Характеристика профессиональных и личных качеств. Какие личные качества указать в резюме: примеры и рекомендации

При приеме на работу руководитель должен правильно оценить положительные и отрицательные качества специалиста. При выборе кандидата на вакантную должность учитываются как профессиональные качества работника, так и его личные особенности. Новому человеку предстоит проявить себя и стать частью коллектива.

Персонал подбирается по уровню профессионализма

Что нужно нанимателю

Качества идеального работника определяются организатором труда. Это владелец предприятия или другой человек, ответственный за подбор персонала. Для него важны как деловые, так и личные качества соискателя. Деловые качества работника - это способность качественно и своевременно выполнять задания, которые перед ним ставит начальство. Это возможно при наличии соответствующего образования и опыта работы в той же сфере. Руководитель должен понимать, будет ли новый работник полезным для предприятия.

Оценить личные качества претендентов на вакантное место - еще одна задача руководителя. Важно, чтобы новичок сумел проявить себя и стал частью дружного коллектива. При сходстве деловых характеристик претендентов сложно сделать выбор. Правильная оценка личных достоинств позволит выбрать лучшего кандидата.

Профессиональные качества

При приеме на работу оцениваются профессиональные качества человека. Руководителю нужно знать, сможет ли работник выполнять его задания. Какие из них наиболее востребованы:

  • образование, специальность;
  • быстрая адаптация к новым условиям работы или быстрая обучаемость;
  • готовность к сверхурочной работе;
  • профессиональная честность;
  • навыки взаимодействия с клиентами;
  • умение работать в команде.

Положительные свойства могут касаться определенного склада ума, внешних данных или физической формы. Вариантов множество. Предпочтения к характеристикам работника у руководителей различаются. Это зависит от особенностей профессии и личных пожеланий руководителя.

Личные характеристики

Личностные характеристики претендента могут восполнить его профессиональные недостатки. Трудовые навыки не помогут решить проблемы или конфликты в коллективе. Поэтому учитываются:

  • дисциплинированность;
  • вежливость;
  • коммуникабельность;
  • настойчивость;
  • тактичность;
  • стрессоустойчивость.

В работниках также ценятся: энтузиазм, энергичность, целеустремленность, пунктуальность и трудолюбие.

Отсутствие коммуникабельности не играет на руку работнику

Указание отрицательных характеристик в резюме

Иногда претенденты на работу отмечают в резюме свои отрицательные качества. Не всегда это во вред. Может, человек так проявляет свою честность. Нужно это проверить. Чаще всего в резюме встречаются такие негативные качества:

  • отсутствие опыта трудовой деятельности или образования;
  • наличие вредных привычек;
  • прямолинейность;
  • неумение врать;
  • проблемы с чувством юмора.

Отношение сотрудника к работе идеализировано им самим.

Чтобы прояснить ситуацию с недостатками, нужно попросить претендента рассказать о них подробнее. Тогда указанная в резюме «неусидчивость» может оказаться желанием работать в быстром темпе, переключаясь с одних задач на другие.

А «прямолинейность» - умением договариваться с клиентами быстро и уверенно. В результате руководителю станет ясно, какие качества претендента скрываются за пунктом «недостатки».

Поиск хорошего работника начинается с приема и анализа резюме. В нем человек указывает свои сильные стороны. Руководители сталкиваются с такой проблемой, как схожесть данных. Это характерно для резюме, в которых в графу «профессиональные и личные качества» механически вписаны положительные качества: ответственность, внимательность, пунктуальность, работоспособность. Работодателя этим не удивить. Выяснить, что имеется в виду, очень просто: нужно спросить об этом кандидатов. Если человек подробно расскажет о своих достоинствах и приведет примеры, то он соответствует требованиям вакантного места.

Есть совет и для людей, которые ищут работу. Чтобы сделать резюме качественным и нестандартным, замените привычные слова новыми: работоспособность может означать возможность работы с большим количеством информации или готовность работать сверхурочно.

Критерии отбора человеческих ресурсов

Способы оценки работника

Существуют более эффективные способы выбора кандидата, чем стандартное рассмотрение резюме и собеседование. Характеристика деловых качеств работника может быть оценена специалистами. На некоторых предприятиях есть специальные отделы оценки персонала. Их работа основывается на использовании таких методик:

  • тестирование;
  • рекомендательные письма;
  • экзамены;
  • психологические тренинги (ролевые игры и кейсы).

Популярный и эффективный способ оценки личности - ролевая игра. В ней искусственно воссоздается организация работы: инсценировка трудностей, конфликтных ситуаций в коллективе.

В такой игре можно поставить цель. Это поможет оценить положительные и отрицательные стороны конкурентов на вакансию.

Влияние профессии

Трудовая деятельность требует от человека определенных профессиональных навыков. Чтобы упростить процесс поиска нового работника, важно сузить круг претендентов на вакантное место. Для этого в объявлении о приеме на работу нужно указать определенные характеристики:

  1. Для сферы обслуживания: коммуникабельность, умение работать с клиентами, вежливость, обходительность, гибкость мышления и т. д.
  2. Для сферы развлечений и продвижения: работа в команде, коммуникабельность, умение заинтересовывать людей, обаяние и энергичность.
  3. Для офисных вакансий (бухгалтера, системные администраторы и др.): математический склад ума, внимательность, организованность, умение работать с большим объемом информации.

Есть универсальные характеристики. Работодатели всегда ценят внимательность, целеустремленность, стрессоустойчивость. Люди, которые ищут работу, знают об этом и вписывают в резюме эти качества. Устроиться на вакантное место это не поможет. Работодателю нужна информация о конкретных умениях претендента.

Профессионализм и отличные знания в сфере работы предприятия не делают человека лучшим среди кандидатов на место. Есть качества, которые могут оказаться важнее: внимательность, трудолюбие и приятный внешний вид в сфере обслуживания имеют решающее значение.

Для офисных работников эти качества не так важны. Список требований к кандидату на место зависит от особенностей работы. Поэтому важно рассматривать конкурентов всесторонне: их профессиональные навыки, личные качества и образ жизни.

Грамотно составленное резюме – залог успешного поиска работы. Многие не знают, что написать о личных качествах, как с помощью этого выделиться среди претендентов, проявиться для потенциальных работодателей с лучшей стороны. В резюме обязательно указывают и профессиональные навыки, и ценные личностные качества.

Положительные качества для резюме

Показывая сильные стороны, выделите 5-7 характеристик, явно отражающих ваш характер. Выбирая из списка подходящие личные качества, важно не завышать и не занижать самооценку. Здраво оценивайте себя и определяйте, какие черты характера нужны для конкретной должности:

  • активность;
  • аналитический склад ума;
  • амбициозность;
  • быстрая адаптация к переменам;
  • внимательность;
  • вежливость;
  • дисциплинированность;
  • дружелюбие;
  • инициативность;
  • коммуникабельность;
  • надежность;
  • нацеленность на результат;
  • оптимизм;
  • отзывчивость;
  • порядочность;
  • пунктуальность;
  • самостоятельность;
  • способность быстро принимать решения;
  • стрессоустойчивость;
  • стремление к самосовершенствованию, развитию;
  • творческий подход к поставленным задачам;
  • умение ладить с коллективом;
  • умение убеждать;
  • целеустремленность;
  • честность.

Отрицательные качества

У всех людей есть недостатки, и если открыто показать работодателю свои слабые стороны, он поймет, что вы адекватно оцениваете свой характер.

Некоторые отрицательные качества могут идеально подходить для одного вида работ и категорически мешать другой деятельности.

Умение признавать собственные негативные черты характера всегда ценится работодателем.

Честно выберите несколько характеристик из предоставленного ниже списка:

  • доверие только подтвержденным фактам;
  • доверчивость людям, наивность;
  • завышенная требовательность к себе и окружающим;
  • замкнутость, стремление к уединению;
  • медлительность;
  • неспособность выполнять монотонную работу;
  • нестандартный подход к решению задач, креативность;
  • отсутствие навыков и опыта в определенной деятельности;
  • педантичность, скрупулезность;
  • повышенное чувство ответственности;
  • прямолинейность;
  • самоуверенность;
  • скромность;
  • чрезмерная активность.

Примеры личных качеств в резюме

Персональные характеристики личности условно разделяются на группы и направления, которые применяются в зависимости от должности и вакансии. Это:

  1. Отношение к работе. Личностные характеристики для резюме:
    • добросовестность;
    • инициативность;
    • интерес к изучению тонкостей профессии;
    • исполнительность;
    • креативность;
    • настойчивость;
    • ответственное отношение к поручениям;
    • трудолюбие;
    • упорство.
  2. Отношение к людям. Личные качества для резюме:
    • вежливость;
    • гибкость в общении;
    • доброжелательность;
    • дружелюбие;
    • коммуникабельность;
    • отзывчивость;
    • способность быстро находить выход из стрессовых ситуаций;
    • способность убеждать;
    • справедливость;
    • толерантность, уважительное отношение к людям;
    • умение работать в коллективе;
    • четкая дикция, грамотная речь.
  3. Особенность характера, отношение к себе. Личностные характеристики для резюме:
    • активный;
    • внимательный;
    • дисциплинированный;
    • жизнерадостный;
    • порядочный;
    • пунктуальный;
    • пунктуальный;
    • самокритичный;
    • стрессоустойчивый;
    • уверенный в себе;
    • усидчивый;
    • честный.
  4. Отношение к своим и рабочим вещам. Личные качества человека:
    • аккуратный;
    • всегда поддерживаю порядок на рабочем месте;
    • опрятный;
    • чистоплотный.

В зависимости от должности, на которую претендует соискатель, указываются подходящие особенностям характера. Например, для аналитика, экономиста подойдут следующие качества:

  • педантичность;
  • внимательность;
  • усидчивость;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • исполнительность.

В резюме инженера

Кроме профессиональных навыков, знаний и умений укажите несколько личностных вариантов из списка:

  • внимательный;
  • дисциплинированный;
  • ориентирован на результат;
  • ответственный;
  • самоорганизованный;
  • самостоятельный;
  • способность к сосредоточению;
  • технический склад ума;
  • уравновешенный;
  • усидчивый;
  • целеустремленный.

Сильные стороны в резюме юриста

Данная профессия связана с отстаиванием интересов людей и помощью в решении проблем, поэтому соискатели должны удовлетворять жестким требованиям. Список подходящих качеств:

  • внимательное отношение к деталям;
  • доброжелательное отношение к людям;
  • логическое мышление;
  • отстаивание определенной точки зрения;
  • способность быстро располагать к себе собеседника;
  • способность осознанно вести диалог;
  • справедливость;
  • стремление к развитию;
  • уверенность в себе;
  • умение находить выход из сложных ситуаций;
  • умение понятно доносить свою точку зрения;
  • устойчивость к конфликтным ситуациям.

В резюме бухгалтера

Соискатель для этой должности должен иметь финансовую грамотность, уметь распоряжаться деньгами компании. Выберите несколько личных, подходящих вариантов из списка:

  • аккуратный;
  • внимательный к мелочам;
  • исполнительный;
  • лояльный;
  • неконфликтный;
  • ответственный;
  • организованный;
  • пунктуальный;
  • скрупулезный;
  • способный к обучению;
  • стрессоустойчивый;
  • усидчивый;
  • энергичный.

Менеджера по продажам

Для того чтобы устроиться на эту работу необходимо наличие следующих личных качеств:

  • адекватная самооценка;
  • вежливость;
  • высокая ответственность;
  • грамотная речь, четкая дикция;
  • инициативность;
  • коммуникативные навыки;
  • лояльность;
  • многозадачность;
  • нестандартный подход к решению поставленных задач;
  • общительность;
  • ориентация на результат;
  • позитивное мышление;
  • презентабельный внешний вид;
  • пунктуальность;
  • способность к обучению и запоминанию больших объемов информации;
  • стрессоустойчивость;
  • трудолюбие;
  • уверенность в себе;

Для резюме руководителя

Чтобы получить руководящую должность, надо выделить следующие качества:

  • быстрый анализ;
  • выстраивание коммуникаций;
  • гибкость мышления;
  • заинтересованность;
  • многозадачность;
  • наблюдательность;
  • настойчивость;
  • организаторские способности;
  • ориентация на получение желаемого результата;
  • предпринимательские навыки;
  • требовательность;
  • умение вдохновлять и вести за собой;
  • энергичность;
  • самостоятельное принятие решений.

Положительные качества для водителя

Ключевые личные качества кандидата:

  • вежливый;
  • внимательный к деталям;
  • гибкий в общении;
  • коммуникабельный;
  • лояльный;
  • ответственный;
  • порядочный;
  • предусмотрительный;
  • пунктуальный;
  • стрессоустойчивый;
  • терпимый.

Администратора

На данную должность подходит энергичный склад характера. Работодатели обращают внимание на соискателей, имеющих следующие качества:

  • быструю адаптацию в нестандартных ситуациях;
  • высокую исполнительность;
  • грамотную речь;
  • доведение до результата;
  • жизнелюбие;
  • инициативность;
  • коммуникабельность;
  • обучаемость;
  • организованность;
  • ответственность;
  • позитивный настрой;
  • стрессоустойчивость;
  • умение работать в коллективе;
  • целеустремленность.

Продавца

Для работодателя на данную должность ценны соискатели со следующими характеристиками:

  • амбициозный;
  • вежливый;
  • дипломатичный;
  • имеющий презентабельный внешний вид;
  • инициативный;
  • обладающий способностью слушать и слышать;
  • общительный;
  • ориентирован на работу в команде;
  • ответственный;
  • позитивно настроенный;
  • самостоятельный;
  • стремящийся к развитию в профессиональном и личностном плане;
  • стрессоустойчивый;
  • терпеливый;
  • трудолюбивый;
  • уверенный в себе;
  • целеустремленный;
  • энергичный.

Частые ошибки

Составляя список положительных и отрицательных качеств в резюме, будьте предельно внимательными. Выбор характеристик определяется желаемой должностью и внутренней культурой компании.

Важно, чтобы указанные личностные черты характера воспринимались в позитивном аспекте, а не как недостатки.

Например, для бухгалтера нежелательны лидерские способности и харизма, а в творческом коллективе педантичность и скромность будут «минусом».

Чтобы избежать ошибок в описании личных качеств следуйте рекомендациям опытных кадровиков:

  1. Не стоит использовать только шаблонные фразы. Передайте своими словами, в сдержанной форме, персональные черты характера. Исключительно для творческих профессий в резюме можно применять юмор и креативность.
  2. Не указывайте больше 5 характеристик. Постарайтесь избегать размытых, обобщенных фраз, например, талантливый, ответственный. Лучше подберите точно подходящую вам и желаемой должности индивидуальную черту характера.
  3. Обращайте внимание работодателя на личные качества, которые легко сразу проверить, например, энергичный, общительный.
  4. Давая характеристику отрицательных качеств, не стоит увиливать от ответа. Лучше назвать несколько вариантов и указать, как вы работаете над ними, как улучшаете свой характер.

Видео

Что же хочет знать наниматель о потенциальном работнике помимо его образования, опыта и профессиональных навыков? Обычно это отношение к работе, к другим людям (сотрудникам и клиентам), а также карьерные цели.

Личностные качества для резюме должны быть представлены кратким, но емким описанием своих преимуществ. Отрицательные качества для резюме логично добавлять, только если их требует работодатель.

Писать о себе стоит честно. Обман вскроется на собеседовании и будет очень серьезным минусом для соискателя. Лучше не писать ничего, чем приписывать себе несуществующие достоинства.

Какие качества лучше не указывать

Это напрямую зависит от желаемой должности. Менеджеру и руководителю торговой организации лучше подобрать соответствующие деловые качества для резюме. Креативность или любовь к детям в данном случае неуместны.

Коммуникабельность не стоит указывать для специальностей, требующих сосредоточенности и усидчивости. А их, в свою очередь, не следует упоминать людям творческих профессий: дизайнерам и художникам.

О привлекательной внешности и спортивной подготовке стоит написать, только если они требуются для будущей профессии.

Как избежать шаблонов

Рекрутеров раздражают типовые и заезженные «ответственности» с «пунктуальностями». Соискатель автоматически попадает в список одинаковых претендентов. К тому же, на банальных фразах взгляд не задерживается. Время, которое затрачивает рекрутер на просмотр, не превышает половины минуты.

Как же привлечь его внимание? Просто раскрыть значение слова как пояснение, или вообще заменить его. В качестве примера: выражение «свои обязанности выполняю добросовестно» лучше, нежели стандартное «ответственность». «Коммуникабельность» можно расписать более развернуто, если были пройдены специальные курсы и бизнес-тренинги.

С точки зрения психологии полезнее обходиться без частицы «не». Как пример: «неконфликтный» - доброжелательный, миролюбивый, спокойный.

Эффективнее развернуто, но немногословно расписать свои личные сильные стороны характера в резюме, примеры более эффективного раскрытия личностных качеств приведены далее в статье.

Случается, что наниматель требует указать также и список недостатков. Какие отрицательные качества человека для резюме подходят, определяется предполагаемой должностью.

Пример написания

Ниже приведены наиболее часто используемые личные качества для резюме, списки которых мы свели в таблицах.

Сильные стороны характера и личные качества человека для резюме:

Сильные стороны для резюме

Выражения-синонимы (которые можно добавить или использовать вместо черт характера)

Ответственный

Добросовестно отношусь к работе

Пунктуальный

Всегда выполняю задания в срок

Коммуникабельный

Легко нахожу общий язык с людьми

Всегда нахожу индивидуальный подход к клиенту

Стараюсь найти подход к каждому ребенку (ученику)

Вежливый

Не нуждается в перефразировке

Всегда вежлив и сохраняю спокойствие в любой конфликтной ситуации

Креативный

Ищу и воплощаю оригинальные решения даже для обыденных задач

Обучаемый

Постоянно занимаюсь самосовершенствованием, повышаю квалификацию на курсах и тренингах, готов к дальнейшему обучению

Работоспособный

Способен производительно работать, сосредотачиваясь на конечных целях

Стрессоустойчивый

Сохраняю самообладание при любых обстоятельствах

Уравновешенный

Чаще всего можно оставить и так

Инициативный

Организованный

Аккуратный

Дисциплинированный

Отрицательные личностные свойства и стороны характера, представленные как достоинства:

Творческий подход к рассказу о себе помогает найти новую работу, даже если требования в вакансии указаны в формализованных формулировках. А вдруг это первая проверка на реальную заинтересованность?

Нужно помнить, что невозможно составить универсальный список характеристик для всех компаний. Лучше подготовить несколько вариантов резюме и быть готовым аргументировать написанное на собеседовании.

Сложившаяся на рынке труда ситуация привела к тому, что число резюме существенно преобладает над количеством вакансий. В итоге при замещении вакансии начинается конкурс, и соискатель должен сделать свою анкету подобием визитной карточки.

Ниже приведены примеры того, какие личные качества можно указать при , чтобы анкета не осталась незамеченной нанимателем. Такой прием позволит привлечь внимание потенциального работодателя и позволит попасть на личную встречу.

Сотни соискателей, претендующих на одну вакантную позицию в компании, предлагают кадровикам оценить их кандидатуру. Следовательно, нужно выделиться на фоне прочих соискателей, указав не только на релевантность опыта, полученного на предыдущей работе, но и на присущие только данному кандидату личностные характеристики.

Именно совокупность «деловые качества плюс личные характеристики» оцениваются кадровиками и влияют на принятие решения о зачислении человека в штат. Личностные свойства соискателя играют такую же роль, как и его профессионализм!

Краткость и полнота информации

Первое – форма анкеты. Резюме должно быть кратким, лаконичным, емким. Указать стоит только те личные и профессиональные качества, которые соответствуют предлагаемой позиции. Перечисление всех ранее занимаемых должностей уместно только в том случае, если каждое предыдущее место работы имеет отношение к должности, на которую претендует соискатель.

Более того — все реже наниматели принимают на работу человека с длинным послужным списком, опыт можно наработать. Намного более ценными свойствами стали:

  • компетентность;
  • соответствие знаний кандидата требованиям работодателя;
  • уживчивость;
  • личная заинтересованность в работе (подразумевается профиль организации вообще и текущий проект в частности).

Именно на эти личностные качества в резюме обращают внимание кадровики. Для опытного нанимателя юноша, недавно окончивший колледж, может показаться более интересной кандидатурой, нежели специалист с опытом в N лет, не менявший места работы все эти годы (и, возможно, в силу этого некомпетентный в некоторых новых областях).

Акцент на личность

Второй важный момент – персональные положительные качества, точнее, их соответствие позиции, на которую претендует человек. Взять, к примеру, столь популярное свойство, как организаторские способности.

Данное качество, несомненно, относится к положительным. Но стоит ли его вносить в резюме, если человек устраивается продавцом или кассиром?

В резюме для такой позиции следует сделать акцент на присущие соискателю:

  • усидчивость;
  • контактность;
  • стрессоустойчивость;
  • пунктуальность.

Эти личные характеристики, вне всякого сомнения, оценят наниматели, которые заинтересованы в приеме компетентного работника, способного быстро влиться в коллектив и отлично выполнять свою работу.

Коммуникативными навыками может не обладать системный администратор – но никак не менеджер среднего звена, для которого данная личностная характеристика перерастает в часть профессиональных навыков.

Универсальный набор личных свойств кандидата, которые понравятся нанимателю


В том случае, если соискатель претендует на должность, для которой у кандидата еще не наработан опыт, стоит сделать упор на собственную перспективность.

Т.е. перечислить в резюме в первую очередь, не ценные профессиональные навыки (которых пока еще нет), а положительные личные качества, которые укажут на потенциал соискателя.

Полностью универсального комплекта личностных характеристик для идеального резюме не существует – можно привести только усредненный набор свойств, которые в большинстве случаев считаются положительными, при приеме на работу. Какие из личностных свойств выбрать – зависит от конкретной вакантной позиции.

Личные характеристики – примерный список:

  1. Умение быть объективным. От способности сотрудника здраво оценивать ситуацию и окружающих зависит, не станет ли субъективное восприятие происходящего причиной конфликтов.
  2. Способность сохранять внимательность. Такого человека невозможно, как говориться, застать врасплох – он всегда собран, ничему не удивляется, его трудно довести до замешательства.
  3. Стоит упомянуть и о наблюдательности. Порой подъем по карьерной лестнице зависит именно от этой персональной черты.
  4. Кандидат должен обладать следующими мыслительными качествами – их оценит подавляющее большинство работодателей:
    • наличие аналитических способностей;
    • наличие системности, гибкости мышления;
    • умение находить оптимальное решение в любой ситуации, в том числе – в нестандартной.
  5. Коммуникативные навыки – их, как уже сказано выше, целесообразно указать в зависимости от вакансии, на которую претендует соискатель. Для ряда должностей от способности сотрудника к ведению деловых переговоров зависит успешность проекта. В любом случае, не лишним будет сделать акцент на такие черты, как:
    • неконфликтность;
    • умение выстроить конструктивный диалог с любым оппонентом;
    • , т.е. умение встать во главе коллектива;
    • желание отстоять персональное мнение, личную точку зрения.
  6. и спокойствие. Уже упомянутая компетентность привлекает именно способностью потенциального сотрудника к самостоятельной работе. Такой человек не требует постоянного контроля со стороны начальства – работник четко понимает круг своих должностных обязанностей и готов справиться со своими задачами.

Внимание! Указанные положительные свойства должны соответствовать реальности – во время собеседования кандидат будет должен доказать, что ему в полном объеме присущи все личностные качества, которые соискатель пожелал указать в анкете.

Кроме того, стоит проявить искреннюю заинтересованность в получении должности – подготовить встречные вопросы для собеседования, заранее составить варианты ответов на возможные вопросы нанимателя, поинтересоваться историей компании, т.д.

Дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;

Готовность к дополнительной работе;

Умение преодолевать трудности;

Инициативность;

Способность принимать решения;

Рационально использовать свое время;

Отношение к обучению и самообучению;

Общительность, коммуникабельность;

Потенциал профессионального и служебного роста;

Организаторские способности.

;3 Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):

Уровень интеллектуального развития;

Способность к анализу и обобщениям;

Логика, четкость мышления;

Стремление к поиску;

Обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями.

4 Моральные качества:

Трудолюбие;

Принципиальность;

Честность;

Ответственность, добросовестность;

Обязательность;

Самокритичность;

Мотивы побуждения к труду.

5 Потенциал( характеризует возможности осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей:

Самостоятельность, решительность;

Самоконтроль, самообладание;

Быстрота реакции;

Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.

У руководителей факторами оценки дополнительно являются способности:

Планировать деятельность;

Организовывать работу подчиненных;

Управлять в критических ситуациях;

Работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений, контролировать их выполнение);

Делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);

Развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);

Взаимодействовать с другими подразделениями (координировать деятельность, вести переговоры, налаживать хорошие отношения);

Поддерживать моральные устои;

Осуществлять инновации (искать новые подходы к решению проблем, проявлять творческое отношение к работе, преодолевать сопротивление).

Аттестационная оценка персонала – мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности. Аттестационная оценка персонала является основой множества управленческих действий: внутренних перемещений, увольнений, зачисления в резерв на более высокую должность, материального и морального поощрения, переподготовки и повышения квалификации, совершенствования организации, приемов и методов управленческого труда. Подготовка к проведению аттестации включает следующие мероприятия:

Составление необходимых документов на аттестуемых;

Разработка графиков проведения аттестации;

Определение состава аттестационных комиссий;

Организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационных комиссий утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения аттестуемых работников. В очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в организации менее года, молодые специалисты, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до

Вопросы для обсуждения

1 Дайте характеристику методов оценки персонала.

2 По каким критериям оценивается труд претендента?

3 Охарактеризуйте личные средства оценки персонала.

4 В чем суть экспертной оценки персонала?

5 Какие основные задачи решаются при проведении оценки эффективности трудовой деятельности?

6 Какие показатели характеризуют деятельность работников в отношении повышения квалификации?

7 Как оценка персонала может повлиять на эффективность производства?

8 Какова значимость оценки различных категорий работников?

      Развитие персонала

Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда. Смена целей общественного развития и способов их достижения, функционирование в рыночных условиях диктуют необходимость переобучения кадров в плане освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приемов труда. От кадров потребовались высокий профессионализм и одновременно способность к быстрой адаптации к постоянным изменениям и колебаниям во внутренней структуре организации и во внешней среде. Однако подготовка новых кадров не осуществляется в короткий период, а одномоментное освобождение от работников, имеющих большой трудовой стаж, может перерасти в крупную социальную проблему. Поэтому перед каждой организацией стоит задача обучения своего персонала наряду с подбором новых сотрудников и их профессиональной адаптацией. Послевузовское профессиональное образование осуществляется через аспирантуру, докторантуру, организуемые при учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, получивших на это права. Постоянное повышение образовательного стандарта, сложность и ответственность работы персонала, изменение условий и технологий труда требуют непрерывного дополнительного образования. Оно осуществляется на основании лицензии на дополнительные образовательные программы учреждениями повышения квалификации, курсами, центрами профессиональной ориентации.

Развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества. Возможность развития должна представляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится.

Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, новым образцам техники и технологии, стратегии и структуре организации.

Обучение – метод подготовки персонала, направленный на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:

Повысить эффективность и качество работы;

Сократить потребность в контроле;

Быстрее решить проблему дефицита кадров;

Сократить текучесть и затраты, вызванные ею.

Конкретные цели обучения персонала:

Повышение общего уровня квалификации;

Получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;

Подготовка к занятию новой должности;

Ускорение процесса адаптации;

Улучшение морально-психологического климата.

Первым шагом в организации обучения является анализ работы (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).

Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы

(отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения.

Третий шаг – определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться – на рабочем месте без отрыва от производства, в организации; с отрывом от производства (разного рода центры, школы, другие организации).

Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка новых работников первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации – обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний, навыков, рост мастерства по имеющейся профессии.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Труд – это использование умственных и физических способностей людей, их навыка и опыта в форме товара и услуг, необходимых для производства экономических и социальных благ. Стимулирование труда является центральным звеном системы управления. Одним из важнейших его направлений остается регулирование заработной платы. Заработная плата – это плата за труд, или цена труда. Она должна отражать его объем, качество, физические и морально-психологические, интеллектуальные затраты, сложность процесса, степень риска и т.п. Заработная плата в любой общественно-политической и социально-экономической системе регулируется государством. Формы оплаты труда - сдельная и повременная. Для оптимизации управления персоналом, если позволяют условия, выбираются поощрительные виды оплаты труда. Материальное стимулирование персонала должно отвечать определенным требованиям. К ним относятся:

Простота и понятность системы стимулирования для каждого сотрудника;

Оперативность поощрения положительных результатов;

Формирование у сотрудников ощущения справедливой системы стимулирования;

Повышение интереса к общим результатам деятельности подразделения, организации;

Стремление улучшить индивидуальные результаты деятельности.

Вопросы для обсуждения

1 Аттестация персонала.

2 Этапы процесса аттестации.

3 Объясните, что понимается под развитием кадров.

4Перечислите основные направления профессионального обучения и повышения квалификации кадров.

    Руководитель в системе управления персоналом

Стиль управления общественным производством - совокупность методов и приемов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на трудовую деятельность людей.

Для определения стиля обычно используются следующие параметры взаимодействия руководителя с подчиненными: приемы принятия решений, способ доведения решений до исполнителей, распределение ответственности, отношение к инициативе, подбору кадров, собственным знаниям, стиль общения, характер отношений с подчиненными, отношение к дисциплине, моральному воздействию на подчиненных.

Стиль, который использует руководитель, определяется двумя факторами: приемами , которыми он побуждает сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей, иметодами , которыми контролирует результаты деятельности своих подчиненных.

Авторитарный стиль руководства основывается на абсолютной воле руководителя в пределах учреждения, представлении о его непогрешимости и рассмотрении коллектива как исполнителя приказов. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично принимает решения, распоряжается, приказывает их выполнять, принимает на себя основную ответственность, подавляет инициативу, подбирает работников, которые не могут стать его соперниками, держит дистанцию с подчиненными, прибегает к наказаниям как мощному методу стимулирования труда.

Демократический стиль (от греч.demos– народ иkratos- власть) основан на активном участии всего коллектива в решении управленческих проблем, соблюдении прав и свобод участников трудового процесса, развитии их творческого потенциала и инициативы при ведущей роли руководителя в принятии решений и обеспечении их выполнения. Руководитель демократического стиля в своей деятельности всегда опирается на общественные организации и руководителей среднего звена, поощряет инициативу снизу, подчеркивает свое уважение к подчиненным и дает указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб. Прислушивается к мнению подчиненных и учитывает его. Контроль за деятельностью своих сотрудников осуществляется им не единолично, а с привлечением других членов коллектива. Руководитель демократического стиля управляет людьми без грубого нажима, поощряет творческую активность подчиненных, способствует созданию в коллективе атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.

Либеральный стиль (от лат.Liberalis- свободный) основан на предоставлении коллективу максимальной свободы деятельности, регламентируемой только конечной целью, без активного вмешательства в методы ее достижения. Руководитель, придерживающийся этого стиля, принимает решения по указанию вышестоящих работников или на основании решения коллектива. Он снимает с себя ответственность за ход работ и передает инициативу в руки подчиненных. Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель-либерал вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их просьб. Но неспособность такого руководителя направлять действия сотрудников может привести к тому, что свобода будет принята ими за вседозволенность.

В реальной жизни ни один стиль руководства не встречается в чистом виде. В поведении почти каждого руководителя наблюдаются черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Успешность выбора стиля управления в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель учитывает при этом способности подчиненных и их готовность к исполнению его решений, традиции коллектива, а также свои собственные возможности, обусловленные уровнем образования, стажем работы и психологическими качествами. Стиль работы, выбираемый руководителем, зависит не только от него самого, но и в немалой степени от подготовки и поведения подчиненных.

В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны вне зависимости от того, на посту руководитель или в командировке, отпуске и т. п. Приавторитарном же стиле работы отсутствие руководителя приводит к существенному ухудшению деятельности, которая вновь активизируется с его возвращением. В присутствии руководителя-либерала работники обычно склонны проявлять меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива. Необходимо также отметить, что стиль руководства не является раз и навсегда заданным, он может и должен меняться в зависимости от условий. Нужно учитывать состав коллектива, уровень знаний и навыков его членов, временные рамки работы, насущность задач, степень своей ответственности в зависимости от потребностей, которые диктуются сложившимися условиями. Важным условием, определяющим эффективность управления, являетсяавторитет самой личности руководителя . Если он высок, то допустимы как демократические, так и авторитарные методы управления. Но большой авторитет может принести не только пользу, но и вред. С одной стороны, руководитель позволяет легко добиваться исполнения своих указаний и подчинять себе людей, а с другой - способствует подавлению самостоятельности и инициативы, творческого мышления подчиненных. Современному руководителю необходимо осознавать требования времени и проявлять гибкость, а в случае изменения внешних условий и появления новых потребностей – изменять устаревшие стили и методы руководства.

Особый такт приходится проявлять при необходимости показать недостатки работы людей, старших по возрасту, занимающих в свое время посты и имеющих высокий статус.

Любой руководитель имеет часы приема сотрудников по личным вопросам, в решении которых принимает активное участие. Сотрудник должен быть уверен, что организация поддержит его в трудной ситуации, и это не будет сделано в форме подачки, а как признание заслуг и уважение к его личности.

Вопросы для обсуждения

1 Характер и содержание управленческого труда.

2 Психологические проблемы руководства.

3 Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

4 Биографические характеристики руководителя.

5 Способности.

6 Черты личности.

7 Факторы успешной деятельности руководителя.

8 Охарактеризуйте стили руководства.

    Мотивация трудовой деятельности

Отношение к труду – степень использования возможностей человека, то, как человек использует свои возможности для высокоэффективной деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.

Потребность – первоисточник – нужда в том, что необходимо для нормального существования: еда, жилье, продолжение рода.

Потребности: духовные, интеллектуальные, культурные и социальные.

Интерес – осознанная потребность к благам, объектам, видам деятельности. Именно интерес побуждает человека к определенным социальным действиям.

Мотив – осознанное отношение к своей деятельности.

Ценностные ориентации – это более строгое понятие, характеризующее устойчивое отношение к идеалам (высшей цели).

Стимулы – оказание внешнего воздействия на человека с целью побудить его к определенным трудовым действиям (определенному трудовому поведению).

На стимулы влияет большая группа объективных и субъективных факторов, формирующих отношение человека к труду.

Объективные факторы – социально-политическая обстановка, экономическое соответствие регионов, условий труда на предприятии, уровень организации и культуры на предприятии, демографическая структура коллектива, морально-психологический климат.

В настоящее время оценкой персонала занимается либо кадровое агентство, или служба управления персоналом. Причем для каждой из них мотивационные критерии различны.

Субъективные факторы – личностные характеристики самого работника (пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж, личный опыт, профессиональная культура, должностные ориентации).

Через объективные факторы определяются уровень управления заданиями по должностям, дисциплина трудовой деятельности, степень инициативности, творческого поиска, путей улучшения деятельности.

Через субъективные факторы определяются степень удовлетворенности трудом работником, индивидуальная трудоспособность, настроение работника.

В коллективе всегда есть различные социальные группы.

Социальная группа – работники обладающие общими, объединяющими их признаками (профессия, уровень образования, стаж работы). Социальные группы образуют социальную структуру коллектива, что является важнейшим компонентом, влияющим на эффективную работу отдела (организации).

Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. Крайне важны модели работников. В своей работе менеджер должен создать целостность, он должен сознавать, какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные должны видеть важность работы (иметь материальные стимулы), иметь возможность участвовать в принятии решений и, конечно, должна быть связь между менеджером и работником. Оценка эффективности труда работника зависит только от менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив. Спроектированная на основе этих принципов работа обеспечивает внутреннее удовлетворение каждого участника. Именно на основе этих данных была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации.

Вопросы для обсуждения

1 Что такое мотивация?

2 Что входит в структуру мотива?

3 Расскажите о механизме трудовой мотивации.

4 В какие группы можно объединить потребности согласно теории А.Маслоу?

5Какие основные функции выполняет стимулирование персонала?

6 Каким образом соотносятся теории А.Маслоу и Ф. Герцберга?

7 Что является самым важным моментом теории В.Врума?



 

Возможно, будет полезно почитать: