Манипулирование рынком ук рф. Манипулирование ценными бумагами корпорации


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 22] [Статья 185.3]

1. Манипулирование рынком, то есть умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»), заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой или причинившие ущерб в особо крупном размере гражданам, организациям или государству либо сопряженные с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным ущербом, излишним доходом, убытками в крупном размере в настоящей статье признаются ущерб, излишний доход, убытки в сумме, превышающей два с половиной миллиона рублей, в особо крупном размере — в сумме, превышающей десять миллионов рублей.

2. Излишним доходом в настоящей статье признается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей.

3. Избежанием убытков в настоящей статье и статье 185.6 настоящего Кодекса признаются убытки, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.


3 комментария к записи “Статья 185.3 УК РФ. Манипулирование рынком”

    Статья 185.3. Манипулирование рынком

    Комментарий к статье 185.3

    1. Содержание специальных терминов, используемых при описании признаков объективной стороны деяния, определено в Федеральном законе от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012) , а также в ряде иных федеральных законов.
    ———————————
    СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4193; 2011. N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6728; 2012 N 31. Ст. 4334.

    2. Понятие финансового инструмента дано в ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 25.11.2009) , понятие иностранной валюты — в п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , понятие товара — в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ.
    ———————————
    СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5731.
    СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

    3. Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ к манипулированию рынком относятся как прямо упомянутые в комментируемой статье распространение через средства массовой информации или любым иным способом заведомо ложных сведений, совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и т.д., так и целый ряд иных действий. В этой же статье указанного Закона определено, при каких условиях названные действия нельзя отнести к манипулированию рынком.
    4. Понятия «распространение информации», «операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами» разъяснены в п. п. 2 и 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ. Исходя из строгого толкования текста комментируемой статьи, а также п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ, под распространением заведомо ложных сведений следует понимать распространение любых сведений, а не только тех, о которых говорится в ст. 3 указанного Закона. Главное, что такие ложные сведения распространяются с целью наступления названных в комментируемой статье последствий первого вида (см. далее п. 7 коммент.).
    5. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 14.06.2011) ; здесь же дано определение периодического печатного издания, радио-, теле-, видеопрограмм и др.). Понятие информационно-телекоммуникационной сети раскрыто в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» .
    ———————————
    Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3535.
    СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

    6. Термины «цена», «спрос», «предложение», «объем торгов» в законодательстве не разъяснены, поэтому они понимаются в том значении, которое следует из их грамматического толкования, но с учетом содержания, в котором они используются в экономической практике. В частности, согласно Википедии объем торгов на фондовом рынке рассчитывается как число акций, переходящее от продавцов к покупателям, т.е. как торговый оборот внутри дня. Очевидно, данные категории будут разъяснены в соответствующем документе ФСФР России (см. далее п. 8 коммент.).
    ———————————
    URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/объем торгов.

    7. Состав преступления материальный. На определение момента окончания преступления влияет то обстоятельство, что указанные незаконные действия преступны при наступлении последствий нескольких видов: 1) цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных незаконных действий; 2) причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству; 3) извлечение излишнего дохода или избежание убытков в крупном размере. Последствия последних двух видов альтернативны друг другу, т.е. для оконченного состава преступления достаточно, чтобы наступило лишь какое-то из них.
    8. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов таким финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий, предусмотренных данной статьей, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Таким органом является ФСФР России, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 (в ред. от 05.05.2012) .
    ———————————
    СЗ РФ. 2011. N 36. Ст. 5148; 2012. N 20. Ст. 2562. См.: информационное письмо ФСФР России от 27.01.2011 «О мерах по реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    9. Понятия крупного ущерба, а также излишнего дохода и избежания убытков определены в примеч. к комментируемой статье. В примеч. 3 упоминается инсайдерская информация, понятие которой дается в п. 1 ст. 2 и других статьях Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ. См. также: коммент. к ст. 185.6.
    10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом к последствиям первого вида. По отношению к иным последствиям умысел может быть и косвенным.
    11. Исходя из описания в ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ незаконных действий, относящихся к манипулированию рынком, субъект большинства данных нарушений может быть только специальным, например, им является заключающий сделки участник организованных торгов. Однако умышленно распространять любым способом заведомо ложные сведения с целью, вытекающей из содержания комментируемой статьи, может всякое лицо, следовательно, в последнем случае субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.
    12. О совершении преступления организованной группой см. коммент. к ст. 35. Иные квалифицирующие признаки определены в примеч. 1 к комментируемой статье.

    Статья 185.3. Манипулирование рынком

Манипулирование является попыткой продавать ценные бумаги по ценам выше или ниже тех, которые установились бы в результате нормального взаимодействия спроса и предложения. Манипулирование можно понимать как процесс искусственного изменения рыночных курсов ценных бумаг. Ф Аллен и Д.Гэл предложили следующую классификацию методов манипулирования:

1) манипуляция, основанная на действиях (связана с проведением действий, которые изменяют реальную или оценочную стоимость активов корпораций);

2) информационная манипуляция (связана с распространением инсайдерской информации или ложных слухов, которые приводят к падению или росту стоимости корпорации);

3) торговая манипуляция (связана с проведением операций по покупке или продаже крупных пакетов ценных бумаг корпорации. Используя этот метод, манипулятор не изменяет стоимость корпорации, так же как и не распространяет ложную информацию, которая может повлиять на ее стоимость).

Манипулятор – это крупный оператор фондового рынка, чьи операции оказывают влияние на уровень цен. Манипулятор (трейдер) пытается повлиять на текущий курс ценной бумаги покупкой крупных пакетов данной ценной бумаги и дальнейшей их продажей. При этом он не предпринимает никаких действий, которые могли бы изменить стоимость компании, и не распространяет никакой ложной информации, которая могла бы повлиять на текущую цену, а значит не нарушает существующее законодательство (ФЗ «О рынке ценных бумаг», п.2, ст.51).

На первый взгляд подобная операция не может быть прибыльной. Ведь когда трейдер начинает покупать, то и цена покупаемых акций начинает идти вверх. И наоборот, как только он решает нажиться и продать недавно приобретенные акции по возросшей цене, то одна только новость об этом мгновенно снижает цену до прежнего уровня. Тем не менее, современные фондовые рынки, особенно в России, не обладают достаточной степенью эффективности и зачастую не в состоянии мгновенно реагировать на изменившуюся конъюнктуру (т.е. цены не мгновенно отражают всю существующую информацию). Поэтому торговая манипуляция все же может приносить прибыль.

Обычно корпорация манипулирует рыночной ценой своих обыкновенных голосующих акций, обращающихся на открытом фондовом рынке, с целью максимизировать благосостояние своих акционеров. Нужно разделять номинальное и реальное благосостояние. Номинальное благосостояние измеряется в текущих рыночных ценах. Реальное благосостояние определяется в терминах ликвидационной стоимости позиции акционера (сумма денежных средств, оставшихся на руках у акционера после продажи принадлежащих ему акций). На таких высоколиквидных фондовых рынках, как NYSE или NASDAQ небольшие по объемам заявки на покупку и продажу ценных бумаг действительно могут быть исполнены по превалирующей рыночной цене без какого-либо воздействия на текущий рыночный курс. В этом случае номинальное и реальное благосостояние акционеров составляют одну и ту же величину.

Чем медленнее корпорация изменяет структуру своего капитала, тем менее уязвимой она оказывается для различного рода манипуляторов.

Естественное ценообразование на организованных финансовых рынках является базовым условием их нормального функционирования, устойчивого состояния и развития. Игра участников рынка на естественных колебаниях спроса и предложения (обеспечение ими ликвидности рынка с принятием на себя дополнительных рисков) способствует их сглаживанию и сбалансированности рынка.
Необходимым условием формирования естественной рыночной цены является свободная конкуренция контр-агентов сделки. Механизм такой конкуренции - конкурентный рынок. Манипулирование ценами как направленное воздействие на рынок нарушает стабильность рынка, ведет к его, образованию искусственных цен и возникновению экономических диспропорций, а также к получению необоснованной прибыли (за счет введения в заблуждение других субъектов рынка), наносит ущерб его участникам и третьим лицам.

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ?

Проблема манипулирования обозначена в федеральном законе. Однако единое, общепринятое определение термина в российском законодательстве отсутствует.
С юридической точки зрения манипулирование ценами относят к недобросовестной практике ведения бизнеса на рынке ценных бумаг, в том числе к биржевым правонарушениям.
Таким образом, ценовое манипулирование является с точки зрения права частью биржевых правонарушений, для которых биржевым за-конодательством устанавливается особый режим регулирования и за совершение которых предусматривается уголовная ответственность.
Манипулирование определяется также как искусственное контролирование курсов ценных бумаг. По своей сути оно является попыткой продавать ценные бумаги по ценам выше или ниже тех, которые бы установились в результате нормального воздействия соотношения предложения и спроса. При этом, ввиду пробелов в законодательстве, те или иные способы манипуляций могут оставаться вполне законными. Таким образом, ключевым признаком манипулирования является искусственный контроль за ценами, а не его противозаконность.
Манипулирование ценами в целом можно определить как действие любого участника или группы участников, направленное на установление искусственного контроля за ценами, включающее покупку и продажу ценной бумаги с целью создания фальшивой или вводящей в заблуждение видимости активной торговли или с целью поднять или понизить цену, с тем чтобы побудить других участников рынка к покупке или продаже данной ценной бумаги, ведущее к целенаправленному изменению курсовой цены фондового инструмента по отношению к нормальной ее величине.
Можно выделить два основных вида манипулирования на финансовых рынках:

  • Единичное (ситуационное) манипулирование ценами - те случаи манипулирования, которые облечены в форму обычных сделок. Такое манипулирование может производиться как одним участником, так и группой участников рынка в виде отдельной сделки или серии сделок с целью изменения естественной рыночной цены фондового актива, а также закрепления, фиксации или стабилизации курса этого актива.
  • Манипулирование рынком в целом. Такое манипулирование совершается путем воздействия на курсовую (расчетную) цену обращающихся на рынке фондовых активов за счет краткосрочного или долговременного проведения сделок большого объема.
    Наиболее распространенные способы манипулирования ценами:
  • заключение большого количества сделок по котировкам, отличным от средних по рынку;
  • неоправданное повышение (понижение) цен с последующей продажей (скупкой) ценных бумаг;
  • искусственное завышение объемов торгов путем покупки и моментальной продажи акций без перерегистрации прав собственности;
  • сосредоточение большого количества акций одного эмитента у одной или группы компаний, в результате которого мелкие спекулянты вынуждены выкупать эти акции для закрытия позиций по завышенной цене.
    Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность, в том числе совмещающие ее с дилерской деятельностью, при исполнении поручений обслуживаемых ими инвесторов в ряде случаев совершают действия, направленные на манипулирование ценами, которые могут быть квалифицированы как нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов о рынке ценных бумаг.
    К таким действиям можно отнести следующие операции:
  • Покупка брокером от своего имени и за свой счет по ценам, значительно отличающимся от рыночных, ценных бумаг, принадлежащих инвестору, в отношении которых данному брокеру было дано поручение о продаже этих ценных бумаг, а также продажа по ценам, значительно отличающимся от рыночных, принадлежащих брокеру на праве собственности ценных бумаг инвестору, который дал данному брокеру поручение о покупке ценных бумаг. При совершении указанных операций по покупке брокером ценных бумаг по существенно более низким, а при продаже - по существенно более высоким, чем рыночные, ценам, не соблюдается условие об исполнении брокерских договоров на наиболее выгодных условиях, установленное ст. 992 ГК РФ.
  • Совершение брокером собственных операций при наличии встречных поручений обслуживаемых им инвесторов на покупку/продажу ценных бумаг. При наличии в заявках, выставляемых брокерами за счет и по поручению инвестора цен (т.е. если цена покупки в заявке инвестора больше цены продажи во встречной заявке, выставленной за счет и по поручению другого инвестора), данные операции позволяют брокеру получить выгоду, которая проистекает не из рыночной конъюнктуры, а из использования этим брокером в своих интересах информации о намерениях своих клиентов. При совершении указанных операций не соблюдается условие, указанное в п. 1, об исполнении поручений клиентов на наиболее выгодных условиях. Кроме того, брокерами, совмещающими данный вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с дилерской деятельностью, нарушается принцип приоритета брокерских поручений перед совершением собственных операций, установленный ст. 3 закона.
  • Совершение сделок, не отвечающих требованиям законодательства, в которых обеими сторонами по сделке выступает профессиональный участник рынка ценных бумаг, действующий за свой счет, как в качестве продавца, так и в качестве покупателя. Указанные действия рассматриваются как манипулирование ценами, поскольку, в частности, могут иметь целью изменение рыночных цен в свою пользу или с целью извлечения другой выгоды.
    Кроме перечисленных выше, к способам манипулирования на финансовых рынках можно отнести следующие:
  • Притворная сделка, в результате которой не происходит смены собственника:
  • два брокера объявляют цену, заявляют о совершении сделки, однако движение ни денег, ни ценных бумаг не происходит;
  • размещение одновременно у двух брокеров заявки на покупку и продажу одних и тех же бумаг - ценные бумаги продаются одному брокеру и тут же покупаются у другого;
  • ценные бумаги продаются другим членам семьи, родственникам, партнерам, знакомым.
  • Направление значительного количества приказов на совершение сделок при открытии и закрытии биржи, распределение их по нескольким биржам, с тем чтобы в моменты открытия/закрытия вызвать искусственное движение цен.
  • Искусственное повышение дивидендов (без наличия достаточной нераспределенной прибыли) или их искусственное занижение, с тем чтобы вызвать манипулятивный рост или понижение курсов акций.
  • Использование для воздействия на курс ценных бумаг операций с крупными блоками (прохождение через рынок крупной партии ценных бумаг оказывает дестабилизирующее влияние на цену, выводит ценообразование за нормальные условия бизнеса).
  • Использование полномочий, полученных по доверительному управлению или по клиентским счетам или приказам, по которым операции выполняются на усмотрение брокера (создание множественной активной торговли, формирование нужного направления в движении цен).
  • Использование полномочий, полученных у эмитента в рамках андеррайтинга (например, для накопления запасов акций с целью последующего манипулирования или для их искусственного удержания по договоренности с эмитентом или его менеджерами о их приобретении).
  • Манипулирование предложением (искусственное увеличение или уменьшение количества) ценных бумаг, предлагаемых на рынке. С этой целью от избыточного с точки зрения манипулятора предложения ценных бумаг; создание искусственных, избыточных запасов у брокера-дилера или андеррайтера ценных бумаг, подвергаемых манипулированию; создание таких запасов у аффилированных лиц эмитента, если последние являются манипуляторами (сокращение предложения ценных бумаг на рынке может иметь как эффект понижение их курса, так и, наоборот, эффект повышения их курса).
  • Осуществление первичного размещения по рыночным, ежедневно складывающимся ценам и, как следствие, сочетание свободной рыночной цены на первичном рынке и манипулированной - на вторичном.
  • Сброс спекулянтами ценной бумаги на вторичном рынке, с тем чтобы получить быструю прибыль в форме разницы между ценой первичного размещения и ценой вторичного рынка (последняя, как правило, выше, так как включает премию за дополнительный риск, которую должен получить первичный инвестор). Подобные массированные продажи могут дестабилизировать рынок, искусственно понизить курс бумаги, подорвать саму возможность первичного размещения по фиксированным ценам, под твердые обязательства.
  • Поступление на вторичный рынок крупных партий ценных бумаг (в результате эмиссии, т.е. крупного выброса на рынок) может искусственно дестабилизировать рынок, неоправданно занизить цены.

    ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ РЫНКА ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

    Манипулирование - явление очень тонкое, и установить его непросто. Следуя опыту западных бирж, где практически везде существуют различные службы, отслеживающие все события, происходящие в торговой системе, российские биржи тоже внедряют новые технологии и создают внутренние службы мониторинга и контроля. Главной целью создания таких систем является установление справедливого рынка, защищающего его участников от недобросовестной торговли.
    Стоит отметить работу, проводимую в этом направлении ММВБ.
    В соответствии с Правилами торгов на ММВБ установлены ограничения на подачу заявок с ценовыми условиями, существенно отличающимися от текущей средневзвешенной цены. В практике работы дисциплинарного комитета ММВБ есть случаи применения мер ответственности к членам секции за нарушение указанных выше ограничений.
    Проблема манипулирования имеет три уровня: нормативно-правовой, организационный и технический, поэтому отсутствие полноценной законодательной базы по этому вопросу вызывает тревогу. С одной стороны, это порождает безнаказанность и стремление делать на рынках все, что угодно, а с другой - создает опасность появления беспочвенных обвинений в манипулировании законопослушных операторов рынка.
    Для перечисления всех возможных способов манипуляций на финансовом рынке потребовались бы целые тома библиотеки, остановимся лишь на нескольких ярких примерах.
    Вряд ли кто-то из участников фондового рынка не согласится с утверждением СМИ, что на нашем рынке движение цен на акции поддается манипуляции. Только один пример - перекрытие в январе нынешнего года акциями нефтяной компании максимума, установленного в памятном 1997 г. - году наивысших котировок и наиболее крупных сделок. Если в предыдущий раз Сургутнефтегаз вместе со всем рынком акций, торгуемых в РТС, до вершины шел три года, а затем год падал, то новый подъем занял всего год. Речь, разумеется, идет о долларовых ценах. Всякий рекорд хорош тем, что позволяет делать выводы. Чем можно объяснить 20-кратный рост долларовых котировок за год в компании? Можно предположить, что либо это грамотная игра на повышение на деньги самой компании, либо скупка акций каким-нибудь агрессором...
    Известно, что развитие в последнее время электронных способов торговли и систем прямого доступа существенно повлияло на мировые финансовые рынки. И здесь существует, как выяснилось, широкое поле для манипуляций. Как отмечалось в докладе рабочей группы Государственной думы РФ по разработке пакета законодательных инициатив по электронной коммерции, следует принять ряд законов, которые могли бы создать соответствующий инвестиционный климат в данной сфере бизнеса.
    По данным SEC, путем манипуляций с акциями 70 небольших компаний мошенники сумели довести суммарную рыночную капитализацию этих фирм до 1,7 млрд долл. и извлечь прибыль в более чем 10 млн долл. Среди обвиняемых в мошенничестве с акциями много людей с отсутствием опыта работы на Уолл-Стрит. Так, например, среди людей, фигурирующих в списке SEC, есть механик и водитель, работающие в автосервисе. Можно констатировать, что громкая афера с акциями Emulex явно сработала на пользу рынку, так как побудила регулирующие органы начать кампанию по борьбе с манипуляцией курсами акций через Интернет.
    Манипуляции с пакетами акций и финансовыми схемами достаточно широко используются на российском рынке, особенно крупными компаниями, для захвата стратегического управления. Манипулирование находится на грани с такими проблемами, как инсайдерская торговля и различные неправомерные действия брокеров по отношению к клиентам, поэтому возникает вопрос о запрещении и этих нарушений.
    В начале ноября 2000 г. правительство уже внесло в Госдуму проект закона, который, во-первых, дает определение инсайдера, во-вторых, запрещает инсайдерам совершать фондовые сделки и передавать информацию третьим лицам и, в-третьих, устанавливает санкции в отношении нарушителей.
    Необходимость разработки и принятия данного закона обусловлена широким распространением неправомерного использования неравнодоступной информации о финансово-хозяйственном положении эмитентов и выпущенных ими ценных бумагах при совершении сделок на рынке ценных бумаг. Эта практика может нанести серьезный ущерб нормальному функционированию рынка ценных бумаг и экономике страны в целом, поскольку в результате инсайдерской торговли (совершения сделок с использованием инсайдерской информации) и иного неправомерного использования инсайдерской информации нарушаются процессы рыночного ценообразования и страдают интересы значительного числа инвесторов и держателей ценных бумаг.
    Норм закона об использовании служебной информации абсолютно недостаточно для эффективной борьбы с инсайдерской практикой. Прежде всего потому, что понятие значительно у?же понятия. В результате этого основная часть социально опасной деятельности инсайдеров остается вне правового регулирования и осуществляется ими практически безнаказанно.
    Разрабатываемый проект закона формулирует основные понятия, связанные с инсайдерской практикой: инсайдерской информации и неправомерного использования инсайдерской информации, четко определяет круг лиц, имеющих потенциальный доступ к неравнодоступной информации и считающихся инсайдерами. В проекте предусматриваются дополнительные требования по раскрытию информации эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, выполнение которых позволит обеспечить бо?льшую прозрачность рынка ценных бумаг, что является основным условием предотвращения инсайдерской практики.
    Для пресечения инсайдерской практики проектом вводится достаточно широкий круг составов административных правонарушений и предусматриваются санкции за их совершение. При этом извлечение инсайдерами прибыли в результате неправомерного использования инсайдерской информации не предусматривается в качестве квалифицирующего признака соответствующих правонарушений, поскольку основная социальная опасность инсайдерской практики состоит не в причинении конкретного имущественного ущерба, а в ее негативном воздействии на макрорыночные процессы.
    До сих пор в России лишь однажды было предпринято расследование манипуляций ценами акций. Летом нынешнего года руководство РАО обратилось в Национальную ассоциацию участников фондового рынка (НАУФОР) с просьбой расследовать деятельность компании Brunswick UBS Warburg. По мнению РАО, менеджеры этой компании якобы в корыстных целях делали публичные заявления, приводившие к снижению цен на акции российской энергетической компании.
    Проведенная НАУФОР проверка не подтвердила фактов манипулирования ценами со стороны Brunswick UBS Warburg, при этом только вновь все пробелы действующего законодательства, в соответствии с которым факт манипулирования ценами признается только в судебном порядке, отсутствие соответствующих нормативных актов и механизмов выявления подозрительных сделок (серий сделок), необходимого программного обеспечения по выявлению у организаторов торговли.
    В апреле 2001 г. на ММВБ были совершены несколько нестандартных сделок с акциями ОАО, которые могут служить примером манипуляций. Началось все с того, что один из клиентов крупной инвестиционной компании приобрел пакет акций ОАО. Затем под залог этих акций он получил у инвестиционной компании кредит для покупки еще одного пакета тех же акций. Пакет акций был куплен у другого брокера, получившего от одного из своих клиентов поручение на продажу идентичного по объему пакета акций по конкретной цене.
    Особенность же этой сделки заключалась в том, что стоимость одной ценной бумаги согласно установленной поручением такой конкретной цены более чем в 200 раз отличалась от ранее совершенных сделок. При этом, в связи с тем, что данные ценные бумаги низколиквидны, контрольная биржевая система ММВБ не смогла определить текущую рыночную цену и соответственно установить коридор цен, заблокировав тем самым исполнение такой сделки. Одновременно сам брокер не имел возможности запретить исполнение поручения в связи с тем, что оно подавалось с использованием электронной системы прямого доступа к торгам через ММВБ.
    Затем клиент второго брокера выдал поручение на покупку аналогичного по объему пакета акций ОАО по примерно такой же цене, а третий брокер выдал поручение на продажу примерно с теми же параметрами, сделка по которому также состоялась. В данном случае только оперативные действия первого брокера и контролеров ММВБ помешали этой схеме сработать до конца - деньги и ценные бумаги были соответственно заблокированы на торговых счетах в Расчетной палате и расчетном депозитарии ММВБ.
    С целью выявления и пресечения манипуляций в торговых системах ФКЦБ России разработала проект положения.
    Главной задачей проекта положения является снижение системного риска на организованном рынке ценных бумаг. Положение дает основу для создания и функционирования автоматизированной системы мониторинга и контроля у организаторов торговли с целью предотвращения участниками торгов манипулирования ценами и совершения сделок с ценными бумагами с использованием служебной информации через торговые площадки.
    Положением определены необходимые для регулирования и контроля на фондовом рынке понятия, такие как, а также критерии нестандартных сделок, в том числе такие как взаимные сделки, кросс-сделки.
    Кроме того, проект положения устанавливает дополнительные требования к организаторам торговли в части контроля установленных ФКЦБ России нормативов и требований к участникам торгов - профессиональным участникам рынка ценных бумаг и эмитентам, ценные бумаги которых включены в листинг организатора торговли.
    Принятие данного проекта положения позволит значительно повысить оперативность выявления и пресечения нарушений в ходе торгов ценными бумагами через организаторов торговли и благоприятно повлияет на улучшение инвестиционного климата на российском фондовом рынке.

  • Ст. 185.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее: УК РФ), устанавливающая уголовную ответственность за манипулирование рынком, появилась сравнительно недавно. В отличие от ряда зарубежных стран, имеющих развитое законодательство о противодействии манипулированию рынком, отечественное законодательство в данной сфере переживает стадию становления.

    Обратившись к ст. 15.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мы увидим, что о сути манипулирования рынком в нем не сказано ничего – правовая норма отсылает к УК РФ, и предлагает соответствующим административным правонарушением считать действие, которое не содержит уголовно наказуемого деяния.

    Однако и УК РФ в части установления уголовной ответственности за манипулирование рынком отнюдь не идеален.

    Рассуждая о качестве всего законодательства о противодействии манипулированию рынком, глава Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин отметил, что нормативная база по этому вопросу нуждается в совершенствовании. К его словам необходимо прислушаться, поскольку дела о манипулировании рынком относятся к подследственности Следственного комитета. Указывается, что многие соответствующие правовые нормы имеют крайне низкий правоприменительный потенциал и лишь создают видимость уголовно-правовой защищенности экономических отношений.

    В частности, известно, что глубокая девальвация российского рубля была связана не только с такими экономическими факторами, как падение мировых цен на энергоносители, высокая степень зависимости российской экономики от импорта, ужесточение монетарной политики США, мировая рецессия, но и с сильнейшим спекулятивным давлением на него. Некоторые крупные участники валютного рынка вели себя таким образом, словно им было во всех деталях известно о динамике дальнейших курсовых колебаний национальной валюты. Очевидно, что без знания соответствующей инсайдерской информации они вряд ли совершали бы спекулятивные сделки, связанные с высокими рисками, используя для этого практически все имеющиеся финансовые ресурсы.

    Между тем, за три первых года действия ст.ст. 185.3 и 185.6 УК РФ, предусматривающих ответственность за манипулирование рынком и незаконное использование инсайдерской информации, по ним было возбуждено всего три дела. Это было связано не только с объективными трудностями, отсутствием навыков выявления подобного рода преступлений, разработанных и апробированных криминалистических методик их расследования, но и с недостаточных качеством самих правовых норм.

    Не случайно Следственный комитет неоднократно отмечал, что необходимо улучшить уголовное законодательство в части ответственности за манипулирование рынком и незаконное использование инсайдерской информации.

    Ст. 185.3 УК РФ («Манипулирование рынком») достаточно сложна для толкования, что связано с необходимостью обращения не только к уголовному, но и к административному, гражданскому и финансовому законодательству.

    Согласно ч. 1 ст. 185.3 УК РФ, манипулирование рынком есть умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»), заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере.

    Как видим, данная уголовно-правовая норма довольно громоздка, и в определенной мере именно поэтому сложна для уяснения. Описывая способы манипулирования рынком, законодатель не может определить их исчерпывающе. Это невозможно сделать ввиду того, что способы совершения данного деяния постоянно меняются и становятся все изощреннее, в то время как закон не обладает такой мобильностью. Однако, оставляя перечень способов манипулирования рынком открытым, законодатель одновременно делает отсылку к законодательству о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Очевидно, что такое законодательство прежде всего представлено Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Обращаясь к ч. 1 ст. 5 Закона («Действия, относящиеся к манипулированию рынком»), мы видим исчерпывающий перечень таких действий. Становится неясно, зачем в ст. 185.3 УК РФ законодатель вообще делал попытку раскрыть содержание некоторых способов манипулирования рынком.

    Уголовно-правовая норма требует, чтобы в результате манипулирования рынком цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий. В ч. 2 ст. 5 Закона говорится о том, что критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов такими финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций Банка России.

    Другими словами, Федеральный закон отсылает правоприменителя к следующему документу, без которого ему не обойтись при квалификации деяния – соответствующим методическим рекомендациям Банка России. Такие рекомендации не одни – к примеру, Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены, спроса, предложения и объема торгов неликвидными ценными бумагами, Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены на иностранную валюту, Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения спроса и предложения ликвидных и низколиквидных ценных бумаг и др. .

    Отметим существенную роль Банка России при выявлении незаконных действий, которые впоследствии могут быть квалифицированы как манипулирование рынком. В структуре банка России имеется Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке, которое осуществляет деятельность по обеспечению контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, расследует случаи неправомерного использования инсайдерской информации, манипулирования рынком, выявляет случаи создания фиктивной оценки активов на открытом рынке, выявляет деятельность организаций, имеющих признаки финансовых пирамид.

    Так, следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 185.3 УК РФ (манипулирование рынком). По версии следствия, в ноябре 2013 г. неустановленные следствием лица совершали сделки по продаже обыкновенных акций ОАО «Мечел» в интересах кипрских инвестиционных компаний. В результате этих сделок цена обыкновенной акции ОАО «Мечел» существенно (более чем на 30%) отклонилась от уровня, который сформировался бы без проведения указанных сделок. Впоследствии указанные лица совершали противоположные сделки по приобретению акций по ценам ниже установленных первоначально, в результате чего получили излишний доход в сумме свыше 350 млн. рублей. В ходе расследования было установлено, что основную роль в падении котировок акций ОАО «Мечел» сыграли клиенты нескольких профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе ООО «Компания-БКС». В рамках расследования уголовного дела в офисах ООО «Компания-БКС» были проведены обыски с целью изъятия первичной документации по сделкам с акциями ОАО «Мечел», а также по взаимоотношениям с кипрскими компаниями. В настоящее время проводится комплекс следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств преступления и задержание лиц, причастных к его совершению.

    Стоит отметить, что указанное преступление было выявлено благодаря совместной работе следователей управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по городу Москве и сотрудников Центрального Банка Российской Федерации. На необходимость такого взаимодействия уже указывалось в литературе. Оно необходимо, поскольку сам Банк не может осуществлять деятельность по выявлению манипулирования рынком и по борьбе с таковым достаточно эффективно.

    Однако, указания в тс. 185.3 УК РФ на «существенное отклонение» мало. Требуется, чтобы манипулирование рынком причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо было сопряжено с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере, то есть состав преступления, предусмотренного ст. 183.3 УК РФ, является материальным.

    Как указано в примечаниях к статье, крупным ущербом, излишним доходом, убытками в крупном размере признаются ущерб, излишний доход, убытки в сумме, превышающей три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей, в особо крупном размере – в сумме, превышающей пятнадцать миллионов рублей (размер был существенно повышен законодателем в июле текущего года). Излишним доходом в настоящей статье признается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей. Избежанием убытков в настоящей статье признаются убытки, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

    Непосредственный объект данного состава преступления – установленный порядок справедливого ценообразования на финансовые инструменты, валюту, товары; равенство инвесторов, их доверие. Дополнительный непосредственный объект составляют имущественные интересы граждан, организаций, публично-правовых образований.

    Субъектом является вменяемое лицо, достигшее 16 лет. В этой связи необходимо сделать следующе замечание.

    Учеными давно обращено пристальное внимание на проблему борьбы с преступлениями, совершаемыми в интересах юридических лиц или с их использованием. Масштабность этого явления позволяет утверждать, что в России окончательно сформировался качественно новый вид преступности – преступность юридических лиц (корпоративная преступность). Как показала практика, действующий механизм привлечения юридических лиц к административной ответственности за причастность к преступлению абсолютно неэффективен. Об этом свидетельствует и статистика. К примеру, по данным Следственного комитета Российской Федерации на фоне тотальной коррупции в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд по фактам причастности юридического лица к корпоративной коррупции за три года к административной ответственности были привлечены лишь немногим более 20 организаций. При распространенности монополистических сговоров в целях завышения цен на отдельные виды сырья и продукции, а также в целях манипулирования рынком, случаи привлечения организаций к административной ответственности носят единичный характер. Полагаем, вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности юридических лиц весьма актуален. Это позволит лучше продумать границы соприкосновения административного правонарушения и преступления, учитывать общественную опасность содеянного и назначать адекватное наказание.

    УК РФ справедливо предполагает, что манипулирование рынком совершается с умыслом. Поскольку Кодекс упоминает термин «заведомость», очевидно, что речь идет о прямом умысле.

    Как квалифицирующие признаки в ч. 2 ст. 185.3 УК РФ указаны: совершение данного деяния организованной группой; причинение ущерба в особо крупном размере гражданам, организациям или государству либо сопряжение деяния с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в особо крупном размере. Ученые полагают, что законодатель упомянул не все квалифицирующие признаки. Так, Р.О. Долотов в качестве квалифицирующего признака отмечает необходимость указания на неоднократность совершения упомянутых действий. В проекте Федерального закона № 1001539-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» предложено ч. 1 ст. 185.3 после слов «в крупном размере» дополнить словами «если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние», а в ч. 2 ст. 183 исключить слова «совершенные организованной группой или» .

    Полагаем, данные некоторые предложения законодатель мог бы учесть. В частности, следует поддержать введение неоднократности в качестве квалифицирующего признака. Манипулирование рынком – деятельность «профессиональная», осуществляемая, как правило, не разово, а на постоянной основе.

    Ставить в качестве условия привлечения лица к уголовной ответственности за манипулирование рынком привлечение его к административной ответственности, на наш взгляд, нельзя. Это повлечет несоответствие общественной опасности содеянного и наказания за это. Напротив, введение соответствующего квалифицирующего признака было бы не лишним, так как если лицо, совершив административное правонарушение, продолжает дальше нарушать закон, это доказывает, что административное наказание для него недостаточно эффективно.

    Совершенно не лишним является упоминание законодателем такого квалифицирующего признака, как совершение деяния организованной группой – при манипулировании рынком это случается довольно часто и должно быть учтено.

    К недостаткам современного российского законодательства о противодействии манипулированию рынком можно отнести следующие:

    1) позднее введение в УК РФ состава «манипулирование рынком», в то время как деяния, которые могли бы квалифицироваться соответствующим образом, совершаются очень давно;

    2) как следствие вышеуказанного – в России очень небольшой опыт противодействия манипулированию рынком в отличие от многих зарубежных стран;

    3) неудачные механизмы противодействия манипулированию рынком;

    4) отсутствие эффективной системы взаимодействия соответствующих государственных органов, которые должны выявлять деяния, подпадающие под манипулирование рынком;

    5) расплывчатость формулировки ст. 185.3 УК РФ, которая выражается в применении цепи бланкетных признаков, существенно затрудняющих работу правоприменителя при квалификации деяния как манипулирование рынком;

    6) нецелесообразное цитирование положений Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части описания манипулирования рынком;

    7) недостаточное число учтенных законодателем квалифицирующих признаков данного деяния;

    8) завышение размера крупного ущерба;

    9) несоответствие наказания за манипулирование рынком общественной опасности содеянного.

    Также возникает вопрос, насколько целесообразно освобождение от уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, к которым относится в том числе манипулирование рынком.

    Согласно ч. 2 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 185.3 Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба, либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру совершенного деяния, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и денежное возмещение в двукратном размере этой суммы. Отметим, что раньше речь шла о пятикратной сумме.

    Не стоит забывать, что негативными последствиями манипулирования рынком помимо прочего являются его дестабилизация, создание финансовых рисков различного рода, материальные потери. Очевидно, что не весь этот ущерб можно возместить. Кроме того, в УК РФ заложена реальная возможность ухода от привлечения к уголовной ответственности, что в сложившихся в настоящее время обстоятельствах сводит на нет действие принципа неотвратимости ответственности.

    Налицо неоправданная либерализация уголовного законодательства, хотя не все авторы поддерживают данную точку зрения.

    Также необходимо отметить важность разработки криминалистической методики расследования данного вида преступлений. Безусловно, пока практика не дает для этого достаточных данных, характеризующих обстановку, способы, механизм совершения и сокрытия манипулирования рынком, личность преступника и потерпевших, однако работа над данной методикой должна вестись.

    Подводя итог, следует отметить следующее.

    1. Во избежание перегруженности ст. 185.3 УК РФ понятиями полагаем необходимым сформулировать данную уголовно-правовую норму следующим образом: «манипулирование рынком – умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, пред ложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере».


    Библиографический список
    1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
    2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
    3. Следственный комитет Российской Федерации: Официальный сайт // URL://http:sledcom.ru
    4. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4193.
    5. Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены, спроса, предложения и объема торгов неликвидными ценными бумагами (утв. Банком России 23.03.2016 № 8 МР); Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены на иностранную валюту (утв. Приказом ФСФР России от 12.07.2012 № 12-61/пз-н), Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения спроса и предложения ликвидных и низколиквидных ценных бумаг (утв. Приказом ФСФСР России от 28.12.2011 № 11-70/пз-н) // КонсультантПлюс. URL://http: http://www.consultant.ru [Электронный ресурс] (дата обращения: 27.07.2016).
    6. Банк России: Официальный сайт // . URL://http://cbr.ru/today/?PrtId=bankstructute_sub [Электронный ресурс] (дата обращения: 27.07.2016).
    7. Ахмедов Т.Ч. Механизм противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 9. С. 3-9.
    8. Долотов Р.О. Проблемы привлечения лиц к уголовной ответственности за манипулирование рынком // Адвокат. 2016. № 3. С. 64-72.
    9. Проект Федерального закона № 1001539-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL://http: http://www.consultant.ru [Электронный ресурс] (дата обращения: 27.07.2016).
    10. Хвалыбова А.А. Освобождение от уголовной ответственности за манипулирование рынком // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. № 2. С. 108-110.
    11. Ивченко А.А. Криминалистические особенности манипулирования рынком и их значение для формирования частной методики расследования // Российский следователь. 2012. № 13. С. 8-10.
    Количество просмотров публикации: Please wait

    1. Манипулирование рынком, то есть умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»), заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере, —

    наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой или причинившие ущерб в особо крупном размере гражданам, организациям или государству либо сопряженные с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в особо крупном размере, —

    наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Примечания.

    1. Крупным ущербом, излишним доходом, убытками в крупном размере в настоящей статье признаются ущерб, излишний доход, убытки в сумме, превышающей три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере — пятнадцать миллионов рублей.

    2. Излишним доходом в настоящей статье признается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей.

    3. Избежанием убытков в настоящей статье и статье 185.6 настоящего Кодекса признаются убытки, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

    Комментарий к Ст. 185.3 УК РФ

    1. Содержание специальных терминов, используемых при описании признаков объективной стороны деяния, определено в Федеральном законе от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012) , а также в ряде иных федеральных законов.
    ———————————
    СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4193; 2011. N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6728; 2012 N 31. Ст. 4334.

    2. Понятие финансового инструмента дано в ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 25.11.2009) , понятие иностранной валюты — в п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , понятие товара — в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ.
    ———————————
    СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5731.

    СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

    3. Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ к манипулированию рынком относятся как прямо упомянутые в комментируемой статье распространение через средства массовой информации или любым иным способом заведомо ложных сведений, совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и т.д., так и целый ряд иных действий. В этой же статье указанного Закона определено, при каких условиях названные действия нельзя отнести к манипулированию рынком.

    4. Понятия «распространение информации», «операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами» разъяснены в п. п. 2 и 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ. Исходя из строгого толкования текста комментируемой статьи, а также п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ, под распространением заведомо ложных сведений следует понимать распространение любых сведений, а не только тех, о которых говорится в ст. 3 указанного Закона. Главное, что такие ложные сведения распространяются с целью наступления названных в комментируемой статье последствий первого вида (см. далее п. 7 коммент.).

    5. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 14.06.2011) ; здесь же дано определение периодического печатного издания, радио-, теле-, видеопрограмм и др.). Понятие информационно-телекоммуникационной сети раскрыто в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» .
    ———————————
    Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3535.

    СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

    6. Термины «цена», «спрос», «предложение», «объем торгов» в законодательстве не разъяснены, поэтому они понимаются в том значении, которое следует из их грамматического толкования, но с учетом содержания, в котором они используются в экономической практике. В частности, согласно Википедии объем торгов на фондовом рынке рассчитывается как число акций, переходящее от продавцов к покупателям, т.е. как торговый оборот внутри дня. Очевидно, данные категории будут разъяснены в соответствующем документе ФСФР России (см. далее п. 8 коммент.).
    ———————————
    URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/объем торгов.

    7. Состав преступления материальный. На определение момента окончания преступления влияет то обстоятельство, что указанные незаконные действия преступны при наступлении последствий нескольких видов: 1) цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных незаконных действий; 2) причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству; 3) извлечение излишнего дохода или избежание убытков в крупном размере. Последствия последних двух видов альтернативны друг другу, т.е. для оконченного состава преступления достаточно, чтобы наступило лишь какое-то из них.

    8. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов таким финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий, предусмотренных данной статьей, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Таким органом является ФСФР России, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 (в ред. от 05.05.2012) .
    ———————————
    СЗ РФ. 2011. N 36. Ст. 5148; 2012. N 20. Ст. 2562. См.: информационное письмо ФСФР России от 27.01.2011 «О мерах по реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    9. Понятия крупного ущерба, а также излишнего дохода и избежания убытков определены в примеч. к комментируемой статье. В примеч. 3 упоминается инсайдерская информация, понятие которой дается в п. 1 ст. 2 и других статьях Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ. См. также: коммент. к ст. 185.6.

    10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом к последствиям первого вида. По отношению к иным последствиям умысел может быть и косвенным.

    11. Исходя из описания в ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ незаконных действий, относящихся к манипулированию рынком, субъект большинства данных нарушений может быть только специальным, например, им является заключающий сделки участник организованных торгов. Однако умышленно распространять любым способом заведомо ложные сведения с целью, вытекающей из содержания комментируемой статьи, может всякое лицо, следовательно, в последнем случае субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

    12. О совершении преступления организованной группой см. коммент. к ст. 35. Иные квалифицирующие признаки определены в примеч. 1 к комментируемой статье.



     

    Возможно, будет полезно почитать: