Актуальные проблемы уголовного судопроизводства вопросы. а) постановление о возбуждении уголовного дела

Ч. 3 ст. 123 Конституции РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Данный конституционное положение закрепляется в ст. 15 УПК, определяющей, что уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон; функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо; суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав; стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Под термином «уголовное судопроизводство» понимается как досудебное и судебное производство по уголовному делу. Значит УПК распространяет действие принципа состязательности сторон, не только на стадию судебного разбирательства, но и на предварительное расследование. Анализ норм УПК позволяет утверждать, что в целом все участники уголовного процесса в стадии судебного рассмотрения и разрешения уголовного дела обладают равным объемом прав. Однако имеют ли стороны обвинения и защиты равные возможности на предварительном расследование? Проблема состязательности в уголовном процессе и ее реализация на досудебных стадиях в уголовно-процессуальной науке России исследовалась многими учеными. Среди них можно отметить Н.В. Жогина, Е.Б. Мизулина, И.Н. Рогозина, А. Давлетова, М.С. Строговича и др. Мнения относительно признания или отрицания реализации состязательности на досудебных стадиях уголовного процесса разнообразны и весьма значительны.

Целью рассмотрение проблемы реализации принципа состязательства в досудебном производстве.

Задача - выработка предложений по смягчению данного противоречия

Объектом является совокупность общественных отношений, которые складываются в процессе реализации принципа состязательности в досудебном судопроизводстве.

Предметом являются проблемы реализации принципа состязательности в стадии предварительного следствия.

Досудебное производство делится на 2 стадии: возбуждение уголовного дела и предварительное расследование.

1.Сама обвинительная и защитительная деятельность, а также ее участники, появ­ляются только во второй стадии досудебного произ­водства - предварительном расследовании и далеко не всегда с самого ее начала. Значит, в первой ста­дии процесса - возбуждения уголовного дела – сто­рон, а следовательно, состязательности нет, как нет ее в той части предварительного расследования, где еще не возникло обвинение или подозрение

2. Сопоставить процессуальные права потерпевшего и обвиняемого. Если потерпевший лишь вправе знать о предъявляемом обвиняемому обвинении (п. 1 ч. 2 ст. 42), то обвиняемому обеспечено получение копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого (п. 2 ч. 4 ст. 47). Обвиняемому предписано вручать копии обвинительного заключения или обвинительного акта (п. 2 ч. 4 ст. 47; ч. 2 ст. 222; ч. 3 ст. 226), потерпевший может их получить только в том случае, если он ходатайствует об этом (ч. 2 ст. 222, ч. 3 ст. 226).

3. Утверждать о равноправии сторон на предварительном расследовании сложно, когда следователь может применить меры процессуального принуждения и меры пресечения, самостоятельно определять ход расследования, отклонять ходатайства защиты, а защита может лишь быть заявлять ходатайства и отказаться от дачи показаний. В действительности, защитник не производит процессуальной фиксации доказательств и полученные им материалы могут стать доказательствами лишь после приобщения к официальному уголовному делу. Защитнику лишь декларируется право собирать доказательства, а обвинителю оно реально предоставляется; право защитника зависит от усмотрения обвинителя - приобщить или нет представленный документ или предмет к делу.

4. Функция разрешения уголовного дела в этой стадии уголовного процесса принадлежит не суду, а органам расследования и прокурору. Суд по действующему закону в ходе досудебного производства санкционирует проведение следователями, дознавателями ряда процессуальных действий (ч. 2 ст. 29 УПК), рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя (ч. 3 ст. 29). Эти полномочия суда не являются процессуальными действиями по разрешению уголовного дела, так как разрешить дело суд может только на судебных этапах уголовного процесса. Состязательная форма в уголовном процессе - это не просто спор сторон перед судом, а разбирательство судом дела по существу, т.е. решение вопроса о преступлении и виновности лица, его совершившего.

Решение проблемы:

    Собирание доказательств виновности или невиновности и судебные решения были отделить друг от друга.

    Предоставление адвокату-защитнику права самому собирать доказательственную информацию (проводить параллельное расследование).

    Досудебное производство сделать не состязательным, а розыскным. Т.е. создать смешанный тип уголовного процесса.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ МАГИСТЕРСКИХ Диссертаций

Актуальные проблемы уголовного права

1. Регламентация вины в российском уголовном праве.

2. Стадии совершения преступления.

3. Множественность преступлений по российскому уголовному праву.

4. Сложные единичные преступления: понятие, виды, квалификация.

5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

6. Соучастие в преступлении: уголовно-правовые вопросы.

7. Формы соучастия в преступлении: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации.

8. Система наказаний в действующем уголовном праве.

9. Наказания, ограничивающие личную свободу осужденного: уголовно- правовые и уголовно-исполнительные вопросы.

10. Условное осуждение.

11. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение.

12. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

13. Уголовная ответственность несовершеннолетних в российском уголовном праве и праве иных государств: сравнительно-правовой аспект.

14. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.

15. Освобождение несовершеннолетних от наказания с помещением их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

16. Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее преступность деяния: проблемные вопросы.

17. Задержание преступника как обстоятельство, исключающее преступность деяния.

18. Обоснованный риск как обстоятельство, исключающее преступность деяния.

19. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом за данное преступление (ст. 64 УК РФ).

20. Назначение наказания при наличии множественности преступлений.

21. Освобождение от уголовной ответственности.

22. Освобождение от уголовного наказания.

23. Освобождение от наказания в связи с болезнью и в связи с изменением обстановки.

24. Амнистия и помилование.

25. Отсрочка отбывания наказания.

26. Проблемы квалификации убийств с отягчающими обстоятельствами.

27. Привилегированные виды убийств: уголовно-правовая характеристика, квалификация.

28. Актуальные вопросы квалификации вымогательства.

29. Преступления в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

30. Мошенничество: уголовно-правовая характеристика, вопросы квалификации.

31. Грабеж: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации.

32. Разбой: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации.

33. Преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

34. Взяточничество: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации.

35. Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации.

36. Преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами.

37. Захват заложников: уголовно-правовая характеристика.

38. Уголовно-правовая характеристика бандитизма.

39. Налоговые преступления: уголовно-правовая характеристика.

40. Преступления в сфере экономической деятельности.

41. Преступления против свободы личности.

42. Преступления против семьи и несовершеннолетних.

43. Преступления террористической направленности: уголовно-правовая характеристика.

44. Преступления в сфере компьютерной информации.

45. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

46. Проблемы квалификации кражи.

Актуальные проблемы уголовного процесса

1. Отражение конституционных принципов в уголовно-процессуальном праве.
2. Процессуальные гарантии: понятие и значение для уголовного судопроизводства.
3. Законность при производстве по уголовному делу.
4. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
5. Свобода оценки доказательства в уголовном судопроизводстве.
6. Принципы защиты прав и законных интересов участников процесса.
7. Уголовное преследование.
8. Правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности.
9. Компенсация морального вреда реабилитированным в уголовном судопроизводстве.
10. Суд как участник уголовного судопроизводства.
11. Защитник в уголовном судопроизводстве.
12. Эксперт и специалист как участники уголовного судопроизводства.
13. Доказательства в уголовном судопроизводстве.
14. Доказывание по уголовным делам.
15. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения.
16. Вопросы обеспечения допустимости и достоверности доказательств в уголовном судопроизводстве.
17. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании.
18. Судебный контроль на стадиях досудебного производства.
19. Заключение под стражу как мера пресечения.
20. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства.
21. Дознание как форма предварительного расследования.
22. Назначение судебного заседания как стадия уголовного судопроизводства.
23. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинение.
24. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
25. Особенности судебного разбирательства с участием присяжных заседателей.
26. Производство в суде апелляционной инстанции.
27. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
28. Особенности производства по делам о деяниях невменяемых лиц.
29. Роль криминалистической экспертизы в доказывании по уголовным делам.
30. Процессуальный порядок фиксации доказательств по уголовному делу.
31. Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Аннотация:

Статья посвящена основным проблемам участия присяжных заседателей в уголовном процессе, а также методам их устранения и совершенствованию данного института. Рассмотрена организация и структура суда присяжных заседателей, основные требования, предъявляемые к заседателям, изучена законодательная основа деятельности суда присяжных. Приводятся критические факты в отношении организации суда присяжных РФ и положительные тенденции развития. Представлены различные правовые мнения ученых и экспертов данной тематики. Позиции авторов подкреплены статистическими данными и практикой вынесения судебных решений судами присяжных заседателей. Затрагивалась тема личностных качеств граждан, претендующих или занимающих должность присяжных, как основополагающий фактор функционирования таких судов. Авторами проведена серьезная работа по выявлению основных проблем при участии присяжных в отправлении правосудия. Приведены конкретные ситуации решений заседателей неправомерного характера. Предложены основные пути решения проблем и совершенствования института.

Ключевые слова:

суд присяжных заседателей, демократические реформы, права и свободы человека и гражданина, статус судей, юридические факты.

В современном мире большинство людей имеют представление о суде присяжных заседателей, даже те, у кого нет юридического образования. Но верно ли это представление? Свидетельства возникновения элементов института суда присяжных имеются еще в глубокой памяти России. Официально же признано считать, что первый суд присяжных заседателей был учрежден в России 20 ноября 1864 года как одна из частей демократических реформ Александра II. После 1864 года в связи с недостатками суда присяжных, число дел которые они рассматривали, понижалось. После Октябрьской революции 1917 года суды присяжных в России были уничтожены и вновь возрождены уже в 1993 г.

В пункте 5, статьи 32, главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Данная статья находит свое отражение в соответствующих нормативно правовых актах: Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и Законе РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". В них наиболее ярко отражена специфика осуществления правосудия в России. Так, например, в их первых статьях прописано, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Она принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Представители народа – это как раз и есть присяжные заседатели.

В действующем Российском законодательстве определения суда присяжных нет. Первостепенной целью авторов являлось изучение правового аспекта деятельности присяжных заседателей. В законодательстве РФ предлагаются соответствующие требования, предъявляемые к лицам, занимающимся данной деятельностью.
Они закреплены в статье 3 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», в которой сказано, что присяжными заседателями могут быть граждане, которые включены в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

В противовес ставятся условия, при которых граждане не могут быть присяжными заседателями и кандидатами на их должности. Это те лица, которые не достигли возраста 25 лет к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели; не имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. К лицам в качестве присяжных заседателей или же кандидатов на их должности, которые не допускаются к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, также есть требования. Ими не могут быть: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Во – первых, можно отметить, что на эту должность может быть призван гражданин Российской Федерации, который не имеет высшего юридического образования, что немаловажно для осуществления правосудия. Во – вторых, лицо не обязано знать основ уголовного судопроизводства. В – третьих, человек, который может быть заинтересован в освобождении или же понижении срока ответственности у подсудимого или какой- либо другой личный интерес. Исследуя вопрос возможного пристрастия присяжного, невозможно не затронуть материальный характер. Так, в соответствии со статьей 11 «Материальное обеспечение присяжных заседателей» Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», представителям народа предоставляются хорошие льготы, в частности, за время исполнения присяжным заседателем обязанностей ему выплачивается вознаграждение не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Также, присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.
Кроме этого, за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.
Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. Также, согласно статье 12 «Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя» Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», установлено, что на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации. Достаточные привилегии для возможного превышения полномочиями.

Не имея специального образования и определенной подготовки, присяжные могут быть подвержены различного рода внушениям или даже угрозам со стороны защиты или же обвинения, что также может повлиять на вынесения ими неверного решения.

Наделенные правовым нигилизмом и отсутствием правовой культуры, что характерно для современного общества, граждане Российской Федерации- присяжные заседатели не могут выносить законных решений по какому-либо судебному заседанию. Они будут идти в обход закона, опираясь на свои внутренние убеждения, что приведет к непрофессиональному вердикту судьи, ведь при рассмотрении дела, он, несомненно, опирается на их мнения.

Серьезным вопросом стоит состояние внутреннего мира присяжных. Их психологическое отношение к делу (жалость, обида, злость, общественное порицание и т.п.) может явно сказаться на их решении. А сложившая определенная обстановка государственного масштаба влияет на многое при рассмотрении того или иного дела. Еще одним фактором является территориальная принадлежность лица, совершившего преступление, которая может влиять на решение присяжных.

Изучив практику вынесения решений судами присяжных за последние несколько лет с официального сайта Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, можно с уверенностью сказать, что они выносят оправдательные вердикты в 20% из 100% по уголовным делам, то есть оправдывают каждый пятый приговор суда. Из-за своей некомпетентности и множества факторов, которые описаны выше, они освобождают преступников, которые должны нести наказания как предначертано законом ни больше, ни меньше!

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ есть ряд интересных статей, которые заставляют задуматься, такие, как 333 или же 335. Всем известно, что все присяжные воспринимают всю информацию на слух во время длительного многочасового судебного процесса и человеку, который не обладает достаточными знаниями, очень тяжело представить картину всего происходящего в правильной интерпретации. Из-за физической или моральной усталости от всего, он не может принять правильное, обдуманное решение. Данная статья не предусматривает использования ими каких-либо технических средств для повторного изучения материалов дела. В другой говорится о том, что данные о личности подсудимого исследуются с участием присяжных заседателей лишь в той мере, в какой они необходимы для установления отдельных признаков состава преступления, в совершении которого он обвиняется. Им запрещается исследовать факты прежней судимости, признания подсудимого хроническим алкоголиком или наркоманом, а также иные данные, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого. Весьма интересен этот запрет в законе об изучении личной жизни преступника, ведь именно он может повлиять на весь судебный процесс, охарактеризовать личность с положительной или отрицательной стороны.

Не стоит говорить и о том, что данный институт вовсе не нужен. Ведь именно он – явное проявление демократических начал со стороны государства. Со стороны авторов представляется, что подобного рода немаловажные институт следует совершенствовать на законодательном уровне.

Необходимо сформировать специальные подготовительные курсы для судей присяжных заседателей, чтобы повысить их профессионализм в сфере уголовного судопроизводства, а также стоит учитывать их стаж и по конкретным делам, приглашать заседателей более опытных. Вопрос опыта четко просматривается в профессиональной деятельности судей. Как правило, судья знает, какие ошибки бывают у следователей, как формируются доказательства, являются ли они достоверными или напротив недостоверными. Ведь большинство из них – это выходцы из прокуроров или же следователей, по средствам этого у них выработался профессиональный уклон в сфере обвинения. И вступая в должность судьи, за их плечами уже имеется большой опыт работы. Присяжный же накапливает представление о судебной справедливости и знакомится с рычагами правоприменения из средств массовой инфор­мации, из кинофильмов и литературы. А они, как известно, не являются достоверным источником информации. В кинофильмах или же литературе описано мнение автора, то, как он видит ту или иную ситуацию, посредством этого, у людей формирует собственное отношение к ней, но уже учитывая интерпретацию писателя.

В результате у человека формируется представление об уго­ловном процессе довольно слабо (имеется в виду, как законное применение, так и противоправное). Таким образом, при возникновении сомнений относительно какого-либо доказательства судья думает следующим образом: «Следователь допу­стил некоторые ошибки, но оправдание подсудимого приведет к разгулу преступности, поэтому необходимо найти способ положить это доказательство в обоснование обвинительного приговора». Присяжный заседатель думает иначе: «Доказательство вызывает некое сомнение. А если бы я был на месте подсудимого, как будут судить по таким сомнительным доказательствам? Мне следует доказать невиновность подсудимого, вдруг это дело сфабрикованное». Именно поэтому любое сомнение в истинности и справедливости доказательства или их совокупности гораздо скорее способно убедить в невиновности подсудимо­го присяжного заседателя, чем профессионального судью. Так, Е.А. Карякин и В.В. Конин отмечают, что «отсутствие неопровержимых дока­зательств виновности подсудимых, наличие в деле лишь косвен­ных доказательств в условиях состязательного процесса приводят к вынесению оправдательных вердиктов» . И В.В. Конин отдель­но: «именно недоказанность предъявленного обвинения приводит присяжных заседателей к выводу о невиновности подсудимого» .

Также присяжным следует проходить психологические тренинги для специальной подготовки к заседаниям. Сотруднику необходимо уметь контролировать себя, управлять своими эмоциями, своими чувствами и поведением. В процессе подобного рода тренировок он сможет овладеть приемами самоконтроля и саморегуляции, побороть внутренние преграды, страхи. При ознакомлении их с делом, дать право исследовать факты личной жизни для составления более точной характеристики подсудимого; разрешить присяжным использовать технические средства только во время заседания, для более детального изучения дела.

Еще одним интересным фактом является вынесение решения заседателями. При голосовании присяжный не обязан обосновывать и делиться своими мнениями, мотивами со своими коллегами. Одному, например, стало жаль подсудимого, и он решил сделать всё, что в его силах для оправдания. Одни имеют свои предрассудки по отношению к расовой, национальной принадлежности или же религиозной, к известным профессиям или сословиям, даже к некоторым чертам характера не все люди относятся снисходительно. Другому вообще понравился обвиняемый внешностью, добрыми глазами, опрятностью, грамотной речью, красивыми фразеологическими оборотами. Существуют доказательства подобного рода отношения к судебному делу так, например, как пишет Глобенко О.А. в своей статье «Заметки присяжного. Уголовное судопроизводство» об одном из случаев: «Не знаю,- глубокомысленно произнесла одна из присяж­ных, прокурор производит впечатление знающего человека, умеренная женщина, а адвокат слишком суетится и руки у него дрожат. И галстук как тряпка, - заметила другая. Сдержать улыбку было крайне сложно. Мужчины украдкой косились на свои галстуки» .

Стоит рассмотреть еще один весомый пример: «В 1994 году Александр Таран потерял свою 20-летнюю дочь Наташу. Она скончалась в местной боль­нице от отравления наркотиками. В 2001 году на дискотеке был убит в драке его 25-летний сын Владимир. Отец в смерти доче­ри обвинил главного врача больницы, а в убийстве сына заподозрил одного из местных жителей. Тогда по этому факту было по возбуждено уголовное дело. Несмотря на то, что такие домыслы не основывались на каких-либо реальных фактах, Таран решил прикончить местного довольно крупного бизнесмена – дядю парня, которого считал убийцей сына. Он был уверен, что богатый родственник помог племяннику избежать уголовной ответствен­ности. И якобы заплатил сотрудникам правоохранительных органов, чтобы те не дали делу ход. Он расстрелял двух сотрудников милиции, ведущих расследование убийства его сына. Главного чиновника больницы, где лечили его дочь, тяжело ранил» . И в итоге «суд присяжных оправдал Александра Тарана, мотивировав свое решение тем, что вина подозреваемого полностью доказана» .

Как видно из решения заседателей, их мотивация, возможно, была разной. Не стоит исключать тот фактор, что присяжные являются жителями той же местности, где совершено преступление. Реален тот случай, когда присяжные заседатели могут быть знакомы с лицами, задействованными в процессе, или же по слухам знают об их плохой репутации. Посредством своих внутренних убеждений, слухов, они и выносят необоснованные оправдательные вердикты в большинстве случаев. Стоит сказать, что институт присяжных наиболее сильно подвержен постороннему влиянию. Из-за своей неопытности и неграмотности в уголовном судопроизводстве.

Как отмечает Г. Зарипова: «...мы познаем окружающий мир в основном с помощью визуального, аудиального и кинестетического ка­налов получения информации. Все люди различаются по этим способам познания мира на визуалистов, кинестетиков и аудиалистов. Причем, по результатам исследований в области НЛП, 60% людей - визуалисты, 35% - кинестетики и только 1% - аудиалисты» . То есть присяжным необходимо больше показывать вещественных доказательств, чтобы склонить их на свою сторону, чем томно рассказывать о каких-либо обстоятельствах дела или же мотивациях совершения преступления.

Права присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве в некоторых вопросах значительно, необоснованно ограничены законодателем, например, в исследовании доказательств. Также были рассмотрены вопросы материального обеспечения и гарантии независимости и неприкосновенности присяжных заседателей. Не смотря на то, что они закреплены законодательством, проблема заключается в отсутствии строгого установленного порядка осуществления этих гарантий.

Практика показывает, что от профессионального состава коллегии присяжных заседателей зачастую зависит характер выносимого ими решения по конкретному делу. В связи с этим, была рассмотрена не только процедура формирования коллегии присяжных, но и проблемы отбора кандидатов на эти должности.

Самой главной проблемой суда присяжных считают большое количество необоснованных оправдательных приговоров. Изучив достаточное количество юридической литературы, можно с уверенностью сказать, что причина в абсолютной некомпетентности присяжных заседателей.

Для принятия решения по делу присяжный заседатель опирается на такое понятие как «внутренние убеждение». У каждого оно интерпретируется по- разному. Законодателю стоит закрепить, что составляющее этого «внутреннего убеждения» должны соответствовать общеобязательным правилам поведениям, которые также должны быть регламентированы буквой закона.

Решение присяжных заседателей является приоритетным в вынесении приговора суда. Исходя из этого, деятельность судов присяжных должна основываться не только на ментальности и на личных убеждениях заседателей, но и на знании основ уголовного законодательства. Присяжные при рассмотрении уголовного дела обязаны руководствоваться юридическими фактами, учитывать все аспекты, озвученные в судебном процессе, иметь объективную оценку происходящего и не поддаваться на ораторское искусство прокурора или адвоката. В нашем представлении юридическая основа рассмотрения дела является необходимым фактором в решающем слове председательствующего. Ибо суд присяжных это важный элемент в осуществлении правосудия, основанное на законности, справедливости, независимости и равенства.

Литература:

Богданов В. Остановить «ворошиловского стрелка» можно только в том случае, если работает правовая система // Российская газета. 2009.
Галахова А.В. Суд присяжных: квалификация преступлений и процедура рассмотрения дел: Научно – практическое пособие. М.. Норма. 2006.
Глобенко О.А. Заметки присяжного // Уголовное судопроизводство. 2007. № 1.
Емельянова С. Доказательства присяжных не убедили. Краевой суд оправдал «ворошиловского стрелка» // Российская газета. 2009.
Зарипова Г. Использование психологических знаний гособвинителем // Законность. 2006. № 11.
Карякин Е.А., Конин В.В. Сколько ни откладывай, а менять надо // Закон-ность. 2009. № 6.
Конин В.В. Суд с участием присяжных заседателей: дискуссия продолжа-ется // Российский судья. 2009. № 2.
Чашин А.Н. Суд присяжных в России: учебное пособие / А.Н. Чашин. М.. Дело и Сервис. 2013.

ФГБОУ ВПО

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Проблемы уголовного судопроизводства»

для специальности 030501 – юриспруденция

Составители рабочей программы

Профессор

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «___» ____________ 2011 г.

Зав. кафедрой _______________________/_________________________/

Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»__________2011 г.

Председатель МК ____________________/_________________________/

Программа курса

«Проблемы уголовного судопроизводства»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа специального курса «Проблемы российского уголовного процесса» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Юриспруденция» уголовно-правовой специализации, рассчитана на 110 часов (из них 44 практические занятия).

Программа данного спецкурса направлена на формирование умения осуществлять производство по уголовным делам.

Программа разработана на базе Конституции РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 01.01.01 года и других законодательных актов.

В результате изучения специального курса студент должен знать:

Понятие и структуру личности, ее значение в уголовном судопроизводстве;

Понятие и значение усмотрения в уголовном судопроизводстве;

Особенности производства по уголовным делам в форме дознания;

Проблемы производства предварительного следствия;

Процессуальные проблемы взаимодействия органов следствия с органами дознания;

Проблемы проведения предварительного слушания;

Проблемы судебного разбирательства в суде первой инстанции;

Проблемы применения сделки с правосудием;

Особенности производства по отдельной категории уголовных дел;

Особенности производства по делам о применении принудительных мер медицинского характера,

Особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних;

Понятие и виды противоречий досудебного производства в уголовном процессе;

Анализировать и решать проблемы, возникающие в ходе производства по данной категории уголовных дел.

Знания, полученные студентами в ходе изучения курса, могут применяться ими во время работы в органах дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также при оказании юридической помощи гражданам и организациям.

Изучение курса «Процессуальные основы предварительного расследования по отдельным категориям уголовных дел» тесно связано с такими дисциплинами как «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Судебная психиатрия », «Судебная психология», «Судебная патопсихология».

Студент должен знать:

Влияние личностного фактора на поведение участников судопроизводства, на формирование у них позиции по уголовному делу;

Структуру личности, особенности ее формирования;

Влияние патологии личности на поведение участников судопроизводства;

Роль субъективного фактора в деятельности дознавателя, следователя и прокурора в процессе производства по уголовному делу;

Особенности дискреционного преследования в ходе досудебного производства;

Проблемы реализации полномочий участниками стороны обвинения в процессе досудебного производства;

Проблемы стадии возбуждения уголовного дела, особенности разрешения их на практике;

Проблемы проведения неотложных следственных действий;

Проблемы производства дознания;

Проблемы процессуального взаимодействия органов дознания с органами предварительного следствия;

Проблемы проведения следственных действий, ограничивающих права и свободы личности;

Проблемы возбуждения уголовных дел в отношении отдельной категории лиц;

Проблемы предварительного расследования в отношении отдельной категории лиц;

Проблемы проведения предварительного слушания по уголовным делам;

Проблемы судебного разбирательства;

Проблемы производства в суде второй инстанции;

Проблемы стадии исполнения приговора;

Проблемы проведения расследование с участием несовершеннолетних;

С участием лиц, имеющих физические и психические патологии;

Проблемы производства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера;

Проблемные вопросы, связанные с применением мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности , но совершившие общественно-опасное деяние, установленное Особенной частью УК РФ;

Противоречия в уголовном процессе понятие и виды;

Природа противоречий;

Межсистемные противоречия;

Внутрисистемные противоречия;

Влияние противоречий на уголовно-процессуальную практику, пути и проблемы их устранения.

РАБОЧИЙ ПЛАН

по курсу «Проблемы российского уголовного процесса»

(для студентов 4-5 курсов дневной формы обучения)

Семинары

судопроизводства

Источники уголовного судопроизводства

Противоречия в уголовном процессе

Личность в уголовном судопроизводстве

Усмотрение в уголовном судопроизводстве

Проблемы реализации полномочий

участников стороны обвинения

действующими от имени государства

Проблемы возбуждения уголовного дела

Проблемы производства дознания

Проблемы производства предварительного

следствия

Досудебные ошибки, пути их устранения

Досудебное соглашение о сотрудничестве

подготовки дела к судебному заседанию

Проблемы рассмотрения уголовных дел

в суде первой инстанции

Проблемы производства по делам частного обвинения

Проблемы апелляционного производства

Проблемы производства в порядке надзора

Проблемы стадии пересмотра уголовных дел

в связи с новыми и вновь открывшимися

обстоятельствами

Судебные ошибки, пути их устранения

Проблемы производства в стадии

исполнения приговора

Проблемы производства по уголовным делам

в отношении отдельной категории лиц

Проблемы производства по уголовным

делам с участием несовершеннолетних

Проблемы производства по уголовным делам

о применении принудительных мер

медицинского характера

Лекции 1-2. Проблемы дифференциации уголовного судопроизводства

Дифференциация досудебного производства по уголовным делам, ее понятие и предпосылки. Основания дифференциации уголовно-процессуальных производств. Значение диспозитивных и частных начал для дифференциации производства по уголовным делам. Значение усмотрения и целесообразности для дифференциации производства по уголовному делу. Проблемы сочетания основного и особого производств в уголовном процессе. Проблемы сочетания дополнительного и особого производств в уголовном процессе.

Формы основного производства: основное, упрощенное и производство с более сложной формой. Виды упрощенного производства, их характеристика. Место неотложных следственных действий в системе досудебных производств. Производство с усложненной процессуальной формой, его характеристика. Место производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних в системе уголовно-процессуальных производств.

Лекция 3. Источники уголовного судопроизводства

Понятие источника уголовно процессуального права. Международные нормы и общепризнанные принципы как источники уголовно-процессуального права . Проблемы их применения. Место решений Европейского Суда в механизме уголовно-процессуального регулирования. Прямое действие Конституции РФ в уголовном судопроизводстве. Решения Конституционного Суда в механизме уголовно-процессуального регулирования.

Лекция 4-6. Противоречия в уголовном процессе

Понятие противоречий в уголовном процессе. Формы выражения противоречий в уголовном процессе: вопрос, парадокс, абсурд и конфликт, их понятия и характеристика. Сущность противоречий в уголовном процессе. Противоречия в механизме уголовно-процессуального регулирования. Виды противоречий в механизме уголовно-процессуального регулирования: объективные (диалектические) и субъективные (формально-логические) их характеристика. Отраслевые и межсистемные противоречия, их понятие и значение.

Характеристика межсистемных противоречий. Противоречия между положениями Конституции РФ и УПК РФ. Противоречия между международными стандартами и принципами и УПК РФ. Противоречия между УК РФ и УПК РФ. Противоречия между ГК РФ и УПК РФ. Противоречия между ГПК РФ и УПК РФ. Противоречия между КоАП РФ и УПК РФ. Противоречия между АПК РФ и УПК РФ.

Характеристика отраслевых противоречий. Противоречия в досудебном производстве. Противоречия судебного производства. Пути устранения противоречий.

Лекция 7-8. Личность в уголовном судопроизводстве

Понятие и структура личности. Установочные или социально-демографические признаки личности, их характеристика. Уголовно-правовые признаки личности, их характеристика. Социально-обусловленные свойства личности, их характеристика. Психологические признаки личности, их характеристика. Медико-биологические свойства как признак личности, его характеристика. Требование к установлению данных о личности в УПК РФ. Естественные права – основа правового статуса личности. Ограничение прав и свобод личности государством в уголовном судопроизводстве.

Понятие патологии личности. Физические и психические патологии, их понятие. Психическое здоровье, его критерии. Влияние патологий на поведение личности. Предмет доказывания в судебной психопатологии. Патопсихологические и психопатологические синдромы личности, их понятие и характеристика. Влияние патопсихологических синдромов на поведение личности. Уголовно-процессуальное значение данных по изучению лиц (подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших), имеющих психические аномалии. Понятие психопатий, ее типы и критерии. Влияние психопатии на поведение личности в процессе производства по уголовному делу. Особенности противоправных действий возбудимых психопатических лиц. Психопатические особенности личности преступников-алкоголиков. Уголовно-процессуальное значение изучения личностных черт алкоголиков. Психопатические особенности личности преступников-наркоманов. Уголовно-процессуальное значение изучения личностных черт наркоманов. Понятие и виды умственной отсталости. Значение олигофрении для процесса расследования и судебного разбирательства. Значение деменции для процесса расследования и судебного разбирательства. Понятие мотивационной тенденции поведения человека, особенности ее установления в процессе производства по уголовному делу. Основные типы мотивации преступного поведения лиц с психическими аномалиями. Основные психологические механизмы мотивообразования при личностной патологии. Акцентуации характера, их понятие и уголовно-процессуальное значение.

Лекция 9. Усмотрение в уголовном судопроизводстве

Субъективное начало в деятельности дознавателя, следователя, прокурора. Понятие и значение усмотрения. Соотношение усмотрения следователя с другими элементами субъективного характера. Функции мотивации, их характеристика. Механизм формирования усмотрения. Пределы усмотрения. Соотношение усмотрения и произвола. Влияние практики на формирование усмотрения. Влияние ведомственных показателей на формирование усмотрения. Соотношение усмотрения следователя и усмотрения прокурора.

Лекция 10. Проблемы реализации полномочий участниками стороны обвинения, действующими от имени государства

Понятие дискреционных полномочий. Особенности реализации дискреционных полномочий следователем, дознавателем и прокурором при принятии решений на стадии возбуждения уголовного дела. Особенности реализации дискреционных полномочий следователем, дознавателем и прокурором при принятии решений на стадии предварительного расследования. Проблема реализации полномочий дознавателем. Проблема реализации полномочий следователем. Полномочия начальника органа дознания, проблема их определения и реализации. Проблемы реализации полномочий начальника следственного отдела. Полномочия прокурора. Влияние судебных решений на реализацию полномочий дознавателя, следователя, прокурора. Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания. Непроцессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания. Процессуальное взаимодействие прокурора и государственного обвинителя: проблемы и пути решения.

Лекция 11. Проблемы возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела в системе стадий уголовного судопроизводства: дискуссионные вопросы. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела: понятие, содержание. Заявление о готовящемся и совершенном преступлении: дискуссионные вопросы. Явка с повинной: проблемы принятия и проверки. Сообщения, полученные из иных источников: понятие, виды, характеристика. Проблемы проверки поводов для возбуждения уголовного дела. Права и обязанности участников стадии возбуждения уголовного дела. Участие адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи участникам стадии возбуждения уголовного дела. Проблемы принятия процессуального решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Проблемы возбуждения дел частного и частно-публичного обвинения.

Лекция 12. Проблемы производства дознания

Проблемы производства дознания в основной форме. Проблемы производства дознания в сокращенной форме. Проблемы подследственности уголовных дел органам дознания. Особенности применения мер пресечения при производстве по уголовным делам в форме дознания. Уголовное преследование подозреваемого в процессе производства дознания: проблемы и пути разрешения. Проблема защиты прав потерпевших при производстве по уголовным делам в форме дознания. Передача дел по подследственности в органы предварительного следствия: проблемы и пути их разрешения. Проблемы окончания производства по уголовным делам в форме дознания.

Лекция 13-14. Проблемы производства предварительного следствия

Проблемы подследственности уголовных дел, пути их разрешения. Понятие и значение отраслевого расследования. Процессуальные проблемы взаимодействия органов дознания и органов предварительного следствия. Проведение неотложных следственных действий: проблемы и пути их разрешения. Проблемы применения иных мер уголовно-процессуального принуждения в процессе производства расследования. Проблемы применения, изменения и отмены мер пресечения. Дискуссионные вопросы возмещение вреда, причиненного лицу незаконным применением иных мер процессуального принуждения. Проблемы восстановления утраченных уголовных дел. Процессуальный порядок восстановления утраченных уголовных дел в ходе досудебного производства. Проблемы восстановления утраченных уголовных дел в ходе судебного производства. Процессуальные проблемы проведения следственных действий, пути их разрешения. Проблемы окончания предварительного следствия, пути их разрешения.

Лекция 15-16. Досудебные ошибки, пути их устранения

Понятие досудебной ошибки. Источники досудебных ошибок. Механизм образования досудебных ошибок.

Проблемы и пути их устранения.

Лекция 17-18. Досудебное соглашение о сотрудничестве

Досудебное соглашение о сотрудничестве как самостоятельный уголовно-процессуальный институт. Отличие положений гл. 40 и гл. 40-1 УПК РФ. Понятие досудебного соглашения о сотрудничестве. Субъекты досудебного соглашения. Основания и условия досудебного соглашения. Порядок заключения досудебного соглашения. Гарантии обеспечения досудебного соглашения. Особенности производства предварительного расследования при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве.

Направление прокурором уголовного дела в суд при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве. Особенности рассмотрения уголовных дел при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве. Порядок и основания обжалования судебного решения постановленного при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве.

Лекция 19. Проблемы производства в стадии подготовки дела к судебному заседанию

Формы стадии подготовки дела к судебному заседанию, их характеристика. Проблемы разрешения судом вопросов, подлежащих разрешению в данной стадии. Проблемы предварительного слушания, пути их решения.

Лекция 20. Проблемы рассмотрения уголовных дел в суде первой инстанции

Дискуссионные вопросы соблюдения общих условий судебного разбирательства. Спорные вопросы участия государственного обвинителя в суде первой инстанцию. Проблемы заочного судебного разбирательства. Проблемы судебного следствия. Особенности судебных прений. Постановление приговора.

Лекция 21. Проблемы производства по делам частного обвинения

Дискуссионные вопросы возбуждения дел частного обвинения. Полномочия мирового судьи по вопросам возбуждения дел частного обвинения. Вступление в дела частного обвинения государственного обвинителя, его полномочия. Процессуальные решения по делам частного обвинения.

Лекция 22. Проблемы апелляционного производства

Проблемы подготовки уголовного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции. Деятельность мирового судьи по подготовке уголовного дела для рассмотрения по апелляционной жалобе (представлению). Формы производства в суде апелляционной инстанции. Деятельность районного (городского) судьи по подготовке уголовного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции. Особенности судебного следствия в суде апелляционной инстанции. Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции, их характеристика.

Лекция 23. Проблемы кассационного производства

Процессуальные сроки в кассационном производстве. Дискуссионные вопросы обжалования решений суда первой и апелляционной инстанций. Состав участников кассационного производства. Проблемы исследования доказательств в суде кассационной инстанции. Пределы кассационного производства. Дискуссионные вопросы оснований отмены и изменения судебных решений. Проблемы применения судами кассационной инстанции постановлений Пленума Верховного Суда РФ и решений Европейского Суда.

Лекция 24. Проблемы производства в порядке надзора

Проблемы правового регулирования производства в суде надзорной инстанции по уголовным делам. Предмет обжалования, его характеристика. Субъекта надзорного производства, проблемы реализации их прав и обязанностей. Сроки надзорного производства. Рассмотрение уголовного дела в суде надзорной инстанции. Фундаментальные нарушения – понятие и содержание. Решения, принимаемые судом надзорной инстанции, их характеристика.

Лекция 25. Проблемы стадии пересмотра уголовных дел в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами

Проблемы правового регулирования производства по уголовным делам в связи с открытием новых и вновь открывшихся обстоятельств. Сроки производства в стадии пересмотра уголовного дела в связи с открытием новых и вновь открывшихся обстоятельств. Субъектный состав стадии пересмотра дела в связи с открытием новых и вновь открывшихся обстоятельств. Новые и вновь открывшиеся обстоятельства, их характеристика. Порядок рассмотрения дела в связи с открытием новых и вновь открывшихся обстоятельств

Лекция 26-27. Судебные ошибки, пути их устранения

Понятие судебной ошибки. Источники судебных ошибок. Механизм образования судебных ошибок.

Проблемы установления судебных ошибок и пути их устранения.

Лекция 28. Проблемы производства в стадии исполнения приговора

Особенности производства в стадии исполнения приговора. Вопросы, рассматриваемые в стадии исполнения приговора. Субъектный состав стадии. Проблемы реализации прав участников стадии исполнения приговора. Предмет и пределы доказывания. Особенности доказывания в стадии исполнения приговора. Особенности рассмотрения дел дополнительного производства.

Лекция 29-30. Проблемы производства по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц

Неприкосновенность отдельных категорий лиц как специальный институт уголовно-процессуального права. Производство в отношении отдельной категории лиц в системе уголовно-процессуальных производств. Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении депутата, судьи, прокурора, следователя и адвоката, члена избирательной комиссии , комиссии референдума с правом решающего голоса. Лица, в отношении которых определен специальный порядок возбуждения уголовных дел, привлечения к уголовной ответственности и применения мер пресечения. Проблемы задержания лиц, в отношении которых применяется особый порядок возбуждения уголовных дел, по подозрению в совершении преступления. Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельной категории лиц. Проблемы рассмотрения вопросов, связанных с возбуждением уголовных дел в отношении отдельной категории лиц. Особенности избрания меры пресечения в отношении отдельной категории лиц. Особенности привлечения в качестве обвиняемого отдельной категории лиц.

Лекция 31-32. Проблемы производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних

Производство по делам несовершеннолетних в системе уголовно-процессуальных производств. Производство по делам о применении принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности в системе уголовно-процессуальных производств. Проблемы подследственности уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. Предмет и пределы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Проблемы участия законных представителей несовершеннолетних. Окончание производства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Участие педагога и психолога по делам с участием несовершеннолетних. Проблемы определения процессуального статуса несовершеннолетнего, не являющегося субъектом уголовной ответственности, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер воспитательного воздействия. Проблемы производства следственных действий с участием несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности. Особенности окончания производства по уголовному делу в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северо-Кавказский федеральный университет» Филиал в г. Пятигорске

Уголовный процесс современной России

Проблемные лекции

Научные редакторы –

Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор В.Т.Томин,

доктор юридических наук, А.П.Попов, кандидат юридических наук, доцентИ.А.Зинченко

Пятигорск – 2014

80-летию заслуженного деятеля науки России, доктора юридических наук, профессора кафедры уголовного процесса его имени Нижегородской академии МВД России Валентина Тимофеевича Томина

посвящается

В.Т.Томину – 80 лет. Читателю, не знакомому с Валентином Тимофеевичем, в это трудно поверить, настолько актуальны, свежи, интересны, порой даже задиристы его произведения. Они создаются не для книжных полок, а для тех, кто ищет знания и мудрости. От имени авторов этой книги, а также тысяч выпускников, сотен учеников и последователей юбиляра мы от всей души поздравляем Учителя и желаем ему творческого и человеческого долголетия.

А.П.Попов,И.А.Зинченко

Принятые сокращения ……………………………………………………

Предуведомление (В.Т.Томин)……………………………………………

Научная школа процессуалистов В.Т.Томина (М.П.Поляков)……..

Лекция 1 . Насущные проблемы современной отечественной уголовной юстиции (В.Т.Томин)………………………………………………………………

Лекция 2 . Понятие и назначение уголовного процесса (В.Т.Томин)……

Лекция 3. Новое – буржуазное уголовное и уголовно-процессуальное право России (А.С.Александров, И.А.Александрова)………………………….

Лекция 4. Принципы отечественного уголовного процесса (В.Т.Томин)

Лекция 5. «Обвинительность» должна быть обвинительной, а «состя-

зательность» состязательной (А.С.Александров)………………………………..

Лекция 6. О современных воззрениях на презумпцию невиновности

(В.Н.Григорьев, А.В.Победкин, И.А.Зинченко)………………………………

Лекция 7. Истина и средства ее достижения в уголовном производстве

(Б.Г.Розовский)…………………………………………………………………..

Лекция 8. Постулат достижения объективной истины в контексте назначения и цели уголовного судопроизводства (И.А.Зинченко, И.А.Попова,

В.А.Фурсов)……………………………………………………….

Лекция 9. Инквизиционность как принцип досудебного производства в уголовном процессе (В.П.Гмырко)……………………………………………….

Лекция 10. Актуальные проблемы доказательственного права в уго-

ловно-процессуальном законодательстве России (А.П.Попов, И.А.Попова,

И.А.Зинченко)……………………………………………………………………

Лекция 11. Проблемы регламентации результатов ОРД в уголовном процессе (А.П.Попов, И.А.Попова, В.А.Фурсов)…………………………….

Лекция 12. Актуальные проблемы стадии возбуждения уголовного де-

ла (А.С.Александров, С.А.Грачев)……………………………………………....

Лекция 13. Фактор времени в уголовном производстве: стадия предва-

рительного расследования (В.М.Мешков)……………………………………..

Лекция 14. Показания, объяснения и допрос специалиста в досудебных стадиях уголовного процесса (И.А.Попова)……………………………………..

Лекция 15. Проблемные аспекты института досудебного соглашения о сотрудничестве (А.С.Александров, В.В.Колесник)……………………………..

Лекция 16. Проблемы интеграции розыскных начал в стадии предва-

рительного расследования (А.П.Попов, И.А.Попова, И.А.Зинченко)………

Лекция 17. Уголовный процесс и уголовная статистика: сосуществова-

ние на грани противоправности (Л.Н.Лобойко)………………………………..

Лекция 18. Конкуренция видов доказательств (П.П.Козловский)……

Лекция 19. Единство, противоречия, взаимозависимость и взаимообу-

словленность межотраслевых положений уголовно-правовой направленности

(В.Т.Томин, В.В.Сверчков)……………………………………………………….

Александров Александр Сергеевич, доктор юридических наук, про-

фессор, профессор кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД РФ;

Александрова Ирина Александровна, кандидат юридических наук,

доцент, докторант Нижегородской академии МВД РФ; Гмырко Валерий Петрович , кандидат юридических наук, доцент, до-

цент кафедры уголовно-правовых дисциплин и ОРД юридического факультета Академии таможенной службы Украины;

Грачев Сергей Александрович , кандидат юридических наук, доцент кафедры предварительного расследования Нижегородской академии МВД России;

Григорьев Виктор Николаевич , доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского психолого-социального университета;

Зинченко Игорь Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент Калининградского филиала Международного университета (в Москве);

Козловский Петр Валерьевич , кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России;

Колесник Вероника Вячеславовна, преподаватель кафедры граждан-

ского процессуального права Ростовского филиала Российской академии правосудия;

Лобойко Леонид Николаевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса Донецкого юридического института МВД Украины;

Мешков Владимир Михайлович , доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминалистики Калининградского филиала СанктПетербургского университета МВД России;

Победкин Александр Викторович, доктор юридических наук, про-

фессор, профессор кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России;

Поляков Михаил Петрович , доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника Нижегородской академии МВД России по научной работе;

Попов Алексей Павлович, доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и процесса юридического факультета Пятигорского филиала Северо-Кавказского федерального университета;

Попова Ирина Алексеевна, старший помощник прокурора г. Пятигорска;

Розовский Борис Григорьевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Украины, профессор кафедры правоведения Института юриспруденции и международного права Восточно-украинского национального университета им. В.Даля;

Сверчков Владимир Викторович, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России;

Томин Валентин Тимофеевич , доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры уголовного процесса им. В.Т.Томина Нижегородской академии МВД России;

Фурсов Владимир Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Пятигорского филиала Северо-Кавказского федерального университета

Принятые сокращения

1. Нормативные правовые акты1

Конституция РФ – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации – Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации – Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-Ф3

УПК РСФСР 1923 г. – Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 15 февраля 1923 г.Утратил силу с 1 января 1961 г.

УПК РСФСР 1960 г. – Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.Утратил силу с 1 июля 2002 г.

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации – Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

ля 2011 г. № 3-ФЗ

Закон об ОРД 1992 г. - Закон РФ от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»

2. Официальные издания БВС – Бюллетень Верховного Суда (СССР, РСФСР, РФ)

БКНЖ – Библиотека криминалиста. Научный журнал. М.: Юрлитин-

РГ – Российская газета

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации

3. Государственные органы

ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации

ГД РФ – Государственная Дума Федерального Собрания Российской

Федерации

КС РФ – Конституционный Суд Российской Федерации

МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации

МЧС России – Министерство Российской Федерации по делам граж-

данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти-

хийных бедствий

СК РФ – Следственный комитет Российской Федерации

ФНС – Федеральная налоговая служба России

ФСИН РФ – Федеральная служба исполнения наказаний Российской

Федерации

ФСБ – Федеральная служба безопасности Российской Федерации

ФСКН – Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

ФТС России – Федеральная таможенная служба Российской Федера-

4. Прочие сокращения

абз. – абзац

гл. – глава (-ы)

ИВС – изолятор временного содержания подозреваемых органов внут-



 

Возможно, будет полезно почитать: