Основные цели и функции государственной статистики в россии. Именно в общей теории статистики рассматриваются приемы и правила сбора, обработки и анализа информации, проводимые с целью

Реализация единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 282-ФЗ от 29 ноября 2007 г. «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ руководство статистикой в стране осуществляет Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) как федеральный орган исполнительной власти. Федеральная служба государственной статистики (Росстат, ранее Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России)), ее органы в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики страны. Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Росстатом, являются статистическими стандартами РФ. На Росстат возлагаются руководство всей статистической деятельностью в стране, осуществление сбора, обработки и анализа данных о развитии национальной экономики, представление Президенту, Правительству, Федеральному Собранию и другим федеральным органам власти официальной статистической информации о социально-экономическом состоянии страны.

Росстат, руководствуясь в своей деятельности Конституцией РФ, законами и подзаконными актами РФ, призван обеспечивать органы государственного власти и управления, органы местного самоуправления, граждан и общественные организации официальной статистической информацией о социальном и экономическом положении и развитии страны.

Основными задачами Росстата являются:

1) разработка и реализация утверждаемых Правительством РФ федеральных годовых и долгосрочных программ, программ статистических работ;

2) подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих разработку, утверждение и порядок применения унифицированной статистической методологии;

3) организация сбора и обработки документированной статистической отчетности, публикация официальных статистических данных и др.

Росстат выполняет указанные задачи через центральный аппарат, территориальные органы и находящиеся в его ведении организации, образующие в совокупности систему государственной статистики. Также Росстат выполняет возложенные на него задачи и функции непосредственно и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Система государственной статистики России должна обеспечивать единство методологии учета и статистики в стране, разрабатывать формы отчетности, проводить (с помощью местных органов государственной статистики) переписи населения, осуществлять единовременный учет различных объектов исследования, публиковать статистические данные о социально-экономическом развитии страны и ее регионов.

Наряду с государственной существует ведомственная статистика, которую ведут все министерства и ведомства на основе данных, поступающих к ним от подведомственных предприятий и организаций. Такие сведения, их обработка и анализ необходимы министерствам и ведомствам для оперативного руководства и управления деятельностью соответствующих подведомственных производственных и других единиц, а также для ее планирования.

Оперирующая широким набором методов сбора и обработки данных государственная статистика в зависимости от конкретных условий, существующих материальных, трудовых и финансовых ресурсов организована и осуществляет свою повседневную деятельность в разных формах. В РФ государственная статистика строится на принципах централизованной организации выполняемых работ.

Целью организации государственной статистики является обеспечение своевременного представления органам государственной власти всех уровней, средствам массовой информации, научной общественности, коммерческим структурам, населению и международным организациям объективных информативных данных по вопросам социально-экономического развития РФ, ее регионов и секторов экономики. Эта цель реализуется путем разработки ежегодной Федеральной программы статистических работ, определяющей основные направления статистического наблюдения за социально-экономическими и демографическими процессами, происходящими в стране в течение года, формируемой Росстатом на межведомственной основе и представляемой в Правительство РФ для согласования.

Статистическая работа состоит из последовательных этапов, предусматривающих сбор, обработку и представление пользователям информативных статистических сведений. Этим этапам предшествует важная, сложная и ответственная подготовительная методологическая и организационная деятельность, в процессе которой создается система показателей, характеризующих наблюдаемый процесс или явление, проектируются формы отчетности, формируются программы статистического наблюдения и обработки данных, разрабатываются алгоритмы и технология автоматизированной обработки данных, проводится инструктаж исполнителей работы, особенно участников проведения переписей, готовятся кадры и материальные ресурсы для осуществления сбора и обработки данных, при необходимости проводится экспериментальная проверка программ и организации работ.

В соответствии с действующими нормативными положениями органы государственной статистики России осуществляют:

· реализацию государственной политики в области государственной статистики;

· представление в установленном порядке (согласно утвержденному регламенту) официальных статистических данных Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, научным учреждениям и учебным заведениям, средствам массовой информации, международным организациям, другим организациям, а также гражданам России;

· разработку и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии и системы статистических показателей для проведения государственных статистических наблюдений, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам;

· проведение системного анализа и мониторинга состояния и развития экономики и социальной сферы;

· координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области государственной статистики;

· развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами в едином информационном пространстве РФ;

· хранение и защиту официальной статистической информации;

· реализацию обязательств РФ, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Важным направлением развития современной российской статистики стало создание федеральных округов и муниципальных образований (районных управ, административных округов и т.д.). Для обсуждения проблем межотраслевой координации статистических работ, совершенствования статистической методологии и учета потребностей пользователей в официальной статистической информации при Росстате на правах коллегиального совещательного органа образован и функционирует научно-методологический (статистический) совет, в состав которого входят представители органов государственной власти, научных и деловых кругов, преподаватели высших учебных заведений, сотрудники ведущих средств массовой информации (всего 188 человек).

Официальные статистические публикации Росстата, выходящие в свет в виде официальных статистических изданий (20-23 сборника в год) и периодических изданий (информационно-аналитические материалы, ежегодно выпускаемые в виде 20-25 различных статистических журналов, докладов и бюллетеней), публикации территориальных органов Росстата, а также электронные версии публикаций в сети Интернет на веб-сайте Росстата www.gks.ru являются одним из наиболее распространенных источников статистических данных. К официальным статистическим публикациям в РФ относятся прежде всего издания общефедерального уровня. Ведущее место в системе официальных статистических публикаций занимают официальные статистические издания Росстата, выпускаемые на основании ежегодно утверждаемой Федеральной программы статистических работ. В этих статистических публикациях приводятся данные, как собираемые и обрабатываемые по системе органов государственной статистики, так и официально представляемые Росстату отдельными министерствами и ведомствами. При подготовке всех статистических публикаций Росстата используются материалы текущей статистики, переписей населения, ряда выборочных и единовременных обследований. Основными среди официальных статистических публикаций Росстата являются статистические сборники, наиболее полно характеризующие социально-экономические явления в стране за ряд лет.

Информация, публикуемая в изданиях Росстата, носит системный характер, раскрывает динамику явлений и их структуру, сопровождается методологическими комментариями. Они подразделяются на две группы: комплексные статистические сборники и тематические статистические сборники. Первая группа включает в себя комплексные статистические сборники, издаваемые ежегодно: краткий статистический сборник «Россия в цифрах», «Российский статистический ежегодник», «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации», «Регионы России. Социально-экономические показатели». Такие сборники издаются по обширной программе и включают в себя сведения за ряд лет по различным социально-экономическим показателям. Ко второй группе относятся тематические статистические сборники, издаваемые как ежегодно, так и с большей периодичностью. Наряду со сводными статистическими сборниками ежегодно выходят в свет отдельные тематические статистические сборники, такие как «Демографический ежегодник России» (на русском и английском языках), «Социальное положение и уровень жизни населения России», «Национальные счета России», «Система таблиц “Затраты - Выпуск” России».

Начиная с 1998 г. Росстат ежегодно выпускает совместно с Минстатом Республики Беларусь статистический сборник «Беларусь и Россия», а с 1999 г. - «Малое предпринимательство в России», который отражает развитие малого бизнеса в России. В 2009 г. на основе впервые проведенного выборочного наблюдения микропредприятий был выпущен сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2009», в котором представлены данные о деятельности средних, малых и микропредприятий, а также результаты статистических обследований индивидуальных предпринимателей. С 1998 г. Росстат значительно пополнил перечень выпускаемых периодических официальных статистических сборников. Росстат издает с периодичностью один раз в 2-3 года ряд тематических статистических сборников: «Труд и занятость в России», «Промышленность России», «Сельское хозяйство в России», «Строительство в России», «Связь в России», «Транспорт в России», «Торговля в России», «Цены в России», «Финансы России», «Инвестиции в России», «Россия и страны мира». Росстатом в целях обеспечения открытости применяемых методологий как одного из основополагающих принципов официальной статистики подготовлена и выпущена серия изданий «Методологические положения по статистике» с описанием методологических основ и методов расчета основных показателей. Первый выпуск вышел в свет в 1996 г. В 1998, 2000, 2003 и 2006 гг. были изданы второй, третий, четвертый и пятый выпуски данного сборника. Практикуется выпуск статистических сборников к определенным памятным датам, всемирным конференциям, международным книжным выставкам и т.д. Так, в 1998 г. было выпущено юбилейное издание, представляющее интерес для широкого круга пользователей, - «Население России за 100 лет (1897-1997)» на русском и английском языках. Сборник был приурочен к 100-летию проведения Первой всеобщей переписи населения Российской империи и содержал основные итоги всех последующих переписей, а также данные текущего учета населения и его движения.

Значительное место в системе официальных статистических публикаций Росстата отводится периодическим изданиям. Выпускается достаточно большое количество информационно-аналитических материалов, отражающих оперативные итоги состояния экономики России. Среди таких периодических изданий заслуживают внимания ежеквартальный журнал «Статистическое обозрение», ежемесячные оперативные доклады о социально-экономическом положении страны, бюллетени с аналитическими записками. Ежемесячно выходит в свет научно-информационный журнал «Вопросы статистики», содержащий информацию о научной и практической деятельности Росстата и включающий статьи видных отечественных экономистов, ученых, специалистов-практиков. Росстатом подготавливается срочная информация по актуальным вопросам (по ценам, в том числе потребительским, производству промышленной продукции и др.), которая предназначена для опубликования в средствах массовой информации и в оперативном режиме доводится до их сведения.

Ряд статистических публикаций Росстат издает на двух языках - русском и английском. Ежегодно выходят в свет краткий статистический сборник «Россия в цифрах» и статистический справочник «Россия» на русском и английском языках двумя самостоятельными изданиями, а также ежеквартально подготавливается журнал «Статистическое обозрение» на русском языке с подстрочным английским.

Качественно новые и глубокие преобразования в экономике, социальной сфере, характере государственного управления, а также повышение роли и значения региональных и местных органов власти за последние годы повлияли и на общие требования к современной государственной статистике, которыми являются подход к государственной статистике как к основе общественной системы информации, безусловное обеспечение сбора надежных данных, их обработки, хранения и распространения, функционирование государственной статистики как независимой, открытой общественной службы, представление адекватных индикаторов и другой структурированной социально-экономической информации, ориентированной на принятие управленческих решений. В ряду названных требований к государственной статистике соединение функций по сбору и обработке статистических данных и связанной с ними разработке научно-методологических вопросов по научному обобщению и анализу собранной информации является одним из центральных, если не важнейшим, принципом правильного построения статистики.

Подготовка статистических данных представляет собой сложный многоступенчатый процесс, от уровня научной организации которого решающим образом зависит качество информации. Многолетняя практика статистической работы, большой вклад в которую внесли и советская, и российская статистики, выкристаллизовала в этом процессе следующие основные этапы:

1) разработка методологии и системы показателей для характеристики отображаемого объекта или процесса;

2) организационно-методическая подготовка;

3) сбор данных (непосредственно наблюдение);

4) свод и группировка данных;

5) обработка и анализ данных.

Первый этап предполагает изучение задач, для решения которых требуется статистическая информация, определение с учетом требований этих задач перечня необходимых статистических показателей и методологии их исчисления.

Второй этап состоит в разработке конкретной программы наблюдения и обработки данных, необходимых инструктивно-методических материалов, формуляров, подборе и обучении исполнителей, выборе методов и средств получения необходимых данных, составлении организационного плана исследования.

Третий этап представляет собой процесс получения первичных данных об элементах исследуемой совокупности и их свойствах, которые становятся потом предметом статистической обработки.

Четвертый этап состоит в систематизации материалов наблюдения по признакам, необходимым для выявления типичных групп объектов и процессов с однородными свойствами для характеристики структуры исследуемой совокупности, а также в получении общих и групповых итоговых показателей.

Пятый этап объединяет разнообразные статистические расчеты, выполненные на основе индивидуальных и сводных показателей (вычисление относительных, средних и других производных показателей, определение статистических характеристик динамических рядов и тесноты связи между различными показателями, их социально-экономический анализ и формулировка выводов статистического исследования).

Такая последовательность этапов статистической работы сложилась в условиях, когда операции по сбору и обработке данных выполнялись вручную или с применением простейших средств механических вычислений, которые не могли серьезно повлиять на общую схему организации статистического производства.

Осуществленный к настоящему времени переход на современную вычислительную технику и новые технологии обработки, хранения и распространения информации вызвал изменения в традиционной схеме организации статистической работы, привел к изменению состава работ и методов их выполнения. Меняется принципиальный подход к проблеме сбора, обработки и передачи первичной и сводной статистической информации. Во-первых, вслед за сбором данных выделяется этап подготовки данных для электронной обработки. Этап подготовки данных может совмещаться с их сбором, если уже при первичной регистрации они заносятся на специальный машиночитаемый документ. Во-вторых, приобретает большее значение и обособляется комплекс работ по контролю данных, т.е. по проверке их достоверности. Контроль как таковой осуществляется на всех этапах прохождения статистической информации. Особое значение имеет входной контроль, т.е. проверка достоверности данных, получаемых после этапов наблюдения и подготовки к электронной обработке, поскольку ошибки, допущенные на этих этапах, искажают результаты последующих расчетов и, как правило, не могут быть в дальнейшем устранены. В-третьих, когда требуются накопление, быстрый поиск и многократное использование в различных расчетах соответствующих показателей, получаемых в разные отрезки времени и из разных источников в рамках автоматизированной системы, функция хранения и поиска данных (при ручной технике эта функция не возникала) обособляется и становится центральным звеном в системе сбора и обработки данных. В-четвертых, все вычислительные и логические операции, реализуемые в автоматизированном режиме, объединяются в единый этап обработки данных. При этом оказывается не вполне оправданным выделение сводки и группировки как особого этапа статистической работы: соответствующие им операции образуют внутреннее подразделение единого этапа обработки, в рамках которого они стыкуются с аналитическими расчетами. В то же время в качестве особого заключительного этапа статистической работы выделяется анализ данных, получаемых после обработки. Произошедшие за последние годы изменения в информационных технологиях, как в производительности отдельных вычислительных комплексов, так и в телекоммуникациях, позволяют проводить дальнейшее развитие существующих процессов сбора, обработки и распространения статистической информации, которое базируется на определенных принципах внедрения новой системной технологии обработки информации.

Официальная статистическая информация, являющаяся частью государственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны, формируется в соответствии с Федеральной программой статистических работ, официальной статистической методологией на основании первичных статистических данных, полученных от юридических лиц и других хозяйствующих субъектов (индивидуальные данные), а также граждан (персональные данные) в ходе проведения государственных статистических наблюдений. Принципы доступа к официальной статистической информации и режимы ее использования включены в сферу Федерального закона № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»[i] в части регулирования отношений, возникающих при формировании и использовании информационных ресурсов, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Такая информация по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Информация с ограниченным доступом используется в федеральной системе государственной статистики исключительно для производства официальной статистики. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», а к конфиденциальной - в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно законодательству государственную тайну в федеральной системе государственной статистики составляют следующие сведения в области экономики, науки и техники: об объемах производства, поставках, запасах стратегических видов сырья и материалов; об объемах государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску; об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также других стратегических видов полезных ископаемых РФ.

К конфиденциальной информации в федеральной системе государственной статистики относятся:

· официальная статистическая информация до ее официального опубликования в сроки, предусмотренные Федеральной программой статистических работ и Производственным планом работ Госкомстата России;

· индивидуальные данные юридических лиц, их филиалов и представительств, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, содержащиеся в государственной статистической отчетности;

· сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни граждан, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные);

· сведения о населении, содержащиеся в переписных листах Всероссийской переписи населения;

· служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и федеральными законами (служебная тайна);

· сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

· сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (банковская тайна и т.д.).

Перечисленные виды информации с ограниченным доступом (кроме информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и официальной статистической информации до ее официального опубликования) с момента поступления их в Росстат, его территориальные органы и организации приобретают статус служебной информации ограниченного распространения (служебной тайны), так как они имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, и к ним нет свободного доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране их конфиденциальности. К основным причинам, обусловливающим необходимость обеспечения ограниченного доступа к такой информации, можно отнести следующие:

· усиление недоверия респондентов к органам государственной статистики и снижение уверенности в том, что их индивидуальные данные, содержащиеся в государственной статистической отчетности, используются только в целях составления официальной статистики и не могут быть использованы для причинения им вреда или что против них не будут приняты санкции;

· требование обеспечения права личности на неприкосновенность частной жизни;

· предотвращение использования информации для снижения уровня безопасности функционирования государства, определенных территориальных образований или субъектов и затруднение выхода (например, путем аналитических обобщений) на такие оценки их состояния, которые могут составить предмет государственной или служебной тайны;

· предотвращение возможности нарушения социально-экономической стабильности в обществе из-за неверно интерпретируемой информации, правильная интерпретация которой требует определенных специальных знаний.

Органы государственной статистики, с одной стороны, обязаны удовлетворять потребности органов государственной власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций, т.е. потребности всех пользователей в разнообразной, объективной и полной статистической информации об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении, а с другой - обязаны обеспечить конфиденциальность статистических данных. Конфиденциальность статистических данных является одним из ведущих принципов официальной статистики. Предполагается, что она должна быть гарантом доверия респондентов к органам государственной статистики и уверенности в том, что представленные ими для производства официальной статистики данные не разрешается использовать ни в индивидуальной форме, ни в других областях, где могут приниматься санкции, в особенности когда речь идет о налогообложении или иных административных мерах, направленных против данной статистической единицы.

Распространение материалов официальной статистики допускается только в том случае, если эти материалы не позволяют прямо или косвенным путем распознать статистическую единицу, обнаруживая таким образом индивидуальную информацию. Прямое распознавание статистической единицы происходит по ее наименованию и адресу или с помощью официально отведенного для нее и общеизвестного идентификационного кода. Косвенное распознавание статистической единицы - это возможность выявления идентичности данной единицы с помощью иной информации кроме наименования, адреса и идентификационного кода. Распространение материалов официальной статистики среди пользователей не допускается, если эти материалы содержат или раскрывают конфиденциальные данные. С этой целью агрегированные данные должны включать по меньшей мере три статистические единицы, а доля отдельной единицы в таком агрегате не должна превышать 85% всего агрегата. В таком качестве принцип конфиденциальности статистических данных включен в законы о статистике, принятые и действующие в развитых странах мира и во многих европейских странах и странах с переходной экономикой, включая страны СНГ.

В федеральной системе государственной статистики повышенное внимание уделяется обеспечению конфиденциальности данных физических лиц (персональных данных), в том числе при проведении переписей населения. Конституция РФ провозгласила право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Эти нормы получили свое развитие в Федеральном законе № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» Статья 11 этого закона установила, что информация о гражданах (персональные данные) относится к категории конфиденциальной. К персональным данным относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Росстат руководствуется указанными юридическими нормами при осуществлении статистического наблюдения за социально-демографическими процессами, когда респондентами статистики являются физические лица.

Обеспечение защиты информации с ограниченным доступом осуществляется путем создания системы комплексной защиты информации, реализующей различные уровни криптографической защиты. При этом предусматривается возможность поэтапного наращивания возможностей по защите информации на всех уровнях объектов информационно-вычислительной системы. Требования обеспечения конфиденциальности и защиты от несанкционированного доступа реализуются, в частности, путем использования сертифицированных средств шифрования и электронно-цифровой подписи (ЭЦП) для обеспечения подтверждения авторства и неизменяемости предоставленных данных.

Начиная с 2008 г. в системе государственной статистики функционирует информационная система для пользователей (ИСП), созданная на основе Статрегистра Росстата и предназначенная для организации федеральных статистических наблюдений. ИСП действует в режиме прямого доступа для территориальных органов Росстата, и к ней обеспечен прямой доступ для федеральных органов исполнительной власти и Банка России в части сведений об идентификации и классификации юридических лиц кодами общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

В настоящее время главным органом государственной статистики в Российской Федерации является Федеральная служба государственной статистики (Росстат), ранее он назывался Государственным комитетом Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). Росстат состоит из 38 территориальных органов.

Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики.

В соответствии с вышеназванным Указом Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 7 апреля 2004 г. № 188 "Вопросы Федеральной службы государственной статистики" установила, что Федеральная служба государственной статистики является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.

Структура Росстата России и региональных комитетов по статистике соответствует основным направлениям статистических работ. Росстат России включает управления:

Статистического планирования и организации статистического наблюдения;

Национальных счетов;

Статистики предприятий и структурных обследований;

Статистики труда;

Переписи населения и демографической статистики

Статистики зарубежных стран и международного сотрудничества;

Статистики уровня жизни и обследований населения;

Статистики услуг, транспорта и связи;

Статистики основных фондов и строительства;

Статистики внутренней и внешней торговли;

статистики окружающей среды и сельского хозяйства;

Статистики цен и финансов;

Сводной информации.

В каждом регионе есть свой территориальный орган, поэтому можно сделать вывод, что структура органов статистики имеет административное делание.

Одной из основных целей государственной статистики является отображение состояния социально-экономической сферы в стране. При детальном изучении становится понятно, на чем стоит сосредоточить особое внимание и куда направить основные силы. Изучая то или иное явление, становится видно как развивается, в каком направлении и какой прогноз можно построить.

Принятие правильного управленческого решения напрямую зависит от качества предоставленной информации. При неполной, недостоверной, искаженной информации решение будет принято не правильно, что может иметь огромные негативные последствия как для региона, так и государства в целом.

Государственная статистика имеет тесную связь с органами государственной власти, так как находится в подчинении Правительства РФ.

Любое управленческое решение будет верным только в том случае, если оно принято на основании достоверной информации, поэтому статистика имеет огромное значение в управлении экономическим и социальным развитием страны. При принятии решения на высоких уровнях управления должны учитываться только самые точные, полные, правдивые и правильно проанализированные данные.

Для исследования состояния отдельных регионов, фирм, отраслей, предприятий и социально-экономического развития страны созданы специальные для этого органы, которые составляют статистическую службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 399 "Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики" утверждено Положение о Федеральной службе государственной статистики и внесены некоторые изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 188 "Вопросы Федеральной службы государственной статистики". В частности, руководство деятельностью Федеральной службы государственной статистики осуществляет Правительство Российской Федерации .

Для того чтобы получить такую обобщенную информацию, нужно правильно проводить статистические наблюдения и сбор данных, качественно их обобщать и представлять в удобной и наглядной форме. Статистические показатели объединяют данные всеобщего наблюдения по совокупности единиц. Все показатели используются как местными органами власти, так и Правительством страны, лежат в основе межправительственных соглашений. Отсюда следует, что несомненно должна создаваться официальная государственная статистика - система организаций, которые будут отвечать за сбор данных, их обработку, обобщение по определенным критериям, за их достоверность и полноту.

Полностью система государственной статистики в России сложилась еще во второй половине XIX века. Ранее главным органом государственной статистики являлся Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), в настоящее же время Федеральная служба государственной статистики (Росстат) .

В Российской федерации в каждом субъекте существует свой региональный комитет по статистике. Отсюда следует, что структура органов государственной статистики совпадает с административным делением страны. Районные или городские отделы государственной статистики, которые есть в административных районах краев, областей, а также в административных районах крупных городов, таких, как Москва, Санкт-Петербург являются самым низшим звеном статистики.

В статистических сборниках публикуются статистические данные о численности и составе населения, о структуре экономики и результатах ее работы за период, состоянии рынка труда, уровне цен и их изменениях, заработной плате и совокупных доходах населения и т.д. Статистические сборники делятся на два вида: универсальные и специальные, в которых детально разобрано состояние какой-либо сферы. Примером универсального статистического сборника могут служить краткий статистический ежегодник "Россия в цифрах в... году" или полный "Статистический ежегодник Российской Федерации за... год", к этому типу изданий можно отнести и двухтомник "Регионы России". Универсальные сборники издаются ежегодно Росстатом России.

К специализированным статистическим сборникам относятся: "Социальное положение и уровень жизни населения России" (ежегодник), "Демографический ежегодник России", "Промышленность России", "Цены в России", "Национальные счета России в... году" и др.

Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, Петербургкомстат издает ежегодник "Санкт-Петербург в... году" и "Ленинградская область в... году". Комитет по статистике Москвы - статистический сборник "Москва в цифрах, ... год" (краткий), "Москва в... году". В регионах издаются и специализированные статистические сборники.

Территориальный орган государственной статистики относится к системе федеральных органов исполнительной власти, а региональные комитеты статистики входят в структуру местных органов власти. Действенность и качество статистических работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработки и хранения статистических данных. В каждом областном, краевом или республиканском комитете по статистике есть свои вычислительные центры. Самый мощный вычислительный центр имеет Росстат России. Все наболее важное значение приобретают локальные вычислительные сети, которые связывают банки данных статистических служб, иных держателей региональной и федеральной информации. Главными функциями всех статистических органов являются сбор, обработка, анализ и представлении готовых данных в удобном для пользователя виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и его конторами на местах, Министерством финансов РФ (Минфином) и его местными органами, Министерством экономического развития, торговли и туризма, Министерством по труду и социальной защите населения РФ и т.д.

Автор отмечает, что существуют требования к организации государственной статистики как несомненно важного звена в системе управления, состоящие в создании подходящей технологии взаимодействия с объектами - источниками первичной информации, и со структурами - потребителями обработанных официальной статистикой данных, а также в создании механизмов их реализации, которые нужны для устранения информационной деформации, возникающей время от времени. Это возможно благодаря общегосударственному статусу, ресурсам и авторитету официальной статистики, обеспечиваемой взаимоприемлемой методологией, и координации статистической работы в целом по стране.

Научно-обоснованный подход к организации государственной статистики представляет собой оптимизацию построения систем сбора, обработки, хранения и передачи обобщающих данных, необходимых и достаточных для количественно-качественной характеристики, и установления закономерностей развития наблюдаемых социально-экономических явлений (как в целом по стране, так и по ее территориям, административным, ведомственным, корпоративным, общественным и другим институциональным образованиям).

В организацию государственной статистики нарядус выбором ее изначальных принципов, приоритетов и обоснования функциональных систем сбора, обработки, хранения и передачи данных, входит и решение ряда вопросов, связанных с разработкой и реализацией целевых статистических программ и программ управления ими (так называемых программ статистического менеджмента), а также определение структуры и форм управления статистическими организациями, их задач и функций, формирование штатных расписаний, подбора и расстановки кадров, а кроме того их подготовка и переподготовка, определение, разработка и развитие информационного, программного и технического, финансового и других форм обеспечения статистических работ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План:

Понятие статистики

Система государственной статистики РФ, её задачи, функции

Предмет статистики

Метод статистики

Теория статистики как научная дисциплина

Список литературы

1) Понятие статистики.

Статистика -- одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета.

Первые учетные операции проводились еще в глубокой древности. Вначале они были довольно примитивны, нерегулярны и направлены главным образом на получение данных о численности населения, его составе и имущественном положении. Эти данные использовались прежде всего при налогообложении и в военных нуждах.

По мере развития производительных сил в обществе возрастал интерес к различного рода знаниям, расширялся круг учитываемых явлений и собираемых о них сведений; усложнялись сами учетные операции, они стали более регулярными. Постепенно накапливался опыт, появлялись рекомендации о том, каким образом организовать отдельные учетные операции и обработать собранные сведения, чтобы обобщить их и выявить различные закономерности.

Так постепенно сформировалась отрасль знаний, названная впоследствии «статистикой». Ее возникновение связано с потребностями общества в различного рода сведениях, информации, без которых невозможно управлять государством, изучать отдельные явления и процессы, происходящие в различных областях жизни, сферах деятельности.

Есть основания полагать, что термин «статистика» произошел от латинских слов stato (государство) и status (положение вещей, политическое состояние). В середине XVIII в. под статистикой подразумевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримечательностях. В научный обиход этот термин ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль, представитель описательной школы государст-воведения. В 1746 г. он предложил заменить название курса «Госу-дарствоведение», преподававшегося в университетах Германии с 1666 г., на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях.

Статистикой часто называют совокупность сведений (фактов) о разных явлениях в той или иной стране или ее регионах, например: статистика населения, статистика рождаемости и смертности, статистика труда, статистика уровня жизни, статистика промышленности и других отраслей экономики, статистика финансов и т.п.

Такие сведения обычно публикуются в специальных изданиях, справочниках. В России в настоящее время основным официальным изданием является «Российский статистический ежегодник» (в сокращенном варианте «Россия в цифрах»). Кроме того, издается целый ряд тематических справочников.

Статистика как совокупность сведений о той или иной стране наиболее близка к понятию «государствоведение». Вместе с тем современная статистика существенно отличается от «государство-ведения» прошлых лет как полнотой и разносторонностью содержащихся в ней сведений, так и характером последних.

В частности, к статистике относят сведения только о том, что имеет количественное выражение. Например, к статистике не относят сведения о государственном устройстве страны или о том, какой язык в ней признан государственным; но сведения о том, сколько в мире государств с тем или иным политическим устройством, формой правления (монархий, республик разного типа и пр.), относят к статистике, так же как и сведения о том, сколько жителей страны пользуется тем или иным языком в качестве разговорного.

Отметим еще одну особенность сведений, составляющих статистику в рассматриваемом значении.

Все они относятся не к единичному (индивидуальному) явлению, а к совокупности, состоящей из множества элементов. Другими словами, статистику интересуют только такие сведения об индивидуальных явлениях, на основе которых можно получить сводные данные. Например, регистрируя каждый случай рождения или смерти, можно получить сводные данные по стране (или ее регионам) о числе родившихся и умерших, об уровне рождаемости и смертности.

Под статистикой понимают также процесс получения сведений с последующей их обработкой. В этом смысле статистика -- практическая деятельность людей, направленная на сбор, обработку и анализ массовых данных, относящихся к тем или иным сферам общественной жизни.

Сбор сведений в целях обобщения ведется в разных масштабах. Например, врач может вести статистику своих пациентов, чтобы обобщить опыт лечения; учитель может вести статистику своих учеников (их успеваемости), чтобы определить, какова результативность того или иного метода обучения, и т.д. Однако сбор сведений или статистической информации, касающейся всего государства или отдельных его регионов, возлагается на специальные органы -- органы государственной статистики и органы ведомственной статистики, которые в совокупности можно назвать ста- ,. мистической службой.

2) Система государственной статистики РФ, её задачи, функции.

Главным, центральным органом государственной статистики в России является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). В соответствии с административным делением страны образована и система местных органов -- комитетов по статистике (в республиках, автономных областях, краях и округах, а также в областях, Москве и Санкт-Петербурге -- комитеты государственной статистики, в других городах (районах) -- управления (отделы) государственной статистики).

Госкомстат России осуществляет руководство всей статистической деятельностью в стране, организует сбор, обработку и анализ данных о развитии национальной экономики и представляет Президенту, Правительству, Федеральному собранию и другим федеральным органам власти официальную статистическую информацию о социально-экономическом состоянии страны.

Госкомстат России обеспечивает единство методологии учета и статистики в стране, разрабатывает формы отчетности, проводит (с помощью местных органов государственной статистики) переписи населения, осуществляет единовременный учет различных объектов исследования, публикует статистические данные о социально-экономическом развитии страны и ее регионов.

Наряду с государственной существует и ведомственная статистика. Она организована на отдельных предприятиях, фирмах, в министерствах и ведомствах в целях получения, обработки и анализа статистической информации, необходимой для оперативного руководства и управления деятельностью соответствующих подведомственных производственных и других единиц, а также для ее планирования.

3) Предмет статистики

Государствоведение и политическая арифметика развивались каждая своим путем, используя свои методы в исследованиях. Но предмет изучения у них был общий -- государство, общество, а также массовые явления и процессы, происходящие в нем.

Можно сказать, что статистика, родившись в связи с необходимостью решения практических государственных и хозяйственных проблем, сформировалась как наука в результате синтеза государствоведения и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода закономерности в исследуемых явлениях.

Однако ни представители государствоведения, ни представители политической арифметики не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики. Эта задача была решена позднее, в XIX в., известным бельгийским ученым Адольфом Кетле (1796--1874), математиком по образованию, много лет возглавлявшим национальную статистику Бельгии. Именно он дал определение предмета статистики (массовые явления, связанные с жизнью общества, государства), увидел в ней орудие социального познания, раскрыл суть методов статистики.

Статистика изучает, как правило, массовые явления, т.е. такие явления, которые состоят из множества отдельных элементов или фактов.

Каковы отличительные особенности массового явления?

Каждый элемент такого множества обладает как индивидуальными (отличающимися) признаками, так и общими (сходными). Например, изучая результат промышленного производства за тот или иной период, мы рассматриваем множество промышленных предприятий, каждое из которых имеет свои индивидуальные признаки, такие, как численность работников, стоимость основных фондов, ассортимент выпускаемой продукции, размер прибыли и т.п. В то же время все эти предприятия как единицы множества обладают общим признаком -- все они являются промышленными (а не сельскохозяйственными или строительными).

Другими словами, все единицы множества, изучаемого статистикой, как правило, однокачественны по сути.

Характеристики (показатели) одного из элементов массового явления не могут быть получены на основе характеристик других единиц (элементов), поскольку индивидуальные характеристики у разных элементов множества полностью или частично независимы.

Изучаемые статистикой массовые явления в виде множества однокачественных единиц с отличающимися индивидуальными признаками называют статистическими совокупностями.

Это может быть, например, совокупность населения или отдельных его контингентов (трудоспособное население, пенсионеры, городское или сельское население и т.п.), совокупность промышленных предприятий (строительных, сельскохозяйственных, торговых и пр.), совокупность работников (на отдельном предприятии, в отрасли или секторе экономики), совокупность банков и т.д.

Другими словами, массовые явления находят свое оформление, выражение в статистических совокупностях.

Исходя из этого можно сказать, что предметом статистики являются различные статистические совокупности, исследование которых связано с количественной характеристикой и выявлением присущих им закономерностей.

Каждая наука оперирует определёнными понятиями, категориями.

Статистическая совокупность -- одно из главных понятий статистической науки. С этим понятием непосредственно связаны и другие, такие, как единица совокупности, признаки единиц совокупности, вариация признаков, статистическая закономерность и т.д.

Элементы, множество которых образует изучаемую статистическую совокупность, называют ее единицами. Так, например, при изучении совокупности фермерских хозяйств (в целом по стране или в отдельном регионе) единицей совокупности будет отдельное фермерское хозяйство; при переписи населения -- отдельный человек; если изучается совокупность семей, то каждая семья является единицей совокупности (единицей наблюдения) и т.п.

Каждая единица совокупности может быть охарактеризована разного рода качественными (атрибутивными) и количественными признаками. Например, каждое фермерское хозяйство можно охарактеризовать такими признаками, как площадь предоставленного земельного участка, поголовье скота (птицы), производство продукции (в натуральном и стоимостном выражении), рентабельность продукции и т.п., а каждого человека при переписи населения -- такими признаками, как пол, возраст, национальность, семейное положение, место работы (или источник доходов), размер заработной платы (или дохода) и т.п.

Если определенный признак имеет разные значения у отдельных единиц совокупности, то говорят, что он варьирует или имеет некоторую вариацию. Такие признаки, варьирующие от единицы к единице, составляют отличительную черту статистической совокупности, делающую ее предметом изучения статистики, и называются статистическими.

Любое статистическое исследование, т.е. исследование статистической совокупности, начинается с изучения отдельных единиц совокупности, с регистрации у них тех или иных признаков, знание которых необходимо для достижения цели исследования, для выявления различных закономерностей.

Статистика, как правило, оперирует числовыми данными, которые обусловлены влиянием множества различных факторов, причин, одни из которых являются главными, существенными, а другие -- случайными.

Абстрагироваться от случайного и выявить типичное, закономерное -- основная задача статистики, и эту задачу можно решить только на основе массовых данных. По единичному факту нельзя выявить закономерность, поскольку единичное явление несет на себе влияние случайного фактора. Только исследуя массу явлений, путем обобщения можно выявить, измерить и познать те или иные закономерности, например закономерность в распределении единиц совокупности по какому-то признаку (доля мальчиков и девочек в общей численности родившихся за год), или определить средний уровень какого-либо количественного показателя (среднюю заработную плату в той или иной отрасли, среднюю производительность труда, среднюю рентабельность продукции в отдельных отраслях и т.п.).

Закономерность, выявленная на основе массового наблюдения, т.е. проявившаяся в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности, называется статистической закономерностью.

В одних случаях существование определенной закономерности в изучаемых явлениях можно теоретически предположить, рассуждая логически и опираясь на знание сущности рассматриваемых явлений. Например, очевидно, что при внесении удобрений в почву урожайность сельскохозяйственных культур возрастает, при повышении цен на определенный товар спрос на него уменьшается и т.д. В этих случаях задача статистики -- не только подтвердить существование предполагаемой зависимости, но и измерить ее, т.е. определить меру изменения одного показателя в зависимости от изменения другого.

В других случаях статистическую закономерность легко установить эмпирически при обработке массовых данных. Например, таким путем было выявлено, что при увеличении дохода семьи в ее бюджете снижается доля расходов на питание.

Статистические закономерности обнаруживаются при массовом наблюдении благодаря действию так называемого закона больших чисел, который выражает диалектику случайного и необходимого. Сущность закона больших чисел заключается в том, что по мере увеличения числа наблюдений влияние случайных факторов (причин), определяющих значение признака у единиц совокупности или отношение между численностями единиц с определенными признаками, взаимопогашается в сводных (общих) характеристиках совокупности (например, в средних величинах) и на поверхность выступает действие основных факторов, которые и определяют закономерность.

Таким образом, массовое наблюдение -- основа статистики и одна из составляющих ее метода.

4) Метод статистики

Однако недостаточно только провести массовое наблюдение, чтобы выявить те или иные закономерности.

Результаты наблюдения подвергают обработке, сводке, что позволяет выделить во всей совокупности различные типы, группы единиц и затем для всей совокупности и отдельных ее частей рассчитать обобщающие показатели (характеристики).

Массовое наблюдение, группировка и сводка его результатов, вычисление и анализ обобщающих показателей -- все это вместе составляет специфический метод статистики.

К какой бы области ни относился предмет статистики (население, промышленность, торговля и т.п.), метод ее везде одинаков, т.е. везде используются массовое наблюдение, группировки и обобщающие показатели, в которых, благодаря действию закона больших чисел, взаимопогашается влияние случайных причин и выявляется типичное и закономерное. Иначе говоря, метод статистики обусловлен спецификой ее предмета.

5) Теория статистики как научная дисциплина

В процессе развития статистики как науки возникли следующие самостоятельные научные дисциплины:

* отраслевые статистики, в которых освещаются сущность и методология расчета показателей, используемых при изучении соответствующей отрасли;

* экономическая статистика, в которой раскрывается сущность и методология исчисления показателей, используемых при статистическом изучении экономики в целом;

* общая теория статистики (или теория статистики), в которой освещается статистическая методология, статистический метод, общий для всех отраслевых статистик.

Именно в общей теории статистики рассматриваются приемы и правила сбора, обработки и анализа информации, проводимые с целью:

* получить итоговые данные по совокупности;

* определить структуру совокупности и соотношение отдельных ее частей;

* изучить особенности распределения единиц совокупности по отдельным признакам;

* определить среднюю величину того или иного количественного показателя и его вариацию;

* выявить взаимосвязи между отдельными показателями (признаками);

* изучить динамику отдельных показателей (как единичных, так и агрегированных) и т.д.

Общая теория статистики -- методологическая наука, наука о методе, который применим для выявления закономерностей в любой области, где выводы строятся на основе массового наблюдения, где имеет место вариация признака у единичных элементов совокупности, где общие закономерности могут проявиться только через взаимопогашение случайностей у отдельных единиц.

В статистике, имеющей дело с количественными показателями, естественно применение математики. Так как выводы статистики основаны на большом числе единичных случайных явлений (событий), она неизбежно соприкасается с теорией вероятностей, которая изучает законы случайных величин.

В результате взаимодействия теории вероятностей с другими приемами математики возникла самостоятельная научная дисциплина -- математическая статистика, в которой на основе математической логики и строгих доказательств рассматриваются различные вероятностные модели распределения случайных величин, их взаимосвязи, дается оценка выборочных данных и т.п.

В статистике, как и в любой другой науке, математика служит средством, инструментом исследования, о чем в свое время сказал известный русский статистик А.А. Чупров (1874--1926). По его словам, математика «предоставляет в распоряжение исследователя богатый набор усовершенствованных рабочих инструментов», с помощью которых он может более глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений и обнаружить присущие им закономерности.

Список литературы

Учебник «Теория статистики », Под редакцией профессора Г.Л. Громыко

Подобные документы

    Понятие и предмет статистики, теоретические основы и категории, взаимосвязь с другими науками. Объект и метод изучения статистики. Основные задачи, принципы организации и функции государственной статистики в РФ. Примеры статистической закономерности.

    лекция , добавлен 02.03.2012

    Задачи статистики и основыне принципы ее организации в рыночной экономике. Федеральная служба государственной статистики, ее функции и основные публикации. Система показателей (порядок расчета) демографической статистики рождаемости, смертности, миграция.

    реферат , добавлен 17.12.2009

    Изучение предмета, задач, методов исследования (наблюдение - сплошное, выборочное; группировка, обобщающие показатели) социальной-экономической статистики в условиях рынка. Ознакомление с организационной и информационной базами государственной статистики.

    реферат , добавлен 10.05.2010

    Статистическая методология и статистические показатели. Принципы организации статистики, его роль в плановой и рыночной экономике. Реформирование казахстанской статистики. Формы статистического наблюдения. Статистические отчетность, сводка и переписи.

    курс лекций , добавлен 11.02.2010

    Основные цели и функции государственной статистики в РФ. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи информации. Оценка эффективности деятельности территориального органа Федеральной службы государственной статистики Вологодской области.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    История развития статистики в России. Деятельность видных ученых в развитии статистики как науки. Основные задачи статистики. Общая теория статистики, экономическая статистика, социальная статистика. Отраслевая статистика.

    реферат , добавлен 12.12.2006

    Краткая история зарождения и развития статистики как науки. Предмет изучения и характеристика основных задач статистики. Статистические методы сбора и обработки данных для получения достоверных оценок и результатов. Источники статистических данных.

    лекция , добавлен 13.02.2011

    Понятие статистики как научного направления, предмет и методы ее изучения. Методы организации государственной статистики в РФ и международной практике, требования к данным. Сущность и порядок реализации корреляционно-регрессивного анализа и связей.

    учебное пособие , добавлен 07.02.2010

    Статистика как одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета. Развитие статистики как науки. Определение предмета статистики. Статистическое наблюдение как этап статистического исследования. Методы и показатели статистики.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    История возникновения и развития статистики. Предмет, основные понятия и категории статистики. Методы сбора, обобщения и анализа статистических данных. Экономическая статистика и ее отрасли. Современная организация статистики в Российской Федерации.

Правильность любого управленческого решения во многом зависит от той информации, на основе которой оно принято, поэтому статистика играет важную роль в управлении экономическим и социальным развитием страны. Только точные данные должны приниматься во внимание на высоком уровне управления.

В основу организации статистической работы в России положены следующие принципы:

  • 1. централизованное руководство статистикой;
  • 2. единые организационное строение и методология;
  • 3. неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.

В соответствии с государственным устройством и административно-территориальными образованиями Российской федерации создана единая система государственной статистики, которая проводит работу по единым плану и методологии. Методология статистических показателей, формы, методы сбора и обработки статистических данных, устанавливаемые, Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.

В Российской Федерации функции статистической службы выполняют органы государственной статистики и ведомственной статистики. Высшим органом управления статистикой в нашей стране является Федеральная служба государственной статистики сокращенно ФСГС. Она была создана в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «Структура федеральных органов исполнительной власти».

Федеральная служба государственной статистики является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации. Она находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Функции Федеральной службы государственной статистики являются:

  • 1. представление в установленном порядке статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, органам государственной власти, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;
  • 2. разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;
  • 3. разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
  • 4. сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;
  • 5. контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства РФ в области государственной статистики;
  • 6. развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;
  • 7. обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;
  • 8. реализация обязательств РФ, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

В своей основной деятельности ФСГС руководствуется федеральными статистическими программами, эти программы создаются федеральными органами исполнительной и законодательной власти.

Задача статистических органов: обеспечение гласности и доступности общей информации, гарантия достоверности, точности и правдивости учтенных данных.

Эта было основная задача статистических органов. Теперь рассмотрим задачи ФСГС:

  • 1. представление официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям;
  • 2. координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, обеспечение условий для использования указанными органами официальных статистических стандартов при проведении ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;
  • 3. разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов;
  • 4. гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;
  • 5. предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов РФ, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других статистических материалов.

Наряду с государственными статистическими службами существует ведомственная статистика, которая ведется в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в объединениях и фирмах различных отраслей экономики. Ведомственная статистика занимается сбором, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для руководства, принятия управленческих решений, планирования деятельности предприятия или органа власти.

К этой работе привлекаются специалисты в области статистики, математики, бухгалтерского учета и экономического анализа, менеджеры и технологи.

Таким образом, перед органами государственной и ведомственной статистикой стоит очень важная задача теоретического обоснования объема и состава статистической информации, которая соответствовала бы современным условиям развития экономики, способствовала рационализации в системе учета и статистики и минимизированию затрат на выполнение этой функции.

Тема 2. Организация статистики в Российской Федерации.

Вам предстоит изучить следующие основные вопросы темы:

    Структура организации статистики в РФ

    Задачи и функции органов статистики

    Информационно-вычислительная сеть статистики (ИВСС)

Занятие 3. Организация статистики

Организация статистики в развитых странах представлена сетью государственных статистических учреждений, которые с учетом потребностей государства необходимы для улучшения экономической конъюнктуры, составления бюджета, для проведения мероприятий по налогообложению и государственно-монополистическому регулированию. Функции, выполняемые государственными статистическими учреждениями развитых стран однородны, а формы организации статистики различны по степени централизации (децентрализации).

Центральными статистическими учреждениями являются: во Франции – Национальный институт статистики и экономических исследований; в Японии – Статистическая комиссия; в Великобритании и ФРГ – Центральное Федеральное статистическое управление. Эти учреждения исполняют роль координирующих центров при разной степени децентрализации сбора статистических данных.

Организация статистики в России в качестве системы государственных учреждений началась с XIXвека. В 1858 году был образован Центральный статистический комитет (ЦСК), который утверждался как вневедомственный орган, объединяющий всю работу, связанную со статистикой. Однако централизованная система государственной статистики в этот период не сложилась. Отсутствовали статистические учреждения на местах, при этом в ряде министерства (Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Министерство финансов) статистика была поставлена лучше, чем в ЦСК. С конца 60-х – начала 70-х годовXIXвека началась активная деятельность земской статистики. Ее основная задача состояла в изучении пореформенной России. Земская статистика явилась примером развития альтернативной статистики. В советский период государственная статистика была представлена системой учреждений, построенной по административно-территориальному принципу. В настоящее время центральный орган государственной статистики – Государственный комитет по статистике Российской Федерации (Госкомстат РФ). В республиках, краях, областях имеются управления или комитеты государственной статистики, в административных районах – районные службы государственной статистики. Государственная статистика получает данные установленной отчетности от предприятий, организаций, проводит специальные обследования, переписи. Однако система государственной статистики не получает первичной информации от финансовых, таможенных, банковских учреждений, а пользуется лишь сводной информацией, которую представляют соответствующие ведомства.

    Задачи и функции органов государственной статистики

Государственная статистика представляет собой одно из важнейших межотраслевых звеньев в системе управления экономикой страны. Она призвана решать задачи, обеспечивающие изучение массовых явлений и позволяет выявлять их сложные взаимосвязи и взаимодействия, а также давать научно обоснованную оценку функционирования и развития экономики.

Основными задачами государственной статистики являются:

    сбор, обработка и представление необходимой статистической информации различным пользователям о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий;

    разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;

    гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;

    координация статистической деятельности органов управления экономикой и обеспечение проведения ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;

    предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении страны, отраслей и секторов экономики.

Государственная статистика служит базой для организации в стране статистической информационной системы. Органы государственной статистики осуществляют свою работу, руководствуясь тем, что система учета и статистики в РФ является одним из важнейших рычагов государственного управления развитием экономики. Госкомстат РФ выполняет функцию обратной связи по отношению к органам управления, предоставляя им всю необходимую информацию о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий и организаций.

Наглядно представить функции органов государственной статистики в системе управления экономикой можно следующим образом (Рисунок 1):

Рисунок 1

Под объектом управления понимается элемент систем, который для нормального функционирования нуждается в систематическом контроле и регулировании. Объектами управления выступают отрасли экономики их предприятия и организации, являющиеся объектами статистического наблюдения.

Для управления ими создателя управляющая система, которая обеспечивает их своевременное приведение к нормальному функционированию. Органы управления воздействуют на объекты управления посредством прямой связи (задания) и обратной связи (отчетность) через органы государственной статистики.

Органы государственной статистики, информируя органы государственного управления о деятельности во всех отраслях экономики, выполняют важные сигнальные функции, выражающиеся в том, что управляющая информация в виде заданий была принята и намечаемые действия объектов управления зафиксированы исходя из фактического положения – выполнения или не выполнения ими этих заданий.

Органы государственной статистики, образующие систему Госкомстата РФ, проводят свою работу на основе общих принципов, единой методологии и организации государственной статистики. Основной их целью является осуществление централизованного руководства делом учета и статистики в стране. Система Госкомстата РФ охватывает всю Россию, ее органы имеются во всех административно-территориальных образованиях страны.

Органы государственной статистики собирают и обрабатывают статистическую информацию от сотен тысяч промышленных предприятий, строек, сельскохозяйственных предприятий, десятков тысяч культурных, бытовых и других учреждений и организаций независимо от форм собственности. Эта информация отличается огромным разнообразием, массовостью и различной периодичностью поступления. Она формируется на базе примерно 250 форм статистической отчетности, а также на основе выборочных обследований и переписей.

При обработке всей статистической отчетности указанных объектов осуществляется несколько сотен миллиардов вычислительных операций в год. Для выполнения такой огромной работы Госкомстат РФ располагает разветвленной сетью вычислительных установок по сбору и обработке информации. Применение в ней различных средств вычислительной техники придает статистической информационной системе человеко-машинный характер с определенным уровнем автоматизации обработки статистической информации.

    Структура органов государственной статистики

Организационная структура системы государственной статистики построена в соответствии с административно-территориальным делением страны и включает три уровня: федеральный ,региональный (республики в составе РФ, края, области и национальные округа) иместный (районный или городской).

Централизованное руководство работой органов государственной статистики на федеральном уровне осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат РФ), который является главным учетно-статистическим центром и относится к центральным органам РФ, обеспечивая статистической информацией Правительство, Федеральное Собрание, федеральные органы исполнительной власти, а также широкую общественность и международные организации.

На Госкомстат РФ возлагается ответственность за своевременную объективную и достоверную обработку и представление статистической информации указанным органам и общественности на федеральном, отраслевом и региональном уровне на основе единой научной методологии.

Госкомстат РФ руководит организацией учетно-статистических работ на всей территории страны, в частности, работой 89 региональных комитетов по статистике, которые выполняют те же самые функции, только для своего уровня.

В состав региональных комитетов входят около 2300 районных (городских) управлений (отделов) статистики, являющихся первичными организациями системы государственной статистики. Районные (городские) органы статистики, находясь в непосредственной близости и постоянном информационном контакте с предприятиями и учреждениями, оказывают им методологическую помощь в организации учета и отчетности и являются основными источниками информации об их деятельности. Они собирают и обрабатывают информацию о работе всех сельскохозяйственных предприятий, а также промышленных, строительных, транспортных и торговых предприятий, предприятий бытового обслуживания, органов просвещения и здравоохранения района или города.

Все органы государственной статистики работают по единой методологии и единому плану статистических работ, утвержденными вышестоящими органами. Каждая статистическая работа, включенная в этот план, характеризуется объектом статистического наблюдения, составом показателей, формами отчетности, а также способами и периодичностью их поступления и разработки.

Статистические органы Госкомстата РФ построены по функционально-отраслевому принципу и организационно состоят из центрального аппарата, представленного управлениями отраслей статистики, вычислительного центра (ВЦ) и научно-проектного института статистической информационной системы РФ.

В состав центрального аппарата Госкомстата РФ входят следующие управления:

    статистики и планирования;

    национальных счетов;

    статистики предприятий и структурных обследований;

    сводной информации и региональной статистики;

    статистики цен и финансов;

    статистики уровня жизни и обследований населения;

    статистики труда;

    статистики населения;

    статистики промышленности;

    статистики услуг, транспорта и связи;

    статистики основных фондов и строительства;

    статистики внутренней и внешней торговли;

    статистики окружающей среды и сельского хозяйства;

    статистики зарубежных стран и международного сотрудничества.

В их функции входят разработка необходимой статистической методологии и анализ статистических материалов (аналитическая работа).

Разработка методологических материалов производится на основе анализа информационных потребностей органов управления и других пользователей статистической информации. Работа заключается в построении и совершенствовании системы статистических показателей и методов их исчисления, в подготовке бланков статистических форм и инструкций по их заполнению и представлению, а также в постановке статистических задач с целью их автоматизированного решения.

Аналитическая работа выражается в подготовке аналитических записок, бюллетеней, экспресс-информации, пресс-выпусков и прогнозов для руководящих органов по всем отраслям экономики. Для этого широко используются сводные статистические отчеты и накапливаемые динамические ряды статистических данных за ряд лет.

Занятие 4. Информационные технологии в статистике

    Информационно-вычислительная сеть статистики

Органы Госстатистики располагают развитой вычислительной сетью, оснащенной современными средствами вычислительной техники, средствами связи, организационной и множительной техникой. Накоплен большой опыт в области применения ЭВМ для выполнения статистических работ. Наряду со сбором, обработкой, передачей и хранением статистической информации, десяткам тысяч предприятий, организаций, фирм, агрофирм, институтов оказываются вычислительные услуги на коммерческой основе.

Вычислительная сеть Госкомстата – это примерно 2300 вычислительных установок различного уровня. На государственном уровне – это вычислительный центр (ВЦ). Вычислительные подразделения имеются во всех регионах в рамках соответствующих комитетов статистики, а на районном (городском) уровне функционируют вычислительные подразделения в рамках районных (городских) управлений статистики.

Основными функциями ВЦ Госкомстата РФ являются сбор, обработка и выдача в установленные сроки сводной статистической отчетности отраслевым управлениям центрального аппарата, различным органам управления.

Организация машинной обработки статистической информации осуществляется двумя группами подразделений: в одной – собирают первичную и выпускают сводную статистическую отчетность (отделы информационного обеспечения по статистике), в другой – осуществляют непосредственную машинную обработку статистической информации (отделы подготовки и передачи данных, эксплуатации различных технических средств, размножения и др.).

На ВЦ совместно с научно-исследовательским и проектным институтом Госкомстата РФ возложена также задача по разработке проектов автоматизации статистических задач, их апробации и внедрению (отделы проектирования машинной обработки информации).

Структура, задачи и функции региональных управлений статистики во многом схожи со структурой ВЦ Госкомстата РФ. В подразделениях информационного обеспечения статистики-экономисты, кроме подготовки и выпуска статистических данных, занимаются еще и аналитической работой с целью обеспечения необходимой информацией местных органов управления.

Функциональные отделы, занимаясь непосредственной машинной обработкой статистической информации, выполняют те же самые функции, но в зависимости от объемов обрабатываемой информации могут быть укрупнены или разукрупнены.

Районные (городские) управления (отделы) статистики, входящие в состав региональных комитетов, строятся в соответствии с типовыми структурами организаций данного уровня.

Организационная структура ВЦ Госкомстата РФ (региональных комитетов статистики) может быть представлена в виде обобщенной схемы (рисунок 2). Она состоит из нескольких групп подразделений, объединяющих проектные, технологические, производственные и обслуживающие отделы.

Организационная структура ВЦ Госкомстата РФ (региональных комитетов статистики)

Начальник ВЦ

Зам. нач. ВЦ

по проектированию

Зам. нач. ВЦ

по статистике

Зам. нач. ВЦ

по производству

Отдел проектирования

и внедрения информ. технологий

Отдел по статистике

цен и финансов

подготовки данных

Отдел по статистики

Отдел эксплуатации технических средств

Отдел организации

информац. обеспечения и БД

хранения программного обеспечения

Отдел по статистики

населения

Отдел технического обслуживания и т.д.

Отдел по статистики

промышленности

Отдел по статистики

торговли

Отдел по статистики

сельского хозяйства и т. д.

Рисунок 2

В первую группу входят отделы, осуществляющие проектирование машинной обработки информации и ее внедрение.

Отдел проектирования и внедрения информационных технологий определяет выбор комплекса технических средств, устанавливает вид и структуру используемых машинных носителей, разрабатывает варианты технологии обработки данных, затем производит разработку алгоритмов и машинных программ, составляет проекты и осуществляет их экспериментальное внедрение.

Отдел организации информационного обеспечения и баз данных осуществляет сбор, организацию хранения и выдачу всей справочной, нормативной, плановой и другой постоянной информации, необходимой для решения задач, а также производит контроль за их изменениями и своевременной корректировкой этой информации. Кроме того, он проводит работы по унификации статистической отчетности, приспособлению ее к требованиям машинной обработки, разработке и ведению локальных и общегосударственных классификаторов, разработке методических указаний по их применению.

В состав этой группы входит также отдел по ведению и хранению программного обеспечения, занимающийся внедрением программ на всех уровнях вычислительной сети Госкомстата.

Во вторую группу входят отделы информационного обеспечения различных отраслей статистики, которые занимаются подготовкой статистических отчетов для обработки с помощью различных технических средств. Они анализируют и контролируют формируемые результатные статистические данные, организуют вопросы к источникам информации при обнаружении отклонений в процессе организации обработки информации, составляют документы на корректировку информации, осуществляют размножение результатов статистических данных, окончательное их оформление и передачу потребителям. Эти отделы также участвуют в создании экономико-статистического описания постановок задач с целью их автоматизированного решения, оказывают помощь в работе соответствующих низовых органов статистики: осуществляют контроль их работы по организации статистических разработок, соблюдению методологии учета и отчетности и состоянию отчетной дисциплины.

В третью группу входят отделы, осуществляющие непосредственную машинную обработку информации с помощью различных технических средств.

В отделе подготовки (передачи) данных осуществляется перенос информации с документов на машинные носители и контроль правильности занесения информации на них, а также автоматизированный прием и передача информации по каналам связи.

Отделы эксплуатации технических средств (ЭВМ, компьютеры) обеспечивают ввод и контроль исходной информации в ЭВМ, ее непосредственную обработку и выдачу результатов данных пользователям, а также передачу их по каналам связи.

Отделы технического обслуживания различных технологических средств выполняют техническое обслуживание эксплуатируемой вычислительной техники, обеспечивают ее работоспособность, проводят текущий и профилактический ремонт.

    Назначение классификаторов и их структура

Для обмена статистической информацией между различными уровнями в системе Госкомстата РФ осуществляется разработка и внедрение классификаторов.

Классификатор – это систематизированный свод наименований объектов, т.е. классификационных признаков и их кодовых обозначений.

В зависимости от применения классификаторы делятся на три группы:

    Общегосударственные, используемые во всех отраслях и на всех уровнях управления;

    Отраслевые, используемые в пределах определенной отрасли;

    Локальные, используемые в пределах предприятия (организации) или группы предприятий.

В органах государственной статистики функционирует около 20 общественных классификаторов, относящихся к следующим группам:

    Классификаторы информации о трудовых и природных ресурсах;

    Классификаторы информации о продуктах труда, производственной деятельности и услугах;

    Классификаторы информации о структуре экономики и административно-территориального деления страны;

    Классификаторы управленческой информации и документации.

Рассмотрим структуру ЕГРПО (Единый Государственный Регистр Предприятий и Организаций).

ЕГРПО представляет собой единую систему государственного учета и идентификацию всех субъектов хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 20/04/93г. №47. Субъектами ЕГРПО являются юридические лица, филиалы представительства и др. подразделения предприятий и организаций, индивидуальные предприниматели.

Блок классификационных признаков включает: четырехразрядные коды министерства и ведомств (по СООГУ – Система обозначений органов государственного управления), которым подчинены предприятия; четырехразрядные коды территорий (по СОАТО – Система обозначений административно-территориальных объектов), на которых расположены предприятия, и пятиразрядные коды отраслей экономики (по ОКОНХ – Общегосударственный классификатор отраслей народного хозяйства).

Коды министерств и ведомств по СООГУ построены по серийно-порядковой системе: старшие четыре разряда обозначают конкретное министерство, а младший – форму его подчинения (общегосударственное, местное и т.д.).

Коды территорий по СОАТО построены по позиционной системе кодирования. В данном случае из СОАТО – десятиразрядного кода – чаще всего используются только четыре старших разряда: коды республик, входящих в РФ, краев, областей.

Все вышеперечисленные коды присваиваются предприятию (юридическому лицу) при его регистрации (открытии) согласно видам деятельности, указанным в уставе предприятия.

! Общие выводы к изученной теме:

    Система учета и статистики в РФ является одним из важнейших рычагов государственного управления развитием экономики.

    Организационная структура системы государственной статистики построена в соответствии с административно-территориальным делением страны и включает три уровня: федеральный, региональный и местный.

    Основными функциями ВЦ Госкомстата РФ являются сбор, обработка и выдача в установленные сроки сводной статистической отчетности различным органам управления.

    ЕГРПО представляет собой единую систему государственного учета и идентификацию всех субъектов хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

? Вопросы для самопроверки:

    Что является основными задачами государственной статистики?

    По какому принципу построены статистические органы Госкомстата РФ?

    Каково назначение классификаторов?



 

Возможно, будет полезно почитать: