Законные интересы человека и гражданина. Права, свободы, законные интересы личности

Существуют три группы прав:

4.1. Личные или гражданские права.

Первую группу прав составляют естественные, неотъемлемые права человека. Их иногда называют личными или гражданскими правами, и они определяют автономность личности, её свободу от государственной власти.

4.1.1Право на жизнь.

В ст. 20 Основного Закона провозглашено право на жизнь, согласно которому никто не может быть произвольно лишен жизни. Зафиксировано положение о стремлении государства к полной отмене смертной казни, которая впредь может применяться только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности.

4.1.2 Право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни.

Статья 22-23 ч. 1 Конституции Российской Федерации гласит: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени". Частной жизнью можно назвать те стороны жизни личности, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту чести и доброго имени. В законодательстве определен порядок судебной защиты, включающий право на возмещение морального вреда. Понятие неприкосновенности частной жизни включает в себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение таких прав может быть предусмотрено только судебным решением.В Конституции России указана гарантия реализации данных прав, о чем свидетельствует ч.1ст. 24 - сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

4.1.3.Свободное передвижение и выбор места жительства.

Статья 27 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку, законно находящемуся на российской территории, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, и выезжать за пределы страны; российским гражданам также гарантируется право беспрепятственно возвращаться в Россию.

4.1.4Свободу совести.

Статья 28 конституции РФ гласит Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

4.1.5. На судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

Статья 46 Конституции Российской Федерации 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

4.2 Политические права.

4.2.1. Свободу мысли и слова.

Статья 29 ч.1 Конституции РФ гарантирует каждому человеку свободу мысли и слова.

4.2.2. Свобода информации.

Статья 29 ч.5 Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Это заключается в праве каждого свободно искать, получать, предавать, производить и распространять информацию любыми законными способами. Установлено ограничение на действия с информацией, составляющих государственную тайну и ограничивается авторскими правами.

4.2.3. Право на проведение публичных мероприятий.

Статья 31 Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Проведение публичного мероприятия может быть запрещено если не было подано заявление о его проведении; был нарушен порядок проведения; возникла опасность для жизни и здоровья граждан; был нарушен общественный порядок.

4.2.4. Право на обращение.

Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления


Трудовые права и свободы. В ТК РФ применяются термины «трудовые права», «свободы», «интересы» работников и работодателей. Между тем в законе нет критериев их разграничения. Более того, законодатель зачастую сводит эти правовые явления под общую категорию «трудовые права» (ст. 2, 21, 22 ТК РФ). Не претендуя на разрешение этой проблемы, ограничимся лишь некоторыми замечаниями по указанному поводу. Начнем с трудовых свобод. В нашем случае законодатель упоминает о свободе труда (ст. 2 ТК РФ) и свободе выбора при коллективных переговорах вопросов, входящих в сферу труда (ст. 24 ТК РФ). Свобода в философском понимании рассматривается как «возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли». В этом смысле свобода есть внешнее и внутреннее состояние независимости личности. Идея неразделимости свободы и права зародилась еще в эпоху Просвещения. Свобода тогда понималась как величайшая человеческая ценность, противостоящая произволу власти, она должна быть защищена законом. Ш.Монтескье писал, что «в государстве, т. е. обществе, где есть законы, свобода... есть право делать то, что дозволено законом».Свобода как особое правомочие лица реализуется в рамках абсолютного правоотношения, когда все иные лица (неопределенный круг лиц) не должны препятствовать реализации свободы лица. По сути, свобода в правовом смысле - это возможность выбора субъектом трудового права не запрещенных нормами права моделей поведения, включая и возможность отказа от их реализации. Легализуя свободы, государство делает акцент именно на независимый, максимально возможный индивидуальный выбор личности, гарантирует невмешательство со стороны государства и иных субъектов. Вместе с тем, осуществление прав и свобод гражданина и человека не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ). Субъекты трудового права (работник, работодатель, их представители), при реализации предоставленных свобод, выбирает любую не запрещенную законом модель поведения. Как и в отношении трудовых прав, законодатель запрещает ограничение свобод работника в сфере труда (ст. 3 ТК РФ). Большинство свобод в сфере труда опосредуются правами, т. е. законодатель легализует и гарантирует трудоправовые свободы через юридическую конструкцию трудовых прав, определяя порядок их реализации. Н.И.Матузов отмечает, что свобода в юридическом смысле и есть субъективное право и, наоборот, субъективное право есть юридически гарантированная свобода. В этой связи в ТК РФ, например, заявляется не о свободе объединения (ассоциации), а о праве работников и работодателей на объединение, в свободу труда включается право на труд, право распоряжаться своими способностями (ст. 2).
В Конвенциях МОТ и иных международных актах о труде также применяются юридические конструкции свободы (например, свобода ассоциации) и прав (например, право на равную оплату за равный труд, на оплачиваемый периодический отпуск и др.). Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какой бы то ни было дискриминации в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. При этом свободы определяются как более емкая категория, которая включает и права, в то же время реализация прав осуществляется на основе свободного выбора. Так, в соответствии с международно-правовыми нормами каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 22). Каждый человек имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 6). Таким образом, взаимосвязь и взаимообусловленность прав и свобод - необходимая основа международно-правовых стандартов трудовых прав. Между тем, каждое государство с учетом национальной правовой системы устанавливает порядок реализации и защиты трудовых прав и свобод. Во Франции и Великобритании, например, существуют противоположные концепции (юридические конструкции) права на забастовку. В первой - это конституционное право, тогда как во второй - это свобода, гарантирующая участникам только защиту от судебного преследования (если забастовка не сопровождалась наказуемыми преступлениями), но не от увольнений.

Еще по теме О РАЗГРАНИЧЕНИИ ТРУДОВЫХ ПРАВ, СВОБОД, ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПРАВЕ НА ЗАЩИТУ:

  1. Неюрисдищионная форма и способы защиты трудовых прав, свобод и законных интересов

Конституционные права и свободны человека и гражданина- это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (а в надлежащих случаях в силу его гражданства) защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Право – это мера возможного поведения лица, установленная и охраняемая государством.

Свобода – это возможность лица поступить в соответствии со своей волей и интересами.

Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют следующие особенности:

1) они являются исходным пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодательстве;

2) для них характерна высокая степень обобщения и распространения;

3) в основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве РФ;

4) они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

Система прав и свобод человек – совокупность закрепленных и гарантированных КРФ основных прав и свобод граждан. Несмотря на уникальность каждого конституционного права (каждое из них защищает строго определенную конституционную ценность – жизнь человека, неприкосновенность жилища, свободу гражданских объединений и др.), все они вместе образуют единую конституционную систему прав и свобод человека и гражданина.

В зависимости от тех ценностей, которые выражают конституционные права и свободы, отношения к ним самой личности, государства и общества все права и свободы в конституционном праве классифицируют на определенные группы. Принято выделять три группы основных прав и свобод (подробно расписаны в следующих вопросах):

гражданские (личные) ; политические ; экономические, социальные и культурные . В действующей Конституции РФ нормы о правах и свободах помещены в главу 2 «Права и свободы человека и гражданина».

Личные права и свободы – это обычные, естественные, неотъемлемые права личности, имеющие конституционный характер. Их распространяют не только на граждан государства, но и на всех проживающих на его территории людей. Личные прав, как бы являются производными от права на жизнь, которым от рождения обладает каждый человек. Борьба с нарушением личных прав составляет сферу уголовного и административного права.

Особенности личных прав:

1) не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству, не вытекают из него

2) неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения

3) они необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека

1. Право на жизнь (ст. 20) – Ст. 20 КРФ: «Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены м. устанавливаться ФЗ в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

2. Право на достоинство личности (ст. 21) – Ст. 21 КРФ: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не м.б. основанием для его умаления. Никто не д. подвергаться пыткам, насилию, др. жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не м.б. без добровольного согласия подвергнут мед., научным или иным опытам».

3. Право на свободу и лич. неприкосновенность (ст. 22) – Ст. 22 КРФ: «Каждый имеет право на свободу и лич. неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается тк по суд. решению. До суд. решения лицо не м.б. подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».

4. Право на неприкосновенность частной жизни, охрану лич. и сем. тайны, тайну переписки (ст. 23, 24) – Ст. 23 КРФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, лич. и сем. тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается тк на основании суд. решения». Ст. 24: «Сбор, хр-е и использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

5. Неприкосновенность жилища (ст. 25) – Ст. 25 КРФ: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных ФЗ, или на основании суд. решения».

6. Право на национальность и пользование родным языком (ст. 26). Национальность рассматривается как исключительно субъект. явление, то, что существует в сознании личности как принадлежность к нации, в отличие, например, от расы, которая отличается некоторыми антропометрическими и иными особенностями. Право предусматривает возможность по своему усмотрению указывать или не указывать свою национальность, право указать любую по своему выбору, а тж пользоваться родным языком и свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества.

7. Свобода передвижения (ст. 27) – Ст. 27 КРФ: «Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый м. свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ».

ЗРФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ": «Право в соответствии с законами РФ м.б. ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в ЗАТО; в зонах экол. бедствия; на отд. территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение».

8. Свобода совести и вероисповедания (ст. 28). Свобода каждого в определении своих убеждений и осуществлении на их основе правомерного поведения. Включает право исповедовать свою религию совместно с другими, создавать для этого спец. религ. объединения, при этом запрещается создавать организации для исповедования религий, способных нанести ущерб безопасности или интересам др. лиц. Создание религ. объединений в тех же целях обуславливается сроками существования организации. Право гражданина действовать в соответствии со своими убеждениями обеспечивается и правом на замены в/службы альт. гражданской.

9. Свобода мысли, слова, выражения мнения (ст. 29) – Ст. 29 КРФ: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие соц., рас., нац. или религ. ненависть и вражду».

10. Право на объединение (ст. 30). Общ. объединение представляет собой организацию (не обязательно регистрируемую в качестве юр. лица), создаваемую в общ. полезных целях.

11. Свобода творчества (ст. 44). Предполагает возможность выступать автором объектов интелл. собственности. Часто входит в противоречие, напр., с религ. чувствами граждан, поэтому м. ограничиваться, чтобы не наносить ущерб др. гражданам.

К лич. правам м. отнести тж ряд соц.-эк. прав, но тех, которые по своей пр. природе и роли государства в их обеспечении носят характер личных:

12. Право на свободное осуществление предпр. деятельности. (ст. 34). Возможность осуществления эк. деятельности, напр. на получение прибыли. Формы реализации – создание юр. лица или регистрация в качестве ИП.

Право собственности, в т.ч. на прир. ресурсы (ст. 35, 36).

13. Свобода труда (ст. 37). Содержание конст. предписаний сводится к свободе трудиться (запрет принудительного труда), свободе выбора рода деятельности и профессии. Конституция гарантирует опр. условия труда – безопасность, оплату не ниже установленного уровня. Право на защиту от безработицы следует рассматривать не в контексте лич. прав, а в качестве формы соц. обеспечения. Это право не сводится к обязательному предоставлению рабочего места, но содействие со стороны государства получению работы и денежная компенсация тем, для кого это невозможно. Забастовка гарантируется Конституцией в тех случаях, когда закон считает её допустимым средством разрешения тр. спора.

Политические права и свободы граждан РФ – нормы возможного поведения граждан РФ в сфере управления делами государства, закрепленные Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Политические права и свободы граждан РФ связаны с правом граждан на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей, что обеспечивает демократический режим РФ.

Конституционные политические права и свободы принадлежат исключительно гражданам РФ, т. е. они являются гражданскими. Поэтому выделяются следующие признаки политических прав и свобод: 1) политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия (активное избирательное право) либо определенного в законе возраста (пассивное избирательное право); 2) политические права принадлежат каждому гражданину РФ в равном объеме, т. е. право 1 голоса на выборах или референдуме принадлежит 1 гражданину; 3) политические права и свободы связаны не с правоспособностью граждан, а с их дееспособностью, т. е. гражданин РФ может быть ограничен в своих политических правах и свободах, тогда как ограничение в личных допускается в исключительных случаях. Например, не имеет права избирать и быть избранным лицо, признанное в установленном порядке ограниченно или полностью недееспособным; 4) государство обеспечивает реализацию и гарантирует соблюдение политических прав и свобод граждан РФ.

Виды политических прав и свобод граждан РФ: 1) избирательные права (они имеют двойственный характер: во-первых, право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления – пассивное избирательное право, оно возникает с момента достижения лицом определенного законодательством возраста; во-вторых, право избирать представителей в органы государственной власти и местного самоуправления и посредством этого управлять делами государства – активное избирательное право, оно возникает по достижении лицом 18 лет); 2) право на участие в референдуме; 3) право граждан РФ на объединение (согласно этому праву граждане РФ объединяются в профессиональные союзы, общественные объединения для защиты своих интересов; этим правом граждане распоряжаются добровольно, не допускается принуждение кого бы то ни было к вступлению в объединение или пребыванию в нем); 4) право мирных собраний, организации митингов и демонстраций, шествий и пикетирования (граждане могут воспользоваться этим правом только в целях защиты своих прав и интересов и только в мирной форме, не допускаются вооруженные митинги и собрания граждан); 5) право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (эти обращения могут быть направлены лично или коллективно в форме заявления, предложения или жалобы).

+Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Цензура запрещена. Установлена ответственность за ущемление, притеснение (нарушение) свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.

+ Право на информацию. Каждый гражданин России имеет право свободно искать, получать и распространять информацию. Он имеет право знакомиться с законами и другими нормативными актами, которые должны публиковаться в средствах массовой информации (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне). Гражданин имеет право получать информацию о самом себе.

Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Основные экономические, социальные и культурные права человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности. Конституционное право на образование.

Данные права составляют своего рода конституцию социального государства - гаранта достойного уровня и высокого качества жизни граждан. Они осуществляются посредством специально принятых законов, конкретизирующих такие права.

1. Право частной собственности. Каждый может индивидуально или коллективно владеть, пользоваться, распоряжаться любым имуществом. Собственник может быть лишен имущества только по решению суда. Из Уголовного кодекса исключена конфискация имущества за любые правонарушения. Национализация, то есть обращение частной собственности в государственную, также исключена из российского законодательства. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допустимо при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция гарантирует право наследования.

Граждане России и их объединения имеют право частной собственности на землю.

2. Свобода труда. Конституция провозглашает свободу труда, в этой норме закреплены все основные принципы трудового права:

  • труд свободен, то есть человек может либо работать, либо не работать. Каждый может свободно выбирать место работы и профессию. Принудительный труд запрещен;
  • все трудящиеся имеют право на труд в условиях безопасности для жизни и здоровья. Государство обязано контролировать условия труда;
  • трудящиеся имеют право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, оплачивать труд работника ниже которого работодатель не может;
  • запрещены любые формы дискриминации при оплате, приеме, продвижении по служебной лестнице; трудящиеся имеют право оспаривать решение работодателя, то есть право на трудовые споры с работодателем; конституционно закреплено право на отдых. Законом установлены дни отдыха, когда работы запрещены: выходные, праздничные, ежегодный оплачиваемый отпуск. Работодатель не имеет права их отменять. Кроме того, ограничена продолжительность рабочего дня; защита от безработицы: государство создает новые рабочие места или стимулирует их создание, организует переквалификацию трудящихся на те профессии, которые пользуются спросом. Государство выплачивает пособие по безработице.

3. Право на предпринимательскую деятельность. Каждый имеет право на нее при соблюдении ряда правил: запрещается монополизация рынка и недобросовестная конкуренция.

Права, свободы и законные интересы являются центральным элементом правового статуса личности. По сути, реализация именно этого компонента правового положения позволяет каждому конкретному индивиду делать вывод о характеристике государства как соответствующего требованиям правового, демократического, справедливого и социального.

Перечень прав, свобод и законных интересов лиц в административно-правовой сфере (сфере управления) основывается на конституционных принципах и тесно связан с содержанием данного элемента в системе конституционно-правового положения личности. Это обусловлено тем, что административно-правовое регулирование является частью публично-правового регулирования и имеет своим содержанием взаимодействие граждан с органами государственной (исполнительной) власти.

Кроме того, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ перечисление основных прав и свобод в Основном законе России не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим отраслевые права, свободы и интересы граждан обладают такой же государственно-правовой защищенностью, как и конституционные. Однако говорить о перечислении отраслевых (административных) прав, свобод и законных интересов не представляется возможным, поскольку они связаны не только с волеизъявлением каждого конкретного индивида (например, приобретение права управления транспортным средством), но и с особенностями его административной правосубъектности, которые возникают помимо желания субъекта (например, признание личности жертвой политических репрессий и, соответственно, закрепление за ним права на материальную компенсацию).

Говоря об административно-правовом положении несовершеннолетних нужно остановиться на двух основных моментах.

1. Несовершеннолетние граждане обладают значительным объемом общих прав, свобод и законных интересов в сфере государственного управления. Те права и свободы, которые в теории права классифицируются как абсолютные, принадлежат несовершеннолетним в полном объеме (например, право на жизнь, свобода мысли и слова и др.). Иные права, свободы и законные интересы не могут быть реализованы несовершеннолетними в силу их недееспособности / неполной дееспособности (например, доступ к государственной службе) или же могут быть реализованы частично, т. е. особым способом (например, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги возможно реализовать лишь в соответствующих пределах (в школах, детских лагерях, специализированных молодежных организациях и т. п.)).

2. Совокупность отраслевых прав, свобод и интересов несовершеннолетних в сфере взаимодействия с органами управления не подлежит унификации, поскольку обусловливается собственными особенностями каждого несовершеннолетнего субъекта права. Однако законодательством РФ предусмотрены права несовершеннолетних, которые они могут реализовать по своему усмотрению или по усмотрению их законных представителей. Так, например, в Основах законодательства РФ о культуре закрепляется право лиц, не достигших возраста 18 лет, бесплатного посещения музеев один раз в месяц.

Характеризуя основные права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в сфере государственного управления, еще раз напомним, что специфические отраслевые права, свободы и интересы несовершеннолетних могут возникать в соответствии с законодательством РФ при наличии особенностей административной правосубъектности несовершеннолетнего.

Еще по теме § 2. Основные права, свободы и законные интересы несовершеннолетних граждан в сфере государственного управления:

  1. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц.
  2. 10. Участие в процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые, права свободы и охраняемые законом интересы других лиц
  3. Основания и формы участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц.
  4. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  5. ТЕМА: УЧАСТИЕ В ПРОЦЕССЕ ГОС ОРГАНОВ, ОМС, ОРГАНИЗАЦИЙ, ГРАЖДАН, ЗАЩИЩАЮЩИХ НАРУШЕННЫЕ И ОСПАРИВАЕМЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ И ОХРАНЯЕМЫЕ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛИЦ.

В самом общем виде защита прав, свобод и законных интересов личности выступает как противодействие их незаконным нарушени­ям и ограничениям, предупреждением этих нарушений и ограниче­ний, а также возмещение вреда, если предупредить или отразить нарушения и ограничения не удалось (А. М. Ларин).

Требует пояснения вопрос о различении прав, свобод и закон­ных интересов. Термин "право" определяет конкретные действия человека, в то время как термин "свобода" подчеркивает более ши­рокие возможности выбора, не очерчивая конкретно результата (например, право избирать и быть избранным и каждому гаранти­руется свобода совести). Законный интерес в отличие от субъек­тивного права выступает как гарантированное государством дозво­ление, выраженное в стремлении субъекта пользоваться определен­ным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой. Законный интерес включает два правомочия: возможность пользо­ваться конкретным благом (право пользования) и возможность об­ращаться за защитой к государству (право притязания), где второй элемент является дополнительным, поскольку суть законного инте­реса в юридическом дозволении.

Значение прав, свобод и законных интересов личности в меха­низме действия права выражено в признании за ними возможности прямого действия. Это означает, что личность может осуществлять их, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь не­посредственно Конституцией и ссылаясь на нее.

Государственные гарантии прав, свобод и законных интересов личности разделяются на общие и специальные. Среди общих га­рантий: конституция, определяющая объем, осуществление и защи­ту закрепленных прав, свобод и законных интересов; выведение на уровень законов правовой регламентации прав, свобод и законных интересов; признание за президентом роли гаранта прав, свобод и законных интересов; установление правовых процедур защиты (кон­ституционных, судебных, административных и др.); применение юридической ответственности к лицам, нарушающим права, свободы и законные интересы. Среди специальных гарантий: 1) система судебной защиты; 2) административно-правовые способы защиты; 3) деятельность омбудсмена; 4) оказание адвокатской помощи; 5) возмещение вреда, причиненного незаконными действиями орга­нов государственной власти и должностных лиц и т. д.

Наряду с государственными гарантиями прав, свобод и законных интересов, которые являются важнейшими в пределах националь­ной правовой системы, существуют международная защита прав че­ловека, а также региональные формы и средства защиты прав че­ловека (европейская защита прав человека).

В современном мире защита прав, свобод и законных интересов личности перестает быть исключительно внутренним делом госу­дарства. Яркое подтверждение тому деятельность Европейского суда по правам человека, решения которого являются обязательны­ми для государств присоединившемся к Европейской конвенции по защите прав и свобод.

41. Общесоциальные и специальные функции права. Функции права и функции правосознания. Под функциями права понимается его назначение, выраженное в направлениях воздействия на сознание и волю людей, на их поведе­ние. При рассмотрении функций права необходимо проводить раз­личие между правовым воздействием и правовым регулированием. При этом понятие правовое воздействие включает в себя не только регулятивное воздействие с помощью юридических средств (право­вое регулирование), но также идеологическое, информационное и ценностно-ориентационное воздействие. Функции права проявляют­ся по всем этим направлениям. В этой связи может быть осуществ­лено деление функций права на регулятивные, идеологические, ин­формационные и ценностно-ориентирующие.

Распространение получила классификация функций права на общесоциальные и специальные. Среди общесоциальных функций права выделяются экономическая, политическая и воспитательная. Среди специальных (юридических) функций права различают регу­лятивную, охранительную, компенсационную, ограничительную и воспитательную.

Классификация общесоциальных функций достаточно условна, поскольку в реальности сложно провести разграничение правового воздействия при решении различного рода задач. Экономическая функция права во многом связана с использованием договорных от­ношений. При этом экономическая функция права осуществляется как путем регулирования правомерных действий в экономических отношениях, так и косвенным путем, угрозой применения санкций за совершение правонарушений в сфере экономики. Политическая функция права заключается в урегулировании отношений власти, отношений между социальными группами, политическими партиями и т. д. Регулирование прав и свобод человека - важное направле­ние политической функции права. Воспитательная функция права связана с воздействием по формированию правового сознания и правовой культуры, формированию правовой активности граждан. Право устремлено к обеспечению гуманного, справедливого отно­шения между людьми.

Среди специальных (юридических) функций права регулятивная функция занимает особое место, поскольку она связана с установ­лением позитивных правил поведения, направлена на организацию общественных отношений, координацию социальных взаимодей­ствий и обеспечение социальной целостности. Охранительная функ­ция права представляет собой правовое воздействие, нацеленное на охрану общезначимых экономических, политических, национальных и личных отношений, вытеснение явлений, чуждых обществу. Не следует охранительную функцию права связывать только с уже со­вершенными правонарушениями. Важнейшая ее составляющая - превентивное действие, предотвращение правонарушений.

Компенсационная функция права - инструмент обеспечения социальной справедливости (возмещение морального вреда, ком­пенсация за причиненный вред потерпевшим от преступлений и т. д.). Она свойственна различным отраслям права, является необхо­димым инструментом гармонизации интересов субъектов права. Ограничительная функция связана с необходимостью уравновеши­вания противоположных интересов. Это касается ограничения прав, чтобы действия одних субъектов не нарушали действий дру­гих (запрет на участие в политической деятельности государствен­ных служащих, ограничение прав и свобод в условиях чрезвычай­ного положения и т. д.). Восстановительная функция права позво­ляет восстановить прежнее правовое состояние, вернуть имуще­ство, реабилитировать имя, восстановить на работе и т. п. Она связана с неправомерными действиями других субъектов права и выражается в отмене вынесенных решений, восстановлении пра­вового статуса и т. д.

42. Правовое воспитание и его формы. Правовая информированность. Цели правового воспитания. Правовое воспитание - это постоянное воздействие на человека и общество с целью формирования правовой культуры. Субъектами правового воспитания выступают как институты государства, так и институты гражданского общества: семья, трудовые коллективы, объединения граждан, учебные заведения, СМИ, политические деяте­ли, преподаватели, журналисты и др, Формы правового воспитания .

1) правовое обучение - состоит в передаче, накоплении и усво­ении правовых знаний в школе и иных учебных заведениях. Эта форма является наиболее эффективной и результативной, посколь­ку она предоставляет воспитываемому индивиду определенную сис­тему правовых знаний;

2) правовая пропаганда - заключается в распространении пра­вовых идей и правовых требований среди населения при помощи СМИ (пресса, телевидение, радиовещание, Интернет), Данная форма правового воспитания привлекает своими широкими возможностями - она доступна практически неограниченному числу индивидов;

3) юридическая практика - способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия людей в реализации пра­ва и правоприменительной деятельности. Юридические действия, осуществляемые индивидом самостоятельно, исполнение решений правоприменительного органа способствуют закреплению знаний о праве, обретению правовых умений и навыков;

4) самовоспитание - связано с личным опытом, самообразова­нием, собственным анализом правовых явлений. Без самовоспита­ния не может быть эффективной ни одна из форм правового воспи­тания. Только собственные усилия по приобретению правовых зна­ний, размышления о правовой действительности способствуют вы­работке правовой культуры личности.

Методы правового воспитания - это совокупность приемов и способов, с помощью которых приобретаются правовые знания, умения и навыки, формируется уважение к праву и социальным ценностям, которые оно охраняет. Основные методы правового вос­питания - убеждение, поощрение, позитивный пример, принужде­ние и наказание. Показатели: правовая активность, правовая самостоятельность, креативность личности.

43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность

Законность в юридической литературе рассматривается в трех ракурсах: как метод, как принцип и как режим. Законность как ме­тод связывается с изданием законов и проведением в жизнь их предписаний. Законность как принцип состоит в строгом и неуклон­ном соблюдении и исполнении требований законов всеми субъекта­ми права. Законность как режим выражается в обоюдном соблюде­нии и исполнении законов как государственной властью и ее пред­ставителями с одной стороны, так и гражданами и всеми другими субъектами с другой.

В последние годы отмечается стремление связывать законность только с деятельностью государственных органов и должностных лиц (Н. В. Витрук). Иными словами субъектами законности не счи­таются граждане и иные негосударственные образования. Стремле­ние сделать законность уделом государственных структур, превра­тить в профессиональное понятие слабо согласуется с идеей верхо­венства права, отказом государству и его органам быть исключение и (особыми) субъектами права. Потому следует признать обоснован­ным сохранение традиционного подхода к вопросу о субъектах за­конности. Другое дело содержательная характеристика законности, связанная с проблемой соотношения права и закона, поскольку в самой законности не ставится вопрос о правовом и неправовом за­коне. Законность - это соблюдение и исполнение любого закона. Как представляется именно в правовом государстве, законность приобретает качество правозаконности.

Как сложное, многогранное явление законность перебрасывает мостик, фиксирует связь между законом и социальной реальностью. Законность выражается в системе требований, среди которых выде­ляют: верховенство закона, равенство всех перед законом, единство понимания и применения законов, соблюдение и исполнение зако­нов всеми субъектами права, обеспечение реализации прав и сво­бод граждан, последовательная борьба с правонарушениями, недо­пустимость произвола в деятельности должностных лиц.

В структуре законности выделяют ее нормативный компонент, который определяется действующим законодательством; идеологи­ческий компонент, который составляют правовые идеи, принципы, взгляды, т. е. правовая идеология; организационный компонент, ко­торый включает средства, приемы и условия осуществления закон­ности; обеспечительный компонент, который выделен в системе контроля и надзора за законностью.

Существование законности определено системой основополагаю­щих начал (принципов), тех характеристик, которые выражают ее природу и назначение. Чаще всего среди принципов законности на­зывают: 1) принцип верховенства закона, заключающийся в том, что все иные законодательные акты должны издаваться на основании и в соответствии с законом; 2) принцип равенства всех перед зако­ном, состоящий в том, что никто не может уклониться от предписа­ний закона; 3) принцип единства, выражающийся в том, что дости­гается единообразное понимание и применение законов на всей территории государства; 4) принцип ненарушаемости закона, не допускающий уклонений от исполнения законов ни по каким осно­ваниям.

В современной юриспруденции особое значение придается такой разновидности законности как конституционная законность. Под конституционной законностью понимается система требований и юридических средств, обеспечивающих неукоснительное действие всех субъектов права в соответствии с Конституцией. Для консти­туционной законности характерны такие признаки: правовой харак­тер Конституции, верховенство Конституции, прямое действие кон­ституционных норм, действие Конституции на всей территории государства. Режим конституционной законности обеспечиваемого с помощью специфического института конституционного контроля (в Украине - Конституционного Суда).



 

Возможно, будет полезно почитать: