Что такое социальное право. Социальные права человека список

Совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение , право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище , особые права детей и права инвалидов. С.п.ч. закрепляются на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В наиболее полном объеме они провозглашаются в конституциях "социалистических" и "пост-социалистических" государств. В некоторых развитых, а также развивающихся странах С.п.ч. стали провозглашаться после Второй мировой войны, однако обычно без предоставления им судебной защиты. Закреплены в ст. 38-41 и 43 Конституции РФ.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    Совокупность конституционных прав человека, позволяющих ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся: право на социальное обеспечение; право на образование; право на… … Финансовый словарь

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование … Юридическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека … Профессиональное образование. Словарь

    Совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование,… …

    Совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право… … Энциклопедия юриста

    социальные права человека - совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное… … Большой юридический словарь

    Социальные права человека - это совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях материальных или иных благ. К социальным правам, гарантирующим… … Большой юридический словарь

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНЫЕ - СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА … Юридическая энциклопедия

    Понятие. характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной,политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. П.ч. носят… … Энциклопедия юриста

    - (см. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Права человека. Учебник , . "Права человека" - первый в отечественной юридической литературе учебник по данному предмету. Авторский коллектив стремился показать всю сложность и многогранность прав человека, их сущность,…
  • Права человека. Учебник , Лукашева Е. (ред.). «Права человека» - первый в отечественной юридической литературе учебник по данному предмету. Авторский коллектив стремился показать всю сложность и многогранность прав человека, их сущность,…

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Любой человек должен иметь возможность воспользоваться своими социальными правами, которые ему обязано предоставить .

Полнота этих прав определяется социальным статусом в обществе – пенсионеры, несовершеннолетние могут пользоваться различными государственными благами. Но все эти блага даются, чтобы каждый человек независимо от своего статуса смог реализовать себя в обществе и жизни.

Социальные права — это и защита детей государством

Социальные права – это комплекс социальных благ, предоставляемых человеку и гражданину государством. Понятие «социальный» означает связь человека с обществом и затрагивает их взаимоотношения. Социальные права даются человеку в целях реализации его интересов, связанных с жизнью в обществе.

Главным источником прав и их гарантом для гражданина РФ и всего населения страны является Конституция РФ. Документ определяет права и свободы, предоставляемые россиянам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим на данный момент гражданства, находящимся или проживающим на территории страны.

Конституция РФ разграничивает понятия гражданских прав и прав человека. Права человека даются ему с рождения и не зависят от его национальности, расы, пола, религии и других особенностей. В документальной форме определения прав человека дополняются словосочетанием «каждый имеет право» и т.п., тем самым подчеркивается равенство прав любого человека, пребывающего в границах Российской Федерации.

Кроме конституционных законов, которыми располагает каждое государство, права человека определяются также соглашением международного уровня – Всемирной Декларацией прав человека, принятой на заседании Генеральной Ассамблеи ООН через несколько лет после завершения Второй Мировой войны. Социальные права человека также регулируются другими документами международного уровня.

Социальные находятся под охраной закона, являясь юридической категорией. Социальные блага данного типа даются только тем людям, которые находятся в устойчивых правовых отношениях с определенным государством, то есть являются его гражданами.

Социальные права относятся ко второму поколению прав и свобод. Всего в истории формирования данной категории выделяют три поколения:

  • Первое поколение появилось во времена, когда в Европе бушевали буржуазные революции (17-18 вв.). Категория прав и свобод первого поколения носит политический и гражданский характер. К ним применимо понятие негативизма, то есть независимости их проявления от действий и отношения государства. К первому поколению принято относить право на жизнь, свободу мысли, слова, личности, неприкосновенность жилища и др.
  • Второе поколение прав и свобод включает в себя социальные, экономические и культурные блага, необходимость в которых была признана лишь к середине 20 в. в связи с различными социалистическими движениями, возникавшими по всему миру. Эти права относят к позитивным – требующим государственного вмешательства для их реализации и соблюдения (право на детство и материнство, здравоохранение, образование, свободный труд, и др.)
  • В категорию прав и свобод третьего поколения вошли коллективные и национальные блага, потребность в которых появилась в связи с усугублением глобальных проблем, касающихся целых народов и наций (право на информацию, мир, благоприятную окружающую среду и др.).

Важным моментом является то, что пользование предоставляемыми правами и свободами одного человека, не должно нарушать или ущемлять каким-либо образом права других людей. Поэтому блага, которые может предоставить государство, не могут быть безграничными, иначе это приведет возникновению множества конфликтов.

С основами социального права ознакомит видеосюжет:

Границы социальных прав

Каждый человек имеет право на социальную защиту

Статьями Конституции РФ устанавливается ряд социальных прав, которыми может воспользоваться любой гражданин нашей страны.

Право на социальное обеспечение предоставляется различным категориям граждан в связи с рядом обстоятельств:

  1. достижение пенсионного возраста;
  2. инвалидность;
  3. временная нетрудоспособность;
  4. потеря кормильца;
  5. потеря заработка (работы);
  6. недостаточность заработка для обеспечения нормальной жизнедеятельности и др.

Социальное обеспечение реализуется в материальном выражении (выплата пенсий, пособий по безработице, инвалидности и т.п.) и в предоставлении льгот (бесплатные поездки в городском транспорте, получение жилья вне очереди, бесплатное получение лекарств и медицинских услуг и др.). Порядок начисления пенсий и пособий регламентируется на федеральном и местном уровне.

Право на материнство и детство и их защиту, а также защиту семьи включает такие моменты, как:

  • наделение обоих родителей равными правами и обязанностями по воспитанию ребенка и заботе о нем;
    реализация прав родителей согласно с интересами ребенка;
  • запрет на отказ в трудоустройстве женщин, воспитывающих малолетних детей, и беременных;
    предоставление отпуска на период беременности и родов, уход за ребенком, выплата государственного пособия.

Поощрение материнства и укрепления семьи является одной из главных тенденций социальной политики современного государства.

Право на жилище включает в себя следующие моменты:

  1. правовые основы проживания;
  2. доступность жилья;
  3. пригодность жилья для проживания;
  4. наличие необходимых услуг и инфраструктуры в районе проживания.

Жилищная политика российского государства включает поддержку малоимущих семей, других льготников и остальных категорий граждан путем создания и поддержания муниципального и частного жилищных фондов, развития частной собственности, конкуренции в сфере ремонта, строительства и содержания жилищного фонда.

Право на здравоохранение и медицинскую помощь имеет любой человек, обратившийся в лечебное учреждение. Муниципальные и государственные медицинские заведения оказывают требуемую помощь на бесплатной основе. Материальное обеспечение таких заведений обеспечивается на основе бюджетных средств, фонда страховых взносов и из прочих доступных источников финансирования.

С целью обеспечения и предоставления возможности реализации права на здравоохранение государственная политика предусматривает разработку ряда программ, направленных на охрану и укрепление здоровья граждан, развитие систем здравоохранения всех уровней, повышение интереса населения к здоровому образу жизни.

Правом на образование располагает любой человек в нашей стране независимо от своего пола, национальности, вероисповедания, материального благополучия и других обстоятельств. Законы Российской Федерации гарантируют доступность и безвозмездность обучения на всех уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая средним профессиональным образованием. В муниципальных и государственных учебных заведениях образование дается в соответствии с федеральными стандартами.

Также бесплатно можно получить высшее профессиональное образование, впервые поступив в государственное или муниципальное учреждение соответствующего уровня на конкурсной основе. Система обучения в России постоянно модернизируется с целью наиболее полной реализации права на образование.

Социальные права в нашей стране регулируются государственной Конституцией и различными международными соглашениями, главным из которых является Всемирная Декларация прав человека. Государство должно не только предоставить социальные блага, но и обеспечить возможность их реализации для всех слоев общества независимо от национальных, расовых, религиозных и других различий индивидов.

Мнение юриста-эксперта:

Система социального обеспечения в нашей стране находится сейчас на стадии переходного периода. Он может еще продолжаться долго, несколько десятилетий. После развала СССР, в России произошли глубинные изменения в обществе, экономике и в сознании людей. Монополия государства на собственность средств производства перестала существовать. Перераспределение результатов производства происходит по иному принципу, который не является справедливым.

По материалам Счетной палаты РФ, 71 % населения владеют 3 % собственности, а 5 % — обладают 72,5 % собственности. Поэтому реализация социальной политики государства напрямую зависит от его экономических возможностей. Разразившийся очередной экономический кризис, позволяет списать на его последствия непродуманного курса в социальной сфере. Нет четкой государственной концепции. Вместо этого государство беспорядочно реализует различные социальные проекты в зависимости от настроений в обществе и своих возможностей.

Еще свежи в памяти пенсионеров и льготников последствия так называемой «монетизации» льгот. Обязанностью государства является защита социальных благ человека и всяческая поддержка тех граждан, которым это не под силу сделать самостоятельно.

Основные показатели социального развития подчеркивают нерешенность проблем человека. Итог этому — противоречие между социальной сущностью государства и его конституционными обязанностями. Законотворческая деятельность государства сводится к принятию законов, которые не в состоянии выстроить стройную систему социальных гарантий каждому гражданину России.

УДК 349.2:347.6

Страницы в журнале: 141-144

С.В. ПОЛЕНИНА,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник Института государства и права РАН,

Е.В. СИДОРОВА,

юрист 1-го класса, консультант отдела уголовного законодательства и законодательства о безопасности Департамента конституционного законодательства Минюста России

Рецензия на: Социально-юридическая тетрадь (СюрТе). Актуальные проблемы социальной направленности цивилистики и смежных областей юриспруденции: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.Н. Тарусиной. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 172 с.

Социальное и трудовое право сегодня опять находятся в центре пристального внимания юридической общественности, ввиду принятия федеральных законов, регулирующих и активизирующих общественные отношения в сфере социальной защиты населения. Среди научных работ в русле развития идей о трудовом и социальном праве в Европейском союзе стоит выделить работы Е.А. Ершовой, В.В. Ершова и др.

Социально-юридическая тетрадь, подготовленная под руководством Н.Н. Тарусиной, имеет непосредственное отношение к рассмотрению проблем социального, семейного, трудового, земельного и жилищного права, законодательства и создания в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова новой кафедры, которая занимается социальным и семейным законодательством. В первом тематическом сборнике, посвященном рассматриваемым вопросам, участвовало двенадцать авторов, которые постарались заострить внимание читателей на проблемах социальной направленности цивилистики и смежных областей юриспруденции.

Предваряет сборник содержательная статья А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой «Социальное право: многообразие понимания и версия Европейского Союза», в которой проводится аналитический обзор различных трактовок социального права. Авторы выделяют четыре направления обоснования социального права.

Согласно первому направлению социальное право определяется как всеобъемлющая категория права, как «право интеграции».

В соответствии со вторым направлением социальное право представляет собой сферу пересечения частного и публичного права, их взаимодействие порождает социальное право (с. 8). Это соображение отражено в работах по вопросам конвергенции частного и публичного права. При изучении представленной тематики исследования фактор комплексности, на наш взгляд, можно рассмотреть как одно из последствий конвергенции частного и публичного права. В рамках данного направления социальное право рассматривают также в качестве надотраслевого правового образования, стоящего в одном ряду с частным и публичным правом (Ю.А. Тихомиров). Данная концепция интересна и благотворно может сказаться на развитии идеи о комплексных правовых образованиях в подсистеме социального права.

Согласно третьему направлению социальное право противопоставляется индивидуальному праву и созвучно понятию «коллективное право» (с. 10). Так, О.Ф. Гирке помимо традиционного частного, а также публичного права выделяет социальное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с деятельностью союзов, отделенных от государства. В настоящее время этот подход перекликается с делением нашего общества на государственный, частный секторы и сектор некоммерческих организаций.

В соответствии с четвертым направлением социальное право рассматривается авторами сборника как комплекс издаваемых государством законов, которые защищают население (с. 12). Сторонники данного подхода связывают социальное право с социальной функцией государства, выделяя отрасли, обеспечивающие решение социальных вопросов. С одной стороны, этот подход фактически сводится к формированию комплексной отрасли права (социальное право), объединяющей различные отрасли и институты российского права, которые имеют общее назначение (цель) (С.А. Иванов, И.А. Ледях, М.И. Лепихов). Вместе с тем такая точка зрения получает развитие и в другой концепции социального права, согласно которой социальное право должно выступать некоей надотраслью права (О.А. Парягина, М.В. Филиппова), содержащей отрасли социальной направленности. А.М. Лушников и М.В. Лушникова считают, что следует акцентировать внимание на развитии социального законодательства (а не права), и отмечают его комплексный характер. Социальное право рассматривается ими как суперотрасль, включающая в себя трудовое законодательство и законодательство социального обеспечения.

Рассмотренные в статье различные трактовки социального права, на наш взгляд, вызывают понимание и поддержку, но нуждаются в унификации. В настоящее время процесс формирования единого мнения ученых по данному вопросу еще не завершен.

Важно значение вопросов, исследуемых Н.Н. Тарусиной в статье «Социальная направленность цивилистики и смежных областей юриспруденции: предпосылки, гипотезы и некоторые констатации». Автор обращает внимание на социальный аспект отраслей права и законодательства, в том числе комплексных институтов (с. 22). Этот принципиальный подход к пониманию содержания социального применительно к праву и законодательству свидетельствует, во-первых, об иных признаках деления права на отрасли, во-вторых, о формировании комплексных правовых образований в системе права и системе законодательства.

В другой статье Н.Н. Тарусиной - «Семейное право и семейное законодательство: экспертиза на соответствие занимаемой должности социального служения» - автор занимает крайнюю позицию, считая, что одним из векторов актуализации социальной направленности семейного законодательства является построение барьеров против коммерческой «экспансии гражданского права», его атаки на классические социально ориентированные семейно-правовые технологии (с. 75). Данный вывод представляется спорным, поскольку в настоящее время законодатель уделяет внимание процессу гармонизации публичного и частного права, в том числе в семейно-правовой сфере.

Далее Н.Н. Тарусина исследует социальную составляющую семейного законодательства, которая проявляется в институтах семейного права, в частности, в институте брака, родительства и детства, институте попечения детей, институте алиментных обязательств. Предлагается законодательно закрепить понятийную конструкцию «статус ребенка» (с. 64). Кроме того, во второй части статьи автор обращается к гендерному аспекту семейных отношений и предлагает пути их оптимизации. Третья часть статьи посвящена судебной защите прав и интересов детей, родителей, попечителей, супругов, нуждающихся в помощи членов семьи. Автор размышляет о социальном контексте взаимодействия семейного права и гражданского процесса, в частности о социализации и специализации правосудия по семейным делам. Так, Н.Н. Тарусина вполне справедливо, на наш взгляд, сожалеет, что идея о специальных семейных судах вновь «задыхается» под спудом финансовых проблем (с. 72).

В рецензируемый сборник включена статья А.Ю. Поваренкова «Методология исследования социального риска», в которой исследуется особая разновидность риска - социальный риск. Достаточно подробно, с привлечением нового законодательства об обязательном социальном страховании и судебной практики, освещено понятие социального риска, его признаки. Заслуживает внимания идея автора о том, что различным формам социального риска должны соответствовать различные инструменты его компенсации (с. 53).

О.И. Сочнева в статье «О “детском праве” как комплексном нормативно-правовом блоке социального законодательства» справедливо отмечает, что в Российской Федерации продолжается формирование законодательной базы в сфере обеспечения и защиты прав и интересов ребенка. Рядом ученых была предложена концепция детского права как новой подотрасли международного гуманитарного права (с. 77). В своем современном состоянии это комплексная отрасль (подотрасль социального законодательства), которая имеет различную отраслевую принадлежность и ориентирована на решение специфических задач по поводу обеспечения и защиты прав и интересов ребенка. В статье представлено авторское видение вопросов особенностей ряда правомочий детей, в том числе их права жить и воспитываться в семье, права на защиту, на имя, права выражать свое мнение.

А.В. Вошатко в статье «Индивидуальное и семейное начало в системе оснований наследования» предлагает вниманию читателей обзор литературных и законодательных источников и некоторые сопутствующие обобщающие выводы, направленные на выяснение поставленного вопроса. Принципиальным является вывод автора о том, что семейное начало ставится на первое место в наследственном праве, хотя распоряжение наследодателя обладает бесспорным приоритетом по сравнению с порядком наследования по закону (с. 107).

О.Г. Миролюбова написала для сборника две статьи - «О социальном контексте земельного законодательства» и «О социальной направленности жилищного права и законодательства». Автор исследует в основном публичную составляющую земельного права, а также подчеркивает его имущественный характер, что соответствует устоявшимся положениям Конституции РФ, ЗК РФ и ГК РФ по поводу земельных отношений.

Кроме того, О.Г. Миролюбова представляет перечень проблем, касающихся жилищной сферы, которые имеют существенное значение для практики. Надеемся, что О.Г. Миролюбова продолжит исследование этой проблематики и добьется новых творческих успехов.

Ознакомление с научной статьей Е.А. Исаевой «Гендерная составляющая социальной политики Европейского Союза: идеи законодателя и толкование правоприменителя» (с. 125) позволяет составить полное представление о влиянии европейского права и правосудия на достижение гендерного равенства в странах Евросоюза. В статье приведены примеры из европейского законодательства и правоприменительной практики по вопросам защиты прав женщин и лиц с семейными обязанностями. Проводится сопоставление со статусом российских женщин и вообще всех граждан Российской Федерации с семейными обязанностями.

Интересна включенная в сборник публикация Т.Ю. Барышниковой, Ю.А. Кузнецова «О разграничении полномочий публичных образований по финансированию мер социальной поддержки населения: пробелы законодательства и практика их преодоления». В статье рассматриваются вопросы возмещения убытков, возникших в результате отсутствия возмещения затрат коммерческих организаций на предоставление социальных услуг. Продолжая научную дискуссию о содержании понятия «социальное государство», авторы считают вполне оправданным возможность рассматривать его в узком аспекте как наличие определенных благ, предоставляемых человеку системой специальных услуг. Значение этой стороны деятельности государства ученые видят в том, что построение социального государства невозможно без финансового его участия. В таком контексте социальное государство понимается ими как корпоративная модель, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций за материальное положение и судьбы своих работников (с. 142). Признавая прямое закрепление БК РФ правила о том, что обязанным лицом по оказанию мер социальной поддержки является соответствующее публично-правовое образование, авторы приходят к выводу, что в основу обеспечения мер социальной поддержки бюджетным финансированием могут быть положены специальные нормы ответственности за несвоевременное возмещение затрат организациям, предоставляющим социальные услуги.

Завершая рецензию, хотелось бы отметить, что сборник, подготовленный авторским коллективом кафедры социального и семейного законодательства Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, отличается острой актуальностью исследуемых вопросов. Работа охватывает большое число нерешенных проблем социального, семейного, земельного и жилищного права и законодательства, а также намечает вероятные пути их рационального и последовательного решения в данной сфере, обогащая юридическую науку и практику.

Библиография

1 См.: Кашкин Ю.С. Развитие идей о трудовом и социальном праве в Европейском Союзе // Право. 2009. № 4. С. 71-82.

2 Ершова Е.А. Трудовое право в России. - М., 2007; Она же. Нормативные правовые акты работодателя, содержащие нормы трудового права // Трудовое право. 2009. № 1. С. 61-72.

3 См.: Высшее юридическое образование и трудовое право в России: актуальные вопросы теории и практики: Интервью В.В. Ершова // Там же. 2010. № 4. С. 73-76.

4 См.: Поленина С.В. Институт брака - международно-правовой, национальный и культурный аспект // Диалог культур и партнерств цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. - СПб., 2010. С. 409-411; Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. - М., 2011.

5 См.: Gierke O. F. Deutsches Privatrecht. - Leipzig, 1905. S . 26-33; Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву (серия «Классика российской цивилистики»). - М., 2000. С. 104-105, 145-148.

6 См.: Защита прав человека в условиях перехода к рынку (материалы круглого стола) // Государство и право. 1993. № 6. С. 15-46; Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). - М., 2000. С. 9-11.

7 См.: Парягина О.А. Правовые проблемы социальной политики. - Иркутск, 2001. С. 58; Право социального обеспечения / Под ред. М.В. Филипповой. - М., 2006. С. 87.

Эти права сформировались позже других - в течение XX в. - и, как правило, затрагивают область наемного труда. К ним можно причислить следующие.

Право на труд (ст. 37) . Это довольно многогранное право, включающее несколько элементов, к числу которых относятся:

  1. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Здесь речь идет главным образом о реализации права на труд по найму, т.е. на работу, выполняемую на основании трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РФ давно исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен;
  2. право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  3. право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  4. право на защиту от безработицы (бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной службы занятости России, бесплатное обучение новой профессии, получение пособия по безработице и др.);
  5. право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Право на отдых (ч. 6 ст. 37) . Это право тесно связано с правом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные в труде усилия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха и совершенствовать свои физические, интеллектуальные, организаторские и деловые качества. Функции же государства в этой сфере заключаются в установлении в законодательстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Право на материнство и детство (ст. 38) . По существу, в данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое - детей. Обеспечивается это право развитой системой гарантий, предусмотренных в федеральном законодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание возлагаются на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение (ст. 39) . Оно возникает при достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения детей и др. Формы осуществления данного права разнообразны: получение пособий, пенсий, добровольное социальное страхование и др.

Право на жилище (ст. 40). Это одно из фундаментальных прав. Это право может быть сведено к трем юридическим возможностям:

  1. стабильное постоянное пользование жилым помещением;
  2. улучшение жилищных условий;
  3. обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизованного человека.

В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль, чем раньше. Оно, как правило, не обеспечивает (не наделяет) жилой площадью (исключение сделано лишь в отношении малоимущих), а лишь в различных формах содействует гражданам в осуществлении их права на жилище (например, поощряет жилищное строительство, выделяет кредиты, компенсации и др.).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) . Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств госбюджета. Но дополнительно существует частная система здравоохранения, развитию которой способствует государство.

Право на образование (ст. 43) . Под этим правом понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, обществам государства. Образование у нас общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее профессиональное). Бесплатно, но на конкурсной основе и высшее образование. В настоящее время параллельно развивается сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого образование может иметь форму семейного самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые государственные образовательные стандарты.



 

Возможно, будет полезно почитать: