Разграничение права государственной собственности на землю. Предоставление земли из государственной собственности

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, составляют государственную собственность. В соответствии с действующим законодательством государственная собственность подлежит разграничению на:

федеральную;

собственность субъектов РФ;

муниципальную.

В литературе отмечают, что до разграничения государственной собственности можно говорить лишь о презумпции публичной собственности, т.к. эти земли еще никому не принадлежат: ни РФ, ни субъектам, ни муниципальным образованиям.

Процесс разграничения государственной собственности на землю - это процесс безвозмездной передачи земельных участков, не находящихся в частной собственности, на основании федеральных законов, Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, как публичной власти.

Можно выделить 3 этапа развития отношений по разграничению государственной собственности:

1. до принятия ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю от 17 июля 2001г. №101-ФЗ. Основной правовой формой разграничения государственной собственности на землю стали договоры РФ с субъектами. Но признание договоров основной формой разграничения исключало возможность принятия таких федеральных законов, как Лесной кодекс РФ, которым все земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.

2. период действия ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 №101-ФЗ. Законом не была реализована концепция разграничения по нескольким причинам, главные из которых сложность и длительность процедуры разграничения, а также низкий уровень кадастрового учета земельных участков.

С 1 июля 2006 года начался третий этап развития отношений по разграничению. Процедура разграничения государственной собственности на землю упрощена путем оформления прав РФ на основании федерального закона.

Статья 3.1. ФЗ от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие ЗК РФ» устанавливает, что к федеральной собственности относятся:

Земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ;

Земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

Иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Таким образом, правоустанавливающими документами на земельный участок являются правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, документы о предоставлении земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования.

При этом права публичных собственников на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю считается уже возникшими 1 июля 2006 года без факта государственной регистрации.

11. Права на земельные участки лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

Иные вещные права, кроме собственности, называют также ограниченными вещными правами.

Основные виды права землепользования физических и юридиче­ских лиц, предусмотренные законодательством, следующие: постоянное (бессрочное) пользование землей; пожизненное наследуемое владение землей; безвозмездное срочное пользование землей; аренда земель; сервитута.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком – это право гражданина владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, которое передается по наследству.

Владелец вправе возводить на участке здания, строения, сооружения, приобретая на него право собственности.

С введением Земельного кодекса РФ земельные участки не предоставляются на праве пожизненного наследуемого владения и распоряжение земельным участком принадлежащим на этом праве не допускается.

Пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным учреждениям, казенным предприятиям и государственным и муниципальным органам власти . Статьей 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» предусмотрено, что юридические лица обязаны переоформить право постоянного бессрочного пользования на право собственности или право аренды до 01.01.2010г.

П.4 ст.20, п.2 ст.21 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

В соответствии со ст.24 ЗК РФ безвозмездное срочное пользование могут быть предоставлены земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, только

Государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, на срок не более 1 года;

Религиозным организациям, имеющим на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, земельные участки, на которых они расположены, а также для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов на срок строительства этих зданий, строений, сооружений;

Работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков), в виде служебного надела.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций в безвозмездное срочное пользование, на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Сервитут - это право ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости. Сервитут - вещное право. В сервитутном правоотношении одна сторона является управомоченной, другая - обязанной. Управомоченное лицо имеет право пользования имуществом обязанной стороны. Право владения, а также распоряжения вещью лицу, у которого имеется право на сервитут нет. В соответствии с п.2 ст.275 ГК РФ сервитут не может быть самостоятельным предметом договора купли-продажи, залога, и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения которого сервитут установлен. Существует два вида сервитутов: частный и публичный.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством на основании соглашения.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний, для различных целей. Сервитут может быть срочным и постоянным. Согласно п.9 статьи 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Право аренды

Право аренды возникает на основании договора аренды, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

На стороне арендатора может выступать любое физическое или юридическое, включая иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц (за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ). Арендодателями могут быть только собственники земельных участков.

Таким образом, право аренды - это право временного владения и /или пользования чужим имуществом. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного земельного участка являются его собственностью.

Государственной собственностью являются земли , не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 Земельного кодекса РФ).

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» закрепляется разграничение государственной собственности на землю на:

    собственность РФ (федеральную собственность);

    собственность субъектов РФ;

    собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).

От имени РФ и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ). Государство (в лице РФ и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей:

    в качестве суверена, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. 9, 10 Земельного кодекса;

    в качестве собственника земельных участков. В последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.

Процедура проведения разграничения государственной собственности на землю установлена Федеральным законом от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Момент возникновения права собственности на земельные участки у РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований связан с моментом государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Основанием государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. В ст. 17З КРФ установлены основания возникновения федеральной собственности на землю. Помимо разграничения в соответствии с вышеуказанным законом, к таковым относятся:

    приобретение Российской Федерацией земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

    признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной собственности.

12.Право муниципальной собственности на землю

Муниципальная собственность на землю возникает:

    в результате разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю»;

    в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством (ст. 19 Земельного кодекса РФ).

Территорию муниципального образования составляют (ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

    земли городских, сельских поселений;

    прилегающие к ним земли общего пользования;

    рекреационные зоны;

    земли, необходимые для развития поселений;

    другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления). В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать в порядке ст. 225 Гражданского кодекса РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники.

При разграничении государственной собственности на землю в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются.

Гражданско-правовыми основаниями возникновения муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ являются:

    признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности;

    приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого требования. Однако муниципальное образование может приобрести, например купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Передача земельных участков в муниципальную собственность в городах Москве и Санкт-Петербурге регулируется их собственными законами, ими может быть предусмотрена и возмездная передача земельных участков. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 1 ст. 15З КРФ).

Земельные ресурсы всей страны не могут быть сосредоточены в руках лишь одного органа власти. В силу существования в России множества субъектов, земельные участки тоже распределяются по административно-территориальному признаку.

Такой процесс именуется разграничением на землю. Подробнее об этом механизме далее в статье.

В первую очередь, это довольно сложный процесс, который включает в себя разраничение всей госземли на 3 уровня:

  • Российская федерация (федеральная собственность);
  • субъектов РФ (собственность региональная);
  • муниципалитетов (муниципальная собственность).

В процессе разграничения участков проводятся мероприятия по землеустройству и кадастровые работы для последующего учета и каждого земельного надела на том или ином уровне власти.

Иными словами, это безвозмездная передача земли с уровня федерального на региональный или местный.

Участники

В качестве таковых выступают:

  • Россия;
  • каждый субъект по отдельности (в том числе и города федерального значения: , и Севастополь);
  • каждое муниципальное образование (город, поселок и т.д).

Непосредственно в правовые отношения по разграничению госземель вступают специально уполномоченные органы власти – федеральные, региональные и местные, в компетенцию которых входит решение земельных вопросов на своем уровне.

Законодательство

Процедуру разграничения государственной собственности на земельные наделы регулируют множество законодательных актов.

Среди них следующие:

  • Конституция РФ – это положения п.п. «г» статьи 72, в котором говорится о том, что разграничение находится в ведении всей страны и субъектов, и п. 3 ст. 35, где указано, что в пользу государства имущество может быть передано только по решению суда (к коему относится и );
  • Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» – установили новые правила разграничения госсобственности на земельные наделы;
  • Гражданский кодекс РФ – закрепляет статус , понятие имущества, права и др.;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства;
  • распоряжения, правила, положения, инструкции и другие акты.

Какие государственные земли подлежат разграничению?

В государственную собственность включены только те земельные наделы, которые не принадлежат ни гражданам, ни юридическим лицам, ни муниципальным образованиям.

Разграничению подлежат во-первых, те госземли, сведения о праве собственности на которые не содержатся в . То есть, не установлена их официальная принадлежность ни к РФ, ни к какому-либо субъекту РФ, ни к городскому или .

А, во-вторых, могут быть разграничены участки, зарегистрированные в ЕГРН. То есть они распределяются РФ и передаются субъектам или муниципалитетам.

Порядок разграничения госземли

Государственная земля разграничивается строго на безвозмездной основе и строго в соответствии с российским законодательством. Земля, находящаяся в «частных руках» не подлежит никакому разграничению и (кроме случаев вынесения судебного решения, о чем уже говорилось).

Существует 3 временных этапа развития правоотношений по разграничению госземель.

  1. До принятия №101-ФЗ земля разграничивалась на основании договоров между РФ и регионами. Однако при наличии договорных взаимоотношений между двумя уровнями власти, невозможно было принять ряд важных законов (Лесной кодекс РФ, по которому все – это собственность федеральная).
  2. Во время действия №101-ФЗ. В этом законе не было четкой концепции того, как разграничивать госземли из-за длительности этой процедуры и плохой развитости госкадастра земельных участков.
  3. С 01.07.2006 года было оформлено право РФ на землю принятием федерального закона – №137-Ф3 от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного Кодекса РФ».

Он четко установил, какие земли отнесены к федеральной собственности .

На сегодня процесс разграничения выглядит следующим образом.

Соответствующим исполнительным органом госвласти или органа муниципалитета подается заявление о предоставлении земли субъекту РФ или муниципалитету в собственность, с указанием конкретного основания возникновения такого права. Пакет документов подается в орган госрегистрации права собственности – Росреестр.

Например, основанием может быть нахождение на земельном наделе недвижимости, принадлежащей на праве собственности субъекту или муниципалитету.

В таком случае в регистрирующий орган предоставляется правоустанавливающий документ на этот объект недвижимости и кадастровый план надела, на котором видно, что здание там находится.

Критериями для отнесения того или иного участка к федеральной, региональной или местной собственности являются:

  • расположение на земельном наделе зданий, строений, сооружений, отнесенных к собственности либо Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципалитета;
  • передача участков или органам власти (федеральной, региональной, местной) или госпредприятиям, некоммерческим организациям, которые были созданы соответствующими органами;
  • другие случаи, прямо прописанные в законе.

Исключительно к госсобственности п. 4 ст. 87 ЗК РФ относит земли промышленности, а также иного спецназначения. Это, к примеру, те, что заняты: энергетическими системами, объектами атомной энергии, информатики и связи, обороны и безопасности страны, космической деятельности и др.

Принципы разграничения земель, находящихся в государственной собственности

Под принципами разграничения понимаются некие основополагающие юридические положения, на которых базируется процесс разграничения госземель. Существует целый ряд таких регулирующих принципов.

  • Закрепление на уровне Конституции РФ полномочий государственный органов в сфере разграничения земель госсобственности. Такие полномочия отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
  • Приоритет в регулировании вопроса разграничения именно федеральных законов.
    Первоочередный контроль процесса разграничения госземель специализированным органом власти – Росимущество, а также ответственность должностных лиц при выполнении возложенных на них полномочий.
  • приобретения земельных наделов в результате разграничения.
  • Единство порядка оформления права собственности на разграниченный участок: проведение землеустроительных работ, постановка на кадастровый учет и государственная должны быть едиными для всех участников процесса разграничения.
  • Обеспечение и сохранение прав и интересов граждан и юрлиц на земельные объекты.
  • Сохранение наделов в соответствии с земельным законодательством.
  • Сохранение и учет значения земельных участков в области экономики, истории и стратегического развития страны.
  • Законодательное регулирование обращения с неразграниченными землями.

Не исключено, что в процессе совершенствования процедуры разграничения земель нашего государства появятся новые принципы.

Проблемы разграничения государственной собственности на землю

Можно сказать, что в общем, на сегодня процедура разграничения значительно упростилась, а объем права собственности на участки каждого из трех уровней стал конкретным и закрепленным на уровне закона.

Тем не менее, в свете новшеств появилась проблема, когда контроль за перечнями участков земли, которые могут принадлежать федерации, субъектам и муниципалитетам на праве собственности, возложен на регистрирующий права на недвижимость орган – Росреестр (а ранее эти функции осуществлялись специально уполномоченными органами в сфере исполнительной власти).

Так вот передача контрольных функций на регистрирующий орган породила множество дополнительных споров. В частности о том, есть ли достаточные полномочия у того или иного органа власти на распоряжение конкретным участком.

Институт разграничения государственной собственности на земельные наделы дает достаточную свободу для экономического и культурного развития регионов, а также городских и сельских поселений.

  • Экономика: пределы государственно-правового воздействия
  • Экономическое законодательство: к истории вопроса
  • Концепции правового регулирования экономики и административное право
    • Публичное экономическое право Франции
    • Германия: право экономики, административно-хозяйственное право
    • Экономический анализ права
    • Идеи экономического права в России
  • Экономическое право - комплексная отрасль или учебная дисциплина?
    • Продолжение дискуссии о хозяйственном праве
    • Публичное экономическое право: тенденции развития
  • Публичное право и регулирование экономических отношений
  • Деление права на публичное и частное
  • Роль административного права в регулировании экономики
  • Конституционные принципы регулирования экономики
  • Публичные элементы в гражданском праве России
  • Участие государства в имущественных отношениях
  • Гражданская правосубъектность государства и его органов
  • Государство и казна
    • Понятие казны
    • Состав федеральной казны
  • Имущественная ответственность государства
    • Возмещение вреда, причиненного государством: теоретические подходы
    • Порядок возмещения вреда за счет казны
    • Проблема определения надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда государством
    • Исполнение судебных решений о взыскании вреда с государства
  • Взаимодействие государства и бизнеса
  • Участие бизнеса в государственном управлении
  • Публично-частное партнерство: история возникновения и основные формы
  • Государственно-частное партнерство в России
  • Концессия как форма публично-частного партнерства
    • Возникновение и распространение концессий
    • Смешанный характер концессионного соглашения
    • Объекты и субъекты концессионного соглашения
    • Условия концессионного соглашения
    • Порядок заключения концессионного соглашения
  • Субъекты экономического регулирования
  • Экономическая компетенция органов публичной власти
    • Федеральные органы власти в сфере экономики
    • Органы по управлению государственной собственностью
  • Правовой статус «смешанных органов» в сфере экономики
  • Государственные корпорации и государственные компании
    • Общие нормы о государственных корпорациях
    • Виды государственных корпораций
    • Деятельность государственных корпораций
    • Риски при создании государственных корпораций
    • Государственная компания
  • Саморегулируемые организации: правовой статус и основы деятельности
    • Теоретические основы саморегулирования
    • Саморегулируемые организации в России
    • Правовой статус саморегулируемых организаций
    • Публично-правовые черты саморегулируемых организаций
  • Квазигосударственные органы
  • Частные организации, осуществляющие аутсорсинг административно-управленческих процессов
  • Публично-правовые способы регулирования экономики
  • Разрешительные и контрольные полномочия органов власти
    • Экономическая функция государства
    • Государственная регистрация
    • Лицензирование в экономической сфере
    • Государственный контроль и надзор
  • Экономическое прогнозирование и планирование
  • Оказание публичных (государственных) услуг в экономической сфере
  • Государственное регулирование цен и тарифов
  • Государственная поддержка
  • Управление государственной собственностью
  • Основы управления государственной собственностью
    • Состав государственной собственности
    • Формы управления государственной собственностью
    • Учет государственной собственности
  • Разграничение государственной собственности
    • Нормативные основы разграничения государственной собственности
    • Современное законодательство о разграничении государственной собственности
    • Проблема возмездности в отношениях по разграничению государственной собственности
  • Приватизация государственной собственности
    • Правовая природа приватизации
    • Основные способы приватизации
    • Национализация как антипод приватизации
  • Создание унитарных предприятий
  • Акционерная собственность государства
  • Коррупция как деструктивный фактор в экономике
  • Теневая экономика и коррупция
  • Способы противодействия коррупции в экономике
    • Административные барьеры для бизнеса
    • Административные барьеры при осуществлении легализующих функций
    • Административные барьеры при осуществлении государственного контроля
    • Административные барьеры при предоставлении публичной информации

Нормативные основы разграничения государственной собственности

Разграничение государственной собственности - это размежевание объектов собственности внутри федерации между публично-правовыми образованиями. Аналогов разграничению государственной собственности «по-российски» не отыскать ни в одном стабильном государстве, и вот почему: в зарубежных странах сам объем государственной собственности по сравнению с Россией не так велик (1), процессы государственного строительства в зарубежных странах происходят на твердой почве стабильного законодательства, не ведающего кардинальных российских перемен (2), в современном мире вообще преобладают тенденции к консолидации, а не к разъединению (3). Иными словами, в случае консолидации государственных образований каждый «приходит» со своим уже четко обозначенным имуществом.

В России же наоборот - формирующаяся федерация наделяла свои субъекты имуществом из бывшего единого фонда, и процесс этот получил наименование разграничения государственной собственности. К слову сказать, разграничению была подвергнута и государственная собственность бывшего СССР. К примеру, странами СНГ было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 6 июля 1992 г.1, согласно которому зарубежная собственность разделяется между сторонами в соответствии со шкалой фиксированных долей в активах бывшего СССР (доля России составляет 61,34%).

Разграничение государственной собственности - одно из немногих явлений экономической реформы, поименованных в Конституции РФ 1993 г. Статья 72 (п. «г») Конституции относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и се субъектов разграничение государственной собственности. При этом Конституция лишь зафиксировала этот процесс в то время, когда он уже проводился в стране в широкомасштабном режиме.

Государственная собственность имеет двух номинальных субъектов - РФ и субъект РФ . Поскольку согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации отделено от государственной власти, оно базируется на другой форме собственности - муниципальной. Теоретически государственная и муниципальная собственность образуют публичную форму собственности, основанную на одинаковых принципах, но, к сожалению, понятие публичной собственности не употребляется в нашем законодательстве.

Однако процесс разграничения государственной собственности захватил-таки муниципальный уровень, так как был начат до принятия Конституции 1993 г. Поэтому разграничение государственной собственности в России подразумевало распределение единого массива государственной (а вернее сказать, публичной) собственности по трем уровням собственников - федеральному, субъектов федерации и муниципальному.

Исторически законодательная основа разграничения государственной собственности в России была заложена дополнением в 1990 г. Конституции РСФСР статьей 11.1 и Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР». В них в самой общей форме перечислялись объекты государственной собственности федерации и ее субъектов.

Основным нормативным актом, регламентирующим процесс разграничения государственной собственности в России, стало постановление Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов

Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Данное постановление впервые дало критерии пообъектного разграничения единого массива государственного имущества. Целью процесса разграничения ставилась последующая ускоренная приватизация государственной собственности в регионах (в период перестройки отношения разграничения собственности рассматривались как временные, существующие лишь для возможной приватизации когда-то единого государственного имущества 1 См.: Мозолин В.П. Право собственности в РФ в период перехода к рыночной экономике. М., 1992. С. 140. ). Кроме того, путем передачи объектов в ведение субъектов федерации (а именно передача объектов сверху вниз находится в центре внимания рассматриваемого постановления) предполагалось экономически укрепить региональную власть и решить политическую задачу построения Российской Федерации.

Основные позиции названного постановления возможно свести к следующему.

1. На базе государственной формы собственности в Российской Федерации формируются три вида собственности: федеральная собственность (1), государственная собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга - государственная собственность субъектов РФ (2), муниципальная собственность (3).

2. Из числа объектов государственной собственности, подпадающих под разграничение на основе этого постановления, исключены:

  • земля и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир (виды собственности на них определяются в соответствии с законодательными актами России) 2 В Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ в отношении объектов недвижимости значится задача формирования объектов управления, исключающая возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения). Практика распоряжения федеральными землями органами местного самоуправления, когда пользователю федеральной недвижимости приходится заключать два несвязанных между собой договора, признана противоречащей мировой практике. ;
  • объекты, ранее переданные в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов, в порядке, установленном Законом РСФСР от 21 ноября 1990 г. «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»;
  • объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц;
  • собственность иностранных государств и международных организаций;
  • объекты интеллектуальной собственности;
  • объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет средств государственного бюджета СССР и находящиеся за пределами территории Российской Федерации, правовой режим которых определяется другими законодательными актами Российской Федерации и международными соглашениями.

3. Для разграничения государственной собственности на федеральную и собственность субъектов федерации безразличны такие критерии, как нахождение на чьем-либо балансе и ведомственная подчиненность предприятия. Списки объектов установлены путем прямого перечисления.

4. Определены следующие категории объектов собственности (перечислены по родовым признакам):

а) федеральная собственность:

  • объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности;
  • объекты, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации;

б) муниципальная собственность.

5. В отношении объектов исключительной федеральной и муниципальной собственности презюмируется их принадлежность Российской Федерации и муниципальному образованию в силу обладания перечисленными характеристиками и нахождения в соответствующем перечне. До момента определения собственника любых объектов они относятся к федеральной собственности.

6. В отношении государственной собственности субъектов федерации действует остаточный принцип формирования - передаются объекты, не относящиеся к федеральной или муниципальной собственности. Эта правовая конструкция весьма сходна с закрепленным позднее, в Конституции России от 12 декабря 1993 г., подходом к определению предметов ведения субъекта Российской Федерации (ст. 73 российской Конституции). Кроме того, в категорию объектов, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов федерации, попали объекты производственной сферы (а проще говоря, предприятия как объекты в соответствии с советской правовой доктриной) и ряд учреждений. Иных объектов постановление не касается.

7. Процедура передачи объектов в государственную собственность субъектов Российской Федерации представляет из себя административный порядок и регламентируется следующим образом. Передача оформляется постановлением Правительства России, которое обязано принять окончательное решение в трехмесячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в Госкомимуществе России. Если по истечении трехмесячного срока решение Правительства не будет принято, предложения Верховных Советов, Советов народных депутатов считаются удовлетворенными. В этом случае принятие объектов в собственность оформляется решением Верховного Совета, Совета народных депутатов, внесшего предложения. Право собственности субъектов Российской Федерации на объекты возникает с момента принятия решения соответствующего органа, т.е. не требуется регистрации права собственности, официального опубликования решения и т.п.

8. Постановление содержит новеллу, не прижившуюся в последующем законодательстве, - право Верховного Совета, Совета народных депутатов передавать на договорных началах объекты (кроме объектов федеральной собственности, разрешенных к передаче в государственную собственность), находящиеся в государственной собственности субъектов федерации в административное управление министерствам, ведомствам Российской Федерации. Очевидно, мысль была такова - сохранить элементы прежнего ведомственного подчинения предприятий (институт административного права), но уже на договорной основе и в условиях федеративного государства. Неудача заложена уже в посылках данного умозаключения, поскольку управление объектом собственности преследует цели экономические, а не административные, и даже попытка внедрения подобных административных договоров, непривычных для России, не смогла исправить общий тон и не была реализована.

9. Определен общий режим управления и распоряжения объектами федеральной собственности. В первоначальной редакции постановления эти права отданы напрямую комитетам по управлению имуществом. Постановлением Верховного Совета РФ от 21 июля 1993 г. № 5475-1 внесены изменения, согласно которым такие полномочия осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ может делегировать министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе и в отношении подведомственных им предприятий: заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений, утверждение уставов предприятий, организаций и учреждений, заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров, - в соответствии с законодательными актами РФ. Правительство РФ может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти субъектов РФ в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.

10. Предусмотрена возможность участия органов власти субъектов Российской Федерации в решении вопросов регулирования деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности; возможность участия территориальных органов управления в регулировании деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, и центральных органов государственного управления - в регулировании деятельности предприятий и объектов, передаваемых в государственную собственность субъекта федерации.

Более детально процедура осуществления разграничения государственной собственности определялась распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп, которым было утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности (ныне оно утратило силу).

Специфики российскому разграничению государственной собственности добавил тот факт, что наряду с административной процедурой разграничения существовал договорной порядок - на основе внутригосударственного договора. Нормативным обоснованием заключения внутригосударственных договоров послужила ч. 3 ст. 11 Конституции РФ - «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». Причем принципы заключения таких договоров были выработаны им вдогонку, когда все договоры были заключены и исполнены, в 1999 г., в недолго просуществовавшем Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Техника договорного разграничения государственной собственности такова. Между органами государственной власти РФ и органами конкретного субъекта РФ заключается договор о разграничении предметов ведения и полномочий, в числе которых, как правило, обозначено и разграничение государственной собственности. На основании такого государственно-правового договора органы исполнительной власти РФ и ее субъекта заключают конкретное соглашение административно-правового характера о разграничении государственной собственности. Соглашения заключались в эпоху «парада суверенитетов» с наиболее проблемными и сильными субъектами РФ (Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Северная Осетия, Нижегородская область, Якутия, Краснодарский край и др.).

Именно в результате договорного разграничения государственной собственности появилась категория совместной собственности Российской Федерации и ее субъекта (общей собственности, собственности совместного ведения) 3 Еще Ульпиан называл общую собственность матерью раздоров, а в Дигестах Юстиниана говорилось: противно природе, чтобы, если я держу какую-либо вещь, и ты рассматривался бы как держащий ее (D. 41.2.3.5.). В то же время нельзя отрицать, что ряд объектов необходимо держать в общей собственности федерации и ее субъектов (или выработать механизм совместного управления ими). Особенно это касается природных ресурсов; во всяком случае вопрос следует четко регламентировать в законодательстве. Соответственно, в отношении таких объектов чрезвычайно важен вопрос о передаче полномочий по управлению ими. . Совместная форма собственности поименована также в Соглашении стран СНГ о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 г. Сейчас можно сказать, что эта категория не прижилась в нашем законодательстве и постепенно исчезла даже из региональных законов. Действительно, режим общей собственности определен только гражданским законодательством (совместная собственность супругов, крестьянского (фермерского) хозяйства).

Хотя имеются любопытные нормативные акты, в которых прослеживается признание долевой собственности: распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2006 г. № 1494-р о заключении концессионного соглашения в отношении автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в г. Санкт-Петербурге как объекта общей долевой собственности Российской Федерации и г. Санкт-Петербурга, распоряжение Мингосимущества РФ от 18 мая 1999 г. № 674-р «О создании комиссии по определению долей РФ и Владимирской области в имуществе, закрепленном за ГТРК «Владимир»».

Наконец, долевая собственность закреплена в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» - имущество Российской Федерации в виде доли в праве собственности на имущество может быть отчуждено на основании решения Правительства Российской Федерации, в том числе посредством создания на базе имущества, составляющего общую долевую собственность, хозяйственного общества с возможной последующей продажей принадлежащих Российской Федерации акций (вкладов) другим участникам этого хозяйственного общества по рыночной цене.

Вопрос долевой собственности важен и при реорганизации предприятий. Так, специалисты считают, что слияние и присоединение унитарных предприятий возможны только в том случае, если имущество реорганизуемых организаций принадлежит одному собственнику, поскольку исключается общая долевая собственность Российской Федерации и (или) ее субъектов.

В ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» назван такой способ приватизации государственного или муниципального имущества, как внесение этого имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. В то же время в п. 7 ст. 43 этого закона назван в качестве исключения другой способ: создание на базе имущества, находящегося в общей долевой собственности Российской Федерации и иного субъекта права собственности, хозяйственного общества, в том числе общества с ограниченной ответственностью. Так, Н. Щербакова задастся вопросом: следует ли трактовать этот закон так, что участие публично-правовых образований в открытых акционерных обществах осуществляется по правилам приватизационного законодательства, а участие в иных организационно-правовых формах юридических лиц регулируется субсидиарно ГК РФ?

Проблема общей долевой собственности промелькнула и в практике ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 9 июля 2002 г. № 3111/00). В деле РФ против Иркутской области о признании права собственности на акции Иркутскэнерго Иркутской областью был предъявлен встречный иск к Российской Федерации о признании права общей долевой собственности Российской Федерации и Иркутской области на те же акции, в котором было отказано (основания в судебном решении не приводятся).

Так или иначе соглашения о разделе собственности не столько заполнили вакуум законодательного регулирования, сколько установили отличный от имеющегося порядок. В результате длительное время параллельно действовали два производства по разграничению государственной собственности:

  1. административное производство по постановлению Верховного Совета РСФСР (доконституционное), представляющее собой нормативно закрепленный порядок первичного раздела собственности и дальнейшего движения объектов государственной собственности в пределах двух форм - государственной и муниципальной;
  2. санкционированное Конституцией РФ договорное производство - на основании соглашений органов исполнительной власти Российской Федерации и се субъектов, представляющее собой упрощенный, «экстренный» вариант раздела собственности между федерацией и субъектом федерации посредством действий исполнительной власти.

Ситуация усугубляется еще и тем, что два производства по разграничению собственности действовали одновременно в отношении одного субъекта РФ. Так, разграничение государственной собственности с Башкортостаном произведено соглашением. Однако распоряжением Правительства РФ от 8 сентября 1998 г. № 1303-р из федеральной в государственную собственность Республики Башкортостан передано государственное предприятие «Стерлитамакский машиностроительный завод» Минэкономики России в порядке, предусмотренном постановлением Верховного Совета РСФСР.

Разграничение государственной собственности на землю стало не только насущной необходимостью, но и может дать дополнительные возможности к вовлечению таких земель в хозяйственный оборот и к увеличению эффективности использования этого ценного ресурса в развитии государства. В связи с постепенным характером формирования земельного законодательства, на ранних этапах его развития возникли определённые проблемы с распределением государственных земельных ресурсов. Поэтому недостаточное проведение разграничения практически не даёт возможности вовлечь такие участки в хозяйственный оборот.

Учёт земельных ресурсов

Известно, что земля является одним из наиболее ценных видов ресурсов, которые имеются у государства. Конечно, он не единственный, но при этом его можно рассматривать, как основу. В связи с этим понятно, что такой ресурс должен быть не только полностью учтённым государством, но и использоваться в общественной и экономической жизни наиболее эффективным образом.

В настоящее время существует общегосударственный реестр, где регистрируются права собственности на различные виды недвижимости, в том числе и на земельные участки.

Если регистрация конкретной земли не была проведена, она не может быть:
  • продана;
  • куплена;
  • подарена;
  • передана в наследство и т. п.

Казалось бы, с учётом земельных ресурсов, на первый взгляд, всё в порядке. Но при более внимательном взгляде на статистику распределения земли в Российской Федерации можно обнаружить неожиданную вещь. Значительная часть земель, формально находясь в собственности государства, на самом деле непонятно кому принадлежит. Как это может быть? Из-за определённых особенностей земельного законодательства существенная часть государственной собственности не распределена между самими этими владельцами: государством, субъектами РФ и муниципальными властями. То есть фактически хозяин таких земель не определён. Соответственно, такие земли не состоят на кадастровом учёте. Они относятся к неразграниченной государственной собственности.

Кто владеет землёй

Прежде чем подробно рассматривать этот вопрос, нужно выяснить, а кто имеет право владеть землёй в стране?


  1. Конечно, немалая часть этого ценнейшего ресурса принадлежит всему государству.
  2. Говоря об этой форме собственности, нужно упомянуть собственность субъектов федерации. В большинстве - это отдельные регионы, которые имеют право владеть землёй.
  3. Местные, а именно муниципальные органы осуществляют свою власть на местном уровне. Часть земель находится в их собственности.
  4. Кроме указанных собственников, владеть участками имеют право как юридические лица, так и отдельные граждане.

В обычной жизни экономические отношения, связанные с собственностью на землю, достаточно просты и понятны. Есть правообразующие документы, которые относятся к купле-продаже, наследованию или другим правоустанавливающим юридическим процедурам.

Участки должны пройти положенную по закону регистрацию, получение кадастрового паспорта, межевание. После осуществления регистрации вопрос о праве собственности обычно неясностей не вызывает.

В вопросах государственной собственности ситуация иная. Прежде всего, есть категории земель, которые в принципе не могут перейти к другим собственникам. Существуют несколько их разновидностей. Одним из примеров могут служить земли природных заповедников. Кроме этого, существует практика предоставления участков в бессрочное пользование, а также в пожизненное и наследуемое владение. В последних двух случаях, хотя собственником и является государство, в реальной жизни с этим возникает некоторая неопределённость. Одним из отличий здесь является то, что пользователи участков не проходят кадастровой регистрации, ведь они не являются собственниками земли.


Однако так ли уж невозможно для частного лица или организации получить в собственность участок нераспределённой государственной земли? На самом деле это вполне реально.

Для этого есть два пути:
  • выполнить прирезку участка;
  • провести формирование участка.

В первом случае речь идёт о том случае, когда в собственности имеется территория, которая соприкасается с границей государственных земель. Распространённой является ситуация, когда собственник самовольно дополняет имеющуюся у него территорию дополнительным куском, нарезанным самостоятельно, без оформления, расположенным рядом с его участком. Несмотря на кажущуюся незаконность такого образа действий, российское законодательство в последние годы разрешило легализовать подобный захват земли. Эта процедура получила название прирезки. Для того чтобы это сделать, хозяин участка должен сначала убедиться, что этот дополнительный кусок территории доступен, получить соответствующее разрешение муниципальных властей и провести кадастровую регистрацию этой земли. Последняя процедура стоит немало и проводится за его счёт. Характерной особенностью таких земель является относительно более дешёвая земля, чем в случае её прямой покупки. Хотя может показаться, что такое разрешение более выгодно владельцам прилегающих участков, на самом деле обе стороны от этого выигрывают.

Выгода хозяина понятна, а государство вовлекает территории в новых границах в хозяйственный оборот, что приводит к увеличению поступления налогов в казну.

Когда говорится о формировании участка, речь идёт о другой ситуации. В неразграниченной собственности на землю нет возможности оформить право собственности. Это связано с тем, что для такого права нужен правоустанавливающий документ. А получить его возможно только от законного собственника земли. В рассматриваемом случае такого найти не получится. Хотя понятно, что речь идёт о государственной земле, но нельзя определить, кто именно в государственной структуре обладает соответствующими правами собственника. Ведь только последний может продать землю новому хозяину. Как же поступают в подобных ситуациях?

Для этого могут передать соответствующий участок:


  • в бессрочное пользование;
  • в пожизненное владение с правом наследования.

При этом не происходит кадастрового оформления и регистрации прав собственности, потому, что таких прав у получателя участка нет. Но передать в собственность землю при этом можно. Это делается посредством процедуры формирования участка. Сначала ведутся переговоры с представителями муниципальной власти. После того как согласие получено, производится межевание и полное кадастровое оформление. После того как все необходимые документы подготовлены, выполняется регистрация права собственности по вновь образованному участку.

С момента проведения государственной регистрации право собственности является полностью подтверждённым.

Важно отметить, что в данном случае цена земли относительно невелика. Обычно она составляет три процента от кадастровой стоимости этого участка. Однако кадастровые процедуры - вещь довольно дорогая, а оплачивать их должен новый собственник.

Рассмотрим цифры, которыми можно охарактеризовать ситуацию в масштабе всей страны. Для этого необходимо принять во внимание следующее.

Земельные ресурсы всего государства составляют огромную величину. Это 1709,8 миллиона гектаров.

Если проанализировать эту цифру в разрезе прав собственности на землю, то на 2011 год принадлежало:

  • частным лицам 121,4 миллиона гектаров земель;
  • юридическим лицам ровно 12 миллионов гектаров;
  • государству - 1576,4 гектара.

Неразграниченная государственная собственность на землю охватывает 1145,5 миллиона гектаров. Остальная её часть преимущественно находится в собственности государства (420,0 млн га). Субъектам федерации принадлежат 7,7, а местной (муниципальной власти) - 3,2 миллиона гектаров земли.

В последние годы можно наблюдать, что разграничение государственной собственности на землю происходит всё более медленно. Это имеет место наряду с тем, что наибольшая часть уже распределённой земли находится во владении государства.

Право распоряжения

Конечно, отсутствие юридического хозяина такого важного ресурса, как земельная собственность отчасти тормозит экономическое развитие территорий. Поэтому на законодательном уровне было принято решение, что до прояснения этих вопросов право текущего распоряжения такими участками имеют территориальные органы муниципальной власти. Относительно столиц или административных центров субъектов РФ принят немного другой порядок. Считается, что обычно правами распоряжения в данном случае должны обладать органы местного самоуправления. Однако в особых случаях законодательством может быть предусмотрена передача права распоряжения соответствующим исполнительным государственным органам. Речь идёт об исполнительных органах субъектов федерации.

Уполномоченные органы власти могут принимать решения по делегированию отдельных функций, относящихся к управлению такими землями, но не передавать при этом право собственности или право распоряжения.

Важно заметить, что предоставление права распоряжения не является передачей права собственности. В качестве причин этого можно указать следующее.


  1. Если говорить об объекте соответствующих правоотношений, то земля, о которой идёт речь, относится к нераспределённой государственной собственности. Поэтому передать право собственности, которое до настоящего момента попросту не существует, невозможно. Чтобы такое право было, право собственности на такие участки должно разграничиваться.
  2. В юридическом и хозяйственном обороте не может участвовать такой участок, который не состоит на кадастровом учёте, не прошёл определённую законом регистрацию, которые необходимы для предоставления права собственности.

Передача участков, не имеющих собственника, противоречит Гражданскому Кодексу РФ.

Как происходит распределение

Известно, что существует довольно большая территория, где земля до сих пор остаётся нераспределённой. Когда был принят действующий в настоящее время Земельный Кодекс, был одновременно принят нормативный акт, который содержал переходные положения при введении его в действие. К рассматриваемому здесь вопросу имеет отношение тот факт, что для распределения земель был установлен предельный срок. После 2008 года вообще не должно было остаться нераспределённых участков. Однако приведённая выше статистика говорит совсем о другом.

В основном разграничение государственной собственности на землю происходило в пользу общегосударственной собственности, а впоследствии этот процесс сильно замедлился.

Что же представляет собой процесс распределения? В рассматриваемой ситуации речь идёт о любом нормативном акте, в котором такая земля разграничивается и прямо передаётся в собственность соответствующему владельцу. Как только такое решение принято, его берут в основу для соответствующих правоустанавливающих документов.

Предположим, существует интерес к приобретению определённого участка, который относится к рассматриваемому здесь типу. Первым шагом в данной ситуации может быть попытка получить информацию, из которой возможно однозначно заключить о том, относится ли рассматриваемый участок к нераспределённой государственной собственности. Как это сделать проще всего? Для этой цели прекрасно подойдёт публичная кадастровая карта России. В ней можно получить не всю имеющуюся информацию о собственниках земли, но всегда можно заключить, имеется ли данный участок земли в чьей-либо собственности. Сама карта является интерактивной. С использованием имеющейся информации можно осуществить поиск, при этом постепенно делая карту всё более подробной. В результате можно будет сделать уверенный вывод по данному вопросу.

Публичная кадастровая карта отражает актуальные данные общегосударственного реестра:

  • расположение земельного участка;
  • его площадь;
  • принадлежность и т. д.

Использование этого сайта позволит получить нужную информацию относительно быстро и с небольшими усилиями.

Любопытно, что критерии, по которым можно было проводить классификацию земельных участков и их отнесение к тем, которые относятся к муниципальным органам власти или к собственности субъектов федерации, были законодательно сформулированы ещё в 2002 году. Кроме этого были определены правила различных процедур, которые к этому имели прямое отношение. Был определён порядок составления и согласования списков земельных участков, которые должны были быть переданы в ту или иную форму государственной или муниципальной собственности.

Несмотря на проделанную работу, созданный юридический механизм практически не действовал. Это происходило по причине чрезмерной сложности и длительности соответствующих процедур.

Одним из этапов рассмотрения была передача всего подготовленного пакета документов в Правительство РФ, ожидание результатов проводимой здесь процедуры и того, какое решение по данному вопросу будет принято. Сам процесс обоснования такого запроса требовал большого количества подтверждающих документов, а рассмотрение каждого отдельного вопроса обычно происходило в период от семи до девяти месяцев. Такая сложность и громоздкость резко снижали эффективность процедуры. После принятия нового Земельного Кодекса в 2006 году порядок разграничения государственной собственности на землю был значительно упрощён, что несколько увеличило эффективность применения закона.



 

Возможно, будет полезно почитать: