Чем отличается общество от государства и населения. Понятие и краткая характеристика общества

А вы знаете, чем государство отличается от страны? Ведь мы привыкли к тому, что оба термина тождественны. Однако таковое допускается только в просторечии. Когда же эти слова произносят ученые или политологи, к примеру, то вкладывают в них различный смысл. Хорошо бы понимать это, чтобы не путаться. Если разобраться, то выяснится, что отличие страны от государства достаточно велико. Хотя есть и общие черты, отчего и возникла относительная тождественность понятий.

  • монархия (единовластие);
  • республика (народовластие).

В первом случае руководит обществом один человек, который получает это право по наследству (в основном). В республике же власть принадлежит народу, который делегирует ее своим представителям путем плебисцита.

Заключение

В современном мире разница понятий становится все сложнее. Некоторые специалисты говорят, что нет практического смысла в том, чем отличается понятие страна от государства. Ведь над многими территориями власть получают огромные корпорации. Они отбирают суверенитет потихоньку, пользуясь в основном экономическими инструментами. Сами посудите, о какой самостоятельности может идти речь, если государство должно больше, чем зарабатывает за год. А таковых в мире много. По пальцам можно перечислить державы, чей суверенный долг значительно меньше ВВП. Поэтому мировая политика настолько сложна.

Далеко не каждый гражданин понимает, чем государство отличается от страны. Эти два понятия люди привыкли использовать в качестве синонимов, но между ними есть некая разница. Она не слишком существенная, но все же в узком контексте чувствуется. Разбор терминологии и сравнение представлено в статье.

Если говорить о том, чем государство отличается от страны, то сначала нужно разобраться в четком определении слова. В первом случае имеется в виду организация общества на одной территории с определенным типом управления. Такие люди должны быть объединены социальными, культурными и историческими факторами.

Государство обладает своим неприкасаемым суверенитетом — внутренним и внешним. Понятие страны очерчивает определенную территорию или население на ней. Это не обязательно самостоятельная единица с собственным правлением. Исторически страной называли и колонии, которые были в подчинении у других держав. Уже с точки зрения этого можно сделать вывод о том, чем отличается государство от страны в аспекте определения терминов.

Игра значений

Похожая между собой тематика всегда представляет сложности с правильным применением тех или иных слов. Именно потому не все могут сразу сказать, чем отличается государство от страны. Вся загвоздка здесь в игре значений, которые человек вкладывает при упоминании термина. Правильнее будет употреблять слово «государство» в политическом или социальном контексте. Это будет означать державу со своим правлением, суверенитетом, способностью вести дипломатические связи и другими признаками.

Когда речь идет о географической составляющей, площади или населении внутри определенной территории с некими границами, тогда лучше применять слово «страна». Именно в этом заключается разница между двумя терминами. Если говорить иначе, то государство — более конкретное определение, ведь подразумевает одну общину с уже устоявшейся формой правления и формой государственного устройства. Понятие страны такого не подразумевает, ведь это только территория, где географически сложилось так, что проживает определенный народ. У них формируются свои политические с экономические интересы уже в ходе совместного проживания.

Как не путать значения

Если человек хочет правильно пользоваться терминами и не путать их содержание, тогда необходимо четко понять, что является государством и страной. Эта информация была приведена выше, достаточно только запомнить четкое определение.

Главной особенностью в их разделении можно считать политику. Когда говорится о стране, то никогда не имеется в виду определенный режим управления народом, а лишь территориальная принадлежность. Форма правления и форма государственного устройства в географии определяется уже термином государство. Даже с одним этим основным отличием можно разделять понятия и правильно их применять. Большинство людей в разговоре взаимно заменяют их, но из контекста можно понять, правильно ли они это делают. Если же они не обращают на различия внимания, тогда можно исправить этот недочет.

Чем государство отличается от страны: разбор терминологии на сайт.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался - болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться - стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе - не подходи, убьёт; шоколадка в кармане - прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Общее понятие государства.

Отличие норм права от норм морали.

Цели норм права и иных социальных норм.

Общее понятие социальных норм.

1. Социальные нормы - правила поведения людей в обществе.

Социальные нормы представляют собой систему, в которую входят нормы права наряду с нормами морали, обычаями, традициями, по­литическими и иными нормами.

Право и иные социальные нормы взаимосвязаны. Чтобы правовые нор­мы были приняты обществом, законодатель при их разработке должен учитывать требования других социальных норм (морали, обычаев, и т. д.).

2. Нормы права имеют цель, сходную с остальными социальными норма­ми, регулирование поведения людей в обществе. Однако они имеют и существенные отличия. Данные отличия удобнее проследить, сравни­вая нормы права с наиболее распространенным в обществе видом со­циальных норм - нормами морали.

3. Нормы морали - это правила поведения людей в обществе, выработан­ные самим обществом на основе его представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости.

Нормы права и морали отличаются друг от друга тем, что:

ü право и государство возникли после появления морали (то есть мораль старше права);

ü нормы морали вырабатываются самим обществом, а нормы права -государством (его органами);

ü нормы морали складываются постепенно, а правовые нормы вступают в силу с определенного дня;

ü нормы морали, как правило, передаются в устной форме из поколе­ния в поколение, нормы права фиксируются письменно в норматив­но-правовых актах;

ü нормы морали неконкретны и расплывчаты, нормы права формально определены;

ü соблюдение норм морали основывается на нравственных убеждениях человека, действие правовых норм подкреплено принудительной си­лой государства.

ВОПРОС 6. Признаки государства

1. Государство - организация политической власти общества, охватываю­щая определенную территорию, выступающая одновременно как сред­ство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управ­ления и подавления.

Признаками государства являются :

ü наличие публичной власти;

ü суверенитет;

ü территория и административно-территориальное деление;

ü правовая система;

ü гражданство;

ü налоги и сборы,

2. Публичная власть - совокупность

ü аппарата управления;

ü аппарата подавления.

Аппарат управления подразумевает органы законодательной и испол­нительной власти и другие органы, с помощью которых осуществля­ется управление,


Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государствен­ной воли. Это:

ü полиция (милиция);

ü органы безопасности; ,

ü прокуратура;

ü система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.). Публичная власть:

ü отделена от общества;

ü не имеет общественного характера и непосредственно народу не под­контрольна (имеется в виду контроль за властью в до государственный период);

ü осуществляется особым слоем людей (чиновниками, депутатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подавление) является основным видом деятельности;

ü опирается на писаное формализованное право;

ü подкреплена принудительной силой государства.

Государственный суверенитет - независимость власти данного государ­ства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть:

ü внутренним;

ü внешним.

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции госу­дарства на всю ее территорию и исключительное право принимать за­коны.

Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.

Государственный суверенитет не следует путать с народным суверени­тетом. Народный суверенитет - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суверенитета (на­пример, при оккупации) оно не может быть полноценным.

Территория государства - то пространство, на которое распространя­ется его юрисдикция.

Территория обычно имеет специальное деление, именуемое админис­тративно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.

В настоящее время (в отличие от до государственного периода) имеет значение принадлежность человека к определенной территории, а не к племени или роду.

Правовая система - юридический "скелет" государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют (в цивилизо­ванном обществе), опираясь на право и правовые средства. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, проживающих на терри­тории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собираемые с физических и юридичес­ких лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.

Вопрос 7. Соотношение общества и государства

2. Отличие общества от государства .

1. Обществом называется устойчивое объединение людей, которые про­живают на одной территории, имеют общие язык, культуру и сходный образ жизни. Обществом является:

ü большое по численности объединение людей (как правило, составля­ющее наличие государства);

ü длительно проживающие на одной территории люди;

ü люди, имеющее общую историю;

ü люди, объединенные большим количеством различных связей (эконо­мических, родственных, культурных).

2. Государство - организация политической власти общества. Оно:

ü отделено от общества;

ü институтуализировано;

ü опирается на право и принудительную силу;

ü распространяет свою власть на все общество;

ü выступает в качестве механизма согласования различных интересов в обществе.

Общество предшествовало появлению государства и часто сохраняется после распада государства (пример: "постсоветское" общество после распада СССР).

Вопрос 8. Функции государства

Понятие общества, его отличие от государства.

Люди в подавляющем большинстве случаев живут не иначе, как среди других людей, т. е. в обществе: стараясь достигнуть определенные цели, удовлетворить свои потребности и интересы, каждый из нас постоянно вступает в различные отношения с другими людьми. Вряд ли многие из нас смогли бы выжить без общества, без других людей – ведь сейчас редко кто обеспечивает самого себя продуктами (печет себе хлеб из самостоятельно выращенного зерна, впоследствии самостоятельно перемолотого в муку на самостоятельно выстроенной мельнице, и т. д.), предметами даже первой необходимости (теплая одежда, обувь и т. п.), не говоря уже о предметах, облегчающих жизнь современного человека (компьютер, стиральная машина) или о предметах роскоши (ювелирные изделия, дорогие автомобили). Всем нам помогает то, что в большом обществе каждый из его членов несет на себе какую-то общественно-полезную функцию (к примеру, земледельцы обрабатывают землю и выращивают сельскохозяйственную продукцию, по заказу коммерсантов водители перевозят выращенную продукцию с полей на перерабатывающие заводы, рабочие этих заводов изготавливают из выращенных овощей и фруктов консервы, затем консервы с помощью водителей перевозятся в магазины, продавцы продают консервы, а обычные потребители приходят в магазин и покупают готовые консервы, даже не задумываясь о том, люди скольких профессий вложили часть своего труда в обычную банку консервов, которую изготовить самому потребителю было бы чрезвычайно сложно, если вообще такое возможно).

Что же такое общество? Можно ответить кратко: люди, вступающие между собой в различные отношения. Но так ли это? Если мы посмотрим на множество людей, спешащих по улицам города, то увидим, что одни вышли просто погулять, другие – на работу, учебу, третьи – за покупками, и т. д. Можно ли эту массу людей, собравшихся в какой-то момент в одном месте, признать за общество? Вряд ли. Другой пример – очередь в магазине. Независимо от того, сделают ли покупку стоящие в очереди, очередь разойдется так же легко, как и образовалась.

Таким образом, не всякая совокупность людей называется обществом . Чтобы составить общество, масса людей нуждается в чем-то, что свяжет их в единое целое. Эта связь создается на основе общего интереса и должна иметь постоянный характер.

Отсюда мы можем вывести определение общества: это совокупность людей, объединенных сознанием того, что у них есть постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены наилучшим образом только их совместными усилиями. Кстати, по латыни слово «общество» звучит как «социум» (socium) , поэтому слова «общественный» и «социальный» - это синонимы.

Главной фигурой общества является человек, который выступает первичной «клеточкой» общества.

Любое общество нуждается в управлении, регулировании общественных отношений. Причем чем дальше идет развитие человечества, тем сложнее, запутаннее становятся отношения между людьми, и тем больше возрастает потребность в управлении этими отношениями. Эти задачи берет на себя государство.

Государство – это система управления обществом. С одной стороны, государственный аппарат пронизывает все общество широкой сетью формализованных отношений власти и подчинения (при этом представителями государства являются конкретные люди, являющиеся членами общества), а с другой стороны, все члены общества скреплены единой формальной меркой – гражданством или подданством.

Отличие государства от догосударственного общества заключается в следующем:

1) в догосударственном обществе принадлежность индивида к определенному роду обусловливалась кровно-родственными связями. Род не имел строго установленной территории. Территория является материальной базой государства, основой его суверенитета и признания ее субъектом международного права (суверенитет государства - это верховенство, самостоятельность, полнота, единство и неделимость власти государства в пределах его территории, а также ее независимость и равноправие во внешних отношениях). Кроме того, государство делится на административно-территориальные или политико-территориальные единицы. Политическая власть государства, его суверенитет распространяется на всех людей, живущих на ее территории. При первобытном строе территориального деления не было. В государственно-организованном обществе на смену кровно-родственному принципу пришел принцип территориальной организации. Государство должно локализованную территорию, на которую распространяется ее суверенная власть, а население этой территории превращается в подданных или граждан государства;

2) в первобытном обществе носители властей не отделялись от других членов общества; в социальном смысле власть была непосредственно общественной, основывалась на принципах первобытной демократии, общественного самоуправления, опиралась на авторитет и традиции общества. Власть выполнялась рядовыми и выборными членами рода добровольно, специального профессионального аппарата управления не существовало. Власти почти не разделялись по отдельным функциям на определенные виды (исключая военачальников). Власть должна такие качества, как единство, взаимопомощь, сотрудничество. Члены рода выполняли свои функции на основе убеждения. Специальных органов, которые выполняли бы функции принуждения, не было. Рид также защищал своих членов от внешних врагов, для чего использовалась военная сила или месть родственников. Войско формировалось только в случае необходимости из мужчин рода или племени, способных носить оружие. В социально-неоднородном (в частности классовом) обществе носители власти в организационном отношении отделены в отдельные структуры, "отряды", возникает профессиональное управление (особый механизм управления людьми). Политически публичный характер власти воплощается в государственно-правовых институтах, отделенных от населения, в то же время выступают официально от имени общества в целом (эта черта и характеризует публичность власти). Публичная власть не совпадает с населением. Функции власти распределяются между органами, возникает специфическая структура власти. Для осуществления своих разнообразных задач и функций каждое государство создает различные органы и организации, система которых образует механизм государства. Он включает в себя государственные предприятия, организации и учреждения, аппарат государства, государственные органы специального назначения;

3) государственная организация возникла при расслоении первобытного общества в период распада родового строя. Если в первобытном обществе социальная власть выражала и защищала интересы всех членов общества, то государство в социально неоднородном обществе защищает интересы господствующей его части или социальной группы (только в наше время, в период существования стран с развитой демократией, она пытается учитывать, выражать и защищать интересы всех слоев населения). Таким образом, власть в первобытном обществе и его органы (собрание рода или племени, старейшины, вожди, военачальники и т.п.) не имели политического характера, были явлением неполитическим. С появлением политических отношений (политика - сфера деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти) возникают политическая и правовая системы;

4) в первобытном обществе населения не облагалось, а в социально неоднородном (в частности классовом) обществе для удержания государственной власти устанавливаются налоги. Государство требует значительных затрат для содержания публичной власти, отделенной от основной массы населения;

5) в первобытном обществе власть распространялась на всех членов рода, племени, на какой бы территории они ни находились. В государстве власть распространяется на всех людей, находящихся на определенной территории, принадлежащей ей;

6) в государстве складывается система особых общеобязательных правил поведения - юридических норм, которых не знало первобытное общество. Понятие таких норм стало обозначаться термином "право". Право юридически оформляет государство и государственную власть, и тем самым делает их легитимными, законными. Юридические нормы определяют сферу отношений, регулируемых государством, делают государственные решения общеобязательными, устанавливают права и обязанности, а также определяют возможные способы и меры наказания за нарушение указанных правил. Этой системы особых общеобязательных правил поведения - юридических норм не знало первобытное общество. Конечно в этом обществе были нормы поведения, регламентирующих общественные отношения. Но они имели социальный характер, отражали интересы и волю всех членов рода и племени. Такими нормами были обычаи и традиции, которые присутствуют правилам общежития и предписаниям религиозного характера, а также всевозможные запреты (табу). Они устанавливались самым коллективом, передавались из поколения в поколения (например, уважать старших, выполнять распоряжения вождей и старейшин, обычаи кровной мести и т.д.). Гарантом их соблюдения основном был не принуждение, не страх перед властью, перед наказанием (хотя это и имело место: основным видом наказания было изгнание из рода), а страх перед сверхъестественными силами и богами. Все это связано с мифологическим мировосприятием первобытных людей, поэтому и обеспечивалось их внутреннему убеждению, одобрением или осуждением родственников. Соблюдение обычаев означало уважение к предкам, дух которых постоянно наблюдает за жизнью на земле. Любое нарушение обычаев могло привести к негативной реакции духов на земле и навлечь опасность для этнической группы или даже отдельного человека. Эти нормы носили характер мононорм, то есть одна норма регламентировало разносторонние общественные отношения (религиозные, нравственные, производственные, бытовые и другие). Они были вообще отражением единства членов рода. И, конечно, имели устную форму. Вместе с тем низкий уровень сознания и отсутствие чувства вины исключали возможность четкого распределения норм на права и обязанности (то есть право и обязанность почти не разграничивались).

В отличие от социальных норм поведения в первобытном обществе нормы юридического права в государстве выражают волю определенных классов, других слоев социально неоднородного общества. Они внешне объективирован, общеобязательные и формально определены в нормативных актах и ​​других источниках права. С самого начала образования государств первобытные обычаи или традиции приспособились к интересам господствующего класса, обеспечивались соответствующими санкциями, реализация их поддерживалась аппаратом государственного принуждения, и это было средством подчинения населения воли экономически и политически господствующего класса. Первобытные нормы переросли в юридические нормы разностороннего характера. Сами начала заниматься правотворческой деятельностью, с появлением письменности эта деятельность начала воплощаться в законах, указах или иных актах. Право возникло также в результате преобразования решений судебных органов по конкретным делам в общие нормы, обязательные для решения аналогичных дел. В нормах права четко стали разграничиваться права и обязанности. То есть, каждое субъективное право одного субъекта стало обеспеченным долгом другое.

Отличие государства от других организаций, которые существуют в обществе, заключается в следующем:

1) в каждом социально-неоднородном обществе может существовать только одно государство, а организаций - много;

2) только государство выступает официальным представителем всего общества, все другие организации представляют лишь часть общества;

3) только государство может решать общественные дела, другие организации решают дела, касающиеся, как правило, только части общества;

4) государство располагает специфический аппарат и материальные средства для выполнения своих функций, только этот аппарат имеет властные полномочия в отношении всех других членов общества, других организаций;

5) только государство может устанавливать общеобязательные для всего населения правила поведения - юридические нормы;

6) только государственная власть характеризуется суверенитетом - верховенством, полнотой, неделимость власти, самостоятельностью и формальной независимостью власти от любой другой организации или лица как в своей стране, так и за ее пределами.



 

Возможно, будет полезно почитать: