Что входит в систему экологического права. Понятия и формы проявления экологического права

Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета регулирования – экологически значимого поведения людей – и специфических задач, к которым относятся: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление средообразующих элементов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права. Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя собственно экологические нормы и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производных, вторичных.

6. Основные институты и система экологического права

Структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Система экологического права подразумевает и последовательность расположения правовых институтов. Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов: 1) общие положения экологического права (предмет, объ­екты, принципы, источники); 2) право собственности на природные ресурсы (формы, виды права собственности, субъекты, объекты и т.п.); 3) управление охраной окружающей природной среды и природополь­зованием (система, виды органов, функции управления); 4) право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду; 5) экономи­ко-правовой механизм охраны окружающей природной среды; 6) нор­мирование качества окружающей природной среды; 7) правовые осно­вы эколого-информационного обеспечения; 8) право природопользо­вания; 9) юридическая ответственность за экологические правонару­шения.Особенная часть экологического права объединяет следующие пра­вовые институты: 1) правовой режим использования и охраны земель; 2) правовой режим использования и охраны недр; 3) правовой режим использования и охраны вод; 4) правовой режим использования и ох­раны лесов и иной растительности; 5) правовой режим использования и охраны животного мира; 6) правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя; 7) правовой режим особо охраняемых природных тер­риторий; 8) правовой режим экологически неблагоприятных террито­рий; 9) правовое регулирование обращения с опасными, радиоактив­ными веществами и твердыми отходами.Специальная часть экологического права включает в себя источники и принципы международно-правовой охраны окружающей среды, ха­рактеристику объектов международно-правовой охраны, систему меж­дународных организаций в области охраны природы и международную ответственность за экологические правонарушения.

7. Основные этапы развития экологического законодательства

Нормы об охране природы можно анализировать по трем периодам: дореволюционному, советскому и современному российскому. Для первого периода характерны фрагментарность правового регулирования, отождествление предмета охраны с объектом собственности, отсутствие специальных актов и управленческих структур, совмещение функций и т. д. Лишь в начале XX в. встает вопрос о создании специализированного органа по контролю за выполнением правил охраны природы при Академии наук или Министерстве просвещения, разрабатывается проект закона об охране природы. Советский период характеризуется изменением отношения законодателя к охране природы от природоресурсного к природоохранному, экологическому подходу в правотворчестве. На этапе становления природоохранного законодательства (конец 50 – начало 80-х гг.) были приняты республиканские законы об охране природы, обновлены крупные акты природоресурсного права, приняты законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании животного мира», Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР». На завершающем этапе советского периода (конец 80-х гг.) был принят ряд важнейших решений в сфере экологической государственной политики, сформированы современные подходы к экологическому праву и законодательству, осознана необходимость скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды. Определяющую роль сыграли в этом авария на Чернобыльской АЭС, уничтожение Аральского моря и проект поворота северных и сибирских рек на юг. Под влиянием этих и иных факторов 7 января 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», в котором формировались неотложные задачи по обновлению законодательства, созданию независимого органа государственного экологического управления, совершенствованию экологических механизмов охраны и др. 19 декабря 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» – комплексный акт прямого действия, устанавливал экологические требования к источникам вредного воздействия на окружающую среду, к охране жизни и здоровья людей от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Современный период развития российского экологического законодательства можно разделить на два этапа – до 1995 г. и с 1995 г. по настоящее время. Первый характеризуется стремлением законодателя обновить основные акты. Важнейшую роль сыграло принятие Конституции РФ 1993 г., предусмотревшей различные формы собственности на природные ресурсы, сформировавшей в ст. 42 три экологических права человека: на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба здоровью или имуществу от экологических правонарушения. Второй этап характеризуется интенсивным развитием экологического законодательства. В 1995 г. были приняты федеральные законы о лечебных местностях и курортах, животном мире, континентальном шельфе, использовании атомной энергии, экологической экспертизе, регулировании генно-инженерной деятельности, а также Водный кодекс РФ; на различных стадиях разработки находились законы об отходах, о радиационной безопасности и многие другие.

Под системой вообще понимается логически обусловленное взаимное расположение относительно самостоятельных частей целого. В этом смысле говорят, например, о нервной системе, периодической системе элементов в химии, солнечной системе, системе взглядов и т.д. В праве существуют понятия правовая система, система отрасли права, система законодательства и т.д.

Применительно к экологическому праву мы будем говорить о системе отрасли права, учебной дисциплины и системе законодательства.


1.4.1. Система экологического права как отрасли права

Напомню, что первичными структурными элементами отрасли права являются правовые нормы. Однородные нормы объединяются в правовые институты, а сходные институты – в отрасль права. Отрасль права подразделяется на общую и особенную части.

В отдельных отраслях права структурными элементами могут быть подотрасли. Подотрасли права выделяются в рамках крупных отраслей права. Они регулируют отдельные относительно самостоятельные массивы общественных отношений, характеризующиеся своей спецификой. Подотраслями ЭП как комплексной отрасли права являются земельное право, водное право и другие ресурсные отрасли права.

Экологическое право как отрасль права состоит из общей и особенной частей.

Общая часть включает в себя правовые институты, нормы которых регулируют отношения, касающиеся всей отрасли права. В нашем случае – это отношения, касающиеся использования всех природных ресурсов, охраны всей окружающей среды.

По такому признаку к общей части экологического права как отрасли права в широком смысле можно отнести такие правовые институты, как право собственности на природные ресурсы, государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды, право природопользования и другие институты общего характера.



Особенная часть экологического права объединяет относительно самостоятельные подотрасли права, к которым мы отнесли земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое и воздухоохранное право. В эту часть ЭП как отрасли права уместно отнести отдельные совокупности норм, регулирующие самостоятельные группы отношений, которые не вписываются в общую часть. Это нормы, определяющие правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, и нормы, направленные на охрану окружающей среды в отдельных отраслях народного хозяйства и сферах деятельности.

1.4.2. Система экологического права как учебной дисциплины

Было бы идеально, если бы экологическому праву как отрасли права в широком смысле соответствовал единый учебный курс «Экологическое право». В этом случае общей и особенной частям экологического права как отрасли права соответствовали бы общая и особенная части экологического права как учебной дисциплины. Но Государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования предписал изучать отношения по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов (экологическое право в широком смысле) в двух самостоятельных учебных курсах: «Экологическое право» и «Земельное право».

Но эти два учебных курса по существу являются общей и особенной частями учебного курса по ЭП в широком его понимании. Я так их и рассматриваю и пытаюсь приспособить к этому свои учебники.

Структура ЭП как учебной дисциплины по образовательному Стандарту с некоторой корректировкой представлена следующим образом.

Общая часть

Глава 1. Предмет и система экологического права.

Глава 2. Источники правового регулирования экологических отношений.

Глава 3. Право собственности на природные ресурсы.

Глава 4. Государственное экологическое управление (управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов).

Глава 5. Экономико-правовой механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Глава 6. Экологический контроль.

Глава 7. Право природопользования.

Глава 8. Разрешение экологических споров.

Глава 9. Ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть

Глава 10. Правовая охрана окружающей среды в отдельных отраслях народного хозяйства и сферах деятельности.

Глава 11. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.

Специальная часть

Глава 12. Международно-правовая охрана окружающей среды.

Глава 13. Краткая характеристика экологического права (экологического законодательства) зарубежных стран.

В заключение хочу отметить, что такие темы общей части учебного курса «Экологическое право», как право собственности на природные ресурсы, государственное экологическое управление, экологический контроль, право природопользования и ответственность за экологические правонарушения являются общими и для учебной дисциплины «Земельное право», которую предстоит изучить.


1.4.3. Система экологического права как отрасли законодательства

Экологическое право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих экологические отношения (отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды). Экологическое право как область законодательства в конечном счете – также совокупность норм, регулирующих экологические отношения.

Нормы экологического права как отрасли регулируют только экологические отношения и наоборот – экологические отношения регулируются только нормами экологического права. Этого не скажешь о нормах, содержащихся в экологическом законодательстве. Дело в том, что не все нормы (статьи, пункты) экологического законодательства регулируют экологические отношения. В экологическом законодательстве можно встретить немало норм, которые регулируют неэкологические отношения. Например, раздел V «Платежи за пользование лесным фондом и финансирование расходов на ведение лесного законодательства ЛК РФ» относится к финансовому праву. Ст. 75 ЗК РФ «Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения» является нормой трудового права. Во всех природноресурсовых кодексах и законах содержатся нормы о возмещении причиненного вреда. Это, например, ст. 76 ЗК РФ «Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями»; ст. 111 ЛК РФ «Ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду». Это нормы гражданского права.

Таким образом, экологическое законодательство содержит много норм, которые регулируют не экологические, а иные отношения.

С другой стороны, нормы экологического права содержатся в законодательстве других отраслей права или в законодательстве комплексного характера. Так, нормы экологического (земельного) права содержатся в ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» (условия предоставления и порядок использования земельных участков для ведения крестьянских хозяйств); в ФЗ «О железнодорожном транспорте» (понятие земель транспорта, полосы отвода и порядок их использования); В Законе РФ «О государственной границе» (понятие пограничной зоны, порядок использования земель и других природных ресурсов в этой зоне).

Многие статьи гл. 17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» являются земельно-правовыми. Это, например, ст. 268 «Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком».

Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота (а это трудовое законодательство) содержит нормы об обязанностях работников и работодателей по сохранению рыбных запасов и охране окружающей среды, то есть нормы экологического права.

Таким образом, с одной стороны, экологическое законодательство содержит нормы, которые регулируют не экологические, а иные отношения, а с другой, – многие нормы экологического права содержатся в законодательстве неэкологического профиля.

Почему это происходит? Во-первых, для целостного правового регулирования отношений в данной сфере жизни и, во-вторых, для удобства пользования законом.

Знать это юристу необходимо для того, чтобы правильно ориентироваться в законодательстве, уметь находить нормы, регулирующие экологические отношения, в законодательстве неэкологического профиля и, наоборот, не относить к экологическим нормы других отраслей права лишь потому, что они содержатся в экологическом законодательстве.

1.5. Экологические функции государства
и экологические функции права

1.5.1. Экологические функции государства

Под функциями государства вообще понимаются основные направления его деятельности на пути достижения поставленных им целей в социально-экономической, культурно-воспитательной и других областях жизни общества. Одной из важнейших функций государства является экологическая. В той или иной мере государство всегда выполняло такую функцию. Первоначально она ограничивалась регулятивной деятельностью, то есть деятельностью, направленной преимущественно на организацию использования природных ресурсов. Постепенно в ее содержание включается и деятельность по сохранению чистоты воды и воздуха, многообразия животного и растительного мира, то есть по охране окружающей природы, и она приобретает и охранительный характер.

Экологическая функция государства – это деятельность государства по организации рационального использования природных ресурсов и эффективной охраны окружающей природной среды, по обеспечению экологического благополучия населения на основе гармоничного сочетания экономических и экологических интересов общества.

Как известно, функции государства делятся на внутренние и внешние. Внутренние экологические функции государства можно разделить на четыре основные группы: воспитательная, организаторская, экономическая и правовая.

Воспитательная функция. Воспитательная функция государства в области экологии – это его деятельность по воспитанию у россиян, особенно у молодежи, чувства любви и бережного ответственного отношения к природе, по искоренению у них психологии потребительского отношения к ней.

Важность и необходимость проведения в жизнь воспитательной функции государства основана на том, что используют рационально, по-хозяйски или губят природу не заводы, фабрики и другие хозяйственные субъекты, а работающие там люди. Часто это делают не по злому умыслу, а от экологического невежества.

Поэтому не случайно, что в Экологической доктрине среди основных факторов деградации природной среды называется «низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения». Поэтому воспитательная функция государства нашла отражение в экологическом законодательстве. Так, в ФЗоООС ей отведена специальная глава Основы формирования экологической культуры. Представляется, что было бы правильнее говорить не о формировании экологической культуры, а об экологическом воспитании, ибо сама культура есть результат воспитания.

Составными частями экологического воспитания ФЗоООС называет образование и просвещение.

Экологическое образование. Ст. 71 ФЗоООС провозглашает всеобщность и комплексность экологического образования. «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды, – записано в ней, – устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов».

ФЗоООС не называет принцип непрерывности экологического образования, но по существу провозглашает его, давая перечень всех звеньев образовательной системы, в которых должно осуществляться экологическое образование (ст. 72).

ФЗоООС предусматривает также, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Таким образом, экологическое образование должно быть всеобщим, комплексным и непрерывным.

Принцип всеобщности означает, что экологическое образование должно охватить все слои населения независимо от возраста и социально-профессионального положения.

Принцип комплексности предполагает экологическое образование всесторонним, дающим не фрагментарное представление о природе, ее использовании и охране, а наиболее полное, которое только и способно выработать у обучающегося экологическую культуру.

Принцип непрерывности означает получение экологического образования последовательно в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях, на курсах и факультетах повышения квалификации и т.д.

Экологическое просвещение. В целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, – записано в ст. 74 ФЗоООС, – осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

Такое просвещение осуществляется всеми звеньями власти, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма и иными учреждениями и организациями.

Особое место в пропаганде экологических знаний занимают газеты (в том числе региональные) и журналы, радио и телевидение.

В последнее время свою лепту в экологическое просвещение и пропаганду вносят поэты. В их числе можно назвать А. Вознесенского,
Е. Евтушенко, С. Кирсанова, А. Плотникова, А. Поперечного, Р. Рождественского, В. Шефнера. В качестве примера хотел бы сослаться на некоторые наиболее экологически емкие стихи названных авторов.

Вот стихи-предупреждение А. Плотникова:

Стали люди сильными, как боги,

И судьба земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» Планету,

Широко шагает новый век.


На земле уж белых пятен нету.

Черные смоешь ли человек?

Раздумьем-призывом можно назвать следующий стих В. Шефнера:

Ты, человек, люби природу,

Ее по-доброму жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Берегите

всех зверей

внутри природы.

Убивайте лишь зверей

внутри себя,

призывает Евтушенко.

Краткий экскурс в экологическую поэзию хотел бы завершить четверостишьем С. Кирсанова:

О, человек,

венец природы,

что без природы

твой венец?

Организаторская функция. Любое дело, любую деятельность надо организовать. Организовать – значит подготовить планомерное, строго продуманное и упорядоченное осуществление какой-либо деятельности (функции), выполнение какой-либо работы. Без такой организации ни одна из государственных функций не может быть успешно реализована.

Организаторская функция государства – это в основном функция управленческая. Она осуществляется в четырех основных направлениях. Во-первых, – это создание соответствующих государственных органов, которые осуществляли бы надлежащее экологическое планирование, проводили бы объективные государственные экологические экспертизы проектов и решений, влияющих на окружающую среду, вели бы кадастры природных ресурсов, организовали бы экологическую сертификацию и страхование, экологическое лицензирование и аудирование и т.д. Во-вторых, содействие в лице соответствующих государственных органов созданию и деятельности общественных организаций и движений «зеленых», своевременное утверждение уставов и их регистрация, защита интересов этих организаций и т.п. В-третьих, деятельность государства по развитию науки, способной обеспечить разработку и внедрение методов и приемов рационального использования природных ресурсов и эффективной охраны природной среды, дать необходимые научные рекомендации по созданию и совершенствованию экологически чистой и безвредной технологии производства. В-четвертых, – это повседневная организаторская деятельность в области экологии.

Экономическая функция. Воспитательная и организаторская функции государства могут оказаться напрасными и малоэффективными, если не будут обеспечены материально-техническими и финансовыми ресурсами такие экологические мероприятия, как внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство сооружений и устройств по очистке и обезвреживанию вредных выбросов и отходов в окружающую природу, создание соответствующей аппаратуры по учету использования природных ресурсов и контролю за состоянием природной среды, проведение мелиоративных, противоэрозионных, полезащитных и других работ, проведение крупномасштабных научных исследований и т.п.

К сожалению, на протяжении уже многих лет Российское государство обеспечивает нужды экологии вместо необходимых трех процентов расходной части бюджета лишь примерно на 0,5 процента. В результате многие благие начинания сильно затягиваются, а иногда пребывают на нуле.

К экономическим функциям государства в области экологии относятся и различные виды материального стимулирования рационального природопользования и надлежащей охраны природной среды, о чем подробно будет сказано в главе 5 «Экономико-правовой механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды».

Правовая функция. Правовая функция – это деятельность государства по правовому обеспечению гармоничного взаимодействия общества и природы. Поскольку об экологической функции права будет сказано отдельно, то здесь ограничусь лишь упоминанием о ней.

Внешняя экологическая функция государства. Общей правовой базой для осуществления внешней экологической функции государства является раздел XV ФЗоООС «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды». Внешняя экологическая функция государства выражается в его сотрудничестве с другими государствами, с международными правительственными и неправительственными организациями в целях обеспечения экологических интересов России и глобальной экологической безопасности.

Международное сотрудничество исходит из того, что каждое государство имеет право на использование природных ресурсов и окружающей среды для обеспечения нужд своих граждан. Вместе с тем экологическое благополучие одного государства не должно обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов, что неизбежно при решении экологических вопросов в рамках изолированных друг от друга государств. Хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории того или иного государства, не должна наносить ущерб окружающей среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции.
А этого добиться легче всего путем международного сотрудничества. При этом следует иметь в виду, что при современном уровне науки, техники и технологии в рамках одного государства невозможно надлежащим образом осуществлять даже контроль за состояние природы, не говоря уже о предотвращении глобальных экологических катастроф и аварий. В силу взаимосвязанности и взаимообусловленности природных ресурсов и природных явлений государства Планеты обречены на сотрудничество.

Подробнее о таком сотрудничестве с участием России будет сказано в главе «Международно-правовая охрана окружающей среды».

1.5.2. Экологические функции права

Функции права, как известно, складываются из трех сфер деятельности: нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной.

К нормотворческой относится деятельность по подготовке и принятию таких эколого-правовых норм, которые обеспечили бы выполнение государством всего комплекса его экологических функций. При осуществлении нормотворческой деятельности очень важно последовательно проводить линию на дальнейшую экологизацию тех отраслей российского законодательства, нормы которых распространяются на область экологических отношений.

Экологизация законодательства осуществляется путем включения в него новых и совершенствования действующих норм таким образом, чтобы оно соответствовало современным экологическим требованиям. Разумеется, что прежде всего должны быть экологизированы нормы природноресурсовых отраслей законодательства (земельного, горного и др.). Особенно должно быть экологизировано законодательство в области
планирования, строительства и в целом в сфере практически любой хозяйственной деятельности. Эту мысль можно проиллюстрировать на фоне одного эпизода из кинофильма «Счет человеческий». По сюжету этого фильма тюлени, напуганные шумом низко летящего самолета ледовой разведки, в панике давили друг друга и в результате погибло много детенышей и взрослых. Рыбинспектор и прокурор вели борьбу за изменение маршрута самолетов. Но это не всегда возможно и приемлемо, так как в этом случае сами полеты могут оказаться бессмысленными.

Между тем есть простое решение. В правила полетов необходимо включить норму, запрещающую полеты самолетов в экологически уязвимых районах ниже определенной высоты. При этом, разумеется, что для таких районов должны быть составлены соответствующие карты и переданы авиапредприятиям.

Следует заметить, что экологизация российского законодательства хотя и медленно, но происходит. Она коснулась и Основного закона России. Ст. 42 Конституции РФ провозглашает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В качестве примера можно назвать и ст. 58 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Примером экологизации уголовного законодательства является включение в УК 1996 года специальной главы (26) «Экологические преступления» и включение в нее многих важнейших составов, которые отсутствовали в УК 1960 года. Среди них можно назвать ст. 246 – «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ», ст. 247 – «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», ст. 253 – «Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ст. 262 – «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов».

Происходит экологизация и законодательства об административной ответственности. Свидетельством этому является сам факт принятия в 2001 нового КоАП, который содержит значительное количество новелл, о чем подробнее будет сказано в главе 9 «Ответственность за экологические правонарушения».

Более экологизированным становится земельное, лесное и иное природоресурсовое законодательство. Подтверждением сказанного является хотя бы принятие в 2001 году нового Земельного кодекса, глава II которой специально посвящена охране земель.

Но в последние годы, к сожалению, наблюдаются и факты деэкологизации законодательства, о чем я напишу несколько позже.

Правоприменительная деятельность в области экологии – это точное и неуклонное исполнение всеми министерствами и ведомствами, предприятиями и гражданами законодательства об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Правоприменительная деятельность направлена на то, чтобы нормы экологического законодательства, образно говоря, «работали». Как правильно заметил один из бывших Генсеков ЦК КПСС, мало иметь хорошие законы, надо чтобы они применялись. К сожалению, ни в бытность генсеков, ни в настоящее время не удается полностью применять даже самые хорошие законы в области экологии.

Правоохранительная сфера функции права – это предупреждение и борьба с экологическими правонарушениями. Здесь главную обеспечительную роль выполняет прокуратура и особенно природоохранная, экологическая милиция и судебные органы, о деятельности которых будет сказано в главе 4 «Государственное экологическое управление».

Экологическое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, жи­вущих в нашем общем и единственном доме - на Земле.

Экологическое право является комплексным и делится на:

    Природоресурсное право;

    Природоохранительное право;

    Экологизированные нормы права.

Всякая система представляет собой множественность составляющих ее элементов, кото­рые объединены системообразующими факторами.

Благодаря действию системообразуюших факторов экологического права “правовая работа”, с одной стороны, разделена между конкретными отраслями и нормами права, ка­ждая из которых выполняет свою определенную функцию, не дублируя другие, а с другой - на случай возникновения коллизий между нормами предусмотрен определенный антиколлизионный механизм. Так, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй ст. 76 Конституции РФ. В случае возникновения противоречия между феде­ральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

    Понятие о предмете, методе и системе экологического права.

Предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Метод правового регулирования экологического права - способ правового воздействия на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, структуры органов управления и круга экологопользователей, а также установление четкой регламентации прав экологопользования и юридической ответственности за нарушение правомочий субъектов экологических правоотношений.

Система экологического права как отрасль права . “Первокирпичиком” отрасли экологического права является эколого-правовая норма , представляющая собой общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение. Эколого-правовая норма также является системой, состоящей из элементов, т. е. своего рода микросистемой, и из таких микросистем состоит экологическое право как отрасль права.

Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений (институт права государственной и других форм собственности на природные объекты; институт права экологопользовании и др.).

В зависимости от роли и значимости в системе экологического права институты организованы в три системы, представляющие Общую, Особенную и Специальные части. В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: эколого-правовой режим землепользования, недропользования, водопользования и др. Специальная часть регулирует международно-правовые отношения.

    Принципы экологического права.

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции России.

1. Принцип народовластия , предоставляющий возможность российскому народу осуществлять свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Принцип гуманизма , выражающийся в том, что отношения экологопользования в стране и в сфере международных отношений строятся прежде всего с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений людей.

3. Принцип социальной справедливости , заключающийся в равноправии всех перед судом и законом; в праве каждого на благоприятную окружающую среду; в гарантии судебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нарушаются и т. п.

4. Принцип законности , выражающийся в точном и безусловном выполнении всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений.

5. Принцип интернационализма , имеющий международную и национальную стороны. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и внутригосударственное сотрудничество Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, в природопользовании и охране окружающей среды.

6. Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений , выражающийся в том, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей.

7. Принцип гласности , предполагающий право каждого проживающего на территории России на правдивую информацию о состоянии окружающей среды.

8. Принцип строго целевого использования природных объектов , обязывающий каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением.

9. Принцип рационального и эффективного использования природных объектов отражает экономическую сторону экологопользования, выражающуюся в стремлении с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда.

    Соотношение экологического права с другими отраслями российского права.

Основные нормы и институты экологического права форми­руются на основе фундаментальных отраслей права. При этом нормы экологического права служат базой, с учетом которой осуществляется экологизация норм других отраслей права, свя­занных своими институтами или отдельными положениями с та­кой сферой, как взаимодействие общества и природы.

Государственное (конституционное) право предусматривает кон­ституционные нормы по охране окружающей природной сре­ды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регу­лирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.

Приоритетными функциями гражданского права по отноше­нию к экологическому являются охранительная и компенсаци­онная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда.

В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного права, способствующих совершенствованию, экологических отношений. Все чаще гра­жданско-правовой договор рассматривается в качестве оптималь­ной формы установления правоотношений применительно к ох­ране окружающей среды и рационального природопользования.

Особое значение имеет уголовное право. Нормы уголовного права закрепляют со­ставы экологических преступлений как виды общественно опас­ных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.

О значении международного права для экологического права свидетельствует принцип, предусматривающий приоритет правил международных договоров, принятых с участием России.

В рамках экологического права остается лишь экологическая часть земельного права, посредством которой регу­лируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, горным и лесным правом.

    Экологическое право как учебная дисциплина и отрасль правовой науки.

Наука экологического права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологического права, и является составной частью системы юридических наук.

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов науки экологического права выделяются:

    окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);

    природные комплексы;

    отдельные природные объекты или ресурсы;

    человек как органический элемент природы.

Экологическое право как учебная дисциплина - это непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование целостных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию.

Экологическое право входит в государственный стандарт юридического образования. Цель изучения экологического права состоит в том, чтобы студенты получили представление о развитии данной отрасли права, ее месте в системе отраслей права РФ, об экологических правах и обязанностях граждан, а также способах защиты прав, о законодательных требованиях к хозяйствующему субъекту в области охраны окружающей среды, об ответственности за причинение вреда окружающей среде и иных институтах экологического права.

    Понятие и особенности источников экологического права.

Под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области экологопользования.

Особенности источников экологического права:

1) два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;

2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;

3) значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления и т.д.).

Источниками экологического права являются:

    Конституция РФ 1993г

    Акты международного права (Декларация Рио-де-Жанейро «По окружающей среде 1992г»)

    Федеральное законодательство (ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», Кодексы, акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты Президента, правовые акты Правительства)

    Региональное законодательство

    Правовые акты органов местного самоуправления

    Региональное законодательство (областные/краевые/республиканские законы, постановления администрации, акты региональных органов исполнительной власти)

    Иные источники экологического права (принятые на референдуме решения, договоры о разграничении полномочий)

    Конституционные основы экологического права.

Конституция РФ играет ключевую роль во всех отраслях права. В Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, зало­жены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

Можно выделить две группы конституционных норм:

1) общие:

2) специальные экологические:

установление прав и обязанностей:

ст. 42 - три основных экологических права человека: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением;

ст. 58 - обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

природоресурсные нормы:

ст. 9 - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Определено место и роль природных ресурсов, закреплена экологическая роль государства. Ст. 9 также устанавливает многообразие форм собственности на природные ресурсы.

ст. 36 прямо закрепляет право частной собственности на землю.

    Закон как источник экологического права.

Федеральные законы, регулирующие общие институты экологического права (общая часть)

Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экологической безопасности

Федеральный закон от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населе­ния»;

Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребле­ния»;

Природоресурсное законодательство

(Федеральные законы, регулирующие отношения по поводу использования и охраны различных видов природных ресурсов)

Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ;

Федеральный закон от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель»;

Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ;

Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ;

Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»;

Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире»;

Группу федеральных законов, содержащих нормы экологического права, представляют Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс – в них содержится немало предписаний, относящихся к природоохранным отношениям.

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в системе источников экологического права.

Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоретическом плане с учетом специфики и сложности объекта регули­рования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права.

Устанавливаемые Законом общие правовые механизмы управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием включают:

    экологическое нормирование и стандартизацию,

    оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду,

    экологическую экспертизу,

    экологическую сертификацию, экологический аудит,

    лицензирование,

    меры экономического стимулирования, планирование, финансирование, страхование,

    мониторинг,

и некоторые другие. Данные механизмы применимы как к охране природы в целом, так и к охране отдельных природных ресурсов (объектов).

    Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств в системе источников экологического права.

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ, Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления его внутренней и внешней политики, в том числе и в области экологии.

Основной формой президентского акта - источника экологического права - является нормативный правовой указ Президента России.

Примерами таких указов являются Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах», Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. № 11 «О федеральной целевой программе «Мировой океан» и другие.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента России, издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение (ст. 115 Конституции РФ).

Основная задача постановлений Правительства РФ - конкретизировать положения федеральных законов или указов Президента РФ. Правительству конституционно предписано, например, обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии, осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, борьбе с преступностью (п. п. «в», «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Примерами правительственных актов - источников экологического права - являются, например, Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)», Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» и многие другие. Ведомственные нормативные правовые акты как источники экологического права

Министерства, комитеты, службы, надзоры и иные органы федеральной исполнительной власти в пределах своей компетенции издают общеобязательные нормативные правовые акты, являющиеся источниками экологического права.

Такие акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

В качестве источников экологического права выступают, например, такие ведомственные нормативные правовые акты, как: Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденные Приказом Госкомэкологии России от 04.07.1997 г. № 312; Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденное Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 г. № 569, и многие другие.

    Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в системе источников экологического права.

Согласно Федеративному договору, а также Конституции РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.

Принципиально важное правило закреплено в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам.

Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках - субъектах РФ это конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов, кодексов, законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.

Перечень источников экологического права субъектов РФ весьма широк. Распространены в регионах законы об особо охраняемых природных, об экологической, об отходах, об экологических фондах, о радиационной безопасности т.п.. Региональные источники часто содержат нормы, творчески дополняющие, развивающие федеральное законодательство, а в ряде случаев и опережающие его.

При характеристике источников экологического права, создаваемых федеральными органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, важно упомянуть соглашения о взаимной передаче части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Возможности развития договорных отношений между указанными органами предусмотрены Конституцией РФ и Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Согласно ст. 9 Закона разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Источники международного экологического права. Такие источники подразделяются на две категории:

1) источники, являющиеся носителями действующих правовых принципов и норм и образующие «твердое», т.е. обязательное право в подлинном смысле этого слова;

К первой категории принадлежат международные конвенции, соглашения, договора, устанавливающие правила, признанные государствами в качестве обязательных правовых норм, а также международные обычаи, т.е. сложившиеся в международной практике правила поведения, за которыми субъекты международного права признают юридически обязательный характер. К «твердому» экологическому праву относят также общие принципы международного права.

Ко второй категории, т.е. к «мягкому» экологическому праву относят решения международных организаций, съездов, симпозиумов и конференций, а также доктрины ученых в области международного экологического права.

    Законодательство Ростовской области в области охраны окружающей среды. Соотношение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации как источников экологического права.

Об охране окружающей среды в Ростовской области

Настоящий Областной закон в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" регулирует отношения, связанные с охраной окружающей среды в Ростовской области.

Земля, недра, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства в Ростовской области являются основой жизнедеятельности населения, проживающего на ее территории, и подлежат охране, рациональному использованию и сохранению для последующих поколений.

На территории Ростовской области органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица руководствуются принципами охраны окружающей среды, определенными Федеральным законом "Об охране окружающей среды".

К объектам, подлежащим охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, уничтожения и других негативных воздействий, относятся:

а) земли, недра, почвы;

в) леса и иная растительность;

г) животные и иные организмы;

д) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы;

е) естественные экосистемы и природные ландшафты и комплексы;

ж) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды флоры и фауны;

з) особо охраняемые природные территории, определенные законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

На территории Ростовской области деятельность по охране окружающей среды осуществляют Законодательное Собрание Ростовской области и Правительство Ростовской области в пределах своей компетенции.

    Понятие экологического правоотношения и его виды.

Экологическое правоотношение - это регулируемые нормами экологического права общественные отношения, которые возникают, изменяются или прекращаются в этой сфере.

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками:

Они складываются на основе норм экологического права;

Субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей;

Носят сознательно-волевой характер;

Гарантируются государством.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды. Это правоотношения по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, аудита, ведения государственных кадастров природных ресурсов и комплексов, мониторинга и др.

К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

В теории права различаются общие и конкретные правоотношения.

Общие экологические правоотношения возникают непосредственно из закона.

Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов, например разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п.

Правоотношения в экологической сфере отличаются наличием обязательных элементов: субъект, объект, правовые нормы.

    Субъекты экологических правоотношений.

Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.

Виды субъектов:

        Публичные субъекты:

        • Субъекты РФ

          Муниципальные образования

          Высшие органы гос.власти:

          • Президент

            Фед.Собрание

            Правительство

        • Спец.уполномоченные гос.органы в области охраны окр.среды и природопользования

          Представительные и исполнительные органы гос.власти субъектов РФ

          Органы МСУ

        Частные субъекты:

        • Граждане РФ

          Иностр.граждане

          Лица без гражданства

          Общественные экологические объединения и иные некоммерческие организации, в том числе российские отдельные международные неправительственные экологические объединения.

    Объекты экологических правоотношений.

Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные районы и т. д.

(регулируемые общественные отношения; три составные части экологического права)
Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть специфический предмет правового регулирования, т. е. если есть специфические общественные отношения, на упорядочение которых направлены нормы права, значит, есть и самостоятельная отрасль права (при наличии специфического метода регулирования, о чем речь дальше).
Регулируемые общественные отношения
Общие правила охраны окружающей среды обладают всеми признаками права, присущими другим отраслям права. Они носят волевой характер, т. е. создаются людьми по их усмотрению (что при наличии волюнтаристских начал и при отсутствии научной обоснованности приводит к их неэффективности – в лучшем случае, либо к столкновению с действительностью, с экономическими условиями жизни – в худшем).
Экологические правовые нормы направлены на упорядочение, на решение имеющих важное значение общественных отношений; регулирование (от латинского слова regula – правило) означает воздействие на что-нибудь с целью внести ясность, порядок, правильность, систему в движение, в деятельность или развитие какого-либо явления. Таким образом, экологическое право, как и другие отрасли права, является регулятором и способом решения возникших в обществе сложных проблем, нуждающихся в упорядочении, порой с помощью силового, принудительного (нередко поощрительного) механизма.
Общие правила поведения, предусмотренные экологическим правом, не персонифицированы, не исчерпываются исполнением, т. е. рассчитаны на неопределенное количество случаев, носят обязательный характер. Все это доказывает принадлежность этих правил поведения людей в окружающей среде и отношений с окружающей средой к системе права.
Вместе с тем экологическое право обладает необходимыми признаками, позволяющими считать его самостоятельной отраслью системы права. Регулируемые общественные отношения являются очень важными, нуждающимися на современном этапе в упорядочении; характер этих отношений значителен, затрагивает жизненно важные для человека проблемы; характеристики их весомы как количественно, так и качественно.
Сердцевиной регулируемых общественных отношений являются человеческие, общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Они, безусловно, обладают спецификой – возникают, изменяются и прекращаются по поводу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Такого рода отношения не регулируются ни одной другой отраслью права.
Как и другие, регулируемые правом общественные отношения, экологические отношения носят производственный, социальный характер, может быть, даже более рельефно выраженный, чем в других отраслях права. Дело в том, что наибольшим загрязнителем окружающей среды является производственная сфера деятельности человека, когда в процессе труда человек является главным участником антропогенного загрязнения среды.
Это определяющее воздействие человека на среду, собственно и подвергаемое правовому регулированию, во многом зависит от социальных факторов – состояния технологической и государственной дисциплины, нравственного климата в обществе, включенности экологического фактора в систему моральных и материальных ценностей общества: сами цели охраны окружающей среды предполагают, прежде всего, обеспечение природного благополучия людей, создание природных условий их добротной жизни.
Три составные части экологического права
Предмет экологического права, регулируемые им общественные отношения условно можно разделить на три видимые составные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы.
Первую часть составляет собственно природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. Сюда относятся нормы Закона РФ об охране окружающей природной среды, федеральных законов об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях. Главное назначение этой части экологического права – обеспечивать регулирование всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе, в целом.
Вторая составная часть экологического права включает регулирование отдельных частей этого природного дома. Это – природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В совокупности природные ресурсы составляют окружающую природную среду, но она является не арифметической суммой всех природных ресурсов, а качественно новым их состоянием – окружающей человека природной средой.
Природоресурсное право возникло раньше экологического права, включая земельное, горное, водное, лесное и иные отрасли права. Прежде общество на первое место ставило задачи природопотребления, поэтому природоресурсные отрасли и получили более раннее и полное развитие.
Со временем, с 70-х гг., стала ясна неполнота, недостаточность лишь природоресурсного подхода: невозобновляемость многих природных ресурсов и их связанность между собой обусловили необходимость абстрагирования от каждого из них, перехода к более общему явлению и феномену – окружающей среде. Неминуемой стало обобщение – включение регулирования общественных отношений по поводу охраны и использования природных ресурсов в регулирование охраны всей окружающей среды. Земельное и иные отрасли природоресурсного права стали под отраслями экологического права, его составной частью.
В третью часть экологического права входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер: прежде всего, они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования. В то же время они подключаются и к экологии, объединяемые задачей защиты окружающей среды.
Так, в административном праве предусматривается большое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды: это прежде всего нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы (их краткий анализ проводится в главе настоящего учебника о юридической ответственности). Обилие административно-правовых норм, посвященных экологии, позволяет говорить об использовании административно-правового метода в регулировании экологических общественных отношений.
Немало экологических норм в уголовном праве, признающем общественную опасность более десятка деяний, нарушающих экологический правопорядок. Уголовный кодекс России, вступивший в действие с 1 января 1997 г., включает специальную главу "Экологические преступления". Не переставая быть уголовным правом, нормы уголовного права входят составной частью в экологическое право, будучи объединенными, с ним предметом регулирования, а отчасти и методом регулирования.
Трудно найти отрасль права, которая в той или иной мере не обслуживала бы экологическое право. Это – конституционная, финансовая, трудовая, процессуальная и иные отрасли права. Можно считать, что только семейное право не имеет прямого отношения к регулированию охраны окружающей среды: но опосредованно экологическое право "работает" на укрепление семьи, поскольку ее благоденствие во многом определяется природными условиями жизни.

В шпаргалке даны краткие ответы на вопросы предъявляемые на экзаменах в высших учебных заведениях; характеристика правовых актов касающихся отрасли экологического права.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право. Шпаргалка (Е. А. Рябченко, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

4. Система экологического права

Система экологического права – совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности с экологическими закономерностями. Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм.

Регулируемые экологическим правом общественные отношения условно разделены на три составные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы.

Экологическое право, как учебная дисциплина, состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

Общая часть включает в себя институты, содержащие наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее значение для всей отрасли экологического права. Сюда относятся нормы Федерального закона «Об охране окружающей среды», федеральные законы об экологической экспертизе, об особоохраняемых природных территориях, экологическая правоспособность и дееспособность, экологический аудит, ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды, экологические требования к созданию и эксплуатации хозяйственных и иных объектов и т. д.

Особенная часть экологического права содержит специфические правовые нормы по обеспечению рационального использования и охране земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов, правовой режим особоохраняемых природных территорий и объектов животного и растительного мира, экологически неблагоприятных территорий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами и отходами, т. е. Особенная часть включает в себя регулирование как бы отдельных частей экологического права, его подотраслей. Например, земельная, водная, лесная, горная отрасли права являются в значительной степени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права.

В Специальную часть экологического права входят нормы других отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы очень многочисленны. Прежде всего они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования.

Например, немало экологических норм содержится в уголовном праве. Уголовный кодекс РФ включает в себя специальную главу «Экологические преступления». Таким образом, уголовное право объединено с экологическим правом предметом регулирования, а отчасти и методом. Но в то же время уголовное право является отдельной, самостоятельной отраслью права. К Специальной части экологического права как учебной дисциплины также относится регулирование охраны окружающей среды в зарубежных государствах и международное экологическое право.



 

Возможно, будет полезно почитать: