Есть ли уголовное наказание. Признаки уголовного наказания


Уголовная ответственность влечет за собой уголовное наказание. Уголовное наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления. Наказание заключается в применении к виновному предусмотренных законом мер лишения или ограничения прав и свобод, которыми он обладал (ч. 1 ст. 43 УК РФ).
Уголовное наказание отличается от других мер государственного принуждения следующими признаками:
  • это особая мера государственного принуждения, применяемая только к лицу, виновному в совершении какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом в качестве преступления;
  • назначается только судом от имени государства - Российской Федерации;
  • уголовному наказанию всегда предшествует совершение лицом деяния, определенного действующим уголовным законодательством как преступление;
  • носит всегда строго индивидуальный характер, т. е. применяется только к лицу, совершившему преступление;
  • выражается в строго определенных видах и размерах, установленных действующим уголовным законодательством;
  • назначается только в строго определенном порядке, нарушение которого недопустимо;
  • всегда носит принудительный характер.
Государство, карая виновного за совершение преступного деяния, преследует определенные цели. В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания означает, что каждое лицо, совершившее преступление, должно быть наказано. При этом наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, т. е. чем выше тяжесть содеянного, тем суровее наказание применяется к виновному.
Второй целью наказания является исправление осужденного. Суть заключается в том, чтобы лицо изменило свое отношение к закону, правам и свободам граждан и не совершало новых преступлений, т. е. превращение его в законопослушного гражданина. Исходя из общих принципов назначения наказания, суды должны назначать справедливое наказание с учетом личности виновного, чтобы оно могло достичь поставленной цели - исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Реальная задача наказания - убедить и заставить осужденного, хотя бы под страхом наказания, не совершать в будущем преступлений.
Наказания могут классифицироваться по различным основаниям.
По порядку назначения:
  • основные наказания, которые могут применяться сами по себе и не используются для усиления эффекта применения других видов наказания. К основным мерам наказания уголовный закон относит: лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы, содержание в дисциплинарной воинской части и др. (ст. 44 УК РФ);
  • дополнительные наказания, которые не применяются самостоятельно и используются только для усиления эффекта других видов наказания (лишение воинского или специального звания);
  • наказания, которые могут использоваться и в качестве основных, и в качестве дополнительных, т. е. так называемые альтернативные меры. Например: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф.
В зависимости от того, каким лицам они могут назначаться: общие (могут назначаться всем лицам, совершившим преступления); специальные (могут назначаться лишь определенным категориям лиц, например, военнослужащим).
В зависимости от содержания ограничений прав и свобод: имущественные наказания; наказания, связанные с лишением или ограничением свободы; наказания, включающие принудительное привлечение к трудовой деятельности.
Уголовный закон предусматривает различные по строгости наказания. Для упорядочения их применения ст. 44 УК РФ располагает наказания в определенной системе. Следовательно, система наказаний - это установленный законом, строго обязательный для судов исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной последовательности, соответственно степени их строгости. В настоящее время система наказаний российского уголовного права является относительно простой и включает 13 видов наказаний.
Уголовный кодекс РФ в ст. 44 закрепляет эту систему и предусматривает следующие виды наказания (в порядке от менее строгого к более строгому):
  • штраф;
  • лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью;
  • лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение по военной службе;
  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • арест;
  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • лишение свободы на определённый срок;
  • пожизненное лишение свободы;
  • смертная казнь.
Штраф (ст. 46 УК РФ) по своему содержанию представляет денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ. Штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. В виде дополнительного наказания штраф может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Последствия злостного уклонения от уплаты штрафа заключаются в замене обязательными работами, исправительными работами или арестом.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) по своему содержанию и в роли основного и дополнительного видов наказания является запрещением занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Сроки установлены дифференцированно в зависимости от роли, в которой используют это наказание: от одного года до пяти лет в качестве основного вида и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК РФ).
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в отличие от штрафа, может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ. При этом суд обязан учесть характер и степень общественной опасности совершенного преступления и личность виновного (ч. 3 ст. 47 УК РФ).
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ) может быть назначено за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом суд обязан учесть личность виновного. Следует подчеркнуть, что санкции статей Особенной части УК РФ этот вид наказания не предусматривают. Суд принимает решение с учетом всех обстоятельств совершения преступления.
Сроки исчисления этого вида, если он присоединяется к обязательным работам, исправительным работам, при условном осуждении исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. Если его присоединяют к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия (ч. 4 ст. 47 УК РФ).
Обязательные работы - это новый вид наказания, предусмотренный ст. 49 УК РФ 1996 г. Содержание наказания - выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид работ определяется органами местного самоуправления. Сроки наказания установлены в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов, отбываются не свыше четырех часов в день. При злостном уклонении от обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом из расчета восемь часов обязательных работ за один день ареста или ограничения свободы. Ограничения применения: обязательные работы не могут быть назначены инвалидам первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Исправительные работы предусмотрены ст. 50 УК РФ. Содержание наказания - это работа по месту основной трудовой деятельности осужденного с обязательным удержанием в доход государства из заработка осужденного в пределах от 5 до 25 %. Сроки наказания - в пределах от двух месяцев до двух лет. При злостном уклонении от отбывания исправительных работ они могут быть заменены ограничением свободы день за день; арестом - один день ареста за два дня исправительных работ; лишением свободы - один день лишения свободы за три дня исправительных работ. Ограничения в применении исправительных работ законом предусмотрены такие же, как и для обязательных работ. Судебная практика признает нецелесообразным применять их к пенсионерам, инвалидам первой или второй группы.
Ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ) применяется только к осужденным военнослужащим, проходящим службу по контракту. Содержание наказания заключается в том, что из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не выше 20 %, и исключается возможность повышения в должности и воинском звании. Кроме того, срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Сроки наказания установлены законом в пределах от трех месяцев до двух лет.
Принудительные работы (ст. 531) применяются как альтернатива лишению свободы в предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ случаях.
Ограничение свободы (ст. 53 УК РФ) применяется только к лицам, достигшим к моменту вынесения приговора 18-летнего возраста. Суть наказания заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним контроля. Сроки наказания дифференцированы в зависимости от характера совершенного преступления и личности виновного: лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, - на срок от одного года до трех лет; лицам, осужденным за неосторожное преступление, - на срок от одного года до пяти лет. При замене обязательных или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее года. При злостном уклонении от отбывания ограничения свободы оно может быть заменено лишением свободы день за день. Ограничения применения этого наказания предусмотрены ч. 6 ст. 53 УК РФ. Оно не применяется к военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также к лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ.
Арест предусмотрен ст. 54 УК РФ. Суть этого наказания заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества в специальных исправительных учреждениях. Сроки ареста устанавливаются в пределах от одного до шести месяцев. При замене им обязательных или исправительных работ арест может быть назначен на срок менее одного месяца. Ограничения применения ареста следующие: он не может быть назначен лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей до четырнадцати лет. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.
Содержание в дисциплинарной воинской части в соответствии со ст. 55 УК РФ назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Сроки этого вида наказания определены законом от трех месяцев до двух лет. С учетом характера преступления и личности виновного лишение свободы на срок не свыше двух лет осужденному может быть заменено содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок. Причем один день лишения свободы приравнивается к одному дню содержания в дисциплинарной воинской части.
Лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) - наиболее часто применяемый вид наказания. Содержание наказания заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию- поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.
В соответствии со ст. 58 УК РФ лица, осужденные за преступления, могут отбывать наказание в колониях-поселениях, исправительных колониях общего, строгого и особого режимов, тюрьме, воспитательных колониях. Сроки лишения свободы определены законом от двух месяцев до двадцати лет. При замене исправительных работ или ограничения свободы лишение свободы может быть назначено на срок менее шести месяцев. При назначении наказания по совокупности преступлений срок лишения свободы может быть назначен до двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - до тридцати лет.
Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ) по содержанию аналогично лишению свободы на определенный срок. Но назначается пожизненное лишение свободы за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, и как альтернатива смертной казни. Законом предусмотрены следующие ограничения в применении пожизненного лишения свободы: не применяются к женщинам; к лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет; к мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.
Смертная казнь (ст. 59 УК РФ) признается исключительной мерой наказания и может быть назначена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Ограничения применения смертной казни аналогичны применению пожизненного лишения свободы. Часть 3 ст. 59 УК РФ устанавливает, что в порядке помилования она может быть заменена
пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок два ТЛ W W
дцать пять лет. В настоящее время в нашей стране наложен мораторий на применение смертной казни.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния, - это признаваемые уголовным правом условия, при которых деяния, формально содержащие в себе признаки объективной стороны предусмотренного уголовным законом преступления, не влекут за собой уголовной ответственности. Таким образом, при наличии определенных обстоятельств, указанных непосредственно в законе, деяние, внешне сходное с преступлением, не является таковым. Действия лиц, совершивших подобные деяния, характеризуются тем, что они хотя и причиняют вред, предусмотренный в статьях Особенной части УК РФ в качестве преступного, но в них отсутствуют признаки общественной опасности, поэтому они не являются преступлением. Более того, подобные действия признаются правомерными и общественно полезными.
В действующем уголовном законодательстве предусмотрены следующие обстоятельства, исключающие преступность деяния (гл. 8 УК РФ): Последствия установления обстоятельств, исключающих преступность деяния. Если в ходе расследования инцидента, связанного с причинением вреда, будет выявлено, что имели место обстоятельства, исключающие преступность деяния, и соблюдены условия правомерности причинения вреда, уголовное дело и уголовное преследование в отношении данного лица подлежат прекращению. Если вред причинён при превышении пределов допустимости причинения вреда, предусмотренных уголовно-правовыми нормами для такого рода обстоятельств, факт превышения должен получить самостоятельную уголовно-правовую оценку и может повлечь уголовную ответственность.
Контрольные вопросы
  1. Что является предметом уголовного права?
  2. Каковы принципы уголовного права?
  3. Каковы признаки уголовного преступления?
  4. Что представляет собой уголовная ответственность?
  5. Что такое уголовное наказание?
Рекомендуемая литература: .

Уголовная ответственность является одним из видов юридической ответственности и заключается в правовом обязанности лица, совершившего преступление, испытывать государственного осуждения, что находит свое выражение в возложении на виновного лишений и ограничений личного, имущественного или иного характера (наказание), которые возлагаются на него специально уполномоченными органами государства.

Основанием уголовной ответственности является совершение лицом общественно опасного деяния, которое содержит состав преступления, предусмотренного УК Украины. Состав преступления — это совокупность закрепленных в уголовном законе объективных и субъективных признаков, при наличии которых совершенное общественно опасное деяние признается преступлением.

Любой состав преступления включает обязательные элементы:

  1. объект (то, на что посягает преступление и почему он причиняет или создает угрозу причинения определенного вреда);
  2. объективная сторона (внешняя сторона (форма) поведения человека, которая проявляется в совершении преступного деяния (действия или бездействия), что причиняет или создает опасность причинения вреда объекту преступления);
  3. субъект (лицо, которое совершает преступление);
  4. субъективная сторона (психическое отношение лица к совершенного ею деяния, то есть те психические процессы, которые характеризуют сознание и волю лица в момент совершения преступления).

Итак, состав преступления является единственным и достаточным основанием уголовной ответственности.
То есть с того момента, когда лицо совершило преступление, между ней и государством возникают определенные юридические отношения, а именно уголовно-правовые отношения. Субъектами данных правоотношений являются, с одной стороны лицо, которое совершило преступление, а с другой — государство в лице органов дознания, следствия, прокуратуры и суда. Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлено обвинительным приговором суда (в этом заключается принцип презумпции невиновности). Таким образом, уголовная ответственность возникает с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу и заканчивается, по общему правилу, моментом прекращения отбывания наказания.
Никто не может быть привлечен к уголовной ответственности за то же преступление более одного раза. Это касается и тех случаев, когда за то же преступление лицо было раньше привлечено к уголовной ответственности в другой стране.
Нарушение лицом законодательства об уголовной ответственности (совершение преступления) может повлечь за собой привлечении данного лица к уголовной ответственности, одной из форм реализации которой является уголовное наказание.

Уголовное наказание является мерой принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном законом ограничении прав и свобод осужденного.
Целью наказания является не только наказание, но и исправления осужденных, а также предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами.

Таким образом, можно выделить ряд характерных признаков, которые присущи уголовному наказанию:

  1. наказание является мерой принуждения;
  2. применяется от имени государства;
  3. применяется только по приговору суда;
  4. предназначается лишь для лица, признанного виновным в совершении преступления;
  5. заключается в предусмотренном законом ограничении прав и свобод осужденного.

Наказание не имеет целью нанести физических страданий или унизить человеческое достоинство.
К лицам, признанным виновными в совершении преступления, судом могут быть применены только такие виды наказаний (данные виды наказаний расположены по степени их суровости от менее строгих до самых суровых):
1. Штраф — денежное взыскание, налагаемое судом в зависимости от тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения виновного в пределах от тридцати до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.
2. Лишения военного, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса — может быть применено к лицам, совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление и имеет данное звание, ранг, чин или квалификационный класс.
3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью это запрет осужденному занимать конкретно определены судом должности или заниматься определенной деятельностью в любых органах государственной службы, органах местного самоуправления, частных, коммерческих, предпринимательских или других (независимо от форм собственности) структурах или организациях.
4. Общественные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, которые устанавливаются на срок от 60 до 240 часов. Данный вид наказания не может быть назначен для отдельных категорий осужденных: инвалидов первой или второй группы, беременных женщин, лиц пенсионного возраста, а также военнослужащим срочной службы.
5. Исправительные работы устанавливаются на срок от 6 месяцев до 2 лет и происходят по месту работы осужденного с отчислением в доход государства от десяти до двадцати процентов с суммы заработка. Исправительные работы не применяются к беременных женщин и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, до нетрудоспособных, к лицам, не достигшим 16 лет, и тех, которые достигли пенсионного возраста, а также военнослужащих, работников правоохранительных органов, нотариусов, судей, прокуроров, адвокатов, государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления.
6. Служебное ограничения для военнослужащих применяется на срок от 6 месяцев до 2 лет (с суммы денежного довольствия осужденного отчисляется в доход государства от десяти до двадцати процентов). Данный вид наказания не применяется к военнослужащим срочной службы.
7. Конфискация имущества это принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация является полная и частичная. Полная конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии всего имущества, принадлежащего осужденному (приложение к УК Украины устанавливает перечень имущества, не подлежащего конфискации по судебному приговору), а частичная — в изъятии именно указанного в приговоре суда части имущества осужденного или определенных, указанных в приговоре суда, предметов в собственность государства.
8. Арест заключается в содержании осужденного в условиях изоляции сроком от 1 до 6 месяцев. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте. Арест не применяется к лицам в возрасте до 16 лет, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет.
9. Ограничение свободы заключается в содержании лица в уголовно-исполнительных учреждениях открытого типа без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора с обязательным привлечением осужденного к труду сроком от 1 до 5 лет. Данный вид наказания не применяется к несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, к лицам, которые достигли пенсионного возраста, военнослужащих срочной службы и инвалидов первой и второй группы.
10. Содержания военнослужащих в дисциплинарном батальоне назначается только военнослужащим срочной службы на срок от 6 месяцев до 2 лет.
11. Лишение свободы заключается в изоляции осужденного и помещении его на определенный срок в уголовно-исполнительные учреждения сроком от 1 до 15 лет.
12. Пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений и применяется только в тех случаях, когда суд не считает возможным применить лишение свободы на определенный срок.

Пожизненное лишение свободы не применяется к лицам, совершившим преступления в возрасте свыше 65 лет, а также женщинам, которые были в состоянии беременности во время совершения преступления или на момент вынесения приговора.
При назначении наказания суд учитывает личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие наказание. Обстоятельства, которые смягчают наказания, перечисленные в УК Украины, однако данный перечень не является исчерпывающим. Суд может признать смягчающими наказание, и другие обстоятельства. Обстоятельства, отягчающие наказание, также четко определены в УК Украины.


Для несовершеннолетних лиц (то есть тех, которые не достигли 18-летнего возраста), признанных виновными в совершении преступления, установлен отдельный перечень видов наказаний. Они преимущественно связаны с лишением свободы. Подробнее о видах наказаний для несовершеннолетних речь пойдет в разделе, который касается особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.

Понятие наказания, наряду с понятиями преступления и уголовной ответственности, относится к числу базовых в уголовном праве. В ряде стран даже используется выражение «право о наказании» или «право наказания» (РепаI Law). Речь, в частности, идет о законодательствах Англии, Ирландии, Шотландии и др. Однако на протяжении многих лет нормативного определения данного понятия в российском уголовном законодательстве не было. Это в равной степени касается и юридической литературы, где понятие наказания также длительное время рассматривалось лишь в контексте других, смежных вопросов и категорий.

В УК РФ наказание определяется как «мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица» (ч. 1 ст. 43 УК РФ).

Признаками уголовного наказания являются:

  • 1) государственное принуждение. Означает принудительное, т.е. без учета представлений и желаний осуждаемого лица, применение к нему от имени государства в рамках установленного законом и определенного судом объема лишений и ограничений его прав и свобод (А. Ф. Мицкевич). В современной теории уголовного права также встречается позиция, согласно которой не во всех случаях можно вести речь о наличии данного признака, например, когда лицо явилось с повинной, раскаялось в содеянном и готово осознанно нести возлагаемые за данное преступление тяготы и лишения (В. К. Дуюнов);
  • 2) применение только по приговору суда. Назначение наказания от имени государства заключается в установленном законодательно особом порядке, гарантирующем, во-первых, обоснованность его применения, а во-вторых, строго определенный механизм его реализации, который не может быть произвольным. Органом, которому государство делегировало такие полномочия, является только суд;
  • 3) обусловленность преступлением. Утверждение, что не может быть наказания без преступления, аксиоматично. Действительно, данный институт неразрывно связан с общественно опасным деянием. Можно сказать, что наказание выступает уголовно-правовым следствием преступления. В этом отношении нельзя отождествлять наказание, предусмотренное уголовным законодательством, и наказание, установленное КоАП РФ. В первом случае наказание является прямым следствием общественно опасного деяния, т.е. преступления, во втором - общественно вредного поведения (правонарушения) субъекта, складывающегося правоотношения. КоАП РСФСР (до 2001 г.) оперировал категорией «административное взыскание», а не наказание, что упрощало понимание анализируемых явлений и позволяло их разграничивать, в том числе и на терминологическом уровне;
  • 4) лишение или ограничение прав и свобод виновного. Принудительный характер осуждения посредством уголовного наказания неизбежно связан с вторжением в сферу прав и свобод виновного, их умалением, хотя субъективное восприятие такого вторжения разными лицами может восприниматься неодинаково. Степень и объем ограничений напрямую связаны с характером и степенью общественной опасности совершенного лицом преступления. Чем выше перечисленные критерии общественной опасности, тем большим является и вторжение со стороны государства в права и интересы лица, совершившего преступление;
  • 5) государственное осуждение (порицание ) преступления и лица , его совершившего. Устанавливая и применяя наказание, государство гем самым указывает, нарушение каких именно общественных отношений является наиболее порицаемым. В известной мере данный уголовно-правовой институт может выступать в качестве критерия общественно-ценностных ориентиров. В установлении наказания в большей степени выражается оценка деяния (более опасное деяние должно более строго наказываться), а в его реализации - деятеля;
  • 6) порождение судимости. Возникновение судимости не характеризует более ни одну меру правового воздействия на преступника. Это касается и упомянутого ранее так называемого административного наказания, которое не влечет за собой правовых последствий в виде судимости виновного в нарушении закона. Именно поэтому порождение определенных последствий необходимо признать одной из важных сторон наказания, что позволяет поднимать вопрос о включении судимости в перечень обязательных признаков, подчеркивающих его сущность;
  • 7) указание в законе. Как нет преступления без указания на то в законе, так нет и наказания без подобного указания. Данный признак в определениях наказания встречается крайне редко, хотя его значение столь же велико, как указание на противоправность при определении преступления.

Кроме того, важно, чтобы из определения наказания можно было сделать вывод о его сущности. Общепринятой считается точка зрения о сущности наказания как каре. Нередко данные термины вообще используются в качестве синонимов. Кара представляет собой не что иное, как общественное и государственное порицание поведения виновного, как правило, влекущее определенную совокупность тягот и лишений. В связи с этим кара определяет сущность наказания, они тождественны друг другу, а конкретные тяготы и лишения - его содержание.

Все без исключения названные выше признаки имеют государственный характер. Следовательно, уголовное наказание выступает карой государственной, для обозначения которой часто используется термин «репрессия», т.е. наказание, карательная мера, применяемая государственными органами. Поскольку термин «наказание» известен не только уголовному праву, а употребляется более широко, в том числе и в праве административном, то необходимо сделать акцент на том, что кара составляет сущность наказания именно как уголовно-правовой категории. Во многом это обусловлено степенью тяжести тех тягот и лишений, которые могут быть применены к лицу, признанному виновным в совершении именно общественно опасного, а не общественно вредного деяния.

Кара есть сущность только такого явления, как наказание, а не любого другого способа уголовно-правового воздействия на лицо, совершившее преступление. В частности, кара не может выступать в роли сущности принудительных мер воспитательного воздействия, принудительных мер медицинского характера или конфискации, относящихся к иным мерам, не являющимся наказанием. Сущность каждого из перечисленных способов воздействия никак не связана с карой, а носит воспитательный (исправительный), медицинский (излечение, улучшение состояния) и компенсационный (восстановительный) характер. На этом основании наиболее распространена позиция, согласно которой наказание и уголовно-правовое воздействие не представляют собой тождественных категорий. Наказание, таким образом, выступает в качестве одного из средств уголовно-правового реагирования на преступность, которое существует во взаимодействии с иными мерами, имеющими уголовно-правовое происхождение.

Уголовное наказание несомненно является базовым институтом уголовного права. Правильное его понимание и определение цели наказания ключевым образом влияет на всё уголовное законодательство. Тем не менее, проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно – правовой науке. В настоящее время ее значение и актуальность определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания. Ключевое место в ходе создания и применении уголовного закона занимают два вопроса: основания наступления уголовной ответственности, то есть за что конкретно следует наказывать, и от каких факторов зависят размеры ответственности, то есть каким образом следует воплощать наказание на практике. Мне бы хотелось проанализировать и понять основные признаки сущность и цели наказания. Эти проблемы наказания всегда привлекали внимание мыслителей, о них высказаны самые различные суждения.

Теоретическая значимость данной темы объясняется тем, что наказание является центральным институтом уголовного права. В нем наиболее полно и наглядно проявляются содержание и направление уголовной политики государства, значение отдельных институтов уголовного права. Оно должно являться наиболее эффективным уголовно-правовым средством борьбы с преступностью, поскольку именно оно прерывает антиобщественную деятельность лиц, совершающих преступление.

В работе бы хотелось обобщить уже изученные положения, глубже изучить понятие и цели уголовного наказания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть понятие и признаки уголовного наказания;

2) Раскрыть сущность наказания;

3) Определить цели наказания;

Решение этих задач позволит раскрыть наиболее точно тему данной работы.

Понятие наказания определяется в ч.1 ст.43 УК РФ: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».

В юридической литературе понятие уголовного наказания используется в самых разных значениях:

1. как правовое последствие совершения преступления;

2. как форма реализации уголовной ответственности;

3. как средство уголовно – правового воздействия на виновного в совершении преступления;

4. как средство уголовно – правовой борьбы с преступлениями;

5. как кара виновному за содеянное, как боль, некий ущерб, причиняемый на основе судебного приговора виновному в совершении преступления и т.д.

Таким образом, понятие уголовного наказания является многосторонним и многозначимым.

Как острейшая мера государственного принуждения, наказание заключается в предусмотренном УК РФ лишении или ограничении определенных прав и свобод осужденного, что означает принудительное причинение ему страданий, ущемлений, стеснений морального, физического и имущественного характера. Это полностью отвечает требованиям ст. 28 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества, может быть подвергнут ограничениям, установленным законом, в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Следовательно, уголовное наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Это положение находит свое проявление в том, что уголовное законодательство Российской Федерации не знает телесных и иных позорящих наказаний, что соответствует требованиям ст. 5 Всеобщей декларации прав человека. И ст. 7 Международного акта о гражданских и политических правах.

Действующий закон в ст.3 закрепил принцип законности, согласно которому преступность деяния, его наказуемость, и иные уголовные последствия определяются только УК РФ. Статья 43 УК РФ гласит: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначенная по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренным настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».

Понятие наказания в уголовном кодексе позволяет определить его отличительные признаки, на основании которых выявляется его отличия от иных видов государственного принуждения:

1. Наказание – это мера государственного принуждения, что, как прямо указано в действующем законе, состоит в лишении или ограничении прав и свобод осужденного (ч.1 ст.43 УК РФ). Уголовное наказание отличается от иных мер, применяемых, например, за административные, дисциплинарные, гражданско-правовые правонарушения тем, что применяется только к лицам, совершившим преступление. Наказывая, государство принуждает преступника к законопослушному поведению. Исчерпывающий перечень уголовных наказаний, которые только и могут быть назначены судом за совершенные преступления, содержит ст.44 УК РФ.

2. Наказание назначается только судом. Иные государственные органы таким правом не обладают. Согласно ч. 1 ст.49 Конституции РФ «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Согласно же ч.1 ст.118 Конституции РФ «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Обвинительные приговор суда является единственной процессуальной формой применения наказания. В ч.1 ст.43 УК РФ законодатель закрепил положение, что «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда». Этим подтверждаются конституционные начала судопроизводства. Назначение наказания только судом определено и в действующем УПК РФ в ч.1 ст.8 «Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом».

3. Наказание назначается от имени государства (ст.296 УПК РФ), то есть наказание носит публичный характер. Публичность проявляется в том, что освобождение от наказания по основаниям, установленным в законе, за исключением амнистии и помилования, также осуществляется только судебными органами. При назначении наказания проявляется отрицательная официальная, моральная и правовая оценка как совершенного общественно опасного проступка, так и лица его совершившего. Государство, наказывая виновного, тем самым порицает его противоправное поведение. Чем выше степень общественной опасности преступления и лица, его совершившего, тем выше уровень исправительно-воспитательных элементов в уголовном наказании.

4. Наказание носит личный характер. Оно может быть назначено только при наличии вины лица в совершенном преступлении. Невиновное причинение вреда в соответствии со ст.49 Конституции РФ исключает уголовную ответственность и наказание. Виновность является одним из признаков преступления (согласно ст.14 УК РФ), а принцип ответственности за вину в действующем Кодексе, стал одним из его принципов (согласно ст.5 УК РФ). Уголовное наказание всегда имеет строго индивидуальный характер, т.е. применяется конкретно к лицу, совершившему преступление, и не распространяется на других лиц, не причастных к совершению преступления.

5. Наибольшая острота репрессии уголовного наказания в отличие от административных или гражданско-правовых наказаний. Карательная сущность наказания состоит в предусмотренных УК РФ лишениях и ограничениях прав и свобод, зависящих от вида наказания, например: права выбора места жительства, передвижения, выбора рода деятельности; при конфискации – лишение имущества; лишение воинского звания, а то и жизни.

6. Наказание обязательно влечет последствие общеправового и уголовно-правового характера – судимость. Действующий УК РФ не имеет конкретно такого указания. Однако по содержанию норм, помещенных в гл.12 «Освобождение от наказания», можно сделать вывод о наличии этого признака.

2. Сущность наказания

Сущность наказания выражается в понимании наказания, т.е. в его сути как меры государственного принуждения.

Сущность наказания включает в себя различные подходы в науке уголовного права к определению места кары в наказание, и с различными взглядами ученых на природу самой кары.

Уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания.

Преступление и наказание тесно связаны. Наказание – это естественная реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасное деяние не влечет за собой наказания, оно не может считаться преступлением. Признак уголовной наказуемостиобязательный признак понятия преступления.

Уголовное наказание – наиболее острая форма государственного принуждения, правовое основание которого заключается в его необходимости поддерживать правовой порядок, а эта необходимость выводится из общего понятия о праве, как охранителе интересов. Запрещая и требуя, указывая на необходимость известной деятельности или бездействия, нормы правового порядка являются защитой правовых благ.

Чтобы обеспечить повиновение его предписаниям и нормам, право нуждается в силе. Эту силу дает ему государственная власть. Именно государственное принуждение, выражающееся в принуждении выполнять, восстанавливать нарушенный порядок, а также в наказании непослушного превращают запреты и требования права в уголовные предписания, осуществляемые в порядке правосудия особыми карательными мерами.

В зарубежных странах уголовное право именуется либо как «криминальное право» с акцентом на идее преступления, т. е. право о преступлении (Англия, США, Германия), либо как «наказа- тельное право» с переносом акцента на наказание за преступление — так называемое наказательное право (Франция, Болгария, Чехия, Польша). В современном русском языке словосочетание «уголовное право» исключает подобную двойственность, объединяя идеи и преступления, и наказания. В связи с этим понятия преступления и наказания занимают центральное место в науке уголовного права России.

Анализируя разнообразные положительные и отрицательные явления общественной жизни, государственные органы, осуществляющие уголовное преследование на основе принципа законности, должны действовать только в случае, если перед ними объект из уголовно-правовой сферыпреступное деяние. Определить преступность поведения помогает установленная в законе модель, именуемая «понятие преступления». Сравнивая реальную жизненную ситуацию с нормой Уголовного кодекса РФ о преступлении, следователь, прокурор, суд принимают соответствующее решение: о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении дела и др.

  • — денежное взыскание, назначаемое в пределах, определяемых исходя из величины минимального размера оплаты труда либо заработка (дохода) осужденного за определенный период;
  • или заниматься определенной деятельностью - запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Срок этого запрещения — от шести месяцев до пяти лет;
  • лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград:
  • - выполнение осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Срок обязательных работ — от 60 до 240 часов, но не более четырех часов вдень;
  • - трудовая деятельность осужденного по месту основной работы, когда в течение определенного периода из его заработка удерживается от 5 до 20% в доход государства. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет;
  • . Оно назначается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и заключается в удержании из жалования осужденного до 20% в доход государства. В течение срока ограничения (он установлен от трех месяцев до двух лет) военнослужащий не может быть повышен в звании и должности, а этот период не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного звания;
  • - содержание осужденного в специальном учреждении (исправительном центре) под надзором, но без изоляции от общества. Это наказание назначается только трудоспособным гражданским лицам, достигшим к моменту вынесения приговора совершеннолетия. По общему правилу срок ограничения свободы составляет от одного года до пяти лет;
  • арест - содержание осужденного, достигшего к моменту вынесения приговора возраста 16 лет, в условиях строгой изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев;
  • для военнослужащих. проходящих службу по призыву, и некоторых категорий военнослужащих-контрактников. Срок наказания — от трех месяцев до двух лет;
  • - изоляция осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого, особого режима либо в тюрьму. Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до 20 лет;
  • . Оно назначается только как альтернатива смертной казни (если санкция статьи не содержит лишения жизни, данное наказание применяться не может). Осужденные к пожизненному лишению свободы тем не менее сохраняют возможность освобождения по отбытии не менее 25 лет, если будет признано, что в дальнейшем отбывании наказания нет необходимости;
  • — исключительная мера наказания. Она установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

В порядке помилования она может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. В связи со вступлением России в Совет Европы в настоящее время действует мораторий на исполнение этой меры наказания, смертная казнь не назначается. С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо оттого, рассматривается дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р установлено следующее. 11оложения п. 5 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, имеющей временный характер («впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т. е. на реализацию цели, закрепленной ст. 20 (ч. 2) Конституции РФ, означают, что исполнение данного постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, не открывает возможности применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей. (С 2010 г. суды с участием присяжных заседателей действуют на всей территории РФ.)

Вопросы применения и отбытия отдельных видов наказаний регулируются специальным кодифицированным актом — Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК РФ), определяющим правовое положение осужденных в период действия уголовной санкции.

Назначая наказание, суд руководствуется статьей Особенной части УК РФ. Однако, учитывая особые обстоятельства дела (личность подсудимого, чистосердечное признание и т. д.), суд вправе назначить наказание ниже низшего предела (так, если санкция статьи указывает срок от семи до десяти лет лишения свободы, то суд может приговорить к пяти годам). Более строгое наказание, чем указано в санкции статьи Особенной части, может быть назначено но совокупности преступлений или но совокупности приговоров, когда общее наказание за несколько преступлений исчисляется путем полного или частичного сложения наказаний за отдельн i)iе преступления.

Большинство наказаний взаимозаменяемы, поэтому, если лицо злостно уклоняется от отбывания, происходит замена неотбытого срока на более строгое наказание в определенной пропорции (например, один день лишения свободы равен трем дням исправительных работ).

В ряде случаев, когда суд приходит к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, возможно условное осуждение. Для проверки осужденного назначается испытательный срок (от шести месяцев до пяти лет), в течение которого он должен доказать свое исправление.

Своим решением суд может возложить на престу пника обязанности. способствующие его исправлению (не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма и др.). При этом за поведением осужденного осуществляется контроль специализированными государственными органами.

При достойном поведении, когда осужденный доказал свое исправление, суд может досрочно отменить условное осуждение со снятием судимости. При уклонении от исполнения возложенных обязанностей или совершении административного правонарушения решение об отмене условного осуждения сопровождается исполнением наказания, назначенного приговором суда.



 

Возможно, будет полезно почитать: