Куда сообщить о коррупции, и можно ли это сделать анонимно? Что из себя представляет взяточничество и как с ним бороться? Что такое коррупция? Кто может быть коррупционером.

Павел Крашенниников, один из авторов Жилищного кодекса на этапе его вступления в действие утверждал, что новый кодекс антикоррупционен. К сожалению, это оказалось не так. На самом деле Жилищный кодекс, вступивший в действие в 2005 году, в дополнение к имеющимся возможностям процветания коррупции в сфере ЖКХ добавляет новые, как глобальные, так и мелкие, на уровне конкретной обслуживающей нас коммунальной организации.

Вот одна возможность: теперь муниципальное жилье дают только малоимущим. Но поскольку Кодекс детально не прописывает, что значит малоимущие, определение того, является ваша семья малоимущей или нет, остается за местным чиновником. Как показывает опыт почти трех лет работы Жилищного кодекса, малоимущими, т.е. имеющими право постановки на очередь на получение жилья, за это время практически никто не был признан. Оно и понятно - откуда у малоимущих средства на подношение чиновникам, тем более, что даже в случае получения данного статуса и постановки на очередь, ждать жилье придется очень долго.

Вторая возможность: ЖК практически поручает местным чиновникам определять, кого выселять за неуплату. Депутаты ГД, голосовавшие за Жилищный кодекс обещали индивидуальный подход к этому вопросу, а значит, решение будет зависеть от чиновников. Пока данный раздел Кодекса широко не применяется, но все еще впереди. Нет денег за долги ЖКХ - сделай подношение чиновнику и тебя не признают злостным должником или твои долги признают уважительными.

Сторонники жилищно-коммунальной реформы считают, что одна из главных проблем сферы ЖКХ - монополизм предоставления услуг. Т.е. существование ЖЭКов, ДЭЗов и так далее, предоставляющих услуги. Жилищный кодекс формально разрушает данный монополизм, так как вводит управляющие компании, обслуживающие компании и непосредственное управление. Но посмотрим, что происходит на деле. Управляющие компании в основном создаются на базе тех же ДЕЗов в принудительном порядке. Никакого рыночного механизма тут не закладывается. А ведь сколько было шума вокруг создания рыночных механизмов. А все свелось к акционированию существующих государственных и муниципальных структур.

Как утверждают информированные источники, в Москве, например, все акции созданных управляющих компаний будут переданы в доверительное управление трем вполне известным фирмам, связанным с городскими властями. В других регионах России происходит практически тоже самое. То есть вместо создания рынка предоставления услуг, будет создана супермонополия, только теперь коммерческая. Малому и среднему бизнесу здесь места не будет. Во времена государственной монополии государство было заинтересовано в поддержании жилищного фонда, потому что в конечном счете государству самому нужно было обеспечивать жильем население. Коммерческие структуры будут заинтересованы в разрушении жилищного фонда, особенно в центре городов и престижных районах, чтобы коренных жителей потом выселить в отдаленные районы в некачественное новое жилье. А на месте рухнувших домов построить элитное дорогое жилье или офисы. От этого можно получить гораздо больше, чем от ЖКХ.

Но это пока перспектива. А сейчас вернемся к ситуации с новыми управляющими компаниями. Например, жителей новостроек в целых кварталах обязывают подписывать договора на обслуживание с конкретными управляющими компаниями. То есть жителей еще нет, а управляющая компания, за которую они должны голосовать уже есть. Да еще и оплатить услуги надо за полгода вперед. Как правило, такие компании создаются на базе ДЕЗов самими чиновниками или их друзьями и родственниками.

А, между тем, порядок выбора управляющей компании прописан в Жилищном кодексе России. По закону должно быть решение общего собрания жильцов. Но такой протокол сплошь и рядом фальсифицируется. При этом договор на обслуживание пишется в защиту интересов тех, кто будет управлять домом. Они могут установить любую оплату своих услуг, ввести дополнительные платежи - и формально вроде бы никакой коррупции, все как будто по закону.

Еще один аспект выбора управляющей компании, который чрезвычайно коррупционен. По Жилищному кодексу предполагалось, что если жители сами не выбирают себе управляющую компанию, то после 1 января 2007 года она должна быть выбрана муниципалитетом по конкурсу. Конкурс - это еще один прекрасный повод для коррупции. Конкурсы реально не проводятся. К тому же к данному конкурсу жители даже в качестве наблюдателей не допускаются.

Есть еще непрозрачный механизм поступления бюджетных субвенций на реформирование ЖКХ. Практически во всех регионах России приняты программы и подпрограммы модернизации ЖКХ, которые финансируются как в рамках нацпроекта "Доступное жилье", так и в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры". Кому и сколько давать, решают чиновники.

Тарифы на услуги ЖКХ, которые формируются местными властями в каждом отдельном населенном пункте, также порождают коррупцию в этой сфере. Те же тарифы на электроэнергию, на услуги телефонных компаний, на услуги за газ, тепло, воду и так далее диктуют местные монополисты, а местные чиновники утверждают. Как проходит процесс утверждения, никто не знает. Монополисты руководствуются средней нормой прибыли, а как ведутся расчеты, остается тайной. И это создает поле для коррупции. Вот если бы была централизация тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг, то она решила бы проблему коррупции в этой сфере.

Еще одна возможность для коррупции в сфере предоставления услуг ЖКХ - это постоянные отключения воды, газа, электричества, отопления, которые происходят даже в центре Москвы и тем более по всей России. Какая порой бывает экономия, а мы за все платим. Так что ЖКХ таит в себе немало способов получить деньги, ничего не делая для потребителей и уж точно никак не улучшая качество предоставляемых услуг.

Но иногда бывает и так, что люди никаких услуг не получают вообще, а продолжают платить в полном объеме. Зачем менять трубы, делать ремонт в жилом фонде, если потребители все равно платят. Во многих домах десятилетиями не делался ремонт, власти надеются, что новый Жилищный кодекс все спишет, так как он перекладывает всю ответственность за содержание, в том числе, за ремонт домов на собственников.

Когда ситуация ставит людей на грань выживания, они выходят на улицу, требуя ответа от местной власти: почему они должны платить коммунальные сборы, когда в их домах не делается ремонт, нет отопления и постоянные перебои со светом и водой. Интересно, где же на самом деле оседают эти деньги? Иногда выясняется, что деньги за электричество, свет и воду, как это было в городе Саранске, собирались на неизвестном "транзитном счете".

Кроме того, наши коммунальные платежи содержат статью "содержание и текущий ремонт" и отчисления на "капитальный ремонт". Но ни текущий, ни капитальный ремонт не делаются. А, между тем, по нормативам, каждый платеж за коммунальные услуги содержит два процента, которые должны отчисляться на капитальный ремонт и накапливаться. Куда же они реально идут, если иногда по полвека капитальный ремонт не делается? Именно об этом в прошлом году заявил тогда еще депутат Государственной Думы Александр Лебедев: в Москве две трети жилого фонда уже лет 50 не ремонтировалось.

О том, что ЖКХ - одна из самых коррупционных сфер, заявлял Дмитрий Медведев еще когда был вице-премьером. А президент Владимир Путин признал необходимым самый жесткий контроль за данной сферой. Между тем, лозунги о рыночных механизмах в сфере ЖКХ призваны как раз к обратному - освободить данную сферу от какого-либо контроля. Нам обещали провести независимую экспертизу фактических затрат в сфере ЖКХ, но так и не провели. Чиновникам это не выгодно.

Нас все время кормят старой сказкой: "ни населению, ни государству не под силу нести сегодняшнее бремя расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства". На самом деле это бремя под силу только государству, если исключить коррупцию и казнокрадство.

Откуда такая критичная ситуация, ведь ежегодно на эту сферу выделяются огромные средства из федерального бюджета и до 40 % региональных бюджетов, и это не считая постоянно растущих затрат граждан? Куда же уходят эти деньги? А деньги уходят в карманы чиновников и работников сферы ЖКХ, каждому, что называется, по чину.

Возьмем самый простой случай коррупции. В жилищно-коммунальной сфере Москвы работают нелегалы из Киргизии. Уровень квалификации никакой. Они живут там же, где работают. Но официально оформлены коренные москвичи. Поэтому работники зарплату получают в конверте. И она у них гораздо ниже, чем положено. А куда уходит разница? Ну уж, конечно, не на содержание домов.

И напрасно работники МУПов и ГУПов и сторонники реформ в ЖКХ утверждают, что монополия данных структур на рынке предоставления услуг ЖКХ, когда их заказчиками, контролерами работы и приемщиками были органы местной власти, изначально больна коррупцией. Можно подумать, что сейчас ситуация другая. Например, у нас с середины декабря по конец марта якобы ремонтировали фасад дома. Все это время окна жителей закрывала коммерческая реклама. Никакого ремонта не делалось, а ведь на него были списаны средства из бюджета. И где эти так называемые контрольные службы и технический надзор? В период государственной монополии это было невозможно.

Совет Европы еще в 1999 году принял Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, которую Россия ратифицировала в 2006 году. Конвенция является базовым документом и призвана сформировать общую уголовно-правовую антикоррупционную политику на международном уровне. И устанавливает обязанность государств закрепить в своем уголовном законодательстве составы таких преступлений, как подкуп государственных должностных лиц, подкуп в частном секторе, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, а также установить санкции за их совершение. Но в России пока нет реальной ответственности за коррупцию - ни уголовной, ни гражданской. Нет даже конкретной информации о доведении хотя бы одного возбужденного уголовного дела против коррупционеров в сфере ЖКХ до конца.

Бороться с коррупцией только в одной сфере ЖКХ бесполезно. В лучшем случае это будет тактическая победа. Нельзя избавиться от коррупции только в одной сфере. Тем более, если в этой сфере крутятся огромные деньги.

Весной этого года в России стартовала кампания по борьбе с коррупцией в сфере ЖКХ. В начале года были обнародованы результаты проверки законности увеличения тарифов ЖКХ, которую инициировала Генеральная прокуратура России. Прокурорская проверка выявила многочисленные факты превышения представителями органов местного самоуправления своих полномочий, заключавшиеся в незаконном увеличении тарифов и в ряде других злоупотреблений и нарушений. По итогам проверок 2010 года было возбуждено более 140 уголовных дел.
Очень скоро масштабы хищений в российском ЖКХ стали предметом удивления самого президента Д.А. Медведева. 15 марта 2011 года состоялась рабочая встреча Д.А. Медведева и начальника Главного контрольного управления Управления делами президента Константин Чуйченко. По данным, представленным Константином Чуйченко, только в ЦФО в 2009-2010 годах из системы ЖКХ было похищено и выведено за границу через фирмы-однодневки около 25 млрд. рублей. Сопоставление этой цифры с объёмом общего государственного финансирования отечественного ЖКХ в размере 230 млрд. рублей в год позволяет сделать однозначный вывод: в стране идёт масштабное расхищение средств с активным участием представителей органов муниципальной власти на местах. Расплачиваться за эти хищения приходится из собственного кармана потребителям коммунальных услуг, вынужденных оплачивать существенно завышенные тарифы во многих субъектах Российской Федерации.
Итогом беседы президента и начальника Главного контрольного управления стали распоряжения первого лица государства осуществить тотальную проверку отечественного ЖКХ силами Генеральной прокуратуры, МВД, Следственного комитета и Росфинмониторинга с привлечением губернаторов и полномочных представителей президента на местах. Сроки проведения проверки – до 1-го декабря 2011 года.
Запущенная президентом кампания по борьбе с мошенниками в сфере ЖКХ наверняка позволит нам узнать много нового о том, как воруют на отечественной «коммуналке» сегодня. При том, конечно, условии, что антикоррупционные декларации хотя бы в этот раз будут переведены в пространство действия и не останутся очередным сотрясанием воздуха. Система российского ЖКХ всегда представляла собой очень лакомый кусок с точки зрения возможности создания и развития на её основе разнообразных коррупционных схем. Причём как показывает современное положение дел, коррупция в сфере ЖКХ привлекательна ещё и тем, что можно постоянно придумывать и осуществлять новые схемы по освоению бюджетных и не только средств. Но пока немного из истории разворовывания ЖКХ Подмосковья.
В конце 2008 года прокуратура Пушкинского района заинтересовалась хищением 601 млн. рублей посредством создания искусственной задолженности перед местным МУП-ом «Дирекция ЖКХ». 1 июля 2005 года Администрация района подписала документы (позже следствием было установлено, что подписи были подделаны), признающие наличие долга. Вскоре МУП «Дирекция ЖКХ» переуступила право взимания долга подставной фирме, та ещё одной такой же и т.д. После чего администрацией района был взят кредит в банке «ВТБ» для погашения искусственного долга. Взят был под гарантии Правительства Московской области. Перечисленные деньги в итоге оказались в карманах стоявших за этой незамысловатой мошеннической схемой лиц.
С Пушкинского района правоохранительные органы только начали разматывать этот «коммунально»-коррупционный клубок. Было установлено, что подобные схемы активно использовались не только в Пушкинском, но и в других районах Московской области. Общая сумма похищенных средств составила около 5 млрд. рублей (в то время в СМИ фигурировала более скромная цифра в «более 3 млрд. руб»). В частности, хищение денежных средств по аналогичной схеме наряду с Пушкинским районом Подмосковья происходило в Клинском, Коломенском, Ногинском районах, городском округе Химки, Чеховском и Шатурском районах.
Во всех случаях создавались искусственные задолженности местной администрации перед МУП-ми ЖКХ. Потом права на взыскание долга передавались фирмам-однодневкам, районные администрации брали под гарантии Правительства Московской области кредиты (основным кредитором выступал банк «ВТБ») и перечисляли средства на счета сомнительных фирм. Следственной группе СКП РФ во главе со следователем Александром Филиным удалось установить организаторов данных мошеннических схем. Ими оказались бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов (ныне не особо-то и скрывающийся за границей), а также генеральный директор ОАО «Московская областная инвестиционная трастовая компания» (МОИТК) Владислав Телепнёв и руководитель отдела финансирования государственных программ МОИТК Светлана Шаталина.
ОАО МОИТК являлась на то время детищем Бориса Громова, подписавшего осенью 2000 года Постановление «Об обеспечении единой инвестиционной политики в Московской области». Впрочем, у руля этой организации фактически оказался Алексей Кузнецов, министр финансов Московской области, которому было суждено стать одним из наиболее известных финансовых аферистов современной России. Впрочем, наличием людей последней категории во властных институтах родной страны сегодня вряд ли можно кого-либо удивить. ОАО МОИТК наряду с «Московским областным ипотечным агентством» (МОИА) «Ипотечной корпорацией Московской области» (ИКМО) приняли самое активное участие в создании и работе системы внебюджетного финансирования проектов Правительства Московской области. Умелое управление этой системой, осуществляемое Алексеем Кузнецовым, в итоге поставило Московскую область на грань банкротства. Его финансовые махинации стоили областному бюджету в общей сложности около 20 млрд. долларов.
Поскольку привлекаемые «детищами» Алексея Кузнецова средства бюджетными не являлись, соответствующие тендеры и утверждения смет при направлении этих средств на строительные и ремонтные работы не проводились. Это позволяло завышать стоимость осуществляемых работ на весьма значительные суммы, которые в итоге просто-напросто разворовывались. Так, например, строительство стадиона «Арена-Химки» на 18 000 зрителей обошлось в целых 2 млрд. рублей. По расчётам, это превышает реальную стоимость подобного объекта, как минимум, в 2 раза.
В истории с похищением 5 млрд. руб. через Подмосковное ЖКХ также не последнюю роль играло ОАО МОИТК. Напомним, что в основе схемы по хищению средств лежало создание фиктивного долга перед МУП-ми: т.е. требовалось создание прилично выглядящей филькиной грамоты, подтверждающей, что работы, за которые районные администрации задолжали МУП-ам деньги, «действительно» осуществлялись. Проверкой и принятием актов о якобы осуществлённых работах в сфере ЖКХ и занималось ОАО МОИТК.
Впрочем, не менее важно было впоследствии получить от банка-кредитора средства на погашение искусственно созданной задолженности под гарантии Правительства Московской области. Так уж оказалось, что основным кредитором, предоставлявшим займы на погашение фиктивных долгов ЖКХ, был банк «ВТБ». Быть может, сегодня мы знали бы о финансовых аспектах коррупционных схем в Подмосковном ЖКХ гораздо больше, если бы принимавший участие со стороны ВТБ в реализации этих схем директор Управления по работе с крупными клиентами Олег Жуковский не был найден мёртвым 10 декабря 2007 года. Его нашли во дворе собственного дома, расположенного в элитном посёлке «Лесная опушка». Нашли на дне бассейна, со связанными руками и ногами, к которым был привязан груз. В доме была обнаружена записка, в которой Олег Жуковский сообщал о своём намерении добровольно уйти из жизни и никого не винить в его смерти…
После того, как масштабы хищений через ЖКХ Московской области стали понятны следствию, на допросы были вызваны главы семи подмосковных субъектов. Ведь на документах, подтверждающих факт задолженности местных администраций перед МУП-ми, стояли их подписи. В ряде случаев разбирательство по этим вопросам давало интересные результаты. Так, например, следствием было установлено, что при хищении средств по указанной схеме в Пушкинском районе была подделана подпись главы района Олега Копылова: подтверждающий задолженность документ был подписан 1 июля 2005 года, в то время как Олег Копылов ушёл в отставку пятью днями ранее и не мог подписывать данный документ. Отвечать за хищения через ЖКХ и другие коррупционные преступления пришлось уже другому главе Пушкинского района – Владимиру Башкирцеву.
Одними из самых интересных показаний оказались данные Владимиром Стрельченко, главой городского округа Химки. Из всего того, что он наговорил следователю и впоследствии подтвердил своей подписью, особо заслуживают внимания два пункта: 1) он признал, что на документе, фиксирующем задолженность перед МУП-ом, стоит его подпись; 2) он сообщил, что подпись была поставлена по приказу «сверху». После таких откровений покровителям Владимира Стрельченко было ох как не просто его отмазать. Против руководителя химкинского МУП «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» Игоря Кима было заведено уголовное дело, впоследствии благополучно замятое. Итог истории был прост: Игорь Ким покинул свою должность, Владимир Стрельченко остался главой Химок, а 500 млн. рублей были похищены через ЖКХ городского округа Химки.
Впрочем, странные вещи в химкинском ЖКХ вовсе не перестали происходить после громкого скандала о хищении 500 млн. рублей. Заслуживающую внимания информацию о причинах значительно завышенных, например, по сравнению с московскими, тарифами ЖКХ в Химках недавно опубликовал антикоррупционный блог Himkileaks. По версии авторов данного ресурса, завышенные тарифы были получены в результате коррупционного сговора между химкинской администрацией и руководителем топливно-энергетического комитета МО (ТЭК МО) Цагадаевым Цырен-Доржи Даржаповичем. В качестве подтверждения собственных обвинений авторы Himkileaks приводят адрес новой квартиры (ул. Лавочкина, д. 23, кв. 102), которую Ц-Д. Д. Цагадаев получил в дар от Владимира Стрельченко за утверждение «желательных» тарифов.
Не менее интересной с точки зрения «серых» схем в ЖКХ является и деятельность получившего скандальную известность химкинского «Полигона ТБО», 100% собственником которого является Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Химки. Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что химкинская свалка – сфера интересов очень влиятельных криминальных кругов. Получающие доходы от её деятельности настолько уверены в собственной мощи и безнаказанности, что не побоялись устроить второе покушение на главу химкинского отделения партии «Правое дело» Константина Фетисова на следующий день после того, как он организовал пикет против незаконно работающей свалки.
Ежедневно «Полигон ТБО» в Химках принимает от 80 до 100 машин с мусором от нескольких мусоровывозящих фирм. Среди доставляющих на химкинскую свалку мусор, в частности, фигурируют не только муниципальные МГУП «Мосводоканал» и ФСУ-6, но и коммерческие фирмы, например, ОАО «Перспектива-Тушино», ООО «ЭкоТрансСервис», ООО «ОГМ». Причём вывозить мусор на «Полигон ТБО» они продолжает и сейчас, несмотря на то, что Московский областной арбитражный суд ещё 25 марта 2011 года приостановил его деятельность на 60 суток. Из этого количества прибывающих в день машин лишь 2-3 привозят мусор из химкинского микрорайона Левобережный. Основная часть химкинского мусора вывозится на мусорный полигон «Хметьево», который расположен в соседнем Солнечногорском районе. Вести мусор из Химок в соседний Солнечногорский район гораздо дороже, чем вести его на полигон в Химки. Но вот только за вывоз мусора из Химок платят жильцы, а использование «Полигона ТБО» для утилизации коммерческого мусора, поступающего от частных мусоровывозящих компаний из Москвы, открывает широкие просторы для освоения поступающих средств. Такая возможность открывается благодаря тому, что по бумагам на «Полигоне ТБО» активно ведутся рекультивационные работы и сам готовится к скорому закрытию. Иными словами, подлинные объемы работы химкинской свалки не то чтобы особо афишируются. Доходы, получаемые от деятельности химкинского «Полигона ТБО», до бюджета городского округа просто-напросто не доходят, а пилятся дирекцией свалки и местной администрацией. Мусорная свалка действительно может быть золотой жилой, если грамотно организовать её работу.
А утилизация мусора, доставляемого 100 машинами – это около 500 тыс. рублей в день. Итоговый чистый доход, разумеется, меньше, но сумма всё равно остаётся внушительной. Химкинский «Полигон ТБО Левобережный» сегодня фактически является муниципальным предприятием, эффективно работающим «на сторону»: благо рядом расположена Москва, мусор из которой нужно куда-то вывозить и утилизировать. Поэтому среди доставляющих на химкинскую свалку мусор фирм, доминируют московские.
Химкинский «Полигон ТБО» - пример того, что деньги можно не просто похищать из бюджета, используя откровенно мошеннические схемы. Можно использовать потенциал муниципального предприятия ЖКХ для получения «левой» прибыли. Протестующие против свалки химчане, наверно, сильно бы удивились, узнав, что на отравляющий жизнь их родного города «Полигон ТБО» поступает не мусор из Химок, а коммерческий мусор из Москвы. Через ЕРКЦ же ежемесячно проходят суммы в 3,5-4 млн. рублей, которые жители Химок платят за то, что мусор из их родного города был вывезен на Солнечногорский полигон «Хметьево». Разумеется, в Химках можно было бы иметь гораздо более низкие тарифы за вывоз мусора и экономить немалые бюджетные средства при доставке местного мусора на местный же «Полигон ТБО». Правда, подобная забота о жителях и бюджете закрывает перспективы для развития доходного бизнеса на базе муниципальных предприятий.
Куда же уходят эти немалые деньги, которые приносит химкинская свалка? Вряд ли те, кто знают ответ на этот вопрос, захотят им с кем-то делиться. Антикоррупционный интернет-ресурс Himkileaks недавно сообщил о двух коммерческих проектах Владимира Стрельченко за границей. Речь идёт о строительстве элитного коттеджного посёлка около турецкого города Кимер, за которым, как утверждают авторы доклады, стоят бизнес-партнёры Владимира Стрельченко братья Вылежнины. Также по версии Himkileaks Владимир Стрельченко через третьих лиц стал фактическим собственником футбольного клуба высшего дивизиона хорватской лиги из города Пул. Быть может, превращение родной земли в мусорку ценно тем, что позволяет неплохо вложиться в недвижимость за границей?
Вопрос о том, останется ли ЖКХ Подмосковья привлекательной с точки зрения развития коррупционных схем сферой, напрямую зависит от исполнения правоохранительными органами указаний президента Д.А. Медведева по тотальной проверке всей системы российского ЖКХ. Работы в Подмосковье для правоохранительных органов будет предостаточно. Сама по себе огромная цифра в 25 млрд. рублей, похищенных за два года только через ЖКХ ЦФО, говорит о том, что коррупция в данной сфере носит системный характер и развивается, несомненно, с активным участием представителей муниципальной власти. Поэтому борьба с ней – это не только задача, стоящая перед правоохранительными органами, это ещё и тест на наличие политической воли у руководства страны.

Валентина
08.09.2017 в 22:00

Уважаемая Галина Петровна! К Вам обращаются жители пос. Новофедорвское д.Яковлевское-Троицкий округ,а также работники ЖКХ поселения.Наше обращение вызвано критической ситуацией,нарушением законодательства РФ, пришедшие в поселение управляющие компании.Учитывая общественно-политическую и экономическую обстановку в стране,управляющие компании своими действиями дистабилизируют настроение населения нашего поселения,подрывают авторитет государственных органов управления.В отношение жителей поселения,коллектива работников ЖКХ ООО"УК"Потребкооперация",ООО"Деловой мир",ООО"Строй-Люкс"-совершают общественно опасные преступления. А,выраженные нарушения Конституционного права на вознаграждение за труд,подрывают Конституционные гарантии социального обеспечения граждан(ст.37,ст.39 Конституции РФ).Поводом для обращения послужили нарушения законов РФ управляющей компанией ООО"УК"Потребкооперации".Компания находится в процессе банкротства(срок -19.10.2017г),а наш коллектив остался без зарплаты за март 2017г,без компенсации за неиспользованые отпуска за период 2015г-2017г.Считайте наше сообщение как голос народа,пока мы ещё не потеряли веру в то,что Председателю Правительства РФ не безразлична правда о том, как выживают простые люди в этой сложной экономической ситуации..Нас поставили в унизительно нищенское положение,пришедшие в наше поселение управляющие компании.О своей ситуации о задолженности зарплаты,не выплаченным компенсациям мы написали заявление в Генеральную прокуратуру-от 15.08.2017г.,ОГР-218016-17,от 21.08.2017г.,ОГР-224270-17.Пока ждём ответа на наши обращения.Однако, ситуация с решением вопроса погашения задолженности учитывая сроки рассмотрения жалоб(30 дней)коллектив 45 человек может, очевидно, остаться без средств к существованию.Именно-существованию,наша нищенская зарплата-уборщица12600,дворник не более18000.И это в Москве!Разве можно выжить на эти зарплаты?Как оплачивать услуги ЖКХ,как кормить детей,одевать,лечить престарелых родителей?Разве мы заслужили своим добросовестным трудом,такое отношение к нам.О каких радостях жизни-театре,кино,цирке и др.можно нам мечтать со своей зарплатой.Даже эти мизерные зарплаты мы вынуждены выпрашивать через прокуратуру.Цены в магазинах на продукты растут,во славу процветания руководителей ритэйлерских компаний,а мы простые люди(не серая масса) вынуждены волочить нищенское существование.А все потому,что создали благоприятную среду для процветания управляющих компаний-мошеннииков.Фактов нарушения законов РФ со стороны ООО"УК"Потребкооперация",ООО Деловой мир", ООО"Строй-Люкс" более чем достаточно.Начнем по-порядку: компания ООО "УК "Потребкооперация" делают банкротом,чтобы скрыть факты хищения в особо крупных размерах средств жителей поселения,перечисленных за ЖКУ.Компания пришла в поселение в апреле 2015г. по июнь 2016г.Куда ушли наши средства,на какие счета аффилированных компаний.За период деятельности, ООО"УК"Потребкооперация" в нашем поселении ни в одном МКД не делала текущий или косметический ремонт.Где эти суммы? Компания "Потребкооперация" должна поставщикам ресурсов-29566716.39руб. за тепло,холодную и горячую воду.Куда использованны средства жителей перечисленные за ЖКУ?Почему нет жесткого контроля со стороны государственных структур за целевым использованием средств населения?С01.04.2015г.по01.04.2017г компания "Потребкооперация"получила на свои счета от жителей средства в сумме 55639750,39руб. для содержания и ремонта МКД.Ни один подъезд за весь период не был отремонтирован,зарплаты работникам ЖКХ выплачивались с задержками,а сейчас и вовсе висят долги.А ведь зарплата работникам ЖКХ выплачивается со статьи"Содержание и ремонт".Мы как жители все заплатили за ЖКУ,а нас оставили без оплаты,компенсаций.Опять возникает вопрос, на какие цели, компания использовала наши перечисленные средства.Руководитель компании Романюк Ю.В. заключил договор займа 30.07,2015г.№30007/15 и перечислил ООО" Организатор"(ИНН:-7736643349)-1050000,0руб.как аффилированной компании,где Романюк Ю.В.является одновременно генеральным директором.Так же, денежные средства жителей перечислялись Романюком Ю.В. в пользу ООО"Строй-Люкс"(ОГРН:-10877446706145,ИНН:-7725639372).т.е факт использования служебного положения,финансовые махинации со средствами граждан.Кто ответит,какое имел право Романюк Ю.В. распоряжаться средствами населения в корыстных целях с извлечением собственной выгоды. По фактам нарушения сроков выплат заработной платы, мы самостоятельно провели сверку расчетов компании"Потребкооперация" по суммам выплат. Сравнив суммы выплат, отраженные в ф. СЗИ-6 ПФ РФ и фактическими выплатами работникам на карточки сбербанка.Разница в суммах очень значительная.Все эти документы у нас есть,но пока их не берут во внимание органы Прокуратуры. Выплата заработной платы постоянно проходят по серой схеме.Вот где скрытые налоги от государства и ущемление наших интересов, как будующих пенсионеров.Сейчас коллектив ЖКХ НАХОДИТСЯ ЕЩЕ В БОЛЕЕ ХУДШЕМ ПОЛОЖЕНИИ.Пришла аффилированная кмпания ООО"Деловой мир".Жителей обманным путем уговорили подписать договор с этой компанией.Во главе все те же руководители.Выплата зарплаты систиматически задерживается,серые схемы продолжают работать.Компания офиса в Москве не имеет,телефона для связи нет. Уставной капитал-10000руб.Кто и каким образом допустил эту компанию к управлению МКД.Все это пустые разговоры,но есть протоколы собраний от собственников.Возможно есть,но кем и как они подписывались?Наши жители конечно виноваты в том,что допустили компанию мошенников управлять МКД. Но это всё от неверия в то, что можно что-то изменить. За нас всё решает админинстрация поселения. Уже одну компанию "Потребкоопреация" допустили к кормушке, теперь она фиктивно банкротится, а наши средства ушли на улучшение и благосостояние руководителей компании. Где механизм воздействия, чтобы к управлению МКД допускались компании, не только на основании лицензии, а при наличии на счетах финансовых средств в хорошем объёме для оказания услуг населению. Приходит руководить с рублём в кармане, а уходит с миллионами наших средств на своих счетах. Почему государственные органы власти помогают на законодательном уровне обогащаться компаниям за счёт средств населения? Разве может это всё выдерживать простой гражданин, это сводит на нет все усилия государства по надзору за коррупционерами. Компания, приходящая управлять МКД, нарушает законы, отвратительность наказания за неисполнение договорных обязательств полностью отсутствует. Законодательство РФ не только не признаётся, а полностью игнорирует. На наше обращение руководителям компании отвечают просто:"Пишите куда хотите, нам всё равно". Кто им внушил уверенность безнаказанности? ООО "Строй-Люкс" получает на основании тендоров огромные суммы из бюджетных средств, а как и куда направлены эти средства, никто не контролирует. С жителями поселения никто и никогда не советуются, акты по выполненным работам нам никто не показывает. Полная вакханалия. Бюджетные средства уходят в землю, а потом нам объясняют, как мало средств для формирования бюджета страны. Каждый рубль, выделенный государством, должен приносить два, а не оседать в карманах дельцов-руководителей управляющих компаний. Почему эти дельцы присваивают наши средства, делают нас нищими, а это "борзота и хамы" становятся финансовыми магнатами за счёт средств "нищебродов". (Так они отзываются о нас, работниках, приносящих им прибыль). Устали молча глотать слёзы, нервничать, просить, умолять, услышать нас и разобраться. Поэтому мы требуем остановить этих дельцов-руководителей, управляющих компанией в их беспредельном господстве и присваивании денег населения. Как нам идти на выборы, голосовать за народных избранников, которые забывают о народе сразу же после получения статуса депутата, кто нам даст ответ, что ещё должно произойти в нашем поселении, чтобы нас услышали и открыли нам двери. Наша местная админинстрация показывает полное бессилие перед беспределом управляющих компаний. Даже наше обращение к В.В.Путину, направленное админинстрацией Президента в адрес нашей админинстрации, не сдвинула с мёртвой точки вышеперечисленных проблем, то есть полное равнодушие к проблемам жителей поселения. Народ нужен очевидно для того, чтобы открывать своим голосом двери на тёплые места в Государственной Думе, Совете Федераций. Потом о народе забывают. И на все обращения мы получаем отписки, согласно фз №59 "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Уже одну такую отписку мы получили от Префектуры Троицкого округа. Письмо носит просветительский характер, очевидно с целью устранения у нас пробелов в знании законов РФ. Господа-чиновники опоздали, прежде, чем направить письмо в адрес Государственного Органа, мы изучили всю законодательную базу, касающихся указанных нарушений компаниями. Просим Вас принять меры по устранению, выше перечисленных нарушений законов РФ можно излагать до бесконечности о допущенных нарушениях, но хочется верить, что будем услышаны первыми лицами власти РФ. Наше поселение с возникшими проблемами в сфере ЖКХ, это отражение проблемы всего государства, вызванные несовершенством законодательных и нормативных актов, способствующих разграблению населения. Настала пора решать эти проблемы. Мы ждём не простой отписки, а конкретных действий по указанным фактам нарушения законодательства РФ, наказание лиц, виновных в этих нарушениях. Надо нам очиститься от таких компаний, подрывающих авторитет государства.

Коррупция в ЖКХ: как управляющие компании помогают чиновникам обворовывать население

Плата за воздух

Прокуроры вскрыли повсеместные нарушения при расчете тарифов ЖКХ
Газета "Новые Известия", 19.01.2011

Анжела Дружинина

Вчера Генпрокуратура РФ сообщила, что ее проверка выявила многочисленные нарушения при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги в подавляющем числе субъектов РФ. По итогам 2010 года возбуждено более сотни уголовных дел. Специалисты отмечают, что ситуацию в отрасли усугубляет посредничество управляющих организаций между поставщиками и потребителями услуг.

Тема роста оплаты услуг ЖКХ неоднократно поднималась руководством страны в 2010 году. В октябре глава государства утвердил перечень поручений в этой сфере. В частности, было предложено к июню 2011 года разработать механизмы привлечения к ответственности за плохое исполнение своих обязательств управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и прочих организаций. К делу подключили даже Генпрокуратуру.

"Результаты проведенной с участием всех прокуроров субъектов РФ проверки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии законности в области регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги", - говорится в ее вчерашнем сообщении. Прокуроры пришли к выводу: нарушения совершаются на стадии как установления тарифов, так и их применения организациями ЖКХ. Ряд региональных органов регулирования устанавливают "незаконные, экономически необоснованные тарифы" и включают в них неоправданные расходы.

Управляющие компании тоже не сидят, сложа руки. "Продолжают завышать правомерно установленные тарифы", - сообщает Генпрокуратура.Нередко встречаются и факты нецелевого использования денег, собранных с граждан в счет оплаты услуг ЖКХ, и незаконного расходования управляющими организациями средств, собираемых гражданами на содержание, текущий и капитальный ремонт жилья. Такие факты вскрыты, в частности, в Москве. "Уголовные дела по фактам хищения и нецелевого расходования средств, полученных за предоставленные ресурсы, возбуждены в Астраханской, Липецкой, Свердловской, Тюменской областях и других регионах", - сказано в сообщении. Всего в 2010 году в сфере ЖКХ выявлено более 94 тыс. нарушений закона, предъявлено около 21 тыс. исков в суды, к административной ответственности привлечено свыше 5 тыс. лиц, а правоохранительными органами по инициативе прокуроров возбуждено более 140 уголовных дел.

Елена Николаева, председатель комиссии Общественной палаты по социальным вопросам, рассказала "НИ", что проблема тарифов ЖКХ за последний год всколыхнула все общество: специально выделенная "горячая линия" (телефон 8 800 700 8 800), открытая в конце ноября, только за первый месяц приняла несколько десятков тысяч звонков со всех уголков страны. Основные претензии граждан - ни у кого (даже у профильных организаций) нет понимания, из чего складываются тарифы и как рассчитывается себестоимость этих составляющих. Очень многие констатируют регулярное необоснованное завышение тарифов управляющими организациями непосредственно в платежных документах. С другой стороны, поставщики услуг сетуют на недополучение от УК денег, которые перечисляют граждане. Возмущает людей и низкое качество услуг при постоянном повышении их стоимости: в квартирах зимой холодно, идет повсеместное отключение электричества и горячей воды.

Но корень зла эксперты видят все-таки в самих управляющих компаниях. "С тех пор как они стали посредниками между потребителями и поставщиками услуг, все чаще отмечаются многопроцентные завышения тарифов и гигантские недополучения поставщиками средств. Другими словами, одни платят все больше, а другие получают все меньше. Разница оседает на счетах УК, - отмечает Елена Николаева. - Вместе с тем на платежи телефонной или электросети нареканий практически нет, потому что потребитель платит им напрямую".

По данным Минрегионразвития, только за 1-е полугодие 2010 года собираемость платежей упала до 82%. Одновременно с этим резко снизились и доходы предприятий-поставщиков ЖКУ. За 2009 год они получили от потребителей 50 млрд. руб. при годовом обороте отрасли 2,7 трлн. "Я лично передала в Генпрокуратуру многочисленные материалы о лже-управляющих компаниях, и последний ее отчет говорит о том, что наши опасения оправдались, - заявила НИ г-жа Николаева. - Но кроме компаний-фантомов есть и просто нечистые на руку руководители УК, которые покупают себе дорогие машины вместо того, чтобы делать текущий ремонт жилья, или просто крадут деньги. Нас потрясла история в Сергиевом Посаде, где небольшая УК задолжала водоканалу и теплосети более 300 млн. рублей. Генпрокуратура должна разобраться, где эти деньги".

По мнению экспертов, отсутствие четкого законодательного регулирования взаимоотношений между тремя заинтересованными сторонами в процессе поставки коммунального ресурса (жители - управляющая компания - ресурсоснабжающая организация) порождает различные трактовки закона в части юридической квалификации этих правоотношений. УК считают "своими" денежные средства населения и соответствующим образом ими распоряжаются. Нужно безотлагательно наладить жесткий контроль за деятельностью УК и законодательно запретить им "расщеплять" платежи населения, иначе под угрозу ставится жизнеобеспечение жилых объектов всей страны.

Жилищно-коммунальный хаос

Премьер Владимир Путин готов наказывать чиновников за повышение тарифов
Газета "Известия", 19.01.2011

Анастасия Савиных

Генеральная прокуратура выявила почти сто тысяч нарушений закона в сфере жилищно-коммунального хозяйства и возбудила 140 уголовных дел. Свой отчет ведомство опубликовало как раз к началу встречи премьера Владимира Путина с руководством партии "Единая Россия", которая была посвящена удручающему состоянию дел в ЖКХ.

Местные чиновники вовсю экспериментируют с тарифами, и результаты этих опытов оказываются, как правило, не в пользу граждан. Рост цен на услуги нужно ограничить, а желающих сыграть на повышение - "бить по рукам", поставил задачу премьер. Первую в этом году встречу с руководством правящей партии Владимир Путин посвятил вопросу, не связанному напрямую с работой ни Госдумы, ни Совета федерации. Тарифы на коммунальные услуги находятся в ведении местных чиновников, но партийный контроль не помешает, решил премьер.

Все помнят ситуацию, когда в начале прошлого года в некоторых регионах цена на газ, тепло и свет мигом взлетела где на 25%, а где и на все 70%. Правительству тогда пришлось принимать экстренные меры, чтобы привести местных чиновников в чувство. Во избежание повторения такого сценария в этом году правительство решило ограничить рост тарифов на ЖКХ.

Лучше бы вообще не говорить ни о каком повышении. Лучше бы говорить о том, насколько мы могли бы их снизить. Вот к этому нужно стремиться, - поставил планку Путин.

Но уж если этого не избежать, то эти действия должны быть экономически обоснованными и находиться в рамках здравого смысла. Не более 15%. В реальности, судя по экономическим результатам деятельности и на федеральном уровне, и на региональном уровне, этот рост может быть и ниже - 13-14%, не более, - продолжил премьер.

В идеале же, по его словам, реальные доходы населения должны опережать всевозможные тарифы и сборы. Тогда никакие ценовые скачки не будут для населения шоком. Путин посоветовал "единоросcам" оперативно реагировать на малейшие отклонения, которые происходят в этой сфере, и внимательно относиться ко всем жалобам. А там, где кто-то пытается залезть людям в карман для того, чтобы прикрыть свои собственные упущения или нерасторопность, "бить по рукам".

Как раз 29 января в тот момент, когда поступят квитанции к жителям по оплате услуг ЖКХ, все депутаты разъедутся по субъектам и посетят там максимальное количество муниципальных образований для того, чтобы получить информацию, - ответил на это председатель Высшего совета партии "Единая Россия", спикер Госдумы Борис Грызлов.

Не остались без внимания и новогодние аварии на линиях электропередачи, когда из-за оборванных под тяжестью снега и льда проводов тысячи людей просидели без света и тепла несколько недель (некоторые сидят до сих пор). На восстановление сетевого хозяйства ушло более 9 млрд рублей. Велик соблазн переложить эти непредвиденные расходы на плечи потребителей. Но лучше даже не пытаться, предупредил премьер.

Никто не должен повышать тарифы. На эти цели должны быть изысканы дополнительные ресурсы, не за счет потребителя, - заметил Путин.

Генпрокуратура нашла почти сто тысяч нарушений в сфере ЖКХ

Прокуроры в 2010 году выявили более 94 тысяч нарушений законодательства в сфере ЖКХ в России и инициировали свыше 140 уголовных дел, сообщили в Генпрокуратуре РФ. "Внесено свыше 21 тысячи представлений, на незаконные правовые акты принесено более 5 тысяч протестов, предъявлено около 21 тысячи исков в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено свыше 5 тысяч лиц, должностным лицам объявлено свыше 12 тысяч предостережений", - говорится в заявлении ведомства. Нарушения закона вскрыты на стадии как установления тарифов, так и их применения организациями ЖКХ. В деятельности региональных органов тарифного регулирования продолжают иметь место факты установления незаконных, экономически необоснованных тарифов, включения в тарифы неоправданных расходов, превышения устанавливаемых Федеральной службой по тарифам предельных максимальных уровней тарифов, сообщили в Генпрокуратуре.

Энергосетям назначат главного

К апрелю Министерство регионального развития и Министерство энергетики должны провести инвентаризацию всех "бесхозных" энергосетей и назначить за них ответственных, рассказали во вторник в Минрегионе. Именно неразберихой в сетевом хозяйстве и объясняются проблемы с энергоснабжением Подмосковья.

Как признали в Минрегионе, много сбоев происходило на стыке так называемой большой и малой энергетики. Целый ряд населенных пунктов оказался в таких условиях, когда сети, которые к ним были подведены, не ремонтировались.

Поэтому сразу после новогодних праздников было проведено расширенное заседание с участием вице-премьера Игоря Сечина, и там было дано поручение нам и Министерству энергетики провести инвентаризацию этих сетей, выяснить их состояние и определить, кто за эти сети отвечает. И в дальнейшем разработать меры, чтобы сети вовремя ремонтировались. Срок - первый квартал, - рассказал журналистам во вторник заместитель министра регионального развития Анатолий Попов.

Помимо основных сетевых компаний, которые образовались после распада РАО "ЕЭС", еще некоторыми небольшими мощностями управляют маленькие сетевые компании. А это создает проблемы. Потому что, когда возникает чрезвычайное происшествие, координации действий нет. Если упали 100 километров проводов, то понятно, кто отвечает за 80 километров из них. Остальные находятся под управлением Васи, Пети и т.д. Кто-то начнет ремонтировать сети и возьмет на себя ответственность, а кто-то скажет, что он банкрот и ничего делать не будет, - объясняет аналитик инвесткомпании Rye, Man & Gor Securities Владимир Самородов.

По мнению эксперта, если у сетей будет общий собственник или будут назначены ответственные за обслуживание сетей лица, с ситуацией, подобной той, что сложилась в Подмосковье, будет гораздо легче справиться.

Всегда будет понятно, кто крайний. А главное - всегда будет ответственный за устранение неполадок, - говорит Самородов.

Александра Пономарева

Три печальные буквы

Как коммунальные службы обманывают население

Корреспонденты "Известий" внимательно изучили квитанции, по которым люди оплачивают "коммуналку".

В добыче денег из населения коммунальщики проявляют завидную выдумку. Например, в 2009 году управляющая компания ДЕЗ-2 во дворе дома N 202 по улице Юрина в Барнауле возвела детскую площадку. Говорили, что в подарок ко Дню города. А потом за "подарок" выставили счет.

В 2010 году получили отчет за работу УК - и видим, что услуг нам оказано более чем на 4 миллиона рублей! - рассказывает житель этого дома Сергей Татьянин. - Спрашиваем: это за что? А нам говорят: вот, площадка, она три миллиона стоит.

Оказалось, что площадка не простая, а золотая: квадратный метр асфальта обошелся в 2400 рублей. Для сравнения, при ремонте Павловского тракта, одной из главных городских магистралей, квадратный метр многослойного асфальта, положенного по европейской технологии, обходился в 900 рублей.

Татьянин и другие жильцы пошли в суд и после девяти месяцев (!) тяжб доказали-таки, что собрания не было и никто за выделение денег на детскую площадку не голосовал. Однако когда Татьянин пошел в прокуратуру, полагая, что в отношении ДЕЗ-2 должно быть возбуждено уголовное дело (да и деньги хотелось бы вернуть), его там не поняли.

Мне в прокуратуре говорят: "Чего вы хотите - деньги-то все равно истрачены", - рассказывает Татьянин. - Я даже растерялся. К 1 января 2012 года во всех домах нашей страны должны стоять приборы учета электричества, воды и газа. Таково требование федерального закона об энергосбережении. Хотя до указанного срока еще далеко, поставщики ресурсов требуют от домовладельцев досрочно исполнить положения закона, причем жители должны сильно потратиться.

Пенсионер Михаил Ленда живет в станице Барсуковской Ставропольского края. Полтора года назад пенсионер получил извещение из районного "Водоканала" с требованием провести поверку водомера, установленного в его доме. Такие извещения для него не новость. Приборами учета Михаил Кириллович пользуется давно, преимущества бережного расходования ресурсов хорошо знает. Смутила пожилого человека приписка в самом конце извещения: "Водомер в обязательном порядке вынести на центральную врезку". Что это значит, Михаил Кириллович, сам много лет руководивший станичным "Водоканалом", прекрасно понимает. За пределами двора, на краю дороги, где твоя труба соединяется с уличной сетью, следует выкопать и оборудовать железобетонными кольцами смотровой колодец размером полтора на полтора метра.

Ленда сделал калькуляцию, вышло 30 тысяч рублей. Сумма для пенсионера неподъемная. Станичник - в "Водоканал". А там ссылаются на федеральные "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" от 2006 года. Якобы по этому документу все счетчики теперь надо вынести к сетям. Позже в таком же ключе поставщики стали трактовать и федеральный закон об энергосбережении. Мотив понятен: примерно пятая часть воды, бегущая по трубам к потребителям, разворовывается с помощью незаконных врезок. Отсюда высокие тарифы для законопослушных абонентов.

Я, разумеется, отказался рыть дорогущий колодец, а в отместку "Водоканал" перевел мой дом на нормы потребления, то есть заставил платить за украденную другими воду, - возмущается Михаил Ленда.

Мы считаем возмущение граждан справедливым, - сказал "Известиям" Сергей Никитин, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю. - В законе об энергосбережении, на который сегодня ссылаются в "Водоканале", не идет речи о переносе уже установленных приборов учета из домов к границам сетей. По этому поводу мы уже возбудили дело, которое скоро рассмотрим и вынесем решение.

Приключаются со счетчиками и другие загадочные истории. Например, в Барнауле они еще и обещанной экономии не дают!

Я в квартире счетчики холодной и горячей воды поставила еще в сентябре 2008 года, - рассказывает "Известиям" Нина Ивановна Матвеева, живущая в девятиэтажке. - За два года и два месяца потребление - 85 кубов горячей воды и 149 кубов холодной. А в ноябре 2010 года мне говорят: будете платить по общедомовому счетчику. И, например, холодная вода выходит по кубометру в день. У меня за четыре месяца такой расход выйдет, который раньше за два года был.

Лишние деньги приходится платить не только за воду, но и за электричество.

В конце прошлого года жителям города стали приходить квитанции с "двойной" оплатой за электричество - по индивидуальному счетчику и "исходя из показаний общедомового прибора учета", причем вторая сумма раза в полтора-два больше первой, - говорит Иван Брунич, житель города Новоалтайска. - То есть нам предложили заплатить за уличное освещение, за лампочки на лестничных клетках, которые горят с утра до вечера, за потери, за воровство.

Разумеется, с творящимся беспределом жители пытаются как-то бороться. Например, в Гатчине под Петербургом люди попытались заставить свою управляющую компанию работать строго по закону. Вылилось это в войну коммунальщиков с жильцами. Существуй конкуренция между управляющими компаниями, войны не было бы. Но даже в крупных городах поменять жилконтору почти невозможно: все монополизировано муниципальными организациями. - Перед Новым годом нам принесли бумажки: надо "проголосовать" за новые тарифы, - рассказал "Известиям" житель одного из домов Максим Леонов. - Но там стояла только итоговая цифра. А мы хотели получить полный перечень услуг с расценками, чтобы иметь возможность выбрать только то, что нам нужно.

Документ, который, казалось бы, должен лежать в управляющей компании под рукой, "искали" неделю.

Когда мы получили его, то хохотали всем домом, - продолжает Максим. - Например, там значилось обслуживание лифта - почти пять рублей с квадратного метра квартиры. Это в трехэтажном доме, какой там лифт!

Дальше - еще веселее. В одной графе - ежедневная уборка газонов, 50 копеек с метра, в другой "уборка мусора с газонов" - 22 копейки. "Как можно убрать газоны, не убирая мусор?" - удивились жильцы и вычеркнули из перечня одну из "уборок". Отказались и от того, что в управляющей компании назвали "услугами по регистрации". Кому это нужно? Ведь все давно зарегистрированы, остальные услуги, если понадобится, оказывает миграционная служба, а вовсе не жилконтора.

Генпрокуратура выявила 318 тыс. нарушений в сфере ЖКХ в 2016 году. По фактам прокурорских проверок возбуждено 790 уголовных дел. К ответственности привлечены 63 тыс. должностных и юридических лиц. О том, какие коммунальные преступления были выявлены в 2016 г., AиФ.ru рассказал Александр Куренной, официальный представитель Генпрокуратуры РФ .

— В ЖКХ крутятся миллиарды рублей. Причём это живые деньги, которые ежемесячно каждый из нас платит за коммунальные услуги, содержание дома и капитальный ремонт. А ещё есть масса федеральных и местных программ, под которые выделяются миллиарды бюджетных средств. Нет ничего удивительного в том, что самыми распространёнными ЖКХ-преступлениями в прошедшем году, по данным Генпрокуратуры, были хищения денег, собираемых с населения и получаемых из бюджетов различного уровня. Другие популярные нарушения закона — завышение тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг.

Модернизация офшоров

К примеру, вот какую схему незаконного выкачивания денег у населения пресекли прокуроры Твери. В городе была принята программа «по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения на 2008-2015 гг.». Платежи с жильцов все эти годы собирали с учётом установленной инвестиционной надбавки (то есть повышенные), однако выполнена была только часть работ, а 275 млн руб. ушли не на улучшение качества питьевой воды в Твери, а в офшор на Британские Виргинские острова. Сейчас по данным фактам возбуждено уголовное дело по статьям «злоупотребление полномочиями» и «присвоение».

Платим за лечение сотрудников УК?

В Красноярском крае в 2016 г. прокуратура проверила крупнейшие коммунальные предприятия региона (поставщиков тепла и горячей воды) и обнаружила не только невыполнение инвестиционных программ, но и включение в тарифы для населения экономически необоснованных расходов. Компании закладывали в тарифы аренду своих помещений, медицинское обслуживание персонала, охрану и т. д. В результате при утверждении новых тарифов на 2017 г. эти траты энергетиков были исключены, а в некоторых муниципалитетах расценки на тепло пересмотрены в сторону уменьшения. Скажем, в Курагинском районе с 1 июля стоимость 1 Гкал тепла будет на 919,55 руб. меньше и составит 3382,66 руб./Гкал.

В г. Волжский Волгоградской области прокуроры также пресекли незаконное выкачивание денег из карманов простых людей. На протяжении 3 лет энергетики делали «корректировку» платы за тепло, в результате которой собственники 308 многоквартирных домов переплатили 32 млн руб. Сейчас городская прокуратура взяла под контроль возврат денег жильцам.

Дома новые, аварийные

В 2016 г. прокуратура выявила многочисленные нарушения и при реализации госпрограммы по переселению из аварийного жилья. В Иркутской, Новгородской, Свердловской и других областях зафиксированы факты неправомерного использования и хищения бюджетных денег. В Тыве в октябре-ноябре 2016 г. было возбуждено сразу 3 уголовных дела по статье «мошенничество» за причинение ущерба государству на 501 млн руб.

В Адыгее, Калининградской, Омской, Саратовской и других областях были случаи, когда должностные лица одобрили введение в эксплуатацию «новых аварийных домов», непригодных для проживания. Некоторые из них даже не были подключены к газо- и водоснабжению.

Конечно, чаще всего прокуратуре приходится отстаивать права граждан на переезд из развалюх в новое жильё. Но бывают и обратные ситуации. Например, в Уфе прокуроры вскрыли факты фиктивного признания аварийными 3 многоквартирных домов, степень износа которых не превышала 50 %. Их хотели снести просто потому, что надо было освободить лакомые земельные участки для новой перспективной застройки.

Золотой капремонт

Во всех регионах страны есть примеры несоблюдения сроков выполнения работ по капремонту. К примеру, к 1 августа региональный фонд Ставропольского края завершил ремонт только в 1 доме, а к работам в 453 других, запланированных на 2016 г., даже не приступал.

В Ленинградской, Новосибирской, Тульской и др. областях выявлены факты некачественного выполнения работ, а также хищения средств, выделяемых на капремонт.

В Республике Мордовия одна из управляющих компаний сфальсифицировала протокол собрания жильцов одного из домов, в результате чего сумма на капремонт была завышена на 400 тыс. руб. А в Чувашии прокуратура привлекла к административной ответственности председателя ТСЖ, который самовольно увеличил размер взноса на капремонт с 5,5 руб. до 16,5 руб. за м 2 .

Управдомы-миллионеры

Финансовые махинации руководителей управляющих компаний — отдельная тема. Тут и подделки протоколов общих собраний, и фиктивные банкротства, и воровство... Чаще всего мошенники собирают деньги с жильцов, а поставщикам услуг не перечисляют, тратят на себя. Недавно в Ульяновске прокуратура направила в суд уголовное дело по обвинению двух руководителей УК. По их указанию часть денег, поступавших от жильцов, бухгалтерия отправляла не на счёт энергетиков, а подконтрольным им фирмам по фиктивным договорам на выполнение неких строительно-ремонтных и подрядных работ. В результате ушлыми управдомами было похищено 11,8 млн руб.

В Волгограде был похожий случай: по указанию директора одной из УК деньги поставщику энергоресурсов перечислялись не в полном объёме. В результате 17,6 млн руб. осели у него в кармане. Кроме того, он ежемесячно по фиктивным договорам перечислял деньги от коммунальных платежей подконтрольным фирмам за якобы проведённые ремонтные работы. Однако фактически ничего не делалось, а средства директор обналичивал и тратил по своему усмотрению. Ущерб в этом случае превысил 5,4 млн руб. В 2016 г. директор был приговорён к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

2017 год только начался, а прокуроры страны выявили уже не одно новое коммунальное преступление.



 

Возможно, будет полезно почитать: