Предмет экологического права включает две группы отношений. Экологическое право


Своеобразие любой отрасли права характеризуется особым предметом и методом правового регулирования. Именно эти два компонента позволяют говорить о существовании отрасли права как таковой. Предметом правового регулирования являются определенные общественные отношения. Так, предметом экологического права являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные общественные отношения можно объединить в три блока: - Общественные отношения, урегулированные нормами природоохранного права. Так, в основу природоохранного права ложится законодательство об охране окружающей среды (природоохранное законодательство). Основополагающим нормативным правовым актом здесь выступает ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

По своей структуре ФЗ "Об охране окружающей среды " состоит из преамбулы и 16 глав:

Глава 1 - Общие положения (ст.ст. 1 - 4);

Глава 2 - Основы управления в области охраны окружающей среды (ст.ст. 5 - 10);

Глава 3 - Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды (ст.ст. 11 - 13);

Глава 4 - Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (ст.ст. 14 - 18);

Глава 5 - Нормирование в области охраны окружающей среды (ст.ст. 19 - 31);

Глава 6 - Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза (ст.ст. 32 - 33);

Глава 7- Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст.ст. 34 - 56);

Глава 8 - Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (ст. 57);

Глава 9 - Природные объекты, находящиеся под особой охраной (ст.ст. 58 - 62);

Глава 10 - Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) (ст. 63);

Глава 11 - Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (ст.ст. 64 - 69);

Глава 12 - Научные исследования в области охраны окружающей среды (ст. 70);

Глава 13 - Основы формирования экологической культуры (ст.ст. 71 - 74);

Глава 14 - Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды (ст.ст. 75 - 80);

Глава 15 - Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст.ст. 81 - 82);

Глава 16 - Заключительные положения (ст.ст. 83 - 84).

ФЗ "Об охране окружающей среды" впервые закрепил основной понятийный аппарат (более 30-ти понятий), что имеет немаловажное значение в правоприменительной практике. В законе значительно увеличился перечень основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Несколько иначе закон подошел к вопросам нормирования, администрирования в области охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы.

Следует отметить, что Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - это третий по счету закон, принятый и действующий в России. Для того, чтобы понять его особенности и преимущества, необходимо обратиться к раннее действовавшим законам.

Первый в стране закон об охране природы был принят в 1960 году - Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР", включающий всего 22 статьи. Вместе с тем, как отмечает О.Л. Дубовик, в нем были сформулированы важные положения о подлежащих охране объектах, о планировании, учете количества и качества природных ресурсов, ответственности руководителей ведомств и предприятий в указанной сфере. По истечении времени стало ясно, что положения этого закона во многом имели декларативный характер, поэтому практическая их реализация была затруднена.

Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР" не стал отправным пунктом для реализации провозглашенных в нем положений в области охраны окружающей среды. Во-первых, потому, что в большей части он содержал в себе природоресурсные нормы. Во-вторых, отсутствовал механизм реализации этого закона. Отдельные природоохранные нормы оставались нереализованными. Так, определяя в преамбуле, что охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа, закон в тоже время отмечал, что природа и ее ресурсы в Советском государстве составляют естественную основу развития народного хозяйства, служат источником непрерывного роста материальных и культурных ценностей, обеспечивают наилучшие условия труда и отдыха народа. Природные ресурсы, таким образом, составляли не первооснову развития жизни и деятельности народов, а рассматривались в качестве материального источника, составляющего основу развития народного хозяйства. Тем самым была предопределена государственная политика, направленная на потребительское отношение к природным ресурсам. К тому же следует отметить, что Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР" не был официально опубликован.

Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" включил практически все положения, однако не стал единым кодифицированным актом в области охраны окружающей среды. В целом он сыграл прогрессивную роль в развитии российского законодательства об охране окружающей среды. Вместе с тем его критика началась едва ли не сразу после принятия.

Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" по объему и кругу урегулированных вопросов значительно превосходил Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР". В нем было выделено 15 разделов, включающих 94 статьи. Законом устанавливались задачи и принципы охраны окружающей среды, экологические права граждан и их гарантии, дан перечень объектов охраны, определялась компетенция органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов и т.д. Огромное влияние на Закон РСФСР 1991 г. оказало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. N 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране". В свою очередь, принятие Закона РСФСР от 19.12.1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" способствовало разработке и принятию ряда специальных законов, раннее не существовавших в России: Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". С предметом тесно связаны объекты экологических правоотношений , которые являются одним из важнейших аспектов в экологическом праве.

Таким образом, природоохранное право регулирует общественные отношения в области охраны окружающей среды в целом, устанавливая определенные требования, запреты и ограничения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, требования в области обращения с отходами производства и потребления и т.д.

Общественные отношения, урегулированные нормами природоресурсного права, в основу которого ложится природоресурсное законодательство. Указанные нормы регулируют общественные отношения по охране и рациональному использованию конкретных компонентов природной среды (земель, вод, лесов, недр, животного мира и т.д.) В систему природоресурсного права входят следующие нормативные правовые акты: Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ, Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ, Закон РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах", ФЗ от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.

Общественные отношения, урегулированные нормами других самостоятельных отраслей российского права. Так, указанные нормы содержатся в Уголовном кодексе РФ от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ, устанавливающем уголовную ответственность за экологические преступления, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающем административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и т.д.

Предмет экологического права

Экологическое право как наука

Понятие экологического права. Экологическое право как отрасль права

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, жи­вущих в нашем общем и единственном доме - на Земле.

Всякая система представляет собой множественность составляющих ее элементов, кото­рые объединœены системообразующими факторами.

Благодаря действию системообразуюших факторов экологического права “правовая работа”, с одной стороны, разделœена между конкрет-ными отраслями и нормами права, ка­ждая из которых выполняет свою определœенную функцию, не дублируя другие, а с другой - на случай возникновения коллизий между нормами предусмотрен определœенный антиколлизионный механизм. Так, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, приня-тым в соответствии с частями первой и второй ст. 76 Конституции РФ. В случае возникновения противоречия междуфеде­ральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Консти-туции РФ).

Метод экологического права, направленный на достижение гармонии отношений общества и природы, базируется на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу, и с учетом этого конгломерата закономерностей законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отноше-ния.

Научное обоснование концепции экологического права еще не выра-жено. При этом можно определить основные пути становления экологиче-ского права как науки:

а) исторический подход к исследованию проблем эколого-правового регулирования;

6) логический подход, предполагающий исследовать вначале общие закономерности, а затем переходить к изучению частных явлений;

в) экономический подход к изучению регулируемых отношений, пред-полагающий охват всœех сторон и связей исследуемых явлений.

Экологическое право как наука представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как (отрасли права, а также об экологиче-ском праве как учебной дисциплинœе.

Предметом правового регулирования бывают лишь те общественные отношения, которые обладают определœенными признаками.

1. Эти отношения должны иметь волевой характер, то есть их возник-новение, изменение и прекращение определяется в значительной степени волей людей. В качестве предмета правового регулирования могут выступать общественные отношения, поддающиеся правовому регулиро-ванию (миграции животных - нет) и имеющие “правовую природу”.

Вместе с тем не всякие поддающиеся правовому регулированию обще-ственные отношения составляют предмет экологического права. Правовое вмешательство российского государства в экологические общественные отношения является средством достижения экологического благополучия Российской Федерации. Это вмешательство крайне важно, когда возникают определœенные общественные противоречия. К примеру, в Лесной кодекс РСФСР была включена ст. 35, допускающая возможность переводить леса из одной группы в другую лишь до начала строительства объекта.

2. Эти отношения должны складываться по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы (по сути это окружающая нас природа), а также многообразных как внутренних, так и внешних экономических связей. (литосферу, гидросферу и атмосферу)

3. Эти отношения должны быть направлены на регулирование сово-купности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечива-ющих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

В случае если общественные отношения складываются по использованию объ-ектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов при-роды, то данные отношения не всœегда следует признавать предметом экологического права. К примеру, общественные отношения, складываю-щиеся по поводу мелиоративных работ, являются предметом экологиче-ского права; непосредственную же эксплуатацию мелиоративных систем (насосов для перекачки воды, узлов, механизмов и частей мелиоративных машин) нельзя отнести к предмету экологического права, поскольку это отношения имущественного характера.

Предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные от-ношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, эффектив-ного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Предмет экологического права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Предмет экологического права" 2017, 2018.

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Высшего

Профессионального Образования

«Сибирская Академия Государственной Службы»

Юридический факультет

кафедры теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: “Правоведение”

“Понятие и предмет экологического права”

Выполнила студентка

Группы 09133

Чистякова Лилия Геннадьевна

Проверил: к. ю. н - доцент

Ягодина Людмила Павловна

Новосибирск 2009


Введение

1. Понятие экологического права

2. Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации

3. Предмет экологического права

4. Метод правового регулирования экологического права

5. Принципы экологического права

6. Система экологического права

7. Общая характеристикаэкологического права

Заключение

Литература


Введение

Термин “экология» был введен немецким биологом-эволюционистом Э. Геккелем для обозначения специальной биологической науки о взаимоотношении организмов между собой и средой их обитания. В настоящее время под экологическим правом понимается система знаний о связях, взаимообусловленности и взаимопроникновении всех элементов экосистемы, наука о Земле. В1980-е вошло в оборот понятие”экология человека”-дисциплина, изучающая закономерности взаимоотношений в биосфере, а также эволюцию и развитие антропосистемы. Формирование экологического права в России и странах мира обусловлено появлением экологической проблемы во2-й половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. В начале XXстолетия большое значение приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях - для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, образовавших» природоресурсное право”. На современном этапе научного развития экологию человека рассматривают как науку, систематизирующую данные отраслевых наук - медико-биологических, географических, исторических и общественных. Особый интерес на наш взгляд представляет, юридическая экология , разрабатывающая систему нормативно-правовых актов, направленных на охрану окружающей среды. Юридический аспект экологии человека может быть включен в юридическую экологию в качестве подотрасли экологического права. Как подотрасль экологического права экология человека представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения человека и природы. Экологическое право-это самостоятельная отрасль права в правовой системе России, исторически сформировавшаяся в связи с выделением экологических интересов общества в самостоятельную категорию. Экологическое право образуют правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде. Формирование экологического права обусловлено появлением экологической проблемы во второй половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. Под воздействием этого в обществе развивается понимание необходимости подчинения своих действий требованиям, способным обеспечить благоприятное состояние окружающей среды как необходимого условия выживания современной и будущей цивилизаций, стабильного и бескризисного развития общества. Целеустремленная деятельность государств по охране природы начинается с конца XIX столетия с практических шагов по охране памятников природы, уникальных, красивых и ценных природных объектов. В этот период по всему миру создается сеть особо охраняемых территорий. В началеXXстолетия все возрастающее воздействие приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях - для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, которые позднее образовали единое направление под названием “природоресурсовое право”. Затем доминирующее значение в обществе приобретают интересы сохранения благоприятной для человека среды жизни. Эти интересы определили развитие правовой охраны природы и природопользования в направлении консолидации и формирования отрасли экологического права. Учитывая, что причины и факторы, обусловившие необходимость охраны окружающей среды не исчезают, а усиливаются, в дальнейшем значение экологического права будет возрастать. Эти причины и факторы включали: рост народонаселения в условиях неограниченного пространства и ограниченных природных ресурсов, рост производственных сил, сопровождаемый усилением вмешательства человека в природные процессы, истощением природных ресурсов, загрязнением природной среды, урбанизация и связанное с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей. Своей целью экологическое право ставит коструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей.


1. Понятие экологического права

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения для достижения гармоничных отношений между обществом и природой. Под экологическим правом понимают также одну из отраслей права, систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. Общественные отношения могут быть направлены как на удовлетворение постоянно растущих потребностей человека в природных ресурсах Земли (природоресурсовые отношения ) , так и на охрану природной среды жизнедеятельности человека (природоохранительные отношения ) Таким образом, экологическое право –это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

2. Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации

Экологические права и обязанности граждан РФ истекают из главного конституционного права каждого человека-права на жизнь (ч. 1, ст. 20Конст.) основанного на положениях Хартии прав человека, Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Декларация прав и свобод человека и гражданина. Ст. 42 Конституции РФ закрепляет три экологических права человека:

1) право на благоприятную окружающую среду (ст. 11-13)

2) право на достоверную информацию о ее состоянии (п. 2ст. 11. Ф. З. от20. 02. 1995№24-ФЗ» Об информации, информатизации и защите информации ”

3) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (гл. XIV, ст. 79)

Ст. 58 Конституции РФ содержит положение, о том, что каждый должен сохранять и бережно относиться к природе и окружающей среде. В ст. 18 Конституции РФ сказано, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Экологические права граждан состоят из:

а) возможности использовать их в своих интересах.

б) возможности требовать от субъектов исполнения их юридических обязанностей.

в) возможности обратиться за защитой нарушенного права к государственным органам.

Конституция РФ впервые наделила понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционной ценностью, она значительно расширила круг отношений, регулируемых экологическим правом, поэтому вместо устаревшего закона РСФСР был принят Федеральный закон от 10. 01. 2002№7-ФЗ» Об охране окружающей природной среды”. При таком подходе в качестве субъектов правоотношений выступают все участники хозяйственной и иной деятельности, органы государственной власти управления, контроля в области экологопользования и охраны окружающей среды, а также граждане, право которых на благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией. Также к экологическим правам следует отнести право на экологическую безопасность, закрепленную в ст. 22 Ф. З. от 09. 01. 1996№3-ФЗ”О радиационной безопасности населения”, права граждан на посещение объектов использования атомной энергии, регламентирующиеся постановлением правительства от 18. 12. 1996№1516”Об утверждении Положения о посещении гражданами объектов использования атомной энергии”, право”Об экологической экспертизе” (гл. IV. ОТ23. 11. 1995№174-ФЗ) и право на приоритетное пользование животным миром (ст. 48, 49)

3. Предмет экологического права

Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками: 1) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека. 2) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи. 3) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.

Экологические общественные отношения:1) носят исторический характер.

Экология - это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и ок­ружающей среды. Впервые в научную терминологию термин «эколо­гия» был введен немецким ученым Гсккелем в 1866 г., но как наука эко­логия возникла в начале XX века. Современная экология в литературе определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окру­ жающей их природной средой обитания .

Экологическое право - это совокупность норм, регулирующих обще­ ственные (экологические) отношения в сфере взаимодействия обще­ ства и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений лю­ дей .

Предметом экологического права являются общественные (эколо­гические) отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные.

Отраслевые экологические отношения ~ это земельно-охранитель­ные отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранительные отношения, отношения по охране животного мира и атмосферного воздуха.

Комплексные отношения относятся к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон.

Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологи­ческое право и решает задачи обеспечения качества природной среды.

Метод экологического права - это совокупность приемов и спосо­ бов правового воздействия на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления значимых элементов экологиче­ ской системы страны, стриктуры органов управления и круга природа- пользователей, а также установление четкой регламентации правил природопользования и юридической ответственности за их нарушение. Содержание метода экологического права составляют следующие элементы .

1. Закрепление в экологическом законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономиче­ски значимы и использование которых нуждается в правовом регули­ровании и обеспечении,

    Закрепление в экологическом законодательстве структуры орга­нов, осуществляющих управление использованием природных объек­тов и контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

    Закрепление в экологическом законодательстве круга природо-пользователей, а также лиц, которые своими действиями неизбежно влияют на экосистему страны.

    Четкая регламентация правил природопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта природопользования, а с дру­гой - правовым статусом природопользователя.

    Установление юридической ответственности за нарушение пра­вил природопользования.

1.2. Источники экологического права

Источниками экологического права признаются нормативно-право­ вые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие эколо­гические отношения.

К источниками экологического права относятся федеральные законы, указы, постановления и распоряжения высших должностных лиц Рос­сийской Федерации (Президента РФ, Правительства РФ), норматив­ные акты федеральных министерств и ведомств (Минприроды, Минздра­ва, Минпромнауки, Госсанэпиднадзора, Росземкадастра и др.), законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Источники экологического права обладают всеми признаками, свойственными источникам права вообще, но при этом имеют свои особенности:

а) в них представлен значительный вес законов по сравнению с дру­гими формами права;

б) они отличны по содержанию так называемых «экологизирован­ных» норм и нормативных актов, иначе говоря, тех актов, кото­рые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопут­ствующие им требования охраны окружающей среды;

в) в числе источников экологического права определенное место за­нимают между народно-право вые акты, регулирующие внутрен­ние экологические отношения на основе примата международно­го права.

Система экологического законодательства состоит из двух подсис тем: природоохранительного и природоресурсного законодательств.

Подсистему природоохранительного законодательства образуют Фе­деральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды*, Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране ат­мосферного воздуха, а также другие законодательные акты комплекс­ного регулирования.

В подсистему природе ресурсного законодательства входят: Земель­ный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.), Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.), Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законо­дательные и нормативные акты, регулирующие использование природ­ных ресурсов.

Экологическое право Боголюбов Сергей Александрович

§ 2. Предмет экологического права

(регулируемые общественные отношения; три составные части экологического права)

Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть специфический предмет правового регулирования, т. е. если есть специфические общественные отношения, на упорядочение которых направлены нормы права, значит, есть и самостоятельная отрасль права (при наличии специфического метода регулирования, о чем речь дальше).

Регулируемые общественные отношения

Общие правила охраны окружающей среды обладают всеми признаками права, присущими другим отраслям права. Они носят волевой характер, т. е. создаются людьми по их усмотрению (что при наличии волюнтаристских начал и при отсутствии научной обоснованности приводит к их неэффективности - в лучшем случае, либо к столкновению с действительностью, с экономическими условиями жизни - в худшем).

Экологические правовые нормы направлены на упорядочение, на решение имеющих важное значение общественных отношений; регулирование (от латинского слова regula - правило) означает воздействие на что-нибудь с целью внести ясность, порядок, правильность, систему в движение, в деятельность или развитие какого-либо явления. Таким образом, экологическое право, как и другие отрасли права, является регулятором и способом решения возникших в обществе сложных проблем, нуждающихся в упорядочении, порой с помощью силового, принудительного (нередко поощрительного) механизма.

Общие правила поведения, предусмотренные экологическим правом, не персонифицированы, не исчерпываются исполнением, т. е. рассчитаны на неопределенное количество случаев, носят обязательный характер. Все это доказывает принадлежность этих правил поведения людей в окружающей среде и отношений с окружающей средой к системе права.

Вместе с тем экологическое право обладает необходимыми признаками, позволяющими считать его самостоятельной отраслью системы права. Регулируемые общественные отношения являются очень важными, нуждающимися на современном этапе в упорядочении; характер этих отношений значителен, затрагивает жизненно важные для человека проблемы; характеристики их весомы как количественно, так и качественно.

Сердцевиной регулируемых общественных отношений являются человеческие, общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Они, безусловно, обладают спецификой - возникают, изменяются и прекращаются по поводу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Такого рода отношения не регулируются ни одной другой отраслью права.

Как и другие, регулируемые правом общественные отношения, экологические отношения носят производственный, социальный характер, может быть, даже более рельефно выраженный, чем в других отраслях права. Дело в том, что наибольшим загрязнителем окружающей среды является производственная сфера деятельности человека, когда в процессе труда человек является главным участником антропогенного загрязнения среды.

Это определяющее воздействие человека на среду, собственно и подвергаемое правовому регулированию, во многом зависит от социальных факторов - состояния технологической и государственной дисциплины, нравственного климата в обществе, включенности экологического фактора в систему моральных и материальных ценностей общества: сами цели охраны окружающей среды предполагают, прежде всего, обеспечение природного благополучия людей, создание природных условий их добротной жизни.

Три составные части экологического права

Предмет экологического права, регулируемые им общественные отношения условно можно разделить на три видимые составные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы.

Первую часть составляет собственно природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. Сюда относятся нормы Закона РФ об охране окружающей природной среды, федеральных законов об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях. Главное назначение этой части экологического права - обеспечивать регулирование всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе, в целом.

Вторая составная часть экологического права включает регулирование отдельных частей этого природного дома. Это - природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В совокупности природные ресурсы составляют окружающую природную среду, но она является не арифметической суммой всех природных ресурсов, а качественно новым их состоянием - окружающей человека природной средой.

Природоресурсное право возникло раньше экологического права, включая земельное, горное, водное, лесное и иные отрасли права. Прежде общество на первое место ставило задачи природопотребления, поэтому природоресурсные отрасли и получили более раннее и полное развитие.

Со временем, с 70-х гг., стала ясна неполнота, недостаточность лишь природоресурсного подхода: невозобновляемость многих природных ресурсов и их связанность между собой обусловили необходимость абстрагирования от каждого из них, перехода к более общему явлению и феномену - окружающей среде. Неминуемой стало обобщение - включение регулирования общественных отношений по поводу охраны и использования природных ресурсов в регулирование охраны всей окружающей среды. Земельное и иные отрасли природоресурсного права стали под отраслями экологического права, его составной частью.

В третью часть экологического права входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер: прежде всего, они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования. В то же время они подключаются и к экологии, объединяемые задачей защиты окружающей среды.

Так, в административном праве предусматривается большое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды: это прежде всего нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы (их краткий анализ проводится в главе настоящего учебника о юридической ответственности). Обилие административно-правовых норм, посвященных экологии, позволяет говорить об использовании административно-правового метода в регулировании экологических общественных отношений.

Немало экологических норм в уголовном праве, признающем общественную опасность более десятка деяний, нарушающих экологический правопорядок. Уголовный кодекс России, вступивший в действие с 1 января 1997 г., включает специальную главу «Экологические преступления». Не переставая быть уголовным правом, нормы уголовного права входят составной частью в экологическое право, будучи объединенными, с ним предметом регулирования, а отчасти и методом регулирования.

Трудно найти отрасль права, которая в той или иной мере не обслуживала бы экологическое право. Это - конституционная, финансовая, трудовая, процессуальная и иные отрасли права. Можно считать, что только семейное право не имеет прямого отношения к регулированию охраны окружающей среды: но опосредованно экологическое право «работает» на укрепление семьи, поскольку ее благоденствие во многом определяется природными условиями жизни.

автора Сазыкин Артем Васильевич

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:1) отношения, имеющие волевой характер;2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. Система и принципы экологического права Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.Институтом экологического права является совокупность

Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

4. Нормы экологического права и экологические правоотношения Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами,

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

5. Специфические черты экологического права Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

6. Источники экологического права Источники экологического права – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные

Из книги автора

50. Источники международного экологического права Источником международных эколого-правовых отношений является воля членов мирового сообщества, направленная на охрану и рациональное использование окружающей природной среды. Функционирование, пребывание в

Из книги автора

52. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Источник экологического права – нормативный акт, содержащий эколого-правовые нормы и регулирующий отношения в области использования окружающей среды (экологопользования). Виды источников экологического права:1) по юридической

Из книги автора

Тема XI Основы экологического права План изучения § 1. Предмет и метод экологического права. Экология человека § 2. Источники экологического права. Экологические правоотношения. Экологические права и обязанности граждан РФ § 3. Ответственность за экологические

Из книги автора

§ 1. Социальная обусловленность экологического права (кризисное состояние окружающей среды; что такое экология; наши возможности)О состоянии окружающей природной среды говорится и пишется достаточно много - эта тема не сходит с экранов телевизоров и страниц печати.

Из книги автора

§ 2. Предмет экологического права (регулируемые общественные отношения; три составные части экологического права)Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть

Из книги автора

§ 3. Метод экологического права (экологизация; административно-правовой и гражданско-правовой способы; историко-правовой и прогностический методы)Каждой отрасли права должны быть присущи свой предмет, метод или комбинация методов: предмет и метод обладают определенным

Из книги автора

Тема II. Источники экологического права Понятие и виды источников экологического права. - Закон - высшая форма правового акта. - Нормативные указы главы государства и иные подзаконные акты. - Значение общих принципов, договоров и обычаев. - Правотворчество субъектов

Из книги автора

§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт - основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических

Из книги автора

Тема V. Механизм действия экологического права Правовое регулирование экономического механизма охраны среды. - Роль местного самоуправления. - Природоохранные органы. - Экологическая экспертиза. - Экологический контроль. - Чрезвычайные экологические

Из книги автора

Глава I Понятие экологического права Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний,

Из книги автора

Глава II История формирования экологического права России Несмотря на достаточно обширный выбор учебных пособий по экологическому праву, вопросы формирования институтов экологического права в историческом аспекте практически нигде не освещены. Поэтому следует



 

Возможно, будет полезно почитать: