Органы власти и управления конституции 1936. Органы власти в ссср схема

5 декабря 1936 г.VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил Конституцию СССР, которая внесла значительные изменения в систему высших органов власти и управления, в избирательную систему.

С принятием Конституции СССР 1936 г. прекратили свое существование съезды Советов. Вместо них и ЦИК СССР в качестве высшего общесоюзного органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР . Верховный Совет СССР - высший орган государственной власти, правомочный решать все вопросы, отнесенные к ведению СССР, в том числе: принятие и внесение изменений в Конституцию, принятие в состав СССР новых республик, образование новых автономных республик и автономных областей, утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета и отчета о его исполнении, создание подотчетных ему органов. Существенно расширилась компетенция общесоюзных органов. К ведению Верховного Совета СССР было отнесено обеспечение государственной безопасности, управление банками, промышленностью, сельским хозяйством. У союзных республик было изъято право на издание своих кодексов законов, право решения вопросов трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве - все эти полномочия передавались общефедеральным органам, что означало усиление централизации управления. Верховному Совету СССР была присвоена важная контрольная функция - право назначать следственные и ревизионные комиссии, что позволяло ему контролировать деятельность всего государственного аппарата. К ведению Верховного Совета СССР относились утверждение изменения границ между союзными республиками и их административно-территориальное устройство.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам с равной численностью населения; Совета Национальностей - по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов - от каждой автономной республики, 5 - от автономной области, 1 - от автономного округа.

Основной формой деятельности ВС были сессии. По Конституции сессии созывались 2 раза в год. Предусматривалось проведение внеочередных сессий по требованию Президиума одной из республик.

В период между сессиями Верховного Совета СССР высшим законодательным и исполнительно-распорядительным органом был его Президиум . В его компетенцию входил созыв сессий Верховного Совета СССР, толкование законов, издание указов, роспуск палат и назначение новых выборов. Постепенно сфера его полномочий расширялась.

Президиум обеспечивал проведение выборов в Верховный Совет СССР. Он разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал день их проведения и образовывал избирательные округа, утверждал состав Центральной избирательной комиссии, устанавливал единые формы избирательных документов.

Особенно велики были его полномочия в вопросах государственного строительства: он устанавливал систему и компетенцию центральных органов управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, образовывал и ликвидировал министерства и ведомства, в период между сессиями ВС СССР он освобождал от должности и назначал отдельных министров. Он издавал указы законодательного характера. Это нарушало конституционное положение о том, что законодательная власть осуществляется исключительно Верховным Советом.

Президиум создавал рабочий аппарат, состоявший из специалистов различных отраслей. В аппарат Президиума входили: секретариат, приемная, отделы (по вопросам работы Советов, юридический, наград, международных связей, по обслуживанию постоянных комиссий) и специальные группы сотрудников, занимавшиеся вопросами помилования, гражданства, протокольной работой и др. Заседания Президиума созывались его председателем один раз в два месяца.

СНК СССР образовывался Верховным Советом СССР и был ему подотчетен. В его состав входил глава правительства (председатель), его заместители, все наркомы СССР и председатели некоторых комитетов при правительстве. На СНК СССР возлагалось решение важнейших вопросов государственного управления: руководство деятельностью наркоматов, контроль за выполнением народнохозяйственного плана и госбюджета, обеспечение общественного порядка и др.

Для успешного осуществления возложенных на него функций СНК СССР мог создавать при себе специальные комитеты, управления, комиссии. Впоследствии возникла большая сеть специальных ведомств по различным отраслям государственного управления.

Для оперативного руководства народным хозяйством 23 ноября 1937 г. был создан Экономический Совет при СНК СССР на правах постоянной комиссии. СТО СССР прекратил свою деятельность. ЭКОСО проверял выполнение решений правительства по хозяйственным вопросам, рассматривал и решал вопрос о ценах, трудовых отношениях и заработной плате.

Система органов власти и управления на местах также претерпела изменения: съезды Советов были упразднены, а сами Советы переименованы в Советы депутатов трудящихся. Они стали постоянно действующими органами власти и управления.

19 февраля 1937 г. была принята новая Конституция республики. Она полностью соответствовала Конституции СССР и повторяла ее основные положения. Союзные органы в обязательном порядке распространялись на территорию БССР. В Конституции подтверждалось всевластие партийных руководящих органов. Провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но далее говорилось, что все важнейшие вопросы государственной жизни относились к компетенции высших органов СССР (оборона, внешняя торговля, управление экономикой, охрана госбезопасности).

По своей структуре и теоретико-технической разработке Конституция БССР 1937 г. была более совершенной, чем предыдущая. В ней была сделана попытка отойти от принципа «вся власть Советам» и перейти к разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала ВС БССР, а в период между его сессиями - Президиуму ВС БССР.

Исполнительная власть концентрировалась в СНК БССР, который являлся высшим исполнительным и распорядительным органом - правительством БССР. Он состоял из председателя, его заместителей, 14 народных комиссаров, 10 из которых относились к союзно-республиканским наркоматам и 4 - к республиканским, а также членами правительства считались: уполномоченный комитета заготовок СССР, начальник управления по делам искусств, уполномоченные общесоюзных наркоматов.

Таким образом, в предвоенный период вся система органов власти и управления перестраивалась в соответствии с новой Конституцией СССР.

Органы власти и управления в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война потребовала сосредоточить всю полноту высшей власти в одном органе, способном объединить усилия фронта и тыла. Таким чрезвычайным органом стал образованный 30 июня 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР. Во главе его стоял секретарь ЦК ВКП (б), председатель СНК СССР, нарком обороны Сталин. Это был директивный орган, осуществлявший общее руководство вооруженной борьбой. В состав ГКО входили первоначально 5 человек. Потом их число увеличилось до 9 (Сталин, Молотов, Ворошилов, Маленков, Микоян, Вознесенский, Берия¸ Булганин, Каганович). Каждый из них отвечал за определенный участок работы.

ГКО осуществлял все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране. Его компетенция была чрезвычайно обширна. Он назначал и смещал высшее военное командование, готовил резервы для действующей армии, решал все военно-стратегические вопросы. Он налаживал работу промышленности, транспорта, сельского хозяйства, снабжение населения и армии, занимался подготовкой трудовых резервов и распределением рабочей силы по производственным объектам. ГКО обеспечивал государственную безопасность СССР. Его постановления подлежали обязательному исполнению всеми учреждениями и гражданами.

Со временем при ГКО возникли специальные органы, наделенные большими полномочиями. В феврале 1942 г. при ГКО был создан Транспортный комитет для координации работы всех видов транспорта и контроля за перевозками военных и народнохозяйственных грузов. В декабре 1942 г. было создано Оперативное бюро ГКО для контроля за выполнением военных заказов и за текущей работой всех наркоматов. Затем была создана комиссия по эвакуации и другие органы.

Одновременно с ГКО действовали и конституционные органы государственной власти и управления. Но в Беларуси, в связи с оккупацией, высшие органы власти были вынуждены эвакуироваться в Россию, а местные - временно прекратили свою деятельность. В эвакуации продолжали свою деятельность только Президиум Верховного Совета и СНК БССР. Но и их деятельность была значительно ограниченной. Летом 1942 г. заканчивались полномочия депутатов Верховного Совета БССР, но в связи с невозможностью проведения новых выборов Президиум ВС БССР продолжил их полномочия до проведения новых выборов.

Указом Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов власти по организации обороны, обеспечению общественного порядка и госбезопасности передавались военным советам и военному командованию фронтов, армий, военных округов. Военные власти имели право издавать обязательные для всего населения постановления и отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным организациям.

Аппарат исполкомов Советов был значительно сокращен, порядок работы изменен. Нарушались конституционные сроки выборов, регулярность проведения сессий, возросла роль исполнительных органов. Многие функции исполкомов выполняли единолично их руководители.

В большинстве случаев деятельность Советов подменяли партийные органы, на которые возлагалась большая ответственность за состояние экономики и непосредственное хозяйственное руководство. Был расширен институт парторгов ЦК ВКП (б) и компартий союзных республик на предприятиях, имеющих большое значение для обороны страны.

На неоккупированной территории СССР наряду с продолжавшими функционировать высшими и центральными органами власти и управления возникали чрезвычайные органы - местные комитеты обороны, уполномоченные ГКО. Во многих прифронтовых городах (более чем в 60) были созданы городские комитеты обороны.

Городские комитеты обороны являлись военно-организационными и мобилизационными центрами, подчинялись непосредственно местным органам - партийным или советским. КО были призваны осуществлять мобилизацию всех сил и ресурсов страны, отвечали за снабжение армии вооружением, боеприпасами, продовольствием. Они имели право объявлять город на военном положении, проводить эвакуацию жителей, давать предприятиям задания по выпуску вооружения, боеприпасов, снаряжения, формировать народное ополчение и истребительные отряды, организовывать строительство оборонительных сооружений, производить мобилизацию населения и транспорта, упразднять и создавать учреждения и организации.

Война потребовала перестроить и методы работы всего государственного аппарата. В основу реорганизации был положен принцип максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства. В армии устанавливалось полное единоначалие. Были внесены изменения в порядок деятельности органов военной юстиции. Значительно расширялась подсудность военных трибуналов в районах, объявленных на военном положении.

1 июля 1941 г. СНК СССР принял постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени», которое не только расширяло права наркомов и других руководителей, но и повышало уровень требований к работе всего государственного аппарата. И без того жесткая централизация управления в годы войны приобрела еще более целенаправленный характер: в основном она проводилась по линии общесоюзных центральных органов управления основными отраслями народного хозяйства. Иными стали и принципы организации деятельности госаппарата: коллегиальность заменялась единоначалием, проверка исполнения принимала форму жесткого контроля с последующим применением санкций. В крупные промышленные центры и на предприятия направлялись уполномоченные ГКО и Госплана СССР. Отраслевой принцип управления экономикой в условиях войны сохранялся: усилилась централизация в снабжении народного хозяйства сырьем, топливом и другими материалами; с потерей южных и западных районов происходило перебазирование промышленных предприятий, в результате чего возникали новые промышленные центры, особенно на востоке страны. На большие расстояния перемещались целые отрасли промышленности с кадрами рабочих. Для руководства работой по перебазированию промышленности 24 июня 1941 г. при СНК был создан Совет по эвакуации. При совете действовало управление по эвакуации населения. В наркоматах были образованы бюро и комитеты по эвакуации.

Остро стояла проблема рабочих кадров. Для решения этой проблемы 30 июня 1941 г. при Бюро СНК СССР был создан комитет по учету и распределению рабочей силы для организации учета всего неработающего населения, мобилизации и распределения по предприятиям трудоспособно населения.

Кроме того, в годы войны при правительстве были созданы Совинформбюро, Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, Главное управление по охране памятников архитектуры (1943-1946), Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации и др. Для решения вопросов, связанных с созданием атомного оружия, при СНК СССР был создан Научно-технический совет.

В период войны резко возросла роль общественных организаций. Огромную работу проводили профсоюзы, комсомол, Красный Крест, оборонно-спортивные общества, общественно-политические организации, научные и научно-технические общества и др.

В 1942 г. была создана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. На ЧГК было возложено установление размеров нанесенного ущерба и возмещения за него, сбор документальных данных о военных преступлениях и установление личности военных преступников. Комиссия привлекла к своей работе в качестве экспертов крупных ученых, историков, архитекторов, художников, инженеров. В 1953 г. ЧГК завершила работу, а собранные ею материалы были переданы на государственное хранение.

В 1944 г. был ликвидирован ЭКОСО и хозяйственные советы, а вместо них в СНК СССР было создано Бюро для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в марте 1953 г. преобразовано в Президиум).

Общесоюзные наркоматы

Союзно-республиканские наркоматы

Иностранных дел

Внутренней торговли

Внутренних дел

Путей сообщения

Внешней торговли

Пищевой промышленности

Водного транспорта

Лесной промышленности

Финансов

Оборонной промышленности

Тяжелой промышленности

Зерновых и животноводческих совхозов

Земледелия

Здравоохранения

Были внесены принципиальные изменения в систему общесоюзных государственных органов. Их система была упрощена, четко разграничена компетенция законодательной и исполнительной властей.

Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти, состоящий из двух равноправных палат. Обе палаты избирались одновременно и на один и тот же срок – 4 года.

К исключительной компетенции Верховного Совета СССР было отнесено:

    издание общесоюзных законов;

    избрание Президиума Верховного Совета СССР;

    образование СНК СССР;

    избрание Верховного суда СССР и Прокурора СССР.

Президиум Верховного Совета СССР являлся вторым высшим государственным органом страны, но он не имел права заниматься законодательной деятельностью. Конституция предоставила ему право лишь толковать законы и принимать указы. На практике это привело к тому, что Президиум Верховного Совета СССР стал принимать указы, вносящие изменения в действующие законы, т. е. осуществлять законотворческую деятельность вопреки Конституции.

К ведению Президиума Верховного Совета СССР относились вопросы:

    роспуска представительных органов государства;

    учреждение орденов, медалей и награждение ими;

    установление воинских званий и др.

СНК СССР высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР.

СНК СССР как исполнительный орган должен был проводить в жизнь законы СССР, принимать действенные меры по выполнению народно-хозяйственного плана, защищать интересы государства и охранять права граждан.

СНК СССР как распорядительный орган наделялся правом издавать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты – постановления и распоряжения, которые являлись обязательными на всей территории СССР.

СНК СССР лишался права принимать общесоюзные законы.

В 1946 году СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР.

Органы государственной власти и управления ссср по Конституции 1977 года

Как видно, система органов власти и управления в основном осталась прежней. Были уточнены и конкретизированы полномочия центральных органов, срок полномочий Верховного Совета СССР увеличился с 4 до 5 лет. Возрастной ценз для избрания в Верховный Совет СССР снизился с 23 лет до 21 года.

Тема. Местные органы власти и управления

Местные органы подразделяются на местные органы власти – Советы и органы управления – исполнительные комитеты (исполкомы) Советов и их отделы.

Данную тему следует рассматривать в связи с вопросами административно-территориального устройства, в соответствии с которым формировалась вся система органов Советской власти.

Период 1917–1922 годов характерен следующим административно-территориальным делением: область, губерния, уезд, волость .

Конституция РСФСР 1918 года закрепила структуру, полномочия, порядок избрания местных Советов. Конституцией было определено два вида местных Советов: Советы депутатов и съезды Советов.

Советы депутатов образовывались в городах, селах и других населенных пунктах.

Съезды Советов выступали в качестве представительных органов, действовавших на территории отдельных административно-территориальных единиц – волость, уезд, губерния, область.

Конституция РСФСР 1918 года к ведению местных Советов относила :

    проведение в жизнь всех постановлений высших органов Советской власти;

    разрешение всех вопросов, имеющих местное значение;

    объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

Съездам Советов принадлежало право контроля над деятельностью местных Советов.

Исполнительно-распорядительными органами Советов являлись исполнительные комитеты.

С образованием СССР появилась и возможность и необходимость провести новое районирование, т.е. изменить административно-террито-риальное деление.

К 1930 году в РСФСР сложилась следующая система:

Остальные республики делились только на районы, областное деление появилось в них позднее.

В 1925–1931 годах велись интенсивные работы по изменению законодательства о деятельности местных Советов. Были введены местные бюджеты, что давало Советам реальные финансовые средства. Местные органы власти и управления были приведены в соответствие с новым административно-территориальным делением. Существовали областные (краевые) и районные съезды Советов и их исполкомы, а также городские и сельские Советы и их исполкомы. Они имели право издавать постановления, обязательные для исполнения на своей территории, контролировать деятельность всех местных учреждений и предприятий, должны были являться проводниками политики партии и правительства на местах.

Конституция СССР 1936 года изменила систему Советов. Такое звено, как местные съезды Советов, было ликвидировано. В обобщенном виде выделяются областные (краевые), районные, городские, сельские Советы и их исполкомы. Конституция закрепила двухгодичный срок действия местных Советов.

Советы депутатов трудящихся должны были руководить деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивать охрану государственного порядка, соблюдение законов и прав граждан, руководить местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливать местный бюджет.

Основная задача исполкомов – проводить в жизнь решения местных Советов, общесоюзных и республиканских законов, руководить деятельностью подчиненных им отделов, учреждений, организаций.

Но следует отметить, что происходило сращивание партийного и государственного аппаратов, и Советы (особенно в период культа личности И. Сталина) отстранялись от участия в принятии важных управленческих решений.

Конституция 1977 года изменила название Советов (Советы народных депутатов) , расширила их функции и полномочия. Были четко определены следующие направления деятельности местных Советов:

    руководство государственным, хозяйственным, социально-культурным строительством;

    утверждение планов экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

    осуществление руководства подчиненными им органами, предприятиями, учреждениями;

    обеспечение соблюдения законов, охрана государственного и общественного порядка, прав граждан.

По-прежнему сохранялся неустанный контроль партии, и большая часть вопросов решалась не Советами, а исполкомами.

VII съезд Советов СССР в одном из своих последних постановлений определил: "Предложить ЦИКу СССР избрать конституционную комиссию, которой поручить выработать исправленный текст Конституции на указанных в п. 1 основах и внести его на утверждение сессии ЦИК СССР" (СЗ СССР. 1935. N 8. Ст. 69). В соответствии с идеологическими воззрениями большевиков считалось, что изменения в социальной структуре общества, качественно иное его состояние требуют своей фиксации в тексте Основного Закона. Дескать, достигнуты еще одни рубежи на пути к коммунизму. В этом и заключался смысл п. 1 названного Постановления.

По мысли большевиков , достижение советским обществом основ социализма делает реставрацию капитализма в СССР невозможной, а раз так, то необходима дальнейшая демократизация власти и управления. В ситуации, когда исчезает классовый антагонизм первоначальной эпохи диктатуры пролетариата , представители повергнутых эксплуататорских классов могут быть уравнены в политических правах. Они могут быть допущены к выборам, сами выборы могут стать наконец-таки на двадцатый год революции прямыми, равными и тайными.

Согласно этому идеологическому представлению строился новый механизм государственной власти в СССР. При этом он подвергался упрощению и рационализации. В монолите Советской власти теперь появлялось место для технического разделения труда по управлению обществом: законодательная функция власти целиком и полностью вручалась Верховному Совету - двухпалатному парламенту. Исполнительная власть вручалась Правительству СССР, до 1946 г. именовавшемуся по-старому "Советом народных комиссаров", а после "Советом министров" (Вед. ВС СССР. 1946. N 10) . Судебная функция государственной власти олицетворялась единой судебной системой. Вместе с тем речь здесь может идти исключительно о техническом характере разделения власти, но никак не о действительном претворении в жизнь принципа разделения властей. Советская система отвергала этот принцип напрочь, напомним об этом еще раз.

Итак, высшим органом государственной власти становился Верховный Совет СССР (ст. 30) . Именно он осуществлял законодательную власть в стране (ст. 32) . Верховный Совет состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей. В случае разногласия между ними решение принималось согласительной комиссией (ст. 47) . Но, как и в предыдущий период, таких случаев ни разу не замечалось. Совет Союза избирался от всего населения страны по квоте: 1 депутат от 300 тыс. населения (ст. 34) . Совет национальностей формировался следующим образом: союзная республика посылала в него 25 депутатов, автономная - 11, автономная область - 5, национальный округ - одного депутата (ст. 35) . Палаты имели собственных председателей и по два заместителя. После 1956 г. каждая палата избирала уже по четыре заместителя. Палаты могли создавать собственные комиссии на постоянной основе (ст. ст. 50 и 51 ). Срок легислатуры Верховного Совета устанавливался в четыре года. Сессии полагалось проводить два раза в год.


Важнейшим органом Верховного Совета стал его Президиум - коллегиальный глава государства в СССР. Президиум формировался на первом заседании вновь избранного Совета в составе председателя и 15 его заместителей. В период с 1940 по 1956 г. таких замов было 16 по числу союзных республик. Помимо председателя и его заместителей в состав Президиума первоначально избиралось 24 человека, в 1946 г. их стало только 15, а в 1956 г. - 16.

К компетенции Верховного Совета относились все вопросы компетенции Союза ССР (ст. ст. 14 и 31 ). Исключение из этих вопросов составляли те, которые в силу той же ст. 31 были подведомственны Президиуму Верховного Совета СССР, Совнаркому (Совмину) СССР и наркоматам (министерствам). Фактически именно в этой статье закреплялось техническое разделение государственной власти в СССР. Если мы посмотрим на те вопросы, которые отнесены к ведению высших государственных органов Союза, то это и позволит сделать вывод, что Верховный Совет обладал полномочиями представительного законодательного органа власти. Президиум Верховного Совета обладал полномочиями главы государства , традиционными для него. Совнарком (Совмин) ведал вопросами, обычно относимыми к компетенции Правительства - руководящего органа исполнительной власти, а наркоматы (министерства) являлись образчиками органов центрального отраслевого управления.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР являлся Совнарком (Совмин) СССР. Правительство образовывалось Верховным Советом на первом его заседании после проведения новых выборов (ст. 56) . Правительство СССР, по Конституции 1936 г., образуется в составе министров, Председателя СНК СССР, первых заместителей Председателя СНК СССР, заместителей Председателя СНК СССР, Председателя Государственного планового комитета СНК СССР, председателя Комитета народного контроля, председателя Комитета заготовок, председателя Комитета по делам искусств, председателя Комитета по делам высшей школы (ст. 70) . В 1956 г. тем не менее произошло радикальное увеличение численности Совмина СССР. В его составе к прежним заместителям добавились первые заместители, помимо министров в состав Совета вошло еще 19 председателей государственных комитетов и приравненных к ним ведомств, например, председатель правления Госбанка СССР, начальник ЦСУ СССР. Тогда же было определено, что в состав Совмина СССР входят председатели Совминов союзных республик.

Компетенция Правительства СССР определялась ст. 68 Конституции. Положения ее, заметим, традиционные для высшего правительственного органа власти.

Органы центрального управления, по Конституции 1936 г., были представлены в лице наркоматов, после 1946 г. - министерствами. Как и ранее, они носили строго отраслевой характер. К ним примыкали ведомства - учреждения, равно наделенные конституционным статусом. Чаще всего они именовались "государственными комитетами". Но были и исключения, например Совет при Совмине СССР по делам религий или Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС), эти ведомства в Конституции не упомянуты, но их статус все равно соответствовал статусу союзного министерства.

Доктринальное определение министерства того периода способно только сбить с толку современного исследователя. Например, "советские министерства - это части социалистического госаппарата. Они построены и действуют на основе демократического централизма, проводят в жизнь принципы социалистической законности, государственного планирования, равноправия наций и учета национальных особенностей, широкого участия масс в государственном управлении" [Аманов. 1960: 11].

Классификация министерств согласно Конституции 1936 г. изменилась. Теперь в СССР существовали общесоюзные, союзно-республиканские или республиканские наркоматы (министерства) (ст. ст. 74 и 86 Конст. ). По сравнению с предыдущим периодом также более четко были установлены критерии подобной классификации.

Так, общесоюзные министерства руководили порученной им отраслью государственного управления на всей территории СССР или непосредственно через назначаемые ими органы (ст. 75) . Список таких министерств фиксировался в ст. 77 Конституции. Он, надо сказать, постоянно изменялся, если в 1936 г. общесоюзных наркоматов было 8, то к 1947 г. их стало 35, а после 1957 г. их осталось только 6.

Союзно-республиканские наркоматы (министерства) руководили порученной им отраслью государственного управления через одноименные республиканские министерства. При этом в их подчинении находились предприятия, чей список утверждался Президиумом Верховного Совета СССР (ст. 76 Конст.) . Количество таких министерств также разнилось в зависимости от времени. Стоит отметить и то, что они находились в двойном подчинении: от Совмина СССР и Совмина союзной республики (ст. 87) .

Наконец, республиканские наркоматы (министерства) руководили порученной им отраслью государственного управления, входящей в компетенцию союзной республики (ст. 84) . Они непосредственно подчинялись как Совмину своей республики, так и соответствующему союзно-республиканскому Министерству СССР (ст. 88) .

Конституция 1936 г. подробно в отличие от Конституции 1924 г. рассматривала вопросы государственной власти и управления союзных и автономных республик. Этому были посвящены соответственно гл. IV, VI, VII. Организация этих органов власти и управления целиком копировала структуру союзных. Тем не менее в республиканских конституциях, изданных в 1937 г., регулировались вопросы компетенции республиканских органов власти и управления, порядок их формирования и деятельности.

Говоря о режиме функционирования Конституции - самом продолжительном по времени из всех советских конституций, нельзя не упомянуть о семилетнем периоде с 1957 по 1964 г., когда на уровне союзной республики существовали так называемые Советы народного хозяйства (Совнархозы).

Совнархозы.

В 1957 г. был принят новый Закон "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством" (Вед. ВС СССР. 1957. N 11) . На основании этого Закона в Конституцию СССР вносились изменения: ст. ст. 88-а и 88-б .

Основной замысел реформы сводился к отказу от отраслевого принципа управления народным хозяйством и к переходу на территориальный принцип "на основе экономических административных районов" (ст. 2 Зак.) . С этой целью в союзных республиках образовывались особые административные единицы, в рамках которых создавались совнархозы. По замыслу авторов реформы все промышленные предприятия на территории этой экономической административной единицы переходили из подчинения министерств, которые вообще упразднялись (ст. ст. 9 и 11 Зак. ), в подчинение совнархозу. Если на территории республики имелось несколько экономических административных районов, то их совнархозы объединялись в республиканский совнархоз (ст. 3 Зак.) .

Организационно совнархоз состоял из председателя, его заместителей и членов. Председатель совнархоза мог состоять в ранге республиканского министра. Дело в том, что республиканские министерства в основном не упразднялись этой реформой, основной удар был нанесен по общесоюзным и союзно-республиканским министерствам. Председателя и членов совнархоза утверждал Совмин союзной республики, тогда как председателя и членов республиканского совнархоза назначал Президиум Верховного Совета союзной республики. Руководство совнархозами осуществлял Совмин союзной республики, но республиканский совнархоз подчинялся еще и Совмину СССР. При совнархозах на правах совещательного органа образовывался Технико-экономический совет.

Эта реформа - плод типично советского идеологического заблуждения, что экономикой можно управлять посредством приказов, инструкций и одних бюрократов, сменяя их другими. Производительность труда, урожайность полей от этого, как известно, не зависят. В конце концов внесенные этой реформой в советскую плановую экономику дезорганизация и хаос вынудили отказаться от нее.

Конституция СССР 1936 г. упорядочила систему местных органов государственной власти. На местах - краях, областях, округах, районах, городах, селах образовывались Советы депутатов трудящихся (ст. 94 Конст.) . Теперь эти советы формировались посредством прямых выборов сроком на два года (ст. 95 Конст.) . Исполнительными органами Советов являлись исполкомы, которые помимо подчинения собственному Совету были подотчетны исполкому вышестоящего Совета (ст. 101 Конст.) . Именно таким образом теперь обеспечивалось единство Советской власти.

1 Единственный общесоюзный законодательный орган, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух палат. Сессия должна была созываться два раза в год. Верховный Совет избирал Президиум, образовывал правительство (СНК), назначал Верховный суд и Генерального прокурора СССР.

2 Высший законодательный и исполнительно‑распорядительный орган в период между сессиями Верховного Совета СССР. Избирался палатами и был им подотчетен. Постепенно полномочия Президиума расширялись. С 1938 г. он получил право объявлять военное положение в стране, контролировал работу подотчетных органов – правительства, Верховного суда, Генерального прокурора.

3 Высший орган государственного управления – правительство. Утратил законодательные функции и стал исполнительно‑распорядительным органом. Слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР, который на 1‑й сессии образовывал новое правительство. В 1944 г. было создано Бюро СНК для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в 1953 г. преобразовано в Президиум). В 1946 г. СНК переименован в Совет Министров.

4 В 1946 г. переименованы в министерства.

5 Создан в ноябре 1937 г. вместо Совета труда и обороны как постоянная комиссия при СНК СССР. Орган оперативного хозяйственного руководства. Существовал до 1944 г.

Схема 18 . Органы государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг .

1. В годы войны секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Cталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он одновременно являлся Председателем СНК, председателем ГКО (30 июня 1941 – 4 сентября 1945), возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования (10 июля 1941 – сентябрь1945), был наркомом обороны (16 июля 1941 – сентябрь 1947), Верховным Главнокомандующим (8 августа 1941 – сентябрь 1945).

2. Чрезвычайный орган, возглавлявший все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране.

3. 25 июня 1941 г. Президиум принял решение отложить выборы в Верховный Совет СССР, полномочия депутатов которого истекали осенью 1941 г. Первые послевоенные выборы состоялись в марте 1946 г. Фактически система Советов была подчинена партийным комитетам разных уровней.

5. Рабочий орган Ставки Верховного Главнокомандования.

6. Создан в мае 1942 г.

7. Осуществляло общее руководство партийно‑политической работой в армии. Действовало на правах военного отдела ЦК партии.



Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР

По Конституции 1977 г.

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.

8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.



10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.

13 Назначался ВС СССР сроком на 5 лет, был подотчетен ему, в период между сессиями ВС – Президиуму ВС СССР; назначал прокуроров союзных и автономных республик, краев, областей и автономных областей, по его представлению ВС СССР назначал Главного военного прокурора.

В главах III-VIII (ст.30-101) Конституции СССР рассматривалась организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Конституция СССР исходила из принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы государственного управления. Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР , избиравшийся на 4 года. Он осуществлял все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входили в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат : Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинались и заканчивались одновременно. Законы считались утвержденными, если были они приняты обеими палатами простым большинством голосов. Совет Союза и Совет Национальностей избирали мандатные комиссии, которые проверяли полномочия депутатов каждой палаты. Верховный Совет СССР мог назначить, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны были выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы. Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР . Созыв его очередных сессий предусматривался два раза в год, а внеочередных — по усмотрению Президиума Верховного Совета СССР или по требованию одной из союзных республик. Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему , избиравшийся на совместном заседании обеих палат, компетенция которого была определена в Конституции СССР. Согласно ст. 49 Конституции Президиум Верховного Совета СССР созывал сессии Верховного Совета СССР, давал толкование действовавших законов СССР, издавал указы, распускал Верховный Совет СССР при отсутствии согласного решения двух его палат и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; отменял постановления СНК СССР в СНК союзных республик в случае их несоответствия закону и тд.

Конституция 1937 года учреждала в стране постоянный парламент — Верховный Совет России состоящий из одной палаты, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет.

Заседания Верховного Совета вёл Председатель Верховного Совета (имел восемь заместителей), избираемый Верховным Советом.

К Верховному Совету переходило право формирования и подотчётность Совета Народных Комиссаров (в 1945 году переименован в Совет Министров). Конституция 1937 года также сохранила народные комиссариаты (в 1945 году переименованы в министерства) в качестве центральных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли народные комиссары.

Конституцией также создавался Президиум Верховного Совета (в составе председателя, заместителя председателя, заместителей Председателя от автономий, секретаря и 14 членов) — высший государственный совет осуществлявший полномочия главы государства (введенные Конституцией 1937 года — созыв сессий парламента, назначение выборов в парламент, установление и присвоение почётных званий, осуществление помилования).

Постоянными представительными органами местного самоуправления становились советы депутатов трудящихся избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет сроком на 2 года. Заседания совета депутатов трудящихся вели председатель совета депутатов трудящихся и секретаря совета депутатов трудящихся, избираемые советом депутатов трудящихся.

К советам депутатов трудящихся переходило право избрания местных исполнительных комитетов. Конституция 1937 года также сохранила местные отделы в качестве местных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли начальники отделов.

К Верховному Совету также переходило право избрания Верховного Суда, а к областным советам депутатов трудящихся право избрания областных судов. Районные Народные Суды избирались совершеннолетними жителями района. Конституционно закреплялась независимость судей и открытость разбирательства дел.

Конституция СССР 1936 года. Структура и общая характеристика. Система органов государственной власти.

Окончательное обсуждение проекта Основного закона осстоялось на специально созванном VIII чрезвычайном съезде Советов СССР, который 5 декабря 1936 утвердил КОнституцию.

Она состояла из 13 глав и 146 статей. Структура конституции стала более четкой и целостной. В ней появились новые главы об общественном устройстве, суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан. В целом специалисты считают Основной закон 1936 одним из самых передовых для совего времени.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г политической основой страны являлись Советы депутатов трудящихся, а экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия исредства производста.

Конституция признавала СССР федеративным гоударством, закрепляла принцип добровольности объединения союзных республик, допускала и право на свободный выход из состава СССР, раграничивала компетенцию союза и союзных республик.

Конституция как и предыдущие законодательные акты устанавливала систему органов гос власти.

Система гос власти выглядело следующим образом:

  1. Верховный Совет СССР — высший орган государственной власти, получивший те же права, которыми ранее обладали Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Сюза. Он избирался населением СССР (впервые в истории Советского государства) на основе всеобщего, прямого ир авного избирательного права при тайном голосовании срококм на 4 года. Верховный Совет состоял из двух равноправных палат — Совета Союза и СОвета Национальностей.
  2. Президиум Верховного Совета СССР — высший орган власти в перерывах между сессиями Верховного Совета. Формировался Верховным Советов СССР на совместном заседании обеих палат.
  3. Совет Народных комиссаров СССР (правительство СССР) — высший исполнительный и распорядительный орган власти. Формировался Верховным Советом СССР.
  4. Народные комиссариаты — органы управления отдельными сферами общественной жизни. Конституцией предусматривалось создание трех групп наркоматов: общесоюзных, союзно-республиканских и республиканских.

На региональном и местном уровнях органами государственной власти выступали соответствующие советы тдепутатов трудящихся, которые избирались населением сроком на 2 года.

Также Конституцией 1936 регламентировался статус суда и прокуратуры. Высший надзор за исполнением законов возлагался на Прокурора СССР.

Яркой новеллой союзной Конституции 1936 г стала глава 10, в которой закреплялись основные права, свободы и обязанности граждан. В основном законе провозглашались следующие права и свободы: личные, политические, социально-экономические,духовные.

Также гарантировалось арвенство в правах всем гражданам независимо от пола, национальности и расы.

Избирательное же право, как активное, так и пассивное, предоставлялось всем гражданам СССР, достигшим ко дню выборов 18 летнего возраста. Также устранялось существовавшее ранее неравенство городских и сельских избирателей.

Конституция 1936 являлась гибкой по своему хараткреу. Любая норма Основного закона могла быть изменена решением Верховного СОвета СССР, принятым большинством не менее 2/3 голосов каждой из его палат.

Конституция 1936 г. и изменения в системе высших органов государственной власти. Рабкрин

Конституция СССР 1936 г. формально приблизила систему органов государственной власти, порядок их образования и компетенцию к стандартам конституционного государства в его европейском понимании. В ней не только были провозглашены основные права и обязанности граждан, но и проведено достаточно строгое распределение законодательной и исполнительной функций между разными органами.

Конституция определила новую систему центральных органов власти СССР. Съезды Советов ушли в прошлое. Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Именно ему принадлежала высшая законодательная власть в стране (ст. 32). Верховный Совет состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей, избираемых на четыре года. Первая палата формировалась по норме один депутат от 300 тыс. населения, вторая – по норме 25 депутатов от союзной республики, 11 – от автономной республики, пять – от автономной области и один – от национального округа. Представительство национальностей в союзном органе по сравнению с тем, что было раньше, увеличилось. Верховный Совет избирал Президиум Верховного Совета и утверждал Правительство СССР.

Сессии Верховного Совета созывались его Президиумом два раза в год. Ряд функций государственной власти в период между сессиями разрешалось осуществлять Президиуму. В частности, он был уполномочен давать толкование действующих законов СССР и издавать указы, производить референдум по своей инициативе или по требованию одной из республик, осуществлять право помилования и пр. (ст. 49). Таким образом, Президиум формально был лишен законодательных полномочий. Впрочем, отсутствие четкой формальной грани между законом и указом привело к тому, что в реальности Президиум продолжал активно заниматься законотворчеством, внося своими указами изменения в действующее законодательство.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР становился СНК. Он был подотчетен Верховному Совету, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР. СНК издавал постановления и распоряжения только на основе и во исполнение действующих законов и проверял их исполнение. Таким образом, СНК лишался права издавать общесоюзные законы.

Конституция 1936 г. сыграла определенную роль в становлении централизованной административно-командной системы управления экономикой, культурой, образованием. Достаточно сказать, что в ней закрепляется принцип строгой соподчиненности (иерархия) Советов всех уровней. Так, устанавливается подотчетность исполнительных органов Советов как избравшему их Совету, так и исполнительному органу вышестоящего Совета (ст. 101). В деятельности государственного аппарата был воспроизведен принцип демократического централизма, который подразумевал не только строгое подчинение нижестоящих органов вышестоящим, но и доведенную до абсолюта централизацию планового руководства всеми сферами жизни общества. Роль государственного плана социально-экономического развития была закреплена в отдельной статье Конституции.

В качестве экономической основы советского строя названы социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства в форме государственной или кооперативно-колхозной. Несмотря на то, что ст. 9 допускает мелкое частное хозяйство, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда, очевидно, что с экономическим плюрализмом было покончено. Примат государственной собственности был необходимым условием развертывания административно-командной системы.

По мере укрепления административно-командной системы и партийно-номенклатурного управления усиливалась централизация управления, сузилась сфера самостоятельной деятельности Советов, их инициатива ограничивалась. Формально Советам принадлежала обширная власть, а фактически они были отстранены от нее. Участие трудящихся и общественных организаций в осуществлении контрольных функций было затруднено после ликвидации в 1934 г. ЦКК – РКП. По положению о Наркомате госконтроля СССР, учрежденном в 1940 г., такое участие вообще не предусматривалось. Задачей этого наркомата был контроль за исполнительной дисциплиной и за расходованием материальных и денежных ресурсов, для чего ко всем ведомствам были прикреплены главные контролеры. Многие нормы Конституции очень скоро стали юридической фикцией, перестали действовать. Нарушались сроки созыва сессий Советов, отчеты исполкомов, а также компетенция представительных учреждений, которые в ряде случаев подменялись исполнительными органами.

Уже с начала 1930-х гг. органы НКВД, органы финансового, санитарного, планового и т.п. контроля, различные инспекции и уполномоченные были превращены в централизованные федеральные службы, т.е. действовали в масштабах всего СССР. Всеобщий административный надзор осуществлял вновь созданный в 1934 г. НКВД СССР. Увеличивалась численность государственного аппарата, прежде всего, на федеральном уровне. В начале 1930-х гг. наблюдается резкое увеличение числа актов о центральных органах государственного управления. Их появление было вызвано курсом на более жесткую централизацию экономики и внедрением административно-командных методов руководства. Быстро росла численность исполнительного аппарата, особенно контрольных и карательных органов . В рассматриваемый период эти органы уже были достаточно жестко централизованы и выведены из-под контроля Советов.

В 1932 г. был ликвидирован единый промышленный наркомат – ВСНХ СССР и вместо него образованы три отраслевых наркомата. В 1934 г. их уже четыре, а в 1939 г, – 21, причем большинство из них – общесоюзные. Наркоматы быстро превращались в центры замкнутых административно-хозяйственных систем. С увеличением числа предприятий, объемов производства и ресурсов такие центры все больше сосредоточивались на собственных интересах по выполнению планов. Постепенно ведомственный интерес в управлении стал вступать в противоречие с государственным. Уже с начала 1930-х гг. перед большевиками, занимающими руководящие должности в промышленности, ставилась задача овладения вопросами техники, экономики, финансов. Директора заводов обязаны были «вмешиваться во все». Это рассматривалось как основное условие для перехода к принципу единоначалия в руководстве экономикой и как существенное условие, которое может положить предел «вредительству» в экономике. Показательные процессы над такими «вредителями» (Шахтинское дело, процесс «Промпартии») к этому времени уже состоялись. Даже в сфере управления сельским хозяйством существовало два самостоятельных наркомата: Наркомзем, в ведении которого находились колхозы, и Наркомсовхозов.

Мобилизационная экономика вызвала серьезные изменения в системе управления народным хозяйством. Все большую роль в общем и текущем управлении начинают играть партийные организации, а партийные документы все чаще носят нормативный характер, содержат административные предписания. Так, в 1929 г. в связи с переходом на непрерывную рабочую неделю парторганизациям была дана директива Политбюро, где, в частности, говорилось о необходимости реорганизовать работу транспортных, культурно-просветительных и бытовых учреждений (трамваи, рабочие поезда, столовые, ясли, бани, детские площадки, театры, кино, выставки и т.п.), приспособив их к равномерному обслуживанию разных смен и постепенно переводя эти учреждения на непрерывную неделю.

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.

Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР.

Исключительно Верховный Совет СССР осуществляет законодательную власть.

Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.

Законы считаются утвержденными, если они приняты обеими палатами простым большинством голосов.

Верховный Совет СССР может назначать, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР: их нельзя было привлечь к судебной ответственности или арестовать без согласия Верховного Совета СССР.

Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР.

Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР.

Президиум Верховного Совета СССР обладал широчайшими правами: созывал сессии, давал толкование действовавших законов, издавал указы, распускал Верховный Совет и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум); осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал международные договоры и т. п.

Правительство СССР (Совнарком) было высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, объединяя и направляя работу 8 общесоюзных наркоматов: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности и 10 союзно-республиканских наркоматов: пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия и др.

Тема 19. Высшие органы власти и управления

Структура высших органов власти и управления была установлена II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов в октябре 1917 года. Конституция РСФСР 1918 года полностью сохранила эту структуру.

Органы государственной власти и управления РСФСР по Конституции

К высшим органам власти относились Всероссийский съезд Советов (высший представительный орган), ВЦИК.

Делегаты Всероссийского съезда Советов избирались городскими и губернскими Советами. При этом обеспечивалось явное преимущество рабочего класса. Неравная норма представительства депутатов от разных слоев населения РСФСР сохраняла возможность единовластия большевиков на съездах и проведение предлагаемых ими решений.

К исключительной компетенции съезда Советов относились следующие вопросы:

— принятие и изменение Конституции;

— ратификация мирных договоров;

— установление, изменение границ республики;

— объявление войны и заключение мира;

— избрание ВЦИК и заслушивание отчетов о его деятельности.

Предметы ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК детально не

разграничивались. ВЦИК мог самостоятельно решать все вопросы общегосударственного значения. ВЦИК считался высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК образовывал правительство — СНК.

Рабочими органами ВЦИК были Президиум, отделы и комиссии. Президиум осуществлял всю организационную работу по подготовке

заседаний ВЦИК, должен был организовывать проведение в жизнь принимаемых ВЦИК декретов и постановлений, осуществлять руководство работой отделов и комиссий ВЦИК.

СНК осуществлял общее управление делами государства. СНК выполнял сложные функции как высший орган управления, но и имел право принимать законодательные акты.

Особым органом управления народным хозяйством и государственными финансами был созданный при СНК Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

Большевики отвергли буржуазный парламентаризм и идею разделения властей. В. Ленин считал, что представительный орган должен быть и парламентарным и работающим органом государства, т. е. соединить в себе функции законодательной и исполнительной властей.

Органы государственной власти и управления СССР по Конституции

  • 73. Изменение и расторжение договора понятие, основания, порядок, последствия 73. Изменение и расторжение договора: понятие, основания, порядок, последствия Существуют три варианта […]
  • Домогательство уголовно Что это такое и как себя защитить С учетом опыта США 2. ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН О СЕКСУАЛЬНЫХ ДОМОГАТЕЛЬСТВАХ? Общество закрывает глаза на деликатную проблему […]
  • Практически каждая мамочка, получившая сертификат при рождении второго и последующего ребенка, не знает, как правильно им распорядиться, какие существуют законные методы использования […]


  •  

    Возможно, будет полезно почитать: