Предмет изучения общей части криминологии. Предмет криминологии

1. Какие понятия являются предметом криминологии:
а) преступность;
б) причины преступности;
в) индивидуальное преступное поведение;
г) состав преступления.

2. Кто впервые использовал понятие «криминология»?
а) Бентам;
б) Гароффало;
в) Ломброзо.
3. «Закрытой» анкета- это:
а) опрос ограниченного круга лиц;
б) в анкете содержится перечень ответов на поставленный вопрос;
в) в анкете отсутствуют варианты ответов на поставленный вопрос.
4. Опрос специалистов для установления криминологически значимых обстоятельств — это:
а) моделирование;
б) тестирование;
в) метод экспертных оценок.

5. Коэффициент преступности — это:
а) криминальная активность населения;
б) изменение преступности во времени;
в) соотношение числа совершенных преступлений и численности населения;
г) пространственная распространенность преступности.
6. Динамика преступности- это:
а) региональные особенности преступности;
б) исторические предпосылки роста преступности;
в) соотношение разных видов преступлений;
г) изменение преступности во времени.
7. Какие из перечисленных видов преступлений в наибольшей степени подвержены сезонному колебанию?
а) грабеж;
б) изнасилование;
в)причинение тяжкого вреда здоровью;
г) мошенничество.
8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это:
а) плотностью преступности;
б) географией преступности;
в) структурой преступности.
9. Структура преступности — это:
а) состав преступления;
б) удельный вес разных видов преступлений в общем их числе;
в) элементы предмета криминологии;
г) соотношение зарегистрированной и латентной преступности.
10.Какой вид преступлений занимает наибольшее место в структуре преступности в России:
а) убийство;
б) кража;
в) мошенничество;
г) хулиганство.
11.Латентная преступность — это:
а) незарегистрированная преступность;
б) нераскрытая преступность;
в) особо тяжкие преступления;
г) преступления, не представляющие большой общественной опасности.

12.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
а) убийство;
б) разбой;
в) массовые беспорядки;
г) кражи.
13.Естественная латентность -это:
а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.
14.Косвенные последствия преступности – это:
а) непосредственный материальный ущерб от совершенных преступлений;
б) моральный вред, причиненный потерпевшим;
в) расходы государства и общества на борьбу с преступностью.
15.Что относится к уголовно-правовым признакам личности преступника:
а) возраст;
б) мотив;
в) совершение преступления в группе;
г) прежняя судимость.
16.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
а) служащим;
б) рабочим;
в) работникам образования, культуры, здравоохранения.
17.Какие категории преступников имеют более низкий образовательный уровень?
а) корыстные;
б) экономические;
в) против порядка управления;
г) насильственные.
18.Криминогенный тип личности — это:
а) лицо, совершившее преступление;
б) лицо, которое обязательно совершит преступление;
в) лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления.
19.Явления общественной жизни, порождающие преступность, это:
а)условия преступности;
б) причины преступности;
в) проявления преступности;

20.Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется:
а) теория опасного состояния;
б) теория социальной дезорганизации общества;
в) теория стигмы.
21.Виктимология -это:
а) наука о жертве преступления;
б) наука о последствиях преступности;
в) наука о личности преступника;
г) наука о мерах борьбы с преступностью.
22.Что с точки зрения представителей теории дифференциальной ассоциации лежит в основе обучения человека преступному поведению?
а) врожденная склонность к восприятию негативных форм поведения;
б) привлекательность преступного поведения;
в) образцы криминального поведения чаще попадаются ему на глаза.
23.Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
а) теория дифференциальной ассоциации;
б) виктимология;
в) теория аномии.
24.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
а) учителя;
б) работники торговли;
в) сотрудники правоохранительных органов.
25.Какие из перечисленных криминологических теорий можно отнести к социологическим?
а) антропологическая школа криминологии;
б) теория опасного состояния;
в) теория стигмы.
26.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это:
а) предупреждение преступности;
б) профилактика преступности;
в) предотвращение преступности.
27.Общий рецидив преступлений – это:
а) повторное совершение тождественного или однородного преступления;
б) повторное совершение не однородного преступления;
в) совершение преступления лицом, имеющим судимость.
28.В каких из перечисленных преступлений наиболее велика доля женщин?
а) кражи;
б) убийства;
в) хулиганств
29. Преступность – это:
а) объект криминологии;
б) предмет криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

30. Криминология и криминалистика:
а) понятия совпадающие;
б) это разные научные дисциплины;
в) криминология – часть криминалистики.

31. Опросы населения:
а) используются в социологии;
б) используются в криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

32. Экономическая преступность изучается:


в) социологией.

33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
а) практическую цель криминологии;
б) прикладную цель;
в) теоретическую цель криминологии.

34. Криминология делится на:
а) теоретическую криминологию;
б) прикладную криминологию;
в) социологию права.

35. Криминология изучает:
а) экономическую жизнь общества;
б) преступность,
в) психологию людей;
г) уголовное право.

36. Основные функции криминологии:
а) описательная;
б) культурно-просветительная;
в) объяснительная;
г) предсказательная.

37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
а) методология криминологических исследований;
б) методика криминологических исследований;
в) самостоятельная наука – социология.

38. Виктимология входит в:
а) общую часть криминологии;
б) особенную часть криминологии;
в) это самостоятельная наука.

39. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
а) Ч. Беккария;
б) И. Бентам;
в) Л. Фейербах.

40. Кто считал, что причины преступлений заложены в экономическом строе общества и устарелом механизме государственного управления?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) Э. Ферри.
41. Кто утверждал, что «преступление – продукт трех родов естественных факторов (антропологических, физических и социальных)»?
а) К. Маркс;
б) И. Бентам;
в) Э. Ферри.

42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
а) Ч. Ломброзо;.
б) К. Маркс;
в) Р. Гарофало.

43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) К. Маркс.

44.Коэффициент преступности измеряет:
а) динамику преступности;
б) распространенность преступности;
в) структуру преступности.

45. Какова латентность кражи?
а) минимальная;
б) средняя;
в) максимальная.

46. Уровень преступности – это:
а) количественно-качественная характеристика преступности;
б) динамика преступности;
в) структура преступности.

47. Предметом криминологии являются:
а) функции репрессивных органов в обществе;
б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
в) сознание преступника.

48. Преступность:
а) социально обусловлена;
б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
в) передается по наследству, врожденное качество.

49. Криминология изучает:
а) политическую жизнь общества;
б) противоправное поведение людей,
в) нравственность;
г) административное право.

50. Структура и характер преступности являются:
а) количественными показателями;
б) качественными показателями;
в) показателями уровня преступности.

51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
а) 14–18 лет;
б) 10–13 лет;
в) 18–21 лет.

52. Основными признаками организованной преступности являются:
а) наличие преступных объединений;
б) незаконный бизнес;
в) коррупция;
г) наличие собственных банков.

53. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:
а) в 1960–70-х гг.;
б) в 1970–60-х гг.;
в) в 1990-х гг.;
г) в начале ХХIв.

54. Для терроризма характерно:
а) насилие;
б) устрашение;
в) спонтанность

55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

56. Материальное положение личности преступника – это:
а) социально-ролевое свойство;
б) социально-демографическое свойство;
в) социально-психологическое свойство личности преступника.

57. Преступник – это:
а) социально-психологическое свойство;
б) социально-ролевое свойство;
в) социально-демографическое свойство;
г) политическое свойство личности.

58. Наличие или отсутствие судимости является:
а) криминологической характеристикой;
б) социальной характеристикой;
в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

59. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:
а) органической структуре личности;
б) психической структуре личности;
в) социальной структуре личности.
60. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:
а) «случайный» тип;
б) «ситуационный» тип;
в) «неустойчивый» тип;
г) «злостный» тип личности преступника.

61. Алкоголизм – это:
а) психическая аномалия;
б) биологический фактор преступления;
в) физическая аномалия.

62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
а) уголовно-правовая характеристика;
б) исправительно-трудовая характеристика;
в) криминологическая характеристика личности преступника.

63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
а) сопутствующее;
б) социальное;
в) необходимое.

64. Свойственна ли виктимности латентность?
а) да, свойственна;
б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
в) все зависит от вида преступности.
65. Причинами преступления могут быть:
а) объективные условия;
б) субъективные факторы;
в) мировоззрение индивида.

66. Алкоголизм:
а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
б) является причиной преступления;
в) является сопутствующим фактором.

67. Урбанизация – это:
а) фактор, влияющий на преступность;
б) причина преступности;
в) условие преступности.

68. Материальное благополучие общества:
а) повышает уровень преступности;
б) снижает уровень преступности;
в) никак не влияет на преступность.

69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

70. Основные признаки определения «система»
а) два и более элементов, взаимность и взаимозависимость, целостное единство;
б) совершенство;
в) целостность;
г) структурность;
д) качественность образования.
71. Какое количество подсистем (элементов) включает предмет криминологии?
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
а) закономерности развития науки;
б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
в) причины возникновения преступности;
г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
а) личность преступника;
б) антиобщественные проявления;
в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
г) причины и условия преступности;
д) профилактика преступлений.

74. Назовите количественно-качественным показатель, характеризующий преступность
а) причины;
б) состав;
в) условия;
г) уровень, структура, динамика;
д) предпосылки.

75. Экономическая преступность изучается:
а) общей частью криминологии;
б) особенной частью криминологии;
в) социологией.

Термин «криминология» происходит от двух слов: лат. crimen — преступление и греч. logos — наука, учение. Впервые слово «криминология» было использовано итальянскими юристами Р. Гарофало и П. Топи нардом, которые в 1885 г. выпустили книгу пол таким названием. Как видим, это сравнительно молодая наука, получившая развитие главным образом в XX в.

Логическое развитие криминологической мысли позволяет говорить о криминологии как общетеоретической науке о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней (включая в понятие борьбы с преступностью и ее предупреждение).

Как мы увидим в дальнейшем, криминология тесно связана с другими науками. Поэтому, когда речь идет о предмете науки, важно выделить то главное, существенное, что ее отличает от близких ей наук. И чем глубже человек изучает преступность, тем с большим числом проблем он сталкивается — проблем, на первый взгляд далеко стоящих от преступности.

В то же время расширительное толкование криминологии как науки и соответственно ее предмета уводило исследователей от того факта, что преступность, будучи социальным явлением, «ограничена» рамками права, закона. В уголовном праве на основе социального опыта целых поколений выработан и закреплен в законе (уголовном кодексе) перечень деяний, относимых к преступным. Произвольный выход за эти границы недопустим, поскольку он привел бы к ничем не ограниченному произволу.

Таким образом, предмет науки криминологии — это само явление (преступность) в единстве и многообразии его сущности и те факторы, которые непосредственно с ним связаны.

Как мы увидим далее, преступность как социально-правовое явление сложилась исторически. Постепенно сформировалось «устойчивое ядро» преступности: убийства, кражи, насилие, преступления против нравственности, против государства, против правосудия и ряд других. В той или иной степени они присущи любой социально-политической системе. Естественно, имеются и различия, однако они появились на более поздних этапах развития человечества и зависят от политических, экономических, социальных, национальных особенностей тех или иных государств.

Предмет криминологии

Остановимся теперь на предмете криминологии более подробно. Как видно из определения этой науки, первая и основная часть ее предмета - преступность.

Определений преступности бесчисленное множество. Они несут на себе отпечаток философских взглядов авторов разных школ и направлений, правовых и даже религиозных воззрений.

Преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Правда, такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют делинквентным, отклоняющимся поведением. Но из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества.

Преступность — социально-правовое явление. Масса (цифра) преступности складывается из суммы совершенных в данном обществе и в данный период преступлений, предусмотренных уголовным кодексом.

Заметим, что преступность — не просто сумма совершенных преступлений, а явление, имеющее свои закономерности существования, связанное с другими социальными явлениями, а часто ими и определяющееся.

В криминологической литературе происхождение преступности связывается с периодом возникновения государства, права, социальным, имущественным и классовым расслоением общества.

Вторая составная часть предмета криминологии — причины преступности и условия, ей способствующие . Проблема причинности — одна из ключевых и трудных проблем в общественных науках, и конечно в криминологии. Ее решение во многом определяется тем, какие философские взгляды исповедует ученый. В то же время проблема причинности не только теоретическая, но и практическая, поскольку без изучения причин такого явления, как преступность, и условий, ему способствующих, нельзя на научной основе, со знанием дела ей противодействовать, причем не только силами одной правоохранительной системы и с помощью закона, но и приводя в движение экономические, социальные и иные рычаги, которыми располагают общество и государство.

Развитие криминологии и внедрение ее рекомендаций в практику с достаточной убедительностью показали реальность установления и причинных связей в проблеме преступности, и условий, способствующих совершению преступлений. Практические правоохранительные органы научились выявлять эти условия и причины преступлений, а наука вооружила их методикой этой работы. Законодатель закрепил обязанность правоохранительных органов выявлять причины и условия совершения преступлений и принимать (в пределах своих возможностей и компетенции) меры к их предупреждению.

На заре развития криминологии ученые представляли преступника как тип личности, как бы выпадающий из человеческой популяции. Одни видели в преступниках людей, отмеченных печатью Каина, в соответствии с теологическими концепциями. Другие, наблюдая жестокость многих преступников или приверженность их к занятию конкретным преступным промыслом, стали искать причины этого в биологических особенностях людей. Такое представление, начавшееся с учений френологов и получившее законченный вид в теориях Ч. Ломброзо и его последователей, было распространенным в течение длительного времени. Третьи конструировали специфические социальные типы преступников, отвергая биологический подход. Четвертые искали компромисс между социологическим и биологическим подходом к личности.

Углубленное изучение проблемы привело многих ученых к тому, что понятие «личность преступника» было поставлено под сомнение и высказана идея о том, чтобы отказаться от нее, заменив более пространным, но более точным понятием личности людей, совершающих преступления.

Почему пришли к этому выводу? Потому что понятие «личность преступника» предполагает какую-то заданность, порождает представление о том, что данный человек уже предрасположен к преступлению. Однако опыт свидетельствует о том, что в действительности почти каждое преступление может совершить любой человек. Американские криминологи, например, говорят о том, что каждый американец хоть раз в жизни, но совершил преступление. Как же быть в таком случае с понятием «личность преступника»?

Классификация конкретных социальных типов преступников весьма важна. Убийцы отличаются от воров, представляя собой специфический тип личности; мошенники — от «белых воротничков», хотя последние могут применять методы мошенничества; расхитители имущества — от сексуальных насильников и т. д. Изучение типов личности тех, кто совершает преступления, требует разработки как общих, так и индивидуальных мер и методов предупреждения преступлений. Однако при этом следует иметь в виду временный характер нахождения в «мундире» личности преступника (иначе зачем говорить об исправлении и перевоспитании преступников). И если для уголовного права преступник тот, кто совершил деяние, содержащее все элементы состава преступления, то для криминологии определение понятия «личность преступника» — более сложная задача, поскольку связана с отнесением человека к определенной, осуждаемой обществом страте этого же общества, с неизбежным вопросом: насколько долго такое состояние человека может продолжаться?

Принципиальным для криминологии, для правильного понимания соотношения является тот факт, что биологические особенности влияют на тип поведения человека (холерик в одинаковой жизненной ситуации поступит иначе, чем флегматик или сангвиник, но в целом их поступки диктуются еще и степенью социальной воспитанности), не являясь причинами его поведения, в том числе преступного.

Наконец, в предмет криминологии входит предупреждение преступности. Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составляющих предмет криминологии. Она как бы завершает все, что связано с наличием преступности в человеческом обществе и борьбой с ней. Понимание преступности как социального явления, отражающего его противоречивость и особенности функционирования, свойства личности тех, кого само общество, как правило, превращает в преступников, и есть та база, на которой рождается теория предупреждения преступности. Поэтому проблема предупреждения преступности рассматривается на трех уровнях: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном.

Поскольку преступность - явление социальное, необходимо исходить из того, что успешной борьба с ней может быть лишь тогда, когда подход к ней будет комплексным как при ее изучении, так и при разработке мер предупреждения. Поэтому борьба с преступностью в широком общесоциальном плане есть использование мер экономических, социально-культурных, воспитательных и, наконец, правовых. При этом очевидно, что политическая атмосфера в обществе — это то, что может свести на нет любые формы и методы руководства обществом, довести их до хаоса и развала либо, напротив, привести к стабилизации общественного (и государственного) организма.

Опыт показывает, что чем выше уровень экономического, технического, культурного состояния общества, тем больше оснований полагать, что преступность в таком обществе будет ниже, нежели в обществе, прозябающем в экономической разрухе, социальной и политической неустойчивости, в обществе, где забота о людях декларируется (даже является спекулятивным политическим лозунгом), но не претворяется в жизнь.

Специально-криминологические меры предупреждения преступности могут быть общими и конкретными. Они хотя и затрагивают, допустим, сферу управления, однако являются такими, которые требуют не совершенствования крупных ее блоков, а изменения каких-то частей, например учета и контроля за расходованием денежных средств либо материалов в какой-либо отрасли производства или управления, что снимет (на определенный период) опасность хищений либо иных злоупотреблений. Конкретные рекомендации еще более узки по своей целенаправленности, например меры организации охраны материальных средств на конкретном предприятии.

Криминологи за годы своего «вторжения» в социальную жизнь наработали немало практически значимых рекомендаций по предупреждению преступлений в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Меры по предупреждению преступности касаются как организации производственных процессов (с точки зрения их криминогенной уязвимости), так и воспитательной работы с разными категориями работающих, а также методов учета, охраны материальных средств и т. д.

Эти рекомендации могли появиться на свет лишь в результате длительного и всестороннего изучения конкретных отраслей хозяйства. Такое направление в криминологии неисчерпаемо, поскольку формы хозяйствования, их структуры меняются, соответственно меняются и условия, способствующие совершению преступлений, а значит, должны совершенствоваться предупредительные меры.

Меры предупреждения разные и для различных видов преступлений (например, для корыстных и насильственных, убийств и изнасилований, краж и мошенничества и т. д.). Блоки преступности тоже требуют специфических мер (скажем, организованная преступность — одних мер, рецидивная — других, женская — третьих и т. п.). Внутри же этих блоков различны и многочисленны виды конкретных преступлений, требующие соответствующих мер для их предупреждения.

Деление преступности на уровни определяет и особенности индивидуальной профилактики, ибо отдельные преступления совершаются конкретными людьми, профилактическая (воспитательная) работа с которыми требует сугубо индивидуального подхода. В этой части криминология вступает в контакт прежде всего с такой наукой, как психология. Не случайно среди правовых наук прочное место завоевала ныне юридическая психология.

Теория предупреждения преступности неразрывно связана (как и остальные составные предметы криминологии) с проблемой прогнозирования преступности, а также планированием предупредительных мер.

Предупреждение преступности может и должно планироваться. Планирование предупредительной работы в государстве имеет свои особенности. В борьбе с преступностью нет и не может быть однозначных рекомендаций. К сожалению, иногда конкретные советы и предписания сводятся к лозунгам, призывам: усилить профилактическую работу, обязать прокурора усилить надзор за соблюдением законов, обязать МВД разработать планы усиления индивидуальной профилактики силами участковых инспекторов и т. д., к чему привыкли и чем пестрит практика борьбы с преступностью в нашем государстве, оборачивающаяся наличием пустых, неконтролируемых и невыполнимых «планов». Причем наша практика страдала и продолжает страдать неоправданной гигантоманией и глобальностью планов.

Завершая рассмотрение предмета криминологии, отметим, что в него входит и проблема жертвы преступления. В науке это направление получило название «виктимология».

Исследования показывают, что поведение преступника нередко обусловлено как поведением его жертвы, так и особыми се качествами, а также взаимоотношениями преступника с потерпевшим, сложившимися ранее либо в процессе столкновения. Нередко преступное поведение провоцируется отрицательным поведением потерпевшего. В преступлениях, где имеются мотивы межличностного порядка, это видно особенно отчетливо.

Развитие виктимологии привело к возникновению термина «виктимизация». Это процесс превращения в жертву преступления конкретного лица, а также определенной общности людей. Виктимизация отличается от преступности тем, что представляет собой совокупность процессов становления жертвами.

Система криминологии

Можно говорить о системе науки, т. е. о перечне и о порядке рассмотрения проблем, скажем, от наиболее общих, основополагающих до конкретных. Можно говорить и о системе курса или учебника, где в наиболее удобном для изучения порядке освещаются отдельные проблемы науки.

С такой же позиции следует подходить и к криминологии. В юридических науках, которые тесно связаны с законодательством, система науки нередко совпадает с системой законодательства. Как известно, наука уголовного права складывается из Общей и Особенной (специальной) частей, соответственно уголовные кодексы имеют Общую и Специальную части. И в том и в другом случае в Общей части излагаются общетеоретические, исходные для науки и практики вопросы, а в Специальной части указываются виды преступлений, конкретные их составы и меры наказания за них.

Для криминологии проблема деления на две части более условна, чем кажется на первый взгляд. Прежде всего потому, что многие из вопросов, казалось бы, справедливо отнесенных к проблемам Специальной части, например рецидивная преступность, сами по себе имеют общетеоретическое значение. Эти виды преступности наполнены собственным глубоким теоретическим содержанием, позволяющим, строго говоря, их самих делить на общее и конкретное (особенное, специальное).

В частности, можно сказать, что криминология систематизирует преступления: 1) по сферам деятельности преступников; 2) степени их организации; 3) составу преступного контингента; 4) причинам не только самих преступлений, но и того социального распределения преступников, которое наблюдается в стране.

Если взять за основу подходы к криминологии как к науке, получившие отражение в ранее изданных курсах, учебниках, монографиях, специальных статьях, то обобщенно система криминологии выглядит следующим образом.

Сначала рассматриваются понятия, предмет, задачи науки; вслед за этим — история и состояние криминологии как науки; затем анализируются ее ключевые проблемы (преступность, причины и условия преступности, личность преступника, методы изучения, прогнозирование и предупреждение преступности, включая планирование борьбы с преступностью); далее анализируются наиболее опасные и распространенные виды преступности.

Криминология и другие науки

Уже из ознакомления с предметом криминологии видно, что эта наука междисциплинарная, т. е. тесно связанная с некоторыми другими науками. Это науки юридические и социальные в широком смысле слова.

Прежде всего рассмотрим соотношение криминологии с юридическими науками. На первом месте здесь связь криминологии с уголовным правом.

И уголовное право, и криминология изучают преступление и преступность. Но делают они это по-разному. Уголовное право — наука об ответственности за совершение преступлений. Поэтому и преступление она изучает с юридических позиций как понятие и совокупность признаков (состав) определенного акта противоправного поведения. Уголовное право изучает и наказание, налагаемое судом за совершение преступления, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, определяет принципы назначения наказания и освобождения от него.

Уголовное право не обращается к тем явлениям, событиям и поступкам человека, которые предшествуют преступлению; его непосредственно не интересуют причины преступности и условия, способствующие совершению преступлений. А личность преступника сводится в уголовном праве к понятию субъекта преступления, который характеризуется в основном двумя свойствами: возрастом и вменяемостью (плюс признаками так называемого специального субъекта). За границами уголовного права остаются социальные, нравственные и психологические особенности преступника. Но все то, что не входит в предмет уголовного права, как раз интересует криминолога, в частности механизм преступного поведения и причины противоправного развития событий.

Органичная связь криминологии с уголовным правом состоит в том, что уголовное право определяет границы, рамки предмета криминологии. Ведь перечень преступных деяний определяется уголовным кодексом. А именно этот круг деяний и изучается криминологией.

Криминология тесно связана с наукой уголовного процесса, изучающей процедуры предварительного расследования и судебного рассмотрения дела. В уголовно-процессуальном законодательстве содержится прямое предписание: следователь, прокурор, суд обязаны по каждому уголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и предлагать меры, направленные на их устранение.

Еще одна юридическая наука - криминалистика, которая изучает методику, технику и тактику расследования преступлений, получает от криминологии данные о состоянии преступности, особенностях механизмов, способов совершения различных преступлений и о свойствах личности преступников. Криминалистика использует эти сведения для разработки наиболее эффективных методов раскрытия преступлений. Неразрывна связь криминологии и с теорией оперативно-розыскной деятельности, которая дает возможность изучать преступность в определенном смысле «изнутри» с помощью специальных средств и методов.

Криминология связана и с уголовно-исполнительным правом, изучающим принципы и условия назначения и отбывания наказаний. Многие преступления совершаются в местах лишения свободы или лицами, вышедшими из заключения, поэтому взаимодействие криминологов и специалистов по уголовно-исполнительному праву весьма полезно.

Есть еще несколько наук, обычно относимых к циклу юридических. Это судебная статистика, судебная медицина и судебная психиатрия. И с ними криминология имеет непосредственные контакты. Так, она широко использует данные судебной статистики. А разработки судебных психиатров помогают криминологам составить более полное представление об особенностях личности различных категорий преступников.

В ходе развития криминологических учений вносились предложения расширить ее предмет за счет изучения смежных с преступностью явлений (социальных аномалий): алкоголизма, наркомании, проституции, самоубийств и т. и. Но возобладала точка зрения, ограничивающая предмет криминологии только анализом преступности. Тем самым сохранилась и укрепилась и ее связь с юридическими науками.

Но, как отмечалось, криминология не менее тесно связана и с науками, не имеющими юридической направленности. Прежде всего это , изучающая общество в процессе его функционирования. У социологии есть несколько ответвлений: социология семьи, социология труда, социология спорта и др. Криминологию с полным основанием можно назвать социологией преступности. Попутно отметим: если в России криминология изучается в юридических вузах, то англо-американская традиция состоит в преподавании криминологии на факультетах социологии.

Далее укажем на тесную связь криминологии с юридической психологией, предметом которой является внутренняя жизнь человека, его поведение в природе и обществе. С полным основанием можно назвать криминологию или по крайней мере определенную ее часть психологией преступника.

Итак, при выяснении взаимосвязей криминологии со смежными науками мы приходим к выводу, что эта наука имеет комплексный характер. Она находится на стыке юриспруденции с социологией и психологией и использует данные всех этих и других наук.

Нельзя не отметить, что среди специалистов в области уголовного права существует точка зрения, отрицающая вопреки фактам действительности и развитию мировой науки не только самостоятельность криминологии в качестве общетеоретической науки о преступности, но и как науку вообще. Эти ученые полагают, что криминология — часть уголовного права либо часть социологии. На наш взгляд, истоки таких взглядов восходят к середине 1920-х гг., когда вопрос о причинах преступности при социализме был решен «полностью, однозначно и окончательно». Коротких, мало к чему обязывающих призывов в рамках учения о преступлении в уголовном праве было достаточно. Теперь же подобные суждения выглядят анахронизмом. Криминология, ее выводы позволяют глубже понять институты уголовного, уголовно-исполнительного, процессуального права, криминалистики, в целом практики борьбы с преступностью и вовсе не принижают их и не разобщают науки, как это утверждали «ликвидаторы» и противники криминологии как науки.

Криминология действительно вышла из уголовного права (хотя можно говорить и о том, что она вышла и из общей социологии, — такая точка зрения гоже существует, как, кстати, говорят и о «медицинской криминологии» и других ее видах, поскольку проблемой преступности занимались ученые разных специальностей, привнося свое в эту проблему), но, выйдя, она получила возможность собственного развития. Став самостоятельной, она осталась тесно связанной и с уголовным правом, и с другими правовыми науками, а также с социологией, философией и медициной, особенно психиатрией, и с рядом других наук. В условиях стремительного развития и дифференциации различных наук, имеющих общий корень, это вполне естественное явление.

Криминоло́гия - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства её предупреждения.

Предмет криминологии–круг вопросов, который изучается учеными-криминологами, основываясь на различных показателях, на фактах и на историческом опыте. Предмет криминологии– исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.

Предмет криминологии состоит из 4-х основных элементов:

1)преступность –социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях.Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений;

3) причины и условия преступности– система негативных экономических, демографических,психологических,политических,организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность;

4)предупреждение(профилактика) преступности– система государственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Руководствуясь этим утверждением, криминология подбирает определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.

Функции :

Описательная - отражает явления и процессы, входящие в предмет криминологии, на основе собранного практического материала.

Объяснительная - позволяет выяснить характер изучаемого процесса, его особенности.

Прогностическая - определяет возможное развитие явления или процесса.

Программно-преобразующая - позволяет реализовывать программу результатов криминологического познания, полученных с помощью первых трех функций, в реальной действительности.

Методы изучения криминологии:

1)наблюдение–непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения могут быть отдельные лица или их группа и конкретные явления, которые вызывают интерес у криминологов;

2)эксперимент– проводится в случаях, когда необходимо внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей;

3)опрос– метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения об объективных процессах и явлениях. Достоверность информации, получаемой в ходе опроса, зависит от объективных (места и времени опроса) и субъективных факторов(заинтересованности опрашиваемого лица в той или иной информации);

4)анализ документальных источников информации криминологического исследования– необходимая информация собирается из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео-, аудиокассет и других предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

5)моделирование– способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.

Криминология (от лат. «crimen» - «преступление» и «logos» - «учение») - «учение о преступлении». Впервые в науку ϶ᴛᴏ слово ввел в 1879 г. ученый Топинар. Итальянский ученый Рафаэль Горофало в 1885 г. издал книгу «Криминология».

Криминология - общетеоретическая и прикладная наука о преступности, исследующая сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, изменения и возможности ее уменьшения, изучающая особенности личности субъектов, совершающих преступления, а также методы, формы социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

Предмет криминологии - ϶ᴛᴏ совокупность изучаемых данной наукой явлений, процессов и закономерностей. Предмет криминологии включает 4 элемента:

1. преступность;

2. личность преступника;

3. причины и условия преступности;

4. предупреждение преступности.

1. Преступность - совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций (например состав преступления).

В социальной действительности преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики (например уровень, структура и динамика преступности), их изучает криминология

2. Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических ϲʙᴏйств субъектов преступления.

Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

3. Детерминанты (причины и условия) преступности - совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, кᴏᴛᴏᴩые способствуют и непосредственно порождают, воспроизводят (детерминируют) преступность,

4. Предупреждение преступности ϶ᴛᴏ специфическая область социального регулирования, управления и контроля, умеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на базе выявления и устранения ее причин и условий.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями.

Цели, задачи, функции и система криминологии

Цели криминологии :

1. теоретическая - познание закономерностей преступности и выработка на ϶ᴛᴏй основе научных теорий и концепций, гипотез;

3. перспективная - создание разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей нейтрализовать и преодолевать криминогенные факторы;

4. ближайшая - осуществление ежедневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью.

Основные задачи криминологии :

1. изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;

2. социально-криминальное исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;

3. изучение личности преступника;

4. выявление механизма совершения конкретного преступления;

5. классификация видов преступных проявлений и типов личности преступника;

6. определение основных направлений и мер предупреждения преступности.

Функции криминологии :

1. описание явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на базе собранного материала;

2. выяснение характера и порядка протекания изучаемого процесса, его особенностей;

3. выявление путей возможного развития явления или процесса.

Систему криминологии образуют Общая и Особенная части.

В Общей части рассматриваются общие криминологические понятия: предмет, метод, цели, задачи, функции, история развития криминологии, преступность, личность преступника, механизм преступного поведения, предупреждение, прогнозирование и планирование преступности.

В Особенной части дается криминологическая характеристика отдельных видов преступлений по содержанию преступных деяний или по особенностям контингента преступников.

Место криминологии в системе наук

Криминологию нельзя отнести к чисто юридической или социологической науке. Криминология как междисциплинарная, социально-правовая наука взаимодействует как с правовыми, так и с общественными дисциплинами.

В наибольшей степени тесная связь криминологии с юридическими науками криминального цикла (уголовное, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс), т. к. они используют общие понятия и термины; для практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют значение положения и выводы криминологии о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др. Криминология связана с криминалистикой, кᴏᴛᴏᴩая разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности (ее детерминантах, личности преступника).

Связь криминологии с конституционным правом: многие положения Конституции РФ имеют непосредственное отношение к воспитанию граждан в духе уважения норм нравственности, закона и правил человеческого общежития.

Связь криминологии с административным правом обусловлена значением административно-правовых средств борьбы с правонарушениями (административное взыскание, предупреждение и пресечение), а также ролью административно-правовых норм в регулировании деятельности правоохранительных органов.

Криминология, изучающая негативное явление в обществе - преступность, тесно связана с социологией, кᴏᴛᴏᴩая изучает формы проявления и механизм действия общих законов функционирования и развития общества применительно к различным сферам его жизнедеятельности в разных исторических условиях.

Связь криминологии с экономической наукой. Часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находятся в сфере экономики. Рыночная экономика во многом определяет преступность.

Отметим, что тесно связана криминология со статистикой, в особенности уголовной. Криминология тесно связана с психологией (исследования субъективных причин и условий преступности, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения) Криминология связана с педагогикой (изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания личности в семье, школе и других видах социальной среды) демографией (влияния демографических процессов на преступность). Криминология связана и с другими неюридическими науками, например, с генетикой, психиатрией, прогностикой и т. д.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что криминология, опираясь на знания многих наук, развивает и углубляет представления о преступности и преступлениях как следствиях тех негативных факторов, кᴏᴛᴏᴩые присущи современному общественному бытию. При этом многие науки используют достижения криминологии.

Криминология в системе наук

По мере развития криминологии ее место в системе других наук существенно менялось. Особого упоминания заслуживает тот факт, что криминология вышла из недр уголовного права. Поиски ответа на вопрос, почему люди совершают преступления, начался в глубокой древности. На научном же уровне этот вопрос попытались разрешить уголовное право и социология уголовного права. Специалисты именно этих научных областей обратились к отысканию причин преступности. В начале это были чисто интуитивные поиски, без надлежащей эмпирической базы. Во второй половине XIX в. криминологические исследования активизировались. Весьма интересные соображения о природе, причинах преступности и личности преступника высказали не только специалисты в области уголовного права, социологи и криминалисты, но и психологи и психиатры.

Криминология и по сей день сохранила междисциплинарные связи.

Развитие современной науки характеризуется процессами интеграции (объединения знаний) и дифференциации (выделения новых отраслей знаний). Эти процессы можно наблюдать и на примере криминологии, анализируя ее положение в системе других наук. Так, сформировалась криминальная психология, которая, в сущности, представляет собой симбиоз криминологии и психологии, сосредоточенный на личности преступника и преступном поведении, причинах преступности психического характера. Криминальная психология может представлять собой союз криминалистики и психологии, уголовного права и психологии и т.д. То же самое можно утверждать относительно криминальной психиатрии или криминальной сексологии как о самостоятельных криминологических теориях. Иными словами, мы наблюдаем весьма интересное явление - возникли научные дисциплины двойной или даже тройной природы, именно к ним относится и криминальная психология. Она использует достижения и криминологии, и психологии, можно сказать, что криминальная психология с помощью методов психологии обслуживает юридическую практику. Естественно, теоретические выводы криминологов-психологов тоже могут быть небезынтересны для психологов. Наряду с этим криминологи для обслуживания собственных проблем часто привлекают не только психологические, но и социологические, и философские, и иные знания.

Некоторые исследователи (например, A.M. Яковлев ) называют криминологию социологией преступности . Вряд ли с такой позицией можно согласиться, поскольку с тем же успехом криминологию можно определить и как психологию преступности; или как педагогику преступности, если речь идет о проблемах индивидуальной профилактики преступлений и исправления преступников; или как экономику преступности, если говорить о проблемах преступности в сфере экономики и разработки экономических (социально-экономических) мер противодействия преступности, и т.д. При этом нельзя сомневаться в существовании мощного блока социологии преступности, что, однако, не делает криминологию социологией преступности. Криминология широко применяет достижения и методы социологии, как и других наук, например психологии, психиатрии, педагогики.

Из юридических наук криминология наиболее тесно взаимодействует с уголовным правом. Криминология вышла из недр уголовного права , что породило долгие научные дискуссии о том, является ли она самостоятельной наукой или составляющей уголовного права.

В отличие от уголовного права криминология изучает преступность как совокупность преступлений, каждое из которых имеет свои причины. Уголовное же право изучает преступление, точнее, тот набор признаков, совокупность которых позволяет признать деяние преступным. Криминология подобные вопросы перед собой не ставит, ее предметом является преступность. Иными словами, криминология изучает не преступление, а преступное поведение. Таким образом, у этих наук разные, хотя и недалекие друг от друга интересы.

Теперь обратимся к личности преступника, которую исследует именно криминология. Уголовное право изучает не личность преступника, а лицо, совершившее преступление, субъект преступления, т.е. набор, совокупность признаков, позволяющих определить, подлежит ли человек уголовной ответственности.

Наконец, хотелось бы отметить, что только криминология разрабатывает меры борьбы с преступностью, стратегию, организацию и тактику этой борьбы. Разумеется, продуманные и серьезные суждения о мерах борьбы с преступностью могут высказать не только криминологи, но и, например, политики, журналисты, публицисты, писатели, кто угодно. Однако именно криминология занимается этим профессионально и систематически, опираясь на достаточно разработанную и научно обоснованную базу.

Тесно связана криминология и с другими юридическими науками, особенно с уголовно-процессуальным правом. Для уголовного процесса, особенно для доказательственного права и теории доказательств, весьма интересны достижения криминологии в области изучения личности преступника, причин и механизма преступного поведения. Специалисты в области процесса нередко используют криминологические работы. При этом необходимо обратить внимание на двусторонний характер этой связи: криминологи и процессуалисты помогают и стараются быть полезными друг другу. Криминология заинтересована в том, чтобы уголовно-процессуальное право активно способствовало предупреждению преступлений, а достижения криминологии применялись для совершенствования этой отрасли права. Кстати, все законы, даже казалось бы далекие от проблем преступности, должны проходить криминологическую экспертизу. Об этом говорят давно, но ничего для внедрения в практику не делают.

Теперь рассмотрим взаимосвязи криминологии и уголовно-исполнительного права. Можно ли наладить процесс исправления преступников, создать эффективные, справедливые законы об уголовных наказаниях, если не пользоваться достижениями криминологии? Конечно нет. Криминология позволяет разобраться, почему человек совершил преступление. А воздействие на человека, совершившего преступление, должно осуществляться с обязательным учетом субъективных причин, которые привели его к преступлению. Поэтому мы можем с полным основанием говорить о тесной связи криминологии и уголовно-исполнительного права. Разрабатывая меры борьбы с преступностью, особенно рецидивной, криминология весьма заинтересована в повышении эффективности исправления преступников. Это один из важнейших путей профилактики преступлений.

Можно назвать и другие аспекты этой связи. Существуют такие дисциплины, как уголовно-исполнительная психология и уголовно-исполнительная педагогика . Уголовно-исполнительное право активно взаимодействует с этими науками, которые в свою очередь опираются на достижения юридической психологии и криминологии.

Теперь обратимся к связям криминологии с криминалистикой. Криминалистика - наука об организации, тактике и методике расследования преступлений. Конечно, она должна широко использовать достижения криминологии, как, впрочем, и криминология должна опираться на достижения криминалистики в некоторых вопросах. Ведь строить следственные версии и успешно искать преступников невозможно в отсутствие четких, ясных, научно обоснованных представлений, что такое преступник и почему он совершил преступление. Так, на основании осмотра места преступления можно предположить, в силу каких субъективных причин и ради чего совершено это действие, а это и предположения, в свою очередь, помогут выстроить следственные версии. Возможные мотивации могут быть уяснены с привлечением криминолого-психологических знаний.

Сказанное выше о криминалистике вполне может быть отнесено и к теории розыскной деятельности . Оперативно-розыскная деятельность - это наука о том, как предупредить и раскрывать преступления с помощью оперативно-розыскных сил и средств. И, конечно, наука оперативно-розыскной деятельности широко использует достижения криминологии. Имеется в виду даже не столько практическая оперативная работа, а в первую очередь теория. В последние годы успешно формируется такая дисциплина, как оперативно-розыскная психология, которая немало черпает у криминальной психологии.

Криминология также взаимодействует с административным правом , используя возможности этой науки для разработки концепции предупреждения преступности и ее отдельных видов, индивидуального предупреждения преступлений и профилактики рецидива. Для понимания связи криминологии и административного права важно помнить, что совершению преступлений часто предшествуют административно-наказуемые поступки.

Криминология связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.

Административная деликтология изучает и регламентирует правонарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Взаимосвязь административных правонарушений с преступлениями осуществляется по двум течениям. Первое - способность некоторых из них перерастать в преступления, например нарушение правил торговли, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения. Другая разновидность криминогенное административных правонарушений состоит в том, что они создают благоприятные условия для совершения преступлений и формирования личности преступников.

Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государственное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения. Предупреждение дисциплинарных проступков выполняет функцию раннего предупреждения таких преступлений, как нарушения правил производства строительных, горных работ, нарушения техники безопасности, посягательства на дорожную и пожарную безопасность, на трудовые права работников, исполнение служебных функций и воинского долга.

Гражданская деликтология - сфера изучения и предупреждения гражданско-правовых деликтов в области предпринимательства, имущественных отношений, обязательственных прав физических и юридических лиц. Применение гражданско-правовых, финансовых, налоговых санкций за предпреступные правонарушения позволяет на стадии ранней профилактики не допустить совершения экономических преступлений.

Семейная деликтология изучает семейную дезорганизацию - разводы, конфликтность, детскую безнадзорность, которые непосредственно граничат с бытовой преступностью и преступностью несовершеннолетних. Их предупреждение, устранение условий семейного неблагополучия способствуют недопущению их перерастания в соответствующие преступления.

Криминология также использует данныеобщей, социальной и юридической психологии для познания причин и условий преступности и преступлений, так как они играют ведущую роль в изучении и классификации личности преступника, значимы для разработки мер профилактического воздействия. Это же относится к даннымдемографии, социологии и политологии, которые значимы при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, и т.д.

Криминоло́гия («наука о преступлении», от лат. crimen - преступление и др.-греч. λόγος - учение) - социолого-правовая наука, которая изучаетпреступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства её предупреждения. Считается, что термин «криминология» ввёл в 1879 году французский антрополог Поль Топинард; до этого употреблялся термин уголовная социология . В 1885 году впервые с названием «Криминология» вышла книга итальянского ученого Рафаэле Гарофало. Однако, представления о преступном поведении и борьбе с ним можно обнаружить и в более ранних источниках, например в труде Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Криминологию следует отличать откриминалистики.

Учёный-юрист, специализирующийся в области криминологии, называется криминологом.

· 1История криминологии

· 2Методика криминологии

· 3Элементы

· 4См. также

· 5Примечания

· 6Литература

История криминологии

Основная статья: История криминологии

Историю развития криминологических идей можно разделить на четыре основных этапа :

· Классический период - вторая половина XVIII века - последняя 1/3 XIX века

· Позитивистский период - конец XIX - начало XX века

· Плюралистический период - первые 2/3 XX века

· Гуманитарный период - вторая половина XX века - по настоящее время.

В новейшей истории криминологии в СССР и далее в возникших в его пространстве независимых государств, начиная с 60-х годов минувшего века, различаются четыре ниже охарактеризованных этапа .

Детерминистический этап (1960-е - первая половина 1970-х гг.) характеризуется формированием диалектической школы, значимым итогом деятельности которой стало рассмотрение противоречий общественной жизни, относящихся к сферам как бытия, так и сознания, в качестве причин массового преступного поведения (В. Н. Кудрявцев, К. К. Горяинов, П. С. Дагель, У. С. Джекебаев, И. А. Исмаилов, Л. В. Кондратюк, П. П. Осипов и др.).

Плюралистический этап (вторая половина 1970-х - 1980-е гг.) связан с отходом от «единства мнений» по ключевым вопросам криминологии, появлением несовпадающих подходов к определению и объяснению преступности (Н. Ф. Кузнецова, Л. И. Спиридонов, Д. А. Шестаков и др.), а также, что было не менее важно, с формированием новых научных отраслей (семейная криминология, политическая криминология, криминология массовой информации, сакральная криминология, военная криминология, экономическая криминология) и школ (психологическая школа - Ю. М. Антонян; школа преступных подсистем - Д. А. Шестаков, Г. Н. Горшенков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Г. Л. Касторский; украинская школа «натуралистической» криминологии - А. Н. Костенко, и др.; и примыкающая к криминологии девиантологическая школа - Я. И. Гилинский и др.).

Либеральный этап (1980-е - 1990-е гг.). Слово «либеральность» происходит от латинского «liber» - свободный. Либерализм как идеология, политическое и экономическое движение возник в XVII и особенно широко развернулся в XIX столетии, претерпев значительные изменения в XX веке (поздний либерализм). Ядро либеральной идеи составляет утверждение приоритета свободного индивидуума перед государством, государство при этом рассматривается лишь в качестве гаранта экономической и личной свободы личности. Поздний либерализм, правда, уже предполагает активное вмешательство государства в жизнь общества, прежде всего в экономику. Либерализм предполагает свободное обсуждение деятельности государственной власти. Либеральный этап криминологической мысли в России отмечен критикой власти с криминологических позиций. Так, сомнению был подвергнут институт уголовного наказания за чрезмерную его жёсткость, был поставлен вопрос о смене определённых в законе целей наказания ]. Политическая криминология вышла на постановку вопроса о преступности государственной власти, в частности, в связи с осуществлением в СССР красного террора в ленинском, а затем сталинском его проявлениях (Я. И. Гилинский, В. В. Лунеев, В. Н. Кудрявцев, Д. А. Шестаков и др.).

Постлиберальный этап (2000-е годы) начался и протекает под знаком осмысления внешней государственной и надгосударственной, глобальной олигархической преступной деятельности (Д. А. Шестаков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Ю. С. Апухтин, А. П. Данилов и др.).

Украинский ученый А. Н. Костенко разрабатывает концепцию «натуралистической криминологии» - то есть криминологии, основанной на принципе социального натурализма. В соответствии с этой концепцией преступность рассматривается как проявления воли и сознания людей, состоящие в нарушении природных законов социальной жизни, присущих данному обществу и отраженных в действующем уголовном законодательстве. Преступник - это лицо, у которого воля, находясь в состоянии своеволия, и сознание, находясь в состоянии иллюзий, проявились в виде преступления, то есть деяния, нарушающего природные законы общественной жизни людей и потому запрещенного уголовным законодательством. Любое преступление - это проявление «комплекса своеволия и иллюзий», образовавшегося у человека под действием определенных жизненных обстоятельств, которые следует называть причинами преступности. В свете «натуралистической криминологии» А. Н. Костенко развивает основной тезис классической криминологии, сформулированный Ч. Беккариа, следующим образом: «Лучше предупредить преступление, устранив с помощью культуры комплекс своеволия и иллюзий у человека, чем наказывать его за проявление этого комплекса в виде преступления».

Методика криминологии

Методика криминологических исследований - это система конкретных способов, приёмов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, её причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с преступностью, методов криминологического прогнозирования её развития и планирования мер борьбы с ней, реализация рекомендаций по совершенствованию практики предупреждения преступлений и возможностей оценки эффективности этой деятельности .

В криминологии преимущественное распространение получили следующие методы:

· Статистические методы , с помощью которых исследуются количественно-качественные показатели преступности и личности правонарушителей .

· Анкетный метод , который позволяет получать данные по таким показателям, которые невозможно установить в статистических материалах и, что важно, проводить неоднократную проверку этих данных. Недостаток указанного метода - в неизбежной субъективности информации, получаемой методом анкетного опроса.

· Метод интервью , который позволяет при определённых условиях получать необходимую информацию быстрее и нередко полнее. Применяется для углублённого изучения личности преступников, потерпевших и общественного мнения.

· Метод тестирования , который применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий: для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и потерпевших, их установок и ориентации, характера и содержания отношения с другими людьми, отношений к самому себе и т. д.

· Социометрия , с помощью этого метода можно проследить криминологические особенности взаимоотношений в группе, дать им оценку, выявить характер психологических взаимоотношении, наличие конфликтных ситуаций, группировок, лидерства и т. п. В криминологии указанный метод полезен при изучении эффективности мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы, ограничение свободы и др.)

· Документальный метод предполагает изучение документов, содержащих информацию, представляющую интерес в криминологических исследованиях. Помимо уголовных дел, указанный метод используется для анализа самой разнообразной иной документации: официальной и неофициальной (законодательный материал, личные документы, правовая, экономическая и иная статистика и т. д.).

· Наблюдение представляет собой процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение.

· Экспертная оценка необходима при прогнозировании тех или иных явлений.

· Эксперимент полезен при изучении искусственно создаваемых изменений условий и форм общественной жизни в рамках, например, экономических или социально-правовых преобразований (проверка эффективности и обоснованности суда присяжных в отдельных регионах и т. п.).

Элементы

Общая криминологическая теория включает в себя теорию преступности и теорию противодействия преступности.

Частная криминология исследует определённые типы преступности: корыстная преступность, насильственная преступность, политическая преступность, - и виды массового преступного поведения: организованная преступная деятельность, коррупция, экологические преступления, неосторожные преступления, преступления несовершеннолетних и против несовершеннолетних и др.

Криминологические отрасли исследуют преступность основных социальных подсистем (институтов) и (или) противодействие преступности средствами этих социальных подсистем (институтов) - семейная криминология, экономическая криминология, политическая криминология, религиозная криминология, криминология закона, криминопенология, криминология СМИ, экологическая криминология. .

Предмет изучения криминологии включает в себя четыре основных элемента:

· преступность - изучается как социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление. Оно слагается из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, имеющих количественные (уровень, динамика) и качественные (структура и характер преступности) показатели. Различают различные виды преступности, такие как насильственная преступность, преступность несовершеннолетних, экологическая преступность и т. д.;

В криминологии употребляется также введённое школой преступных подсистем (невско-волжская школа криминологии) семантическое определение преступности (Д. А. Шестаков), согласно которому преступность рассматривается как свойства человека, социального института, общества отдельной страны, глобального общества воспроизводить множество опасных деяний, проявляющееся во взаимосвязи множества преступлений и их причин, поддающееся количественной интерпретации и предопределяющее введение уголовно-правовых запретов .

По поводу семантического определения преступности существует обширная полемика (А. И. Долгова, А. П. Данилов, Г. Н. Горшенков, С. М. Иншаков, Е. И. Каиржанов, И. И. Карпец, П. А. Кабанов, Т. В. Константинова, Н. Ф. Кузнецова, И. М. Мацкевич, И. А. Носкова, Б. К. Сыздык, и др.).

Соответственно семантическому подходу исследуются преступность семейной сферы - семейной криминологией, преступность экономики - экономической криминологией, преступность политической сферы - политической криминологией, преступность средств массовой информации - криминологией СМИ, преступность законодательной сферы - криминологией закона.

· личность преступника , рассматриваемого в качестве индивида, наделенного совокупностью социальных, биологических и психологических черт, с особенностями формирования и развития, которые позволили ему удовлетворить свои интересы и потребности путем совершения преступления. Кроме того, личность преступника исследуется как непосредственный субъект профилактики и предупреждения новых преступлений (рецидива);

· причины и условия преступности (детерминанты преступности) - изучается совокупность негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы и механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, по отдельным группам преступлений, конкретного преступления;

· предупреждение преступности понимается как система общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей.Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

История

История:

Причинами возникновения преступлений и мерами борьбы с ними интересовались еще в древнем мире, особо выделяются работы Платона и Аристотеля в древней Греции, Цицерона и Сенеки в древнем Риме а в период Возрождения –Мора, Гроция, Монтескье, Беккариа. Однако эти работы составляли предысторию криминологии. История криминологии как самостоятельной науки начинается в XIXв. Ее становлению способствовали антропологические (Галль, Ломброзо, – идея наличия у некоторых людей врожденных качеств, вследствие которых они становятся преступниками); социально-экономические и социально-правовые (Ферри, Гарофало, Марро, – преступность обусловлена социальными явлениями: нищетой, безработицей, необразованностью и вызываемому ими аморальностью и безнравственностью); статистические (Хвостов, Герри, Дюкпетьо); исследования. К концуXIXв. криминология окончательно оформилась в самостоятельную от уголовного права науку.

В СССР после революции криминология как самостоятельная наука существовала с 60-х гг. В 60-70-х основное внимание уделялось изучению преступности как продукта общества и ее общей профилактике, с 80-х также углубленно анализировались внутренние характеристики преступности, процессы воздейстия преступности на различные сферы жизни. Крупнейшим научно-исследовательским криминологическим центром является НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Ген. прокуратуре РФ.

В зарубежной криминологии в XXв. существовали несколько направлений. Генетические теории причин преступности (Шлапп, Смит, Подольски) – склонность к преступлению обусловлена врожденными факторами. Психиатрические концепции (основанные на теории Фрейда) – преступление есть результат конфликта между примитивными инстинктами и альтруистическим кодексом, установленным обществом. Клиническая криминология (на основе концепции опасного состояния преступника Ферри и Горафало), согласно которой преступника следует выводить из состояния повышенной склонности к преступлению, и на это время изолировать, разработанная в трудах Граматика, ди Тулио, Пинателя была популярна в 60-70 гг.XXв. Социологические концепции: теория множественных факторов (Кетле, Хили) – преступность обусловлена совокупность множества антропологических, физических, экономических, психических, социальных факторов, теория стигмы (интеракционистский подход), разработанная Сатерлендом, Таннебаумом, Беккером, Эриксоном видит причины преступности в реакции самого общества на преступное поведение; теория дифференциальной ассоциации (Сатерленд, Кресси) – преступное поведение появляется в результате контактов человека с окружением, в котором преобладают криминальные элементы, концепция о криминогенности научно-технического прогресса, марксистские теории.

. Периодизация истории криминологии.

Криминология происходит от латинского слова “crimen”-преступление и греческого “logos”-учение, т.е. учение о преступлении.

Криминология возникла как самостоятельная наука в середине 19-го века в связи с появлением работы Чезаре Ломброзо "Преступный человек" или “Прирожденный преступник” (1876), в ней было сформулировано следущее:

1) существуют прирожденные преступники, то есть люди, которые от рождения склонны совершать преступления и никакое исправление их невозможно;

2) прирожденный преступник обладает определенными физическими (внешними) чертами, по которым его можно распознать; (скошенный лоб, волосистость тела, грубые черты лица).

3) преступность передается по наследству от родителей к детям.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • предмет, метод криминологии, ее соотношение с другими науками;
  • место и роль криминологии в формировании научного мировоззрения о преступности как одной из форм зла и социальной патологии;
  • тенденции развития и появления новых видов преступлений и возможности государства, общества и отдельной личности в разработке эффективных мер по предотвращению преступлений;

уметь

  • анализировать и оценивать исторические события и социально значимые проблемы и процессы, прогнозировать возможное их развитие в будущем;
  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы юридической науки в профессиональной деятельности;

владеть

  • навыками целостного подхода к анализу понятия криминологии;
  • способностью занимать активную гражданскую позицию;
  • навыками работы с нормативными правовыми актами.

Понятие криминологии как науки и ее предмет

Термин «криминология» (от лат. crimen - преступление и греч. logos - учение), авторство которого традиционно связывают с именами французского антрополога П. Топинара и итальянского юриста Р. Гарофало, означает в буквальном переводе «учение о преступлении». На протяжении уже более двух столетий этот термин используется для обозначения вначале особого направления в изучении преступлений, а затем и отдельной науки о преступности как об особом социальном и правовом феномене.

Зародившись в конце XIX в., пройдя сложный и противоречивый путь развития, к настоящему времени криминология утвердилась в статусе самостоятельной науки. Ее возникновению и обособлению в структуре научного знания предшествовало и способствовало, во-первых, накопление исследовательского материала и опыта познания преступления и преступника в рамках отдельных традиционных отраслей знаний (уголовное право, пенитенциарное право, медицина, статистика, психология и др.), а во-вторых, ставшая очевидном недостаточность этих разрозненных представлений о преступности, возникновение насущной потребности в комплексном, научном осмыслении преступности как целого и разработке целостной системы мер ее предупреждения.

Признанию криминологии самостоятельной наукой способствовало также четкое обособление предмета данной науки, охватить и исследовать который в полной мере не могли иные отрасли научного знания, а также развитие представлений о ее методологическом аппарате.

Важно подчеркнуть, что вопрос о предмете криминологии и сегодня является предметом научных дискуссий, что сопровождается непрекраща- ющимся процессом уточнения границ и сферы научной ответственности криминологии. Тем не менее можно считать устоявшимся и не вызывающим нареканий суждение о том, что ядро предмета криминологии включает в себя четыре основных блока проблем:

  • 1) преступность (негативное социальное явление, образуемое совокупностью совершенных на определенной территории и за определенный промежуток времени преступлений), а также ее отдельные виды;
  • 2) детерминанты преступности (причины и условия, порождающие преступления и способствующие их совершению) и механизм индивидуального преступного поведения;
  • 3) личность преступника (качества и свойства, отличающие преступника от законопослушного человека);
  • 4) предупреждение преступности (система мер, реализуемых определенными субъектами на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях в целях минимизации преступности и ее последствий); иногда для обозначения этой составляющей предмета используют понятие «социальный контроль».

Вокруг анализа именно этих социальных феноменов складывалась криминологическая наука; они являются своего рода основными точками притяжения криминологического знания. Вместе с тем в теории аргументируются предложения о необходимости уточнения предмета криминологии как науки. Основные дискуссии сегодня сводятся к следующему.

  • 1. А. Б. Сахаров, Л. А. Волошина, И. И. Карпец высказываются за включение в предмет криминологии так называемых фоновых явлений преступности - алкоголизма, пьянства, проституции, детской безнадзорности и др., которые, не составляя преступности как таковой, выступают одновременно и ее питательной средой, и следствием. Против такой постановки вопроса выступают М. М. Бабаев, С. Я. Лебедев и другие специалисты, которые, нисколько не отрицая связи данных явлений с преступностью, тем не менее справедливо утверждают, что такая связь не дает оснований для расширения предмета криминологии. Уголовно-правовые признаки преступления составляют тот объективный внешний критерий, который позволяет включать или не включать деяние в круг объектов криминологического исследования и тем самым обеспечить относительную устойчивость его границ и принадлежность к области юридического знания. Все иные формы отклоняющегося поведения с успехом могут быть познаны в рамках таких перспективных направлений, как административная деликтология, девиантология, ювенология и др. Криминология может обращаться к их познанию, но только через призму связи данных явлений с преступностью, их участия в системе криминологических детерминант и следствий.
  • 2. Ряд специалистов, в частности А. Г. Лекарь, полагают, что в предмет криминологии должны войти также экономические, культурные и иные влияющие на преступность факторы. Схожего мнения придерживаются А. Л. Репецкая и В. Я. Рыбальская, указывая, что в предмет криминологии должны быть включены закономерности формирования и функционирования в обществе явлений и процессов, порождающих преступность. Вместе с тем при таком подходе криминология обязана будет изучать, все, причем самые различные, социальные явления и процессы (экономику, культуру и т.д.). Очевидно, что при этом предмет криминологии чрезмерно расширяется, методологический аппарат становится недостаточным, а сами криминологические исследования рискуют стать безответственными и некомпетентными. В связи с этим совершенно справедливы суждения специалистов (М. М. Бабаев) о том, что предмет криминологии в данной части - это не негативные явления, связанные с преступностью, а связь преступности с этими негативными явлениями.
  • 3. Существуют и иные предложения об изменении предмета криминологии:

В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминов, Г. Ф. Хохряков предлагают включить в предмет криминологии проблемы анализа жертв преступлений и викти- мологической профилактики;

  • - А. И. Долгова и С. М. Иншаков высказываются за включение в предмет криминологии методов, методики и методологии криминологических исследований;
  • - Г. А. Аванесов пишет о том, что предмет криминологии должен включать в себя также прогнозирование, планирование и управленческую деятельность в сфере борьбы с преступностью;
  • - Я. И. Гилинский включает в предмет криминологии историю криминологической науки и историю преступности;
  • - М. М. Бабаев, С. В. Максимов предлагают расширить предмет криминологии за счет изучения социальных последствий преступности;
  • - Н. Ф. Кузнецова, Д. А. Шестаков отмечают значимость исследования в рамках криминологии проблем формирования и применения предупредительного законодательства.

Подобные предложения достаточно обоснованы, аргументированы и так или иначе направлены на более глубокое изучение проблем преступности и ее предупреждения. Они отражают развитие самой науки криминологии. Вместе с тем надо понимать, что расширение предмета криминологии всегда ставит вопрос о его пределах, о тех границах, за рамками которых криминология теряет статус самостоятельной науки. Такие пределы достаточно четко определяются, если в качестве исходного тезиса в понимании предмета криминологии как науки указать на то, что его составляют общественные отношения, связанные с преступностью и ее предупреждением.

Исходя из этого, сложно в полной мере согласиться с высказываемым в последнее время в работах С. Я. Лебедева, Г. А. Аванесова, С. М. Иншакова мнением о необходимости исключения из предмета криминологии криминологической профилактики. Авторы несколько противоречиво утверждают, что, являясь составной частью предмета криминологии, она вместе с тем входит в предмет иной научной дисциплины - социальной профилактики правонарушений, объединяющей в себе не только криминологическую, но и иные виды профилактики, причем не только преступлений, но и иных правонарушений. Представляется, что исключение проблем профилактики из предметной области криминологии обезоружит науку, превратив ее исключительно в описательную отрасль знания, поскольку описательное и иное познание преступности выступает лишь предпосылкой, условием для разработки теоретических и прикладных проблем предупредительного воздействия. Другое дело, что можно поддержать А. Э. Жалинского и М. М. Бабаева в их суждениях о том, что общесоциальное предупреждение преступности (как предупреждение, осуществляемое всем обществом в рамках широкомасштабных программ улучшения качества жизни, развития экономики, политических институтов и т.д.) не может входить в предмет криминологии, поскольку последняя не располагает для его исследования и выработки надлежащих рекомендаций необходимым инструментарием (она лишь использует предупредительный эффект «прогрессивного» развития общества и государства в целях разработки специальных мер воздействия на преступность).

Таким образом, можно обобщенно резюмировать, что предмет криминологии составляют преступность, а также отношения, связанные с ее возникновением и предупреждением.

Для исследования этого специфического круга проблем, образующих предмет криминологической науки, последняя располагает определенным набором методологических принципов и методических инструментов.

Методология криминологии, как и любой иной науки, является многоуровневой и включает в себя: общие методы познания (анализ, синтез и др.); междисциплинарные методы (системный подход, синергетический анализ, моделирование, сравнительный и исторический анализ, прогнозирование и др.); причем надо учитывать, что фактически любой междисциплинарный метод в криминологии приобретает свои специфические особенности; частнонаучные методы (здесь стоит упомянуть о том, что применение какого-либо частного метода в криминологии не означает эксклюзивности этой науки в плане его использования; в криминологии могут использоваться методы других наук, равно как криминологические методы могут применяться в иных областях исследований).

Учитывая специфику предмета криминологии, ее научные методы могут быть представлены следующими группами:

  • 1) социологические методы (социологический опрос, беседа, интервью, анкетирование, социологическое наблюдение, исследование документов, социологический эксперимент);
  • 2) психологические методы (психологическое наблюдение, тестирование, беседы, биографический метод, социометрия);
  • 3) статистические методы (статистическое наблюдение, сводка, группировка, статистический анализ).

Выбор того или иного метода для проведения криминологического исследования во многом определяется объектом и целью последнего. В любом случае и отдельные исследования, и криминологическая наука в целом, оперируя указанными методами, всегда опираются на определенный свод принципов научного познания, обеспечивающих достоверность и устойчивость его результатов. В ряду таких методологических принципов специалисты (Я. И. Гилинский, С. Я. Лебедев) называют: принцип универсальности общенаучных методов познания; принцип относительности знаний; принцип объективности и конкретности исследования; принцип историзма (изменчивости) явлений и процессов; принцип признания значения противоречий в развитии преступности.

Наличие развитой методологической базы и четких представлений о предмете познания обеспечивают высокий статус криминологии в системе научных знаний, позволяют определить криминологию как науку о преступности, ее детерминантах и последствиях, личности преступника и жертвы, а также методах и средствах контроля, предупреждения и минимизации преступности.



 

Возможно, будет полезно почитать: