Вопрос: Чем отличается общество от государства. Понятие и краткая характеристика общества

Понятия «общество», «государство» и «страна» следует различать.

Общество - это исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей.

Государство представляет собой искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями.

Страна символизирует промежуточное понятие между понятиями общества и государства, так как представляет собой одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы 2 .

Главным предназначением государства является служение обществу, и в этих целях социальное государство, к построению которого стремится современное российское общество, должно выполнять следующие основные функции:

§ устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;

§ обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, добиваясь достижения социального компромисса;

§ защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества; заботиться о социально слабых и незащищенных слоях и группах населения, т.е. быть социальным;

§ выступать той силой, которая способна интегрировать общество в единое целое.

Социальное государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу, нести ответственность за благосостояние своих граждан, их социальное и физическое самочувствие. Построение такого государства возможно только при совместном усилии всех общественных сил и ему должен соответствовать определенный уровень общественного развития.

Современное общество не представляет собой единого монолитного создания, хотя сегодня как никогда прежде оно пронизано связями различного характера (экономического, политического, культурного), укрепляющимися в процессе глобализации мирового пространства. История человечества представляет собой образование, существование и смену цивилизаций, каждая из которых развивалась по особому сценарию и оставила свой особый след в мировой истории. Однако различие между ними не предполагает противоположности и противостояния, и между самыми далекими друг от друга формами цивилизации существует определенное сходство, вытекающее из единства фундаментальных принципов организации общества и цивилизации. Но сегодня между людьми Востока и Запада, безусловно, существует пропасть, что является одной из характерных особенностей современного мира.



Свойства общества

Важным свойством общества считается его относительная автономность и самодостаточность.

Автономность означает способность общества в рамках границ своей территории и на основе установившихся взаимосвязей его элементов функционировать, не прибегая к внешним влияниям. Конечно, в современном мире усиливаются международные контакты, происходят процессы глобализации, европейской интеграции и т. п. Очевидно, что в этих процессах велика роль не только объективных, но и субъективных обстоятельств. Это усиливает противоречивость происходящих процессов и вызывает иногда острые конфликты.

К области автономности каждого общества относится собственная система управления, специфические социальные связи и взаимодействие его элементов, внутренняя интеграция большинства существующих на территории общества более мелких социальных общностей.

Самодостаточность характеризуется тем, что народ, понимаемый как целостное общество, является носителем суверенитета.

С понятием автономности сближаетсясвойство саморегулирования. Действительно, автономным, самостоятельным обществом считается такое, которое функционирует, не нуждаясь в постоянном вмешательстве и помощи извне.

Долгое время считаюсь абсолютным свойство самодостаточности, то есть способности общества развиваться в полной изоляции от соседних. В современном мире подобных абсолютно самодостаточных обществ не существует. Современные общества являются открытыми системами, постоянно обменивающимися с внешним миром товарами, людьми, энергией, информацией, валютой и т. п.

Вопрос лишь заключается в том, как сохранить и умножить сложившиеся в каждом обществе особенности, способствующие эффективному развитию и соответствующие условиям каждой страны. Нельзя забывать, что эти особенности, как правило, сложились в результате длительного опыта и являются важными элементами, обогащающими современную цивилизацию.

Свойство саморегулирования социальных систем, вместе с тем означает, что создаваемые людьми институты, организации, предприятия и даже идеологические концепции, как правило, достаточно быстро начинают подчиняться собственным правилам и законам поведения, о которых не думали их создатели. Поэтому для понимания особенностей общественных форм недостаточно знакомства только с документами. Необходимо исследовать и практику. Именно на это и обращает большое внимание социология.

Характерным свойством общества считается социокультурное единство. Это понятие включает общность социальных и политических институтов - государства, экономики, образования, семьи, языка (в большинстве стран это - не только государственный, но и язык общения). Сюда же следует отнести и осознание принадлежности к обществу, аналогичность многих моральных ценностей, образцов поведения и менталитета.

Социокультурное единство не создается искусственно, а возникает в итоге длительной эволюции, накапливаемого общественного опыта и складывающихся традиций.

2) Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Общество в узком смысле слова – это:

круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);

отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);

исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);

человечество в целом .

Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций :

– производство материальных благ и услуг;

– распределение продуктов труда (деятельности);

– регламентация и управление деятельностью и поведением;

– воспроизводство и социализация человека;

духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система , т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность .

При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов . В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании .

Основные принципы системы : целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.

Соответственно, общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система , включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения .

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема».Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система .

Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни основные сферы общественной жизни .

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека .

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующимиспецифическими чертами :

1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем . Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений , которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

3. Обществу присуща самодостаточность , т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития . Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем, в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

3) Природа – одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

5) Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями , обеспечивающими ее достижение.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.

Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Социальные институты:

Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;

Включают систему санкций – от правовых до морально-этических;

упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;

Обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Функции социальных институтов: явные (заявлены официально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).

Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты , которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).

Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

Возникновение социальных институтов связано с процессами упорядочения, стандартизации и формализации социальных связей, которые называются институционализацией. При превращении социальных связей в социальные системы и возникают институты.

В обществе существует иерархия социальных институтов, адекватная социальным системам, в которых действуют эти институты: демосоциальные, экономические, политические, духовные.

Качество социальных общностей, где возникают социальные институты, меняется: они дополняются новыми свойствами. Социальные институты находятся в непрестанном развитии и совершенствовании путем реформ, эволюции, революций. Причиной появления новых и совершенствования старых социальных институтов является прежде всего возникновение новых и развитие прежних потребностей. Например, в постсоветской России возникли такие институты, как Федеральное собрание, Конституционный суд, рынок и т. п., произошла диверсификация системы высшего образования, появились частные вузы.

Кроме того, причиной возникновения социальных институтов является появление новых ценностей - идеалов лучшего будущего, возникающих в обществе. Они оказывают громадное влияние на институциональные потребности, ценности, нормы, убеждения, а через них - на институционализацию статусов-ролей данного общества: семейных, бытовых, трудовых и т. п. Можно выделить три культурных уровня институционализации новых ценностей, статусов и ролей в социальных связях: 1) новые знания и убеждения людей; 2) новые нормы поведения; 3) новые ценности.

Становление социальных институтов, адекватных общественным системам (демосоциальной, экономической, политической, духовной), соответствует последовательности превращения важнейшие общественных потребностей вактуальные. Становление социальных институтов (процесс институционализации) семьи, денег, права, образования, торговли, науки и других проходит несколько этапов, которые накладываются один на другой.

Во-первых, возникает какая-то общественная нужда (неудовлетворенность), присущая многим. Этот период сопровождается беспорядком, дезорганизацией, свободой социальных связей.

Во-вторых, идет формирование общественной потребности (мотива, плана, средств и т. п.) некоторыми людьми, ее реализация требует организованных действий в данной общественной сфере.

В-третьих, стихийно (путем проб и ошибок) и сознательно формируются социальные регуляторы (ценности, нормы убеждения), а также процедуры (привычки, обычаи, традиции), которые им соответствуют.

В-четвертых, устанавливается система санкций (наказаний и поощрений) за соблюдение социальных регуляторов.

В-пятых, возникают системы статусов и ролей, разделяющих членов социальной группы. Это завершающий этап, потому что социальный институт - это статусно-ролевая система социальных связей , образующая сущность социальной системы.

Становление и развитие социальных институтов связано с изменением их общественных функций, которые достаточно многообразны.

Во-первых, это функциязакрепления социальных связей с помощью системы институциональных регуляторов, придающих действиям людей стандартизированный и регулярный характер.

Во-вторых, этоинтегративная функция, обеспечивающая: а) сплочение в социальную группу; б) соединение усилий членов группы, вызывающее кумулятивный эффект социального института.

В-третьих, этосоциализирующая функция, передача накопленного институционального опыта от одного поколения к другому и формирование необходимого для данного общества типа людей.

Образование социального института занимает значительное историческое время и происходит путем проб и ошибок. Процесс усвоения общих стандартов поведения людей, выгодных всем, весьма труден. На данном пути люди преодолевают соблазн ориентации на выгоду только себе. Когда новый стандарт (ценности, нормы, роли) семейного, трудового, политического или иного поведения усваивается человеком, то он превращается в потребность. В таком случае частичная выгода для себя какого-то стандарта поведения дополняетсяблагожелательным отношением со стороны окружающих. Этот стандарт поведения становится для человека институционалазированным, а егостатус-роль - органичной.

Институциональная интеграция социальной связи представляет достаточно сложный процесс. Прежде всего, она обусловлена сложностью усвоения статуса-роли. Среди множества существующих стандартов нужно выбрать наиболее типичный по отношению к типичным ситуациям. Например, существует множество стандартов поведения студента в вузе, превращающего его в отличника или двоечника.

Далее, полная интеграция институционального стандарта поведения в мотивацию человека предполагает новое состояние его потребностей и конформность стандарта поведения к ним. Усвоение институционального статуса-роли порождает внутри- и межличностные конфликты с потребностями человека и другими стандартами его поведения. Так, например, статус-роль студента входит в противоречие со статусом-ролью спортсмена и т. п.

Формирование стандарта поведения как важнейшего элемента социального института основано на двух качествах людей. Во-первых, это их установки (ориентации) на других,конформность в ролевом ожидании. Она всегда включает в себя такие мотивы, как самоуважение и защищенность. Здесь человек выступает оценивающим и интересующимся наблюдателем. Во-вторых, это ценности, определяющие институционализированные статусы-роли, которые имеютморальное значение. Они основаны на чувстве ответственности и долга перед другими людьми за статусно-ролевые ожидания, социальные институты и системы общества.

Институциональное поведение как предмет социологии тесно переплетается с психологией, антропологией, этнологией. Социология раскрывает только одну сторону поведения людей в социальных системах: его рациональный (институционализированный) характер; как нерациональное (иррациональное) оно становится предметом несоциологического анализа.

Институт (insitutum) — учреждение, организация. На протяжении веков роль солильного института менялась. Он формировался на основе социальных отношений, представляет сложную систему, которая охватывает экономическую, политическую, правовую сферу, духовные отношения. Основная задача социального института — сохранить целостность социальных ценностей .

Социальные институты в своей «деятельности» опирается на Духовные материальные и нормативные ценности:

  • Правила.
  • Нормы.
  • Установки.
  • Образцы для подражания.
  • Мораль (поведения в определенных ситуациях).

Признаки и цели

Чтобы регулировать общественные отношения, социальный институт условно поделили на «отделы». В отличие от подразделений, социальный институт не имеет теоретической направленности. Его основная задача выстраивать отношения между социальными подразделениями. Социологи, утверждают, общественные институты настолько взаимосвязаны, что практически не отличаются. Наоборот, в большинстве случаев их отождествляют.

Например, само понятие «социальный институт» придумали юристы. На профессиональном языке оно определяет правовые отношения, которые позволяют регулировать законодательную систему в различных сферах:

  1. Семья.
  2. Производство.
  3. Социальными институтами должны защищать основные ресурсы общества.

  4. Семью.
  5. Собственность (торговые экономические отношения).
  6. Образование.

Как работают социальные институты

У каждого института есть своя специфика. Например, институт семьи, отвечает за духовные и культурные ценности, его основная задача продолжение рода и социализация — воспитание детей. Экономические институты отвечают за благополучие, они должны удовлетворять материальные потребности. Уже в первобытные времена появилось традиция распределять добычу и урожай, от количества материальных благ зависел социальный статус представителя племени.

Институты образования отвечает за удовлетворение духовных потребностей . Но кроме потребностей у человека есть и обязанности. А потому в обществе существует четкое определение социальных статусов, их ролей. Таким образом, формируется общественная лестница (пирамида). Например, в семье на вершине социальной пирамиды стоят родители. Более сложную иерархию можно наблюдать в институте.

  • Ректор.
  • Деканы.
  • Руководители кафедр.
  • Преподаватели (младшие сотрудники).
  • Лаборанты.

Высшие учебные заведения это идеальная общественная система. Иерархия института в точности копирует устойчивые. Формы социума. Здесь задействованы разнообразные регуляторы:

  • Идеология.
  • Ментальность.
  • Административный аппарат.
  • Материальная сторона.
  • Законодательство.
  • Семейные ценности (воспитание).

Роль государственного института

Раз уж зашла речь о правовых институтах остановимся на главном из них. На первый взгляд, кажется, что общественные институты занимаются самоуправлением.

В отличие от других институтов, государство контролирует все сферы общества:

  1. Может изменять закон (легитимное насилие).
  2. Государство руководит, распределением материальных благ.
  3. Политический институт решает, какие духовные ценности должны быть в обществе: лозунги, кумиры, передовые идеи. В зависимости от политической ситуации меняет общественное мнение традиции.
  4. Все социальное институты «работают» на государство.
  5. Унитаризм представляет собой.

Чем отличается государство от социальных институтов

Несмотря на то, что институт власти, обладает всеми полномочиями, он не может существовать без общества . Тогда, как общество может функционировать без государства. Для общественного института государство это инструмент, благодаря которому оно достигает определённых целей. Если государственный институт не справляется со своими обязанностями, общество меняет политический курс. Вскликните революцию семнадцатого года. Поменялась модель управления а общество осталось на месте. та же идеология вместо бога вождь и обожающий его народ. Для Государства социальный институт является фундаментом, на котором оно строит свою политику.

Чем отличается общество от государства

Ответы:

Государство – формальная организация, иерархическая структура, состоящая из взаимосвязанных институтов. Это развитая общность людей, главное свойство которой – устойчивость. Государство обязательно обладает такими атрибутами, как публичная власть, валюта, территория, народонаселение и независимость. Отсутствие данных признаков превращает общность людей либо в колонию, либо во временную группу, склонную к постепенному распаду.Общество – объединение людей, обособившееся от окружающего мира на определённых принципах взаимодействия. Зарождение феномена произошло вместе с развитием сознания у человека. Древнейшие общества – это способы самоорганизации первобытных людей, где главной ценностью и устремлением было выживание. В настоящий момент социум – это группа индивидов, созданная с определённой целью на принципах самоорганизации.

Похожие вопросы

  • у колли 3 кролика и 4 утки кур столько сколько кроликов и уток вместе. сколько кур у колли
  • Особенности строения голосеменных
  • Следователю сообщили, что злоумышленники прячутся в квартире, в номере которой есть цифра 6. В доме 75 квартир. Сколько квартир нужно будет обойти а 6 б 10 в 16 г 36
  • совпадает ли звук и обозначающая его буква в словах друг -г, рук - к и почему
  • Помогите пожалуйста 1-6 задания
  • помогите срочно нужно!!! Сообщение о театр юнного зрителя в Макеевке
  • сочинение про любимое блюдо
  • Нужен перевод текста после закорючки (черная такая). Перевод до нее у меня есть. Вот он: Привет, ребята, спасибо за ваши е-мейлы. Вы изучаете немецкий? Это здорово. Мы учим английский и французский. Учить немецкий трудно? Иногда это трудно и для немцев. Вы хотите знать о нашей школе и досуге в ней?. ОК, здесь немного информации: Нас 28 в классе и почти все делают совершенно разные вещи. Наш день выглядит так: с 8 утра до 15 или 16 часов в школе, потом мы идем домой. Надо делать уроки. Домашнее задание занимает, может быть, час, максимум два, а потом начинается свободное время. Но много времени у нас нет. Мы часто устаем, нам нужно просто расслабится. Время для хобби и друзей только по выходным. Многие занимаются спортом. Некоторые играют в футбол. Силке очень хорошо тренируется в Turbine Potsdam. Ее мечта: профессиональный футбол. Она хочет футболом зарабатывать деньги. Помогите прошу.

Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.

Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13) .

Города-государства. Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие "островки" государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.

Города-государства возникали в силу объективных причин (города ремесленников; города - морские бухты; города - центры торговых путей и т.п.).

Отличие государства от догосударственного общества заключается в следующем:

1) в догосударственном обществе принадлежность индивида к определенному роду обусловливалась кровно-родственными связями. Род не имел строго установленной территории. Территория является материальной базой государства, основой его суверенитета и признания ее субъектом международного права (суверенитет государства - это верховенство, самостоятельность, полнота, единство и неделимость власти государства в пределах его территории, а также ее независимость и равноправие во внешних отношениях). Кроме того, государство делится на административно-территориальные или политико-территориальные единицы. Политическая власть государства, его суверенитет распространяется на всех людей, живущих на ее территории. При первобытном строе территориального деления не было. В государственно-организованном обществе на смену кровно-родственному принципу пришел принцип территориальной организации. Государство должно локализованную территорию, на которую распространяется ее суверенная власть, а население этой территории превращается в подданных или граждан государства;

2) в первобытном обществе носители властей не отделялись от других членов общества; в социальном смысле власть была непосредственно общественной, основывалась на принципах первобытной демократии, общественного самоуправления, опиралась на авторитет и традиции общества. Власть выполнялась рядовыми и выборными членами рода добровольно, специального профессионального аппарата управления не существовало. Власти почти не разделялись по отдельным функциям на определенные виды (исключая военачальников). Власть должна такие качества, как единство, взаимопомощь, сотрудничество. Члены рода выполняли свои функции на основе убеждения. Специальных органов, которые выполняли бы функции принуждения, не было. Рид также защищал своих членов от внешних врагов, для чего использовалась военная сила или месть родственников. Войско формировалось только в случае необходимости из мужчин рода или племени, способных носить оружие. В социально-неоднородном (в частности классовом) обществе носители власти в организационном отношении отделены в отдельные структуры, "отряды", возникает профессиональное управление (особый механизм управления людьми). Политически публичный характер власти воплощается в государственно-правовых институтах, отделенных от населения, в то же время выступают официально от имени общества в целом (эта черта и характеризует публичность власти). Публичная власть не совпадает с населением. Функции власти распределяются между органами, возникает специфическая структура власти. Для осуществления своих разнообразных задач и функций каждое государство создает различные органы и организации, система которых образует механизм государства. Он включает в себя государственные предприятия, организации и учреждения, аппарат государства, государственные органы специального назначения;

3) государственная организация возникла при расслоении первобытного общества в период распада родового строя. Если в первобытном обществе социальная власть выражала и защищала интересы всех членов общества, то государство в социально неоднородном обществе защищает интересы господствующей его части или социальной группы (только в наше время, в период существования стран с развитой демократией, она пытается учитывать, выражать и защищать интересы всех слоев населения). Таким образом, власть в первобытном обществе и его органы (собрание рода или племени, старейшины, вожди, военачальники и т.п.) не имели политического характера, были явлением неполитическим. С появлением политических отношений (политика - сфера деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти) возникают политическая и правовая системы;

4) в первобытном обществе населения не облагалось, а в социально неоднородном (в частности классовом) обществе для удержания государственной власти устанавливаются налоги. Государство требует значительных затрат для содержания публичной власти, отделенной от основной массы населения;

5) в первобытном обществе власть распространялась на всех членов рода, племени, на какой бы территории они ни находились. В государстве власть распространяется на всех людей, находящихся на определенной территории, принадлежащей ей;

6) в государстве складывается система особых общеобязательных правил поведения - юридических норм, которых не знало первобытное общество. Понятие таких норм стало обозначаться термином "право". Право юридически оформляет государство и государственную власть, и тем самым делает их легитимными, законными. Юридические нормы определяют сферу отношений, регулируемых государством, делают государственные решения общеобязательными, устанавливают права и обязанности, а также определяют возможные способы и меры наказания за нарушение указанных правил. Этой системы особых общеобязательных правил поведения - юридических норм не знало первобытное общество. Конечно в этом обществе были нормы поведения, регламентирующих общественные отношения. Но они имели социальный характер, отражали интересы и волю всех членов рода и племени. Такими нормами были обычаи и традиции, которые присутствуют правилам общежития и предписаниям религиозного характера, а также всевозможные запреты (табу). Они устанавливались самым коллективом, передавались из поколения в поколения (например, уважать старших, выполнять распоряжения вождей и старейшин, обычаи кровной мести и т.д.). Гарантом их соблюдения основном был не принуждение, не страх перед властью, перед наказанием (хотя это и имело место: основным видом наказания было изгнание из рода), а страх перед сверхъестественными силами и богами. Все это связано с мифологическим мировосприятием первобытных людей, поэтому и обеспечивалось их внутреннему убеждению, одобрением или осуждением родственников. Соблюдение обычаев означало уважение к предкам, дух которых постоянно наблюдает за жизнью на земле. Любое нарушение обычаев могло привести к негативной реакции духов на земле и навлечь опасность для этнической группы или даже отдельного человека. Эти нормы носили характер мононорм, то есть одна норма регламентировало разносторонние общественные отношения (религиозные, нравственные, производственные, бытовые и другие). Они были вообще отражением единства членов рода. И, конечно, имели устную форму. Вместе с тем низкий уровень сознания и отсутствие чувства вины исключали возможность четкого распределения норм на права и обязанности (то есть право и обязанность почти не разграничивались).

В отличие от социальных норм поведения в первобытном обществе нормы юридического права в государстве выражают волю определенных классов, других слоев социально неоднородного общества. Они внешне объективирован, общеобязательные и формально определены в нормативных актах и ​​других источниках права. С самого начала образования государств первобытные обычаи или традиции приспособились к интересам господствующего класса, обеспечивались соответствующими санкциями, реализация их поддерживалась аппаратом государственного принуждения, и это было средством подчинения населения воли экономически и политически господствующего класса. Первобытные нормы переросли в юридические нормы разностороннего характера. Сами начала заниматься правотворческой деятельностью, с появлением письменности эта деятельность начала воплощаться в законах, указах или иных актах. Право возникло также в результате преобразования решений судебных органов по конкретным делам в общие нормы, обязательные для решения аналогичных дел. В нормах права четко стали разграничиваться права и обязанности. То есть, каждое субъективное право одного субъекта стало обеспеченным долгом другое.

Отличие государства от других организаций, которые существуют в обществе, заключается в следующем:

1) в каждом социально-неоднородном обществе может существовать только одно государство, а организаций - много;

2) только государство выступает официальным представителем всего общества, все другие организации представляют лишь часть общества;

3) только государство может решать общественные дела, другие организации решают дела, касающиеся, как правило, только части общества;

4) государство располагает специфический аппарат и материальные средства для выполнения своих функций, только этот аппарат имеет властные полномочия в отношении всех других членов общества, других организаций;

5) только государство может устанавливать общеобязательные для всего населения правила поведения - юридические нормы;

6) только государственная власть характеризуется суверенитетом - верховенством, полнотой, неделимость власти, самостоятельностью и формальной независимостью власти от любой другой организации или лица как в своей стране, так и за ее пределами.



 

Возможно, будет полезно почитать: