1 ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Нарушение избирательных прав граждан

Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так гласит статья 1 Конституции РФ.

Демократия предполагает, что каждый гражданин имеет право голоса в управлении страной. Во-первых, граждане страны могут путем открытого голосования выбирать кандидатов в органы власти. Во-вторых, они могут свободно баллотироваться на роль этих же кандидатов и, в случае победы, осуществлять вверенную им власть.

Любые действия, которые могут так или иначе воспрепятствовать осуществлению гражданами своих избирательных прав, признаются противоправными.

В стране предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.

Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.

Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:

Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.

Право на выбор кандидата на ту или иную должность в стране называется активным избирательным правом, а самостоятельное участие в выборах признается пассивным правом.

Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы избирательного права граждан, довольно обширна. Следует выделить те законодательные акты, которые играют особо важную роль в праве выбора.

К ним относятся:

  • Конституция РФ;
  • ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
  • КоАП РФ;
  • УК РФ.

Первые два документа отражают избирательные права и особенности действующей избирательной политики, вторые два предусматривают ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ все граждане страны имеют право выбирать, быть избранными и участвовать в референдуме по особо важным вопросам, за исключением тех, которые находятся в местах лишения свободы или признаются недееспособными.

ФЗ № 67 отражает основные принципы избирательного права в стране, гарантии и права граждан, состав и правила формирования избирательной комиссии, вопросы финансирования и обжалования принятых решений.

Нарушения в области избирательного права граждан разнообразны. Некоторые из них причисляются к административным проступкам, другие – к уголовным преступлениям.

Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений избирательного законодательства:

Любого рода фальсификации с документами, голосующими, подписями признаются нарушениями. То же самое касается проведения референдума.

Большая часть правонарушений, которые возникают в избирательных отношениях, относятся к категории административных проступков.

Правонарушения в избирательном праве прописаны в главе 5 (ст. 5.1 – ст. 5.25) КоАП РФ.

К административным проступкам относятся, как правило, нарушения, связанные с организацией выборов, работой избирательных участков. При таких деяниях не нарушаются конституционные права граждан в области избирательного права.

По самой общей классификации таких проступков выделяются следующие категории нарушений, которые связаны с:

Примерами нарушения избирательного права в рамках КоАП РФ могут быть следующие незаконные действия:

  1. Непредставление в срок или полное непредставление, равно как и представление ложных сведений, отражающих источники и размеры средств, перечисленных в избирательный фонд. Часть 1 ст. 5.17 КоАП РФ.
  2. Нарушение условий проведения предвыборной агитации. Статья 5.8 КоАП РФ.
  3. Нарушение условий рекламы деятельности кандидатов. Статья 5.9 КоАП РФ.
  4. Уничтожение или повреждение печатных агитационных материалов. Статья 5.14 КоАП РФ.
  5. Подкуп избирателей или участников референдума, который не имеет уголовного состава. Статья 5.16 КоАП РФ.
  6. Незаконная выдача избирательного бюллетеня. Статья 5.22 КоАП РФ.

За нарушение избирательных прав КоАП РФ предусматривает санкцию в виде штрафа, который значительно отличается для различных категорий нарушителей.

За незначительные нарушения, к примеру, нарушение правил агитации или представления сведений, физическому лицу грозит малозначительный штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. За подкуп же на выборах гражданам грозит более серьезная санкция – до 25 тысяч рублей.

В УК РФ нарушению избирательных прав посвящена статья 141, которая носит название «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».

Согласно статьи, к уголовно наказуемым видам нарушений относятся:

  • Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или участию в референдуме;
  • Нарушение тайны голосования;
  • Воспрепятствование работе избирательной комиссии;
  • Воспрепятствование работе отдельного члена комиссии.

В качестве наказания за подобные деяния Кодексом предусмотрены следующие виды ответственности:

  • Штраф до 80 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до 6 месяцев;
  • Обязательные работы до 360 часов;
  • Исправительные работы до года.

В ч. 2 ст. 141 УК РФ прописаны квалифицирующие признаки, наличие которых в преступлении влияет на применимую меру наказания. Отягчающими обстоятельствами признаются:

При наличии отягчающих обстоятельств виновному лицу грозит максимум до 5 лет реального лишения свободы.

В особую категорию в статье выделены нарушения, которые связаны с требованиями в вопросах регистрации кандидатов, подсчета голосов или вмешательства в работу государственной автоматизированной системы выборы. Эти действия, совершенные с использованием своего служебного положения, влекут до 4 лет лишения свободы.

Объектом данного преступления является избирательные права граждан, которые гарантированы Конституцией РФ. Для квалификации решающее значение имеет, чтобы совершенные виновным лицом действия затрудняли работу избирательной комиссии или вовсе делали выборы невозможными.

Преступления по ст. 141 УК РФ или по КоАП РФ о нарушении избирательных прав встречаются редко . Они фиксируются, как правило, при проведении выборов в депутаты, региональное законодательное собрание или органы местного самоуправления.

Примерами подобных нарушений могут послужить следующие дела. В день выбора депутатов в государственное собрание Республики Марий Эл учащимся колледжа был совершен подкуп избирателей. Виновное лицо предлагало 11 избирателям вынести незаполненные бюллетени. В результате этого действия он был осужден на 1 год лишения свободы условно с избирательным сроком.

Кроме применения ст. 141 УК РФ на выборах совершаются и преступления по ст. 142 УК РФ. Касаются они фальсификации подписей или вброса бюллетеней. Так, в Тамбовской области были привлечены к ответственности три руководителя избирательных комиссий за фальсификацию списков кандидатов, их подписей. Виновникам судом было назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно.

Когда подкуп совмещен с вымогательством в деле также инкриминируется ст. 222 УК РФ, а когда с мошенничеством – ст. 159 УК РФ.

Количество же административных правонарушений в разы превышает уголовные проступки. Наверно практически на каждых выборах присутствуют незначительные нарушения, которые караются штрафными санкциями.

Избирательные права граждан строго охраняются в демократическом государстве. Выборы, однако, до сих пор являются одной из тех областей, где по-прежнему процветают различного рода нарушения.

Даже несмотря на то, что на выборах присутствуют международные наблюдатели, мелкие нарушения порядка их проведения все же присутствуют.

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах и референдумах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав, организации и проведения выборов и референдумов. Уголовная ответственность регламентируется в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ), в котором есть две статьи, посвященные посягательствам на избирательные права граждан. Это - статья 141 («Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий») и статья 142 («Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов»).

Воспрепятствование осуществлению гражданином избирательного права или права участвовать в референдуме выступает в качестве общей нормы. Кроме того, уголовная ответственность устанавливается за ряд конкретных нарушений: подлог избирательных документов или документов референдума; неправильный подсчет голосов и фальсификация результатов выборов; нарушение тайны голосования, подкуп избирателей. В законодательстве Российской Федерации кроме перечисленных деяний введена уголовная ответственность за воспрепятствование работе избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума.

В соответствии с пунктом 1 статьи 141 УК РФ уголовно наказуемым является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Совершение деяний, указанных в пункте 1 статьи 141 УК РФ, с дополнительными квалифицирующими обстоятельствами (подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) наказывается согласно части 2 статьи 141 УК РФ штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Под подкупом понимается предоставление или обещание предоставления имущественных выгод за отказ гражданина в реализации им его избирательных прав; под обманом - преднамеренное введение в заблуждение гражданина при сообщении ложных сведений, предоставлении подложных документов или при совершении других подобных действий; под насилием - нанесение побоев, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, незаконное лишение свободы; под использованием служебного положения - воспрепятствование осуществлению избирательных прав с использованием служебного положения в любой форме.

В соответствии со статьей 142 УК РФ фальсификация избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Под фальсификацией документов в данном составе преступления следует понимать действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, его подделки, подчистки или пометки другим числом, а также изготовление другого документа с ложным содержанием. При этом избирательными документами являются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе (фиксируют юридические факты, предоставляют субъективные права и др.). Законодательство к числу избирательных документов относит, в частности: избирательные бюллетени, списки избирателей, списки участников референдума, удостоверение кандидата в депутаты, подписные листы для регистрации кандидатом, протоколы избирательных комиссий.

Уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного статьей 142 УК РФ, несут только специальные субъекты: члены избирательных комиссий, члены комиссий референдума и члены инициативных групп. Если подобные деяния, указанные в данной статье УК РФ, совершают другие лица, они не привлекаются к ответственности по этой статье.

Административные правонарушения в сфере избирательных прав граждан закреплены в особенной части КоАП РФ 2002 г. в главе № 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Под избирательным административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на избирательные права, за которое Кодексом Российской Федерации об административной ответственности установлена административная ответственность.

В Кодексе закреплены 25 составов административных правонарушений. К ним относятся:

1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума.

2. Вмешательство в работу избирательной комиссии, комиссии референдума.

3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума.

4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума.

5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов.

6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации.

7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме.

8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности.

10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом.

11. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено законом.

12. Изготовление или распространение агитационных материалов с нарушением требований закона.

13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства и деловой репутации.

14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму.

15. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума.

16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

18. Незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума.

19. Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума.

20. Финансирование избирательной кампании, кампании референдума помимо избирательных фондов, фондов референдума и оказание иной, запрещенной законом, материальной поддержки.

21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума.

22. Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.2-5.4, 5.6,5.9-5.16, частью 1 ст. 5.17, статьями 5.18-5.20, вправе составлять члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, статьями 5.10, 5.11, 5.14, 5.15, 5.21 - уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.5, 5.7, 5.8, 5.22-5.24, возбуждаются прокурором.

Административная ответственность физических и юридических лиц может наступить только за виновное нарушение законодательства о выборах. Применительно к физическим лицам, вина - это психическое отношение нарушителя к совершенному им правонарушению и его последствиям. При отсутствии вины привлечение физического лица к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах недопустимо.

За нарушение законодательства о выборах административную ответственность в качестве юридических лиц могут нести: организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание; редакции периодических печатных изданий; избирательные объединения; общественные объединения; благотворительные организации; религиозные объединения; кредитные организации (учреждения); полиграфические предприятия и др.

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей участников референдума - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальным размеров оплаты труда.

Согласно п. 16 ст. 17 Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях…» гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявления, а также предоставленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения такого заявления.

Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

К ним можно отнести нарушение сроков ее проведения. В частности, предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организации телерадиовещания, в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования. Запрещено прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования. Также запрещено участие в предвыборной агитации воинских частей, военных учреждений и организаций, иностранных граждан, представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Подкуп избирателей, участников референдума. Под ним понимаются вручение избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, проведение льготной распродажи товаров либо безвозмездное или на льготных условиях предоставление услуг, а равно осуществление благотворительной деятельности с нарушением федерального законодательства о выборах и референдумах - влечет наложение штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В то же время, за такие правонарушения как нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней, незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, которые в целом могут повлиять на ход и результаты итогов голосования, предусмотрены незначительные наказания. К примеру, нарушение установленного законом порядка подсчета голосов влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока.

Гражданско-правовая ответственность участников избирательного процесса

Гражданско-правовая ответственность участников избирательного (референдумного) процесса регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами. Она может наступать, в частности, за причинение вреда достоинству личности, чести и доброму имени, деловой репутации, а также за посягательство на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на имя, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Если, например, противоправной агитационной деятельностью субъекта избирательного процесса гражданину причинены физические или нравственные страдания (моральный вред) либо нарушены его личные неимущественные права, осуществлено посягательство на честь, достоинство, деловую репутацию, доброе имя, на принадлежащие ему другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации и иного предусмотренного законом возмещения указанного вреда (ст. 151 и 152 ГК РФ).

Гражданско-правовая ответственность также может наступать в сфере договорных отношений в избирательном (референдумном) процессе за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по договорам (например, по договорам между кандидатами, избирательными объединениями и организациями телерадиовещания, редакциями периодических печатных изданий о предоставлении эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации и другим договорам).

На практике встречаются случаи, когда в коллизию вступают публично-правовые и частно-правовые принципы, например, принцип равенства кандидатов и принцип свободы договора. Приведем пример возникновения и разрешения подобной коллизии.

Избирательный закон обязывает прессу соблюдать принцип равенства всех кандидатов. Но вместе с тем п. 4 ст. 52 гласит, что негосударственные печатные СМИ вправе отказать в предоставлении печатной площади. В комментариях ЦИК России к этому пункту говорится, что «редакции негосударственных периодических печатных изданий могут предоставить печатную площадь за плату одному участнику избирательного и референдумного процесса и отказать в таком предоставлении другому».

Отказ негосударственной организации СМИ в предоставлении печатной площади отдельному участнику избирательного процесса возможен до заключения договора, то есть, по сути, в форме отказа от заключения договора. В противном случае отказ будет являться нарушением уже заключенного договора, влекущим ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В юридической литературе выделяется три вида ответственности за нарушение избирательных прав: конституционно-правовая (иногда её называют «ответственностью по избирательному праву»), административная и уголовная. Две последние носят характер санкций, размер которых устанавливается соответственно Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ. Первая имеет пресекательный и правовосстанавливающий характер и установлена избирательными законами.

Конституционно–правовая ответственность кандидатов и избирательных объединений может выражаться в первую очередь в отказе в регистрации или в отмене регистрации. К этому же виду ответственности следует также отнести лишение права на бесплатную печатную площадь и бесплатное эфирное время политических партий, не расплатившихся за предыдущую кампанию.

Конституционно-правовая ответственность избирательных комиссий может выражаться в их расформировании. Круг инициаторов расформирования весьма ограничен: это либо группа депутатов, либо избирательная комиссия более высокого уровня, поэтому подобные дела возбуждаются крайне редко. Кроме того, закон предусматривает только три основания для расформирования комиссии:

а) нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее за собой признание итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов недействительными;

б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии;

в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией (последнее основание введено Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ).

Фактически комиссия может неоднократно нарушать закон, например, необоснованно отказывая кандидатам в регистрации, но если она потом «смиряется» с решениями вышестоящей комиссии или суда, то никакие санкции за такие действия не предусмотрены. Как отмечалось выше, это позволяет недобросовестным комиссиям злоупотреблять своими правами, затягивая время регистрации неугодных кандидатов.

Кроме того, представляется необходимым, чтобы избирательная комиссия несла ответственность за фальсификации, совершенные отдельными ее членами, если сама комиссия эту фальсификацию не пресекла. По нашему мнению, фальсификации невозможны, если члены комиссии добросовестно выполняют свои обязанности. Если же они устраняются от выполнения действий, предусмотренных законом, фальсифицировать избирательные документы может даже один член комиссии (особенно если он является председателем или секретарем).

Конституционно-правовая ответственность члена избирательной комиссии может выражаться также в прекращении его полномочий по решению суда, признавшего его систематически не выполняющим свои обязанности. По нашим данным эта мера используется не часто, хотя во многих комиссиях оказываются члены, практически в работе комиссии не участвующие. Но их обычно убеждают выйти из состава комиссии по личному заявлению или просто мирятся с их пассивностью. Зато известен случай прекращения полномочий одного из наиболее активных членов комиссии после того, как он выступил с разоблачением фальсификаций.


Административная ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, предусмотрена более чем тремя десятками статей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Объем составов административных правонарушений, связанных с проведением выборов и референдумов, существенно расширился за последние три года.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении не позволяет гражданам напрямую обращаться в суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности. Такое право предоставлено только прокуратуре и членам избирательной комиссии, уполномоченным на это комиссией. Неудивительно, что нормы Кодекса об административных правонарушениях часто применяются ими избирательно: в основном в отношении кандидатов и средств массовой информации и гораздо реже – к членам избирательных комиссий. Так, нам неизвестно ни одного случая, когда была применена статья 5.6 – «нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя», несмотря на многочисленные обращения, связанные с такими нарушениями.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением избирательных прав, предусмотрена статьями 141 и 142 Уголовного кодекса РФ, к которым в 2003 г. прибавились статьи 141.1 и 142.1.

Случаи привлечения к уголовной ответственности по статьям 141 и 142 УК РФ редки. Так, например, в записке Правового управления Аппарата ЦИК РФ «О практике привлечения к уголовной ответственности за преступления, связанные с выборами и референдумами, проведенными в Российской Федерации в 2000–2002 годах» указано, что за этот период в России было возбуждено 204 уголовных дела, связанных с выборами и референдумами, из них – 41 дело по статье 141, 64 дела по статье 142 и 95 дел по другим статьям. 66 из этих дел завершены расследованием и с обвинительным заключением дошли до суда. По 48 делам судами вынесены обвинительные приговоры (из них только 16 дел по статьям 141 и 142, т.е. связанные непосредственно с нарушением избирательных прав граждан). Признаны виновными и осуждены 73 человека, из которых 7 приговорены к штрафу, один к исправительным работам и 65 – к лишению свободы, однако из них только один приговорен к реальному лишению свободы (причем по совокупности с наказаниями, назначенными за другие преступления), 41 – к условному, а 23 – амнистированы.

Стоит добавить, что суды неоднократно признавали недействительными результаты выборов из-за нарушений, допущенных избирательными комиссиями (см. в 2.12.1 примеры по Владивостоку, Сергиевому Посаду, Тутаеву). Но, несмотря на то, что эти нарушения приводят к таким серьезным последствиям, виновные обычно не несут соответствующей ответственности, а часто не несут вообще никакой ответственности.

Приведенный анализ свидетельствует, что прокуратура (которая имеет исключительное право привлечения к уголовной ответственности по этим делам) и суды не рассматривают преступления, связанные с нарушением избирательных прав (в том числе с фальсификацией итогов голосования) как имеющие серьезную общественную опасность. Эта тенденция не преодолена и по сей день. Несогласие с такой позицией неоднократно высказывали представители Центральной избирательной комиссией РФ.

Отдельно следует сказать о статье 141.1 Уголовного кодекса РФ, появившейся только в 2003 г. Статья касается нарушения финансирования избирательной кампании кандидата или избирательного объединения в крупных размерах (более 10% от «потолка» избирательного фонда, но не менее 1 млн. руб.). Диапазон наказаний за эти деяния, которые раньше считались административными правонарушениями, довольно широк: от штрафа в 100 тыс. руб. до лишения свободы сроком на два года.

Переквалификация нарушений правил финансирования избирательной кампании в уголовное преступление означает, что эти деяния рассматриваются как представляющие серьезную общественную опасность. Однако при этом такие не менее опасные действия, как использование преимуществ должностного или служебного положения в целях избрания, остаются административными правонарушениями с максимальным наказанием в виде штрафа в 50 минимальных размеров оплаты труда. Административным правонарушением считается и сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, а незаконное изготовление открепительных удостоверений и сокрытие остатков тиражей открепительных удостоверений вообще не считаются правонарушениями!



 

Возможно, будет полезно почитать: