Организация пожарной безопасности на приходах. Пожарная безопасность в храмах и церквях: основные правила

Приветствую всех постоянных Читателей нашего сайта и коллег по цеху. Сегодня мы выкладываем новый документ, утвержденный Приказом МЧС №615 от 23 ноября 2016 года. Называется этот документ «Свод правил. Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности».

Скачать указанный документ можно на нашем сайте, пройдя по ссылке .

Поскольку свод правил опубликован и утвержден Приказам МЧС, имеет силу закона и нормативного документа, которым необходимо пользоваться при проектировании. Однако, на наш взгляд, документ еще «сырой», имеет в своем составе противоречащие друг другу пункты и будет в дальнейшем еще скорректирован. Так чтобы было понятно, о каких именно противоречиях идет речь, обращу Ваше внимание на содержимое следующих ниже пунктов.

Раздел 1, п. 1.1. (Область применения)

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий, сооружений и помещений объектов религиозного назначения .

Теперь в этом же Своде правил посмотри, что понимается под выражением «Объекты религиозного назначения» – смотрим Раздел 3, п. 3.1 (Термины и определения)

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими

определениями:

3.1 Объекты религиозного назначения: Здания, сооружения, помещения, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы, построенные или перепрофилированные (целевое назначение которых изменено) для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний , проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество).

Прекрасно, все пока понятно. Теперь возвращаемся обратно в Раздел 1 (Область применения), п. 1.4 и 1.5

1.4 Настоящий свод правил не распространяется на сооружения религиозного почитания (паломничества), а также на жилые помещения при совершении в них богослужений и других религиозных обрядов и церемоний . Требования пожарной безопасности для названных жилых помещений устанавливаются в соответствии с их классом функциональной пожарной опасности.

1.5 В отношении зданий, в которых осуществляется образовательная деятельность духовными образовательными организациями, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в отношении зданий, предназначенных для обучения религии, применяются требования пожарной безопасности, установленные для зданий образовательных организаций.

Внимательно прочитав вышеуказанные пункты, мы видим конфликт формулировок. С одной стороны, п.1.1. предписывает применять требования Свода правил к объектам религиозного назначения, в перечень которых входят (согласно п. 3.1.) здания, сооружения, помещения предназначенные для совершения богослужений и прочих религиозных обрядов и церемоний, также обучения религии и религиозному образованию, также места религиозного почитания (паломничества). И тут же, пунктами 1.4 и 1.5 того же Раздела 1, исключаются сооружения религиозного почитания (паломничества), жилые помещения для проведения богослужений, а также образовательные религиозные заведения относятся к объектам, к которым применимы требования пожарной безопасности, установленные для зданий образовательных организаций – то есть уже не по настоящему Своду правил. Кто понимает в чем тут дело, сразу сообразил, что от ключевого решения «куда отнести объект» зависят и объемно-планировочные решения и опять же, возможность организовать встроенные помещения различного назначения, а так же эвакуационные пути, функциональное назначение Ф n.n. и еще некоторые тонкости.

Объекты религиозного назначения вообще, надо сказать, долгое время проектировались «вне пожарных норм» в части, к примеру, крышных ограждений или пожарных лестниц (считалось что нельзя портить внешний вид храмов), в отношении пожарных сигнализаций (считалось недопустимым устанавливать пожарные извещатели на потолках храмов, часто покрытых старинной росписью или фресками, являющимися исторической ценностью), в части использования открытого огня в общественных помещениях и местах массового скопления людей (свечи и лампады) и немало еще моментов есть. Сейчас, с утверждением настоящего Свода правил, вопрос считается решенным – к объектам введенным в эксплуатацию до 2008 года Свод правил не применяется – их рассматривают через «призму» Правил противопожарного режима, утвержденных Правительством РФ 25.04.2012 г. №390, а к «новоделам» после 2008 года применим Свод правил в полной мере (см. раздел «Введение» «Свод правил. Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности»).

На этом, статью «Объекты религиозного назначения. Требования П.Б.» завершаю, читайте другие статьи на нашем сайте (список ссылок на статьи на главной странице сайта), участвуйте в обсуждениях в наших группах социальных сетей по следующим ссылкам:

Наша группа В Контакте –

Пожарная безопасность религиозных организаций

К.А. Чернега, юрисконсульт Управления делами Московской Патриархии, профессор кафедры гражданского права и процесса АТиСО, к.ю.н.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ определил правовые основы обеспечения пожарной безопасности. Установленные данным законом требования являются обязательными для Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений (епархий, монастырей, приходов, подворий), имеющих правоспособность юридического лица.

в то же время Церковь в процессе своей деятельности при решении вопросов безопасности руководствуется нормами специального законодательства о некоммерческих, в том числе религиозных, организациях, а именно Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Впрочем, важно отметить, что указанные законы не содержат норм, посвященных вопросам контроля и надзора в сфере пожарной безопасности. Так, ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определяют особенности осуществления Росрегистрацией (ее территориальным органами) контроля за соответствием деятельности религиозных организаций целям, предусмотренным их уставами, и законодательству Российской Федерации.

Конкретные требования к обеспечению пожарной безопасности на культовых объектах изложены, главным образом, в двух нормативных актах:

– в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 (зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. № 4838)

Нормах пожарной безопасности НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования».

Комментарий к ППБ 01-0

В силу п. 772. ППБ 01-0 подсвечники, светильники и другие устройства с открытым огнем должны быть надежно прикреплены к полу, чтобы исключить их случайное выпадение.

Вопросы внутреннего убранства православных храмов регулируются внутренними установлениями – каноническими правилами Русской Православной Церкви, которые имеют многовековую историю. Согласно ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации.

В соответствии с каноническими правилами Церкви практически все виды светильников (паникадило, седмисвещник, лампада, дикирий и т.д.) вообще не ставятся на пол храма. Например, паникадило утверждается на куполе храма. Единственный вид светильника – односвещник устанавливается на полу, однако, вместе с тем он подлежит перемещению во время богослужения (выносится из алтаря, ставится перед Царскими вратами и т.п.). Таким образом, светильники в православном храме вообще не могут «надежно прикрепляться к полу» (см., в частности, Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский «Новая скрижаль или объяснение о церкви, литургии и обо всех службах и утварях церковных» С-Пб, 1908). Соответствующее требование п. 772. ППБ 01-03 о прикреплении к полу светильников грубо противоречит внутренним установлениям Русской Православной Церкви.

Что касается изобретенного составителями ППБ 01-03 риска «выпадания» светильников и подсвечников, то, очевидно, указанные церковные предметы могут упасть. Однако, «выпасть» (подобно первому снегу) они, конечно же, не могут.

Большинство православных храмов являются памятниками истории и культуры. Полы таких храмов (деревянные, мраморные и т.п.) находятся под охраной государства и составляют предмет обязательств по сохранению памятников истории и культуры (охранных обязательств) либо договоров безвозмездного пользования (охранных договоров). В случае передачи храма-памятника в собственность религиозной организации оформляется обязательство по сохранению памятников истории и культуры (охранное обязательство); при передаче храма памятника в безвозмездное пользование религиозной организации с ней заключается договор безвозмездного пользования (охранный договор), содержащий условия по сохранению храма-памятника.

Согласно вышеуказанным охранным документам религиозная организация, получившая здание храма в собственность или безвозмездное пользование, не вправе изменять его внешний вид пола, в том числе просверливать пол.

В силу п. 1.2 НПБ 108-96 требования органов государственного пожарного надзора в отношении культовых зданий памятников истории и культуры и мероприятия, компенсирующие отступления от требований норм и правил, должны решаться совместно с государственными органами охраны памятников истории и культуры.

Однако, порядок такого согласования и, соответственно, урегулирования неизбежных межведомственных разногласий не определены нормативными правовыми актами. В этой связи подавляющее большинство споров, возникающих в связи с применением ППБ 01-03 и НПБ 108-96 между органами государственного пожарного надзора и государственными органами охраны памятников истории и культуры, заходят в тупик. Такая ситуации сложилась, в частности, в Республике Коми.

Важно подчеркнуть, что поскольку религиозные организации являются стороной обязательств по сохранению храмовпамятников (договоров безвозмездного пользования), решения вышеуказанных государственных органов в отношении культовых зданий – памятников истории и культуры и мероприятий, компенсирующих отступления от требований ППБ 0103 и НПБ 108-96 должны приниматься с обязательным участием религиозных организаций. Кроме того, решения, направленные на изменение внешнего вида храма-памятника, должны быть отражены в тексте соответствующих охранных документов.

Что касается вновь выстроенных храмов (не являющихся памятниками истории и культуры), то в ряде случаев попытки применения в отношении них ППБ 01-03 и НПБ 108-96 доходят до абсурда. Так, в одном из актов проверок Сыктывкарского отдела Госпожнадзора содержится предписание о перемещении на 15 метров от жилых домов расположенного в центре столицы Республики Коми вновь выстроенного храма св. блг. Князя Александра Невского.

Комментраий к НПБ 108-96

Вторым нормативным актом, регламентирующим вопросы пожарной безопасности для религиозных организаций, являются НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования». Хотелось бы высказать свою точку зрения по существу данного документа непосредственно касающегося деятельности религиозных организаций в сфере предупреждения пожаров.

Он был введен в действие приказом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России от 18 июня 1996 г. № 32. НПБ, затрагивающие интересы религиозных организаций, не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Между тем, согласно постановлению Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных министерств, в частности приказы, подлежат государственной регистрации в Минюсте России. Таким образом, незарегистрированный в установленном порядке приказ МВД не имеет юридической силы и не обязателен для применения.

Обращает на себя внимание еще одна немаловажная деталь. Указанные НПБ согласованы с Минстроем России (письмо № 13/132 от 29.03.95 г.) и Минкультуры России (письмо № 495-41-14 от 06.05.96 г.). Однако при этом совершенно проигнорировано положение п. 7 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмот-ении указанных вопросов.

В целях реализации положения п. 7 ст. 8 данного закона на федеральном уровне созданы следующие совещательные органы, включающие в свой состав представителей заинтересованных религиозных организаций: Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (см. распоряжение Президента Российской Федерации от 2 августа 1995 года № 357-рп); Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации (см. постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2006 г. № 438). Структуры по взаимодействию с религиозными объединениями действуют в аппаратах Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации.

Несмотря на указанные обстоятельства НПБ не были согласованы не только с централизованными религиозными организациями, но также и с упомянутыми совещательными органами, созданными при Президенте Российской Федерации и при Правительстве Российской Федерации.

Анализ правовых аспектов обеспечения пожарной безопасности поневоле поставил на повестку дня еще один важный вопрос: Почему для религиозных организаций без какого-либо участия с их стороны разработаны специальные НПБ, в которых изложен большой объем различных требований, подлежащих обязательному исполнению, а для других объектов различного назначения такие НПБ отсутствуют.

В конце марта этого года в результате пожара в ночном клубе, расположенном в театре «Ленком», погибло 10 человек. По информации СМИ со ссылкой на персонал клуба в нем каждую ночь проводились огненные шоу с использованием чистого спирта.

Аналогичный пожар имел место в баре города Орска Оренбургской области где также погибло 10 человек. Подобных пожаров, к сожалению, по стране происходит довольно много.

При этом вызывает недоумение следующее обстоятельство: для религиозных организаций установлено императивное требование, согласно которому в храме допускается хранение лампадного масла в количестве не более 5 литров. В то же время в ночном клубе применяется чистый спирт и это никем не нормируется и не пресекается, тем более, что чистый спирт по своим физико-химическим свойствам гораздо опаснее лампадного масла.

В этой связи возникает вопрос: почему же отсутствуют специальные НПБ для игровых и развлекательных заведений, начиная от баров, клубов, игровых залов, казино, варьете и др., где значительная масса людей находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?

Как не парадоксально, но в ППБ 0103 нет вообще какого-либо упоминания о казино и других подобных организациях, зато религиозным организациям посвящен целый раздел.

Чем обусловлена такая «любовь и забота» пожарных к регламентации правил и норм пожарной безопасности в зданиях, предоставленных религиозным организациям?

Священнослужителей, сотрудников религиозных организаций, а также прихожан нельзя сравнить с футбольными или другими фанатами. Как правило, это законопослушные люди. В то же время, для них, но, что принципиально важно, без их участия, без учета традиций и внутренних установлений религиозных организаций, придумана масса различных запретительных мер, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Должностные лица пожарного надзора от имени государства требуют их исполнения, хотя элементарная логика подсказывает, что нельзя самому писать правила и самому их контролировать.

В этой связи позволительно спросить: «А где НПБ, разработанные ГПС, для других объектов с массовым пребыванием людей, для тех же «праздников пива», где поведение фанатов и одурманенной пивом молодежи никак нельзя сравнить с поведением прихожан в храме.

Столь большое количество вопросов поставленных выше не имеет своей целью кого-либо обидеть или поставить в неудобное положение. Это закономерная реакция на, мягко говоря, не вполне законную попытку давления Государственного пожарного надзора на религиозные организации.

Русская Православная Церковь заинтересована в том, чтобы предоставленные ее каноническим структурам объекты религиозного назначения были пожаробезопасными, чтобы в храмах, монастырях и других объектах не было пожаров, чтобы повсеместно строго соблюдались правила пожарной безопасности.

В заключении хотелось еще раз подчеркнуть, что правовой статус НПБ 10896 далек от совершенства. Сложно поверить, что юристы и должностные лица МЧС России не знали о правовой несостоятельности указанных НПБ. Тем не менее, 18.06.2003 года МЧС России издает приказ №316 «Об утверждении норм пожарной безопасности».

Этим приказом утвержден перечень из 128 норм пожарной безопасности, в который вошли НПБ 106-96.

Согласно заключению Минюста РФ (письмо от 18.06.2004 № 07/5845-ЮД) приказ МЧС России от 18.06.2003 года №136 в государственной регистрации не нуждается. Здесь есть небольшая юридическая тонкость. Действительно, сам по себе перечень норм пожарной безопасности не нуждается в государственной регистрации, но это вовсе не означает, что в ней не нуждаются сами НПБ, которые включены в указанный перечень. Без государственной регистрации в Минюсте России НПБ 106-96 являются не более чем рекомендацией.

К сожалению, реальная жизнь показывает, что иногда на объектах культа случаются пожары.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.securpress.ru/

СП 258.1311500.2016

СВОД ПРАВИЛ

ОБЪЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Требования пожарной безопасности

Buildings for using in religious purposes. Fire safety requirements

ОКС 13.220.01

Дата введения 2017-01-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 июня 2016 г. N 162-ФЗ "О Стандартизации в Российской Федерации"*, а правила применения сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил" от 1 июля 2016 г. N 624
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О Стандартизации в Российской Федерации" . - Примечание изготовителя базы данных.

Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 23 ноября 2016 г. N 615

3 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии __________*
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация о пересмотре или внесении изменений в настоящий свод правил, а также тексты размещаются в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru).

Введение

Введение

Требования настоящего свода правил не распространяются на объекты защиты (включая объекты культурного наследия), которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" .

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов религиозного назначения для всех категорий объектов защиты (включая объекты культурного наследия), независимо от времени их постройки, устанавливаются Правилами противопожарного режима в Российской Федерации , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 .

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий, сооружений и помещений объектов религиозного назначения.

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование объектов религиозного назначения, временно размещаемых в сборно-разборных и других аналогичных зданиях.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование объектов религиозного назначения высотой более 50 м, определяемой в соответствии с 3.16, а также на объекты религиозного назначения с числом подземных этажей более одного, за исключением случаев, когда в указанных подземных этажах размещаются части здания, для которых разработаны нормативные документы в области пожарной безопасности, учитывающие их подземное размещение, а также совместное размещение с объектами религиозного назначения.

1.4 Настоящий свод правил не распространяется на сооружения религиозного почитания (паломничества), а также на жилые помещения при совершении в них богослужений и других религиозных обрядов и церемоний. Требования пожарной безопасности для названных жилых помещений устанавливаются в соответствии с их классом функциональной пожарной опасности.

1.5 В отношении зданий, в которых осуществляется образовательная деятельность духовными образовательными организациями, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в отношении зданий, предназначенных для обучения религии, применяются требования пожарной безопасности, установленные для зданий образовательных организаций.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие документы по стандартизации:

ГОСТ Р 53292-2009 Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

СП 31-103-99 Здания, сооружения и комплексы православных храмов

СП 31-110-2003 Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий

СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95

СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 объекты религиозного назначения : Здания, сооружения, помещения, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы, построенные или перепрофилированные (целевое назначение которых изменено) для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество).

3.2 культовое здание : Здание, сооружение, предназначенное для молитвенного собрания верующих и проведения религиозных обрядов.

3.3 комплекс культовых зданий : Совокупность зданий и сооружений, расположенных на прилегающей территории культового здания, либо встроенных в него, функционально связанных с культовым зданием.

3.4 домовая церковь : Помещение (несколько помещений) богослужебного назначения, встроенное (надстроенное, пристроенное) в здание другого функционального назначения, с одновременным пребыванием не более 50 человек.

3.5 молельный зал культового здания : Основное помещение культового здания, предназначенное для пребывания верующих во время совершения религиозных обрядов.

3.6 технологическая лестница (лестничная клетка) : Лестница (лестничная клетка), предназначенная для функциональной связи этажей, помещений или уровней, и (или) используемая для технического обслуживания оборудования или ремонтных работ. Технологическая лестница (лестничная клетка) не является эвакуационной.

3.7 технологический балкон : Строительная конструкция в виде балкона, используемая только для установки или регулярного обслуживания технологического оборудования и не предназначенная для пребывания посетителей объекта.

3.8 здания (помещения) вспомогательного назначения : Здания (помещения), встроенные (пристроенные, надстроенные) в культовое здание или расположенные на прилегающей к культовому зданию территории, предназначенные для его функционирования, либо функционально связанные с ним (церковные лавки, помещения охраны, жилые здания, гостиницы, школы, гимназии, хозяйственные помещения, кладовые, подсобные, автостоянки, гаражи, мастерские).

3.9 стилобат (стилобатная часть здания) : Нижняя часть (основание) здания ступенчатой формы.

3.10 хозяйственная зона : Часть прилегающей территории культового здания, используемая для размещения хозяйственных сооружений, в том числе складов, мастерских, парковок, автостоянок, гаражей для автотранспортных средств и уборочной техники, площадки для мусоросборника.

3.11 помещение для совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний : Помещение для совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний.

3.12 купол : Покрытие здания (или его части) круглой, квадратной, многоугольной, полусферической или другой сложной геометрической формы.

Примечание - Архитектурное завершение здания храма в виде луковицы, шатра, шлема, шпиля и т.п. куполом не является и представляет из себя неотапливаемую архитектурную конструкцию.

3.13 звонница : Отдельно стоящее, пристроенное к культовому зданию или надстроенное над культовым зданием или его частью открытое сооружение или стена с проемами, предназначенными для подвешивания колоколов.

3.14 колокольня : Отдельно стоящее или пристроенное (надстроенное) к культовому зданию сооружение в виде многоярусной башни, предназначенное для подвешивания колоколов.

3.15 минарет : Круглая, квадратная или многогранная в плане башня, предназначенная для извещения о начале религиозного обряда.

3.16 высота культового здания : В целях настоящего свода правил определяется по СП 1.13130.2009 .

Примечание - При наличии подъезда для пожарных подразделений по стилобату высота здания определятся от покрытия проезда по стилобату. Высота колоколен и минаретов, не предназначенных для размещения смотровых площадок, при определении высоты здания не учитывается. Высота здания определяется высотой подоконника оконного проема последнего эксплуатируемого уровня с постоянным пребыванием людей, кроме колоколен и минаретов.

4 Общие требования

4.1 В настоящем своде правил рассматриваются вопросы противопожарной защиты и устанавливаются требования пожарной безопасности к объектам религиозного назначения религиозных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации в установленном порядке. Для некоторых конфессий приведены дополнительные требования, учитывающие специфику строения зданий и проведения религиозных обрядов.

4.2 При проектировании культовых зданий должны учитываться требования нормативных документов в области пожарной безопасности в соответствии с классом функциональной пожарной опасности в части, не противоречащей настоящему своду правил.

5 Требования пожарной безопасности к размещению зданий и сооружений. Наружное водоснабжение

5.1 Подъезд пожарных автомобилей к объектам религиозного назначения должен быть обеспечен в соответствии с требованиями раздела 8 СП 4.13130 .

К культовому зданию шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон независимо от его высоты.

5.2 Доступ пожарных с автолестниц (автоподъемников) должен обеспечиваться в любые помещения (вдоль пожарных проездов), имеющие окна, и на кровлю зданий (за исключением надстроенных конструкций - куполов, башен, минаретов и др.) с учетом возможностей техники. На этажи высотной части культового здания со стилобатом также должен быть обеспечен доступ пожарных с автолестниц и автоподъемников. При необходимости использования кровель стилобата для подъезда пожарных автомобилей конструкции стилобата должны быть рассчитаны на соответствующую нагрузку.

5.3 Высота проема ворот для въезда пожарных автомобилей на территорию культового здания (комплекса культовых зданий) должна быть не менее 4,5 м, а ширина - не менее 3,5 м.

5.4 Подъезды пожарных автомобилей должны быть устроены к пожарным гидрантам и основным эвакуационным выходам из здания, а также к местам установки наружных патрубков сети внутреннего противопожарного водопровода для подключения пожарных насосов автомобилей.

5.5 Расстояние от культовых зданий до соседних зданий и сооружений в зависимости от их степени огнестойкости следует принимать в соответствии с СП 4.13130 .

5.6 Устройство наружного противопожарного водопровода необходимо предусматривать в соответствии с требованиями СП 8.13130 .

5.7 Расход воды на наружное пожаротушение культового здания следует принимать не менее указанного в СП 8.13130 . Для культовых зданий объемом от 25000 м до 150000 м расход воды на наружное пожаротушение следует принимать не менее 25 л/с.

6 Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

6.1 Степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности, допустимую высоту зданий и площадь этажа в пределах пожарного отсека для культовых зданий следует принимать в соответствии с требованиями СП 2.13130 . Предельный этаж размещения молельных залов и их допустимую вместимость следует принимать в соответствии с таблицей 1.

6.2 Предел огнестойкости несущих конструкций балконов, лоджий, галерей в молельных залах зданий I-III степеней огнестойкости должен быть не менее R45, в молельных залах IV степени огнестойкости - R15. В молельных залах IV-V степеней огнестойкости размещение посетителей на балконах, лоджиях, галереях не допускается.

Таблица 1

Степень огнестойкости здания, не ниже

Класс конструктивной пожарной опасности здания, не ниже

Предельный этаж размещения молельного зала в здании, не выше

Предельно допустимая вместимость молельного зала, чел.

не нормируется

Примечание - В зданиях I, II степеней огнестойкости классов конструктивной пожарной опасности не ниже С1 предельный этаж размещения молельных залов вместимостью менее 50 человек не нормируется.

6.3 Не допускается встраивать в культовые здания IV-V степеней огнестойкости и пристраивать к ним помещения иного назначения, за исключением помещений и сооружений, необходимых для оповещения о начале молитвы (колокольни, звонницы, минареты и др.), с одновременным пребыванием в них не более 5 человек, а также за исключением других помещений (кроме класса функциональной пожарной опасности Ф5) с суммарным количеством людей более 15 человек. Помещения класса функциональной пожарной опасности Ф5 встраивать в указанные культовые здания и пристраивать к ним допускается в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

6.4 Этажность и требования к размещению помещений на подземных и цокольных этажах следует определять по СП 118.13330 . В этажность культового здания не включается количество ярусов пристроенных или надстроенных частей здания без постоянного пребывания людей (колокольня, звонница, минарет и др.), за исключением случая возможного одновременного пребывания более 5 человек (смотровая площадка), а также балконы и галереи площадью менее 40% от площади пола помещения.

6.5 Культовые здания IV-V степеней огнестойкости могут иметь не более одного этажа, заглубленного ниже планировочной отметки земли более чем на 0,5 м. На указанном этаже допускается одновременное пребывание не более 20 человек.

6.6 Размещение молельного зала общей вместимостью не более 300 человек ниже планировочной отметки земли допускается в культовых зданиях I-III степеней огнестойкости. При этом размещение молельного зала должно предусматриваться не ниже подвального этажа, а при отсутствии подвального и наличии подземных этажей - не ниже первого подземного этажа. При наличии цокольного этажа, заглубленного более чем на 0,5 м, размещение молельного зала может предусматриваться не ниже этого цокольного этажа. Размещение помещений отличного от основного функционального назначения в цокольном, подвальном, подземных этажах допускается в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

8 часов назад, Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Об утверждении плана развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.

11 марта 2019 О ректоре Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Распоряжение от 7 марта 2019 года №380-р

11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Белгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на 2020–2024 годы Распоряжение от 7 марта 2019 года №373-р. Программой предусматривается переселение в Белгородскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Белгородскую область в 2020–2024 годах около 1900 соотечественников.

11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Новгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 7 марта 2019 года №372-р. Программой предусматривается переселение соотечественников в целях обеспечения потребности экономики Новгородской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства. Реализация программы позволит привлечь в Новгородскую область в 2019–2020 годах около 2 тысяч соотечественников.

Постановление от 28 февраля 2019 года №224. Утверждены правила маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции.

28 февраля 2019 , Экономические отношения с зарубежными странами (кроме СНГ) на двусторонней основе Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Совместной декларации правительств России и Люксембурга о сотрудничестве в области модернизации экономик Распоряжение от 28 февраля 2019 года №313-р. В Декларации зафиксированы основные направления двустороннего торгово-экономического сотрудничества в промышленной, транспортной, энергетической, космической и инновационной сферах, в области сельского хозяйства, туризма, науки и образования. Реализация Декларации, в случае её подписания, будет способствовать диверсификации структуры торговли товарами и услугами, увеличению объёма инвестиций между Россией и Люксембургом.

28 февраля 2019 , Гуманитарные связи с зарубежными странами (кроме СНГ). Соотечественники Об одобрении Правительством Российской Федерации проектов протоколов о внесении изменений в Договор между Россией и Болгарией о социальном обеспечении и в Соглашение о порядке применения этого Договора Распоряжения от 28 февраля 2019 года №316-р, №317-р. Реализация протоколов, в случае их подписания, будет способствовать повышению материального обеспечения 1350 проживающих в Болгарии российских граждан.

1

 

Возможно, будет полезно почитать: