Баглай м в конституционное право российской федерации. Конституционное право Российской Федерации

Настоящий учебник, представляющий собой 11-е, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук. В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ и всвязи с реформированием политической системы. Читатель получит знания о новых законах, регулирующих права и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора дать углубленные теоретические знания по всем вопросам, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и других гуманитарных вузов и факультетов и всех, кто интересуется вопросами российского конституционного права.

Издательство: "Норма" (2015)

Формат: 217.00mm x 150.00mm x 36.00mm, стр.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Отсутствует Учебные планы юридических вузов РФ предусматривают изучение студентами основ всех отраслей национальной системы права нашей страны, и прежде всего конституционного (государственного) права России… - Когито-Центр, (формат: 70x100/16, 440 стр.) электронная книга 2003
    220 электронная книга
    Учебные планы юридических вузов РФ предусматривают изучение студентами основ всех отраслей национальной системы права нашей страны, и прежде всего конституционного (государственного) права России… - Когито-Центр, (формат: 60x90/16, 392 стр.) 2003
    бумажная книга
    В учебнике излагаются ключевые проблемы конституционного права России, раскрываются его основные категории и понятия. Учебник призван сформировать у студентов представление о предмете, методах… - Статут, (формат: 60x90/16, 392 стр.) 2014
    918 бумажная книга
    В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев, С. В. Масленникова В учебнике рассмотрены основные понятия и базовые институты конституционного права Российской Федерации. Вопросы современного конституционного права раскрыты сучетом новейших положений науки и… - Юрайт, (формат: 84x108/32, 692 стр.) Бакалавр. Академический курс 2015
    1070 бумажная книга
    Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова, М. А. Кулушева В учебнике рассматриваются основные категории конституционного права, права и свободы человека, федеративное устройство, система органов власти России. Даются определения конституционных понятий с… - Юрайт-Издат, (формат: 84x108/32, 368 стр.) Бакалавр. Базовый курс 2013
    737 бумажная книга
    Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская В учебнике рассматриваются основные категории конституционного права, права и свободы человека, федеративное устройство, система органов власти России. Даются определения конституционных понятий с… - Юрайт, (формат: 60x90/16, 474 стр.) Бакалавр. Прикладной курс 2016
    1187 бумажная книга
    М. В. Баглай Настоящий учебник, представляющий собой 11-е, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором… - Инфра-М, Норма, (формат: 60x90/16, 768 стр.) 2015
    977 бумажная книга
    Баглай, Марат Викторович Настоящий учебник, представляющий собой 11-е, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором… - Норма, (формат: 217.00mm x 150.00mm x 36.00mm, стр.) 2015
    1789 бумажная книга
    Баглай М.В. Настоящий учебник, представляющий собой десятое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором… - Норма, (формат: Твердая глянцевая, 692 стр.) - 2018
    1463 бумажная книга
    С. И. Некрасов Структура издания коррелирует программе одноименной учебной дисциплины, преподаваемой в Государственном университете управления. В основе содержательной частиучебника лежит действующее российское… - Юрайт, (формат: 84x108/32, 368 стр.) Бакалавр. Базовый курс 2014
    844 бумажная книга
    И. А. Умнова, И. А. Алешкова Конституционное право Российской Федерации. Учебник и практикум Рассматриваются основные вопросы дисциплины «Конституционное право Российской Федерации». Раскрыты содержание и сущность основных конституционно-правовых институтов, дана характеристика их… - Юрайт, (формат: 60x90/16, 538 стр.) Бакалавр. Академический курс 2016
    1322 бумажная книга
    Виноградов В., Мазаев В., Масленникова С. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для академического бакалавриата. 3-е издание, переработанное и дополненное В третьем издании учебника вопросы современного конституционного права России раскрыты с учетом новейших положений науки и последних изменений Конституции РФ и законодательства России. Авторами… - Юрайт, (формат: Твердая глянцевая, 692 стр.) 2015
    1058 бумажная книга
    В. А. Виноградов, С. В. Васильева, В. Д. Мазаев Конституционное право Российской Федерации. Учебник. В 2 частях. Часть 2 В четвертом издании учебника вопросы современного конституционного права России раскрыты с учетом новейших положений науки и последних изменений Конституции РФи законодательства России. Авторами… - Юрайт, (формат: 70x100/16, 292 стр.) Бакалавр. Академический курс 2016
    871 бумажная книга
    И. А. Умнова, И. А. Алешкова, Л. В. Андриченко Конституционное право Российской Федерации. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть В настоящем учебнике на углубленном уровне раскрыты содержание и проблемы реализации основных институтов конституционного права Российской Федерации. Авторы дают развернутую характеристику… - Юрайт, (формат: 70x100/16, 440 стр.) Бакалавр и магистр. Академический курс 2015
    1246 бумажная книга
    Шахрай С. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для академического бакалавриата и магистратуры Настоящий учебник, представляющий собой четвертое, измененное и дополненное издание, написан С. М. Шахраем - известным российским ученым, государственным и политическим деятелем, соавтором (вместе с… - Статут, (формат: Твердая бумажная, 624 стр.) 2017
    1176 бумажная книга

    Настоящий учебник, представляющий собой 12-е, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук. В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ и в связи с реформированием политической системы. Читатель получит знания о новых законах, регулирующих права и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора дать как углубленные теоретические знания по всем вопросам, так и знание реального права, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ.

    Опт. цена: 1300,00 р. 001074.24.01

    Предисловие 12

    Раздел I. Основы теории конституционного права

    Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права 15

    § 1. Понятие и роль 15

    § 2. Предмет 17

    § 3. Конституционное право или государственное право? Спор о терминах 20

    § 4. Социальная природа российского конституционного права 21

    § 5. Конституционно-правовые отношения и нормы 23

    § 6. Конституционное право и политическая система 26

    Глава 2. Источники и система конституционного права 29

    § 1. Источники 29

    § 2. Система конституционного права 43

    § 3. Коллизии в конституционном праве 44

    § 4. Ответственность в конституционном праве 46

    Глава 3. Исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем 49

    § 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право 50

    § 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право 58

    § 3. Демократическое конституционное право 72

    Раздел II. Конституция

    Глава 4. Основы конституционной теории 76

    § 1. Конституция и государство 76

    § 2. Понятие конституции и ее содержание 79

    § 3. Прямое действие конституции 84

    § 4. Виды конституций 85

    § 5. Конституции в федеративном государстве 87

    § 6. Соблюдение и охрана конституции 92

    § 7. Толкование конституции 97

    Глава 5. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года 100

    § 1. Необходимость смены Конституции 100

    § 2. Конституционная комиссия 104

    § 3. Конституционное совещание 106

    § 4. Развитие конституционного кризиса 107

    § 6. Конституционное развитие после принятия Конституции 111

    Раздел III. Основы конституционного строя

    Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя 115

    § 1. Понятие конституционного строя 115

    § 2. Человек, его права и свободы — высшая ценность 117

    § 3. Суверенитет народа 121

    Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 127

    § 1. Демократическое государство 128

    § 2. Федеративное государство 130

    § 3. Правовое государство 132

    § 4. Социальное государство 137

    § 5. Светское государство 140

    § 6. Республиканская форма правления 142

    Глава 8. Основы организации государственной власти и местного самоуправления 144

    § 1. Суверенитет Российской Федерации 144

    § 2. Разделение властей 149

    § 3. Органы государственной власти 152

    § 4. Местное самоуправление 154

    Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 157

    § 1. Принципы рыночной экономики 158

    § 2. Собственность 161

    § 3. Земля и другие природные ресурсы 164

    § 4. Идеологическое и политическое многообразие 169

    § 5. Общественные объединения. Политические партии 172

    Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина

    Глава 10. Общие положения 182

    § 1. Учение о свободе 182

    § 2. Природа конституционных прав и свобод 184

    § 3. Права человека и права гражданина: в чем отличие? 187

    § 4. Международно-правовой базис прав человека 188

    § 5. Классификация прав и свобод 195

    § 6. Ограничения прав и свобод. Чрезвычайное положение. Военное положение 196

    § 7. Равенство и равноправие 211

    Глава 11. Личные права и свободы 214

    § 1. Право на жизнь 215

    § 2. Достоинство личности 219

    § 3. Право на свободу и личную неприкосновенность 223

    § 4. Право на частную жизнь 228

    § 5. Неприкосновенность жилища 232

    § 6. Национальная принадлежность 234

    § 7. Свобода передвижения и места жительства 235

    § 8. Свобода совести и вероисповедания 244

    § 9. Свобода мысли и слова 249

    Глава 12. Политические права и свободы 251

    § 1. Свобода печати и информации 252

    § 2. Право на объединение 257

    § 3. Право на мирные собрания и публичные манифестации 267

    § 4. Право участвовать в управлении делами государства 271

    § 5. Право избирать и быть избранным 271

    § 6. Равный доступ к государственной службе 272

    § 7. Право участвовать в отправлении правосудия 276

    § 8. Право обращений 277

    Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 278

    § 1. Право на экономическую деятельность 280

    § 2. Право частной собственности 287

    § 3. Трудовые права и свободы 293

    § 4. Защита материнства, детства и семьи 299

    § 5. Право на социальное обеспечение 302

    § 6. Право на жилище 305

    § 7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь 307

    § 8. Право на образование 310

    § 9. Свобода творчества 311

    § 10. Право на участие в культурной жизни 313

    Глава 14. Конституционные гарантии прав и свобод 314

    § 1. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина 315

    1. Защита прав и свобод — обязанность государства 316

    2. Самозащита прав и свобод 316

    3. Судебная защита 318

    4. Международная защита 319

    5. Возмещение вреда 322

    6. Неотменяемость прав и свобод 323

    7. Возраст 323

    § 2. Конституционные гарантии правосудия 324

    1. Гарантии подсудности 324

    2. Право на юридическую помощь 326

    3. Презумпция невиновности 328

    5. Недействительность незаконно полученных доказательств 329

    6. Право на пересмотр приговора 329

    7. Гарантия от самообвинения 329

    8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью 330

    Глава 15. Конституционные обязанности человека и гражданина 331

    § 1. Равенство обязанностей 332

    § 2. Соблюдение Конституции и законов 332

    § 3. Уважение прав и свобод других лиц 333

    § 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях 333

    § 5. Получение основного общего образования 334

    § 6. Забота о памятниках истории и культуры 335

    § 7. Уплата налогов и сборов 335

    § 8. Сохранение природы и окружающей среды 336

    § 9. Защита Отечества 337

    Глава 16. Гражданство 339

    § 1. Понятие гражданства 339

    § 2. Двойное гражданство 343

    § 3. Гражданство и брак 344

    § 4. Приобретение гражданства 345

    § 5. Прекращение гражданства 350

    § 6. Государственные органы по делам гражданства 351

    § 7. Правовое положение иностранцев 352

    § 8. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 357

    § 9. Право на политическое убежище. Экстрадиция 359

    Раздел V. Федеративное устройство

    Глава 17. Общие положения 362

    § 1. Понятие и формы государственного устройства 362

    § 2. Исторические этапы российского федерализма 366

    § 3. Общая характеристика современного российского федерализма 372

    Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 373

    § 1. Состав субъектов Российской Федерации 374

    § 2. Территория Российской Федерации 378

    § 3. Государственный язык 380

    § 4. Таможенная, денежная и налоговая системы 382

    § 5. Предметы ведения Российской Федерации 383

    § 6. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов 386

    § 7. Правовая система Российской Федерации 388

    § 8. Организация исполнительной власти. Федеральные округа 390

    § 9. Единая судебная власть и прокуратура 393

    § 10. Основания для федерального вмешательства в права субъектов Российской Федерации 394

    § 11. Участие в межгосударственных объединениях. Содружество Независимых Государств 397

    § 12. Государственные символы и столица 399

    Глава 19. Субъекты Российской Федерации 401

    § 1. Правовой статус субъектов Российской Федерации 401

    § 2. Особенности правового статуса республик 410

    § 3. Особенности правового статуса автономий 414

    Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации

    Глава 20. Общая характеристика органов государственной власти 419

    § 1. Понятие органа государственной власти 419

    § 2. Классификация органов государственной власти 422

    § 3. Федеральные государственные органы с особым статусом 426

    Глава 21. Избирательная система и референдум в Российской Федерации 431

    § 1. Значение выборов в демократическом государстве 431

    § 2. Понятие избирательной системы и избирательного права 433

    § 3. Система правовых актов о выборах и референдуме 435

    § 4. Принципы избирательного права (избирательной системы) 436

    § 5. Международно-правовые стандарты 441

    § 6. Проведение выборов (избирательный процесс) 444

    § 7. Референдум 460

    § 8. Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации 470

    Глава 22. Президент Российской Федерации 473

    § 1. Положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти 473

    § 2. Порядок избрания Президента Российской Федерации. Прекращение его обязанностей 484

    § 3. Полномочия Президента Российской Федерации 494

    Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 516

    § 1. Исторические корни принципа народного представительства 516

    § 2. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти Российской Федерации 518

    § 3. Структура Федерального Собрания. Состав палат 523

    § 4. Порядок выборов депутатов Государственной Думы 526

    § 5. Формирование Совета Федерации 534

    § 6. Внутренняя организация палат. Регламенты 537

    § 7. Компетенция Федерального Собрания 552

    § 8. Порядок принятия федеральных законов 584

    § 9. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации 603

    Глава 24. Правительство Российской Федерации 615

    § 1. Общая характеристика роли исполнительной власти 615

    § 2. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти 617

    § 3. Состав, формирование и отставка Правительства Российской Федерации 621

    § 4. Компетенция Правительства Российской Федерации 633

    § 5. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации 639

    § 6. Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации 648

    Глава 25. Судебная власть и прокуратура 653

    § 1. Общая характеристика организации и функций судебной власти 653

    § 2. Конституционно-правовой статус судей 664

    § 3. Конституционный Суд Российской Федерации 671

    § 4. Верховный Суд Российской Федерации 685

    § 5. Прокуратура Российской Федерации 691

    Глава 26. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации 701

    § 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов Российской Федерации 701

    § 2. Органы исполнительной власти 710

    § 3. Органы законодательной власти 718

    § 4. Органы судебной власти 727

    Раздел VII. Местное самоуправление

    Глава 27. Конституционно-правовые основы местного самоуправления 729

    Глава 28. Организация местного самоуправления 740

    § 1. Органы и должностные лица местного самоуправления 740

    § 2. Формы прямого волеизъявления граждан 749

    § 3. Финансово-экономическая основа местного самоуправления 751

    § 4. Гарантии местного самоуправления 753

    § 5. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 754

    Раздел VIII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации

    Глава 29. Теоретические основы учредительной власти, правомочной изменять конституцию 756

    Глава 30. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Изменение наименований субъектов Российской Федерации 759

    Предисловие

    Конституционное право — системообразующая отрасль права, которая гораздо быстрее и заметнее других отраслей права соприкасается с принципами демократии и организации власти. Отсюда проистекает острая борьба различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе — значит понять, куда идет страна и насколько обеспечена защита прав и свобод граждан. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит «войти в политику» и почувствовать дыхание истории. Исходя из этой необходимости, автор излагает материал в тесной связи с политическими реалиями нашего времени, без чего конституционное право представляет собой сухую догму.
    Как учебная дисциплина конституционное право в различных вузах преподается неодинаково. Кафедры и преподаватели выдвигают собственные программы и руководствуются своими теоретическими подходами. Это имеет положительное значение, ибо расширяет спектр предложений для студентов и порождает импульсы для развития конституционно-правовой науки. Автор настоящего издания исходит из факта создания в России нового конституционного права, опирающегося на принципы демократического правового и социального государства. Конституционное право в нашей стране учитывает опыт развития передовых демократических государств мира. Поэтому по возможности автор излагает материал в сравнительно-правовом плане, знакомит студентов с господствующими представлениями, сложившимися в зарубежной теории.
    Разрабатывая концепцию данного учебника, автор пришел к выводу о необходимости вести преподавание курса конституционного права России с учетом двух важных факторов.
    Во-первых, в связи с коренным изменением характера и природы конституционного права на первое место в нем вышла регламентация прав и свобод человека, а следовательно, изложение этих прав и свобод должно осуществляться в учебнике не в общем плане, а конкретно и подробно, т. е. с характеристикой каждого индивидуального права. Такой подход, помимо его прямого прагматического значения, призван помочь студентам в понимании того, что механизм государства при всей его важности все же вторичен, ибо нацелен в первую очередь на охрану и обеспечение прав и свобод граждан.
    Во-вторых, учебник должен учить не только общим категориям и понятиям конституционного права, но и самому этому праву. Следовательно, студент должен получать из него знание конкретных законов и других источников конституционного права в их последней редакции. Разумеется, в рамках учебника невозможно ознакомить студента со всем нормативным материалом. Конституционно-правовые акты, такие, например, как Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и многие другие, обладают значительным объемом. В учебнике приводятся только основные положения этих актов в расчете на то, что, заинтересовавшись, студент самостоятельно изучит тот или иной закон полностью. Возможно, не все преподаватели конституционного права разделяют такой подход к курсу и учебнику, но автор имел возможность убедиться, что любознательные студенты его одобряют. Учебник рассчитан на углубленное изучение конституционного права России, творческое усвоение данной сложной науки. Этому в значительной степени призвано способствовать изучение приведенной в учебнике судебной практики, прежде всего постановлений Конституционного Суда РФ, в огромной степени влияющих на конституционно-правовую динамику.
    При написании учебника автор учитывал, что курс конституционного права читается в вузах после курса теории государства и права. Это позволяет избежать рассмотрения многих общетеоретических вопросов права, хотя они и тесно связаны с конституционным правом. Данная связь, столь важная для формирования юридического мировоззрения, должна быть осознана, если, разумеется, теория государства и права преподавалась с демократических позиций.
    Автор верен своему правилу указывать даты последней редакции законов. Это, в частности, позволяет наглядно продемонстрировать студентам, сколь существенно обновилось законодательство в последние годы. Принимаемые новые законы не затрагивают основополагающие принципы Российского государства. Они способствуют усилению противодействия реальным угрозам общественной безопасности — таким, как терроризм, экстремизм, организованная преступность, коррупция, иностранное вмешательство и др. Автор настоящего учебника не считает себя вправе навязывать студентам политические оценки новых законов, полагая, что такие оценки рождаются из собственных взглядов каждого студента и из знания конституционного права.
    Нормативные источники приводятся по состоянию на 1 июня 2017 г.

    Марат Викторович Баглай (род. 13 марта 1931, Баку, Азербайджанская ССР, ЗСФСР, СССР) - советский и российский юрист, председатель Конституционного суда Российской Федерации с 1997 по 2003 год.

    Биография

    Родился 13 марта 1931 в городе Баку. Окончил юридический факультет Ростовского государственного университета в 1954 году. В 1957 окончил аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР.

    С 1957 по 1962 работал научным сотрудником Института государства и права Академии наук СССР. В 1962-1967 - доцент Московского государственного института международных отношений МИД СССР. В 1968 защитил докторскую диссертацию. В 1970 получил звание профессора конституционного права. С 1967 по 1977 работал заведующим отделом Института международного рабочего движения АН СССР. С 1977 по 1995 был проректором Высшей школы профсоюзного движения (с 1990 - Академия труда и социальных отношений). С 1977 по 1995 также занимал должность профессора кафедры конституционного права МГИМО.

    30 мая 1997 года М. В. Баглай избран членом-корреспондентом РАН по Отделению философии, социологии, психологии и права.

    7 февраля 1995 Марат Баглай был избран судьей Конституционного Суда РФ. 13 февраля того же года выдвигался на пост Председателя Конституционного Суда.

    20 февраля 1997 избран Председателем Конституционного Суда РФ на трехлетний срок. 21 февраля 2000 переизбран председателем Конституционного суда России. Однако, через год его полномочия как судьи КС должны были истечь по возрасту (70 лет). За кандидатуру Баглая проголосовало 18 из 19 членов КС.

    21 февраля 2003 был избран новый глава КС России - Валерий Зорькин. Полномочия Баглая на этом посту, а также на посту судьи КС были прекращены.

    Награды

    • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 марта 2001 года) - за большой личный вклад в укрепление конституционного правосудия и многолетнюю плодотворную работу.
    • Орден Дружбы народов (1975)
    • Заслуженный деятель науки Российской Федерации (12 июля 1996 года) - за заслуги в научной деятельности.
    • Заслуженный юрист Российской Федерации (5 июня 2003 года) - за большой вклад в укрепление законности и многолетнюю добросовестную работу
    • Почётная грамота Президента Российской Федерации (12 декабря 2008 года) - за активное участие в подготовке проекта Конституции Российской Федерации и большой вклад в развитие демократических основ Российской Федерации.
    • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (12 марта 2001 года) - за заслуги перед государством, многолетний плодотворный труд и в связи с 70-летием со дня рождения

    Признание

    • Нагрудный знак Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (2008)
    • Общественный орден «Российская нация» (2009)

    Квалификационный класс

    Высший квалификационный класс.

    Основные работы

    • Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов. - М.: Норма, 2004. - 832 с.
    • Баглай М. В. Конституционное право РФ: учебник для вузов. - М.: Норма, 2009. - 800 с.
    • Баглай М. В. Президенты Российской Федерации и США. Роль, порядок выборов, полномочия. - М.: Норма, Инфра-М, 2012. - 144 с.

    6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. 784 с.Настоящий учебник, представляющий собой шестое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук. В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ 1993 г. Читатель получит знания обо всех новых законах, регулирующих
    нрава и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора углубить теоретические знания по всем вопросам, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ.
    Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и других гуманитарных вузов и факультетов и всех тех, кто интересуется вопросами российского конституционного права.Содержание.
    Предисловие.
    Основы теории конституционного права.
    Понятие, роль и предмет конституционного права.
    как отрасли права.
    Понятие и роль.
    Предмет.
    Конституционное право или государственное право?
    Спор о терминах.
    Социальная природа российского конституционного права.
    Конституционно-правовые отношения и нормы.
    Конституционное право и политическая система.
    Источники и система конституционного права.
    Источники.
    Система конституционного права.
    Коллизии в конституционном праве.
    Ответственность в конституционном праве.
    Исторические этапы развития.
    конституционного права России и науки о нем.
    Дореволюционное конституционное.
    (государственное) право.
    Тоталитарное конституционное.
    (государственное) право.
    Демократическое конституционное право.
    Конституция.
    Основы конституционной теории.
    Конституция и государство.
    Определение конституции и ее содержание.
    Прямое действие конституции.
    Виды конституций.
    Конституции в федеративном государстве.
    Соблюдение и охрана конституции.
    Толкование конституции.
    Особенности принятия.
    Конституции Российской Федерации 1993 года.
    Необходимость смены Конституции.
    Конституционная комиссия.
    Конституционное совещание.
    Развитие конституционного кризиса.
    Референдум и выборы 12 декабря 1993 года.
    Конституционное развитие после принятия Конституции.
    Основы конституционного строя.
    Гуманистические основы конституционного строя.
    Понятие конституционного строя.
    Человек, его права и свободы — высшая ценность.
    Суверенитет народа.
    Конституционные характеристики.
    Российского государства.
    Демократическое государство.
    Федеративное государство.
    Правовое государство.
    Социальное государство.
    Светское государство.
    Республиканская форма правления.
    Основы организации государственной власти.
    и местного самоуправления.
    Суверенитет Российской Федерации.
    ение властей.

    Местное самоуправление.
    Экономические и политические основы.
    конституционного строя.
    Принципы рыночной экономики.
    Собственность.
    Земля и другие природные ресурсы.
    Идеологическое и политическое многообразие.
    Общественные объединения.
    Права и свободы человека и гражданина.
    Общие положения.
    Учение о свободе.
    Природа конституционных прав и свобод.
    Права человека и права гражданина: в чем отличие?
    Международно-правовой базис прав человека.
    Классификация прав и свобод.
    Ограничения прав и свобод.
    Равенство и равноправие.
    Личные права и свободы.
    Право на жизнь.
    Достоинство личности.
    Право на свободу и личную неприкосновенность.
    Право на частную жизнь.
    Неприкосновенность жилища.
    Национальная принадлежность.
    Свобода передвижений и места жительства.
    Свобода совести и вероисповедания.
    Свобода мысли и слова.
    Политические права и свободы.
    Свобода печати и информации.
    Право на объединение.
    Право на мирные собрания и публичные манифестации.
    Право участвовать в управлении делами государства.
    Право избирать и быть избранными.
    Равный доступ к государственной службе.
    Право участвовать в отправлении правосудия.
    Право обращений.
    Экономические, социальные и культурные права.
    Право на экономическую деятельность.
    Право частной собственности.
    Трудовые права и свободы.
    Защита материнства, детства и семьи.
    Право на социальное обеспечение.
    Право на жилище.
    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
    Право на образование.
    Свобода творчества.
    Право на участие в культурной жизни.
    Конституционные гарантии прав и свобод.
    Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина.
    Защита прав и свобод — обязанность государства.
    Самозащита прав и свобод.
    Судебная защита.
    Международная защита.
    Возмещение вреда.
    Неотменяемость прав и свобод.
    Возраст.
    Конституционные гарантии правосудия.
    Гарантии подсудности.
    Право на юридическую помощь.
    Презумпция невиновности.
    Запрет повторного осуждения.
    Недействительность незаконно полученных доказательств.
    Право на пересмотр приговора.
    Гарантия от самообвинения.
    Права потерпевших от преступлений.
    и злоупотребления властью.
    Запрет обратной силы закона.
    Конституционные обязанности человека и гражданина.
    Равенство обязанностей.
    Соблюдение Конституции и законов.
    Уважение прав и свобод других лиц.
    Забота о детях и нетрудоспособных родителях.
    Получение основного общего образования.
    Забота о памятниках истории и культуры.
    Уплата налогов и сборов.
    Сохранение природы и окружающей среды.
    Защита Отечества.
    Гражданство.
    Понятие гражданства.
    Двойное гражданство.
    Гражданство и брак.
    Приобретение гражданства.
    Прекращение гражданства.
    Государственные органы по делам гражданства.
    Правовое положение иностранцев.
    Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
    Право на политическое убежище. Экстрадиция.
    Федеративное устройство.
    Общие положения.
    Понятие и формы государственного устройства.
    Исторические этапы российского федерализма.
    Общая характеристика современного.
    российского федерализма.
    Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
    Состав субъектов Федерации.
    Территория Российской Федерации.
    Государственный язык.
    Таможенная, денежная и налоговая системы.
    Предметы ведения Российской Федерации.
    Предметы совместного ведения.
    Федерации и ее субъектов.
    Правовая система Российской Федерации.
    Организация исполнительной власти.
    Федеральные округа.
    Единая судебная власть и прокуратура.
    Основания для федерального вмешательства.
    в права субъектов Федерации.
    Участие в межгосударственных объединениях.
    Содружество Независимых Государств.
    Государственные символы и столица.
    Субъекты Российской Федерации.
    Правовой статус
    Особенности правового статуса республик.
    Особенности правового статуса автономий.
    Органы государственной власти в Российской Федерации.
    Общая характеристика органов государственной власти.
    Понятие органа государственной власти.
    Классификация органов государственной власти.
    Федеральные органы государственной власти.
    с особым статусом.
    Избирательная система и референдум.
    Российской Федерации.
    Значение выборов в демократическом государстве.
    Понятие избирательной системы.
    и избирательного права.
    Система правовых актов о выборах и референдуме.
    Принципы избирательного права.
    (избирательной системы)., Международно-правовые стандарты.
    Проведение выборов (избирательный процесс).
    Референдум.
    Особенности избирательных систем.
    и референдума в субъектах Российской Федерации.
    Президент Российской Федерации.
    Положение Президента Российской Федерации.

    Порядок избрания Президента Российской Федерации.
    Прекращение его обязанностей.
    Полномочия Президента Российской Федерации.
    Федеральное Собрание Российской Федерации.
    Исторические корни принципа.
    народного представительства.
    Федеральное Собрание в системе органов.
    государственной власти Российской Федерации.
    Структура Федерального Собрания. Состав палат.
    Порядок выборов депутатов Государственной Думы.
    Формирование Совета Федерации.
    Внутренняя организация палат. Регламенты.
    Компетенция Федерального Собрания.
    Порядок принятия федеральных законов.
    Статус депутата Государственной Думы.
    и члена Совета Федерации.

    Общая характеристика роли исполнительной власти.
    Правительство Российской Федерации.
    в системе органов государственной власти.
    Состав, формирование и отставка.

    Компетенция Правительства Российской Федерации.
    Порядок деятельности.
    Правительства Российской Федерации.
    Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации.
    Судебная власть.
    Общая характеристика организации.
    и функций судебной власти.
    Конституционно-правовой статус судей.
    Конституционный Суд Российской Федерации.
    Верховный Суд Российской Федерации.
    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
    Прокуратура Российской Федерации.
    Органы государственной власти.
    субъектов Российской Федерации.
    Конституционно-правовые основы организации.
    государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Органы исполнительной власти.
    Органы законодательной власти.
    субъектов Российской Федерации.
    Органы судебной власти.
    Местное самоуправление.
    Организация местного самоуправления.
    Конституционно-правовые основы.
    Органы и должностные лица местного самоуправления.
    Формы прямого волеизъявления граждан.
    Финансово-экономическая основа.
    местного самоуправления.
    Гарантии местного самоуправления.
    Ответственность органов и должностных лиц.
    местного самоуправления.
    Конституционные поправки.
    и пересмотр Конституции Российской Федерации.
    Общие положения.
    Теоретические основы учредительной власти, .
    правомочной изменять конституцию.
    Порядок пересмотра и внесения поправок.
    в Конституцию Российской Федерации.
    Изменение состава Российской Федерации.
    и наименований субъектов Российской Федерации.

    Крупный государственный деятель, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки и заслуженный юрист РФ. В феврале 1995 г. М. В. Баглай был избран судьей Конституционного Суда РФ, с 1997 но 2003 гг. замещал должность его председателя. В 1993 г. был введен в состав Конституционного совещания, разработавшего проект нынешней Конституции РФ. По его инициативе в Конституционном совещании была представлена идея социального государства, которая затем в редакции ст. 7 Конституции РФ стала конституционной нормой. Принципиально прозвучало его выступление «Социальное государство: понятие и функции» на международном научном конгрессе «Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ» в апреле 1994 г.

    Автор ряда монографий и научных статей на темы зарубежного государственного права и отечественного конституционного права. В 1994 г. вышла его монография «Дорога к свободе», учебник «Конституционное право Российской Федерации» выдержал множество изданий. Достоинство научно-методологической концепции учебника заключается в том, что М. В. Баглай предлагает не традиционную, а свою, достаточно новаторскую логику изложения проблематики государственного права, анализирует споры ученых по поводу понятийного аппарата, проводит сравнительный анализ различных конституционных теорий. Особое внимание уделяет проблематике социальных прав человека и гражданина, социальной защиты малоимущих и обездоленных.

    Социальное государство предполагает социальную солидарность, когда по общему согласию богатые платят за бедных, здоровые - за больных, трудоспособные берут на себя расходы на содержание нетрудоспособных. Но при этом это не «всеобщий собес», распределяющий блага нуждающимся или тем, кто выдает себя за нуждающихся. Социальное государство - созидатель высокоэффективного и в меру справедливого социального рыночного хозяйства, источник сильной социальной политики, механизм правовой защиты и социальной поддержки уязвимых слоев населения.

    Резюмируя сказанное, можно констатировать, что социальное государство - эго правовое демократическое государство , высшей ценностью которого является человек. Это государство, которое создает и гарантирует необходимые условия для достойной жизни и свободного развития человека , всесторонней самореализации творческого потенциала каждого. Его базовые ценности - гуманизм, законность, семья, свобода, социальная справедливость, социальная солидарность, социальная ответственность, достойный труд, моральный долг, негативное отношение к коррупции и бюрократизму.

    В юридической науке пока не сложилось единого мнения относительно признаков и приоритетов социального государства. Ученым еще предстоит определиться, где та черта (критерии), за которой государство может считаться поистине социальным. Тем не менее многое уже устоялось и может быть представлено в качестве его основных характеристик.

    • 1) это государство, для которого высшей ценностью является человек , его жизнь и личное достоинство. Анализируя этот признак, мы исходим из базового положения демократического правового государства о том, что народ - первооснова и первоисточник власти, главный носитель суверенитета и источник коллективных и личных прав и обязанностей. Человек, его благополучие и процветание, интересы, основные права и свободы социальным государством рассматриваются в качестве важнейшей обязанности и цели государства, а если это требуется, то и властного вмешательства в частную жизнь. Одновременно, кстати, эти права и свободы являются пределом такого вмешательства ;
    • 2) внутренняя и внешняя политика социального государства направлена на защиту праву свобод и законных интересов человека и гражданинау всех тех, кто честно живет, плодотворно трудится, искренне заботится не только о своем, но и об общем благе. Речь прежде всего идет о правах и гарантиях на свободу и неприкосновенность личности и частной жизни, на труд, свободное предпринимательство, социальную защиту семьи, материнства и детства, социальное обеспечение, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование, благоприятную экологическую среду.

    Без социальных прав все остальные права становятся бесполезными. Эффективно действовать они могут только вместе , причем при наличии: а) социально ориентированного бизнеса; б) сильной государственной политики социального партнерства; в) оптимальных социальных нормативов, стандартов и тарифов; г) эффективного механизма социальных страховых отчислений и налогообложения; д) эффективного механизма производства и предоставления качественных государственных и муниципальных услуг;

    • 3) каждое государственно-управленческое решение социального государства, каждый принимаемый закон или подзаконный акт носит правовой характер. Обосновывая это положение в качестве одного из ведущих признаков социального государства, мы исходим из того, что неправовое государство социальным быть не может в принципе. Правовое и социальное государство - не антитезы, а единство, сформировавшееся в результате длительного исторического развития государственных систем, признающих приоритет прав и свобод человека и гражданина . Правовые и социальные начала, исторически эволюционируя, не только дополняют и уравновешивают друг друга, но и наполняют понятие государства высоким гуманистическим содержанием;
    • 4) социальное государство может быть эффективным лишь при условии, если оно инновационно ориентировано , если не только поспевает за научно-техническим прогрессом, но и его предвосхищает и стимулирует. В условиях усиливающегося дефицита естественных ресурсов, а сейчас еще и резко активизировавшейся политики сдерживания и экономических санкций, успешно реализовать социально значимые программы можно лишь при условии самой активной поддержки экономических, техникотехнологических, структурно-управленческих, информационных и иных инноваций;
    • 5) социальное государство, реализуя свои управленческие полномочия, обеспечивает социальную ориентацию не только государственного, но и частного секторов экономики. В условиях социального государства «рыночная экономика и бизнес не могут не быть социально ориентированными » х и социально ответственными. Любой хозяйствующий субъект своими налогами активно участвует в финансировании социальной сферы и реализации конкретных социальных программ, обеспечивает людей рабочими местами, оплачивает труд своих работников, занимается спонсорством, благотворительностью и меценатством. Не говоря уже о производстве качественной продукции и услуг для потребителей, создании новых рабочих мест, инвестициях в жилищное строительство, здравоохранение, профессиональное образование и туристически-рекреационную сферу;
    • 6) социальное государство проводит активную социальную политику в соответствии с международными социальными стандартами, национальным законодательством и реальными возможностями страны. Направленность такой политики хорошо известна - высокие социальные стандарты, эффективная система социальной защиты и социального обеспечения, стабильность социальной структуры и духовно-нравственных устоев общества. Предмет приоритетного управляющего воздействия - трудовые отношения, социальное партнерство, миграционная стратегия, ЖКХ, инвестиции в человека, здравоохранение, физическая культура и спорт, демография;
    • 7) социальное государство основано на взаимной ответственности власти , общества , бизнеса и гражданина. Социальная ответственность означает, что государственные органы, государственные корпорации, органы местного самоуправления всей своей юридической, политической и управленческой деятельностью несут ответственность за реализацию принятых социальных программ, обеспечивают эффективное функционирование отраслей социальной инфраструктуры, контролируют соблюдение социальных стандартов. В свою очередь частный сектор и персонально каждый человек несут свою часть ответственности в части соблюдения законов

    и других правовых норм, добросовестном отношении к труду на каждом рабочем месте, передачи части своих доходов (в виде налогов и фиксированных платежей) на общественные и социальные нужды. Перед близкими ответственность гражданина выражается в носильной заботе о материальном достатке членов семьи, воспитании подрастающего поколения и содержании престарелых родителей;

    8) социальное государство заботится о сохранении природы, оздоровлении окружающей среды и укреплении экологической безопасности. Все проблемы качества жизни и здоровья людей решаются не за счет истощения и загрязнения природных ресурсов, возрастания техногенной опасности производства, а на основе сохранения природных систем. В том числе путем сдерживания необузданных аппетитов капитала, поддержания сбалансированной целостности и развития народно-хозяйственного комплекса на основе равноправного доступа к природным ресурсам как ныне живущих, так и будущих поколений.

    Задачи социального государства вытекают из его целей и могут быть представлены следующим образом:

    • 1) производство общественных благ, по качеству и количеству достаточных для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, а значит, «его сохранения и развития»;
    • 2) приумножение жилого фонда, повышение качества и доступности услуг жилищного комплекса и коммунальной службы, оптимизация ипотечного кредитования;
    • 3) нейтрализация негативных последствий рыночной стихии и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего безработицы и коррупции;
    • 4) повышение эффективности системы социальной защиты, социального страхования и пенсионного обеспечения, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
    • 5) совершенствование действующих и поиск новых форм благотворительности и социальной помощи, включая сети социального торгового обслуживания;
    • 6) противодействие бюрократизму и безответственности.

    Ученые говорят также о критериях социального государства. Их можно представить следующим образом:

    • а) уровень и соотношение доходов и расходов населения;
    • б) уровень гарантированности социальных прав и свобод человека и гражданина;
    • в) доля ВВП, направляемая на развитие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей населения;
    • г) базовые демографические показатели, прежде всего продолжительность жизни, соотношение рождаемости и смертности;
    • д) гарантированность социально согласованных стандартов достойной жизни, прежде всего стандарта достойного труда и достойного пенсионного обеспечения;
    • е) степень социальной ориентированности и социальной ответственности бизнеса;
    • ж) качественные характеристики социальной инфраструктуры, в том числе качество и количество больниц, поликлиник, дошкольных и общих образовательных учреждений, баз отдыха и т.д.

    Перечисленные критерии являются важнейшим управленческим инструментом гармонизации общественных и частных интересов, непременным условием проведения сильной социальной политики.

    К числу ведущих субъектов государственного управления с полномочиями социальной направленности относятся:

    • а) глава государства и соответствующие структуры его администрации;
    • б) федеральное правительство;
    • в) министерства и подведомственные им службы, агентства, фонды и специализированные учреждения;
    • г) службы социального обеспечения и социальной защиты;
    • д) уполномоченные по правам человека;
    • е) органы государственного надзора и судебного контроля;
    • ж) соответствующие органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

    Особую роль играют фонды пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Трудно переоценить также роль профсоюзов, общественных палат, социально ориентированных неправительственных некоммерческих организаций, церкви, благотворительных и других общественных организаций.

    Указанные структуры в пределах своих статусных полномочий и материально-финансовых возможностей добиваются реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, защищают людей всеми находящимися в их распоряжении средствами. Особо значима правозащитная и социально-защитная деятельность профессиональных союзов.

    В последние годы заметно активизировалась деятельность социально ориентированных неправительственных некоммерческих организаций (далее - СО НКО), усиливается их правовая, материально-финансовая, информационно-аналитическая и образовательная поддержка со стороны государства. Это стало возможным после подписания распоряжения Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 1054-р о Концепции содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации и целого пакета федеральных законов, позитивно влияющих на формирование благоприятных условий для работы СО НКО. Заметным общественным событием стал состоявшийся в декабре 2015 г. VI съезд некоммерческих организаций России.

    Основные функции НКО : проблемы правозащитной деятельности и взаимодействия гражданского общества с властями; реализация социально значимых проектов и социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения; содействие в преодолении последствий экологических, техногенных или иных катастроф; охрана окружающей среды и защита животного мира; участие в общественном контроле; охрана и содержание объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное и природоохранное значение; оказание юридической помощи нуждающимся; пропаганда здорового образа жизни, содействие развитию физической культуры и спорта.

    Формы поддержки СО НКО со стороны государства тоже самые разные: гранты и субсидии; льготы по налогам и сборам; благоприятные условия для участия НКО в государственных и муниципальных закупках; государственные заказы; образовательная и информационно-консультационная поддержка. Ключевым инструментом такой поддержки является Программа поддержки СО НКО См.: Лукашева Е. А. Права человека и социальное государство // Общая теория правчеловека. М.: Норма, 1996. С. 115.

  • Социальная политика государства: материалы Всероссийской конференции «Проблемы регулирования социальной политики государства: состояние и перспективы». Москва.14 апреля 1997 г. М., 1997. С. 54.
  • См.: постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставленииподдержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
  • См.: Распоряжения Президента РФ от 3 мая 2012 г. № 216-рп «Об обеспечении в 2012 годугосударственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующихв развитии институтов гражданского общества»; от 5 апреля 2016 г. № 68-рп «Об обеспечениив 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций,участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» и др.


  •  

    Возможно, будет полезно почитать: