Публичное римское право по периодам. Публичное и частное право древнего рима

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности . Могут быть выделены три фазы развития личности:
1) Адаптация
предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и другие) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены групп. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», чтобы максимально адаптироваться. Достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий.
× Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в значимой для него общности и вступить во вторую фазу развития, у него скорей всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появятся робость, неуверенность в себе.
2) Индивидуализация
порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, – и не удовлетворенной на первом этапе потребности в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельной трансляции своей индивидуальности, интенсифицирует поиск в этой группе лиц, которые могут обеспечить его оптимальную персонализацию.
× Если в фазе индивидуализации он представляет группе свои индивидуальные отличия, которые та не приемлет и отвергает, как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенная самооценка.
3) Интеграция
детерминируется противоречием между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значительными для него отличиями и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.
Всегда происходит взаимная трансформация личности и группы.
Если противоречие между индивидами и группой оказывается не устраненным, возникает дезинтеграция , ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития.
В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складывается новообразование личности – черты, которых не было не только у него, но и у других членов группы, но которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.
+ Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у него формируются положительные качества личности.
Изменения, подчиненные той же последовательности фаз развития личности, происходят всякий раз, когда существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид. В связи с тем, что у человека в его жизни многократно меняется социальная ситуация и он входит не в одну относительно стабильную и референтную для него общность фазы воспроизводятся множество раз, соответствующие новообразования закрепляются, и у человека складывается достаточно устойчивая структура его индивидуальности.
Протяженные во времени, они выступают как макрофазы (эпохи) развития личности в пределах одной эры, обозначаемые как три эпохи:
1. Детство
- наиболее длительная макрофаза развития личности
- охватывает три возрастных периода (предошкольный, дошкольный, младший школьный)
- характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией


2.Отрочество
- эпоха перелома, обострения противоречий
- преобладание индивидуализации над адоптацией
3. Юность
- начинаясь в школе, выходит за ее хронологические пределы
- идоминирование интеграции над индивидуализацией
Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкретной среде, в характерных для каждого возрастного этапа типах групп, различающихся по уровню развития. Периоды, в свою очередь, делятся на фазы (здесь уже микрофазы) развития личности.

1. Назовите три основные фазы развития личности:
а)рождение,жизнь,смерть
б)социализация,адаптация,зрелая личность
в)адаптация,индивидуализация,интеграция
2.Сферы жизни общества(выбрать неверный ответ):
а)социальная
б)аграрная
в)политическая
г)духовная
3.Общество,для которого характерно преобладание промышленного производства:
а)традиционное
б)индустриальное
в)постиндустриальное
4.Особенность развития современного мира:
а)Совершенствование банковской системы
б)информационная революция
в)разрушение и деградация
5.Глобальные проблемы современности:
а)отсутствие цензуры
б)экономические кризисы
в)экологические проблемы
6.Что такое мораль?
а)статьи из Конституции РФ о поведении индивидов
б)правила,регулирующие поведение людей
в)религиозные предписания
7.Что значит свобода для человека?
а)большие возможности
б)ответственный выбор
в)выбор между добром и злом
8.Какие ступени включает в себя профессиональное образование:
а)среднее профессиональное,высшее
б)среднее,высшее,послевузовское
в)начальное,среднее,высшее,послевузовское
9.Нравственные принципы ученого можно сформулировать так:
а)<<все для науки>>
б)<<жизнь человечества в руках науки>>
в)<<жизнь человечества выше науки>>
10.Основная роль религии:
а)обретение покоя
б)приобщение к культурным ценностям
в)воспитание человека
11.Отрицание существования сверхъестественных сил:
а)анархизм
б)рационализм
в)атеизм
12.Что такое экономические блага:
а)ограниченные средства для удовлетворения потребностей:
б)полезные ископаемые
в)средство для удовлетворения потребностей
13.Что такое экономический выбор?
а)отсутствие экономических благ и потребность в них
б)присутствие различных свободных благ
в)распределение имеющихся средств
14.Черты традиционной экономики:
а)ресурсы в руках у частных лиц
б)государственное регулирование всех сфер общественной жизни
в)господство аграрной сферы
15.Каким фактором производства относится вода:
а)труд
б)земля
в)капитал
г)предпринимательские способности
16.Что такое дефицит бюджета:
а)превышение внутреннего долга над внешним
б)доход государства меньше,чем расход
в)результат уклонения от налогов
17.как государство решает проблему бедности?
а)увеличивает налоги
б)перераспределяет доходы
в)понижает зарплату тем,кто имеет доход больше установленной суммы
18.что такое суверенитет потребителя:
а)право на открытие своего отдела
б)право на защиту
в)право на свободу экономического поведения
19.Перечислите международные экономические организации:
а)МВФ
б)Всемирный банк
в)ВТО
г)ООН
д)НАТО
20.Учитель биологии переквалифицировался в учителя географии.Это пример:
а)горизонтальной социальной мобильности
б)снижение социального статуса
в)вертикальной социальной мобильности

Это вопрос разработан на примере вхождения (микроразвития) человека в новую социальную среду (- модель). Под руководством Петровского были сделаны эти исследования.

Фазы: Z. В. переход из дошкольников в школьники (новая социальная среда - класс).

Z.В. новый ученик приходит в класс;

новые студенты, которые переводятся с одного факультета на другой;

новые компании сверстников;

включение человека в новую трудовую группу;

включение человека в воинскую группу.

При вхождении человека в новую среду имеют место основные общие закономерности.

Многие конфликты идут из этих закономерностей, которые идут из процесса микросоциализации.

Процессы микроразвития в новой социальной среде:

I фаза - адаптация

II фаза - индивидуализация (персонализация)

III фаза - интеграция

I фаза - адаптация

1) процесс активного познания и усвоения в данной общности норм (нормы общения, лексики, одежды, вкусы и т.д.)

2) овладение приемами и средствами деятельности, которыми владеет другая группа, другие члены группы.

3) возникает потребность быть таким как все; быть похожим на остальных; ничем не отличаться от других. Группа ожидает, что входящий в группу новый человек будет похожим на группу.

4) субъективное переживание утраты своих индивидуальных особенностей. Т.е. индивидуальные особенности, которые являются отличительными, должны временно уйти на задний план. Сказываются благоприятные условия, которые способствуют новообразованиям личности.

В результате фазы адаптации возникает противоречие между уровнем адаптированности личности в новой социальной среде и активизированной потребностью быть отличным от новой социальной среды.

II фаза - индивидуализация

1) поиск способов для обеспечения своей индивидуализации

2) трансляция (передача) своей индивидуальности другим.

В молодежной среде:

1) особая манера одеваться; особая прическа;

2) отличие физическими характеристиками (сила, смелость); спортивные успехи;

3) различные виды досуга (танцы, хобби)

4) начитанность, как способ выделения из ближайшего окружения.

Эти способы как правило нетипичны, нестандартны, необычны.

5) Поиск референтной для оптимальной индивидуализации человека группы.

(Нечто тайное всегда притягивает).

III фаза - интеграция

Наступает как результат противоречия между стремлением индивида быть представленным в группе своими индивидуальными способностями и потребностями группы.

2 формы интеграции

1) человек занимает определенную социальную нишу в данной группе своими качествами

2) ниша специально создается личностью; общность, группа трансформирует свои потребности относительно нового человека, который становится лидером.

Z.B. Новгородский телевизионный завод

В бригаду (21 человек) пришли 2 девушки, которые раньше занимались торговлей. В итоге вся бригада стала заниматься торговлей.

Складываются и закрепляются новообразования личности, которые отвечают потребностям социальной группы.

Если противречие между индивидом и группой не разрешается, не устраняется, то наступает стадия дезинтеграции:

1) вытеснение личности из данной группы, сговоры

2) изоляция личности в группе - эгоцентрическая индивидуализация, следовательно, личность находится вне группы; личность не принимает группу, но и не выходит из нее.

3) возврат на более ранние фазы развития (достаточно типично и характерно). Запускается новая фаза индивидуализации.

Эти фазы I, II, III описываются как типичные. Но всегда есть исключения из правил: некоторая стадия может быть очень короткой, а некоторые - очень затянуты (в зависимости от условий, от характера человека).

Микросоциализация - имеет место не только при включении индивида в новую общность, но и изменение самой среды. (Z.B. организация меняет место, смена территории).

Резкое изменение социального статуса индивида в конкретной группе. Z.B.: рядовой член группы становится руководителем; проходит промежуток времени и человек уходит с работы; Z.B. человек был руководителем, стал рабочим в той же группе.

Резко изменяется социальный статус. Человек должен пройти стадии микросоциализации. Человек сталкивается с барьерами, которые не может преодолеть.

Z.B. Выборы руководителей: резкое изменение социального статуса при сохранении социальной среды.

Z.B. Кандидаты в руководители не прошли по выбору: человек стремился к более высокому социальному статусу, но ему пришлось вернуться к прежнему социальному статусу.

После провала на выборах человек может:

1) уйти из организации

2) начать оспаривать результаты выборов

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

РИМСКОЕ ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Римское право – право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.

Право в объективном смысле – совокупность правовых норм, в субъективном смысле – право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.

1. Публичное право (jus publicum) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов (Ульпиан). К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

2. Частное право (jus privatum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и супер-фиций); обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение; наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, упра-вомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право могло изменяться и либо применяться, либо нет, было глубоко индивидуалистичным, что дало Генриху Гейне назвать его «библией эгоизма». Частное право, в отличие от публичного, – действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право – самая оформленная и законченная часть римского права.



ПЕРИОДИЗАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Периодизация римского права – выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.

1. VIII-HI в. до н. э. период древнего, или квиритского права – период начального формирования римского права. Право существовало только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началом. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация – Законы XII Таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и т. д.). Систематизация правовых норм была примитивна, и не всегда четко выделялись правовые институты. В этот период зародились способы осуществления права. Сначала это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появилась должность претора и зародился легисакционный процесс. Римское право в этот период представляло привилегированное право – цивильное (или квиритское) право.



2. III–I в. до н. э. предклассический период, характеризующийся социальной унификацией римской общины, стиранием принципиальных |граней между патрицианством и плебеями. В этот период складывалась деятельность всех институтов римской государственности и судебной системы; источник права наряду с общенародным государственным законодательством – судейское и магистратское правотворчество. Издавались законы, развивающие отдельные институты римского права и создающие новые. Развивались институты наследственного права, сервитуты, деликты. Легисак-ционный процесс преобразовался в формулярный. На требования права оказывали влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. Зарождались традиции римской юриспруденции и связанной с ней частной практики, судебного красноречия.

3. I в. до н. э.-IH в. н. э. классический период. Происходило формирование принципов публичного права. Складывалось уголовное право с самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. Сформировался общий правовой статус свободного гражданина. Законченный вид приобрели институты собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т. д. Основные источники права – сенатусконсульты, конституции и ответы юристов. Появился экстраординарный процесс. К этому времени относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность Цицерона).

4. IV–V в. н. э. постклассический период. характеризующийся развитием императорского законодательства. Преобладающая форма права и источник норм – закон. Судебный процесс стал неразделим с государственным администрированием. Предпринимались попытки кодификации права. В конце периода была создана кодификация императора Юстиниана. Правовые институты изменились незначительно.

РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Рецепция римского права – один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.

Рецепция (от receptio – «принятие») – восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.

Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.

Рецепция римского права обусловливалась:

– высоким уровнем римского права – наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;

– недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия. Причины рецепции римского права:

римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

– короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

– повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Рецепция римского права – сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права. Этапы рецепции:

1) изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:

глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;

постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);

2) распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков;

3) переработка и усвоение достижений римского права.

Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Памятники рецепции римского права:

во Франции – «Извлечения Петра» (XI в.) и «Бра-хилогус», «Кутюмах Бовези» (конец XIII в.);

в Англии – работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в.);

в Германии – Саксонское зерцало (XIII в.), Германское гражданское уложение (1900 г.), «Каролина» 1552 г. (Constitutio criminalis Carolinae);

на Руси Соборное уложение 1649 г.

СИСТЕМА РИМСКОГО ПРАВА

Римское право постоянно развивалось исторически несколькими параллельными потоками, совершенствовалось и сложилось как система в эпоху Юстиниана.

Древнейшее право fas носило религиозный характер – jus sacrum. Познание и толкование его сосредоточивалось в жреческих коллегиях понтификов, являвшихся первыми римскими юристами.

Позже от древнейшего права fas стали отличать светское право – jus. Различие fas и ius окончательно определилось в период республики с отделением жреческих должностей от светских магистратур. Толчком послужило обнародование книги об исках и календаря (jus Flavianum).

Натуральному хозяйству соответствовал замкнутый характер древнейшего права, регулировавшего отношения только между римскими гражданами, – jus civile. Право отличалось крайним формализмом, символикой, сильным влиянием религии, подобной греческому язычеству. Пришельцы, иностранцы никакой правовой защитой не пользовались.

С развитием торгово-рыночных отношений появилась необходимость охраны приезжающих в Рим иностранцев. Первоначально эта охрана осуществлялась по законам страны, из которой прибыл иностранец, – lex patria, а затем и по римским законам. Наряду с jus civile появилось jus gentium – право народов. jus gentium отличалось большей свободой, упрощением формы и принципом: важно не то, что сказано, а что имелось в виду.

Римское право начинало терять свои черты и все больше заимствовать из прав других стран. В нем отмечались черты универсальности, что дает долгую жизнь данному праву и столь широкое распространение. Возникли понятия jus naturale и aequitas (jus aequum).

Со слиянием этих потоков в одно русло право именуется цивильным, а по содержанию становится общенародным.

Развитие частных имущественных отношений требовало развития римского частного права. Появилось jus pretorium – преторское право, когда претор давал эдикты. Судебная деятельность претора не изменяла нормы цивильного права, а придавала им новое значение. Основа преторского права – принцип совести, справедливости, его нормы были освобождены от формализма.

Система римского права – порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.

Системы группировки правовых норм:

1) пандектная характерна для Дигест (Пандектов) Юстиниана. Состоит из:

общего раздела;

– специальных разделов: вещное право, обязательственное право, семейное право и наследственное право.

Пандектная система была воспринята германской правовой системой, и на ее основе было создано Германское Гражданское Уложение. Пандектная система воспринята и современным российским частным правом;

2) институционная. В ней отсутствовала общая часть, а из состава вещного права не выделялось наследственное право. Нормы, носившие общий характер, располагались в каждом из разделов. «Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым действиям (искам)», – говорил (Гай). Группы правовых норм: право лиц (субъекты права), вещное право, обязательственное право. Институционная система была господствующей в классическую эпоху и была воспринята французской правовой системой при создании Гражданского кодекса (Кодекса Наполеона).

ПРАВО НАРОДОВ

Право народов (jus gentium) – разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право.

Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду.

Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами.

Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).

Со становлением Рима, центра международной торговли, появилась необходимость создать претора и по делам иностранцев. Он получил название «претор по делам перегрина» и разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, – то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов. В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием спра-|ведливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства – право это было Римское. С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны – некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством. Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы.

С течением времени цивильное право (jus civile) и право народов стали сближаться. При практическом применении обе системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Право народов влияло на цивильное право ввиду того, что первое больше отвечало потребностям хозяйственной жизни Рима. Некоторые нормы цивильного права проникали в систему права народов (например, по Законам XII Таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане цивильное право и право народов составили единую систему права, в которой преобладало право народов как право более развитое. Римское гражданское право стало правом международным, общим для всех граждан Римской империи.

КОДИФИКАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Причина кодификации римского права – к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.

Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия Papirius Iustus собрал его конституции. В 295 г. в Берите (Бейруте) появился кодекс гре-горианцев (Codex Gregorianus), который содержал конституции императоров от Адриана (117 г. н. э.) до Диоклетиана (295 г. н. э.) в 14 книгах. Дополнением к нему служил кодекс Гермогенианус (Codex Hermogenianus), составленный между 314и 324 г. н. э. в 1 книге, содержащий конституции до Константина.

В начале IV в. на базе работ Ульпиана был разработан учебник – переработанные сочинения Павла «Синтенции» в Дигестах.

Официальная кодификация римского права началась в первой половине V в. н. э., итогом которой стал кодекс Феодосия (Codex Theodosianus) 437 г., содержащий в 16 книгах конституции императоров начиная от Константина. Кодекс Феодосия содержал вещное и обязательственное право (две части имущественного права).

В 527 г. в Византии к власти пришел Юстиниан. Стремясь создать дисциплинированное чиновничество, навести порядок в судах и придать своей империи стройную единую правовую основу, Юстиниан созвал на помощь выдающихся юристов. В результате была реализована и всеобъемлющая кодификация права на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.

В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством известного юриста Трибониана. В апреле 529 г. комиссия опубликовала кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. В 530 г. была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков и людей науки) под руководством того же Трибониана.

Комиссия осуществила грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пяти предыдущих столетий, опубликованную в декабре 533 г., под названием «Дигест» «Пандект» (от греч. pandectac – «все вмещающее»). Одновременно Юстиниан поставил перед комиссией задачу выделить общие принципы римского права – в целях как учебных, так и идейно-политических, результатом чего стали «Институции». В 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций, в котором на этот раз преимущественно обобщалось право уже христианской эпохи.

После выхода в свет кодекса законодательная деятельность Юстиниана продолжалась – все крупные изданные им акты позднее составили «Новеллы», систематизированные уже после смерти Юстиниана.

Кодекс Юстиниана 529 г. представлял собой учебник, состоящий из 4 частей: Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы.

С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название Corpus iuris civilis; под таким же обозначением они были впервые в единстве изданы Д. Готофредом и вошли в историческую традицию. Все части свода в подлиннике не сохранились, а дошли до нас в позднейших списках littera Florentina – в VI–VII вв., остальные – в VIII–XI вв.

ИНСТИТУЦИИ, ДИГЕСТЫ, КОДЕКС, НОВЕЛЛЫ, ИХ СИСТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ

Институции (Institutionеs) представляли систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права. Институции подразделялись на 4 книги, 98 титулов и параграфы.

общее учение о праве и учение о субъектах прав – лицах;

– общие институты вещного права;

– общие институты обязательственного права;

– учение об исках и принципах правоприменения в суде.

Дигесты (от лат. digеsta – «собранное»), или Пандекты (от греч. pandectac – «все вмещающее»), представляли собой систематическую компиляцию цитат – отрывков из работ наиболее известных римских юристов, касавшихся определенных вопросов. В составе «Дигест» насчитывают до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежавших 39 известным юристам I–V вв. Общий объем Дигест – 150 000 строк.

Дигесты подразделялись на 7 частей, 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты, в начале которых было указано имя юриста и сочинение. Содержание фрагментов было модернизировано.

– общие вопросы права и учение о субъектах права – лицах (книги 1–4);

– «о праве лиц на свои собственные и на чужие вещи, о защите права собственности», т. е. вещное право (книги 5-11);

– об обязательствах двусторонних или возникающих из «взаимного доверия» (книги 12–19);

– об обеспечении обязательств, о своего рода издержках и исковых требованиях из обязательств и об обязательствах, связанных с реализацией семейных и опекунских прав (книги 20–27);

– о завещаниях (книги 28–36);

– о самых разнообразных правовых коллизиях, решаемых по судейскому усмотрению (книги 37–43);

– трактовались вопросы, связанные с уголовным и публичным правом; последняя книга посвящалась старым юридическим выражениям, терминологии, высказываниям, пословицам и т. п. (книги 44–50). При обнародовании «Дигест» император Юстиниан запретил писать к ним комментарии: они представляли официально законодательный документ не менее чем правоположения законов; разрешалось только делать извлечения и перевод на греческий язык.

Кодекс (Codex) – систематизация 4600 императорских конституций начиная с 117 г., состоял из 12 книг и 765 титулов:

– 1 книга – постановления по церковному праву, в отношении источников права, государственной службы и обязанностей чиновников;

– книги 2–8 – обобщения актов императоров по гражданскому праву и судопроизводству;

– 9 книга – обобщения актов императоров по уголовному праву;

– книги 10–12 – обобщения актов императоров по государственному управлению, финансам и т. д. Новеллы (Novellae) – вновь издаваемые конституции Юстиниана.

Новеллы делились на соединения (collatio), титулы и конституции (новеллы); 9 соединений с разным количеством титулов и 167 конституций.

Сохранились три сборника, первый из которых был составлен Юлианом в 556 г. и включил 122 конституции; два других (содержащие 134 и 168 актов) относятся ко второй половине VI в. Помимо обобщения императорских постановлений, в них есть эдикты начальников крупных провинций, и многое в их содержании касалось управления провинциями и специфики новшеств в наследственном праве.

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОСПОСОБНОСТИ

Правоспособность (caput) – способность иметь права, быть субъектом права, а следовательно, получать законную защиту со стороны всех институтов римского государства.

Правоспособный субъектpersona.

Элементы правоспособности:

статус свободы (status libertatis) – все население делилось на свободных и рабов;

статус гражданства (status civitatis) – население делилось на римских граждан и неграждан;

статус главы семьи, фамилии (status familiae) – делились на никому не подвластных («отцов семейства») и подвластных. Правоспособность возникала:

естественным путем – рождением – необходимо, чтобы выход ребенка был из утробы матери; чтобы младенец вышел живым (независимо от состояния, продолжительности жизни и того, как он себя проявит, – движением, криком); чтобы младенец был доношен; наличие «образа человеческого»;

искусственным путем, например при освобождении раба римским гражданином он становился вольноотпущенником и приобретал правоспособность.

Статус свободы и статус главы семьи могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски – средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства – принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и гарантировалась публично-правовым порядком. Не подлежал оспариванию объем гражданских прав лица в зависимости от возрастной, половой и со-|словной характеристики субъекта.

Не обладали полной правоспособностью:

– женщины (в том числе римские гражданки), невзирая на положение в семье, никогда не могли претендовать на таковое;

– несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами). Степени утраты правоспособности:

capitis deminutio maxima полная потеря правоспособности, связанная с утратой статуса гражданства;

capitis deminutio media – промежуточное ограничение правоспособности (если гражданин оставлял Рим и переезжал в провинцию);

capitis deminutio minima – изменение в семейном статусе (не только уменьшение, но и расширение правоспособности).

Ограничение правоспособности – умаление гражданской чести:

intestabilitas – применялась к лицу, которое было свидетелем или весовщиком при совершении гражданской сделки, а затем отказывалось подтвердить факт такой сделки или ее содержание. Позже поражала лиц, виновных в составлении или распространении пасквилей. Заключалась в лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок. С исчезновением формальных сделок утратила свое значение;

infamia (бесчестье) – влекла за собой лишение права быть представителем в суде, опекуном, избранным на общественные должности. Магистраты не допускали к осуществлению публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор мог вычеркнуть такое лицо из списка сенаторов или из всаднических центурий. Консул мог не допустить к выборам в магистрат, а претор – к выступлению в сенате;

turpitudo (позор) – влекла ограничение в правоспособности в связи с занятием некоторыми профессиями, например профессия актера.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛАТИНОВ

Латины (latini) – исторически и этнически сложившаяся категория населения союзнических территорий, окружающих Рим (Лациума – провинции Италии). Существовали еще две категории латинов:

– лица, освобожденные из рабства господином-ла-тином;

– лица, освобожденные из рабства при определенных условиях римским гражданином.

Правовое положение латинов приобреталось:

– рождением; ребенок, рожденный в браке, следовал состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следовал состоянию матери;

– присвоением правового положения латина актом государственной власти;

– добровольным переходом римского гражданина в число латинов в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний;

– освобождением из рабства господином – лати-ном или римлянином.

Правовое положение латинов различно в зависимости от того, к каким латинам они принадлежат.

В сфере публичного права все латины пользовались правом участвовать и голосовать во время пребывания в Риме в римских народных собраниях. Латины не имели публичных прав, признанных для римских граждан, однако они должны были нести воинскую обязанность в составе специальных легионов. Статус латина предполагал право на земельный надел в Лациуме согласно традиционным нормам и порядку наделения им.

В частноправовой сфере латины (жители Ла-циума) имели право вступать в римский брак и право быть субъектом имущественных правоотношений (вещных и обязательственных). Остальные две категории латинов имели только право быть субъектами имущественных правоотношений, которое ограничивалось для латинов-вольноотпущенников. О них говорили: «Живут, как свободные, умирают, как рабы»; они не вправе были составлять завещания, в их имуществе не допускалось и наследование по закону: после смерти лица, принадлежавшего к числу латинов-вольноотпущенников, все его имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства, как если бы это имущество принадлежало господину, без обременения господина имущественными обязательствами умершего. Имущественные споры всех латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.

Латины могли приобрести римское гражданство:

– в силу общих постановлений, присваивавших целым категориям латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство;

– в силу специальных актов государства, наделявших правами гражданства отдельных латинов или целые группы их. Так, римское гражданство присваивалось латинам, жителям Лациума, переселившимся в Рим. Так как это правило влекло за собой сокращение населения городов Лациума, то применение его впоследствии было ограничено условием оставления потомства в месте прежнего жительства латина. Права римского гражданства приобретали также и латины, занимавшие в своих общинах должности магистратов или сенаторов. Латины-вольноотпущенники наделялись правами римского гражданства за услуги, оказанные римскому государству в деле охраны безопасности дорог, поставок римскому государству и т. д. Категория латинов, живших за пределами Лациума, утратила значение с распространением в начале III в. н. э. прав гражданства на все население империи. Категория латинов-вольноотпущенников была упразднена при Юстиниане.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАБОВ

Раб (servus) находился вне политического общества и не являлся субъектом права. По римскому праву он считался вещью. Специфика этой вещи состоит в том, что она не бывает ничейной.

Рабы переходили в собственность граждан двумя способами: по цивильному праву и по праву народа.

Цивильные способы перехода в рабство:

– пленение на войне «врага Рима», т. е. человека, принадлежавшего враждебному для римского народа государству;

– обращение в рабство иностранцев, находившихся на территории Рима;

– продажа в рабство в порядке ответственности по обязательствам;

– самопродажа ради получения части выкупной цены;

– осуждение на смерть или каторжные работы;

– уклонение от военной службы;

– непрохождение периодического имущественного ценза.

По праву народов рабами считались плененные или рожденные от рабынь. Рабыней становилась также свободная женщина, уличенная в интимной связи с рабом и продолжавшая ее, несмотря на предупреждение.

На раннем этапе истории Рима рабство было домашним, патриархальным и раб, хотя и не мог иметь ни своего имущества, ни своей семьи, все же еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые права человеческой личности. Они выражались в том, что могила раба находилась под защитой сакрального права, как и могила свободного; кровнородственные отношения рабов являлись препятствием к браку между ними; при отчуждении рабов запрещалось разделять близких родственников.

В имущественной сфере раб выступал как «говорящее орудие». Возможность раба совершать юридические действия (но только в пользу хозяина) выводилась из правоспособности последнего, т. е. как если бы такие действия совершал сам рабовладелец.

Однако по обязательствам рабов господин никакой ответственности не нес.

Начиная с I в. юристы признали в некоторых случаях за рабами возможность действовать от своего имени. Отражая потребности экономического развития и защищая интересы контрагентов рабов, они, несмотря на отсутствие у них правоспособности, санкционировали заключаемые ими договоры и вытекающие из них обязательства.

Другая новелла состояла в признании ответственности рабовладельцев по обязательствам рабов, возникающим в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности по поручению своих хозяев.

Более широких хозяйственных и правовых возможностей требовали отношения, возникавшие на базе пекулия обособленного имущества, выделенного рабу господином для самостоятельного управления, с внесением последнему определенной части дохода. Поскольку хозяйственная деятельность велась рабом по своей инициативе и в собственных интересах, а пекулий юридически принадлежал господину, то по обязательствам раба он отвечал в пределах пекулия.

С введением когниционного процесса рабы, не имевшие права предъявлять иски в обычных судах, получили возможность обращаться с жалобой к чиновникам (префекту), которые могли принудить соответствующее лицо исполнить обязательство.

Освобождение рабов должно было носить правовую форму – manumissio. Оно носило только личный характер. Господин мог сделать распоряжение об освобождении раба собственным решением в завещании либо посредством фиктивного судебного процесса об отчуждении имущества.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОЛОНОВ

Колон – арендатор чужой земли, юридически независимый от арендодателя, которому он платил деньгами или частью урожая.

Частые восстания и многочисленные казни рабов, слабый естественный их прирост и прекращение победоносных войн, пополнявший ряды рабов, сделали выгодной обработку земли не рабским трудом, а путем сдачи ее мелкими участками в аренду за натуральный оброк или на условиях барщинных работ в пользу арендодателя. Пополняемые главным образом из беднейших элементов населения, колоны скоро попали в экономическую зависимость от землевладельцев на почве денежных займов, которые те предоставляли колонам для нужд хозяйства, либо на почве задолженности по оборочным платежам.

Превращению экономической зависимости колонов от землевладельцев в зависимость юридическую способствовала осуществленная императорами реорганизация налогового обложения земли. В основе этого обложения лежало определение количества и доходности принадлежащей каждому землевладельцу земли. При периодическом составлении кадастра, в котором указывалось количество земли, принадлежащей отдельным плательщикам поземельной подати, к числу доходных статей земли стали относить и живших не ней колонов. С этих пор оставление земельного участка колонам означало уменьшение ценности участка. Это являлось предпосылкой для прямого прикрепления колонов к земле.

Первым известным актом, устанавливающим такое прикрепление, была конституция 322 г., которая предписывала принудительно возвращать колонов на самовольно оставленные ими земли. После ряда других законов, выражавших то же стремле-|ние прочно связать колона с землей, был изданв 357 г. закон, запрещающий продажу земли без живущих на ней колонов. Так появилась новая категория зависимых людей – людей, не лишенных правоспособности в сфере частноправовых отношений, но прикрепленных к земле, на которой живут и которую обрабатывают. Они действительно были прикреплены к земле, ибо оставление колоном возделываемого им участка давало землевладельцу право осуществить иск по образцу виндикации раба. С другой сторо



 

Возможно, будет полезно почитать: