Понятие и виды основных правовых систем. Понятие, структура и виды правовых систем

Учёные давно доказали тот факт, что человек является прежде всего социальным существом. Это означает - все люди могут существовать исключительно в среде, где присутствуют им подобные. В данном случае большую роль играет общение и психологический контакт. Представленная особенность существует из-за одного ключевого фактора, которым люди обладают в силу своего физиологического отличия. Этим фактором является сознание. Благодаря ему каждый из нас может думать и принимать решения, решать сложные задачи и т. п. Но постоянный социальный диалог в человеческой среде вызывает потребность в регулировании возникающих общественных отношений.

На протяжении многих столетий люди пытались найти максимально эффективный способ их регулирования. В процессе этих поисков было найдено множество решений, начиная от насилия и заканчивая народными собраниями. Проблема заключалась в том, что все подобные решения не были достаточно эффективными. Однако ответ все же был найден. На сегодняшний день нет лучшего отношений, чем право. Развитость этого социального явления настолько велика, что право стало основой целых структур, одной из которых является правовая система. В бытует множество мнений и теоретических наработок по этой теме. В статье мы попытаемся проанализировать, а также предоставить понятие правовых систем, дать характеристику их структурам.

Что такое правовая система?

Нужно заметить, что понятие правовых систем варьируется в зависимости от научного подхода и принципов конкретной юридической школы. Вдобавок к этому большое значение имеют правовые особенности конкретного государства. Но в данной статье мы будем основываться на информации отечественной школы теории государства и права. На сегодняшний день общее понятие правовой системы гласит, что это структура, присущая каждому конкретному государству и состоящая из трёх элементов: системы права, права реализации, правовой культуры. Представленное понятие является наиболее «классическим», если можно так утверждать. В иных государствах понимание этой структуры может видоизменяться из-за правовых особенностей самой страны. В данной статье мы для примера охарактеризуем структуру и понятие российской правовой системы.

Путаница терминов

Очень часто понятия "правовая система" и "система права" путают. В этом случае нужно быть предельно внимательным. Невзирая на то, что термины идентичны, с логической точки зрения их смысл в юридической области знаний абсолютно противоположный. Чтобы дифференцировать их, нужно понимать: является лишь одним из элементов правовой системы. Путаница также возникает, когда анализируется понятие правовой системы и правовой семьи. Об особенностях данных структур будет рассказано далее в статье. Но следует оговориться, что правовые семьи - это структуры, элементами которых являются национальные правовые системы тех или иных государств. Таким образом, для преодоления непонимания того или иного термина нужно знать, какой смысл он несёт в науке.

Понятие правовой системы общества - три подхода теоретического осмысления

Правовая система, понятие, характеристика которой будут представлены в этой статье далее, совершенно по-разному осмысливается различными учеными в отечественной школе теории государства и права. Существует всего три основных подхода, а именно:

1. Приверженцы первого подхода утверждают, что правовая система общества, понятие и структура которой представлены в данной статье, является совокупностью всех без исключения актов государственного нормотворчества. Иными словами, рассматривается исключительно форма выражения и закрепления норм. Тут большое значение играет иерархичность нормативных актов и их юридическая сила.

2. Второй подход характеризует правовую систему не только через призму позитивного права, но также и через некоторые сопутствующие элементы юридической действительности. Как правило, к числу сопутствующих элементов относится правовая идеология и судебная практика. На просторах Российской Федерации этот подход не нашёл большой поддержки.

3. Третий можно назвать наиболее стандартным. Согласно ему, все правовое поле государства входит в понятие правовой системы. Основные правовые системы при этом являются, по сути, ключевыми признаками государства. Таким образом, любые юридические элементы прямо относятся к правовой системе.

Из чего следует вывод. Наличие стольких теорий свидетельствует о том, что учёные все еще пытаются разработать наиболее стандартное понятие правовых систем.

Элементы

Понятие и систем полностью зависят от их структурных элементов. Существует множество научных подходов к пониманию структуры той или иной юридической структуры. Однако, как правило, выделяют три основных элемента, которые присутствуют абсолютно во всех системах. К ним относятся: система права, правовая культура и реализация права. Каждый из представленных элементов несёт собственный эффект на общественные отношения, другими словами, они по-своему регулируют все социальные процессы. Помимо этого, следует отметить, что все элементы, в свою очередь, также являются структурированными.

Понятие системы права

Ранее мы указали, что правовая система общества, понятие и структура которой представляется в этой статье, сильно зависит и даже в некоторых случаях путается с понятием «система права». Следует помнить, что последняя - это один из структурных элементов национальной юридической системы. Помимо этого, данный элемент отображает внутреннее строение права вообще. Другими словами, система права - это юридическая иерархия существующих норм. Но не следует путать эту иерархию с системой нормативных актов. Потому что НПА - это позитивное право, а для системы права имеют значение все нормы и обычаи, санкционированные государственной властью. Таким образом, правовая система, понятие и структура которой представлены в статье, характеризуется внутренним строением элементов правореализации, а именно - системой права.

Структура системы права

Следует отметить, что система права является структурой из взаимодополняющих друг друга элементов. То есть её анализ идёт «сверху», от наиболее значимых или же больших структур, до самых маленьких элементов. Анализ системы легко проводить потому, что практически в любом государстве она одинакова. Таким образом, выделяют следующие элементы: отрасль права, институт и норма права.

1. Если брать во внимание систему права Российской Федерации, то тут отрасли права представляют собой совокупность правовых норм и институтов, которые объединены общим предметом регулирования. Иными словами, отраслями регулируются однородные общественные отношения. Примером отрасли права являются гражданское, уголовное, жилищное, семейное право и т. п.

2. Институты права - это составляющие элементы отраслей. Но они, в свою очередь, состоят из похожих правовых норм. Потребность в институтах возникает в тех случаях, когда какое-либо общественное явление регулируется большим количеством норм. Отличным примером института можно назвать брачный договор в семейном праве.

3. Норма права является самым «маленьким» элементом системы права. Однако данный факт не умаляет его значение. В нормах права прописан сам предмет правового регулирования.

Правовая культура общества

Понятие правовых систем, а точнее, структура этой категории, включает в себя такой элемент, как правовая культура общества. Следует отметить, что это одна из главных структурных составляющих любой страны и, в частности, Российской Федерации. Правовая культура прежде всего свидетельствует о развитости населения и его отношения к праву в целом. Это проявляется в степени правопорядка и законности. Ведь правовая культура проявляется в конкретных поведенческих признаках. В вере людей в эффективность юридических норм. Таким образом, правовая культура общества - это определённого рода система ценностей, идей правового характера, навыков, традиций и поведенческих стереотипов, которые являются приемлемыми в отдельных социальных группах. Как правило, перечисленные факторы используются в указанных группах для внутреннего регулирования отношений между её членами.

Проявление правовой культуры общества

Чтобы общественные отношения подчинялись тенденциям определённых были выработаны конкретные виды их непосредственного проявления. Ведь правовая культура, по сути, ничего не значит, если не несет реальный эффект. Выделяют четыре основных вида её проявления, а именно:

Правовые институты, нормы;

Правовые идеи;

Правовые учреждения;

Правовые проступки.

Следует отметить тот факт, что общественная правовая культура также зависит от развитости правовой инфраструктуры государства, эффективной юридической деятельности и законодательства, которое прежде всего должно отвечать конституционным нормам.

Реализация права

Правовая система общества, понятие и структура которой представлены в статье, содержит в своём составе такой важный элемент, как правореализация. По сути, эта часть системы отвечает за фактическую реализацию конституции, законов и иных нормативных актов в Российской Федерации. В теоретическом смысле реализация права - это фактическое возложение норм правовых актов государства на его граждан, для исполнения положений этих актов в реальной жизни. С целью повышения эффективности действия правовых норм той или иной отрасли в теории права разработаны специальные формы правореализации.

Формы реализации национального права

В классическом варианте учёные выделяют три основные формы реализации права, а именно:

1. Использование, то есть реализация субъектами права своих возможностей. Иными словами, использование личных правомочий.

2. Исполнение - это деятельность по реализации обязывающих норм, когда субъект права действуют по строгим предписаниям закона.

3. Соблюдение является пассивной категорией. Оно проявляется в сохранении действующего в государстве и воздержании от совершения правонарушений.

Таким образом, посредством представленных норм граждане России могут своими активными или же пассивными действиями поддерживать правовую систему государства.

Правовые семьи

Следует отметить тот факт, что правовая система, понятие и структура которой представлены в статье, является уникальной. Поэтому в мире не существует абсолютно идентичных структур подобного типа. Тем не менее, если сравнить эти категории, то можно увидеть некоторые неизменные особенности. Таким образом, учёные выяснили, что в нескольких правовых системах можно найти общие закономерности. Дабы как-то охарактеризовать ряд однотипных систем, были придуманы такие категории, как правовые семьи. Таким образом, правовая семья - это ключевое понятие сравнительного правоведения, которое представляет собой совокупность похожих национальных правовых систем, на определённой территории. Как правило, в единую семью входят системы, которые объединяют общие источники, история формирования, структура, функции и т. п. На сегодняшний день выделяют следующие виды правовых семей, а именно:

Англосаксонская;

Романо-германская;

Религиозная правовая семья;

Семья традиционного права.

Заключение

Итак, в статье мы раскрыли понятие системы правового регулирования в Российской Федерации. На сегодняшний день данная проблематика является одной из ключевых в теории государства и права. Потому что наработки в этом направлении помогут повысить эффективность права как основного регулятора правоотношений в нашем государстве.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного Г. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это: собственно П как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках; правовая идеология; активная сторона правосознания; судебная (юридическая) практика.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д. Понятие правовая система позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет анализировать право в целом. В настоящее время существует около 200-от правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи…

Виды (семьи) правовых систем Правовая семья - категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно-исторического развития. К. Цвайгерт в зависимости от происхождения и эволюции правовой системы, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии (правовой стиль) предложил следующую классификацию: 1) Романский правовой круг. 2) Германский правовой круг. 3) Скандинавский правовой круг. 4)Англо-американский правовой круг. 5) Социалистический правовой круг. 6) Исламский правовой круг. 7) Индусское право.А.Х.Сайдов в зависимости от исторического генезиса правовых систем, системы источников права, структуры правовой системы: 1. Романо-германская. 2. Скандинавская. 3. Латиноамериканская. 4. Правовая семья общего права. 5. Мусульманская. 6. Индусская. 7. Семья обычного права. 8. Дальневосточная семья. Рене Давид в зависимости от идеологии и юридической техники предложил следующую классификацию правовых семей: 1) Романо-германская правовая система. Возникла в Центральной Европе, но основе заимствований из римского права (глоссаторы). Кодекс Наполеона 1804-го года, был целиком и полностью основан на римском частном праве, он был принят в ряде стран Центральной Европы. Особенности: Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Основным источником права являются нормативно-правовые акты (следовательно, в большинстве своём законы). Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты. Большое распространение получили правовые кодификации. Суды лишены права на правотворчество, но на основе судебных толкований и решений складывается определённая практика. 2) Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии (1060г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции). Также существуют статусы (законы) принимаемые высшими законодательными органами. Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо-германской семье. 3) Мусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное. 4) Социалистическая правовая система. Возникла в России в 1917-ом году, на основе марксистско-ленинской идеологии. Для неё характерно доминирование публичного права над частным. В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба. Правовая система – действующее право в конкретном регионе; она должна продемонстрировать, что собой представляет действующее право в данных исторических условиях и в конкретный исторический промежуток времени. Элементы правовой системы: 1)право – ядро правовой системы; 2)юридическая практика (типичные правовые отношения, складывающиеся в соответствующей правовой системе); 3)господствующая правовая идеология и действующая система принципов права (типичные общепризнанные принципы правосознания, к-рые используются в рамках правовой системы); + 4)действующие в рамках системы источники правовых норм; 5)юрисдикционные органы. Система права – более узкое понятие, чем правовая система. Значение: показать как возникает право в конкретных исторических условиях; как взаимосвязаны компоненты. Если же исходить из синтетических подходов к пониманию системы права и правовой системы, то под ними можно представить одинаковые понятия. Разница будет заключаться только в смысловой нагрузке, к-рая ложится на категорию система права и правовая система (система права поясняет, что такое система права как система и какие связи м/у ее элементами существуют; правовая система показывает особенность проявления системы права в конкретно установленных условиях конкретной народной к-ры

В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы , обогатить каждую из них. Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.

Целью данной работы является рассмотрение понятия, сущности и элементов правовой системы, основных видов правовых систем современности и особенностей правовой системы России. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:

1. дать определение понятию «правовая система», сущности и элементов правовой системы,

2. рассмотреть критерии классификации и основные классификации правовых систем,

3. проанализировать особенности правовой системы России.

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Познание сущности и роли права в жизни требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты, в научном правововедении было обосновано и утвердилось понятие "правовая система".

Правовая система - это основанная на государственной воле господствующего класса или всего общества совокупная связь права, правосознания и юридической практики. Это понятие охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативное, организационное, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.

Вопрос об элементном, структурном понимании правовой системы в литературе дискуссионен. Так, С. С. Алексеев включает в понятие правовой системы право и его источники, акты применения норм права и правоотношения, права и свободы граждан ] . По мнению Н. И. Матузова, правовую систему общества образуют :

1) право как совокупность создаваемых и охраняемых государством норм;

2) законодательство как форма выражения этих норм (нормативные акты);

3) правовые учреждения, осуществляющие правовую политику государства;

4) судебная и иная юридическая практика;

5) механизм правового регулирования;

6) правореализационный процесс (включая акты применения и толкования);

7) права, свободы и обязанности граждан (право в субъективном смысле); 8) правоотношения;

9) законность и правопорядок;

10) правовая идеология;

11) субъекты права;

12) систематизирующие связи, обеспечивающие единство, целостность и стабильность системы;

13) иные правовые явления, образующие «инфраструктуру» правовой системы (юридическая ответственность, правосубъектность, правовой статус и т. д.).

Ю. А. Тихомиров считает, что понятие правовой системы охватывает законодательство и иные источники права цели и принципы регулирования, системообразующие связи . Существуют и другие отличные точки зрения. ]


В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений. Во-первых, это юридические нормы, принципы и институты; во-вторых, совокупность правовых учреждений; в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.

Близкая к этой характеристика элементов правовой системы у американского исследователя Л.Фридмена: выделены правовые явления, объединенные также в три группы . Первая группа, называемая автором "структура", включает принципы правовой системы и правовые учреждения; вторая - "сущность" объединяет нормы и образы поведения людей внутри правовой системы, решения, "живой закон", нормы, которые принимаются; третья группа - "правовая культура" включает отношения людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой системе общества. Правовая культура, по мнению Фридмена, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе.

Некоторые правоведы толкуют правовую систему, как право в "широком смысле", объединяют в качестве основных элементов этой сложной структуры правосознание, нормы права, правоотношения, правовые учреждения, правовую культуру.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы ) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические "национально-культурные" особенности. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть специфические особенности.

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое влияние оказывает политика, политическая культура. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в тоже время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношения, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга.

Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, что одни национальные правовые системы имеют больше общих признаков и черт, чем остальные, другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.

Среди сотен существующих в современном мире правовых систем многие правовые системы обладают доминирующими сходными чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются одними и теми же или «очень близкими между собой типами общества», общими или «очень сходными историческими условиями развития общества», общей или «очень сходной религией» , а также другими аналогичными им обстоятельствами.

Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт – критериев на отдельные группы, или правовые семьи. В научной и учебной юридической литературе правовая семья понимается как совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт .


Классификация правовых систем (типология) - важный способ научного познания, позволяющий под дополнительным углом зрения раскрыть как внутренние (структурные) взаимосвязи права, так и его отношения с более широким общественно-социальным и политическим контекстом, что открывает новые возможности в изучении юридических явлений.

По вопросу типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии - идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т. д. Вполне естественно, что при этом могут формироваться различные новые типологические группы правовых систем. При этом критерии и типологии могут сочетаться в определенных комбинациях.

В настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся, главным образом, на этногеографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

В современном мире обычно различают следующие правовые системы:

1) национальные правовые системы;

2) правовые семьи;

3) группы правовых систем.

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. Следует отметить, что в настоящее время в современном мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Группировка правовых систем в "правовые семьи" осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права, или частное или публичное право, другие юридические качества.

В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской пpавовой системы, "правовой семьи". Свои ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия…

В общем определении правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования . В соответствии с этими критериями можно выделить следующие семьи:

общего права; романо-германскую;

обычно-традиционную; мусульманскую; индусскую (индусское право);

славянскую.

Следует подчеркнуть, что ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т. д.) и культурно-исторических. Какой-то из этих признаков может преобладать в разграничении тех или иных правовых семей.

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят такие страны, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право и - группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-санксонской правовой семьи различают английскую правовую систему, правовую, систему США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и республики в ее составе) и западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).

К наиболее старым, «классическим» правовым семьям относятся 1) семья общего права и 2) романо-германская (континентальная), принадлежащие к западной юридической традиции.

Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии (период его становления - X-XIII века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права.

Специфика общего права состоит в: 1) отсутствии кодифицированных отраслей права и 2) наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и «право справедливости».

Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, ибо она есть «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, ибо они составляют одновременно механизм правообразования и механизм правореализации. При этом важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходные принципы организации правовая система, например, Англии сохраняет с XIII века до сих пор.

Романо-германская правовая семья. Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (1 в. до н.э.-VI в. н.э.). В качестве основного источника она использует писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства. Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей (это наименование весьма точно для данной правовой семьи отражает роль и функции юристов), и прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.

Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда за исключением судебной практики Верховного и (или) Конституционного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах. Судья, работающий в стране, входящей в зону романо-германской правовой семьи, решая юридическое дело, главным образом осуществляет лишь процесс квалификации - строит цепь умозаключений по методу силлогизма, где роль большей посылки играет норма, а меньшей - обстоятельства конкретного случая. Это, конечно, вовсе не свидетельствует об отсутствии в правоприменении творческого, самостоятельного начала. Чтобы правильно применить отвлеченную от конкретной ситуации норму, юрист должен глубоко вникнуть в природу этой ситуации: обстоятельства деяния и личность деятеля, например, с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т. е. отражало внутреннюю природу права. В этом смысле и в континентальной правовой семье судебная (правоприменительная) практика не может не иметь некоторого нормативного значения, то есть выступать в роли фактора «давления» либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником права.

Такое положение, когда семья общего права имеет черты, присущие семье континентального права (писаное право), а последняя использует некоторые механизмы англо-саксонской правовой семьи (судебная практика), свидетельствует о глубоких взаимосвязях мирового правового развития, известном единстве правового регулирования в рамках, в частности, европейской цивилизации.

Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие.

В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран - священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющая собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - третий источник мусульманского права - комментарии ислама, составленные его толкователями - докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права - архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов - продуктов деятельности государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право . Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности- почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо - семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т. д.

Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающейся значения традиционных и особенно религиозных норм, и даже в известной мере - их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.

Славянская правовая семья . Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

Особенностью приведенного варианта структуры правовых семей, включающей самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную рубрику славянскую правовую семью, так и изменения юридической карты современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) нормативный регион и соответственно правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о государствах бывшего социалистического содружества - СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии,. Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.

Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный строй общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев - от технико-юридических до социально-экономических и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное - государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе . В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.

Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 80-х- начале 90-х годов в восточноевропейских странах, появление на политической карте новых государств - новой России, объединенной Германии, новой Югославии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии, Украины, Белоруссии и других - свидетельствует о необходимости теоретического анализа положения, сложившегося в правовом пространстве некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы.

Главный вопрос - какова природа национальных правовых систем стран бывшего социалистического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точностью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых общностей? По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и, соответственно - законодательно-юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего социального обновления. Эта ориентация имеет стратегически важное значение для национальных государственно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ныне независимых и самостоятельных стран, их правовых культур.

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

1) построение такого государственн о-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы . В настоящее время это - лишь идеал, цель российского политико-правового развития.

Не менее важный элемент правовой системы - правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа.

Правосознание традиционно определяется как совокупность идей, чувств, представлений о праве действующем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования. Это весьма формалистическая дефиниция, слабо специфицирующая анализируемый феномен. Более содержательно правосознание можно определить как совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от п роизвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации).

Общественное сознание станов ится правовым лиш ь после того, как в нем сформируются идеи о юридической нормативности в качестве основы жизнедеятельности и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии за правонарушения, формальном равенстве и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве конфликтов и др.

Русская культура не имела достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путем появились только собственные правовые формы и отношения. А потому наряду с последними действовали и заимствованные-византийские, литовские, шведские и др. Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужому историческому опыту . Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомые ему формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и т. п.

Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство - абсолютно необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма - системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. Широко из вестна крайняя нигилистичность по отношению к праву не только широких слоев российского населения, но и отдельных знаменитых его представителей: Л. Н. Толстого, всех лидеров коммунистического эксперимента, ряда современных общественных и культурных деятелей.

Если в общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровн ях. В правовую идеологию он проникал через марксиз м-ленинизм - «знамя нашей эпохи». Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что коммунисты находятся в оппозиции к праву и даже к такому его проявлению, как права человека, а В. Ленин определял диктатуру пролетариата как государственную власть, не связанную и не ограниченную никакими законами, опирающуюся непосредс твенно на насилие. В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. начало диссидентскому (правозащитному по сути) движению в СССР. И лишь с середины 80-х можно говорить о начале нового этапа в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее общественного договора и необходимости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.

Разумеется, что российская правовая система будет развиваться своим путем, но при этом не следует избегать ориентира на передовые международные и зарубежные юридические стандарты, в частности романо-германской правовой семьи. Это направление дает России не только исторически оправданный и упрочившийся выбор юридических конструкций (правопонимание, система и источники права, правоприменение), но и другие преимущества, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2-х т. Т. 1. М., 1999, с. 87-88, 111.

2. Алексеев С.С. Право и правовая система // Правоведение. 1980. № 1. С. 32-38

3. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. – М.: Изд. Дом NOTA BENE, 2007.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. – 4-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007.

5. Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 2002, с. 43-44.

6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

7. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1998, с. 25.

8. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства – М., Мир, 2001

9. Осакве Кр. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. 2001. № 4

10. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/ Отв. ред. – д. ю. н., проф. А.Я. Сухарев – М.: НОРМА, 2005

11. Российское государство и правовая система: современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2005.

12. Саидов Л. Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.

13. Тихомиров Ю. А. Правовая система развитого социализма - Советское государство и право, 1981, №7, с. 33.



Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

!) - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей. Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы; по его характеру судят о сущности правовой системы.

Элементы правовой системы:

  • право;
  • правотворчество;
  • правосудие;
  • юридическая практика;
  • правоотношения;
  • субъективные права и обязанности;
  • правовые учреждения;
  • законность;
  • правосознание и др.

Исчерпывающий перечень дать трудно, т.к. правовая система сложное, многоуровневое, динамическое образование.

Блоки правовой системы:

  1. нормативный;
  2. правообразующий;
  3. доктринальный (научный);
  4. статистический;
  5. прав и обязанностей и др.

Ценность правовой системы - в системном подходе.

Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое.

Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений".

Правовая система дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суд, прокуратура, ), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, юридические доктрины и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, принципов, и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения. Преимущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства - тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Это позволяет полнее, контрастнее выявить наиболее существенные корреляционные, субординационные и другие связи и отношения между целым и его частями, а также последних между собой, точнее определить место и роль каждого звена системы в общей работе всего правового механизма, находящегося в распоряжении государства. Поэтому интегративный подход к правовой системе - единственно возможный.

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством.

Естественно, что функционирование такой системы - сложнейший процесс. Поэтому современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, гносеологическим , социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система - более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична.

Категория надстройки "раскрывает местоположение правовых явлений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутренних связей, их организации, структуры" (В.Н. Кудрявцев, А.М. Васильев). Иными словами, если правовая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических явлений материальными и иными факторами, то правовая система фиксирует правовую реальность в иной плоскости - со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Она включает в себя весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.

Правовая система по своему содержанию шире, богаче, сложнее. Это то, что можно назвать юридической формой данного способа производства, данного общественного строя. Перед нами - правовая сфера жизни общества.

Роль права в правовой системе

Право, как уже подчеркивалось, - эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.

Правовая система – совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовую систему необходимо отличать от системы права, правовая система гораздо шире. Она охватывает:

1. Систему права.

2. Систему законодательства.

3. Правовые институты и правовые учреждения (правотворческие и правоприменительные).

4. Правовые понятия, принципы, символику.

5. Правовую политику, идеологию, культуру.

6. Юридическую практику.

Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно-исторического развития.

В зависимости от происхождения и эволюции правовой системы, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии, возможно, представить следующую классификацию правовых семей:

1. Романский правовой круг.

2. Германский правовой круг.

3. Скандинавский правовой круг.

4. Англо-американский правовой круг.

5. Социалистический правовой круг.

6. Исламский правовой круг.

7. Индусское право.

В зависимости от исторического генезиса правовых систем, системы источников права, структуры правовой системы выделяют следующие правовые семьи:

1. Романо-германская.

2. Скандинавская.

3. Латиноамериканская.

4. Правовая семья общего права.

5. Мусульманская.

6. Индусская.

7. Семья обычного права.

8. Дальневосточная семья.

В зависимости от идеологии и юридической техники можно выделить следующую классификацию правовых семей:

1. Романо-германская правовая система. Возникла в Центральной Европе, но основе заимствований из римского права.

Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Основным источником права являются нормативно-правовые акты (следовательно, в большинстве своём законы). Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты. Большое распространение получили правовые кодификации. Суды лишены права на правотворчество, но на основе судебных толкований и решений складывается определённая практика.

2. Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии (1060 г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции). Также существуют статусы (законы) принимаемые высшими законодательными органами. Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо-германской семье.

3. Мусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное.



 

Возможно, будет полезно почитать: