От изготовителя имеет гарантию качества. Гарантии качества товаров и услуг

Этикет является довольно сложной наукой, которая таит в себе ряд особенностей. Главная тонкость заключается в том, что правила этикета не всегда несут абсолютный смысл. Всё зависит от места, времени и обстоятельств. Постигнув эти правила, каждый человек сможет избежать неловких ситуаций. Обзорная статья на тему "Правила этикета" даст общее представление об этом понятии. Мы поможем сориентироваться в разных жизненных обстоятельствах, когда необходимо проявить свои лучшие качества в общении и поведении.

  • Содержание:

Понятие этикета

Исторические корни самого понятия «этикет» ведут к Франции. В общем смысле данный термин обозначает совокупность закрепленных за определенной культурой требований, которые в каждой отдельной ситуации предъявляются к поведению человека.

Согласно словарному толкованию, этикет - это общепринятые правила поведения в обществе, установленные формы обхождения. Практическая сущность этикета заключается в том, что он позволяет людям пользоваться готовыми правилами поведения , манерами и формами общения с разными людьми.

Первое правило этикета


На протяжении более 40 лет ежегодно отмечается Всемирный День приветствий. Данному событию неспроста уделяется такое внимание. Дело в том, что приветствие - это первое правило этикета.

Если общение проходит с глазу на глаз, то без улыбки не обойтись. Первое впечатление оставляет глубокий след, а другого раза может уже и не быть для исправления мнения о себе. С давних времён уклонение от приветствия считается ярким примером невоспитанности.

Этикет общения

Этикет - это инструмент, который позволяет добиться желаемого от общения с близкими, друзьями или коллегами. Для этого нужно уяснить определенные правила и пользоваться ими на практике.

Любое общение должно начинаться с вежливого приветствия и грамотного обращения. Даже если беседа утомительна или не вызывает интереса, нужно проявить внимание к собеседнику. В этом случае вы обретёте его расположение и сохраните приятное впечатление о себе.

Детали мы подробно изложили в соответствующей статье, добавим лишь ещё пару слов об актуальном сегодня понятии - правилах разговора по телефону.

Телефонный этикет

Даже самый короткий разговор по телефону должен вестись в соответствии с общепринятыми правилами этикета, будь он делового или бытового характера. Сегодня практически у каждого в кармане есть мобильный телефон. Поэтому культура общения по телефону живёт и развивается в ногу со временем.

Общение всегда сближало людей, даже если это просто разговор по телефону. Такая беседа должна вписываться в рамки телефонного этикета . Важно не забывать слова приветствия и прощания, уметь чётко излагать мысли и вовремя останавливаться, давая слово собеседнику.

Нормы этикета изучаются со школьной скамьи и на протяжении жизни. Компании, заботящиеся о своей репутации, проводят даже специальное обучение сотрудников, посвящённое общению по телефону. При осуществлении деловых переговоров на карту выносится не только личный авторитет говорящего, но и имидж организации.

Человек не выходит за рамки социокультурного пространства на протяжении всей жизни. Благодаря установленным правилам поведения , он поддерживает нормальные отношения с окружающими. Это важно для каждого воспитанного человека.

Взаимное уважение можно заслужить, придерживаясь правил вежливости. Неконфликтные люди проявляют сдержанность, не допускают резкости и грубости в своём поведении. Они стараются избегать даже малейших конфликтов и нелепых ситуаций, ежедневно используя азы этикетной науки.

Истинная доброжелательность, бескорыстие, чуткость, вежливость и тактичность - главные качества человека, на которых строится хорошее поведение. Они важны на всех этапах общения и отношений. Такие качества позволят утешить душевную боль, сгладить обиду и вовсе не допустить огорчения.

Хорошие манеры

Овладение хорошими манерами обогащает душевную красоту человека. Они напрямую связаны с правильным воспитанием. Такие манеры проявляются в походке, одежде, мимике, интонации, поступках, обращении с людьми.

Культурный человек должен уметь вести себя сдержанно, скромно, тактично и внимательно по отношению к окружающим. Он должен нести ответственность за свои слова и поступки. Это ключевые качества, на которых строятся хорошие манеры. А они, в свою очередь, регулируются этикетом. В этом и заключается их тонкая связь.

В своё время Гёте сравнивал манеры человека с зеркалом, отражающим его портрет. Эти слова не потеряли смысл и актуальность в современном мире. Окружающие люди всё замечают, они судят о человеке по поведению, которое иногда выдаёт больше, чем хотелось бы. Чтобы быть на высоте, нужно не переставать следить за своими манерами.

Этикет за столом

Собираясь на торжественное мероприятие или званый семейный ужин, на романтическое свидание в кафе или деловую встречу в ресторан, важно не забыть про хорошие манеры и правила этикета за столом . Культурный человек должен их знать, чтобы не ударить в грязь лицом.

Столовый этикет обусловлен рядом особенностей и национальными традициями, но надо помнить хотя бы общепринятые правила. Культура поведения за столом серьёзным образом влияет на впечатление о человеке. Неумение правильно есть, брать еду или пить способно отвернуть от общения с таким человеком.

Современные правила этикета за столом доступны для каждого. Они раскрывают назначение и использование сервировочных предметов, регламентируют нормы поведения во время еды. Владение этой непростой наукой позволит чувствовать себя гораздо увереннее за любым столом.

Этикет в гостях


Может показаться, что гостем быть легко и весело. На самом деле, чтобы стать желанным гостем, нужно уметь красиво себя вести, то есть соблюдать гостевой этикет . Его предписания и тонкости должен усвоить каждый воспитанный человек. Недаром широко распространён термин «персона нон-грата», что в буквальном переводе означает нежеланный гость.

Нужно уметь приходить в званый час, с хорошим настроением, непустыми руками. Уходить также надо вовремя, с благодарностью за приглашение и тёплый приём. Важно уметь вести себя достойно в любой обстановке и компании.

Нормы и правила этикета

Нормы и правила этикета оттачиваются на протяжении столетий. В них вносятся изменения разными народами, которые чтят свои национально-культурные традиции. Несмотря на это, есть и общепринятые установки поведения и общения между людьми.

Каждый воспитанный человек ставит перед собой задачу не только ознакомиться с правилами и нормами этикета, но старается также следовать им. Это важная составляющая внутренней культуры индивидуума.

Основные правила этикета

Сокровищница правил этикета с развитием общества не перестаёт наполняться. В ней можно найти нормы и правила поведения на все случаи жизни. Каждый уважающий себя человек, должен знать хотя бы основные из них. В этой статье мы даём лишь обзор понятия «правила этикета», конкретные примеры вы без труда найдёте в сети.

Следование ключевым этическим правилам упрощает взаимодействие и в целом облегчает жизнь в социуме. Их соблюдение позволяет человеку показать свою воспитанность и образованность.

Правила хорошего этикета

Следовать правилам приличия совершенно не означает, что кто-то должен плясать под чужую дудку. Человек, который по-настоящему уважает себя и окружающих, будет в любой ситуации стараться придерживаться правил хорошего этикета , чтобы не причинить себе и другим людям неудобства. Для этого достаточно освоить простые и полезные правила хорошего тона. Тогда не только личная жизнь, но и окружающая действительность станет краше, добрее.

Применение правил хорошего этикета - это гарантированный успех. Они помогут быстро установить хороший контакт, вызвать правильную реакцию и в целом чувствовать себя уверенно.

Правила этикета в обществе

Человек, являясь социальным существом, должен вести себя в обществе достойно, руководствуясь правилами этикета. Они направлены на то, чтобы поведение было естественным, а не наигранным.

Искренние чувства всегда были ценны. Для их выражения каждый член общества должен стремиться к самосовершенствованию. Внутренняя гармония человека достигается при соединении высокой нравственности с образцовыми манерами, которые вытекают из правил этикета в обществе.

Этикет для девушек, мужчин, детей

Сегодня нечасто вспоминают о временах рыцарства, как благородно настоящие герои относились к женщинам. Где сейчас найти таких джентльменов? Их можно увидеть разве только на киноэкране, чем повстречать в реальной жизни. Настоящие леди тоже встречаются сегодня не часто. Девушка с утонченными манерами редкий гость в наших краях.

Дело в том, что слабый пол сегодня на равных общается с мужчинами. А представители сильного пола боятся или не умеют демонстрировать свою галантность. Гендерные различия стираются, но правила этикета для сегодняшних девушек и мужчин актуальны не меньше, чем в стародавние времена.

Тонкости изящных манер важны не только для взрослых, но и для детей. Они помогут донести правильную модель поведения в обществе. Ребёнок сможет без затруднения общаться со сверстниками, родными и незнакомыми людьми. Овладев правилами хорошего тона, дети научатся вести себя в школе, за столом, в кинотеатре. Их социальная адаптация к взрослой жизни будет происходить безболезненно.

Служебный этикет - это набор целесообразных правил, устанавливаемых в трудовых коллективах, с целью определения поведения сотрудников. Данные правила соответствуют нравственным и моральным принципам. Следование предписанным требованиям должно быть обязательным как для руководящих лиц, так и для подчинённых.


Правила служебного этикета имеют важное значение для поддержания нормального рабочего климата и увеличения производительности труда. Их выполнение имеет фундаментальное значение для стабильного и плодотворного сотрудничества с клиентами и партнёрами.

Служебный этикет предписывает требования к поведению не только внутри своего коллектива, но и при сотрудничестве с внешними субъектами. Поддерживая деловое общение с иностранными партнёрами, нужно знать их правила этикета, традиции и обычаи. Только такие взаимоотношения могут стать долгосрочными выгодными для обеих сторон.

Мы рассказали в общих чертах о правилах этикета и составляющих этого понятия для разных сторон жизни человека. Детали хороших манер в разных обстоятельствах уместно рассматривать раздельно, в подробностях, для каждой ситуации. Невозможно во всех тонкостях отразить правила поведения в одном материале. Поэтому данную статью мы считаем отправной точкой в мир этикета и будем использовать её в качестве содержания для последующих статей на эту тему.

Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже,

Поведение, как моральная категория

Поведение - это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

Понятие линии поведения

Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение - это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет - это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
    • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
    • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

Психология как наука о поведении

Психология - наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, , так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

Поведение, как отражение поступков человека

В зависимости от характера действий человека, можно определить различные .

  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

Есть и другие, более сложные .

  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

Характеристика поведения

Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

  • Врожденное поведение - как правило, это инстинкты.
  • Приобретенное поведение - это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
  • Преднамеренное поведение - действия, осуществляемые человеком сознательно.
  • Непреднамеренное поведение - это действия, совершаемые спонтанно.
  • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

Нормы поведения

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма - это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой - специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения - это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются . Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, , что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Общественное мнение как реакция на поведение человека

Общественное мнение - это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества - это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

Оценка поведения человека

Рассматривая вопрос, , нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

Золотое правило поведения

Кроме того, что все мы знаем общепринятые , существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения - способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

Они устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие по­ступки.

2. Социальные нормы являются правилами поведения общего характера

Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе.

Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, кото­рые предусмотрены правилом.

Словом, социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей.

3.Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения

Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости - государственно-властным принуждением.

Таким образом, социальные нормы - это общие правила поведения, непрерывно дей­ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Виды социальных норм

Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:

1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют­ся на:

- нормы права - общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые госу­дарством;

- нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;

- нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;

Осо­бая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы . Ритуалом называют правило поведения, в кото­ром самым главным является заранее строго заданная форма его ис­полнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.

Несколько позднее в риту­альных действиях стали выделять обряды . Обряды представляли со­бой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых сим­волических действий. В отличие от ритуалов они преследовали опре­деленные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.

- нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;

- политические нормы - это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства.

- экономические нормы - представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

- нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения, ре­гулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

-религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат . «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели­гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистичес­кие (языческие), а потом и монотеистические религии;

2. По способу образования социальныенормы подразделяются на стихийно образован­ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).

3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу­дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).

В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): со­циально-технические и собственно социальные . Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.

Социальные нормы могут складываться стихийно или создавать­ся; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.

Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: 1) единство, 2) различие, 3) взаимодействие, 4) противоречие.

1. Единство права и морали выражается в следующих чертах :

Разновидности социальных норм, т. е. у них одна и та же нормативная основа;

Преследуют одни и те же цели и задачи: социализация общества;

Имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения; требования права и морали к общественным отношениям совпадают. Однако право и мораль регулируют общественные отношения в различном объеме;

Определяют границы должных и возможных поступков субъектов общественных отношений;

Представляют собой надстроечные явления, что делает их социально однотипными в данном обществе;

И право, и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества. Вообще, право - это возведенная в закон мораль.

2. Различие права и морали состоит в следующих характеристиках :

Различные способы установления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются, отменяются, изменяются либо дополняются только государством, т. к. право выражает государственную волю общества. Нормы морали в свою очередь возникают и развиваются спонтанно, в процессе практической деятельности людей. При этом мораль носит неофициальный (негосударственный) характер;

У права и морали различные методы их обеспечения. За правовыми нормами стоит аппарат государственного принуждения, потенциального и возможного. При этом юридические нормы, закрепленные в законах, носят общеобязательный характер. Мораль же опирается на силу общественного мнения. Нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства карательных государственных органов;

Различные формы внешнего выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в юридических актах государства, они группируются, систематизируются. Нравственные нормы в свою очередь не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются, не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей;

Различные характер и способ их воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций моральных ценностей;

Различные характер и порядок ответственности за нарушение соответственно правовых и моральных норм. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер. К нарушителю же моральных норм применяются меры ответственности в форме общественного воздействия.

    Понятие и виды правовых отношений.

ПО – общ-ые отношения, урегулированные нормами права*, участники кот. имеют субъективные права и юр. обязанности. ПО позволяют «перевести» абстрактные юр. нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юр. обязанностей для данных субъектов.

* это исходящее от гос-ва и им охраняемое общеобязательное формально определённое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющ е еся государственным регулятором общ-ых отношений

ПО имеет сложную по составу структуру:

1) субъект ПО - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Признак – правосубъектность (юридически закрепленная возможность иметь П. и О., самостоятельно реализовать их, а также отвечать за результаты своего поведения). Правосубъектность = правоспособность + деесп-ть.

2) объект ПО – 2 точки зрения: 1) это то, на что направлены права и обязанности субъектов ПО, по поводу чего они вступают в юр. связи (сами блага); 2) то, на что данное ПО направлено – поведение субъектов данного ПО, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага (а не сами блага).

3) юр содержание ПО – субъективное право и юр. обязанность. (+ есть мнение, что содержание ПО – это фактическое поведение, направленное на реализацию суб. прав и обязанностей).

Юр. обязанность – мера юр. должного поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица (+ (ВН) необходимость совершать опред. действия или воздераться от их совершения; необходимость для правообяз. Лица реагировать на обращенные к нему проамвомочн. требования; неох-ть нести отв-ть на неисполнения требования).

Субъективное право (Конопч) -

    Состав и содержание правоотношений.

Юр. обязанность – мера юр. должного поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица (+ (ВН) необходимость совершать опред. действия или воздераться от их совершения; необходимость для правообяз. лица реагировать на обращенные к нему правомочн. требования; неох-ть нести отв-ть на неисполнения требования).

Субъективное право (Конопч) – это гарантированный законом вид и мера возможного поведения управомоченного лица, устано. юридической нормой, которое состоит из 3х правомочий (- право на собственные действия (бездействия) / - право требовать совершения действия (бездействия) от др. лица / - право на защиту – возможность прибегнуть к гос. принуждению) и вытекает из объективного права.

Материальное содержание (фактическое) (опред. действия, в кот реализуются права и обяз-ти сторон).

+ ??Волевое содержание (гос. воля, воплощенная в прав норме и в возникающая на основе правоотн-ии, а также волевые акты его уч-ков).

    Понятие и виды субъектов правовых отношений.

Субъекты - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Признак – правосубъектность (юридически закрепленная возможность иметь П. и О., самостоятельно реализовать их, а также отвечать за результаты своего поведения). Правосубъектность = правоспособность + деесп-ть.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений; индивидуальные и коллективные.

1)К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы.

Лица без гражданства и иностранцы могут вступать на территории России в те же правоотношения, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в гос. аппарате, служить в ВС и т. п.

2)К коллективным субъектам относятся: 1)государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими гос-вами, в конституционно-правовые - субъектами федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной гос. собственности и т. п.); 2) гос-енные организации; 3) негос-венные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т. д.).

Коллективные субъекты обладают в частно-правовых отношениях качествами ЮЛ. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде"

    Понятие правосубъектности.

Субъект права – это участник ПО, обладающий соотв. субъективными правами и юр. обязанностями.

Правосубъектность юр. закрепленная возможность лица иметь права и обязанности, самостоятельно реализовать их в рамках конкретного ПО, а также отвечать за результаты своего поведения. Правосуб. = правоспособность + дееспособность.

Правсубъектность вкл в себя:

1)Правоспособность – это потенциальная способность лица выступать в качестве носителя субъективные права и обязанности.

У субъектов –индивидов: возникает с рождения и прекращается смертью; наступает сразу в полном объеме; ограничение не допускается.

У коллективных субъектов: начинается с момента их официального признания (регистрации).

-общая - это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового, вообще.

-отраслевая – юр. способность ФЛ или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли сроки её наступления м.б. неодинаковы (Марченко).

-специальная – способность быть участником ПО, возникающих в связи с занятием определенной должности (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к определенным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохр. органов и т.д.).

2)Дееспособность – фактическая способность лица своими осознанными волевыми действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (+ в Ромашове: ..а также нести отв-ть).

Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами чел-ка и зависит от них.

*Виды индивидуальной дееспособности по объему:

1)полная с 18 лет (с 16 лет – брак, эмансипация в ГП) – может реальзовать основные права и обязанности.

2) неполная:

Частичная (с 14 – 18 лет) – самостоятельно может реализовать лишь часть своих потенциальных П. и О. Это обусловлено обстоятельствами объективного хар-ра.

Ограниченная – связана с принудительным ограничением ранее полностью дееспособного индивида (либо мера ответственности (Н: лишение водит. прав), либо мера профилактического или правовостановительного хар-ра (Н: ограничение в деесп-ти алкоголика)

*Виды индивидуальной дееспособности по хар-ру:

Общая (реализовать основные П. и О.)

Специальная (обусловлена специальным правовым статусом и зависит от многих факторов (род занятий, гражданство..)

Дееспособность коллективных субъектов возникает одновременно с правосп-ю в момент регистрации. Виды: общая, специальная.

*Ст. 27 ГК (эмансипация): Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

    Объект правоотношения: понятие и виды.

Объект ПО – это то, на что направлены права и обязанности субъектов ПО, по поводу чего они вступают в юр. связи.

Люди всегда участвуют в ПО ради удовлетворения своих интересов . Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ (то, что даёт достаток, удовлетворяет потребности )

Выделяют 2 подхода к пониманию данной категории:

1) поведение субъектов данного ПО, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага (а не сами блага).

2) согласно второму подходу объектами м.б.:

а) материальные блага, предметы материального мира – вещи;

б) результаты духовного, интеллек. творчества (худ. или документальные фильмы, научные и худ. книги и т.д.)

в) поведение людей – их определенные действия или бездействия, а также последствия, рез-ты того или иного поведения;

г) личные неимущ. и иные соц. блага, кот. служат удовлетворению потребностей участников ПО и по поводу кот-х у сторон возникают юр. обяз-сти и субъективные права. (честь, достоинство)

ЦБ и документы (деньги, акции дипломы, аттестаты).

    Понятие и классификация юридических фактов. Фактический состав.

ЮрФакт – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. ЮрФакт - это конкретные жизненные обстоятельства, с кот. закон связывает наступление различных юр. последствий.

На юр. факт указывает гипотеза нормы права.

Каждый день мы сталкиваемся с разными персонами. В транспорте, на работе, в магазине, по дороге домой мы встречаем много людей, спешащих по своим делам. Соблюдение правил поведения позволяет избежать нехороших ситуаций, свидетелями которых мы иногда бываем. Нередки случаи неприятных разговоров в транспорте или ссор в магазине. Воспитанный человек знает, как правильно себя вести и обязательно избежит таких ситуаций.

Зачем нужны правила?

С самого раннего детства ребятишкам говорят, как правильно себя вести. С первых дней взрослые должны помогать малышу становиться культурным человеком, уметь ладить с другими детьми в детском шагу и в школе. Вырастая, все должны помнить эти правила и выполнять их. Такие нормы существуют, чтобы помочь любому человеку избегать неловких случаев , которые не только портят настроение, но и надолго оставляют неприятное впечатление. От того, как индивидуум выходит из неприятной ситуации, зависит, насколько ему знакомо такое понятие, как этикет.

От правильности наших действий во многом зависит, как видят нас окружающие люди. Общество начинает оценивать человека и все его действия.

Правильное поведение поможет установить контакт с новыми знакомыми, достичь взаимопонимания, создать благоприятную почву для дальнейшего сотрудничества.


Цель правил поведения – создать комфортную обстановку для каждого члена общества, не допуская грубости, хамства, неуважения к отдельным личностям. От каждого отдельного человека, от его умения правильно себя вести и выполнять общепринятые нормы, зависит, какое общество мы создаем.

Хотя нас с раннего детства учат правилам хорошего тона и умению вести себя культурно в общественном месте, судя по частым конфликтам, некоторые нормы этикета не учитываются отдельными личностями. Этика является своеобразным эталоном поведения, системой правил, принятых в обществе.

Самыми важными элементами в повседневной жизни должны стать: правило хороших манер, доброта к окружающим и особое внимание к ним.

Нормы поведения детей

Ребенок с рождения сталкивается с небольшим количеством людей – это родители и близкие, врачи, соседи. Попадая в детский сад, он чувствует себя неуверенно, если родители не сумели вовремя привить правила хорошего поведения, которые следует соблюдать в подобных учреждениях.

Каждый человек на новом месте чувствует себя неуверенно, а у ребенка такая ситуация и вовсе может вызвать стресс. Постепенно приучайте малыша к большому количеству людей, рассказывайте о правилах поведения. Объясните, какие поступки для детей недопустимы.

Подрастая, ребенок уже будет иметь в багаже определенные правила, знать их и стараться выполнять.


Мы часто на улице или в магазине наблюдаем, как безобразно начинает себя вести ребенок, устраивая истерики. Маленькие дети выпрашивают игрушки и сладости у родителей. Что касается подростков, они могут громко шуметь, ругаться, курить, вести себя неподобающе. Такое поведение должно быть недопустимо для несовершеннолетних.

Многие из них знают, что есть нормы, которых нужно придерживаться, но не все их выполняют. Подростки должны понимать, что за их несоблюдение могут наказать родителей. С 14лет они сами смогут отвечать за нарушение общественного спокойствия.

Культурные навыки должны стать основой жизни, ведь человеку с хорошим воспитанием проще налаживать отношения с окружающими на протяжении всей жизни



Существуют определенные правила, которых должны следует придерживаться:

  • Не рекомендуется громко кричать в общественном месте.
  • Нельзя выбрасывать мусор не в урны, плевать, ломать деревья и кусты.
  • Необходимо соблюдать правила дорожного движения, переходить дорогу в положенных метах.
  • Нельзя делать плохие поступки, следует предостеречь от них своих сверстников.
  • Дети не должны издеваться и дразнить других людей, а также оскорблять, портить имущество или одежду сверстников.
  • Нельзя обижать маленьких.
  • Необходимо уважать пожилых людей.


Судя по тому, что такие действия можно встретить достаточно часто, этих детей недостаточно учили, как правильно вести себя в общественном месте.


Взрослые обязаны обучить ребенка, как правильно действовать в местах , где находится много людей, чтобы не нарушать спокойствие. Необходимо дать понять малышу, что воспитанные люди не станут кричать и шуметь, бросать бумажки от конфет на пол, свистеть и плеваться.

Когда малыш попадает в новое место, он должен понимать, как правильно себя вести и чего делать нельзя. Например, расскажите ребенку, что в зоопарке нельзя дразнить животных, бросаться камнями, забираться на решетки, громко кричать и плеваться. Так, юный посетитель не только напугает животных, но и будет мешать тем, кто пришел в зоопарк, и подвергнет себя опасности.

Посещая цирк или кино, ребенок должен соблюдать правильные манеры. Объясните, почему во время спектакля не едят, в то время как в цирк приносят попкорн с напитками. Посещая музей, дети должны внимательно слушать, что рассказывает экскурсовод, а также не притрагиваться к выставленным экспонатам и витринам.

Особо следует обратить внимание детей на их поведение в транспорте. Объясните ребенку, что:

  • Первыми заходят женщины и пожилые люди, затем заходят дети.
  • Проходя по салону, локти должны быть прижаты, нельзя толкать ими пассажиров.
  • Нужно вовремя оплачивать проезд.
  • Громкая музыка мешает, поэтому ее делают тише или выключают.
  • Нельзя делать надписи на сидениях, портить имущество, выбрасывать мусор.
  • Нельзя шуметь, кричать, а также отвлекать водителя во время движения транспорта
  • Если ребенок не съел купленный хот-дог или пирожок, его следует положить в пакет и съесть после высадки из транспорта, иначе можно испачкать пассажиров. Пользуйтесь салфетками во время еды, ешьте аккуратно, не чавкайте.
  • Ребенок должен всегда иметь с собой носовой платок и пользоваться им по необходимости. Чихая или кашляя, нужно всегда закрывать рот, пользоваться салфетками или платком.
  • Также объясните ребенку, что необходимо следить за своим внешним видом и при выходе на улицу быть чисто и опрятно одетым, расчесанным.


С самого раннего детства детей начинают обучать вежливости. Для такого обучения лучше подойдет ваш ежедневный пример. Не забывайте дома произносить в семье вежливые слова, Когда родители или родственники постоянно употребляют слова «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита», «доброе утро», «спокойной ночи» и так далее, ребенок сам начинает их произносить и обучается первым правилам вежливости.

Не забудьте научить малыша важным правилам поведения:

  • Открывая двери, следует постучать.
  • Не перебивать разговор старших.
  • Не игнорировать, уходить или отворачиваться.


Ребенку необходимо привить культурное поведение за столом. Дети копируют своих родителей. Если в семье взрослые не всегда правильно ведут себя, то и юные домочадцы начинают повторять их действия. Приучайте ребенка, как нужно вести себя за столом и подскажите, что нельзя делать во время приема пищи.


Чтобы ребенку было понятнее (и для большего эффекта), повесьте над обеденным столом картинки с правилами, как нужно кушать, что нельзя делать. Так, в игровой форме будет проще обучить малыша важным правилам поведения и этикета за столом.

Ребенок твердо должен знать, что:

  • Перед едой обязательно моют руки с мылом.
  • Нужно уметь вытираться бумажными салфетками.
  • Нужно брать достаточное количество пищи.
  • Уметь правильно пользоваться приборами.
  • После еды всегда благодарить.


Вместе с тем, ребенку следует объяснить, чего не следует делать во время приема пищи:

  • Набивать полный рот еды, разговаривая при этом.
  • Выплевывать еду.
  • Баловаться, крутиться, отворачиваться, капризничать.

Ребенок должен знать, как аккуратно и правильно сидят за столом. Посадите его на удобный стул, чтобы он мог легко самостоятельно кушать, не выливая суп себе на одежду.


Особо хочется обратить внимание родителей на то, что следует приучать малыша не чавкать за столом , что иногда делают и взрослые. Начинайте воспитание ребенка с себя. Малыш смотрит, как его родители сами ведут себя в обществе. Если он видит, что они громко ругаются, плюют мимо урны, бросают бумажки и хамят в магазине, то вряд ли это достойный пример для подражания.

Подрастая, ваш ребенок попадает в компанию сверстников, которые будут оказывать на него определенное влияние. Покажите ему, что плохое поведение скверно смотрится со стороны, а также объясните, почему плохие поступки осуждают другие люди, и как это может повлиять на их будущее.


Установленный порядок для взрослых

Взрослые тоже должны придерживаться правил поведения не только на улице, но и в семье. От того, насколько взрослые умеют правильно вести себя в общественных местах, зависит очень многое. Используя правила культурного общения, можно установить новые контакты на рабочем месте и в быту.

На улице

Выходя из дома, мы сталкиваемся с большим количеством людей. На улице, в транспорте, магазинах взрослым следует вести себя так, чтобы не доставлять неудобства для окружающих и придерживаться определенных требований:

  • Заранее позаботьтесь о чистой и удобной одежде и обуви для выхода на прогулку. Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными.


  • Переходя через улицу, внимательно посмотрите по сторонам или проходите по сигналу светофора. Никогда не перебегайте перед машинами или в неустановленных местах. Также нельзя ходить по газону.
  • При движении не размахивайте руками, не стоит держать руки в карманах, не сутультесь, смотрите вперед, но не забывайте смотреть и под ноги. Если вы захотели перекусить, можно купить булку или пирожок, отойти в сторону и съесть еду. Не стоит жевать на ходу – это некрасиво. Кроме того, вы можете испачкать одежду себе и рядом идущим людям.
  • Не выбрасывайте мусор, салфетки и окурки на дорогу. Если рядом нет урны, временно положите мусор в карман. Для курящих людей существуют уголки, где они могут курить. В общественных местах курение запрещено.

Во время ходьбы не следует расталкивать людей, а также продвигаться, толкаясь локтями. Обходить и обгонять прохожих следует справа.


Если по тротуару идет несколько человек, существуют определенные правила:

  1. Не следует идти толпой по улице, мешая прохожим. Допускается 3 человека, идущих рядом.
  2. Если идут мужчина с женщиной, дама должна идти справа. Исключение составляют военные – им следует отдавать честь.
  3. Если идут двое мужчин с женщиной, дама идет посредине.
  4. Если идут две дамы и мужчина, рядом с ним идет женщина постарше, далее младше по возрасту.
  5. Если дамы одного возраста, кавалер идет между ними.


В транспорте

Поездка в общественном транспорте требует выполнения определенных правил:

  • Заходя в общественный транспорт, снимите громоздкие сумки и рюкзаки, чтобы не ударить других пассажиров.
  • Не следует занимать в транспорте более одного места, широко выставляя ноги.
  • Если вам задают вопрос, следует внимательно выслушать и ответить на него.
  • Не забывайте волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста» – будьте доброжелательны. Если случайно задели пассажира, следует сразу извиниться. Часто в транспорте можно наблюдать такие ситуации, когда кому-то наступили на ногу или толкнули. Очень неприятно, когда начинается скандал, а ведь достаточно было просто вежливо извиниться.
  • Если вы едите с маленькими детьми, следите, чтобы они не шумели, не мешали соседям, не кричали. Сделайте им тихонько замечание, а дома обсудите с ними этот вопрос.

Наталья Петровна
Беседа «Правила поведения и социальные нормы общества»

Цель беседы : сформировать понятие о социальных нормах и правилах поведения в обществе .

Задачи :

Раскрыть содержание понятия социальных норм ;

Обобщить особенности правил поведения в обществе ;

Провести опрос на выявление уровня усвоения изученного материала.

Правила поведения в театре , в кино

Собираясь в театр, кино или на концерт, помни, что отдохнуть и получить наслаждение хочешь не только ты, но и другие. Поэтому не мешай окружающим приятно проводить время. Это главная заповедь при выходе «в люди» .

Одежда торжественная : прийти в театр в джинсах и футболке - признак дурного тона.

В театр, кино и на концерт приходи заранее, чтоб успеть отдышаться, сдать верхнюю одежду в гардероб, привести себя в порядок и найти места. Если твои места в середине зала, проходи к ним лицом к сидящим. Если ты пришел с девушкой, ты идёшь первым, прокладывая путь и принося извинения недовольным соседям. Кстати, воспитанный человек, если его потревожат, никогда не покажет своего раздражения и не будет ждать, пока у него попросят разрешения пройти, а встанет заранее сам, заметив идущих по узкому проходу. Вставая и садясь, старайся избегать шума. Сиденья кресла опускай бесшумно (ты должен сделать это для своей девушки) . Вставая, придерживай сиденье рукой, чтобы оно не ударилось о спинку кресла. Не занимай оба подлокотника, ведь твоему соседу, возможно, тоже хочется облокотиться. Свои вещи держи на коленях, а не бросай на пол под сиденье. Не склоняйся на спинку соседнего кресла и не упирайся в него ногами. Не занимай чужих мест; неприятно смотреть на тех, кого с позором изгоняют с чужих мест.

Если ты по какой-либо причине опоздал, входи в зал тихо и садись на свободные места, если таковых нет - стой возле двери. Свои места можно занять только во время антракта.

У некоторых людей есть привычка перед началом фильма или спектакля рассказывать содержание. Этого делать нельзя. У твоего спутника будет возможность вскоре самому всё узнать.

Во время спектакля ты должен только слушать и смотреть. Даже если спектакль или фильм неинтересен, вежливость обязывает молча досидеть до конца спектакля. Если это невыносимо - зал можно покинуть в перерыве.

Когда начинается программа, нужно прекратить всякие разговоры. Во время спектакля запрещается делать все, что мешает окружающим : шушукаться с соседом, хихикать, ёрзать в кресле, шуршать обёртками от конфет, жевать, вслух комментировать происходящее на сцене или экране, подпевать исполнителю или отбивать такт ногой, сидеть с любимой голова к голове, разговаривать по сотовому телефону. Сотовый телефон должен быть отключен на время спектакля. Если у тебя кашель или насморк, подумай, прежде чем выходить в свет. Нужно позаботиться не только о своем здоровье, но и о спокойствии других. Сходишь в другой раз.

Как уходить. Некоторые срываются с мест и мчатся в гардероб, не дождавшись конца пьесы. Это в высшей степени невежливо. Дождись, когда опустится занавес и все артисты уйдут со сцены, только после этого вставай с места.

Последнее замечание. Ты не имеешь права бросать девушку на произвол судьбы посреди ночного города (многие спектакли заканчиваются довольно поздно) . Ты обязан проводить ее, если не до двери, то хотя бы до подъезда ее дома. Хотя если уж до подъезда дошел, то и до квартиры довести сможешь.

Правила поведения на улице

На улице много народа, а потому ты должен соблюдать основные правила массового общения , чтобы избежать стрессов и конфликтов.

Итак, у нас правостороннее движение , поэтому идя по улице, не устремляйся против общего потока . Встречных обходи с правой стороны . Даже если ты очень торопишься, не лети, сбивая всех с ног, не прокладывай себе дорогу локтями, а проси разрешения пройти : «Извините, разрешите пройти» .

В многолюдной толпе не превращайся в черепаху, иначе ты можешь дождаться, когда кто-нибудь придаст тебе ускорение. Не останавливайся внезапно посреди тротуара, даже если тебя осенила гениальная мысль. Иди в ритме со всеми.

Сумки несут обычно в правой руке , стараясь не бить ими прохожих по ногам и не пачкать пальто. Зонт неси в вертикальном положении. Раскрытый зонт держи над головой так, чтобы вода не стекала на прохожих, а спицы не лезли им в глаза. Если ты под зонтом с девушкой, то зонт держишь ты.

Правило гласит : мужчина, сопровождающий даму, всегда идёт с левой стороны. Этот обычай уходит в средние века, когда у каждого мужчины на левом боку висела сабля или шпага. Чтоб оружие при ходьбе не ударяло по ногам спутницы, мужчина старался идти слева от дамы. Этому правилу в наше время не подчиняются только военные в форме. Чтобы отдавать воинское приветствие встречным военным и не задевать при этом локтем свою даму, им удобнее идти справа .

Любую тяжелую ношу своей спутницы настоящий мужчина обязан взять в свои руки, но не дамскую сумочку - девушка несет её сама. Мужчина с дамской сумочкой в руках смотрится смешно и нелепо.

В немноголюдной толпе молодые люди могут пройтись в обнимку, если они сумеют при этом идти красиво и не мешать общему движению . На улице неприлично смеяться, целоваться и находиться нетрезвым.

Если ты встретил на улице своего знакомого, не останавливайся посреди тротуара, чтобы переброситься с ним парой слов - отойди в сторону. Если ты кого-то ждешь на улице, то лучше походи взад-вперед, а не стой на одном месте.

Если девушка, идя с тобой, повстречала другого знакомого парня, то она не обязана вас представлять друг другу. Ты должен идти вперед медленным шагом или стоять поодаль, пока она разговаривает с повстречавшимся человеком. В то же время современный этикет запрещает в подобной ситуации парню оставлять девушку одну. Ты должен представить свою спутницу и только после этого начать беседу .

Если тебе нужно обратиться к прохожим, чтоб узнать дорогу, не забудь воспользоваться словами : «спасибо» , «пожалуйста» и «простите» . Если, напротив, за помощью обратятся к тебе, ответь ясно и коротко. Если не знаешь, так и скажи : «К сожалению, я не знаю» , а не запутывай человека длинными разъяснениями. Абсолютно недопустимо пройти мимо, проигнорировав вопрос или процедив сквозь зубы нечто невразумительное.

Есть на улице недопустимо, даже если ты голоден, как волк. Лучше зайди в кафе или бар. Летом в жару можешь съесть мороженое - это нужно сделать быстро и изящно, не дав ему растаять.

Ни для кого не секрет, что нужно неукоснительно соблюдать правила дорожного движения . Всегда придерживайся правой стороны дороги , а если нет тротуара, то иди навстречу движению.

Не пересекай проезжую часть улицы наискось, не перебегай улицу в неположенном месте. Не прогуливайся с друзьями в шеренгу по тротуару, вы закроете весь проход, и прохожие будут вынуждены вас обходить. Там, где можно пройти только по одному, пропусти вперед старших.

Громко не разговаривай и не смейся во весь голос; не разбрасывай по сторонам обёртки от жвачки и конфет - для этого есть мусорные контейнеры.

Не показывай пальцем на людей или предметы. Совершенно недопустимо проявлять любопытство к людям с внешними недостатками. Помоги таким людям, а также старикам, если этого требует ситуация. Однако не навязывай свои услуги, если люди в твоей помощи не нуждаются, либо отказываются. Если ты заметил у человека (даже незнакомого) какие-то погрешности в одежде, то тихо скажи ему об этом - человек будет тебе благодарен. Если человек уронил носовой платок, прикасаться к нему не следует. Надо подойти к его владельцу, тихонько сказать : «Вы уронили» , и показать глазами.

При входе в магазин сначала пропусти выходящих, а потом уже заходи сам.

Необходимо помнить, что мужчина или парень с сигаретой в зубах, сопровождающий женщину, компрометирует эту женщину на все сто процентов.

Как вести себя в общественном транспорте

Нельзя висеть на подножках или бежать за движущимся транспортом, а тем более вскакивать и запрыгивать на ходу - это опасно для жизни. Если автобус переполнен, лучше подожди следующего.

При посадке и высадке пропускай вперед детей и пожилых, уступай им место. Необходимо уступать сидячие места больным, беременным женщинам, родителям с детьми и пожилым людям. Это правило еще никто не отменял. Трамвай обходи спереди, автобус и троллейбус - сзади.

Чтобы пройти в переполненном автобусе или троллейбусе, не стоит «работать локтями» , толкаться, лезть напролом, просто попроси посторониться, пропустить вперед.

В общественном транспорте недопустимо есть что-либо, грызть семечки, ковыряться в зубах, курить, стряхивать снег или дождевые капли с одежды, бросать мусор на пол, разглядывать пассажиров, развёртывать газету на полвагона, заглядывать в книгу соседа, вести беседы о личной жизни и служебных делах, подслушивать чужие разговоры.

Если ты перевозишь колющие и режущие предметы, то аккуратно их упакуй, иначе можешь поранить или порвать чулки или одежду пассажирам.

Правила поведения в поездке за рубеж

В последнее время русские люди все чаще выезжают за рубеж, и здесь есть свои острые моменты.

Во-первых, запомни, другая страна - другие нравы. К обычаям другой страны необходимо относиться деликатно. За границей ты представляешь нашу страну, и по твоим поступкам и поведению будут судить о народе в целом.

Собираясь за границу, узнай о климате, обычаях и достопримечательностях той страны, которую ты собираешься посетить, чтоб не попасть впросак. Не поленись выучить несколько английских слов и фраз - они тебе там могут пригодиться.

В аэропорт необходимо приехать заранее, чтобы успеть выполнить необходимые формальности. Таможенный досмотр не воспринимай как личное оскорбление : таков порядок везде.

В самолёте думай не только о своем покое, но и о покое окружающих. Не издавай криков удивления или страха при взлёте и посадке. Не рассказывай соседям страшных историй об авариях и катастрофах в небе. Не занимай чужих мест, у тебя есть свое. Не бравируй своей смелостью и пристегнись ремнём безопасности, таковы правила .

В поезде правила этикета остаются в силе. Заходя в купе, поздоровайся со спутниками. Представляться не обязательно, только если появилось желание продолжить знакомство.

Не злоупотребляй правом на нижнюю полку , которая формально закреплена за тобой билетом. Ведь человек с верхней полки не сможет всю поездку провести там. Дай ему возможность периодически спускаться вниз и сидеть рядом. Помни и о том, что ящик для багажа тоже общий.

Больному или пожилому человеку воспитанный юноша всегда уступит лучшее место.

Есть в поезде нужно так, чтобы не беспокоить соседей. Не употребляй продукты с сильным ароматом : чеснок, лук, селедку и тому подобное. Во время еды не откусывай от целого помидора так, что брызги летят во все стороны, не разрывай зубами кусок мяса, не выламывай крылья курице, не чавкай, в общем , веди себя достойно.

Тихая, приятная беседа поможет в дороге скоротать время. Однако не подавляй попутчиков своей чрезмерной общительностью : не рассказывай им всю историю своей жизни, не посвящай в свои личные проблемы, не задавай некорректных вопросов : кто да зачем едет, где работает, сколько получает и т. п. Мрачно молчать тоже не стоит - это угнетающе действует на окружающих. Лучший способ прекратить разговор с назойливым соседом - углубиться в книгу или журнал.

В поезде не устраивай шумных бесед , не играй в карты до глубокой ночи (нет нужды говорить, что ни в коем случае не играй в карты с незнакомыми людьми, иначе рискуешь быть ободранным как липка, не пой, не расхаживай по вагону, не хлопай дверьми и не занимай надолго туалет.

Правила поведения в коллективе

Вежливому, культурному человеку присуща тактичность. Такт - это чувство меры. Быть тактичным - значит уметь чувствовать настроение другого человека, учитывать особенности его характера, считаться со свойствами его натуры и в зависимости от индивидуальности каждого находить ту или иную форму общения с ним .

В коллективе - в школе, институте и т. д. - будь вежливым. Хамство недопустимо нигде.

Внимание к приятелям, одноклассникам не должно быть назойливым. Не лезь в душу к людям, не грузи их своими проблемами. Избегай фамильярности по отношению к другим, не допускай ее и по отношению к себе.

Никогда не перемывай кости окружающим, не обсуждай их манеру одеваться, фигуру и цвет лица, не судачь о том, кто как на кого посмотрел, иначе горя не оберешься : уже на третьем человеке твои слова обретут совершенно иной смысл. Сплетни - грязное дело, постарайся и сам не опускаться до них, и старайся, чтобы это не коснулось тебя.

Если ты любишь шутить, следи, чтобы твои шутки не задели самолюбия окружающих, постарайся не причинить боли неуместной шуткой. Помни важное правило : в 99% из 100 твои шутки над внешностью людей, их именами или какими-то привычками успеха тебе не принесут и друзей вряд ли добавят.

На реальные ошибки людей нужно указывать спокойно, без оскорблений.

Если возникло какое-то недоразумение, если ты считаешь, что с тобой обошлись несправедливо , постарайся спокойно разобраться в ситуации. Раздражение - плохой помощник, нужно владеть собой. Парень, потерявший контроль над собой и переходящий на личности, оказывается в еще более удручающем положении.



 

Возможно, будет полезно почитать: