Основные понятия и виды миграции населения. Понятие миграции

Можно выделить четыре основных вида пространственного движения населения. К ним относятся эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции. Все четыре вида миграции специфичны по своему характеру, а участвующее в них население преследует со­вершенно различные цели.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвуют трудоспособные контингенты, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодической миграции весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграции, видимо, превосходит все остальные. К сожалению, изучается он весьма слабо. Исключение составляют, пожалуй, лишь туристские поездки, объем которых постоянно растет.

Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. В маятниковых миграциях участвует во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах она совершается в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города. В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций близки к объемам еже­годных безвозвратных переселений или даже превышают их. Маятниковые мигранты увеличивают количественно и изменяют ка­чественно трудовые ресурсы поселений - центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.

Сезонные миграции - это перемещения, главным образом, трудо­способного населения к местам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции не только повышают реальный жизненный стандарт, хотя это очень важно, но и удовлетво­ряют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы. Подобные миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районов доминирующее положение принадлежит отраслям, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени. В результате в сезоны наибольшего объема работ эти отрасли испытывают пре­вышающую обычные размеры потребность в рабочей силе. Поскольку она не может быть удовлетворена за счет местных ресурсов труда, то дополнительная рабочая сила привлекается из других районов.

К отраслям с сезонным характером производства относится прежде всего сельское хозяйство. В этой отрасли в сезоны посевных и уборочных работ потребность в рабочей силе намного больше, чем в остальное, особенно зимнее время. К сезонным относятся отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Интеграция этой отрасли промышленности с сельским хозяйством заметно сокращает потребность в сезонной миграции. Отраслями с сезонным характером, или стадиями, производства являются также лесозаготовительная (сплавные работы), рыбо-добывающая (прибрежный лов) и ряд других.

Вместе с тем сезонный характер производства совсем не обязательно сопровождается сезонным характером труда. Агропромышленная интеграция, межотраслевое кооперирование в использовании рабочей силы, применение новых технологий и методов производства (например, океанического рыболовства) по существу сводит на нет потребность в сезонной миграции.

Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией в строгом значении этого слова, соответствующий ему в этимологическом отношении. Этим объясняется тот факт, что ряд исследователей без­возвратную миграцию называют полной, полноценной, т. е. совер­шающейся насовсем. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населен­ных пунктов в другие, и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещения населения внутри населенных пунктов, а второе-возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные места.

Виды миграции различаются не только по формальным признакам, но и по существу. Так, безвозвратная миграция в отличие от других является важнейшим источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях. Естественно, что между безвозврат­ной миграцией и остальными ее видами, нет непреодолимой стены. Один вид миграции может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграции порой бывают предшественниками безвозвратной миграции, так как они создают условия (в первую очередь информационные) для выбора возможного постоянного места житель­ства.

Каждый из названных видов миграции может рассматриваться двояко: как межтерриториальное и межпоселенное перемещение. Переезд населения из одного населенного пункта в другой означает и его террито­риальное перемещение. Причем межпоселенные перемещения могут быть и внутритерриториальными. Внутрипоселенные перемещения по общему правилу к миграциям не относят. Как межтерриторнальные, так и меж­поселенные перемещения представляют собой различные срезы одного и того же явления - то ли безвозвратной, то ли возвратной ми­граций.

Классификация межтерриториальных миграций по географическому признаку целиком зависит от существующего в стране административного устройства. В миграциях обычно различают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские. Поскольку практика планирования выделяет также крупные экономи­ческие районы, включающие группы смежных областей, экономически взаимосвязанных между собой, миграции подразделяют еще на меж­районные и внутрирайонные.

В миграционных потоках могут быть выделены четыре направления: внутри городской местности, т. е. между городами и поселками городского типа; внутри сельской местности, т. е. между сельскими поселениями; между сельскими и городскими поселениями, причем раздельно пере­мещение из сел в города (сельско-городское миграционное движение) и из городов в села (городско-сельское движение). Два последних направления обычно называют сельско-городской миграцией. Добавим, что внутрисельская миграция к миграция населения из сел в города по своему социальному содержанию - разные процессы, как, впрочем, и остальные направления.

Миграция как городских, так и сельских жителей характеризуется большим разнообразием, обусловленным величиной людности поселений, различиями их функции и генезиса. Подобно тому, как с географией районов взаимосвязано прямое и обратное движение мигрантов, со спе­цификой поселений взаимосвязана структура миграционных потоков.

Выяснив суть территориального перемещения и определив его основ­ные виды, можно перейти к определению миграции населения.

Современные определения этого явления относятся к последним десятилетиям. В. И. Переведенцев дает обстоятельный анализ эволюции понятия «миграция». Миграция в переводе с латинского (migratio) означает перемещение, переселение. Применительно к человечеству тер­мин «миграция» обычно употребляется в сочетании с термином «население».

Перемещение и переселение - отнюдь не синонимы. Благодаря этому стало возможным разными терминами именовать миграцию в узком и широком смысле слова. В узком смысле миграции представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т. е. в буквальном смысле слова означает переселение. Термин переселение, широко используемый в литературе XIX в. очень точно отражает суть такого явления, как миграция. Иными словами, это тот случай, когда точность определения не принесена в жертву краткости. Перемещение территориальное - более широкое тол­кование миграции. Многие исследователи к миграциям в широком смысле относят, наряду с безвозвратной (переселением), также сезонные и маятниковые перемещения. В настоящее время мы придерживаемся точки зрения, что это зауженное определение. Миграция в широком смысле слова, как уже говорилось, охватывает все четыре вида переме­щений: безвозвратные, сезонные, маятниковые и эпизодические. Послед­ние не отличаются от сезонных ни своей продолжительностью, ни подчас своими целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудо­выми. Продолжительность эпизодической миграции жителей северных районов в рекреационных целях часто больше, чем трудовой сезонной миграции.

Население представ­ляет собой не только совокупность людей, но и специфическую систему общественных связей и отношений, выступая тем самым в качестве подсистемы «общество».

1. В чем заключается социально-экономическая сущность занятости и безработицы?

2. Исходя, из каких факторов определяется статус в занятости?

3. Каковы основные направления политики занято-

4. Покажите, какая существуют связь между уровнем занятости и безработицы.

5. В чем заключается основная цель систем управления занятостью?

6. Кого можно отнести к занятым и безработным?

7. Какие бывают виды безработицы?

8. Что является источником информации о занято-

9. Какие существуют два типа политики занятости?

10. Какие виды занятости вы знаете?

11. Перечислите нестандартные формы занятости.

Глава 4 Трудовая миграция населения

4.1. Виды миграции трудовых ресурсов

Миграция (от лат.migratio – переселение) – перемещение населения из одних населенных пунктов в другие, как правило, с переменой проживания, а для трудовых ресурсов – места предложения рабочей силы.

Интернационализация экономики, развитие транспортных и коммуникационных технологий способствовали повышению мобильности капитала, товаров, технологий, информации и людей. В то же время развиваются и приемы манипулирования людьми, которое превратилось в прибыльный бизнес. Симптоматично, что последним крупным документом, принятым на рубеже веков (в 2000 г.) ООН, была Конвенция против транснациональной организованной преступности, причем два из трех дополняющих ее протоколов непосредственно относятся к проблемам миграции: «Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и нака-

зании за нее» и «Протокол против незаконного ввоза

мигрантов по суше, морю и воздуху». Россия ратифицировала Конвенцию и оба протокола в 2004 г.

Устойчивая трудовая миграция за несколько последних десятилетий вызвала заметные структурные сдвиги в экономике индустриально развитых стран, существенно изменив сегментирование рынков труда. Обозначившееся разделение труда, в котором мигрантам, как правило, отводятся определенные виды работ, постепенно стало неотъемлемой частью мирового экономического порядка. В большинстве принимающих стран доля иностранных работников с начала 1980-х гг. постоянно возрастала и к 1999 г. составила в Германии 9% общей численности занятых, в Австрии – 10, в Швейцарии – 18, в Люксембурге – 57%. В России этот показатель еще очень низок: менее 0,5%. Впрочем, это данные официальной статистики. На самом деле мигранты играют в экономике многих регионов России гораздо большую роль. Согласно неофициальным оценкам, их доля составляет 5-7% занятых, т.е. достигает примерно такого же уровня, как в Бельгии, Франции, Швеции.

Выделяют несколько видов миграции:

1. Постоянная миграция – переселение населе-

ния со сменой жительства.

2. Циклическая (периодическая) миграция – пе-

ремещение населения на определенный срок (сезон,

неделю, месяц) с возвращением к прежнему месту жи-

тельства.

3. Маятниковая (челночная) миграция – регуляр-

ные ежедневные передвижения из одного населенного пункта в другой (например, на работу или учебу).

4. Эпизодическая миграция – случайные кратко-

временные перемещения населения по каким-либо причинам.

Кроме того, по характеру перемещения следует раз-

личать внешнюю и внутреннюю миграцию.

Внешняя миграция – переселение населения, связанное с выездом из страны (эмиграция) или въездом в страну (иммиграция). Понятие терминов «эмиграция» и «иммиграция» несколько различны, это не одно и то же. Под эмиграцией имеется в виду переселение части населения за пределы своей страны происхождения или проживания. Иммиграция же подразумевает въезд иностранцев или переселенцев из другого региона с последующим получением ПМЖ.

Внутренняя миграция – переселение на терри-

тории внутри страны (межобластная, межгородская, межрайонная). Данный вид миграции является доминирующим компонентом миграционной ситуации в регионах страны. Внутренняя миграция подразделяется на межрегиональную, или межобластную (из одного региона в другой), внутрирегиональную, или внутриобластную (из одного района в другой), и внутрирайон-

ную (из одной местности района в другую этого же рай-

В общем миграционном обороте внутрироссийские передвижения за период с 1995 по 1998 г. составили

в среднем 75%. Основным фактором, повлиявшим на межрегиональную и внутрирегиональную миграцию, стал возрастающий разрыв в экономическом развитии регионов. Характер перераспределения рабочей силы

в значительной степени формируется в зависимости от ряда признаков. По методике ООН мигрантами признаются лица, проживающие на новом месте более 6 месяцев (табл.4.1).

Таблица 4.1

Классификация видов миграции по группам при-

В 1990-х гг. благодаря свободе передвижения через государственные границы и рыночным свободам очень быстро получила развитие временная трудовая миграция. Это самый динамичный и, возможно, самый боль-

шой миграционный поток в России. Большая часть тру-

довых поездок либо не регистрируется (что характерно для миграций в пределах СНГ), либо совершается под маской туризма (в основном между Россией и странами вне СНГ), причем это касается как въезда иностранцев на заработки в Россию, так и выезда россиян с этими же целями за границу. В пределах СНГ поток трудовых мигрантов, как и миграция на постоянное жительство, направлен в Россию. Россияне же выезжают преимущественно за пределы СНГ. Основные сферы деятельности трудовых мигрантов – торговля, строительство, транспорт, ремонт, сервисные услуги.

Мигранты в России заняты главным образом в теневых секторах экономики и подвергаются жестокой эксплуатации.

В России масштабы теневой экономики оцениваются в 22,4% ВВП; по оценкам Росстата, в 2001 г. в неформальном секторе было занято не менее 10 млн человек (15% занятых в экономике). Трудовые мигранты составляют около 8% по отношению к регистрируемой

занятости в экономике, при этом, по меньшей мере, 2 /3

из них работают неофициально.

Миграционное движение (механическое прибытие и выбытие населения) вызывается различными экономическими, политическими, религиозными и другими причинами и связано с серьезными изменениями в по-

ложении людей, их статусе, перспективах жизни. Од-

ной из главных причин миграции и перераспределения трудовых ресурсов по территории страны является ухудшающееся экономическое положение.

При этом принято различать два вида миграций, имеющих экономические причины:

переселенческие, связанные с освоением новых земель и территорий;

трудовые, связанные с заключением трудовых соглашений. В настоящее время в развитых странах работают по трудовому договору более 25 млн трудящих- ся-мигрантов.

Большинство трудовых мигрантов обеспечили мате-

риальный достаток своим семьям: в среднем 3 /4 ми-

грантов, опрошенных в разных городах России в 2002 г., ответили, что их семьи живут «хорошо» или «очень хорошо», тогда как в опросах ВЦИОМ (проведенных не только и не столько среди мигрантов) таких респондентов меньше 5%. И наоборот, «бедных» и тех, кто живет «за чертой бедности», оказалось только 7% среди мигрантов против половины среди всего населения России

Проблема внешней миграции является достаточно новой для России. Сальдо миграции (миграционный прирост) только за период 1991-1995 гг. составило приблизительно 2,5 млн человек, что было больше чем

за предыдущие 30 лет. В настоящее время числен-

ность эмигрантов сократилась: если в 1990-1992 гг. 97% эмигрантов выезжали в Германию, Израиль, США или Грецию, то в 1999 г. уже 7% эмигрантов выезжали

в другие страны.

В отношении международной миграции населения проводится более жесткая, чем для внутренней миграции, и строго регламентированная миграционная политика. Принимающие и передающие страны стремятся регулировать потоки мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Разрешая эмиграцию, страны выезда рассчитывают на снижение перенаселения, безработицы, поступления от эмигрантов валютных средств. Миграционная политика может иметь ограничительный (с 1974 г. в Западной Европе) и поощрительный (в Канаде) характер, подразделяться на эмиграционные и иммиграционные составляющие (например, в США – в иммиграционной политике, в Турции – в эмиграционной). Ряд стран Западной Европы заключили соглашение о единой системе компьютерного учета внешних мигрантов и единого информа- ционно-миграционного пространства.

Перемещения населения имеют сложный характер и структуру. В качестве примера приведем миграцию населения России с зарубежными странами в период

2005-2006 гг. (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Миграция населения России с зарубежны-

ми странами (тыс. чел.)4 В общественно-политических дискуссиях миграция

все чаще обсуждается с точки зрения прав человека. Однако неспособность (или неготовность) большинства принимающих государств принять на себя ответственность за соблюдение на своей территории прав мигрантов очевидна. Показательно, что Конвенция ООН 1990 г. «О защите прав всех трудящихся-ми- грантов и членов их семей» за 12 лет с трудом набрала необходимые 20 ратификаций и вступила в силу только 1 июля 2003 г. Большинство развитых стран так и не ратифицировало эту Конвенцию, что говорит об их неготовности к расширению легитимного пространства трудовой миграции.

Определенное представление о возможных масштабах иммиграции можно получить, если рассчитать, какое демографическое вливание необходимо, чтобы население страны, по крайней мере, не сократилось. Такой расчет вполне правомерен, так как в мире пока нет прецедентов, когда бы успешное экономическое развитие страны сочеталось с быстро убывающим населением. Так вот, чтобы Россия могла прийти к середине века с той же численностью населения, какую она имеет сейчас, ей необходимо привлечь в течение

4 Источник: http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_06/1/01-05.htm

50 лет от 35 до 70 млн иммигрантов – в зависимости

от сценариев рождаемости и смертности. Медианные среднегодовые значения постепенно нарастают от 700 тыс. человек в текущем пятилетии до 1 200 тыс. человек к 2025 г., в последующем оставаясь примерно на этом уровне. С июля 1992 г. органы ФМС (Федеральной миграционной службы) начали проводить регистрацию вынужденных беженцев и переселенцев.

Приведенные параметры иммиграции значительно превосходят достигнутые в прошлом. Даже в 1990-е гг., когда Россия получила беспрецедентно высокий миграционный прирост, он не полностью возместил естественные потери населения. Согласно последней переписи населения, за 14 лет, с 1989 по 2002 г., население России за счет миграции увеличилось на 5 560 тыс. человек, т. е. годовая прибавка составила всего около 400 тыс.. На фоне прогнозных величин это выглядит скромно, несмотря на то, что в 2 раза превосходит уровень 1980-х гг.

Тем не менее, итоги переписи убедительно демонстрируют живительную роль миграции. Не будь в Россию притока извне, ее население уже сократилось бы по сравнению с 1989 г. на 7,4 млн человек, или на 5%. Именно такова была его естественная убыль за

межпереписной период. Миграция скомпенсировала 3 /4 естественных потерь, так что фактически население

страны стало меньше только на 1,8 млн человек, или

Даже в условиях глубокого кризиса Россия смогла абсорбировать 5,5 млн иммигрантов, не обнаружив признаков заметного их влияния на уровень безработицы в стране. Более того, фактический миграционный прирост в России превзошел данные переписи, которые, в свою очередь, на 2 млн человек превзошли текущий учет.

Средняя продолжительность пребывания в России мигрантов, попавших в выборку, составила почти 25 месяцев, т.е. чуть более двух лет, причем около 20 % мигрантов живут здесь уже почти 5 лет. Прожили в России все 12 месяцев в 2000 г. 18% мигрантов, 25% – в 2001 г., 35% – в 2002 г. и почти 70% – все 6 месяцев до момента опроса. Более 40% опрошенных хотели бы получить российское гражданство и остаться в стране навсегда. Многие уже длительное время живут в стране, перевезли сюда свои семьи, в большинстве своем имеют регистрацию по месту жительства и фактически рассматривают Россию как страну постоянного проживания. По существу они уже не являются трудовыми мигрантами, поскольку их цель – стать гражданами страны приема. Еще 20% мигрантов настроены на длительное проживание в стране с последующим возвратом. И только около 30% мигрантов предпочитают быстрый заработок и возврат домой.

Так, согласно исследованиям, в России единовременно находится 3-3,5 млн трудовых мигрантов из стран СНГ (так называемых гастарбайтеров) плюс около полумиллиона китайцев и вьетнамцев. В итоге получим около 4 млн внешних трудовых мигрантов. Примерно половина мигрантов из СНГ имеет временную регистрацию по месту жительства. Многие живут

в России в течение нескольких лет, непрерывно продляя регистрацию. (К примеру, из опрошенных

в Москве трудовых мигрантов с Украины каждый второй проживал в столице более трех лет.) Кроме того, в нашу страну приезжает на длительное время и значительное количество «настоящих иностранцев». Так, за 1992-1997 гг. число прибывших в Россию на срок более одного года граждан западных стран по данным ОВИРа превысило 1,1 млн человек. Все эти группы мигрантов не попадают в текущий учет.

Надо полагать, что зарегистрированные трудовые мигранты из СНГ и иностранцы из других стран, проживающие в России на законных основаниях, в своем большинстве не проигнорировали перепись населения. Они и обеспечили двухмиллионную прибавку общей численности населения страны, количества прибывших и величины миграционного прироста по переписным данным в сравнении с учетными. Все логично. Если общие данные переписи и

могут вызвать сомнение, то скорее это будет

подозрение в занижении названных показателей, так как незарегистрированные мигранты, ясно, уклонились от переписи.

Коммерческие мигранты, начавшие работать на выезде раньше всех, первые свои поездки совершали в Польшу, Турцию, Китай и др. страны. С середины 1990-

х гг. число поездок в дальнее зарубежье снижается, а после 1998 г. сходит почти на нет, так как августовский финансовый кризис 1998 г., вызвавший резкое падение курса рубля и удорожание транспортных расходов, сделал поездки коммерческих мигрантов за рубеж нерентабельными. Произошла переориентация на отечественные оптовые рынки, расположенные в ближайших крупных городах: Смоленске, Владимире, Нижнем Новгороде, Омске, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Кроме того, коммерческие мигранты из всех малых городов Центральной России очень активно используют оптовые рынки Москвы. Особенностью же коммерческой миграции в Исилькуле (Омская обл.) является использование преимуществ приграничного положения: часть товаров скупается в ближнем зарубежье – Казахстане, Киргизии, а затем продается как в самом Исилькуле, так и соседних сибирских областях.

Приток мигрантов тесно коррелирует с уровнем раз-

вития частного сектора экономики. То, что этот сектор быстрее развивается именно в центральных и юго-за-

падных районах, имеющих более разветвленную эко-

номику, лучше оснащенных коммуникациями, тесно связанных с Украиной, Белоруссией, географически и экономически близких к странам Восточной и Западной Европы, закономерно. Резко усилившееся тяготение населения к наиболее обжитым и комфортным районам – не столько конъюнктурное явление, реакция на экономическую депрессию, сколько долговременная тенденция – запоздалое проявление перехода от экстенсивного способа освоения пространства к интенсивному, к сжатию (уплотнению) заселенной территории, более эффективному ее использованию, делающему те возможности, которыми располагает общество, доступными для всего населения.

В настоящее время в мире отмечается интенсивная пространственная массовая подвижность населения. Причем все нарастающее значение приобретают международные миграции как следствие интернационализации жизни на всей планете. Миграции порождают крупные изменения в размещении людей как внутри стран, так и между ними и отдельными крупными регионами мира.

Учет миграционных процессов очень важен для социально-экономического развития любой страны, так как они оказывают сильное влияние на структуру и численность населения и на всю социальную и хозяйственную сферу жизни общества.

Выделяют два вида миграций: внешние (переселение людей из страны в страну) и внутренние (переселение людей из района в район внутри страны). Причем выезд из своей страны на постоянное жительство в другую именуется эмиграцией, а въезд - иммиграцией.

Характер и направления миграционных потоков менялись в разные исторические эпохи в зависимости от разных причин и событий планетарного и местного масштаба (освоение территорий, колонизация и деколонизация, войны и конфликты, природные и экологические катастрофы). Рассмотрим подробнее основные виды миграций.

Внешние миграции могут различаться по своему характеру, причинам, территориальному охвату, продолжительности и т. д. Говоря о характере, следует прежде всего различать добровольные и принудительные миграции. Примерами последних могут служить «вывоз» из в Америку (и в значительно меньшей степени в Европу) в XVI-XIX веках десятков миллионов негров-рабов или, например, насильственная депортация в 9-10 млн человек из оккупированных ею стран в годы второй мировой войны.

Второй вид - это миграции, связанные с договорной контрактацией рабочей силы. Причем в наши дни международная рабочей силы, вызываемая относительным перенаселением и недостатком рабочих мест в десятках слаборазвитых стран и районов мира, приняла гораздо большие масштабы, чем ранее.

В начале 90-х годов только в странах Запада насчитывалось не менее 25 млн трудящихся-мигрантов (наполовину выходцев из ). Крупнейший центр притяжения иностранных рабочих (13 млн человек) сложился в настоящее время в странах (ЕС). Другие крупные районы иммиграции возникли в США, странах Персидского залива, ЮАР.

Экономические причины лежат в основе и такого сравнительно нового миграционного явления, как «утечка умов». Причем этот процесс уже в полной мере затронул Россию и другие страны .

Наряду с экономическими внешние миграции могут быть вызваны и политическими причинами. Примеры подобного рода - эмиграция почти полумиллиона граждан, преимущественно «интеллектуалов» (Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми, Лион Фейхтвангер и др.) из нацистской Германии, фашистской и франкистской . После прихода к власти в Чили генерала Пиночета, в середине 1970-х годов, эту страну покинуло более 1 млн человек и т. д.

Политическая эмиграция в широких масштабах имела место также в дореволюционной России и в СССР, на , во , и многих других странах.

Образование на территории бывшей колонии двух государств - Индии и Пакистана, с последующей трансформацией Восточного Пакистана в государство , привело к переселению в общей сложности 18 млн человек. Осуществлялось оно в основном по религиозному принципу: индуисты переселялись в , а мусульмане - в и Бангладеш.

По территориальному охвату принято выделять межконтинентальные и внутриконтинентальные миграции. В последнее время второй из этих видов стал преобладающим.

По продолжительности среди миграций различают постоянные, временные и сезонные. Большинство современных трудовых миграций относится к категории временных (на один год, на несколько лет).

События конца 80-х - начала 90-х годов во всем мире, но особенно в Восточной и в СССР (после его распада) вызвали к жизни новую волну внешних миграций. Только в ФРГ в 1989 году иммигрировало свыше 1 млн человек, в том числе 720 тыс. этнических немцев из ГДР, стран Восточной Европы и СССР.

Начиная с 1988 г. резко возрос поток мигрантов из республик бывш. СССР, в первую очередь «этническая» и «интеллектуальная» миграция. Очень серьезной проблемой является миграция русскоязычного населения из государств СНГ в Россию.

Нельзя не коснуться еще одной серьезной проблемы нашего времени. Небывало большое число жителей планеты в последние годы стали беженцами вследствие международных и межрегиональных конфликтов, гражданских войн, стихийных бедствий, а часто, вследствие и нищеты. Большие потоки беженцев наблюдались и наблюдаются во многих странах ( , Индия, Шрй-Ланка, и др.), Африки (

Введение

Начиная с 90-х годов двадцатого столетия, в России отмечается кризисное состояние в экономике, международных отношениях, политических и социальных институтах. Кроме того, в целом ряде регионов страны происходят экономические и техногенные катастрофы, вспыхивают военные действия, приводящие к увеличению численности переселенцев и беженцев, возникновению национальной напряжённости в стране, обострению экономических проблем и стрессовых ситуаций, ухудшению криминогенной обстановки в целом ряде регионов России.

Массовые перемещения российских граждан спровоцированы распадом Советского Союза и «падением железного занавеса». Эти процессы обусловлены, прежде всего, экономическими причинами.

Эмигранты из России отправляются на заработки практически во все страны мира, а в Россию прибывают, главным образом, из стран бывшего СССР.

В настоящее время страны мира можно распределить по трём категориям:

  • Страны посылающие миграцию ресурсов;
  • Страны принимающие мигрантов;
  • Страны участвующие в обоих вариантах.

Социальными институтами, занимающимися проблемами миграции в современной России, являются различные службы, находящиеся или в ведении правительства, такие как: Федеральная служба по труду и занятости, подведомственная министерству здравоохранения и социального развития или подконтрольные президенту, например Миграционная служба в составе министерства внутренних дел и ряд других.

1. Основные понятия и виды миграции населения

Важнейшим фактором, отражающим занятость различных социально-демографических групп населения, является уровень их мобильности, характеризующий готовность и возможность населения изменить свой социальный статус, профессиональную принадлежность и место проживанию.

Мобильность населения обусловлена, прежде всего, потребностью экономики в труде определенного содержания и качества, а также места его приложения. Кроме того, в ее основе лежат способность и готовность личности к изменениям в существенных характеристиках труда.

Выделяют социально-профессиональную и территориальную мобильность рабочей силы.

Первая представляет собой процесс изменения содержания трудовой деятельности под воздействием разнообразных социально-экономических причин и, прежде всего, развития науки, технических особенностей внедрения НТП в экономику. Этот вид мобильности непосредственно связан с текучестью рабочей силы.

Второй вид мобильности - выделена территориальная мобильность , или миграция. Этот вид мобильности - характерное явление современного состояния российского общества. Он определяет состояние занятости на рынке труда, уровень безработицы, лежит в основе целого ряда проблем нашей действительности, а в настоящее время он приобрел значительные масштабы.

Миграция представляет собой пространственное перемещение населения, вызываемое изменениями в политической, экономической, социальной сферах, изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования людей, а также экономическими бедствиями и различными политическими причинами.

С миграцией населения, и в том числе рабочей силы, связаны процессы заселения и хозяйственного освоения земель, развития производительных сил общества, образования и смешения рас, языков и народов. Современное состояние миграции в России связано с общественными переменами последних десяти - пятнадцати лет, которые коренным образом изменили политическую и социальную ситуацию на территории Российской Федерации. Россия переживала в этот период настоящий миграционный бум. В разные периоды времени многие развитые страны также испытали на себе высокую степень интенсивности миграции населения, однако в отличие от них наша страна столкнулась с высокой степенью интенсивности миграционных потоков в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии.

Расширение миграционных потоков привело к разнообразным последствия, которые в настоящее время проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурной, психологической и т.д.

В определении миграции используют два подхода: первый «весьма широкий и общий» трактует миграцию как пространственное перемещение рабочей силы, второй - (более узкий, специальный) ограничивает миграцию определенными рамками пространственного движения населения. Последний в большей степени отвечает первоначальному смыслу слова migratio (от латинского «перемещение, «передвижение») и определяет миграцию как перемещение, переселение населения из одних населенных пунктов в другие, связанное с переменой места проживания людей.

Следует отметить, что современное значение миграции, по мнению многих исследователей, значительно шире. Так, в работе Д.И. Валентея и А.Я. Кваши и др. выделяется четыре позиции в трактовании миграции населения:

Согласно наиболее расширительной трактовке, к миграции относят все виды движения населения, имеющие общественную значимость. Сюда включают не только пространственные перемещения, но и текучесть кадров, их движение внутри предприятия, социальные перемещения и т.д.

Анализируя такой подход, следует отметить, что отраслевое, профессиональное и другие виды движения населения действительно связаны с миграцией населения, но лишь в том случае, если это движение сопровождается территориальным перемещением;

Все многообразие пространственного движения населения независимо от его характера и целей. Сюда относятся переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на работу или учебу как внутри тех или иных населенных мест, так и за их пределы, прибытие в тот или иной район на временные, сезонные работы, поездки в командировки, отпуск и т.д.;

Пространственные перемещения, которые совершаются между населенными пунктами и которые ведут к постоянной или временной смене места жительства, а также представляют регулярное двустороннее движение между местами жительства и сферами труда или учебы (не включаются возвратные эпизодически совершающиеся деловые и другие поездки из одних населенных мест в другие);

Вид пространственного движения населения, который в итоге ведет к его территориальному перераспределению. В этом случае отнесение данного вида перемещения к миграции определяется фактическим переселением из одной местности в другую (а в ряде стран - формальной пропиской на постоянном месте жительства). Таким образом, происходит объединение места жительства со сферой приложение труда и определенной деятельностью в одном населенном пункте.

Какой бы подход к определению миграции не рассматривался, очевидно, что миграция способствует обмену трудовыми навыками и производственным опытом, содействует развитию личности, влияет на половозрастную структуру и семейный состав населения, непосредственно связана с профессиональной, социальной и отраслевой мобильностью населения.

Миграционное движение населения в большинстве случаев обусловлено передвижение лиц молодого трудоспособного возраста, зачастую обладающих достаточно высоким уровнем образования и профессиональной подготовки. В связи с этим миграция населения оказывает значительное влияние на показатели естественного движения населения и численность лиц трудоспособного возраста, и, следовательно, на величину трудового потенциала, как в местах вселения, так и в местах выхода (в отдельных регионах, в стране в целом).

В мировой практике получили наибольшее распространение три способа сбора статистических данных о миграции: переписи населения; выборочные обследования; текущий учет (регистрация граждан).

Как правило, чем больше территория, между которыми осуществляется миграционный обмен, и численность населения, проживающего на них, тем более мощными являются миграционные потоки.

Под миграционными потоками понимается совокупное число мигрантов, имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени.

Как правило, территории связаны между собой параллельными миграционными потоками. При этом нередко один из параллельных потоков доминирует над другим. Чем ближе территории, тем интенсивнее их миграционные связи и тем значительнее миграционные потоки, на мощности которых существенным образом сказываются сложившиеся исторические, хозяйственные, природные, этнические и другие связи.

В целях анализа миграцию населения классифицируют по видам по ряду основных признаков.

1. В зависимости от характера пересекаемых границ различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения.

Внешняя миграция - вид перемещения населения, при котором пересекаются государственные границы. В ней выделяют два потока: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция населения - выезд из страны, переселение в другую страну с целью постоянного жительства и временного обоснования (обычно для работы). Она может быть постоянной и временной, даже сезонной, срок которой лимитируется контрактом или другими условиями найма (например, для уборки урожая). Как частный случай выделяют реэмиграцию - возвращение эмигрантов на родину (на постоянное место жительства).

Иммиграция населения - въезд в страну на постоянное или временное место жительства граждан другой страны. Также как и эмиграция, процесс иммиграции населения обусловливается целым рядом причин: социально-экономическими (поиск страны с более благоприятными условиями работы, более высоким жизненным уровнем и т.д.); политическими (бегство от политического, национального преследования, религиозные и расовые притеснения, репатриация и т.д.); военными (депортация, эвакуация, реэвакуация) и другими, например, природно-климатическими, этническими, демографическими и т.п.

К внутренней миграции относят перемещения в пределах одной страны между административными или экономико-географическими районами, населенными пунктами. Наиболее распространенный современный тип внутренней миграции - перемещение из сельской местности в город.

2. По временному признаку выделяют безвозвратную (постоянную), временную, сезонную и маятниковую миграцию.

В строгом значении безвозвратная миграция (или переселение) означает перемещение населения, ведущее к его территориальному перераспределению. Это вид миграции называют еще полной, или полноценной миграцией. Такая миграция отвечает двум основным условиям: а) перемещение осуществляется из одних населенных пунктов в другие; б) перемещение населения сопровождается окончательной сменой постоянного места жительства.

Временная миграция предполагает переселение, на какой либо достаточно длинный, но вместе с тем ограниченный, часто заранее обусловленный, срок. Обычно такая миграция связана с трудовой деятельностью вместе вселения. Временная миграция включает, например, переселения рабочих из одних стран в другие, перемещения в удаленные и малообжитые районы на продолжительный срок (несколько лет) для работы по контракту и т.д.

В ряде отраслей экономики большую роль играет сезонная миграция, которая включает ежегодные перемещения людей в определенные периоды времени (сезоны), например, перемещения населения в сельскохозяйственные районы для уборки урожая в летний и осенний период. Примером сезонной миграции может также служить перемещение населения в летнее время в курортные районы страны и за ее пределы.

Большое значение сезонной миграции состоит в том, что она способствует повышению реального жизненного стандарта населения. Кроме того, такая миграция позволяет удовлетворить потребности отраслей сезонным характером производства, испытывающих в период наибольшее объема работ более высокую потребность в рабочей силе. Это, в первую очередь, касается таких отраслей экономики, как: сельское хозяйство (в период посевных и уборочных работ), лесозаготовки (в период сплава леса), рыбодобывающая отрасль, отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции и т.д. Однако на масштабы сезонной миграции значительное понижающее воздействие оказывают развитие агропромышленной интеграции, межотраслевое кооперирование использовании рабочей силы, применение новых технологий и методов производства.

Регулярные, ежедневные или еженедельные, перемещения населения от места жительства к месту работы или учебы (и обратно) за пределы своего населенного пункта представляют собой маятниковую миграцию.

Этот вид миграции играет, как минимум, двоякую роль. С одной стороны, маятниковые мигранты и количественно, и качественно влияют на трудовые ресурсы и трудовой потенциал поселений - центров притяжения мигрантов, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда (спрос на трудовые ресурсы превышает предложение труда) или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция способствует удовлетворению потребности в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а зачастую и количественно, ограничен выбор рабочих мест.

Маятниковая миграция характерна для многих развитых стран, где она затрагивает значительную часть городского и сельского населения.

Помимо перечисленных видов, для современных условий является правомерным выделение эпизодической миграции, представляющей собой деловые, рекреационные и др. поездки которые могут совершаться нерегулярно и не по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвует трудоспособный контингент, то в рекреационных - различные категории населения. В таком понимании это вид миграции превосходит все остальные, поскольку перемещения являются и рекреационными, и трудовыми. Но, четко провести грань, позволяющую различить, например, сезонную и эпизодическую миграцию, трудно. Это касается и других видов миграции поскольку все они тесно взаимосвязаны и один вид может превращаться в другой или служить основой для формирования другого типа миграции. Так, например, эпизодическая, маятниковая, сезонная миграции могут создавать условия для формирования безвозвратной миграции, поскольку способствуют получению информации для возможного выбора нового постоянного места жительства.

Каждый из перечисленных видов миграции населения может рассматриваться с позиции межтерриториального, внутритерриториального и сельско-городского перемещения. Так, в первых двух видах миграции различают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские, внутри- и межрайонные. В сельско-городских миграционных потоках выделяют: внутригородские потоки (между городами и поселками городского типа); потоки внутри сельской местности (между сельскими поселениями), а также между сельскими и городскими поселениями. Это могут быть сельско-городское миграционное движение в одном случае, и городско-сельское в другом.

3 . С точки зрения форм реализации миграционного движения, принято различать общественно-организационную форму миграции, когда миграция осуществляется при участии общественных и государственных органов и при их экономической помощи, и неорганизованную миграцию, осуществляемую силами и средствами самих мигрантов без какой либо организационной помощи и материальной поддержки со стороны каких-либо учреждений.

4. В зависимости от причин , лежащих в основе перемещения людей, выделяют добровольную или принудительную (вынужденную) миграцию .

5. С точки зрения соблюдения норм действующее в стране законодательство, принято различать миграцию законную (без нарушения законодательных норм) и незаконную (с нарушением законодательства).

По характеру причин, вызвавших перемещение населения, часто выделяют политическую, экономическую и социальную миграцию.

Особым видом миграционного движения населения является трудовая миграция, в основе которой лежат экономические закономерности развития общественного производства, материальные, а также духовные потребности мигрирующих трудовых ресурсов. Трудовая миграция оказывает серьезное влияние на социально-экономическое развитие общества, является существенным источником восполнения трудового потенциала отдельных регионов и в целом по стране.

Трудовая миграция подразделяется на внутреннюю и внешнюю трудовую миграцию.

Внутренняя трудовая миграция представляет собой перемещения экономически активного населения внутри страны между отдельными регионами, отраслями экономики, предприятиями.

Специфическим видом внутреннего трудового движения является межфирменная мобильность, которая существует в следующих формах: традиционная - перевод работника на постоянную работу в другую организацию; новая - лизинг персонала (или кадровый лизинг). Кадровый лизинг - это форма передачи работников наемного труда для выполнения профессиональных работ, при которой возникает (треугольник) отношений между арендодателем, арендатором и арендуемым работником. Это вид краткосрочного найма.

Внешняя трудовая миграция - перемещение экономически активного населения между странами.

2. Факторы и показатели интенсивности миграции населения и трудовой мобильности

Миграция населения воздействует на социально-экономическое развитие любого общества посредством определенных функций, которые она выполняет и которые отражают ее сущность. Все эти функции различают в зависимости от степени обусловленности социально-экономической системы развития общества. Функции , не зависящие от социально-экономической системы и особенностей развития конкретного общества, являются общими, например, ускорительная, селективная, перераспределительная. Другие функции зависят от социально-экономического механизма территориального перераспределения населения и его трудоспособной части. Это - специфические функции (экономическая, социальная). Суть ускорительной функции миграции состоит в обеспечении определенного уровня пространственной подвижности населения и его сменяемости, расширении ареала проживания граждан. Более подвижное население является одновременно и более активным. Территориальные перемещения способствуют расширению кругозора, накоплению опыта и знаний, развитию материальных и духовных потребностей, изменению социально-психологических характеристик мигрантов.

Селективная функции заключается в том, что процесс территориального перемещения ведет к изменению качественного состава населения, как в местах входа, так и выхода мигрантов. Это связано с тем, что различные социально-демографические группы обладают разной степенью территориальной подвижности. Как правило, мужчины (трудоспособных возрастов) в целом участвуют в миграционном движении более активно, чем женщины и нетрудоспособные граждане. Различный уровень подвижности имеют и лица различных национальностей.

Перераспределительная функция связана с размещением производительных сил общества, распределением производственных мощностей и инвестиций между отдельными территориями страны (природными зонами, районами, различными типами городских и сельских поселений). Выполнение этой функции влияет на численность и половозрастные характеристики населения отдельных территорий, динамику демографических процессов, поскольку большая часть мигрантов-лица молодых трудоспособных возрастов, участвующих в воспроизводстве населения.

Специфические функции миграции (экономическая и социальная) в отличие от общих в различных социально-экономических условиях проявляются по-разному.

Экономическая функция направлена на обеспечение количественного и качественного соответствия между наличием средств производства и рабочей силы.

Социальная функция миграции непосредственно определяется уровнем экономического развития страны, проводимой социально-экономической политикой, сложившимися производственными отношениями и направлена на повышение жизненного уровня и социального развития трудовых ресурсов.

В целях гармоничного развития общества очень важно, чтобы экономическая и социальная функции не находились в противоречии.

Факторами (причинами) миграции населения называют различные сочетания объективных и субъективных условий, взаимодействие которых вызывает его перемещение. Их выявление имеет важное значение для разработки эффективных мер миграционной политики. Основными факторами миграции являются экономические и социальные . Эти факторы тесно взаимосвязаны. Действительно, изменение образа жизни, социального статуса, создание семьи, получение образования, жилья и т.д., возможно лишь с получением высоких доходов, с выбором региона с более высоким уровнем экономического развития.

Выделяют также факторы:

Природно-климатические;

Демографические;

Этнические;

Политические;

Военные.

Уже в ближайшее время ожидается значительное сокращение трудоспособного населения (2006-2015 гг.), и компенсировать его ни за счет роста производительности труда, ни за счет переноса производства в перенаселенные районы страны с более дешевой рабочей силой, по мнению специалистов, окажется невозможно. В этой связи труд станет одним из самых дефицитных ресурсов в России. Следовательно, единственным источников пополнения ее трудовых ресурсов может быть только иммиграция. Такая ситуация в мировой практике не является исключительной. В послевоенные годы многие развитые страны Западной Европы также столкнулись с ситуацией, когда численность трудоспособного населения значительно сокращалась. Это привело к тому, что ни одна из этих стран не смогла обойтись только собственными трудовыми ресурсами. Все они активно привлекали на работу иммигрантов.

В настоящее время дефицит труда уже стал тормозить развитие экономики. По данным Госкомстата, в 2002 году в промышленности каждое пятое рабочее место не было заполнено. При чем за последние три года число вакансий в промышленности России возросло в три раза, а в отдельных областях, например, в Ивановской, Рязанской - в пять.

Еще более сложное положение с обеспеченностью трудовыми ресурсами складывается на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Дефицит наблюдается в каждой второй организации. Вместе с тем ежегодно в Россию из дальнего и преимущественно ближнего зарубежья приезжают значительные контингенты работников. Чаще всего - это иммигранты из Казахстана, Узбекистана, Украины, Киргизии, Грузии.

По данным Госкомстата России в 2000 году число вакансий составляло 2500 единиц. При этом спрос на дополнительных работников со стороны отдельных отраслей экономики чрезвычайно неравномерен. Наиболее значительное число вакансий по отчетности крупных и средних предприятий приходилось на такие отрасли, как: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; промышленность; ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения. А по данным государственной службы занятости число вакансий еще больше - 750,9 тыс., большая часть их которых по рабочим специальностям - 77,4%. Из них 24,5% - в промышленности, 14,6% в строительстве. Большое количество вакансий на тех рабочих местах, которые наименее привлекательны и хуже оплачиваются.

Заявленная потребность в рабочей силе в 2002 году, по которой можно судить о спросе на труд на официальном рынке труда представлена следующими данными:

Промышленность - 23%,

Здравоохранение, социальное обеспечение,

образование, культура и наука - 14%,

Строительство - 12%,

Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание -9%,

Транспорт - 7%,

Управление - 4%,

Сельскохозяйственное производство - 4%,

Кредитование, финансы, страхование - 1%,

Прочие отрасли - 15%.

Основными причинами необходимости привлекать иностранную рабочую силу на российские предприятия в современных условиях являются: нехватка рабочих специальностей и профессий; нежелание местного населения выполнять не престижную, малоквалифицированную работу, трудиться в неблагоприятных условиях и на низкооплачиваемых рабочих местах. Подобные работы есть во многих отраслях экономики, но чаще они характерны для предприятий добывающей промышленности, строительства и особенно сельского хозяйства. Миграция населения является существенным фактором формирования трудовых ресурсов в России, который влияет на их качественный состав, на конъюнктуру на рынке труда как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах. Это влияние определяется как внутренней, так и международной миграцией, ее интенсивностью и структурой мигрантов.

Миграция населения оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на развитие рыночных отношений в стране.

Так, страны, принимающие рабочую силу, получают следующие преимущества:

Повышается конкурентоспособность производимых в стране товаров из-за уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценной иностранной рабочей силы;

Стимулируется рост производства и дополнительная занятость в стране, так как иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги;

Принимающая страна получает экономию на затратах, на образование и профессиональную подготовку квалифицированной рабочей силы при импорте работников;

Появляется возможность в случае кризиса и безработицы в первую очередь уволить иностранных рабочих;

Страна получает экономию на иностранных работниках в силу того, что они не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации различных социальных программ и т.д.

Все это позволяет сделать вывод, что некоторые отрасли «не выжили бы» без иностранных рабочих.

Есть положительные последствия трудовой миграции и для стран-экспортеров рабочей силы. Так, миграция трудовых ресурсов оказывает ощутимое положительное воздействие на экономику страны-экспортера, так как отъезд работника за рубеж сокращает масштабы безработицы в стране, появляются дополнительные источники валютного дохода в форме поступления от иммигрантов.

К отрицательным последствиям трудовой эмиграции, влияющим на экономику страны, следует отнести тенденции роста потребления заработанных средств за границей, сокрытия получаемых доходов от налогов, «утечку умов».

К отрицательным моментам трудовой миграции, связанным с импортом рабочей силы, относятся: социальная напряженность в обществе, межнациональная неприязнь, и, кроме того, у местных предпринимателей создается возможность выиграть от импорта рабочей силы за счет сдерживания роста заработной платы для своих рабочих. При длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда становится такой сильной, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование отраслей национальной экономики (например, строительство, сфера услуг и прочее).

В итоге, можно сделать вывод о существенном влиянии миграции трудовых ресурсов на формирование рынка труда, рыночных отношений и подъем экономики в стране, а в случае, если в России процесс выхода из экономического кризиса примет устойчивый характер, то единственным источников пополнения трудовых ресурсов может быть миграция, а следовательно, основой стратегической миграционной политики должна стать иммиграционная политика.

  1. Государственное регулирование и управление миграцией населения

Миграция населения в условиях неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в России в конце 20 века, является одним из наиболее актуальных демографических процессов. Положительная роль миграции состоит в том, что миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения.

Снижение компенсирующей роли миграции, негативные последствия миграционного движения населения, неизбежно сопровождавшие его, анализ демографической ситуации в России и прогноз на ближайшие десятилетия обуславливают необходимость государственного управления миграцией населения и, прежде всего, трудовых ресурсов. От серьезности государственного подхода и эффективности мер миграционной политики во многом зависит как экономика России, так и социально-нравственный климат в стране. Формирование полноценной и обоснованной миграционной политики требует также выход РФ на внешние рынки труда.

Миграционная политика включает систему условий, способов и мер управления миграционным движением населения на федеральном и региональном уровне. Она предполагает осуществление социально-экономических и правовых мер по стимулированию перемещения населения из одних регионов в другие либо по ограничению таких перемещений и направлена на оптимизацию территориальной подвижности населения.

Основной целью миграционной политики является обеспечение наиболее эффективного перераспределения трудового потенциала по территории страны, а наиболее важным условием ее реализации - тесная увязка с социально-экономической и демографической политикой.

Особое внимание при разработке мер государственной миграционной политики уделяется снижению отрицательного воздействия миграционных процессов на социально-экономическую ситуацию в стране, решению наиболее острых проблем, вызванных миграцией населения. Так, в настоящее время, по данным ИЦ МВД РФ, неуклонно растет преступность среди мигрантов как совершенные ими преступления, так и совершенными в отношении них.

Одной из наиболее проблемных категорий мигрантов, требующих и общественного, и государственного внимания, и, прежде всего, содействия в трудоустройстве, является категория вынужденных переселенцев и беженцев (главным образом из стран бывшего СССР и «горячих точек» России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Грузии и т.д.).

Для решения проблем этих категорий граждан с 1993 года было принято несколько разрозненных миграционных законов, которые не были объединены в общую систему, и это не позволило эффективно влиять на социально-экономическую обстановку в стране.

В целях нейтрализации возможных криминогенных последствий миграции по рекомендации специалистов необходимо ускорить принятие ФЗ «О миграции». Принятое законодательство по регулированию процессов миграции на федеральном уровне должно быть направлено в частности, на ограничение «квотирования» числа мигрантов в одних регионах и их увеличения - в других. Кроме того, необходимо разработать целевую программу миграционной политики в регионах, в которой учитывались бы проблемы различных категорий мигрантов. Именно такой подход укладывается в рамки основных принципов миграционной политики:

Введение квотирования и ужесточения контроля за иммиграцией иностранных граждан в России;

Ужесточение требований к привлекаемым иностранным работникам в регионах с высоким уровнем безработицы.

Миграционная политика проводится с помощью прямых и косвенных методов регулирования территориальных перемещений. Прямые методы - субсидирование перемещение мигрантов, обеспечение их необходимой информацией. Косвенные методы - развитие инфраструктуры, строительство промышленных предприятий, открытие новых рабочих мест в различных отраслях экономики, поддержка предпринимательства и др.

Государственное управление миграцией трудовых ресурсов неотъемлемо связано с регулирующей функцией государства на рынке труда. Оно предполагает создание механизма, позволяющего на основе принятых законов проводить политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно-избранную занятость.

Главной задачей миграционной политики в настоящее время должны стать меры по повышению мобильности населения, необходимым условием которой является свобода передвижения . В современных условиях она сдерживается ограничениями, связанными с регистрацией мигрантов в субъектах РФ, неразвитостью рынка жилья, проблемой защиты частной собственности, наличием института прописки.

Основные направления деятельности правительства России связанны с реализацией Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, а так же федеральной миграционной программы на 2002-2008 год. Эти документы предусматривали разработку и реализацию мероприятий по государственному регулированию миграционных процессов.

К ним в частности относятся:

  • Создание условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду (а так же беженцев, вынужденных переселенцев и др.), использования ими различных видов ссуд, кредитов, жилищных субсидий. Акцент сделан на наиболее уязвимых и нуждающихся граждан;
  • Привлечение в РФ иммигрантов исходя из интересов экономики страны и её регионов. Эти меры направлены на содействие возвращению высококвалифицированных специалистов и на адаптацию иммигрантов. Предусматривается усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю привлечения иностранной рабочей силы, защите российского рынка труда, где приоритетные права на занятие вакантных мест отводятся российским гражданам. Создаётся противодействие нелегальной миграции рабочей силы;
  • Для лучшего обеспечения отраслей экономики отдельных территорий квалифицированной рабочей силой, создаются условия на основе развития регионального рынка жилья, необходимых социальных услуг. В регионах с экстремальными климатическими условиями используется вахтовый метод ведения работ.

Среди основных мер миграционной политики следует отметить следующие:

  • Приём и размещение экономически активной части мигрантов и оказание им помощи в проживании и работе;
  • Оказание господдержки в обустройстве социально-незащищённых вынужденных переселенцев.
  • Помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учётом специфики различных категорий мигрантов;
  • Дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для расселения и стимулирования мигрантов на эти территории с учётом интересов государства и населения;
  • Регулирование потока мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья, применение санкций за нарушение иммиграционного законодательства;
  • Господдержка категорий мигрантов, как депортированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители крайнего севера, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах.

Главными аспектами миграционной политики России являются:

  • Обеспечение прав граждан РФ на свободу передвижения;
  • Гарантия защиты трудящихся-мигрантов за рубежом и их поддержка;
  • Гарантия беспрепятственного возвращения на родину и обеспечение помощи в адаптации мигрантов.

Организационные формы и направления деятельности госорганов и негосударственных структур регулирования миграционных потоков достаточно разнообразны. Важна разработка и реализация федеральных и территориальных программ.

Иммиграционная политика РФ представлена большим разнообразием законов и подзаконных актов и базируется на нормативно-правовой основе.

Иммиграционное законодательство предусматривает определённые санкции за нарушение порядка иммиграции, которые налагаются как на иммигрантов, так и на лица им помогающих или нанимающих на работу.

Санкции различаются от штрафов до депортации. В некоторых странах они могут предусматривать и тюремное заключение.

Вывод

Правительство любой страны вправе определять направления и цели миграционной политики, основываясь на правовых нормах и стандартах, которые закреплены в документах международных организаций и исходя из социальной и экономической целесообразности, продиктованной уровнем и перспективами развития общества.

Обострение проблем миграции в России в современных условиях требует более целенаправленного регулирования миграционных процессов со стороны государства, тем более что миграционные тенденции последних лет не соответствуют долгосрочным интересам страны. Сокращение притока мигрантов во многом произошло из-за достаточно жёсткой ограничительной политики государства, результатом которой, по мнению специалистов, является тот факт, что Россия не смогла использовать в полной мере миграционный потенциал из СНГ. Более того, она продолжает упускать возможность привлекать наиболее адаптированную и выгодную для себя рабочую силу. Это происходит, прежде всего, из-за того, что миграционная политика России в настоящее время абстрагируется от проблем экономического развития страны.

Литература

  1. «Экономика трудовых ресурсов» учебное пособие / под ред. проф. П.Э. Эшлендера. 2008 год.
  2. «Государственное регулирование рыночной экономики» учебник для ВУЗов / под общ. ред. В.В. Кушлина, Н.А. Вомина. Издательство «Экономика». 2001 год.
  3. «Государственное регулирование рыночной экономики» учебное пособие. «Дело». 2001 год.
  4. unicod.shmeleff.com
  5. kr-tgtu.narod.ru
  6. multidoc.oflameron.com
  7. www.stydenty.ru
  8. diploms.ru
  9. www.infostudy.ru

IX класс

1 вариант

Часть А. Выберите только один правильный ответ.

А1. Численность населения России в настоящее время составляет

А2. Основным направлением геополитики при Петре I было

а) западное; б) восточное; в) южное.

а) Поволжье; б) Урал; в) Дальний Восток.

А4. В настоящее время естественное движение населения характеризуется

а) естественной убылью;

б) естественным приростом.

А5. Миграция населения – это

б) передвижение населения по территории из одного места в другое;

в) уменьшение населения территории за счет его отъезда в другие страны.

А6. Наибольшее количество последователей в России имеет

а) ислам; б) католицизм; в) православие.

А7. Какой вид миграции доминирует в стране в настоящее время?

а) Внутренняя; б) внешняя.

А8. В связи с освоением месторождений полезных ископаемых и строительством заводов миграция населения России была направлена в (на)

а) Украину;

б) Урал, Сибирь, Дальний Восток;

в) многие национальные республики.

А9. К городам-миллионерам относится

а) Магнитогорск; б) Челябинск; в) Томск.

А10. Большинство Россиян говорит на языках

а) индоевропейской семьи;

б) алтайской семьи;

в) уральской семьи.

Часть В. Дать определения понятиям:

В1. Город

В2. Иммиграция

В3. Депортация

В4. Естественное движение населения

В5. Урбанизация

В6. Миграция

В7. Беженец

С1. Являются самыми многочисленными в России.

С2. Принадлежат к алтайской языковой семье.

С3. Исповедуют буддизм.

С4. Проживают на Кавказе.

С5. Являются самыми многочисленными в Ульяновской области.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «НАСЕЛЕНИЕ»

Социальная и экономическая география России, IX класс

2 вариант

Часть А. Выберите только один правильный ответ

А1. Городами-миллионерами являются

а) Челябинск, Саратов, Омск, Волгоград;

б) Воронеж, Рязань, Красноярск, Тольятти;

в) Самара, Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург.

А2. Основная часть населения принадлежит к … языковой группе.

а) славянской; б) тюркской; в) финно-угорской.

А3. Для какого из перечисленных регионов России, характерен миграционный отток населения?

а) Краснодарский край;

б) Республика Татарстан;

в) Мурманская область.

А4. Численность населения России в настоящее время составляет

а) 144,4 млн чел.; б) 125,2 млн чел.; в) 130,2 млн чел.

А5. Самыми многочисленными миграциями населения России являются миграции между

а) малыми и крупными городами;

б) странами ближнего зарубежья;

в) сельской местностью и городом.

А6. Миграция населения – это

а) преобладание рождаемости над смертностью;

б) уменьшение населения территории за счет его отъезда в другие страны;

в) передвижение населения по территории из одного места в другое.

А7. Какое место среди крупнейших стран по численности населения занимает Россия?

а) Девятое; б) Шестое; в) Восьмое;

А8. Массовое освоение целинных земель в 30-е гг. вызвало переселение россиян на (в)

а) Урал; б) Казахстан; в) Дальний Восток.

А9. Какой из перечисленных народов России является наиболее крупным по численности?

а) мордва; б) татары; в) чуваши.

А10. В России к категории города могут быть отнесены пункты с населением не менее

а) 9 тыс. чел.; б) 3 тыс. чел.; в) 12 тыс. чел.

Часть В. Дать определения понятиям

В1. Посёлок городского типа

В2. Агломерация

В3. Трудовые ресурсы

В4. Языковая семья

В5. Реэмиграция

В6. Основная зона расселения

В7. Эмиграция

Часть С. Из предложенного списка выберите только 3 народа, которые…

С1. Являются трудовыми мигрантами

С2. Проживают в национальных республиках в составе России

С3. Принадлежат к славянской языковой группе

С4. Были подвергнуты полной депортации во времена СССР

С5. Проживают в бывших союзных республиках



 

Возможно, будет полезно почитать: