Административное наказание.

Административным наказанием называют меру юридической ответственности, которая обычно назначается лицу за то, что оно совершило нарушение правопорядка. То есть, нарушитель в обязательном порядке должен понести определенные последствия, строгость которых зависит от вида самого нарушения. Оно применяется с воспитательной целью, но при этом соблюдая законы и прививая человеку чувство уважения к окружающим его людям и правопорядку. Помимо этого, административное наказание используют и для того, чтобы предупредить правонарушения в будущем.

Кроме того, согласно Кодексу об административных правонарушениях (сокращенно КоАП), предупреждение совершения новых нарушений, как самим нарушителем, так и остальными лицами является главной задачей наказания.

Интересно, что именно КоАП РФ стал первым нормативным актом, в котором административно-карательные санкции называются именно наказаниями. Ранее, во всех документах, они назывались административными взысканиями.

Виды административных наказаний имеет право устанавливать только КоАП РФ. На настоящий момент, в нем приведены девять типов административных наказаний: от сравнительно легких до более тяжелых.

Административные наказания:

Предупреждение

Предупреждением называется мера, которая заключается в официальном порицании того лица, которое совершило правонарушение. Его считают самым мягким, легким наказанием. Предупреждение выносят в том случае, если нарушение правопорядка было совершено человеком в первый раз и при этом не было никакой опасности для жизни и здоровья остальных людей и животных, памятникам и угрозы имуществу. Бывает общим и специальным. Оно всегда выносится нарушителю в письменном виде.

Административный штраф

Этот вид административного наказания заключается во взыскании денежных средств. Размер штрафа не должен быть выше, чем 25 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) на граждан, 50 МРОТ на должностных и 1000 МРОТ на юридических лиц.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

Данный вид наказания для нарушителя означает изъятие предмета нарушения и передача ему той суммы, которую государство выручило от реализации предмета (исключая расходы на саму реализацию). Обычно изъятие осуществляют за нарушение правил продажи, хранения, учета, ношения оружия. Не стоит путать с изъятием документов и личных вещей, выявленных при досмотре или задержании. Может быть назначен непосредственно в судебном порядке.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Это является запретом на использование права собственности на какой-либо имущественный предмет. Согласно Конституции РФ может назначиться исключительно судьей. Может выноситься также и как дополнительное наказание.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу

Лишением права называется запрет на занятие видом деятельности на какой-то определенный период времени. Действует по отношению к праву на охоту и управление транспортными средствами. Данное наказание можно применить лишь к лицам, не утратившим и не лишенным своего специального права, но регулярно нарушавшим порядок пользования таким правом.

Административный арест

Суть данного наказания заключается в изоляции нарушителя от общества. Заключить под административный арест могут за мелкое хулиганство, неподчинение распоряжениям сотрудников полиции, организацию митингов и др. Продолжительность ареста составляет обычно не более 15 суток, но есть и исключения. Нужно помнить, что арест нельзя применить к беременным женщинам, лицам, которые не достигли 18 лет, инвалидам I и II групп, а также женщинам, у которых имеются дети до 14 лет. Арест может назначаться непосредственно судьей.

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица, не имеющего гражданства

Выдворение назначается только судьей или, в отдельно взятых случаях, сотрудниками пограничных органов и только в отношении иностранцев и лиц, вообще не имеющим гражданства. В дополнение к этому наказанию, в качестве дополнительного может использоваться также и административный штраф.

Дисквалификация

Дисквалификация - это, попросту говоря, запрет лицу занимать руководящие должности, состоять в совете директоров и осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с управлением юридическим лицом. Временной период дисквалификации, в зависимости от нарушения, составляет от полугода до трех лет. Данный вид наказания может назначиться лицу только самим судьей и без использования дополнительных видов наказаний.

Административное приостановление деятельности

К этому виду наказания относится приостановление на конкретное время деятельности тех лиц, которые задействованы в предпринимательстве. Применяется в тех случаях, если возникла угроза здоровью или жизни людей, заражения, радиационных аварий, правонарушений, связанных с применением наркотиков и др. Приостановление деятельности лицу может назначить только судья на срок не больше девяноста суток.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов РФ об административных правонарушениях КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 05. 05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25. 05.2014) // Российская газета,N 256, 31. 12.2001// СЗ РФ 07. 01.2002, N 1 .

В настоящее время КоАП РФ установлены восемь видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

предупреждение;

административный штраф;

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

административный арест;

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

дисквалификация;

административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний; в отношении юридических лиц - только такие административные наказания, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: Юрист, 2010, С. 86

Административные наказания в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификации устанавливаются только КоАП РФ. Административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа предусматриваются как КоАП РФ, так и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Все административные наказания характеризуются общим основанием их применения - совершением административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и порядок их назначения.

Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).

Кодекс РФ об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, розничная продажа этилового спирта влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание) КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 05. 05.2014) ч. 1 ст. 14.

Рассмотрим подробнее виды административных наказаний.

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения или направления копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю.

Предупреждение - самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. В этой связи ряд авторов рассматривают предупреждение как наказание скорее морального, чем юридического характера. Думается, это не совсем верно. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные наказания. Применение этой меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение - мера морально-правового воздействия.

Административный штраф - это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен и может применяться только в качестве основного административного наказания. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Административный штраф может выражаться в величине, кратной:

минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Габричидзе Б.М. Чернявский А.Г. Административное право М., "Дело и Сервис", 2010, С. 297

Говоря о величине административного штрафа, кратной минимальному размеру оплаты труда, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда, из которого рассчитывается величина административного штрафа, в настоящее время принимается за 100 рублей.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Бюджетным кодексом РФ штрафы рассматриваются как виды неналоговых доходов бюджетов. Согласно БК РФ (ст.46) штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено самим БК РФ и иными законодательными актами РФ. С учетом данного положения реально суммы административных штрафов в основном зачисляются в местные бюджеты, однако применяются и другие схемы.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

В сфере административных правонарушений специфика возмездного изъятия заключается в том, что оно может быть обращено только на те вещи, которые были непосредственным орудием совершения или предметом административного правонарушения, и применено лишь к собственнику указанных вещей. При этом возмездное изъятие может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Применить возмездное изъятие значительно сложнее, чем конфискацию, предусматривающую безвозмездное обращение в доход государства изъятых предметов, поэтому на практике оно используется крайне редко. В настоящее время в качестве наказания за административные правонарушения эта мера предусматривается лишь в ч.2 и 3 ст. 20.8 КоАП РФ за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также в ч.3 ст. 20.12 КоАП РФ - за нарушение правил использования оружия и патронов к нему. В обоих случаях возмездное изъятие устанавливается в качестве дополнительного наказания к основному, которое может назначаться или не назначаться.

В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции РФ "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда". Под лишением имущества в данном случае понимается принудительное прекращение права собственности. Возмездное изъятие является одним из оснований такого прекращения права собственности. Поэтому в соответствии с требованиями данной конституционной нормы ст.3.6 КоАП КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 05. 05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25. 05.2014) // Российская газета,N 256, 31. 12.2001 РФ установлено, что возмездное изъятие может быть назначено только судьей.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. - Саратов: СГАП, 2011, С. 230

Подчеркнем, что в ст.3.7 КоАП РФ не содержится положения, согласно которому конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности правонарушителя. Решение законодателя в данном случае основывается на правовой позиции Конституционного Суда РФ, который в связи с проверкой норм таможенного законодательства пришел к выводу, что конфискация как мера административной ответственности применяется независимо от того, кем является лицо, незаконно перемещающее товары и транспортные средства, - собственником товаров и транспортных средств, покупателем, владельцем либо выступает в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством для совершения с ними действий от своего имени, а также независимо от того, установлено лицо, совершившее таможенное правонарушение, или нет1. Соответственно КоАП РФ допускает конфискацию орудий и предметов административного правонарушения как у их собственников, так и у других лиц, владеющих данными предметами.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

Для управления транспортным средством, равно как и для занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру. Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок. Коренев А.П. Административное право России. - М.: Норма 2010.С. 865

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Так, в соответствии со ст.8.37 КоАП КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 05. 05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25. 05.2014) // Российская газета,N 256, 31. 12.2001 РФ нарушение правил охоты влечет в качестве возможного альтернативного наказания лишение права охоты на срок до двух лет. Установленные же в настоящее время статьями Особенной части КоАП РФ сроки лишения права управления транспортными средствами находятся в пределах от одного месяца до одного года.

"Административные наказания, применяемые к юридическим лицам"


1. Общая характеристика и виды административных наказаний, применяемых к юридическим лицам


Административная ответственность распространяется не только на физических лиц, но все в большей мере и на юридические лица. Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции. Но данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и в действующем Кодексе Российской Федерации (далее - КоАП) об административных правонарушениях значительное место отведено правовым основам назначения административных наказаний юридическим лицам (предприятиям, учреждениям, организациям).

К административным правонарушениям юридических лиц относятся в основном правонарушения, связанные с их предпринимательской и иной организационно-хозяйственной деятельностью.

Это административные правонарушения в следующих областях:

в области охраны собственности;

в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

в промышленности, строительстве и энергетике;

в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;

в области связи и информации;

в области предпринимательской деятельности;

в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

нарушения таможенных правил и другие установленные иными законодательными актами.

Мерой ответственности применительно к юридическим лицам может служить только административное наказание.

Статья 3.2. КоАП устанавливает десять видов наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений. Но, в силу специфики ответственности юридических лиц, не все из содержащихся в названной статье видов наказаний могут быть применены к юридическим лицам.

Так, в отношении юридических лиц административное законодательство устанавливает следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение (п. 1 ч. 1 ст. 3.2.; ст. 3.4. КоАП);

2) административный штраф (п. 2 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.5. КоАП);

) конфискация орудия совершения или предмета административного

правонарушения (п. 4 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.7. КоАП);

) административное приостановление деятельности (п. 9 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.12. КоАП).

Кроме того, необходимо отметить, что ранее КоАП в качестве вида административного наказания, в том числе для юридических лиц, предусматривал так же возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (п. 3 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.6. КоАП). Однако Федеральным законом от 28.12.2010 №398-ФЗ указанный вид административного наказания с 01.07.2011 года был исключен из перечня.

Часть 3 ст. 3.2. КоАП регламентирует, что административные наказания, названной выше статьи, устанавливаются только КоАП. Однако законодательство предусматривает, что такие виды административных наказаний, как предупреждение и административный штраф, могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности, с соблюдением ограничений, установленных КоАП.

Данная система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.первых, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация), причем последние могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

Дополнительные наказания могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным мерам наказания. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП.

Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.

В-четвертых, эта система для юридических лиц включает наказания морального характера (предупреждение) и денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация).

В-пятых, характеризуя административную ответственность юридических лиц как неблагоприятные последствия виновного неисполнения обязанности, нельзя удовлетвориться ее пониманием только как ответственности за противоправное деяние. Применение административного наказания к юридическому лицу осуществляется не только для наказания за вину, но также с целью обеспечения выполнения организацией своих обязанностей, требований государственных органов.

В-шестых, вид и размер административного наказания налагается на юридическое лицо с учетом характера конкретного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, по общим правилам назначения административного наказания (ст. 4.1. КoАП РФ).


2. Предупреждение, как административная санкция


Предупреждение является одни из видов административных наказаний, применяемых преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушениях, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера. Критерии установления и применения предупреждения, как административного наказания законодательно определены в ст. 3.4. КоАП.

Являясь мерой административной ответственности, предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» были внесены изменения статью 3.4. КоАП в части регламентации оснований для применения предупреждения в качестве меры административного наказания.

Так, предупреждение может быть применено в качестве административного наказания при одновременно соблюдении следующих условий:

административное правонарушение совершено впервые;

отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

отсутствует имущественный ущерб.

Также Федеральным законом от 27.07.2010 № 239-ФЗ были изменены и дополнены отдельные статьи в Особенной части Кодекса. В результате этого изменения перечень деяний, имеющих санкции, в которых предупреждение стало альтернативой административному штрафу был существенно расширен.

Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено соответствующей статьей КоАП или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

Предупреждение, как мера административного наказания предусмотрено за совершение юридическими лицами административных правонарушений: посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (ст. 6.3 КоАП); в области охраны собственности (ст.ст. 7.13, 7.18 КоАП); в области охраны окружающей среды и природопользования (ст.ст. 8.1, 8.4, 8.15, 8.25 и др.); в промышленности, строительстве и энергетике (ст.ст. 9.3, 9.4 КоАП); в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (10.1, 10.9-10.13 КоАП); в области связи и информации (ст.ст. 13.2, 13.4, 13.5, 13.8, 13.11 и 13.22 КоАП); в области предпринимательской деятельности (ст.ст. 14.1, 14.2, 14.5, 14.8, 14.25, 14.27 КоАП); в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (ст.ст. 15.25, 15.26, 15.27 КоАП); в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) (ст.ст. 16.5, 16.10, 16.15, 16.23 КоАП); в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (ст.ст. 18.1-18.3 КоАП); против порядка управления (ст.ст. 19.7, 19.20, 19.22, 19.25 КоАП); посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (ст.20.4 КоАП).

Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий, обычно морального характера. Вместе с тем КоАП (ст. 4.3) связывает с фактом повторного или неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечение его к более строгой ответственности.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности.

От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административными наказаниями.

Выразив свое мнение, В.В. Кизилов отметил, что число статей с мерой административного наказания, как предупреждение в будущем будет только уменьшаться, и обусловлено это следующими тенденциями: законодатель стимулирует правоприменителя к превращению КоАП в инструмент формирования доходов страны, в российском обществе достаточной высокий уровень правового нигилизма и динамика деликтности меняется от правонарушений с меньшей степенью опасности к деликтам с более вредными последствиями. На данный момент это направление законотворчества ещё не проявило себя, к настоящему моменту количество правонарушении наказуемых предупреждением только увеличивается. Однако эта тенденция, как представляется, обусловлена обозначенной политикой либерализации законодательства и не основывается на общем анализе исправительного воздействия административных наказаний, не являясь также выражением уголовной политики государства.

В ряде случаев предупреждение является одни из видов мер государственного принуждения, не связанны с ответственностью (мерой профилактики). Предупреждение как вид административного наказания следует отличать от предупреждений (предписаний) уполномоченных государственных органов с указанием об устранении допущенных нарушений или их последствий. Такого рода предписания могут выноситься наряду с применением административного наказания, если то предусмотрено действующим законодательством.

Законодательно сформулирована сравнительно незначительная суровость такого административного наказания, как предупреждение, подразумевает установление административной ответственности с его применением за совершение лишь тех административных правонарушений, которые не представляют существенного вреда общественным отношениям.


3. Административный штраф


Административный штраф - денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах:

с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция);

с точным указанием размера штрафа (абсолютно-определенная санкция).

В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только КоАП, но и законодательными актами субъектов РФ.

Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны.

Во-первых, он выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда - МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленном законодательством РФ на момент окончания или пресечения правонарушения. Эта величина не является постоянной и корректируется с учетом инфляции законом РФ.

Во-вторых, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения.

Так, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости похищенного, утраченного и поврежденного имущества; например, ч.1 ст. 15.25 КоАП предусматривает за осуществление незаконных валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации - штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

В-третьих, штраф может быть равен сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме назначенного административного штрафа. Так, сокрытие или занижение фактически полученных доходов налогообложения влечет наложение штрафа в размере, соответствующем сокрытой (заниженной) суммы дохода.

Порядок исчисления административного штрафа, установленный положениями статьи 3.5 КоАП России, непосредственно связан с разделением правонарушений на длящиеся и недлящиеся.

При этом под моментом окончания правонарушения следует понимать фактическое окончание правонарушения, когда в совершенном деянии усматриваются все предусмотренные законом признаки состава правонарушения, а также противоправная деятельность лицом более не осуществляется.

Момент пресечения имеет значение исключительно при выявлении длящихся правонарушений, и под ним следует понимать момент обнаружения уполномоченным должностным лицом таких правонарушений.

Действующей редакцией КоАП установлено, что размер административного штрафа, налагаемого на юридических лиц не может превышать одного миллиона рублей, в случаях, предусмотренных статьями 6.19, 6.20, частью 1 статьи 7.13, статьями 7.14.2, 11.20.1, частью 2 статьи 14.32, статьями 14.40, 14.42 настоящего Кодекса, - пяти миллионов рублей, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 7.13, статьей 7.14.1, частью 2 статьи 7.15, статьями 15.27.1, 15.39 настоящего Кодекса, - 60 млн. рублей.

Размер административного штрафа не может быть менее 100 рублей,а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения - менее пятисот рублей.

Вместе с тем, 25.02.2014 года Конституционный Суд РФ постановил, что минимальные размеры административных штрафов для юридических лиц должны отвечать требованиям соразмерности и справедливости.Поводом к вынесению указанного постановления явились жалобы ряда юридических лиц о проверке конституционности ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст.15.19, ч. 2 ст. 15.19, ч. 2 ст. 15.231, ч. 5 ст. 15.231, ст. 19.73 КоАП. По мнению заявителей, устанавливая значительный минимальный размер штрафа и не допуская назначение наказания ниже низшего предела, оспариваемые нормы не позволяют в полной мере учесть характер совершенного правонарушения, финансовое положение нарушителя, степень его вины и тем самым препятствуют назначению справедливого административного наказания. Это приводит к чрезмерному административному принуждению и превращает штраф из меры предупреждения правонарушений в инструмент подавления экономической самостоятельности и избыточного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. В связи с этим заявители просили признать оспариваемые нормы не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 17, 19 (части 1,2), 34 (ч.1), 35 (ч.1-3), 55 (ч.3). В связи с чем Конституционным Судом РФ было постановлением было предписано федеральному законодателю внести в КоАП РФ необходимые изменения. Впредь до этого минимальный размер штрафа по оспоренным статьям (а также по иным статьям КоАП РФ, если он составляет 100 тысяч рублей и более), может быть снижен судом ниже низшего предела санкции соответствующей статьи в случаях, когда это необходимо для недопущения чрезмерного ограничения экономических прав привлекаемых к административной ответственности юридических лиц.


4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения


По смыслу положений ст. 3.7 КоАП конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как мера административного наказания состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся собственности, правонарушителя.

В отличие от уголовного законодательства, предусматривающего наказание в виде конфискации всего или части имущества лица, совершившего преступление, в КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей - орудий совершения или предметов административного правонарушения, т.е. КоАП устанавливает конфискацию лишь тех предметов, которые являются орудиями, средствами или непосредственными предметами административных правонарушений.

Так, в соответствии с отдельными нормами КоАП РФ могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена; радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства, средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой этой информации; денежные средства, валютные ценности; оружие, боеприпасы; несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция; транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

От конфискации следует отличать изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении (ст. 27.10. КоАП).

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, в отличие от конфискации как вида административного наказания за совершенное административное правонарушение, приводящего к лишению собственника права на определенное имущество, является мерой пресечения или процессуальной мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемой в том числе для обеспечения возможной последующей конфискации названных вещей или документов. Такое изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами исполнительной власти, в определенной степени ограничивает право собственника пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к государству.

Поэтому оно производится без судебного решения, что не препятствует обжалованию такого изъятия (ареста) в суде.

До судебного решения должностные лица органов исполнительной власти, реализующие установленные законом полномочия, вправе изымать у нарушителя вещи, документы, налагать арест на имущество, задерживать транспортные средства и т.д. именно потому, что все эти меры, не являясь санкцией за совершенное правонарушение, не влекут лишения имущества (автомашины, моторной лодки, охотничьего ружья и т.д.). В момент такого изъятия не могут считаться установленными ни само деяние, ни вина в его совершении. Эти обстоятельства требуют последующего рассмотрения и доказывания в ходе надлежащей процедуры, особенности которой зависят от характера возможной санкции, поскольку ею определяется существо ограничений прав, свобод и законных интересов. Изъятое имущество хранится до рассмотрения дела, затем, в зависимости от исхода дела, в установленном порядке конфискуется или возвращается владельцу либо уничтожается.

Исходя из ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, установившей, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», конфискацию как вид административного наказания могут применять только судьи.

Необходимо подчеркнуть, что в ст. 3.7 КоАП РФ не содержится положения, согласно которому конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности правонарушителя. Решение законодателя в данном случае основывается на правовой позиции Конституционного Суда РФ, который в связи с проверкой норм таможенного законодательства пришел к выводу, что конфискация как мера административной ответственности применяется независимо от того, кем является лицо, незаконно перемещающее товары и транспортные средства, - собственником товаров и транспортных средств, покупателем, владельцем либо выступает в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством для совершения с ними действий от своего имени, а также независимо от того, установлено лицо, совершившее таможенное правонарушение, или нет. Соответственно КоАП РФ допускает конфискацию орудий и предметов административного правонарушения как у их собственников, так и у других лиц, владеющих данными предметами.

.подлежат в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

.изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежат обращению в собственность государства или уничтожению.


5.Административное приостановление деятельности

правовой административный штраф

В соответствии со ст. 3.12 Кодекса РФ об административных павонарушениях (далее КоАП) под административным приостановлением деятельности понимается временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае:

Угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;

Совершения административного правонарушения в области:

оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры,

противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,

установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности,

правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах),

порядка управления,

общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,

градостроительной деятельности,

транспортной безопасности, в области охраны собственности,

Совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Срок, на который устанавливается административное приостановление деятельности, не может превышать 90 суток.

Законодательством предусмотрено, что административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП и если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В случае совершения правонарушения, по которому может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, в обеспечение производства по делу к виновному лицу может быть применен временный запрет деятельности. (ст. ст. 27.16, 27.17 КоАП).

Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления. Частью 2 ст. 32.12 КоАП РФ установлено, что при административном приостановлении деятельности юридического лица могут производиться следующие действия: наложение пломб; опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс; иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности. При этом административное приостановление деятельности производится с участием понятых (в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением акта.

Судебный пристав-исполнитель в случае возобновления должником деятельности до окончания срока ее административного приостановления вправе применить к должнику штраф и иные меры, предусмотренные законодательством.

Необходимо также отметить, что судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания. При этом для досрочного прекращения административного приостановления деятельности судьей в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении.

Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или неустранении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и оценивается по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивировано.

Ходатайство рассматривается судьей в 5-дневный срок со дня поступления в суд в порядке, предусмотренном гл. 29 КоАП РФ. По рассмотрении ходатайства выносится постановление о прекращении приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства.

Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не устранили своевременно причины, повлекшие назначение им приостановления деятельности, по истечении срока действия административного наказания будет иметь место новое административное правонарушение.

Находясь в парке отдыха, гражданин Мусоркин бросил окурок мимо урны, за что сотрудником частного охранного агентства «Сокол» Дубинкиным, который сообщил ему, что в соответствии с постановлением главы муниципального образования данное правонарушение влечет за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Мусоркин ответил, что таких денег у него с собой нет. Тогда Дубинкин изъял у Мусоркина наручные часы и меховую куртку в залог уплаты штрафа, о чем на месте был составлен акт.

Дайте юридический анализ дела.

В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В то время как административным правонарушением, в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По смыслу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в соответствии с законом в пределах компетенции уполномоченными на то органом или должностным лицом.

Согласно ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов и др.

По смыслу ч. 1 указанной статьи доставляемый задерживается на месте выявления административного правонарушения, т.е. выявлен факт совершения данного правонарушения, но не установлена вина доставляемого лица в его совершении. Доставление лица для составления протокола является первичным процессуальным действием, осуществляемым должностными лицами уполномоченных органов при административном задержании. Доставление осуществляется должностным лицом, военнослужащим или иным лицом соответствующего органа административной юрисдикции, указанными в п. 1-12 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ (при этом в данном перечне отсутствуют сотрудники частных охранных агентств).

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления. Административное задержание вправе осуществлять старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны (ст. 27.3 КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ возможно только изъятие вещей явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения.

Из вышеизложенного следует следующее:

Постановление главы муниципального образования не может быть признан законодательным актом об административных правонарушениях, тем более устанавливающим наложение штрафных санкций, в связи с чем ссылка на него, как на нормативный акт об административном правонарушении со стороны охранника Дубинкина является недопустимой;

Поскольку действия Мусоркина не образуют состава административного правонарушения в рамках действующей редакции Особенной части КоАП РФ, поэтому задержание и последующие действия Дубинкина в отношении последнего (изъятие наручных часов и меховой куртки, в том числе с целью уплаты штрафа, так же как и составление соответствующего акта) признать законными не при каких условиях нельзя.

Вместе с тем, в случае, если действия Мусоркина всё же, по мнению, Дубинкина и образуют состав административного правонарушении, предусмотренного законодательством об административных правонарушениях субъекта РФ по месту их жительства, то тогда необходимо было Дубинкину, задержав Мусоркина, вызвать сотрудников органов внутренних дел для совершения последующих процессуальных действий в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Оценивая же с юридической точки зрения действия Дубинкина, необходимо отметить, что в действиях последнего усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ, как самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.


Список использованных источников


1.Административное право (Общая часть) / Под ред. В. П. Сальникова. - СПб.: 2000.

2.Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2002.

.Алехин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ.

Учебник. М., 1997.

.Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные

.признаки, структура // Государство и право. 1999. № 12.

.Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция. 2001. № 3.

.Колесническо Ю.Ю. Некоторые вопросы административной ответственности

.юридических лиц // Журнал российского права. 1999. № 10.

Административное наказание - это установленная государ­ством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совер­шения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также в целях восстановления нару­шенного права.

Административное право, предусматривая основания привле­чения юридических лиц к ответственности, применяет к ним ограниченные виды наказаний. Закрепление отдельных видов в системе административного наказания обусловлено их характером, значением и пределами применения.

1. Предупреждение - это мера административного наказа­ния, выражающаяся вофициальном порицании физического или юридического лица. Оно выносится только в письменной форме должностным лицом или органом, имеющим право привлекать к административной ответственности виновное в совер­шении административного правонарушения лицо.

2.Административный штраф - это принудительное денеж­ное взыскание с виновного в административном правонаруше­нии лица.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - это вид принудитель­ного изъятия и последующий реализации с передачей бывшему собственнику имущества вырученной суммы за вычетом расхо­дов на его изъятие иреализацию. В правовой литературе данный вид наказания определен как реквизиция. Он назначается только по постановлению суда. Гуманность, по данному наказа­нию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или пред­мет совершения административного правонарушения рыболов­ные или охотничьи снасти.

4.Конфискация орудия или предмета совершения адми­нистративного правонарушения - это принудительное, безвоз­мездное обращение вфедеральную собственность или собствен­ность субъекта Российской Федерации не изъятых из граждан­ского оборота вещей (данный перечень установлен законодатель­ством Российской Федерации). Конфискация производится толь­ко по постановлению суда. Гуманность, по данному наказа­нию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или пред­мет совершения административного правонарушения рыболов­ные или охотничьи снасти.

5.Лишение специального права, предоставленного физи­ческому лицу. Лишение физического лица, совершившего ад­министративное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения от одного месяца до трех лет. Данное наказание назначается по постановлению суда. Гуманность, по данному наказанию, осуществляется в отношении:

а) охотников, для которых охота является основным и за­конным источником средств существования;

б) инвалидов, пользующихся специальным автотранспортом (кроме как за деяния, предусмотренные уголовным зако­нодательством) .

6.Административный арест. Это наказание заключается в принудительных условиях изоляции нарушителя от общества. Оно назначается по постановлению суда. Гуманность данного наказания осуществляется втом, что оно не применяется:

а) к беременным женщинам;

б) к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадца­ти лет;

в) к лицам до восемнадцати лет;

г) к инвалидам первой и второй групп.

д) военнослужащим,

е) гражданам, призванным на военные сборы,

ж) лицам имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

7.Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без граждан­ства - это принудительное и контролируемое перемещение толь­ко иностранных граждан или лиц без гражданства через госу­дарственную границу Российской Федерации за ее пределы, а вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации, контролируемый самостоятельный выезд за пределы из Российской Федерации. Данное наказание назначается по постановлению суда или должностных лиц. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

8.Дисквалификация. Это наказание предусматривает при­нудительное лишение физического лица права занимать руко­водящие должности в исполнительном органе управления юри­дического лица, всовете директоров, наблюдательном совете, осуществлять предпринимательскую деятельность, являться ар­битражным управляющим итак далее. Данное наказание назначается по постановлению суда. Срок наказания от шести месяцев до трех лет.

9. Административное приостановление деятельности. Данное наказание предусматривает временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности. Административное приостановление деятельности назначается судьей. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

При назначении любого из вышеперечисленных административных наказаний учитывает­ся характер совершенного правонарушения, личность виновно­го и его имущественное положение, обстоятельства, смягчаю­щие или отягчающие административную ответственность, и так далее.

Административное право вводит элемент принципа закон­ности. То есть никто не может нести административную ответ­ственность дважды, за одно и то же административное правона­рушение.

Административное право устанавливает порядок давности привлечения к административной ответственности, то есть определяет срок, в течение которого виновное, в совершении ад­министративного правонарушения лицо должно быть привле­чено к административной ответственности. Общий срок уста­новлен в течение двух месяцев, а за административные право­нарушения, посягающие на интересы государства или средств массовой информации, а равно на защиту прав потребителей, в течение года. Данные сроки начинают течь с момента соверше­ния административного правонарушения либо с момента, когда о нем стало известно.



 

Возможно, будет полезно почитать: