Какими судами осуществляется правосудие в рф. Осуществление правосудия только судом
Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом. Этот принцип, предусматривающий исключительное право суда осуществлять правосудие, не допускает переложения данной функции ни на один внесудебный орган государства. Судебная власть – это государственная власть, призванная (уполномоченная и обязанная) рассматривать и разрешать правовые конфликты, споры о праве в особом, законом предусмотренном порядке.
Указанный принцип, сформулированный в ст. 32, 118 Конституции РФ, ст. 13 УПК РФ, получил свое развитие в ст. 49 Конституции РФ, раскрывающей саму суть правосудия: признать лицо виновным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию полномочен только суд своим приговором.
Данный принцип означает, что:
1) суд занимает особое положение суда среди иных органов государственной власти и правомочен принимать решения, имеющие силу закона;
2) отмена или изменение судебных решений может иметь место лишь в пределах судебной системы;
3) исключительное право суда при осуществлении правосудия – признавать лицо виновным либо невиновным и применять наказание к виновному.
Только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание, применить к лицу принудительные меры медицинского характера, применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия, отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом (п. 1 ст. 29 УПК).
Это придает судебному разбирательству значение важнейшей стадии процесса, а суд выделяет из всех иных органов, ведущих производство по делу, ставит его в особое положение, обязывая выступать гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном УПК.
Принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии процесса. В каждой из них правосудие осуществляется в тех формах, какие соответствуют характеру и назначению разрешаемых данной стадии задач.
Принцип определяет такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия по уголовным делам. Ни одно судебное решение не может быть отменено или изменено каким бы то ни было государственным органом, в т. ч. высшей государственной властью. В этом проявляется не только исключительность, но и полнота судебной власти: вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех, не исключая высшие органы власти (ст. 392 УПК РФ).
Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие преимущества в разрешении уголовных дел, какими не располагает ни одна иная форма государственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.
Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено.
В суде первой инстанции дела рассматриваются:
1) единолично:
а) судьей федерального суда общей юрисдикции;
б) мировым судьей;
2) коллегиально:
а) с участием присяжных заседателей;
б) коллегией из трех профессиональных судей.
Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора – в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.
Принцип осуществления правосудия только судом
В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе, где сказано: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается." Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст.49 Конституции РФ и ч.1 ст.8 УПК .В последней по данному принципу сказано следующее: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленным настоящим Кодексом." Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Этот перечень является исчерпывающим. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.
Презумпция невиновности
Презумпция невиновности является одним из наиболее важных институтов демократического государства. Основные положения данного принципа регламентированы в ст. 49 Конституции РФ, а также в отраслевом уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 14 УПК РФ) . Сущность презумпции невиновности заключается в том, что все граждане предполагаются добропорядочными и могут считаться виновными в совершении преступлений лишь при наличии определенных условий и в строго определенный законом момент.
Презумпция невиновности является важнейшей гарантией от необоснованного осуждения лица, обязывает должностных лиц, ответственных за производство по делу, доказать виновность лица в совершении преступления, соблюсти процедуру установления виновности лица.
Принцип законности
Принцип законности включает в себя требование к судам правильно применять нормы материального (регулятивного) права и совершать процессуальные действия, руководствуясь законодательством о судоустройстве в хозяйственных судах.
Определяя законность, необходимо учитывать, что сама по себе законность - это и метод, и принцип, и режим, точнее - комплексное государственно-правовое явление, которое олицетворяется надлежащей государственно-правовой практикой и отражается в названной категории.
Принцип законности в хозяйственном процессе имеет довольно сложный интегрированный состав, в котором четко выделяются две стороны: материально-правовая и процессуальная. Так, суды осуществляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 7 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и после вступления в законную силу судебного постановления ставит перед Верховным Судом и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос, о внесении ими предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании данного нормативного правового акта неконституционным.
Понятие законности является многогранным и объемным. Существует множество различных подходов к раскрытию природы (сущности) исследуемого явления 124 . Законность рассматривается как принцип, т. е. закрепленное в законодательстве требование соблюдать правовые предписания, обращенные к субъектам общественных отношений; как метод, когда законность (соблюдение норм права) в силу различных причин, в том числе и мер государственного принуждения, проявляется в конкретном поведении, деятельности субъектов общественных отношений; как режим, т.е. режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые отношения (нормы права), и как следствие - в обществе устанавливается правопорядок.
Сущность принципа законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов и основанных на них правовых актов. Именно эти качественные характеристики присущи законности любого исторического периода независимо от условий, времени и сферы общественных отношений.
Законность в хозяйственном процессе достигается при реализации двух составляющих: во-первых, правильного применения судами норм регулятивного права; во-вторых, соблюдения установленного законодательством порядка рассмотрения и разрешения экономических (хозяйственных) споров, обязательного для всех судов. Отмеченные элементы принципа законности тесно связаны между собой: нарушение или несоблюдение процессуальных норм обычно ведет к неправильной квалификации спорных материально-правовых отношений, порождает ошибки в применении норм регулятивного права. Законность в деятельности суда означает полное соответствие всех его постановлений и совершаемых процессуальных действий содержанию норм материального и процессуального права, т.е. закону 125 .
В хозяйственном процессуальном праве принцип законности имеет свое содержание и свою систему гарантий, что предопределяет необходимость его выделения из системы принципов судопроизводства. Все иные принципы хозяйственного процесса имеют более узкий и в достаточной степени специализированный аспект действия.
Принцип законности в этом отношении является универсальным. Нарушение любого принципа системы принципов хозяйственного процесса, например непосредственности, нередко приводит к нарушению принципа законности или всей системы. Какая бы норма процессуального права ни применялась в судебной деятельности, одновременно соблюдается (нарушается) принцип законности. Данное положение обусловлено пониманием сущности правовых принципов, которое в процессуальном праве сводится к выявлению их взаимосвязи с нормами права путем решения проблемы обязательности или необязательности их нормативного закрепления 126 .
Законность предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых тробований ко всем участникам судопроизводства, предусматривает существование определенных гарантий, содержащихся в нормах процессуального закона, его предписаниях 127 . Так, гарантиями реализации принципа законности являются:
· возможность отвода судьи и других участников судопроизводства;
· участие прокурора в процессе;
· право сторон вести свое дело в суде через представителя;
· четкий регламент формы и содержания искового заявления;
· письменная форма решения и подробная регламентация его структуры.
Цель хозяйственного процесса состоит в том, чтобы в результате рассмотрения дела были установлены действительные фактические обстоятельства дела и правильно применена норма материального права. Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными, если: 1) хозяйственный суд не применил закон, подлежащий применению; 2) применил закон, не подлежащий применению; 3) неправильно истолковал закон.
Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.
Законность - универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции.
Принцип законности в правосудии и судопроизводстве направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права. В процессуальных кодексах тщательно регламентировано производство всех допустимых законом процессуальных действий п принятие процессуальных решений. При этом участники процесса должны точно соблюдать требования не только процессуального, но и материального (уголовного, гражданского, административного) законов. Требование точного соблюдения п исполнения законов при производстве, в частности, предварительного расследования или в суде адресуется нормами УПК не только субъектам, осуществляющим производство по делу (судье, следователю, дознавателю), но и вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства гражданам, их защитникам и представителям, экспертам, специалистам и др.
Осуществление законности при отправлении правосудия обеспечивается системой гарантий, установленных процессуальным законодательством.
Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией может осуществлять только суд. Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда. Статья, находящаяся в соответствии с приведенными конституционными положениями, устанавливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию.
Судебная власть в Российской Федерации, как указано в Законе о судебной системе, осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей федеральных судов первого и второго звеньев - Президентом РФ, а судей высшего звена по его представлению - Советом Федерации. Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией правила о несменяемости и неприкосновенности судей. Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность судебной власти, но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела правовые средства обеспечения независимости судей.
9Независимость судей, гарантии .
Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такое положение может быть обеспечено, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия. Провозглашение самостоятельности органов судебной власти па высшем законодательном уровне, во-первых, означает их неподведомственность иным видам власти (законодательной, исполнительной). Во-вторых, оно означает неподчиненность нижестоящих судов вышестоящим.
Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лип и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.
В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает: а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бвг то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) систему органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.
Закрепление в законе принципа независимости судей служит обеспечению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.
Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией Российской Федерации может осуществлять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда (ст. 49). Статья 13 УПК, находящаяся в соответствии с приведенными конституционными положениями устанавливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию. В отношении ключевого положения суда, его исключительной роли в осуществлении правосудия по гражданским делам положения ст. 118 Конституции РФ конкретизируются в соответствующих нормах ГПК и АПК России.
Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей федеральных судов первого и второго звена - Президентом России, а судей высшего звена по его представлению - Советом Федерации Российской Федерации (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121, 122). Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность судебной власти (ст. 10), но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела правовые обеспечения независимости судей.
Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с нормами УПК в стадии судебного разбирательства находит наиболее полную реализацию вся система принципов судопроизводства и правосудия. В этой стадии уголовного судопроизводства более широкие права, чем на других этапах процесса, предоставлены обвиняемому (подсудимому), его защитнику и законному представителю, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям. Значительным объемом прав пользуются общественные обвинители и общественные защитники. Все это обеспечивает именно суду наибольшие возможности для установления объективной истины и вынесения справедливого приговора. При этом в законе установлено, что приговор суда может быть изменен или отменен только вышестоящим судом по основаниям, перечисленным в уголовно-процессуальном законе.
Сказанное можно дополнить указанием на то, что суд обосновывает свой приговор лишь доказательствами, рассмотренными в судебном разбирательстве (ст. 301 УПК). Таким образом, в своих выводах суд не только не связан мнениями следователя, проводившего предварительное расследование, или прокурора, утвердившего обвинительное заключение и осуществляющего уголовное преследование в судебном разбирательстве, но не связан и доказательствами, собранными на предварительном следствии и представленными суду. В результате судебного разбирательства суд может вынести обвинительный или оправдательный приговор. Обвинительный приговор суд не обязательно выносит по тому обвинению, которое сформулировано в обвинительном заключении. Во-первых, это обвинение суд может изменить до судебного разбирательства. Во-вторых, хотя судебное разбирательство производится лишь по тому обвинению, по которому назначено слушание дела, суд вправе изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ст. 254 УПК).
Приведенные положения показывают, почему суду и только суду закон предоставил право признавать лицо виновным и подвергать уголовному наказанию, т. е. осуществлять правосудие.
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ, как отмечено выше, правосудие осуществляется только судом. Данное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом".
Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст. 49 Конституции РФ и ст. 8 УПК РФ. В последней по данному поводу сказано следующее: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленным настоящим кодексом". Другими словами, только компетентный суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Что касается отправления правосудия по гражданским делам, осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами, то положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ и приведенной ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, тоже конкретизируется в ряде других законов, в первую очередь в ГПК РФ и АПК РФ.
Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Этот перечень является исчерпывающим. Государство доверяет отправление правосудия только специально уполномоченным (компетентным) органам. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.
Требование, чтобы данный вид государственной деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.
Впервые принцип осуществления правосудия только судом был закреплен в законодательном порядке в ходе судебно-правовой ре-Формы конца 50-х - начала 60-х гг. Поводом для этого послужили выявление и широкая огласка многочисленных фактов применения в 20-40-х гг. и начале 50-х гг. репрессивных мер (по своей сути это были меры уголовного наказания) к ни в чем. не повинным гражданам. И делалось это в большинстве случаев не в судебном порядке с соблюдением необходимых процессуальных гарантий и не судами, а так называемыми внесудебными или квазисудебными органами ("особыми совещаниями", "тройками", "двойками" и т.п.). В тех условиях не могло и речи быть о какой-то законности, обоснованности и справедливости принимавшихся решений. Чтобы покончить с такой практикой и хоть как-то предупреждать ее, и был провозглашен принцип осуществления правосудия только судом.
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;