Стандарты социальной защиты детства. Анализ подходов к проблеме социальной защиты семьи и детства

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства пробудет в разных сферах жизнедеятельности:

  • в сфере семейных отноше ний:
  • в сфере образования:
  • в среде обитан ия ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие ϲʙᴏих способностей и возможностей .

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение ϲʙᴏей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со стандартами, установленными законодательством РФ:

  • гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
  • бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с минимальными нормами питания;
  • гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
  • социальное обслуживание и социальная защита детей, в т.ч. гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • право на жилище в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ;
  • организация оздоровления и отдыха детей, в т.ч. детей, проживающих в экстремальных условиях, а также
  • на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
  • организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Социальные учреждения, кᴏᴛᴏᴩые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Опека и попечительство как формы защиты детства

Распространенной формой социальной защиты детства будет опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Уместно отметить, что опекунская деятельность не оплачивается, по опекун получаст на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех данных случаях вопрос решается органами опеки в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом и в интересах детей.

Социальная защита детей в сфере образования

Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, кᴏᴛᴏᴩые есть сегодня в штате большинства школ. При этом проблемы, с кᴏᴛᴏᴩыми сталкиваются данные специалисты, требуют особого внимания. В первую очередь, надо проводить различие между образованием и воспитанием (϶ᴛᴏ процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет ϲʙᴏю отличающуюся от другой цель и ϲʙᴏй комплекс задач. Во-вторых, статус данных профессиональных работников в системе образования будет скорее низким.

В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций. Сегодня данные организации либо разрушены совершенно, либо сведены на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя ϲʙᴏбодными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, кᴏᴛᴏᴩый начинает деятельность в ϶ᴛᴏй сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.)

Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды будет одной из важнейших задач социальной работы.

Сегодня эта задача реализуется в клубной работе, в системе дополнительного и развивающего образования, в развитии кружков и общественных объединений по интересам.

При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.

Объекты и субъекты социальной защиты детства

Объектами социальной защиты будут дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей издевиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-ин- валидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью.
Стоит отметить, что особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты будут сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Правовая база социальной защиты детства

Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. И з документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.) Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

Действие данных документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Стоит сказать, для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.

Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.) Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на базе федеральных программ и указов Президента РФ.

В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи») В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. данные программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Важно заметить, что одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг.

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Стоит заметить, что он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

Материально-экономическая база защиты детства

Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе . В последние десятилетия она значительно уменьшилась. Сегодня она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам)

Необходимым элементом системы социальной защиты детства выступает финансовая база , кᴏᴛᴏᴩая включает:

  • бюджетные средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • внебюджетные средства различных фондов РФ, ее субъектов и муниципалитетов;
  • средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей ϲʙᴏих сотрудников;
  • средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;
  • средства, выделяемые спонсорами и благотворителями;
  • средства, выделяемые Русской православной церковью;
  • средства, выделяемые другими религиозными организациями.

Не стоит забывать, что важнейшим направлением укрепления материально- экономической защиты детства будет повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в кᴏᴛᴏᴩых есть дети. Проблемы возникают не только в семьях, имеющих отклонения (алкогольные, семьи наркоманов, лиц, склонных к тунеядству, и др.), но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполной занятостью, низкой оплатой труда («работающие бедные») Требуется адресная эффективная экономическая защита детей на уровне семьи.

Важно заметить, что одним из направлений в решении ϶ᴛᴏй проблемы может стать восстановление численности дошкольных детских учреждений и детских садов, находящихся на смешанном финансировании (бюджетные средства, оплата родителей, спонсорские вклады, последние могут выражаться не только в финансовой форме, но и в форме предоставления на льготной основе помещений, оборудования, компьютеров, офисной техники и т.п.)

Анализ правовой и материально-экономической базы социальной защиты детей показывает несовершенство первой и недостаточность второй. Несовершенство законодательства по социальной защите детства состоит по сути в том, что отсутствует реально действующая система социальных гарантий выполнения тех положений, что записаны в тексте законов, указов и постановлений, слаба система санкций, закрепляющих их выполнение. Многие параметры социальной зашиты совершенно не проработаны (зашита от информационного и психологического насилия, проявляющегося в разнузданной «ϲʙᴏбоде» аудио видео продукции, изобилующей сценами насилия, жестокости, агрессии, пропагандирующей различные отклонения и извращения под видом ϲʙᴏбоды выбора)

Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что есть необходимость в целенаправленной работе по совершенствованию законодательства и рационализации средств, расходуемых на социальную защиту детства, в поиске новых источников финансирования.

26 ноября 1945 года в Париже 850 делегаток из 40 стран собрались на первый учредительный конгресс Международной демократической федерации женщин. Конгресс стал историческим, так как никогда еще ни одна женская организация не ставила перед собой такой задачи – защищать жизнь и счастье юного поколения планеты. Борьба за благополучие детей стала для феде­рации на долгие годы одним из главных направлений ее деятельности. В послевоенные годы, по данным ООН, свыше 80 млн детей плохо питались, остро нуждались в медицинской помощи, многим было недоступно обра­зование. Международная демократическая федерация женщин привлекла к этой проблеме внимание правительств и общественности.

На одном из заседаний совета федерации было решено ежегодно 1 июня отмечать «Международный день защиты детей». В принятой тогда резолюции гово­рилось: «Защищать повсюду право на жизнь, право на здоровье, право на образование для всех детей земного шара – вот основная цель...». Впервые этот день отме­чался в 1950 году в 51 стране.

Благодаря настойчивым действиям женщин планеты и прогрессивных организаций мира, 20 ноября 1959 года ООН приняла Декларацию прав ребенка – первый в истории правовой документ такого рода. В ней говорилось: «Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация определила основные права, которы­ми должны пользоваться дети всех стран.

1979 год был объявлен Международным годом ре­бенка, и в рамках его проведена всемирная конферен­ция «За мирное и счастливое будущее всех детей».

В России правовая база социальной защиты детства включает международное законодательство, российские государственные законы и местные по­ложения, инструкции, методики. Международное законодательство по защите детства представлено Хар­тией детства, Декларацией прав ребенка. В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция Российской Федера­ции, Закон о семье, Закон об образовании. В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента Российской Федерации от 18.08.94 г. № 474).

В Российской Федерации 42 млн детей в возрасте до 18 лет, что составляет 28,5% всего населения. Детс­кая смертность, являющаяся индикатором социально­го здоровья нации, в России в 2–2,5 раза превышает аналогичные показатели в США, Франции, Англии, Только 10% российских детей признаются практичес­ки здоровыми после окончания школы, более 40% име­ют хронические заболевания. Растет число детей, име­ющих психические и неврологические отклонения: таких детей 7,5 млн, т. е. каждый третий учащийся, а квалифицированной помощью охвачены только 350 тыс. детей (159,с.4).

Постоянно растет число детей-инвалидов. В после­дние годы серьезнейшей проблемой становится соци­альное сиротство. В Российской Федерации более 500 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем лишь 5% из них не имеют родите­лей, а у 95% – родители живы, но либо лишены родительских прав, либо по различным причинам отказались от своих детей. Это дети, которых неблагополучные семьи «вытеснили» на улицу. Неуклонно растет число бомжей и попрошаек.

Особую обеспокоенность вызывают дети с девиантным поведением. Растет число несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений, отмечается непре­рывный рост детской преступности. Возрастает число неработающих и неучащихся трудоспособных подрос­тков, совершивших преступления. В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуве­ренности в завтрашнем дне. Все это весьма серьезные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния общества.

Многочисленные межнациональные и вооруженные конфликты привели к появлению новой проблемы –дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев. Вызы­вает тревогу положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера. Миграция некоренного населения из северных территорий обостряет кадровую ситуацию и социальные проблемы, в том числе и проблемы образова­ния. До сих пор не решены многие проблемы детей, под­вергшихся воздействию последствий Чернобыльской аварии и других экологических катастроф. С каждым годом увеличивается число детей школьного возраста, находящихся вне школы. Положение детей в России до­стигло предельной остроты.

Система защиты детства начинается с защиты се­мьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учрежде­ния здравоохранения, образования и социального обес­печения. Вместе с тем, учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать дополнительные средства для про­ведения мер социальной защиты детей.

Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, фор­мирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения.

В настоящее время уже более чем в 50 регионах России организованы центры психолого-педагогичес­кой реабилитации детей и подростков. Создаются пси­холого-медико-педагогические консультации, логопе­дические центры и другие подобные учреждения для детей. В них специалисты-психологи оказывают реаль­ную помощь всем обездоленным и нуждающимся в заботе детям.

Социальная защита детства требует серьезной материально-экономической базы, которая в России развивалась неравномерно. Были периоды, когда и в дореволюционной, и в доперестроечной России детс­ких учреждений насчитывалось достаточно, чтобы удов­летворить потребности в соответствующих социально-воспитательных мероприятиях, а забота о здоровье матери ребенка обеспечивала стране лучшие показа­тели в мире. И система образования в 70–80-х годах решала задачи подготовки к жизни, труду, продолже­нию образования на уровне более высоком, чем в боль­шинстве развитых стран мира.

Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослаблена. Прежде всего надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось, родительские узы ослабли. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но они идут в основном на питание, одежду, обувь, школьные письменные принадлежности, а на книги, театр, экскурсии и другие воспитательные ме­роприятия средств не остается. Принципиально поло­жение не меняется, несмотря на то, что 24 из 38,3 млн детей до 18 лет получают ежемесячные пособия. Сни­зилось качество питания детей.

С каждым годом уменьшается число вводимых школ, детских садов и яслей, больниц, поликлиник и родильных домов. Год от года выпускается все меньше детских и юношеских художественных фильмов, муль­тфильмов, сокращаются тиражи детских изданий. Имеются трудности с учебниками. Все это отнюдьнеспособствует укреплению социальной защищенности детей.

9.2. Президентская программа «Дети России»

Программа была принята в 1994 году и дополнена в 1996 году.

Целью президентской программы «Дети России» является создание благоприятных условий для жизне­деятельности детей, обеспечение их социальной защи­ты в период социально-экономических преобразований и реформ.

В состав президентской программы «Дети России» входят федеральные целевые программы (далее име­нуются–программы) «Дети-инвалиды», «Дети-сиро­ты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирова­ние семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха де­тей», «Дети семей беженцев и вынужденных пересе­ленцев», «Безопасное материнство» (1997).

Программа «Дети-инвалиды» направлена на фор­мирование основ комплексного решения проблем де­тей с ограниченными возможностями и семей, в кото­рых они воспитываются, создание условий для их полноценной жизни.

В этих целях предусматривается проведение ком­плекса мероприятий по повышению эффективности профилактики детской инвалидности, созданию систе­мы реабилитации детей-инвалидов, приобщению к за­нятиям спортом, развитию их творческих способнос­тей, разработке и выпуску технических изделий и средств реабилитации, подготовке специальных кадров, работающих с детьми, имеющими физические и ум­ственные ограничения, а также организация научных исследований по актуальным проблемам детской ин­валидности.

Программа «Дети-сироты» включает комплекс мер по предупреждению причин появления социального сиротства и созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни. В частности, предусматрива­ется: развитие форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение учреждений для этой категории детей; совершенствова­ние охраны здоровья, психологической поддержки и со­циальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также нормативно-правовое обес­печение охраны прав этих детей.

Программа «Дети Севера» нацелена на создание условий для нормального физического, психического и культурного развития детей, живущих в районах Край­него Севера, и в первую очередь, детей малочислен­ных народов Севера; совершенствование социальной и правовой защиты детей, беременных женщин и кор­мящих матерей, проживающих на Севере; проведение научных исследований по различным аспектам разви­тия детей Севера.

Программа «Дети Чернобыля» предусматривает проведение мероприятий, направленных на снижение воздействия на детей неблагоприятных факторов чер­нобыльской катастрофы: совершенствование медицин­ской и реабилитационной помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздей­ствию; развитие психологической службы в целях со­здания единой сети медицинской, социальной и психо­логической помощи детям и семье; обеспечение детей, проживающих на территориях зоны радиационного воздействия, продуктами с повышенными лечебными свойствами; укрепление материально-технической базы детских лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений; проведение научных иссле­дований по проблемам детей, подвергшихся радиаци­онному воздействию.

Программа «Планирование семьи» направлена на создание службы планирования семьи; поддержание государственных и общественных структур планиро­вания семьи на федеральном и региональном уровнях; обеспечение управления и организацию правовой ос­новы деятельности службы планирования семьи; со­вершенствование информационной системы по воп­росам сексуального и репродуктивного поведения, этики семейно-брачных отношений; формирование сексуальной культуры в обществе, начиная с детского возраста, в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения; производство и закупку современных средств контрацепции; внедрение сис­темы подготовки специалистов по планированию се­мьи и проведение специальных научных исследова­ний в этой области.

Программа «Развитие индустрии детского пита­ния» направлена на решение комплекса задач по обес­печению физиологической потребности детей раннего возраста в специальных продуктах детского питания. Предусмотрены разработка и освоение промышленно­го производства новых продуктов питания для здоро­вых и больных детей; создание и серийное изготовле­ние необходимого технологического оборудования, развитие материально-технической базы отрасли за счет технического переоснащения, реконструкции дей­ствующих и строительство новых специализированных предприятий; подготовка экологически благополучных сельскохозяйственных зон для обеспечения промыш­ленности сырьем гарантированного качества; органи­зация производства современных видов тары и тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность, необходимую дозировку и транспортировку продуктов детского питания; совершенствование системы их ре­ализации и доставки потребителям.

Программа «Одаренные дети» нацелена на созда­ние условий для развития возможностей и способнос­тей юных дарований. Она включает систему мерпо развитию сети образовательных учреждений и экспе­риментальных площадок для работы с одаренными детьми, укреплению их материально-технической базы; подготовке специалистов для работы с одаренными и талантливыми детьми; внедрению новых образователь­ных технологий обучения и развития одаренных детей; проведению исследований по проблемам одаренности ребенка.

Программа « Организация летнего отдыха детей» ориентирована на сохранение и стабилизацию систе­мы детского отдыха и оздоровления в современных условиях; расширение сети учреждений детского от­дыха и оздоровления на основе различных форм соб­ственности; увеличение числа детей и подростков, ох­ваченных организованными формами летнего отдыха; разработку научно-методических и правовых основ организации летнего отдыха детей в современных ус­ловиях; организационное, санитарно-медицинское и.кадровое обеспечение учреждений летнего отдыха и оздоровления детей, повышение эффективности летне­го отдыха.

Программа «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» включает комплекс мероприятий, на­правленных на охрану жизни, здоровья и адаптации детей семей беженцев и вынужденных переселенцев; предупреждение социального сиротства; оказание эк­стренной помощи детям семей беженцев и вынужден­ных переселенцев; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охрану здоровья детей, находящихся в центрах временного размещения семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказание социально-психологической и педагогической помощи этим детям; внедрение новых педагогических техноло­гий компенсирующего обучения; обеспечение право­вой и социальной защиты детей семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Программа «Безопасное материнство» направле­на на создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижения пос­леродовой заболеваемости, инвалидности и материнс­кой смертности, преодоления кризисных тенденций в воспроизводстве населения в Российской Федерации. Предусматривается разработка и реализация дополни­тельных мер по совершенствованию организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщи­нам, проведению специальных научных исследований в области акушерства и гинекологии, улучшению под­готовки медицинских кадров в этой сфере, информа­ционному обеспечению населения по вопросам безо­пасного материнства, здорового образа жизни.

Координацию работы по реализации президентс­кой программы «Дети России» осуществляет Мини­стерство труда и социального развития Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти – го­сударственные заказчики программ – создают для ко­ординации работ по их реализации экспортно-координа­ционные советы из числа руководителей структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объедине­ний, являющихся исполнителями мероприятий программ.


Похожая информация.


Введение………………………………………………………3

Критический анализ литературы……………………………4

Конвенция ООН о правах ребенка………………………….7

Особый правовой статус несовершеннолетних

и задачи по защите прав детей………………………..…….9

Социальная защита школьников и дошкольников……….13

Особенности социальной защиты воспитанников

детских домов………………………………………………15

Социальная защита детей инвалидов……………………...17

Какие проблемы мы видим на уровне законодателей?......19

Статистические исследования……………………………..22

Заключение……………………………………………….…23

Вывод………………………………………………………..24

Приложение………………………………………………….25

Список используемой литературы………………………….26

Введение.

Актуальность.

Прошло немногим более полутора десятков лет с того момента, как ребенок стал особым и самостоятельным субъектом права. За 11 лет до окончания столетия, человеческое сообщество, дабы не лишиться надежды на свое лучшее будущее, приняло соглашение, которое на международном уровне определило основные права каждого живущего на Земле ребенка, взяв на себя обязательства по соблюдению и особой защите его прав и свобод. Этот документ называется Конвенцией о правах ребенка, и он был принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года.

Сегодня на всех уровнях власти в России есть понимание базовых ценностей, без которых невозможно развитие страны. В послании Президента России Медведева мы услышали, что от решения проблем семьи и детства зависят само существование и будущее процветание России как государства; без инвестиций в образование и социальное развитие подрастающих поколений Россия превратится в государство с отсталой сырьевой экономикой без социальной и интеллектуальной перспективы;

Вопрос в том, как этого добиться, какие законодательные, социальные, экономические, культурные механизмы необходимо задействовать, чтобы заявленные цели были достигнуты.

Дети – особая социальная демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они – тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экономические, экологические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе.

Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям – неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии.

На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей.

ВЫВОД

Новые нормативно-правовые акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения.

После принятия Конституции РФ в 1993 году спор о возможности прямого применения международных норм получил свое разрешение. Сегодня на конституционном уровне закрепились приоритеты международных норм над внутригосударственными Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».Следует подчеркнуть, что сущность международно-правового регулирования социального обеспечения и социальной защиты, составляют прежде всего идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере социального обеспечения и социальной защиты.

В подтверждение моей гипотезы следует отметить, что действительно, при установлении прав человека на международном и федеральных уровнях, устанавливаются и права ребенка. Следовательно развитие этих прав влияет на общее положение детей. Права детей изложены в множестве нормативно-правовых актов, как на российском, так и на международном уровнях.

Таким образом, следует отметить что, социальные права детей в России находятся на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей. Также развивается система социального обеспечения. Определены различные формы помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, а так же формы помощи матерям и беременным женщинам.Однако из-за финансовых трудностей социальные права детей не могут быть реализованы в полном объеме.

Приложение

ВОЗРАСТ

ПРАВА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДАННОМУ ВОЗРАСТУ

С момента

рождения

Способность иметь гражданские права и обязанности – гражданская правоспособность – гражданство

Имя, отчество, фамилия (с момента регистрации)

Пособие по случаю рождения, по многодетности и мало обеспеченности

Прием в дом ребенка. Прием в ясли

До 1,5 лет

Оплачиваемый отпуск матери по уходу за ребенком

До 3-х лет

Отпуск матери по уходу за ребенком без сохранения содержания

Право матери находиться с ребенком в больнице. Прием в детский сад

6-7 лет

Поступление в школу

10лет

Усыновление только с согласия ребенка

Штраф за бесплатный проезд на транспорте

11лет

Разрешается определение в спец школу, в воспитательное учреждение

14лет

Изменение гражданства только с согласия ребенка

Определение в спец ПТУ

Наступает уголовная ответственность за убийства и другие тяжкие преступления

Ответственность (имущественная) за причиненный вред

До 15 лет

Установление опеки над ребенком

15 лет

Распоряжение собственным заработком

Совершение сделок с согласия родителей

Мелкие бытовые сделки (самостоятельно)

В исключительных случаях согласия профсоюза поступление на работу

Право вносить вклады в сбербанк

Установление попечительства

Получение паспорта

16 лет

Поступление на работу с определенными льготами.

Наступление уголовной ответственности

Возможность вступления в брак по разрешению родителей

Право на посещение зрелищных мероприятий без ограничений

Право на приобретение табачных изделий

18 лет

Совершеннолетие, полная дееспособность

СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Антология социальной работы. В 5 т. Т. 3. Социальная политика и законодательство в социальной работе. / Сост. М.В. Фирсов. – М.: Сварогъ – НФВ СПТ, 1995. – 544с.

    Газета Русский Инвалид. М. Июль 2003 №7(133).

    Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации, 1993г.», - М.: Дом. 1994. – 120с.

    Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 272с.

    Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения / Сост. Галыгина Ю. Р. М. 1994.

    Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. – М.: Юрайт-М, 2002. – 48с.

    Лепихов М. И. Право и социальная защита населения в России. М «Былина», 2000. – 696с.

    Международные акты о правах человека. Сборник документов – М.: Издательская группа НОМА-ИНФРА-М, 1998 –784с.

    Менеджмент социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Под. Ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 288с.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1988. – 750с.

    Основы социальной работы: учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 395с.

    Права, оплаченные страданием: Справочно-публицистическое издание для инвалидов и тех, кто рядом с ними / Ред.-сост. А. Г. Зебзеева. – Пермь: Здравствуй, 2001. – 320с.

    Право социального обеспечения. Учебник / Под. ред. К. Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. – 328с.

    Положение детей в СССР, 1990г.: Состояние, проблемы, перспектива.

    Пчелинцева Л. М. Комментарии к Семейному Кодексу Российской Федерации. – М.: Издательство НОРМА, - 696с.

    Технология социальной работы.: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.

    www. seprava. ru

    www. un.org

В Конвенции о правах ребенка отмечается, что "ребенком является любое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, в отношении данного ребенка он не достигает совершеннолетия ранее". (1.С). Можно сказать, что дети - это особенно социально-демографическая группа населения, которая, имея возрастные границы от рождения до 18 лет. Свои специфические потребности, интересы и права, но не обладает достаточной способностью отстаивать и защищать их перед обществом.

Детство-стадия жизненного цикла человека, на которой продолжается становление организма. Развитие его наиболее важных функций, наиболее активно осуществляется социализация индивида, которая включает усвоение определенной системы знаний. Норм и ценностей, овладение социальной ролью, что позволяет ребенку формироваться и функционировать как полноценный член общества, личность.

Изучение детства в разных обществах сегодня многоаспектным и междисциплинарным явлением. Сегодня достаточно остро стоит вопрос о положении детей. Под этим понятием мы понимаем совокупность условий, которые сложились в обществе для выживания и развития детей. К этим условиям можно отнести: степень материального обеспечения жизни детей состояние охраны здоровья детей, развитие сети оздоровительных учреждений, систему общественного образования и воспитания, воспитательные возможности семьи, развитость государственной заботы о детях и нормы отстаивающих жизненно важные права и интересы детей.

Специфика и основное направление социальной политики в области детства в современных условиях - устранение негативных последствий процессов, которые происходят в обществе, и создание условий для переориентации действующих и появления новых социальных институтов, которые должны удовлетворять потребности, реализовать интересы ребенка.

первая - создание социальных, экономических и правовых условий для удовлетворения наиболее важных потребностей и интересов в конкретной ситуации. Имеется в виду преодоление сдерживающих факторов по организации детского питания, системы образования и здравоохранения, а также - институтов и учреждений, которые обеспечивают физическое, духовное и культурное развитие детей;

вторая - компенсация обособленности некоторой категории детей, гарантия их выживания.

В сложных условиях развития России важно не только своевременно констатировать или предусмотреть возможные негативные последствия для детей в результате различных социальных изменений, но и противостоять этим последствиям через систему социальной защиты.

Социальная защита следует понимать как систему мер, направленных на восстановление внешних социально-экономических, политических, медико-экологических, правовых, психолого-педагогических условий, обеспечивающих на современном уровне выживание и развитие детей, на преодоление ситуации, когда действия отдельных лиц или институтов наносят непосредственный вред здоровью, психическому, моральному, интеллектуальному развитию ребенка.

Согласно отечественной практикой интересы детей как особой социально-демографической группы к этому времени учитываются в основном только в рамках государственной семейной политики. А в этом случае, как известно, не все запросы и интересы ребенка могут быть удовлетворены через семью. Потребность в общении, получении новой информации, активной, творческой, продуктивной деятельности, совершенствовании своих способностей, умений и т.д. - все это может реализоваться благодаря включению ребенка в широкие общественные структуры, школу, сферу окружающей среды и искусства, культуры, молодежной субкультуры. Ведь социальная политика в области детства должна охватывать все сферы жизнедеятельности ребенка.

Основными задачами социальной политики (в различных условиях) могут быть:

Контроль над работой детских учреждений различного типа;

Социально-медицинская помощь детям;

Информационно-правовая помощь несовершеннолетним по вопросам образования, приобретения профессии, трудоустройства, реализации культурных и досуговых потребностей и другие.

Конечно, положительных результатов можно достичь не просто проявляющую заботу о конкретном ребенке (хотя и это необходимо), а учитывая кардинальные решения, которые влияют на целое поколение, возрастные или социальные группы. Такими возможностями, в первую очередь, безусловно, обладает школа .

В последние годы усиливается интерес к вопросу защиты детей, и направлен он не на абстрактную защиту прав детей, а на такую ​​защиту, который бы отвечал основным принципам и нормам международного права, при этом особое внимание обращается на ответственность родителей и педагогов за судьбу ребенка. Поэтому школа должна осуществлять пропаганду и разъяснение материалов Конвенции посредством определенных структур просветительского плана, введения мини курсу "Права ребенка" с учетом особенностей возрастных групп и принципа доступности.

Определенным ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на детей в процессе реализации норм Конвенции есть желание развивать и укреплять в них чувство чести, собственного достоинства, без которых даже достаточно прочные знания положений Конвенции не обеспечат защищенности личности, ее свободной самореализации. Гуманизация процесса социально-педагогического воздействия на детей разного возраста предусматривает, прежде всего, субъективное развитие и саморазвитие личности. Формирование внутренней установки на самообразование и самовоспитание, имеет развивающий характер. В процессе деятельности детей следует ориентироваться на положение о том, что любая деятельность, будучи система – образующей, должна быть коллективной, творческой, личностно значимой.

С этой целью социальный работник или педагог должен разработать механизм интеграции позитивных по своему содержанию фронтальных, основательных и индивидуальных действий, которые воспринимает каждый ребенок. Кроме того если педагогически целесообразной организацией среды школы как внутреннего (предметно-эстетического, пространственного, духовного) так и связи с внешним (социальным, естественным и влияние на него). Ведь для специалиста должно быть важным не только то, что и как делает ребенок, подросток, но и в каких условиях разворачивается его деятельность. Это позволяет превратить школу в своеобразную общину, основанную на господстве гуманистических ценностей.

Анализируя опыт отечественной социально-педагогической работы, можно отметить такие ценностные личностные установки, которыми пользоваться специалист социально-педагогической сферы. Опираясь на основные положения Конвенции, с целью реализации принципа гуманизации социализирующую процесса; педагогический гуманизм, который проявляется в уважении личности ребенка, его достоинства, восприятии ее запросов, интересов уверенности в собственных силах, эмпатическое понимание детей и подростков, сотрудничества; диалогизм; личностная позиция социального работника или педагога, его способность к творческому самовыражению, глубокое знание основных законов, постановлений и нормативных документов, касающихся проблем детей разных категорий .

Раньше люди понятия не имели о правах детей. Ребенка рассматривали как второстепенный материал, из которого должен образоваться полноценный человек. К мыслям ребенка не прислушались, потому что считали их зрелыми, но не рациональными. Взрослые должны полную власть над детьми, а детям ничего не оставалось, как воспринимать все это как должное, потому что неграмотность населения о правах и обязанностях детей, неосведомленность самих детей всегда оставалась и остается актуальной проблемой общества.

С течением времени ситуация постепенно менялась. В начале века права ребенка рассматривались, в основном, как меры по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, полной власти родителей, экономической эксплуатации.

Первые попытки создания пакета норм, которые регламентировали международную защиту детей, сделаны Лигой наций сразу после окончания Первой Мировой войны. При этом в самом Уставе Лиги наций не было позиций, которые непосредственно касались защиты детей. Однако в пределах правовой - творческой деятельности этой международной организации были подписаны соглашения о прекращении торговли женщинами и детьми. Наиболее существенным актом по защите детей, принятым Лиги наций, стала Женевская декларация 1924 года.

После Второй Мировой войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. .

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и соблюдать их. Это были 10 социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику, дела правительства и людей во всем мире.

Однако декларация (лат.Dekclaratia - провозглашения) - не обязывает, не имеет определенной обязательной силы, это лишь рекомендация. . Новые времена, ухудшение положения детей, нуждались в более конкретных законов и мер, международных договоров по защите и обеспечению прав ребенка.

Не менее важными в плане защиты прав детей является создание международных организаций: Детский фонд ООН (1946г.), ЮНИСЕФ -международная межправительственная организация, основной функцией которой стало предоставление материальной помощи в работе с детьми в разных странах и поддержка мероприятий по воспитанию детей; Межамериканский Институт ребенка в США (1919г.); Всемирный совет по вопросам одаренных и талантливых детей в Англии (1975); Международная федерация детской содружества в Норвегии (1948г.), Международный комитет детей и юношей в Женеве (1957) Европейское Бюро по вопросам детей и молодежи (1949г.) и другие.

Функционирование и деятельность международных неправительственных организаций способствуют развитию институционального сотрудничества по защите детей. Хотя только ЮНИСЕФ является единственной международной организацией универсального типа, которая решает проблемы защиты прав ребенка .

Основным правовым принципом защиты детей является равенство прав всех детей. В ст.1 Декларации прав ребенка 1959 ООН провозгласила, что перечисленные Декларации прав должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и ограничений.

Особенностью прав ребенка является необходимость специальной защиты этих прав, которые были обеспечены возможности и благоприятные условия для свободного и полноценного развития детей. Наилучшее обеспечение интересов и потребностей ребенка - вот главный приоритет в защите прав ребенка.

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

Гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование

Бесплатное медицинское обслуживание

Гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;

Социальное обслуживание и социальная защита детей, в т.ч. гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;

Социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Право на жилище в соответствии с законодательством РФ;

Организация оздоровления и отдыха детей, в т.ч. детей, проживающих в экстремальных условиях, а также

На территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;

Организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый - в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй - в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования.Второй уровень - чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Формы защиты детства:

Опека и попечительство

Семейные воспитательные группы

Институт приёмных семей

Усыновление

Центры помощи детям

Социально реабилитационные центры

Социальные приюты

Детские дома

Замещающие семьи

Приёмные семьи

Методы убеждения

Методы организации деятельности

Методы стимулирования поведения

Методы социальной диагностики

Методы внедрения, проектирования, планирования социальной работы

Методы оценки социальной работы

Принципы

Опора на положительное

Единство требований и уважения

Связи воспитания с жизнью

Универсальности

Социального реагирования

Профилактической направленности

Конфиденциальности

Природосообразности

Социальная защита- это деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию неготивных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для её самоопределения и утверждения в жизни.

Объектами социальной защиты являются дети - лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей из девиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-ин- валидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей - жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.


Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблемы социальной защиты детей являются актуальными в любое время для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, психического и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления - в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от опасностейявляются обязанностями человека, человеческого общества и государства в целом.Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка.Система социальной защиты детства - система осуществляемых обществом и его официальными структурами различных мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Социальная защита детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Но, к сожалению, у разных детей разные потребности и учесть их все очень сложно.

Объектом социальной защиты детства в широкой трактовке являются все дети, т.е. несовершеннолетние, которые в соответствии с Декларацией прав ребенка нуждаются в специальной охране и заботе. В функционировании системы социальной защиты детства определяющую роль играют ее субъекты. Ведущую роль среди этих субъектов занимают

организации, учреждения, социальные институты общества, к которым относятся: государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной власти; сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей; органы управления предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и т.д., а также трудовые коллективы, профсоюзы.

Главнейшим субъектом социальной защиты детства была и будет семья - важнейший институт социализации ребенка.

В Семейном кодексе закреплены права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64), определены основы правовой защиты детей от насилия в семье (ст. 77)

Социальная работа в России:

В интересах развития системы социальной защиты детства Правительством РФ разработаны и продолжают разрабатываться специальные целевые программы и подпрограммы.

Эти программы и подпрограммы готовятся, рассматриваются, реализуются усилиями нескольких министерств и ведомств (образования, труда и социального развития, здравоохранения, внутренних дел РФ и экономического блока).

– всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства. Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в за-щите детей;

– многообразие форм и видов социальной защиты детства.

Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг.

В области социальной защиты детства такими органами являются:

Федеральное собрание РФ, принимающее и одобряющее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и по системе в целом;

Президент РФ, подписывающий федеральные законы и издающий соответствующие указы;

Правительство РФ, принимающее постановления по вопросам социальной защиты детства;суды РФ, рассматривающие спорные и проблемные ситуации в области социальной защиты детства;министерства и ведомства РФ, рассматривающие конкретные аспекты социальной защиты детства;руководители учреждений и предприятий, издающие правовые акты по вопросам социальной защиты детей.

2. Программы. Эта форма характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Известна федеральная целевая программа «Дети России»,

излагающая основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства.

3. Планы мероприятий по социальной защите детства. Например, План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001–2002 гг. (утвержден распоряжением Правительства

РФ от 21.08.2001 г. № 1090-р) .

4. Материальная база является необходимым элементом социальной защиты детства и включает в себя

следующие составляющие:

а) финансовую базу;

б) многочисленные здания, сооружения;

в) систему государственных пособий на детей.

Таким образом, в современной России существуют различные формы социальной защиты детства, которые используются как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Для того чтобы современная система социальной защиты детства была действенной и становилась все более эффективной, необходимо соблюдать одно важное условие - правильное применение методов и форм социальной защиты детства.

А чтобы выполнить это условие, необходимо четкое определение объектов социальной защиты детства.



 

Возможно, будет полезно почитать: