произведения срок лишения свободы нарушителя достигает 2 лет. В случае, если нарушение прав будет признано тяжким преступление, нарушитель может быть лишен свободы до 6 лет, а также с него может быть взыскан штраф до 500 000 рублей.

    Обратите внимание, что произведения, законно распространяемые в зарубежных странах, могут быть контрафактными на территории России, если их распространение на территории нашей страны не согласовано с правообладателем, а также не произошло исчерпание прав.

    Помимо привлечения к ответственности с нарушителя в судебном порядке могут быть возмещены убытки, связанные с нарушением авторских прав ( Гражданского Кодекса Российской Федерации). Возмещение убытков может быть заменено на взыскание компенсации в размере до 5 млн. рублей или в двукратном размере от стоимости использования произведения.

    Патентные поверенные и юристы нашего Патентного Бюро имеют многолетний успешный опыт защиты авторских прав как создателей объектов интеллектуальной собственности, так и правообладателей. Для того чтобы записаться на консультацию по вопросам права на произведение, или заказать услуги позвоните по контактному номеру нашего офиса или заполните на сайте

    Поскольку авторские права носят исключительный характер, использование произведения иными лицами, чем его автор, возможно только на основании законодательно установленных исключений из авторского права (случаи «свободного использования») либо при переходе авторских прав по наследству, либо по договору с автором.

    В некоторых случаях специально оговаривать в договоре факт передачи прав практически не требуется: в авторском праве континентальных стран действуют презумпции о передаче исключительных прав на использование аудиовизуального произведения его продюсеру, а «служебного произведения» - работодателю в силу одного лишь факта заключения договора (соответственно, договора о создании аудиовизуального произведения и договора трудового найма), даже при умолчании в тексте договора о передаче таких прав.

    Более того, иногда сама необходимость для зрелищного предприятия, организации вещания или иного пользователя заключать договор об использовании охраняемого авторским правом произведения отпадает. Так происходит в случаях признания в англо-американском нраве продюсера аудиовизуального произведения и работодателя (в отношении «служебных произведений») их авторами, то есть первичными обладателями исключительных авторских прав в полном объеме. Подобная ситуация как исключение возможна и в континентальном праве (в отношении заказчика компьютерных программ, а также «коллективных произведений» - например, энциклопедий и периодических изданий - в праве Франции; в некоторых видах договора заказа - в Германии).

    Основные ограничения на передачу автором своих правомочий по договору касаются вида передаваемых прав. Авторское право государств континентальной Европы отрицает возможность передачи «моральных» прав. Вследствие тесной привязки их к личности автора они признаются неотчуждаемыми. Отдельные исключения, рассмотренные в § 4 применительно к праву на неприкосновенность произведения, не подрывают общего принципа.

    Некоторые правовые системы (например, французская) устанавливают запрет на передачу исключительных прав в отношении произведений, которые могут быть созданы в будущем. Впрочем, такой запрет частично обходится в договорах, заключаемых обществами по коллективному управлению авторскими правами (авторскими обществами) в отношении произведений, которые будут созданы в период действия этих договоров. В праве других стран передача прав на будущее произведение в принципе возможна, но на деле она оказывается в значительной степени условна. Например, в праве Германии автор вправе расторгнуть такой договор в одностороннем порядке по истечении пятилетнего срока с момента его заключения.

    Отчуждение материального носителя, на котором воплощено произведение, не влечет за собой автоматического перехода авторских прав на использование такого произведения.

    Все же с переходом права собственности на экземпляры произведения могут связываться отдельные правовые последствия, умаляющие сферу исключительного права автора на использование.

    Предметом авторского договора может быть передача как всего комплекса исключительных правомочий по использованию произведения, так и какого- либо отдельного правомочия. Содержание авторского договора подлежит рестриктивному толкованию: переданными считаются только те правомочия, условие о передаче которых прямо оговорено в тексте договора (например, передача издателю права па изготовление экземпляров, передача права на распространение торговой организации, передача права на публичное исполнение драматического произведения театру, передача права па радио- и телевизионную трансляцию вещательной организации).

    Тот же принцип толкования применяется в отношении срока, на который передается право, и территориальной сферы действия договора. Согласно ст. L. 112-2 французского Кодекса интеллектуальной собственности соглашения, не определяющие сферу действия договора, считаются недействительными. По праву Германии объем передаваемых прав ограничивается минимумом, необходимым для достижения цели договора (§ 31 германского Закона). Что составляет такой минимум в каждом конкретном случае, подлежит толкованию со стороны судебных органов.

    В том случае, когда передается весь объем исключительных прав по использованию произведения и при этом они прекращаются у самого автора, говорят об уступке исключительного права, о правопреемстве. Если же автор передает пользователю право использовать произведение определенным способом в течение определенного срока, пе лишая себя титула обладателя исключительных прав (и, в частности, оставляя за собой возможность предоставлять право на аналогичное использование другим лицам), то имеет место простая (неисключительная) лицензия. Пользователь приобретает при этом обязательственное (договорное) право.

    Формальному признанию перехода имущественных прав от автора в виде их уступки препятствует в континентальном праве концепция исключительных прав как взаимосвязанной совокупности имущественных и «моральных» правомочий. Однако даже в праве страны, придерживающейся монистической теории авторского права (понимающей его как единое правомочие), - Германии - предпринимаются практические попытки обойти такую ситуацию. В частности, за издателем с момента передачи ему автором произведения для издания может признаваться специфическое право на произведение, влекущее некоторые сходные с уступкой последствия. В англо-американском праве признается возможность уступки исключительных прав (см., например, § 101 Закона США) - за исключением уступки прямо признанных в праве этих стран «моральных» правомочий. Кроме того, по праву США уступка носит срочный характер (ее продолжительность не может превышать 35 лет).

    На практике передача исключительных прав может происходить и в форме исключительной лицензии (не сопровождающейся правопреемством). Как отмечается в зарубежной доктрине, установить грань между уступкой исключительных прав и предоставлением исключительной лицензии не всегда просто.

    В зависимости от того, какое правомочие передается, выделяются издательские договоры, договоры о публичном представлении, договоры на право экранизации, договоры о переводе и т. п.

    Размер причитающегося автору по договору вознаграждения определяется либо в виде процентов от доходов, полученных от использования произведения, либо в виде паушальной (заранее определенной) суммы. Второй способ расчета может быть применен только в тех случаях, когда на момент заключения договора основа для расчета пропорционально доходам от использования не представляется в достаточной степени определенной.

    Еще по теме § 6. Передача авторских прав по договору:

    1. Глава VIII. УСТУПКА ПРАВ ПО ДОГОВОРУ ОБ ИПОТЕКЕ. ПЕРЕДАЧА И ЗАЛОГ ЗАКЛАДНОЙ
    2. Передача вещных прав на недвижимое имущество при создании юридических лиц.
    3. § 4. Договор передачи квартиры в собственность граждан в порядке приватизации

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -


    Переход прав на произведение

    В соответствии с российским Законом авторские права возникают у автора, однако, во-первых, из этого правила существуют исключения (см.: Авторы и иные первоначальные обладатели авторских прав), а во-вторых, в ряде предусмотренных Законом или заключенными договорами случаев исключительные права на использование произведений переходят с момента их возникновения к иным лицам.

    Не секрет, что большую часть доходов от использования авторских прав в современном мире получают вовсе не авторы и даже не их наследники, хотя, по имеющейся информации, наследникам все же достается гораздо больше авторского вознаграждения, чем успевают получить сами создатели произведений.


    По наследству переходят только имущественные авторские права, в том числе исключительные права, позволяющие наследникам разрешать или запрещать использование произведения.

    Не переходят по наследству личные неимущественные права, хотя наследники вправе принимать меры для их защиты, например, если кто-либо присвоит себе авторство произведения, если произведение выйдет без указания имени автора или с искажениями, способными нанести ущерб его чести и достоинству. При отсутствии наследников защита моральных прав умерших авторов может осуществляться государственным органом, который в настоящее время не определен.

    Современное российское гражданское законодательство (см. разд. 5 ГК РФ) предусматривает восемь очередей наследников, но даже при ранее существовавшем законодательстве поиск наследников оказывается нелегким делом.

    Если завещанием не установлено иное, права на получение наследства обычно возникают у ближайших родственников. Для определения круга наследников первой очереди можно использовать следующее правило: к ним относятся лица, отделенные от наследодателя (автора) одним рождением (заключение брака в этом случае приравнивается к рождению).



    Рыцарь, Смерть и Дьявол. Рисунок Альбрехта Дюрера. 1513


    На практике возможны разные варианты перехода прав: наследство могут получить не все наследники первой очереди, наследство может быть передано по завещанию совершенно иным лицам, может перейти к иным наследникам, может быть разделено по соглашению между наследниками, в число наследников могут попасть так называемые иждивенцы и т. д. Даже выдаваемое нотариусом свидетельство о праве на наследство не всегда гарантирует правильное определение всех наследников при заключении договора с ними, однако проверить наличие и содержание данного документа желательно в любом случае. Кроме того, часть прав могла быть передана автором до его смерти иным лицам, а унаследованные права могут передаваться наследниками автора другим лицам или переходить после смерти наследников автора к их наследникам, к наследникам их наследников и т. д.

    Для правомерного использования произведения требуется заключить договор с каждым из наследников или иных правообладателей, согласовав с каждым из них условия использования, размер вознаграждения и иные вопросы. Обычно подписывается либо один договор со всеми наследниками, либо отдельные договоры с каждым из них.

    Статья 30 Закона предусматривает, что принадлежащие автору исключительные права могут передаваться им другим лицам только по авторскому договору. Данную формулировку принято толковать расширительно. В российском гражданском праве определяющее значение имеет не название, а содержание договора. Таким образом, не столь уж важно, как именно будет называться договор, по которому передаются авторские права, – «авторский договор», «договор о передаче авторских прав», просто «договор», «соглашение», «контракт» или иначе. Главное, чтобы в нем содержались все условия, которые необходимы для заключения авторского договора.

    По своей сути авторские договоры – это обычные гражданско-правовые договоры, в отношении которых законодательство об авторском праве устанавливает некоторые дополнительные требования, объясняемые как особенностью передаваемых в соответствии с ними прав, так и необходимостью дополнительной защиты «слабой стороны» – авторов.

    Гражданско-правовые сделки могут содержать элементы авторского договора. Например, получила относительно широкое распространение передача авторских прав учредителями в качестве взноса в уставный капитал юридических лиц.

    Крайне желательно оформлять условия о передаче прав в качестве приложения к трудовому договору, заключаемому с работниками организации, а также включать их при необходимости в положения договоров на выполнение работ, оказание услуг и т. д.

    На практике, к сожалению, во многих случаях договоры о передаче авторских прав не заключаются или формулируются так, что оказывается невозможным дать однозначное толкование предусматриваемых ими положений.



    Договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав

    Любой договор о передаче прав на произведение позволяет получившему их лицу осуществлять использование такого произведения только теми способами и в тех пределах, которые определены договором. Однако существуют весьма важные различия между случаями передачи исключительных прав и случаями передачи неисключительных прав.

    Лицо, которое получило права по авторскому договору о передаче исключительных прав (авторскому договору о передаче прав на исключительной основе), становится специфическим монополистом: только оно сможет использовать произведение предусмотренными таким договором способами, у него надо будет получать разрешение на использование, оно сможет запрещать использование другим лицам.

    Заключение подобных договоров, особенно предусматривающих переход исключительных прав на длительный срок, чрезвычайно опасно для авторов, поскольку их права могут оказаться по не зависящим от них причинам парализованы, передать права другим лицам они уже не смогут, а их произведение окажется фактически похороненным.

    Сто лет назад законодательство и судебная практика Российской империи исходили из обязанности лица, приобретшего права, принимать меры для использования произведения, предоставляя в противном случае авторам возможность требовать расторжения договоров.

    Из-за усиленного лоббирования со стороны представителей киноиндустрии и иных крупных приобретателей прав подобные нормы вряд ли теперь появятся в Законе. Правда, Закон позволяет автору принимать по отношению к третьим лицам (нарушителям) меры для защиты переданных исключительных прав, если такие меры не принимаются лицом, приобретшим исключительные права. В целом же при передаче исключительных прав их приобретатель как бы занимает место автора в отношении соответствующих видов использования произведений.

    Авторский договор о передаче неисключительных прав (авторский договор о передаче прав на неисключительной основе) фактически означает только согласие автора или иного обладателя исключительных прав терпеть использование произведения лицом, которому предоставлены неисключительные права.

    При этом точно такое же использование произведения может осуществлять не только сам автор или иной обладатель исключительных прав, но и любые иные лица, получившие от них соответствующие разрешения.

    Из буквального толкования использованной в Законе формулировки следует, что, заключая авторский договор заказа, автор обязуется только создать определенное таким договором произведение и передать заказчику его оригинал или экземпляр. Заказчик же обязуется оплатить создание произведения и даже выплатить автору аванс за его создание. Правда, Закон умалчивает, какие именно правовые последствия наступают, если заключаемый договор не предусматривает выплату аванса. При этом предполагается, что вопрос о переходе прав на созданное по авторскому договору заказа произведение должен решаться отдельно. Соответствующие положения об условиях передачи исключительных или неисключительных прав могут включаться в сам авторский договор заказа или регулироваться отдельным соглашением.

    Например, если художнику будет заказано изготовление портрета и договором не будет предусмотрено никаких условий о передаче прав, то лицо, заказавшее портрет, сможет обладать его оригиналом на праве собственности, но для создания копий и даже для показа созданной картины на выставке потребуется получать дополнительное согласие у художника или того, кому он передаст свои права на созданное им произведение.

    Разумеется, лицо, заказавшее создание произведения и оплатившее его создание, чаще всего заинтересовано в получении прав на использование созданного по его заказу произведения. В то же время п. 5 ст. 31 Закона содержит правило, согласно которому «предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем». Это правило должно было защищать авторов от закабаления, например приобретения прав на все их произведения, которые они создадут в будущем. Подобные кабальные договоры в позапрошлом веке заключались даже с Ф.М. Достоевским и А.П. Чеховым.

    Однако включение в авторский договор заказа условий о передаче прав на создаваемое произведение формально противоречит этому правилу. Тем не менее существующая практика пошла по пути признания такой передачи прав, но лишь при условии, что она касается конкретных произведений, создаваемых по авторскому договору заказа, а не всех вообще результатов творческого труда автора.

    В связи с этим при заключении договора заказа, особенно в случае, если он предусматривает также приобретение заказчиком авторских прав на создаваемое произведение, необходимо как можно точнее определять, какое именно произведение должно быть создано автором:

    Вид произведения;

    Название;

    Предполагаемые цели создания и возможные способы использования;

    Иные характерные особенности произведения.

    В некоторых случаях полезно приложить к договору черновые наброски, описание стилистических особенностей, перечень действующих лиц, описания персонажей, синопсисы и т. д. Это дополнительно позволит защитить заказчика от случаев передачи автором прав на созданное произведение другим лицам, а автору поможет при разрешении споров в случае отказа заказчика принять созданное по авторскому договору заказа произведение.

    1. В названии договора в зависимости от желания сторон можно кратко отразить его суть (например, «авторский договор», «договор о приобретении исключительных прав» и т. д.), а можно ограничиться одним словом – «Договор» или «Соглашение».

    2. Почти в любом договоре желательно ввести условные названия для сторон, из которых будет следовать их роль при заключении данного договора, например введя сокращенные обозначения в преамбуле:

    Разумеется, вместо слова «правообладатель» в зависимости от ситуации можно использовать любые другие слова для обозначения передающей права стороны договора – «автор», «наследник», «соавторы» и т. д. (при наличии нескольких лиц, совместно передающих права, все они считаются одной стороной договора). Точно так же сторона,

    Оформление договора

    Настоящий договор заключен между:

    с одной стороны, и

    Разумеется, вместо слова «правообладатель» в зависимости от ситуации можно использовать любые другие слова для обозначения передающей права стороны договора – «автор», «наследник», «соавторы» и т. д. (при наличии нескольких лиц, совместно передающих права, все они считаются одной стороной договора). Точно так же сторона, приобретающая права, может обозначаться совершенно разными словами.

    Мало того, для обозначения сторон договора иногда используют аббревиатуры, что представляется нежелательным, так как понимание текста договора в связи с этим может неоправданно усложниться.

    3. В связи с относительной сложностью формулировок, обычно используемых при передаче авторских прав, для придания им краткости без ущерба для их точности в авторском договоре желательно вводить обобщающие термины.

    Например, перечислив произведения, к которым относится авторский договор, или сославшись на дополнительно прилагаемый к договору перечень таких произведений, полезно уже в предмете договора добавить в тексте обобщающий термин для их обозначения, а первый раз упомянув о передаваемых по договору правах, также ввести обозначающее их сокращение.

    В соответствии с настоящим договором Правообладатель обязуется предоставить Правопреемнику за вознаграждение принадлежащие Правообладателю имущественные авторские права (далее – Права), необходимые для использования произведений, указанных в приложении к настоящему договору (далее – Произведения), предусмотренными настоящим договором способами.

    Это позволит в дальнейшем избегать повторения длинных перечней и формулировок.

    4. Отдельные положения, которые требуют дополнительного согласования, являются конфиденциальными или содержат обширные перечни, целесообразно выносить из основного текста договора и оформлять в виде приложений к нему.

    Например, в подавляющем большинстве случаев имеет смысл вынести в отдельные приложения:

    1) вопросы, относящиеся к выплачиваемому по договору вознаграждению;

    2) при передаче прав на несколько произведений – перечни таких произведений.

    Оформляться такие приложения могут точно так же, как и сам договор, т. е. в виде подписываемого сторонами документа, хотя возможны и иные варианты.

    В тексте самого договора достаточно сделать ссылку на имеющиеся к нему приложения.

    За предоставление Прав по настоящему договору Правообладатель обязуется выплатить Правопреемнику вознаграждение в размере, указанном в приложении о вознаграждении к настоящему договору.

    На практике такие приложения часто пытаются пронумеровать и в основном договоре упоминать их как «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д. Опыт показывает, что использование подобного подхода крайне нежелательно, поскольку часто приводит к путанице, отсылкам не на те документы, которые имелись в виду, неоправданному усложнению договора, ошибкам при его составлении и толковании.

    Гораздо лучше просто использовать для приложений к договору краткие названия, соответствующие их сущности, – «Приложение о вознаграждении», «Перечень произведений» и др.

    5. Согласно общему правилу стороны договора могут заключать сколько угодно дополнительных соглашений к нему. В самом договоре даже не обязательно делать какое-либо упоминание о возможности их заключения.

    Таким образом, любые вопросы, в отношении которых стороны договора согласовали дополнительные положения или изменения к договору, могут оформляться в виде дополнительных соглашений к договору без его перезаключения.

    Основные условия, которые должен содержать авторский договор

    Можно выделить несколько основных вопросов, ответы на которые должны быть согласованы сторонами при заключении авторского договора. Отсутствие любого из приведенных далее условий еще не означает, что авторский договор будет признан незаключенным или недействительным. Часть из них в случае отсутствия восполняется специально предусмотренными законом презумпциями (законодательными предположениями) или диспозитивными нормами, которые действуют, если сторонами договора не будут предусмотрены иные положения. Однако можно настоятельно рекомендовать при заключении договоров, связанных с передачей авторских прав и использованием произведений, включать непосредственно в их текст все основные условия, поскольку их отсутствие может весьма затруднить толкование договора в дальнейшем.


    Дополнительно следует обратить внимание на форму заключения авторского договора. В любом случае крайне желательно заключать такой договор в письменной форме, а если договор заключается с физическими лицами, то позаботиться также о нотариальном удостоверении во избежание сложностей в случае возникновения спора.

    Кроме того, в особо сложных случаях опытные специалисты (например, кандидат юридических наук В.О. Каля-тин) рекомендуют указывать в авторском договоре не только то, что в соответствии с ним разрешается делать, но также и то, что по данному договору делать не допускается и какие права по нему не передаются. Подобное дублирование положений авторского договора во многих случаях позволяет заранее исключить попытки недобросовестного толкования его условий.

    Передавая различные права на различные сроки и для использования на различных территориях, автор или иной правообладатель может обеспечивать самые разные варианты заключения договоров. Например, если отобразить в виде координатных осей время, виды прав, территории разных стран мира, то различные варианты передачи авторских прав могут быть представлены в виде, чем-то напоминающем старую игрушку – кубик Рубика, т. е. в виде небольших кубиков, образующих большой куб.


    Автор или иной обладатель исключительных прав может передать разным лицам разные права для использования на одной и той же территории в один и тот же период, либо передать одинаковые права для использования на разных территориях, либо передать одинаковые права для использования на одной и той же территории, но в течение различных сроков; права могут передаваться на исключительной либо на неисключительной основе, с совершенно разными дополнительными условиями и т. д.

    В качестве наиболее радикального варианта автором могут быть переданы все исключительные права на весь срок их действия и на территорию всего мира. Важно только при передаче прав внимательно следить, чтобы передаваемые права не пересекались друг с другом в пределах одной территории или одного срока.

    При получении прав желательно отслеживать всю цепочку заключенных договоров и проверять, укладывается ли приобретаемый «кубик» в тот объем прав, сроков и территорий, которым располагали предыдущие правообладатели, могли ли они передавать полученные ими права, обладали ли они сами правами на исключительной основе и т. д.

    К сожалению, иногда сами авторы передают свои исключительные права одновременно нескольким организациям. Некоторые организации заявляют об обладании исключительными правами на те или иные произведения, не имея оснований для этого, заключают договоры, разрешающие использование таких произведений.

    Еще более частыми случаями для российской практики являются заявления разных организаций об обладании одними и теми же исключительными правами на одни и те же произведения. Как правило, подтверждающих данное обстоятельство документов не предъявляется и отсутствуют какие-либо гарантии того, что, заключив договор даже с одной из крупнейших организаций-правообладательниц, пользователь в конце концов не окажется привлеченным к суду какой-нибудь другой организацией.

    По каждому из отмеченных выше основных условий авторского договора далее даются краткие пояснения.

    Данный перечень условий полезен также при анализе любого договора, предусматривающего передачу авторских прав.


    Иллюстрация к учебнику анатомии. Рисунок Ханса Бальдунга. 1541

    Существует давнее противоречие между понятием отдельных видов прав на использование произведения и понятием способов использования произведения.

    Так, в ст. 16 Закона определяется перечень исключительных прав, которые позволяют автору или его правопреемникам разрешать или запрещать те или иные действия в отношении произведения (право на воспроизведение, право на распространение, право на передачу в эфир, право на публичное исполнение, право на перевод и т. д.).

    На практике значение имеет не столько формальное указание видов прав, сколько определение конкретных способов использования произведений. Так, в ст. 31 Закона предписывается в заключаемых договорах указывать способы использования, которые на основании этих договоров могут осуществляться. При этом права и способы использования оказались напрямую не связанными друг с другом. Один и тот же вид исключительных прав может охватывать различные способы использования произведений, в то же время некоторые способы использования произведений могут затрагивать сразу несколько видов перечисленных выше прав. Например, право на воспроизведение затрагивается при издании произведений в виде книг, при ксерокопировании произведений, при записи музыкальных произведений и их тиражировании на компакт-дисках, аудиокассетах и т. д.

    Даже древнейшие способы использования подразумевали использование сразу нескольких прав; например, издание книги затрагивает, как минимум, право на воспроизведение и право на распространение изданных экземпляров, а в некоторых случаях и право на импорт.

    Еще более очевидные примеры, когда один способ использования затрагивает сразу несколько видов прав, может дать рассмотрение Особенностей использования произведений в Интернете и иных цифровых сетях.

    Оптимальным решением возникающей проблемы представляется обязательное указание в договоре как способов использования, которые разрешается осуществлять в соответствии с ним, так и перечня предоставляемых в соответствии с таким договором видов прав.

    Указание наиболее полного перечня передаваемых исключительных прав является особенно важным, поскольку закон предусматривает, что «все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными» (п. 2 ст. 31 Закона).

    В ряде случаев возможность различного толкования используемых в Законе терминов приводит к тому, что затруднительно бывает предусмотреть исчерпывающий перечень прав, соответствующий тому или иному способу использования произведения. В этом случае, с точки зрения лица, приобретающего права, такой перечень лучше сделать неисчерпывающим за счет использования слов «в частности», «в том числе» или «и так далее». С точки зрения автора, разумеется, лучше передать как можно меньше прав, поскольку при обращении за дополнительными правами у автора появится возможность получить дополнительное вознаграждение или предъявить иные дополнительные требования. Например, если речь идет об обычном издании книги, то в авторском договоре следует упомянуть предполагаемый способ использования («издание Произведения в виде книги»), а также привести перечень передаваемых прав, который может выглядеть следующим образом:

    В соответствии с настоящим договором Правообладатель передает Правопреемнику Права, необходимые для использования Произведений указанными в настоящем договоре способами, в том числе:

    1) право на воспроизведение;

    2) право на распространение.

    В зависимости от конкретных намерений издателя ему может потребоваться также право на импорт (если изготовленный тираж будет перевозиться из страны в страну, например ввозиться на территорию Российской Федерации), право на перевод (если книга будет переводиться на различные языки), право на переработку (если книга будет перерабатываться и использоваться, например, в виде комиксов или в сокращенном виде) и т. д.


    Иллюстрации к сказкам Шарля Перро. Рисунок Гюстава Доре. 1860


    В случае, если передаются абсолютно все права на произведение, следует перечислить их все, а также не забыть о некоторых дополнительных возможностях, в том числе с учетом ожидающегося развития законодательства.

    В соответствии с настоящим договором Правообладатель передает Правопреемнику все исключительные Права для использования Произведения любым способом и в любой форме, в том числе:

    1) право на воспроизведение;

    2) право на распространение, право на сдачу в прокат и право на передачу в безвозмездное временное пользование;

    3) право на импорт;

    4) право на публичное исполнение;

    5) право на публичный показ;

    6) право на передачу в эфир;

    7) право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;

    8) право на доведение до всеобщего сведения;

    9) право на перевод;

    10) право на переработку, включая случаи использования при создании аудиовизуальных произведений, а также права на субтитрирование и дублирование таких произведений;

    11) право на использование в качестве составных произведений и включение в иные составные произведения (включение в базы данных);

    12) право на регистрацию в качестве товарных знаков, знаков обслуживания и другие виды использования, соответствующие законодательству Российской Федерации.

    Правопреемник вправе использовать Произведения как целиком, так и в виде отдельных частей. Правопреемник вправе использовать Произведения совместно с любыми иными произведениями и (или) объектами смежных прав, в том числе путем включения их или их частей в любые другие произведения.

    Разумеется, даже такой полный перечень, в котором предпринята попытка учесть возможные изменения законодательства, не является универсальным. Так, в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 31 Закона предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора. Из этого следует, в частности, что если в будущем появится какой-либо новый способ использования произведения и в отношении него Законом будет предусмотрен новый вид прав, то такие новые права возникнут у первоначального правообладателя, т. е. у автора, и для использования произведения соответствующим способом формально потребуется заключать с автором новый (дополнительный) договор.

    Условие об исключительности прав, передаваемых по авторскому договору

    Формулировка при передаче исключительных прав может быть простой.

    Права передаются Правопреемнику на исключительной основе.

    Или несколько более сложной:

    В отношении указанных в настоящем договоре способов использования Произведений Права передаются Правопреемнику на исключительной основе, т. е. Правообладатель обязуется не осуществлять сам и не разрешать иным лицам использование Произведений способами, аналогичными способам использования, указанным в настоящем договоре.

    При передаче неисключительных прав достаточно просто указать:

    В соответствии с настоящим договором права передаются Правопреемнику на неисключительной основе.

    Хотя Закон предусматривает, что права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное (п. 4 ст. 30 закона), судебная практика пошла по иному пути. Так, даже при отсутствии в договоре какого-либо упоминания об «исключительных правах» он может быть все же признан судом договором о передаче исключительных прав, если это следует из содержания его положений, которые, как известно, далеко не всегда могут быть истолкованы однозначно.

    В связи с этим во избежание длительных споров крайне желательно прямо указывать в договоре на передачу по нему исключительных или неисключительных прав (равнозначная терминология: передача прав на исключительной или неисключительной основе).

    Кроме того, крайне нежелательно при указании на исключительность передаваемых прав использовать в заключаемых договорах нестандартную терминологию, например, «эксклюзивные права», «универсальные права». Чаще всего подобные термины представляют собой неудачные кальки понятий, используемых за рубежом, и могут на практике приводить к разным толкованиям договорных положений, длительным конфликтам и судебным разбирательствам. Как правило, для большинства встречающихся на практике случаев использования произведений вполне хватило бы приобретения неисключительных прав.

    Реальная картина в настоящая время выглядит совершенно иначе: обычно стремятся приобрести исключительные права, что объясняется зачастую только психологическими причинами.

    Срок, на который передаются авторские права, желательно оговорить непосредственно в авторском договоре. Закон содержит восполняющую норму о том, что при отсутствии в договоре условия о сроке он считается заключенным на 5 лет. Такой договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за 6 мес. до расторжения договора (абзац второй ст. 31 п. 1 Закона).

    Все же указание условия о сроке, на который передаются права, желательно включить в текст договора.

    В соответствии с настоящим договором Правообладатель передает Правопреемнику предусмотренные настоящим договором Права на три года с даты заключения настоящего договора.

    Возможны также иные варианты:

    В соответствии с настоящим договором Права передаются Правопреемнику на весь срок действия таких Прав.

    В настоящее время в России сложилось более или менее стандартное представление об обычных сроках передачи прав для различных сфер использования произведений. Так, в области книгоиздания права часто приобретаются издательствами на 3 года, но встречаются случаи приобретения прав на 5 и даже на 10 лет.

    В киноиндустрии права приобретаются либо на весь срок их действия (хотя и не всегда на исключительной основе) либо на довольно длительные сроки – как правило, не менее 10 лет.

    Кроме того, иногда оказывается полезным оговаривать передачу разных видов прав на разные сроки; например, при издании книги важным может оказаться оговорить дополнительный срок на распространение изданных экземпляров.

    Территорию, на которой в соответствии с заключаемым договором разрешается осуществлять использование произведений, целесообразно как можно точнее определять в самом договоре.

    Правда, как и для сроков передачи прав, в отношении территории действующее законодательство содержит восполняющую норму, согласно которой «при отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации» (абзац третий п. 1 ст. 31 Закона).

    Во избежание недоразумений даже при передаче прав для использования на территории Российской Федерации следует специально отметить этот факт в договоре.

    В соответствии с настоящим договором Правопреемник вправе использовать Произведения на территории Российской Федерации.

    Если необходимо обеспечить возможность использования произведения на территории любой страны, то можно применить наиболее широкую формулировку.

    В соответствии с настоящим договором Правопреемник вправе использовать Произведения указанными в настоящем договоре способами на территории всего мира.

    Понятие «территория всего мира» несколько шире, чем «территория всех стран мира», поскольку в последнем случае не охватываются такие территории, которые не принадлежат в настоящее время ни одной стране, например океаны, Антарктида и пр. Разумеется, в большинстве случаев это не имеет какого-либо практического значения.

    Обычно в авторском договоре указывается конкретный перечень стран, на территории которых будут использоваться произведения. В российской деловой практике широко применяется также формулировка «во всех странах, расположенных на территории бывшего СССР*.

    Вопрос о том, можно ли передавать права для использования только на определенной части Российской Федерации, является спорным.

    Условия о возможности дальнейшей передачи прав, полученных по авторскому договору

    Согласно п. 4 ст. 31 Закона права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. Таким образом, если договором не предусмотрено иное, лицо, приобретшее права, может само осуществлять использование произведения (например, издавать книгу и распространять изданные экземпляры), но не вправе разрешать кому-либо еще совершение таких действий. Если такое лицо обладает исключительными правами, то оно сможет запрещать соответствующее использование произведения кому угодно, даже автору, но не вправе будет выдавать какие-либо разрешения на использование произведения.

    На данном примере видно различие между использованием произведений и использованием прав:



    Возможность дальнейшей передачи прав в договоре следует специально оговорить.

    Правопреемник вправе по своему усмотрению передавать полученные в соответствии с настоящим договором Права иным лицам для осуществления предусмотренных настоящим договором способов использования Произведений.

    В то же время автор или иные лица, передающие права, обычно заинтересованы в том, чтобы их права не путешествовали по миру без их ведома, в связи с чем может оказаться полезным включение в договор соответствующих положений.

    Правопреемник не вправе без предварительного получения письменного согласия Правообладателя передавать каким-либо иным лицам полученные в соответствии с настоящим договором Права.

    Обычно стороны при заключении авторского договора ограничивают себя выбором только между единовременно выплачиваемой согласованной суммой (паушальный платеж) и определенными периодическими выплатами (роялти) или различным сочетанием этих двух способов.

    Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения, которые должны играть роль определенных социальных гарантий для авторов, однако установленные в настоящее время минимальные ставки имеют рекомендательный характер и применяются в основном при осуществлении коллективного управления авторскими правами.

    Единовременная выплата вознаграждения обычно затруднительна для пользователя.

    Согласие передать права на условиях выплаты процента от дохода может представлять опасность для авторов, поскольку ни отследить реальные объемы использования, ни быть уверенным в будущих выплатах автор, как правило, не в состоянии.

    Вот несколько стандартных примеров ухода получателей прав от выплаты вознаграждения.

    1. Последующая передача прав

    Если договор предусматривает возможность дальнейшей передачи прав, то лицо, приобретшее права, может просто переуступить их за очень небольшое вознаграждение иной организации, через которую потом будет получаться основной доход. При этом автор, если иное не предусмотрено договором, вправе будет претендовать только на часть дохода, полученного от первой передачи прав.

    2. Перепродажа продукции по заниженной цене

    При заключении договоров, в которых выплачиваемое вознаграждение ставится в зависимость от получаемого дохода, приходится учитывать также возможность использования (см.: Принцип исчерпания прав) в качестве лазейки для ухода от выплаты вознаграждения. Недобросовестный издатель или иной приобретатель прав в таких случаях может просто перепродавать по заниженной цене выпущенные партии книг, дисков, игрушек или иных товаров подставной организации, которая будет в дальнейшем продавать их уже вне пределов контроля со стороны правообладателя. Вознаграждение же правообладателю при этом будет выплачиваться с заниженных сумм, полученных от первой продажи.

    3. Нечеткое определение порядка исчисления вознаграждения

    Иногда в договорах нечетко определяется порядок расчета вознаграждения или в качестве основы для расчета берется параметр, который может произвольно занижаться. Например, предусматривая выплату процента от чистого дохода или прибыли, лицо, приобретающее права, может впоследствии не только занижать получаемые доходы, но искусственно завышать расходы, которые будут вычитаться из доходов при определении чистого дохода и вообще показывать вместо прибыли одни убытки.

    4. Отсутствие учета

    Разумеется, теоретически можно продумать сложные схемы исчисления вознаграждения, при которых, например, выплаты должны будут составлять не менее определенной суммы за каждую единицу продукции, причем такие выплаты будут гарантироваться также при последующей передаче прав другим лицам. Однако все подобные сложные положения часто оказываются бесполезными, поскольку у лиц, передающих права, обычно отсутствует возможность проконтролировать реальные объемы использования произведений. Во избежание этого необходимо тщательно продумывать порядок исчисления вознаграждения.

    Так, при невозможности единовременной выплаты вознаграждения в качестве наиболее оптимального варианта можно рекомендовать установление определенного минимального дохода, который ежеквартально или ежегодно должен выплачиваться автору или иному лицу, передающему права. При этом в договор включается также оговорка, что при существенной задержке выплат автор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке без обращения в суд.

    В соответствии с настоящим договором Правообладатель обязуется выплачивать Правопреемнику вознаграждение в размере 5 (пяти) процентов от любого дохода от использования Произведений и (или) передачи Прав на них.

    Стороны согласовали, что вознаграждение Правообладателя в соответствии с настоящим договором должно ежегодно составлять не менее 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей (далее – Минимальный доход). Указанная сумма Минимального дохода не налагает на Правопреемника обязанностей по ее выплате и не ограничивает Правообладателя в возможности получения вознаграждения в большем или меньшем размере в соответствии с другими положениями настоящего договора.

    Однако если в течение какого-либо календарного года доходы Правообладателя окажутся меньше указанной суммы Минимального дохода, то Правообладатель вправе, но не обязан расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке без обращения в суд, направив Правопреемнику письменное уведомление о расторжении настоящего договора.

    Преимущества подобного подхода в том, что обе стороны договора приобретают в соответствии с ним вполне разумные гарантии:

    1) лицу, передающему права, гарантируются по крайней мере минимальные выплаты, а при их отсутствии – возможность расторгнуть договор;

    2) лицо, приобретающее права, не обязано выплачивать вознаграждение, если использование произведения не принесло ему доходы, однако даже при отсутствии доходов в какой-либо период для поддержания договора в силе (например, в расчете на будущие доходы) ему достаточно просто выплачивать минимальные установленные договором платежи.

    Разумеется, это не универсальный вариант решения вопроса о порядке определения вознаграждения в авторском договоре. Многое зависит от конкретной ситуации. В большинстве случаев положения о выплачиваемом вознаграждении желательно выносить в отдельное приложение к договору.

    Дополнительно можно отметить, что в некоторых договорах фигурирует пришедшее из-за рубежа понятие «минимальная гарантия», которая, как правило, означает сумму, подлежащую выплате в счет будущих роялти, и представляет собой фактически не подлежащий возврату авансовый платеж.

    После выплаты минимальной гарантии, например, в начале года, роялти обычно не выплачивают до тех пор, пока их сумма не превысит сумму выплаченной ранее минимальной гарантии, а затем осуществляются выплаты образовавшегося превышения. Подобный подход, разумеется, также не лишен недостатков.


    Война сундуков с копилками. Рисунок Питера Брейгеля Старшего. 1563

    Закон предусматривает, что авторский договор должен заключаться в письменной форме. В некоторых случаях Закон допускает заключение авторского договора в устной форме или путем применения особого порядка заключения договоров. Кроме того, согласно общему правилу, предусмотренному российским гражданским законодательством, отсутствие письменной формы договора не влечет его недействительность, а только лишает стороны в случае обращения в суд возможности ссылаться на свидетельские показания. Объясняется данное правило желанием ограничить случаи лжесвидетельства.

    Несмотря на все эти возможности, представляется необходимым рекомендовать заключение авторских договоров в письменной форме во всех случаях, когда это возможно.

    В случаях, когда договор подписывается физическими лицами, желательно осуществлять нотариальное удостоверение, если в будущем могут возникнуть сомнения в подлинности их подписей.

    Во многих ситуациях можно рекомендовать визирование каждой страницы договора юристами или просто посторонними доверенными лицами, в том числе с оставлением им копии такого договора на случай возникновения споров в будущем. К сожалению, российские реалии таковы, что любая страница договора может быть в любое время подменена любым заинтересованным лицом.


    Саломея с головой Иоанна Крестителя. Рисунок Ханса Бальдунга. 1512

    «При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора» (п. 1 ст. 31 Закона).

    «Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными» (п. 2 ст. 31 Закона).



     

    Возможно, будет полезно почитать: