Сервитут - понятие, виды, порядок установления и прекращения. Виды сервитутов

Земельные отношения, которые возникают у владельцев земельных участков разных видов, имеют множество особенностей, которые связаны с приобретением и реализацией прав на землю. Особое место при этом занимает такое понятие как сервитут, которое может означать как право, так и , в зависимости от того, кому оно принадлежит.

Понятие сервитута

В общем смысле сервитут представляет собой ограниченное право для одного субъекта пользоваться каким-то имуществом другого субъекта. В отношении земельного участка данное право заключается в том, что лицо, которое не является собственником или владельцем земли, может использовать ее в определенных целях, установленных законодательно. При этом существуют такие особенности:

  • сервитут является определенным обременением для собственника земельного участка;
  • его не лишает прав на землю ее законного владельца (собственника, арендатора) и никак не ограничивает его возможности по ее или распоряжению;
  • собственник участка имеет право требовать от обладателя сервитута внесения за пользование недвижимостью определенной (она должна быть соразмерной тому ущербу, который может быть нанесен земле от установления обременения);
  • устанавливаться он может как добровольно (по согласию сторон), так и принудительно, в судебном порядке (по требованию третьего лица);
  • сервитут дает право только использовать участок в ограниченных целях - распоряжаться им он не может.

Данный вид обременения устанавливается официально, то есть данные об этом заносятся к общим сведениям о земельном участке (в кадастр).

Для его установления обязательно должны быть соответствующие . В зависимости от этих оснований и целей, для которых необходимо установление этого обременения, существует несколько его различных видов.

Важные моменты

Виды

В зависимости от заинтересованной аудитории

Прежде всего, стоит рассмотреть виды сервитута, установленные официально, на законодательном уровне. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть:

Частным

Основным отличием между данными видами обременений является основание, на котором они устанавливаются. Так, возникает на основании следующих документов:

  • между собственником участка и третьим лицом - заключается в том случае, если решение об его установлении является добровольным;
  • соответствующее - является основанием в том случае, когда добровольно соглашение не было заключено и понадобилось обращение в суд.

В каждом из этих документов оговариваются условия, на которых будет установлено обременение: его срок, наличие и величина оплаты, цели, в которых может использоваться участок и т. п.

Применяется он, чаще всего, в отношении земельных наделов, которые находятся в собственности частных лиц - физических или юридических, однако не исключено его установление и на государственную или муниципальную собственность.

Однако это всегда происходит только в частных интересах - то есть для какого-то гражданина или юридического лица. Это является еще одной особенностью данного вида обременения.

Публичным

Данный вид сервитута устанавливается на основании закона или какого-то другого нормативно-правового акта РФ, субъекта РФ или же органа местного самоуправления. В от частного, его применение всегда вызвано заботой о публичных интересах - государственных, органов местного самоуправления или же населения города (другого населенного пункта).

В зависимости от срока действия

Также в зависимости от срока, на который данный вид обременения устанавливается, он может быть:

  • В этом случае установление сервитута происходит только на какой-то период, в течение которого его обладателю будет необходимо пользоваться участком. Данный срок может определяться сторонами в добровольном порядке или же устанавливаться принудительно исходя из поставленных целей.
  • Бессрочным. Этот вид обременения устанавливается без конкретного срока, поэтому право пользования участком будет у его обладателя до тех пор, пока это необходимо или он сам не решит отказаться от него. Сторонами могут быть дополнительно предусмотрены различные ситуации и основания для прекращения действия сервитута.

В зависимости от целей использования

В зависимости от целей, для которых предоставляется право ограниченного использования земли, сервитут делится на:

Городской

Он устанавливается в пользу застроенных участков и может иметь целью как не допустить в отношении них каких-то действий, так и, наоборот, обеспечить возможность их совершения. Например:

  • право использовать стену чужого строения в качестве подпорки для своего здания;
  • возможность обеспечивать через чужой участок сток воды;
  • запрет возводить строения больше определенной высоты, чтобы не загораживать здание соседа и т. п.

Как правило, устанавливается такой сервитут для участков, которые расположены в пределах , однако не исключено и обратное.

Сельский

Он применяется в отношении незастроенных и полевых участков. Цели его установления обычно связаны с ведением сельскохозяйственной деятельности:

  • прогон скота через участок;
  • проведение канализации;
  • возможность через надел и т. п.

Другие

Еще одна классификация предусматривает разделение сервитута на такие виды:

Водный

Как следует из названия, он заключается в предоставлении третьему лица права использовать , расположенные на чужом участке, например:

  • водить к водоему скот на водопой;
  • проводить через надел систему водоснабжения;
  • купаться в водоеме;
  • ловить рыбу и т. п.

Лесной

Соответственно, в данном случае обладателю сервитута предоставляется право использовать фонд для различных целей, установленных законодательно. Чаще всего здесь подразумевается возможность свободно пребывать в лесу, собирать различные плоды (грибы, ягоды) и т. п.

Стоит учесть, что принадлежность обременения к одному из вышеперечисленных видов не исключает возможности того, что он имеет характеристики и другого вида. Например, частный сервитут может быть одновременно еще и срочным и водным, точно так же, как и публичный.

Важные моменты

Частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, в редких случаях - по решению суда. В нашей статье вы сможете получить подробную информацию о данном виде сервитутного обременения, а также узнать, чем частный сервитут отличается от личного, и как правильно составить договор об установлении сервитута

Публичный сервитут устанавливается в интересах общественности определенного населенного пункта или в интересах государства. Однако данный вид обременения может быть установлен не всегда. Обо всех подробностях вы сможете прочитать в нашей статье

Исторические виды

Сервитут относится к одним из наиболее древних вещных прав, которые использовались на протяжении всей истории развития человечества. Поэтому помимо станадратных классификаций, рассмотренных выше, существует также несколько его форм, которые сложились исторически. Их можно разделить на две группы:

Личные сервитуты

В этом случае право пользоваться какой-то вещью или имуществом устанавливалось для конкретного человека - оно действовало на протяжении его жизни и прекращалось в случае смерти. В этой группе выделяется несколько различных форм:

  • узуфрукт - в этом случае обладатель сервитута мог пользоваться как вещью, так и плодами, которые она приносит (например, собирать урожай с земельного участка);
  • узус - такой вид обременения не дает права извлекать из имущества никаких плодов (то есть обладать сервитута может проходить через участок или прогонять по нему скот, но не может собирать плоды).

Вещные сервитуты

Они устанавливаются в отношении конкретной вещи или имущества. В этом случае существует два вида имущества:

  • господствующий;
  • служащий.

При этом последний вид имущества существует и используется фактически в интересах первого. Данные виды сервитутов также делятся на несколько групп:

  • сельские - устанавливаются в пользу полевых и незастроенных участков, предназначенных для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • дорожные - связаны с правом проезда, прохода или прогона через участок скота;
  • водные - связаны с использованием чужого водоема для водопоя скота, возможностью провоза через чужой участок воды или прокладывания водопровода;
  • пастбищные - заключаются в возможности выпаса на чужом участке скота;
  • городские - устанавливаются в пользу застроенных участков (могут быть связаны с правом на постройку зданий, сток воды и т. п.).

В современных условиях данные виды являются несколько устаревшими, однако некоторые их формы или их характеристики встречаются и сейчас. Разнообразие этих видов и форм порождает множество спорных моментов, связанных с установлением сервитута и его использованием, которые зачастую могут решаться только в судебном порядке.

Земельные сервитуты, виды сервитутов
Земельный сервитут – это подтвержденное законом ограниченное право одного лица пользоваться земельным участком другого. Определение земельного сервитута дается в пункте 1 274 статьи Гражданского кодекса РФ. По сути, сервитут и право на ограниченное пользование землей являются синонимами. Сервитут устанавливается по обоюдному согласию сторон или же по судебному решению. Обладателем сервитута считается лицо, которое имеет ограниченное право пользоваться земельным участком другого лица. По закону данное право не может передаваться третьим лицам, только в случае покупки объекта, для которого данный сервитут устанавливался.
Виды земельных сервитутов
Действующее законодательство подразделяет сервитуты на публичные и частные (зависит от субъектов, в интересах которых осуществляется установление сервитута), а также на срочные и постоянные. Данная классификация зависит от срока, на который определяется сервитут. Также разделение сервитутов прописано в Водном, Градостроительном, а также Лесном кодексах РФ.
Частный сервитут
Владелец земельного участка может потребовать от владельца соседнего участка (в некоторых случаях, владельца участка, граничащего с соседним) права на ограниченное пользование участком соседа. Данная форма сервитута определена как частный сервитут.
Данный вид сервитута могут установить в целях:
- создания проезда и прохода сквозь соседний участок
- обеспечения водоснабжения и мелиоративных целях
- прокладки и использования ЛЭП, а также трубопроводов и связи
- других потребностей владельца недвижимости, осуществление которых без установления сервитута невозможно
Немаловажным является тот факт, что сервитут устанавливается только в тех случаях, когда его условие обязательно и нужды владельца земли не могут быть удовлетворены без использования сервитута. Наличие данного условия устанавливается судом.
Данный вид земельного сервитута устанавливается согласно договору между лицом, которое требует установления сервитута и лицом, которое владеет соседним участком. Если же такого соглашения достигнуть не удается, то данный спор решается судом.
Лесные сервитуты могут быть установлены на основании соглашения, актов госорганов, местных органов власти, по решению суда.
Водные сервитуты могут быть установлены согласно договору, по решению суда.
Собственник участка, который обременяет сервитут, не лишается прав на данный участок. Он все так же обладает правом владения, распоряжения и пользования. Владелец данного участка вправе потребовать от лица, в чьих интересах устанавливается сервитут соответственной платы за использование его участка. Размер данной платы должен быть соразмерен той прибыли, которую мог получить владелец данного участка, если бы на него не распространялся сервитут. Примером такой выгоды может служить сдача в аренду части земельного участка, обремененной сервитутом. Также он может требовать окончания действия сервитута в связи с прекращением действия оснований, на которых данный сервитут устанавливался.
Публичный сервитут
Публичный сервитут отличается от частного тем, что он устанавливается в интересах государства, региона или местного населения. Данный вид земельного сервитута устанавливается на основании общественных слушаний, но в законодательстве пока нет четкого определения и регламента таких слушаний. По-видимому, под такими слушаниями понимается выяснение мнения общественности, путем обсуждения данного вопроса в СМИ.
Он может быть установлен в следующих целях:
- обеспечение прохода или проезда
- дренажирования земельного участка
- сенокошения
- использования земельного участка для исследовательских работ
- обеспечения доступа к морю
- выгула сельскохозяйственных животных, а также их прогона через земельный участок
Установление публичного сервитута определяется исключительно нормативным правовым актом.
Сервитут данного вида устанавливается без согласования с лицом, владеющим участком, на который распространяется действие сервитута. Данное лицо может обжаловать данное решение в суде и требовать соответственной платы за установление сервитута. Обжаловать же данное решение юридические лица и граждане не вправе. В случае полной невозможности пользоваться участком, после установления на нем публичного сервитута, владелец данного земельного участка может требовать у государства или местных властей его выкупа или предоставления эквивалентного земельного участка.
Срочный и бессрочный земельный сервитут
Земельный участок может обременяться земельным сервитутом на определенный срок или же бессрочно. Второй вариант земельного сервитута действует, пока в нем существует необходимость. Действие сервитута не зависит от того, кто владеет обременяемым земельным участком, поэтому его действие продолжается даже после продажи данного земельного участка другому владельцу. Поэтому при продаже данного земельного участка владелец обязан уведомить покупателя о действии на территории данного участка сервитута. В случае сокрытия данного факта покупатель может расторгнуть договор покупки земельного участка и потребовать у продавца возмещения убытков.

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается только в том случае, когда собственник недвижимого имущества не может осуществить пользование своим имуществом без установления сервитута.

Сервитут может быть как публичным, так и частным.

Публичный сервитут - сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичный сервитут может быть установлен для достижения следующих целей:

Прохода иди проезда через земельный участок;

Использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

Размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

Проведения дренажных работ на земельном участке;

Забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

Прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

Сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

Использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

Временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

Свободного доступа к прибрежной полосе.

Частный сервитут - сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости) и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости.

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок. Бессрочный сервитут указания на срок не содержит. По истечении срока сервитута вопрос о его повторном установлении разрешается сторонами, при недостижении ими соглашения - в судебном порядке.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательством.

Соразмерная плата за сервитут - это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

В настоящее время установление платы за сервитут регламентируется Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Росземкадастром 17 марта 2004 года. Однако данный документ не был зарегистрирован Минюстом России и опубликован в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", и в связи с этим не подлежит обязательному применению.

Плательщиками соразмерной платы за сервитут в зависимости от вида сервитута выступают:

в случае установления частного сервитута - собственники земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, обладатели права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственники иных объектов недвижимости, в интересах которых сервитут установлен;

в случае установления публичного сервитута - органы государственной власти, органы местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен.

Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы за сервитут равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Величина соразмерной платы за сервитут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и рассчитывается путем сложения:

Размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;

Размера упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;

Размера убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Порядок оформления и прекращения сервитута

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Согласно письму Минэкономразвития России от 3 ноября 2009 года № Д23-3607 "Об установлении сервитута на земельный участок" в соответствии со статьей 23 Земельного Кодекса РФ допускается установление публичного сервитута для обеспечения прохода или проезда через земельный участок. При этом публичный сервитут должен устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Вместе с тем ни Земельным Кодексом РФ, ни иными федеральными нормативными правовыми актами порядок принятия такого решения, а также органы государственной власти, в компетенции которых находится принятие соответствующего нормативного правового акта, не определены.

В свою очередь, частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Соглашение об установлении частного сервитута должно содержать:

Сведения о сторонах соглашения;

Сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер);

Цели и задачи установления сервитута;

Пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке;

Размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии);

Иные права и обязанности сторон.

Минимально необходимыми документами для заключения соглашения об установлении частного сервитута являются документы, подтверждающие право собственности лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости, и в случае если сервитут относится к части земельного участка - документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).

Соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его собственник, иные правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и т. п.) таким правом не наделены.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дела об установлении сервитута рассматриваются федеральными (районными) судами. Иск подается по месту нахождения недвижимого имущества. Исковое заявление названной категории оплачивается в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ (для судов общей юрисдикции), а именно: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 4000 рублей.

В исковом заявлении должны быть отражены следующие данные:

Наименование суда, в который подается заявление;

Наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

Наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

Требования истца;

Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

Сведения о соблюдении до судебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

Перечень прилагаемых к заявлению документов.

К исковому заявлению следует приложить письменные доказательства о до судебном порядке урегулирования спора, документы, подтверждающие права на земельный участок.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Более детально указанная процедура регламентируется Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от 26 июля 2004 года № 132.

Так, для осуществления государственной регистрации сервитута в территориальный орган Росреестра необходимо представить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации;

2) документ об уплате государственной пошлины;

3) документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя);

4) доверенность, подтверждающую полномочия представителя;

5) для заявителя - юридического лица дополнительно представляются:

Учредительные документы (устав, учредительный договор) со всеми изменениями и дополнениями;

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица - для юридических лиц, созданных после 1 июля 2002 года;

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года - для юридических лиц, созданных до 1 июля 2002 года;

Свидетельство о постановке на налоговый учет;

Выписка из ЕГРЮЛ;

Документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица (протокол об избрании, приказ о назначении, определение суда о назначении арбитражного управляющего и т.д.);

6) право устанавливающий документ: соглашение об установлении частного сервитута; нормативно-правовой акт органа исполнительной власти об установлении публичного сервитута;

7) кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества, выданный после 1 марта 2008 года, или техническая документация, описывающая объект недвижимого имущества (кадастровый план земельного участка), выданные до 1 марта 2008 года.

Заявление о государственной регистрации сервитута представляет собственник земельного участка или лицо, в пользу которого установлен сервитут. Размер государственной пошлины за регистрацию сервитута в интересах физического лица составляет 1000 рублей, в интересах юридического лица - 4000 рублей.

Сервитут может быть прекращен в следующих случаях:

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен;

По решению суда в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии со своим целевым назначением.

При прекращении сервитута в ЕГРП вносится соответствующая запись.

(кликните, чтобы открыть)

Зачем нужен земельный сервитут?

Установление сервитута (Сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком) производится по взаимному согласию собственников, либо по приговору суда, и подлежит регистрации в соответствующем порядке.

Право ограниченного пользования чужим участком устанавливается для обеспечения прохода через соседний земельный объект, или ремонта линий трубопроводов, электропередачи, или связи и других нужд. При его оформлении объект становится рабом собственника. За такой объект государство должно получать прибыль за пользование землей.

Виды сервитутов по законодательству

Какие существуют ? Право ограниченного пользования чужим земельным участком принято подразделять на следующие виды:

  • частные и публичные (зависит от субъектов, в интересах которых осуществляется ограниченное право пользования);
  • срочные и постоянные (зависит от срока, на который определяется сервитут);

Частный сервитут

Устанавливается, для перемещения через другой участок, а также для прокладки жизненно важных линий (электропередачи, связи и трубопроводов). Данный вид ограничений может потребоваться и для других нужд. Но учтите, тот факт, что установление ограниченного права на земельный участок — это мера, применяемая, только если нужды невозможно обеспечить иным путем.

Обычно вопрос о частном ограничении на чужой объект возникает между лицом, нуждающемся в нем, и владельцем соседних объектов.

Оформляется письменно и регистрируется в в обязательном порядке. Без регистрации процесс считается недействительным. При получении отказа, всегда можно добиться установления через суд. Но даже судебное решение должно быть занесено в Единый государственный реестр.

Публичный сервитут

Процесс установления происходит иным путем. Публичные сервитуты на участок земли устанавливаются законом в случае необходимости удовлетворения интересов государства. Основной причиной установления этого вида является возможность разрешения задач, связанных с обеспечением нужд. Решение об установлении этого вида сервитутов выносится только после общественных слушаний.

Они устанавливаются для размещения на нем межевых знаков, а также для изъятия ресурсов, для проведения работ государственной важности, и даже для прогона животных. Продолжительность ограничений соответствует административным условиям.

Публичный, как и частный сервитут, подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре. Каждая сторона имеет право на помощь судебного исполнителя. Владелец собственности, может подать исковое заявление в суд об установлении соразмерной платы за использование его земли.

Важно

Подводя итог об этих двух видах – публичном и частном — можно выделить единственное и яркое различие между ними. Самым важным отличием между ними являются способы их установления и назначения.

О следующих видах много говорить не придется, так как названия говорят обо всем. Срочный и постоянный сервитуты на участок земли. Срочный устанавливается на определенный срок, а в постоянном — срок не указывается.

Какова оплата за такие виды ограничений?

Плата может быть различна. К примеру, собственник участка, переходящего в рабство другому лицу имеет право потребовать любую плату за использование его владений. Но при этом ее размер, должен быть указан в договоре между двумя сторонами.

Что касается оплаты за частное земельное ограничение, размер зависит от решения суда. Но, несмотря на эти условия, плата за ограниченное право на участок земли должна быть соразмерной. При ее определении размера оплаты можно ознакомиться с рекомендациями Росземкадастра.

Сервитут в представляет собой ограничение на пользование наделом. В отечественной системе это понятие впервые было введено в п. 4.10 Положений о госпрограмме приватизации № 1535. Рассмотрим далее по земельному законодательству.

Историческая справка

Впервые появились земельные сервитуты в римском праве. Понятие servitus дословно переводится как "рабство вещи". При этом объект служил не только непосредственному собственнику. Он также использовался для извлечения выгоды соседом. В римском праве существовало положение о том, что собственная вещь никому не служит, то есть человек не мог установить сервитут на свой участок, а только на чужой.

Формирование нормативной базы

Как известно, претерпело ряд изменений. Были, в частности, введены новые положения, касающиеся отношений, связанных с собственностью. Сервитуты на земельные участки регламентируется ст. 274-277 ГК. Суть норм состоит в следующем. Владелец недвижимости может потребовать от собственника соседнего надела предоставить ему возможность ограниченно использовать его территорию.

Назначение

Сервитуты на устанавливаются для разных целей. Например, для создания прохода/проезда, прокладки и использования инженерных коммуникаций, трубопроводов, линий связи, водоснабжения. То есть сервитуты на земельные участки необходимы для удовлетворения таких нужд собственника, которые не могут обеспечиваться иным способом. Они выступают как обременение, не лишающее владельца возможности распоряжаться и пользоваться объектом.

Условия установления

Сервитуты на земельные участки вводятся по соглашению сторон. Данные обременения должны пройти госрегистрацию. Если собственники не достигли взаимовыгодного соглашения, земельный сервитут устанавливается по решению суда. Следует отметить, что заключить соглашение с соседом может не только собственник. Сервитут может устанавливаться по требованию или в интересах субъекта, которому участок предоставлен на правах наследуемого владения либо постоянного пользования. Обременение в виде ограниченной возможности использовать часть надела предполагает взимание платы. Стоимость сервитута на земельный участок устанавливается собственниками (владельцами) самостоятельно.

Специфика заключения сделок

По 613 статье ГК, владелец надела при предоставлении его в аренду должен предупредить, что на него установлен земельный сервитут. В случае невыполнения этого условия пользователь может требовать уменьшения суммы оплаты или расторгнуть соглашение, предъявив иск о взыскании убытков. При заключении ссудного договора субъект, который передает объект в безвозмездную эксплуатацию, также должен поставить другого участника сделки в известность о существующих обременениях. При неисполнении этого условия ссудополучатель может расторгнуть соглашение в одностороннем порядке и требовать компенсации ущерба.

Классификация

Нормами предусмотрено два вида обременения. Публичный сервитут на земельный участок может устанавливаться по решению территориальной власти на основании градостроительных документов и в соответствии с правилами застройки. Такое обременение обычно вызвано необходимостью удовлетворить общественные либо государственные интересы. Частный сервитут на земельный участок может устанавливаться для ограничения эксплуатации наделом и прочей недвижимостью для обеспечения:

  1. Реконструкции, строительства, использования и ремонта сооружений, зданий, а также объектов транспортной и инженерной инфраструктур.
  2. Проезда/прохода через территорию, принадлежащую другому лицу, если иным способом попасть на собственный участок нельзя.
  3. Выполнения работ по инженерной подготовке, защите местности от подтопления и затопления, сооружению подпорных стен.
  4. Применения устройств, проникающих на чужую территорию на определенной высоте, при возведении зданий.
  5. Ремонта и эксплуатации общих стен в сооружениях блокированной застройки.
  6. Прочих нужд владельцев недвижимости, обеспечение которых не может осуществляться без установления обременения.

Сервитут не может выступать в качестве самостоятельного предмета купли-продажи или залога, а также передаваться любым способом лицам, которые не являются собственниками объектов, для пользования которыми он предусматривается.

Прекращение обременения

Оно осуществляется по требованию собственника участка, в отношении которого установлен сервитут. Прекращение обременения может обуславливаться отсутствием оснований, в соответствии с которыми он был предусмотрен. Собственник может обратиться в суд для устранения сервитута, если его наличие создает существенные препятствия для использования участка по назначению.

Дополнительные нормы

Сервитут предусматривается не только в ГК. Обременение, например, регламентируется ФЗ № 113 "О гидрометеорологической службе". Сервитут устанавливается на наделы, по которым осуществляется проезд/проход к стационарным наблюдательным пунктам, включенным в государственную сеть. Порядок, в соответствии с которым вводится обременение в этом случае, определен правительством в Постановлении № 972. В ФЗ № 72, регламентирующем функционирование товариществ собственников жилья, предусматрено, что в отношении земельного участка, а также другого общего имущества может устанавливаться ограниченное право использования их сторонними лицами. Вместе с этим не допускается запрет на введение обременения в случае наличия необходимости обеспечить доступ иных субъектов к объектам, которые существовали до принятия ФЗ № 72. Если встал вопрос об установлении нового сервитута, то он решается по соглашению между заинтересованным лицом и собственниками квартир. При недостижении консенсуса спор может разрешаться в судебном порядке. Для уточнения положений, связанных с введением обременения, предусмотренного ФЗ № 72, правительством было принято Постановление № 1223. Им утверждались правила определения размеров и установления границ наделов в кондоминиумах. В соответствии с ними, территория общего использования в пределах микрорайона, квартала подлежит предоставлению в аренду или собственность товариществу собственников или домовладельцам только при условии введения необходимых сервитутов и ограничений.

Другие случаи

В ФЗ №123 определена возможность вводить обременение на участки для удовлетворения нужд племенного животноводства. Необходимость установить сервитут может возникнуть и при мелиорации участка, к примеру, при его осушении для отвода воды. Соответствующее положение предусматривается пунктом 3 статьи 26 ФЗ № 4. Наделы, которые находятся на границе с территориями мелиорируемых земель, допускается использовать с ограничениями, определенными ЗК и ГК.

Дополнительные типы обременения

В лесном и водном законодательстве также предусматривается возможность установления сервитутов. По своему содержанию они приближены к рассмотренным выше обременениям. Водный сервитут закрепляется в 43 статье ВК. По условиям договора, возможности субъектов, которым предоставляются в долго- или краткосрочное пользование соответствующие объекты, могут ограничиваться в пользу иных лиц. Частный водный сервитут может устанавливаться по решению суда. Следует отметить важный момент. Правила о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным объектам в части, не противоречащей ВК.

Цели обременений

Водный сервитут, по 44 статье ВК, может устанавливаться для:

  1. Забора воды без использования сооружений, технических устройств и средств.
  2. Прогона и водопоя скота.
  3. Эксплуатации объектов в качестве путей сообщения для лодок, паромов, маломерных судов.

В законе могут предусматриваться и иные цели. Для реализации ограниченного права на водный объект нет необходимости получать разрешение на пользование.

Специфика

Особенность публичного сервитута на водный объект состоит в том, что одной стороной выступает собственник, а другой - неограниченное количество лиц, которые осуществляют пользование. При этом последние владельцами не являются. Частный сервитут на водный объект устанавливается между пользователями-несобственниками.

Лесной фонд

Правила пользования его территориями закрепляется в ЛК. В соответствии с 21 статьей этого кодекса, граждане могут свободно находиться на землях, как входящих, так и не входящих в лесной фонд. При этом возможность пользоваться территориями последней категории может ограничиваться в пользу иных заинтересованных субъектов. Основанием для установления лесного сервитута выступает договор, решение госоргана или территориальной структуры власти, а также судебной инстанции. Установленное обременение должно пройти процедуру регистрации. При недостижении соглашения между заинтересованным субъектом и собственником территории спор рассматривается судом по иску первого. Публичный сервитут, в соответствии с ЛК, предполагает, что одной стороной выступает собственник территории - РФ, а другой - неограниченное количество лиц, которые осуществляют пользование. При этом последние владельцами не являются. При установлении частного сервитута участниками сделки являются исключительно несобственники. Решения институтов власти (государственной или местной), предусматривающие введение обременения на территории, могут быть оспорены в суде в установленном порядке.



 

Возможно, будет полезно почитать: