Внедрение безопасный город. Безопасный город как первый шаг. Вероятные проблемы и пути их решения

Принято считать, что разного рода мегапроекты — это прежде всего мегазатраты, вернуть которые не предполагается. А сами такие проекты затеваются из других соображений. Естественно, всё это вызывает, деликатно говоря, недопонимание, что часто усиливается вследствие недостаточной разъяснительной работы, с одной стороны, и попыток использовать данный момент в политических целях, особенно в период предвыборных кампаний, - с другой.

Это включает принудительное закрытие потенциально взломанных систем до тех пор, пока эксперты по безопасности не смогут решить проблемы уязвимости. Умные города могут повысить производительность и эффективность для граждан, но у них есть серьезная проблема, когда безопасность недооценивается. Поскольку местные правительства проводят интеллектуальные инициативы, реализация полного потенциала этих общин, связанных с цифровой связью, начинается с внедрения передовых методов кибербезопасности с нуля.

Информационные технологии революционизируют продукты, от приборов до автомобилей до горнодобывающего оборудования. Продукты, состоящие только из механических и электрических деталей, стали сложными системами, объединяющими аппаратные средства, датчики, электронику и программное обеспечение, которые соединяются через Интернет множеством способов. Эти «умные, связанные продукты» предлагают экспоненциально расширяющиеся возможности для новых функций, гораздо большую надежность и возможности, которые пересекают и превосходят традиционные границы продукта.

Но есть и примеры того, как мегапроекты начинают приносить ощутимый положительный эффект, в том числе вполне измеряемый в материальных показателях. Одним из таковых является программа, известная в России как «Безопасный город». Ее аналоги действуют во многих других странах, причем, что важно, совсем не обязательно богатых и благополучных.

Умные, связанные продукты поднимают широкий набор новых стратегических решений для компаний о том, как создается и захватывается ценность, как работать с традиционными партнерами и какие новые партнерства потребуются, и как обеспечить конкурентное преимущество, поскольку новые возможности изменяют границы отрасли.

Информационные технологии революционизируют продукты. После того, как они состоят исключительно из механических и электрических деталей, продукты стали сложными системами, которые сочетают в себе аппаратное обеспечение, датчики, хранилище данных, микропроцессоры, программное обеспечение и подключение по множеству способов. Эти «умные, подключенные продукты», которые были достигнуты благодаря огромным улучшениям в области вычислительной мощности и миниатюризации устройств, а также благодаря сетевым преимуществам повсеместного беспроводного соединения, породили новую эру конкуренции.

Для обмена положительным опытом МЧС России провело конференцию «Практика реализации и коммерциализации сегментов АПК [аппаратно-программный комплекс] “Безопасный город” в России и за рубежом». В ней участвовали руководители ГУ МЧС по субъектам РФ, а также начальники профильных ведомств региональных правительств.

Вложения и эффект

По данным, которые на конференции назвал заместитель министра по чрезвычайным ситуациям России генерал-полковник внутренней службы Александр Чуприян, затраты бюджетов всех уровней на АПК «Безопасный город» за все время реализации этой программы составили 80 миллиардов рублей. И они практически полностью окупились.

Умные, связанные продукты предлагают экспоненциально расширяющиеся возможности для новых функциональных возможностей, намного большую надежность, намного более высокую загрузку продукта и возможности, которые пересекают и превосходят традиционные границы продукта. Меняющийся характер продуктов также разрушает цепочки создания стоимости, заставляя компании переосмысливать и переделывать почти все, что они делают внутри страны.

Эти новые виды продуктов изменяют структуру отрасли и характер конкуренции, выставляя компании новые конкурентные возможности и угрозы. Они перестраивают границы отрасли и создают совершенно новые отрасли. Умные, связанные продукты поднимают новый набор стратегических вариантов, связанных с тем, как создается и захватывается ценность, как используется и управляется огромное количество новых данных, которые они генерируют, как отношения с традиционными деловыми партнерами, такие как каналы, переопределяются и какую роль играют компании должны играть, поскольку границы отрасли расширяются.

Главный эффект от внедрения системы «Безопасный город» - снижение преступности и аварийности на дорогах. И чем совершеннее система, тем более впечатляют результаты. Там, где применяются современные решения, аналитические средства, которые реагируют на те или иные инциденты в автоматическом режиме, можно рассчитывать на двукратное снижение уличной преступности, числа аварий и погибших в ДТП. Такие показатели отмечены как в нашей Вологодской области, так и в пакистанском Лахоре или кенийском Найроби. Другой значимый эффект - повышение раскрываемости преступлений. Например, по результатам исследования Университета Ноттингема (Британия) раскрываемость грабежей выросла с 9 до 56%, а вандализма и порчи имущества - с 10 до 40%. Только 2% краж было раскрыто без использования данных видеонаблюдения.

Российские серверы обеспечивают безопасность жителей Подмосковья

Фраза «Интернет вещей» возникла, чтобы отразить растущее число умных, связанных продуктов и выделить новые возможности, которые они могут представлять. Однако эта фраза не очень помогает в понимании явления или его последствий. Интернет, будь то вовлечение людей или вещей, является просто механизмом для передачи информации. То, что делает интеллектуальные, связанные продукты принципиально разными, - это не интернет, а меняющийся характер «вещей». Это расширенные возможности умных, связанных продуктов и данных, которые они генерируют, которые вступают в новую эру конкуренции.

В случае применения систем прошлого поколения эффект тоже будет, но менее впечатляющий. Можно ожидать, что количество преступлений и ДТП снизится лишь на 20-25%. Причины очевидны: оператору иногда приходится смотреть на несколько десятков экранов, и через какое-то время он начинает пропускать инциденты, на которые ему необходимо реагировать. Не стоит забывать, что старые (или самые дешевые) камеры не всегда способны фиксировать значимую информацию, например, идентифицировать черты лица правонарушителя или номер нарушившего правила движения транспортного средства, особенно в темное время суток. Так что уже построенную систему необходимо постоянно совершенствовать.

Компании должны смотреть за пределы самих технологий на конкурентные трансформации. Дважды раньше, чем за последние 50 лет, информационные технологии радикально изменили конкуренцию и стратегию; мы сейчас стоим на грани третьей трансформации. До появления современных информационных технологий продукты были механическими, а деятельность в цепочке создания стоимости выполнялась с использованием ручных, бумажных процессов и вербальной коммуникации.

Это позволило обеспечить координацию и интеграцию отдельных видов деятельности; с внешними поставщиками, каналами и клиентами; и по географии. Это позволило фирмам, например, тесно интегрировать глобально распределенные цепочки поставок. Первые две волны привели к росту производительности и росту производительности в экономике. В то время как цепочка создания стоимости была преобразована, однако, сами продукты в значительной степени не затрагивались.

При этом, как отметил Александр Чуприян, общего рецепта, пригодного для любого города, не существует даже в рамках одной страны, тем более большой. В каждом городе свои природно-климатические условия и потенциально опасные объекты, даже своя манера вождения. А когда речь идет о разных странах, перед которыми стоят разные вызовы, то различия в подходах при построении систем «Безопасный город» вполне естественны.

Встроенные датчики, процессоры, программное обеспечение и возможности подключения в продуктах вместе с облаком продукта, в котором хранятся и анализируются данные о продукте, и некоторые приложения запускаются, значительно улучшают функциональность и производительность продукта. Массивные количества новых данных об использовании продукта позволяют многие из этих улучшений.

Еще один скачок в производительности в экономике будет развязан этими новыми и лучшими продуктами. Кроме того, их производство еще раз изменит цепочку создания стоимости, изменив дизайн продукта, маркетинг, производство и послепродажное обслуживание и создав необходимость в новых видах деятельности, таких как аналитика данных о продуктах и ​​безопасность. Это приведет к еще одной волне повышения производительности на основе цепочки создания стоимости.

Так, например, частью комплекса в Лахоре, где остро стоит проблема борьбы с терроризмом, является система мониторинга медиасредств, как традиционных, так и новых (блоги, социальные сети). Много внимания уделяется также контролю ситуации с инфекционными заболеваниями, прежде всего малярией и желтой лихорадкой. А в Вологодской области довольно остро стоят проблемы, вызываемые паводками и потенциально опасными металлургическими предприятиями.

Некоторые предположили, что Интернет вещей «меняет все», но это опасное упрощение. Как и в случае с самим Интернетом, смарт-продукты, связанные с продуктами, отражают целый ряд новых технологических возможностей, которые возникли. Но правила конкуренции и конкурентные преимущества остаются неизменными. Навигация по миру умных, связанных продуктов требует, чтобы компании лучше понимали эти правила, чем когда-либо.

Умные, связанные продукты имеют три основных элемента: физические компоненты, «умные» компоненты и компоненты подключения. Интеллектуальные компоненты усиливают возможности и ценность физических компонентов, а связь усиливает возможности и ценность интеллектуальных компонентов и позволяет некоторым из них существовать вне самого физического продукта. Результатом является добродетельный цикл повышения стоимости.

Но в обеих системах есть и нечто общее: акцент сделан на том, чтобы предотвращать возникновение чрезвычайных ситуаций и тем самым снижать ущерб. «Я много езжу по регионам, пострадавшим от стихийных бедствий. И понимаю, что если бы у муниципалитетов были хотя бы отдельные элементы АПК “Безопасный город”, мы могли бы более эффективно моделировать, прогнозировать и предупреждать природные и техногенные риски», - отметил Александр Чуприян. Не секрет, что своевременная профилактика чрезвычайных ситуаций обходится существенно дешевле, чем борьба с последствиями разного рода инцидентов, будь они природными или техногенными. Тут показателен пример московского шквала 29 мая, о котором своевременно не оповестили население. В итоге - 16 погибших и материальный ущерб в десятки миллионов рублей. А вот в Екатеринбурге оперативные службы сработали так, как положено, и погибших и пострадавших не было. К слову, вопрос о модернизации унаследованной системы оповещения гражданской обороны, которая сильно устарела, стоит весьма остро, и данную задачу пришлось реализовать в приоритетном порядке во многих российских регионах, например в Челябинской и Калининградской областях.

Физические компоненты включают механические и электрические детали изделия. Например, в автомобиле они включают блок двигателя, шины и батареи. Интеллектуальные компоненты включают в себя датчики, микропроцессоры, хранилище данных, средства управления, программное обеспечение и, как правило, встроенную операционную систему и расширенный пользовательский интерфейс. Например, в автомобиле интеллектуальные компоненты включают в себя блок управления двигателем, антиблокировочную тормозную систему, ветровые стекла, чувствительные к дождю, с автоматическими стеклоочистителями и дисплеи с сенсорным экраном.

В Кении стояла задача избавиться от устаревшей инфраструктуры и регламентов работы правоохранительных органов и городских служб. Однако и эффект там был, пожалуй, наиболее ощутимым. «Боевым крещением» системы стал визит Папы Римского Франциска, и прошел он успешно. Это привлекло в Кению иностранных туристов, что, в свою очередь, сделало индустрию гостеприимства важной статьей экономики страны и привело к росту инвестиций.

Что такое «безопасный город»?

Во многих продуктах программное обеспечение заменяет некоторые аппаратные компоненты или позволяет одному физическому устройству работать на разных уровнях. Компоненты подключения включают порты, антенны и протоколы, обеспечивающие проводные или беспроводные соединения с продуктом. Связь имеет три формы, которые могут присутствовать вместе.

Индивидуально: отдельный продукт подключается к пользователю, производителю или другому продукту через порт или другой интерфейс, например, когда автомобиль подключен к диагностической машине. Массив типов сельскохозяйственного оборудования соединен друг с другом и с данными геолокации, чтобы координировать и оптимизировать систему фермы. Например, автоматические культиваторы вводят азотные удобрения с точными глубинами и интервалами, а сеялки следуют, помещая семена кукурузы непосредственно в удобренную почву. Связь имеет двойную цель.

Есть и другие источники доходов. Первый и самый очевидный - рост собираемости штрафов за нарушение правил дорожного движения. Возможно и предоставление различных платных услуг для населения и бизнеса, например, связанных с мониторингом передвижений людей и транспорта. Скажем, родители могут видеть, как их дети идут из школы домой, а служба доставки - как передвигаются курьеры. И только этим перечень услуг не исчерпывается. Так, в Сингапуре пользуются популярностью платные сервисы по поиску парковок и мониторингу состояния пожилых людей на основе их активности. Последний используют также в Китае.

Во-первых, он позволяет обмен информацией между продуктом и его операционной средой, его создателем, его пользователями и другими продуктами и системами. Во-вторых, подключение позволяет некоторым функциям продукта существовать вне физического устройства в так называемом облаке продукта. Для достижения высоких уровней функциональности необходимы все три типа подключения. Умные, связанные продукты появляются во всех производственных секторах. Это предупреждает центры управления утилитами к возможным условиям перегрузки, позволяя корректировать, которые могут предотвратить отключения электроэнергии до их возникновения.

И наконец, «Безопасный город» - это первый и очень важный шаг к построению «умного» города. Тут наиболее ярким примером является Сингапур, где городской транспорт движется с точностью до секунды. Автоматика управляет системами охлаждения на улицах в зависимости от температуры воздуха и количества людей. Эффект здесь более глубокий, и ведет он - ни больше, ни меньше - к изменению среды и сознания населения.

Множество инноваций в технологическом ландшафте объединились, чтобы сделать интеллектуальные, связанные продукты технически и экономически осуществимыми. Умные, связанные продукты требуют, чтобы компании создавали совершенно новую технологическую инфраструктуру, состоящую из серии слоев, известных как «технологический стек». Это включает измененное оборудование, программные приложения и операционную систему, встроенную в сам продукт; сетевые коммуникации для поддержки подключения; и облако продуктов, содержащее базу данных данных о продуктах, платформу для создания программных приложений, платформу движков правил и аналитических платформ и приложения для интеллектуальных продуктов, которые не встроены в продукт.

Вероятные проблемы и пути их решения

Проекты построения систем «Безопасный город» сложны и соответственно довольно дороги. Одна только система видеонаблюдения и видеофиксации нарушений правил дорожного движения в среднем областном цент­ре обойдется в 800 млн рублей. А в последние годы реализация этих программ не финансируется из федерального бюджета. В итоге средств хватает только в Москве и Татарстане. Особенно тяжело приходится закредитованным регионам, где объем заимствований составляет 50% от годового бюджета, а иногда даже и больше.

Пересечение всех слоев - это структура идентификации и безопасности, шлюз для доступа к внешним данным и инструменты, которые соединяют данные из интеллектуальных подключенных продуктов с другими бизнес-системами. Умные, связанные продукты требуют от компаний создания и поддержки совершенно новой технологической инфраструктуры. Этот «технологический стек» состоит из нескольких слоев, включая новое аппаратное обеспечение продукта, встроенное программное обеспечение, возможность подключения, облако продуктов, состоящее из программного обеспечения, работающего на удаленных серверах, набора средств безопасности, шлюза для внешних источников информации и интеграции с корпоративными бизнес-систем.

Тем не менее выход находят. Так, заместитель председателя правительства Республики Алтай Роберт Тальталлер поделился своим опытом реализации пилотного проекта стоимостью в 250 млн рублей. Там удалось обеспечить финансирование в течение пяти лет.

Выходом может быть и привлечение бизнеса, как это часто делается за рубежом. Тем более, что заинтересованные компании иногда сами предлагают органам власти построить систему на собственные средства. Но в России такая практика не работает из-за несовершенства законодательства. Например, при реализации проектов государственно-частного партнерства не проработаны моменты, связанные с объектами авторского права, такими как ПО.

Эта технология позволяет не только быстро разрабатывать и эксплуатировать продукцию, но и собирать, анализировать и делиться потенциально огромным количеством продольных данных, создаваемых внутри и снаружи продуктов, которые никогда не были доступны до этого. Создание и поддержка стека технологий для интеллектуальных связанных продуктов требует значительных инвестиций и ряда новых навыков, таких как разработка программного обеспечения, системная инженерия, аналитика данных и онлайн-экспертиза в области безопасности, которые редко встречаются в производственных компаниях.

Не всё в порядке и с монетизацией. В ряде регионов тарифы ЖКХ регулируются, и монетизация целого ряда услуг требует громоздких проблематичных согласований, особенно в предвыборный период. Были жалобы и на активность контролирующих органов, которые предъявляли далеко не всегда обоснованные претензии к расходованию средств.

Техническая сложность проектов также приводит к целому ряду эксцессов. В ходе одного из совещаний Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием АПК «Безопасный город», было обращено внимание на то, что «…продолжается хаотичное внедрение отдельных систем (единый номер 112, комплексы оповещения, видеонаблюдения, фото- и видеофиксации, ГЛОНАСС) вне рамок, заданных в концепции построения и развития АПК “Безопасный город”». Не всегда соблюдаются принципы, заложенные в концепции, в единых технических требованиях, в методических рекомендациях и типовом техническом задании. Часто внедряются никак не связанные между собой системы. Приводился пример одного из городов, где внедрялась ГИС, не имеющая связи ни со Службой 112, ни с системой оповещения. Похожие ошибки допускались и в других странах, в частности в Индонезии. Там в одном из городов эксплуатировалось более 140 различных систем, далеко не всегда сообщающихся между собой. Естественно, эксплуатация и сопровождение этого технозоопарка - дело сложное и довольно затратное. При этом к созданию систем нередко подходят формально. В итоге технические задания, которые поступают в Совет главных конструкторов АПК «Безопасный город», не в полной мере учитывают спе­цифику территорий.

Очень сложной и многогранной проблемой является обеспечение межведомственного взаимодействия. Хотя бы потому, что приходится объединять десятки разнородных систем, которые строились в разное время. Например, в таком не самом крупном городе, как Курск, пришлось организовывать обмен данными между пятьюдесятью с лишним учреждениями. И далеко не редкость встретить такие информационные системы, которые построены на базе платформ двадцатилетней давности. Разработчики этих продуктов давно ушли с рынка, а значит, перестали обновлять и поддерживать их.

Ещё одна проблема: далеко не все готовы предоставлять доступ к своим данным. Однако её можно решить, консолидировав все данные в ЦОДе регионального правительства, которое само определит, кто будет иметь к ним доступ. Вполне возможно использование для этих нужд облачных сервисов.

Есть и организационные сложности. Типовой проблемой является вопрос разграничения полномочий между федеральными и региональными структурами. Это приводит, например, к тому, что не везде удается установить системы фотовидеофиксации на федеральных дорогах. Впрочем, имеются и положительные примеры, в частности, в той же Вологодской области данный вопрос удалось успешно разрешить. И, надо сказать, пример этот далеко не единичный.

Участники конференции «Практика реализации и коммерциализации сегментов АПК “Безопасный город” в России и за рубежом» пришли к выводу, что необходимо аккумулировать и анализировать наборы лучших практик, накопленных как в России, так и за ее пределами. Это позволит избежать очень многих сложностей. Что, однако, не отменяет постулата, гласящего, что готовых рецептов для построения систем «Безопасный город» не существует.

    Необходимость применения операционной системы (ОС) с открытыми исходными кодами (Linux и др.)

    Исходный код таких программ доступен для просмотра, изучения и изменения, что позволяет пользователю контролировать работу программы, принять участие в доработке самой открытой программы, использовать код для создания новых программ и исправления в них ошибок. Операционная система с открытым исходным кодом делает невозможной установку шпионского программного обеспечения и прослушку и исключает возможность утечки информации. Отличие подобной операционной системы заключается в том, что открытый исходный код исключает наличие закладок.

    ОС с закрытыми исходными кодами (зарубежные производители как Windows, MS-Office, Android, iOS и др.) автоматически подразумевает возможность удаленного управления данными или снятия какой-то информации, делая систему незащищенной и уязвимой со стороны обладателей исходного кода.

    Использование открытых протоколов обмена данными устройств и программных продуктов.

    Это позволяет интегрировать ПО и оборудование разных производителей в единый Аппаратно-программный комплекс. В противном случае объединить разрозненные устройства и подсистемы в единый АПК невозможно.

    Визуализация состояния объектов и территорий в 3D ГИС исполнении с привязкой всех компонентов системы мониторинга (видеокамер, датчиков, приборов и др.) к географическим координатам и времени.

    Это позволяет вести мониторинг объектов размещенных на различных уровнях от земли, в том числе и под землей (коммуникации, тоннели, метро), получая на экране привычное для глаз человека изображение, вызывать отображение нужной точки местности или помещения не выбором камер, направленных на требуемую точку, а простым клик-приказом на точку карты-схемы, по которому выводятся на экран изображения всех камер, в чьей зоне действия находится интересующее место. Поворотные камеры, в этом случае, автоматически разворачиваются в нужном направлении (на указанные координаты). В свою очередь при возникновении критической ситуации или тревожного события естественное восприятие обстановки ускоряет и обеспечивает адекватное принятие решения и его корректное воплощение.

    Привязка всех компонентов системы безопасности на 3D-плане объекта с отражением их функционального состояния повышает оперативность устранения возможных технических отклонений в работе системы.

    Шифрование передаваемых данных до степени секретности объекта

    Применение электронной подписи (ЭП) для обеспечения санкционированного доступа к информации

    Электронная подпись идентифицирует владельца сертификата ЭП, а также защищает от несанкционированных изменений информации в электронном документе. Применение ЭП в системах безопасности обеспечивает надежную защиту от несанкционированного доступа, персональную ответственность за передаваемую информацию и ее искажение (дезинформацию).

    Полицентрическое построение системы безопасности

    То есть передача информации осуществляется не в единый центр, где обрабатывается и далее передается пользователю, а анализируется и обрабатывается, а также хранится локально на объектах (распределенные центры) и передает события одновременно всем пользователям в соответствии с их правами доступа по любым каналам передачи информации. Нарушение работы части системы или отдельных ее каналов не приводит к потере информации и потере работоспособности всей системы, что обеспечивает ее устойчивость и надежность жизнедеятельности.

Использование отечественного "ПО" при создании АПК «Безопасный город»

«Интегра-С» и «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ИНФОРМАТИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ» ведут совместную деятельность в области создания единой интеграционной платформы безопасности объектов Государства. Данный проект уникален и не имеет аналогов, это полностью отечественная разработка, в которой соединены и Российское программное обеспечение – «Интегра-Планета-4D» и Российская операционная система – «Заря».

Защищенная ОС «Заря» является отечественным сертифицированным дистрибутивом Linux и предназначена для управления рабочими станциями, построенными с использованием современной высокопроизводительной 64-разрядной архитектуры в автоматизированных системах специального назначения в защищенном исполнении, работающими в составе центров обработки данных или отдельных программно-технических комплексов. ОС Заря также используется для создания АРМ разнообразного назначения, предназначенные для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, коммерческими и персональными данными.

«Интегра-Планета-4D» позволяет обеспечивать эффективную комплексную защиту и управление за счет интеграции подсистем безопасности в единое целое:

Результат

  • Снижение количества преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах и повышение их раскрываемости.
  • Обеспечение постоянного мониторинга оперативной обстановки в местах с массовым пребыванием людей.
  • Повышение оперативности реагирования на сообщения граждан.
  • Профилактика преступлений и повышение уровня защищенности объектов особой важности.
  • Улучшение дорожной обстановки, снижение количества ДТП и связанных с ним последствий, активизация работы по розыску похищенных транспортных средств и лиц, их совершивших, пополнение доходной части бюджета.
  • Усиление защиты всех форм собственности, обеспечение общественного порядка в жилом секторе.
  • Усиление антитеррористической защиты объектов транспортной инфраструктуры, обеспечение общественного порядка во время передвижения кризисных групп (спортивных фанатов, экстремистских молодежных и иных группировок и т.п.).
  • Повышение инвестиционной привлекательности региона.

Реализованные проекты



 

Возможно, будет полезно почитать: